Как учились андрей и остап в бурсе. История остапа и андрия их жизни в бурсе

Гоголь «Тарас Бульба»

Сыновья Тараса резко отличались друг от друга. Сначала Остап несколько раз сбегал из Киевской академии, закапывал свой букварь, его возвращали и били. По­том смирился и даже стал со старанием учиться, но это не избавило его от наказа­ний. Характер его стал твердым. Остап считался лучшим из товарищей, не пред­водительствовал в дерзких предприятиях, но с готовностью участвовал в них, никог­да не выдавал товарищей и первым шел принять наказание. Он был прямодушен и добр. Главные интересы его были война и разгульные пирушки. Андрий был бо­лее живым, развитым и изобретательным. «Учеба давалась ему легко».

Предводи­тельствовал в разных предприятиях, но всегда умел увернуться от наказания. Также кипел жаждою подвига, но душа его уже была наполнена желанием любви. Какие мысли возникли у героев по дороге в Запорожскую Сечь? О чем думал Тарас? О чем вспоминали Остап и Андрий? Как эти воспомина­ния характеризуют героев? «Старый Тарас думал о давнем», вспо­минал свою жизнь и друзей. Остап вспо­минал слезы матери, и это смущало его, что подчеркивает душевность героя. Анд­рий думал о встрече с прекрасной поляч­кой, так тронувшей его, - его душа была охвачена любовным чувством, которое в какой-то момент станет для него важней всего - семьи, товарищей, родины. Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о запорожских казаках? Почему описание степи предшествует изображению Запорожской Сечи? Описание степи создает эмоциональный фон повествования. Гоголь рисует пре­красные картины природы, которая, с од­ной стороны, гармонирует с чувством сво­боды, наполнявшим сердца героев, на­правляющихся в Запорожскую Сечь - общество вольных людей. С другой сторо­ны, гармония и умиротворенность приро­ды контрастируют с разгулом и бесша­башностью жизни Сечи. Как рисует Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает уви­деть ее красоту? Сравните описания степи днем, вечером, ночью. Автор описывает степь в движении: это движение времени. Сначала мы видим степь днем, потом на закате, затем ночью. Степь нарисована разнообразными кра­сками: золотыми, зелеными, голубыми, синими и лиловыми; она предстает океа­ном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Самые разнообразные пти­цы наполняют воздух тысячью звуков. Степь прекрасная, вольная и бесконеч­ная, она сравнивается с океаном. Вечером краски изменились - пестрое простран­ство сменилось последним ярким отбле­ском солнца и постепенно темнело. На не­бе словно исполинской кистью проведены полосы розового заката. Белели легкие, прозрачные облака. Утренняя музыка степи сменилась другой. Гоголь сумел описать огромные воль­ные пространства степи, подобно живо­писным полотнам, с помощью гиперболы (по неизмеримым волнам диких рас­тений, тучи диких гусей); яркие эпи­теты (зелено-золотым океаном, по не­бу изголубо-темному), сравнения (слы­шался… крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе; самый свежий обольстительный, как морские вол­ны), метафоры (в синих волнах возду­ха) и олицетворения (степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия). При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ чайки. Что сим­волизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях? Над степью в воздухе «роскошно купа­ется чайка», которая становится симво­лом воли, свободы. Ассоциируясь с обра­зом матери Остапа и Андрия, чайка стано­вится символом трепетности и чистоты. Возможно в обоих случаях образ чайки возникает, чтобы подчеркнуть контраст между свободой природы и несвободой че­ловеческой жизни. Как описание Днепра соотносится с основ­ным повествованием? Попробуйте определить, ка­кую роль играет пейзаж в повести. Описание Днепра захватывающее и ве­личественное, как люди, о которых рас­сказывает писатель в героической повес­тили их судьба. Пейзаж соотносится с по­вествованием о судьбе героев. Перескажите близко к тексту одно из описа­ний картин природы. Обоснуйте свой выбор. Пересказывая текст, включайте те приемы, которыми пользовался Гоголь: его метафоры и гиперболы. Как Тарас и сыновья готовятся к въезду в Сечь? Перед въездом в Сечь Тарас приосанил­ся, сыновья его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопреде­ленным удовольствием. Какие слова передают восхищение Гоголя Сечью? Найдите в тексте сравнения, в которых проявляется авторское отношение к Запорожской Сечи и казакам. Гоголь пишет: «…это предместие Сечи, которое было похоже на ярмарку и кото­рое одевало и вскормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей»; «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда выле­тают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!»

