Как строился париж. Происхождение Парижа, его названий

История Парижа, как и история всей Франции, чрезвычайно интересна и полна драматических сюжетов и великих побед. За свою более чем четырехвековую историю город неоднократно подвергался вторжениям различных завоевателей, но становился лишь сильнее и величественнее, превращаясь в один из наиболее значимых центров европейской цивилизации.

Начало истории

Древний Париж ведет начало своей истории с III в. до н.э., когда в Галлии на месте современного кельтское племя паризиев основало город, названный Лютецией (от лат. «болотистая местность»). Располагаясь на перекрестке важных торговых путей от Британских островов к Средиземному морю, Лютеция быстро развивалась, представляя собой желанную добычу для растущей Римской империи. В 52 году до н.э. после изнурительных боев нападавшее войско Юлия Цезаря захватило город, разрушенный и сожженный жителями. К этому времени относится первое упоминание города в сочинении Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне». Официальная дата основания Парижа — 8 июля 52 года до н.э. и в 1952 году он отметил 2000 лет.

Римляне довольно быстро восстановили завоеванную, но разрушенную Лютецию, заселив Сите и левый берег Сены. Началось строительство храмов, вилл, терм, мостов и акведука, прокладывались дороги из брусчатки. Развалины общественных терм и арены гладиаторов можно и сегодня увидеть в . Начало IV в. ознаменовалось для города широким распространением христианства. Лютеция, именовавшаяся Паризием (городом паризиев), окончательно сменила название и стала именоваться Парижем.

Нашествия франков и норманнов

В 508 г. Галлию завоевал король франков Хлодвиг, сделав Париж столицей королевства Меровингов. В середине VI в. строится первая христианская церковь Парижа, на месте которой спустя 100 лет был возведен собор Парижской Богоматери.

Династию Меровингов сменили Каролинги, при которых центр империи сместился на восток, и Париж постепенно пустел и разрушался. В этот период происходило неоднократное нападение викингов на Париж, и жителям приходилось каждый раз искать защиты на острове, где были выстроены крепостные стены. Викинги (норманны) повсюду сеяли страх и разрушения, разоряя города и монастыри. И в 845 году оборонительные сооружения города не выдерживают осады викингами, а в день Пасхи норманны осуществляют захват Парижа.

Эйфелева башня история легендарного символа Парижа

Этот набег показал неготовность крепостных оборонительных сооружений и вынудил заняться их укреплением. Набеги викингов и осада Парижа происходили еще несколько раз в конце IX в., но завладеть городом им так и не удалось. От викингов пришлось откупаться северными землями с городом Руан, а их вождю Карл III предложил в жены свою дочь. В ответ норманнская дружина приняла христианство, и был заключен окончательный мир. В дальнейшем новое герцогство получило название Нормандия, а все его население приняло французскую культуру, язык и религию. Тем самым страна окончательно избавилась от разорительных нашествий викингов.

История средних веков

Капетинги, пришедшие на смену Каролингам, возвращают столицу в Париж, где строится королевский дворец, до XIV в. остававшийся резиденцией королей Франции. В XII в. в оборонительных целях на берегу Сены строится замок, который в дальнейшем станет Лувром.

Средневековый Париж — это пока еще небольшой, довольно грязный городок с узкими улицами, сточными канавами, отсутствующей канализацией и кучами нечистот. Тускло освещенные фонарями улицы не имели ни табличек с названиями, ни нумерации домов. Первым королем, озаботившимся благоустройством города, был Филипп II. При нем в 1163 г. началось строительство собора Парижской Богоматери и крепостной городской стены с Лувром для защиты от войск английского короля Ричарда Львиное Сердце. Появляются мощеные камнем мостовые, фонтаны, строятся новые храмы.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Париж в средние века — один из центров европейского образования. В 1257 г. парижский каноник Робер де Сорбон открывает на левом берегу Сены религиозный колледж, в последствии положивший основание всемирно известному парижскому университету — Сорбонне.

В XVI в. выходят правительственные распоряжения, касающиеся архитектурного облика города: улицы становятся прямолинейными, строится набережная из камня, продолжаются работы по перестройке Лувра. 17 век ознаменовался открытием Ботанического сада, Французской академии, переездом королевского двора Людовика XIV в Версаль. Это время возникновения новых площадей: Вогезов, Вандомской, королевской площади Дофина. Победа Франции в войнах 70-х годов XVII столетия ознаменовалась строительством площади Победы. Прокладывается главная улица города — , строится Военная школа, Монетный двор. Средневековый Париж постепенно преображается, становясь центром европейского искусства и моды, и в конце XVI века окончательно становится французской столицей.

Французская коммуна: первое правительство рабочего класса во Франции

История XVIII-XIX веков

К концу XVIII века бурное развитие капитализма, столкнувшись с феодально-абсолютистской монархией во Франции, создает все предпосылки для буржуазной революции. Окончательную точку поставил кризис 1787-1789 гг. и неурожайный 1789 г. Резко увеличилось количество неимущих, нищих и бродяг, только в Париже составлявшее около трети всего населения. Верхи тоже испытывали кризис: королевская власть столкнулась с активной оппозицией и требованиями реформ.

В июле 1789 г. тысячи вооруженных парижан заполнили улицы, двинувшись к последнему правительственному оплоту — Бастилии. 14 июля начался штурм крепости, ознаменовав начало революции. Возникают городские муниципалитеты, формируется национальная гвардия. По всей стране идут крестьянские восстания. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание принимает «Декларацию прав человека и гражданина», ставшую на многие десятилетия гимном человеческой свободной мысли. Франция провозглашается конституционной монархией.

Весь конец XVIII века прошел под знаком борьбы сторонников феодализма против приверженцев конституции, и после кровопролитного восстания в августе 1792 г. монархия во Франции пала, просуществовав около 1000 лет.

Постоянные разногласия среди французских революционеров и стычки между различными группировками в правительстве приводят в 1799 г. к заговору внутри Директории (исполнительная власть) и перевороту, который возглавил Наполеон Бонапарт, в чьих руках оказалась сосредоточена неограниченная власть. В 1804 г. Франция была объявлена империей.

Наполеон планировал превратить Париж в «столицу столиц»: начато строительство каналов, обеспечивающих город питьевой водой, меняется архитектурный облик столицы, строится Триумфальная арка, появляется газовое освещение улиц.

Но все задуманные преобразования помешала выполнить война, которую Наполеон вел с Англией, Пруссией, Австрией, Испанией и Россией. 1812 год оказался роковым для французского императора: проигранные им сражения привели русские войска под стены Парижа. Для русской армии 1812 год был годом исторического Бородинского сражения. В 1814 году произошел штурм Парижа, в котором русские уничтожили остатки наполеоновской армии. Взятие Парижа было отмечено Александром I учреждением специальной медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». Александр I принял город под «особую защиту», поделив на зоны, управляемые властями Австрии, Пруссии и России. В Париже в 1814 г. жители радостно приветствовали вступившие в город русские войска, удивляясь храбрости солдат и порядку, царившему среди них, в отличие от разбитых и рассеянных остатков наполеоновских войск.

Кто был архитектором Эйфелевой башни?

В 1815 году Наполеон Бонапарт предпринял последнюю попытку вернуть власть, с остатками старой гвардии войдя в Париж. После поражения под Ватерлоо он отправился в ссылку на остров Св. Елены, где умер 5 мая 1821 г. Через семь лет прах императора триумфально вернулся в Париж, где был захоронен в Соборе Дома Инвалидов.

К середине 19 века население Парижа увеличивается почти вдвое по сравнению с началом и достигает 1 млн человек, идет активное строительство города, прокладываются новые улицы, возводятся красивые общественные здания. К этому времени относится строительство Парижской Оперы по проекту Шарля Гарнье, и по сей день являющейся шедевром архитектурного искусства. Париж в 19 веке — это город универсальных магазинов, кафе, ресторанов, художественных и книжных галерей, над которым, как символ индустриальной эпохи, высится Эйфелева башня.

Париж одним из первых испытал на себе опыт диктатуры пролетариата. Восстание, вспыхнувшее в городе 18 марта 1871 г. ненадолго привело к власти Совет Парижской Коммуны, продержавшийся 72 дня. Этот день отмечается не только во Франции, но и в разных странах как первый опыт пролетарской революции.

Новейшая история

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

На гербе Парижа изображён старинный кораблик на бурных волнах. При чем тут кораблик и волны, спросите Вы? Да ещё девиз города – «Fluctuat пес mergitLir» что с латыни означает — “Плавает, но не тонет”. Всё дело в том, что древний город, располагался на пересечении торговых путей.

Один из них вёл с востока на запад по реке Сена, другой с севера на юг и был сухопутным. Переправой через реку занималась целая гильдия лодочников, доходы которых были основной составляющей доходов города.

Вообще, проведённые раскопки и исследования говорят о поселениях, на месте нынешней
столицы Франции, ещё в III веке до н.э . Лютеция, так назывался древний город, впервые упоминается в книгах Юлия Цезаря в 53 году до н.э. В Лютеции проживали паризии, это кельтские племена каменного века которые воевали против римских завоевателей. Годом позже, римляне пытаются завоевать поселение, которое располагалось на . Но паризии сжигают город на острове и разрушают мосты, ведущие к нему. Римлянам ничего не остаётся и они строят своё поселение на левом берегу Сены в районе нынешнего холма Св. Женевьевы и Латинского квартала. Как и положено они построили здесь форум, римские бани (термы) и амфитеатр для различных массовых зрелищ.

Первое упоминание римлянами названия Париж датируется 300 годом. С 355 по 365 год город является резиденцией цезаря Юлиана, а позже римского императора Валентиниана I.

Но значение Парижа как города для римской империи постепенно угасает и к 508 году с приходом франков правление римлян заканчивается. Город постепенно застраивается и богатеет, но у него по прежнему отсутствует крепостная стена. По этой причине древний Париж сильно страдает от набегов викингов в IX веке . При очередном набеге король франков Карл Лысый решает не сопротивляться, а заплатить большой выкуп варварам, чтоб те больше не возвращались. Было отдано 6 тонн серебра и золота, но викинги продолжили набеги с новой силой.

В XII- XIII веке начинается активное укрепление Парижа. При короле Филиппе II Августе к 1190 году строится крепостная башня Лувр на правом берегу Сены, а к 1210 году крепостная стена и башня возводится на левом берегу. Также, начинается строительство нескольких церквей, включая собор . На месте нынешнего Латинского квартала несколько небольших церковных школ объединяются в одну, предшественницу университета Сорбонна.

В период царствования Карла V в 1369 году начинает строится крепость Бастилия,
впоследствии ставшая знаменитой тюрьмой, а позже разрушенная, во времена Французской революции. Сегодня на этом месте одноимённая площадь. История Парижа XIV века печально известна эпидемией бубонной чумы, унесшей тогда 50 000 жизней. А также народным восстанием против повышения налогов, которое было жестоко подавленно властями. Около 1337 года начинается столетняя война между Францией и Англией, которая хотела завладеть французским престолом.

Восстания продолжались и в XV веке , в результате чего сторонники бургундской партии в 1420 году передают столицу Франции англичанам. Продолжается кровопролитная столетняя война. Знаменитая Жанна д’Арк в 1429 году со своим войском после нескольких удачных побед начинает осаду захваченного Парижа. Но бургундцы выдают её англичанам и те, после быстрого судебного процесса, сжигают её на костре как еретичку и вероотступницу. Только в 1436 году Париж вновь переходит к французам, в него возвращаются мирные жители и к концу века население города составляет 150 000 человек.

XVI век отмечен религиозными войнами католических народных масс против французских протестантов (гугенотов). Самым кровавым событием была Варфоломеевская ночь в 1572 году, когда католиками было убито около 2000 иноверцев. Гугенотские войны продолжались до конца века, из-за чего, в городе свирепствовал голод унесший только в 1593 году 13 000 жизней.

С приходом к власти “короля-солнце” (Людовик XIV) в 1643 году резиденция перемещается за город, в Версаль и Париж теряет свой блеск и былую значимость. Королевский двор будет располагаться в Версале на протяжении почти 100 лет. К середине XVIII века и выглядят как трущобы, а прилегающие кварталы заполнены мелкими фабриками и торговцами. Самыми значительными событием этого века стала Французская революция 1789 года, начатая взятием Бастилии. После похода восставших на Версаль, король Людовик XVI был вынужден вернутся в Париж, во дворец Тюильри. Наверно, это самая кровавая страница в истории Парижа. Множество невинных были казнены, в том числе король Людовик XVI и королева Мария Антуанетта. После военного переворота в 1799 году к власти приходит временное правительство во главе с Наполеоном Бонапартом.

В XIX веке продолжается правление Наполеона I, во время которого Франция, проводит несколько успешных войн и распространяет своё влияние на большую часть Европы. Внутри страны промышленность и сельское хозяйство развивалось бурными темпами. Париж, также был значительно расширен и благоустроен. Строились роскошные здания и площади. Все ценности, захваченные во время войн отправлялись в столицу. Население города только за первые 10 лет века выросло с 550 000 жителей до 720 000. Но войны, вскоре, были закончены, когда в 1814 году союзные войска, во главе с русскими захватывают Париж. Наполеон I отрёкся от трона и позже был пленён англичанами.

В 1848 году к власти пришёл Наполеон III, решивший радикально перестроит город. Барон Осман, назначенный императором, строит сеть широких бульваров, которые и сегодня являются транспортными артериями города.

В виду возросшей значимости Парижа, как экономического и политического центра Европы,
в городе проводятся 5 из 21 Всемирных Выставок. В 1900 году в Париже проводятся Олимпийские игры, открывается первая линия метро.

XX век , как и прошлый, начинается с войны, на этот раз I мировой. В 1914 году удаётся избежать захвата города немцами, благодаря удачным действиям французской и английской армий. В 1919 году, после окончания войны, в столице Франции проводились мирные переговоры всех участвующих сторон. В послевоенные годы в Париж, что бы жить и работать, стекается большое количество известных писателей, композиторов и художников с разных стран. Вот только некоторые из них: композитор Игорь Стравинский, художники Пикассо и Дали, писатель Хемингуэй. Столица Франции становится столицей культурной и художественной жизни Европы.

После начала Второй Мировой войны было частично эвакуировано. 10 мая 1940 года Гитлер объявляет войну Франции и уже 14 июня город был сдан немцам без сопротивления. Какая-то часть населения с радостью встретила немцев, другая организовало движение Сопротивления, бойцы которого организовали восстание в августе 1944 года. Благодаря этому, а также наступлению союзников из Нормандии город был оставлен немцами.

В июне 1952 г. в Париже праздновалось 2000-летие города.

Историю Парижа можно уже измерять не веками, а тысячелетиями. Можно ли понять город, если не знаешь его истории? Город, который за многие века своей истории чего только не повидал и которому, возможно, еще и не такое предстоит увидеть!

Париж получил свое неповторимое очарование во многом благодаря событиям этой многовековой истории.

В 540-550 годах при короле Хильдеберте I из династии Меровингов на острове Ситэ была построена первая христианская церковь Парижа - базилика Святого Стефана. Спустя столетия на этом месте был сооружён собор Парижской Богоматери .

Капетинги вновь перенесли столицу в Париж, и на острове Сите построили королевский дворец, который вплоть до XIV века оставался резиденцией французских королей. В этот период остров Ситэ был центром уже немалого города, раскинувшегося по обоим берегам Сены.

В течение четырех веков Капетинги трудились над преобразованием своей столицы. При королях этой династии на месте базилики Святого Стефана в 1163-1345 гг. был построен Собор Парижской Богоматери. В 1244-1248 годах была возведена часовня Сент-Шапель . В XII веке король Филипп-Август для обороны Парижа построил на берегу Сены хорошо укрепленный замок, от которого и началась история знаменитого Лувра .

Но блестящая история Парижа была еще впереди. А пока это был довольно грязный городок, с узкими кривыми улочками. В Париже тогда не было ни канализации, ни общественных туалетов. Люди выбрасывали нечистоты прямо на улицу, где они смешивались с дорожной грязью и конским навозом, а нужду справляли прямо в Сену или в городских садах.

Первым королем, проявившим заботу о благоустройстве Парижа, был Филипп II Август (1180-1223). Именно при нем началось строительство собора Парижской Богоматери. Париж был окружен оборонительной стеной для защиты от войск английского короля Ричарда Львиное Сердце. В 1190 году была построена городская стена на правом берегу Сены, а в 1210 году - на левом берегу. В это же время на западной окраине Парижа возводится крепость Лувр.

При Филиппе-Августе в Париже появились первые мощеные улицы, фонтаны. Король строил в своей столице новые церкви.

При Людовике IX Святом (1226-1270) была усовершенствована система превоте, в частности, учреждена должность парижского прево.

Прево был представителем королевской власти в Париже и заботился об обороне города.Должность прево передавалась по наследству. Резиденция королевского прево в то время находилась в замке, стоявшем на месте нынешней площади Шатле.

А неподалеку от Шатле, в так называемой «Приемной горожан», заседал купеческий прево и его четыре помощника (эшевены). Они осуществляли административное управление столицей. Таким образом, в средние века в Париже власть разделилась между королевским прево, который именно был представителем короля, и городским муниципалитетом во главе с купеческим прево.

При Людовике IX судебная власть короля значительно расширилась; центральным судебным учреждением стал парижский парламент, состоявший из пэров и юристов.

Начиная с XI века Париж - один из центров европейского образования, в первую очередь религиозного. В XIII веке, в результате разногласий среди преподавателей, на левом берегу открывается ряд «независимых» коллежей. В 1257 году такой колледж основал парижский каноник Робер де Сорбон. Со временем этот колледж превратился в крупнейший средневековый центр богословия – Сорбонна.

Рядом с Сорбонной появились другие учебные заведения, где обучались студенты из разных стран. Между собой студенты разговаривали на латыни, поэтому район, в котором были расположены эти учебные заведения, получил название Латинский квартал.

К началу XIV века сложилась в основном схема Парижа: центр светской и церковной власти находился на острове Сите, университетский район на левом берегу, а на правом берегу, где сооружен крупнейший городской рынок, была расположена торговая часть города.

Карл V (1364-1380) сделал крепостной замок Лувр официальной резиденцией короля. По указу этого правителя была сооружена крепость Бастилия на восточной окраине города и грандиозный замок в Венсеннском лесу.

Каким был средневековый Париж?

Типичным средневековым городом с узкими зигзагообразными улицами, которые были тесно застроены трех- и четырехэтажными домами, верхние этажи которых нависали над нижними.

Не существовало тогда нумерации домов и табличек с названиями улиц. Единственным ориентиром служили торговые вывески и укрепленные на жердях названия таверн. Улицы по вечерам тускло освещались фонарями, которые во время полнолуния не зажигались. В городе по-прежнему не было ни канализации, ни тротуаров. Только посередине улиц были прорыты сточные канавы.

И таким Париж оставался вплоть до XVI века. И только в XVI веке вышли правительственные указы о прямолинейной застройке улиц, была создана первая каменная набережная, а также начата перестройка Лувра. В городе помимо Сорбонны, где изучались в основном теологические дисциплины, был основан светский Коллеж де Франс, в котором обучение было ориентировано на гуманистические идеи Ренессанса. При «короле-градостроителе» Генрихе IV (1594-1610) были продолжены работы в Лувре, завершилось строительство Нового моста, рядом с которым создана королевская площадь Дофина . По приказу Генриха IV в квартале Марэ была разбита великолепная площадь Вогезов, закрепившая тип городского ансамбля с геометричной планировкой, однотипными по архитектуре домами и королевской статуей в центре. В правление Людовика XIII (1610-1643) в Париже были основаны Ботанический сад и Французская академия, открыта первая королевская типография, началась застройка острова Сен-Луи. Во времена Людовика XIV (1643-1715) королевская резиденция переехала в Версаль, однако Париж по-прежнему оставался политическим центром Франции, благодаря растущему населению и ведущей роли Парижа в экономике страны.

Всего в начале XVIII века в Париже проживало около 500 тысяч человек. В столице градостроительными работами руководил придворный министр Кольбер, по указанию которого разбита Вандомская площадь , проложены Елисейские поля и Большие бульвары, построены монументальный Дом инвалидов, Обсерватория и королевская мануфактура Гобелены.

По инициативе Людовика XV (1715-1774) была создана новая площадь между садом Тюильри и Елисейскими полями (нынешняя площадь Согласия), сооружена церковь Св. Женевьевы, (позднее превращенная в Пантеон), Военная школа, эспланады Марсова поля, новый Монетный двор.

Теперь при строительстве новых и реконструкции старых кварталов используется первый подробный план Парижа, выполненный архитектором Висконти. Теперь тщательно проектировали каждое городское сооружение, будь то театр, рынок, фонтан или скотобойня.

В 1789 году в Париже "грянула" Великая французская революция. Какие изменения произошли в столице Франции в этот бурный период? Началом революции считается штурм парижской крепости Бастилия, которая затем была полностью разобрана..

В ходе Революции в столице появились новые учебные заведения – Политехническая школа, Высшая нормальная школа, Консерватория искусств и ремесел. Многие парижские монастыри и церкви были закрыты. Согласно решению революционного Конвента, бывшая королевская резиденция Лувр была превращена в национальный музей, а Ботанический сад преобразован в Музей естественной истории.

При Наполеоне I (1804-1815) появился целый ряд монументов, прославляющих его военные победы. Наполеон стремился придать Парижу имперский характер, превратить город на Сене в своего рода «второй Рим». Архитектура этого времени пропитана духом античности. Приемы античного зодчества использованы в архитектуре Триумфальной арки , Биржи, церкви Мадлен, фонтана на площади Шатле. И хотя император редко жил в столице, он заботился о своем главном городе и удобствах его жителей. Наполеон подарил Парижу два новых моста и искусственный канал Сен-Мартен для подачи воды в городские фонтаны.

Когда в 1814 году власти вернулись Бурбоны, в области градостроительства наступил застой: ни Людовик XVIII, ни Карл Х ничем не увековечили свою память.

Все изменилось в период Второй империи в правление Наполеона III (1852-1870) . В это время стал особенно заметен контраст между блеском и роскошью площадей, проспектов, дворцов центра столицы и переуплотненностью, антисанитарным состоянием её старых центральных кварталов. Все возрастающее движение буквально задыхалось на извилистых, узких улочках старого Парижа. В таких условиях перепланировочная реконструкция Парижа стала назревшей проблемой.

Разрешить её взялся полицейский префект Парижа барон Осман совместно с главным архитектором города А. Альфаном и целой группой специалистов-проектировщиков. План Османа сводился у пробивке в исторической застройке Парижа новых широких магистралей, пригодных для набирающего силу уличного движения. Кроме всего прочего, этот план преследовал особые экономические и даже политические цели: Занять на крупномасштабных работах имевшиеся в избытке свободные рабочие руки. Облегчить действия полиции по контролю за центром Парижа на случай массовых народных выступлений, ведь на широких и прямых магистралях непросто возводить баррикады, зато намного удобнее разгонять демонстрации и использовать для наведения порядка конницу и артиллерию. После революционных боев в Париже 1848 года подобные соображения не были второстепенными для начальника полиции. Без малого два десятилетия потратил Эжен Осман на то, чтобы реализовать основные положения своего плана.

За это время в городе было построено 70 тысяч зданий, проложено около 100 километров новых улиц. В ходе этой гигантской перестройки снесено 25 тысяч обветшавших домов, искажен исторический облик некоторых улиц и кварталов. Это касается, прежде всего, колыбели Парижа – острова Сите, где были снесены почти все старинные дома.

В Париже появились важные транспортные артерии (улица Риволи, бульвары Страсбург, Севастополь, Сен-Мишель и Сен-Жермен). Тогда же в столице появились площади с радиально отходящими от них проспектами (площадь Этуаль, площадь Республики), многочисленные скверы и два огромных парка – Булонский лес и Венсеннский лес (парижане называют их «зелеными легкими Парижа»).

На правом берегу были сооружены крупнейший продовольственный рынок Ле Аль («чрево Парижа»), здание парижской Гранд-Опера, базилика Сакре-Кёр и три больших вокзала. Мероприятия Османа существенно изменили планировку Парижа и его общий архитектурный облик. В результате, Париж в его центральной части получил тот облик, который сохраняется и в наше время.

Принципы градоустройства времён Наполеона III до сих пор не потеряли своей актуальности: высота и размеры зданий подчиняются единому закону равномерности, и с середины XIX в. было сделано всего лишь несколько исключений из правил. Благодаря этому Париж остается «плоским».

С конца XIX века, когда в Европе вошли в моду всемирные выставки, некоторые из них были проведены в Париже. Проведение выставок служило толчком к строительству новых объектов. Такими сооружениями стали вокзал Орсэ (теперь в нем находится музей Орсэ), дворец Трокадеро. К всемирной выставке 1889 года была возведена знаменитая Эйфелева башня . Она служила входной аркой для выставки, которую планировали разобрать через 20 лет. Но, "самая знаменитая парижанка" осталась в городе навсегда.

Затем грянула Первая мировая война, последствия которой были очень тяжелыми для Франции. Затем Вторая мировая война и оккупация Парижа. Эти события отодвинули на задний план проблемы благоустройства столицы. И только с приходом к власти в 1958 году генерала Шарль де Голля, в Париже вновь начались перемены. Он стремился вернуть Парижу славу и блеск европейской столицы.

По указанию де Голля фасады зданий были очищены от многовековой копоти. Париж буквально «посветлел». Шарлю де Голлю принадлежала идея строительства на окраине Парижа ультрасовременного квартала Дефанс.

В 60-х годах в историческую застройку Парижа стали вкрапливаться здания, построенные в духе новейшей архитектурной эстетики (Дом радио, здание ЮНЕСКО, Дворец конгрессов и другие сооружения из стекла и металла).

В 70-х годах был построен Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду. Тогда же приняли меры по охране исторического наследия Парижа: объявлен архитектурным памятником квартал Марэ, введены ограничения при строительстве высотных зданий. В годы президентства Франсуа Миттерана (1981-1995) в квартале Дефанс выросла гигантская арка, на площади Бастилии построили новое здание парижской Оперы, а во дворе Лувра появилась стеклянная Пирамида.

Приезжайте в этот удивительный город! История Парижа запечатлена в его многочисленных архитектурных памятниках, ею дышат старинные кварталы и великолепные площади, узкие улочки и широкие проспекты. Отдых в Париже подарит вам увлекательное путешествие не только в пространстве, но и во времени.

История Парижа начинается с III веке до н. э. Племя кельтских галлов образовали город, который тогда носил название Лютеция (что в переводе с гальского означает «болото»). В 52 году до н. э., в связи с атакой войска римлян город был подожжен, а мосты к нему были разрушены. Римляне создали новый город на левом берегу Сены. Именно с этого момента начинается история возникновения Парижа как такового. Вплоть до V века н. э., город был под владением римлян. Подробнее о реке Сенна читайте .

Находясь под властью французов, Париж был небольшой резиденцией. В 987 году Гуго Капет, основатель новой династии, придал ему статус города и столицы, который сохранен по сей день.

Начиная с 1190 года, в Париже происходят существенные преобразования: на правом берегу Сены строится городская стена, на Западе города – началось строительство известного Лувра . В 1215 году в Париже был основан первый университет.

Правление королей также способствовало росту Парижа, как центра Франции. Особенное влияние оказал Людовик IX. Именно во время его правления продвинулись работы по строительству всем известного Собора Парижской Богоматери. С XI века город становится центром религиозного образования.

Культурный подъем произошел при короле Людовика XII, а также Франциске I. Во время их правления было построено множество дворцов и отелей в стиле ренессанса.

Интересен факт, что законодателем мод Париж стал считаться только с XVIII века.

Существенные изменения в Париже произошли также во времена правления императора Наполеона I. Множество парков, аллей, кварталов было реконструировано, а в конце Елисейских Полей была возведена Триумфальная арка, вдоль реки Сены были построены набережные.

История названия «Париж»

Есть несколько версий появления названия «Париж»:

  • Согласно одним данным, это название произошло от кельтов, которые ранее заселяли эти земли. У них были племена, носящие название паризеи. На латинском языке было название Civitas Parisiorium, что означало город Паризии.
  • Другие же историки утверждают, что название города уходит корнями во времена завоевания Трои. Как полагают ученые, троянцы, эмигрировавшие из разрушенного города, переселились на берега Сены и основали новый город, который назвали Парижем.
  • Есть также версия, что город назвали в честь египетской богини Изиды (Par Isis).

Несколько интересных фактов города:

  • В городе есть акация, которая считается самым старым деревом в Париже. Она находится недалеко от церкви Юлиана Паврского. Сейчас дереву около 400 лет.
  • Мост, который имеет название «Новый», на самом деле является самым старым мостом в Париже.
  • Известное выражение «гвоздь программы» родилось в Париже. Оно стало употребляться после того, как в 1889 году Эйфелева башня, которая напоминает гвоздь, была приурочена к открытию всемирной выставки этого года.

Конечно, самый верный способ знакомства с историей Парижа – посетить этот город и увидеть все исторические достопримечательности своими глазами.

Девиз города - «Fluctuat nec mergitur», что в переводе с латыни означает «Плавает, но не тонет». Девиз впервые появился в конце XVI века , хотя официальным он стал только после утверждения бароном Османом, а затем префектом Сены, с 24 ноября 1836 года .

Флаг

Покровительницы города

Покровительницей города считается святая Женевьева , которая в V веке отвернула войска гуннов под предводительством Аттилы от стен города своими молитвами. Мощи св. Женевьевы сегодня находятся в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

Топонимика названия

Само слово «Париж» произошло от латинского Civitas Parisiorium - город Паризии. Это было кельтское поселение Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите .

Некоторые историки, такие как Ригорд из Сен-Дени , связывают основание Парижа со временем захвата Трои , троянцы, которые затем эмигрировали, обосновались на берегах Сены, и назвали новый город именем Париж. Слово Parisia с древнегреческого переводится, как «дерзость», «смелость». Жиль Коррозе в «La Fleur des Antiquitéz de la plus que noble et triumphante ville et cité de Paris» («Цветок Античности из самых благородных и триумфных городов и городков Париж»), опубликованном в 1532 г., предполагал, что город назван в честь Изиды (Par Isis ) - египетской богини, чья статуя находится в храме Сен-Жермен-де-Пре .

Доисторический период

Территория Иль-де-Франс (историческая область Франции и регион в центральной части Парижского бассейна) была населена людьми уже по меньшей мере 40 000 лет назад. Об этом времени свидетельствуют обтёсанные каменные инструменты, обнаруженные во время разных земляных работ и раскопок по берегам Сены. В то время площадь, занимаемая сегодня Парижем, была болотистой, частично по причине изменённого в то время русла Сены , и покрыта лесами.

Весьма впечатляющим археологическим открытием стали при проводимых в 12-м округе Парижа в сентябре 1991 года раскопках, остатки древних стоянок людей. Раскопки позволили обнаружить следы стоянок людей периода неолита (4000 - 3800 гг. до нашей эры), устроенных на левом берегу бывшего рукава Сены. При археологических раскопках были найдены исключительно ценные предметы: три больших пироги (которые оказались самыми древними лодками найденными в Европе), деревянный лук, стрелы, керамические изделия, многочисленные инструменты из кости и камня .

Основание города

Город был основан ещё в III веке до н. э. племенем кельтских галлов - паризии , как поселение Лютеция (от галльского «болото»)

Средневековье

Париж, уже будучи городом франков, некоторое время был лишь скромной резиденцией вначале Меровингских, а затем Каролингских королей. В подлинную столицу он превратился в 987 году , когда Гуго Капет основал новую династию и придал городу статус, который он сохранял в течение всей истории Франции. С этого момента город стал развиваться ускоренными темпами, и не только в плане градостроительства, но и как культурный центр. Правление Филиппа II Августа , который правил с по гг., стало как бы исходной точкой одного из самых прекрасных периодов в истории Парижа: были замощены улицы, построено множество зданий, была усилена оборона города - в 1190 году была построена городская стена на правом берегу Сены, на западной окраине Парижа началось строительство Лувра , и в 1215 году был основан Университет. С образованием университета на левом берегу образовался академический квартал, на правом же - торговый и ремесленный.

В то время средневековый Париж ещё не отличался особым блеском. Так, вышедшая замуж за французского короля Генриха I дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна , приехав из Киева , была разочарована Парижем .

Новый расцвет города пришёлся на времена правления короля Людовика IX , прозванного Святым, которое длилось с по гг. В это время была построена Сент-Шапель и значительно продвинулись работы по строительству Собора Парижской Богоматери .

Развитие города значительно замедлилось в результате эпидемии чумы («черная смерть») в - и потрясений Столетней войны ( -), многочисленных восстаний.

При следующей правящей династии, династии Валуа , Париж перетерпел один из самых тяжёлых периодов своей истории: в 1358 году произошло восстание под предводительством главы гильдии парижских купцов Этьена Марселя . Воодушевлённые и неспокойные, как часто характеризовали парижан, впервые объявили себя независимой коммуной под его предводительством. Карл V восстановил порядок в стране. Он же построил Бастилию .

Быстро Париж стал развиваться в эпоху Наполеона I . При нём начались строительство квартала от улицы Риволи до площади Пирамид и возведение Триумфальной арки на площади Этуаль. Для нужд коронации Наполеон приказал снести церкви на острове Сите и перевести в другое место часть больницы Отель-Дье, чтобы таким образом расширить площадь перед Собором Парижской Богоматери . На Вандомской площади была возведена колонна , отлитая из 1200 австрийских и русских пушек, захваченных Наполеоном после победы под Аустерлицем , и увенчанная фигурой императора в тоге римских цезарей. На землях, отобранных у иезуитов, было открыто кладбище Пер-Лашез . Началось строительство набережных вдоль Сены. В 1802 году была снесена старая крепость Гран-Шатле, давно утратившая своё оборонительное значение и превращенная в здание суда. Это позволило решить проблему переправы с одного берега Сены на другой. На месте крепости была разбита Площадь Шатле , в центре которой в 1806-1808 годах возвели Фонтан Побед («Пальмовый Фонтан») в стиле ампир. Фонтан был посвящён военным победам Наполеона в Италии, Египте и Германии. Важнейшей задачей, поставленной Наполеоном перед городским управлением, становится обеспечение города водой. Было завершено строительство канала Урк, началось строительство канала Сен-Мартен (завершено в 1822 году). Помимо Фонтана Побед, на разных площадях французской столицы возводится множество других фонтанов (фонтан Египтянки на улице Севр, фонтан Львов на площади Шато-д’О, фонтан Ижи на улице Сен-Доминик). С 1 марта 1812 года в Париже отменяется плата за воду. При Наполеоне вводится нумерация домов с делением на четную и нечетную стороны, увеличивается число масляных фонарей для освещения улиц, 18 сентября 1811 г. создается пожарный батальон Парижа .

Ещё больший след оставило царствование Наполеона III и градостроительные преобразования префекта Османа , значительно модернизировавшего Париж того времени. По приказу императора Наполеона III префект департамента Сены барон Ж.-Э. Осман осуществил коренную перепланировку Парижа, прорезав город магистралями и проложив бульвары на месте беспорядочных трущоб. Было построено множество зданий, ставших украшением столицы. Некоторые архитектурные памятники были перестроены, отреставрированы либо передвинуты. Тогда же началось строительство современного водопровода и канализации. Османна по праву считают создателем современного Парижа.

При Османе были проложены парижские Большие бульвары , которые и сегодня составляют основу городского плана, разбиты 3 больших парка и 20 скверов. Но правление префекта Наполеона III запомнилось не только украшением города: прямые, широкие бульвары, проложенные вместо кривых, узких улочек, но и подавление армией и полицией революционных выступлений жителей Парижа .
В 1844 году вокруг города строится третья крепостная стена, на месте сегодняшней кольцевой дороги вокруг города. В ближайших окрестностях города были возведены укрепления длиной 39 км с 16-ю фортами , в то время это было самым большим защитным сооружением в мире.

Во второй половине XIX века в Париже проходит 5 из 21 Всемирных выставок (1855, 1867, 1878, 1889, 1900), что хорошо отражает культурное и политическое влияние города. Для выставки 1889 инженер Г. Эйфель построил башню , вызвавшую бурные споры, но быстро ставшую символом города, а к выставке 1900 года был открыт мост Александра III .

После вступления Франции во Вторую мировую войну объявлен «открытым городом», с 14 июня оккупирован немецкими войсками. В годы Второй мировой войны город был занят немецким вермахтом , оккупация продлилась до конца августа 1944 года . Париж был освобождён силами Движения Сопротивления , подготовившими восстание -25 августа 1944 года . Город пострадал незначительно, так как союзникам удалось сорвать подготовленные планы взрывов и поджогов.

Город ещё раз стал свидетелем насилия во время студенческих восстаний - Париж был главным центром Студенческой революции 1968 . В Париже же начались массовые беспорядки мая 68-го года , приведшие, в конечном счёте, не столько к смене правительства, сколько к коренному переделу общества, смене менталитета французов.

В конце 1960-х - нач. 1970-х гг. расширяются работы по переустройству города. Новые здания с современными архитектурными формами меняют традиционный облик Парижа. В городе становится все больше небоскребов (арх. Зерфюсс и др.), например - высотный деловой центр Мен-Монпарнас (1964-73) в 56 этажей и высотой в 250 м. Основная часть заводов и жилых кварталов Большого Парижа расположена в пригородах. Крупнейшие пригороды - Булонь-Бийанкур , Сен-Дени , Монтрёй , Версаль . Первые два известны своими заводами, тогда как Версаль знаменит своими дворцами и парками.

В наши дни

И сегодня Париж сохраняет всю свою важность, триумфальное величие и шарм, несмотря на то, что его облик меняется такими стройками, как Бобур и амбициозной строительной программой «Большие Проекты» (Grands Projets ), осуществлявшейся во время президентства Франсуа Миттерана . Кроме Большой арки Дефанс и Оперы Бастилия , проекты Миттерана включали реновацию Лувра архитектором Пе (Pei), комплекс Ля Вилетт на северо-восточной окраине города, а на юго-востоке - Библиотеку Франции , которую оснастили компьютерами по последнему слову техники .

Ежедневно в Париж приезжают на работу или учёбу более 850 тысяч человек, а около 200 тысяч парижан работают в пригородах. Рост Большого Парижа происходит по двум осям, вытянутым вдоль Сены, за счёт строительства пяти новых пригородов на 300-500 тысяч каждый. Эти города связаны с Парижем линиями скоростных железных и автомобильных дорог, но значительная часть их жителей работает на месте. Столица опоясана скоростной автомобильной кольцевой дорогой - бульваром Периферик - соединённой с радиальными автострадами и всей сетью автомобильных дорог Франции, ядром которой она является.

См. также

Источники

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия/Париж/Исторический очерк

Напишите отзыв о статье "История Парижа"

Примечания

  1. . Франция . Геральдика.ру. Проверено 25 января 2011. .
  2. . Ах, Париж (недоступная ссылка - история ) . Ртуристо.ру. Проверено 25 января 2011. .
  3. Alfred Fierro. Histoire et dictionnaire de Paris. - 859-860 с.
  4. Marcel Le Clère. Paris de la Préhistoire à nos jours. - 21 с.
  5. (фр.) . INA - Video en ligne du journal de FR3 du 8.10.1991 . INA (10 août 1991). Проверено 26 января 2011. .
  6. (фр.) . INA - Video en ligne du journal de FR3 du 27.02.1992 . INA (27 février 1992). Проверено 26 января 2011. .
  7. . Франция. Париж (2006). Проверено 26 января 2011. .
  8. (фр.) . // Mairie de Paris
  9. (2011). Проверено 22 января 2011. .
  10. «Комбо И. История Парижа. М.: Изд. „Весь Мир“, 2002. Стр.57-59»
  11. «Комбо И. История Парижа. М.: Изд. „Весь Мир“, 2002. Стр. 71»
  12. «Комбо И. История Парижа. М.: Изд. „Весь Мир“, 2002. Стр. 72-75»

Отрывок, характеризующий История Парижа

Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам.
«Поскорее, поскорее бы», думал Ростов, чувствуя, что наконец то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей гусаров.
– С Богом, г"ебята, – прозвучал голос Денисова, – г"ысыо, маг"ш!
В переднем ряду заколыхались крупы лошадей. Грачик потянул поводья и сам тронулся.
Справа Ростов видел первые ряды своих гусар, а еще дальше впереди виднелась ему темная полоса, которую он не мог рассмотреть, но считал неприятелем. Выстрелы были слышны, но в отдалении.
– Прибавь рыси! – послышалась команда, и Ростов чувствовал, как поддает задом, перебивая в галоп, его Грачик.
Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее. Он заметил одинокое дерево впереди. Это дерево сначала было впереди, на середине той черты, которая казалась столь страшною. А вот и перешли эту черту, и не только ничего страшного не было, но всё веселее и оживленнее становилось. «Ох, как я рубану его», думал Ростов, сжимая в руке ефес сабли.
– О о о а а а!! – загудели голоса. «Ну, попадись теперь кто бы ни был», думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер. Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что то по эскадрону. Ростов поднял саблю, готовясь рубить, но в это время впереди скакавший солдат Никитенко отделился от него, и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте. Сзади знакомый гусар Бандарчук наскакал на него и сердито посмотрел. Лошадь Бандарчука шарахнулась, и он обскакал мимо.
«Что же это? я не подвигаюсь? – Я упал, я убит…» в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы – он не знал. Никого не было кругом.
Высвободив ногу, он поднялся. «Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?» – он спрашивал себя и не мог ответить. «Уже не дурное ли что нибудь случилось со мной? Бывают ли такие случаи, и что надо делать в таких случаях?» – спросил он сам себя вставая; и в это время почувствовал, что что то лишнее висит на его левой онемевшей руке. Кисть ее была, как чужая. Он оглядывал руку, тщетно отыскивая на ней кровь. «Ну, вот и люди, – подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. – Они мне помогут!» Впереди этих людей бежал один в странном кивере и в синей шинели, черный, загорелый, с горбатым носом. Еще два и еще много бежало сзади. Один из них проговорил что то странное, нерусское. Между задними такими же людьми, в таких же киверах, стоял один русский гусар. Его держали за руки; позади его держали его лошадь.
«Верно, наш пленный… Да. Неужели и меня возьмут? Что это за люди?» всё думал Ростов, не веря своим глазам. «Неужели французы?» Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. «Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» – Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. «А может, – и убить!» Он более десяти секунд стоял, не двигаясь с места и не понимая своего положения. Передний француз с горбатым носом подбежал так близко, что уже видно было выражение его лица. И разгоряченная чуждая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыханье, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом. Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине. «Нет, лучше не смотреть», подумал он, но, подбежав к кустам, оглянулся еще раз. Французы отстали, и даже в ту минуту как он оглянулся, передний только что переменил рысь на шаг и, обернувшись, что то сильно кричал заднему товарищу. Ростов остановился. «Что нибудь не так, – подумал он, – не может быть, чтоб они хотели убить меня». А между тем левая рука его была так тяжела, как будто двухпудовая гиря была привешана к ней. Он не мог бежать дальше. Француз остановился тоже и прицелился. Ростов зажмурился и нагнулся. Одна, другая пуля пролетела, жужжа, мимо него. Он собрал последние силы, взял левую руку в правую и побежал до кустов. В кустах были русские стрелки.

Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: «отрезали!», и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе.
– Обошли! Отрезали! Пропали! – кричали голоса бегущих.
Полковой командир, в ту самую минуту как он услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший, ни в чем не виноватый офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного кавалериста полковника и свою генеральскую важность, а главное – совершенно забыв про опасность и чувство самосохранения, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом обсыпавших, но счастливо миновавших его пуль. Он желал одного: узнать, в чем дело, и помочь и исправить во что бы то ни стало ошибку, ежели она была с его стороны, и не быть виновным ему, двадцать два года служившему, ни в чем не замеченному, примерному офицеру.
Счастливо проскакав между французами, он подскакал к полю за лесом, через который бежали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Наступила та минута нравственного колебания, которая решает участь сражений: послушают эти расстроенные толпы солдат голоса своего командира или, оглянувшись на него, побегут дальше. Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдата голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и маханье шпагой, солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха.
Генерал закашлялся от крика и порохового дыма и остановился в отчаянии. Всё казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. Бегущие возвратились, баталионы собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. Полковой командир стоял с майором Экономовым у моста, пропуская мимо себя отступающие роты, когда к нему подошел солдат, взял его за стремя и почти прислонился к нему. На солдате была синеватая, фабричного сукна шинель, ранца и кивера не было, голова была повязана, и через плечо была надета французская зарядная сумка. Он в руках держал офицерскую шпагу. Солдат был бледен, голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался.Несмотря на то,что полковой командир был занят отданием приказания майору Экономову, он не мог не обратить внимания на этого солдата.
– Ваше превосходительство, вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!
– Хорошо, хорошо, – сказал полковой командир и обратился к майору Экономову.
Но Долохов не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь.
– Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему то приказанию, в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек.
Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен.
– Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым то! Ловко! Важно! Дым то, дым то! – заговорила прислуга, оживляясь.
Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: «Ловко! Вот так так! Ишь, ты… Важно!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину.
Из за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.
Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из под маленькой ручки смотрел на французов.
– Круши, ребята! – приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.
В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его всё более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.
Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.
Из за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из за свиста и ударов снарядов неприятелей, из за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из за вида крови людей и лошадей, из за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
– Вишь, пыхнул опять, – проговорил Тушин шопотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, – теперь мячик жди – отсылать назад.
– Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что то.
– Ничего, гранату… – отвечал он.
«Ну ка, наша Матвевна», говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
– Ишь, задышала опять, задышала, – говорил он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
– Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:
– Что вы, с ума сошли. Вам два раза приказано отступать, а вы…
«Ну, за что они меня?…» думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
– Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
– Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием.
Это был князь Андрей. Первое, что он увидел, выезжая на то пространство, которое занимали пушки Тушина, была отпряженная лошадь с перебитою ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых. Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», подумал он и медленно слез с лошади между орудиями. Он передал приказание и не уехал с батареи. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий.
– А то приезжало сейчас начальство, так скорее драло, – сказал фейерверкер князю Андрею, – не так, как ваше благородие.
Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину.
– Ну, до свидания, – сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину.
– До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! прощайте, голубчик, – сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.

Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом. Становилось темно, и тем яснее обозначалось в двух местах зарево пожаров. Канонада стала слабее, но трескотня ружей сзади и справа слышалась еще чаще и ближе. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб офицер и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина. Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда итти, и делали ему упреки и замечания. Тушин ничем не распоряжался и молча, боясь говорить, потому что при каждом слове он готов был, сам не зная отчего, заплакать, ехал сзади на своей артиллерийской кляче. Хотя раненых велено было бросать, много из них тащилось за войсками и просилось на орудия. Тот самый молодцоватый пехотный офицер, который перед сражением выскочил из шалаша Тушина, был, с пулей в животе, положен на лафет Матвевны. Под горой бледный гусарский юнкер, одною рукой поддерживая другую, подошел к Тушину и попросился сесть.
– Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко. – Ради Бога, я не могу итти. Ради Бога!
Видно было, что юнкер этот уже не раз просился где нибудь сесть и везде получал отказы. Он просил нерешительным и жалким голосом.
– Прикажите посадить, ради Бога.
– Посадите, посадите, – сказал Тушин. – Подложи шинель, ты, дядя, – обратился он к своему любимому солдату. – А где офицер раненый?
– Сложили, кончился, – ответил кто то.
– Посадите. Садитесь, милый, садитесь. Подстели шинель, Антонов.
Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи. Его посадили на Матвевну, на то самое орудие, с которого сложили мертвого офицера. На подложенной шинели была кровь, в которой запачкались рейтузы и руки Ростова.
– Что, вы ранены, голубчик? – сказал Тушин, подходя к орудию, на котором сидел Ростов.
– Нет, контужен.
– Отчего же кровь то на станине? – спросил Тушин.
– Это офицер, ваше благородие, окровянил, – отвечал солдат артиллерист, обтирая кровь рукавом шинели и как будто извиняясь за нечистоту, в которой находилось орудие.
Насилу, с помощью пехоты, вывезли орудия в гору, и достигши деревни Гунтерсдорф, остановились. Стало уже так темно, что в десяти шагах нельзя было различить мундиров солдат, и перестрелка стала стихать. Вдруг близко с правой стороны послышались опять крики и пальба. От выстрелов уже блестело в темноте. Это была последняя атака французов, на которую отвечали солдаты, засевшие в дома деревни. Опять всё бросилось из деревни, но орудия Тушина не могли двинуться, и артиллеристы, Тушин и юнкер, молча переглядывались, ожидая своей участи. Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты.
– Цел, Петров? – спрашивал один.
– Задали, брат, жару. Теперь не сунутся, – говорил другой.
– Ничего не видать. Как они в своих то зажарили! Не видать; темь, братцы. Нет ли напиться?
Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда то вперед.
В темноте как будто текла невидимая, мрачная река, всё в одном направлении, гудя шопотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто то проехал со свитой на белой лошади и что то сказал, проезжая. Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? – послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги.
Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо красным, то на сутуловатую слабую фигуру Тушина, по турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.