Князь в 1472 году. Великий князь Иоанн III и греческая царевна София

События 1472 года.Нашествие Ахмата

О нашествии ордынского хана Ахмата в 1480 году, закончившегося знаменитым стоянием на реке Угре, знают все: так Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Но то, что восемью годами раньше тот же Ахмат с большим войском вторгся на Русь, осталось за пределами широких масс читателей.

Вот вкратце как происходили по ТВ те события: в 1472 году по наущению Литвы Ахмат, кстати, племянник Махмета и двоюродный брат Касима и Ягупа, с большим войском вторгается в русские пределы. Иван III вместе с царевичем Данияром выезжает в Коломну, к войску. С братом Ивана III князем Андреем против ордынцев идет казанский царевич Муртоза.

Почему они выехали в Коломну, а не в Серпухов, это непонятно, так как в это время татары подошли к Алексину, и именно Серпухов лежит по прямой на дороге от Алексина к Москве, а Коломна расположена за СОТНЮ КИЛОМЕТРОВ К ВОСТОКУ. Прибыв в Коломну, Иван III к татарам не приблизился, а, наоборот, практически открыл им свободный путь на Москву.

Несмотря на то, что татары были еще очень далеко, а великий князь собрал громадное войско - 180 тысяч человек, мать Ивана III и его сын бегут из Москвы в Ростов.

Тем временем к Алексину наконец-то подходят русские войска во главе с братом князя Юрием. Войско Ахмата неожиданно поворачивает обратно и в панике бежит. Литовцы так и не пришли к своим союзникам татарам. Вот вкратце и вся история, УДИВИТЕЛЬНО похожая на события 1480 года, так что нет сомнений в том, что один из этих двух походов Ахмата ДУБЛИКАТ другого.

Все это очень и очень странно, но сейчас многое прояснится: вскоре после бегства Ахмата согласно ТВ умирает брат Ивана III князь Юрий. В это время сам Иван III с младшими братьями находится в Ростове. До возвращения великого князя не решаются хоронить тело Юрия, «которое,

В ПРОТИВНОСТЬ ОБЫКНОВЕНИЮ, четыре дня стояло в церкви Архангела Михаила».

Юрий скончался на 32-м году жизни скоропостижно и холостым. Так утверждает традиционная история. Впрочем, в этом ничего, казалось бы, странного нет, все ходим под Богом, но Юрий оставил завещание.

Завещание, на первый взгляд, обычное и довольно скучное. Но именно здесь те, кто правил летописи, основательно просчитались и вместо того чтобы доказать текстом этого завещания якобы обыденную правдивость сочиненной ими истории, сделали все наоборот.

Дело в том, что в этом завещании Юрий поручает братьям выкупить различные вещи, заложенные им, так как у него были долги. Но вещи для того и закладывают, чтобы потом самим выкупить, иначе их продали бы сразу и выгодней, и в завещаниях об этом не пишут. Вот вы сами, заложив что-то в ломбард, побежите писать об этом в завещании? Конечно, если вы тяжело и всерьез заболели, то такое возможно, да и то лишь теоретически. НО ЮРИЙ УМЕР ВНЕЗАПНО, МОЛОДЫМ И ЗДОРОВЫМ.

Что же произошло на самом деле? Вот реконструкция альтернативной истории. Царевич Данияр, сын Касима, он же Даниил Васильевич Ярославский, он же Андрей Меньшой, бежит в Орду к хану Ахмату (в другой транскрипции Ахмету, это одно и то же), который дает ему войско. Силы Юрия=Ягупа разбиты, а сам он убит. Москва и весь юг захвачены Данияром=Андреем Меньшим. Но север и северо-запад с городами Ярославлем и Переславлем еще остаются под контролем братьев Юрия - Андрея Большого, Бориса и их племянника Федора Юрьевича, сына погибшего Юрия.

Кстати, если вы спросите, где же здесь Иван III из ТВ? Отвечу: до 1472 года он соответствовал Юрию=Ягупу, а затем - Данияру=Андрею Меньшему, то есть очередному татарину на великокняжеском столе.

И вот здесь на исторической сцене появляется царевна Софья, племянница последнего византийского императора. Согласно традиционной истории в 1469 году папа Римский решил отдать Софью за великого князя Ивана Ш с целью династического брака для давления на турок. Посол великого князя Иван Фрязин вместе с Софьей 24 июня 1472 года выехал из Рима, 21 сентября они уже были в Ревеле (ныне Таллинн). 12 ноября Софья въехала в Москву и в тот же день обвенчалась с Иваном III.

