Диатонический звукоряд гитары по октавам. Музыкальные гаммы

Повторить понятия звукоряда, лада и тональности.

1. Определения

2. Гамма, тяготения, ладовое разрешение, ладовая централизация, ладовая опора(плагальные и авт.), основные ступени

3. Виды ладов

a. Модальные

b. Пентатоника

c. Тетрахорды

d. диатоника

Диатоника (от греч. diatonikós, буквально - растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá - через, вдоль и tónos - тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).

К области Д. принадлежат также лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатонического звукоряда - пентатоника, средневековые гексахорды, ряд тетрахордов и трихордов. Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонических ладов.

Д. составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к Д. относят любые лады, не включающие хроматизмов, т. е. повышений или понижений основных ступеней. Это условно-диатонические лады (гармонический и мелодический минор и мажор и др.), переменно-диатонические лады. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда.

Недиатонические элементы могут образовываться не только с помощью введения в Д. хроматизмов, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармоническое мышление современных композиторов часто бывает полидиатоничным.

БСЭ

Существуют и более простые, хотя гораздо менее точные определения:

Диатоника – последование, объединение или смешение звуков, основанное на диатоническом звукоряде, т.е. содержащее только чистые, малые и большие интервалы, и в виде исключения – тритон.

Краткий муз. словарь

Диатонический звукоряд – звукоряд, образованный из простых ступеней – до, ре, ми, фа, соль, ля, си(без знаков альтерации)

Краткий муз.словарь

Диатонической считается музыка, пстроенная с использованием т.н. «народных» или «церковных»-

1. Дорийский минор

2. Фригийский минор

3. Локрийскийминор

4. Эолийскийнатуральный минор

5. Миксолидийскийт мажор

6. Лидийский мажор

7. Ионийскийнатуральный мажор

Однако эти лады, не вполне соответствуют старым народным ладам, т.к. загнаны в систему 12 тоновой равномерной темперации.

К условно-диатоническим относят так же гармонические и мелодические разновидности натуральных ладов.

Строение диатоники

Семь звуков квинтового ряда образуют диатонику. Если их расположить по секундам, то они образуют диатоническую гамму.

Гамма – звукоряд лада выстроенный поступенно(не меньше октавы).

Если квинтовый ряд диатоники продолжить, сделав в обе стороны по пять квинтовых шагов, то возникает вид полной хроматики, использовавшийся в художественной практике, еще до нахождения равномерной темперации:

Выразительные возможности диатоники исключительно богаты. Они могут быть представлены в консонантных и диссонантных гармониях.

Диатоника является основой хроматики.

Полная схема основных диатонических ладов:



Наиболее общие сведения

Все диатонические лады состоят из 7 звуков(основных тонов) в пределах октавы.Т.е. все диатонические лады – октавные.

Октавными называются лады,звукоряд которых умещается в октаву. Элементы этих ладов повторяются во всех октавах не изменяя своего значения. Например, тоника таких ладов повторяется в каждой октаве

Диатонические лады традиционно делят на нижний и верхний тетрахорд.

Современные диатонические лады исторически произошли от церковных автентичных. Рассмотрим подробно каждый лад.

Анализ лада:

1. Строение

2. Особенности

a. Краска

b. Характерные интервалы

3. Интонирование

4. виды

Мажорная группа диатонических ладов

Ионийский

Данный лад является натуральным мажором (от лат. major – больший, так же durus - твёрдый). Звукоряд натурального мажора строится по схеме: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (2тона, полутон, 3 тона, полутон) .Верхний и нижний тетрахорды – мажорные.

Интонирование итяготения натурального мажора


Ионийский лад обладает светлой краской, радостным натроением и, вместе с противоположным по окраске минором, составляет один из наиболее важных контрастов в музыке.

Ионийский мажор обязан своей краской звуку, отстоящему на большую терцию вверх(терция лада) от тоники.В широком смысле эта мажорная краска присуща не только ионийскому ладу, а еще группе ладов: лидийскому, миксолидийскому, пентатонным разновидностям. В современной музыке натуральный мажор – одна из основных звуковых систем.

Виды натурального мажора

Гармонический мажор – ионийский лад с пониженной VI ступенью. Верхний тетрахорд гармонического мажора совпадает по строению с верхним тетрахордом гармонического минора(называется гармонический тетрахорд). Нижний тетрахорд – мажорный.

VI

Мелодически, в состав гармонического мажора входит увеличенная секунда между VI и VII ступенью, увеличенная кварта VI - II , а так же другие уменьшенные и увеличенные интервалы, основанием и вершиной которых является пониженная VI ступень.

Характерные интервалы :

1. ув.2(VI b -VII)

2. ум.7 (VII-VI b )

3. ув.5 (VI b -III)

4. ум.4 (III-VI b )

Окраску гармоническому мажору придают аккорды субдоминантовой группы:

· Минорная субдоминанта

· Уменьшенное II трезвучие

· Увеличенное VI трезвучие

Для гарморического мажора характерен мелодический ход VI b - V

Пример: «Пришел в мир Спаситель»

Мелодический мажор – ионийский лад с пониженными VI и VII ступенями.

Гамма состоит из тетрахордов: нижнего мажорного, верхнего фригийского.

VI , VII ступень в гармоническом мажоре интонируется тупо.

Миксолидийский

В точности ионийский лад, за исключением пониженной седьмой ступени. Нижний тетрахорд – мажорный, верхний – минорный.

Характерным интервалом является т.н. «мисколидийская септима». Интонируется тупо .

Окраску данному ладу придают аккорды доминантовой группы:

· Минорная доминанта

· Мажорное VII трезвучие

· Увеличенное III

Данный лад относится к «мажорной» группе ладов, т.к. нижний тетрахорд – мажорный. Но он менее «мажорный» чем ионийский лад, за счет верхнего тетрахорда.

Лидийский

Данный лад так же как и миксолидийский относится к мажорной группе, однако нижний тетрахорд у него особенный. Хотя первые три ступени в точности соответствуют ионийскому ладу, IV ступень повышена. Таким образом, окраска лидийского лада более «мажорная» , чем у остальных в мажорной группе.

Характерный интервал т.н. «лидийская кварта». Повышенная IV ступень интонируется остро . Особенность ладу придают следующие аккорды:

· Уменьшенная субдоминанта

· Мажорное II трезвучие

· Минорное VII трезвучие

Минорная группа диатонических ладов

Эолийский

Данный лад является натуральным минором (moll - мягкий; minor - маленький). Состав эолийского лада – тон, полутон, тон, тон, поутон, тон, тон. Нижний тетрахорд минорный, верхний – фригийский.

Интонирование и тяготения натурального минора


Эолийский лад обладает сумеречной окраской, грусным настроением. Этой окраской, натуральный минор главным образом обязан третьей ступени, отстоящей от тоники на малую терцию.

· Минорная доминанта

· Мажорное VII трезвучие

· Минорное III трезвучие

Натуральный минор, с точки зрения гармонии, тяготеет к опоре на IV ступень, т.е. для него более характерны плагальные обороты.

В широком смысле эта минорная краска присуща не только эолийскому ладу, а еще группе ладов: фригийскому, локрийскому, дорийскому.

Виды натурального минора

Разновидности натурального минора более распространены, чем разновидности натурального мажора.

Гармонический минор

Отличается от натуральной разновидности повышенной VII ступенью. Нижний тетрахорд минорный, верхний – гармонический.

Содержит в своем составе следующие характерные интервалы:

1. Ув.2(VI-VII n )

2. Ум.7(VII n -VI )

3. Ув. 4(IV-VII n )

4. Ум.5 (VII n -IV)

Наиболее яркой из них считается Ув.2 между VI и VII повышенной. Для европейской музыки до XVII столетия увеличенная секунда в миноре не была характерной, она отсутствовала в фольклорной мелодике. Однако у некоторых народов гармонический минор широко распространён в фольклорной музыке(например в украинской, а так же восточной музыке)

Повышенная VII ступень обострила тяготения к I ступени, утвердила автентичность(опору на доминанту), усилила централизацию минора.

VII повышенная ступень интонируется остро.

Особенность ладу придают следующие аккорды:

· Мажорная доминанта

· Малый мажорный септ на V ступени

· Увеличенное III трезвучие

· Уменьшенное VII трезвучие

Гармонический минор относится к условно-диатоническим. С XVII ст. он стал основным видом минора. Свое название гармонический минор получил из-за большой распространенности в гармонии.

Мелодический минор

Отличается от натурального минора повышенной VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд – минорный, верхний – мажорный. Это приближает мелодический минор к мажору, и обогащает музыку контрастами.

Мелодический минор возник из необходимости избежать хода на увеличенную секунду.

При поступенном нисходящем движении от I к V верхний тетрахорд часто изменяется на натуральный. Это более естественно, так как восходящее тяготение повышеных ступеней вступает в противоречие с нисходящим направлением мелодии.

В тоже время не запрещается применение нисходящей мелодической гаммы, при этом создается особенный мажоро-минорный колорит в пределах оного лада.

VII и VII повышенные ступени интонируются остро.

Натуральный,гармонический и мелодический миноры, переплетаясь,создают полный минор гамма которого состоит из 7-ми ступеней и 9-ти тонов.

Существуют еще дважды гармонический минор (с повышенной IV c тупенью), который можно рассматривать как доминантовый лад

Дорийский

По составу дорийский лад такой же, как натуральный минор, с одним отличаем: VI ступень повышена. Верхний и нижний тетрахорды минорные.

Особенность ладу придают следующие аккорды субдоминантовой группы:

· Мажорную субдоминанту

· Минорное II трезвучие

· Уменьшенное VI трезвучие

Повышенная VI «дорийская секста» интонируется остро

Окраска дорийского лада, благодаря мажорной субдоминанте, осветляет его. Это самый светлый лад из миноров.

Фригийский

II ступенью. Верхний и нижний тетрахорды – фригийские.

Особенность ладу придают следующие аккорды доминантовой группы:

· Уменьшенная доминанта

· Мажорное II трезвучие

· Минорное VII трезвучие

Пониженная II «фригийская секунда» интонируется тупо

Окраска фригийского минора более темная, чем у натурального минора, можно сказать что это он «более минорный»

Локрийский

Отличается от натурального минора пониженной II и IV ступенью.Нижний тетрахорд фригийский, верхний – лидийский.

Особенность ладу придают следующие аккорды:

· Уменьшенная тоника

· Доминанта в отличае от фригийского мажорная

· Мажорное II трезвучие(так же как во фригийском)

· Минорное VII трезвучие(так же как во фригийском)

По окраске это самый «минорный» минор. Локрийский лад очень редко встречается как в народной, так и в профессиональной музыке.

Диатоника в музыке

Натуральные лады очень редко встречаются в чистом виде. Чаще всего у композиторов наблюдается полиладовое мышление. В одном и том же произведении можно услышать признаки разных ладов. Например, гармонический минор в «концертной сюите» С. Танеева содержит пониженную II ступень. Это придает произведению фригийскую окраску.

Параллельно-переменные системы:

Переменным называется лад, в котором значения тоники получают по очереди разные ступени одного звукоряда, или при одной тонике изменяется звукоряд. В переменном ладу при изменении тоники происходят соответственные изменения в функциях всех ступеней. Чаще всего чередуются две тоники, принадлежащие родственным тональностям.

Параллельно–переменные системы образуются на основе общности звукоряда: таковыми называются системы из нескольких ладов с одинаковым набором ключевых знаков.



Параллельно-переменные мажоро-минорные системы находятся в малотерцовом отношении:

· тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора

· тоника параллельного мажора находится на III ступени минора

Использование параллельных ладотональных систем обогощает музыку мелодическими и аккордовыми оборотами друг друга. Функцию тоники принимает то одно, то другое трезвучие(из тонических трезвучий системы). В зависимости от систематичности чередования достигается равноправие сменяющих друг друга тоник. Это явление называется ладовой переменностью .

Задания

1. Строить на ф-но лады

a. от белых клавиш

b. от ноты до

2. Строить голосом гармонические разновидности ладов

3. Играть на ф-но параллельные лады

4. Разрешение голосом характерных интервалов

5. Анализ на слух характерных интервалов

Лит.: Ю.Холопов. Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева (в кн. От Люлли до наших дней. М., 1967,с.270-274).

Признак диатоники – возможность расположения звукоряда на основных ступенях музыкальной системы (попросту, на белых клавишах).

По звуковому составу диатонические лады различны: от духордных (двузвучных) ладовых структур до семиступенных.

Достаточно индивидуальный колорит имеет пентатоника . Это ангемитонный (бесполутоновый) пятиступенный лад. Из 5ти вариантов интервального строения чаще используется пентатоника с мажорным трезвучием в основе и с минорным. Отсутствие м2 («чувственного» интервала) в звукоряде объясняет использование пентатоники в музыке светлого безмятежного характера, в образах откровения, мечты (Рахманинов. Сирень.(начало)) до настроений радости, праздника (Чайковский. На тройке)

Система диатонических ладов наиболее полно представлена семиступенными ладами

Эти лады называю по разному:

старинными ,

средневековыми ,

церковными : они утвердились в муз.культуре средневековья, в культовой музыке, в частности.

Называют ладами народной музыки : их можно встретить в народной песне;

называют модальными ладами .

Модус – небольшое муз. построение (в пределах фразы) со своим устоем (ладо-тональностью) на основе диатонического звукоряда. Это типичная для средневековой музыки ладо-тональная организация материала.

Все лады условно разделяют на лады с мажорным наклонением (на схеме обозначены сверху) и с минорным - (снизу):

Каждый лад характеризует отличительный от натурального мажора или минора интервал на I ступени: фригийская секунда, лидийская кварта, дорийская секста и т.п.

Как и все лады, диатонические семиступенные отличает индивидуальный колорит звучания, свои образно-выразительные возможности. Благодаря особенностям своего строения, они воспринимаются как разновидности привычных для нас мажора или минора, как более «светлые» или более «темные» их варианты.

Красочность есть наиболее ценная сторона этой группы ладов.

Лидийский лад - мажор с IV,- лидийская 4 (ув.4). Вводный тон к V ступени (к тонической квинте) придает ему «большую резкость»; Дополнительный увеличенный интервал к интервальному составу мажора – это «интенсификация мажорности», «полюс мажорности», «сверхмажор»; «резкий, «горячий», зажигательный характер». (Шопен, мазурка № 50 (Op.68 №3), второй эпизод).

Миксолидийский, - мажор с (низкой) VII ступенью,- миксолидийская 7 (м7). «Как бы «смягченный», «охлажденный» вариант натурального мажора. Лишенный вводнотонового тяготения VII ступени к тонике, смягченный малой «минорной» септимой (на I ступени) миксолидийский лад приобрел суровый оттенок звучания. В таких красках, горделиво-суровом мужественном тоне звучит тема коды финала фортепианного концерта Э.Грига.

Дорийский, - минор с VI,-дорийская секста (б6). Просветленный минор (дорийская б6 – интервал одноименного мажора). Следствие VI – мажорная S («оттенок дорийского лада небесной красоты», - В.Медушевский), обнажающая контраст «сияния» дорийской VI-й «во мгле» натурального минора (Григ, «Сосна»: «алмазов льдистых…сверкает покров …») .

Фригийский, - минор с II, - фригийская секунда (м2, II-я низкая). Фригийский - «полюс минорности». Ему «свойственны мрачность, жесткость, холодность». В сравнении с минором, во фригийском уже все интервалы (кроме чистых) малые.

II в неаполитанской (мажорной) гармонии – это иной колорит,- суровый, мужественный (Мусоргский. «Борис Годунов», Песня Варлаама).

Локрийский - минор с II и V ступенями (со II и V низкой, с уменьшенной квинтой на I ступени). Его звучание неустойчивое, скованное; «самый мрачный и суровый (горько-печальный и т.п.)» (Ю.Холопов. Гармония. Теор. курс.,М,.2003, с.140). «Многие теоретики,- замечает Ю.Холопов,- считают этот лад вообще несуществующим в реальной музыке». Случаи его применения редки и эпизодичны. Один из примеров,- Шостакович, I-й фантастический танец (Ор.5), начало; - фантастика с подтекстом мягкой иронии и гротеска.

Мы не характеризовали ионийский и эолийский лады. Они совпадают по строению с мажором и минором . Все, что говорилось ранее о последних (см.с.6) применимо к первым, но отчасти. Это совершенно разные, отличные друг от друга лады и по принадлежности к музыкальной эпохе, к музыкальному стилю, к музыкальному складу. Главное их различие в том, что первые лады монодийные , с одним устойчивым тоном; а мажор и минор (молодые лады, утвердились к XVII в.) - лады гомофонно-гармонического многоголосия. Их устой – тоническое трезвучие.

Гармонический мажор и минор называют условно-диатоническими. Их характерное качество – гармоническая напряженность . Как уже говорилось (см. с.8-9), VII в moll-е (заимствованная из Dur-а) и VI в г.Dur-е (из moll-я) – это необходимое ладово-функциональное укрепление и объединение ладов.

Иное дело звукоряды (лады) с ув 2, имеющие мелодическую природу. Это самостоятельные лады типичные для мелодики ориентальной музыки и ряда национальных культур. Хроматическая вводнотоновая ув. 2 в мелодическом движении (- концентрация чувственности, экспрессии) – их типичный мелодический оборот. (Напомним, для голосоведения академической гармонии ходы на ув.2 не свойственны, они стилистически чуждые.) Не случайно дважды гармонические лады (звукоряды с двумя ув.2: минор с VII и IV, мажор с VI и II) иногда называют венгерской (цыганской) гаммой. Характерное их качество - мелодическая напряженность . (Показательный пример дважды гармонического минора - хоровая миниатюра Римского-Корсакова «Восточная песня».)

Диатоническая гамма

Звуки диатонич. ладов, располож. в восходящей или нисходящей последовательности. В традиц. (классической) теории музыки под диатонич. ладами понимают лады, звуки к-рых соответствуют осн. ступеням муз. системы, взятым в пределах какой-либо октавы. В каждом таком октавном звукоряде содержится 5 больших и 2 малых секунды. К диатоническим ладам относятся натуральные мажор и минор, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский и гипофригийский лады. В 20 в. область диатонизма трактуется более широко: Д. г. считается звукоряд, состоящий из основных (невидоизмененных) ступеней любой ладовой системы. Д. г. противостоит хроматич. гамме, а также звукорядам, включающим отд. хроматич. или энгармонич. соотношения ступеней. См. Диатоника , Средневековые лады , Хроматическая гамма , Энгармонизм .


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Диатоническая гамма" в других словарях:

    - (этим. см. предыд. сл.). Натуральная гамма, без диэзов и бемолей, состоящая из 5 целых тонов и 2 х полутонов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАТОНИЧЕСКАЯ ГАММА греч., от dia, чрез, и phone, звук.… …

    - (греч. gamma, третья буква греческой азбуки). 1) старинная Гвидонова система звуков, начинавшаяся с греч. буквы гаммы. 2) семь основных музыкальных звуков (do, re, mi, fa, sol, la, si), расположенных в постепенном возвышении. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Gamma, Scala по итальянски, gamme по французски, Tonleiter понемецки) звукоряд, получивший свое название от греческой буквыгаммы, обозначавшей нижайшую ноту диатонического звукоряда,простиравшегося от d в большой октаве до е во второй октаве… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Гамма - (от греч. γαμμα третья буква греч. алфавита) 1) Термин, широко распространенный в искусствознании, обозначающий определенную последовательность к. л. однородных явлений, предметов, напр., красок (красочная Г.), цветов (цветовая Г.). 2) Назв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Н. гамма есть тот ряд звуков, который получается при колебании тела, издающего звук, или столба воздуха. Звуки Н. гаммы, или так называемые гармонические звуки, идут в известном порядке: от данного нижнего или первого звука второй отстоит на… …

    - (от греч. διατονικός, διάτονος, лат. diatonicus, diatonus) семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг). Служит основой диатонического … Википедия

    - (гр. diatonikos переходящий от тона к тону) муз. д ая гамма звукоряд, образованный из простых ступеней до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации), основной звукоряд в его восходящей или нисходящей последовательности. Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той… … Энциклопедия Кольера

    ДИАТОНИЧЕСКИЙ, диатоническая, диатоническое (от греч. dia через и tonos звук) (муз.). Расположенный в порядке интервалов нормального звукоряда. Диатоническая гамма. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Музыкальный термин, обозначающий каждый звук определенной высоты. Более частые колебания воздуха дают более высокие Т., более редкие низкие Т. Этим не ограничивается применение этого термина, которое обширно и нередко сбивчиво. Т. (Tonus) есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Диатоника

(от греч. dia - через, вдоль и tonos - тон (целый тон), букв.- идущая по тонам) - семизвуковая система, все звуки к-рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др.-греч. диатонич. тетрахорде: е1 - d1 - с1 - h (два целых тона и полутон), в отличие от последовательности интервалов хроматич. тетрахорда е1 - des1 - с 1 - h (целых тонов нет). Диатонич. являются те интервалы и аккорды, к-рые могут быть получены в пределах цепи шести квинт (пример приводится в тональности C-dur):

(иногда тритон как вариант чистой кварты или чистой квинты принимается не за диатонич., а за хроматич. интервал).
Между количеством интервалов одного и того же вида и числом образующих этот интервал квинтовых шагов (Q) в чистой Д. существует строгая зависимость. Число, показывающее, сколько раз данный интервал встречается в системе, равно разности между общим количеством звуков системы и числом квинтовых шагов:
ч. прима, ч. октава (0Q) встречается 7 раз (7-0),
ч. квинта, ч. кварта (1Q) встречается 6 раз (7-1),
б. секунда, м. септима (2Q) встречается 5 раз (7-2),
б. секста, м. терция (3Q) встречается 4 раза (7-3),
б. терция, м. секста (4Q) встречается 3 раза (7-4),
б. септима, м. секунда (5Q) встречается 2 раза (7-5),
тритон (6Q) встречается 1 раз (7-6).
Интервалы считаются диатоническими и в тех случаях, когда они образуются хроматически изменёнными ступенями (напр., as-b - диатонич. целый тон, как вне контекста, так и в тональности, напр. в C-dur). То же касается и аккордов (напр., ges-b-des в C-dur - диатонич. аккорд на недиатонич. ступени). Поэтому Г. Л. Катуар различает аккорд хроматич. по существу (например, d-fis-as-c) и хроматич. по положению (например, des-f-as в C-dur). Диатоничны многие древнегреческие лады, а также средневековые лады и др. натуральные лады, включая широко распространённые ныне ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор):

В более широком смысле к области Д. относят также т. н. условно-диатонические лады, переменно-диатонические лады, системы и звукоряды (см. Лад). В нек-рые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увелич. секунда.
Ангемитонная пентатоника (по терминологии Катуара, "протодиатоника") и ср.-век. гексахорды могут трактоваться как неполные диатонич. системы.
Иногда диатоническими называют 12-звуковые (12-ступенные) системы, каждая ступень в к-рых трактуется как самостоятельная. При этом в понятие Д. вкладывается другой смысл: Д. как совокупность осн. ступеней (А. С. Оголевец, M. M. Скорик).

В др.-греч. музыке Д. была одним из трёх ладовых наклонений ("родов") наряду с хроматикой, использовавшей две малые секунды подряд, а также увелич. секунду, и энгармоникой, специфику к-рой составляли интервалы меньше полутона. В этом греч. музыка сходна с др. древними одноголосными культурами, в особенности Ближнего Востока и Средиземноморья.
Многообразные формы Д. составляют основу зап.-европ. и русского нар.-песенного иск-ва, а также проф. европ. музыки (григорианский хорал), в особенности после утверждения многоголосия в качестве преобладающего типа муз. изложения. Гармонич. объединение голосов осуществляется в первую очередь с помощью связующего действия простейших консонансов - квинты и кварты, а кварто-квинтовая координация голосов способствует проявлению диатонич. отношений.
Распространённая со времени Гвидо д"Ареццо система гексахордов (см. Сольмизация) фиксировала в рамках общей диатонич. системы ладовую переменность (в особенности в сменах

Durum, то есть b и h). Аналогичная ладовая переменность свойственна и рус. церк. музыке (h внизу и b вверху, см. "обиходный звукоряд" в примере выше). С этим связана практика нотации голосов с разл. ключевыми знаками, напр. без знаков в верхнем голосе и с одним бемолем в нижнем.

Г. де Mашо. Баллада 1. Ci comencent les balades ou il ha chant, такты 1-3.
С установлением господства "гармонич. тональности" - мажора и минора (с 17 в.) получает широкое развитие новый вид Д., опирающийся на функц. систему трёх главных трезвучий - тоники, доминанты и субдоминанты, связанных между собой сильнейшим квинтовым родством. Предельная централизация лада на основе функц. гармонии приводит к образованию новых аккордово-гармонич. связей тонов лада (напр., в C-dur тон d связан с примой тоники через осн. тон доминанты g, тон е - принадлежностью к тонич. трезвучию, f - как осн. тон субдоминанты и т. д.), что реализуется в последованиях аккордов (теоретически обосновано Ж. Ф. Рамо). Недиатонич. элементы, хроматика образуются на базе Д. как мелодически, так и аккордово-гармонически путём альтерации, смешения разнородных диатонич. элементов в последовании и в одновременности (полидиатоника).
В 19 - нач. 20 вв., с одной стороны, возрождается старинная Д. и широко вводится Д. нар. склада и близкая к ней (у Ф. Шопена, Ф. Листа, Э. Грига, К. Дебюсси, в особенности у рус. композиторов - М. И. Глинки, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и др.).
С др. стороны, осуществляется переход к хроматике как основе высотной структуры. Начало этому процессу положил "Тристан" Р. Вагнера. Полностью перешли к хроматике мн. композиторы 20 в., в особенности представители новой венской школы.

А. К. Лядов. Восемь русских народных песен. III. Протяжная.
В музыке 20 в. используются разнообразные виды Д.: Д. нар. склада, близкая к классич. мажору и минору; Д. в разл. модификациях, полиладовых, полидиатонич. сочетаниях (И. Ф. Стравинский, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Б. Барток). Часто Д. остаётся лишь в качестве основы, более или менее завуалированной (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит), либо фигурирует как составной элемент недиатонич. структуры (скобками отмечены поля диатоники):

С. С. Прoкoфьев. "Обручение в монастыре" ("Дуэнья"). 2-я картина, окончание. Литература : Серов А. Н., Русская народная песня как предмет науки, "Музыкальный сезон", 1869/70, No 18, 1870/71, NoNo 6 и 13; Петр В. И., О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, К., 1901; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, ч. 1, Л., 1937, 1966; его же, Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Оголевец А. С., Основы гармонического языка, М.-Л., 1941; Кастальский А. Д., Основы народного многоголосия, М.-Л., 1948; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1951, 1958; Кушнарёв X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Берков В. О., Гармония, ч. 1, М., 1962; 1970; Скорик М. М., Прокофьев и Шёнберг, "СМ", 1962, No 1; Карклинь Л. A., Обобщать практический опыт, "СМ", 1965, No 7; Сохoр A. H., О природе и выразительных возможностях диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л.-М., 1965; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Котляревський I. A., Дiатонiка i хроматiка як категорiп музичного мислення, Кипв, 1971; Бочкарева О., О некоторых формах диатоники в современной музыке, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Сигитов С., Ладовая система Белы Бартока позднего периода творчества, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; Aristoxenus von Tarent, Melik und Rhythmik des classischen Hellenenthums, Bd 1-2, Lpz., 1883-93; Musici scriptores graeci, hrsg. von Carolus Janus, Lpz., 1895, Neudruck, Hildesheim, 1962; Die Harmonielehre des Kl. Ptolemaios, hrsg. von J. Dьring, "Gцteborgs hцgskolas еrsskrift", XXXVI, 1, Gцteborg, 1930; Musica Enchiriadis, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 1, St. Blasien, 1784, Mil., 1931; Guido d"Arezzo, Micrologus, ed. by J. Smits van Wesberghe, Rome, 1955; Rameau J.-Ph., Gйnйration harmonique, P., 1737; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX-XIX. Jahrh., Lpz., 1898; Gevaert F. A., Traitй d"harmonie thйorique et pratique, v. 1-2, P.-Brux., 1905-07; Ape1 W., The partial signatures in the sources up to 1450, "Acta musicologica", X - XI, 1938-39, p. 1-12, 19, 40-42; Gоmbosi O. J., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Lоwinsky E., The goddes Fortuna in music, "MQ", XXIX. 1943, No 1; Handschin J., Der Toncharakter, Z., 1948; Vincent J., The diatonic modes in modern music, Berk.-Los Ang, 1951, Seаr1e H., Twentieth century counterpoint, L., 1954, Gerhard R., Die Reihentechnik des Diatonikers. "Stravinsky. Wirklichkeit und Wirkung", "Musik der Zeit", Neue Folge, H. 1, Bonn, 1958, Spiess L., The diatonic "chromatism" of the Enchiriadis treatises, "JAMS", XII, 1959, 1.

Ю. H. Холопов.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Диатоника" в других словарях:

    - (от греч. diatonikos букв. растянутый), гептатоника (от греч. hepta семь и tonos тон), в музыке 7 ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие, средневековые и… … Большой Энциклопедический словарь - (от греч. διατονικός, διάτονος, лат. diatonicus, diatonus) семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг). Служит основой диатонического … Википедия

    - (от греч. diatonikós, буквально растянутый), гептатоника (от греч. heptá семь и tónos тон) (муз.), 7 ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие, средневековые и … Энциклопедический словарь

    - (от греч. diatonikós, буквально растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá через, вдоль и tónos тон) семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны Средневековые лады,… … Большая советская энциклопедия

    Ж. Система музыкальных звуков, образуемая последовательностью основных ступеней лада (в музыке). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Диатоника, диатоники, диатоники, диатоник, диатонике, диатоникам, диатонику, диатоники, диатоникой, диатоникою, диатониками, диатонике, диатониках (

Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический. Ой, целых два ряда? Или все-таки музыкальный звукоряд один? Давайте разберемся.

Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4

Музыкальный звукоряд диатонический

Октава состоящая только из 7 основных ступеней называется диатонической. Диатоника в переводе с греческого обозначает особенность структуры звукоряда — наличие широких интервалов между нотами.

Действительно, если присмотреться, на рисунке видно, что расстояние между нотами диатонического звукоряда разные — между нотами си и до, а также между ми и фа расстояние в два раза меньше чем между остальными нотами, где интервалы настолько широкие, что в них можно вставить дополнительные ноты. На рисунке ниже это ещё заметнее:

Диатонический звукоряд довольно прост. Это его достоинство. С него начинают освоение игры на разных музыкальных инструментах. На клавиатуре фортепиано диатонический звукоряд расположен исключительно на белых клавишах — легко запомнить. Однако диатонический звукоряд позволяет исполнять ограниченное число мелодий. И это его недостаток, который пришлось устранить.

Музыкальный звукоряд хроматический

Со временем мастерство музыкантов и мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты возросло настолько, что дополнительные ноты в звукоряд все-таки были добавлены. Для этого звукоряд разделили на 12 равных ступеней — полутонов. При этом, основные ступени остались на своих ступенях и были добавлены новые ступени. На рисунке звукоряд разделен на 12 равных ступеней, новые ступени показаны без названий:



Учитывая не совсем удачный опыт добавления нового буквенного названия (помните названия нот A, H, C, D, E, F, G ?), а также то, что названия основных ступеней (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) замечательно прижились, решили новым ступеням самостоятельных названий не присваивать, а обойтись уже имеющимися с добавлением специальных знаков.

Это специальные знаки альтерации. Альтерация значит изменения. В звукоряде используют два знака альтерации — бемоль и диез. Каждый из этих знаков изменяет ноту, к которой относится на полтона. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Такими на полтона измененными звуками заполнены оставшиеся ступени звукоряда. Звуки находящиеся на этих ступенях называются по близлежащим нотам с добавлением специальных знаков альтерации — диеза и бемоля.

Такой красивый звукоряд с одинаковыми ступенями, ноты которого позволяют играть любые, самые сложные мелодии назвали хроматическим. От слова «хрома» — с греческого украшать.

На аппликатуре духовых инструментов, таких как блокфлейта , приходится заучивать положение пальцев на инструменте для каждой ноты, зато на фортепианных клавишах это выглядит намного понятнее:

Семь белых клавиш на фортепиано, это семь основных ступеней октавы, а пять черных для ступеней со знаками альтерации. Вместе 12 клавиш составляют современную октаву. Затем ноты повторяются. Такая же система применяется и на других клавишных инструментах и на аккордеоне.

И тут выяснилось, что …

Музыкальный звукоряд. Энгармонизмы.

Что выяснилось? А давайте оторвём для эксперимента пару-тройку клавиш. Вот так:

Не волнуйтесь, ни одно фортепиано в нашем эксперименте не пострадало.

Зачем мы это сделали? Чтобы внимательно изучить черную клавишу до ♯ , ре

Сколько бы мы ни стучали по этой клавише в исправном инструменте всякий раз будет звучать один и тот же звук. Впрочем, это ожидаемо. И у этого звука два названия. То есть, это две разные ноты! Нота до ♯ и нота ре ♭ — разные ноты, только звучат они одинаково.

Этот интересный эффект, когда разные по написанию звуки, аккорды, интервалы, тональности звучат одинаково (то есть, совпадают по высоте) в музыке называется энгармонизм.

Сами такие звуки (в нашем случае до ♯ и ре ♭) называют энгармонически равными.

О, будущие музыканты! Можете удивиться, но вам придется хорошо запомнить: переходя на полтона можно извлечь две разных по названию ноты, хоть, и звучать они будут одинаково и это значит, что существуют полутоны двух видов:

  • диатонический полутон — переход между смежными звуками разных названий. В разбираемом случае переходы «до -ре ♭ » и «ре — д о ♯ «
  • хроматический полутон — переход между смежными звуками одного названия: «до -до ♯» и «ре — ре ♭»

Следующая част занятия Часть 5 про темперированный звукоряд и объсняется почему в начале урока не были даны частоты для всех нот.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 5.

Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:

Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька.