Как правильно играть в шахматы. Как научиться играть в шахматы и всегда быть победителем

Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).


Легенда о появлении шахмат

В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.


А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.


Основные элементы и правила игры

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.


Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.


Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается.


Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.


Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.


Слон

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.


Конь

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.


Пешка

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.


Необычные ходы в шахматах

Рокировка

Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так – король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.


Взятие на проходе

Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.


Для успешного освоения шахматного искусства недостаточно знать лишь правила игры - придется запоминать значительно больший объем информации и постоянно отрабатывать его на практике. Основой шахматной игры является знание многочисленных шахматных комбинаций, в частности, тактических приемов - их особенно важно изучать начинающим шахматистам, которым хочется узнать, как научиться хорошо играть в шахматы.

Шахматы для начинающих: простые тактические приемы

На самом деле шахматные комбинации включают в себя множество разных тактических приемов, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Отвлечение

Этот тактический прием направлен на то, чтобы отвлечь фигуру противника от защиты поля или выполнения какого-либо действия. Посмотрите на следующий рисунок:

Как видим, пока что преимущество у черных, так как у них есть лишняя фигура. Но расположены их фигуры не самым лучшим образом: ладья и слон на клетках e7 и g7 мешают королю свободно передвигаться, оставляя нам возможность для использования тактического приема.

Из белых фигур препятствием для черного короля может стать слон по диагонали a2-g8, а белый ферзь мог бы объявить королю мат, перейдя на g8, если бы не черный слон. Выходит, надо отвлекать вражеского слона:


Перекрытие

Научиться хорошо играть поможет и данный прием: он используется, когда нужно создать препятствие по линии действия вражеской фигуры. Смотрим на исходную картину:

Белые могли бы забрать ладью противника на клетке f8, но она обеспечена защитой черного ферзя. Тут-то нам и понадобится перекрыть ход ферзю и оставить ладью без поддержки.


Завлечение

Как отвлекать фигуры, мы уже узнали, теперь нужно научиться их завлекать - такой прием подойдет, когда нужно, чтобы фигура противника перешла на неудачное для себя поле.

На рисунке выше очевидно, что черные обладают преимуществом по фигурам, так как у них есть черный ферзь против белых коня и слона. Но белым может помочь то, что король соперника делит с ферзем общую диагональ, открывая путь к нанесению тактического удара.


Важно изучать и практиковать и другие шахматные комбинации, чтобы развить у себя комбинационное зрение и хорошо научиться видеть все возможные ходы, знать, где напасть, а где защититься. Еще больше тактических приемов, которые помогут вам узнать, как научиться хорошо играть в шахматы, увидите в следующем видео:

Работая над тактикой и стратегией игры, обратите внимание и на следующие пункты, которые помогут вам научиться хорошо играть в шахматы:

  • Не забрасывайте обучение. Постоянно осваивайте новую информацию - читайте специальную литературу, ищите уроки в Интернете, смотрите обучающие видео.

  • За теорией всегда следует практика, а в этом вам всегда может помочь игра в шахматы онлайн. В Интернете есть очень много бесплатных ресурсов, где можно играть в шахматы в режиме реального времени, с компьютером или с настоящим соперником: например, lichess.org, chess.rcmir.com и другие. Также вы можете зарегистрироваться на форуме любителей шахмат, искать партнеров для игры и задавать вопросы более продвинутым игрокам.
Компьютер — единственный соперник, не находящий оправданий, когда он мне проигрывает. (Роберт Фишер, знаменитый шахматист )

Кроме онлайн-игр, можно скачать программы для шахмат прямо себе на компьютер или приложение на телефон, чтобы научиться хорошо играть в шахматы даже при отсутствии Интернета. А развить память и смекалку помогут и другие интеллектуальные игры, например, ключворды и прочие виды кроссвордов онлайн, которые можно найти на данной странице .

Все же будет хорошо, если вы найдете себе опытного наставника, который сможет вам помогать, объяснять ходы, указывать на ошибки. Еще лучше, если играть партии вы будете вживую: игра в шахматы онлайн все же не заменит захватывающую атмосферу обыкновенной игры на настоящей шахматной доске.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Онлайн шутеры - отличный способ провести время за ПК. Вы погружаетесь в вымышленный мир, но от вашего выбора зависит судьба реальной команды, а победы героя становятся вашими собственными. Конечно, чтобы получать от этого удовольствие, нужно выбрать хорошую стрелялку и научиться мастерски в нее играть.

