Дидактический материал дошкольного образования. Основные требования к развивающему дидактическому материалу

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы - это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») - раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков - тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:


С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия - материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал - это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

  • материал в картинках;

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

  • раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника);

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

  • демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг - это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

  3. Шаг третий - продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
  4. Шаг четвёртый - подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
  5. Пятый шаг - это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

  6. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Лэпбук - это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия - закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное - правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Рабочая программа

по предмету Игры – занятия с дидактическим материалом

образовательная область Познавательное развитие

Вторая ранняя (1 - 2 года)

(возрастная группа)

1 год обучения

(срок реализации программы)

Составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с.Щельябож.

Щельябож

2015

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с.Щельябож разработана в соответствии:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом министерства образовании Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155

Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» с.Щельябож .

Цель: Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень кольца, собирать пирамидку, открывать и закрывать матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их. Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать – закрывать, нанизывать – снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на величину (большой – маленький), цвет. Учить действовать с различными дидактическими игрушками.

Формы об разовательной деятельности : занятия.

Объём образовательной нагрузки : длительность занятий не более 10 минут – 2 раза в неделю; 8 занятия в месяц; 72 занятия в год.

Тематический план

Тема занятия

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности воспитанников

1-2

«Трубочки».

Знакомить детей со свойствами предметов цилиндрической формы (положить на боковую поверхность, показать, поставить вертикально). Учить выполнять дейсвия с предметами, имеющими сквозное отверстие (вставлять что – ни будь, нанизывать). Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять сенсорный опыт ребенка при действии с разноцветными предметами.

    Знакомство с предметами.

    Обследование и действия с втулками и стержнем.

    Самостоятельная работа.

3-4

«Кубики».

Знакомить детей с особенностями куба (устойчивая геометрическая фигура, одинаковые грани). Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т. п. На эмоциально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и пустых емкостей.

    Игровая ситуация «Кубики вынимаем из коробки».

    Постройка простых построек.

5-6

«Колпачок».

Знакомить детей с физическими свойствами предметов конической формы (устойчивость основания, неустойчивость вершины, служение предмета от основания к вершине). Развивать согласованные действия левой и правой рук при дей ствий с колпачками большого размера: снять верхний колпачок, обхватив его обеими ладонями у основания, сделать петлеобразное движение вверх-вниз, поставить основанием на стол. Колпачки малого размера учить обхватывать сбоку большим и четырьмя другими пальцами, а также выполнять действие схватывания щепотью сверху. Обогащать сенсорный опыт детей при действии с предметами разного цвета.

    Обследование и действия с предметом.

    Игра «Колпачки спрятались».

7-8

«Цилиндр».

На ориентировочной, эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить детей с предметами цилиндрической формы (устойчивы, если поставить на основание; подвижны, катаются, если положить на бок). Расширять представления о свойствах полых предметов: могут вмещать меньше по размеру. Развивать координацию обеих рук. При действии с большим цилиндром учить класть на него округленные ладони, обхватывая его сбоку; предметы, меньшие по размеру, захватывать одной рукой (левой или правой) сбоку или сверху. Учить выполнять действия с предметами, учитывая их форму и величину; формировать точность, целенаправленность движений, соответственно положению предмета в пространстве. Обогащать сенсорный опыт при действиях с окрашенными в различные цвета спектра предметами.

    Обыгрывание ситуации «Что находится на столе?».

    Обследование и действия с предметами.

    Игра «Цилиндры спрятались».

9-10

Большие и маленькие матрешки.

Продолжать знакомить с народной игрушкой-матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но различные по величине: маленькие матрешки, большие матрешки.

    Игровая ситуация «Матрешки».

    Игры с матрешками.

11-12

«Соберем пирамидку из колечек».

Учить выполнять действие нанизывая на стержень. Закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев. Обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сверху.

    Обследование и действия с колечком.

    Игра «Соберем пирамидку из колечек».

13-14

«Соберем пирамидку из шариков».

Продолжать учить детей выполнять действие нанизывания шаров на стержень (повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень). Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.

    Обследование и действия с шариками и стержнем.

    Игра «Соберем шарики на стержень».

15-16

«Соберем пирамидку из кубиков».

