Банк заданий егэ по физике. Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения

ЕГЭ 2017 Физика Типовые тестовые задания Лукашева

М.: 2017 - 120 с.

Типовые тестовые задания по физике содержат 10 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2017 году. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2017 г. по физике, а также о степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов, а также решения наиболее сложных задач во всех 10 вариантах. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ. Авторский коллектив - специалисты федеральной предметной комиссии ЕГЭ по физике. Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к экзамену по физике, а учащимся-старшеклассникам - для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 4,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google


СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы 4
ВАРИАНТ 1 9
Часть 1 9
Часть 2 15
ВАРИАНТ 2 17
Часть 1 17
Часть 2 23
ВАРИАНТ 3 25
Часть 1 25
Часть 2 31
ВАРИАНТ 4 34
Часть 1 34
Часть 2 40
ВАРИАНТ 5 43
Часть 1 43
Часть 2 49
ВАРИАНТ 6 51
Часть 1 51
Часть 2 57
ВАРИАНТ 7 59
Часть 1 59
Часть 2 65
ВАРИАНТ 8 68
Часть 1 68
Часть 2 73
ВАРИАНТ 9 76
Часть 1 76
Часть 2 82
ВАРИАНТ 10 85
Часть 1 85
Часть 2 91
ОТВЕТЫ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ 94

Для выполнения репетиционной работы по физике отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание.
В заданиях 1-4, 8-10, 14, 15, 20, 24-26 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Число запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведенному ниже образцу в бланк ответа № 1. Единицы измерения физических величин писать не нужно.
Ответ к заданиям 27-31 включает в себя подробное описание всего хода выполнения задания. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

В 2017 г. контрольные измерительные материалы по физике претерпят существенные изменения.


Из вариантов исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом. В связи с этим предложена новая структура части 1 экзаменационной работы, а часть 2 оставлена без изменений.

При внесении изменений в структуру экзаменационной работы сохранены общие концептуальные подходы к оценке учебных достижений. В том числе остался без изменений суммарный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы, сохранено распределение максимальных баллов за выполнение заданий разных уровней сложности и примерное распределение числа заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности. Каждый вариант экзаменационной работы проверяет элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания разных уровней сложности. Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими умениями, применение знаний при объяснении физических процессов и решении задач.

Вариант экзаменационной работы будет состоять из двух частей и включит в себя 31 задание. Часть 1 будет содержать 23 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Часть 2 будет содержать 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (29–31), для которых необходимо привести развернутый ответ.

В работу будут включены задания трех уровней сложности. Задания базового уровня включены в часть 1 работы (18 заданий, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа, двух чисел или слова и 5 заданий на соответствие и множественный выбор). Среди заданий базового уровня выделяются задания, содержание которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается, исходя из требований освоения стандарта базового уровня.

Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в вузе. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Последние четыре задачи части 2 являются заданиями высокого уровня сложности.

Часть 1 экзаменационной работы будет включать два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями. Первый блок включает 21 задание, которые группируются, исходя из тематической принадлежности: 7 заданий по механике, 5 заданий по МКТ и термодинамике, 6 заданий по электродинамике и 3 по квантовой физике.

Группа заданий по каждому разделу начинается с заданий с самостоятельной формулировкой ответа в виде числа, двух чисел или слова, затем идет задание на множественный выбор (двух верных ответов из пяти предложенных), а в конце – задания на изменение физических величин в различных процессах и на установление соответствия между физическими величинами и графиками или формулами, в которых ответ записывается в виде набора из двух цифр.

Задания на множественный выбор и на соответствие 2-балльные и могут конструироваться на любых элементах содержания по данному разделу. Понятно, что в одном и том же варианте все задания, относящиеся к одному разделу, будут проверять разные элементы содержания и относиться к разным темам данного раздела.

В тематических разделах по механике и электродинамике представлены все три типа этих заданий; в разделе по молекулярной физике – 2 задания (одно из них на множественный выбор, а другое – либо на изменение физических величин в процессах, либо на соответствие); в разделе по квантовой физике – только 1 задание на изменение физических величин или на соответствие. Особое внимание следует обратить на задания 5, 11 и 16 на множественный выбор, которые оценивают умения объяснять изученные явления и процессы и интерпретировать результаты различных исследований, представленные в виде таблицы или графиков. Ниже приведен пример такого задания по механике.

Следует обратить внимание на изменение форм отдельных линий заданий. Задание 13 на определение направления векторных физических величин (силы Кулона, напряженности электрического поля, магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца и т.д.) предлагается с кратким ответом в виде слова. При этом возможные варианты ответа указаны в тексте задания. Пример такого задания приведен ниже.

В разделе по квантовой физике хочется обратить внимание на задание 19, которое проверяет знания о строении атома, атомного ядра или ядерных реакциях. У этого задания изменилась форма представления. Ответ, представляющий собой два числа, необходимо сначала записать в предложенную таблицу, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и дополнительных знаков. Ниже приведен пример такой формы задания.

В конце части 1 будут предлагаться 2 задания базового уровня сложности, проверяющие различные методологические умения и относящиеся к разным разделам физики. Задание 22 с использованием фотографий или рисунков измерительных приборов направлено на проверку умения записывать показания приборов при измерении физических величин с учетом абсолютной погрешности измерений. Абсолютная погрешность измерений задается в тексте задания: либо в виде половины цены деления, либо в виде цены деления (в зависимости от точности прибора). Пример такого задания приведен ниже.

Задание 23 проверяет умение выбирать оборудование для проведения опыта по заданной гипотезе. В этой модели изменилась форма представления задания, и теперь оно представляет собой задание на множественный выбор (двух элементов из пяти предложенных), но оценивается в 1 балл, если верно указаны оба элемента ответа. Могут предлагаться три различные модели заданий: на выбор двух рисунков, графически представляющих соответствующие установки для опытов; на выбор двух строк в таблице, которая описывает характеристики установок для опытов, и на выбор названия двух элементов оборудования или приборов, которые необходимы для проведения указанного опыта. Ниже приведен пример одного из таких заданий.

Часть 2 работы посвящена решению задач. Это традиционно наиболее значимый ре-зультат освоения курса физики средней школы и наиболее востребованная деятельность при дальнейшем изучении предмета в вузе.

В этой части в КИМ 2017 г. будет 8 различных задач: 3 расчетные задачи с самостоятельной записью числового ответа повышенного уровня сложности и 5 задач с развернутым ответом, из которых одна качественная и четыре расчетные.

При этом, с одной стороны, в разных задачах в одном варианте не используются одинаковые не слишком значимые содержательные элементы, с другой – применение фундаментальных законов сохранения может встретиться в двух-трех задачах. Если рассматривать «привязку» тематики заданий к их позиции в варианте, то на позиции 28 всегда будет задача по механике, на позиции 29 – по МКТ и термодинамике, на позиции 30 – по электродинамике, а на позиции 31 – преимущественно по квантовой физике (если только материал квантовой физики не будет задействован в качественной задаче на позиции 27).

Сложность задач определяется как характером деятельности, так и контекстом. В расчетных задачах повышенного уровня сложности (24–26) предполагается использование изученного алгоритма решения задачи и предлагаются типовые учебные ситуации, с которыми учащиеся встречались в процессе обучения и в которых используются явно заданные физические модели. В этих задачах предпочтение отдается стандартным формулировкам, а их подбор будет осуществляться преимущественно с ориентацией на открытый банк заданий.

Первое из заданий с развернутым ответом – качественная задача, решение которой представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности. Для расчетных задач высокого уровня сложности необходим анализ всех этапов решения, поэтому они предлагаются в виде заданий 28–31 с развернутым ответом. Здесь используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать бόльшим, чем в типовых задачах, количеством законов и формул, вводить дополнительные обосно-вания в процессе решения или совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезную деятельность по анализу физических процессов и самостоятельному выбору физической модели для решения задачи.

Единый государственный экзамен
по ФИЗИКЕ

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3 часа

55 минут (235 минут). Работа состоит из двух частей, включающих в себя

31 задание.

В заданиях 1–4, 8–10, 14, 15, 20, 24–26 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Число запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк ответа № 1. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

Ответом к заданиям 5–7, 11, 12, 16–18, 21 и 23 является

последовательность двух цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте

работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу без пробелов,

запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1.

Ответом к заданию 13 является слово. Ответ запишите в поле ответа в

тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк

ответов № 1.

Ответом к заданиям 19 и 22 являются два числа. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу, не разделяя числа пробелом, в бланк ответов № 1.

Ответ к заданиям 27–31 включает в себя подробное описание всего хода выполнения задания. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и

запишите его полное решение.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый

калькулятор.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наимено-вание

Обозначение

Множитель

Наимено-вание

Обозначение

Множитель

Константы

ускорение свободного падения на Земле

гравитационная постоянная

универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)

постоянная Больцмана

постоянная Авогадро

скорость света в вакууме

коэффициент

пропорциональности в законе Кулона модуль заряда электрона

(элементарный электрический заряд)

постоянная Планка



Соотношение между различными единицами

температура 0 К = -273 °С

атомная единица массы

1 атомная единица массы эквивалента 931 МэВ

1 электронвольт

Масса частиц

электрона

нейтрона

Удельная теплоёмкость

воды 4,2∙10³ Дж/(кг∙К) алюминия 900 Дж/(кг∙К)

льда 2,1∙10³ Дж/(кг∙К) меди 380 Дж/(кг∙К)

железа 460 Дж/(кг∙К) чугуна 800 Дж/(кг∙К)

свинца 130 Дж/(кг∙К)

Удельная теплота

парообразования воды Дж/К

плавления свинца Дж/К

плавления льда Дж/К

Нормальные условия: давление - Па, температура – 0 °С

Молярная масса

азота 28∙ кг/моль гелия 4∙ кг/моль

аргона 40∙ кг/моль кислорода 32∙ кг/моль

водорода 2∙ кг/моль лития 6∙ кг/моль

воздуха 29∙ кг/моль неона 20∙ кг/моль

воды 2,1∙10³ Дж/(кг∙К) углекислого газа 44∙ кг/моль

Часть 1

Ответами к заданиям 1–23 являются слово, число или

последовательность цифр или чисел. Запишите ответ в поле ответа в

тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно.


Подвешенное к тросу тело массой 10 кг поднимается вертикально. С каким ускорением движется тело, если трос жесткостью 59 кН/м удлинился на 2 мм?

Ответ: _______________________м/с 2


По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каков период колебаний бакена, если длина волны 3 м?

Ответ: _____________________с


Камень бросили с балкона вертикально вверх. Что происходит в процессе движения камня вверх? Выберите 2 верных утверждения.

1) ускорение камня уменьшается

2) полная механическая энергия камня увеличивается

3) ускорение камня не изменяется

4) полная механическая энергия камня уменьшается

5) полная механическая энергия камня не изменяется


Сани скатываются с ледяной горки, расположенной под углом45°к горизонту. Как изменятся ускорение санок и сила трения, если на санки сядет человек?

    увеличится

    уменьшится

    не изменится

Ответ: ____________


Кубик объемом V полностью погружен в жидкость плотностью ρ так, что его нижняя грань находится на глубине h под поверхностью воды, но не касается дна сосуда. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) гидростатическое давление жидкости 1) ρgV

на нижнюю грань кубика 2) ρghV 2/3

Б) выталкивающая сила, действующая на 3) ρgh

кубик со стороны жидкости 4) ρgV/h 2


При адиабатном сжатии двухатомного газа была совершена работа 200 Дж. Определить изменение внутренней энергии газа? Количество вещества 2 моль.

Ответ: _________________ Дж


Идеальный газ сжимают при постоянной температуре. В этом процессе

    средняя энергия хаотичного движения молекул газа увеличивается

    средняя энергия хаотичного движения молекул газа не меняется

    молярная масса газа увеличивается

    газ отдает определенное количество теплоты

    газ получает определенное количество теплоты

1 2


Объём сосуда с идеальным газом увеличили втрое и увеличили температуру в 2 раза. Давление при этом осталось неизменным. Как изменилась плотность газа и внутренняя энергия газа?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.


Электрон е, влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет скорость v, перпендикулярную вектору индукции В магнитного поля (см. рисунок), точка указывает направление дви­жения электрона. Как направлена действующая на него сила Лоренца F ?

Ответ: ___________


Имеются два конденсатора электроемкостью 1 мкФ и 2 мкФ. Какова электроемкость параллельно соединенных конденсаторов?

Ответ: ______________мкФ


Плоский воздушный конденсатор заряжают и отключают от источника тока. Выберите два верных утверждения, если расстояние между его обкладками увеличили в 2 раза?

    Напряжение между обкладками увеличилось в 2 раза

    Заряд конденсатора не изменился

    Заряд конденсатора увеличился в 2 раза

    Напряжение между обкладками уменьшилось в 2 раза

    Напряжение между обкладками не изменилось



Источник находится на расстоянии, чуть меньшем F от собирающей линзы. Как изменятся расстояние от линзы до изображения и увеличение при движении источника к линзе?

    увеличивается

    уменьшается

    не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой фи­зической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

1 8


Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) Магнитный поток 1) Тесла

Б) Индуктивность 3) Вебер

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



Радиоактивное ядро претерпело ряд β-распадов. Как при этом изменились число протонов в ядре и заряд ядра?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

    увеличивается

    уменьшается

    не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой фи­зической величины. Цифры в ответе могут повторяться.


На рисунке представлена диаграмма энергетических уровней атома. Переход с поглощением фотона ми­нимальной частоты обозначен цифрой

Ответ: ____


Какой из объектов, согласно классической электродинамике, не излучает электромагнитных волн в инерциальной системе отсчета?

Выберите 2 верных утверждения.

    Неподвижный заряженный конденсатор

    Заряд, совершающий колебания с изменяющейся амплитудой

    Заряженный конденсатор, подключенный параллельно катушке индуктивности

    Заряд, движущийся равномерно и прямолинейно в вакууме

5) Заряд, совершающий гармонические колебания постоянной амплитуды


Нагреваемый при постоянном давлении идеальный одноатомный газ совершил работу 400 Дж. Какое количество теплоты было передано газу?

Ответ: ________Дж


Подъемной силой воздушного шара является архимедова сила, которая создается атмосферным воздухом.

    Как изменяется архимедова сила по мере подъема воздушного шара?

Зачем воздухоплаватели берут с собой балласт – мешки с песком?


В цилиндре под невесомым поршнем находится насы­щенный водяной пар. Объем пара V = 1 м 3 . Определите наимень­шую массу т в воды при температуре t = 0°С, которую нужно впрыснуть в цилиндр, чтобы весь пар сконденсировался. Атмо­сферное давление р=10 5 Па. Теплоемкостью цилиндра и тепло­проводностью его стенок можно пренебречь.


Расстояние от предмета до экрана L=105 см. Линза, расположенная между ними, дает на экране увеличенное изоб­ражение. Если линзу переместить на расстояние 32 см, то на экране будет уменьшенное изображение. Определите фокусное расстояние линзы.

ВНИМАНИЕ! Регистрация на Онлайн уроки: http:// f izika o nline.ru

За правильный ответ на каждое из заданий 1–4, 8–10, 13–15, 19, 20, 22– 26 ставится по 1 баллу. Эти задания считаются выполненными верно, если правильно указаны требуемое число, два числа или слово.

Каждое из заданий 5–7, 11, 12, 16–18 и 21 оценивается в 2 балла, если

верно указаны оба элемента ответа; в 1 балл, если допущена одна ошибка;

в 0 баллов, если оба элемента указаны неверно. Если указано более двух

элементов (в том числе, возможно, и правильные) или ответ

отсутствует, – 0 баллов.

№ задания

№ задания

27) 1) Плотность воздуха уменьшается с высотой, поэтому архимедова сила становится меньше

2) Сбрасывая балласт, уменьшают силу тяжести. Воздушный шар поднимается выше

28) 2.5 с

29) 3.2 кг

30) q 1 =3.5*10 -4 Кл q 2 =0.5*10 -4 Кл U=50 В