Сравните поведение двух братьев – Остапа и Андрия – во время обучения в бурсе.
Сыновья Тараса резко отличались друг от друга. Сначала Остап несколько раз сбегал из Киевской академии, закапывал свой букварь, его возвращали и били. По­том смирился и даже стал со старанием учиться, но это не избавило его от наказа­ний. Характер его стал твердым. Остап считался лучшим из товарищей, не пред­водительствовал в дерзких предприятиях, но с готовностью участвовал в них, никог­да не выдавал товарищей и первым шел принять наказание. Он был прямодушен и добр. Главные интересы его были война и разгульные пирушки. Андрий был бо­лее живым, развитым и изобретательным. “Учеба давалась ему легко”. Предводи­тельствовал в разных предприятиях, но всегда умел увернуться от наказания. Также кипел жаждою подвига, но душа его уже была наполнена желанием любви.
Какие мысли возникли у героев по дороге в Запорожскую Сечь? О чем думал Тарас? О чем вспоминали Остап и Андрий? Как эти воспомина­ния характеризуют героев?
“Старый Тарас думал о давнем”, вспо­минал свою жизнь и друзей. Остап вспо­минал слезы матери, и это смущало его, что подчеркивает душевность героя. Анд­рий думал о встрече с прекрасной поляч­кой, так тронувшей его, – его душа была охвачена любовным чувством, которое в какой-то момент станет для него важней всего – семьи, товарищей, родины.
Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о запорожских казаках? Почему описание степи предшествует изображению Запорожской Сечи?
Описание степи создает эмоциональный фон повествования. Гоголь рисует пре­красные картины природы, которая, с од­ной стороны, гармонирует с чувством сво­боды, наполнявшим сердца героев, на­правляющихся в Запорожскую Сечь – общество вольных людей. С другой сторо­ны, гармония и умиротворенность приро­ды контрастируют с разгулом и бесша­башностью жизни Сечи.
Как рисует Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает уви­деть ее красоту? Сравните описания степи днем, вечером, ночью.
Автор описывает степь в движении: это движение времени. Сначала мы видим степь днем, потом на закате, затем ночью.
Степь нарисована разнообразными кра­сками: золотыми, зелеными, голубыми, синими и лиловыми; она предстает океа­ном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Самые разнообразные пти­цы наполняют воздух тысячью звуков. Степь прекрасная, вольная и бесконеч­ная, она сравнивается с океаном. Вечером краски изменились – пестрое простран­ство сменилось последним ярким отбле­ском солнца и постепенно темнело. На не­бе словно исполинской кистью проведены полосы розового заката. Белели легкие, прозрачные облака. Утренняя музыка степи сменилась другой.
Гоголь сумел описать огромные воль­ные пространства степи, подобно живо­писным полотнам, с помощью гиперболы (по неизмеримым волнам диких рас­тений, тучи диких гусей); яркие эпи­теты (зелено-золотым океаном, по не­бу изголубо-темному), сравнения (слы­шался… крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе; самый свежий обольстительный, как морские вол­ны), метафоры (в синих волнах возду­ха) и олицетворения (степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия).
При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ чайки. Что сим­волизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях?
Над степью в воздухе “роскошно купа­ется чайка”, которая становится симво­лом воли, свободы. Ассоциируясь с обра­зом матери Остапа и Андрия, чайка стано­вится символом трепетности и чистоты. Возможно в обоих случаях образ чайки возникает, чтобы подчеркнуть контраст между свободой природы и несвободой че­ловеческой жизни.
Как описание Днепра соотносится с основ­ным повествованием? Попробуйте определить, ка­кую роль играет пейзаж в повести.
Описание Днепра захватывающее и ве­личественное, как люди, о которых рас­сказывает писатель в героической повес­тили их судьба. Пейзаж соотносится с по­вествованием о судьбе героев.
Перескажите близко к тексту одно из описа­ний картин природы. Обоснуйте свой выбор.
Пересказывая текст, включайте те приемы, которыми пользовался Гоголь: его метафоры и гиперболы.
Как Тарас и сыновья готовятся к въезду в Сечь?
Перед въездом в Сечь Тарас приосанил­ся, сыновья его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопреде­ленным удовольствием.
Какие слова передают восхищение Гоголя Сечью? Найдите в тексте сравнения, в которых проявляется авторское отношение к Запорожской Сечи и казакам.
Гоголь пишет: “…это предместие Сечи, которое было похоже на ярмарку и кото­рое одевало и вскормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей”; “Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда выле­тают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!”

