Галопом по европе.


В преддверии наступления новой зимы решил домучить, наконец, описание прошлой зимней поездки на Север Франции. Остались неразобранными еще довольно много интересных фотографий, а вот писать тексты почему-то совсем не хочется.)

Итак: Сен-Мало (Saint-Malo), 48 тысяч жителей — порт на побережье полуострова Бретань. Считается одним из центров международного туризма с хорошими песчаными пляжами. но и самыми высокими в мире приливами и отливами. Своей славой город обязан пиратам, обитавшим здесь в 17—18 вв. и совершавшим разбойные нападения на вражеские корабли вдоль всего северного побережья Франции.
Сен-Мало часто сравнивают с большим кораблем из-за его уникального расположения: этот город-крепость стоит на скале, соединенной с материком лишь узкой песчаной полоской. В 12 веке жители близлежащей деревушки, постоянно опасаясь нападений норманнов, решились перебраться на этот негостеприимный клочок земли. Как выяснилось в последующих конфликтах и войнах, место было исключительно надежным. Во времена религиозных войн Сен-Мало долгие годы существовал как независимая республика.

Главные ворота города.

К сожалению, старый город Сен - Мало был практически полностью возведен заново после разрушительной бомбардировки 1944 года. Его восстановили в стиле 18 века - мило, но совершенно без изюминки. Многоэтажные дома со стрельчатыми крышами построены из бетона, а их фасады облицованы природным камнем. От них за версту так и прет новоделом.

Массивная городская стена окружает по периметру весь старый город. По ней можно прогуляться, поднявшись туда прямо от главных ворот.

Увидеть средневековую Францию, почувствовать суровый и в то же время романтичный дух времён корсаров и мореплавателей-авантюристов, насладится видом старинных зданий и прогуляться по крепостным стенам можно во французском городе Сен-Мало.

«Отцом города» называют странствующего кельтского монаха Мало – одного из основателей Бретани. Он был первым епископом Сен-Мало. Христианскую церковь построили здесь в VI столетии. До конца XV века хорошо укреплённый город Сен-Мало был независимым, но в 1493 году он перешёл под управление Франции. Сен-Мало был родиной многих знаменитых мореплавателей и путешественников. Город достиг экономического подъёма в XVII–XVIII вв. благодаря активной торговле с Индией и Америкой. Город мало пострадал за период Французской революции, однако в годы II Мировой войны в нём было разрушено три четверти зданий. После войны все постройки были детально восстановлены.

Строительство Кафедрального собора Сен-Венсан (cathédrale Saint-Vincent ) началось в II44 году, а закончилось аж в XVII в. В хаме находится гробница Жака Картье, французского мореплавателя и родоначальника французской колонизации Северной Америки. Мозаика на полу иллюстрирует его прибытие в Канаду. Интересны бронзовый алтарь с кельтскими мотивами и витражи Жана Лемоаля. В 1980 году был установлен орган “Кениг”, который летом собирает любителей классической музыки.

В пригороде Ротнёф (Rotheneuf) находится дом Жака Картье (Le musée Jacques Cartier ). Здесь разместился музей корсаров. Дом из желтого гранита, приземистый и длинный. Двери покрашены в ярко-красный цвет. Интересны скульптуры на скалах неподалеку. В конце XIX в. местный аббат Фуэре вырезал на граните за 25 лет 300 персонажей, связанных с семейством Ротнёф.

  • Сен-Мало – родина «отца французского романтизма», Франсуа-Рене Шатобриана. Могила писателя расположена на острое Гранд-Бе (Ile du Grand Bé).
  • Неподалёку от города – на острове, который доступен только во время отливов, мрачной громадой стоит Форт Националь (Fort National).
  • В четырёх километрах от Сен-Мало, на острове Куинсе, сохранилась другая старая крепость – Форт-де-ла-Конше .
  • В восточных окрестностях города со скалистого мыса Груэн открывается впечатляющая панорама аббатства .
  • Там же можно увидеть орнитологический заповедник .
  • В 30 километрах от Сен-Мало вниз по течению Ранса стоит средневековый город Динон – историко-культурный памятник с удивительной архитектурой.
  • Канкаль (Cancale) – устричный центр (450 га садков, второй во Франции), когда-то поставлял устриц к столу Его Величества.
  • Мыс Груэн (Pointe du Grouin). Здесь находится грот в скале и отсюда можно полюбоваться монастырём Сен-Мишель.

Сен-Мало (Saint-Malo) является древнейшим портом на северном побережье Бретани - выдающегося в Атлантический океан полуострова между Бискайским заливом и проливом Ла-Манш.

Герб Бретани украшает горностай, перешедший сюда с герба герцогов Бретонских. На герцогское знамя горностая поместил Пьер I де Дрё (Pierre Ier de Dreux), прозванный Моклерком (Mauclerc), живший в 1190-1250 годах. Впрочем, существует легенда, что один из герцогов Бретани, Алан Барбеторт (Alain Barbetorte), преследуемый норманнами, был остановлен разлившейся илистой и грязной рекой. Герцог заметил горностая, убегающего от скачущих лошадей и тоже остановленного водой. У самого берега горностай резко развернулся, предпочитая смерть грязи. Оценив мужество зверька, Алан Барбеторт крикнул своим соратникам: «Лучше смерть, чем позор!». Воодушевленные бретонцы развернулись, атаковали противника и смогли обратить его в бегство. Разумеется, это лишь предание, но и в действительности горностаи являются исключительно чистоплотными зверьками, они не выносят грязи.

В свое время предки бретонцев – кельты – обитали на территории современных Английских островов. В V-VI веках до нашей эры под давлением пришедших с континента завоевателей они переселились на полуостров. Свою новую родину они нарекли Малой Бретанью, или просто Бретанью, а историческую родину называли Большая или Великая Бретань. Именно отсюда и происходит современное название Великобритании.
Кстати, не все это знают, но именно в Бретань легенды «поселили» короля Артур, рыцарей Круглого стола, волшебника Мерлина, тут любили и страдали Тристан и Изольда.
Бретань стала частью Франции лишь в XVI веке. В ней до сих пор существуют отдельно от французских самобытные бретонские культура и язык.
На островке справа виден один из нескольких внешних фортов, некогда защищавших город с моря.

Море – это самое удивительное, что есть в Бретани. Здесь бывают очень сильные приливы и отливы, когда вода за несколько часов уходит к линии горизонта и вновь возвращается к подножью скал.
Каждые шесть часов вид береговой линии меняется до неузнаваемости.

Часто это сопровождается внезапно налетающими мягкими густыми туманами. Видимость за каких-нибудь пять минут падает буквально до нескольких десятков метров.

Город-крепость Сен-Мало был основан на скалистом полуострове, соединенным с материком лишь узкой песчаной косой. Место не очень уютное, зато безопасное. В XII веке жители побережья, опасаясь постоянных набегов норманнов, решились переселиться на этот негостеприимный клочок земли. Место оказалось не только исключительно надежным с точки зрения обороны, но и очень удачным для торговой и военной гавани.

История названия города на полтысячелетия старше первых его домов. В VII веке монах по имени Мало семь лет путешествовал по холодным морям в «страну льдов» в поисках рая, прежде чем высадиться в Бретани.

За годы фашистской оккупации Франции немцы превратили Сен-Мало в мощный узел обороны так называемого Атлантического вала. Древний порт был объявлен закрытым городом. В 1944 году Сен-Мало подвергся сильным бомбардировкам союзников, даже после знаменитой высадки в Нормандии город был освобожден далеко не сразу. В ходе ожесточенных боев он был практически разрушен: в руинах лежало около 80% старинных домов. Чудом уцелел лишь замок XV столетия. Все остальное было бережно воссоздано в послевоенные годы буквально по камешку. Старый город восстановили преимущественно таким, каким он выглядел в XVIII веке.

Центральную часть укреплений Сен-Мало составляет замок Шато-Гайяр (Chateau Gaillard), построенный в XV столетии и значительно усиленный фортами, возведенными в конце XVII века по плану государственного комиссара фортификации Вобана (Vauban).

Городские ворота Сен-Винсент (Saint-Vincent).

Массивная башня, построенная в конце XV века. Если не ошибаюсь, малуинцы возводили ее, укрепляя оборону города, по сути вопреки воли как правителей Бретани, так и ее епископа, искусно играя на их противоречиях. Жители Сен-Мало всегда отличались упрямством и независимостью. Еще в далекой древности они придумали себе весьма дерзкий девиз: «Я не француз, не бретонец, а только малуанец».
В отличие от всей Бретани вплоть до XIV века город оставался независимой республикой. Затем он перешел в подчинение французскому королю Карлу VI, но и в дальнейшем долгое время представлял собой отлично укрепленную крепость. А в конце XVI века жители Сен-Мало, верные присяге Герцогу Наваррскому (впоследствии королю Франции Генриху IV), провозгласили свой город суверенной республикой и хранили ее в течение четырех лет!

Сейчас в замке находятся мэрия и музей. Надпись «Hotel de Ville» переводится вовсе не как «городская гостиница», а означает мэрию. Во французском языке под словом «hotel» понимается не отель в нашем представлении, а особняк. Весьма распространенная лингвистическая ловушка для туристов: некоторые потом удивляются, что это за сеть гостиниц такая, во всех городах Франции занимающих самые престижные здания.

Интересно, как в здешнем мягком, но холодном климате выживают пальмы?

С конца XVI века в городском строительстве все больше использовали камень, что и определило лицо Сен-Мало. Стиль домов здесь всегда отличался строгостью линий и мощью форм. Однако город сильно пострадал от пожара 1661 года, уничтожившего многие средневековые здания. Нынешним своим обликом Сен-Мало обязан архитектору Вобану.

Прямо от городских ворот можно подняться на крепостную стену и обойти Старый город по периметру, причем большая часть пути будет проходить над морскими волнами.

Ежегодно город посещают более двух с половиной миллионов туристов со всего мира. Местные ресторанчики специализируются преимущественно на блюдах из даров моря: в меню указаны названия множества рыб, фигурируют устрицы, омары… Впрочем, некоторые ресторанчики слишком уж ориентированы на туристов, редко проводящих в Сен-Мало больше одного-двух дней, а потому владельцы этих заведений не особенно заинтересованы в привлечении постоянных клиентов и доброй славе. Отравиться, думаю, тут невозможно, а вот отведать не особенно удачное блюдо – вполне реалистично.
Путеводители хвалят также местный сидр, но, положа руку на сердце, скажу, что самый вкусный сидр делают все-таки в Ирландии и Скандинавии, а французский же еще хуже английской кислятины. Да и вообще, во Франции надо пить вина…

Узкие улочки надежно защищены от пронзительных морских ветров кольцом высоких городских стен.

Не зря Сен-Мало называют старым пиратским портом. С давних пор отсюда отправлялись в свои странствия авантюристы всех мастей: пираты, морские бродяги, первооткрыватели, отважные купцы. С XVI века этот город стал одной из основных баз французской колонизации Американского континента.

Каково, однако, смешение эпох и стилей: седые камни древних оборонительных стен, позеленевшие от времени памятники мореплавателям (пока за кадром:)), легкие изящные парусные яхты и тяжелые грузовые суда!

Итальянский военный корабль (тральщик?), пришедший в Сен-Мало с дружественным визитом.

Несмотря на небольшое население – около 12 тысяч жителей – современный Сен-Мало – город с развитой промышленностью и торговлей.

Каждая улочка, каждый отрезок набережной напоминают о великом прошлом порта.

Длинный мол защищает торговую гавань от непредсказуемой Атлантики.

Подобные зарешеченные помещения нередко встречаются в толще городских стен с внутренней их стороны. Дело в том, что до начала XIX века в Сен-Мало по сути не было ночной стражи. Точнее, ее роль выполняли несколько натасканных на людей псов, которых выпускали на улицы города с наступлением ночи. Они кидались на всех прохожих, слушаясь только специальных служителей, утром загоняющих их обратно в клетки. Таким образом, ночных воров и грабителей в Сен-Мало практически не было: слишком уж рискованное это было занятие. А небольшие ниши с закрывающимися изнутри зарешеченными дверцами были устроены то тут, то там в качестве убежищ для припозднившихся прохожих, уже не успевающих укрыться в своих домах. Крест на этой традиции охраны ночного покоя был поставлен уже в наполеоновские времена. После того как псы разорвали двух офицеров, император немедленно пресек варварский обычай.
На этой фотографии запечатлена обычная сторожевая башенка, однако упомянутые убежища устроены аналогичным образом.

Старый город изрезан узкими мощеными улочками с высокими зданиями XVIII века, в нижних этажах которых часто располагаются сувенирные магазины, рыбные рестораны и блинные.

Подлинное каменное ущелье.

Наибольший расцвет Сен-Мало пришелся на XVII-XVIII века. Благодаря мореплавателям и купцам, которые отсюда отправлялись в Индию, Китай, Африку и Америку, город непрерывно преумножал свои богатства и влияние. Его славу составили многочисленные замечательные личности: первооткрыватель Канады Жак Картье, Гуен де Бошен, обошедший мыс Горн в 1701 г., Мопертюи, отправившийся в Лапландию в 1736 г., чтобы определить форму Земли, знаменитый поэт Шатобриан, а также корсары Сюркуф и Дюге-Труэн.

Вообще под влиянием военной архитектуры стиль построек города заметно унифицировался, что бросается в глаза в благородных и суровых кварталах застройки начала ХVIII века.

И тем не менее под суровой внешностью города-крепости прячется веселая душа авантюриста, унаследованная от великих корсаров.

Как жаль, что фотография не в силах передать потрясающий запах свежего северного морского ветра!

Снимок сделан с внешнего кольца стен. Как видно, на особенно ответственных участках городские укрепления дублировались.

Памятник знаменитому французскому корсару Роберу Сюркуфу (1774-1827 гг.). Рука статуи указывает в сторону Англии – давнего соперника Франции в борьбе за господство на морях. Чайка почтительно внимает этому призыву. :)

Благодаря прозрачно-изумрудным водам Атлантики побережье северной Бретани в районе Сен-Мало называют Изумрудным берегом (Cote d"Emeraude).

В тумане тонут дома и высокие крыши.

К этой стене в XVIII веке англичанами был послан начиненный порохом корабль, по сути огромный брандер, способный причинить городу немалые разрушения. Этот замысел не остановил даже официальный мир между Францией и Англией: так велика была ненависть к Сен-Мало, откуда весьма успешно действовали многочисленные французские корсары, исподтишка наносящие чувствительные удары то здесь, то там. К счастью для Сен-Мало, способный стать роковым для многих малуинцев корабль отнесло порывами неожиданно налетевшего ветра, и он взорвался в изрядном удалении от города. Тем не менее, по свидетельствам очевидцев, взрыв был такой силы, что им выбило оконные стекла во многих домах даже вдалеке от моря.

Одна из площадей Старого города.

Вдалеке виден собор Сен-Винсент (La Cathedrale Saint-Vincent), заложенный еще в ХII веке.

Неф его выполнен в анжуйском стиле, а недавняя реставрация дополнила убранство собора высоким гранитным шпилем по старинному образцу взамен прежнего шпиля XIX века.

Часто встречаются улочки, где не протиснется ни один автомобиль.

Дом герцогини Анны Бретонской (1477-1514 гг.) – одной из важнейших фигур в истории Бретани. Не по своей воле она стала орудием Истории, способствовав присоединению полуострова к Франции.
В момент смерти отца, герцога Бретани Франциска II, Анне было всего двенадцать лет. Но уже тогда на ее руку было много претендентов. Среди прочих – эрцгерцог Максимилиан Габсбург, будущий император Священной Римской империи, с которым Анна и была помолвлена. Недовольный этим потенциально опасным для Франции союзом французский король Карл VIII, (уже обрученный с Маргаритой Австрийской, дочерью Максимилиана), посылает свои войска против Бретани. Он покоряет большую часть полуострова и осаждает Ренн, где укрылась Анна. Знать просит герцогиню порвать с Максимилианом и согласиться на союз с Карлом VIII, Анна соглашается. Папа Римский специальным эдиктом освобождает жениха и невесту от предыдущих обязательств, и в 1491 году состоялась свадьба.
Однако Карл VIII умирает в 1498 году, так и не оставив наследника. Воспользовавшись этим, Анна тут же восстанавливает фактическую независимость Бретани. Год спустя она выходит замуж за французского короля Людовика XII Орлеанского. Тот не препятствует заботам Анны о своем герцогстве. В последние годы вплоть до смерти Анны в 1514 году Бретань переживает редкий для Средних веков период мира и благополучия.
После смерти Людовика XII старшая дочь Анны, Клод, выходит замуж за короля Франциска I. Бретань стала ее приданым, и 21 сентября 1532 полуостров окончательно стал одной из французских провинций.
Некоторые историки утверждают, будто Анна Бретонская поддалась обаянию захватчиков в лице Карла VIII. Однако более состоятельной кажется версия, что герцогиня пожертвовала собой для спасения своей страны от катастрофы. Тем не менее спустя восемнадцать лет после смерти Анны все-таки произошло то, чему она противилась всю свою жизнь – Бретань навсегда стала частью Франции.

Очень колоритно на этих древних улочках выглядит ремонт подземных коммуникаций.

Вечер в квартале, примыкающем к Старому городу.

Воздух очень влажный, по-прежнему висит туман, хотя и не такой густой, как днем.

Вечером улочки города заполнены преимущественно туристами.

А многие и вовсе пустынны…

Очень оригинально подсвечено орудие XVIII века: как говорится, простенько и со вкусом.

Департамент – Ий-э-Вилэн (Ille-et-Vilaine)

Сен-Мало находится на северо-востоке Бретани, на побережье Ла-Манша и правом берегу реки Ранс. Это известный туристический центр с крупным торговым портом.

Приливы и отливы у Сен-Мало являются одними из самых мощных в Европе. Максимальная амплитуда приливов – отливов здесь достигает 14 метров, что в два раза больше привычного колебания на Атлантике. Туристов и жителей города призывают быть бдительными, находясь на берегу моря. Прежде чем отправиться на пески и скалы во время отлива, необходимо узнать время прилива (расписание можно взять в туристическом офисе города). Риск оказаться в ловушке у моря действительно есть. Вдоль пляжа на шоссе Сийон установлены спасательные круги и предупреждающие знаки.

Климат в бухте Сен-Мало умеренно-океанический. На температуры большое влияние оказывает Гольф Стрим, колебания между средними температурами зимы и лета незначительные (6 градусов в январе и 17,8 в августе).

История Сен-Мало

Сен-Мало получил свое имя в честь валлийского монаха Святого Мало, епископа Але, старинного города по соседству. Але возник в галльскую эпоху; в 3 веке римляне укрепили его порт. Але развивался вплоть до конца первого тысячелетия, пока после нескольких атак норманнов не ослаб. Епископство Але переехало на скалистые берега, на которых и был основан город Сен-Мало. Стратегическое положение города повлекло борьбу за него французов и бретонцев. В городе жило немало богатых судовладельцев и смелых мореплавателей. С 13 века здесь развивается корсарство: капитаны кораблей получают разрешение от короля атаковать во время войны любое вражеское судно.

С открытием Америк и развитием торговли с индейцами экономическая мощь Сен-Мало возросла, а вместе с ней и смелость судовладельцев и мореплавателей. Многие выходцы из Сен-Мало были знамениты в ту эпоху. Жак Картье открыл Канаду, корсары неотступно преследовали торговые суда и военный флот противников. Судовладельцы получали огромные прибыли и выстраивали себе красивые особняки, которые стали называть малуиньеры. И сейчас в регионе осталось 112 малуиньеров 17-18 вв.

Затем в регионе активно развивается рыбалка и туризм. Сейчас научные центры города работают над морскими биотехнологиями (в косметологии, питании, фармацевтике) и цифровыми технологиями в туризме.

Во времена второй мировой войны город был занят немцами и освобожден в августе 1944 г. Во время освобождения Сен-Мало бомбардировали американцы, считавшие, что там располагается большой гарнизон. В результате бомбардировок и последующих пожаров историческая часть города была разрушена на 80%. К счастью, крепостная стена выдержала, а реконструкция старого города велась с целью восстановить традиционный вид.

Малуиньеры

Малуиньеры строились в 1650 – 1730 гг. богатыми судовладельцами из Сен-Мало в 12-15 км от города. Строительство было вызвано, в том числе, и недовольством судовладельцев малым пространством города. Особняки, построенные не так далеко от города, оставались под защитой крепостной стены Сен-Мало. С другой стороны, поодаль от города они имели возможность выгрузить наиболее ценные товары, прибывшие из Америк, до прибытия королевских сборщиков налогов. Большинство малуиньеров построено из местного отштукатуренного камня. Характерны очень высокие крыши и камины.

Герб города Сен-Мало

На гербе города видим двух собак, горностая и подъемную решетку крепостной стены. Горностай часто изображается на гербах бретонцев, здесь символизирует крепостную стену. Что касается собак, то с ними связана история. Огромные собаки охраняли город по ночам от пиратских и корсарских набегов с моря. Их выпускали вечером на берег. Город был окружен стеной, ворота которой на ночь запирались; также горожане знали, что не должны выходить за ворота после ударов колокола. Утром собак загоняли в специальные убежища, в городе трубили, и это было знаком для горожан, что выход свободен. Собачья охрана была на службе города с 1155 г. до 1770, когда псы загрызли офицера, пытавшегося перелезть через стену.

В Сен-Мало находится 83 исторических памятника, самые знаменитые расположены в историческом центре города. Это собор Сен-Вэнсен, замок Сен-Мало и крепостная стена.

Крепостная стена Сен-Мало

Башня крепостной стены, без сомнения, — самое привлекательное для туристов место. Крепостная стена полностью окружает город. Внутрь можно попасть через 8 ворот и 3 потайных входа. А в 12 веке существовали только два: ворота Сен-Тома и Большие ворота или Морские ворота. Ворота Сен-Тома расположены между двумя башнями – старым донжоном и Квадратной башней (Tour Carrée). Здесь еще можно увидеть старинные механизмы, при помощи которых открывались и закрывались ворота. Ворота названы так же, как когда-то стоявшая напротив часовня. Большие ворота – самые старые, состоят из двух башен с платформой для стрелков. К этим воротам можно было подойти со стороны моря во время отлива. Статуя Девы Марии де Бон-Секур (Notre-Dame de Bon-Secours) стоит в нише над дверью. По мнению экспертов, она появилась здесь в 15 в. Она пострадала от времени и людей. Во время Французской революции статую сбросили и подожгли. Но, в конце концов, она была реставрирована, а оригинал сейчас заменен на копию. Этой статуе приписывают множество чудес. В 16 в. ворота были оснащены железной решеткой и двумя толстыми башнями, вооруженными пушками. Гауптвахта над воротами была заменена на сторожевую башню с часами, там же повесели колокол, удары которого провозглашали каждый вечер комендантский час, после чего на берег за крепостной стеной выпускались 24 собаки. Колокол звонит до сих пор, но заменен на другой, оригинал же теперь находится в соборе, который стоит сразу за воротами. Остальные ворота были построены в 18-20 вв.

Исторический центр Сен-Мало – один из самых посещаемых туристических объектов в Бретани. Замок Сен-Мало, в котором сейчас располагается мэрия, был построен герцогами Бретани, затем обустроен и модернизирован Симеоном Гаранжо – учеником военного инженера Вобана. В донжоне замка сейчас расположен музей истории города и региона. В центре старого города находится собор Сен-Вэнсен. Его часовня возвышается над городскими домами и хорошо заметна. В городе воздвигнуты памятники знаменитым жителям Сен-Мало: знаменитому писателю Шатобриану, первооткрывателю Канады Жаку Картье, французским корсарам Дюгэй-Труэну (завоевателю Рио-де-Жанейро) и Сюркуфу и пр.

Что делать в Сен-Мало

Начните свой день с прогулки по улочкам старого города, затем поднимитесь на крепостную стену и обойдите по ней город. Во время отлива вы можете пешком добраться до островка Гран Бе (Grand Bé). Пообедайте в одном из ресторанов вокруг площади Пилори (place du Pilori) и овощного рынка (Marché aux légumes).

Если вы любите загорать и купаться, то у вас есть выбор между несколькими пляжами. Пляж Сийон (Sillon) будет интересен любителям прогулок вдоль моря. Для семейного отдыха лучше предпочесть пляж Бон Секур (Bon Secours) – здесь есть бассейн с морской водой и лестница для прыжков в воду. Здесь же во время прилива вы будете поражены мощью воды.

День можно закончить в квартале Сен-Севран (Saint-Servan). Сначала пройдите по полуострову Але (Alet), отсюда открывается красивый вид на город-крепость. Затем продолжайте свой путь к массивному донжону башни Солидор (Solidor). За ним расположен порт Сен-Севран. На террасе одного из местных кафе можно выпить чашечку кофе с видом на плотину реки Ранс.

Недалеко от туристического офиса Сен-Мало стоит красивейший корабль Etoile Marine – копия корсарского фрегата 1745 г. Это настоящий плавучий музей и его можно посетить. Стоимость билета — 6 евро.

На окраине города находится океанариум.

Около Сен-Мало

И около города есть немало красивых и интересных мест.

На автобусе №5 с вокзала Сен-Мало вы можете доехать за 20 минут до рыбацкой деревни Канкаль (Cancale). Ее порт был известен еще при римлянах. Здесь растут самые вкусные . Купите и съешьте прямо на набережной – незабываемые впечатления! Затем можно прогуляться по тропинке между морскими пихтами и изумрудным морем с устричными фермами. В ясную погоду можно увидеть знаменитый . В конце тропинке (а это 13 км) находится коса Груэн (Grouin) с панорамой на маленький остров Лянд (des Landes) и орнитологический заповедник.

На машине можно устроить поездку по берегам реки Ранс. Сначала вы проедете плотину, затем средневековый городок Динан (Dinan), окруженный крепостной стеной, и одну из самых красивых деревень Франции – Сен-Сюльяк (Saint-Suliac).

На водном трамвае вы сможете добраться до курортного городка Динар (Dinard) с шармом Прекрасной эпохи. А если вы на машине, то продолжайте свой путь до других красивых и спокойных городков : Сен-Люнэр (Saint-Lunaire) и Сен-Брияк (Saint-Briac). Здесь прекрасные пляжи и пейзажи.

«Восьмое чудо света», «чудо Запада» — так называют , аббатство и одноименную бухту. Оба внесены в .

Как доехать в Сен-Мало

Париж — Сен-Мало на поезде

Из Парижа в Сен-Мало идет прямой поезд с вокзала Монпарнас. В пути около 3 часов. Стоимость билетов — от 20 евро в одну сторону .

Париж — Сен-Мало на машине

По шоссе A10, затем А11, потом A81 до Ренна (Rennes). Затем по шоссе Ренн — Сен-Мало. В дороге примерно 3,5 ч.

— это портовый город в , на берегу Ла-Манша. Когда-то укрепленная база пиратов, позже Сен-Мало был укреплен от атак норманнов и англичан. Теперь это один из главных туристических центров . Летом за счет туристов население города увеличивается с обычных 50 до 200 тысяч человек.

Главной достопримечательностью Сен-Мало считается крепость, сохранившаяся на берегу моря — . Укрепленный центр города, ограничиваемый крепостными стенами (intramuros ), очень сильно пострадал во время Второй мировой войны, но был старательно восстановлен.

В начале июля здесь проводится Festival des Folklores du Monde — фестиваль фольклора, когда город наполняют музыкальные и танцевальные представления.

Погода в Сен-Мало:

Путеводитель по Сен-Мало:

Добраться в Сен-Мало:

На машине :

  • (расстояние, время в пути, стоимость платных дорог, парковки).
  • из Парижа шоссе A11, затем RN 137.
  • из — шоссе A84.

На самолете:

  • ближайший аэропорт — Dinard-Pleurtuit-St-Malo Airport — в 13 км (авиакомпания Ryanair).
  • Из аэропорта только на такси (€22 до вокзала, €25 до центра), обществ. транспорта из аэропорта нет.

  • 3 прямых поезда в (вокзал Gare de Montparnasse, ок. 3 часов в пути, €50),
  • ежечасные поезда из (50 мин в пути, €15).

На автобусе : дешевле, но медленнее поездов.

  • 2 автобуса/день в Pontorson (маршрут 17, 1 час в пути, €2,5), отправление от вокзала, остановка у старого города.
  • Прямые автобусы до (€22).
  • Автобусы в Dinard (направление , €4.70), Titeniac (напраление на Illenoo, €6.80).

На пароме : из Великобритании есть несколько паромов в Сен-Мало:

  • Из портов Poole и Weymouth, компания Condor Ferries.
  • Из Portsmouth — компания Brittany Ferries.
  • Из Jersey & Guernsey — компания Condor Ferries.

По городу:

  • исторический центр — крепость Сен-Мало — проще посмотреть пешком, можно на туристическом мини-поезде (€5.50).
  • до центра — можно доехать на (€1.5), вечером автобусов нет.
  • от парковки Park & Ride — бесплатный шаттл (каждые 15 минут, в высокий сезон)

История Сен-Мало

В 6 веке здесь жили монахи. В честь одного из них — святого Мало — город и получил свое название. Сам город возник только в середине 12 века, к Средневековью превратившись в крепость. В 1590-94 гг Сен-Мало даже успел побывать независимой республикой. Позже он превратился в убежище для разных пиратов и каперов.

Город сильно пострадал во Второй мировой войне при высадке союзников в 1944 году, он был старательно восстановлен.

  • Укрепленный город внутри стен (La Ville Intra-Muros)
  • Замок
  • Вид на укрепленный город с «Мемориала 39-45»
  • Первая в мире приливная электростанция — ежегодно около 200,000 посетителей. Автобусы C1 и C2, затем примерно 1 км пешком.

Музеи Сен-Мало:

  • Musée d’histoire — исторический музей, расположенный в музее и башне Солидор (Château et Tour Solidor) — посвящен истории и мореплаванию Saint-Malo
  • Musée Long Cours Cap Hornier — международный музей дальней навигации, в том числе вокруг мыса Горн. Музей занимает 4 этажа башни Солидор (tour Solidor). История открытия мыса Горн, модели кораблей и др.
    • Адрес: Tour Solidor Quai Sébastopol Saint-Servan 35400 Saint-Malo
    • Время работы:
    • апрель — сентябрь 10:00 — 12:30 и 14:00 — 18:00 (кроме 1 мая)
    • октябрь — март: вт — вск 10 — 12 и 14-18
  • Manoir Jacques Cartier — www.musee-jacques-cartier.fr — единственный особняк Картье (Cartier) — первооткрывателю французских территорий в Северной Америке. После открытия территории вдоль реки Saint-Lawrence вплоть до Монреаля, Картье обосновался в этом особняке, между Saint-Malo и Cancale.
    • Адрес: Jacques Cartier Manor House Rue David MacDonald Stewart 35400 Saint-Malo
    • Проезд: автобусы 3 и 8, остановка Sainte Famille
    • Время работы:
    • июль — август — ежедневно
    • с сентября до июня — кроме вск.
    • 1 июня — 30 сентября: 10:00 — 11:30 и 14:30 — 18:00.
    • 1 октября — 31 мая: 10:00 — 15:00

Вход в музеи:

  • Билет в 1 музей : 6.00€, семейный билет (2 взрослых +2 ребенка) — 15.00€, 8 — 18 лет — 3.00€, до 8 лет — бесплатно.
  • Билет в 2 музея (Musée d’histoire – Musée Long Cours Cap Hornier – Mémorial — Manoir Jacques Cartier): 9,00€, семейный — 20,00€, 8 — 18 лет — 4.50€.
  • Билет в 3 музея : 10.00€, семейный — 25.00€, 8 — 18 лет — 5.00€

Карта Сен-Мало

Туристический маршрут по Сен-Мало

Главной достопримечательностью Сен-Мало считается укрепленный центр города — крепость .

Туристический маршрут проведет вас по так называемому La Ville Intra-Muros — городу внутри крепостных стен. На маршруте отмечены главные достопримечательности Сен-Мало.