В какой цвет традиционно окрашены венецианские гондолы. Гондольеры - это кто такие? Венецианские гондольеры

Венецианская гондола – один из главных и наиболее узнаваемых символов города. Побывать в Венеции и не покататься на гондоле – все равно как съездить в Париж без подъема на Эйфелеву Башню. Именно поэтому BlogoItaliano решил детально разобраться с историей и современностью этого вида транспорта, а также узнал, сколько стоит покататься на гондоле в Венеции и как это сделать.

О происхождении слова «гондола» существует несколько мнений: одни считают, что оно имеет мальтийские или турецкие корни, другие – греческие, что означает «чаша» или «мидия».

Гондолы в Венеции: немного истории

Как эта изящная черная лодка получила бананоподобную форму и родилась на свет – до конца не ясно, но первые упоминания о гондолах встречаются в конце XI века, а уже к 1500 году около 10 тысяч гондол перевозили по городским каналам сановников, купцов и товары.

Взять гондолу в Венеции можно практически в любом месте

График работы гондол

В Венеции действуют 2 графика работы гондол. Первый: с 8:00 утра до 19:00 вечера. И второй: с 19:00 вечера до 8:00 утра. Ночной тариф дороже дневного, но, несмотря на это, вечером нельзя взять гондолу с музыкой. Поэтому нередко дневной тариф может оказаться выше (тот, что с серенадами), чем вечерний.

Важно: в плохую погоду или прилив гондолы не работают, но если Вы заранее заказывали экскурсию, то деньги обязательно возвращают.

Сколько стоит покататься на гондоле в Венеции

Прогулка на лодке рассчитана в большей степени на туристов. Местные, в свою очередь, передвигаются по городу больше общественным транспортом – . Это специальные теплоходы со своими маршрутами – что-то вроде речного трамвайчика.

Количество гондольеров в Венеции жестко ограничено – их всего 425 человек

Прыгать в первую попавшуюся лодку не стоит, так как ценам свойственны колебания. Стоимость зависит от продолжительности маршрута, вида гондолы (есть очень дорогие, красивые и более скромные), наличия музыки и экскурсии гондольера. За дополнительную плату лодочник может провести вам экскурсию, ответить на все вопросы и спеть итальянских песен.

Заказать гондолу можно как индивидуально, так и разделив прогулку с другими путешественниками. Оплата берется за время и лодку, а гондола вмещает до 6-ти человек. Таким образом, чем больше Вас в гондоле, тем дешевле обойдется прогулка для каждого.

Официально установленная цена на прогулку: 80 евро за 30 минут днем и 100 евро за 35 минут по вечернему тарифу. Но на практике гондольеры обычно просят значительно больше. Особенно это актуально в периоды наплыва туристов.

Арендовать гондолу в Венеции можно как на месте – нередко с небольшим экстримом (гондольеры – одни из первых таксистов в мире), так и заранее – через популярный сервис Getyourguide (доступен и на русском языке). Во втором случае Вы заранее будете знать маршрут, цену и время поездки, а Ваш гондольер – терпеливо дожидаться гостей в назначенном месте.

Особенно популярны водные прогулки у влюбленных

При выборе экскурсии на гондоле через сайт, обратите внимание, что есть индивидуальные поездки [ссылка] и групповые прогулки [ссылка] совместно с другими туристами. Для романтической атмосферы [особенно с предложением руки и сердца] лучше подойдет первый вариант, а вот для эконом-путешественников – второй.

Какой бы из вариантов Вы ни выбрали – прогулка по Венеции на гондоле наверняка станет одним из наиболее ярких впечатлений Вашей поездки. И она точно стоит того, чтобы попробовать этот опыт.

Кстати, если Вы отравляетесь в Италию впервые, рекомендуем обязательно . В нем много ценных советов и полезных лайфхаков, которые обязательно пригодятся Вам в поездке.

Photos by: gnuckx, Ling, jurgen.proschinger, C., Chris Chabot, Marius Brede.



Венеция - вечный город романтики! Много веков подряд ему предрекают полное затопление, но он, как птица феникс, воскресает из воды, оставляя на своём теле множественные "шрамы" от пережитых потопов.

Когда я слышу слово " Венеция", в моем воображении рисуется романтическая картинка - вечер, узкий канал, в гондоле влюблённая парочка, которой гондольер поёт песню, медленно проплывая вдоль домов, вырастающих из воды и соединенных между собой мостиками.


Если вы спросите у гондольера об истории возникновения гондолы, он расскажет прекрасную легенду о молодом юноше и девушке, которые целый день бродили по улочкам Венеции в поисках уединённого места, но не могли найти его. И когда стемнело, месяц сжалился над влюблёнными, спустился с неба прямо в воды канала в виде сияющей гондолы, где они всю ночь наслаждались обществом друг друга.

Когда-то профессия гондольера была сезонной, с мая по сентябрь. В остальное время гондольеры занимались другими ремёслами. Сейчас же, с наплывом туристов, она востребована круглый год.

Венецианский гондольер - это не работа и не профессия, это призвание и искусство!

Еще в XVII столетии посетивший Венецианскую республику стольник из России Петр Андреевич Толстой так описывал ситуацию в городе:

"На территории Венеции нет никакого скота, в городе нет ни колясок, ни груженых телег, ни лошадей, ни роскошных карет с гербами. Венецианцы даже не знают, что такое сани".

Узенькие улочки Венеции, расположенные между каналами, настолько непредсказуемы и тесны, что всадникам по ним тяжело проехать, из-за этого еще в далеком XVI столетии использование лошадей в городе было категорически запрещено Венецианскими властями, жители города на воде могли использовать для передвижения лишь водный транспорт.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Первоначально словом "гондола" называлась абсолютно любая лодка, невзирая ни на ее размер, ни на форму, с годами внешний вид гондолы существенно изменился. Слово "гондола" в оригинале звучит с ударением на первый слог. Считается, что происхождение понятия "гондола" этимологически связано со словом "gonger", которое переводится как "морской угорь".

Каналы Венеции настолько узки, что лодкам с пассажирами и различными товарами, было трудно разминуться.

Поэтому гондолы старались делать как можно уже, а для увеличения их грузоподъемности длина лодки была максимально увеличена. Сейчас гондола представляет собой узкую продолговатую лодку ассиметричной формы, во время скольжения по водной глади она продвигается вперед зигзагообразными движениями, а гондольеру, стремящемуся держать нужное направление, постоянно приходится выравнивать ее положение.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 килограмм). По причине ее асимметричной формы, длина обвода левого борта на 24 см больше правого. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой и задать гребцу ориентиры направления движения.

При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.

У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом "форкола".

Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла:

для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад. На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник - "ферро" .

Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним. В форме ферро присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города характерных еще для 1169 года, в другом направлении знак пересекает седьмая полоса, ассоциирующаяся с островом Джудекка, а само закругление на верхушке данного элемента гондолы напоминает шляпу дожа Венеции.

За соблюдение правил и чистотой традиций следит Венецианская ассоциация гондольеров. История Ассоциации насчитывает почти тысячу лет - она возникла в 1094 году. Без черных гондол город любви и романтики представить трудно)

Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя. На каналах, как и на обычных улицах современных городов, давно установлены светофоры. Как правило, они располагаются над "перекрестками", в местах пересечения венецианских каналов, но цветов на венецианских светофорах только два - зеленый и красный.

По традиции, гондольеры редко смотрят на сигналы светофора, и перед перекрестами начинают громко кричать, чтобы не столкнуться с другой лодкой. Хотя сейчас гондолы, в основном, перевозят туристов, поэтому их количество резко сократилось, коренные жители Венеции обычно передвигаются на моторных лодках, что гораздо быстрее и дешевле.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Сегодня в Венеции ограниченно количество гондольеров, их чуть больше 400, а раньше были тысячи.Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто. Желающих войти в число венецианских гондольеров очень много. Стать гондольером - непростая задача, надо долго готовиться, учиться и сдать много экзаменов, в том числе по английскому языку, знать географию Венеции и, конечно же, практика вождения, маневрирование гондолой по узким каналам Венеции.

