Каким предстает человек в лирике тютчева. Человек и природа в лирике Тютчева

Ф.И. Тютчев - один из крупнейших поэтов 19 века, ярчайший представитель литературы «Золотого века». Несмотря на кажущуюся простоту его произведений, Тютчев зачастую остаётся для читателя непонятым. Во многом эта загадочность его лирики объясняется глубокомысленным, философским настроением поэта, однако существует и другая причина, более важная я глубокая.

«Певец природы», как его называли современники, так и не стал профессиональным литератором. Несмотря на огромное количество созданных произведений, Фёдор Иванович считал самого себя в первую очередь служителем государства, а не поэтом. Именно это не позволило талантливому человеку отказаться от службы в пользу творческой деятельности.

Тютчев, получивший начальное образование дома, быстро осваивал науки. Он с блеском окончил Московский университет и отправился продолжать обучение и строить карьеру в Мюнхен, где прожил достаточно долгое время, выполняя дипломатическую миссию.

По возвращении в Россию поэт получил прозвище «настоящий европеец». Действительно, долгие годы жизни за границей повлияли на формирование его взглядов на жизнь. Тютчев стал жить по европейским обычаям, изучал западную философию. В конце концов всё это оказало влияние на мотивы и формы его лирики.

Итак, если вернуться к вопросу о непонятности тютчевской поэзии для многих читателей, то можно охарактеризовать эту особенность так: Фёдор Иванович, чьё мироощущение формировалось на основании европейских ценностей, постепенно отдалялся от истинно русской нравственности, духовности, что в конце концов привело к его разрыву с Россией. Именно этим объясняется та сложность, мешающая его соотечественникам воспринимать лирику легко, без усилий.

Крупнейшим поэтам (и прозаикам, разумеется) 19 века присуща глубокая религиозность; их стихотворения пропитаны так называемой душеспасительной идеей, являющейся, по сути, одной из оснований традиционной русской нравственности. Эта черта делает произведения одухотворёнными, чистыми - и в какой-то степени «прозрачными». Их дидактическая направленность отслеживается максимально легко - достаточно вспомнить, например, А.С. Пушкина, стихотворение «Пророк», в котором поэт смиренно принимает уготованную ему долю мученика. У М.Ю. Лермонтова уже в его «Пророке» эта мысль представлена ещё более ярко.

Однако нельзя не сказать, что вышеупомянутый разрыв давался Тютчеву нелегко. Его мучает мысль о том, что человеческое общество разлагается; умирает его духовность, а сам человек в скором времени станет частью Хаоса. Этим обусловлена тема трагического несовершенства человека в его противостоянии почти всегда гармоничной природе. При этом стоит отметить, что несмотря на подсознательное движение в сторону христианства. Тютчев в действительности отталкивает от себя православие, демонстрируя полнейшее отрицание заветов Божьих. Так, например, он подвержен одному из семи смертных грехов - блуду, не сумев совладать с которым, поэт, будучи женатым человеком, имеет молодую любовницу. Мужчину даже не останавливает то, что та связь разрушает жизнь его законной супруги, Эрнестины, и убивает душу его возлюбленной, Елены Денисьевой.

Так, пантеистические мотивы заменили Тютчеву истинную христианскую духовность. Поэт одухотворяет природу, наделяет её чертами живого. В отличие от человека, слабого физически у духовно, с трудом контролирующего собственные желания, в природе всё гармонично. Её жизнь течёт по собственным законам, вечным, непреходящим. Одним из ярчайших примеров подобного отношения служит стихотворение «Не то, что мните вы, природа…».

Несмотря на то, что поэт полностью отрицает возможность единения человека и природы, у него есть несколько зарисовок, в которых он выражает надежду на возвращение «мыслящего тростника» к Матери, которую он видит в природе, например, стихотворение «Осенний вечер». Без природы человек - сирота, бесприютный странник, которому нет покоя и блаженства на земле.

