Изначальная принадлежность курильских островов. Когда и кому принадлежали Курилы

Проблема Курильских островов

Сегорских А.

группа 03 История

К так называемым «спорным территориям» относятся острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Малая Курильская гряда состоит из 8 островов).

Обычно при обсуждении проблемы спорных территорий рассматривают три группы проблем: исторический паритет в открытии и в освоении островов, роль и значение русско-японских договоров XIX века, установивших границу между двумя странами, а также юридическую силу всех документов, регулирующих послевоенное устройство мира. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны, ибо международное право гласит: состояние войны между государств ами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Уже по одному этому весь “исторический” пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства. Поэтому первые две проблемы мы рассматривать не будем, а остановимся на третьей.

Сам факт нападения Японии на Россию в русско-японской войне гг. являлся грубым нарушением Симодского трактата, в котором провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». После поражения России, в 1905 году был заключен Портсмутский мирный договор. Японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин . В Портсмутском договоре прекратило действие обменное соглашение 1875г., а также говорилось о том, что все торговые договоры Японии с Россией аннулируются в результате войны. Это аннулировало Симодский трактат 1855г. Таким образом, к моменту заключения 20 января 1925г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между Россией и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения о принадлежности Курильских островов.

Вопрос о восстановлении прав СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова обсуждался в ноябре 1943г. на Тегеранской конференции глав союзных держав. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. лидеры СССР, США и Великобритании окончательно договорились о том, что после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова перейдут Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

2 февраля 1946г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, который установил, что вся земля с ее недрами и водами на территории Южного Сахалина и Курильских островов является государственной собственность ю СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. Тем не менее статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

Но позже США стали утверждать, что в Сан-францисском мирном договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий. Это заложило основы для предъявления территориальных претензий.

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Декларация предполагала сначала заключение мирного договора и только потом «передачу» двух островов. Передача – это акт доброй воли, готовность распорядиться собственной территорией «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства». Япония же настаивает на том, чтобы «возвращение» предшествовало мирному договору, ибо само понятие «возвращение» - это признание незаконности их принадлежности к СССР, что и является ревизией не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

27 января 1960 года СССР заявил, что, поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, то советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче указанных островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «Они не включают, и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время: «Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны».

В 90-е при встрече с Японской делегацией также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные". Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации - вопрос о «северных территориях») оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией.

14 ноября 2004 года глава МИДа в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры». Премьер-министр Японии Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре. Да и способ отвлечь внимание от своих действий конца войны, а также сохранять равенство сил в данном регионе.

В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего врага, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора.

16 августа 2006 японская рыболовецкая шхуна была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться командам пограничников, по ней был открыт предупредительный огонь. В ходе инцидента один член экипажа шхуны получил смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест японской стороны. Обе стороны заявляют, что инцидент произошёл в их собственных территориальных водах. За 50 лет спора вокруг островов это первый зафиксированный смертельный случай.

13 декабря 2006 Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.

Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов

· наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях , прилегающих к островам;

· неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;

· близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона; необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. При разработке механизма передачи островов должно учитываться мнение местного гражданского населения. Тем, кто останется, должны быть гарантированны все права (включая имущественные), а тем, кто уедет, необходима полная компенсация. Нужно учесть готовность местного населения воспринять изменение статуса этих территорий.

Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Курильские острова и прилегающая к ним акватория единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

Примечания:

1. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

3. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/

4. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

7. Современные японские историки об освоении Южно-Курильских островов (начало XVII - начало XIX века) http://proceedings. /

8. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/


Введение

Заключение

Введение


Политические конфликты всегда имели важную и, несомненно, неоднозначную роль в мировом дипломатическом сообществе. Особенно привлекающими внимание кажутся споры по принадлежности территорий, тем более, настолько долговременные, как дипломатический конфликт между Российской Федерацией и Японией по вопросу принадлежности Южных Курильских островов. Именно это и определяет актуальность данной работы.

Курсовая работа написана простым и понятным широкой публике языком. Она имеет не только теоретическую, но и практическую ценность: материал можно использовать в качестве опорного конспекта при подготовке к экзамену по истории или основам теории международных отношений по теме проблематики русско-японских отношений.

Итак, нами была поставлена цель :

Проанализировать существующую проблему принадлежности Курильских островов и предложить возможные пути решения данной проблемы.

Цель определила и конкретные задачи работы:

ñСобрать теоретический материал по данной теме, проанализировав и систематизировав информацию;

ñСформировать позиции каждой стороны в дипломатическом конфликте;

ñСделать выводы.

Работа построена на изучении монографий по конфликтологии и дипломатии, исторических источников, новостных и репортажных обзорах и заметок.

С целью облегчения восприятия поступающей информацию мы поделили всю работу на три этапа.

дипломатический конфликт курильский остров

Первый этап состоял в определении ключевых теоретических понятий (таких как конфликт, государственная граница, право на владение территорией). Он составил понятийный фундамент данной работы.

На втором этапе мы рассматривали историю русско-японских отношений в вопросе Курильских островов; сам русско-японский конфликт, его причины, предпосылки, развитие. Отдельное внимание мы посвятили настоящему времени: провели анализ состояния и развития конфликта на сегодняшний этап.

На заключительном этапе были сделаны выводы.

Глава I. Сущность и понятия дипломатического конфликта в системе международных отношений


1.1 Определение конфликта и дипломатического конфликта


Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические, территориальные и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик и историк К. фон Клаузевиц, история мира - это история войн. И хотя такое определение истории страдает известной абсолютизацией, нет сомнения в том, что роль и место конфликтов в человеческой истории более чем существенны. Окончание "холодной войны" в 1989 г. в очередной раз породило радужные прогнозы о наступлении эры бесконфликтного существования на планете. Казалось, что с исчезновением противостояния двух сверхдержав - СССР и США, - канут в Лету региональные конфликты и угроза третьей мировой войны. Однако надеждам на более спокойный и благоустроенный мир в очередной раз не суждено было сбыться.

Итак, из всего вышесказанного следует, что конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии. Следовательно, в международном конфликте участвуют государства, имеющие противоположные точки зрения на предмет спора.

Когда страны пытаются решить конфликт дипломатически - то есть без применения военных действий - их действия направлены на то, чтобы, прежде всего, найти компромисс за столом переговоров, что бывает весьма сложно. Этому есть объяснение: часто руководители государств просто не хотят идти на уступки друг другу - их устраивает некое подобие вооруженного нейтралитета; также, нельзя ни учитывать причины конфликта, его историю и, собственно, предмет спора. Национальные особенности и потребности играют немаловажную роль в развитии конфликта - в совокупности это может существенно затормозить поиск компромисса между странами-участницами.


1.2 Государственная граница и право её оспаривания другой страной


Дадим определение государственной границы:

Государственная граница - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Из определения косвенно следует следующее утверждение - государство охраняет свой суверенитет, и, следовательно, свои воздушные и земельные ресурсы. Исторически, одной из самых побудительных причин к военным действиям является именно раздел территорий и ресурсов.


1.3 Право на владение территорий


Вопрос о юридической природе государственной территории предполагает ответ о том, что есть государственная территория с правовой точки зрения, точнее, что есть государственная территория с международно-правовой точки зрения.

Государственная территория - это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое верховенство. Другими словами, государственный суверенитет лежит в основе юридической природы государственной территории. Согласно международному праву территория связана с ее населением. Государственная территория и ее население - необходимые атрибуты государства.

Территориальное верховенство означает полную и исключительную власть государства на своей территории. Это означает, что на территории конкретного государства не может действовать публичная власть другой державы.

Тенденции развития современного международного права свидетельствуют о том, что государство свободно в праве пользования своим территориальным верховенством в той мере, в какой не затрагиваются права и законные интересы других государств.

Понятие юрисдикции государства более узкое по объему, чем понятие территориального верховенства. Под юрисдикцией государства понимается право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать любые дела в пределах своих границ в отличие от территориального верховенства, означающего всю полноту государственной власти на определенной территории.

Глава II. Русско-японский конфликт в отношении Курильских островов


2.1 История конфликта: причины и этапы развития


Основной проблемой на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова - цепь вулканических островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо (Япония), отделяют Охотское море от Тихого океана. Состоят из двух параллельных гряд островов - Большой Курильской и Малой Курильской4. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов.



В 1745 г. большая часть Курильских островов была нанесена на "Генеральную карту Российской империи" в Академическом атласе.

В 70-х гг. XVIII века на Курилах существовали постоянные русские поселения под начальством иркутского мещанина Василия Звездочетова. На карте 1809 г. Курилы и Камчатка приписывались к Иркутской губернии. В XVIII веке мирная колонизация россиянами Сахалина, Курил и северо-востока Хоккайдо в основном завершилась.

Параллельно с освоением Курил Россией шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 г. построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп.

К 1804 г. на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных - Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

февраля 1855 г. был подписан первый русско-японский договор - Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 г. Россия подписала русско-японский договор, согласно которому она уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С 1875 по 1945 г. Курильские острова находились под управлением Японии.

февраля 1945 г. между руководителями Советского Союза, США и Великобритании - Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом, Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому после окончании войны против Японии Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу.

сентября 1945 г. Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 г., по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

февраля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

сентября 1951 г. на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии.

С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 г. предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

октября 1956 г. в Москве подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 г. японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 г. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 г., подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 г. в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов5.


2.2 Развитие конфликта в настоящее время: позиции сторон и поиск решения


В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов. Одним из результатов такой работы стало начало реализации в сентябре 1999 г. договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей. Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 г.

Японская сторона выдвигает претензии на южные Курильские острова, мотивируя их ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 г., по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францискому мирному договору 1951 г. Япония поставила в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.

Позиция российской стороны по вопросу о пограничном размежевании состоит в том, что южные Курильские острова перешли к нашей стране по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г., Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.) и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Подтверждая приверженность ранее достигнутым договоренностям о проведении переговоров по мирному договору, включая вопрос о пограничном размежевании, российская сторона подчеркивает, что решение этой проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности и парламентов обеих стран.

Несмотря на все принимаемые меры, недавнее посещение Д.А. Медведева 1 ноября 2010 года спорной территории вызвало бурю недовольства в японских СМИ; Так, правительство Японии обратилось к российскому президенту с просьбой отказаться от мероприятия во избежание обострения отношений между странами.

МИД РФ ответил на просьбу отказом. В частности, в сообщении дипломатического ведомства отмечалось, что "президент России самостоятельно определяет маршруты поездок по территории своей страны", а советы на этот счет "извне" являются неуместными и неприемлемыми7.

В то же время сдерживающее воздействие нерешенности территориальной проблемы на развитие российско-японских отношений значительно уменьшилось. Это связано, прежде всего, с укреплением международных позиций России и пониманием в Токио необходимости развития российско-японских отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество, на фоне поступательного роста экономики России и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка.

Заключение


Проблема остается проблемой. Россия и Япония со времен Второй мировой войны живут без всякого мирного договора - это неприемлемо с дипломатической точки зрения. Тем более, что нормальные торгово-экономические отношения и политическое взаимодействие возможны при условии полного решения вопроса Курильских островов. Окончательную точку, возможно, поможет поставить голосование среди населения спорных Курильских островов, ведь в первую очередь, нужно прислушаться к мнению народа.

Единственный ключ к взаимопониманию двух стран - это создание климата доверия, доверия и еще раз доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию с плюсом - залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских районах России и Японии. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время.

Список использованных источников


1.Азрилиян А. Юридический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2009 г. - 1152 с.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Значение, предмет и задачи конфликтологии. - СПб.: Питер, 2008 г. - 496 с.

.Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 2008 г. - 688 с.

.Зуев М.Н. История России. - М.: Юрайт, 2011 г. - 656 с.

.Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч.2. - М.: Репринтное издание, 1925 г. - 415 с.

.Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. - М.: ГУВШЭ, 2006 г. - 792 с.

7.http://www.bbc. co. Uk


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Интересна история конца второй мировой войны.

Как известно 6 августа 1945 года американские ВВС сбросили на Хиросиму ядерную бомбу, а затем 9 августа 1945 года - на Нагасаки. В планах было сбросить еще несколько бомб, третья из которых была бы готова к 17-18 августа и была бы сброшена, если бы такой приказ отдал Трумен. Тому не пришлось решать дилемму, поскольку 14-15 августа Японское правительство объявило о капитуляции.

Советские и российские граждане, конечно, знают, что сбросив ядерные бомбы, американцы свершили военное преступление, чисто для того, чтобы напугать Сталина, а американцы и японцы - что заставили капитулировать Японию во второй мировой, чем спасли не менее миллиона человеческих жизней, преимущественно военных и гражданских японцев, ну и естественно, солдат союзников, главным образом из числа американцев.

Представим на минутку, напугали ли американцы Сталина ядерной бомбой, даже если они вдруг ставили такую цель? Ответ очевиден - нет. СССР вступил в войну с Японией только 8 августа 1945 года, т.е. через 2 дня после бомбардировки Хиросимы. Дата 8 мая не является случайной. На Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 г. Сталин пообещал, что СССР вступит в войну с Японией через 2-3 месяца после окончания войны с Германией, с которой [Японией] существовал пакт о нейтралитете, заключенный 13 апреля 1941 г. (см. основные события второй мировой по версии автора этого жж). Таким образом, Сталин свое обещание выполнил на последний день обещанных 2-3-х месяцев после капитуляции Германии, но сразу после бомбардировки Хиросимы. Выполнил бы он это обещание или нет без оной, является интересным вопросом, возможно на него есть ответ у историков, но мне это не ведомо.

Итак, Япония объявила о капитуляции 14-15 августа, однако это не привело к окончаниям боевых действий против СССР. Советская армия продолжала наступать в Маньчжурии. Опять-таки, советским и российским гражданам очевидно, что военные действия продолжались потому, что японская армия отказывалась капитулировать из-за того, что до некоторых не дошел приказ о капитуляции, а кое кто и игнорировал его. Вопросом является конечно, а что было бы, если бы советская армия после 14-15 августа прекратила наступательные действия. Привело бы это к капитуляции японцев и сохранило бы порядка 10 тыс. жизней советских солдат?

Как известно между Японией и СССР, а вслед и Россией, до сих пор нет мирного договора. Проблема мирного договора увязана с так называемыми «северными территориями» или спорными островами Малой Курильской гряды.

Начнем. Под катом гуглземляной снимок территории Хоккайдо (Япония) и ныне российских территорий к северу - Сахалина, Курил и Камчатки. Курильские острова делятся на Большую гряду, включающую большие и малые острова от Шумшу на севере до Кунашира на юге, и Малую гряду, включающую от Шикотана на севере до островов группы Хабомаи на юге (ограничены на схеме белыми линиями).

Из блога

Чтобы понять проблему спорных территорий окунемся в глухую историю освоения Дальнего Востока японцами и русскими. До тех и других там проживали местные айны и прочие народности, мнение которых по старой доброй традиции никого не волнует по причине их почти полного исчезновения (айны) и/или обрусения (камчадалы). Первыми на эти территории пришли японцы. Сперва они пришли на Хоккайдо, а к 1637 г. они составили карты Сахалина и Курил.


Из блога

Позднее, в эти места пришли русские, составили карты и сроки, и в 1786 г. Екатерина II объявила Курилы своими владениями. Сахалин при этом оставался ничей.


Из блога

В 1855 г., а именно 7 февраля, между Японией и Россией был подписан договор, согласно которому Уруп и острова Большой Курильской гряды севернее отходили к России, а Итуруп и острова южнее, включая все острова Малой Курильской гряды - к Японии. Сахалин, говоря современным языком, являлся спорными владениями. Правда по причине малой численности японского и русского населения, вопрос не был столь серьезным на государственном уровне, разве что проблемы возникали у торговцев.


Из блога

В 1875 году в Петербурге вопрос Сахалина был урегулирован. Сахалин переходил полностью к России, взамен Япония получала все Курильские острова.


Из блога

В 1904 г началась Русско-Японская война на Дальнем Востоке, в которой Россия потерпела поражение и в результате в 1905 к Японии переходит южная часть Сахалина. В 1925 г. СССР признает такое состояние дел. После были всякие мелкие стычки, но статус-кво продержался до конца второй мировой войны.