Сочинение по литературе на тему: Остапа и Андрия – во время обучения в бурсе

Другие сочинения:

  1. Сыновья Тараса резко отличались друг от друга. Сначала Остап несколько раз сбегал из Киевской академии, закапывал свой букварь, его возвращали и били. По­том смирился и даже стал со старанием учиться, но это не избавило его от наказа­ний. Характер его стал Read More ......
  2. В “Тарасе Бульбе” дано героико-романтическое изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Тарас Бульба предстает перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа – запорожских казаков. Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости “русского товарищества” пронизывает все Read More ......
  3. В повести “Тарас Бульба” Н. В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В. Г. Белинский писал: ” “Тарас Бульба” есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.” А сам Н. В. Гоголь так написал о своем произведении: “Тогда Read More ......
  4. Закончив читать книгу Гоголя “Тарас Бульба”, я с сожалением отложил ее в сторону. Мне она очень понравилась. Прочитал на одном дыхании за один вечер. Потом, перед написанием сочинения, я перечитал ее еще раз. Книга эта непростая и отдать предпочтение кому-либо Read More ......
  5. Н. В. Гоголя глубоко интересовала история Малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украинцев было неоднозначным в разные периоды творчества: от восхищения и больших надежд до пессимизма, отнесения всех достижений и заслуг в глубь времен. Гениальная интуиция в сочетании Read More ......
  6. Конфликт отца и учителя кипит и у Гоголя, в “Тарасе Бульбе”; и, сохраняя присущий ему и уже ставший традиционным комизм, обретает он и трагические очертания. Наряженные в несуразную униформу украинских школяров, Остап и Андрий прибывают в дом отчий. И встречает Read More ......
  7. Остап и Андрий – родные братья, но они очень сильно отличаются друг от друга. Остап обладает твердым характером, это становится ясно уже в самом начале повести. Годы, проведенные в бурсе, закалили юношу. Остап “никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что Read More ......
  8. Как же проявили они себя в этом испытании? Обратимся сначала к образу Андрия, так как образ Остапа позволяет нам обратиться к новой проблеме – проблеме подвига, которая в дальнейшем объединит н две следующие темы: гибель Тараса и собирательный образ казачества. Read More ......
Остапа и Андрия – во время обучения в бурсе

Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе.

Сыновья Тараса резко отличались друг от друга. Сначала Остап несколько раз сбегал из Киевской академии, закапывал свой букварь, его возвращали и били. По­том смирился и даже стал со старанием учиться, но это не избавило его от наказа­ний. Характер его стал твердым. Остап считался лучшим из товарищей, не пред­водительствовал в дерзких предприятиях, но с готовностью участвовал в них, никог­да не выдавал товарищей и первым шел принять наказание. Он был прямодушен и добр. Главные интересы его были война и разгульные пирушки. Андрий был бо­лее живым, развитым и изобретательным. «Учеба давалась ему легко». Предводи­тельствовал в разных предприятиях, но всегда умел увернуться от наказания. Также кипел жаждою подвига, но душа его уже была наполнена желанием любви.

Какие мысли возникли у героев по дороге в Запорожскую Сечь? О чем думал Тарас? О чем вспоминали Остап и Андрий? Как эти воспомина­ния характеризуют героев?

«Старый Тарас думал о давнем», вспо­минал свою жизнь и друзей. Остап вспо­минал слезы матери, и это смущало его, что подчеркивает душевность героя. Анд­рий думал о встрече с прекрасной поляч­кой, так тронувшей его, — его душа была охвачена любовным чувством, которое в какой-то момент станет для него важней всего — семьи, товарищей, родины.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о запорожских казаках? Почему описание степи предшествует изображению Запорожской Сечи?

Описание степи создает эмоциональный фон повествования. Гоголь рисует пре­красные картины природы, которая, с од­ной стороны, гармонирует с чувством сво­боды, наполнявшим сердца героев, на­правляющихся в Запорожскую Сечь — общество вольных людей. С другой сторо­ны, гармония и умиротворенность приро­ды контрастируют с разгулом и бесша­башностью жизни Сечи.

Как рисует Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает уви­деть ее красоту? Сравните описания степи днем, вечером, ночью.

Степь нарисована разнообразными кра­сками: золотыми, зелеными, голубыми, синими и лиловыми; она предстает океа­ном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Самые разнообразные пти­цы наполняют воздух тысячью звуков. Степь прекрасная, вольная и бесконеч­ная, она сравнивается с океаном. Вечером краски изменились — пестрое простран­ство сменилось последним ярким отбле­ском солнца и постепенно темнело. На не­бе словно исполинской кистью проведены полосы розового заката. Белели легкие, прозрачные облака. Утренняя музыка степи сменилась другой.

Гоголь сумел описать огромные воль­ные пространства степи, подобно живо­писным полотнам, с помощью гиперболы (по неизмеримым волнам диких рас­тений, тучи диких гусей); яркие эпи­теты (зелено-золотым океаном, по не­бу изголубо-темному), сравнения (слы­шался… крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе; самый свежий обольстительный, как морские вол­ны), метафоры (в синих волнах возду­ха) и олицетворения (степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия).

При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ чайки. Что сим­волизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях?

Основываясь на исторических событиях прошлого, Николай Васильевич Гоголь пишет повесть «Тарас Бульба», центральными персонажами которой являются два сына старого казака Тараса Бульбы: Остап и Андрий, внешне похожие друг на друга, но обладающие разным, в чем-то противоположным характером.

«Два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась …бритва».

По-разному относились братья к учебе: Остап – старший «…в первый год (из киевской бурсы) бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если тот не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься. Андрий же, наоборот, «учился охотнее и без напряжения», «был более изобретателен, нежели его брат».

Братья обладают сильным характером, но Остап «считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей… был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки… был прямодушен с равными, имел доброту…». Андрий же, имея чувства более живые и развитые, «чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Остап мечтает стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Младший же брат, желая совершить подвиг, любил помечтать и в одиночестве побродить по улицам Киева.

Старший брат хладнокровно вел бой, «мог вымерить всю опасность», в нем «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя», ему «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Во время боя Андрий полностью погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». До последней минуты своей жизни оставался Остап настоящим товарищем, преданным общему делу, потому что так же как для отца, для него не было «уз святее товарищества». Андрий же, увидев нищету, голод, страдания людей осаждаемого города, несчастье любимой девушки, предал своих товарищей. Жизнь Остапа отдана казакам, поэтому так же, как и отец, он мечтает о счастье в Запорожской Сечи, на поле боя. Вся жизнь Андрия – мечта о личном, семейном счастье. Поэтому он ближе матери, ласковей с ней, так как понимает ее заботы и печали.

Таким образом, оба сына Тараса Бульбы – обладатели сложной судьбы, и нельзя однозначно определить правильность выбранного ими пути.

(2 вариант)

Сыновья старика Бульбы отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру, и судьба им уготована различная. Иногда им даются общие характеристики, чаще – различные.

В бурсе они проявили себя по-разному: Остап в первый же год бежал, закапывал букварь в землю, его немилосердно секли, но толку добиться не могли. Угомонился он только после того, как Тарас пригрозил оставить его в академии на двадцать лет и не пустить в Запорожье.

После этого Остап засел за книги и стал одним из лучших учеников. Еще в школе он слыл хорошим товарищем: «никогда, ни в коем случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».

Андрий учился охотно, верховодил опасными вылазками, увертывался от наказаний. Остап думал о боях и пирах, Андрий также «кипел жаждою подвига», но и имел потребность в любви. В самом начале повести «это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были смущены… и стояли неподвижно, потупив глаза в землю».

Насмешек отца над собой, показывая гордый нрав, не выдерживает Остап: «За обиду не посмотрю и не уважу никого». Первыми испытаниями «на казака» для Остапа стали насмешки отца и кулачный бой с ним. Поначалу Андрий кажется Тарасу бейбасом и мазунчиком, но уже в застольной беседе выявилась удаль казака: «Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь казацкая сабля!» Отправляясь вместе с сыновьями в Сечь, Тарас приодел их. «Бурсаки вдруг преобразились… они были хороши…».

Прощание с матерью смутило обоих сыновей, и вновь им дана общая характеристика: «Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца…» Прощание с матерью стало и прощанием с детством. Уезжая из дома в Запорожье, каждый думал о своем: Остапа тронули слезы матери, Андрий вспоминал прекрасную полячку, встреченную им в Киеве.

На Сечи «Остап и Андрий мало занимались военною школою», дела не было. Они ходили в степи для стрельбы птиц, оленей и коз, выходили на озера и протоки за рыбой, бойко и метко стреляли, переплывали Днепр против течения. Отличались от других «прямою удалью и удачливостью во всем».

Но вот пришло настоящее дело: «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их… стали теперь грозны и сильны». Остап казался прирожденным воином, обладал в бою хладнокровием, «почти неестественным для двадцатидвухлетнего». Тарас считал, что из него «будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет». Остап не обманул ожиданий отца. Андрий в бою не размышлял, «бешеную негу и упоение он видел в битве», шел на то, «на что никогда бы не решился хладнокровный и разумный». Как говорил Тарас, «не Остап, а добрый, добрый также вояка». При осаде казаками города Дубно Андрий вновь встретил свою полячку, умирающую с голоду, но еще более прекрасную. Пробираясь с хлебом в город, Андрий столкнулся с братом и отцом. Полусонному Остапу он пригрозил в испуге смертью, а от отца услышал пророческие слова: «Не доведут тебя бабы до добра». Душе Андрия доступны впечатления, над которыми бы посмеялись брат и отец: он может залюбоваться красотой летней ночи, удивляться органной музыке. Вторая встреча с полячкой стала роковой для Андрия: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Андрий остался в стане врага.

Иначе сложилась судьба Остапа. Уманцы выбрали его во время боя в куренные атаманы и не ошиблись, так как не только храбрость, но и мудрость проявил он: «Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы старый!»

Андрий пошел в бой во главе гусарского полка против своих, но не различал он ни своих, ни чужих, ничего не видел он, только «длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев». Остановить Андрия мог только отец, молча и безропотно принимает сын смерть от его руки, шепча имя возлюбленной. Одного сына отец покарал за предательство, другого на его глазах взяли в плен.

Чудом выживший в этом бою, Тарас пробирается в Варшаву и присутствует при казни Остапа. Как в школе под розгами Остап не выдавал товарищей, так и среди врагов под пытками не издал он ни звука. И, как в бою, глядя на доблесть сына, одобрительно повторял Тарас: «Добре, сынку, добре!» Не подвел его второй сын, гордо мог смотреть на людей Тарас и, рискуя своей жизнью, ответил на душевный крик Остапа: «Батько! где ты? Слышишь ли ты». – «Слышу!».

Ответ оставил Гость

Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что
все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать
воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно
позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики,
воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и
получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга. Старший,
Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его
возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал
он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно,
покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы
отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских
служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит
Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. <...> С этого
времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и
скоро стал наряду с лучшими. Тогдашний род учения страшно расходился с
образом жизни: эти схоластические, грамматические, риторические и
логические тонкости решительно не прикасались к времени, никогда не
применялись и не повторялись в жизни. <...>
Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим
старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся
неумолимых розг. Естественно, что все это должно было как-то ожесточить
характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков. Остап
считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал
другими в дерзких предприятиях -- обобрать чужой сад или огород, но зато
он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого
бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей.
Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к
другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере,
никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел
доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком
характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной
матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить
голову.

Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и
как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким
обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был
изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно
опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел
увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое
попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить
о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его
была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо,
когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться
горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее
поминутно, свежую, черноокую, нежную.