Упразднение фскн в году. «офицеры покидают фскн без сожаления, с чувством неприятного осадка

На днях произошла очередная реформа в правоохранительной системе. Упразднена Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, а ее функции со штатной численностью переданы в МВД РФ. Об этом говорили давно, можно сказать, с первых дней, но в последние годы особенно активно. Несмотря на мотивацию – сокращение расходов, у этой истории есть своя весьма печальная интрига. Но для начала немного истории.

В 2003 году система правоохранительных органов пополнилась новым и, судя по заявленным задачам, весьма влиятельным партнером. Был создан Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ГНК, впоследствии Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков – ФСКН). Новый орган, по замыслу президента, был призван не только стать координатором в сфере борьбы с криминалом, но и реализовать новую наркополитику, суть которой – борьба не с последствиями, а с причинами. В первую очередь - за счет снижения спроса. В России было декриминализовано само потребление наркотиков, перевод потребителей из зоны уголовной в зону административной ответственности, а по большому счету, в гуманитарную: использование ресурсов гражданских ведомств гражданского общества. Удивительно и интересно было все делать с нуля! Не было ничего, кроме тысяч растерянных налоговых полицейских (оставят или выгонят?), «убитых» зданий и сооружений, гор автохлама и старой техники. Не было нормативной базы, приказов, инструкций, элементарных актов для организации работы.

Но самое главное – не было опыта в этой сфере!

Формирование шло трудно. Люди не верили в перспективы службы. А потому, как всегда в трудных ситуациях, сделали опору на офицеров госбезопасности. Как говорили в наше время, «партия скажет «надо» – ежа проглотишь». Во многих управлениях должности начальников и руководителей служб заняли выходцы с Лубянки. Многие пришли со своими наработками. Как удалось первому председателю Виктору Черкесову создать коллектив единомышленников, сегодня понять невозможно. Но, проработав в первом круге ФСБ, МВД, могу сказать: это был первый случай гармоничного формирования этого «первого круга», где не было склок, недопонимания, зависти и дружбы против кого-то. Не было той банки с пауками, которая стала нормой для многих ведомств.

Новый орган был призван не только стать координатором в сфере борьбы с криминалом, но и реализовать новую наркополитику, суть которой – борьба не с последствиями, а с причинами. Фото fsknmsk.ru

Создавать ведомство на базе ликвидированного – это как чистить авгиевы конюшни… Шла активная ротация, набор после тщательной проверки. Более 2,5 тыс. кандидатов на службу как из бывшей налоговой, так и из милиции были отведены по разным мотивам.

И тем не менее 1 июня служба «встала на рельсы». В первый полный год – 2004-й – было изъято из оборота 129 тонн наркотиков, 109 из которых изъяла служба. Руководители не вылезали из командировок. Как говорится, все приходилось делать «ножками». А как иначе? Надо было знакомиться с людьми, встречаться с руководством субъектов. Разъяснять, убеждать даже в том, в чем еще сами были уверены не до конца. Шли путем проб и ошибок. Иногда роковых. Но шли.

В течение года были во многом разрушены коррупционные связи правоохранителей с наркомафией. Только за тот же 2004 год было привлечено к уголовной ответственности более 1500 сотрудников разных ведомств. У мафии стала исчезать крыша…

В 2005 году было изъято уже более 139 тонн наркотиков.

Были запущены перспективные проекты в сфере первичной профилактики. Проект по гармоничному воспитанию детей и подростков, профилактике правонарушений и наркопотребления «Неприкосновенный запас – дети Отчизны» стал всероссийским. Сотни лагерей «Юный спецназовец» стали создаваться при участии ФСКН. Были выпущены журнал «Наркомат», подростковый журнал «Антидоза», газета «Зона права»… «Наркомата» вышло 52 номера - при отсутствии бюджетного финансирования!

К 2008 году прирост лиц, стоящих на учете, сократился с 25% в год до 1,5%. В Тольятти сотрудниками Самарского управления было ликвидировано организованное сообщество. 42 бандита, убийцы и наркодельцы, были привлечены к уголовной ответственности. Сроки - от 10 до 20 лет лишения свободы. 42! Дела в суд доставляли на камазе! А в зале специально варили клетку для подсудимых.

Сотни лагерей «Юный спецназовец» стали создаваться при участии ФСКН. Фото gnkrb.ru

Создание ГНК было вызвано рядом вполне объективных причин, среди которых резкий рост наркозависимых в России (с 1991 по 2001 год число стоящих на учете с диагнозом «наркомания» возросло в девять раз), наркобизнес стал срастаться с правоохранительной системой, что значительно увеличило обороты продаваемого зелья в стране, расширились возможности транснациональной преступности. Из страны транзита наркотиков Россия стала превращаться в страну потребления. Этому способствовала прозрачность внешних границ, наличие конвертируемой валюты, стремительный заход в Россию новой молодежной субкультуры, в которой в едином пакете сегодня секс, рок, наркотики.