Закреплять умение нанизывать предметы, имеющие сквозное отверстие по оси симметрии. Развивать пространственное воображение, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно постановленной практической задаче. Развивать мелкую моторику большого, указательного и среднего пальцев, дифференцированное положение большого пальца при схватывании предметов, ориентировочно действия руки.

    Обследование и действия с кубиками и стержнем.

    Игра «Соберем кубики на стержень».

17-18

«Кубики».

В процессе выполнения практических заданий с кубиками развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность, учитывая форму предмета. Совершенствовать действие вкладывания.

    Постройка паровоза и башенки из кубиков.

    Складывание кубиков в коробки.

19-20

«Кубы».

Учить познавать физические свойства предметов кубической формы (обладают устойчивостью, можно положить на грань, все грани одинаковы). На ориентировочной эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить со свойствами полых предметов: большие вмещают меньшие по размеру.

    Обследование и действия с полыми кубами.

    Самостоятельная работа.

21-22

«Колпачки».

Познакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больших, накрывание меньшего большим. Развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять задание с ориентировкой на одно свойство-величину предметов.

    Действия с колпачками.

    Игровая ситуация «Колпачки спрятались».

23-24

«Бочата».

Учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух одинаковых частей. Развивать глазомер, мелкие движения пальцев, их цепкость, силу. Учить открывать игрушку (поворот, подтягивание и рассоединение частей); закрывать ее (совмещение и соединение верхней и нижней частей); выполнять подбор предметов по величине.

    Игровая ситуация «Что лежит в бочатах?».

    Рассматривание и действия с предметами.

25-26

«Волшебная коробочка».

Закреплять умение действовать с разными предметами, имеющими сквозное отверстие. Уметь ориентироваться на форму предмета (шар брать кончиками пальцев, округлив ладонь; кольцо - большим и указательным или средним пальцами; втулку – большим, и указательным и средним). Формировать пространственное воображение при сборе пирамидки различных объёмных геометрических фигур.

    Игровая ситуация «Что в коробочке?».

    Игра «Соберем пирамидку».

27-28

«Елочка».

Учить действовать с предметами в определенной последовательности (например, взять вначале большой предмет, а затем маленький). Развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении заданий с однородными предметами различной величины.

    Игровая ситуация «Елочка».

    Игра «Соберем елочку».

29-30

«Шары».

В процессе практических действий с предметами на ориентировочной эмоционально-чувственной основе закрепить представления о свойствах шара (круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается).

    Обследование и действия с шариком и лотком для скатывания.

    Игра «Покатаем шарики».

31-32

«Шарики».

Учить выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве на ориентировочной эмоционально-чувственной основе. Продолжать развивать умение вкладывать предметы в соответствующие емкости, совершенствовать мелкую моторику пальцев, согласованные действия рук.

    Игровая ситуация «Коробка и шарики».

    Игра «Покатаем шарики».

33-34

«Кубики».

Продолжать знакомить с особенностями полых предметов разной величины (возможность вкладывания меньшего в больший, накрывания меньшего большим, накладывания меньшего на больший),развивать моторику и координацию рук, учить кончиками пальцев выполнять относительно тонкие действия (вкладывание, накладывание, перекладывание и т. п.). закрепить практический опыт действия с предметами кубической формы, подбора предметов с ориентировкой на одно свойство-величину.

    Обследование кубиков.

    Игровая ситуация «Что мы слышим?».

    Самостоятельная деятельность.

35-36

«Чугунок».

Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух различных частей. Совершенствовать относительно тонкие движения кончиков пальцев. Формировать умение соотносить части предмета, учитывая их пространственное положение и функциональное назначение (например, сложить овощи в горшочек-чугунок, накрыть его крышкой).

    Игровая ситуация «Что лежит на столе?».

    Игра «Поиграем в чугунок».

37-38

«Кольца».

Учить действовать с плоскими круглыми предметами. Закреплять практический опыт действий с предметами, имеющими сквозное отверстие (можно нанизывать, смотреть в сквозное отверстие, просунуть меньший по размеру предмет в больший и т. п.). развивать целенаправленность действий с предметами с учетом их свойств (нанизать можно только кольцо, а круг - нельзя, так как кольцо имеет сквозное отверстие, а круг – не имеет; но и круг, и кольцо можно прокатить). Развивать умение действовать в ограниченном пространстве, координацию правой и левой рук. При захватывании плоских предметов совершенствовать дифференциацию большого и четырех других пальцев. Развивать сенсорный опыт, предлагая детям кольца и круги ярких цветов.