// ikkamirnaya.livejournal.com


По традиции, гондольерами на протяжении веков работали исключительно мужчины. 23-летняя Джорджия Босколо стала первой в истории Венеции сертифицированной женщиной-гондольером. Босколо - семья потомственного гондольера, этим ремеслом занимался ее отец, Данте Босколо.

Он до сих пор считает, что гондольер - не женская профессия, но все-таки гордится дочерью.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Раньше гондолы были раскрашены в разные цвета, но сейчас все они традиционно черного цвета. По известной легенде - пожилой дож Венеции был женат на юной красивой девушке, и через какое-то время после свадьбы слуги донесли ему, что по ночам его юную супругу навещает закутанный в плащ мужчина, подплывающий к дворцу на гондоле черного цвета. Бороться с изменами супруги старому дожу оказалось не по силам, а введение закона о том, чтобы все гондолы в Венеции были перекрашены в черный цвет, позволил старому правителю частично смыть свой позор, чтобы гондолу, подплывающую к его дворцу, венецианцы попросту перестали бы узнавать.


Один из символов Венеции — лодка гондола. (Кстати, правильно произносить слово надо с ударением на первое «о».) Эти изящные черные лодки в городе любви повсюду, без них образ Венеции представить просто невозможно.

Венеция — город, где не разрешен колесный транспорт. Здесь надо либо ходить пешком, либо плавать. Сегодня по каналам Венеции во множестве курсируют катера, но раньше основным транспортом была гондола.

Нынче гондола в большинстве случаев выполняет функции романтического аттракциона для туристов. Сами венецианцы на гондолах не катаются в первую очередь по причине очень высокой цены. Получасовая прогулка по каналам стоит от 100 евро в зависимости от времени суток и количества желающих кататься. Поскольку желающих кататься всегда предостаточно, то торговаться бесполезно. В гондоле помещается до 6 человек. Единственный способ сэкономить — собрать компанию желающих. Но, конечно, многие приезжающие в Венецию романтические парочки катаются вдвоем.

Если обойтись без романтики, то можно прокатиться на гондоле всего за 50 евроцентов, переправившись через Большой канал как на городском транспорте.

Такие специальные гондолы-траджетто (Traghetto) курсируют между берегами канала, надо лишь найти остановку, таковых между мостом Риальто и площадью Сан-Марко достаточно. Никакого подвоха с оплатой нет, действительно стоит переправа 50 центов, но в гондоле Вы будете находиться лишь пару минут.

По всей Венеции оборудованы выходы к воде, к которым при необходимости причаливает лодка — гондола или иная.

Стоянки гондол повсюду — это ряды длинных деревянных шестов, называемые палинами, вбитые в дно канала.

Конструкция гондолы уникальна, ничего подобного нет нигде в мире. Длина ассиметричной лодки 11,05 метра, ширина 1,4 метра, левый борт на 24 сантиметра выше, чтобы гондольер мог управлять лодкой, стоя сбоку. У гондолы только 1 весло, так как она предназначена для плавания по узким каналам.

При движении лодки гондольер прикладывает одинаковое усилие независимо от того, пустая гондола, или с пассажирами. Весло должно совершать движения по определенной траектории, напоминающей букву «J».

На носу гондолы установлено высокое массивное украшение — ферро (ferro) в виде гребня из 6 полос по числу районов города и одной дополнительной полосы, символизирующей остров Джудекка. Закругление сверху изображает шляпу правителя Венеции — дожа. Весит ферро около 30 килограмм и предназначено служить противовесом гондольеру, стоящему на другом конце гондолы. Также ферро помогает определить, может ли гондола проплыть под мостом по высоте.

Сегодня гондолы производит небольшой коллектив ремесленников, который именует себя верфь Сан-Тровазо. Стоимость изготовления гондолы составляет около 45000 евро.

Первыми гондольерами в Венеции были черные рабы, которые принадлежали аристократическим семьям. Со временем работа стала престижной, ею начали заниматься граждане Венеции, образовалась корпорация гондольеров. В 15-16 веках в Венеции было по разным данным от 15 до 25000 тысяч гондольеров.

Сегодня ассоциация ограничивает число гондольеров цифрой 425. Их не может быть больше ни при каких обстоятельствах. Профессия передается по наследству, молодой гондольер сдает экзамен по управлению гондолой, а также экзамены по истории и географии Венеции и английскому языку. В 2009 году в Венеции появилась первая женщина-гондольер, эмансипация добралась уже и до Венеции…

Рабочий день гондольера длится до 15 часов, это тяжелый труд. Обязательный дресс-код — полосатая футболка и соломенная шляпа с синей или красной лентой. Нельзя сказать, что соблюдают правила неукоснительно, хотя предусмотрено даже лишение лицензии за выход на работу в другой одежде.

Некоторые источники утверждают, что гондольеры также сдают экзамены по пению. Приставала с расспросами и с просьбами спеть к гондольеру во время прогулки на гондоле. Он информацию об экзаменах по пению категорически опроверг и петь баркаролу (итал. лодка — barca) отказался.

Гондолы по традиции все черного цвета. Существует несколько версий, откуда пошла такая традиция. По первой, стали они черными в 1562 году, когда в Венеции была эпидемия чумы, и на гондолах нередко перевозили трупы умерших. По другой громоздкие украшения с гондол убрали просто потому, что некоторые излишне увлекались и порой такие лодки с трудом передвигались. Самая романтичная версия — гондолы стали делать все одинаковыми, чтобы не выделяться. Ведь на гондолах под прикрытием ночи плавали влюбленные к своим дамам сердца.

Говорят, что, проплывая под мостами Венеции на гондоле, надо целоваться с любимыми или хотя бы делать это мысленно, если половины рядом нет, чтобы обрести вечное счастье.

У всех читающих эти строки есть возможность проплыть вместе с автором блога под мостом на гондоле. Смотрите видеосюжет и целуйтесь!

Мостов в Венеции 466, но целоваться под одним из них не стоит.

Мост Вздохов соединяет дворец Дожей со зданием тюрьмы, поэтому романтикой в этом месте не пахнет, хотя большинство прогулок по каналам на гондоле начинаются именно здесь.

В любое время суток под мостом Вздохов можно увидеть вереницу плывущих по улице-каналу Rio del Palazzo гондол.

Сегодняшние гондольеры украшают свои гондолы ковриками, бархатными накидками на сиденья, кисточками, цветами, бронзовыми подсвечниками, но меру соблюдают. В целом лодки смотрятся строго.

Правил, которые необходимо соблюдать, у гондольеров немало. Контроль за соблюдение правил возложен на карабинеров, штрафы немалые. Например, полагается зажигать фонарь на носу гондолы в сумерки и ночью. Нельзя выходить на гондоле в открытую лагуну. При повороте в каналах полагается кричать что-то типа «ООООЭЭЭЭЭ», чтобы не столкнуться с возможно поворачивающей другой лодкой.

У каждого города есть свои звуки. Наверно, звуки Венеции — это эхом отдающие от стен домов голоса гондольеров. Жаль, что песен теперь они уже не поют…

P.S. Разбирая фото из Венеции обнаружила на одном из них вот такую странную гондолу. Совсем не гондола, однако. А лодочник одет в костюм гондольера… Цена за катание с неосведомленных туристов, интересно, какова?

Венеция - вечный город романтики! Много веков подряд ему предрекают полное затопление, но он, как птица феникс, воскресает из воды, оставляя на своём теле множественные "шрамы" от пережитых потопов.
Когда я слышу слово " Венеция", в моем воображении рисуется романтическая картинка — вечер, узкий канал, в гондоле влюблённая парочка, которой гондольер поёт песню, медленно проплывая вдоль домов, вырастающих из воды и соединенных между собой мостиками.


Если вы спросите у гондольера об истории возникновения гондолы, он расскажет прекрасную легенду о молодом юноше и девушке, которые целый день бродили по улочкам Венеции в поисках уединённого места, но не могли найти его. И когда стемнело, месяц сжалился над влюблёнными, спустился с неба прямо в воды канала в виде сияющей гондолы, где они всю ночь наслаждались обществом друг друга .
Когда-то профессия гондольера была сезонной, с мая по сентябрь. В остальное время гондольеры занимались другими ремёслами. Сейчас же, с наплывом туристов, она востребована круглый год.
Венецианский гондольер — это не работа и не профессия, это призвание и искусство!
Еще в XVII столетии посетивший Венецианскую республику стольник из России Петр Андреевич Толстой так описывал ситуацию в городе:
"На территории Венеции нет никакого скота, в городе нет ни колясок, ни груженых телег, ни лошадей, ни роскошных карет с гербами. Венецианцы даже не знают, что такое сани".
Узенькие улочки Венеции, расположенные между каналами, настолько непредсказуемы и тесны, что всадникам по ним тяжело проехать, из-за этого еще в далеком XVI столетии использование лошадей в городе было категорически запрещено Венецианскими властями, жители города на воде могли использовать для передвижения лишь водный транспорт.

Первоначально словом "гондола" называлась абсолютно любая лодка, невзирая ни на ее размер, ни на форму, с годами внешний вид гондолы существенно изменился. Слово "гондола" в оригинале звучит с ударением на первый слог. Считается, что происхождение понятия "гондола" этимологически связано со словом "gonger", которое переводится как "морской угорь".

Каналы Венеции настолько узки, что лодкам с пассажирами и различными товарами, было трудно разминуться.
Поэтому гондолы старались делать как можно уже, а для увеличения их грузоподъемности длина лодки была максимально увеличена. Сейчас гондола представляет собой узкую продолговатую лодку ассиметричной формы, во время скольжения по водной глади она продвигается вперед зигзагообразными движениями, а гондольеру, стремящемуся держать нужное направление, постоянно приходится выравнивать ее положение.

Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 килограмм). По причине ее асимметричной формы, длина обвода левого борта на 24 см больше правого. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой и задать гребцу ориентиры направления движения.
При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.
У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом "форкола".
Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла:
для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад.
На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник — "ферро" .
Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним.
В форме ферро присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города характерных еще для 1169 года, в другом направлении знак пересекает седьмая полоса, ассоциирующаяся с островом Джудекка, а само закругление на верхушке данного элемента гондолы напоминает шляпу дожа Венеции.
За соблюдение правил и чистотой традиций следит Венецианская ассоциация гондольеров.
История Ассоциации насчитывает почти тысячу лет - она возникла в 1094 году.
Без черных гондол город любви и романтики представить трудно)
Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек.

Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя.
На каналах, как и на обычных улицах современных городов, давно установлены светофоры.
Как правило, они располагаются над "перекрестками", в местах пересечения венецианских каналов, но цветов на венецианских светофорах только два - зеленый и красный.
По традиции, гондольеры редко смотрят на сигналы светофора, и перед перекрестами начинают громко кричать, чтобы не столкнуться с другой лодкой. Хотя сейчас гондолы, в основном, перевозят туристов, поэтому их количество резко сократилось, коренные жители Венеции обычно передвигаются на моторных лодках, что гораздо быстрее и дешевле.

Сегодня в Венеции ограниченно количество гондольеров, их чуть больше 400, а раньше были тысячи.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.
Желающих войти в число венецианских гондольеров очень много. Стать гондольером — непростая задача, надо долго готовиться, учиться и сдать много экзаменов, в том числе по английскому языку, знать географию Венеции и, конечно же, практика вождения, маневрирование гондолой по узким каналам Венеции.

По традиции, гондольерами на протяжении веков работали исключительно мужчины.
23-летняя Джорджия Босколо стала первой в истории Венеции сертифицированной женщиной-гондольером.
Босколо - семья потомственного гондольера, этим ремеслом занимался ее отец, Данте Босколо.
Он до сих пор считает, что гондольер - не женская профессия, но все-таки гордится дочерью.
http://lenta.ru/news/2009/06/26/gondolier/


Раньше гондолы были раскрашены в разные цвета, но сейчас все они традиционно черного цвета.
По известной легенде - пожилой дож Венеции был женат на юной красивой девушке, и через какое-то время после свадьбы слуги донесли ему, что по ночам его юную супругу навещает закутанный в плащ мужчина, подплывающий к дворцу на гондоле черного цвета. Бороться с изменами супруги старому дожу оказалось не по силам, а введение закона о том, чтобы все гондолы в Венеции были перекрашены в черный цвет, позволил старому правителю частично смыть свой позор, чтобы гондолу, подплывающую к его дворцу, венецианцы попросту перестали бы узнавать.

Есть другая версия запрета на разноцветные гондолы, многие историки считают, что впервые все гондолы были перекрашены в черный цвет еще в трагическом 1562 году, когда в Венеции свирепствовала чума, а трупы умерших приходилось вывозить из города по каналам на черных гондолах.
Нарядные, богато украшенные и декорированные гондолы, ассоциировавшиеся с богатством и роскошью, в дни всеобщего траура выглядели просто нелепо, поэтому руководство Венецианской республики издало указ о необходимости окрашивания лодок, как и гробов, в траурный черный цвет.

Прошли столетия, по узким каналам Венеции до сих пор медленно и бесшумно скользят длинные черные гондолы, из украшений на них остался только один символ - железный наконечник, выполненный в виде гребня.


Луна проливает серебряный свет на широкий канал, по обеим сторонам которого возвышаются дворцы.
Не торопясь, гондольер уверенно правит своей гондолой, послушно плывущей вверх по каналу…

Венецианская гондола уже давно является неизменным символом этого итальянского города на воде. Таких уникальных по своей конструкции и лодок нигде не повстречать. Точно так же, как неповторимые турецкие или арабские , итальянские гондолы прошли через века, сохранив не только свою оригинальную конструкцию, но и актуальность в современном мире.

Существует версия, что жителей Венеции появилась ещё задолго до возникновения самого города на воде, ещё в IV веке, а её первыми творцами были древние римляне. От древнеримской цивилизации досталось и название, которое в переводе означает «лодочка».

У такой лодки оказалось масса достоинств, благодаря которым она легко «прижилась» на каналах Венеции. Лёгкая, удобная, вместительная, отличающаяся хорошей маневренностью на поворотах и приличной скоростью перемещения – римская «фундола» полюбилась жителями Венеции и стала неотъемлемой частью их жизни.

Впрочем, сами венецианцы любят рассказывать иную историю возникновения гондолы – более романтическую, в духе своего родного города. Согласно этой легенде, когда-то одна влюблённая пара никак не могла найти место, где можно было бы уединиться, и тогда месяц сжалился над ними, спустился на воду и стал позолоченной лодкой – гондолой, на которой и провели всю ночь влюблённые.

Особенности конструкции гондол

Многие ошибочно полагают, что все венецианские гондолы одинаковы, но в действительности есть лишь ряд нюансов, которые при строительстве таких традиционных лодок являются неизменными правилами и определяются властями города. В целом же, создатели гондол не ограничены в создании оригинального лодки по пожеланиям заказчика.

Длина современных гондол – в пределах 11 м, и это притом, что ширина такой лодки венецианцев составляет всего 1,4 м. Создаётся такая традиционная венецианская лодка из 280 частей, которые вырезаются из восьми видов древесины. Стандартная гондола обладает вытянутой формой с высокой кормой, слегка приподнятым фигурным носом и плоским дном. Такая конструкция позволяет наиболее быстрое и удобное перемещение по узким каналам Венеции. Управляемая всего лишь веслом гондольера, гондола способна развивать скорость перемещения до 4 км/час, и это притом, что вес даже пустой такой лодки составляет как минимум 400 кг.

Отличительной чертой конструкции гондолы является и ферро – изящный набалдашник на носу лодки, которые многие принимают за украшение. На самом деле у него несколько практичных функций. Ферро служит противовесом гондольеру и защищает от столкновений, а также с его помощью определяется возможность прохождения лодки под мостами.

Дизайн гондол как дань истории

Исторические источники утверждают, что первые гондолы окрашивались в различные цвета, и лишь со временем приобрели свой стандартный строгий тёмный окрас.

Привычный тёмный цвет гондол, за который их поэтично называют «чёрными лебедями» поясняется различными преданиями. Согласно одному из них, мэрия города издала официальный указ об использовании исключительно строгого тёмного цвета для окраски лодок, чтобы прекратить борьбу местной аристократии, желающей всяческими украшениями продемонстрировать своё превосходство.

По иной версии, пёстрые расцветки исчезли в знак траура по погибшим в ту пору, когда в Европе властвовала чума, унесшая жизни и многих венецианцев. Ещё одно предание гласит, что к жене правителя Венеции тайком наведывался на чёрной гондоле любовник, и тогда, стремясь скрыть этакий позор, дож выдал закон, в котором все должны были перекрасить лодки в чёрный цвет.

Престижная профессия – гондольер

Гондольеры обычно работают исключительно на собственных лодках. Стоимость гондолы немаленькая и может составлять от 25 до 75 тысяч евро. Впрочем, профессия гондольера в Венеции переходит по наследству.

Только новичкам в любом случае (вне учёта семейных традиций) требуется пройти 9-тимесячный курс обучения искусству управления гондолой и по итогам сдать непростой экзамен на профпригодность. Кроме того, все желающие заниматься извозом туристов по каналам Венеции, обязаны подтвердить ещё и своё успешное свободное владение английским.

Как правило, профессия эта сугубо мужская, но известны случаи, когда право управлять гондолой получали и женщины. В 2010 году юная Джорджия Босколо – дочь гондольера, продолжила дело своего отца, став первой в современной истории женщиной, управляющей этой традиционной лодкой Венеции.

Современные гондолы

Процесс изготовления гондолы непростой, поэтому за год создаётся лишь до 20 таких лодок, каждая из которых делается исключительно под заказ. Изготавливают гондолы, как правило, на небольших лодочных верфях Италии. Цена одной такой лодки может составлять до 40-75 тысяч евро.

Один из наиболее престижных таких производителей Венеции – верфь Squero San Trovaso. Сюда нередко организовываются экскурсии, что позволяет воочию полюбоваться, как создаются новые и реставрируются старые гондолы. На этой гондолы до сих пор создаются вручную, исключительно по старинным технологиям и с применением инструментов тех времён. На создание одной такой лодки уходит до 4-х месяцев работы. На другой верфи города - Роберто Трамотина используют и современные инструменты и методы при создании гондол, что позволяет ускорить процесс создания гондолы, уменьшив срок до 2-х месяцев.

Кажется, что гондол в Венеции бесчисленное множество, но на самом деле сейчас насчитывается чуть менее 450 таких лодок, хотя во времена Венецианской республики их было более 7 тысяч. Во всём величие на многочисленные гондолы в Венеции можно полюбоваться в начале сентября. В первую субботу месяца проходит грандиозный парад гондол и гондольеров, совмещаемый с традиционной регатой таких лодок – Regata Storica, которая охватывает маршрут протяжённостью 7 км.