Из блога

Наконец, на Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 г. Сталин обсудил вопрос Дальнего Востока с союзниками. Повторюсь, он пообещал, что СССР вступит в войну с Японией после победы над Германией, которая уже была не за горой, но взамен СССР вернет Сахалин, как незаконно завоеванные Японией в ходе войны 1905 г., и получит Курилы, правда в неопределенном объеме.

И тут начинается самое интересное в контексте Курильских островов.

16-23 августа с боями Советская Армия разбивает японскую группировку на Северных Курилах (Шумшу). 27-28 августа без боя, поскольку японцы капитулировали, Советская Армия берет Уруп. 1 сентября происходит высадка на Кунашире и Шикотане, японцы не оказывают никакого сопротивления.


Из блога

2 сентября 1945 г. Япония подписывает капитуляцию - Вторая Мировая Война официально завершена. И тут происходит Крымнаш операция по захвату островов Малой Курильской гряды, расположенных южнее Шикотана, известные как острова Хабомаи.

Война окончена, а земля советская продолжает прирастать исконно японскими островами. Более того, я так и не нашел, когда остров Танфильева (совершенно безлюдный и плоский кусок земли у самого побережья Хоккайдо) стал наш. Но точно, что в 1946 г. там была организована погранзастава, ставшая известной кровавой бойней, которую устроили двое российских пограничника в 1994 году.


Из блога

В итоге, Япония не признает захват своих «северных территорий» СССР и не признает, что эти территории перешли к России, как правоприемнику СССР. 7 февраля (по дате договора с Россией 1855 г.) празднует день Северных территорий, к которым по договору 1855 г. относятся все острова южнее Урупа.

Попытка (безуспешная) решить эту проблему принималась в 1951 г. в Сан-Франциско. Япония по этому договору должна отказаться от любых претензий на Сахалин и Курилы, за исключением Шикотана и группы Хабомаи. СССР не подписал договор. США подписали договор с оговоркой: «Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за СССР каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении. »

Замечания СССР по поводу договора:

Замечание Громыко (министра иностранных дел СССР) по поводу договора: Советская делегация уже обращала внимание конференции на недопустимость такого положения, когда в проекте мирного договора с Японией ничего не говорится о том, что Япония должна признать суверенитет Советского Союза над Южным Сахалином и Курильскими островами. Проект находится в грубом противоречии с обязательствами в отношении этих территорий, взятыми на себя США и Англией по Ялтинскому соглашению. http://www.hrono.ru/dokum/195_dok/19510908gromy.php

В 1956 г. СССР пообещал Японии вернуть Шикотана и группу Хабомаи, если Япония не будет претендовать на Кунашир и Итуруп. Согласились ли с этим японцы или нет, мнения расходятся. Мы говорим, что да - Шикотан и Хабомаи ваши, а Кунашир и Итуруп наши. Японцы говорят, что все, что южнее Урупа - их.

UPD Текст декларации: При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения .

Японцы потом отыграли назад (типа под давлением американцев), увязывая воедино все острова южнее Урупа.

Не хочу прогнозировать, как развернется история дальше, но скорее всего Япония воспользуется древней китайской мудростью и дождется, когда все спорные острова приплывут к ним сами. Вопрос лишь в том, остановятся ли они на договоре 1855 г. или пойдут дальше к договору 1875 г.

____________________________

Синдзо Абэ объявил, что присоединит к Японии спорные острова Южно-Курильской гряды. «Я решу проблему северных территорий и заключу мирный договор. Как политик, как премьер-министр я хочу добиться этого во что бы то ни стало», - пообещал он соотечественникам .

По японской традиции, Синдзо Абэ придется делать себе харакири, если он не сдержит слово. Вполне возможно, Владимир Путин поможет японскому премьеру дожить до глубокой старости и умереть своей смертью.

На мой взгляд, все идет к тому, что давний конфликт будет улажен. Время для установления приличных отношений с Японией выбрано весьма удачно - за пустующие труднодоступные земли, на которые то и дело ностальгически поглядывают их прежние хозяева, можно получить много материальных выгод от одной из самых мощных экономик мира. И снятие санкций как условие передачи островов - далеко не единственная и не главная уступка, которой сейчас, уверен, добивается наш МИД.

Так что вполне ожидаемый всплеск квазипатриотизма наших либералов, направленный на российского президента, следует профилактировать.

Мне уже приходилось подробно разбирать историю островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре, с потерей которых никак не могут смириться московские снобы. В посте шла речь и о споре с Норвегией о морских территориях, который также был урегулирован.

Касался я и тайных переговоров правозащитника Льва Пономарева с японским дипломатом о «северных территориях», снятых на видео и выложенных в сеть. Вообще говоря, одного этого ролика достаточно, чтобы наши неравнодушные граждане стыдливо проглотили возврат островов Японии, если он состоится. Но поскольку неравнодушные граждане точно не промолчат, мы должны понимать суть проблемы.

Предыстория

7 февраля 1855 года - Симодский трактат о торговле и границах. Ныне спорные острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи отошли Японии (поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий). Вопрос о статусе Сахалина остался неурегулированным.

7 мая 1875 года - Петербургский договор. Японии переданы права на все 18 Курильских островов в обмен на весь Сахалин.

23 августа 1905 года - Портсмутский мирный договор по результатам Русско-японской войны. Россия уступила южную часть Сахалина.

11 февраля 1945 года - Ялтинская конференция. СССР, США и Великобритания достигли письменной договоренности о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов.

2 февраля 1946 года на основе Ялтинских соглашений в СССР создана Южно-Сахалинская область - на территории южной части острова Сахалин и Курильских островах. 2 января 1947 г. она была объединена с Сахалинской областью Хабаровского края, которая расширилась до границ современной Сахалинской области.

Япония вступает в Холодную войну

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан Мирный договор между союзными державами и Японией. По поводу ныне спорных территорий в нем сказано следующее: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

СССР направил в Сан-Франциско делегацию во главе с замминистра иностранных дел А.А.Громыко. Но не для того, чтобы подписать документ, а чтобы озвучить свою позицию. Упомянутый пункт договора мы сформулировали так: «Япония признает полный суверенитет Союза Советских Социалистических Республик на южную часть острова Сахалина со всеми прилегающими к ней островами и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории».

Разумеется, в нашей редакции договор конкретен и больше отвечает духу и букве Ялтинских соглашений. Однако принят был англо-американский вариант. СССР его не подписал, Япония - подписала.

Сегодня некоторыми историками считается, что Сан-Францисский мирный договор СССР должен был подписывать в том виде, в каком он был предложен американцами - это усилило бы нашу переговорную позицию. «Нам следовало подписать договор. Я не знаю, почему мы этого не сделали - возможно, из-за тщеславия или гордости, но прежде всего, из-за того, что Сталин переоценивал свои возможности и степень своего влияния на Соединенные Штаты», - писал в своих воспоминаниях Н.С.Хрущев. Но вскоре, как мы увидим дальше, и сам совершил ошибку.

С позиций сегодняшнего дня отсутствие подписи под пресловутым договором иногда считается чуть ли не дипломатическим провалом. Однако международная обстановка того времени была куда сложнее и не ограничивалась Дальним Востоком. Возможно, то, что кому-то кажется проигрышем, в тех условиях стало вынужденной мерой.

Япония и санкции

Иногда ошибочно считается, что раз у нас с Японией нет мирного договора, то мы находимся в состоянии войны. Однако это совсем не так.

12 декабря 1956 года в Токио состоялась церемония обмена грамотами, ознаменовавшая вступление в силу Совместной декларации. Согласно документу, СССР соглашался на «передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

К такой формулировке стороны пришли после нескольких раундов долгих переговоров. Первоначальное предложение Японии было простым: возврат к Потсдаму - то есть, передача ей всех Курил и Южного Сахалина. Разумеется, такое предложение проигравшей войну стороны выглядело несколько легкомысленно.

СССР не собирался уступать ни пяди, однако неожиданно для японцев вдруг предложил Хабомаи и Шикотан. Это была запасная позиция, утвержденная политбюро, но заявленная преждевременно - глава советской делегации Я.А.Малик остро переживал недовольство им Н.С.Хрущева из-за затянувшихся переговоров. 9 августа 1956 года в ходе беседы со своим визави в саду японского посольства в Лондоне запасная позиция была озвучена. Именно она и вошла в текст Совместной декларации.

Необходимо уточнить, что влияние на Японию Соединенных Штатов в то время было огромным (впрочем, как и сейчас). Они внимательнейшим образом отслеживали все ее контакты с СССР и, бесспорно, являлись третьим участником переговоров, хотя и невидимым.

В конце августа 1956 года Вашингтон пригрозил Токио, что в случае если по мирному договору с СССР Япония откажется от притязаний на Кунашир и Итуруп, США навечно сохранят за собой оккупированные остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю. В ноте прозвучала формулировка, которая явно играла на национальных чувствах японцев: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир (наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо) всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии». То есть, Ялтинские соглашения были публично дезавуированы.

Принадлежность «северных территорий» Хоккайдо, конечно, ложь - на всех военных и довоенных японских картах острова всегда были частью Курильской гряды и отдельно никогда не обозначались. Однако идея пришлась по вкусу. Именно на этом географическом абсурде целые поколения политиков Страны восходящего солнца сделали себе карьеру.

Мирный договор до сих пор не подписан - в своих взаимоотношениях мы руководствуемся Совместной декларацией 1956 года.

Цена вопроса

Думаю, еще в первый срок своего президентства Владимир Путин решил урегулировать все спорные территориальные вопросы с соседями. В том числе, с Японией. Во всяком случае, еще в 2004 году Сергей Лавров сформулировал позицию российского руководства: «Мы всегда выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в том объеме, в каком наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности. Пока же, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как видели в 1956 году».

«До тех пор, пока ясно не определится принадлежность Японии всех четырех островов, мирный договор заключен не будет», - отреагировал тогдашний премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми. Переговорный процесс опять зашел в тупик.

Однако в этом году о мирном договоре с Японией мы опять вспомнили.

В мае на Петербургском экономическом форуме Владимир Путин заявил, что Россия готова вести переговоры с Японией по спорным островам, и решение должно быть компромиссным. То есть, ни одна из сторон не должна себя чувствовать проигравшей «Готовы ли вести переговоры? Да, готовы. Но с удивлением недавно услышали, что Япония присоединилась к каким-то там санкциям - причем здесь Япония, я не очень понимаю - и приостанавливает переговорный процесс по этой теме. Так что мы-то готовы, готова ли Япония, я так для себя и не усвоил», - сказал президент РФ .

Похоже, болевая точка нащупана верно. И переговорный процесс (надеюсь, на этот раз в наглухо закрытых от американских ушей кабинетах) идет полным ходом не меньше полугода. Иначе Синдзо Абэ не давал бы таких обещаний.

Если мы выполним условия Совместной декларации 1956 года и вернем Японии два острова, переселить придется 2100 человек. Все они живут на Шикотане, на Хабомаи расположена только погранзастава. Скорее всего, обсуждается проблема нахождения на островах наших вооруженных сил. Впрочем, для полного контроля над регионом вполне достаточно войск, дислоцированных на Сахалине, Кунашире и Итурупе.

Другой вопрос, каких ответных уступок мы ждем от Японии. Понятно, что санкции должны быть сняты - это даже не обсуждается. Может быть, доступ к кредитам и технологиям, расширение участия в совместных проектах? Не исключено.

Как бы то ни было, перед Синдзо Абэ стоит нелегкий выбор. Заключение долгожданного мирного договора с Россией, приправленного «северными территориями», наверняка сделало бы его на родине политиком века. Оно же неизбежно приведет к напряжению отношений Японии с США. Интересно, что предпочтет премьер-министр.

А внутрироссийское напряжение, которое будут раздувать наши либералы, мы как-нибудь переживем.


Из блога

Группа островов Хабомаи на этой карте обозначена как «Другие острова». Это несколько белых пятен между Шикотаном и Хоккайдо.

(Пост написан более двух лет назад, но ситуация по состоянию на текущий день не изменилась, но разговоры о Курилах в последние дни снова активизировались , - прим.ред. )

Курильская десантная операция Операция Красной Армии на Курилах вошла в историю оперативного искусства. Ее изучали во многих армиях мира, но практически все эксперты пришли к выводу – предпосылок к скорой победе у советского десанта не было. Успех обеспечили отвага и героизм советского солдата. Американский провал на Курильских островах

1 апреля 1945 года американские войска при поддержке британского флота высадили десант на японский остров Окинава. Командование США рассчитывало одним молниеносным ударом захватить плацдарм для высадки войск на основные острова империи. Но операция продлилась почти три месяца, а потери среди американских солдат оказались неожиданно высокими – до 40% личного состава. Затраченные ресурсы были несоизмеримы с результатом и заставили правительство США задуматься над японской проблемой. Война могла продлиться годы, и стоить жизни миллионов американских и британских солдат. Японцы же были убеждены, что смогут длительно оказывать сопротивление и даже выдвигать условия для заключения мира.

Американцы и англичане ждали, что предпримет Советский Союз, который еще на конференции союзников в Ялте взял на себя обязательства открыть военные действия против Японии.
Западные союзники СССР не сомневались, что Красную Армию в Японии ожидают такие же длительные и кровопролитные сражения, как и на Западе. Но главнокомандующий войсками на Дальнем Востоке, маршал Советского Союза Александр Василевский их мнения не разделял. 9 августа 1945 года войска Красной Армии перешли в наступление в Маньчжурии и всего за несколько дней нанесли противнику сокрушительное поражение.

15 августа император Японии Хирохито был вынужден объявить о капитуляции. В тот же день американский президент Гарри Трумэн составил подробный план сдачи в плен японских войск, и направил его для согласования союзникам – СССР и Великобритании. Сталин сразу обратил внимание на важную деталь: в тексте ничего не говорилось о том, что японские гарнизоны на Курильских островах должны капитулировать перед советскими войсками, хотя еще совсем недавно американское правительство было согласно с тем, чтобы этот архипелаг перешел к СССР. С учетом того, что остальные пункты были прописаны подробно, стало понятно, что это не случайная ошибка – США пытались поставить послевоенный статус Курил под вопросом.

Сталин потребовал от президента США внести поправку, и заострил внимание на том, что Красная Армия намерена занять не только все Курильские острова, но и часть японского острова Хоккайдо. Уповать только на добрую волю Трумэна было невозможно, войскам Камчатского оборонительного района и Петропавловской военно-морской базы был отдан приказ высадить на Курильские острова десант.

Почему страны боролись за Курильские острова

С Камчатки в хорошую погоду можно было разглядеть остров Шумшу, который находился всего в 12 километрах от полуострова Камчатка. Это крайний остров Курильского архипелага – гряды из 59 островов, длиной в 1200 километров. На картах они обозначались как территория Японской империи.

Освоение Курильских островов русские казаки начали еще в 1711 году. Тогда принадлежность этой территории к России не вызывала сомнений у международного сообщества. Но в 1875 году Александр II решил упрочить мир на Дальнем Востоке и передал Курилы Японии взамен на ее отказ от претензий на Сахалин. Эти миролюбивые усилия императора оказались напрасны. Спустя 30 лет русско-японская война все же началась, и соглашение утратило силу. Тогда Россия проиграла и вынуждена была признать завоевание противника. За Японией остались не только Курилы, но и она получила и южную часть Сахалина.

Курильские острова непригодны для хозяйственной деятельности, поэтому многие века они считались практически необитаемыми. Жителей было всего несколько тысяч, преимущественно представители айнов. Рыболовство, охота, натуральное хозяйство – вот и все источники существования.