    Сравнение кольца и круга.

    Игровая ситуация «Сложим круг и кольца».

39-40

«Пирамидки».

Закрепить умение действовать с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на их величину, независимо от цвета.

    Игровая ситуация «Пирамидки».

    Игра «Соберем пирамидку».

41-42

«Конусы - колпачки».

Закрепить умение действовать с полыми предметами конической формы, ориентируясь на их величину: накладывать предмет меньший на больший предмет. Развивать моторику рук, согласованные действия, относительно тонкие движения кончиков пальцев. Продолжать учить выполнять подбор предметов с ориентировкой на одно свойство – цвет.

    Игровая ситуация «Соберем колпачки» (можно собирать кубики и цилиндры).

43-44

«Матрешка».

Продолжать учить действовать со сборно – разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев. Учить разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении.

    Игровая ситуация «Гостьи - матрешки».

    Игра «Большие и маленьки грибочки».

45-46

«Грибочки».

Развивать умение действовать с предметами, учитывая их форму, величину, положение в пространстве. Продолжать учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство(цвет или величину).

    Игровая ситуация «Соберем грибочки».

    Игра «Большие и маленькие грибочки».

47-48

«Шарики».

    Игровая ситуация «Соберем пирамидку из шариков».

    Находим шарики с дырочкой и без.

    Произвольные игры.

49-50

«Втулки и цилиндры».

Продолжать учить действовать с шарами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (повернуть шар соответствующей стороной, найти сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, нанизать ша на стержень). Развивать целенаправленность действий с предметами с учетом их функциональных свойств (например, на стержень можно нанизать только шар, имеющий сквозное отверстие). Учить осуществлять выбор предметов согласно поставленной задаче, придерживаться ее в процессе выполнения задания, не отвлекаться на второстепенные, не имеющие отношения к этому свойства предметов. Развивать умение действовать кончиками пальцев, согласованно выполнять относительно сложные движения левой и правой рук.

    Игровая ситуация «Соберем пирамидку из втулок и цилиндров».

    Произвольные игры.

51-52

«Кубы и шары».

Учить выбирать предметы, ориентируясь на и форму, действовать с предметами в зависимости от их свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирование результата, используя объемные геометрические фигуры.

    Игровая ситуация «Коробка с кубами и шарами».

    Игра «Что катится, что не катится?».

53-54

«Башенки из кубиков и колпачков».

Закреплять практические навыки действий с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство – форму. Развивать ориентировочно – исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, рациональность и целенаправленность действий рук, тонкие движения кончиков пальцев; совершенствовать глазомер.

    Игровая ситуация «Конусы - палочки».

    Игра «Строим башенку из конусов - колпачков».

    Игровая ситуация «Кубики».

    Игра «Строим башенку из кубиков».

55-56

«Курочка и яички».

Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей; развивать цепкость кончиков пальцев, умение разъединять и соединять части игрушки, производя действия в горизонтальном направлении.

    Игровая ситуация «Курочка снесла яичко».

    Игровая ситуация «Цыплята».

57-58

«Кубики».

Продолжать учить отбирать предметы для нанизывания на стержень (найти кубы, имеющие сквозное отверстие, повернуть той стороной, на которой расположено сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, нанизать на него).

Развивать целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук, предваряющие выполнения постановленной задачи. Совершенствовать мелкую моторику пальцев – захватывать куб сверху или сбоку.

    Игровая ситуация «Соберем пирамидку из кубиков».

    Находим кубики с дырочкой и без.

    Произвольные игры.

59-60

«Кубики и шарики».

Продолжать развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их форму. Стимулировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирование результата при действии с объемными геометрическими фигурами. Учить осуществлять сознательный, целенаправленный выбор предметов в зависимости от постановленной задачи (например, для создания определенных конструкций, обладающих относительной устойчивостью, выбирать кубики).

    Сравнение кубиков и шариков.

    Игровая ситуация «Построим из кубиков».

61-62

«Колпачки».

Закреплять практический опыт действия с полыми предметами. Учить находить соответствующие детали-вкладыши при сборе и раскладывании цветных колпачков. Учить выполнять действия с предметами, ориентируясь на два свойства одновременно – цвет и величину. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, координированные, совместные движения рук.

    Игровая ситуация «Играем с колпачками».

    Игровая ситуация «Построим башенку из колпачков».

    Игра «Большой ималенький».

63-64

«Бочонки».

Продолжать учить действовать со сборно–разборными игрушками, состоящими из двух одинаковых частей; открывать бочонок, выполняя поворот и подтягивание его верхней части; выбирать однородные предметы по величине: большой, маленький; закрывать бочонок, учитывая соотношение верхней и нижней частей.

    Игровая ситуация «Бочонки».

    Игра «Большие и маленькие».

65-66

«Матрешки».

Закреплять умение действовать с предметами разной величины. Учить выбирать предметы с ориентировкой на два свойства - величину и цвет.

    Рассматривание и сравнение матрешек.

    Игра «Возьми такой, как у меня».

67-68

«Пирамидка».

Продолжать развивать навык действия с предметами в определенной последовательности. Продолжать учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого; закреплять умение выбирать предмет, ориентируясь на величину и учитывая последовательность соотношения большой – маленький; развивать точность движений, глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.

    Игровая ситуация «Разберем и соберем пирамидку».

69-70

«Кубы».

Закреплять практические навыки действия с полыми предметами кубической формы. Продолжать учить находить соответствующие детали-вкладыши, выполнять действия с предметами, ориентируясь на два свойства одновременно – цвет и величину. Совершенствовать моторику пальцев при действии с предметами угловатой формы.

    Игровая ситуация «Играем с кубами».

    Игровая ситуация «Построим башенку из кубов».

    Игра «Большой и маленький».

71-72

«Матрешки».

Продолжать учить со сборно–разборной игрушкой, состоящей из дух однотипных частей, выполняя рассоединение и соединение с учетом соотношения их величины и положения в пространстве.

    Игровая ситуация «Матрешки приехали к нам гости».

    Игра «Большие и маленькие».

Материально-техническое обеспечение:

    Учебно-методический комплект (методические пособия, наглядно-дидактические пособия, комплекты для творчества, электронные образовательные ресурсы).

    Технические средства обучения (компьютер, проектор, доска для проектора).

    Оборудование, пособия.

Список литературы:

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –3-е изд., испр. и доп. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Ольга Виноградова
Конспект игры-занятия с дидактическим материалом для детей раннего дошкольного возраста «Башенка из кубиков»

Игра-занятие с дидактическим материалом для детей раннего дошкольного возраста

на тему :«Башенка из кубиков » .

Программные задачи :

1. Закреплять навыки игровых действий с дидактическим материалом (кубиками ) .

2. Закреплять способ накладывания кубика на кубик .

3. Познакомить со способом прикладывания кубика к кубику , образуя ряд.

4. Формировать интерес к материалу .

5. Вызвать радость от совместных действий с взрослым.

6. Воспитывать доброжелательные отношения детей в игре .

Методические приемы :

1. Сюрпризный момент

2. Наблюдение, показ, объяснение

3. Игровое упражнение.

4. Беседа.

5. Хоровое проговаривание.

6. Анализ деятельности детей .

Материалы : игрушка-заяц, грузовик, кубики по 2 и по количеству детей для игры .

Длительность : 6-8 минут.

Ход занятия:

(Взрослый усаживает детей на ковер , сам садится рядом и показывает игрушечного зайца, который привез грузовик и кубики . Воспитатель рассматривает с детьми грузовик с кубиками и берет себе несколько).

Воспитатель : «Посмотрите, какие у меня кубики , красивые, гладкие. Юра (Миша, что это у меня в руках? Кубики . Давайте вместе скажем : «кубики » . Молодцы!».

Воспитатель : «Посмотрите, что я буду делать с кубиками . Буду выкладывать их в ряд. Вот так. (кладет кубики в ряд ) .

Воспитатель : «А теперь я из кубиков построю башенку . Возьму один кубик , затем другой, и поставлю его вот сюда. (показывает) . Вот какая башенка у меня получилась ».

Воспитатель : «Сейчас я раздам кубики , и вы будете сами строить такие же башенки ».

(Воспитатель раздает детям кубики , и просит построить башенку по образцу , накладывая кубик на кубик . Если ребенок затрудняется выполнить задание самостоятельно, то взрослый помогает ему).

Воспитатель : «Молодцы, детки. Красивые башенки построили . А теперь давайте разберем свои постройки и сложим кубики в грузовик . Вот так».

(Воспитатель объясняет и побуждает детей к уборке материала в грузовик , сопровождая все действия четкими фразами и словами).

Воспитатель : «Молодцы! А теперь, когда кубики все у нас лежат в грузовике, давайте возьмем машину за веревочку и отвезем наши кубики к зайке в домик ».

(Воспитатель просит детей прокатить машину с кубиками и зайцем за веревочку и на этом занятие заканчивается).

Логопед : Виноградова О. Ю.

Публикации по теме:

Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Программное содержание: Цель: формировать у детей умение соотносить и различать предметы по цвету. Задачи: формировать у детей умение.

Конспект НОД по конструированию в группе раннего возраста «Башня из двух (трех) красных кубиков» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Задачи: Познавательное.

Занятие с дидактическим материалом"Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы"Цель: познание свойства окружающего.

Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Башенка из кубиков» Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Башенка из кубиков» Воспитатель: Радаева Нина Петровна Интеграция образовательных.

Пояснительная записка Название игры: «Нескучные времена года» Возрастная группа: средняя группа Цель: Развитие умения в согласовании порядковых.

План-конспект занятия (НОД) Действия с Дидактическим материалом группа раннего возраста ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД) ДЕЙСТВИЯ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ группа раннего возраста Тема: Игры-забавы с использованием народных игрушек.

Организация: МБДОУ №1 «Аленький цветочек»

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Правильная организация педагогического процесса - одно из условий успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Выполнение задач по совершенствованию воспитания и обучения детей в детском саду не может проходить успешно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками, без целенаправленного и систематического их использования в педагогическом процессе.

Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, образность, наглядность мышления, поэтому процесс его воспитания и обучения требует от педагога умелого применения разнообразных пособий и игрушек, от этого во многом зависит и успех реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Известно, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. Неслучайно Я.А. Каменский, основатель принципа наглядности обучения, назвал его "золотым правилом". К.Д. Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок "...мыслит формами, красками, звуками".

При подготовке к занятию воспитатели заботятся о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально, использовать этот фактор.

Информация, воспринимаемая человеком, в соответствии с концепцией Ж. Пиаже должна пройти четыре естественных этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Следовательно, и предъявляться она должна с соблюдением иерархии кодов: предметного или рисуночного, знакового, символьного и словесного.

Для объяснения нового материала воспитатели используют демонстрационные наглядные пособия, которые позволяют организовать коллективную деятельность детей и дают возможность наблюдать за эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд, мимика, желание подключиться к работе и др.) и своевременно корректировать свои действия. "Каждая высшая психическая функция ребенка, – пишет Л.С. Выготский, – появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка". Для стимулирования второго необходимы индивидуальные наглядные пособия. Желательно использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления дети имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие как итог этого пути.

Разнообразие пособий и их многофункциональность создают условия для усвоения учебного материала детьми с разными типами интеллекта.

Зрительное и тактильное восприятие обеспечивает активизацию мыслительной деятельности дошкольников и ее эффективность на этапе первоначального предъявления информации за счет обеспечения цветовой яркости и графической точности в отражении учебного материала; содействует формированию системной умственной деятельности детей благодаря способности правого полушария к охвату информации. Положительные эмоции являются спутниками успешного обучения.

Широкое использования демонстрационных наглядных пособий продиктовано необходимостью "расширения зрительно-пространственной активности", предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме "зрительных горизонтов" (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия "телесно-моторного закрепощения" (В.Ф. Базарный). Одной из причин нездоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста он назвал "обедненную дидактическую среду". Прекрасным средством ее обогащения являются красочные демонстрационные пособия. Особую ценность представляют многофункциональные таблицы-матрицы и пособия с подвижными деталями, позволяющие преобразовать информацию, создавая условия для ее сравнения, сопоставления и обобщения.

Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает комплексное интеллектуальное развитие детей, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал наглядные пособия "психологическим орудием педагога".

Учебное оборудование используется на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении его детьми, во время повторения изучаемого материала и при проверке воспитателем знаний детей.

Наглядный материал, применяемый в дошкольных учреждениях, подбирается с учетом возрастных особенностей детей, методов и приемов воспитания и обучения, отвечает определенным научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Так как порой одни и те же пособия и игрушки применяются нами для решения разных задач воспитания и обучения, то опыт их использования раскрывается не в одном, а в нескольких разделах. Например, о сюжетные картины используются в разделах «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Ознакомление с природой», «Музыкальное воспитание» и т.д.

Известно, что только комплексное использование различных игрушек и наглядных пособий обеспечивает всестороннее воспитание детей. Так, в разделе «Развитие элементарных математических представлений» доказана необходимость использования для решения одной и той же задачи детям различного наглядного материала, для того чтобы вызвать у них интерес к повторению и закреплению знаний. Например, при объяснении детям, что количество предметов не зависит от их вели­чины, воспитатели используют различные группы предметов и т. п. Эта же мысль прослеживается и в других разделах.

Богатое творчество и мастерство педагогов, заинтересованность и участие в улучшении условий педагогического процесса со стороны актива родителей, руководства детского сада дают возможность нашему детскому саду использовать в работе с детьми разнообразные и в более широком ассортименте игрушки и пособия.

Использованная литература:

  1. Мухина В. С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.
  2. Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.
  3. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001

Дидактический материал (наглядный, раздаточный)

Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее: И -- объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: Разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

  • -- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
  • -- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это -- комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.

Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раз даточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.

К демонстрационным материалам относятся:

  • -- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
  • -- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, --, =, >,
  • -- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;
  • -- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;
  • -- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
  • -- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
  • -- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
  • -- карточки и таблицы;
  • -- модели ("числовая лесенка", календарь и др.);
  • -- логические блоки;
  • -- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
  • -- оборудование для проведения дидактических игр;
  • -- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.

К раздаточным материалам относятся:

  • -- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;
  • -- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;
  • -- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
  • -- таблицы и модели;
  • -- счетные палочки и т. д.

Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для упражнений.

Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Существующие рекомендации относительно размеров наглядных дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате специальных научных исследований. Пока отсутствует единообразие в указании размеров в методической литературе и в выпускаемых промышленностью комплектах, следует практически устанавливать наиболее приемлемый вариант И в каждом конкретном случае, ориентироваться на лучший педагогический опыт.

Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный -- один на группу детей. На четырехгрупповой детский сад демонстрационный мате риал подбирают так: 1--2 комплекта каждого названия, а раздаточный -- по 25 комплектов каждого названия на весь детский сад, чтобы полностью обеспечить одну группу.

Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении малышей -- с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Однако это г требование не должно стать самоцелью, так как чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка от главного -- познания количественных, пространственных и временных отношений.

Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений в процессе специально организованных упражнений на занятиях. С этой целью используют:

  • -- пособия для обучения детей счету;
  • -- пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
  • -- пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
  • -- пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
  • -- пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные комплекты пособий соответствуют основным разделам программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал. Необходимые для проведения занятий дидактические средства воспитатели изготавливают сами, привлекая к этому родителей, шефов, старших дошкольников, или берут готовыми из окружающей среды. В настоящее время промышленность начала выпускать отдельные наглядные пособия и целые комплекты, которые предназначены для занятий по математике в детском саду. Это значительно сокращает объем подготовительной работы по оснащению педагогического процесса, освобождает воспитателю время для работы, в том числе по конструированию новых дидактических средств и творческому использованию имеющихся.

Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:

  • -- специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
  • -- разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;
  • -- занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры "Танграм" требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;
  • -- книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование.

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

Многие из дидактических средств, применяемых вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить "цветные числа" -- дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и кончая последними классами средней школы. "Цветные числа" -- это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Исходным является белый кубик -- правильный шестигранник размером 1X1X1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка -- единица, розовая -- два, голубая -- три, красная -- четыре и т. д. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Таким образом, цветом и величиной моделируется число. Имеется и плоскостной вариант цветных чисел в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух чисел, с последовательностью чисел натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия.