10 лет до распада ссср. Как происходил распад ссср

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции , а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями ;

· политический, экономический, идеологический кризис , который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит . Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).


1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок , с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии . Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности .

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик .

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ . Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране .

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума . Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик .

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа , направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных . Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) , заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.


и что-то так навеяло..., вспомнила про давно отложенную тему

За одиннадцать лет до распада СССР

Утром 20 мая 1980 года Рональд Рейган (Президент США) принял Уильяма Кейси (директор ЦРУ), который представил Рейгану новую информацию о положении дел в СССР, а именно, Кейси представил неофициальные секретные материалы о проблемах в экономике СССР. Рейган любил читать подобную информацию по СССР, и в своем дневнике 26 марта 1981 года он сделал следующую запись: СССР в очень плохом положении, если мы воздержимся от кредитов, они будут просить помощи у других, потому что в противном случае умрут с голоду. Всю информацию по СССР подбирал лично Кейси, приближая свою давнюю мечту – распад СССР .

26 марта 1981 года У. Кейси прибыл с докладом к Рейгану. Кейси представил новую информацию о положении дел в СССР:
СССР в очень трудном положении, в Польше восстание, СССР застрял в Афганистане, Кубе, Анголе и Вьетнаме. Кейси настаивал на том, что лучшего времени для развала СССР не существует. Рейган согласился и Кейси начал готовить свои предложения по развалу СССР .

Члены рабочей группы руководищие развалом СССР


Рональд Рейган, Уильям Джозеф Кейси,

Джордж Буш старший, Каспар Уиллард Уайнбергер

В начале 1982 года Кейси на закрытом совещании в белом доме предложил план по распаду СССР . Для некоторых высших чиновников Рейгановской администрации предложение по распаду СССР стало шоком. Все 70-е годы Запад и Европа приучали себя к мысли, что с СССР надо не воевать, а договариваться. Большинство считало, что иного пути в эпоху ядерного оружия просто нет. План NSDD был направлен в другую сторону. 30 января 1982 года на собрании рабочей группы был принят план Кейси по развертыванию тайных наступательных операций против СССР, под грифом совершенно секретно он получил название «план NSDD» (директива администрации Рейгана в деле стратегии, целей и устремлений США в отношениях с СССР). План NSDD четко формулировал, что следующей целью США является уже не сосуществование с СССР, а изменение советской системы. Вся рабочая группа признала необходимое достижение одной цели – распада СССР!

Суть плана NSDD по развалу СССР сводился к следующему:

  1. Тайная, финансовая, разведывательная и политическая помощь движению «солидарность Польши». Цель: сохранение оппозиции в центре СССР.
  2. Значительная финансовая и военная помощь афганским моджахедам. Цель: распространение войны на территории СССР.
  3. Тайная дипломатия в станах Западной Европы. Цель: ограничить доступ СССР к западным технологиям.
  4. Психологическая и информационная война. Цель: техническая дезинформация и разрушение экономики СССР.
  5. Рост вооружений и поддержание их на высоком технологическом уровне. Цель: подрыв экономики СССР и обострение кризиса ресурсов.
  6. Сотрудничество с Саудовской Аравией для снижения мировых цен на нефть. Цель: резкое снижение поступления твердой валюты в СССР.

Директор ЦРУ У. Кейси понял, что воевать с СССР бесполезно, развалить СССР можно только экономически.

Подготовительный этап по распаду СССР

В начале апреля 1981 года директор ЦРУ У. Кейси отправился на ближний восток и в Европу. Кейси должен был решить 2 проблемы: снижение цен на нефть и усиление сопротивления в Афганистане. Поэтому Кейси посетил Египет (поставщик оружия для афганских моджахедов). Тут Кейси заявил президенту Мохаммеду Анвару ас-Садату (другу ЦРУ), что оружие, которое Египет поставляет афганским моджахедам, – это лом! С ним СССР не победить, и предложил финансовую помощь для того, чтобы начались поставки современного оружия. Однако Садату было не суждено выполнить указания шефа ЦРУ, т.к. через 6 месяцев он был застрелен. Но США все же удалось поставить афганским моджахедам оружие на сумму 8 млрд. долларов!!! Так у моджахедов появились первый ЗРК «Стингер». Это самая крупная тайная операция со времен 2-ой мировой войны.