В 1930-е годы на архипелаге развернулось бурное строительство, в основном военное – аэродромы и морские базы. Японская империя готовилась к борьбе за господство в Тихом океане. Курильским островам предстояло стать плацдармом, как для захвата советской Камчатки, так и для нападения на американские военно-морские базы (Алеутские острова). В ноябре 1941 года эти планы начали осуществляться. Это был обстрел американской военно-морской базы Перл-Харбор. Спустя 4 года японцы успели оборудовать на архипелаге мощную систему обороны. Все доступные места для высадки на остров прикрывали огневые точки, под землей была развитая инфраструктура.
Начало Курильской десантной операции
На Ялтинской конференции 1945 года союзники приняли решение взять Корею под совместную опеку, и признали право СССР на Курильские острова. США даже предложили помощь в овладении архипелагом. В рамках секретного проекта «Хула» тихоокеанский флот получил американские десантные суда.
12 апреля 1945 года скончался Рузвельт, и отношение к Советскому Союзу поменялось, так как новый президент Гарри Трумэн относился к СССР настороженно. Новое американское правительство не отрицало возможных военных действий на Дальнем Востоке, и Курильские острова стали бы удобным плацдармом для военных баз. Трумэн стремился воспрепятствовать передаче архипелага СССР.

Из-за напряженной международной обстановки, Александр Василевский (главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке) получил приказ: «используя благоприятную обстановку, сложившуюся при наступлении в Маньчжурии и на о-ве Сахалин, занять северную группу Курильских островов. Василевский не знал, что такое решение было принято из-за ухудшения отношений между США и СССР. Предписывалось в течение суток сформировать батальон морской пехоты. Батальон возглавил Тимофей Почтарёв. Времени на подготовку операции было немного – всего сутки, залог успеха – тесное взаимодействие сил армии и флота. Маршал Василевский принял решение назначить командующим силами операции генерал-майора Алексея Гнечко. По воспоминаниям Гнечко: «мне предоставили полную свободу инициативы. И это вполне понятное: командование фронтом и флотом находилось за тысячу километров, и невозможно было рассчитывать на немедленное согласование и одобрение каждого моего распоряжения и приказа».

Флотский артиллерист Тимофей Почтарёв первый боевой опыт получил еще в Финскую войну. С началом Великой Отечественной войны воевал на Балтике, оборонял Ленинград, участвовал в боях за Нарву. Он мечтал вернуться Ленинград. Но судьба и командование распорядились иначе. Офицер получил назначение на Камчатку, в штаб береговой обороны Петропавловской военно-морской базы.
Самым сложным был первый этап операции – овладение островом Шумшу. Он считался северными воротами курильского архипелага, и Япония уделяла особое внимание укреплению Шумшу. 58 дотов и дзотов могли простреливать каждый метр побережья. Всего на острове Шумшу было 100 артиллерийских установок, 30 пулеметов, 80 танков и 8, 5 тысяч солдат. Еще 15 тысяч были на соседнем острове Парамушир, и они могли быть переброшены на Шумшу в течение нескольких часов.

Камчатский оборонительный район имел в составе лишь одну стрелковую дивизию. Подразделения были рассредоточены по всему полуострову. Все за один день, 16 августа, их необходимо было доставить в порт. К тому же переправить всю дивизию через первый курильский пролив было невозможно – не хватало судов. Советским войскам и морякам предстояло выступать в исключительно сложных условиях. Сначала высадиться на хорошо укрепленный остров, а потом воевать с превосходящим по числу противником без военной техники. Вся надежда была на «фактор внезапности».

Первый этап операции

Советский десант было решено высадить между мысами Кокутай и Котомари, а потом ударом захватить центр обороны острова, военно-морскую базу Катаока. Чтобы ввести противника в заблуждение и рассредоточить силы, запланировали отвлекающий удар – десант в бухте Нанагава. За сутки до операции начали обстрел острова. Огонь не мог причинить большого вреда, но генерал Гнечко ставил другие цели – заставить японцев увести свои войска с прибрежной территории, где планировалась высадка десантных войск. Часть десантников под руководством Почтарёва стали ядром отряда. К ночи погрузка на суда была завершена. Утром 17 августа корабли вышли из Авачинской бухты.

Командирам было дано указание – соблюдать режим радиомолчания и светомаскировки. Погодные условия были сложными – туман, из-за этого, корабли прибыли к месту только в 4 часа утра, хотя планировали в 11 вечера. Из-за тумана некоторые суда не смогла вплотную подойти к острову, и оставшиеся метры морпехи проплыли, с оружием и снаряжением.
Передовой отряд достиг острова в полном составе, и сначала не встретили никакого сопротивления. Еще вчера японское руководство отвело войска вглубь острова, чтобы защитить от артобстрела. Используя фактор внезапности, майор Почтарёв решил силами своих рот захватить батареи противника на мысе Катамари. Эту атаку он возглавил лично.

Второй этап операции

Местность была пологая, поэтому незаметно подойти было невозможно. Японцы открыли огонь, продвижение остановилось. Оставалось ждать остальную часть десантников. С большим трудом и под огнем японцев, основная часть батальона была доставлена на Шумшу, и началось наступление. Японские войска к этому времени оправились от паники. Майор Почтарёв приказал прекратить лобовые атаки, и в боевой обстановке сформировали штурмовые группы.

После нескольких часов боя уничтожили почти все доты и дзоты японцев. Исход боя решила личная отвага майора Почтарёва. Он встал в полный рост и повел за собой солдат. Почти сразу получил ранение, но не обращал на нее внимания. Японцы начали отступление. Но почти сразу снова подтянули войска, и начали контратаку. Генерал Фусаки приказал любой ценой отбить доминирующие высоты, потом рассечь силы десанта на части и отбросить их к морю. Под прикрытием артиллерии в бой пошли 60 танков. На помощь пришли корабельные удары, и уничтожение танков началось. Те машины, которые смогла прорваться, уничтожались силами морских пехотинцев. Но уже кончались боеприпасы, и тогда на помощь советским десантникам пришли лошади. Их пустили вплавь к берегу, нагрузив боеприпасами. Несмотря на сильный обстрел, большинство лошадей уцелело и доставило боеприпасы.

С острова Парамушир японцы перебрасывали силы в 15 тысяч человек. Погода улучшилась, и советские самолеты смогли вылететь на боевое задание. Пилоты атаковали причалы и пирсы, на которых разгружались японцы. Пока передовой отряд отражал контрнаступления японцев, основные силы пошли во фланговую атаку. К 18 августу система обороны острова была полностью нарушена. Наступил перелом в сражении. Когда советские суда вошли во второй Курильский пролив, японцы неожиданно открыли перекрестный огонь. Потом на штурмовку пошли японские камикадзе. Пилот бросал свою машину прямо на корабль, ведя непрерывный огонь. Но советские зенитчики сорвали японский подвиг.

Узнав об этом, Гнечко снова приказал идти в атаку – японцы вывесили белые флаги. Генерал Фусаки сказал, что он не давал приказа обстреливать корабли и предложил вернуться к обсуждению акта о разоружении. Фусаки юлил, но генерал дал согласие лично подписать акт о разоружении. Он всячески избегал даже произносить слово «капитуляция», ведь для него, как самурая, это было унизительным.

Гарнизоны Урупа, Шикотана, Кунашира и Парамушира капитулировали, не оказав сопротивления. Для всего мира стало неожиданностью, что советские войска всего за один месяц заняли Курилы. Трумэн обратился к Сталину с просьбой разместить американские военные базы, но получил отказ. Сталин понимал, что США попытаются закрепиться, если получат территорию. И оказался прав: США сразу после войны Трумэн приложил все усилия, чтобы включить Японию в сферу своего влияния. 8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан мирный договор между Японией и странами антигитлеровской коалиции. Японцы отказывались от всех завоеванных территорий, в том числе и от Кореи. По тексту договора архипелаг Рюкю передавался ООН, фактически американцы установили свой протекторат. Япония также отказывалась от Курильских островов, но в тексте договора не было сказано о том, что Курилы передаются СССР. Андрей Громыко, заместитель министр иностранных дел (на тот момент), отказался ставить свою подпись под документом с такой формулировкой. Американцы отказались вносить правки в мирный договор. Так получился правовой казус: де-юре перестали принадлежать Японии, но их статус так и не был закреплен.
В 1946 году северные острова Курильского архипелага вошли в состав южно-сахалинской области. И это было неоспоримо.

Одним из первых документов регламентирующих русско-японские отношения стал Симодский трактат, подписанный 26 января 1855 года. Согласно второй статье трактата граница устанавливалась между островами Уруп и Итуруп - то есть владением Японии признавались все четыре ныне острова, на которые Япония претендует в наши дни.

С 1981 года день заключения Симодского трактата в Японии отмечается как «День Северных территорий». Другое дело, что опираясь на Симодский трактат как один из основополагающих документов, в Японии забывают об одном немаловажном моменте. В 1904 году Япония, напав на русскую эскадру в Порт-Артуре и развязав Русско-японскую войну, сама нарушила условия трактата, предусматривавшего дружбу и добрососедские отношения между государствами.

Симодский трактат не определял принадлежность Сахалина, где находились как русские, так и японские поселения, и к середине 70-х годов назрело решение и этого вопроса. Был подписан Санкт-Петербургский договор, который неоднозначно оценили обе стороны. По условиям договора к Японии теперь полностью отходили все Курильские острова, а Россия получала полный контроль над Сахалином.

Затем по итогам Русско-японской войны, согласно Портсмутскому договору, к Японии отошла южная часть Сахалина до 50 параллели.

В 1925 году в Пекине была подписана советско-японская конвенция в целом подтверждавшая условия Портсмутского договора. Как известно, конец 30-х - начало 40-х годов были крайне напряженными в советско-японских отношениях и были связаны с серией различных по своим масштабам военных конфликтов.

Ситуация стала меняться к 1945 году, когда страны Оси стали терпеть тяжелые поражения и перспектива проигрыша Второй мировой войны становилась все более очевидной. На этом фоне возник вопрос о послевоенном устройстве мира. Так, согласно условиям Ялтинской конференции, СССР обязывался вступить в войну против Японии, а к Советскому Союзу отходили Южный Сахалин и Курильские острова.

Правда, тогда же японское руководство готово было в обмен на нейтралитет СССР и поставки советской нефти добровольно уступить эти территории. СССР на подобный весьма скользкий шаг не пошел. Поражение Японии к тому моменту было делом может не быстрого, но все же времени. И главное, устраняясь от решительных действий, Советский Союз фактически бы отдавал ситуацию на Дальнем Востоке в руки США и их союзников.

Кстати, это относится и к событиям Советско-японской войны и непосредственно Курильской десантной операции, которая изначально не готовилась. Когда же стало известно о подготовке высадки американских войск на Курилы, в срочном порядке за сутки была подготовлена Курильская десантная операция. Ожесточенные бои в августе 1945 года закончились капитуляцией японских гарнизонов на Курилах.

К счастью, японское командование не знало реальной численности советских десантников и, не используя полностью свой подавляющий численный перевес, капитулировало. Одновременно была проведена и Южно-Сахалинская наступательная операция. Так, ценой немалых потерь, Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР.