Приставочно суффиксальный. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом

За́мок - замо́к

Другая распространённая причина появления омографов это факультативность написания буквы ё. Например, если опустить точки над буквой ё, то следующие слова станут омографами:

Всё - все

чёрта - черта́

Омографами могут быть как совершено разные слова, так и однокоренные слова:

Жа́ркое - жарко́е

А также словоформы одного слова. Например,

пчёлы - пчелы́

зи́мы - зимы́

Паро́нимы (от др.-греч. παρα- - приставка со значением смежности, ὄνομα - «имя») - это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат - адресан т. По аналогии с ложными друзьями переводчика паронимы иногда называются ложными братьями .

Сино́нимы (от др.-греч. σύν – вместе + ὄνομα – имя) - слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Примеры синонимов в русском языке: кавалерия - конница , смелый - храбрый , идти - шагать.

Типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, в чистом виде типы речи встречаются редко, обычно они комбинируются. Так, например, повествование может включать элементы описания или описание включать элементы рассуждения.

Повествование
К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования - динамичность. Ведущая часть речи - глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т. д.).
В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.

Описание
К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод - общая оценка предмета.
Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко - и сложные.
Описание используется в текстах любого стиля.

Рассуждение
К тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис - это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы - это те доказательства, с помощью которых доказывается тезис, вывод - итог размышления.
Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах лю- бого стиля.

Виды изобразительно-выразительных средств
1. ТРОПЫ (основаны на лексическом значении слова)
Эпитет - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение: Твоих задумчивых но- чей прозрачный сумрак (А. С. Пушкин).
Метафора - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения:
И тьмой и холодом объята душа усталая моя (М. Ю. Лермонтов).
Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: Анчар, как грозный часовой, стоит один - во всей вселенной (А. С. Пушкин).
Метонимия - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их связи и признаки: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).
Синекдоха - один из видов метонимии, в основе которого - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения: И слышно было до рас- света, как ликовал француз (имеется в виду вся французская ар- мия) (М. Ю. Лермонтов).
Гипербола - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А. Ахматова).
Литота - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение: Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А. Грибоедов).
Олицетворение - троп, в основе которого перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные: Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. С. Пушкин).
Аллегория - троп, основанный на замене абстрактного понятия или явления конкретным изображением предмета или явления действительности: медицина - змея, обвивающая чашу, хи- трость - лиса и т. д.
Перифраз - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления: царь зверей - лев.
Ирония - прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (А. С. Пушкин).

Стилистические фигуры
(основаны на особом синтаксическом построении речи)
Риторическое обращение - придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т. п.: О вы, надменные потомки… (М. Ю. Лермонтов)
Риторический вопрос - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность вы-сказывания: И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря? (А. С. Пушкин)
Анафора - повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначатием: Словно клянете вы дни без просвета, словно пугают вас ноченьки хмурые
(А. Апухтин).

Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.

Антитеза - стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление: И день и час, и письменно и устно, за правду да и нет… (М. Цветаева).
Оксюморон - соединение логически несовместимых понятий: живой труп, мертвые души и т. д.
Градация - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабле- ния эмоционально-смысловой значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).
Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, близ Кавказа рождена (А. С. Пушкин).
Именительный темы (именительный представления) - слово в именительном падеже или словосочетание с главным словом в именительном падеже, которое стоит в начале абзаца или текста и в котором заявляется тема дальнейшего рассуждения (дается наименование предмета, который служит темой дальнейшего рас- суждения): Письма. Кто их любит писать?
Парцелляция - намеренное разбивание одного простого или сложного предложения на несколько отдельных предложений с целью обратить внимание читателя на выделенный отрезок, придать ему (отрезку) дополнительный смысл: Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большой тщательностью.
Синтаксический параллелизм - одинаковое построение двух и более предложений, строк, строф, частей текста:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
(предложения строятся по схеме: обстоятельство места с определением, подлежащее, сказуемое)
Тучка по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин) (предложения строятся по схеме: подлежащее, обстоятельство места, сказуемое)
Инверсия - нарушение общепринятой грамматической после- довательности речи: Белеет парус одинокой в тумане моря голубом.
(М. Ю. Лермонтов) (по правилам русского языка: Одинокий па- рус белеет в голубом тумане моря.)

В русском языке есть пять стилей речи:
1) разговорный;
2) художественный;
3) публицистический;
4) официально-деловой;
5) научный.

  1. Аффиксация (морфологический способ):
  • приставочный способ;
  • суффиксальный способ;
  • приставочно-суффиксальный способ.
  • Бессуффиксный способ.
  • Словосложение.
  • Аббревиация.
  • Морфолого-синтаксический способ
  • Лексико-семантический способ
  • Лексико-синтаксический способ
  • Типы образования слов:

    • через соединительную гласную (о, е) :
      • корень+корень = паровоз;
      • корень+корень +суффикс = земледелие;
      • корень+слово = лесозаготовка.
    • без соединительной гласной :
      • соединение усечённых слов или усечённых корней - колхоз;
      • усечённый корень + слово с «вынутой» серединой: эс(кадренный) мин(онос)ец = эсминец, нар(одный) ком(иссари)ат = наркомат;
      • сочетание усечённого корня + слово: танцевальный пол = танцпол, партийный + билет = партбилет.
    • аббревиатура : СНГ, НАТО.
    • сокращение (усечение конца): зонтик=зонт; доктор=док; преподаватель=препод.
    • конверсия - переход из одной части речи в другую без изменения слова. В русском языке явление представлено преимущественно субстантивацией прилагательных.

    Способы образования слов.

    Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
    Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

    Приставочный способ.

    При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

    Суффиксальный способ.

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
    Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
    Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

    Приставочно-суффиксальный способ.

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

    Бессуффиксный способ.

    Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

    Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.

    Тема: Словообразование. Орфография

    Урок: Основные способы образования слов в русском языке

    При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

    Приставочным способом образуются:

    1. имена существительные:

    к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- - получается новое существительное прабабушка ;

    2. имена прилагательные:

    к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- - возникает новое прилагательное предобрый;

    3. местоимения:

    к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- - получается новое местоимение кое-кто , которое пишется через дефис;

    4. глаголы , причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:

    5. наречия:

    к наречию весело прибавляется приставка не - - получается новое наречие невесело .

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.

    Чаще всего суффиксальным способом образуются:

    1. имена существительные

    Помощь + суффикс -ник- получается помощник

    Камень + суффикс -щик- получается каменщик

    Парашют + суффикс -ист- получается парашютист

    Учить + суффикс -тель- получается учитель

    Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость

    Строить + суффикс -ени- получается строение

    Стол + суффикс -ик- получается столик

    2. имена прилагательные

    Забота + суффикс -лив- получается заботливый

    Весна + суффикс -н- получается весенний

    Гусь + суффикс -ин- получается гусиный

    Серый + суффикс -еньк- получается серенький

    3. наречия, оканчивающиеся на О:

    К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о -, возникает наречие медленно

    К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

    К исходному существительному снег под- и суффикс -ник- , возникает новое существительное подснежник

    К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н- , образуется прилагательное загородный

    К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся , получается новый глагол разбежаться

    К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому , возникает наречие по-новому

    Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.

    Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.

    Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и- , получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход .

    Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.

    Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

    Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий , получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль .

    Тишь, сушь, высь, синь, зелень - эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый .

    Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.

    В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.

    Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.

    В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую .

    Проанализируем два предложения:

    1. В город приехало новое лицо .

    2. Я люблю все новое .

    В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

    Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

    Прочитайте текст и выполните задания.

    Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы 2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно 2 , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского 2 , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных 2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).

    Задания 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

    Литература

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

    2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

    А) приехать,

    Б) читатель,

    В) неизбежный,

    Г) виднеться.
    2. Какое слово образовано суффиксальным способом?

    Б) преодолеть,

    В) походка,

    Г) разрушение.
    3. Какое слово образовано приставочным способом?

    А) купленный,

    Б) где-нибудь,

    В) доверху,

    Г) размешать.
    4. Какое слово образовано приставочным способом?

    Б) управляемый,

    В) распланировать,

    Г) семилетка.
    5. Какое слово образовано способом сложения?

    А) международный

    Б) обороноспособный

    В) перекресток

    Г) сверхъестественный
    6. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

    А) усиленно – приставочный,

    Б) пробежать – приставочный,

    В) выход – бессуффиксный,

    Г) горение – суффиксальный.
    7. Укажите способ образования слова ВОСХОД.

    А) приставочный,

    Б) бессуффиксный,

    В) суффиксальный,

    Г) переход
    8. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

    А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.

    Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.

    В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.

    Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

    Б) Найдите ошибки в образовании слов и исправьте их.

    1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    1) прекрасный человек

    2) едва успев

    3) без двух пятых

    4) лежать на береге

    2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    1) к две тысячи двадцать второму году

    2)несколько помидоров

    3) совсем озяб

    4) самый важнейший

    3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    1) килограмм яблок

    2) будущие выборы

    3) до двух тысяч второго года

    4) ошиблась

    4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    1) более нужнее

    2) несколько гектаров

    3) с четырьмястами рублями

    4)поезжай домой

    5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    1) в две тысячи первом году

    2) не машите руками

    3) у грузинов

    4) небольшие транзисторы



    6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    1) с двадцатью пятью рублями

    2) нет претензий

    3) хужее всего

    4) не кладите сюда тетради

    7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    1) в обеих сумках

    3) без комментариев

    Задание 2

    Образуйте форму Р.П., мн. ч. следующих существительных.

    Будни - _____________, лохмотья - _______________, курица - _________, лист - __________, полено - ________________, килограмм - ___________________, помидор - _______________, яблоки - ________________, свечи - ________________, блюдце - _______________, полотенце - _________________, дно - ____________, снадобье - ___________________, грибы - _______________, груздь - _________________, кочерга - _______________, мандарины - __________________.

    Задание 3

    Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

    1. На Черном море много песчаных (побережья)____________________________________

    2. Отряд (солдаты)____________и группа (партизан)_________________встретились на берегу Волги.

    3. Я оставался в лесу очень долго: от синих (сумерки)_____________ до полных (потемки)_______________.

    4. В саду много (яблони, вишни, смородина)_______________________________________.

    5. Рим пал от нашествия (варвары)__________________________________.

    6. После (заморозки) ___________________ягоды рябины становятся сладкими.

    7. Над болотом кружила пара (цапли)_______________________________________.

    8. Ивана Алексеевич Крылов написал немало (басни)_____________________.

    9. Отец привез из Самарканда несколько (дыни) ___________________.

    10. Осенью всегда бывает много (свадьбы)______________________.

    Задание 4

    Образуйте относительные и притяжательные прилагательные от данных имен существительных

    1. Казак_______________________________________________________________________

    2. Лазурь______________________________________________________________________

    3. Помещик___________________________________________________________________

    4. Черепица___________________________________________________________________

    5. Артиллерия_________________________________________________________________

    6. Болото_____________________________________________________________________

    7. Черепаха___________________________________________________________________

    8. Рыба______________________________________________________________________

    9. Крокодил___________________________________________________________________

    10. Соболь____________________________________________________________________

    Задание 5

    Найдите и исправьте ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного.

    1. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее и ярче.

    2. Погружаться на дно нужно было более осторожно.

    _____________________________________________________________________________

    3. Это собрание прошло более организованнее, чем в предыдущий.

    _____________________________________________________________________________

    4. Наша цель – показать наиболее лучшее оформление торта.

    _____________________________________________________________________________

    5. Мы будем изучать эту проблему на парах более подробно.

    _____________________________________________________________________________

    6. Этот рецепт был представлен кулинарных книгах довольно раньше.

    _____________________________________________________________________________

    Задание 6

    Раскройте скобки и запишите имена числительные.

    1. Мы ведём переписку с 280_______________________________________________

    (выпускник). 2. Это событие произойдёт в 2010________________________________(год). 3. Этот памятник искусства скоро отметит своё 249 ______________________________ (летие). 4. Новая 10 ___________________________________ (этажка) не совсем обычная. 5. Строители сдали 3 _______________________________(уровневый) паркинг в установленный срок. 6. Установили 32 _______________________________(канальный) телеприёмник. 7. Отдыхающие нового санатория получают 3 ______________________(разовое) горячее питание. 8 На следующей неделе ожидается 35 __________________________________(градус) жара.

    Задание 7

    Найдите и исправьте ошибки в употреблении числи­тельных.

    1. Нэцкэ стоило от пятнадцати до двести пятьдесят тысяч рублей._____________________

    2. На день рождения я пригласил три товарища. _____________________

    3. У бекаса оказались кольца на обоих лапах. ______________________

    4. Четверо женщин и пятеро муж­чин участвовали в шоу. ______________________

    5. Масса голодной пиявки 2–3 граммов, после насыщения кровью – до тридцать пять грамм. ____________________________

    6. Масса тела орла-могильника более двух и пяти десятых килограммов. ___________________

    7 Взвешивание продуктов проводилось на троих весах. __________________________

    8. Материал исследования изложен на ста пятидеся­ти страницах. ___________________

    9. План работы кафедры на двух тысяча двенадцатый год. _________________________

    10. За последние два года на строительство жилья пра­вительством было выделено порядка шестиста миллионов рублей. ___________________________

    11. Этим ученым написано более трёхста статей.

    ___________________________________

    Задание 8

    В предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.

    1) Я застал помощника в своем кабинете. _________________________________________
    2) Мать велела сыну налить себе чаю. _____________________________________________
    3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. ____________________________
    4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. ___________________________________
    5) Писатель показал образ матери в своем развитии. ________________________________
    6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. _______________________________________________________________________
    7) Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение._________________________________________________________

    Задание 9

    Из предложенных в скобках местоимений (каждый, всякий, любой) выберите подходящее по смыслу.

    1. В пьесе Горького «На дне» ______________действующее лицо показано своеобразно.

    2. Наша папа собирает ____________ хлам в гараже.

    3. Поезд останавливался на ___________станции.

    4. Волевой человек преодолеет _______________трудности.

    Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.

    Общие сведения

    «Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» - именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.

    Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.

    Способы образования слов

    Приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.

    Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:


    В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.

    Приставочный метод словообразования

    О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.

    Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:

    • слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
    • слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
    • слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
    • слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
    • слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».

    Особенности приставочного метода

    При образовании слов таким способом следует знать, что:


    Суффиксальный метод словообразования

    Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:

    • слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса -як- к производящей основе «земл»;
    • слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса -няк- к производящей основе «берез»;
    • слово «серость» образовано путем прибавления суффикса -ость- к производящей основе «сер»;
    • слово «работник» образовано путем прибавления суффикса -ник- к производящей основе «работ»;
    • слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса -н- к производящей основе «комнат».

    Особенности суффиксального метода

    Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, имена существительные с суффиксами -ени- и -ани- образуются обычно от глаголов (появиться - появление).

    Приставочно-суффиксальный способ

    Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.

    Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов

    Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:

    • слово «бездарный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
    • слово «подарок» образовано при помощи суффикса -ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
    • слово «припевать» образовано при помощи суффикса -а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
    • слово «впятером» образовано при помощи суффикса -ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
    • слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса -оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
    • слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».

    Особенности приставочно-суффиксального метода

    Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.

    Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:

    • стакан - подстаканник;
    • оружи-е - обезоружить;
    • сво-й - по-своему;
    • шеф - подшефный.

    При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:

    1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:

    • подоконник, то есть под окном;
    • подстаканник, то есть под стаканом;
    • безлуние, то есть без луны.

    2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:

    • люд-и - без-людь-[ й ]-е.

    3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:

    • от посредством приставки по- и суффиксами -ему-, -ому- (взрослый - по-взросл-ому, волчий - по-волчь-[ й ]-и, хороший - по-хорош-ему, товарищеский - по-товарищески);
    • от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов -их- и -ых- (третий - в-треть-их, первый - во-перв-ых).

    4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:

    • без-рог-0-ий, то есть без рогов;
    • без-ног-0-ий, то есть без ног.

    Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:

    • без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
    • без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).

    Закрепление материала

    Теперь вам известно о том, как образуются слова при помощи приставочного, суффиксального или приставочно-суффиксального методов. Для того чтобы закрепить данную тему, необходимо выполнить несколько следующих упражнений:

    1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.

    2. Определите производящие слова для нижепредставленных безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.

    На вопрос Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна заданный автором Пользователь удален лучший ответ это если от слова отбросить приставку и суффикс (а они в слове образованном прист. -суфф. способом есть обязательно!) то должно получиться какое-нибудь однокоренное слово. НО: нельзя отдельно отбрасывать приставку, и отдельно суффикс, иначе слова не получится. например: подорожник. подорож - такого слова нету. дорожник тоже нету. а если отбросить суффикс и приставку, то получится дорога. => слово образовано прист. -суфф. способом

    Ответ от 22 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна

    Ответ от Sailor [гуру]

    < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
    < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
    < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
    < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .

    < мимоходом.
    Зайди на сайт может еще что-то нароешь.


    Ответ от Ѐадич [гуру]
    Многие существительные образованы приставочно - суффиксальным способом.
    При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).
    При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).
    Иногда приставочно - суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).


    Ответ от хороший человек [гуру]
    если закрыть приставку- бред, если суффикс - тоже бред... например ПРИ ВРАТ НИК


    Ответ от Пользователь удален [гуру]
    например,
    приобретенный, образовано отглагола обрести с помощью приставки "при " и суффикса " енн"


    Ответ от Виталий ляпейко [активный]
    Там должен добавиться суффикс и прист.


    Ответ от Пчелка [активный]
    никак


    Ответ от Їунаев Алексей [новичек]
    Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.
    При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
    Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
    Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
    От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-((скакать < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
    Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.
    Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.