Франция в 50 60 годы 20 века. Франция во второй половине ХХ в

К началу XX столетия Франция по-прежнему оставалась одной из наиболее мощных по экономическому потенциалу держав мира. Интенсивно проходила модернизация французской индустрии, в том числе формирование новых отраслей - алюминиевой, химической, цветных металлов. По объему продукции тяжелой индустрии Франция занимала тогда второе место в мире, по производству автомобилей - первое. Чрезвычайно бурно в эти годы развивалось металлургическое производство. Началось все более широкое производственное использование электрической энергии. Франция оставалась лидером Европы по использованию водной энергии. Возросли грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте, увеличилась общая длина железных дорог в стране. Их протяженность в начале века составила уже более 50 тыс. км (Фракция занимала четвертое место в мире после США, России и Германии). Французский торговый флот насчитывал почти полторы тысячи судов общим тоннажем 2 млн. тонн (пятое место в мире). Всемирная выставка в Париже в 1900 г. продемонстрировала высокий уровень французской научно-технической мысли.

Одновременно все более очевидным становилось и нарастание тревожных тенденций в развитии французской экономики . За период 1870-1913 гг. французское производство в целом выросло в три раза, но в те же годы мировое производство увеличилось в пять раз. По этому суммарному показателю Франция переместилась со второго на четвертое место, уступив стремительно набирающим темпы промышленного роста США и Германии. Отставание Франции не носило фатальный характер. Более того, французская экономика, не пережившая столь стремительного взлета на рубеже веков, оказалась менее уязвима для циклических кризисов перепроизводства, приобретавших в этот период мировой, универсальный характер. Кризис 1900 г. сказался, главным образом, на развитии металлургической промышленности, переживавшей бум в предыдущие годы. К 1905 г. уровень производства был не только восстановлен, но и значительно возрос. Причем он почти целиком обеспечивался внутренним спросом. Сравнительно легко пережив кризис 1907 г., французская экономика вступила накануне первой мировой войны в период дальнейшего устойчивого роста. Так, производство стали в 1909-1913 гг. выросло на 54 %. По добыче железной руда Франция вышла в эти годы на третье место в мире, по разработке бокситов - на первое. Однако эти успехи все же не позволили Франции добиться таких же темпов роста, как ее основным конкурентам на мировой арене.

Главной причиной относительного замедления темпов экономического развития Франции была структурная специфика французской экономики. Значительное место в отраслевой структуре французской индустрии занимало производство средств потребления. Ювелирные изделия, парфюмерия, обувь, мебель, текстильные изделия оставались наиболее предпочтительными видами экспорта. Лишь накануне первой мировой войны, встав на путь милитаризации экономики, Франция достигла существенных успехов в наращивании продукции машиностроения, судостроении, строительной промышленности. Но при этом более 80 % станков по-прежнему ввозилось из-за границы.

Процесс концентрации промышленного производства во Франции привел к образованию на рубеже XIX-XX вв. мощных монополистических объединений - металлургического синдиката «Комитэ де форж», сахарного и керосинового картелей, военного концерна «Шнейдер Крезо», автомобильных трестов «Рено» и «Пежо», химического концерна «Сен-Гобен». Тем не менее мелкая промышленность в целом преобладала - в 1900 г. 94 % всех предприятий имели от 1 до 10 работников. По-прежнему значительные масштабы сохранял и некапиталистический сектор. По материалам переписи 1906 г. из 2,3 млн. предприятий только 76,9 тыс. были капиталистическими, из которых лишь 9 тыс. являлись предприятиями индустриального типа, тогда как остальные были мануфактурами.

Несмотря на общий рост промышленного производства, в начале XX в. в сельском хозяйстве во Франции было занято более 40 % населения. Аграрный сектор переживал затяжной кризис, начавшийся еще в 80-е годы XIX столетия. Парцеллярный характер крестьянского землевладения препятствовал формированию экономически эффективных, рентабельных хозяйств. В 1908 г. 38 % крестьянских семей владели земельными наделами менее 1 га. Мелкие хозяйства не давали возможность крестьянам сосредоточить инвестиционные средства, достаточные для технической модернизации производства. Стоимость продукции оказывалась слишком высокой (например, французская пшеница стоила в 20 раз дороже, чем американская). Низкая рентабельность сельскохозяйственного производства стала причиной сокращения площадей виноградников и посевов зерновых культур. Рост животноводства, производства фруктов и овощей не мог компенсировать общие потери аграрного сектора.

Чем больше росли противоречия в развитии реального сектора французской экономики, тем более важной в обеспечении доходов национального бюджета и частного предпринимательства оказывалась роль финансовой системы. Франция уверенно лидировала по уровню централизации банковского капитала. Из 11 млрд. франков общей суммы вкладов внутри страны 8 млрд. сосредоточились в пяти крупнейших банках. Четыре из них обладали монополией на выпуск ценных бумаг. При этом сложилась чрезвычайно разветвленная система банковских отделений, охватившая всю территорию страны и позволявшая привлекать клиентуру из самых дальних регионов.

