Как сделать барельеф в виде камня. Как самостоятельно сделать барельеф из штукатурки

empstenup / Февраль 14, 2016 / /

Работы по отделке всегда можно выполнить самому. Это касается не только ситуаций, когда просто хочется сэкономить на услугах специалистов. Наш мастер-класс поможет выполнить барельеф на стене своими руками качественно.

На видео, кроме мастер-класса вы увидите много советов и важных моментов от профессионала. Обязательно посмотрите, чтобы не наделать ошибок.

Нанесение рисунка

Для выполнения работ потребуются такие инструменты: клей для обоев, грунтовка высокого качества. Сначала нужно удалить все старые покрытия со стены, на которую планируется нанести изображение. Далее выполняем просушку и грунтовку. Сначала делаем на стене карандашный набросок. Новичкам не рекомендуется сразу приступать к нанесению сложных картинок.


Для отработки навыков подходят тропическая растительность и райские птицы. Можно использовать технику увеличения с помощью клеток, если навыки практически отсутствуют. Расчерчиваем на квадраты как сам участок стены, так и рисунок. Все линии переносим постепенно, по очереди. Главное – помнить, какой масштаб изображения выбран, даже если речь идёт о мелких деталях.


Создание рельефа

Шпатели из резины и металла помогут полностью зачистить будущую рабочую поверхность. А сам рисунок надо покрыть так называемой полимерной шпатлёвкой. Надо заполнить определённые участки пластичной массой. Это сделать не так уж трудно. Главное здесь – способность придать материалу нужный рельеф, выпуклость по всем правилам. Начинать необходимо с чернового нанесения шпатлёвки. Затем придётся немного подождать, пока будущий рисунок не высохнет. На следующем этапе корректируем формы и детали. Тот же материал используется для сглаживания.


Барельеф на стене своими руками тщательно обрабатывается наждачной бумагой после того, как окончательно затвердеет. Отличное решение – применение мелкой и средней фракции. Крупная тоже понадобится, но её используют, когда надо довести готовую форму до совершенства.

Виды барельефа

Самый популярные материалы — глина и гипс, дерево и мрамор . Отлитие из бронзы или алебастра – более сложный вариант. Он требует профессионализма и определённой сноровки. Только мастер справится с работой.


Сами изображения тоже становятся важными факторами для разделения на категории. Орнаментальный тип предполагает вычерчивание узоров. Сделать их не так трудно. Сюжетные картинки – более высокий класс изображений. Есть и другие разновидности. Например, выделяются многоплановые композиции, сплющенный класс, а также изображения с животными. Лучший рисунок для конкретного помещения создаст мастер.


У каждой из групп есть особенности. Дополнительно создаются различные эффекты. Часто можно увидеть гипсовые изображения с птицами и растениями, фруктами и цветами. Картинки с людьми и другими условными обозначениями тоже встречаются, но их чаще приобретают в готовом виде, а не делают самостоятельно. Их либо крепят на стенах, либо вставляют в специальные ниши.

Особенности нанесения рисунка

Существуют определенные правила создания композиции. Выполнить эти условия может не только мастер, но и новичок.

  • Собирают каркас из материалов.
  • Пищевой плёнкой или полиэтиленом застилают всю форму. Главное – чтобы настил оставался ровным. Устранить складки надо везде, где это только возможно.
  • Раствор заливают внутрь формы и жду пока она высохнет.
  • Контуры рисунка наносятся с помощью резцов. Инструмент должен быть подходящей формы.

Подготовить поверхность необходимо в том случае, если рисунок наносится на неё сразу. Старые покрытия, загрязнения должны отсутствовать полностью. Грунтовка наносится, когда стена станет идеально ровной. Сделать это тоже нужно аккуратно.

Можно сделать наброски будущих изображений, пока материал сохнет. Распечатывание рисунков на принтере по частям – отличный вариант для переноса мелких деталей. Каждая из частей переводится на специальную плёнку. Линии по контуру прочерчиваются, как только поверхность готова. Это помогает собрать всю композицию в единое целое.

Создание рельефа

После полного высыхания формы и нанесения контура к этому этапу приступают, если панно создаётся отдельно от стены. Объём наращивают из вновь приготовленной смеси. Наносим несколько слоёв, ждём, пока они высохнут. Фон выравнивают и шлифуют, когда достигается необходимая глубина.



В два этапа создают рельеф при рисовании на стене. Сначала делают черновик. Затем заполняют смесью нужные элементы. Лишние обрезки удаляют. После этого черновой слой должен немного просохнуть. Затем дорабатываются мелкие элементы.

Монтаж барельефа (поэтапно)

На стене заранее подготовленная картина крепится при помощи обойного или плиточного клея. Наносят его на плитку и стену одновременно. Саморезы или гвозди помогают справиться с особенно тяжёлыми конструкциями. Важно, чтобы они выступали всего на 2\3 ширины.
Метод углубления в стену – оптимальное решение, если конструкция весит слишком много. Панно можно поместить в специальную нишу. Швы необходимо заштукатурить и замазать грунтовкой.

