Церковь богоматери взыскание погибших. Икона «Взыскание Погибших»: значение

(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)

К иконе обращаются люди, которые физически или духовно близки к гибели. К Пречистой направляют христиане прошения свои о силе волы, необходимой, чтобы справиться с горестями и не осквернить при этом заповедей Господних. Молятся перед чудотворной иконой и за близких своих, прося о здоровье родных или знакомых, которые находятся при смерти. Просят даровать исцеление для детей своих и чужих. В военные времена к чудотворной святыне Божией Матери «Взыскание погибших» приходили богомольцы, умоляя Заступницу сохранить каждого, кто на фронт попадал.
Почитаемым образ является для незамужних девушек, поскольку помогает передать Царице Небесной пожелания, заключающиеся обустройстве счастливой семейной жизни.

Особенно почитаема икона среди людей, которые все свои силы растратили от недугов физических или боли душевной, поскольку единственной надеждой для погибающих она является. Взывают с глубокой и чистой верой к Богоматери, прося о том, чтобы помогла она там, где не справиться без святой помощи.

Как говорится в духовной литературе, образ Пресвятой Богородицы, известный под названием «Взыскание погибших» написан был еще в VI столетии, через несколько столетий списки с него появились и на Руси. Однако только с XVIII века икона стала пользоваться особым почитанием среди православных христиан. Обусловлено это множеством чудес, случившихся, после молитв перед святыней. В те времена образ «Взыскание погибших» считался символом милосердия Божией Матери, перед действиями которой все преграды отступают.

В 1548 г. появились первые упоминания об иконе «Взыскание погибших». Что касается автора творения, то предполагается, что это был итальянский мастер, создавший образ Матери Божией для семьи русских дворян. Глава семьи остался вдовцом, но это не единая беда, постигшая его. Вскоре он с детьми своими оказался на пороге нищеты.

Не видел дворянин другого спасения кроме молитв к Пресвятой Богородице. Днями и ночами он взывал к Заступнице, чтобы спасла она семью его от доли лихой. И молитвы его были услышаны. Дела страдальца начали расти вверх, в семье появились деньги, но самое главное – в сердце его поселилась гармония и радость большая. Чтобы отблагодарить икону за чудеса ее, передал мужчина святыню в Храм Рождества Христова, который располагался в Палашах. О том, что образ святой способен на чудеса, скоро начала молва ходить по всему городу.
Приходить к «Взысканию погибших» начали даже те люди, которые отчаялись совсем. И только здесь надежда возвращалась к верующим, а молитвы их были настолько искренними, что Богородицы не могла не исполнять прошения христиан.
Когда в 1812 г. пришел на земли эти Наполеон, то Храм Рождества Христова был полностью разрушен и разграблен (правда, в дальнейшем христиане позаботились о его восстановлении). Икону «Взыскание погибших» было осквернено захватчиками и разрублено на несколько частей. После этого вера людей в икону и ее чудодеяния только возросла, и христиане говорить начали, что Матерь Божия теперь страдает вместе с народом русским. Даже когда образ был разрублен, не переставали к нему приходить верующие, и чудеса продолжали происходить. Позже икону отреставрировали.

Много чудес произошло после молитв перед иконой. Об одном из них поведала жена священника, которого арестовали в годы революции. Осталась женщина с тремя детьми на руках, силы ее были на исходе. Измучавшись, она решила прибегнуть к страшному греху – самоубийству. Перед этим женщина все же решила помолиться в последний раз перед иконой «Взыскание погибших». И внезапно почувствовала она, как Царица Небесная отогнала мысли дурные и вселила в страдалицу уверенность в том, что завтра все будет хорошо. Так и случилось. Бедная женщина уже на следующий день нашла в своей сумке золотые монеты.

В 1934 г. храм, в котором находилась икона, закрыли. Планировали перенести «Взыскание погибших» в Пименовскую церковь. Но не так случилось, как думалось. Долго понукал извозчик лошадь, которая была запряженной в повозку со святыней, но ни на шаг животное с места не сдвинулось. Собравшиеся христиане решили, что самой Царице Небесной такая идея не нравится, и приняли решение отвезти икону в Воскресную Церковь на Малой Бронной, а туда чудотворный образ отправился без проблем. Однако пробыла там святыня недолго, так как церковь была разрушена. После «Взыскание погибших» было перенесено в Храм Воскресения Словущего.