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Из этой статьи вы узнаете

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически . Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии . Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков : длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память , учат ответственности и самостоятельности . Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет , когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно ! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре. Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут ). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут ).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры — лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:


Это интересно ! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку »: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля .
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода .
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском . Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная : ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку ! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо , иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно : рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход , какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка , хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит : проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках . Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

Важно ! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Шахматы - это невероятно интересная и притягательная игра, которая требует мастерства и стратегического мышления. На протяжении столетий она была популярна среди интеллектуалов и ученых. Тем не менее, чтобы играть в шахматы, не нужно быть гением: даже дети умеют играть и нередко побеждают взрослых. Прочтите данную статью и научитесь играть в шахматы - одну из самых лучших настольных игр.

Шаги

Часть 1

Понимание игры, доски и фигур
  1. Изучите виды фигур и то, как каждая из них ходит. Каждая фигура перемещается по доске по-своему. Ниже перечислены названия фигур и то, как каждая из них ходит (не считая пары исключений, к которым мы еще вернемся).

    • Пешка : самая базовая фигура в игре (их 8 у каждого игрока). Своим первым ходом она может пойти вперед на одну или две клетки, но после этого может ходить вперед только по одной клетке. Пешки могут бить фигуры, которые находятся перед ними на соседней клетке по диагонали. Пешка не может ходить назад и является единственной фигурой, которая ходит и бьет по-разному.
    • Ладья выглядит как крепостная башня. Она ходит по горизонтали и по вертикали на любое количество клеток. При этом ладья может бить фигуры противника в конце своего хода.
    • Конь выглядит в соответствии со своим названием и является самой хитроумной фигурой. Он ходит буквой “Г” на две клетки по горизонтали и затем одну по вертикали или на одну клетку по горизонтали и две по вертикали в любом направлении. Конь - это единственная фигура, которая может “прыгать” через другие фигуры, как свои, так и чужие. Взять он может только те фигуры противника, которые находятся на последней клетке его хода.
    • Слон ходит только по диагонали и может передвигаться на любое количество клеток. В конце хода он может бить фигуры соперника.
    • Ферзь : самая сильная фигура (обычно с более женственной короной, чем у короля). Может ходить на любое количество клеток по горизонтали, вертикали или диагонали и брать фигуры противника в любом из этих направлений.
    • Король может ходить или брать фигуры на одну клетку от себя в любом направлении. Эту фигуру нельзя отдавать ни за какую цену, так как это будет означать проигрыш партии. Короля нельзя ставить под шах. Если в результате хода противника король попал под шах, его необходимо сразу же отвести или прикрыть. Если один из игроков ставит мат королю, он выигрывает партию.
    • Помните, что у каждой фигуры есть относительная ценность.
      • Король наиболее ценен, его необходимо защищать.
      • Ферзь - самая разноплановая фигура, которая отлично подходит для атаки и двойных ударов. Ферзь сочетает силу слона и ладьи. Он считается самой ценной фигурой после короля.
      • Кони отлично подходят для внезапных атак и “вилок”. Их необычная манера ходить часто оказывается неожиданностью для новичков.
      • Слоны прекрасно проявляют свою силу в открытых позициях. Новички часто недооценивают слонов и не используют все их возможности.
      • Ладьи являются сильными дальнобойными фигурами. Они проявляют свою полную силу на открытых вертикалях.
      • Пешки могут показаться чем-то незначительным, но они отлично подходят для того, чтобы пожертвовать ими ради захвата более сильной фигуры. Иногда пешка может поставить мат самому королю!
  2. Узнайте, что такое “шах”. Если короля атакует одна из фигур соперника, то говорят, что он находится под шахом. Если королю поставили шах, он ДОЛЖЕН немедленно уйти из-под шаха. Это можно сделать одним из трех способов:

    • походить королем на ту клетку, где его никто не атакует, то есть туда, где он не находится под шахом;
    • побить объявившую шах фигуру;
    • закрыться от шаха одной из своих фигур - этот способ не годится в том случае, если шах объявлен пешкой или конем;
    • если король не может своим ближайшим ходом уйти от шаха, то ему мат - в этом случае партия завершается, и побеждает тот, кто поставил мат.
  3. Поймите основной принцип шахматной игры. В шахматах вы пытаетесь поставить мат королю оппонента, а он - вашему. Это основная цель, а вторая по важности, очевидно, заключается в том, чтобы защитить своего короля от мата. Для этого нужно уничтожить как можно больше фигур оппонента и при этом постараться сохранить свои фигуры.