Следующим образом поступают с барельефами, изготовленными прямо на стене:

  • Тщательно оштукатуриваем барельеф, когда он готов. Класс материала значения не имеет.

  • Аккуратно очищаем от пыли все швы, впадины. Процесс требует ответственного подхода и внимательности.

  • Грунтуем барельеф с помощью специальной кисти.

  • Рельеф покрывают краской, представляющей высокий класс.

Лучшее решение – водоэмульсионные разновидности. Белая краска подходит, если не предполагается применение сразу нескольких цветов. Его же обрабатываются выступающие элементы.

2Видео о создании барельефа


Барельеф работы (28 фото)







При просмотре телепередач или видеороликов многих восхищает необычная лепнина, украшающая стены самых разных помещений. Сегодня рукотворные барельефы уже не ограничиваются категорией роскоши, и встретить их можно не только в исторических зданиях, театрах и шикарных особняках. Большинство владельцев квартир и частных домов успешно используют этот элемент декора в собственных интерьерах.

Подготовка поверхности – замешиваем раствор и вылепливаем фон

Любому жилому помещению нужна индивидуальность. В этом отношении барельефы, сделанные своими руками, отличаются бесспорным преимуществом: их размеры и формы не ограничены, материалы для их изготовления продаются в любом строительном магазине за вполне доступную цену, а само их изготовление представляет собой творческий и очень занимательный процесс.

Прежде всего, выберем участок стены, который будем украшать. Обратите внимание на его освещенность, будет ли это естественный свет от окна или понадобится искусственная подсветка, ведь именно игра света и тени визуально увеличивают объем и подчеркивают фактуру изображения.

Теперь подберём эскизы и определимся с размером изображения. Конечно, сцена из охоты или репродукция знаменитых полотен Микеланджело в вашей гостиной смотрелись бы великолепно, но вряд ли у вас получится воплотить их в реальность, поэтому стоит начать с небольших элементов, включающих в себя растительные орнаменты, геометрические фигуры, а еще проще какие-то детали абстракции.

Для работы нам понадобятся:

  • Резиновые перчатки;
  • Кельма;
  • Шпатель;
  • Широкая плоская кисть;
  • Мастихин;
  • Пищевая пленка.

Перед началом работ обязательно подготавливают поверхность: снимают с участка стены старое покрытие, выравнивают, при необходимости оштукатуривают и обязательно покрывают слоем грунтовки для лучшего сцепления материалов. Стену оставляют до полного высыхания.

Изготавливают лепнину из глины, алебастра, гипса или штукатурных смесей на его основе. Рецепт приготовления гипсового раствора – это 1,5 кг гипса на 1 л воды. Для пластичности в него добавляют немного клея ПВА и все тщательно вымешивают. Из полученного мягкого "теста" легко формировать будущий барельеф, а начинать следует с основного фона. Обычно это поверхности с некоторой текстурой. Например, несколько беспорядочных мазков кистью по влажной штукатурке или движения малярного валика оставят оригинальные следы.

Хорошим фоном для барельефа станет , имитация кирпичной или каменной кладки, мелкий "песчаный" рисунок, оставленный обычной губкой или же фактурная поверхность нарочито грубого оштукатуривания. В случае если барельеф планируется не в виде панно, а как отдельный выступающий элемент, то стену вокруг него нужно предварительно оклеить малярным скотчем, чтобы защитить ее от загрязнения.

Начинаем ваять – создаем эскиз и придаем объем

Когда наш скульптурный "холст" готов, на него можно переносить основной рисунок. В этом случае нужен раствор погуще, а именно на 1 литр воды теперь берем 2 кг гипса. Готовая смесь должна не растекаться по рукам и хорошо удерживать придаваемую ей форму.

В лепнине проще всего начать с растительных элементов. Планируя виноградную лозу, нужно разметить расположение ветви, листьев на ней и крупной ягодной кисти. Будет ли это изображение цветка, силуэт дерева или часть архитектурной колоны – важно соблюдать масштаб всех элементов изображения относительно друг друга. Если рисовать вы не умеете, то можно воспользоваться подготовленными трафаретами или сделать эскиз рисунка на прозрачной пленке, скопировав его, например, с экрана монитора. Чтобы нарисовать дерево, стоит лишь подсветить фонариком подходящую ветку и полученную на стене тень обвести по контуру.

Далее переходим к самому сложному и ответственному этапу – нарисованному наброску придаем объем. Смесь, которая предназначена для лепнины, должна быть очень пластичной и не затвердевать быстро, так как наносить ее следует в несколько этапов, давая каждому слою подсохнуть. Учитывая это, лучше готовить небольшие порции раствора и сразу их использовать.

Если предполагается, что барельефы из гипса и шпатлевки будут объемными, то их самые выступающие части рекомендуется дополнительно армировать, вкрутив в стену саморезы или закрепив на ней степлером обычный гипсовый бинт. Отдельные объемные фигуры можно создать с помощью картонных и пенопластовых заготовок, которые прикрепляются к стене и обмазываются смесью.

Придать фактуру растительным элементам можно, используя их природные аналоги с четким рисунком прожилок – плотно приложите к смеси лист винограда, клена или даже понравившегося комнатного растения, удалите шпателем или обычным ножом излишки шпаклёвки вокруг, формируя четкий край. Оставьте элемент на несколько часов подсохнуть и снимите остатки листочков.

Для подобных "отпечатков" или как декоративный элемент барельефа можно использовать и другие подручные предметы: мешковину, ракушки, декоративные камни и др.

Выпуклые детали также можно отлить из гипса, используя подготовленную форму из пластилина и жидкий гипсовый раствор. Такие элементы, как ягоды, выступающие лепестки цветов или ветку дерева лучше всего вылепить вручную из алебастра (раствор готовят, следуя инструкции на упаковке), а затем прикрепить к стене, прочно вдавливая и обмазывая со всех сторон.

"Свободное" гипсование – простой метод получения декоративных элементов

Простой и доступный способ получения объемных деталей – "свободное" гипсование. Его, как правило, используют для создания композиций из витиеватых узоров, созданных из пропитанных гипсом бумажных салфеток, а также для формирования цветочно-растительных барельефов. Это метод доступен даже для начинающих, стоит только правильно подобрать материалы и гармонично их объединить.

Для "свободного" гипсования лучше всего подходит архитектурный гипс, из которого готовят жидкий раствор. Для размешивания можно использовать строительный или обычный кухонный миксер или выполнить это руками. Итак, на 1 кг гипса берут 0,7 л воды. Чтобы не образовывались комочки, именно сухой материал добавляют в воду, а не наоборот, и лучше постепенно, небольшими порциями, каждый раз тщательно перемешивая. Чтобы раствор получился более пластичным, а готовые барельефы не растрескивались, в него рекомендуется добавить немного клея ПВА, разведенного водой. В окончательном варианте раствор должен получиться однородным и по консистенции быть близким к жидкой сметане.

В этот состав окунают веточки растений, бутоны, упругие соцветия живых или искусственных цветов, а также пропитывают им бумажные салфетки. Полученную заготовку укладывают на ровную поверхность, застеленную полиэтиленовой пленкой, и оставляют высыхать. Цветы и элементы из бумаги нужно укладывать так, как они будут фиксироваться в интерьере. Это позволит сформировать на каждой детали плоское основание, которое потом будет крепиться на стену. После полного высыхания (не менее чем через сутки) заготовки снова окунают в гипсовую смесь и снова укладывают в то же положение для высыхания. Повторяют такую процедуру до тех пор, пока на элементах не образуется слой гипса в 1,5 мм толщиной.

Готовые детали прикрепляются на стену с помощью густой акриловой штукатурки или клея ПВА. Чтобы окончательно закрепить готовую композицию и придать ей монолитный вид, весь рельеф с помощью кисти обмазывают густым гипсовым раствором, особое внимание уделяя местам соединения прикрепленных элементов. Выучиться основам скульптурного ремесла сегодня можно, просто сидя у экрана монитора. В сети легко найти подходящий мастер класс, с успехом освоить первые уроки, а со временем взяться и за картины.

Лучшим материалом для такой лепки считается гипсовая смесь на основе клея ПВА. Масса должна получиться эластичной и густой, словно мягкий пластилин. Теперь можно вспомнить свой детсадовский опыт и попытаться слепить вишенку, цветок или даже пчелку. Не нужно огорчаться, если предмет искусства у вас не получился. Можно воспользоваться готовыми формами – купить в магазине для творчества либо взять силиконовую форму для выпечки или обычные фигурки из детской песочницы. В этом случае гипсовую смесь густоты сметаны заливают в подготовленную форму и оставляют до затвердевания. Полученная лепка вынимается и приклеивается на стену в определенном месте композиции.

Финишная обработка – очищаем, красим, защищаем от влаги

По окончании работ следует сгладить все шероховатости на полученном панно. Для этого лучше всего использовать небольшой кусочек мелкозернистой наждачной бумаги. Действуйте аккуратно без лишнего нажима, чтобы не разрушить необходимые фактурные элементы. Иногда после такой обработки проступают другие недостатки – мелкие трещинки, неровности или маленькие ямочки, оставшиеся от пузырьков воздуха. Сейчас самое время все окончательно подмазать и заполнить.

Готовый барельеф на стене тщательно очищают от гипсовой пыли и крошек и обязательно обрабатывают грунтовкой. Теперь можно приступать к декоративной отделке изображения. Чаще всего для этого используют акриловые краски и оттеночные колеры. Разрисовать барельеф в разные цвета, применить сдержанные двухцветные полутона или остановится на девственно белом цвете – решать вам, все зависит от стилистического исполнения панно и, конечно, от вашего желания.

И в завершении на лепнину наносят защитное покрытие типа гидрофобизатора, акрилового воска или лака. Особенно важна такая защита для барельефов в помещениях с повышенной влажностью, например, на кухнях, в ванных, неотапливаемых коридорах.

В современном дизайне есть очень модное направление – барельеф из декоративной штукатурки. Древняя техника украшения стен объемными изображениями долгое время была незаслуженно забыта и использовалась только для создания монументальной скульптуры и оформления общественных мест.

Создание декора из лепнины в жилище и до сих пор могут позволить себе немногие: художественный уровень такой работы дает возможность мастеру оценивать свой труд достаточно высоко. Но приемы изготовления барельефа не представляют особенной сложности. Основное препятствие на пути самодеятельного дизайнера – убежденность в том, что сделать своими руками красивый барельеф на стене очень трудно.

Существует 2 способа монтажа декоративного панно на стенах помещений: покупка готовых плит с фрагментами лепнины и создание изображения прямо на стене. В первом случае укладка деталей панно напоминает выполнение облицовочных работ с кафельной плиткой. Для крепления элементов используются жидкие гвозди или плиточный клей.

Другой способ сложнее, но гораздо интереснее, так как требует проявления творческих способностей. Для выполнения отделки нужно иметь минимальные навыки работы с пластичными материалами (на уровне школьных уроков лепки), пространственное воображение и умение рисовать. При желании можно воспользоваться готовыми рисунками или орнаментом, перенеся их на стену с помощью проектора или увеличивая по клеткам.

Создание самого рельефа потребует терпения и аккуратности. Большое значение имеет используемый в работе материал. Для получения хороших результатов лучше всего использовать финишные штукатурки на гипсовой основе или декоративные смеси с очень мелкой фракцией наполнителя. Они хорошо поддаются шлифовке, пластичны и обладают однородной структурой, что позволяет выполнить даже мелкие детали.

Как подготовить рабочее место?

Гипсовые смеси имеют свойство застывать в течение 15-20 минут. Это дает возможность легко и надежно закреплять на стене детали рельефа, лепить нужные фрагменты прямо на штукатурке. Но эта же особенность гипса может мешать начинающему декоратору, которому приходится работать очень медленно. Единственный выход из этой ситуации – делать большое количество раствора для лепки крупных деталей, когда его можно набрасывать на стену как обычную штукатурку и замешивать немного гипса, если требуется кропотливая работа по созданию мелких деталей.

Чтобы не отрываться в процессе работы на поиски нужного инструмента, следует все приготовить заранее. Для самодеятельного скульптора потребуются:

Для разных техник исполнения выпуклого узора могут понадобиться полосы из марли или ветоши, сухие колосья и травы или другой декор. Для создания повторяющегося орнамента нужно заранее заготовить трафареты. Пригодятся и акриловые краски, губка и сухая тряпка. Если планируется создавать рельеф с деталями, очень далеко выдающимися над уровнем стены, стоит запастись и проволокой.

Как сделать барельеф?

Стена, на которой будет создаваться барельеф из штукатурки, должна быть подготовлена к отделке: ее нужно выровнять и прогрунтовать составом глубокого проникновения в 2 слоя. Если на поверхности требуется декоративная отделка фактурной штукатуркой, то не следует покрывать ее воском или лаком. Барельеф будет хорошо держаться только на необработанной стене.

В качестве фона под панно может быть нанесен собственный рельеф. Сделать его нужно на ограниченном участке стены, там, где планируется выполнить объемную отделку. Ориентируясь на общие внешние контуры скульптурного изображения, сделать отметку, до которой должна распространиться фоновая фактура. Такой прием позволяет более органично вписать скульптурное изображение в поверхность стены. Самую простую фактуру можно сделать с помощью длинноворсового валика и гипсовой шпатлевки: нанести тонкий слой смеси на стену в пределах очерченных границ и прокатать свежую штукатурку валиком. После отвердения слоя (24 часа) можно перейти к нанесению рельефа.

Перенести рисунок на подготовленную поверхность, отмечая расположение его деталей внутри контура. Там, где слой штукатурки будет особенно толстым, можно сделать отверстия и вбить дюбели. На саморезах барельеф на стене сможет держаться, как на арматуре. Некоторые детали можно вылепить или отлить отдельно, а затем приклеить их к стене.

  1. Согласно эскизу, нанести внутри контура подготовленный раствор из воды со штукатуркой (готовить по инструкции изготовителя смеси). Вариантов на этом этапе множество: можно делать рельеф сразу, если рисунок достаточно простой или сначала приподнять контур над поверхностью, чтобы вылепить детали позже. Некоторые элементы рисунка можно вдавить в штукатурку, нанесенную специально для этого толстым слоем. Основное правило при формировании композиции – самый близкий или центральный фрагмент должен выступать над стеной сильнее всего. Второстепенные и удаленные детали имеют меньшую высоту.
  2. Прикрепить вылепленные отдельно детали на слой сырого гипса и замаскировать швы, замазав их гипсом. Если нужно сделать сильно выпирающий вперед фрагмент (рог, нос, стебель или лист), то в качестве арматуры нужно использовать проволоку, закрепив ее на стене в слое гипса и высушив форму в течение 1-2 часов. На эту основу наносить штукатурку, формируя нужную часть рисунка.
  3. Проработать мелкие детали, используя мастихины или резцы, нож и любые удобные для этого инструменты. Детали на схватившемся, но еще влажном гипсе легко можно процарапать, прорезать или нарастить с помощью собственных пальцев.
  4. Завершенный барельеф оставить на несколько часов до отвердения. Наждачной шкуркой отшлифовать поверхности, снимая лишнее и устраняя дефекты. Если часть рисунка не устраивает мастера, ее можно исправить, нанеся немного раствора и вылепив недостающее.

Просушив готовую скульптуру в течение 3-5 дней, в зависимости от толщины слоя, окрасить ее цветными акриловыми красками или произвести оттеняющую объем обработку. Для этого нужно приготовить краску, колеруя ее в темные оттенки бежевого, серого, песочного цвета. Нанести акриловую эмульсию губкой, стараясь хорошо прокрасить впадины рельефа. Протереть сырую поверхность сухой тряпкой, снимая излишки краски с выпуклых мест. Нанести фрагментарно в нужных местах белую краску или позолоту, серебрение, глиттеры.

Только после полной готовности барельефа можно перейти к нанесению восков и лаков на него и остальную часть стены.

Другие техники создания панно

Если барельеф на стене должен состоять из некоторого числа повторяющихся элементов, то очень легко сделать их по трафарету. В зависимости от нужной высоты рисунка следует подобрать прочный влагоустойчивый материал. Это может быть толстый пластик, плотный картон или готовый трафарет, купленный в магазине.

Нанесение барельефа в этом случае начинается с подбора рисунка и перенесения его на подготовленный материал. Затем нужно прорезать контуры отдельных фрагментов и прикрепить картон к стене. Шпателем намазать гипсовый раствор на прорезанные части, захватывая области трафарета вокруг них. При этом формируется рисунок с плоской поверхностью, выступающий над фоном на 2-3 мм. После того как он немного окрепнет, картон нужно аккуратно снять, добавить мелкие детали, если это необходимо и перейти к следующему изображению, прикрепляя трафарет рядом или в любом нужном месте стены.

Выпуклые контуры предметов, ветки, архитектурные ансамбли любой сложности можно выполнить из скрученных в жгуты кусков бинта или ткани. Смочив их в штукатурке из гипса, приклеить в отмеченном месте рисунка, затереть шов. Таким способом можно заполнять и контуры, если барельеф должен содержать изображения с неровной фактурой поверхностей. Добавляя вылепленные руками детали, можно создавать очень сложные композиции.

Подобным образом можно поступить и с сухоцветами, ветками, колосьями, раковинами и пр. Осторожно покрыв их слоем гипса в подходящей емкости, приклеить фрагменты на сырую штукатурку. Завершив прикрепление готовых деталей панно, можно дополнить их лепными элементами. Окончательную отделку можно производить тонированием, затемняя краской впадины узора и выделяя выпуклости светлым оттенком.

В детской уместно будет раскрашенное цветное панно с изображением любимых персонажей сказок. В кухне можно гармонично вписать в интерьер натюрморт или лепной бордюр с плодами и ягодами. Пейзажные картины подойдут для гостиных, спален и прихожих. Их можно выделить цветом или удачно подобранным освещением однотонного барельефа.

Барельеф на стене использовали еще в древние века, как элемент декора помещений и изделий. Им украшались здания, залы и различные комнаты. В современном мире барельеф на стене, нашел свое пристанище, в качестве отличного декора стен в интерьере квартир и домов. В этой статье мы разберем еще один интересный вид отделки стен. Барельеф на стене своими руками может приукрасить любой интерьер. Главное знать основные принципы и поэтапные шаги его нанесения на стену.

Используя отделку стен барельефом, Вы сможете весьма оригинально и эксклюзивно украсить пустующую стену в Вашем доме. Прекрасно смотрятся воссозданные картины или панно на стенах с использованием техники барельефа. Очень распространен декор стен у каминов узорами барельефов. Барельеф на стене подсвеченный точечными светильниками, создает 3Д визуализацию картины, а если использовать дизайнерские , то вся картинка помещения может изменится до неузнаваемости.







Если сравнивать барельеф на стене с , то барельефы не всегда выполняются с использованием каких либо красок. Если подсветка и в целом организованы правильно, то выделение барельефа цветом не потребуется. Объемность картины будит видна за счет игры света.












Функциональные задачи барельефа

Помимо эстетики и декоративного предназначения, барельеф на стене выполняет и некий ряд функциональных задач:

  1. Скрывает неровность стен;
  2. Украшает коммуникации инженерного назначения;
  3. Визуальная корректировка пространства;
  4. Зонирование пространства.

В случае, когда объемный рисунок и декоративная роспись сочетаются должным образом, получаются весьма оригинальные и эффектные элементы декора. И не смотря на все эти заслуги, барельеф на стене для украшения интерьеров используют редко. Основной причиной такого низкого спроса на этот элемент декора, кроется в высокой стоимости.
Причина высокого ценообразования кроется в ручной технологии возведения всех элементов барельефа. Как следствие, чтобы возвести барельеф на стене Вашего дома, потребуется немало усилий и денег. Но есть несколько способов, как воссоздать барельеф на стене своими руками. Об этом читаем далее.

Создание барельефа своими руками

Для того, чтобы сделать барельеф самостоятельно, Вам потребуется следующий материал:

  • Гипс;
  • Штукатурка (на основе гипса);
  • Алебастр;
  • Глина.

Давайте поэтапно разберем весь процесс создания барельефа на стене своими руками

Первый этап

Для начала необходимо подготовить форму для будущего рельефа. Для этого необходимо подобрать подходящих габаритов ящик, это может быть и коробка из под конфет, и рамка приклеенная к стеклу. Если Вы задумали большой рисунок барельефа, то можете самостоятельно сколотить ящик из фанеры с низкими бортами. Размер ящика будет зависить от предполагаемых габаритов будущего рельефа.

Второй этап

Когда форма под рельеф создана, ее необходимо будет обтянуть полиэтиленом. Возьмите полиэтиленовую пленку и застелите ею всю внутреннюю поверхность ящика. Следите, чтобы полиэтилен не образовывал складок, они могут оставить след на самой детали барельефа.

Третий этап

Если Вы работаете с барельефами впервые, то в качестве раствора лучше всего использовать гипс и гипсовую штукатурку. Приготовьте раствор из материала согласно инструкции, описанной на упаковке. В случае, когда рельефный элемент предполагается быть достаточно высоким, необходимо армировать застывающий раствор. Для этого вставьте на дно формы несколько жгутиков из проволоки.

Четвертый этап

Залейте подготовленную форму разведенной смесью. Оставьте подсыхать материал до периода, когда смесь немного схватится. Для каждого вида материала это время может быть разным, поэтому заранее обсудите эту деталь с продавцом.

Пятый этап

Вот теперь мы начинаем воссоздавать будущий рисунок барельефа. После выполнения предыдущих этапов, у нас получилась гипсовая плита. На данную плиту необходимо нанести рисунок будущего рельефа, воссоздать его точный контур. Далее приготавливаем смесь снова и наносим на плиту согласно контура. Выполняем постепенное наращивание рельефа слой за слоем, давая предыдущему слою всегда немного подсохнуть.


Штукатурка должна быть всегда влажной. Поэтому готовьте раствор небольшими порциями, чтобы он не успевал затвердеть, перед нанесением его на плиту. Если в ходе работы появляются излишки материала, смело снимайте их канцелярским ножом. В принципе весь получающийся рельеф, можно редактировать при помощи стамески и резцов по шлифовке дерева.

ВНИМАНИЕ! «Пока материал полностью не засох, произведите его шлифовку. Так как в застывшем виде произвести шлифовку будет очень сложно!»

Примеры барельефов на стене

Чтобы узнать процесс создание барельефа на стене своими руками, более наглядно. Необходимо увидеть конкретные примеры. Давайте рассмотрим примеры двух популярных объемного декора, в виде Лилии и Тюльпана. Когда Вы увидите четкий план действий по воссозданию конкретного барельефа, Вам будет проще воссоздать свой оригинальный рисунок, основываясь на действиях приведенных ниже.

Барельеф — «Лилия»

Первый этап. Стену на которой будет располагаться барельеф «Лилии», необходимо защитить при помощи малярной ленты. Поклейте ленту на всю поверхность стены, где будет располагаться барельеф.

Второй этап. Далее покрываем оклеенный участок стены шпаклевкой. После полного высыхания шпаклевки наносим поверх грунтовку. Рекомендуем использовать для этой цели краску-грунт, она имеет шероховатый эффект после высыхания. Это качество позволяет намного лучше удерживать последующие слои.

Третий этап. После выполненной грунтовки, наносим на стену слой марсельского воска. Для это можете использовать кельму. Время высыхания воска от 3 до 4 часов.

Четвертый этап. На подготовленную поверхность стены нанесите пищевую пленку и закрепите ее только сверху, так чтобы в любой момент пленку можно было приподнять. Далее, прямо на поверхности пленки, начинаем прорисовывать эскиз лилии.

Пятый этап. Теперь необходимо нанести марсельский воск на стену под пленкой, точно по контуру эскиза лилии. Для этого Вам пригодится кельма и мастихин.

Так как воск белого цвета, нам понадобится выделить его другим цветом, чтобы в последствии видеть силуэт эскиза. Для этого покройте высохший воск, водой окрашенной немного макловицей. После этого окрашивания эскиз лилии выделится визуально на стене.
Для того, чтобы барельеф был выполнен качественно и рельефный рисунок был реалистичным, необходимо всю работу проделывать поэтапно и аккуратно.
Когда форма будущему барельефу «Лилии» предана, приступаем к его окраске. Подготовьте акриловую краску согласно инструкции производителя и нанесите ее на полностью высохший барельеф.
Время высыхания у каждой краски свой, но в среднем этот процесс длится не более 8 часов. После высыхания акриловой краски приступайте к финишной отделки поверхности барельефа.
В качестве финишной отделки используйте отточенто. При помощи кисти нанесите состав на всю поверхность барельефа в два слоя, поочередно просушив каждый.

Барельеф — «Тюльпаны»

Работа по созданию барельефа из «Тюльпанов» проходит те же этапы, что и с «Лилией»:

  1. Нанести штукатурку и грунт;
  2. Покрыть марсельским воском;
  3. Нанесение эскиза на пищевую пленку;
  4. Нанесения барельефа по эскизу;
  5. Покрыть финишным слоем отточенто.

Чтобы бутоны тюльпанов выглядели максимально реалистично, формируйте каждый бутон вручную. А поверхность бутона протирайте влажной губкой, тогда бутоны будут гладкими.
Процесс создания барельефа на стене своими руками, занятие не простое и очень кропотливое. Однако на финише Вы получите уникальный декор на стене, который будет не только украшать весь интерьер помещения, но и выполнять ряд технических функций описанных выше.

Красивых Вам барельефов!

Видео — уроки: Барельеф на стене своими руками.

Для более наглядного примера посмотрите несколько видео сюжетов на тему создания барельефа на стене своими руками:

Барельеф — вид скульптурного украшения помещений и сооружений в виде выпуклого до половины объема над плоскостью выпуклого изображения. Выполняется из подходящих для резьбы, лепки или отливки в формах материалов (декоративная штукатурка, алебастр, полистирол, глина, дерево). Применяется как элемент дизайна помещений, для архитектурного декора (оформление фриз, пилонов, сводов, фонтанов, капителей, фасадов).

Барельеф на стене из гипса, шпаклевки, другого материала может быть сюжетным либо абстрактным, выполненным в классическом, античном, современном или другом стиле. Ветвистое дерево, багет, цветок из гипса на стене станет беспроигрышным решением, добавит гармонии, живости, колорита даже самому непритязательному, «скромному» интерьеру. Недоступные широкому кругу в прошлом из-за высокой стоимости сегодня красочные или однотонные выступающие образы стали достижимы для любого желающего. Среди многообразия возможных вариантов декорирования помещений гипсовые картины в последние годы стали супер популярны и заняли передовые позиции.

Такой рисунок отлично украсит стену

Пошаговое производство объемного этюда

Задаваясь вопросом, как сделать барельефы на стене своими руками, неспециалисты ошибочно полагают, что мастер наклеивает на плоскость произведенные промышленным способом части гипсовой миниатюры. Создание барельефа – это процесс художественной лепки из гипса (других материалов) непосредственно на стене своими руками (мастером) либо техникой производства заготовок, свободным гипсованием, другим методом частей будущей картины с последующим приклеиванием «плиток» или частей миниатюры.

Порядок реализации барельефа на стене


Каждый барельеф – неповторим и индивидуален. Даже мастеру с опытом невозможно создать два идентичных этюда даже по одному чертежу.


Каждый рисунок сам по себе уникален, повторить его невозможно

Что нужно для изготовления миниатюры из алебастра

Барельеф на стене из гипса можно выполнить своими руками. Для реализации проекта необходим следующий минимум умений:

    рисование;

    приготовление растворов;

    производство трафаретов;

    создание проволочных конструкций.


Для создания такого рисунка потребуется опыт и знания в сфере строительства

Формирование барельефа требует знаний свойств смесей (время схватывания, возможность добавления красителей, определение оптимальной густоты раствора для разных работ) из которых будет выполняться изображение. Следует учитывать, что при работе со слоем в 10 и более миллиметров необходимо сделать остов из проволоки, препятствующий растрескиванию гипса.


Что бы не обращаться к мастеру, можно воспользоваться отливными формами

Для выполнения потребуются:

    рисунок (в натуральных размерах);

    пару круглых + столько же плоских малярных кистей, тонкая капроновая кисточка (детская) для рисования;

    графитовый карандаш, фломастер или маркер;

    малярный скотч;

    трафареты необходимой толщины;

    емкость для разведения замеса;

    специальные инструменты для создания рельефов (мастихины);

    материалы, из которого будет изготовлена матрица (к примеру, силикон) и смесь для барельефа;

    краски, колер (цветные барельефы);

    кондитерский (для толстых линий) или медицинский шприц (для оформления тончайших прожилок);

    устойчивые надежные леса (козлы).

С помощью петель, стеков, резаков удаляют излишки раствора, подравнивают края, создают отдельные элементы, придают деталям слой за слоем нужные формы. При создании барельефа на стене своими руками инструменты обмакивают в воду для удаления остатков во избежание появления потеков и других нежелательных загрязнений. По окончании работ все инструменты моются. Шприц разбирается, очищается, сушится.


Всю работу нужно проводить тщательно и по рекомендациям

Пошаговое руководство выполнения этюда «виноградная лоза»

Рассмотрим, как сформировать барельеф на стене своими руками на примере производства изображения виноградной лозы с гроздью, фигурными листками. Работа выполняется методом исполнения различных частей из алебастровой смеси с последующим их закреплением на стене. В формы отливаются ягоды и листочки, витиеватый стебель и усики прорисовывают вручную. При производстве крупных тяжелых частей используют для армирования и облегчения крепления на стене остов из проволоки.

    Первый этап создания объемного барельефа своими руками на стене – выполнение композиции в полный размер и перенос очертаний на место будущей картины. Набросок переносят путем прорисовки по пленке (выполняют маркером). На подготовленную стену наносят основу тонким слоем. Полиэтиленовое полотно располагают в необходимом пространстве и закрепляют, контуры зарисовки обводят. Образец удаляют, а очертание остается на поверхности. Контуры также переносятся на сухую плоскость. В этом случае после закрепления пленки сверху край ее поднимается, и линии прорисовываются обычным грифельным карандашом.

    В первую очередь нужно нарисовать эскиз рисунка

    Второй пункт исполнения барельефа – изготовление формы для листочков и виноградных ягод. Рассмотрим исполнение матрицы из герметика с наполнителем (тальк/крахмал). На доску насыпают наполнитель и замешивают с герметиком как обычное тесто. Предмет соответствующей фигуры (овал или шар) и размера вдавливают в полученный материал. После застывания силикона образец извлекают. Получается матрица для формирования ягод. Для листков можно воспользоваться фабричной силиконовой/полиуретановой матрицей, или изготовить шаблон самостоятельно указанным выше способом. Образец формы листочков для барельефа лепят из пластилина или соленого теста.

    Для листьев и ягод можно изготовить формы

    Третий момент – размешивание состава и отливка отдельных гипсовых элементов. Для заливки в формы делается раствор из одной части воды и двух частей гипса. Вода берется комнатной температуры. Других ингредиентов (песок, штукатурка, пр.) при замесе состава из алебастра для барельефа не используют. Сухой гипсовый порошок постепенно добавляют в воду при постоянном умеренном помешивании (для избегания образования комочков). Интенсивно мешать раствор не рекомендуется. Смесь обогатится кислородом, и деталь получится с воздушными пузырьками. Изделия извлекаются после окончательного застывания гипса.

    С помощью отливных форм можно сделать очень красивый рисунок

    Четвертый этап – подготовка плоскости и приклеивание раздельных элементов на барельеф. Плоскость покрывается сатенгипсом или акриловой шпаклевкой, затем армируется выбранным способом. Ягоды и листочки крепятся приклеиванием (вдавливанием) готовых деталей в указанных на эскизе точках. Для крепления тяжелых элементов используется проволока (сталь) диаметром 2-3 мм.

    Пятый шаг – выполнение стебля и усиков. Выполняется на барельефе шприцем для украшения тортов. Особо тонкие линии исполняются медицинским шприцем без иглы.

    Листья и ягоды можно сделать шприцем для тортов или обычным

    Последний пункт – финишная отделка барельефа. Окрашивание выполняется специализированными красками для лепнины (тонкие полутона получают растушевкой). Яркие акценты в барельефе выполняют акриловыми красками. Затем производится покрыв картины ранее указанным способом.

Птичка, бабочка на стене у грозди или листа разнообразит и украсит этюд, придаст ему индивидуальности и особого шарма. Если миниатюра производится из отдельных частей, все точки соединения аккуратно заделываются, сглаживаются и зашлифовываются для получения эффекта единого полотна.


В конце рисунок нужно обработать защитными средствами

Лепка на стенах посредством трафарета

Если необходимо создать барельеф с повторяющимся фрагментом (к примеру, цветок, завитушка, лист) наиболее простым методом будет работа с трафаретами. С такой художественной отделкой помещения справится любой. Даже тот, кто никогда не умел рисовать, сконструирует уникальную художественную лепку без особых усилий и специальных навыков. Узор распечатывают на обычном принтере. Шаблон изготавливается на подходящем материале путем вырезания тех элементов, которые необходимо нанести на стену. Можно купить фабричные трафареты-рисунки для барельефа на стене. Они в большом ассортименте предлагаются в строительных магазинах.


Нанести рисунок можно по трафарету

Шаблон закрепляется любым удобным способом (к примеру, малярным скотчем). Пустые места заполняются густым алебастровым или другим раствором (чем толще трафарет, тем гуще делают замес) слоем толщиной в клише и оставляют до полного высыхания. Если при отделении получились неровные края, их зашлифовывают мелкой наждачной бумагой. Последующую обработку производят общим для всех методов способом.


Шаблон для рисунка можно закрепить любым способом

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что исполнить красивый, яркий и привлекающий внимание выдающийся рисунок на стене своими руками может каждый. Самостоятельное создание барельефа в собственном доме – это ни с чем несравнимое удовольствие в процессе и уникальный элемент декора в результате. Стоит задаться целью и интерьер квартиры, дома или общественного заведения (кафе, ресторан, поликлиника, пр.) обретет свою собственную неповторимую атмосферу.

Видео: Как сделать барельеф своими руками

Видео: Мастер класс. Барельеф цветка