Не так уж давно, в 1980-х годах, случилось еще одно чудо, связанное с иконой. Храм Воскресения Словущего пострадал от пожара. Все, что там находилось, сгорело дотла. И только «Взыскание погибших» уцелело.

Находится в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке , г. Москва.


С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону "Взыскание погибших". И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: "Возьмите". Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Волхова Орловской губернии. С того времени Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы "Взыскание погибших".

Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме в честь "Воскресения Словущего" в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: "Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).

Образ «Взыскание Погибших» существует на протяжении многих лет. Он широко известен, но вокруг него немало легенд. В нашей стране к нему обращаются, как к чудотворному. Название икона получила благодаря тому, что происходило в семнадцатом веке со священником Феофилом.

Икона взыскание погибших, в чём помогает?

Священник Феофил является главным героем истории возникновения названия этого образа. На территории Турции проживал священник, который имел сына. На то время он был архидиаконом или церковным управителем. Ему предложили стать епископом, но он отказался от этого, из-за того, что был слишком скромным. Но в связи с тем, что вместо него был поставлен другой служитель, у него возникло желание мстить.

Именно в тот момент была заключена сделка между князем тьмы и священником. Обменом послужил отказ от Христа и Богородицы. Таким образом, он мог получить обратно свой сан. На протяжении длительного периода священник спокойно управлял церковью. Но совесть не давала покоя ему и заставляла покаяться. Таким образом, в молитве и во время поста грешник попросил помощи. Тогда явилась ему Богородица, которая пообещала помочь. Таким образом, тот контракт, который заключил епископ, явился ему и он был вынужден отнести его новоизбранному на этот сан.

Таким образом, и появилась икона «Взыскание погибших». Этот образ необходим тем, кто приступает к такому греху, как отступничество . Таким образом, он может быть покрыт любовью Божьей матери. Если человек устал и отчаялся в борьбе с различными обстоятельствами , тогда ему стоит помолиться около этой иконы. Каждый должен помнить о том, что смерть в любом случае наступит. А пока человек живёт он может воспользоваться всеми средствами для спасения своей души.

Икона взыскание погибших, фото образа

В мире создано множество образов, но на большинстве из них изображена Богородица, которая держит младенца - Христа правой рукой. Есть случаи, когда на образе она держит его левой рукой. К отличительным чертам картины стоит отнести следующее:

  1. Голова Богородицы укрыта красным омофором.
  2. Голова Богородицы может быть покрыта белым омофором.
  3. Многие иконы изображают Мадонну с нимбом. Под которым видны вьющиеся волосы матери Иисуса Христа.

Омофор на голове у Богородицы - это отличительная черта её. Так как она отдала его за покрытие людских грехов. Этот символ является самопожертвованием. Он может проявляться в виде позора. На сегодняшний день, входить в храм без головного убора женщина не имеет права. Поэтому напоминанием об этом может служить Царица Небесная - Богородица.

На образе видно, с какой нежностью маленький Иисус Христос обнимает матерь за шею. Одна рука обнимает её, а другая лежит около воротника. На одних образах он стоит на прямых ногах, а на других младенец сидит на руках у матери. Но отличительной чертой образа является то, что его ножки видны независимо от её происхождения. Ладони при этом матери Иисуса Христа сомкнуты и поддерживают младенца.

  • Есть несколько образов, на которых видно, как Божья матерь удерживает его в полный рост.
  • Но есть и такие, когда изображён образ обеих по пояс.
  • В ряде случаев Царицу Небесную изображают босую стоя на облаке.

Стилей написания икон довольно много, но общий образ сохраняется. Независимо от того кто написал икону, вы можете молиться на любую из них. Для того, чтобы икона подействовала важна не стоимость образа в церковной лавке, а душевный настрой на молитву.