Наркоконтролю предстояло «оседлать» каналы поступления наркотиков из-за рубежа, работать по крупным наркосообществам. А по сути, работать по принципу спецслужбы, «от противника». Упреждая, пресекая еще на подходах, а еще лучше – пресекая на стадии замысла. Не контролировать совершение преступления, а не допускать его! Такая задача под силу только серьезной специальной службе, имеющей интеллектуальный потенциал. Мощный оперативный костяк.

Декриминализация хранения для личного употребления малых доз наркотиков еще более усугубила ситуацию. Фактически мелкая розница оказалась вне зоны контроля со стороны правоохранительных органов. Перевод «хранения» в разряд административных правонарушений не изменил, по сути, позицию прокуратуры, которая в ряде субъектов стала требовать по каждому факту административного производства возбуждения уголовного дела «по факту сбыта неустановленным лицом». В подобном «разгоне» статистики не были заинтересованы ни органы внутренних дел, ни органы наркоконтроля.

Несмотря на снижение, на первый взгляд, влияния органов внутренних дел на борьбу с наркопреступностью, доля раскрываемых преступлений органами МВД по-прежнему оставалась достаточно высокой. Это очевидно, потому что по глубине и широте проникновения в уголовно-криминальную среду органам внутренних дел равных нет и не будет. А потому в ряде субъектов России на органы наркоконтроля приходилось всего от 15 до 60% раскрытых преступлений в этой сфере. Даже беглый анализ статистики показывает, что доля участия в борьбе с наркопреступностью органов внутренних дел, располагающих значительными оперативными и человеческими ресурсами, по-прежнему велика. Реальные же ресурсы (даже численные – 30 000 сотрудников ФСКН, из которых не более 15% занимаются непосредственной работой), не говоря об оперативных возможностях у специально уполномоченной службы, сегодня исчерпаны. Мы наблюдаем снижение объемов изъятий основных видов наркотиков (героина в первую очередь), а вал достигается за счет изъятия так называемых спайсов, а попросту - огромных масс сухой травы, опыленной мизерными объемами синтетической дряни. Увеличение изъятия так называемых синтетических наркотиков (в основном сырья для их производства) картину не улучшает, так как в статистике динамика по видам отсутствует. По сути, кратное увеличение достигнуто за счет изъятий курительных смесей и морских солей, где доля собственно наркотика в общем объеме массы ничтожно мала.

Наркоконтролю предстояло «оседлать» каналы поступления наркотиков из-за рубежа, работать по крупным наркосообществам. Фото newstes.ru

Меняется структура наркопотребления. Наметилась тенденция ухода героина с рынка. Пока это тенденция. Однако в ближайшее время возможно появление более сильных наркотиков, синтезируемых в домашних условиях. Об этом свидетельствует активизация консультаций пользователей интернета. Запреты, вводимые на отдельные виды препаратов, не решают проблемы, так как не исключены возможности синтезирования зелья из того, что запретить просто невозможно. Запрет – это удел слабого! Тем более, что голь на выдумки хитра.

Введение рецептурного отпуска на кодеиносодержащие лекарственные препараты оживило дискуссию в блогах, где лица даже без среднего образования обсуждают создание аналогичных молекулярных решеток с новыми веществами. Резкое падение спроса на такие препараты ничего не иллюстрирует. Появились тысячи новых веществ, более опасных, чем дезоморфин. А само утверждение, что у нас нет дезоморфиновых наркоманов, нелепо: наркоманы как были, так и остались, сменив свое меню.

Мы живем в параллельных мирах. У правоохранителей на бумаге одно, а у нас на улице – другое! Сегодня общество не интересуют тонны и килограммы изъятых наркотиков, ситуация в Афганистане и Гондурасе, проблемы войск коалиции. Его больше волнуют шприцы на лестничных площадках, около школ и в местах досуга. Граждане не желают нюхать зловоние наркопритонов. Разрыв между интересами ФСКН и общества стал увеличиваться: реакция на заявления либо запоздалая, либо формальная. Для правоохранительных органов ликвидация наркопритона – менее заметная в рейтинге строка, чем крупные изъятия и разоблачение групп и сообществ. И это при наличии более серьезных людских затрат, сложностей доведения до суда (если вообще это возможно).

У ФСКН отсутствуют реальная система и возможности работы в группе риска. Это объективно. Как человек, начинавший службу в ведомстве с момента его создания и прослуживший до 2008 года, считаю необходимым подчеркнуть, что формат межведомственного взаимодействия, заявленный в положении о ФСКН, предполагал взаимодействие в сфере профилактики с другими правоохранительными органами. Но эта комплексная система была разрушена, а новые потуги наладить эффективную работу в области профилактики наркопотребления носят исключительно декоративный характер (акции, слеты, конференции без опоры на «землю») при огромном объеме никому не нужных отчетов и справок. В силу этого проводимые мероприятия в сфере профилактики в последние годы напоминают школьные капустники, которые не имеют перспективы и, по сути, являются дежурными, показными акциями.

Для правоохранительных органов ликвидация наркопритона – менее заметная в рейтинге строка, чем крупные изъятия и разоблачение групп и сообществ. Фото fskn.lipetsk.ru

Институт участковых уполномоченных, школьных инспекторов и инспекторов по делам несовершеннолетних – единственный эффективный инструмент наряду с общественностью для сканирования и управления низовой наркоситуацией. Попытки ФСКН работать с этими категориями сотрудников МВД ни к чему хорошему не привели. Изначально было непонятно, кто ведущий, а кто ведомый. Чьи приоритеты первичны? Да и возможностей у сотрудников ФСКН практически не было, ведь это звено нещадно сокращали. Вал бумаг вместо конкретной работы…

Более того, искусственно нагнетаемый антагонизм между ФСКН и МВД, который мы наблюдали в последнее время, убедил всех, что на поляне должен быть один хозяин. Спартакиады, кто больше изъял, у кого больше дел, ни к чему хорошему не приводят. Из-за этого перетягивания каната усилиями руководства наркополиции она превратилась в самый неавторитетный орган, особенно в субъектах России.

Но самое главное, что с момента смены руководства ФСКН в 2008 году в корне изменилась морально-нравственная обстановка. Руководство превратилось в безапелляционную надстройку, которая избрала единственную тактику: «Вопросы здесь задаю Я». Чванливость и пренебрежение к коллегам «на земле» были доведены до совершенства. Генералы унижались, как прокаженные. Руководителям территориальных органов было запрещено входить в здание центрального аппарата без командировочного удостоверения, хотя многие вопросы ранее решались в период кратковременного пребывания коллег в Москве при отбытии или возвращении из отпуска. Это нормально и естественно. Возобладал принцип «я начальник – ты дурак». Существовала практика, когда начальников вызывали в Москву и держали по нескольку дней в приемной. Эта воспитательная работа привела к тому, что некоторых персонажей ненавидели все, от оперов до генералов. А какая это работа, если начальство не просто не любят, а ненавидят?! Окружение директора всегда вызывало странное ощущение. Ну, как можно было назначать на повышение генерала Аулова Н. Н. из МВД (сейчас находится в розыске Интерпола), если накануне он получил «неполное служебное соответствие» как начальник Управления МВД по Центральному федеральному округу. Как?!

Отношение к заслуженным людям иначе как хамским назвать нельзя. Мои коллеги – заместители директора, генерал-полковники, о своем увольнении узнали из указа, который им принесли в папке в конце рабочего дня. Начальник оперативного управления, также генерал (талантливый опер, прослуживший на этом участке много лет в ФСБ), получил указ в день своего рождения! Ни с кем из упомянутых никаких бесед ранее не было. Все делалось тайно и исподтишка. Аналогично был уволен Герой России, возглавлявший один из департаментов. Пытаясь прояснить ситуацию, генерал зашел в приемную своего куратора, который передал через секретаршу: «Я вас не вызывал!» Аналогичную практику расправ избрали и вновь назначенные руководители на местах. С приходом нового руководителя в областное управление обновлялся почти полностью оперативный состав, а на смену им набирались персоны, лично преданные шефу, которые завершали чистку. На момент ликвидации ФСКН в 16 управлениях более года не назначали начальников!

В речах бывшего руководителя ФСКН неоднократно звучали цифры, характеризующие наркоситуацию в стране. Фото kommersant.ru

Сегодня ФСКН офицеры покидают без сожаления, с чувством неприятного осадка. Такого мерзкого отношения к людям не было нигде. А покинув ведомство Иванова, они долго корят себя за то, что не сделали это раньше. За то, что последние годы подчинялись пассажирам, неспособным делать ничего руками, а только горлом. И у которых чванство – норма жизни.

При этом большие шишки ведомства были в шоколаде. Щедро раздавались ордена и медали, многомиллионные субсидии. Огромные суммы делились между руководителями департаментов. На одну выделенную субсидию можно было купить несколько квартир в региональных управлениях для оперативного состава.

Какова же была роль главного начальника ведомства? Он занимался «государственной деятельностью». Ему некогда было заниматься самой структурой. Число командировок (и недешевых! Латинская Америка, Европа, Азия и даже ЮАР, все бизнес-классом) за границу кратно превосходит число командировок по стране. Во многих субъектах его просто не видели. А над тем, что слышали из его уст по телевидению, просто сотрудники посмеивались, так как реально падающие результаты он выдавал за победы, не задумываясь, что это полный провал. Достаточно вспомнить его заявление, что за 5 лет число наркопотребителей выросло на 3,5 млн человек! Уже это было приговором ведомству: а зачем его тогда создавали? В речах бывшего руководителя ФСКН неоднократно звучали цифры, характеризующие наркоситуацию в стране. И каждый раз возникало ощущение обмана, так как даже при ближайшем рассмотрении все они только запутывали ситуацию. Как в отношении наркозависимых, так и в отношении простых потребителей… То 5, то 7, то 18 млн. Со смертями планка была задрана так, что впору кричать караул. В одном из своих выступлений он утверждал, что с 2003-го по 2008 год ежегодно в России погибало по 140 тыс. человек. Цифра безумная, но прозвучав из уст руководителя высокого уровня, она должна была вызывать доверие. Правда, через неделю он скорректировал: «… а в 2014-м сократилось до 90 тысяч!» В связи с этим на память приходят кадры из фильма «Праздник святого Йоргена», где мошенник, якобы исцеленный священником, говорил: «Когда я был маленьким, моя бедная мама уронила меня со второго этажа»; по мере возбуждения, он новым зевакам увеличивал этаж… аж до седьмого.

И этот бред предстает во всей красе, когда мы узнаем, что, по данным ООН, в мире в год умирает около 200 тысяч! Так вот. Как человек, в ФСКН отвечавший за межведомственное взаимодействие, замечу, что никогда эти дикие цифры ни в какой статистике не фигурировали. Более того, шел медленный, но устойчивый курс на снижение до 2008 года. С 12 000 до 8 000 (официально) и с 50 000 до 30 000 неофициально. Даже число вызовов скорой помощи снижалось в несколько раз.

С приходом новой команды ситуация изменилась в худшую сторону. Не понимаю, как это могли не заметить? Еще большие манипуляции связаны с результатами. Для сравнения отмечу только один факт. В 2004 году (первый год работы ФСКН) было изъято 139 тонн наркотиков. В 2015-м - всего 27 тонн. И это выдается за победу. При этом все время подчеркивается особая роль ФСКН. Титанический труд и оперативное мастерство… Хотя в ряде субъектов доля МВД в раскрытии наркопреступлений составляет 80-85%. Да и объемы наркотиков, изымаемых ФСКН, с каждым годом падали. Для чистоты эксперимента с сайта ФСКН была удалена вся статистика до 2008 года, так как результаты предыдущего периода кратно больше, чем ныне.

Состоявшееся решение президента – мера назревшая. Сегодня за счет поглощения ФСКН возможно значительно укрепить блок сотрудников, работающих в органах МВД на участке борьбы с наркотиками. Фото fedpress.ru

Я не буду анализировать все аспекты: желающий может их увидеть на сайтах соответствующих ведомств. Достаточно просто взять калькулятор… Хотя будет сложно, потому что нам все время предлагали сравнивать зеленое с соленым. То статистика в тоннах, то в граммах, то в дозах (как это посчитать, если речь идет о разных веществах?), то в долларах, то в рублях. Перечень нелепиц и завиральных идей можно продолжать долго. То предлагалось финансировать строительство птицефабрик в южных странах СНГ, чтобы дехкане не торговали наркотиками, то сеять мак, то разводить коноплю… Бороться с наркотрафиком в Латинской Америке (где мы и где Америка!), обмениваться опытом с Японией, хотя оттуда не было завезено ни одного грамма наркотиков, учить полицию Колумбии и Гондураса… Своих-то толком научить не могли!

Но факт остается фактом. Несмотря на бравурные заявления Иванова, можно заметить, что именно с его приходом система стала медленно сползать в могилу.

Состоявшееся решение президента – мера назревшая. Как говорят опера в системе, «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Сегодня за счет поглощения ФСКН возможно значительно укрепить блок сотрудников, работающих в органах МВД на участке борьбы с наркотиками. С учетом наличия организованных форм наркобизнеса повысить роль главка по борьбе с наркотиками.

Надо принципиально и кардинально повысить статус Государственного антинаркотического комитета (если он сохранится). Как и в прошлые годы существования Правительственной комиссии, его должен возглавлять один из вице-премьеров, а не руководитель ведомства. Существующий аппарат ГАК должен быть кратно сокращен. По сути, все сотрудники аппарата совещательного органа служат в ФСКН. В каком государстве столь расточительно относятся к специальным офицерским званиям? Его сотрудники давно должны быть переведены в разряд государственных и гражданских служащих. Высвободившийся состав должен быть передан в оперативные подразделения. Однако недавно численность ГАК увеличилась за счет создания новых подразделений! Зная людей, работавших в аппарате, могу сказать одно: не жили, а мучились бумажной волокитой. Многие талантливые опера, волею судьбы оказавшиеся не на своем месте, изнывали от бесцельного, по большому счету, существования. Имитируя «процесс», они гоняли тонны бумаг в низовые подразделения федеральной службы, где исполнители буквально стонали от исполнения никому не нужной работы. Сегодня аппарат состоит в основном из людей в погонах, которые в силу профессиональной деформации не могут в полном объеме решать задачи всех входящих в состав ГАКа ведомств. В аппарате ГАК должны работать представители разных ведомств. К слову, в правительственных комиссиях по противодействию распространению наркотиков в разные годы (одну возглавлял премьер, вторую вице-премьер) функции аппарата выполнял всего один человек.

Всегда, как только начинался разговор о ликвидации ФСКН, Иванов пафосно заявлял, что за этим выступает звериное мурло наркомафии. Сегодня это произнес президент. Интересно, а сейчас Иванов так же считает?

И последнее. Удивительно, но решение о ликвидации ФСКН не вызвало никакой реакции в обществе. И это симптом.

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

Александр Михайлов

Ликвидацию Госнаркоконтроля дельцы отмечали так же, как бандиты — развал РУБОП в 2008-м. Она состоялась благодаря совпадению многих факторов, главные из которых были выпестованы внутри самой службы.

Первые две опиумные войны были развязаны в XIX веке Британией в Китае. В наши дни «третья опиумная» развернулась в Афганистане, и бенефициары ее несколько иные, а проигравшими можем оказаться все мы.



Из одной полиции в другую

На сегодняшний день, по данным ООН, в мире от наркотиков ежегодно умирают около 200 тысяч человек. Вопиющая прозрачность среднеазиатских границ позволила наркотической волне захлестнуть Россию.

В 90-х наркомания стала бичом молодежи — против ее роста государственные институты были бессильны.

В начале «нулевых», в ходе реформ госаппарата, президент решился на неоднозначный ход — вместо налоговой полиции создать структуру по борьбе с наркопреступностью. Причем большая часть налоговиков, которых оказалось сорок тысяч человек, должны были переучиваться на новую специализацию.

Учитывая, что исходное ведомство собиралось по принципу Ноевого ковчега, вся эта разношерстная публика из бывших военных, чекистов, милицейских, прокурорских одним росчерком стала наркополицейскими.

«Госнаркокартель»

Профессиональный состав новой службы хоть и был разномастен по происхождению, но впечатлял. Возглавил новую службу бывший первый замдиректора ФСБ Виктор Черкесов, имевший большой опыт следственной работы.

А к уже упомянутым сорока тысячам бывших налоговиков присоединились порядка трех тысяч милиционеров из расформированных тогда ОБНОН (отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков).

Государственный комитет по контролю за оборотом наркотиков, или в просторечии Госнаркоконтроль, начал работу с июля 2003 года, но для того, чтобы встать на ноги и начать приносить результаты, понадобилось порядка полутора лет.


«Оперативный костяк сформировался к 2005 году, — рассказывает бывший заместитель директора ФСКН генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов. — И основной задачей, ставившейся тогда перед службой, было снижение спроса на наркотики. Без этой профилактики остальные функции просто не имели смысла».

«В 2006 году мы докладывали об уровне наркопотребления в стране в пределах от двух до трех миллионов человек, — продолжает Михайлов. — За время работы Черкесова этот показатель не вырос, даже удалось добиться небольшого снижения».

По его словам, если до 2005-го ежегодный прирост наркозависимых на учете составлял 25%, к 2008 году он сократился до 1,5%.

Один из бывших руководителей ФСКН районного уровня, назовем его Сидоров, на условиях анонимности рассказал «Ридусу», как выстраивалась работа службы на «земле».

Как оказалось, именно там стали развиваться первые в истории новой службы «ментовские войны» — конфликты силовых ведомств.

«Поскольку я работал в своем родном городе, ситуация была мне небезразлична, в отличие от многих коллег, — вспоминает бывший районный руководитель. — Поэтому за первые полгода работы удалось изъять почти 3 килограмма героина, что для районного уровня по тем временам было приличной цифрой».

Надо сказать, что палочной системы у ФСКН, в отличие от милиции, не было. Последние работали по схеме «АППГ (аналогичный период прошлого года) +1», то есть искусственно создавался постоянный прирост показателей.

«Для этого использовался самый разнообразный набор уловок, в том числе совершенно бесчеловечных, — рассказывает собеседник. — Например, на обслуживаемую территорию завозили цыган, которые начинали торговать наркотиками, а доблестная милиция отслеживала покупателей и забирала их до момента достижения необходимой цифры, параллельно получая мзду с преступников».

Но бывали случаи и «позабавнее».

Как-то раз в дежурную часть поступил звонок из фитнес-клуба, где нашли сумку с белым порошком и пачкой долларов, — снова на условиях анонимности рассказывает бывший сотрудник центрального аппарата ФСКН, назовем его Петров. — Выяснилось, что почти килограмм героина и деньги принадлежали сыну одного из среднеазиатских дипломатов. В итоге порошок оказался стиральным, деньги — билетами банка приколов, а дело не возбудили, зато весь отдел, чьи сотрудники потратили время, год пользовался мобильной связью бесплатно, — вспоминает правоохранитель о нестандартной благодарности.

Дурная слава ОБНОНов привела к тому, что многие начальники подразделений ФСКН сознательно не брали в свою команду бывших милиционеров, предпочитая им людей «с улицы», которые хоть и давали результат не раньше, чем через год, но не были замечены в порочащих связях.

«Справедливости ради скажу, что „крышевателей“ было немало и среди наших, — отмечает Сидоров. — Примеров, когда ранним утром квартиры торговцев смертью в других районах и областях брал спецназ и заставал там лишь следы спешных сборов, полно. Местный начальник, наш либо в ОВД, был в курсе и предупреждал, поэтому отношения испортились, как только стало ясно, кто есть кто».

Немало в ФСКН, по словам Петрова, оказалось и «временщиков», увидевших в службе источник заработка.

Оперативники умудрялись торговать изъятым добром прямо на Лубянской площади, нисколько не стесняясь ни «старших братьев», взирающих из окон зданий напротив, ни милицейских коллег из ОВД «Китай-город».

Однако сами экс-наркополицейские уверены, что полиция не сможет заместить ФСКН, какой бы плохой или хорошей она ни была.

«Реформа любой спецслужбы, — говорит Сидоров, — либо создание новой всегда влечет как минимум полугодовую паузу в работе, пока все устаканится».

По словам собеседника, «пока новый главк МВД сможет работать более-менее на уровне, пройдет пара лет, но наркопреступность всегда международная, и угроза исходит извне» .

С оставлением за бортом многих опытных сотрудников потерян огромный пласт оперативных возможностей. Вообще, если бы нужно было создать боеспособную структуру, можно было бы взять пару-тройку выпусков Академии ФСБ, и не было бы этой разномастной толпы, которая тащила службу в разные стороны, как лебедь, рак и щука, уверен правоохранитель.

«Либо же нужно было передавать функции ФСКН в ФСБ, а не МВД, поскольку наркопреступность является международной. Чтобы ей успешно противостоять, нужна совместная работа и ФСБ, и пограничников, и СВР», — резюмирует собеседник.

«Вопрос о ликвидации структуры периодически поднимался с момента ее создания, — говорит экс-замглавы ФСКН. — Но я считаю решение по прекращению существования ведомства ошибочным. Нужно было просто сменить самодуров обратно на профессионалов. Стране необходима служба, которая бы координировала противодействие наркоугрозе».

С генералом трудно не согласиться, учитывая, что шестую часть трудоспособного населения России, по статистике, составляют наркопотребители.

Звучат идеи о более радикальных мерах в борьбе с наркоманией - наказании за употребление.

ФСКН и миграционная служба были ликвидированы как самостоятельные федеральные службы указом президента в апреле 2016 года, их функции переданы МВД . Правительство РФ ранее распорядилось завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ведомств до 1 июля 2017 года, позднее этот срок был продлен до 1 октября.

В министерстве здравоохранения РИА Новости сообщили, что статистические данные свидетельствуют о снижении первичной заболеваемостью наркологическими расстройствами. В 2016 году этот показатель снизился на 17,1%, составив 156,7 случая на 100 тысяч населения (против 189,1 случая в 2015 году). Снижается также распространенность наркологических расстройств: этот показатель в прошлом году уменьшился на 9,3% в сравнении с 2015 годом (1642,3 случая на 100 тысяч населения против 1811,1 случая). В то же время увеличиваются значения показателей долгосрочных ремиссий среди всех пациентов наркологического профиля, отметили в Минздраве.

Активное взаимодействие

Как сообщил РИА Новости главный нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн, за год с момента ликвидации ФСКН число наркоманов в стране немного снизилось. Это, по его словам, стало возможным благодаря межведомственному взаимодействию.

Как рассказал специалист Минздрава, за прошедший год была запущена программа тестирования учащихся на наркотики, в целом ситуация стабилизируется. «Мы тестируем и выявляем учащихся, которые потребляют наркотики, проводим там профилактические мероприятия с этими ребятами, это основное. А количество наркоманов в стране немножко снизилось, поэтому мы считаем, что ситуация стабилизируется», - сообщил Брюн.

По его словам, сложно определить, с чем связана эта тенденция, но стоит отметить активные действия всех заинтересованных ведомств: государство активно работает над решением проблемы, профилактикой наркомании занимаются не только МВД, но и другие ведомства - и образование, и здравоохранение; это дает свои результаты, отметил собеседник агентства.

"Полиция лучше ловит, врачи лучше выявляют, образование тоже занимается выявлением и образовательными программами. То есть общими усилиями просвещаем семьи, родителей, это тоже дает свои результаты. Сказать, что какое-то одно ведомство в приоритете, наверное, невозможно, это такая проблема, которая может быть решена только всеми - и гражданским обществом, и государством в активном взаимодействии. Тогда получаются результаты", - отметил Брюн.

Он уточнил, что сейчас запущена программа по выявлению злоупотребляющих алкоголем и наркотиками среди пациентов обычных соматических больниц.

"Мы выявляем до 15% лиц, которые имеют соматические заболевания, там кардиологические, гастроэнтерологические, пульмонологические. Эти 15% связаны со злоупотреблением алкоголем или наркотиками. Так что такую программу мы начали… она будет расширяться на амбулаторные поликлиники по раннему выявлению злоупотребляющих алкоголем, табаком и наркотиками. Так что такая программа начата, и она развивается", - рассказал нарколог.

Как рассказали РИА Новости в Минздраве, межведомственное взаимодействие по вопросам контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется в рамках деятельности Государственного антинаркотического комитета и межведомственных рабочих групп.

"Следует отметить, что в настоящее время продолжается интеграция на уровне междисциплинарных взаимоотношений специалистов наркологического профиля со специалистами других медицинских направлений, которая является важной частью системы профилактики наркологических расстройств и в той или иной степени связанных с ними заболеваний и состояний", - уточнили в Минздраве.

В ведомстве отмечают перспективность организации и активного поддержания совместной деятельности наркологической службы и службы медицинской профилактики.

Система помощи наркозависимым в России

Вопрос эффективности

Мнения парламентариев об эффективности борьбы с наркотиками за прошедший с момента ликвидации ФСКН год при этом разошлись. Так, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев ("Единая Россия") заявил, что работа по борьбе с наркотиками в РФ после ликвидации ФСКН ведется весьма эффективно.

"Работа осуществляется весьма эффективно. Для полиции борьба с незаконным наркооборотом - традиционно одно из самых главных направлений, поэтому они как работали, так и работают. Я не вижу негативных последствий после реформы, которая произошла. Ситуация хуже не стала. Мы наблюдаем задержание виновных и изъятие наркотиков, а это главное", - рассказал Пискарев РИА Новости, добавив, что для более детального анализа ситуации необходимо запросить соответствующую статистику в МВД.

"Ликвидация наркоконтроля негативно сказалась на борьбе с наркотиками. К сожалению, у МВД слишком много направлений работы, и борьба с наркотиками, к сожалению, для них приоритетом не является. Есть более серьезные, по их мнению, группы преступлений, которыми надо заниматься. Самое главное - сократился штат людей «на земле», оперативных работников, которые занимаются борьбой с наркотиками, выявлением распространителей этой заразы", - заявил Емельянов агентству; со слов парламентария, число оперативных сотрудников в некоторых городах РФ сократилось в три раза.

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая подчеркнула, что борьба с наркопреступностью - это комплексная государственная политика. «Каждое ведомство в пределах компетенции обязательно должно повышать эффективность своей работы в борьбе с наркопреступностью, исходя из понимания особой опасности этих преступлений и важности защиты общественной и государственной безопасности, защиты молодого поколения, против которого прежде всего обращено наркотическое оружие преступников», - сказала Яровая РИА Новости.

При этом политик отметила, что наркомания является мировой проблемой, в борьбе с которой Россия выступает инициатором многих решений. «Россия выступила инициатором очень многих международных решений и настаивает на создании антитеррористической коалиции, потому что наркобизнес - это в том числе и источник финансирования терроризма», - сказала она.

Яровая также напомнила, что в комплексную государственную политику, которая является составной частью стратегии нацбезопасности, входят инициативы в рамках Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), а также решения на законодательном уровне. В частности, пояснила она, такие, как установление пожизненного лишения свободы за производство и сбыт наркотиков, процедура отнесения новых веществ в список психотропных и наркотических, обязательное наркотестирование для ряда профессий и освобождение от ответственности при условии прохождения лечения, меры реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Радикальные меры и новая ФСКН

Вместе с тем некоторые депутаты говорят о необходимости обратиться к радикальным мерам вплоть до введения ответственности за употребление запрещенных веществ. Например, Емельянов полагает, что необходимо вновь учредить специальный орган по борьбе с наркотиками. «Я считаю, что ликвидация ФСКН была ошибкой… Я бы вернул специализированный орган по борьбе с наркотиками, безусловно», - заявил он.

При этом депутат не исключил необходимости обратиться к таким радикальным мерам по борьбе с наркотиками, как «ужесточение наказания», введение наказания за употребление наркотиков, «потому что профилактика не очень работает».

"Самое главное - это усиление ответственности за пропаганду употребления наркотиков", - заявил парламентарий. Емельянов пояснил, что сейчас «сплошь и рядом на молодежных каналах можно слышать, что наркомания - это излечимо», что легкие наркотики - «это не страшно, что привыкание не возникает» и так далее. Депутат уверен, что за такую «пропаганду наркотиков, за снижение неприятия наркотиков тоже должна быть ответственность».

Тем не менее в ближайшее время вряд ли стоит ждать соответствующие законопроекты. «Мы их обсуждаем на экспертном уровне, но дело в том, что есть серьезное лобби, которое противостоит принятию таких мер, к сожалению. Под предлогами гуманности и так далее. Хотя по сути это не гуманность, а лоббирование интересов наркотического лобби», - сказал депутат, отвечая на вопрос о том, стоит ли ожидать соответствующие законопроекты в ближайшее время.

Как показал недавний опрос ВЦИОМ , проведенный в преддверии международного дня борьбы с наркотиками, свыше трёх четвертей россиян (78%) одобряют идею введения уголовного наказания за употребление наркотиков. Подавляющее большинство россиян (93%) также высказались против свободной продажи любых наркотических веществ; но каждый десятый респондент в возрасте 18-34 лет, как и 14% жителей столичных городов, по данным ВЦИОМ, допускает легализацию «лёгких» наркотиков. Более половины (52%) участников опроса отметили увеличение доли наркозависимых в последние годы, при этом наши сограждане склонны считать наркоманию скорее не общественной, а реальной болезнью, которая нуждается в лечении.

Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156
"О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"

С изменениями и дополнениями от:

В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу.

2. Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) штатную численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) штатную численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, сократив ее на 30 процентов.

3. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является:

а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;

б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

4. Установить, что:

а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;

б) сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;

в) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:

присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;

сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;

выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки;

сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля;

г) жилищное и социальное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 г.

6. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить в установленном порядке передачу Министерству внутренних дел Российской Федерации имущества, в том числе недвижимого, закрепленного за упраздняемыми Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службой, которое необходимо для осуществления функций и полномочий, передаваемых Министерству внутренних дел Российской Федерации;

б) перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом;

в) обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

г) представить предложения по уточнению предельной штатной численности органов внутренних дел и центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

е) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

ж) обеспечить решение финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией настоящего Указа.

7. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) обеспечить принятие к производству уголовных дел, материалов проверок сообщений о преступлениях, дел оперативного учета и других материалов, находящихся в производстве органов наркоконтроля, а также непрерывность осуществления иных передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) обеспечить сохранение в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации территориальных органов упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) представить предложения по уточнению перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденного

Почти каждый седьмой сотрудник ликвидированной Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) перешел на службу в МВД России. Об этом ТАСС во вторник сообщил источник в правоохранительных органах. По словам собеседника агентства, из 27 тысяч уволенных сотрудников ФСКН только четыре тысячи устроились в МВД.

"О судьбе остальных неизвестно", - отметил источник. Пока ничего неизвестно и о новом месте работы главы упраздненного ведомства Виктора Иванова. Сообщается, что в ближайшее время он уходит в отпуск. Газета "Коммерсант" писала, что Иванов в последний момент отказался переходить на службу в МВД. В начале мая он был исключен из состава Совета безопасности РФ.

Президент РФ Владимир Путин в апреле распорядился упразднить ФСКН и Федеральную миграционную службу (ФМС) с передачей функций федеральных ведомств МВД. Тогда же на базе внутренних войск и спецподразделений МВД была создана новая силовая структура - Национальная гвардия.

Отмечалось, что штатная численность двух упраздненных служб передается в МВД, при этом штат ФМС сокращается на 30%, то есть на 11 тысяч человек. В структуре МВД бывшие упраздненные службы будут называться "Главное управление по вопросам миграции" и "Главное управление по контролю за оборотом наркотиков". Начальником миграционного ведомства была назначена полковник внутренней службы Ольга Кириллова, главой антинаркотического стал генерал-майор полиции Андрей Храпов. Экс-глава ФМС Константин Ромодановский, как и Виктор Иванов, должности в МВД не получил.

В указе главы государства говорилось, что сотрудники ФСКН, выразившие желание поступить на службу в органы внутренних дел, будут приниматься на службу "в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации". Замглавы МВД РФ Игорь Зубов ранее сообщал, что некоторым сотрудникам ФСКН будут предложены другие должности, отличные от тех, которые они занимали ранее. К примеру, сообщил замминистра, наибольшая потребность в кадрах имеется в службе участковых уполномоченных полиции, подразделениях по делам несовершеннолетних, дорожно-патрульной службе и подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями.

Сотрудники МВД, опрошенные газетой "Коммерсант" , предположили, что основу для дальнейших кадровых решений составит указ президента, который установит предельную численность как Национальной гвардии, так и самих органов внутренних дел. После этого можно будет говорить и о численности подразделений МВД по контролю за вопросами миграции и оборотом наркотиков.

Накануне стало известно, что ликвидация ФСКН и ФМС полностью завершится к 31 декабря 2016 года. Соответствующее распоряжение правительства России, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации. Отмечалось, что председателем ликвидационной комиссии ведомства станет замруководителя международно-правового департамента ФСКН Валерий Зиновьев.

В документе были перечислены меры, которые глава ликвидационной комиссии должен будет реализовать в рамках ликвидации ведомства. В их числе: утверждение сметы расходов, проведение инвентаризации имущества, оформление документов. Ранее источник в правоохранительных органах сообщал, что ФСКН прекратит свою деятельность к 1 июня.

После ликвидации ведомств МВД получит в свое ведение 10 крупных объектов, ранее принадлежавших ФСКН, и 19 объектов, унаследованных от ФМС, отмечает "Коммерсант". Среди них - более десятка расположенных в разных регионах центров временного размещения иммигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, иностранных граждан, подлежащих депортации, центры медико-психологической реабилитации этих лиц, учебные центры и ФГУП "Паспортно-визовый сервис", а также научно-исследовательский центр службы в Москве, несколько институтов, санатории и центральная поликлиника ФСКН в Москве.

Судьбу остального имущества ФМС и ФСКН после инвентаризации решат совместно МВД и Росимущество. Право оперативного управления этим имуществом за МВД должно быть оформлено до 29 декабря.