Я у двери гроба некрасов. «О Муза! Я у двери гроба!», анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова , по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение - жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.

В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.

Литературное направление и жанр

Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина , а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза!..» Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.

Тема стихотворения «О Муза!..» – народное признание творчества поэта.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

Тропы и образы

Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.

Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».

Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин»). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.

Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.

Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».

Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Написанное в декабре 1877 года стихотворении Н.А. Некрасова буквально незадолго до кончины великого русского поэта является исповедью, беседой с высоким поэтическим чувством-Музой.

Полная переливов и высокого слога, данное произведение словно исповедь, прощание звучит неприкаянно и восторженно.

Чувствуется глубокое переживания лирического героя, наполненные нотой страдания.

Поэт благодарит Музу:

«Сестра народа — и моя.»

Имея в виду, что именно Муза, его стихотворения, написанные для народа ив защиту народа, стали связующим звеном поэта и крестьянства. Своеобразной нитью прочно связавших поэта и народ.

Через каждую строку шёл он тернистым путём, прокладывал дорогу в сердца людей, и именно Муза воссоединила их, и дала шанс стране обрести нового человека, полностью отдавшего себя на служение во имя идеалов и величия страны и её жителей.

И накануне кончины, он благодарит её, подводит скорбные итоги…

Его волнует дальнейшая судьба поэзии, поэтому он пытается обратиться ко всем, открыто рассуждая о предназначении поэта, о том, что он должен оставлять каждым своим стихотворением неизгладимый след, искру…

«…Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!»

Из этих же строк можно заключить, что Некрасов имеет в виду долгую память, память, которая буде хранить воспоминания о нём и его творчестве. Именно это увековечит его, сделает бессмертным, живым.

Но автор подчеркивает также неидеальность своих работ, винит себя в неполной жертвенности и самоотдачи, но даже вызвав возмущенный людской гомон своими стихотворениями, он будет рад и этой реакции. Ведь этим самым детством, строчками от сердца и души, он разбудит другие души, даст возможность задуматься, сподвигнуть на рассуждения…

Споры и восхваление, презрение и признание поэта-всё это эмоции, которых жаждёт автор. Любого отклика народа!

Некрасов рисует портрет Музы «иссеченной» крови, тем самым давая понять, через что приходилось проходить стихотворцам пройти, чтобы донести хоть строку, хоть слово до народа. Гонения, ссылки, аресты-всё это часто среди творцов слова.

И только русский человек поймёт эти строки, почувствует эту борьбу.

Заключая свою прощальную песнь, он в последний раз восхищается всем богатством русской поэзии, прося хранить и возносить её всем сердцем, хранить как сокровище.

Обращается он как и к народным массам, так и к поэтам, идущим тем же путём службы народу, как и он.

Он говорит о том, что поэт-это состояние души и сердца, а не просто профессия.

Самым популярным поэтом 70-х годов 19 века, по признанию многих исследователей и критиков, был Н.А. Некрасов. В своем творчестве он ставил проблемы, волновавшие не одно поколение поэтов: назначение поэта и поэзии, гражданские мотивы, проблема общечеловеческих идеалов.

Его творчество иногда называют «поэтической исповедью», в которую неизменно вплетаются строки, исполненные гражданского пафоса. Неудивительно, что именно к читателю-гражданину, читателю-другу, к Музе обращается поэт на пороге смерти, надеясь на поддержку. Он надеется на понимание единомышленников в служении народу.

Стихотворение «О Муза! я у двери гроба…» при первой публикации в «Отечественных записках» 1878 года сопровождалось примечанием: «Это стихотворение, по свидетельству сестры покойного, А.А. Буткевич, было последним, которое он написал». Поэтому многие исследователи творчества Некрасова склонны расценивать его «последнее слово» как своеобразное завещание. Что же волнует поэта "у двери гроба»?

Поднимая тему назначения поэта и поэзии, Некрасов использует традиционный прием обращения к Музе в значении «поэзия». Но в данном случае Муза обозначает еще и непосредственно творения известного поэта. Знаменательно то, что сам Некрасов не мыслит себя отдельно от своего творчества. Он и его произведения – единое целое. Это подчеркивает местоимение «наш»:

…завиден жребий наш,
Не наругаются над нами.

Поэзия для Некрасова – это та нить, которая соединяет его с народом, и эта связь вечна:

Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!

Неслучайны в данном случае эпитеты: «живому, кровному союзу». Настоящий поэт жив до тех пор, пока память о нем живет в сердцах народа. А так как «поэт» и «его произведения» - это, в понимании Некрасова, синонимы, неделимое целое, то «союз» всегда будет «живым». Ведь творения поэта бессмертны.
Под «кровным союзом» поэт имеет в виду родственный союз. Этот союз возможен лишь с «честными сердцами», то есть с людьми, понимающими свое истинное призвание – «быть гражданином».

Интересно и то, что автор не считает свое творчество идеальным, достойным всеобщего поклонения:

Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба…

Это признание еще больше увеличивает авторитет поэта как человека объективного и делает его творчество более значимым для людей с «честными сердцами». Несмотря на возможные гонения, хулу, на которые способна «людская злоба», автор восклицает:

Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами…

Почему же он говорит: «завиден жребий наш»? Видимо, потому, что, если поэт смог взволновать своим творчеством умы и сердца людей, подвигнуть их к спорам, – это уже большая заслуга. Это уже признание как «честными сердцами», так и теми, кто источает злобу. Примечательно и слово «наругаются». Форма этого глагола выражает длительность действия. Следовательно, такие споры, положительные и отрицательные высказывания будут длиться долго, не одно и не два поколения.

Последнее стихотворение Некрасова представляет собой монолог, точнее, скрытый диалог с Музой. Именно с обращения к ней он начинает свое произведение и упоминанием о ней заканчивает его. Некрасов так описывает свою Музу:

…На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Поэзия в России переживала разные периоды: взлеты и падения. Многие поэты подвергались гонениям, ссылкам за свои произведения. Зачастую их творения не доходили до широких масс, так как цензура накладывала запрет на издание. Ведь известно, что поэзия намного глубже затрагивает струны человеческой души, нежели проза. Именно поэтому Некрасов рисует такой яркий образ Музы: «бледная, в крови, кнутом иссеченная». И только русский человек способен понять этот образ. Не случайно автор говорит:

Не русский – взглянет без любви…

Без любви, без трепета невозможно смотреть на русскую поэзию, зная историю ее развития. Именно это и хотел сказать Некрасов своим читателям «у двери гроба». С одной стороны, он утверждает бессмертие поэзии. С другой – это скрытое обращение, призыв к поэтам-соратникам продолжать свой тернистый путь, несмотря на все препятствия.

Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.

Муза Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания . Творчество Н. А. Некрасова вызывало неоднозначную оценку современников.

Революционные демократы восхищались его стихотворениями, представители т. н. "чистого искусства" относились к нему с пренебрежением, реакционеры подвергали яростной критике.

Некрасову принадлежит большое количество "оправдательных" произведений, в которых он объясняет свое понимание сущности и назначения поэзии. К ним относится стихотворение "Муза" (1852 г.).

2. Жанр произведения - гражданско-философская лирика.

3. Основная тема стихотворения - размышления поэта над источниками своего вдохновения. Некрасов обращается к традиционному для поэзии образу Музы. Но он с самого начала отрекается от классического образца. Нелегкое детство под тиранией отца, юношеская бедность привели к тому, что поэту явилась не "поющая и прекрасная" дева, а "скорбящая и болящая" Муза, напоминающая измученную крестьянскую женщину.

Некрасов в достаточно раннем возрасте впервые обратил внимание на несправедливые страдания простого народа. Убогая и печальная судьба крестьянства произвела большое впечатление на чуткую душу поэта. Борьба за улучшение положения крестьян стала его призванием на всю жизнь. Поэтому приливы вдохновения Некрасов сравнивает с жалобной песнью и стонами. В эти причитания вплетается и "разгульная песня", напоминающая о широкой душе русского народа.

Посещающая Некрасова Муза "гармонии волшебной не учила". В ее песнях сочетались "проклятья, жалобы, бессильные угрозы". Собственная нелегкая судьба поэта подтверждала все обвинения Музы, призывавшей "начать упорный бой". При этом Муза поэта изначально "любящая и нежная". Дух мщения и жестокости налетает порывами, когда уже невозможно совладать с возмущением от царившей повсюду несправедливости. Каждый такой яростный порыв сменяется "божественно-прекрасною минутой" христианского смирения и всепрощения.

Образ "непонятной девы" у Некрасова тождественен загадочной русской душе. По этому поводу существует поговорка: "Из нас, как из древа, - и дубина, и икона". Некрасов утверждает, что с этой скорбной Музой он с детства связан "прочным и кровным союзом". Она научила его четко различать добро и зло, сочувствовать человеческим бедам и страданиям, а самое главное, - благословила поэта на его нелегкий путь обличения несправедливости.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - шестистопный ямб с преобладающей парной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Некрасов использует большое количество положительных ("прекрасные", "любящей", "божественно-прекрасной") и отрицательных ("безумном", "плачущей", "ожесточенный") эпитетов. Описание Музы построено на разнообразных метафорах ("подругой любящей","печальной спутницы... бедняков") и олицетворениях ("играла бешено... колыбелью", "шептала надо мной"). В основе стихотворения лежит противопоставление между классической (пушкинской) и реалистической (некрасовской) Музами.

7. Главная мысль произведения заключается в том, что в тяжелые для родины годы поэт обязан забыть об эфемерном счастье и идиллии и посвятить свое творчество всем безвинно страдающим и униженным.

Это стихотворение Н. Некрасов написал в 1877 году, в последние годы своей жизни. Данное произведение - одно из последних поэта. В нем лирический герой Н. Некрасова обращается к своей так называемой Музе. Через монолог с ней он как бы составляет завещание. Завещание последних идей и мыслей.

Стихотворение написано в жанре элегии, т.к. проникнуто настроением траура. Оно передает глубокие личные переживания автора. Стихотворение несет в себе то же амплуа, что и стихотворение А. Пушкина «Памятник».

Главная тема стихотворения - тема поэта и поэзии. Муза - это метафора творчества поэта. Н. Некрасов хочет, чтобы его Муза (его творчество) была признана русским народом. Он считает свою лиру народной и говорит, что его Муза «не даст порваться живому кровному союзу», союзу с народом.

Лирический герой ведет диалог со своей Музой и говорит ей, что их ждёт в будущем. Весь диалог происходит непрерывно, как будто лирический герой пытается закончить свою мысль как можно скорее и не растягивать её. Он спешит перед смертью.

Звучание стихотворения можно считать минорным. Все стихотворение пронизывают скорбящие ноты. Несмотря на то, что стихотворение читается достаточно звучно и громко, чему служит большое количество восклицательных предложений, оно передает грустный мотив уходящей жизни.

Лирический герой - это субъект, который имеет отвлеченный и обобщенный взгляд на мир. Мы можем только сравнивать лирического героя и самого Н. А. Некрасова с друг другом. Как лирический герой пишет свое завещание перед «дверью гроба», разговаривая с Музой, так и Н. Некрасов после написания своего стихотворения умирает. Вероятнее всего Н. Некрасов отождествлял себя со своим лирическим героем.

Муза, молчаливая собеседница лирического героя. Лирический герой говоит ей: «Не плачь! Завиден жребий наш». Читатель понимает, что Муза чувствует переживания по поводу судьбы героя.

Поэт использует четырехстопный ямб, рифма опоясывающая с чередованием мужских и женских рифм. Такой ритм придает музыкальности произведению.

Основная идея стихотворения - подведение жизненных итогов поэта. Н. Некрасов написал достойную эпитафию своему творчеству.

Для нас, потомков Н. Некрасова, это стихотворение не просто заросшая щетинником надпись на могильной плите, не просто предсмертная записка. Для нас «О Муза! Я у двери гроба!» - это бессмертный памятник трудам и поныне великого поэта, который никогда не зарастет сорняками, так как его Муза все ещё «не дает порваться живому, кровному союзу меж нами, честными сердцами»…