Несмотря на кажущуюся «пейзажность» многих стихотворений поэта, в каждом из них заложены глубочайшие философские размышления о смысле бытия, жизни и смерти, любви, покое. В них нет обычного любования красотой окружающей Тютчева действительности - природа наталкивает автора на сложные мысли. Чем старше становится поэт, тем более глубокими, чувственными и печальными становятся его переживания о тщетности и слабости человека. Зачастую периоды человеческой жизни и даже целые судьбы аллегорично представлены в его лирике. Таково его «Есть в осени первоначальной…». Стихотворение будто подводит итог жизни стареющего поэта, готовящегося покинуть земной мир.

У Тютчева много произведений, посвящённых… хаосу в природе. Даже она, прекрасная, божественная, подвержена разрушению: «Настанет ночь - и звучными волнами/ Стихия бьет о берег свой». Но и бушующая, хаотичная, она остаётся величественной, поражающей воображение.

Выходит, что хаос в человеке есть сплошное разрушение, не приводящее к гармонии; природа же есть совершенный храм, чью красоту невозможно испортить и разрушить - её можно лишь не понять. Человек и природа у Тютчева выступают в неразрывном единстве, но лишь потому, что человек зависим от своей Матери. Он слаб и жалок, его жизнь быстротечна, в отличие от вечности природы. В этом заключается основное противоречие лирики поэта: прекрасная природа не может принять своё детище, а тот неспособен понять её из-за своей беспомощности; живя в разрыве с природой, человек ищет гармонии, не понимая, что она - в окружающей его действительности. Невозможность слияния человека и природы становятся основной причиной минорного настроения, присущего всей лирике Ф.И. Тютчева.

Автор гениальных строк о России, которую не измерить общим аршином, по словам К. Пигарева (литературовед, внук Ф. И. Тютчева), воспринимается людьми, прежде всего как уникальный певец природы. В годы советской власти творчеству этого поэта не уделялось должного внимания из-за его общественной позиции, лишь вскользь упоминалась пейзажная лирика Тютчева.

В наше время его поэзия признана драгоценнейшим достоянием русской классической литературы, и автор гениальных строк заслуженно становится особо цитируемым. Но все равно, поэтическое творчество этого знаменитого острослова и тонкого мыслителя остается не до конца изученным и по достоинству оцененным.

Уникальное достояние

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - академик и дипломат, приверженец традиционных ценностей и порядка, которые он отстаивал в своей публицистической деятельности, был тонким лириком, беззаветно любящим русскую природу. У этого удивительного поэта есть потрясающие такие как, например, «Современное», но человек и природа в лирике Тютчева обращают на себя особое внимание и поклонников творчества поэта, и критиков. Сам автор своему поэтическому творчеству не придавал особого значения, но оно, состоящее из более чем 400 стихотворений, всегда привлекало к себе умных и талантливых литературоведов, каким был Юрий Николаевич Тынянов. Он, как и И. Аксаков, оценил наследие поэта по достоинству. А Фет, отдавая дань значимости творчества поэта, написал на книге стихотворений Тютчева такие слова: «Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей.»

Прекрасные и содержательные

Пейзажная лирика Тютчева всех периодов творчества отражают чувства великого поэта, вызываемые которую он любил беззаветно. Она всегда настраивала его на особый радостный лад, восхищала и успокаивала. Ф. И. Тютчев никогда не описывал грязи и недостатков, не называл Россию «немытой» - ему это было не свойственно.

Уныния, навеянного природой, в его стихах нет и в помине. А некоторые, по словам Ю. Тынянова, «фрагменты» (или «сжатые оды» - так литературовед называл тютчевские стихи из-за их максимальной насыщенности и напряженности) звучат радостным торжествующим гимном - например, всем известное стихотворение «Весенняя гроза».

Приоритет природы

И человек, и природа в лирике Тютчева осмысленны по-особому. Поэт наделяет природу человеческими чувствами и особенностями. Он утверждает, что сам человек может быть счастлив только в слиянии с природой.

А если он находится не в ладу с ней, то глубоко несчастлив, но вины природы в этом нет. Это homo sapiens, впитавший в себя зло хаоса, живет противоестественной жизнью, будучи не в состоянии понять и пустить в сердце благодатный мир природы.

Великолепие и многогранность окружающего мира

Человек и природа в лирике Тютчева подвержены страстям и бурям, в которых поэт пытается разобраться, постичь их. В своем является и художником, и композитором - так живописны и музыкальны его стихи. Познакомившись с поэзией Тютчева, забыть ее невозможно. По словам И. Тургенева, о Тютчеве не думает лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Поэт, восхищаясь природой, всегда находит в ней что-то неведомое, что сулит интересные открытия и только положительные эмоции. А обыденное и приземленное не способно нести в себе никакой радости.

Неповторимая и самодостаточная

Федор Иванович был абсолютно прав, считая источником всех бед именно человека - существо слабое, дисгармоничное, не способное справиться со своими страстями и пороками, несущее в природу разрушение. Тогда как она вся живет только по всемирному закону торжествующей жизни.

Пейзажная лирика Тютчева воспевает самодостаточность и величавое спокойствие природы, лишенной раздирающих страстей. Существуют стихии, но это явления, обусловленные жизнью природы, а не ее злонамеренностью. Да и не воспевал Тютчев цунами и извержение вулканов - он был патриот в самом высоком значении этого слова и любил именно русскую природу. Некоторые исследователи считают что термину «пейзажная лирика» Тютчева больше соответствует словосочетание «пейзажно-философская».

Стихи о любви

Определенное место в наследии занимает лирика Тютчева. Стихи о любви у него, если можно так сказать, высоконравственные. Аристократ духа, он не любил выставлять напоказ свой внутренний мир, считая это постыдным. Но его известные абсолютно всем строки - «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило…» - свидетельствуют о способности писать о любви простыми словами, за которыми скрывается большое чувство. Ф. И. Тютчев воспевает то чувство, которое зажигает звезды, возвышенное и прекрасное. У современных циников, оно, возможно, вызывает неприятие - достаточно просмотреть «отзывы». Но такие высказывания лишь подтверждают то, о чем писал поэт - человек есть носитель зла на земле.

Многоликая и динамичная

Основные мотивы лирики Тютчева лишены надуманности. Человек со всем своим многообразием чувств, природа, неразгаданная, таинственная, но совершенная и прекрасная, любовь к женщине и Родине - все наполнено драматизмом, но взято из реальной жизни. Поэт не устает любоваться миром, ему ничто не наскучивает, ничто не утомляет. Он пытается воспеть изменчивую многоликую природу во всех ее проявлениях, запечатлеть момент перехода одной картины в другую.

Живая природа

Выше уже отмечались особенности изображения природы в лирике Тютчева. Это тождественность души человека, его чувств и переживаний явлениям внешнего мира, и одушевленность природы. Ф. И. Тютчев постоянно проводит параллели между различными периодами человеческой жизни, состояния его души и явлениями природы. Это один из его основных художественных приемов.

Одушевление природы подчеркивается такими словами, например, как «дух уснул». Сам поэт называет природу не слепком и бездушным ликом, а чем-то таким, что способно свободно дышать, любить и рассказывать обо всем этом неравнодушному, тонко чувствующему человеку.

Единое целое

Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере - «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».

Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы - это не описательные подробности пейзажа, а философские символы единства и одушевленности природы"

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более "честную" жизнь до человека и без него, чем после того, как человек появится в ней.

Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую "живую жизнь, по которой тоскует человек": "Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…" Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.

Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер "понятным сердцу языком" твердит поэту о "непонятной муке"; поэту доступны "певучесть морских волн" и гармония "стихийных споров". Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев ответа не нашел. "Вещая душа" его вечно билась "на пороге как бы двойного бытия".

Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". "Все во мне, - и я во всем" - восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира. Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал слиться с природой.

И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: "Все во мне, - и я во всем".

Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

("Как хорошо ты, о море ночное…")

Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение "как во сне" передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.

Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении "Осенний вечер" изображается не только "вечер года", но и "кроткое", а потому "светлое" увядание человеческой жизни:

…и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

("Осенний вечер")

Поэт говорит:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть...

("Осенний вечер")

"Светлость" вечера постепенно, переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в темноте, в который тот исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

("Тени сизые смесились…")

Но жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала. Сумрак, тени, тишина - это условия, в которых пробуждаются душевные силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя, сам сливается с ним. Миг единения с жизнью природы, растворения в ней - высшее блаженство, доступное человеку на земле.

Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Есть в осени первоначальной

Короткая и дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери‑земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что‑то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.


Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята с нами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается...

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика – это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.
Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко даже противоречивое единство человека и природы. Писарев отметил: “В сознание

Читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы.”
Тютчев возрождает определенные черты античного мировосприятия, и в то же время в его позиции выступает самостоятельная личность, которая сама по себе – целый мир. Тютчев утверждает в своей лирике образ человека, достойного Вселенной. Он утверждает потенциальную божественность человеческой личности.
Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:
Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении “Летний вечер”. Закат у поэта ассоциируется с “раскаленным шаром”, который скатила со своей головы земля; “светлые звезды” у Тютчева приподнимают небесный свод.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Близко по тематике стихотворение “Осенний вечер”. В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест.
Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: “.на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья”, она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полны неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая.
Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении “Вчера” Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, “ухватился за одеяло”, “взобрался на ложе”, но и чувствуем его прикосновение.
Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении “Утро в горах” начало читается просто как пейзажная зарисовка:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Но дальше мы видим масштабность и таинственную величавость природы:
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают, скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
Тютчев всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: “А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное”. Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении “Кончен пир, умолкли хоры.” сначала дается обобщенный образ мира:
Кончен пир, мы поздно встали –
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины.
Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:
Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами, –
Как над этим дольным чадом,
В горнем выспреннем пределе
Звезды чистые горели,
Отвечая смертным взглядам
Непорочными лучами.
Одна из основных тем лирики природы Тютчева – тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в “тайное тайных” человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь.
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
Ночь для Тютчева прежде всего святая: “Святая ночь на небосклон взошла.” В ней столько тайн и загадок:
.На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул.
Откуда он, сей гул непостижимый?.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?.
Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:
Лил теплый, летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. “О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии”. Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

  1. Одно из самых известных стихотворений Тютчева “Я встретил вас – и все былое.” было написано за три года до смерти поэта и посвящено Амалии Крюденер. Тютчев познакомился с ней в...
  2. Тютчев – очень известный русский поэт. Он жил в одно время со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на мой взгляд, ничем им не уступает. Он описывает в своих стихотворениях...
  3. Творческий путь Ф. И. Тютчева охватывает более полувека. За это время поэт написал не так уж много – около 300 стихотворений, которые помещаются в одной книге. Но эта книга, как...
  4. Тютчеву было свойственно стремление разгадать тайны мироздания или хотя бы приблизиться к ним, коснуться. Мироздание вечно, на фоне его человеческая жизнь – ничто. С годами это начинает все больше тревожить...
  5. В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Одним из мотивов его творчества является мотив родины –...
  6. Зверев В. П. Одно стихотворное послание и два письма – вот и все подлинные документы, свидетельствующие о прямых личных контактах между Ф. И. Тютчевым и Ф. Н. Глинкой. Поэтому, естественно,...
  7. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного,...
  8. Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкина называют “солнцем русской поэзии”, то Тютчев – “ночной” поэт. С поэзией...
  9. Сочинение размышление над стихотворением Ф. Тютчева “Я знаю про осеннюю пору.”. Если бы со всего творчества Тютчева я прочитал лишь два последних строки, не зная содержания предыдущих строк, смог ли...
  10. Во второй половине XIX века в русскую словесность начало входить повое философское понятие – так называемое “космическое сознание”. К пока еще небольшому числу избранных – высокоинтеллектуальных людей, якобы обладавших таким...
  11. С улыбкой едкою, с душою благосклонной Ленивой поступью прошел он жизни путь, Но мыслью обнял все, что на пути заметил. А. Апухтин Федор Иванович Тютчев вошел в историю мировой литературы...
  12. Творчество Федора Ивановича Тютчева – это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на...
  13. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ее Коснулись ключевые воды. Можно провести интересное сравнение двух стихов. Надо отметить, что в стихотворении “Осенний вечер”...
  14. Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это “поединок роковой”: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви...
  15. В самом названии лаконично и четко передается идея стихотворения – молчание. Именно к молчанию Ф. И. Тютчев призывает людей, подобных ему, а может, и самого себя, в конце каждой строфы....Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф. И. Тютчев Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских...