Икт технологии в профессиональной деятельности педагога психолога. Презентация на тему: Использование ИКТ в работе педагога-психолога ДОУ

Никто не будет спорить, что на современное общество сильное влияние оказывают компьютерные технологии, которые проникли во все сферы человеческой деятельности. Технический прогресс коснулся и школы. Сейчас просто невозможно представить себе образовательный и воспитательный процесс без компьютерной техники, без Интернета. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) очень помогают и нам, педагогам-психологам. Во-первых, мы можем хранить в компактном виде очень много информации, и хранить ее достаточно долгое время. Во-вторых, у нас появилась возможность оперативно искать информацию, работать с ней, обрабатывать ее, отправлять ее быстро и на дальнее расстояние. В-третьих, если раньше информация была чаще всего текстовой, то сейчас мы можем позволить себе работать со звуком, изображением.

ИКТ можно использовать в любом направлении психологической службы. Эти технологии позволяют увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождают время и помогают систематизировать и теоретический, и диагностический материал по различным направлениям, таким, например, как психодиагностика, психологическое просвещение и профилактика, коррекция и развитие. Применение информационных технологий позволяет школьному психологу создать электронную библиотеку, которая включает в себя психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов. Многие педагоги-психологи уже пользуются электронным журналом, благодаря которому можно заносить данные о проделанной работе, и они автоматически распределяются по разным направлениям.

Раньше много времени у педагога-психолога уходило на отчетность, на создание баз различных данных. Сейчас первым помощником можно считать программу Microsoft Office Excel, которая может создавать отчеты как графические, так и текстовые, делать различные выборки, считать аналитику.

Большие возможности компьютерные технологии дали психодиагностике. Появились компьютерные тесты, которые позволяют проводить индивидуальное тестирование с последующей интерпретацией результатов и выводом этих результатов на печать. При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. Кроме того, давно замечено, что детям интересней работать на компьютере, чем отвечать на те же вопросы на бланках. Можно воспользоваться готовыми наработками, помещенными на следующих сайтах:

http://5psy.ru/

http://psychologiya.com.ua/

« Психологические тесты он-лайн» , «Психологическая лаборатория ».

Только нужно внимательно относиться к многочисленным тестам, которые появились сейчас на просторах Интернета. Не все они достоверны. Стоит обратить внимание на фирмы, занимающиеся выпуском профессиональных психологических тестов. Это, в первую очередь, фирмы «Иматон», «Амалтея». Они поставляют сертифицированный психологический инструмент, соответствующий утвержденным стандартам. Можно также воспользоваться конструктором тестов (набор и преобразование профессиональных текстовых методик в компьютерном варианте, создание собственных методик, анкет, опросников). Найти конструкторы можно по следующим адресам: «Учительский портал. Конструктор тестов », "Softodrom" , "FreeSOFT" .

Широко применяются компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с учащимися. Для развития познавательных способностей существуют разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие сенсомоторики, памяти, внимания и мышления. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как психолог находится рядом с ребенком, наблюдает за процессом работы, отслеживает правильность выполнения задания, помогает ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Развивающие игры можно найти на сайтах: "GameBOSS" , "Солнышко" .

При коррекции агрессивности, замкнутости, страхов компьютерные игры используются вместо игрушек и картинок, которые применяются в данном виде работы для замены живых участников общения. В этом компьютерные технологии имеют преимущество перед бумажными материалами в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей. С помощью компьютерных игр и презентаций можно моделировать ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком.

Часто на занятиях я использую презентации в программе Microsoft Office PowerPoint. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация позволяет делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. Кроме того, презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Психологическое просвещение и консультирование. На групповых консультациях, родительских собраниях, педагогических советах одним из немаловажных факторов является наглядность представленного материала. Презентации помогают повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры. Кроме того, я использую офисную программу Microsoft Publisher, которая помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют квалифицированно оказать помощь в решении такого трудного и важного вопроса, как выбор профессии. С помощью сети Интернет можно быстро получить и собрать большой банк данных по данной проблеме: перечень средних и высших учебных заведений, рейтинг специальностей и многое другое.

Итак, можно отметить следующие преимущества использования компьютерных технологий в работе с детьми:

Огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерной техникой;

Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);

Возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка;

Интерактивность компьютерных программ;

Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности;

Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.

Каждый педагог-психолог должен стремиться к профессиональному росту. Он обязан быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования информационных ресурсов сети Интернет. Современный специалист должен уметь находить на сайтах необходимые информационные материалы по детской психологии, обмениваться с коллегами информацией с помощью электронной почты, участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций; обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации.

Что интересного можно найти в Интернете? Меня привлекает возможность оперативного доступа к практике помощи детям с различными нарушениями в развитии, знакомиться с психологической литературой, которую не всегда можно найти на прилавках книжных магазинов, находить материалы к занятиям, общаться с педагогами на форумах, знакомить учащихся с возможностями информационной сети.

Некоторые полезные сайты:

http://www.psy.1september.ru/ газета «Школьный психолог»

http://www.psyedu.ru/ «Психологическая наука и образование»

http://psyinfo.ru/ «Служба практической психологии образования РФ»

www.imaton.ru - Институт практической психологии Иматон

Компьютерные технологии очень помогают нам в повседневной работе. Но время не стоит на месте. И хочется, чтобы психологи всегда шли в ногу с техническим прогрессом, не отставая от детей (которые уже сейчас зачастую разбираются в технических новинках лучше, чем мы), а также соответствовали современным требованиям, которые предъявляет к педагогам общество.

1.Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания

Автоматизированных систем обработки результатов

Диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.

1.Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.

2. Забара Д.О. Вики-статья "Использование информационных технологий для развития психических процессов человека" http://wiki.uspi.ru/

3.Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru

4.Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24

5.Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога //http://www.openclass.ru

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, и органично дополняет традиционны формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ Подготовила: педагог-психолог Зубарева Е.И.

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, и органично дополняет традиционны формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.

Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях: 1. Диагностическая работа. 2. Методическая работа. 3. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми. 4.Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родителями. 5. Работа с коллегами (педагогами-психологами ДОУ, школ).

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Возможность находить в интернете и распечатывать методики, стимульный материал, бланки заданий. Создание мультимедийных презентаций в программе POWER POINT.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. Работа в MICROSOFT OFFICE (EXCEL, WORD, POWERPOINT). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ. При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для Тигры», игры – раскраски и др), использовать сенсорную доску. Также, необходимо использовать аудиоаппаратуру - dvd , cd диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.). Приложение « paint » можно применять как арт-терапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ДОУ. Создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. Документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения. Консультирование родителей, педагогов, используя возможности интернета. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.

РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ (ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ ДОУ, ШКОЛ). Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www.Doshkolnik.Ru , www.Maaam.Ru , www..Dohcolonoc.Ru и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты.

Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: - развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); - обогащение кругозора; - помощь в освоении социальной роли; - формирование учебной мотивации; - развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); - организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


«Выполнила: Харченко Евгения Сергеевна Использование ИКТ в работе педагога-психолога XXI век называют веком информатизации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все...»

Использование ИКТ в работе

педагога-психолога

Выполнила:

Харченко Евгения Сергеевна

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

XXI век называют веком информатизации. Современные информационные

компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни,

становятся неотъемлемой частью современной культуры.

ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы, долговременно и

компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.



Не обошла информатизация и сферу образования: детские сады и школы стали делать шаги в этом направлении:

В учреждениях появилась компьютерная техника;

Стало возможно иметь доступ к Интернету;

Информационные технологии используются в учебной, внеучебной, внеклассной деятельности;

Создаются специальные учебно-методические комплексы, ориентированные на использование ИКТ, коллекции цифровых образовательных материалов.

Приоритетные национальные проекты «Образование», федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» включают:

создание федеральной системы информационного и научнометодического обеспечения развития образования;

предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, технического обслуживания;

применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов наряду с традиционными учебными материалами;

подготовку педагогических, кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологию.

Все это позволяет разрабатывать и внедрять новые ИКТ – технологии в деятельности педагога-психолога в ОУ.

Использование ИКТ в образовании рассматривается с разных точек зрения;

1. как объекта изучения, начиная с дошкольного звена;

2. как средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности.

В настоящее время под информационно-коммуникационной технологией мы совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи понимаем документированной информации.

С этой точки зрения, к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:

офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных, нагдядных материалов в Word, Excel, PowerPoint;

сетевые технологии, в рамках глобальной Интернет сети;

телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, форумов и чатов;

широкий спектр специализированных программных средств, обеспечивающих документооборот внутри дошкольного учреждения (электронные формы отчетов, психологических заключений, протоколов консультаций и п.т.);

прикладные программы психологов для тестирования детей (такие как 1С), в которых представлены батареи методик, и обеспечена автоматизированная обработка тестовый данных;

мультимедийное оборудование с возможностью объемного моделирования, интерактивного письма.

В задачу педагога-психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и т.д.

Для качественного выполнения задач, стоящих перед психологом, ему необходимо использовать в своей деятельности передовые технологии, в том числе и информационные.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога можно использовать в таких направлениях:

1. методическое;

2. коррекционно-развивающее;

3. диагностическое;

4. организационно-методическое;

5. просветительское.

Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал. Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе месячные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий.

Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются.

Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов. В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки.

Достоинством технологии является то, что психометрические данные по основным показателям можно накапливать и пополнять в течение всего необходимого времени, производить качественный, сравнительный и графический анализ полученных данных.

При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.

Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты: тест Равена, тест Люшера, тест Айзенка, тесты профессионального отбора (программа Optant), которые автоматизируют математическую обработку данных психодиагностики, таким образом сокращая время и давая возможность охватить большее количество учащихся.

Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий, научно-исследовательской и психопросветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей.

Особенно следует отметить эффективное сочетание и использование возможностей компьютерных технологий.

Также можно отметить как очень эффективный среди информационных технологий метод использования презентаций:

на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися;

на семинарах, практикумах с учителями, учащимися;

на педагогических советах.

Сбор информации и обмен опытом работы необходим для профессионального роста и высокого уровня психологической помощи учащимся. Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Поэтому необходим обмен опытом с педагогами-психологами образования, а также сбор и анализ новой информации в области дошкольной психологии. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования компьютера. Он позволяет использовать как информационные ресурсы сети Интернет.

Таким образом, использование информационных технологий дало возможность:

классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал;

представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии обучения, воспитания не только непосредственным участникам учебно-воспитательного процесса (ученикам, родителям, учителям), но и широкому кругу заинтересованных лиц на сайте детского сада и школы.

Появляется возможность преемственности в передаче психологических данных при переходе ребенка из одного учреждения в другое, особенно в рамках образовательных комплексов, объединяющих дошкольное и школьное обучение.

В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми?

Первое и немало важное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое–экономия временных ресурсов.

Вывод:

В любом случае, компьютерные технологии являются надежными помощниками школьной практической психологии. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши дети.

Тандем психологов и программистов может сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее негативное влияние на детей и подростков.

Похожие работы:

« САМОХВАЛОВ ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЫ БАЗ ДАННЫХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под общей редакцией В.В. Григорьева МОСКВА – 2000 ГОРДУНОВСКИЙ Виктор Максимович, ГУТНИК Сергей Александрович, САМОХВАЛОВ Сергей Юрьевич. Введение в системы баз данных: Учебное пособие/ Под редакцией ГРИГОРЬЕВА Владимира Викторовича. Изд. МГИМО (Университет), 2000 г., с. В учебном...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА (национальный исследовательский университет)» Распределенная обработка данных в современных СУБД Электронные методические указания к лабораторным работам САМАРА Составители: Додонов Михаил Витальевич, Сопченко Елена Вильевна Рецензент: Авсиевич А.В. В пособии приведены методические указания к...»

«Утверждаю Председатель Высшего экспертного совета В.Д. Шадриков «» 2014 г. ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии. Управление проектами по разработке программного обеспечения ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» Разработано: Менеджер проекта: /А.Л. Дрондин/ Эксперты АККОРК: _/ А.В. Королькова / /В.Н. Соснин/ /С.А....»

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕДАКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КАРТ Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный университет геодезии и картографии А.А. Макаренко, В.С. Моисеева, А.Л Степанченко Проектирование и редакционная подготовка общегеографических региональных карт Учебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов по направлению подготовки «Картография и геоинформатика» Москва УДК 528.93 Рецензенты: кандидат технических...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ) УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой АСУ, профессор А.М. Кориков СОВРЕМЕННЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Самостоятельная и индивидуальная работа студента Учебно-методическое пособие для студентов уровня основной образовательной...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра экологии и генетики Пак И.В. ИММУНОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501 – Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения Тюменский государственный университет Пак И. В....»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра информационных и сетевых технологий Организация и порядок проведения практики студентов факультета информатики и вычислительной техники ЯрГУ им. П. Г. Демидова Методические указания Ярославль ЯрГУ УДК 378.147.88(072) ББК Ч 481я73 О 64 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2012 года. Составитель О. Б. Лавровская...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Методички, методические указания, пособия»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Дата публикации: 03.04.16

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Сегодня сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду.

Введение компьютера в среду дошкольного учреждения не является целью, ориентированной только на формирование навыков работы с новыми техническими средствами. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения.

Компьютер должен стать частью развивающей среды для дошкольника, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления

Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей.

Игра в дошкольном учреждении является ведущей детской деятельностью.

Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций ребенка. В игре воспитанники учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его сложности. Это накладывает большую ответственность на педагогов в выборе игр и игрушек для дошкольников, в том числе компьютерных.

В свою очередь, игра на компьютере должна быть обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Для этого мы выбираем такие игры, которые согласуются с обычными играми или игрушками: кубиками, логическими загадками и др.

Следующее направление - использование ИКТ в целях социально - личностного, патриотического воспитания дошкольников.

Эта задача в сегодняшнем сложном мире является одной из главных. Мы должны научить воспитанников быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми, любящими всех людей. Для этого надо начать с малого - научить дошкольников любить и уважать своих родителей, близких, Родину.

Как педагог - психолог использует ИКТ в своей работе?

Ни для кого не секрет, что в последнее время помимо разработок по непосредственно-образовательной деятельности, с педагогов требуется большое количество бумажной отчетности.

В первую очередь это относиться к организационно методической работе, разработка и оформление программ, составление справок и отчетов, создание и фиксирование проделанной работы в журналах и т.д., где в основном мы используем программу Microsoft Word, а также программу Power Point если хотим презентовать работу на педагогических советах и родительских собраниях.

Использование электронных журналов, и использование программы Excel.

Очень широко на данный момент используются электронные книги, из за обилия информации, создание электронной библиотеки во многом облегчает труд педагогов.

Психологические карты и паспорта детей, созданные в электроном варианте, также экономят время и упрощают способы поиска информации необходимого ребенка в нужное время.

Использование сайта дошкольного учреждения в целях психологического просвещения и консультирования где мы можем разместить необходимую нам информацию, с которой могут ознакомиться как родители, так и педагоги.

Создание буклетов и памяток, бюллетеней с полезной информацией при помощи программы Microsoft Publisher.

Создание презентаций и фильмов, фотоотчетов о жизни детского сада и не только.

Использование электронной почты, облегает общение между родителями и детским садом в предоставлении информации.

Использование ИКТ в обработке диагностических данных позволяют в короткие сроки выявить результаты обследования.

Широкое использование обучающих программ для детей, развивающих игр, игр с создание квестов и многое другое.

Использование интерактивных столов и досок.

В заключении хочу заметить, что использование ИКТ приводит к целому ряду положительных эффектов:

1. Обогащают занятия эмоциональной окрашенностью

2. Психологически облегчает процесс усвоения

3. Возбуждает живой интерес к познанию

4. Расширяет общий кругозор

5. Возрастает уровень использования наглядных пособий

6. Освобождает от рутинной ручной работы;

7. Повышает производительность труда, как педагога, так и детей.

Список литературы.

1. Дорохова И. А., Трифонова Н. Р. Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 79-82.

2. Горвиц, Ю. М. Зачем нужны компьютеры в детском учреждении?

Ю. М. Горвиц // Информатика и образование. - 1994. - № 3. - С. 99–103.

Чтобы успешно развивать познавательные процессы учащихся в учебной деятельности, необходимо развивать современные средства и методы обучения. А использование ИКТ с его огромными универсальными возможностями как и является одним из таких средств.

Статья: « Роль ИКТ в работе педагога-психолога »

Подготовила Сидорук Н.Е.

Применение компьютерных ИКТ в образовательном процессе - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.

Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют сохранять и дорабатывать диагностический, учебный, методический материал, побуждая к новым инновационным методам работы.

Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами. Предоставление знаний в форме презентации облегчает изучение темы, учащиеся чувствуют себя более уверенно и раскрепощёно. Презентация дает возможность любому педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и др.

Презентации во время занятий и внеурочной деятельности представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеурочных занятиях.
Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа PowerPoint - мастер создания презентаций.

Презентация обеспечивает возможность для:

  • информационной поддержки;
  • иллюстрирования;
  • использования разнообразных упражнений;
  • экономии времени и материальных средств;
  • построения канвы урока;
  • расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;
  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учебе.

Главными достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе являются интерактивность и повышенная эффективность восприятия. Применение цвета, графики и анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.

Презентации способствуют превращению урока в интерактивное действие. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся, позволяющая осуществить взаимодействие учителя и ученика, ученика и компьютера, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. От учителя зависит организовать учебный процесс с помощью презентаций таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Мой личный опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в практике процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:

  • интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение материала системным, ярким и убедительным;
  • сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся младших классов на особо значимых (важных) моментах учебного материала.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на моих занятиях зависят от содержания и типа мероприятия, цели, которую я ставлю перед собой. Моя практика с ИКТ позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий. При использовании в работе мультимедийных презентаций, структура урока принципиально не изменяется, в нем по-прежнему сохраняются все основные этапы.

Занятия с применением мультимедийными технологиями помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

по разработке мультимедийных презентаций

  1. Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

  1. Использование цвета

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  1. Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  1. Шрифты

Для заголовков - не менее 24.

Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

  1. Способы выделения информации

Следует использовать:

Рамки, границы,

Штриховку, заливку,

Стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

7.Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации

P . S .

Всё зависит от учителя -

хороший урок презентация украсит,

плохому же уроку - все равно не поможет.