Судак история названия. Сугдея

Основные моменты

С запада городская застройка ограничена горой Крепостной, на вершине которой возвышается знаменитая крепость. Башни и стены древнего форта – одни из самых старых построек, сохранившихся в Судаке. С севера город закрывает гора Таракташ или «Каменный гребень», а его восточная часть упирается в заповедный мыс Алчак. Многие приходят на этот мыс ради замечательных приморских ландшафтов и интересного природного памятника – сквозного грота Эолова Арфа.

В центре Судака можно увидеть Покровскую церковь, построенную в первой половине XIX века. Еще одна популярная туристическая достопримечательность – знаменитый Судакский аквапарк, который находится в южной, курортной части города.



Путешественники приезжают в Судак ради прекрасного мягкого климата, отличного пляжного отдыха и теплого моря. Вдоль береговой линии протянулось несколько хороших пляжей, покрытых кварцевым песком. Купальный сезон длится 138-140 дней, а количество солнечных часов составляет 2550 в год – это больше, чем в Ялте (2220).

Город обладает отлично развитой туристической инфраструктурой. Здесь построено много отелей, пансионатов и гостевых домов, так что с размещением не возникает никаких проблем. Особой популярностью пользуются предложения частного сектора. Отдых в судакских квартирах, комнатах и коттеджах обходится дешевле, чем в крупных городах Южного берега Крыма.

В Судаке есть центры развлечений, музеи, исторические и природные достопримечательности. Приморский город невелик, поэтому для передвижения из одного конца в другой транспорт не нужен. По окрестностям Судака также можно совершать пешеходные прогулки. Кроме того, местные турфирмы предлагают всем желающим массу интересных экскурсий с посещением самых известных достопримечательностей Крымского полуострова.

История Судака

Прибрежное поселение возле впадающей в море реки в 212 году основали сугды. Такое название носило одно из племен народностей адыгской группы. В Средние века крымский город называли по-разному: итальянцы говорили о нем «Солдайя», а греки – «Сугдея». Город ширился и рос за счет приплывавших сюда торговцев из Италии и Греции, а также приходивших на заработки ремесленников.

В VI веке император Византии Юстиниан I Великий принял решение построить на крымском берегу укрепления. Наибольшего расцвета город достиг в XII-XIII веках, когда мимо него были проложены маршруты Великого шелкового пути. В середине XIV века Солдайю захватили генуэзцы, а в 1475 году – армия Османской империи. Период турецкого владычества неблагоприятно сказался на городе. Он пришел в упадок, и количество проживавших здесь людей из года в год становилось меньше.

В 1783 году Судак, как и другие крымские города, стал частью Российской империи. В годы Великой Отечественной войны эта часть Крыма подверглась немецко-румынской оккупации, а когда наступил мир, Судак стал развиваться как оздоровительный курорт и центр виноделия.

Средневековый форт и музей

Генуэзская крепость расположена в западной части города, неподалеку от морского побережья, на вершине Крепостной горы. Укрепления заметно возвышаются над городскими кварталами и поэтому видны издалека – и из самого Судака, и со стороны моря.

Точное время постройки крепости не известно. Некоторые историки считают, что она появилась в Судаке в VI веке по распоряжению правителя Византийской империи Юстиниана I Великого. После византийцев Крымом завладели генуэзцы, которые значительно перестроили и укрепили оборонительные сооружения.

В наши дни величественная средневековая крепость превратилась в популярную туристическую достопримечательность. Она занимает территорию в 30 га и открыта для посетителей каждый день: с мая по сентябрь – с 8.00 до 19.00, а с октября по апрель – с 9.00 до 17.00. Вход на территорию платный. Осмотреть старинный форт можно самостоятельно или с экскурсоводом.

Генуэзская крепость обладает двумя линиями обороны – внешней и внутренней. Внешняя линия протянулась по северным склонам Крепостной горы и состоит из 14 башен и Главных ворот. Башни на этом участке обороны имеют высоту до 15 м, а стены между ними – 6-8 м, при толщине до 2 метров. Внутренняя линия обороны включает 4 башни. На самой вершине Крепостной горы возвышается Дозорная башня, которую также называют Девичьей.

В старинной крепости находится массивное каменное здание, известное как «храм с аркадой». Эта культовая постройка имеет интересную историю. В XIII веке турки-сельджуки возвели в судакской крепости мечеть Падишах-Джами. Когда турецкое господство закончилось, мусульманский храм переделали в греческую православную церковь, а пришедшие к власти генуэзцы использовали ее в качестве храма для католических богослужений.

В XV веке на полуострове обосновались турки-османы, и они превратили культовое здание в мечеть. Прошло время, Крым стал частью Российской империи, и здесь опять создали православный храм, освятив его в честь апостола Матфея. Примерно через 600 лет с момента постройки, в 1817 году эту церковь за ветхостью закрыли. Однако, на этом история древнего храма не закончилась. В 80-е годы XIX века его отреставрировали и стали использовать как армянский католический храм.

Богослужения здесь прервались в 1924 году, по решению городских властей. Через два года в старинном каменном здании открыли музей, рассказывающий об истории города Судака и Генуэзской крепости. Этот музей находится в бывшем храме и в наши дни.

Вот уже несколько лет в середине лета в древней Генуэзской крепости проводят масштабный праздник – красочный фестиваль «Генуэзский шлем». В нем принимают участие члены клубов исторической реконструкции, фехтовальщики, а также жители города и приехавшие в Судак туристы. Во время фестиваля проходят захватывающие рыцарские турниры и зрелищный штурм крепости. Для гостей проводятся мастер-классы, на которых можно обучиться гончарному и кузнечному ремеслу, а также примерить на себя рыцарские доспехи.

Башня Астагвера (Портовая) и древний храм Двенадцати Апостолов

Башня Астагвера и храм Двенадцати Апостолов находятся на скалистой возвышенности с запада от Генуэзского форта, в 150 метрах с севера от берега моря. Раньше к башне Астагвера примыкал участок крепостной стены, который соединял ее с Угловой башней главного укрепления. Фортификационное сооружение построили в 1386 году для защиты городского порта. Место было выбрано удачно – между двумя скальными вершинами. Башню назвали в честь коменданта Солдайи – Федерико Астагвера.

На каменной кладке башни можно увидеть множество барельефных плит, на которых высечены кресты разных размеров. Исследователи считают, что это надгробия, которые строители принесли с близлежащего кладбища. Все стены, кроме северной, отштукатурены. Закрытая со всех сторон трехэтажная башня стоит на массивном квадратном фундаменте и имеет четыре яруса. На каждой стене обустроены бойницы, чтобы защитники могли вести огонь в любую сторону. Кроме того, на самом верху башни сделаны зубцы, обеспечивавшие защиту лучникам.

Древние строители продумали все до мелочей и позаботились о том, чтобы люди, оборонявшие башню, могли находиться в ней длительное время. С двух сторон от укрепления в скальном грунте выбиты большие емкости, заполнявшиеся водой из небольшой горной речки, поэтому средневековые воины всегда были обеспечены достаточным запасом питьевой воды.

Рядом с башней Астагвера, на скалистом холме стоит древний храм Двенадцати Апостолов. Солдайя была торговым городом и разрасталась с приморской части. Возле городского порта располагались дома жителей, купеческие лавки, ремесленные мастерские и хозяйственные постройки. При проведении археологических раскопок в этой части Судака нашли монеты и керамику III-IV веков.

В X-XII веках для жителей гавани построили небольшую каменную базилику. Из отесанных каменных плит в церкви сделали одну пятигранную апсиду и освятили храм в честь пророка Илии.

В те времена береговая линия выглядела по-другому. За прошедшие века уровень воды в Черном море вырос на 3-4 м, поднявшаяся морская вода поглотила береговую линию, и старая гавань теперь расположена на дне моря. Однако, древняя базилика с двускатной крышей была возведена на холме и сохранилась по сей день рядом с величественной Портовой башней.

Известно, что до Второй мировой войны внутри храма можно было увидеть настенное изображение Иисуса Христа и его ближайших учеников, собравшихся на Тайную вечерю, – именно поэтому за древней церковью закрепилось новое название. Ее стали именовать храмом Двенадцати Апостолов. В 2009 году его восстановили, и сейчас это действующий православный храм.

Храмы в Судаке

Церковь Покрова Богородицы возвышается в центре Судака, в 0,65 км к юго-востоку от автостанции, на ул. Ленина, 27. Этот храм заложили в 1819 году и начали строить на пожертвования горожан. Однако, собранных денег не хватало, строительство растянулось и завершилось только в 1840-х годах. Церковь, освященная в честь Покрова Богородицы, интересна как место, куда несколько раз приезжали члены российской императорской семьи.

Богослужения в храме проходили до 1936 года, потом, в период активной антирелигиозной кампании его закрыли для верующих, а колокольню разрушили. Во время фашистской оккупации церковь вновь открыли для прихожан. Она принимала жителей Судака до 1962 года, когда храм по решению властей опять закрыли. Внутри культового здания начал работать Дворец пионеров, а после него – ремонтные мастерские. В начале 1990-х годов старую церковь восстановили.

Крестово-купольный храм имеет входы с трех сторон. По архитектурным традициям середины XIX века они декорированы колоннами и треугольными фронтонами. Слева и справа от дверного проема можно увидеть красивые мозаики с изображением святых. В наши дни храм действующий и открыт как подворье Кизилташского монастыря.

Другой, более древний храм – церковь святой Параскевы находится на западных окраинах Судака, на улице Приморской, 13. Он расположен в центре современного курортного поселка Уютное, под стенами Генуэзской крепости.

Историки считают, что небольшая церковь была построена в X-XII веках. Это одноэтажное каменное здание с двускатной крышей, покрытой черепицей. В прежние времена вокруг его располагалось большое кладбище, но в наши дни от старого погоста сохранилось лишь два надгробия. Одна плита стоит на могиле, где покоятся члены семьи ученого Христиана Стевена, того самого, благодаря которому был основан знаменитый Никитский ботанический сад. Второе надгробие накрывает могилу санкт-петербургского артиста Кондараки.

В наши дни церковь Параскевы Пятницы хорошо отреставрирована, и регулярно в ней проходят богослужения. Рядом с православным храмом можно увидеть одноэтажное здание лютеранской кирхи. Оно появилось в Судаке в конце XIX века для членов немецкой колонии, члены которой стали селиться под Генуэзской крепостью с 1805 года.

Музей «Дача Функа»

С востока от Генуэзской крепости в красивом двухэтажном доме, появившемся в Судаке в начале XX века, находится интересный исторический музей (улица Ушакова, 1). Он получил свое название по фамилии хозяина дома – Федора Федоровича Функа, управляющего имением К. А. Горчакова.

Музейные экспонаты занимают четыре зала. В первом из них выставлены археологические находки, начиная со времен палеолита. На «Даче Функа» можно увидеть предметы из поселения тавров, святилища готов, аланского могильника и древнего греческого форта. Второй и третий залы музея посвящены истории Судака во время правления византийцев, хазар и венецианцев. Последний зал музейной экспозиции рассказывает о периодах княжества Феодоро и Османской империи. «Дача Функа» открыта для посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 18.00.

Экскурсия на мыс Алчак-кая

Мыс Алчак-кая ограничивает городскую застройку Судака с восточной стороны. В наши дни это заповедная территория, и для путешественников вход сюда платный. Расположенная на берегу моря возвышенность – все, что осталось от древнего кораллового рифа. Статус природного памятника Алчак-кая получил в 1988 году, и сегодня он охраняется местным лесохозяйством.

У подножья мыса, там, где в Черное море впадает небольшая речка Суук-су, археологи нашли стоянку бронзового века, а также монеты, отчеканенные в III веке, когда существовало Боспорское царство. Пешеходное путешествие по живописному мысу занимает около полутора часов. Туристическую тропу окружают зарослей фисташковых деревьев, барбариса и кусты колючего шиповника.

С верхней точки Алчак-кая (152 м) открывается прекрасная панорама морского побережья. Отсюда отлично видно Генуэзскую крепость и курортную часть Судака. На склоне, обращенном в сторону города, находится сквозной грот Эолова Арфа, который образовался в скале в результате многовековой эрозии.

Центр водных развлечений

Известный всем крымчанам судакский аквапарк разместился в южной части города, у подножья горы Алчак-Кая, по адресу: ул. Гагарина, 79. Его территория примыкает к городской набережной и удалена от моря всего на сотню метров. Аквапарк в Судаке открыт в период летнего туристического сезона, каждый день, с 10.00 до 18.00.

Для посетителей здесь оборудовано 6 бассейнов и 9 горок-аттракционов, высота которых колеблется от 10 до 14 м. Просторный бассейн имеет трехуровневую глубину, фонтаны, джакузи и реку с противоходом.

Для юных посетителей аквапарка создан отдельный бассейн с трехуровневой глубиной, безопасной для купания малышей от 2 лет. В детском бассейне есть три горки, фонтаны и развлекательный спортивный комплекс в виде корабля. Очень важно, что бассейн для детей оборудован автономными системами очистки и дезинфекции воды.

Рестораны и кафе

В Судаке развито общественное питание, поэтому в городе открыто множество ресторанов, кафе, столовых, закусочных и баров. В большинстве из них цены примерно одинаковы, только заведения на набережной торгуют с заметной наценкой.

Во время летнего туристического сезона на пляжах Судака продают вареную кукурузу, вафельные палочки со сгущенкой, пахлаву, чак-чак, свежую малину, шелковицу и персики, копченых окуней, манты, плов, а также пюре с котлетами и салатом.

Много фастфуда представлено и на Кипарисовой аллее. Здесь путешественники могут купить роллы с курицей, ароматную выпечку чир-чир – местный аналог чебурека и треугольные пирожки – самсу, испеченную в тандыре.

Во время отдыха в Судаке стоит попробовать блюда крымской кухни. Местные кулинарные традиции формировались много веков. Несмотря на то, что полуостров населяют представители более 80 национальностей, самобытный колорит здешней кухне придают блюда крымских татар. Это, прежде всего, мясные угощения: «кубете» – пирог, с начинкой из баранины, картошки и лука; «юфахаш» – небольшие пельмени с бараниной, которые принято кушать с бульоном, где они варились; сарма – мясные «голубцы», завернутые в листья винограда, и, конечно, крымский лагман – сытный наваристый суп из баранины с овощами и особой лапшой.

Не менее вкусны и разнообразны блюда традиционной караимской кухни: «бубер долмасы» – перцы, фаршированные овощами, утка под тестом, караимские пирожки, тефтели с орехами и изюмом, индейка с айвой, а также варенье из дыни с кизилом.

В Судаке стоит попробовать жареную черноморскую рыбу – барабульку, а также блюда из камбалы и кефали. В некоторых ресторанах города подают прекрасно приготовленные жульены из мидий и рапанов.

Вкус крымского отдыха будет неполным без ароматного варенья, сделанного из лепестков роз, кизила или айвы. Также в Судаке продают отличные крымские вина. Превосходным качеством и ароматом славятся массандровские вина. Их желательно употреблять охлажденными до +16 ºС. А любители чая непременно оценят душистые крымские чаи с горными травами.

Спецпредложения на отели Судака

Как добраться

Ближайший к Судаку аэропорт расположен в 107 км от города, в Симферополе. Здесь принимают рейсы из Москвы и других крупных городов России. От симферопольского автовокзала в Судак несколько раз в день ходят прямые и проходящие рейсовые автобусы. В курортный сезон они начинают курсировать с 5.30 и заканчивают в 20.30. Автобусы идут часто, с интервалом в 20 минут. Дорога до Судака занимает около двух часов. Кроме того, при желании, до побережья можно доехать на такси.

Во время высокого сезона в Судак приезжают по «Единому билету», предоставляемому РЖД. Для этого на поезде добираются до Краснодара или Анапы, а затем доезжают до Судака на автобусе через паромную переправу «Порт Кавказ» – «Порт Крым».

Из Судака осуществляются регулярные автобусные рейсы в Феодосию, Севастополь и Новый Свет. Кроме того, с городской автостанции ежедневно ходит множество автобусов, связывающих Судак с ближайшими курортными пригородами.

История Судака

Какое разнообразие племен и народов!

Какое столкновение культур Востока и,

Запада, Юга и Севера! И все это в одном

уголке Восточного Крыма - Судаке,

живописном руинном городе былых времен

человечества...

А. Башкиров

О былом значении нынешнего скромного города, о его связях с тогдашним миром, Европой и Азией, говорят топонимы. В самом деле: Сугдея, Сугдая, Сидагиос - у греков, Сурож - у русских, Судак, Сугдак, Солтак, Шолтатия - у восточных географов, Солдайя - у генуэзцев - вот далеко не полный перечень названий Судака в различные исторические периоды и у разных народов. Уже в обилии названий города отражена его сложная историческая судьба. Согласно одному из предположений ученых Судак является видоизменением слова Сугдак (Сугдея), связываемого со страной Согд (в Средней Азии). Принято считать, что название это принесено в III в. н. э. аланами, которым приписывают основание Судака.

Позже аланы обосновались на Кавказе. В Осетии и по сей день есть селение Суадаг и речка того же названия. Случайное созвучие или историческая преемственность? Пока можно строить только догадки.

Основным источником наших знаний о далеком прошлом Судака и всего восточного Крыма являются археологические материалы. Письменные свидетельства немногочисленны и дают хотя и ценную, но отрывочную информацию. Важные сведения содержатся, например, в записях уже упоминавшегося нами греческого синаксаря (ныне хранится в одном из архивов Турции). Из записей монахов судакского монастыря мы узнаем в числе других данных и дату основания Судака: "Построена крепость Сугдеи в 5720 (212) г." Однако археологи выявили и гораздо более древние поселения в окрестностях нынешнего города. О самом раннем и последующих периодах истории Судака и пойдет речь.

У истоков истории. В Судаке и его окрестностях люди жили еще на заре первобытно-общинного строя. Вблизи города, в Новом Свете и в окрестностях Щебетовки обнаружены орудия труда людей, живших в каменном веке. За последние десятилетия на мысе Меганом, в Копсельской долине, у горы Алчак и на горе Караул-Оба открыты стоянки и поселения эпохи бронзы, относящиеся ко II тысячелетию до н. э.

Начиная с I тысячелетия до н. э. на побережье и в горах Крыма (в окрестностях Судака также) обитали племена тавров. Жильем этому древнейшему, известному нам по литературным источникам, населению полуострова служили пещеры, хижины и укрепленные убежища, сложенные из крупных камней. Занимались тавры охотой, рыболовством, мотыжным земледелием, отчасти скотоводством. Орудия труда и оружие они изготовляли из камня, меди, бронзы, а позже - из железа. Прибрежные тавры не прочь были взять добычу с торговых кораблей, главным образом греческих, шедших в Пантикапей (Керчь).

Между мысом Меганом и горой Караул-Оба в Новом Свете находилось несколько таврских поселений - сохранились памятники культуры и быта. В 1927 г. в обрыве близ Меганома обнаружены, например, две таврские обжиговые печи с большим количеством фрагментов глиняной лощеной посуды ручной лепки с врезным и лепным орнаментом. На горе Караул-Оба в 1928 г. найдена в изобилии такая же посуда. Здесь же оказались кремневые орудия, каменные ядра для метания из пращи, раковины мидий, устриц и пр. Тавры хоронили покойников в больших каменных "ящиках", состоявших из четырех прямоугольных плит, поставленных на ребро, пятая закрывала "ящик" сверху. Таких "ящиков" (дольменов) в Копсельской долине обнаружено более 90. Там же найдены шесть огромных менгиров - грубо обтесанных каменных столбов высотой 2,8-3,0 м., поставленных вертикально. Столбы эти имели культовое назначение.

В VI-V вв. до н. э. на побережье Крыма появляются греческие города-колонии: Пантикапей, ставший позже центром Боспорского царства, Феодосия, Херсонес. Есть предположение, что небольшая колония существовала и в Судаке или в Новом Свете - Афинеон (возможно, IV в. до н. э. - первые века н. э.). Эту гавань упоминает древнегреческий автор II в. н. э. Флавий Арриан. Предположение подкрепляется данными археологических разведок. В 1928 г. у самого берега судакской малой бухты выявлены фрагменты аттических сосудов IV в. до н. э.

В окрестностях Судака археологи нашли несколько кладов монет, попавших сюда из Пантикапея и относящихся к IV в. до н. э. - IV в. н. э. Это говорит о торговых связях древнего Судака с Боспорским царством. В стене средневекового монастыря на горе Ай-Георгий оказалась каменная плита III в. н. э., посвященная греческой богине Деметре, которую чтили на Боспоре.

В III в. н. э. в Крым нахлынули ираноязычные племена аланов (алано-сарматов), Аланы поселились и в окрестностях Судака. Ряд русских ученых и швейцарский исследователь и путешественник Дюбуа де Монпере считали Судак главным портом аланов.

Византийская сугдея. В эпоху раннего средневековья южная и юго-восточная части Крыма попадают в сферу политических интересов Византии. К концу VI в. на территории нынешнего Судака уже существовало византийское береговое укрепление. Затем (с середины VII в.) здесь появляются новые хозяева - хазары. Они оставили жителям городов самоуправление, обложив их данью и торговыми пошлинами. Представитель хазарской власти тудун, или тархан, находился в Судаке.

С середины VIII в. началась интенсивная иммиграция в Крым византийских греков. Вероятно, это переселение было вызвано религиозной борьбой иконоборцев с почитателями икон, длившейся с переменным успехом почти сто лет. Победа иконоборцев вынудила иконопочитателей бежать в Таврику - одну из окраинных провинций Византии. Вероятно, этим объясняется обилие сохранившихся в Судаке и его окрестностях развалин древних византийских храмов и монастырей.

В то время в окрестностях Сугдеи существовало несколько поселений: четыре из них - между берегом моря (близ села Солнечная Долина) и горой Алчак, два - в Новом Свете и одно - у нынешнего села Дачного. Кроме того, в районе Судака было семь монастырей. Жили здесь греки, потомки тавров и скифов, аланы и другие племена, подвергшиеся сильной эллинизации - греческому влиянию.

К началу VIII в. Судак - уже довольно большой город, ему подчиняется ряд сельских поселений. Он же центр православной епархии (церковного округа), которую возглавляет вначале епископ, с X в. - архиепископ, а еще позже - митрополит. Номинальная зависимость и даннические отношения с хазарами не мешают Судаку развивать торговые связи.

Сурож и Русь. Связи Киевского княжества с Крымом, в частности с Судаком, известным на Руси под именем Сурожа, прослеживаются с начала IX в. Первое тому свидетельство мы находим в "Житии Стефана Сурожского", епископа сугдейского с 787 по 826 г.

Слава о богатстве Сугдеи, возможно, послужила причиной нападения на нее одного из князей русов в начале IX в. Из жития известно, что князь Бравлин, "пограбища" все побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, напал на Сурож. Только после ожесточенных десятидневных штурмов крепости "вниде Бравлин, силой изломив железная врата". Русы взяли большую добычу - золото, драгоценные камни, товары. Так как в летописях не упоминается князь Бравлин, некоторые историки полагают, что в рукопись "Жития Стефана Сурожского" вкралась ошибка: переписчик, возможно, принял слово "бранлив", т. е. воинственный, за собственное имя "Бравлин".

После взятия Херсонеса войсками киевского князя Владимира (988 г.) Крым входит в сферу политических и торговых интересов Киевской Руси. Связи Сурожа с Киевским княжеством отразились в былинах цикла "Князь Владимир Красное Солнышко".

Так, в былине "Чурило и князь Владимир" рассказывается, например, о поездке князя с княгиней и богатырями к сурожанам Чуриле и его отцу Пленку:

Старый Пленко Суроженин

Приступил ко князю Владимиру

И ко княгине Апраксеевне,

Повел их во светлы гридни,

Сажал за убранные столы, в место почестное;

Принимал, сажал князей и бояр

И могучих русских богатырей...

В замечательном памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" Сурож упоминается дважды. Вот одно из этих упоминаний (текст в переводе В. А. Жуковского): "Див кличет на верху древа, велит прислушать земле незнаемой: Волге, Поморию, и Посулию, и Сурожу..." Сообщения о Суроже и сурожанах можно встретить и в русских летописях.

Так как русские называли Судак-Сугдею Сурожем, то по имени города сурожскими стали называть и товары заморских купцов - шелк-сырец, хлопчатобумажные и легкие шерстяные ткани. Иностранных купцов, торговавших этими товарами в самом Суроже и продававших их по всей Руси, называли "сурожскими гостями". Затем это название распространилось и на русских купцов, покупавших товары в Суроже и продававших в Киеве, Москве и других городах. В Москве "сурожские гости" вели крупную оптовую торговлю, жили в особом квартале и составляли верхушку богатого и влиятельного купечества.

Во время похода против татарских полчищ хана Мамая Дмитрий Донской взял с собой десять сурожских купцов: им предстояло служить переводчиками при переговорах с татарами и быть свидетелями русской славы, если победа достанется русским. Князь Михаил Тверской отправлял послом в ордынскую ставку Некомата Сурожанина, чтобы тот выпросил "ярлык", т. е. назначение Михаила Тверского великим князем.

Расширению и упрочению связей Сурожа с русскими способствовало основание на Тамани Тмутороканского княжества, в которое входила позднее часть Керченского полуострова с городом Корчевом (Керчь). Из этого княжества русские постепенно расселились и по другим местам Крыма: в Солхате (Старый Крым), Судаке, Мангупе, Херсонесе они составляли, по всей вероятности, значительную группу.

Тмуторокань в некотором отношении стала конкурировать с Сурожем в заморской торговле, так как часть заграничных товаров, направляющихся на север и восток, шла через Керченский пролив, по Азовскому морю и дальше по рекам Кубани и Дону. Но торговое первенство по-прежнему оставалось за Сурожем.

Особого расцвета Судак достиг в XII - начале XIII в., в это время его связывают даннические отношения с половцами-кипчаками. Даже Черное море арабские писатели называли Судакским. Арабский историк Ибн-аль-Асир (1160-1233) сообщал, например, о Сугдее: "Этот город кипчаков, из которого они получают свои товары, и к нему пристают корабли с одеждами, последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры и другие предметы, находящиеся в земле их". Судак стал международным городом, где встречались купцы со всех концов мира: из Руси, Западной Европы, Северной Африки, Малой Азии и даже из Индии и Китая. С Запада в Судак привозили французское и английское сукно, оружие, женские украшения, ювелирные изделия, из Египта и Сирии - хлопковые ткани, ладан, финики, из Индии - кашемировые ткани, драгоценные камни, пряности, из Китая - шелк. Из Руси через Судак шли в Западную Европу меха, кожи, зерно, льняной холст, мед, воск, пенька, строительный лес.

Сурожские гости везли европейские, малоазийские и египетские товары в Киев, Москву, Новгород. В Судаке составляли караваны в Среднюю Азию, Монголию, Китай. Для этого купцы покупали здесь "русские повозки", славившиеся у иноземцев прочностью и удобством.

О тесных связях Сурожа с Московским государством и значении там сурожских гостей можно судить по тому, что в Московии возникают поселения с названиями: Сурож, Сурожик, Сурожская волость. В Москве и некоторых других городах были "суровские" (сурожские) торговые ряды.

Известно, что выходец из Сурожа Степан Васильевич Ховр, перешедший на службу к великому князю Московскому "из своей вотчины Судака да из Манкупа, да из Кафы", стал родоначальником бояр Ховриных и Головиных.

Со второй половины XII в, в Судаке появляются венецианцы и пизанцы. Они торгуют с русскими, половецкими, среднеазиатскими купцами. Слава о богатстве Судака послужила причиной нападения на него иконийского (сельджукского) султана 2 Ала-ад-дина Кей-Кубада.

Это случилось в 1222 г. Караульный с вершины Дозорной башни заметил на горизонте корабли, державшие путь на Судак. Начальник города и крепости (севаст) понял, что это не обычный торговый караван, а армада военных кораблей. Увидев, что суда повернули на восток, он направил гонца к половецкому хану в ставку близ Солхата (Старый Крым). Хан, узнав о приближении флота к Феодосийскому заливу, начал готовить войско и тут же послал за помощью к русскому (тмутороканскому) князю.

Пока шла высадка десанта на берег Феодосийского залива, тмутороканский князь успел отправить свой передовой конный отряд, который присоединился к половецкому войску. Главные же силы русских шли походным порядком.

Туркам-сельджукам удалось наголову разбить союзное войско, и русский князь вынужден был послать их адмиралу большие дары с предложением мира. Десятитысячный сельджукский отряд двинулся после этого на Сугдею. Навстречу врагу вышел отборный конный отряд защитников города. В долине началось сражение. Сельджуки применили свою обычную тактику - якобы отступая, завлекли сугдейский отряд в глубь долины, а потом из засады набросились на него. Весь отряд был уничтожен. Ворвавшись в город, неприятель перебил многих жителей. Оставшиеся в живых дали огромный выкуп.

Турки-сельджуки оставили в крепости гарнизон и, прихватив с собой награбленное, вернулись в свою страну. Так Сугдея оказалась в зависимости от иконийского султана.

Владычество Орды. Вскоре для города начались тяжкие испытания. Кочевая империя Чингис-хана и его преемников с первой четверти XIII в. неуклонно двигалась из глубин Средней Азии на Восточную Европу и в первую очередь на Русь. Ордынцы-татары нанесли поражение половцам, уничтожили Тмутороканское княжество. Далее на их пути был Крым. 27 января 1223 г., судя по записям в синаксаре (о нем уже шла речь), кочевая орда впервые совершила набег на Сугдею. Ибн-аль-Асир писал, что, когда татары захватили Судак, часть жителей разбрелась со своим имуществом по горам, другие отправились на кораблях в Малую Азию.

Разграбив город, завоеватели вскоре оставили его, но через 16 лет - в 1239 г., во время нашествия Батыя на Русь, - вернулись вновь. В синаксаре записано: "26 декабря, в тот же день пришли татары". Они снова разграбили Сугдею и теперь уже прочно осели в Крыму, который стал улусом (провинцией) Золотой Орды и управлялся наместником великого хана. Татары разместили в Судаке свой гарнизон, но оставили жителям самоуправление, обложив их данью, которую отвозили в ставку хана Батыя.

В первое десятилетие ордынского владычества международная торговля в Сугдее приходит в упадок. Сурожские торговые гости не могли ездить с товарами на Русь, так как в степях их грабили кочевники. С середины XIII в. международная торговля в Судаке возобновляется, хотя татары взимают большие торговые пошлины. Постепенно в городе появляются византийские, венецианские, генуэзские и другие заморские купцы. Прибывают и русские. Французский посол к Батыю Рубрук писал в своих записках, что в Сугдее останавливаются все купцы, которые едут из Малой Азии в северные страны, а также возвращаются из "Русии" и северных стран. Сугдея опять становится большим международным рынком.

И все же, несмотря на возобновление торговли и рост благосостояния, жители города не чувствовали себя в безопасности. Татары не раз нарушали мирные отношения и грабили город. Так, в 1299 г. орды Ногая внезапно напали на Сугдею, вырезали жителей, ограбили и сожгли город. Подобным разгромам он не раз подвергался и в XIV в. Известно, что часть татар уже с конца XIII в. поселяется в Сугдее и некоторые из них переходят в христианскую веру, о чем можно судить по заметкам на полях синаксаря (татары были язычниками, а магометанство приняли только в XIV в.)

Ограбленный и опустошенный город каждый раз возрождался, отстраивал разрушенное и снова богател и рос. Население стало увеличиваться с конца XI в. вследствие иммиграции армян, которые бежали от гнета малоазийских турок, поработивших Армению. Первые армяне-беженцы - 20 тысяч человек - поселились в Сугдее и ее окрестностях, в Солхате и других местах Крыма. Армяне были отличными строителями и оставили интересные памятники архитектуры. Замечателен возведенный ими монастырь Сурб-Хач ("святой крест") близ Старого Крыма.

В XIII в., особенно в первой его половине, торговое первенство в Сугдее принадлежало венецианцам, но уже к концу столетия перед городом возникла опасность в лице новых пришельцев - генуэзцев.

Солдаия - колония генуэзцев. Республика Генуя давно рвалась к черноморской торговле. В 1261 г. генуэзцы получили от византийского императора Михаила Палеолога монопольное право плавать по всему Черному морю и основали в 60-х годах торговую факторию в Кафе (на месте Феодосии). Кафа вскоре стала значительным опорным пунктом Генуи. В июле 1365 г. генуэзцы внезапно напали на Сугдею, взяли ее приступом и захватили 18 селений в округе. Разноплеменное население города (большинство составляли греки) не оказало серьезного сопротивления.

После падения Сугдеи генуэзцы прибрали к рукам все крымское побережье от Черкио (Керчь) до Чембало (Балаклава, в черте современного Севастополя). Кафа стала центром их колоний в Северном Причерноморье. Солдайя, как генуэзцы нарекли Сугдею, превратилась в укрепленное поселение: власти Кафы запретили ей принимать и отправлять торговые суда. Вся международная торговля теперь была сосредоточена в Кафе. Однако в Судаке, утратившем свое былое значение, остается еще достаточно ремесленников, в частности строителей, которых генуэзцы используют для возведения и починки крепостных сооружений, существовавших и раньше, в догенуэзский период.

Солдайя управлялась на основании "Устава для гейуэзских колоний на Черном море", изданного в Генуе в 1449 г.

О содержании и детальности проработки Устава можно судить уже по названиям его разделов. Вот некоторые из них: "В котором часу надлежит звонить в колокол", "О праве добывать камни", "О том, чтобы делаемые доклады были прежде написаны секретарем", и т. д. Уставом была узаконена работорговля: "Каждому, какого бы звания он ни был, дозволено покупать людей лично или через посредников наряду с прочими имуществами и товарами свободно помимо всякого вмешательства консула". Как видим, рабы были приравнены к товару.

Специальная глава посвящалась устройству Солдайи. При консуле состоял "попечительный" комитет из двух лиц - генуэзца и грека. В обязанности комитета входило хранение оружия и запасов продовольствия на случай осады города, надзор за городскими работами, за поведением местных чиновников, за финансовой деятельностью консула и т. д.

Примечательно, что в небольшом по размерам городе было 13 храмов - свидетельство того всепроникающего влияния (слова Ф. Энгельса), которое оказывала на тогдашнее общество церковь.

С 1453 г. положение генуэзских колоний в Крыму резко ухудшается. Турки-османы захватили столицу Византии Константинополь, истребили жителей и взяли под контроль Босфорский пролив. В результате торговля Крыма со Средиземноморьем почти прекратилась, а колонии генуэзцев оказались отрезанными от метрополии. Некоторый спад происходит и в торговле с Московским государством.

Крымские колонии стали теперь обузой для республики Генуи, и она уступила их генуэзскому банку святого Георгия, самому богатому в Европе. Поскольку контроль со стороны правителей банка отсутствовал, генуэзские чиновники все более погрязали в злоупотреблениях и взяточничестве. Отсюда и недовольство трудового населения. В Кафе, Солдайе и других городах обостряется классовая борьба, не раз выливавшаяся в народные восстания. Только в Кафе с 1454 по 1475 г. их было пять. Восстание в Солдайе в 1470 г. удалось подавить лишь с помощью кафинских войск.

Одновременно феодалы усилили эксплуатацию солдайских крестьян. В архиве Генуи хранится переписка последнего консула Солдайи Христофоро ди Негро по так называемому "делу братьев Гуаско". Из писем явствует, что помещики братья ди Гуаско незаконно захватили в Солдайском консульстве деревни Скути (ныне Приветное) и Тасили (по-видимому, близ села Морского). Они пытались закрепостить крестьян, отбирали у них хлеб и скот, давили непомерными налогами, повинностями, сами правили суд, пытали и предавали смертной казни. В знак своей власти Гуаско поставили в Скути виселицу, а на границе своих владений - позорный столб для наказания плетьми.

Консул ди Негро, возмущенный незаконными действиями феодалов, послал своих стражников уничтожить позорный столб и виселицу, но их встретил большой вооруженный отряд братьев Гуаско. Тогда ди Негро написал жалобу кафинскому консулу, требуя привлечь Гуаско к суду и наказать. Но консул Кафы повелел солдайскому консулу "впредь не беспокоить ни тех братьев, ни их людей". Тем, очевидно, дело и кончилось.

Под властью турок. 31 мая 1475 г. в Кафинском заливе появилась турецкая эскадра, высадившая большой десант, в помощь которому подошло татарское войско. На пятый день осады Кафа пала. Турки вырезали всех армян, а генуэзцев обратили в рабство. В русской летописи записано: "Туркове взяша Кафу, гостей московских много побита".

Участь Кафы разделили и другие генуэзские колонии в Крыму. Последней пала Солдайя, жители которой упорно защищались. Часть солдайцев спустилась тайным ходом к морю и бежала на кораблях. По преданию, около тысячи защитников крепости во главе с консулом Христофоро ди Негро заперлись в главном храме. Но турки подожгли храм, и все, кто в нем был, погибли. Это предание подтверждено раскопками 1928 г.: в развалинах храма обнаружено множество обугленных человеческих скелетов.

Турки оккупировали все крымское побережье и княжество Феодоро (независимое государство в юго-западной части Крыма со столицей на горе Мангуп), а своего недавнего союзника - Крымское ханство - обратили в вассала. Судак стал для них только стратегическим пунктом в системе обороны крымских владений. Город постепенно разрушался. Плодородную долину, ее сады и виноградники захватили новые хозяева - богатые кафинцы. К концу XVII в. Судакский кадылык (район), входивший в состав Кафинского каймаканства (провинции), включал 20 селений от Алушты на западе до Коз (Солнечная Долина) на востоке.

В составе России. После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. (в ходе ее русские войска заняли полуостров) Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Но турки продолжали упорно цепляться за Крым. Для борьбы с турецкими десантами А. В. Суворов в 1778-1779 гг. укрепил побережье. На территории Судакской крепости был построен артиллерийский редут. Позже здесь разместился гарнизон Кирилловского полка.

С присоединением Крыма к России (1783) начинается усиленное освоение края. Екатерина II раздавала земли, брошенные эмигрировавшими в Турцию феодалами, своим приближенным. Князь Потемкин "подарил" сам себе лучшие крымские земли, в том числе в Судаке. Со свойственным ему размахом он приказал выписать из Европы лучшие виноградные лозы, посадить шелковичные, миндальные, ореховые, инжирные, лимонные и другие деревья. А работали в садах в основном бывшие солдаты. Вот пример характерной выписки из ордера Потемкина от 1788 г.: "...приказал я киевского 6-го баталиона мастеровой роты рядового Ивана Степанова из службы исключить, коего по сему извольте оставить в области Таврической на поселение в Судацких садах".

В результате раздачи и раздела земель к началу XIX в. хозяевами Судакской долины оказались около двухсот мелких помещиков. Новые сорта винограда не разводили, начали даже вырубать фруктовые деревья поблизости от виноградников. И. М. Муравьев-Апостол, побывавший в Крыму в 1820 г., писал, что раньше "вся Судацкая долина покрыта была плодовыми деревьями, чуть ли и вино не лучшее было тогда. Теперь она гола как степь... а причина сего истребления - сами помещики". Они сажали вперемежку что попало и стремились к одному - побольше надавить вина и подороже его продать. Крупные помещики смотрели на подаренные им земли, как на дачное место, где приятно провести купальный и виноградный сезон. Приезжали всем семейством, с гувернерами, гостями, дворовой челядью, нередко даже с хором и музыкантами. По окончании сезона снова забывали о своем приморском поместье.

Несмотря на отсталые методы ведения хозяйства, к 30-м годам прошлого века Судак, в ту пору местечко Таракташской волости Феодосийского уезда, вышел на первое место в Крыму по виноградарству и виноделию, чему немало способствовали благоприятные природные условия.

Важное значение для развития края имело открытие в 1828 г. пароходства на Черном море. В 1866 г. в Судаке побывало 35 пароходов и 6 парусников. Суда привезли пшеницу и пустые бочки, а вывезли - вино (1584 бочки), каперсы, дубовые дрова, древесный уголь, миндаль. В 1887 г. в порт заходило уже 79 судов.

В середине прошлого века в Судаке было 320 жителей и 90 домов. Приведем свидетельство очевидца (1869 г.): "Судак - самое маленькое местечко, расположенное в долине того же имени на версту от моря, с каменного красивою православною церковью, с десятком домов и домиков по обе стороны церкви, да две мелочных лавочки, пекарня, резня, кузница, бондарня, почтовая станция и три шинка. Сам по себе (Судак) далеко не важен, но обширное местоположение долины с большим количеством лучших виноградников и значительное виноделие поставили его на высокую ступень".

К концу XIX в. это уже не просто местечко, а известный и к тому же дешевый курорт, где отдыхали в основном интеллигенция и студенты. Судак был связан шоссейными дорогами с Феодосией (в 1912 г. началось автомобильное сообщение), Симферополем и Алуштой. На рейде останавливались пассажирские пароходы и военные суда.

В конце XIX - начале XX в. в уезде в целом (имеется в виду Феодосийский уезд) и в окрестностях Судака происходят замечательные перемены: ширится недовольство народных масс самодержавием, ведется революционная пропаганда. Эти годы отмечены волнениями крестьян в Таракташе (Дачное), Салах (Грушевка).

Прокламации, распространенные в 1902 г. в Феодосии накануне базарного дня, разошлись по уезду и "повсюду были встречены с восторгом; в одной деревне - Коктебеле крестьяне собрали сходку и на ней прочли им грамотные из них". Цитируемое письмо, отправленное из Феодосии в Симферополь, было перехвачено царской охранкой и находилось в "Деле секретного стола губернатора за 1902 г."

Феодосийская организация РСДРП призвала крестьянство и интеллигенцию уезда "примкнуть к пролетариату, смело бросившему перчатку самодержавию, потому что один только он проявляет наибольшую энергию в борьбе с самодержавною гидрою". Это год 1903-й.

В период революции 1905 г. стачки, митинги, столкновения с полицией приняли настолько грозный характер, что командующий войсками телеграфировал таврическому губернатору: "Считаю безусловно необходимым объявить Феодосию с уездом на военном положении..."

В годы реакции, последовавшей за первой русской революцией, Судак посещали питерские большевики. Революционная пропаганда проводилась среди сельских рабочих, крестьян-батраков, среди матросов военных кораблей. В июне 1906 г. большевичка К. А. Александер писала из Судака в Петербург: "На днях в Судак прибыли четыре миноносца. Перед ними останавливался крейсер. Команды высадились на берег - такие славные, хорошие лица. Мы их, конечно, снабдили брошюрами и кипой газет - партийных, благо, что захватили из Питера. Как они (матросы) были довольны!"

Дореволюционный Судак по-прежнему оставался небольшим населенным пунктом, оживавшим в курортный сезон и на время уборки винограда. Кроме уже упоминавшейся "почтовой станции", здесь были телеграф, земская больница, аптека, земская библиотека-читальня. В границах нынешнего Судакского района насчитывалось 6 начальных школ, которые могли охватить только 40% детей. Проживало в Судаке около 2 тысяч, в основном русские, а также немцы, греки, армяне, татары, евреи, караимы. Главные строения находились у церкви, около рынка. В прибрежной части располагались отдельные дачи и гостиницы. Летом Судак принимал одновременно до 3,5 тысячи приезжих. Отсюда вывозили вино, виноград, фрукты, рыбу, стройматериалы.

Образную картину местечка той поры дал писатель Сергей Елпатьевский. В "Крымских очерках" он, в частности, писал, что "о Судаке нельзя сказать, благоустроен он или неблагоустроен, - он просто не устроен, без всякого устройства".

А.И. Полканов, Ю.А. Полканов Симферополь Таврия

Красивые места Крыма

Пребывание человека в окрестностях Судака прослеживается со времен палеолита. В Новом Свете найдены орудия труда неандертальцев, относящихся к среднему палеолиту (80-30 тыс. лет до н. э). Следы открытой стоянки неандертальцев обнаружил в обрыве сухой речки близ горы Меганом А. И. Полканов. Это было время последнего оледенения Земли, когда в Крыму даже летом стояли холода. Неандертальцы умели добывать огонь. Они охотились на крупных и мелких животных и одевались в их шкуры.

В окрестностях Судака и в Новом Свете обнаружены орудия труда новокаменного времени, а на горе Меганом, в Капсельской долине и на горе Караул-Оба открыты стоянки и поселения эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.). Множество народов сменилось здесь; завоеватели кровопролитиями, пожарами, разорением утверждали свое право владеть плодородными землями и портом, через который шел поток товаров из Руси, Средней Азии, Индии, Западной Европы. Далеко летела слава о богатом, хорошо укрепленном городе купцов и ремесленников, известном на Руси под именем Сурожа .

Греки-переселенцы начали осваивать восточную часть побережья полуострова с VI в. до н. э. и в непосредственной близости от Судака в это время был основан город Феодосия, который, несмотря на сложные перипетии тысячелетий истории региона, сохранил свое название до сегодняшнего дня. В то далекое время на территории Горного Крыма жили племена тавров, которые находились на первобытной стадии развития, и потому представлялись грекам диким народом. К тому же местное население встретило пришельцев враждебно, и долгое время эпохи между этими этническими массивами происходили военные столкновения. В ближайшей округе Судака, а также на территории Судакской крепости, известны памятники кизил-кобинской археологической культуры или тавров, как именуется этот народ в письменных источниках. Основание первого поселения на месте более поздней Судакской крепости, от которого ведет свою историю современный Судак, относят к античной эпохе, когда оседлое население Восточной Таврики, вне зависимости от этнического происхождения, усвоило основные традиции греческой, или в более широком понимании античной культуры, и стало пользоваться в повседневной жизни греческим языком.

По мнению многих ученых город был основан в 212 г. аланами, племенем северо-иранской языковой группы, проникшими в Крым во II-III вв. н. э. Но еще в античные времена где-то здесь существовала эллинская колония Афинеон. Как и все побережье, город переходил от Рима к Византии, периодически испытывая набеги кочевников. Неоднократно менялись и названия: Сидагиос, Солдайя, Сурож, Сугдейя (последнее название связано с мощнейшим торговым союзом Согдиана, возникшем в средние века в Средней Азии из просвещенных эллинизированных городов). По православному преданию здесь в конце IX века, благодаря святому Стефану Сурожскому, обратился в христианство новгородский князь Бравлин с дружиной. В X вв. Сугдея достигает своего наивысшего расцвета. Город становится крупнейшим торговым центром Таврики и всего Северного Причерноморья. Порт Сугдеи связывал страны Восточной Европы и Киевскую Русь со странами Средиземноморья, Евразийские степи со странами Ближнего Востока и Западной Европы. Мощный поток товаров циркулировал от Китая до Англии, а Сугдейя на этом пути был важной развилкой, прежде всего для русских княжеств. Богатство и значение города в международной торговле не могло не привлечь внимание сильных в военном отношении соседей.

С конца ХI в. Сугдея переживала политический и экономический расцвет, что было связано с появлением в Европе команов – кочевников тюркского происхождения, которых древнерусские источники называли половцами, а арабские – кипчаками. До появления татар они кочевали на территориях между Днестром и Доном, а в Таврике контролировали все юго-восточное побережье, вплоть до Ялты. Команы выступали посредниками в торговых операциях между народами Севера и Юга. Сугдея стала важным центром, через который осуществлялись связи между Византией, сельджукским государством и южной Русью, а также серьезным конкурентом Херсона – основного опорного пункта византийцев в регионе.

После образования Золотоордынского государства, столице которого стал город Сарай-Бату на Нижней Волге, Сугдея, как и вся юго-восточная часть полуострова, входит в состав Крымского улуса Золотой Орды, администрация которого ежегодно с 1249 г. собирала дань для золотоордынского хана. Но и после утверждения татарского господства Сугдея сохранила внутреннее самоуправление, основы которого были заложены в византийский период ее истории, хотя в системе административного управления Таврики произошли серьезные изменения. Но, несмотря на негативные последствия монгольского завоевания, с середины XIII в. судя по археологическим источникам, на территории полуострова наблюдается демографический взрыв и появляется огромное количество новых поселений, что было следствием благоприятных экономических условий. Арабские источники второй половины XII – начала XIV вв. из всех торговых центров полуострова упоминают почти исключительно Сугдею.

Во второй половине XII в. в Судаке появляются посланцы могучего Византийского государства - венецианцы, пизанцы и генуэзцы. Они активно торгуют с русскими, половецкими и среднеазиатскими купцами. Судак на 150 лет становится центром венецианских владений, но рядом – в Феодосии быстро укрепляются генуэзцы. Постепенно именно генуэзцы захватили все побережье от Боспора (Керчи) до Херсонеса (нынешний район Севастополя). Кафа (Феодосия) стала столицей их колонии в Крыму, а Судак, как бы мы сейчас выразились, они решили сделать военной базой. В 1365 году они добились от Золотой орды исключительных прав на все морское побережье Крыма, они вскоре захватывают Солдайю и на протяжении сорока с лишним лет перестраивают крепость (первые постройки которой сделаны еще византийцами). В разные времена крепости жили аланы, кельты, русские немцы, итальянцы, греки. И воздух ее, соответственно, пропитан культурами всех этих народностей. В стены вмурованы каменные плиты, на которых высечены гербы и надписи, сообщавшие, при каком консуле и когда сооружалась та или иная башня. В настоящее время Судакская крепость находиться под охраной государства; она является филиалом Киевского архитектурно-исторического заповедника “Софийский музей”.

В первой половине XIV в., во время правления хана Узбека, в Золотой Орде в качестве официальной религии было принято мусульманство. С этого времени золотоордынские наместники Крыма под предлогом религиозной борьбы изгоняют из города местных жителей-греков, а к 1327 г. разрушают византийские укрепления, следуя традиции кочевников, считавших, что настоящие воины должны сражаться в открытом поле, а не прятаться за крепостными стенами. Город, пользовавшийся до этого правами самоуправлением, попадает под непосредственную власть крымского улус-бека Толак-Темира. Но результаты археологических исследований показывают, что в начале XIV в., Сугдея не приходит в упадок, а превращается в один из провинциальных золотоордынских центров, с развитой городской культурой, ремеслом и торговлей.

Когда в 1475 г. турки высадились в Феодосийском заливе, крепость стойко защищалась. Изо всех генуэзских колоний Солдайя пала последней. По преданию, большая группа защитников во главе с консулом Хрисофоро ди Негро заперлась в главном храме. Все они погибли, когда турки подожгли здание (археологи действительно нашли в этом месте множество обгоревших костей). Лишь небольшая часть жителей Солдайи спаслась, спустившись по обрыву скалы (или потайным ходом) к кораблям. Пробоины от мощных пушек до сих пор зияют в стенах крепости. На самом ее верху находится Девичья башня, откуда по приданию некая принцесса бросилась в пучину, не желая быть плененной.

В 1783 году Судак вместе со всем Крымом отошёл к Российской империи. В результате последовавшей за этим массовой эмиграции крымских татар (христианское население было выселено из Крыма по приказу Потёмкина ещё в 1778 году) город практически полностью обезлюдел и превратился в небольшой посёлок. Вновь статус города Судак обрёл только в 1982 году.

В 1804-1809 гг академик П. С. Паллас возглавил созданное им в Судаке казенное училище виноградарства и виноделия, построил тут дом с виноградником и винным подвалом, он впервые подробно описал около 40 местных сортов винограда, искал секреты изготовления шампанского. Академик Х. Х. Стевен, основатель Никитского ботанического сада с 1807 г. и до конца своих дней подолгу работал в Судаке. Часто бывал на своей даче в Судаке художник-маринист И.К. Айвазовский. "Судакские мотивы" не оставили без вдохновения и композиторов. Это А.К. Глазунов, А. А. Спендиаров. В разные годы приезжали в Судак Анна Ахматова , Андрей Белый, Константин Паустовский, Александр Грин, Викентий Вересаев, Константин Тренев, Всеволод Вишневский. В 1927 г. здесь побывал Михаил Булгаков.

С конца XIX в. Судак облюбовали образованные люди среднего достатка и студенчество крупных городов империи. Ну и, конечно, огромное число интересных людей из разных стран приезжает сюда на археологические раскопки, в геологические и прочие экс-педиции, а также рисовать, писать стихи, снимать кино. Именно эта публика заложила основы российского натуризма, так что нудистские пляжи освоены уже многими поколениями.

С историей Судака с недавних пор можно познакомиться в Городском музее, он открылся на территории туристического комплекса “Судак” на бывшей вилле Функа. Но, пожалуй, наибольшую известность Судаку принесли международные фестивали КВН , которые проходят в этом комплексе.

городской округ Судак /Судакский горсовет Глава администрации города Некрасов Андрей Васильевич История и география Основан Прежние названия Солдая, Сугдея, Сидагиос, Сурож Площадь 23,477 км² Высота НУМ 33 м Часовой пояс UTC+3 Население Население ↘ 16 766 человек (2019 ) Плотность 713,72 чел./км² Национальности русские, крымские татары, украинцы Официальный язык крымско-татарский , украинский , русский Цифровые идентификаторы Телефонный код +7 36566 Почтовые индексы 298000 - 298023 Код ОКТМО Код КОАТУУ sudak.rk.gov.ru Медиафайлы на Викискладе

Название

В османское время город получил название Судак, которое носит и по сей день . Современное его название этимологизируется с крымскотатарского языка как крымско-тат. suv - вода, крымско-тат. dağ - гора, то есть горы у воды или также с крымскотатарского как «ложбина с ручьём» .

Древнее же название Сугдея (греч. Σουγδαία ), по В. И. Абаеву , вос­хо­дит к иран. Sugda – чис­тый, свя­щен­ный .

В древности город называли по-разному: византийцы - Сидагиос и Сугдея, итальянцы - Солдайя, в - Сурож .

Другие названия города: античное Порт Атенайон ; ŝoltāta (Карта ал-Идриси 1154 года); Sodania (письменный перипл «Компассо да навигаре» итал. Compasso da navigare 1250–1265 гг.) ; Soudac / Сỹдāк (письменный перипл Абу-л-фиды фр. Géographie d’Aboulféda , 1-я треть XIV в); Soldadia (морская карта Франческо Пицигано 1367 года) ; Sodaya (Каталанский атлас Абрахама Креска 1375 года); Soldaja (Морской атлас Николо Пасквалини итал. Nicolò Pasqualini 1408 года) ; Soldais (большой медный глобус Блау (ГИМ), 50-е гг. XVII в.) .

География

Судак расположен в средней части юго-восточного побережья Крымского полуострова , в 47 км к северо-востоку от Алушты и в 42 км к юго-западу от Феодосии . Город находится в долине реки Судак , на берегу Судакской бухты , ограниченной с запада горой Крепостной , а с востока - мысом Алчак . Город закрыт с севера грядой гор, покрытых буковым и дубовым лесом, а также многочисленными сосновыми лесополосами искусственного происхождения. С востока находится засушливая Капсельская долина. С запада - местность типично средиземноморского вида [ ] .

Город постоянно увеличивает свою территорию, так в 1996 году она выросла с 480,29 га до 1429,46 га , а в 2003 году увеличилась до 2347,7 га .

Климат

Климат Судака близок к климату Южного берега Крыма - мягкий, без резких колебаний температур, засушливый. Осадков выпадает немного - в среднем 318 мм в год (в Ялте - 609 мм). Средняя скорость ветра 4 м/с, а средняя влажность воздуха 73%. Солнце сияет в Судаке 2350 часов в году (в Ялте - 2250 часов). В Судаке очень мало пасмурных дней в году - 51 и достаточно много ясных - 152. Среднегодовая температура +11,9 °С. Летом тепло и солнечно, много жарких и сухих, а иногда и очень жарких дней. Особенно жарко в июле и августе - до +38 °С. Зима в Судаке суровее, чем на Южном берегу Крыма , что определяет то, что климат не является по-настоящему субтропическим (пальмы растут, но требуют ухода/укрытия, т.к. температуры ниже -18 °С для них очень опасны). По зоне морозостойкости USDA Судак держится в зоне 8а, при этом временами возможны морозы до -23 °С. Снежный покров неустойчив: снег выпадает редко и быстро тает. Осень тёплая (теплее весны) и малооблачная. Море в Судакском заливе рано прогревается и долго хранит тепло. Холодные течения бывают редко, а средняя температура воды составляет в июне +18,7 °С, июле +22,7 °С, августе +22,2 °С, сентябре +20,2 °С, октябре +17,4 °С. Следует отметить, что год от года возможны колебания температуры воды: в июне 2012 года она составляла +22 градуса, в июле-августе от +25 до +29 градусов Цельсия [ ] .

Купальный сезон - один из самых продолжительных в Крыму - 138 дней (с начала июня до середины октября). Максимальная зафиксированная температура морской воды - +33 °С [ ] .

История

Со­глас­но при­пис­кам на по­лях Су­дак­ско­го (Хал­кин­ско­го) си­нак­са­ря (конец 13 века), го­род ос­но­ван в 212 году н. э. как фор­пост Бос­пор­ско­го го­су­дар­ст­ва под названием Су­гдея (греч. Σουγδαία ). К 3–5 векам от­но­сят­ся фун­да­мен­ты средневековой кре­по­сти, ос­тат­ки баш­ни которой сохранились на западном скло­не го­ры Дже­не­вез-Кая .

В 1365 году Судак был за­воёван Ге­ну­эз­ской рес­пуб­ли­кой . В городе на год избирался консул, который им единолично управлял. В 1365-1382 годах был ук­ре­п­лён зем­ля­ным ва­лом, а с конца 1380-х годов на­ча­лось по­этап­ное вос­ста­нов­ле­ние и стро­и­тель­ст­во кре­по­сти. Ци­та­дель с кон­суль­ским зам­ком (за­мок Св. Илии) с 2 баш­ня­ми (Донжоном и Ма­лой), а так­же бар­ба­ка­ном раз­мес­ти­лась на вер­ши­не го­ры. Сре­ди по­ст­ро­ек: 2-этаж­ное об­щественное зда­ние у главных во­рот, мас­тер­ские, му­суль­ман­ские, пра­во­слав­ные, гри­го­ри­ан­ские и ка­то­лические хра­мы 14–15 веков; ко­ло­дец, 2 цис­тер­ны, во­до­про­во­ды .

В 1475 го­род, как и всё южное побережье Крыма, был за­воёван Ос­ман­ской им­пе­ри­ей , став центром ка­ды­лы­ка Ке­фин­ско­го санд­жа­ка (с 1568 эя­ле­та) Ос­ман­ской им­пе­рии (1475–1774), постепенно придя в упадок. В 1774 году в результате подписания Кючук-Кайнарджийского мира город отходит Крымскому ханству и становится частью Ке­фин­ско­го кай­ма­кан­ст­ва .

В 1920 году образовано винодельческое предприятие ГП «Судак» .

Национальный состав

национальность всего,
чел.
% от
все-
го
% от
указав-
ших
указали 16107 97,67 % 100,00 %
русские 10525 63,82 % 65,34 %
крымские татары 2780 16,86 % 17,26 %
украинцы 2023 12,27 % 12,56 %
татары 257 1,56 % 1,60 %
белорусы 118 0,72 % 0,73 %
армяне 118 0,72 % 0,73 %
азербайджанцы 27 0,16 % 0,17 %
поляки 24 0,15 % 0,15 %
узбеки 22 0,13 % 0,14 %
другие 213 1,29 % 1,32 %
не указали 385 2,33 %
всего 16492 100,00 %

Экономика

Основная специализация - производство марочных и шампанских вин, курортная отрасль, производство розового масла .

Судак - климатический приморский курорт. Показания - заболевания органов дыхания нетуберкулёзного характера, функциональные заболевания нервной системы , сердечно-сосудистые заболевания и т. д. Судак - единственный город в Крыму, в котором есть пляжи из кварцевого песка и минеральная сульфатно-гидрокарбонатная вода из местного источника.

Каждый год в Судак и Судакский регион приезжает на отдых более 180 тысяч человек (в основном неорганизованных отдыхающих). В 2003 году в 18 пансионатах и здравницах отдохнуло 49 тысяч человек, треть из которых - иностранцы.

Судак - очень старый город с огромной, насыщенной событиями историей. А. В. Гадло, этнограф-кавказовед, открыл, что Судак основали в 212 году сугды, одно из адыгских племён. В город, называвшийся тогда Сугдеей или Солдайей, прибывали торговцы из разных стран. Судак в то время находился на Великом Шёлковом пути, что стало поворотным моментом в его истории и увеличило его экономическое значение.

В VI веке в Судаке появилась крепость, и повелел её построить император Юстиниан II. Где-то в VIII-IX веках город взяли русы, и это событие было отмечено в «Житии святого Стефана Сурожского». Как говорится в этом рукописном документе, русами, которые тогда ещё не были единым народом, а представляли собой отдельные племена, командовал князь Бравлин. Многочисленные войска русов захватили все византийские владения, располагавшиеся между Херсонесом и Керчью. Интересная легенда есть про князя Бравлина: когда подошел он к гробнице Стефана Сурожского (Сурож - древнерусское название Судака), лицо его обратилось назад. Этот странный недуг Бравлин пытался исцелить тем, что отпустил пленных и вернул награбленное, но это не помогло.

Тогда Бравлин, будучи ещё язычником, принял христианство, и только это его наконец спасло. После Бравлина христианство стало постепенно распространяться по Руси, пока не была вся Русь крещена, как известно, в 988 году.

В XII-XIII веках Судак стал крупным торговым городом, находящемся в расцвете своего торгового могущества. В 1206 году у него сменился хозяин - городом стала править Венецианская торговая республика, хотя на самом деле владели Судаком кипчаки - народ, известный у нас под названием «половцы». В 1222 году (хотя эта дата не вполне точна) кипчаков сместили малоазийские сельджуки, среди которых были и русы. Совершить этот набег приказал Ал ад-Дин Кей-Кубада, который хотел прекратить разграбления купеческих судов. После набега город «был крещён» в другую религию - ислам.

В XIII-XIV веках город атаковали монголы, но, к счастью, Судак был быстро восстановлен после их разрушительного набега. Вскоре возникла новая напасть на горизонте - генуэзцы, которые за короткое время захватили город и присоединили его к своим крымским владениям. Ими была построена Генуэзская крепость, известная каждому, кто хоть раз посещал Судак.

В XVIII веке, в 1745 году, город оказался в подчинении у Османской империи, и для Судака, окончательно потерявшего былое значение, настали нелёгкие времена. Даже то, что он был центром кадылыка Османской империи, то есть самой мелкой из всех административно-территориальных единиц империи, не спасло Судак.

Наконец, город перешёл в 1783 году к Российской империи, но к тому времени в нём почти не осталось людей. В Судаке открыли школу виноделия, которая спустя столетия приобрела такое значение, что в 1920 году возникло винодельческое предприятие, названое нынешним именем города. Но Судак тогда уже не был городом - в нём почти никто не жил.

Героические страницы связаны с Судаком - во время Великой Отечественной войны его удерживали объединённые немецко-румынские войска, но судакские десантники смогли очистить город от захватчиков, однако почти все они погибли в боях против многочисленных врагов, чьё количество значительно превосходило численность самих десантников.

В 1982 году Судак снова стал городом, и с тех пор население его неуклонно растёт, и город становится важным туристическим центром Крыма.