    • Шахматы - интеллектуальная стратегическая игра. Есть много ходов и правил, которые новички не смогут сразу предусмотреть и понять. Будьте терпеливы! Самое интересное начинается с практикой.
  4. Расставьте фигуры. Теперь, когда вы знаете, как ходит каждая фигура, можно расставить их на шахматной доске. Расположите ее так, чтобы у каждого игрока справа внизу была белая клетка. Ниже описано, как следует расставлять фигуры.

    • Расположите все пешки на втором ряду перед вами так, чтобы вас отделяла от соперника стена из пешек.
    • Поставьте каждую ладью в угол на вашей стороне доски.
    • Расположите коня рядом с каждой ладьей и слона рядом с каждым конем.
    • Поставьте ферзя на левую клетку из оставшихся двух в соответствии с его цветом (черный ферзь должен стоять на черной клетке, белый - на белой).
    • Наконец, поставьте короля на последнее оставшееся поле. Убедитесь, что у вашего партнера такая же расстановка фигур. Ферзи и короли должны стоять напротив друг друга.
  5. Если вы настроены всерьез, изучите шахматную нотацию. Каждому полю на доске соответствует буква и цифра. Если кто-то говорит "конь на с3", с3 означает конкретную клетку на доске. Это упрощает запись шахматных партий. Шахматная нотация описана в данной статье .

    Часть 2

    Процесс игры
    1. Белые ходят первыми. Они выбирают фигуру, которой хотят походить, и приступают к розыгрышу дебюта. Белые делают первый ход, а черные отвечают. Дебют - одна из важнейших стадий игры. Не существует единственно “правильного” способа разыграть его, так как у каждого свой стиль. Найдете свой стиль и вы. Тем не менее есть несколько вещей, о которых следует помнить.

      • Не спешите немедленно атаковать. В дебюте вы просто ищете для своих фигур наиболее удобные позиции. Следует размещать их на выгодных и безопасных позициях.
      • Как правило, в самом начале партии не стоит делать больше двух ходов пешками. Далее обратите внимание на более сильные фигуры - слонов, коней, ферзя и ладьи. “Развивайте” фигуры до тех пор, пока они не займут выгодные позиции (например, в центре доски).
      • Многое в дебюте зависит от ходов соперника - необходимо внимательно присматриваться к его игре. Следите за ходами противника и пытайтесь понять, чего он хочет. В шахматах, как ни в какой другой игре, важно уметь разгадать замыслы соперника.
    2. Помните о правиле взятия на проходе. Многие новички забывают об этом правиле. Однако если вы хотите научиться лучше играть в шахматы, запомните следующее правило:

      • Как вы помните, своим первым ходом ваша пешка может пойти на два поля вперед. Предположим, что вы так и делаете, и ваша пешка останавливается рядом (то есть на той же горизонтали) с пешкой соперника. Следующим и только следующим ходом ваш противник может взять вашу пешку на проходе . Обычно пешка бьет только наискосок, и в этой ситуации она может побить пешку противника на проходе и продвинуться при этом на одну клетку по диагонали, как обычно.
      • Опять-таки, это может произойти только сразу же после того, как пешка первым ходом походила на две клетки. Через ход такая возможность теряется. Бить на проходе могут только пешки. Другие фигуры не могут бить пешку на проходе.
    3. Ходите по очереди. И да будет игра! Чередуйте ходы со своим оппонентом, пытайтесь добраться до вражеского короля и устранить стоящие на вашем пути фигуры. В первую очередь старайтесь атаковать ферзя и короля вашего оппонента, хотя есть и много других возможностей для победы.

      • Может показаться, что пешки просто путаются под ногами, но не спешите ими жертвовать. Если одна из них пройдет до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру (кроме короля)! Обычно ставят ферзя, но можно превратить пешку и во что-то другое, например в коня, ладью или слона. Если вам удастся провести пешку до последней горизонтали, это очень сильно повлияет на ход игры.
    4. Всегда думайте на несколько ходов вперед. Если вы поставите своего коня сюда, что произойдет? Не подставите ли вы его под удар фигур оппонента? Есть ли у вас есть время на атаку, или же ваш король (или ферзь) нуждается в защите? Каким образом можно атаковать соперника? Куда повернется игра в следующие несколько ходов? Какая позиция может возникнуть через несколько ходов?

      • Это не та игра, где можно бездумно переставлять фигуры - они все влияют друг на друга тем или иным образом. Беспечность может привести к тому, что своя же пешка будет стоять на пути вашего слона, король будет защищен только конем, а ладья оппонента неожиданно атакует вашего ферзя. Поэтому планируйте свои ходы и, по возможности, предугадывайте ходы своего соперника. Чтобы выиграть, вам придется проявить все свое мастерство!
      • По возможности всегда принимайте контрмеры. Можно подставить пешку под слона противника, если следующим ходом вы заберете его конем. Иногда следует идти на хорошо спланированные жертвы.
    5. Научитесь делать рокировку. Помимо взятия пешки на проходе, есть еще один особый ход. Это рокировка, в которой участвуют король и ладья. Рокировка представляет собой единственный случай, когда одновременно перемещаются две фигуры. При рокировке король и ладья меняются местами - это позволяет укрыть короля и вывести ладью, убивая сразу двух зайцев. В результате король оказывается в надежном укрытии.

      • Для рокировки необходимы следующие условия:
        • участвующие в рокировке король и ладья еще не ходили;
        • король не находится под шахом;
        • между королем и ладьей нет других фигур;
        • при рокировке король не проходит через клетки, которые находятся под ударом фигур противника.
      • Одним движением одновременно перемещаются король и ладья. Сначала необходимо передвинуть короля на две клетки в сторону ладьи, а затем поставить ладью на клетку за королем. При рокировке вправо король двигается на две клетки вправо, а ладья - на две клетки влево. При рокировке в левую сторону король движется на два поля влево, а ладья - на три вправо.
    6. Поставьте мат королю соперника и выиграйте партию. Следует поставить шах королю противника, от которого он не сможет скрыться. Можно объявить “Мат!”, хотя это и не обязательно. В этом случае оппонент кладет своего короля на доску, что сигнализирует о его поражении.

      • Иногда получается пат, и в этом случае игра завершается вничью. При пате тот игрок, чья очередь хода, не имеет возможности походить куда-либо королем или другими фигурами, и при этом его король не находится под шахом.
      • Есть и несколько других ситуаций, в которых игра может закончиться вничью.
        • По согласию обоих игроков. Если оба игрока считают, что они не могут выиграть, они могут согласиться на ничью.
        • В результате повтора ходов. Если одна и та же позиция повторится на доске три раза, игра завершается ничьей. Например, если оба игрока игрока повторно ходят конями на одни и те же клетки, фиксируется ничья.
        • По правилу 50 ходов. Если никто из игроков не может походить пешкой или взять фигуру соперника в течение 50 ходов, игра завершается ничьей. Это предотвращает бесконечное продолжение игры и возможность взять противника “на измор”.
        • При недостаточном материале. Если у обоих соперников недостаточно фигур для того, чтобы поставить мат, игра завершается ничьей. Например, король и конь не могут поставить мат одинокому королю.
        • Если на доске остались одни короли. Это частный случай недостаточного материала, поскольку нельзя поставить мат одним королем. В таком случае игра заканчивается ничьей.

    Часть 3

    Стратегия игры
    1. Используйте все фигуры. Например, не ходите слишком долго одним конем лишь потому, что им можно ставить шахи. Используйте все свое войско! Одна из самых больших ошибок новичков заключается в том, что они используют лишь некоторые из своих фигур. При этом остальные фигуры отстают в развитии и становятся легкой добычей для соперника. Оживляйте игру и заставляйте своего оппонента быть настороже.

      • В дебюте продвиньте несколько пешек на одну-две клетки вперед, а затем начните ходить другими фигурами. Это позволит вывести больше фигур с первой горизонтали, они легко войдут в игру и усилят ваш атакующий потенциал.
    2. Контролируйте центр. Поскольку оттуда фигуры могут двигаться в разных направлениях, контроль центра важнее, чем флангов. Когда вы доминируете в центре, ваши фигуры обладают большей подвижностью, чем на краях и в углах доски. Например, если конь стоит в углу, он может сделать лишь два разных хода, в то время как в центре количество ходов увеличивается до восьми ! Постарайтесь как можно скорее установить контроль над центром доски.

      • Именно поэтому многие начинают партию ходами центральных пешек. Только следите, чтобы вы не подставили своего короля под мат от удачно расположенного слона или ферзя!
    3. Не отдавайте свои фигуры без причин. Хотя это довольно очевидно, многие игроки (даже гроссмейстеры!) иногда теряют свои фигуры. Если вы должны отдать фигуру, постарайтесь обменять ее на что-то. Никогда не отдавайте фигуры бездумно - они все ценны, от пешки до ферзя. Значимость каждой фигуры можно примерно оценить в баллах. Чем ценнее фигура, тем в большее количество баллов она оценивается:

      • пешка - 1 балл;
      • конь - 3 балла;
      • слон - 3 балла;
      • ладья - 5 баллов;
      • ферзь - 9 баллов;
      • король бесценен, так как его потеря означает проигрыш партии.
    4. Защищайте своего короля. Этому следует уделять особое внимание. Даже если вы не делаете ничего другого и не очень любите атаковать, то просто обязаны защищать своего короля. Спрячьте его в угол с помощью рокировки, прикройте его несколькими пешками и предусмотрите пути отступления на тот случай, если соперник поставит шах. После этого атакуйте сами, чтобы ваш оппонент начал подумывать о бегстве, а не об атаке, и чем скорее, тем лучше.

      • В начале и середине партии сам по себе король мало что может сделать. На этих стадиях игры королю почти всегда требуется прикрытие от шахов в виде нескольких фигур. Однако в конце игры, когда на доске остается мало фигур и немного пешек, король превращается в полноценную боевую единицу, и его следует вывести в центр доски.
    • Внимательно следите за ходами соперника. Они повлияют на ваши ходы, но не на план, который вы хотите реализовать.
    • Учитесь на ошибках. Будучи новичком, вы просто обречены на ошибки. Даже гроссмейстеры “зевают” и проигрывают.
    • Вы можете считать, что полностью развили свои фигуры, когда ваш король сделал рокировку, слоны и кони выведены с начальных позиций, и пространство между ладьями свободно.
    • Старайтесь держать в центре доски большое количество фигур. Чем больше пешек вы оставите позади, тем лучше они прикроют вашего короля.
    • Не расстраивайтесь из-за частых проигрышей. Чтобы как следует научиться играть в шахматы, требуется определенное время - многим мастерам понадобилось для этого больше 10 лет!
    • Выучите несколько шахматных ловушек, чтобы использовать их самим и не попадаться на уловки соперника.
    • Обдуманно ходите пешками. В отличие от других фигур пешки не могут вернуться на то поле, с которого они ушли. Они довольно неповоротливы, и расположение пешек во многом определяет ход шахматной партии.
    • Не пытайтесь поставить быстрый мат. Если вы сосредоточите все свои усилия на попытках поставить быстрый мат, ваш соперник может наказать вас за это.
    • Никто не знает рецепта 100-процентного выигрыша. В шахматах нет метода, который позволял бы наверняка выиграть партию.
    • Лучше всего располагать фигуры на четырех центральных клетках, поскольку здесь их подвижность максимальна. Таким образом вы увеличите количество своих возможных ходов и сократите выбор соперника.
    • Иногда рокировка опасна и может привести к проигрышу. В других случаях путем рокировки можно даже поставить мат королю соперника! Принимайте решение исходя из конкретной позиции на доске.

    Предупреждения

    • Быстрые шахматы не для начинающих. Они сложны, располагают к конкуренции и создают неуверенность в своих силах у новичков.
    • Шахматные фигуры могут быть опасны для маленьких детей - они могут проглотить их.

Шахматы – популярная игра для детей и взрослых, развивающая внимательность, интеллект, логическое мышление. Начать играть можно в любом возрасте, начиная с 3-х-4-х лет. Занятия дадут хороший результат, если тренироваться регулярно, а также уделять время получению теоретических знаний.

Как научиться хорошо играть в шахматы

Хорошо играть в шахматы невозможно без базовых знаний. Но бывает, что игрок знает правила, обладает опытом игры, однако, не доволен достигнутыми результатами. Тогда помогут следующие советы:
  1. Начните разбираться в нюансах с эндшпиля . В шахматах существует три стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Классическое обучение начинают с эндшпиля – на этой стадии на поле немного фигур, можно детально поработать с каждой и понять ее качества, увидеть, когда сильна и слаба эта фигура.
  2. Хорошо изучите дебюты . Шахматист, получающий мат в начале партии, вряд ли дойдет до ее поздней стадии. Лучше выбирать открытые дебюты, позволяющие развить живую комбинационную игру. Основная задача начала партии – улучшить положение своих фигур и помешать это сделать сопернику. Пешки должны захватить центр, в игру сначала вводят легкие фигуры (коней и слонов), затем тяжелые (ладьи и ферзя). В середине партии – миттельшпиле – нужно бороться за сильные позиции, не давая противнику занять их.
  3. Играйте с соперниками сильнее себя . В партиях через интернет или вживую выбирайте противников, играющих немного лучше вас. Тогда вы сможете учиться у них навыкам игры, при этом оказывать достойное сопротивление. Не стоит играть с теми, кто значительно превосходит вас по уровню мастерства – они быстро одержат победу, а вы не сможете найти причины неудачи. Сначала выбирайте длинные партии, не нужно сразу переходить к блицам по 3 или 5 минут.
  4. Анализируйте свою игру . После каждых двух-четырех партий оценивайте свою игру, ищите ошибки и возможности для улучшения техники. Компьютерные партии фиксируются автоматически, игры вживую нужно записывать самостоятельно, изучив шахматную нотацию. Со знакомым соперником можно обсудить партию совместно. Для анализа компьютерных партий используют программы, например, Stockfish. Такие способы, конечно, экономят время, однако, полезнее оценивать игру без их помощи.
  5. Не играйте с компьютером . Компьютерные программы плохо подходят для обучения. На высоком уровне компьютер всегда вас обыграет, а на низком – будет допускать глупые ошибки. Старайтесь играть с живыми людьми – в офлайн или через интернет.
  6. Решайте задачи и этюды . Они тренируют логическое мышление и готовят к реальной игре. Научившись справляться с учебными задачами, вы быстрее будете находить решение на практике. На самом начальном этапе хорошо подходят задачки на простую тактику, со временем можно перейти к сложным этюдам. Существует большое количество подборок для отработки любых элементов игры на любой стадии партии. Желательно проконсультироваться у тренера или опытного шахматиста – он подскажет, где есть недочеты и как их исправить.
  7. Учитесь у профессионалов . Существует большое количество онлайн-курсов, рассказывающих как научиться играть в шахматы для начинающих. При выборе нужно уделить внимание квалификации преподавателей. Для хорошего результата лучше выбирать уроки с тренером по скайпу или офлайн. Живое обучение эффективнее, чем вебинары в записи, так как предполагает быструю обратную связь.

Как научиться играть в шахматы детям

Научить ребенка игре в шахматы можно с 3-х-4-х лет. Нужно понимать, что дети учатся новым навыкам не так, как взрослые. В первую очередь, их надо заинтересовать и вовлечь в игру, иначе малыши быстро потеряют интерес. Существуют специальные игровые методики обучения, помогающие объяснить правила, сложные для детского понимания. Идеальный вариант – отдать ребенка в шахматную секцию. Важно, чтобы занятия были систематическими, а знания преподавались от простого к сложному. Перед первым занятием расскажите ребенку об игре, объясните, что партия идет только на доске, познакомьте с фигурами.
Хорошо, если у вас есть возможность закреплять полученные знания дома, например, играя с малышом в шахматы, читая тематические книги, решая с ним задачки по возрасту. Хвалите ребенка за сделанные успехи, не придавайте большого значения проигрышам или невнимательности, не ругайте его, чтобы у малыша не появился страх неудачи.

Как научиться игре в шахматы с нуля

Взрослые, начинающие обучения с нуля, могут получить базовые знания из онлайн-курсов, книг, обучающих роликов. Однако быстро научиться играть в шахматы поможет только тренер – самостоятельно освоить все нюансы очень сложно. Занятия в группе дадут возможность получить нужную практику и достичь хороших результатов в любом возрасте.
В «Русской шахматной школе» проходят уроки по шахматам для детей от 3-х лет и взрослых. Есть программы для начинающих и профессионалов, занятия проводятся индивидуально и в группах. Подробную информацию вы найдете