Развитие soft skills. Давайте перестанем называть это «soft skills

Социологические исследования десятилетиями доказывают, что для работодателей важны не только профессиональные навыки, но и дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в университете: креативность, ответственность, учтивость и многие другие. Их называют «мягкими навыками» - soft skills. T&P при помощи экспертов объясняют, что это за навыки, как они приобретаются и как понять, какие именно из них вам нужны.

Примечательно, что универсального определения термина soft skills не существует. Согласно Оксфордскому словарю, «мягкие навыки» - это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Но даже это емкое описание весьма расплывчато.

При определении того, что такое soft skills, стоит отталкиваться от контекста и сферы деятельности. Например, в целом хорошо, когда у специалиста есть навыки проджект-менеджмента, но они необязательны для инженера. Умение проводить культурные мероприятия, возможно, будет полезно химику, но куда важнее оно для специалистов по управлению персоналом и event-менеджеров. «Мягкие навыки» - это приобретенные навыки, которые вы получили через дополнительное образование и личный опыт и используете для дальнейшего развития в своей профессиональной отрасли. Именно поэтому они так ценятся при приеме на работу.

Среди значимых soft skills выделяют коммуникативные навыки, критическое мышление, навыки решения проблем, креативность, умение работать в команде, искусство ведения переговоров, самоорганизацию, тайм-менеджмент, навыки разрешения конфликтов, уважение к культуре других народов, общие познания, ответственность, этикет и хорошие манеры, учтивость, чувство собственного достоинства, общительность, честность, сочувствие, рабочую этику, проджект-менеджмент, бизнес-менеджмент. И это только некоторые из них. Хотя проще всего разделить «мягкие навыки» на три группы: личные качества, навыки межличностного общения и дополнительные знания. Важность каждой из категорий также зависит от контекста и целей.

«Существует два типа навыков: hard skills и soft skills. Hard skills - это все навыки, которые связаны непосредственно с ремеслом и той деятельностью, которой занимается человек. Например, если вы программист, то для вас hard skills - это все, что связано с программированием. Для сценариста hard skills - это его навыки написания сценариев. Для человека, который работает на заводе, hard skills - это операционная и техническая деятельность.

Soft skills связаны не с ремеслом, а с коммуникациями и навыками, необходимыми для успешной работы в своей сфере, команде, в коллективе - с другими людьми. Самый широкий блок soft skills - это коммуникативные навыки. Общекоммуникативные навыки, которые необходимы всем, - это умение вести беседу, аргументировать свою позицию, выстраивать контраргументацию, задавать правильные вопросы, давать обратную связь и так далее. Но есть и более узконаправленные коммуникативные навыки - например, коммуникации в продажах, управлении, умение вести переговоры. Существует также большой блок других soft skills различной направленности: навыки управления временем, управления личными финансами, работы с информацией, целеполаганием и так далее.

«Инвестором движут два основных чувства: страх (потерять свои сбережения) и жадность (желание заработать еще больше»

Если мы говорим о формировании навыков, то нужно понимать, что существует классическая схема „знание - умение - навык“. Знание - это все то, что каждый человек может почерпнуть из книг, лекций, семинаров, мастер-классов. Это некая информация, набор концептуальных моделей и алгоритмов. Умение - это переходный момент, когда полученное знание мы пробуем применить на практике, и получается это с разным успехом. Например, маленькому ребенку объясняют, как завязывать шнурки. Если ему просто объяснить на словах, то это не значит, что он будет справляться с практической задачей успешно. Когда ребенку дают попробовать завязать шнурки самому, у него формируется умение. Иногда у ребенка получается это делать, а иногда - нет. Так или иначе, при завязывании шнурков ребенок осознанно понимает, как это делается, и повторяет алгоритм. Навык - это встраивание умения в автоматизированные поведенческие модули и паттерны. Взрослому человеку не нужно каждый раз задумываться о том, как завязываются шнурки, он делает это автоматически.

Если мы говорим о саморазвитии, то важно понимать, какие человеку нужны soft skills для того, чтобы быть успешным в своей профессии. Все намного проще, если человек работает внутри какой-то компании (особенно в средней или крупной корпорации), потому что там существуют модели компетенций под каждую должность и профессию. Тогда человек любой специальности может посмотреть свою модель компетенций, и там будет пять-семь блоков навыков, которые необходимы ему для успешного развития в этой профессии. Тогда он может их осваивать и развивать - в рамках корпоративных программ обучения и развития или самостоятельно.

Если говорить о методах освоения, то, безусловно, лучшие способы для этого - тренинги. Можно читать много книг, статей, слушать лекции, но таким способом вы получите только знания. Если у вас достаточно устойчивости и вы готовы эти знания немедленно применять, то у вас будет формироваться умение. И только через какое-то время сформируется навык. Но это сложный путь, и для этих целей существуют индивидуальные коуч-сессии или специальные навыковые тренинги, которые построены по классическому циклу Колба.

Поясню. Детей можно учить просто: даешь знания, позволяешь пробовать, повторяешь, закрепляешь. У взрослых все осложняется тем, что у них уже существуют свои автоматизмы, выработанные за жизнь. Если просто давать знания и позволять пробовать, то новый автоматизм не встроится, это вызовет сопротивление. Поэтому цикл Колба - это универсальная модель, по которой взрослого человека можно обучить навыкам. Она состоит в том, что сначала люди в группе пробуют и показывают навык так, как они умеют. Если речь идет о тренинге по переговорам, участники разыгрывают специально разработанные кейсы по переговорам. Это может быть записано на камеру, в итоге они получают опыт, при котором они демонстрируют то, что они уже умеют. После этого наступает следующий этап - разбор и анализ того, что получилось. По записи участники анализируют тот процесс, который у них уже автоматически выстроен, они находят ошибки и пытаются их исправить. Они вырабатывают рекомендации, как это можно сделать, тренер дает алгоритм, как это делается правильно, и затем все это еще раз пробуется, но уже с использованием нового алгоритма, и создается основа для формирования навыка.

Важно помнить, что если в течение ближайших 72 часов после тренингов обновленные алгоритмы не начинают встраиваться в рабочую деятельность, то навык не будет выстроен. Для того чтобы навык встраивался, нужен примерно 21 день ежедневного повторения на практике. Оптимальным является формат развития навыков на специальных тренингах с посттренинговой поддержкой на индивидуальных коуч-сессиях».

Алена Владимирская

руководитель агентства PRUFFI, специалист в области рекрутинга

«Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам. Есть несколько вещей, которые необходимы всегда: это умение слушать, говорить и договариваться. В России умения договариваться вообще нет, у нас люди не умеют этого делать, это наша основная проблема. Хотя многие убеждены, что у русских основная проблема - это неумение управлять временем. Но это не так. Этому мы как раз научились. По сравнению, например, с итальянцами, у нас с этим очень даже неплохо. Мы просто быстрее, и другие от этого пугаются. Для нас как раз основная проблема - это коммуникабельность, умение слышать, слушать и договариваться. Это связано не с тем, что мы плохие, а с тем, что в России быстро развивалась экономика и в целом изменился бизнес. За двадцать лет мы прошли путь от экономики, при которой договариваться не надо, потому что она плановая, до современной экономики, где переговоры двигают бизнес. Но мы этому, разумеется, так и не научились.

Порой в soft skills выделяют такую историю, как креативность. В этом смысле в России с этим все очень хорошо. Есть даже такой анекдот: „Если ты хочешь придумать идею, поставь русского. Если ты хочешь развить бизнес, бери русского, но поставь японца“. С креативностью проблем у нас нет, но вот с умением договариваться - глухо. Проблема заключается в том, что учиться-то этому негде. Есть огромное количество различных тренингов, где якобы этому учат, но в реальности у нас научиться этому нельзя по одной простой причине: нашему новому бизнесу не подходят концепции этих тренеров и учителей.

«Многие убеждены, что у русских основная проблема - это неумение управлять временем. Но это не так. Этому мы как раз научились»

Для HR-директора при собеседовании очень важно замечать три вещи: системность, управление временем, умение договариваться. Вовремя ли кандидат пришел на собеседование? Как долго он выполнял тестовое задание? Вовремя ли он прислал тестовое задание? Прислал ли он то, что вы просили? Часто бывает, что вы просите проанализировать одно, а кандидат анализирует то, что ему хочется.

Умение договариваться сразу видно на собеседовании. Когда человек приходит на собеседование, ему фактически надо себя продать. Если вы ходите на собеседования и там нет стрессовых ситуаций - вас не унижают и не запугивают, - то офер надо получать. Необязательно его принимать, но нужен положительный итог ваших встреч, в этом и выражается ваше умение договариваться».

Артем Гиневский

директор «Лаборатории инвестиционных технологий»

«В целом так называемые soft skills были популярны всегда. Но в определенный момент они получили свое название и определение; популярным обучение мягким навыкам стало после первых трудов Карнеги. Мы видим логичный и закономерный процесс: вместе с развитием определенных сфер и профессий возникает спрос на профессионалов с навыками, соответствующими этим сферам. Так, популярные сегодня профессии креативного класса требуют наличия воображения, нестандартного мышления, умения работать в цейтноте с творческими людьми. А для управленческих профессий, к примеру, необходимо умение работать в команде, грамотно выстраивать коммуникацию с коллегами, быть лидером. Сейчас именно эти мягкие навыки являются самыми популярными и востребованными.

Спрос на мягкие навыки рождает предложение на рынке дополнительного образования: появляются различные школы, курсы, коучеры и консультанты. Государственные образовательные учреждения обладают гораздо меньшей гибкостью, чем частные небольшие центры, поэтому перестройка под новые потребности учащихся вузам дается сложнее. Студенты понимают свои пробелы в образовании уже на местах работы - восполнять их специалисты идут в различные организации дополнительного образования.

«Популярные сегодня профессии креативного класса требуют наличия воображения, нестандартного мышления, умения работать в цейтноте с творческими людьми»

В финансовой сфере мягкие навыки также очень важны. Я бы выделил следующие: структурированность сознания, аналитическое мышление, быстрота реакции, умение видеть картину целиком, самоорганизованность. Инвестором движут два основных чувства: страх (потерять свои сбережения) и жадность (желание заработать еще больше). Умение держать под контролем оба этих чувства тоже является своеобразным мягким навыком, необходимым человеку для работы на финансовых рынках. Мы в компании говорим о мягких навыках с нашими слушателями уже в качестве „надстройки“ после того, как они поймут и разберутся в теоретической части. Для того чтобы развить необходимые мягкие навыки, мы советуем постоянно учиться новому, читать профессиональную литературу и литературу по личностному росту. Учиться различным поведенческим вещам следует на практике, перенимая мягкие навыки у профессионалов в вашей сфере».

Все навыки делятся на две большие группы: hard skills (“твердые” навыки) и soft skills (“мягкие” навыки).

К hard skills относят профессиональные, технические навыки, которые легко поддаются наблюдению, измерению и наглядной демонстрации. К этой категории относятся, например, навык слепой печати, владение английским языком, управление автомобилем и т.д. Понятие “hard skills” соответствует техническим или административным процедурам, которые присутствуют в деятельности компании (программирование, работа с оборудованием, управление процессами и т.п.).

Напротив, soft skills - это навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К данной группе относятся коммуникативные и управленческие навыки, например: установление отношений, работа в команде, слушание и понимание собеседника, проведение переговоров, навыки убеждения, ораторское искусство, проведение презентаций, ведение дискуссий, решение проблем, принятие решений, лидерство, обучение других, мотивирование, создание эффективных команд с учетом культурных различий, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Понятие “soft skills” связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой, то есть “мягкие” (по-другому - “социальные”) навыки в равной степени необходимы как для повседневной жизни, так и для работы. Действительно, лидеры на всех уровнях всегда сильно опираются на социальные навыки, будь то демонстрация на собственном примере или создание команд, делегирование полномочий или разрешение конфликтных ситуаций, наставничество, коучинг или мотивация, что подтверждается результатами многочисленных исследований.

Так, результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете (Harvard University) и Стенфордском Исследовательском Институте (Stanford Research Institute) говорят о том, что вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85%.

Возможно, такой результат покажется удивительным, но не следует забывать, что бизнес всегда связан с социумом и включает установление контактов и общение с людьми, а также позиционирование себя и компании в наиболее “выгодном свете” и убедительной форме. А для этого как раз нужны “мягкие” навыки. С другой стороны, soft skills является способом выражения hard skills.

Определяя круг навыков, необходимых менеджерам для процветания компании, нельзя оставить без внимания психологическую концепцию эмоционального интеллекта, предложенную в 1990 г. П. Сэловеем, Дж. Майером и Д. Карузо. В соответствии с которой, эмоциональный интеллект (EQ) определяется как группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект включает четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управление отношениями. На Западе концепция “Эмоционального интеллекта” пользуется большой популярностью, хотя есть мнение, что с научной точки зрения в концепции нет содержания, отличного от принятых ранее в психологии понятий коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности

Таким образом, некоторые специалисты считают, что понятие “эмоциональный интеллект” есть альтернативное название для навыков общения. Хотя, с точки зрения определения “мягких” навыков, представленного нами ранее, эмоциональный интеллект отличается от soft skills, как минимум, наличием такой составляющей, как “самосознание”. А навыки, входящие в составляющую EQ “управление отношениями” полностью попадают в категорию soft skills.

Исследования, проведенные в рамках разработки концепции эмоционального интеллекта, свидетельствуют о том, что факторы эмоционального интеллекта во многом совпадают с “мягкими” навыками. Например, в результате исследования Д. Гоулмана и его коллег, целью которого было определить, какие способности менеджеров обусловливают выдающиеся показатели работы компаний, было установлено, что исключительную успешность лидера определяет именно его интеллект, причем особенно важными являются когнитивные навыки - широта кругозора и способность к предвидению. При этом, чем более высокий уровень занимает менеджер в управлении компанией, тем более значительную роль играют способности, связанные с эмоциональным интеллектом, тогда как различия в функциональных навыках оказываются не столь важными. То есть, чем выше ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта заложено в фундамент его успеха.

Результаты этого исследования коррелируют с результатами другого исследования, проведенного Стенфордским исследовательским институтом (Stanford Research Institute) совместно с фондом Карнеги Мелона (Carnegie Melon Foundation), среди генеральных директоров (CEO) компаний из списка “Fortune 500″. Анализ результатов которого показал, что долговременный и стабильный успех руководителей компаний в работе на 75% определяется soft skills и только на 25% - hard skills. Таким образом, именно soft skills определяют в большей степени успех менеджера. В контексте того, какие дисциплины наиболее важны в программе подготовки менеджеров, заслуживает внимание мнение одного из гуру менеджмента, Генри Минцберга (Henry Mintzberg): “Такие дисциплины, как финансы, бухгалтерское дело и маркетинг, занимают непропорционально много времени за счет критически важных soft skills - лидерства, работы в команде, общения, нестандартного мышления, - именно тех навыков, которые отличают лучших от худших в мире менеджмента. И последствия такого подхода угрожающие - рынок переполнен дипломированными молодыми лидерами, у которых нет реальных лидерских качеств. Такая система, бесспорно, дисфункциональна”.

К hard - дисциплинам также можно отнести математическое моделирование, статистику, экономический и инвестиционный анализ, маркетинговое планирование, финансовый менеджмент и т.п. А к soft - дисциплинам : team-building (“Построение команд”), искусство презентации, лидерство и т.п. Провести четкую грань между hard и soft дисциплинами довольно сложно, так как многие курсы предполагают использование как “твердых”, так и “мягких” навыков (например, “Управление персоналом” - это не только планирование, должностные инструкции и бюджеты, но и коммуникации, психологические тесты и корпоративная культура). В программе курса “Управление проектами” также можно выделить hard и soft - сегменты .

И, наконец, главный, и довольно спорный вопрос, - можно ли обучить навыкам ?

Принято считать, что обучение коммуникативным и управленческим навыкам (soft skills) в рамках тренингов и мастер-классов на программах MBA и других курсах стабильно дает положительные результаты. Однако, как показывают исследования, навыки действительно быстро осваиваются, но малейшее отклонение от схемы, любой нерассмотренный вопрос, в действительности легко приводят участников в замешательство. Например, хорошо подготовленный менеджер по продажам, входя в дверь с надписью “директор” маниакально, как учили, уточняет: “кто у вас принимает решения? “. И таких примеров множество.

Обучение навыкам обычно строится на принципе разделения определенного навыка (например, продаж) на небольшие и конечные, функциональные операции (знакомство; презентация; активное слушание; вопросы и работа с возражениями; заключение сделки), что позволяет обучить, закрепить и продемонстрировать результат освоения навыка. Более сложные для освоения, управленческие навыки часто дробятся на группы: управление временем, делегирование полномочий, ведение переговоров, а группы, в свою очередь, делятся на конкретные действия: целеполагание, планирование, принятие решений, анализ, мотивация. Но использование “мягких” навыков на практике требует целостности и системности, понимания собственных и общих интересов, видения целого, умения использовать различные модели поведения, расставлять приоритеты и делать выбор. Эффективное использование soft skills предполагает не только умение видеть и различать цели и задачи, но и учитывать множественность решений и значение отдельных аспектов. Возникает противоречие, - обучение навыкам строится по принципу дробности, а бизнес требует системности и целостности.

С другой стороны, легко обнаружить, что принцип разделения навыка на отдельные операции (процессы), наилучшим образом подходит для обучения конкретным профессиональным и производственным навыкам, то есть hard skills в рамках индустриальной модели разделения труда (по - другому, в рамках модели конвейерного производства). То есть выполнению тех операций в деятельности компании, результат которых предсказуем и измерим, можно научить. Но принцип обучения профессиональным навыкам hard skills, базирующийся на жесткой норме и конечном разделении труда недостаточен для обучения коммуникативным и управленческим навыкам soft skills.

Каким же образом, в таком случае, осваивать soft skills?

Во-первых, нужно помнить, что навык - лишь путь, инструмент решения задач. Во-вторых, soft skills работают при определенных обстоятельствах. Как считают эксперты, ключевым условием обеспечения целостности в обучении “мягким” навыкам становится знание и понимание задач и контекста применения. То есть видение целого, постановка профессиональных и корпоративных целей обеспечат целостность в освоении и применении “мягких” навыков.

Не раз мы слышали слова Soft Skills и Hard skills . Настоящему лидеру обязательно уметь отличать их друг от друга и понимать значения этих слов. Начнем с того, что Soft Skills дословно переводится с английского как «мягкие навыки », а Hard Skills - «твердые навыки ». Но с таким переводом много понять не удастся, поэтому обратимся к конкретному примеру.

В каждом коллективе есть работник, обладающий харизмой, чувством юмора и умением договариваться. При этом он может не быть техническим профессионалом в своей деятельности. Но, так или иначе, этот сотрудник уверенно шагает по карьерной лестнице вверх. Почему? Все очень просто, ведь он в совершенстве владеет «мягкими навыками». Soft Skills - это совокупность особых навыков, которые необходимы людям для общения, которые помогают человеку не только в карьерном росте, но и в обычной жизни. С помощью Soft Skills легко можно объяснить начальнику, почему вы немного опоздали на работу или не выполнили её ровно в срок. Точно так же не составит труда убедить друга в том, что сегодня он превосходно выглядит и новый костюм ему очень идёт.

А теперь представим себе другую категорию людей в том же коллективе. Они в совершенстве владеют «тяжелыми» навыками, Hard Skills . Как правило, это сотрудники, которые, не являясь превосходными ораторами, на высшем уровне выполняют свою работу. И имеют успех. Итак, Hard Skills – это совокупность профессиональных навыков, необходимых для четкого и правильного выполнения работы.

Становится понятно, чтобы достичь высокого результата, нужно обладать одновременно . Представители разных профессий в разных степенях обладают коммуникативными (Soft) и техническими (Hard) навыками. Например, журналисты, директора предприятий, секретари лучше владеют коммуникативными навыками. А бухгалтеры, пилоты, механики – техническими навыками. От людей «тяжелых» навыков обычно требуется не гибкость ума, а технические знания, высокий уровень квалификации и, да, в некоторой степени, шаблонное мышление.

Известно всем, что для выработки Hard Skills и Soft Skills требуется ежедневная практика. В этом помогут специальные программные курсы. Но главным условием успешного освоения программ станет только разнообразный, уникальный подход к жизни; умение самостоятельно принимать решения и выходить из сложных ситуаций.

Итак, подведем итоги и для наглядности изобразим все, что сказано выше, в таблице.

Создавая резюме или волнуясь на собеседовании, каждый из нас знает, что для работодателя будут важны не только профессиональные умения – писать программы, создавать чертежи или читать лекции. Он постарается выяснить, насколько присущи соискателю сопутствующие навыки, которым не учат в вузах – обычно их вписывают в графу «личные качества». На постсоветском пространстве до последнего времени им уделялось довольно мало внимания, а вот на западе уже давно подметили важность и необходимость так называемых soft skills или мягких навыков. Мягкие навыки - это ответственность, коммуникабельность , умение быстро принимать решения, креативность, стрессоустойчивость, обучаемость и умение обучать других, критическое мышление , управление временем и финансами и так далее. В противовес им существуют hard skills или твердые навыки – профессиональные знания, о которых мы говорили выше.

Hard skills можно легко выявить и измерить, сравнить с такими же навыками других соискателей. К примеру, это делается с помощью устного экзамена, решения задач или тестовых заданий. То, насколько легко конструктор справляется с решением математических задач, а веб-дизайнер создает тестовую страницу для сайта, можно запросто сравнить с такими же результатами конкурентов: зафиксировать количество времени, затраченное на задание, верность решения, качественные показатели результата. Soft skills же измерить не получится. Как вычислить ответственность человека, не поработав с ним? Можно ли предугадать, как поведет себя сотрудник в сложной ситуации, пока он в ней не побывал? Чтобы хоть приблизительно составить представление о личности будущего сотрудника, работодатели придумали такой инструмент как характеристика с предыдущего места работы.

Насколько важны мягкие навыки персонала для успешной деятельности бизнес-структуры? Согласно исследованиям ученых Гарвардского университета, hard skills составляют всего 15 процентов от всех навыков работника – остальной массив занимают именно soft skills. Представьте себе, к примеру, менеджера по продажам. Его твердыми навыками будут знания, которые он получал в университете – бухгалтерское дело, статистика, маркетинг, менеджмент и другие. Они являются базой его профессии, но успешность его как специалиста будут в большей степени определять такие качества как умение договариваться, эффектно подавать свою продукцию, строить команду и сохранять в ней комфортные условия для работы, терпение, доброжелательность, вежливость и еще миллион вещей. Часть этих навыков заложены в самом характере человека или воспитаны родителями – например, терпение. Другие же приходят с опытом – взять хотя бы построение команд или логистику.

Сложно сказать, какие навыки нужно развивать человеку для успешной работы – ведь у каждой профессии свои требования. Где-то понадобится креативность, а где-то, наоборот, умение точно следовать заданному алгоритму без всякой «самодеятельности». В одной профессии нужна дипломатичность и умение обходить острые углы, а в другой придется обзавестись способностью стоять на своем «до последней капли крови».

Soft skills можно разделить на три блока

  1. Личные качества. Они считаются положительным характеристиками не только для работника, но и для человека как такового. Ценятся всеми работодателями, независимо от того, на какую работу приглашают соискателя. Это порядочность, трудолюбие, аккуратность, пунктуальность, исполнительность и другие. Обычно они прививаются в детстве.
  2. Навыки общения. Для специалистов, которые не работают с людьми, не все коммуникативные навыки будут ключевыми – к чему сидящему в кабинете программисту лидерские качества? Но есть и такие, без которых нельзя обойтись, ведь все мы работаем в коллективе, общаемся с коллегами и начальством. Это вежливость, способность соблюдать хотя бы минимальную субординацию, отсутствие конфликтности в характере. Конечно, есть и специальности, где без навыков общения не обойтись. Работа торгового агента, PR-менеджера, журналиста, психолога или репетитора предполагает контакты с людьми, и чем лучше мы научимся проводить беседу и «продавать» себя, тем больше положительных результатов принесет наша деятельность.
  3. Дополнительные профессиональные знания. Их нельзя получить в вузе, они нарабатываются опытным путем, для чего нужно приложить немало усилий. Это может быть клиентская база или база поставщиков, профессиональные связи, умение искать информацию , знание дорожно-транспортной карты своего региона, иностранных языков – в общем, это может быть что угодно. Все мы понимаем, что в работе существует огромное количество нюансов, которые можно постичь, лишь прочувствовав их на собственной шкуре.

Навыки – это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически, без осознания деталей. Ходьба, использование столовых приборов, чистка зубов – это все навыки. Мы уже не помним, как родители в детстве объясняли, что сначала надо взять зубную щетку в руку, потом выдавить на нее зубную пасту, затем почистить зубы, двигая щеткой в определенном порядке, потом помыть ее и пополоскать рот… Как много действий в обычной утренней процедуре, которую мы привычно исполняем много лет! Конечно, в навыках, необходимых для успешной работы, алгоритмы намного сложнее.

Им не обучают в университете, но значит ли это, что soft skills нельзя освоить нигде? Конечно, можно! Существует немало полезной литературы по этому вопросу. Но навык неразрывно связан с практикой, поэтому чтение пособий – это лишь подготовительный этап. К нам уже «прокралась» западная традиция ведения тренингов и коучингов, в том числе и касающихся освоения soft skills. На этих занятиях участников обучают новым навыкам и переучивают в случае, когда навык уже сформирован неправильно.

Имея способность к объективному самоанализу, можно улучшить некоторые из них самостоятельно. Для этого понадобится выявить полезные и мешающие продуктивной работе действия, затем составить план таким образом, чтобы в нем оставались только самые важные детали алгоритма. После этого последует осознанная работа по внедрению правильного механизма навыка в свою жизнь – для этого придется каждый день повторять выработанную методику, пока она не закрепится до автоматизма. Более подробно о том, как приобрести и развить новые навыки , мы уже писали (также на страницах нашего ресурса есть очень интересная статья «Какие навыки нужны в 21 веке »).

Soft skills – объемная часть личностного багажа, от которой во многом зависит успешность человека. Представьте себе сметливого специалиста, который не умеет самоорганизовываться или постоянно обучаться новому. Вряд ли он сможет эффективно работать. А все дело в соотношении навыков и умении правильно пользоваться тем, чему мы научились за свою жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В современной профориентации, на тренингах и в статьях по педагогике встречаются такие американские термины, как "hard skills" и "soft skills" . В этой статье расскажем об их значении, откуда они взялись и что с ними делать обычному человеку.

Что такое hard и soft skills?

Hard skills - (англ. "жесткие" навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена . Примеры hard skills : набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
Soft skills - (англ. "мягкие" навыки) универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills : такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

Краткая история

Термины hard и soft skills берут начало в военном деле. В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих . В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. Понимание различий между soft и hard skills было выражено в доктрине "Системы проектирования военной подготовки" 1968 года таким образом: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills - навыками работы с людьми и бумагами . После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов "профессиональные навыки" и "личные качества" - hard skills и soft skills.

В чем отличия hard от soft?

    ✔ Чтобы преуспевать в освоении hard skills необходим интеллект (левое полушарие мозга, IQ, логика), для развития soft skills требуется "эмоциональность" (правое полушарие мозга, EQ, эмпатия).

    ✔ Требования к hard skills остаются неизменными вне зависимости от компании, в которой вы работаете, людей и корпоративной культуры. Soft skills , наоборот, изменчивы и ситуативны. Например, программирование относится к профессиональным навыкам (hard skills): правила создания хорошего программного кода будут одинаковы для любого программиста в любой компании. Коммуникативные навыки относятся к универсальным компетенциям (soft skills): правила построения эффектной речи будут зависеть от аудитории, к которой обращается говорящий, от речевой ситуации (разговор в метро или выступление на конференции).

    ✔ Овладеть hard skills можно в различных учебных заведениях (школы, институт, дополнительные курсы). Обычно для них выделяются определенные уровни сложности, по которым можно постепенно подниматься, как по лестнице. Например, владение английским языком делится на уровни Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и т.д. Чтобы получить новый уровень, необходимо сдать экзамен. В отличие от hard skills, для освоения soft skills не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения (например, дружелюбность, спокойный характер), или приобретает его с опытом, путем проб и ошибок (например, умение работать в команде, лидерские качества). Soft skills осваиваются медленнее, чем hard skills .

    ✔ Для hard skills существуют подтверждающие сертификаты и дипломы о том, что сотрудник имеет необходимые профессиональные навыки. Soft skills не имеют сертификации и доказать их наличие гораздо труднее.

Какие навыки все-таки важнее?

В основном это зависит от профессии и должности, на которой работает человек. Можно назвать
3 группы профессий по соотношению soft и hard skills:
1. Профессии, в которой превалирует hard над soft : например, физик-ядерщик, который может быть замечательным специалистом и отлично выполнять свою работу, и при этом не уметь работать в команде и взаимодействовать с людьми.
2. Профессии, в которых необходимы в равной степени оба вида навыков : например, . Из двух физиков-ядерщиков более успешным станет тот, кто будет развивать свои социальные компетенции. Вероятно, он сможет сделать более успешную научную карьеру, чем его необщительный коллега.