В начале XX века из 40 млн. французов - 2 млн. были вкладчиками национальных банков. В результате складывалась мощная кредитно-финансовая система, способная обеспечить высокий уровень доходности капиталовложений. Но основной разновидностью финансовых операций стало не промышленное инвестирование внутри страны, а экспорт капитала. Подобная тенденция была универсальной для эпохи монополистического капитализма, но во Франции она приобрела гипертрофированный характер. К 1914 г. из 104 млрд. франков, в которых оценивались ценные бумаги на французском финансовом рынке, лишь 9,5 млрд. приходилось на национальную промышленность. Остальная масса ценных бумаг предоставляла ссудный капитал, преимущественно - зарубежные капиталовложения. Доходность иностранных вложений (4,2 %) превышала доходность внутренних ценных бумаг (3,1 %). Неудивительно, что в таких условиях за период с 1880 по 1914 г. французские капиталовложения за границей утроились и составили 60 млрд. франков. По этому показателю Франция вышла на второе место в мире после Великобритании. Основной сферой размещения капитала были Россия, Испания, Португалия, Австро-Венгрия, Турция. Причем в структуре капиталовложений преобладали централизованные ссудные займы, а не инвестиции в иностранную промышленность.

Такое своеобразное ростовщичество стало отличительной чертой французской экономической системы в начале XX в. Оно не только питало гигантские состояния финансовой элиты, но и обеспечивало существование сотен тысяч мелких рантье. Негативным последствием такой практики явилась угроза инвестиционного голода в самой французской промышленности, чрезмерная зависимость национальной экономики от благополучия финансовой системы. Последствия такой зависимости станут очевидны уже после первой мировой войны.

Переживавшая экономический и культурный подъем Франция в начале 20 века, кратко говоря, была одной из нескольких великих мировых держав. Во внешней политике она пошла на сближение с Англией и Россией. Внутри страны в 1900 - 1914 гг. нарастало противостояние между социалистами и умеренными. Это был период, когда о себе громко заявили недовольные своим положением рабочие. Начало 20 века закончилось объявлением Первой мировой войны и сменой мирового порядка.

Экономика

С экономической точки зрения Франция в 19 - начале 20 века переживала значительный рост. То же самое происходило в большей части остальной Европы и в США. Однако во Франции этот процесс приобрел уникальные черты. Индустриализация и урбанизация были не такими быстрыми как у ключевых лидеров (в первую очередь у Великобритании), но зато продолжал развиваться рабочий класс, а буржуазия по-прежнему укрепляла свое могущество.

В 1896-1913 гг. произошла так называемая «вторая промышленная революция». Она ознаменовалась появлением электричества и автомобилей (возникли компании братьев Рено и Пежо). Зародилась в начале 20 века наконец обзавелась целыми промышленными регионами. Руан, Лион и Лилль были текстильными центрами, а Сент-Этьен и Крезо - металлургическими районами. Двигателем и символом роста оставались железные дороги. Повышалась производительность их сети. Железные дороги были желанным объектом инвестиций. Упрощение обмена товарами и торговли благодаря модернизации транспорта привело к дополнительному промышленному росту.

Урбанизация

Сохранялись мелкие предприятия. Почти треть рабочих страны трудились у себя дома (в основном портные). Накануне Первой мировой войны экономика Франции опиралась на твердую национальную валюту и отличалась большим потенциалом. При этом были и изъяны: южные регионы страны отставали в промышленном развитии от северных.

Урбанизация сильно повлияла на общество. Франция в начале 20 века все еще оставалась страной, где больше половины населения (53%) проживало в деревне, однако отток из села продолжал нарастать. С 1840 по 1913 гг. население республики выросло с 35 до 39 миллионов человек. Из-за потери Лотарингии и Эльзаса в войне с Пруссией на протяжении нескольких десятилетий продолжалась эмиграция населения из этих регионов на историческую родину.

Социальное расслоение

Жизнь рабочих оставалась малоприятной. Впрочем, так было и в остальных странах. В 1884 году был принят закон, по которому разрешалось создавать синдикаты (профсоюзы). В 1902 появилась объединенная Всеобщая конфедерация труда. Рабочие самоорганизовывались, в их среде нарастали революционные настроения. Франция в начале 20 века менялась согласно их требованиям в том числе.

Важным событием стало создание нового социального законодательства (в 1910 году появился закон о пенсиях для крестьян и рабочих). Тем не менее, меры властей значительно отставали от той же соседней Германии. Индустриальное развитие Франции в начале 20 века привело к обогащению страны, однако блага распределялись неравномерно. Большая их часть доставалась буржуазии и В 1900 году в столице было открыто метро, и тогда же там прошли II Олимпийские игры современности.

Культура

Во французском языке принят термин Belle Époque - "Прекрасная эпоха". Так позже стали называть период с конца XIX века до 1914 года (начала Первой мировой войны). Он ознаменовался не только экономическим ростом, научными открытиями, прогрессом, но и культурным расцветом, который пережила Франция. Париж в то время по праву назывался «столицей мира».

Широкая публика была охвачена интересом к популярным романам, бульварным театрам и опперетам. Творили импрессионисты и кубисты. Накануне войны всемирно известным стал Пабло Пикассо. Хотя по происхождению он был испанцем, вся его активная творческая жизнь была связана с Парижем.

Русский театральный деятель организовал в столице Франции ежегодные «Русские сезоны», ставшие мировой сенсацией и заново открывшие иностранцам Россию. В это время в Париже с аншлагами проходили премьеры «Весны священной» Стравинского, «Шахеразады» Римского-Корсакова и т. д. «Русские сезоны» Дягилева произвели революцию в моде. В 1903 году вдохновленный балетными костюмами модельер открыл быстро ставший культовым модный дом. Благодаря ему устарел корсет. Франция в 19 - начале 20 века оставалась для всего мира главным культурным светочем.

Внешняя политика

В 1900 году Франция вместе с еще несколькими мировыми державами участвовала в подавлении Боксерского восстания в ослабленном Китае. Поднебесная в тот период переживала социальный и экономический кризис. Страну наполнили иностранцы (в том числе и французы), которые активно вмешивались во внутреннюю жизнь страны. Это были торговцы и христианские миссионеры. На этом фоне в Китае и произошло восстание бедняков («боксеров»), устроивших погромы иностранных кварталов. Беспорядки были подавлены. Париж получил 15% огромной контрибуции в 450 миллионов лян.

Внешняя политика Франции в начале 20 века основывалась на нескольких принципах. Во-первых, страна была колониальной державой с огромными владениями в Африке, и ей нужно было защищать собственные интересы в разных частях света. Во-вторых, она лавировала между другими мощными европейскими государствами, пытаясь найти долгосрочного союзника. Во Франции традиционно сильными были антинемецкие настроения (корнями уходившие в поражение от Пруссии в войне 1870-1871 гг.). В результате республика пошла на сближение с Великобританией.

Колониализм

В 1903 году английский король Эдуард VII посетил Париж с дипломатическим визитом. По итогам поездки было подписано соглашение, согласно которому Великобритания и Франция разделили сферы своих колониальных интересов. Так появились первые предпосылки к созданию Антанты. Колониальное соглашение позволило Франции свободно действовать в Марокко, а Великобритании - в Египте.

Немцы пытались противостоять успехам своих противников в Африке. В ответ на это Франция провела Алжирскую конференцию, на которой ее экономические права в Магрибе были подтверждены Англией, Россией, Испанией и Италией. Германия на некоторое время осталась в изоляции. Подобный поворот событий полностью соответствовал антинемецкому курсу, которым шла Франция в начале 20 века. Внешняя политика была направлена против Берлина, а все ее остальные особенности определялись согласно этому лейтмотиву. Французы установили протекторат над Марокко в 1912 году. После этого там произошло восстание, которое подавила армия под командованием генерала Юбера Лиотэ.

Социалисты

Любая характеристика Франции в начале 20 века не может обойтись без упоминания о росте влияния левых идей в тогдашнем обществе. Как уже говорилось выше, вследствие урбанизации в стране увеличилось количество рабочих. Пролетарии требовали своего представительства во власти. Они получили его благодаря социалистам.

В 1902 году левый блок выиграл очередные выборы в палату депутатов. Новая коалиция провела несколько реформ, касавшихся социального обеспечения, условий труда и образования. Обыденным делом стали стачки. В 1904 году весь юг Франции охватили забастовки недовольных рабочих. Тогда же лидер французских социалистов Жан Жорес создал знаменитую газету «Юманите». Этот философ и историк не только боролся за права рабочих, но и выступал против колониализма и милитаризма. Фанатик-националист убил политика за день до начала Первой мировой войны. Фигура Жана Жореса стала одним из главных международных символов пацифизма и стремления к миру.

В 1905 году французские социалисты объединились и создали французскую секцию Рабочего интернационала. Ее главными лидерами были и Жюль Гед. Социалистам приходилось иметь дело со все более недовольными рабочими. В 1907 году в Лангедоке вспыхнуло восстание виноградарей, недовольных ввозом дешевого алжирского вина. Армия, которую правительство ввело, чтоб подавить беспорядки, отказалась стрелять по людям.

Религия

Многие особенности развития Франции в начале 20 века полностью перевернули французское общество. Например в 1905 году был принят закон об Он стал завершающим штрихом антиклерикальной политики тех лет.

Закон отменил наполеоновский Конкордат, вышедший еще в 1801 году. Было утверждено светское государство и гарантирована свобода совести. Ни одна из религиозных групп больше не могла рассчитывать на покровительство государства. Вскоре закон был раскритикован Папой римским (большинство французов оставались католиками).