Далее шеф ЦРУ посетил Саудовскую Аравию. Аналитический отдел ЦРУ подсчитал, что если цены на нефть на мировом рынке упадут всего на 1 доллар, то СССР потеряет от 500 млн. до 1 млрд. долларов в год. Взамен Кейси пообещал шейху защиту от возможных революций, защиту членам семьи, поставки вооружения, гарантировал неприкосновенность личных вкладов в банках США. Шейх согласился с предложением, и добыча нефти в Саудовской Аравии резко подскочила вверх. Так в 1986 году потери СССР от падения цен на нефть составили 13 млрд. долларов. Специалисты уже тогда поняли, что никакого рывка и перестройки Горбачеву не удастся выполнить. Для модернизации требовалось 50 млрд. долларов, их-то и отобрал у СССР план NSDD.
Так же Кейси удалось уговорить шейха в тайном участии Саудовской Аравии в афганской войне и усилении саудовцами афганских моджахедов. На деньги шейха был в свое время рекрутирован скромный владелец строительной фирмы – Усама бен Ладен (террорист № 1 в мире).

После Саудовской Аравии шеф ЦРУ посетил Израиль. Первые пункты уже начали работать, следующий этап по распаду СССР – это информационная и психологическая война, без которого развала СССР могло бы и не быть. По замыслу Кейси израильская разведка моссад должна была сыграть решающую роль. Кейси предложил Израилю воспользоваться американскими спутниками шпионами для получения информации об атомных объектах Ирака, а так же материалы по Сирии. В ответ Израиль открыл для ЦРУ часть своей резидентуры в СССР. Каналы были налажены.

Начало реализации плана по распаду СССР

США решили провести против Польши экономическую диверсию. Одним из авторов данного плана был Збигнев Бжезинский. Смысл этого планы был в том, что западные партнеры поставляли в Польшу предприятия заверив, что в виде оплаты будут брать произведенную на этих предприятиях продукцию, а после запуска предприятия отказывались брать продукцию. Таким образом, сбыт продукции был приторможен, а сумма польского валютного долга полезла вверх. После этой диверсии Польша находилась в больших долгах, в Польше начали вводить карточки на товары (карточки вводились даже на пеленки и средства гигиены). После этого начались забастовки рабочих, поляки хотели кушать. Груз польского кризиса лег на экономику СССР, Польше была оказана финансовая помощь в размере 10 млрд. долларов, однако долг Польши оставался в размере 12 млрд. долларов. Так началась революция в одной из социалистических стран.



Администрация США была уверена, что начавшийся революционный пожар в одной из стран СССР потянет за собой дестабилизацию во всем СССР. Руководство Кремля в свою очередь понимало от куда дует ветер перемен, разведка докладывала, что польские революционеры получают финансовую помощь от стран запада (в подполье издавалось 1.7 тыс. газет и журналов, 10 тыс. книг и брошюр, действовали подпольные типографии), по радио «голос Америки» и «свободная Европа» польские революционеры получали скрытые приказы о том когда и где устраивать забастовки. Москва неоднократно указывала на исходящую опасность из-за границы и начала готовиться к вмешательству. Разведка ЦРУ решила противопоставить Москве следующий козырь: Кейси летит в Рим, где находилась ключевая фигура имеющая влияние на поляков, - это был поляк Кароль Юзеф Войтыла, после интронизации - Иоанн Павел II (предстоятель Римско-католической церкви с 1978 по 2005г.). ЦРУ хорошо помнило, как поляки встречали Иоанна Павла II, когда тот вернулся на родину. Тогда миллионы взволнованных поляков встречали своего соотечественника. После встречи с Кейси он начинает активно поддерживать польское сопротивление и лично встречался с лидером сопротивления Лехом Валенса. Католическая церковь начинает материально поддерживать сопротивление (распределяет гуманитарную помощь, полученную от западных благотворительных фондов), предоставляет убежища для оппозиционеров.

Доклад директора ЦРУ о развале СССР

В феврале 1982 года на совещании в овальном кабинете Белого дома директор ЦРУ вновь отчитывался о проделанной работе. Потеря десятков миллионов долларов, напряженная ситуация в Польше, затянувшаяся война в Афганистане, нестабильность в социалистическом лагере, все это привело к тому, что казна СССР опустела. Так же Кейси рассказал, что СССР пытается пополнить казну за счет сибирского газа поставляемого в Европу, - это проект Уренгой-6. Этот проект должен был дать СССР колоссальные средства. Кроме того, Европа была сильно заинтересована в строительстве этого газопровода.

Срыв проекта "Уренгой-6" как одна из причин развала СССР

Из Сибири до границ Чехословакии газопровод должен был прокладывать Советский Союз, но для прокладки требовались импортные трубы. Тут-то администрация США и ввела запрет на поставку нефтяного оборудования в СССР. Но Европа, которая была заинтересована в газе, и которая по договоренности с СССР имела значительную 25 летнюю скидку на газ, тайно (правительство негласно поддерживало контрабандных поставщиков) продолжала поставлять необходимое оборудование для СССР. Администрация США послала в Европу своего человека, который агитировал Европу за американский уголь, природный газ из Северного моря, а также за синтетические виды топлива. Но Европа, чувствуя выгоду от сотрудничества с СССР, продолжала тайно помогать СССР строить газопровод. Тогда Рейган вновь поручил ЦРУ заняться этой проблемой. В 1982 году ЦРУ разработало операцию, согласно которой в СССР через длинную цепочку посредников поставлялось газовое оборудование, в программное обеспечение которого умышленно вносились ошибки. Эти ошибки были задействованы после монтажа, что привело к большим взрывам на транспортных магистралях. В результате этих диверсий "Уренгой-6" так и не был достроен, а СССР вновь понес убытки в размере 1 трлн. долларов. Это стало одной из причин банкротства и распада СССР.


Еще одна тайная операция по развалу СССР

Рейган 23 марта 1983 года предложил развернуть систему, которая должна была уничтожать вражеские ядерные ракеты в космосе. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) или «звездные войны» суть программы сводилась к созданию широкомасштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. Согласно этой программы США должны были вывести на геостационарные орбиты спутники с лазерным оружием, которые постоянно находились бы над местом базирования ядерных ракет и в момент их пуска могли бы их сбивать. Администрация США с помощью этой программы запугивала СССР и продолжала истощать экономику СССР. США внушало, что в один прекрасный день все советские ракеты станут грудой ненужного металла. Советские ученые начали изучать СОИ и пришли к выводу, что для работы лазерного оружия нужна была мощная энергетическая накачка, и для того чтобы поразить летящую ракету диаметр лазерного луча должен быть с булавочную головку, а по подсчету ученых диаметр лазерного луча у ракеты превращался в световой круг диаметром 100 кв. метров. Ученые доказывали, что СОИ - это блеф! Но в Советском Союзе продолжали уделять СОИ слишком много сил и времени, а США в переговорах по ПРО с СССР выступали с позиции силы.


Горбачев так же пытался хоть как-то поднять экономику СССР, он рассчитывал на высокие цены на нефть, но цены на нефть упали с 35 до 10 долларов за баррель. Вместо улучшения советские граждане почувствовали ухудшение, полки магазинов стали пустыми, а вскоре, как и во время второй мировой войны появились карточки. Распад СССР вошел в свою заключительную стадию .

Дата распада СССР

Дата распада СССР 26 декабря 1991 года. В результате развала СССР территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 %, а население уменьшилось на 49 %. Распались единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились межнациональные конфликты.

Все изменилось 8 декабря 1991 года, после заявления трех (Президент РСФСР Б.Ельцин , Президент Украины - Л.Кравчук , Председатель Верховного Совета Республики Беларусь – С.Шушкевич ) произошло образование независимых государств . Образовалось содружество независимых стран.

Вот так произошло событие, которое можно сравнить с природной катастрофой, но которое по своим последствиям сложилось куда трагичнее. 9 декабря 1991 года мы проснулись в другой стране, и что это за страна, до сих пор знают не многие. Разломы шли не только по земле, но и по судьбам нации и народов, каждая отделившаяся страна должна была выживать в одиночку, и Россия тоже. Поскольку Советский Союз жил и развивался как единый организм, отделившиеся части уносили с собой жизненно важные для страны объекты.


Прибалтийским государствам (Литва, Латвия, Эстония ) отошли самые современные порты, атомная станция, многие высокотехнологичные производства.
Стали самостоятельными Украина и Молдавия и были разорваны веками устоявшиеся хозяйственные связи, объединявшую: угольную, промышленную, металлургическую, транспортную и продовольственную систему.
Остались заграницей традиционные места отдыха в Крыму и Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан).
Гордость Советского Союза – космодром «Байконур» стал принадлежать Казахстану.
Получили независимость хлопковые плантации и месторождения стратегического сырья в Средней Азии (Туркмения , Узбекистан, Таджикистан, Киргизия ), но вместе с тем все границы страны были открыты настежь.

Современная Россия отодвинулась на восток и север. Нам достался малопригодный для ведения хозяйства рельеф, помноженный на внушительные расстояния и суровый климат. Районы крайнего севера занимают больше 2\3 территории нашей страны. Да, говорят нам достались фантастические природные богатства, однако они находятся в труднодоступных, малозаселенных и совершенно неосвоенных районах Арктики, восточной Сибири и дальнего востока, в так называемом мировом холодильнике.


С мировым холодильником мы управимся, но по периметру Российских границ, возникло множество очагов напряженности, это так естественно, любое государство старается улучшить, увеличить свою территорию и могущество за счет ослабевшей страны.
Например, Норвегия не прочь присоединить кусок Арктики, сколько нефтегазовых вышек там можно поставить? Сколько рыбы выловить? И флот Российский можно запереть в скалистых бухтах, чтобы не мешал.
Финны – народ миролюбивый и осторожный, но они абсолютно уверены, что Карелией распорядились бы с большим толком.
Европейский союз вдохновляемый Германией – без Калининградской области чувствует себя не полным.
Вдоль южной границы нашего Государства (Грузия ), проложен бикфордов шнур, который вспыхивает по команде режиссеров мировой политики. Интересна технология, сначала бывшая Советская Республика заявляет свой нейтралитет, требует вывести Российские войска и военные базы, затем проводит учения с миротворцами из НАТО и позабыв о нейтралитете распахивает двери для «хозяев нового мирового порядка». Ни для кого не секрет, что с распадом СССР, республики бывшего Советского Союза, а также центральную Азию, США объявили зоной своих национальных интересов. Создается впечатление, что так называемая исламская угроза, сконструирована специально для «Новой России»
Китай: Когда 2 миллиарда людей задыхаются на занимаемом пространстве, они невольно ищут, куда им выплеснутся.
Япония : японцы со свойственной им педантичностью решают о передачи им 4х Курильских островов, имея в перспективе большие Курилы и Сахалин.
Когда-то министр иностранных дел Советского Союза - щедрый грузин Шеварднадзе, сделал своим американским друзьям царский подарок – богатейший участок Берингово моря.
Наконец «мировое сообщество» в целом, рассматривает вариант отказа России от арктического сектора, и передаче его под международный контроль.
По меткому выражению Д. Менделеева: Россия лежит между молотом Европы и наковальней Азии.

По периметру наших границ, формируются так называемые санитарные кордоны.

Согласно идее создания буферных государств, Украине, Молдове и Прибалтики, западными стратегами назначена роль этого самого буфера, для чего их объединяют в «балтийский санитарный пояс», кстати, не впервые в истории.

В вопросах глобальной, геополитической стратегии инициатива принадлежит США. Американская администрация четко ставит цели и четко добивается их реализации.

В чем интересы нашей РОДины?

Зачем России Курилы? Подумаешь какие-то скалы в океане! Давайте разберемся. Совершенно не важно, кто открыл острова, важно то, что Охотское море зимой замерзает, да так, что если хотя бы один остров отойдет Японии, с октября по апрель тихоокеанский военный флот будет закрыт в бухтах Дальнего Востока. А рыбные ресурсы курило-камчатского желоба, мы будем покупать у японцев, цена вопроса 2.5 млр. долларов в год.

Янтарный край обеспечивает России её присутствие на Балтике. За выход к этому морю, мы боролись много веков. С запада нашу страну обступает военный блок НАТО, и его интересы хотели бы представлять бывшие соотечественники (Украина и Прибалтика).

В Калининградской области наша последняя торгово-технологическая витрина в западном мире, если закроются западные ворота России, то наши европейские друзья сразу опустят перед нами новый железный занавес.

Север : Зачем нам такие неудобные пространства? Люди, которые думали о будущем России, арктическое побережье называли ее морским посадом. Здесь расположены наши боевые рубежи (ракетный щит, подводный флот), наши кладовые (нефть, газ, золото, алмазы). В 20 веке именно мы Русские выстроили северно-морской путь – кратчайшую дорогу между Азией и Европой. Через Арктику лежит и трансполярный авиа-мост – перспективная дорога между Америкой и Азией. Наверное, поэтому мировое сообщество решило, что оно само вдохнет жизнь в эти безжизненные пространства.

Если это случится, Россия будет медленно умирать в вооруженных конфликтах в своем заднем дворе на границах с Китаем, Средней Азией и Кавказом.

География, самый фундаментальный фактор жизни нашего Государства, он наиболее постоянен. Правители приходят и уходят, а территория остается, ее и надо хранить.
Хотелось бы верить, что хорошее отношение между Государствами, складывается благодаря дружеским чувствам их лидеров, но все 5 тыс. лет истории международных отношений, ничем не подтверждают такую веру.

«Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу,
всю нашу действительность, для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные,
а не подражательные шаги в деле развития своей страны.»
Д. И. Менделеев

Советский Союз был распущен 26 декабря 1991 года . Об этом было объявлено в декларации № 142-Н выпущенной Верховным Советом Советского Союза. Декларация признала независимость бывших советских республик и создала Содружество Независимых Государств (СНГ), хотя пять из подписавших её сторонников ратифицировали её по времени намного позже или вообще не сделали этого.

Накануне советский президент Михаил Горбачёв подал в отставку и передал свои полномочия, включая контроль над кодами запуска советских ядерных ракет, президенту России - Борису Ельцину. В тот же вечер в 7:32 советский флаг был заменён дореволюционным российским флагом.

За неделю до официального расторжения союза 11 республик подписали Алма-Атинский протокол, формально создавший СНГ. Распад СССР также ознаменовал конец холодной войны .

Некоторые из республик сохранили тесные связи с Российской Федерацией и создали многосторонние организации, такие как:

  • Евразийское экономическое сообщество;
  • Союзное государство;
  • Евразийский таможенный союз и Евразийский экономический союз.

С другой стороны, страны Балтии присоединились к НАТО и Европейскому союзу.

Весной 1989 года народ Советского Союза в демократическом выборе, хотя и ограниченном, впервые с 1917 года, избрал новый Съезд народных депутатов. Этот пример подтолкнул те события, что начали происходить в Польше. Было свергнуто коммунистическое правительство в Варшаве, что, в свою очередь, вызвало перевороты, которые свергли коммунизм в других пяти странах Варшавского договора до конца 1989 года. Была снесена берлинская стена.

Эти события показали, что люди Восточной Европы и Советского Союза не поддержали стремление Горбачёва модернизировать коммунистическую систему.

25 октября 1989 года Верховный Совет проголосовал за расширение власти республик на местных выборах, что позволило им самим решить, как организовать голосование. Латвия, Литва и Эстония уже предложили законы о прямых президентских выборах. Местные выборы во всех республиках были запланированы на период с декабря по март 1990 года.

В декабре 1989 года состоялся Съезд народных депутатов и Горбачёв подписал отчёт Комиссии Яковлева, осуждающий секретные протоколы Пакта Молотова-Риббентропа.

Составляющие союз республики начали декларировать свой национальный суверенитет и «войну законов» с центральным правительством Москвы; они отказались от общенационального законодательства, противоречащего местным законам, утвердили контроль над местной экономикой и отказалось платить налоги. Эти процессы начали происходить повсюду и одновременно.

Соперничество между СССР и РСФСР

4 марта 1990 года РСФСР Республика провела относительно свободные выборы. Борис Ельцин был избран, представляя Свердловск, набрав 72 процента голосов. 29 мая 1990 года Ельцин был избран председателем Верховного Совета РСФСР, несмотря на то, что Горбачёв попросил российских депутатов не голосовать за него.

Ельцина поддерживали демократические и консервативные члены Верховного Совета, которые искали власти в развивающейся политической ситуации. Возникла новая борьба за власть между РСФСР и Советским Союзом. 12 июля 1990 года Ельцин подал в отставку от КПРФ в драматической речи на XXVIII съезде.

Литва

11 марта вновь избранный парламент Литовской ССР провозгласил Закон о восстановлении Литвы, сделав её первой республикой, которая отделилась от СССР.

Эстония

30 марта 1990 года Эстония объявила советскую оккупацию Эстонии после Второй мировой войны незаконной и начал восстанавливать Эстонию как независимое государство.

Латвия

Латвия объявила о восстановлении независимости 4 мая 1990 года с декларацией, предусматривающей переходный период для полной независимости.

Украина

16 июля 1990 года парламент подавляющим большинством голосов одобрил Декларацию о суверенитете Украины - 355 голосов и четыре против. Народные депутаты проголосовали 339–5, чтобы объявить 16 июля национальным праздником Украины.

17 марта 1991 года на всесоюзном референдуме 76,4 процента людей высказались за сохранение Советского Союза. Бойкотировали референдум:

  • Прибалтийские республики;
  • Армения;
  • Грузия;
  • Молдова;
  • Чечено-Ингушетия.

В каждой из оставшихся девяти республик большинство избирателей поддержали сохранение реформированного Советского Союза.

Президент России Борис Ельцин и попытка государственного переворота

12 июня 1991 года Борис Ельцин выиграл на демократических выборах, победив предпочтительного кандидата Горбачёва, Николая Рыжкова. После избрания Ельцина на пост президента Россия объявила себя независимой.

Столкнувшись с растущим сепаратизмом, Горбачёв стремился перестроить Советский Союз в менее централизованное государство. 20 августа 1991 года Российская ССР должна была подписать союзный договор, который превратил бы Советский Союз в федерацию. Это было решительно поддержано республиками Средней Азии, которые нуждались в экономических преимуществах общего рынка для процветания. Однако это означало бы некоторую степень продолжения коммунистической партии над экономической и социальной жизнью.

Более радикальные реформисты все чаще убеждались в необходимости быстрого перехода к рыночной экономике, даже если конечный результат означал распад Советского Союза в несколько независимых государств. Независимость также соответствовала желаниям Ельцина, а также региональным и местным органам власти избавится от широкомасштабного контроля Москвы.

В отличие от тёплой реакции реформаторов на договор, консерваторы, «патриоты» и русские националисты СССР, все ещё сильные внутри КПСС и военных выступали против ослабления советского государства и его централизованной структуры власти.

19 августа 1991 года высокопоставленные чиновники СССР сформировали «Генеральный комитет по чрезвычайным ситуациям». Руководители путча выпустили экстренный указ о приостановлении политической деятельности и запрещении большинства газет.

Организаторы путча ожидали поддержки со стороны общественности, но обнаружили, что общественное мнение в крупных городах и республиках в основном было против них. Это проявилось в публичных демонстрациях, особенно в Москве. Президент РСФСР Ельцин осудил переворот и получил поддержку народа.

Через три дня, 21 августа 1991 года , переворот рухнул. Организаторы были задержаны, и Горбачёв был восстановлен в качестве президента, хотя его власть сильно пошатнулась.

24 августа 1991 года Горбачёв распустил ЦК КПСС, подал в отставку как генеральный секретарь партии и распустил все партийные единицы в правительстве. Через пять дней Верховный Совет бессрочно приостановил всю деятельность КПСС на советской территории фактически прекратив коммунистическое правление в Советском Союзе и уничтожив единственную оставшуюся объединяющую силу в стране.

В каком году распался СССР

В период с августа по декабрь 10 республик объявили о своей независимости в основном из-за боязни очередного переворота. К концу сентября Горбачёв больше не имел полномочий влиять на события за пределами Москвы.

17 сентября 1991 года резолюции 46/4, 46/5 и 46/6 Генеральной Ассамблеи признали Эстонию, Латвию и Литву при Организации Объединённых Наций в соответствии с резолюциями Совета Безопасности № 709, 710 и 711, принятыми 12 сентября без голосования.

Последний раунд распада Советского Союза начался с народного референдума на Украине 1 декабря 1991 года, в котором 90 процентов избирателей выбрали независимость. События происходившие на Украине, уничтожили любые реальные шансы Горбачёва сохранить СССР даже в ограниченном масштабе. Руководители трёх основных славянских республик: России, Украины и Беларуси согласились обсудить возможные альтернативы СССР.

8 декабря лидеры России, Украины и Белоруси тайно встретились в Беловежской пуще, на западе Беларуси, и подписали документ, в котором было сказано, что СССР прекратил своё существование и объявил о создании СНГ. Они также пригласили другие республики присоединиться к СНГ. Горбачёв назвал это неконституционным переворотом.

Сомнения остались в том, законно ли Беловежское соглашение, поскольку оно было подписано только тремя республиками. Однако 21 декабря 1991 года представители 11 из 12 оставшихся республик, кроме Грузии, подписали протокол, который подтвердил роспуск Союза и официально сформировал СНГ.

В ночь на 25 декабря , в 19:32 по московскому времени, после того, как Горбачёв покинул Кремль, советский флаг был опущен в последний раз и на его месте был поднят российский триколор, символически означающий конец Советского Союза.

В тот же день президент Соединённых Штатов Джордж Буш произнёс короткую телевизионную речь, официально признав независимость 11 оставшихся республик.

Алма-Атинский протокол также затрагивал другие вопросы, включая членство в ООН. Примечательно, что Россия была уполномочена принимать членство в Советском Союзе, включая своё постоянное место в Совете Безопасности. Советский посол в ООН направил письмо генеральному секретарю ООН от 24 декабря 1991 года, подписанное Президентом России Ельциным, сообщив ему, что в силу Алма-Атинского протокола Россия стала государством-преемником СССР.

После распространения среди других государств - членов ООН без возражений заявление было объявлено принятым в последний день года, 31 декабря 1991 года.

Дополнительная информация

Согласно опросу 2014 года , 57 процентов граждан России сожалели о развале Советского Союза. Пятьдесят процентов респондентов на Украине при опросе, проведённом в феврале 2005 года, заявили, что также сожалеют о развале СССР.

Распад экономических связей, происходивший во время распада Советского Союза, привёл к серьёзному экономическому кризису и стремительному падению уровня жизни в постсоветских государствах и бывшем Восточном блоке.

Членство в Организации Объединённых Наций

В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал генерального секретаря Организации Объединённых Наций о том, что членство в органах ООН продолжает Российская Федерация с поддержкой 11 стран - членов Содружества Независимых Государств.

Беларусь и Украина к этому времени уже были членами ООН.

Другие двенадцать независимых государств , созданных из бывших советских республик, также были приняты в ООН:

  • 17 сентября 1991 года: Эстония, Латвии и Литва;
  • 2 марта 1992 года: Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистана и Узбекистан;
  • 31 июля 1992 года: Грузия.

Видео

Из видео вы узнаете о причинах распада СССР.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

· политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).

1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности.

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

Нерешительность членов ГКЧП, раскол в войсках, сопротивление населения больших городов (Москвы, Ленинграда и др.), поддержка, оказанная Президенту РСФСР Ельцину рядом правительств стран мира, и пр. обусловили неудачу попытки восстановить порядок в стране.

Вернувшийся 22 августа в Москву Горбачев утратил политическую инициативу, влияние и власть. После августовских событий процесс распада СССР и ликвидации институтов центральной власти ускорился.

Был распущен ЦК КПСС, деятельность партии приостановлена, а затем запрещена Президентом России. Резко сокращена компетенция КГБ за счет изъятия у него ряда функций и управлений. Произошли существенные кадровые изменения в структурах власти и руководстве средствами массовой информации.

Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские независимые государства в сентябре были признаны СССР.

В декабре Президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что Советский Союз более не существует и что ими образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза (Беловежское соглашение). Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

Распад СССР 1991 года стал итогом процесса системной дезинтеграции (разрушения) протекавшего в его общественно-политической сфере, социальной структуре и народном хозяйстве. Как государство он официально прекратил свое существование на основе договора, подписанного 8 декабря лидерами России, Украины и Беларуси, но предшествующие тому события начались еще в январе. Попытаемся восстановить их в хронологическом порядке.

Начало конца великой империи

Первым звеном в цепи событий, породивших политический кризис 1991 года и распад СССР, явились события, начавшиеся в Литве, после того как М.С. Горбачев, являвшийся тогда президентом Советского Союза, потребовал от правительства республики восстановить на ее территории приостановленное ранее действие советской Конституции. Его обращение, направленное 10 января, было подкреплено вводом дополнительного контингента внутренних войск, блокировавших в Вильнюсе ряд важнейших общественных центров.

Через три дня было опубликовано заявление созданного в Литве Комитета национального спасения, в котором его члены выражали поддержку действия республиканских властей. В ответ на это в ночь на 14 января подразделениями десантных войск был занят вильнюсский телецентр.

Первая кровь

Особую остроту события приняли 20 декабря, после того как прибывшие из Москвы подразделения ОМОНа начали захват здания МВД Литвы, и в результате возникшей перестрелки четыре человека погибли и около десяти получили ранения. Эта первая пролитая на вильнюсских улицах кровь послужила детонатором социального взрыва, результатом которого стал распад СССР 1991 года.

Действия центральных властей, пытавшихся силой восстановить контроль над Прибалтикой, привели к самым негативным для них последствиям. Горбачев стал объектом острой критики со стороны представителей как российской, так и региональной демократической оппозиции. Выражая протест против применения военной силы в отношении мирных граждан, в отставку подали Е. Примаков, Л. Абалкин, А. Яковлев и ряд других бывших сподвижников Горбачева.

Ответом литовского правительства на действия Москвы стал референдум о выходе республики из состава СССР, проведенный 9 февраля, в ходе которого, свыше 90 % его участников высказались за независимость. Это можно с полным основанием назвать началом процесса, в результате которого в 1991 году произошел распад СССР.

Попытка реанимировать Союзный договор и триумф Б.Н. Ельцина

Следующим этапом в общей череде событий стал референдум, проведенный в стране 17 марта того же года. На нем 76 % граждан СССР высказались за сохранение Союза в обновленной форме, и введение поста президента России. В связи с этим в апреле 1991 года в президентской резиденции Ново-Огарево начались переговоры глав республик, входивших в состав СССР, о заключении нового Союзного договора. Председательствовал на них М.С. Горбачев.

В соответствии с итогами референдума были проведены и первые в истории России победу на которых одержал Б.Н. Ельцин, уверенно опередив остальных кандидатов, среди которых были такие известные политики, как В.В. Жириновский, Н.И. Рыжков, А.М. Тулеев, В.В. Бакатин и генерал А.М. Макашов.

Поиски компромисса

В 1991 году распаду СССР предшествовал весьма сложный и длительный процесс перераспределения властных полномочий между союзным центром и его республиканскими филиалами. Необходимость его была обусловлена именно учреждением в России президентского поста и избранием на него Б.Н. Ельцина.

Это значительно усложнило составление нового союзного договора, подписание которого было намечено на 22 августа. Заранее было известно, что готовится компромиссный вариант, предусматривающий передачу отдельным субъектам федерации широкого спектра полномочий, и оставляющий за Москвой решение лишь наиболее важных вопросов, таких как оборона, внутренние дела, финансы и ряд других.

Главные инициаторы создания ГКЧП

В этих условиях значительно ускорили распад СССР августовские события 1991 года. В историю страны они вошли как путч ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), или неудавшаяся попытка совершения государственного переворота. Его инициаторами являлись политики, ранее занимавшие высокие государственные посты, и крайне заинтересованные в сохранении прежнего режима. Среди них были Г.И. Янаев, Б.К. Пуго, Д.Т. Язов, В.А. Крючков и ряд других. Их фото приведено ниже. Комитет был учрежден ими в отсутствии президента СССР - М.С. Горбачева, находившегося в то время на правительственной даче «Форос» в Крыму.

Чрезвычайные меры

Сразу после учреждения ГКЧП было объявлено о принятии его членами ряда экстренных мер, таких как введение на значительной части страны чрезвычайного положения и упразднения всех новообразованных властных структур, создание которых не предусматривалось Конституцией СССР. Кроме того, запрещалась деятельность оппозиционных партий, а также проведение демонстраций и митингов. Кроме того, было объявлено о готовящихся в стране экономических реформах.

Августовский путч 1991 года и распад СССР начались с распоряжения ГКЧП о введении войск в наиболее крупные города страны, среди которых была и Москва. Эта крайняя, и, как показала практика, весьма неразумная мера, была предпринята членами комитета для устрашения народа и придания их заявлению большего веса. Однако добились они как раз противоположного результата.

Бесславный конец путча

Захватив инициативу в свои руки, представители оппозиции организовали в ряде городов страны многотысячные митинги. В Москве их участниками стало более полумиллиона человек. Кроме того, противникам ГКЧП удалось склонить на свою сторону командование Московского гарнизона и тем самым лишить путчистов их главной опоры.

Следующим этапом путча и распада СССР (1991 год) стала поездка членов ГКЧП в Крым, предпринятая ими 21 августа. Потеряв последнюю надежду взять под свой контроль действия оппозиции, руководимой Б.Н. Ельциным, они отправились в «Форос» для переговоров с М.С. Горбачевым, который по их распоряжению был там изолирован от внешнего мира и фактически находился на положении заложника. Однако уже на следующий день все организаторы путча были арестованы и доставлены в столицу. Вслед за ними в Москву вернулся и М.С. Горбачев.

Последние усилия сохранить Союз

Так предотвратили государственный переворот 1991 года. Распад СССР был неизбежен, но еще предпринимались попытки сохранить хотя бы часть прежней империи. С этой целью М.С. Горбачев при составлении проекта нового союзного договора пошел на значительные и не предусмотренные ранее уступки в пользу союзных республик, наделяя их правительства еще большими полномочиями.

Кроме того, он был вынужден официально признать независимость Прибалтики, чем фактически запустил механизм распада СССР. В 1991 году Горбачевым была предпринята также попытка формирования качественно нового демократического союзного правительства. В его состав были приглашены популярные в народе демократы, такие как В.В. Бакатин, Э.А. Шеварднадзе и их сторонники.

Сознавая, что при сложившейся политической обстановке сохранить прежнюю структуру государства невозможно, в сентябре начали подготовку договора о создании нового конфедеративного Союза, в который прежние должны были войти на правах независимых субъектов. Однако работе над этим документом не суждено было завершиться. 1 декабря в Украине состоялся всенародный референдум, и на основании его результатов республика вышла из состава СССР, чем перечеркнула планы Москвы на создание конфедерации.

Беловежское соглашение, положившее начало созданию СНГ

Окончательный распад СССР произошел в 1991 году. Его юридическим обоснованием явился договор, заключенный 8 декабря на правительственной охотничьей даче «Вискули», расположенной в Беловежской пуще, от которой он и получил свое название. На основании документа, подписанного главами Беларуси (С. Шушкевичем), России (Б. Ельциным) и Украины (Л. Кравчуком), было образовано Содружество независимых государств (СНГ), положившее конец существованию СССР. Фото приведено выше.

Вслед за тем к соглашению, заключенному между Россией, Украиной и Беларусью, присоединились еще восемь республик бывшего Советского Союза. под документом поставили свои подписи главы Армении, Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Молдавии, Узбекистана и Туркмении.

Руководители прибалтийских республик с одобрением встретили известие о распаде СССР, но от вступления в СНГ воздержались. Грузия, во главе которой стоял З. Гамсахурдия, последовала их примеру, но вскоре, после того как в результате происшедшего в ней государственного переворота к власти пришел Э.А. Шеварднадзе, также вошла в новообразованное Содружество.

Президент, оставшийся не у дел

Заключение Беловежского соглашения вызвало крайне негативную реакцию со стороны М.С. Горбачева, занимавшего до той поры пост президента СССР, но после августовского путча лишенного реальной власти. Тем не менее историки отмечают, что в происшедших событиях есть значительная доля его личной вины. Недаром Б.Н. Ельцин в одном из интервью говорил, что соглашение, подписанное в Беловежской пуще, не разрушало СССР, а всего лишь констатировало этот давно свершившийся факт.

Поскольку Советский Союз перестал существовать, то была упразднена и должность его президента. В связи с этим 25 декабря оставшийся не у дел Михаил Сергеевич подал заявление об отставке с занимаемого им высокого поста. Рассказывают, что когда он через два дня явился в Кремль забрать свои вещи, то в принадлежавшем ему ранее кабинете уже вовсю хозяйничал новый президент России - Б.Н. Ельцин. Пришлось смириться. Время неумолимо двигалось вперед, открыв очередной этап в жизни страны и сделав достоянием истории распад СССР 1991 года, кратко описанный в этой статье.