Чем поможет икона «Взыскание погибших»?

Около иконы «Взыскание погибших» можно молиться о чём угодно. При этом не стоит забывать о том, что Божья матерь не ограничивает людей в просьбах. Рассмотрим основные варианты, когда люди просят о помощи.

  1. Существует образ, на котором изображена Богородица с младенцем, который помогает путешественникам . Молитву произносят, обращаясь к иконе.
  2. Просят за тех, кто грешен и находится в заблуждении , включая не только взрослых, но и детей.
  3. Просят за тех, кто не вернулся и свернул на своём пути . Родные лишь ждут, надеяться и молятся возле этого образа.

В церквях многие священнослужители вспоминают о случае, который имел место в Калужской области. Крестьянина в пути застала сильная метель, но лошади не могли идти дальше. Засыпая, перед сном, человек попросил у Божьей матери помощи. Она действительно помогла ему и крестьянина нашли жители соседнего села. Хотя он и не мог даже позвать кого-то на помощь из-за своего состояния.

Ещё один случай, когда образ Взыскание погибших помог - это когда в двадцатом столетии жена священника попала под репрессии. Она хотела покончить с собой. В момент отчаяния она заговорила с Богородицей. На следующий день она нашла свёрток с золотом, который не дал ей умереть, а её детям остаться сиротами.

Копии иконы «Взыскание погибших»

Копия иконы , которая обладает чудотворным действием - это список . Такие образы получают собственную историю. На сегодняшний день в Москве икона хранится в храме Воскресения в Брюсовском переулке. Туда образ попал, пройдя многие испытания и поменяв различные места своего пребывания.

Говорят, что икону написал итальянец ещё в девятнадцатом столетии для одного дворянина. Но семью эту начали преследовать беды. Вначале умерла жена дворянина, а после наступила нищета. Как и многие от отчаяния на руках с детьми он начал пить. Но в один момент он нашёл в себе силы и начал молиться перед образом покровительницы рода человеческого. Его судьба очень скоро наладилась. Он устроил судьбу дочерей. Тогда, дворянин решил отдать в храм.

Но в скором времени этот образ разбили, так как во время вторжения Наполеона его раскололи на несколько частей. После случившегося, её восстановили. В дальнейшем икону прятали от советской власти, но образ не был уничтожен. Даже во время пожара она уцелела. На протяжении двууста лет она имеет неимоверный людской поток. К ней обращаются постоянно. Сегодня её образ украшает кольцами, цепками и другими предметами, которые приносят ей в качестве благодарности за исцеление.

Образ Взыскание погибших в Самаре

В Самаре также существует священная икона. Она известна начиная с девятнадцатого столетия. Первое, что произошло с иконой - это она находился в семье, которые проживали на Волге. Воевода, который нашёл её был исцелён от давнего заболевания. Но несмотря на это, прожив некоторое время, он умер. Его жена ушла от горя в монастырь. Отправившись в Раковскую обитель, она взяла с собой этот образ.

Когда перед иконой молился сын известного графа он был исцелён. Поскольку слухи о чудотворном образе быстро распространились, иконе был пожертвован богатый оклад. Икона имеет отличительные характеристики.

  1. Она написана на деревянной доске. Платье её имеет красный цвет.
  2. Покров её отделан золотом, в том числе и наряд Иисуса Христа.

Стоит отметить удивительную особенность образа. Икона может менять свой вид. Она представлена в тёмном цвете. Но если происходит радостное событие, то её лик светлеет. В том случае, если происходит какое-то значимое событие, тогда Божья матерь начинает мироточить. На сегодняшний день зафиксировано, что икона находится в кафедральном самарском соборе. Каждый вторник в ней поётся акафист. Образ же проносят каждый день во время крёстного хода вокруг города.

Взыскание погибших: известные факты

Одним из интересных событий, которые произошли с иконой является то, что святая заказала её для своего храма. Она увидела этот образ якобы во сне и начала собирать деньги для того, чтобы заказать написать икону. Как только Матрона заказала икону, её крестным ходом доставили куда надо. При этом, святая была слепая и смогла предсказать точное время, когда её доставят в деревню.

С тех пор, образ «Взыскание погибшим» стал основной достопримечательностью и прославился различными чудесами . Когда была засуха в деревне её заносили в поле и сразу же начинались дожди. На сегодняшний день образ находится в Московском Покровском монастыре.

Российские храмы «Взыскание погибших»

Поскольку на протяжении столетий образ Божьей матери оказывает чудотворное воздействие, в России множество храмов стали называть в честь её.

  1. В Чебоксарах существует храм, который был назван в честь чудотворной иконы, где проходят молитвы в её честь. Первый его камень был заложен в конце двадцатого столетия.
  2. В Воронеже построили мемориал, который имеет цилиндрическую форму с узкими и высокими стенами. Вход выполнили в виде арки.
  3. В Москве также построили в начале двадцатого столетия храм. Его заново освятили только в прошлом году. Каждое воскресенье проводится молитва в честь Богородицы.

Во время посещения храма и молитвы к иконе не стоит просить о чем-то одном. Можно просить о многих ваших потребностях. В основном у образа просят следующее:

  • Выйти замуж.
  • Излечиться от серьёзных заболеваний.
  • Перестать быть зависимым от алкоголя, наркотиков или сигарет.
  • Обрести финансовую стабильность.
  • Помочь детям избавиться от грехов.

Значение образа Взыскание Погибших

Образ ничего не имеет общего с мёртвыми людьми. Название отожествляет человека, который перестал видеть вокруг себя что-то хорошее. То есть тот, кто стал безнадёжным, настроенным негативно к себе и к собственной жизни. Таким людям помогает Царица Небесная. Она может помочь только тем, кто ведёт и не прекращает борьбу за свою искренность в жизни. Она даёт людям новые силы и нацеленность на результат.

  1. Молиться на образ рекомендуется абсолютно всем и не только в праздник. Особенно тем, кто отвергает Господа и тот, кто потерял надежду на лучшее.
  2. Молиться нужно тем, кто потерял надежду быть спасённым. Жены и матери военных довольно часто просят Богородицу спасти и сохранить.
  3. Копия или настоящая подлинная икона помогает тем, кто ведёт борьбу с различными заболеваниями. Поэтому стоит обращаться к ней тем, что хочет преодолеть этот недуг. Она помогает тем у кого постоянные головные боли, а также от многих других заболеваний.
  4. Выйти замуж она поможет тем, кто искреннее этого желает. А также, может помогать тем, кому нужны крепкие и счастливые узы брака.

Один раз в год почитают Божью матерь. Её праздник приходится на восемнадцатое февраля.

На протяжении тысячелетий икона помогает при различных ситуациях. Рассмотрим самые известные случаи.

  1. При замужестве . Одному дворянину нужно было срочно выдать своих дочерей, так как он остался на грани нищеты. Оставшись наедине со своей проблемой, он начал сильно пить и просить у Божьей матери помощи. После молитвы, судьба его дочерей была устроена.
  2. При заболеваниях и эпидемиях . В Серпухове в конце девятнадцатого столетия произошла эпидемия холеры, которая постоянно уносила из жизни несколько людей. Жители услышали о чудесах, которые происходят благодаря чудному образу иконы и стали к ней обращаться. Люди начали молиться перед ней и неожиданно для всех болезнь отступила и божья матерь помогла городу.

икона Взыскание погибших




Акафист иконы Взыскании погибших

Пение церковное, которое содержит молебен хвальбы проходит в словущее воскресенье. Таким образом, в одном акафисте содержится :

  1. 13 кондаков;
  2. 13 икосов.

В них рассказывается о событиях, которые были связаны с явлением образа и его восхвалением. В акафисте могут присутствовать мольбы о прощении и защиты. Могут присутствовать любые просьбы, а также могут быть наставления об избавлении от напасти всех людей.

Акафисты поют во всех храмах, где установлена икона Взыскание погибших. Довольно часто поют даже где её нет, но присутствуют её копии. Присутствовать во время церковного пения особенно важно тем, кто просит и тем, кто восхваляет её образ. Поэтому присутствие в храме страждущего должно быть обязательным .

Для тех, кто действительно верит в то, что икона Взыскание погибших приносит радость в дом и благую весть лучше всего приобрести образ в свой дом и поставить в угол к остальным иконам. нужно проводить ежедневно утром и вечером до и после прочтения Святого писания. Кроме этого, перед тем как установить образ в доме, его нужно освятить в церкви. Но если нет возможности приобрести её можно посещать храм, где она установлена.

«Взыскание погибших» - это сравнительно новый образ для православного мира, но далеко не новый для христианства в целом. Тем не менее, икона приобрела широкое распространение сразу после появления.

«Взыскание погибших» не на слуху, хотя эта икона есть во многих храмах России. Поскольку история иконы уходит корнями еще в дохристианские времена Руси, в нашей стране есть только списки с икон. Самые популярные и известные из них находятся в церкви Воскресения Словущего в Москве, в Никольском соборе в городе Серпухов, Высоцком монастыре там же, а еще в Москве, в храме Положения Ризы. Изначально эта икона была отчасти посвящена великому празднику Сретения Господня .

История иконы

Началась история иконы в далеком 4 веке. Уже тогда образ был написан. Ему дал название церковнослужитель Феофил. Как говорят легенды, Феофила неоправданно осудили за какие-то действия, за что его выгнали из священного места. Феофил наполнился злобой и решил стать отступником, продав дьяволу свою душу и верность. К счастью, союз этот не успел скрепиться настолько, чтобы не было обратного пути. Мужчина одумался и начал молить икону о прощении. Именно ту икону он и назвал «Взысканием погибших». В дальнейшем с ней было связано немало чудес, а сам Феофил получил прощение от Бога. Что касается России и православия в целом, то почитание образа начинается примерно с 17 века.

Описание иконы

На иконе изображена Божия Матерь с Иисусом Христом, однако Богородица не держит маленького Христа на коленях. Иисус Христос изображается в полный рост, обнимающим Мать. Это и есть одна из основных отличительных черт данной иконы.

В чем помогает икона

В связи с особой историей иконы принято полагать, что образ помогает в борьбе с бесами, которые живут внутри нас или вокруг нас, пытаясь захватить часть нашей души, нашего сердца. Эта икона помогает избавляться от вредных привычек, от всего, что плохо влияет на нас в духовном плане. Она помогает прощать обиды и самые страшные предательства. Икона может помочь сохранить семью, когда все плохо. Поскольку это очень сильный образ, перед которым можно и нужно молиться, его лучше держать поближе к тому месту, где вы спите.

Икона поможет вам пережить любые жизненные невзгоды , которые исходят от окружающих людей и событий, над которыми вы не властны. Это очень сильный образ, который должен быть дома у всех, кто частенько теряет веру в себя и в Бога.

Молитва перед иконой «Взыскание погибших»

Есть специальная молитва на случай больших трудностей в жизни, которую принято читать перед иконой «Взыскание погибших»:

«Матушка Заступница, помоги мне измениться и мир вокруг себя изменить. Помоги Бога нашего восславить и научиться верить в чудо Его неотступно. Сохрани и помилуй меня и всю мою семью от беды, от злого умысла чужого, от болезней. Сделай меня сильнее, помоги стать лучше и добрее, чтобы семью мою сберечь от проблем. Спаси меня от лукавого, Господи, и даруй мне прощение и место в раю. Аминь».

Дата празднования иконы

Молитвы перед данной иконой можно читать не только 18 февраля — в день памяти иконы, но и в любой другой день. В день прославления образа можно посетить церковь, если вы считаете эту икону самой сильной. Она помогает многим людям, очищая их разум от скверны и греховных мыслей. Это хороший оберег для ваших детей и для вас самих.

Эта икона поможет вам не потерять нить, ведущую к счастью в жизни. Образ «Взыскание погибших» может стать для вас путеводной звездой в черном море безнадежности. Не забывайте о том, что вам нужно помнить о собственных поступках, о последствиях и о причинах всех бед . Эта икона наставит вас на путь истинный. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.02.2018 05:05

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...