Наука и техника

Научное развитие Франции в начале 20 века ознаменовалось Нобелевской премией по физике 1903 года, которую за открытие естественной радиоактивности солей урана получили Антуан Анри Беккерль, и Мария Склодовская-Кюри (спустя шесть лет она также получила Нобелевскую премию по химии). Успехи сопутствовали и создававшим новую технику авиаконструкторам. В 1909 году Луи Блерио первым перелетел через Ла-Манш.

Третья республика

Демократическая Франция в начале 20 века жила в эпоху Третьей республики. В этот период во главе государства стояло несколько президентов: Эмиль Лубе (1899-1906), Арман Фальер (1906-1913) и Раймон Пуанкаре (1913-1920). Какую память о себе они оставили в истории Франции? Эмиль Лубе пришел в власти в разгар социального конфликта, вспыхнувшего вокруг резонансного дела Альфреда Дрейфуса. Этот военный (еврей в звании капитана) был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Лубе отстранился от дела и дал ему идти своим ходом. Франция тем временем пережила всплеск антисемитских настроений. Тем не менее, Дрейфус был оправдан и реабилитирован.

Арман Фальер активно укреплял Антанту. При нем Франция, как и вся Европа, невольно готовилась к приближающейся войне. был настроен антинемецки. Он провел реорганизацию армии и увеличил длительность службы в ней с двух до трех лет.

Антанта

Еще в 1907 году Великобритания, Россия и Франция окончательно оформили свой военный союз. Антанта была создана в ответ на усиление Германии. Немцы, австрийцы и итальянцы сформировали еще в 1882 году. Таким образом, Европа оказалась расколотой на два враждебных лагеря. Каждое государство так или иначе готовилось к войне, надеясь с ее помощью расширить свою территорию и закрепить собственный статус великой державы.

28 июля 1914 года сербский террорист Гаврило Принцип убил австрийского принца и наследника Франца Фердинанда. Сараевская трагедия стала поводом для начала Первой мировой войны. Австрия напала на Сербию, Россия вступилась за Сербию, а за ней в конфликт втянулись члены Антанты, в том числе Франция. Италия, состоявшая в Тройственном союзе, отказалась поддерживать Германию и Габсбургов. Она стала союзницей Франции и всей Антанты в 1915 году. Одновременно с тем к Австрии и Германии присоединились Османская империя и Болгария (так образовался Четверной союз). Первая мировая война положила конец «Прекрасной эпохе».

Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.

Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.

Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.

После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.

Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.

В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.

В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.

В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.

Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.

Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.

Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.

Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.

Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.

В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.

Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события,характерные черты социально-экономического развития .

Положение страны после второй мировой войны. Летом 1944 г. в освобожденной Франции было создано временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения «Сражающаяся Франция».

После окончания войны Франция реально утратила положение великой державы. Она понесла значительные материальные и людские потери. Было утрачено 10 % производительных сил, весь морской флот, 600 тыс. человеческих жизней. После войны начался распад ее колониальной империи.

Прошедшие осенью 1945 г. выборы в Учредительное собрание показали большую популярность левых партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Коммунисты по результатам выборов вышли на первое место, социалисты — на второе. Они вошли в состав правительства, важнейшей задачей которого в послевоенные годы было восстановление экономики. Правящие партии решали эту задачу путем создания государственного сектора. Парламентом были национализированы ведущие банки Франции, предприятия угольной, газовой, электроэнергетической промышленности, а также предприятия других отраслей, если их владельцы сотрудничали с оккупантами. В 1948 г. страна восстановила довоенный уровень промышленного производства, в 1950 г. — сельского хозяйства, с 1949 г. были отменены карточки на хлеб.

В политической области основное внимание французов было привлечено к выработке конституции. Вступление ее в силу в конце 1946 г. открыло в истории Франции период, получивший название Четвертой Республики.

Распад колониальной империи. Одной из проблем, возникших перед страной уже в момент принятия конституции, была колониальная. Согласно конституции Франция обязывалась «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Французская колониальная империя преобразовывалась во Французский Союз, в который наряду со всеми колониями, получавшими теперь внутреннюю автономию, включались и государства, уже вставшие на путь независимости. Среди них были Вьетнам, Камбоджа, Лаос.

Еще более драматическими результатами закончилась вторая колониальная война — в Алжире, которая началась осенью 1954 г. Здесь ситуация была совершенно иная, чем во Вьетнаме. Вьетнам был далеко от США, а Алжир — рядом с Францией. К тому же это была одна из самых старых и богатых французских колоний. Там проживало около 1 млн выходцев из Франции — 10—11 % населения всей страны. Многие французы сжились с мыслью о том, что Алжир — это «своя» французская земля. В 1956 г. Франция была вынуждена признать независимость Марокко и Туниса, вместе с Англией проиграла войну с Егигггом за Суэцкий канал. Сторонники сохранения французской колониальной империи на хотели утратить еще и Алжир. Чтобы не допустить этого, они подняли в 1958 г. мятеж против правительства. Страна оказалась в состоянии глубокого политического и морального кризиса.

В таких условиях снова вспомнили о генерале де Голле, однажды выступившем в качестве спасителя страны. Генерал уже несколько лет не участвовал в политической деятельности, но теперь откликнулся на призыв и 1 июня 1958 г. был назначен главой правительства. На следующий день, прежде чем уйти на бессрочные каникулы, Национальное собрание дало ему чрезвычайные полномочия и поручило разработать новую конституцию. История Четвертой республики во Франции закончилась.

Внутренняя и внешняя политика Ш. де Голля. Генерал де Голль всегда был сторонником сильной исполнительной власти. Эти его взгляды нашли отражение в новой конституции, принятой в 1958 г. Она усиливала власть президента и правительства, сужала полномочия парламента и сохраняла все права граждан, установленные конституцией 1946 г. Осенью того же года были проведены выборы в Национальное собрание. По их результатам относительное большинство мест досталось созданной де Голлем новой партии — «Союз за новую Республику» (позднее она была преобразована в Объединение в поддержку Республики — ОПР). В том же 1958 г. путем всенародного голосования де Голль был избран президентом страны. Последующий период вошел в историю Франции под названием Пятой республики.

Использовав свой авторитет, де Голль добился прекращения в 1962 г. войны в Алжире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, оставшись только в политической системе этого союза. Это уменьшило ее зависимость от США. Такой шаг был компенсирован, с одной стороны, созданием собственных ядерных вооружений, а с другой — улучшением отношений с Советским Союзом. В 1966 г. де Голль побывал в СССР с официальным визитом. Именно в годы президенства де Голля Франция смогла восстановить свое положение великой державы.

Росту престижа Франции в мире содействовали и ее успехи в области экономики. Избавившись после прихода де Голля к власти от угрозы расширения национализированного сектора, владельцы частных предприятий увеличили капиталовложения в производство. Кроме того, правительство поддерживало развитие новейших его отраслей и реконструкцию старых. Сдвиги в области экономики, обеспеченные в основном внедрением в производство достижений НТР, привели к важным переменам в структуре населения. То, что массовое недовольство было не случайным и не рядовым событием, подтвердил референдум, проведенный в 1969 г. по инициативе де Голля. На референдум был вынесен вопрос о реформе системы самоуправления в стране. Де Голль заранее объявил, что в зависимости от его результатов останется на посту президента или покинет его (срок истекал лишь в конце 1972 г.). Однако более половины участников референдума не поддержали президента, который сразу же ушел в отставку. Президентом был избран представитель той же партии, но менее властный в сравнении с де Голлем — Жорж Помп иду. После его смерти в 1974 г. президентом стал лидер независимых республиканцев В. Ж. д" Эстен.

С середины 70-х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, которые во многом были связаны с мировым экономическим кризисом. Чтобы уменьшить зависимость страны от внешних источников энергии, правительство занялось поисками средств для разработки ресурсосберегающих технологий и развития атомной энергетики, проводило политику «жесткой экономии». Но эти попытки встретили сопротивление со стороны значительной части населения, которое привыкло к тому, что государство во Франции несет большую часть социальных расходов. В таких условиях левые партии — социалисты и коммунисты, которые всегда выступали за повышение роли государства в распределении доходов, получили шанс победить на президентских и парламентских выборах в 1981 г. Так оно и произошло, но для этого левым пришлось перед вторым туром президентских выборов выставить единого кандидата. Так же они объединились и на парламентских выборах. Президентом стал лидер социалистов Франсуа Миттеран. Одновременно было сформировано правительство левых сил, в которое впервые с 1947 г. вошли коммунисты.

Однако левое правительство не долго смогло проводить свою политику, направленную на расширение госсектора в экономике и повышение социальных расходов. Дело в том, что это привело только к ухудшению положения в экономике, поэтому пришлось вернуться к той политике «жесткой экономии», которую левые раньше критиковали. В связи с возникшими разногласиями но этому вопросу коммунисты в 1984 г. вышли из состава правительства. Но это не спасло левых от поражения на парламентских выборах 1986 г. В то же время Ф. Миттерану вновь удалось одержать победу на президентских выборах в 1988 г. Большую роль в этом сыграл его личный авторитет: Франсуа Миттеран в прошлом — участник движения Сопротивления, опытный и интеллигентный политик, умело отстаивавший национальные интересы.

Политическая ситуация во Франции на рубеже 80—90-х гг. характеризовалась неустойчивостью, но постепенно выявлялся рост влияния правых партий. А влияние левых партий, в том числе и социалистов, падало.

Франция в 90-е гг. В 1993 г., объединившись в избирательный блок, правые партии нанесли тяжелое поражение социалистам на парламентских выборах. Некоторое время сформированному ими правительству пришлось сотрудничать с президентом — социалистом Ф. Миттераном. Но в 1995 г. они завоевали и президентский пост. Президентом страны стал лидер политических наследников Ш. де Голля Жак Ширак. Он выступает за освобождение французской экономики и общества в целом от засилья государства, проводит политику, подобную тэтчеризму.

Однако, в отличие от англичан, французы психологически хуже подготовлены к подобным реформам. Поэтому часть населения выступает против курса Ж. Ширака. Неоднозначно воспринимается и его внешняя политика, направленная на укрепление великодержавных позиций Франции. Часть французов осудила проведенные в 1995 г. испытания ядерного оружия и возвращение Франции в 1996 г. в военную организацию НАТО. На парламентских выборах 1997 г. победили социалисты, коммунисты и «зеленые». Кабинет, в который входят и коммунисты, возглавил социалист Л. Жоспен. Началось сосуществование правительства левых сил и президента-неоконсерватора.

В послевоенной истории Франции выделяют три периода: временный режим (1944-1946 г.), Четвертая республика (1946-1958 г.) и Пятая республика (с 1958 г.).

Временный резким. Вторая мировая война нанесла огром­ный ущерб Франции. В 1945 г. объем промышленного производ­ства составлял 38%, а сельского хозяйства - 50% от уровня 1938 г. Была расстроена финансовая система. Материальное по­ложение основной массы населения резко ухудшилось. После освобождения Франции от фашистской оккупации власть пе­решла в руки Временного правительства. Его возглавил герой Сопротивления генерал Шарль де Голь, сыгравший важную роль в борьбе за освобождение страны. В состав правительства вошли представители партий, активно участвовавших в движе­нии Сопротивления. Был восстановлен демократический строй. К суду привлечены деятели фашистского режима. Две тысячи из них были казнены.

В октябре 1945 г. проведены выборы в Учредительное со­брание. Левые силы получили большинство мест.

Наиболее влиятельными стали Французская коммунисти­ческая партия (ФКП), социалистическая партия (СФИО) и партия Народно-республиканское движение (НРП).

Правительство, основанное на сотрудничестве этих партий, вновь возглавил де Голь. Было восстановлено социальное и тру­довое законодательства, принятые в период Народного фрон­та. Проведена национализация банков и страховых компаний.

Острая борьба развернулась в ходе выработки новой кон­ституции. Учредительное собрание разработало проект, выра­жавший взгляды левых партий, что противоречило подходу де Голя, желавшего значительного расширения полномочий пре­зидента. Не встретив понимания у большинства членов Учре­дительного собрания, он ушел в отставку.

Проект конституции был утвержден на референдуме. В де­кабре 1946 г. конституция вступила в силу. Это была одна из самых демократических конституций в послевоенной Европе. Франция провозглашалась демократической республикой, в которой суверенитет принадлежит народу. Декларировалось рав­ноправие граждан независимо от пола, расы, национально­сти, политических взглядов, вероисповедания. Провозглаша­лось право граждан на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Франция отказывалась от завоевательных войн и применения силы против свободы других народов. По консти­туции двухпалатный парламент избирался всеобщим голосова­нием, который избирал президента.

Четвертая республика. В 1946 г. были проведены выборы в парламент. Они закрепили ведущее положение социалистов,

коммунистов и НРП. Коммунисты предложили социалистам создать двухпартийное правительство, однако, те сформирова­ли однопартийный кабинет. Его возглавил Л.Блюм. 16 января 1947 г. прошли выборы Президента Франции. Им стал правый социалист В.Ориоль. Новое правительство также возглавил пра­вый социалист Рамадье.

Как и другие западные страны, Франция присоединилась к «плану Маршалла». Быстро восстанавливалось хозяйство. В 50-е годы начался экономический подъем. Темпы его были ниже, чем в ФРГ и Италии, но выше, чем в Великобритании. В 1958 г. вы­пуск промышленной продукции вырос в два с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Происходил ускоренный рост государственно-монополистического капитализма. Выросла кон­центрация производства. Государство активно вмешивалось в дела экономики, проводя ее программирование, способствовало ее модернизации. Это ускорило экономическое развитие Франции. В годы Четвертой республики возникли современные отрасли промышленности (газо- и нефтедобывающая, нефтеперераба­тывающая, химическая, атомная, электронная). Значительное внимание уделялось фундаментальной и прикладной науке.

Сложность внутриполитического и экономического разви­тия привела к обострению политической и социальной обста­новки. Понижение жизненного уровня трудящихся сопровож­далось массовыми выступлениями трудящихся. Коммунисты и профсоюзы требовали проведения мер, которые бы улучшили материальное положение населения. В ноябре 1947 г. была про­ведена всеобщая забастовка под руководством ФКП.

Блок партий, на сотрудничестве которых была основана Четвертая республика, распался. Возникло движение сторон­ников де Голя, которые выступили за пересмотр конституции. Трудности усугублялись и острыми проблемами в международ­ных делах. Франция оказалась вовлеченной в начавшуюся «хо­лодную войну». Она вступила в НАТО, поддержала планы ре­милитаризации ФРГ. На ее территории были размещены военные базы США. До 1954 г. французские войска вели войну в Индо­китае. В конце 50-х годов возник национальный кризис, свя­занный с проблемой Алжира. Жестокая и дорогостоящая война Франции в Алжире фактически привела к расколу французско­го общества. Все эти острые проблемы внутриполитического развития и внешней политики создавали в стране политиче­скую нестабильность, которая выражалась в частой смене пра­вительств (за 10 лет у власти находилось 14 правительств).

В апреле 1956 г. во Франции возник очередной политиче­ский кризис, который продолжался 5 недель. Выход из создав­шегося положения правящие круги видели в генерале де Голе, который, по их мнению, мог бы устроить всех. Де Голь согла­сился взять власть при условии, что он получит чрезвычайные полномочия. 1 июня 1958 г. парламент предоставил ему все, чего он добивался. Де Голь распустил Национальное собрание. Четвертая республика перестала существовать.

Пятая республика. В сентябре 1958 г. был проведен рефе­рендум, на котором французы одобрили конституцию, разра­ботанную де Голем. В ней содержались кардинальные измене­ния формы государственного правления. В соответствии с конституцией Франция становилась президентской республи­кой. Президент, избираемый на 7 лет всеобщим голосованием, наделялся широкими полномочиями. Он являлся главой госу­дарства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Власть президента и правительства была значительно расширена, парламента - урезана. В ноябре 1958 г. были проведены выборы в парламент. Ведущей политической партией стал деголевский Союз за новую республику (ЮНР). 21 декабря 1958 г. де Голь был избран Президентом Франции.

Внутренняя и внешняя политика де Голя. Стремясь восста­новить величие Франции, де Голь хотел создать сильное в эко­номическом отношении государство с независимой внешней политикой. Понимая, что колониализм уходит в прошлое, он предоставил в 1960 г. независимость почти всем африканским колониям. С Алжиром дело обстояло гораздо сложнее. Продол­жение войны обостряло экономические проблемы, отрица­тельно сказывалось на уровне жизни большинства французов. Трудящиеся требовали покончить с грязной войной. Несмот­ря на начавшийся террор «Организации тайной армии» (ОАС), Франция в 1960 г. подписала соглашение с Временным прави­тельством Алжира о предоставлении Алжиру независимости. Это означало окончательный распад колониальной империи Франции.

В 60-е годы продолжалась модернизация французской эко­номики. Существенно изменилась ее структура. Проходила ре­конструкция традиционных отраслей хозяйства. Особенно быст­рыми темпами развивались современные отрасли, определяющие НТП. В целом за десятилетие (1956 - 1966 г.) объем промышлен­ного производства вырос более чем на 60%.

Завершилась модернизация сельского хозяйства. Франция превращалась в крупного экспортера промышленной и сельс­кохозяйственной продукции.

Под воздействием НТР изменялась социальная структура французского общества. Материальное положение французских трудящихся значительно улучшилось.

Изменения наблюдались и во внешней политике страны. Франция создала собственное ядерное оружие. Она вышла из военной организации НАТО. Значительно расширились всесто­ронние связи с ЕАР и странами Восточной Европы. Франция осудила действия США в Индокитае.

В конце 60-х годов Пятую республику постиг кризис. Жес­ткая регламентация государства вызвала недовольство многих слоев французского общества. В мае 1968 г. в Париже начались студенческие демонстрации. После жестокой расправы над сту­дентами трудящиеся провели забастовку солидарности, в ко­торой участвовали около 10 млн. человек.

Эти события резко ослабили режим и личный престиж президента. В апреле 1969 г. проходил референдум по двум не­популярным законопроектам. Большинство избирателей не под­держали президента. Де Голь вынужден был уйти в отставку. Через полтора года он умер.

В конце 1969 г. президентом республики был избран Жорж Помпиду. Началась эволюция голлизма. Была ослаблена госу­дарственная регламентация социально-экономической жизни, расширилось социальное законодательство. Укрепились отно­шения с США. Франция больше не стала препятствовать вступ­лению Англии в «Общий рынок». Англия, Дания и Ирландия вступили в ЕЭС в 1973 г.

В 1974 г. после смерти Ж.Помпиду президентом был из­бран Валери Жискар д"Эстен. Голлисты создали свое Объеди­нение в поддержку республики (ОПР), независимые - Союз за французскую демократию (СФД), социалистические группи­ровки объединились в рамках Французской социалистической партии (ФСП). Завершилась перегруппировка политических сил.

70-е годы были очень сложными для экономики Франции. В 1974-1975 г. Францию, как и другие развивающиеся страны, охватил экономический кризис. Падение производства сопро­вождалось инфляцией и ростом безработицы, снижением жиз­ненного уровня населения. В конце 1979 г. Францию поразил кризис перепроизводства. Обострились внутриполитические и социальные противоречия. В 70-е годы трудящиеся вели актив-

ную борьбу за улучшение своего положения. 1 декабря 1977 г. в общественной забастовке рабочих и служащих приняли учас­тие 5 млн. человек.

В международных отношениях Франция проводила внеш­неэкономический курс, определившийся при де Голе. Много позитивного было в советско-французских отношениях. Замет­ную роль играла Франция в подготовке и проведении Общеев­ропейского совещания в Хельсинки, в укреплении разрядки международной напряженности. Активно сотрудничала с запад­но-европейскими странами в рамках ЕЭС. Большое внимание она уделяла и африканским делам.

Франция в 80 - 90-е годы. С конца 1979 до середины 1981 г. во Франции наблюдался кризис перепроизводства. Выход из него и дальнейшее экономическое развитие были непродолжительны­ми. Произошло обострение внутриэкономической обстановки. Усилилась забастовочная борьба трудящихся, охватившая в 1980 г. целые районы. В связи с предстоящими президентскими и пар­ламентскими выборами обострились все социально-экономиче­ские противоречия. В сложной политической борьбе на прези­дентских, а затем и парламентских выборах в 1981 г. победу одержали левые силы. Президентом стал социалист Франсуа Миттеран, предложивший коммунистам войти в состав прави­тельства. ФКП получила 4 министерских портфеля из 44.

Совместная программа левых сил предусматривала значи­тельные социально-экономические реформы в интересах боль­шинства французов. Была осуществлена национализация 36 банков и 9 промышленных групп. Осуществилось повышение зарплаты, пособий по безработице, многодетности. Увеличи­лись пенсии и стипендии, усиливалось налогообложение круп­ного капитала. Рабочая неделя была сокращена до 39 часов, а оплачиваемый отпуск продлен до 5 недель. Однако остановить инфляцию не удалось. Продолжала расти и безработица.

С 1983 г. правительство социалистов проводило политику «жесткой экономии». Она была сохранена с небольшими изме­нениями консерваторами в 1985-1988 г. и правительством со­циалистов, сформированным после выборов 1988 г. Политика «жесткой экономии» включала в себя сдерживание доходов населения, государственных расходов и регулирования кредит­но-денежной сферы - сначала путем административных зап­ретительных мер, а затем за счет поддержки конкуренции на рынках труда, товаров и денег.

В конце 80-х годов французское правительство объявило о массовой приватизации предприятий, банков и страховых ком­паний. Один из путей приватизации - выкуп предприятий его работниками. За 1989 - 1992 г. было выкуплено около четверти всех предприятий с числом занятых от 500 до 1 тыс. человек.

Десятый план экономического развития на 1989 - 1992 г. наметил дальнейшее достижение стабильности денежного об­ращения, снижения инфляции и поддержку конкурентоспо­собности экономики.

Во внешней политике усилились проатлантические тен­денции. Значительно активизировались ее связи с США. Фран­ция наращивала свои вооруженные силы, особенно ядерные, отказалась от полного прекращения ядерных испытаний. Пер­востепенное внимание Франция уделяла европейским делам, укрепляя отношения с ФРГ, Англией. Сложными и непоследо­вательными были отношения с СССР.

В 1993 г. на выборах в Национальное собрание правые по­лучили абсолютное большинство мест в парламенте. Никогда еще в послевоенной истории Франции левые силы не терпели такого поражения. Премьер-министром был назначен предста­витель ОПР Эдуар Балладюр. Левые силы после такого крупно­го поражения не смогли выйти из затяжного кризиса. На пре­зидентских выборах в мае 1995 г. победу одержал Ж.Ширак, который заявил, что основными приоритетами внутренней политики будут: борьба с безработицей, преодоление раскола общества на благополучных и обездоленных. Во внешней поли­тике главной целью его деятельности будет вернуть Франции роль «мотора» в Европейском Союзе и «маяка свободы» для всего мира. Новое правительство выразило намерение сокра­щать дефицит государственного бюджета до уровня, предус­мотренного Маахстрихстским соглашением. Одновременно было запланировано увеличить расходы на повышение занятости. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осу­ществление в оговоренных зонах. Наряду с мероприятиями пра­вительства парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу сокращенного персонала. В 1996 г. увеличились темпы роста ВВП, капиталовложений, лич­ного потребления.

На парламентских выборах 1997 г. победу одержала ФСП. Левое большинство национального собрания и лидер ФСП Л.Жоспен продолжают курс «третьего пути» развития Фран-

ции, пытаясь обеспечить и экономическую эффективность и сократить социальное неравенство в обществе, что, впрочем, во Франции активно осуществляется.

На рубеже XX и XXI в. Франция входит в группу наиболее развитых государств по всем важнейшим показателям. Она за­нимает 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е - по удель­ному весу в мировом промышленном производстве. Франция находится на 4-м месте по доле в мировом экспорте, сделав ставку на наукоемкое производство. Франция обладает многи­ми передовыми технологиями (робототехника, новейшие сред­ства связи, производство новых материалов, биотехнологии, атомная энергетика, микроэлектроника и др.).