Словесные игры для детей 7 лет. Словесные игры с мячом

Ольга Шадрина
Картотека словесных игр.

Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Игра «Добавлялки»

Возраст 5-6 лет.

Цел ь: Развивает речевое творчество детей.

Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы

Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,

Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,

Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка

Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:

Прятки – лучшая … (игра!

Игра «Звуки перепутались»

Возраст 5-6 лет.

Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.

Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,

Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,

Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,

Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,

И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,

Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,

У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,

Лучше сяду я на … лень.

Игра «Кто это? Что это?»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: учить подробно объяснять значение слов.

Ход: предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

(Например, это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

Игра «Вспомним разные слова»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

1. Дети встают в круг.

2. Каждый ребенок должен вспомнить слово, «передать» его рядом стоящему.

3. Все по очереди произносят по одному слову.

4. Говорить нужно разные слова, произносить их четко и громко.

Варианты:

Дети подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

Игра «Найди себе пару» Возраст 5-6 лет.

Це ль: развивать фонематический слух,учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

Правила: 1. Каждый должен найти с словом (шутка – утка – мишутка).

Игра «Кому достанется мяч»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: закреплять умение находить длинные и короткие слова.

1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч.

2. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему.

3. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

Игра «Какой звук потерялся»

Возраст 5-6 лет.

Цел ь: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Правила: 1. Воспитатель не спеша читает стихотворный текст

В некоторых словах он пропускает.

2. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

Игра «Подскажи звук»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков.

Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

Ход игры:

1. Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети.

2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук. 3. В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально.

Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью.

Например:

На солнышке грелся черноухий котено…

На него смотрел белолапый щено…

Охотники развели в лесу косте…

Ученик держал в руке каранда…

Малыш попросил маму купить ша…

На лесную полянку выбежал зая…

В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

По стволу стучал пестрый дяте…

Белочка спрятала орешки в дупл…

По двору бродили пету, куриц, утят…

Игра «Что нужно кукле»

Возраст 5-6 лет.

Це ль: закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник,чашка, ложка, вилка).

Ход игры:

1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

Сначала со звуком Л, потом со звуком

Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

Игра «Палочка остановись»

Це ль: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

Возраст 5-6 лет.

1. Дети встают в круг, воспитатель в центре.

2. Дети называют слова и передают одновременно палочку.

3. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь.

Например, про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый…

Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает…

Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.

Игра «Играем в слова в коридоре»

1. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке?

2. Кто трудился, чтобы ты мог одеть эту одежду?

(крестьяне – шерсть, прядильщицы – нитки, ткачи – ткань,

художники-модельеры – фасон, закройщик – раскрой, портной – сшил)

3. Какая обувь у нас в раздевалке зимой, летом?

4. Кто изготавливает обувь? (скорняк – выделывает кожу, модельер – фасон, обувщики – шьют)

5. Какие головные уборы у нас есть и какие ещё бывают? (шапка, берет, кепка, шляпа, платок, косынка, шарф, панама)

6. Какие специальные головные уборы ты знаешь? (фуражка, пилотка, каска, бескозырка, шлем).

Ольга Потапова
Картотека словесных логических игр для детей старшего дошкольного возраста

Словесные логические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх активно развивается память, внимание, мышление, воображение ребенка, активизируется познавательная деятельность, любознательность. К тому же они очень увлекательны.

Словесные игры удобны тем, что не требуют подготовки наглядного материала. В них можно играть где угодно и когда угодно. Одна и та же игра может варьироваться в зависимости от темы, интересов детей, от возраста ребенка.

Словесные игры могут проводиться как со всей группой, так и с отдельно взятым ребенком. Их можно рекомендовать родителям для домашних игр с ребенком.

Изучив большое количество методической литературы по проблемам развития логического мышления у дошкольников, я составила картотеку словесных дидактических логических игр в соответствии с теми задачами, которые они помогают решать.

Словесные логические игры для детей 5-6 лет.

«Назови лишнее слово»

«Магазин игрушек»

«Летает – не летает»

«Что плавает, что тонет?»

«Съедобное – несъедобное»

«Угадай, кто я?»

«Где был Петя?»

«Добавь словечко»

«Кто больше назовёт?»

«Угадай, что спрятано»

«Так бывает или нет?»,

«Похож – не похож»,

«Как правильно?»,

«Хорошо – плохо»

«Птица, рыба, зверь» («Ягоды, цветы, деревья»)

«Четвертый лишний»

«Назови три предмета»

«Отвечай быстро»

«Кому что нужно?»

«Я начну, а ты продолжи»

«Вершки – корешки»

«Закончи предложение»

«Кто кем будет?» («Кто кем был?»)

«А что потом?»

«Что за чем?»

«Когда это бывает?»

«Путаница»

«Поиграем в рифмы»

«Наоборот»

«Если вдруг»

Словесные логические игры для детей 6-7 лет.

В подготовительной группе к тем играм, которые дети освоили ранее, добавляются новые с более сложным содержанием.

Игры на определение родовидовых понятий.

«Чего больше?»

«Вопрос – ответ»

Игры на выделение существенных (главных) признаков предмета.

«Отгадай предмет»

«Какое животное?»

«Автобиография»

«Антонимы для загадок»

«Устный кроссворд»

«Кто больше знает?»

«Занимательные вопросы»

Игры на развитие умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы.

«Что на что похоже?»

«Кто больше заметит небылиц?»

«Чего на свете не бывает?»

«Бывает – не бывает?»

«Угадайте, где мы были?»

«Что не так?»

Игры на обобщение и классификацию предметов.

«Каким это бывает?»

«Охотник» («Рыболов», «Садовод», «Огородник»)

«Да – нет»

«Это что за магазин?»

«Природа и человек»

Игры на установление различных отношений между предметами и явлениями.

«Пара к паре»

«Назови правильно»

«Цепочка ассоциаций»

«Если бы, да кабы…»

«Задом наперед»

«Что сначала, что потом?»

«Логические концовки»

«Пары слов»

«Угадай, что мы задумали»

Игры на развитие быстроты мышления, сообразительности.

«Закончи пословицу»

«Скажи по-другому»

«Тайны двойного»

«Слова-неприятели» («Слова – приятели»)

Описание некоторых игр.

«Кто больше назовёт?»

Взрослый просит ребенка назвать как можно больше предметов:

красного, зеленого, белого цвета (сравнение по цвету,

круглых, квадратных, прямоугольных (по форме,

зимние, летние, весенние (по времени года).

«Так бывает или нет?»

Цель: развивать умение замечать непоследовательность в суждениях.

Дети в рассказе воспитателя должны заметить то, чего на самом деле не бывает. Примерные рассказы:

«Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны и печенье. Дети ели их и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Поезд»

Цель: упражнять группировке предметов по разным признакам.

Детям предлагается называть по очереди слова, но так, чтобы эти слова были связаны друг с другом одним общим признаком, как вагончики в поезде. Например, ложка – тарелка (это посуда) – ваза (обе сделаны из фарфора) – лейка (т. к. и в ту и в другую можно наливать воду) – лопата (обе из металла) и т. д.

«Тайны двойного»

Цель: знакомство с антонимами, развитие сосредоточенности, сообразительности.

Называется 2 слова – антонима: «Что может быть одновременно мокрым и сухим?» Дети называют: одежда, трава, земля, листья.

Что бывает холодным и горячим (чай, вода).

Что бывает черным и белым (снег весной, далматинец, пингвин, шахматная доска).

«Задом наперед»

Цель: развивать понимание отношений последовательности.

Ведущий называет 2 слова (например, яйцо и птица).

«Я расскажу вам историю по этим словам. В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенец. А когда он вырос, то превратился в красивую птицу».

А теперь я назову эти слова наоборот (птица и яйцо, а вам надо придумать другую историю». (например, «Птица на дереве свила гнездо, а потом снесла яйцо»).

Можно предложить слова: лист бумаги – рисунок, кубики – домик, цветок – ягода, лёд – вода, пчела – мёд. А можно придумать свои пары слов.

Такие игры очень нравятся детям.

Публикации по теме:

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Главный принцип природоохранного воспитания – непосредственный.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Картотека дидактических.

Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста. Составитель Моздукова Н. В. Основные математические представления.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. "Большая и маленькая куклы". Цель: различать и называть.

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.

Дидактические (словесные) игры по развитию речи

«Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка - птица Сорока.

Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Сорока, сорока
Отдай нам мыльце

Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.

Сорока, сорока
Отдай нам иголку!

Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.

Сорока, сорока,
Отдай нам очки

Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.

Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку - звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход. - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

Что это? (Это ноги)

Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход. Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я - маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход. Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

Зевают, отдыхают, спят…

Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

Приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

Обедают, благодарят…

Одеваются, прощаются…

Лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки)

«Режим дня»

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

«Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид;
  2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".

Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".

Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".

Ребёнок: "А мой - красной лентой".

Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".

Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".

Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".

Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".

Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".

Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

«Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

"Назови части предмета"

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Добренькая Галина Васильевна, воспитатель МАДОУ д/с №17 г. Алексеевка Белгородская область

«Что круглое, а что овальное?»

Ход игры: Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и овальной формы. Ребенок начинает игру.

Если он не может назвать, педагог начинает: «Я вспомнил, яблоко - круглое, а яичко - овальное. Теперь ты продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжов­ник? Верно, слива - овальная, а крыжовник - круглый». (По­могает ребенку называть предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик, вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан, подсолнух-семечко, каба­чок-яблоко) .

В случае затруднения педагог показывает ребенку набор картинок и они вместе раскладывают их на две группы.

«Летает - не летает»

Ход игры: Педагог предлагает детям быстро назы­вать предметы, когда он скажет слово «летает», а затем назы­вать другие предметы, когда он скажет слово «не летает».

Педагог говорит: «Летает».

Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем педагог про­износит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д. Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми. Игру можно проводить на прогулке.

«Съедобное - несъедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«Живое-неживое»

Ход игры: Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

«Что бывает внизу, а что бывает наверху?»

Ход игры: Педагог предлагает детям подумать и на­звать то, что бывает только наверху.

Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами - небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна) . А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает?» (растения, водоемы, земля, песок, камни и т. д.) .

После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

«Что бывает сладким?»

Ход игры:

Педагог предлагает детям: Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»

Педа­гог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».

Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.

«Отвечай быстро»

Ход игры: Педагог, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следу­ющему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.».

Например «Зеленый», - говорит педагог (делает ма­ленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите.

«Трава», - отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему.

Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов оди­накового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета.

Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч.

«Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Камен­ный».

«Дом» - отвечает следующий играющий и говорит: «Же­лезный» и т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любо­му играющему.

«Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему иг­року.

Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно услож­нить, предложив называть не один, а два или несколько пред­метов.

«Чем похожи?»

Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то по­хожи.

Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думае­те, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас на­зовет свои два похожие между собой предмета».

Игры на исключение четвертого «лишнего» слова

«Будь внимательным!»

Ход игры: Педагог говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слу­шать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.

После каждого вы­деленного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяс­нить принцип группировки.

«Слушай внимательно!»

Ход игры: Педагог говорит ребенку: «Я буду назы­вать слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, лиса, лошадь, корова; трактор, автомобиль, ракета, автобус; груша, репа, свекла, морковь; книга, пенал, мяч, тетрадь; вода, градусник, лекарство, вата».

В случае затруднения он медленно повторяет оп­ределенный набор слов и помогает ребенку выделить неподходящее по какому либо признаку.

«Узнай!»

Ход игры: Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши.

Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза".

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т. д.

Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

Лимон и груша

Малина и земляника

Яблоко и слива

Смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?

«Раздели на группы»

Ход игры: "Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак".

«Подбери слова»

Ход игры:

  1. Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т. д.) .
  2. Другой вариант этого же задания.

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч | мебель

тополь | цветок

шкаф | насекомые

тарелка | дерево

пальто | одежда

муравей | посуда

щука | игрушка

роза | рыба

«Сходства и различие»

Ход игры: Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь | День - ночь

Лошадь - корова | Дерево - куст

Телефон - радио | Помидор - огурец

Самолет - ракета | Стол - стул

«Найди противоположный объект»

Ход игры: Называя какой-либо предмет (например, сахар) , надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное"и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

«Поиск аналогии»

Ход игры: Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т. е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т. д.)

«Назови одним словом»

Ход игры: Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

Стол, стул, шкаф - это...

Собака, кошка, корова - это...

Чашка, блюдце, тарелка - это...

Василек, ромашка, тюльпан - это.

«Найди общее слово»

Ход игры: В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом.

Каким общим словом можно назвать следующие слова:

  1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
  2. а, б, с, в, н
  3. стол, диван, кресло, стул
  4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
  5. январь, март, июль, сентябрь".

Обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т. д.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Найди, что общего у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)

«Слова-близнецы»

Ход игры: Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т. е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию.

Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

1) родник и то, чем открывают дверь;

2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению.

Дополнительные задания к упражнению:

4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие) ;

5) часть ружья и часть дерева;

6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;

7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.

«Что чему нужно»

Ход игры: Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт".

Увидев незнакомую машину (например, автокран) , спрашивают: что это? Почему?

Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т. д.

«Почему?»

Ход игры: Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

Кот или кит? Какое больше? Почему?

Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

Педагог может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

«Выбери главное»

Ход игры: Взрослый говорит детям: Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть.

Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова.

Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?... Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

«Данетка»

Ход игры: Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".

Темы для "данеток"и возможные продолжения игры.

Какой овощ я задумал?

Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)

Это листовой овощ? (Капуста, салат)

Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?

Это мужское имя?

Имя начинается с гласной?

В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?

Это верхняя одежда?

Это мужская одежда?

Какую сказку я задумал?

Это русская сказка?

Какую историческую личность я задумал?

Это мужчина?

Какое дело я делаю утром обязательно?

Какой цвет я задумал?

Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?

Какую страну я задумал?

Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?

Какую известную битву я задумал?

«Черный ящик»

Ход игры: Детям показывают "черный ящик"или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.

Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

«Перечисли предметы»

Ход игры: Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию "Я иду гулять", тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит "Правильно!", после неправильного - "Неправильно!". Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

«Противоположность»

Ход игры: Ведущий называет группе детей слово. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет.

Например, ведущий говорит слово "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска"(чашка выпуклая, а доска прямая) , "солнце"(чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы) , "вода"(вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Придумай загадку»

Ход игры: Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

«Кто кем (чем) будет?»

Ход игры: Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш отвечал на вопрос грамотно.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

Цыпленок - петухом;

Мальчик - мужчиной;

Теленок - коровой или быком - бумага - книгой;

Снег - водой;

Вода - льдом;

Семечко - цветком;

Мука - блинчиками;

Игра-наоборот: "Кто кем был?".

Лошадь - жеребенком

Цветок - семенем

«Третий лишний»

Ход игры: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

Молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают;

Машина, лошадь, трамвай;

Шапка, платок, сапоги;

Роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

Дождь, снег, река;

Врач, турист, шофер;

Тень, солнце, планета;

Мороз, вьюга, январь;

Камень, глина, стекло;

Дверь, ковер, окно;

Море, река, бассейн.

«Какое что бывает?»

Ход игры: Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) . Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

Что бывает длинным? (коротким)

Что бывает широким (узким) ?

Что бывает круглым (квадратным) ?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

«Что снаружи, что внутри?»

Ход игры: Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

«Кто это?»

Ход игры:

1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант: "Кому что нужно?"Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

«Отгадай предмет по его частям»

Ход игры: Детям называем части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, получает одно очко. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

«Отгадай предмет по описанию»

Ход игры: Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т. п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

«Подумай и подбери!»

Ход игры: Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла".

Примерные задания:

1. Лучше меньше, да лучше.

а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.

б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

в) Важно не количество, а качество.

2. Поспешишь - людей насмешишь.

а) Клоун смешит людей.

б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

в) Торопливость может привести к нелепым результатам.

3. Куй железо, пока горячо.

а) Кузнец кует горячее железо.

б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.

в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом.

б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

в) Зеркало висит криво.

5. Не красна изба углами, а красна пирогами.

а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.

6) О деле судят по результатам.

в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

6. Сделал дело - гуляй смело.

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.

б) Мальчик вышел на прогулку.

7. Умелые руки не знают скуки.

а) Петр Иванович никогда не скучает.

б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.

8. Не в свои сани не садись.

а) Если не знаешь дела, не берись за него.

б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге.

в) Езди только на своих санях.

9. Не все золото, что блестит.

а) Медный браслет блестел, как золотой.

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Ведущий объясняет детям правила игры: - Я буду перечислять предметы, которыми украшают новогоднюю елку. Если их вешают на нее, вы говорите «да"", а если не вешают, вы говорите «нет». И так, слушайте внимательно и думайте, где надо говорить «да», а где «нет":


яркая игрушка... звонкая хлопушка... Петенька-Петрушка... старая подушка... белые снежинки... черные ботинки... зайчики из ваты... зимние лопаты... красные фонарики... хлебные сухарики... яблоки и шишки... рваные штанишки...

Много друзей

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Медленно двигаясь по кругу вправо или влево, все играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего, расхаживающего в середине круга. Если, например, водящего зовут Саша, то все поют:


У нашего Сашеньки много друзей, Все они как тени следуют за ним Что 6 ни сделал Саша, делают они... (или: «Все, что Саша делает, делают они».)


Дети поют песенку, а в это время водящий, так же как и все, двигается внутри круга в общем направлении. Когда же песня доходит до слов: «Чтоб ни сделал Саша...», водящий проделывает различные движения, принимает разные позы, но такие, чтобы не мешали движению хоровода, а все дети в хороводе должны точно повторять их. На последние слова песенки:


Кто тебе, Сашенька, самый лучший друг?


Кто тебе, Сашенька, самый лучший друг? -


водящий останавливает свой выбор на том, кто, по его мнению, лучше других повторил за ним его движения. Тот, на кого падает выбор, выходит на середину круга и сменяет водящего, а водящий уходит на его место, и игра продолжается. Дети запевают песенку сначала, называя имя нового водящего.


Эта игра имеет несколько разновидностей. Иногда она проводится так: в середину круга становится водящий, а все остальные, взявшись за руки, водят вокруг него хоровод и тоже поют песенку, но уже другую, хотя в тексте ее также упоминается имя водящего.


Например:


Катя во кругу стоит, Круг на Катеньку глядит. Ну-ка, Катя, покажи, Что нам делать. Раз-два-три!


На счет «три» водящий делает какое-нибудь движение, а все остальные в точности повторяют его.


После нескольких запевов водящий выбирает на свое место того, кто, по его мнению, лучше других справился с задачей, после чего игра продолжается с новым водящим.

Гуси-лебеди

Выбирают волка и хозяина, все остальные игроки - гуси-лебеди. Хозяин становится по одну сторону игровой площадки, гуси-лебеди по другую, в середине - волк. А дальше в игре начинаются разговоры.


Хозяин (зовет гусей). Гуси, гуси?


Гуси (отвечают). Га-га-га.


Хозяин. Есть хотите?


Гуси. Да-да-да.


Хозяин. Ну, летите!


Гуси. Мы боимся.


Хозяин. Почему?


Гуси. Серый волк под горой,


не пускает нас домой!


Хозяин. Что он делает?


Гуси. Гусей щиплет.


Хозяин. Каких?


Гуси. Сереньких да беленьких.


Хозяин. Вы летите как хотите,


Только крылья берегите!


Гуси-лебеди, домой!


Гуси летят с пастбища домой, а волк ловит их до того места, где стоит хозяин. После 2-3 перелетов гусей, выбираются новые волк и хозяин. Каждый раз пойманных волком гусей ведущий подсчитывает и отпускает.


Выигрывает тот из волков, кто сумеет поймать больше, чем другие.

Вопросы

Дети делятся на 2 команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто из ребят не видел, после чего спрашивает игроков, что это за предмет. Это может быть игрушка, конфета, яблоко, мяч, книга - словом, все, что знакомо детям. Они должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».


Например: Оно круглое? Съедобное? Красного цвета? Его можно кидать? Оно тяжелое? Из железа? и т. д.


Побеждает команда, которая быстрее соперников правильно угадает и назовет предмет, лежащий в коробке.

Пощипай! (игра-загадка)

Ведущий объясняет игру 1 или 2 детям, которые, уяснив ее смысл, разыгрывают своих товарищей.


Тарин, барин, пощипай, Ехали на лодке. Тарин, барин утонул - Кто остался в лодке?


Пощипай!


Затеявший игру начинает щипать своего партнера.

Закончи слово

Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са...», поймавший отвечает: «...ша» (Саша) - и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Ка-тя, Ми-ша, Ири-на, Све-та, Ко-ля, О-ля и т. д. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Са...» - и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «мо» - и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «лет» (Са-мо-лет) -и бросает мяч ведущему и т. д.

Какие слова бывают

Ведущий предлагает детям сыграть в игру, кто больше знает разных слов. Выигрывает тот из ребят, кто назовет больше слов, чем другие.

Дразнилки

Дразнилка - это жанр игрового детского творчества. Она возникает как прибавление к имени ребенка рифмованного прозвища или созвучного слова («Андрей-воробей», «Антошка-картошка», «Лиза-подлиза», «Лешка-лепешка»). Ведущий предлагает детям придумать слова, созвучные именам девочек и мальчиков, и чтобы это были дразнилки. Например:


Аркашка-таракашка-букашка.


Саша-каша-простокваша.


Андрей-воробей-ротозей.


Зинка-корзинка-резинка.


Танюшка-лягушка-ватрушка.


Валя-краля.


Света-конфета.


Мишка-шишка.


Анна-ванна.


Побеждает тот из ребят, кто сумеет придумать слов-дразнилок больше, чем другие, и тот, кто придумает самую необычную дразнилку.

Ласковые слова

Один ребенок садится лицом к другим детям. По команде ведущего игроки должны по очереди говорить ему только ласковые слова - солнышко, зайчик, березка, котик, милый, дорогой, нежный, хороший, травка, цветочек и т. д.


Нельзя повторять ранее произнесенные слова, на придумывание в случае затруднения ведущий дает игроку 15-20 секунд. Не сумевший справиться с заданием за это время или назвавший «не ласковое слово», выбывает из игры.


Побеждает участник, успешно справившийся с заданием и вышедший в финал в единственном числе.

Цапки

Выбирается водящий, он вытягивает вперед руку ладонью вниз. Все дети ставят под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:


Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба,



На горе стояли зайцы

и кричали: «Прячьте пальцы!»


При слове «цап!» водящий сжимает ладонь в кулак, а все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот становится водящим.

Ушки

Дети разбиваются по парам, ударяют 2 руками в ладоши друг друга и приговаривают:


Мама била, била, била И все папе доложила. Папа бил, бил, бил И все бабе доложил. Баба била, била, била И все деду доложила. Дед бил, бил, бил И все сестрам доложил. Сестры били, били, били И все братьям доложили. Братья били, били, били, И в кадушку закатили, А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!


При последних словах ребята должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Испорченный телефон

Дети садятся в одну линию. Ведущий тихо, быстро, но отчетливо шепчет на ухо первому с краю какое-нибудь слово или короткое предложение, например: «жадина-говядина» или «муха села на варенье». Тот передает, что услышал, второму, тот - третьему и т. д. Последний в цепочке встает и громко говорит, что он услышал. А после этого ведущий называет первоначальное слово. Если слово по дороге исказилось, нужно пройти «обратно по линии» отыскать, кто первым его исказил. Виновник становится ведущим, и игра продолжается. Если слово дошло до последнего участника без искажения, тогда ведущий еще раз начинает игру, придумав новое сообщение.

Загадки-складки

Игра проводится так же, как и с детьми 3-4 лет «Загадки-складки» в разделе «Словесные игры». Изменение состоит в том, что ведущий предлагает детям новые, более сложные загадки.


Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком, Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, Он зовется... (Чиполлино)


Перед волком не дрожал,


От медведя убежал,


Но лисице на зубок


Все ж попался... (Колобок)


На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился... (Колобок)


С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган, Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? Вот подсказка вам, друзья, Его девочка Мальвина Называла... (Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)


Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит)


Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш... (Малыш)


Скачет лошадь не простая -


Чудо-грива золотая,


По горам парнишку носит,


Да никак его не сбросит.


У лошадки есть сынок -


Удивительный конек,


Удивительный конек,


По прозванью... (Горбунок)


Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного. Потому что он не птица,


Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовется... (Чебурашка)


Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (Черепахи)


У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя - маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой, Ну, конечно, это он Ну, конечно, это... (Слон)


И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке Мы зеленые... (Лягушки)


На ветке не птичка -Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка... Кто же это? ... (Белка)


Я в любую непогоду Уважаю очень воду И от грязи берегусь -Чистоплотный, серый... (Гусь)


Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей!


Я бывалый... (Воробей)


На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это... (Цапля)


За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках - иголки Что же это? ... (Елки)


Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? ... (Зайка)


Очень ласковый и чистый,


Лапой моется пушистой,


Если пустит ногти в ход -


Страшный зверь - домашний... (Кот)


Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он веселая игрушка, И зовут его... (Петрушка)


Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасется весь день. Кто же это? ... (Олень)


Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух - Спит на жердочке... (Петух)


Не олень он и не бык,


В жарких странах жить привык,


На носу имеет рог.


Кто же это? ... (Носорог)


Кто-то за кого-то Ухватился цепко:


Ох, никак не вытянуть!


Ох, засела крепко! Но еще помощники Скоро прибегут... Победит упрямицу Дружный общий труд! Кто засел так крепко? Может, это... (Репка)

Загадки и отгадки

Ведущий раздает детям карточки с картинками. Сам же берет карточку с текстом загадки и читает ее. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок поднимает карточку и говорит: «Это про...» Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках.


Сама мелковата,

А хвост богатый.

С ветки на ветку скок-скок,

Орешек за орешком щелк-пощелк. (Белка)


Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.


(Медведь)


Словно елка, весь в иголках. (Еж)


Прыг-скок трусишка: Хвост - коротышка,


Ушки вдоль спинки, Глаза с косинкой. Одежда в два цвета: На зиму и лето. (Заяц)


На овчарку он похож


Что ни зуб - то острый нож!


Он бежит, оскалив пасть,


На овцу готов напасть. (Волк)


С хозяином дружит, на чужих лает, в дом не пускает. (Собака)


Мордочка усатая,


Шубка полосатая,


Часто умывается,


А с водой не знается. (Кошка)


Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки. (Мышь)


Рыжий молокозавод День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! (Корова)


Хвост крючком, а рыльце пятачком. (Свинья)


Плаваю под мостиком


И виляю хвостиком.


По земле не хожу


Рот есть, да не говорю.


Глаза есть - не мигаю,


Крылья есть - не летаю. (Рыба)


Пишет он, когда диктует, Он и чертит, и рисует.


И сегодня вечерком


Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)


Я пыхну, пыхну, пыхну,


Больше греться не хочу.


Крышка громко зазвенела:


"Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)


Она меня впускает в дом И выпускает вон, В ночное время под замком Она хранит мой сон. (Дверь)


Кинешь в речку - не тонет, Бьешь о стенку - не стонет, Будешь о земь кидать -Станет кверху летать. (Мяч)


Есть, ребята, у меня


Два серебряных коня.


Езжу сразу на обоих.


Что за кони у меня? (Коньки)


За веревочку-узду Через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, А назад его тащу. (Санки)


Две курносые подружки Не отстали друг от дружки: Обе по снегу бегут, Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу! (Лыжи)

Чистоговорки и скороговорки

У ребят 5-го года жизни произношение отдельных звуков может быть еще не сформированным: шипящие


звуки произносятся не достаточно четко, не все дети умеют произносить звуки лир. Ведущий проводит игру так же, как и с детьми 4-го года жизни. Изменение состоит в том, что к прежним чистоговоркам добавляются новые, более сложные.


Нужно помнить, что скороговорка - это всегда забава, и работать над ней надо весело. В скороговорке всегда есть материал для шутки: неумение произнести быстро предложение и нелепая ошибка ребенка вызывают смех товарищей, что само по себе благотворно действует на малыша, заставляя стремиться к более чистой и четкой речи.

С, 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц

Слоны умны, . Слоны смирны, Слоны спокойны И сильны.


В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит.


Сок с березы стек, стек с березы сок. Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой. Нисколько не скользко, не скользко нисколько. У осы не усы, не усищи, а усики. Осип охрип, Архип осип. Сачок зацепился за сучок. По семеро в сани уселися сами. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.


Едут Сеня, Саня с Соней На санках: санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню бух в сугроб.


Мы сидим на лесенке, И поем мы песенки.


Не хочет косой косить косой.


Шел косой козел с косой. Пришел косой козел с косой.


Веселей, Савелий, сено пошевеливай!


Оса на ноги боса и без пояса.


Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.


Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.


Пол Света вымыла, сор из дома вымела.


Саня, погляди в окно, Сколько снега нанесло! И в лесу, и в саду, Сосны, ели - все в снегу.


Идет коза, коза-дереза, За-за-за, за-за-за. Злые глаза у козы-дерезы, Зы-зы-зы, зы-зы-зы. Козлята идут вместе с козой, Зой-зой-зой, зой-зой-зой.


Зоя ведет козлят и козу, Зу-зугзу, зу-зу-зу.


Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.


У хозяина - козел, у хозяйки - коза-дереза.


Шли две Зинки, несли корзинки, у каждой Зинки - по две корзинки, в каждой корзинке - по две резинки. Сколько резинок было у Зинок?


Звала по малину Марина Галину, Марину Галина звала по малину.


Гроза грозна, грозна гроза.


Захар змея запускает, Зоя с зайкою* играет, Зина в лес пошла, Землянику нашла.


Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.


Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шутливо шарят гроши.


Чешуя у щучки, щетинка у чушки. В шалаше шесть малышей шалят.


В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.


Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон - как в капюшоне он смешон.


Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.


У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку И накормила кошку.


Жутко жуку жить на суку.


Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.


Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.


Жужжит жук, жужжит, да не кружится. Под дуб вполз уж, уж вполз под дуб.


Бедный ежик ежится, Все ему не можется, Посинела кожица, И скривилась рожица Мать его тревожится: «Вот забот умножится - Бедный ежик ежится».


Чики-чики-чикалочки Еду я на палочке.


Сидят чернички в темной темничке.


В гнезде яички - выведутся птички.


Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.


Чок, чок, каблучок Наскочил на сучок, Оторвался, поломался, Чок, чок, каблучок. У забора старичок:


Дал ему я башмачок, «Старичок, старичок, Почини мне каблучок».


Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.


Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.


Щука в речке жила, Щеткой воду мела, Щи варила для гостей, Угощала пескарей.


Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей, Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей.


Кровельщик Кирилл Криво крышу крыл. Перекрыть крышу Пригласил Гришу.


Даже шею, даже уши Ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.


Курица волнуется, Не пугайте курицу.


Молодец против овец, а против молодца и сам овца. Курица привела с улицы целый выводок цыплят.


Любовалась цыплятками курица Что ни цыпленок - то умница! Молодец, удалец,


Очень ценный птенец!


В цветнике две овцы Целый день пасутся. У крыльца без конца Киска ест из блюдца. Из цветов, наконец, Прогоните овец!

Считалка

О том, как играть в считалки и какие виды считалок существуют, уже было описано (дети 3- 4 лет). Детей 5-го года жизни ведущий знакомит со считалками более сложного содержания.


Захотел наш Том поесть, В холодильник он полез. В холодильнике сметана, Мясо, рыба, баклажаны, Огурцы и виноград, Кабачки и лимонад

Коли хочешь есть и ты, Так скорее выходи!


Джерри - мышь,

А Томик - кот. Вместе водят хоровод. Тут к ним Таффи прибегает, Скушать сыру он желает. Холодильник перерыл, Сыр унес - Таков и был!


Джерри весело живет, Джерри песенки поет! Раз, два, три, четыре, пять, Ну-ка, Джерри, спой опять!


Суп варили курочки, Помогали уточки Прибегали кошки Приносили плошки Стали кошки плошки мыть Выходи - тебе водить.


Ходит свинка по болоту, Зовет зайцев на работу. Зайцы скажут: «Не хочу!» Свинка скажет: «Заплачу!"


Вышла Машенька гулять Чтоб цветов себе нарвать. Тишина кругом стоит. Лишь кукушечка кричит.


Ты, кукушка, не кричи, А всю правду расскажи: Сколько лет еще весной Мы увидимся с тобой? Она стала куковать, Стала Машенька считать:


Раз, два, три, четыре, пять. Выходи - тебе играть!


Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед - Двести восемьдесят лет. Раз, два, три, Это верно будешь ты!


Раз, два, три, четыре! Жили мыши на квартире: Чай пили, чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить - Тому и водить!


Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как же вора наказать. Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть рисунки и картинки. Раз, два, три! Кому хочешь - дари!


За стеклянными дверями


Стоит Мишка с пирогами.


Здравствуй, Мишенька-дружок,


Сколько стоит пирожок?


Пирожок-то стоит три,


А водить-то будешь ты.


Ежик, ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать - Нам водилку выбирать!


Раз, два, три, четыре, пять,


шесть, семь, восемь, девять, десять,


Выплывает круглый месяц,


А за месяцем луна,


Мальчик девочке слуга.


Ты, слуга, подай карету,


А я сяду да поеду.


Ты, слуга, подай метлу,


А я в карете подмету.


И поеду в Петроград


Покупать себе наряд:


Красный, синий, голубой -


Выбирай себе любой.


Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы. Ты пойди-ка поводи!


До-ре-ми-фа-соль-ля-си, Едет кошка на такси! А котята прицепились И бесплатно прокатились!


Тили-тили, тили-бом. Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорей сбегай в лес Сделай зайке компресс!


Раз, два, оп-па! Америка, Европа, Индия, Китай, Из круга вылетай!


Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь - стой и жди, А не веришь - выходи!