В это же самое время был арестован княжеский посол Иван Фрязин. Оказывается, венецианский дож (правитель Венеции) отправил вместе с ним в Москву посла, который далее должен был ехать к хану Ахмату с целью склонить последнего к войне с Турцией. Фрязин выдает посла Тревизана за своего племянника, но эта ложь раскрывается. Фрязин арестован, а Тревизан приговорен к смертной казни, но в последний момент ее отменяют.

Итак, обратите внимание:

1. Посол из Венеции едет к хану Ахмату через Москву (а может, все-таки конечная цель его поездки - Москва?).

2. Едет инкогнито. Значит, кого-то опасается?

3. Иван Фрязин и Иван Тревизан - не одно ли и то же лицо? Тем более, буквы «ф» и «т» зачастую друг в друга переходят. Тревизан = Фревизан, а это уже почти Фрязин. Кстати, эта история закончилась тем, что Тревизана освободили и выслали (в Италию), а Фрязин… уехал в Италию. Но если это одно и то же лицо, то вся вышеописанная история с Фрязиным и Тревизаном уже явная выдумка. Далее, вскоре после этого умирает митрополит Филипп. Ко всему прочему именно в этот период, по мнению современников, в характере Ивана III произошли резкие перемены.

Но если традиционная история доказала свою несостоятельность, то как эти события объяснит альтернативная версия? Очень просто.

Папа Римский решает отдать царевну Софью за сына Юрия (т. е. Ягупа, но для Папы он предстает с христианским именем Юрий) князя Федора Юрьевича (а не за Ивана III по ТВ), наследника престола. Еще раз напомню, что по альтернативной версии места для Ивана III нет, под этим именем выводится очередной татарин, захвативший власть на Руси.

Софья достигает берегов Прибалтики 21 сентября. Юрий=Ягуп был убит примерно 23 августа, но известия об этом до Ревеля еще не дошли. Поэтому ничего не подозревающая Софья едет в Москву. 11 октября она прибывает в Псков, где находившийся с ней папский легат узнает о поражении и смерти великого князя Юрия (Ягупа), отца жениха Софьи Федора. Федор Юрьевич теперь не наследник престола, а просто племянник при правителях - дядях Андрее Большом и Борисе, да и правителей не всей Московии, а только ее северо-западной части. Этот папский легат решает вопрос с браком отложить, за что Федор Юрьевич приказывает делегацию схватить, а самого легата Тревизана (или Фревизана), а по-русски - Фрязина, казнить.

Между тем, укрепившись в Москве и соседних городах, Андрей Меньший в 1473 году казнит митрополита Филиппа, верного слугу Юрия и продолжает захват новых земель. На его сторону переходит крупный военачальник покойного Юрия князь Холмский, который за все свои предыдущие действия заслужил гнев Андрея=Данияра, но последний его прощает, взяв взамен с него клятвенную грамоту верности. В этом ему помог и новый митрополит Геронтий. Следуя примеру Холмского, к Андрею переходят еще ряд воевод - князей.

Несмотря на явные успехи, у Андрея Меньшего (Данияра) не все благополучно. В качестве платы за ордынскую помощь в Рязанском княжестве утвердился сын Ахмата царевич Муртаза.

Наконец, для Андрея Меньшого пришло время разобраться с оппозиционным ему Ярославлем.

В 1477 году великий князь ведет войска на мятежный Север. Из Ярославля к нему едут послы - архиепископ, сыновья Бориса - Василий и Иван и второй сын покойного Юрия - Иван (Патрикеев) с целью заключения мира (ТВ: «На другой день послы новгородские были с дарами у брата Иоаннова, Андрея Меньшого, требуя его заступления»).

Но великий князь отказывается от переговоров, продолжая поход (ТВ: «Иоанн в тот же день велел Холмскому, боярину Федору Давидовичу, князю Оболенскому-Стриге и другим воеводам под главным начальством брата его, Андрея Меньшого, идти из Бронниц к Городищу и занять монастыри, чтобы новгородцы не выжгли оных. Воеводы перешли озеро Ильмень по льду и в одну ночь заняли все окрестности новгородские»).

Андрей Большой и Борис уже предлагают стать его данниками (ТВ: «Предлагаем государю ежегодную дань со всех волостей новогородских, с двухсот гривну»).

Но Андрей Меньшой непоколебим: он хочет быть не сюзереном, а полновластным владельцем всей Северо-Восточной Руси, тем более, что Ярославль несколько лет назад уже был в его власти (ТВ: Бояре донесли о том великому князю и вышли от него с следующим ответом: «Ты, богомолец наш, и весь Новгород признали меня государем; а теперь хотите мне указывать, как править вами?»)

Борис и Андрей Большой бегут на литовскую границу в Великие Луки. Ярославль взят в кольцо и в 1478 году сдался. В городе началась резня, из-за множества трупов разразилась эпидемия. Когда немногие оставшиеся в живых ярославцы начали возвращаться на пепелища, а Андрей Меньшой продолжил резню. Кто уцелел, тех отправили в рабство. САМЫЙ КРУПНЫЙ русский город был опустошен. Впрочем, ненадолго; вскоре туда стали переселяться жители Московии и татары. Но с исторической памятью о Ярославле как древней русской столице было практически покончено.

Как вы думаете, что ЕЩЕ нужно было сделать, чтобы покончить с Ярославлем - Великим Новгородом и памятью о нем? Жители перебиты и рассеяны, документы сожжены, стены и крупнейшие соборы уничтожены. Но остаются еще могилы, отнюдь не молчаливые свидетельства былого величия города. Могилы ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ. Их тоже уничтожают, но не все. В Ярославле был похоронен отец нового великого князя - Касим. Его гробницу сын перевез в Москву, где он и перезахоронен. Гробница сохранилась в Архангельском соборе Москвы - усыпальнице великих князей и царей, причем находится отдельно от других. Под каким именем он похоронен? Под именем некоего ВАСИЛИЯ ЯРОСЛАВИЧА. Как это объясняет традиционная история? По ее версии, речь идет о князе Василии Ярославиче Боровском, умершем в 1483 году в заточении, в котором он провел почти тридцать лет. За что же узнику, врагу, не члену правящей династии (по ТВ не был даже потомком Дмитрия Донского) оказана честь быть похороненным среди великих князей? Да и дата смерти на его захоронении - почему-то 1462 год (а не 1483 год)! Зато по альтернативной версии это год смерти Касима, который был Василием, т. е. правителем, басилевсом, а столицей его был Ярославль. Отсюда и имя: Василий Ярославич.

Вероятно, намного раньше захвата Ярославля Андрею Меньшому досталась и царевна Софья, которую он и взял себе в жены. У татар практиковалось брать в жены вдов своих братьев, в том числе и убитых ими. А Софья была женой его двоюродного брата Федора Юрьевича.

Я не думаю, что она сильно переживала. В принципе она давно была морально к этому готова. Софья была дочерью Фомы, брата последнего византийского императора. Другой брат императора, Дмитрий, добровольно отдал свою дочь в сераль турецкому султану, перейдя к тому на службу.

По традиционной версии к 1478 году Софья, жена Ивана III, родила трех дочерей: Елену, Феодосию и… вторую Елену. Не много ли Елен? Через несколько лет она рожает… вторую Феодосию.

Реально же все проще: первые Елена и Феодосия были от ее брака с Федором Юрьевичем, а остальных детей она родила от других мужей, ибо новому ее мужу было суждено жить недолго. Наступил 1480 год.

автора

Нашествие татар от 1219 до 1238 года Если, читая эту историю, вы, милые дети, часто жалели о несчастьях нашего бедного Отечества, если вас огорчало то, что приходилось терпеть нашим добрым предкам, то вы вдвое больше будете огорчены теперь: ни злые кудесники, ни дикие Печенеги и

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года Наконец, мы дошли до самого знаменитого из наших старинных государей, до великого князя Иоанна III. Он освободил нас от жестокой власти Татар, он возвратил нашему Отечеству его прежнюю славу; наконец, он

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года Иоанн, назначенный Богом воскресить наше Отечество к славе и счастью, никогда не поступал необдуманно и неосторожно. Прежде всего он долго обдумывал свое намерение, рассуждал о том, как лучше его исполнить, готовил все

Из книги Неизвестное Бородино. Молодинская битва 1572 года автора Андреев Александр Радьевич

Глава 4. Накануне. Русско-турецкая война 1569 года. Нашествие Девлет Гирея 1571 года В конце 60-х годов XVI века была организована антирусская коалиция из Турции, Крымского ханства, Польско-Литовского государства и Швеции. Россия должна была быть атакована с запада, юга и востока.

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Как государь всея Руси искал спасения в стогу сена: Крымское нашествие 1521 года Будучи подростком, очень сложно удержать власть над взрослыми, искушенными в интригах людьми. Командовать полком в 16 лет красиво в литературных легендах, на практике это оборачивается

Из книги Теоретическая география автора Вотяков Анатолий Александрович

События 1999 года. Попытаемся реконструировать события, предшествующие июлю 1999 года. Основная идея - аналогичные события уже происходили на памяти человечества в эпоху Матриархата, поэтому их следы сохранились в так называемых суевериях народов Евразии. Наше время можно

Из книги Кризис средневековой Руси 1200-1304 автора Феннел Джон

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Март 1848 года. Революционные события в Копенгагене и Киле В декабре 1847 г. Кристиан VIII дал указание разработать либеральную конституцию. Проект был подготовлен к началу нового года, но его так и не удалось обсудить в Государственном совете, поскольку у короля произошло

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

События 1848 года - упущенная возможность? Общая атмосфера политического возбуждения и ожидания сгустилась до предела с избранием папы Пия IX в июне 1846 года. Он был сторонником прогресса и реформатором, симпатизировавшим идеям Джоберти. А почему бы нет, коль скоро

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

145. Сны 1953 года. Нашествие врачей-убийц. Яркий Хрущев - лидер блеклого и лживого антисталинизма - Мне долго снилась война. Пока не перестала зимой 1953 года, когда по нарастающей взвилась «антикосмополитическая» кампания. Началось еврейское «дело врачей». Зима 1952–1953-го.

Из книги Гибель императорской России. Воспоминания автора Курлов Павел Григорьевич

IV. События 6 января 1905 года События 6 января 1905 года во время крещенского парада. Рабочие волнения. Зубатовщина. Усмирение рабочих 9 января. Убийство вел. кн. Сергея Александровича 4 февраля в Москве. Влияние этого события на вел. кн. Елизавету Федоровну. Посещение ею в тюрьме

Из книги Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси автора Черепнин Лев Владимирович

§ 5. Нашествие на Русь войск Тимура и отражение этого события в памятниках общественной мысли О нашествии на Русь в 1395 г. войск Тимура в летописных сводах сохранилась повесть в нескольких вариантах. Наиболее кратко это событие изложено (неправильно под 1398 г.) в

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

События 1649 года. Продолжение борьбы В результате событий 1648 года поняли и поляки, что восстание Хмельницкого далеко вышло за пределы прежних казацких «бунтов» и превратилось в гражданскую войну, грозящую отпадением от Польши обширных богатейших территорий.А потому

Из книги Семь самураев СССР. Они сражались за Родину! автора Лобанов Дмитрий Викторович

События 1993 года - закономерный итог 1991-го Д. В. Лобанов: Виктор Алексеевич, мы сейчас готовим проект, в первую очередь интернет-проект, посвященный событиям двадцатилетней давности - распаду Советского Союза. В связи с этим берем интервью у тех немногих, которые

Из книги Отечественная война 1812 года автора Яковлев Александр Иванович

Нашествие 1812 года Подвиг солдат генерала Раевского под Салтановкой. Художник Н. Самокиш.

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян Мост через реку, разделяющую противников Поединок на мосту 1) Тит Ливии сообщает, что именно галлы напали на римлян. Говорится о «ГАЛЛЬСКОМ НАШЕСТВИИ», см. выше. В ответ на вторжение галлов римляне собирают войско,

Присоединение Пермской земли к Московскому великому княжеству.

Иван Васильевич первым браком женат был на Марии Борисовне Тверской, от которой имел сына Иоанна, прозванного Молодым; сына этого он назвал вел. князем, стремясь упрочить за ним престол. Марья Борисовна † в 1467 г., а в 1469 г. папа Павел II предложил Ивану руку Зои, или, как она стала называться в России, Софьи Фоминишны Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Посол вел. кн. - Иван Фрязин, как его называют русские летописи, или Жан-Баттиста делла Вольпе, как было его имя в действительности, - окончательно устроил это дело, и 12 ноября 1472 г. Софья въехала в Москву и обвенчалась с Иваном. Вместе с этим браком сильно изменились и обычаи московского двора: византийская принцесса сообщила своему мужу более высокие представления о его власти, внешним образом выразившиеся в увеличении пышности, в введении сложных придворных церемоний, и отдалившие вел. кн. от бояр. 25 ноября 1472 года великий князь Иван III принял в качестве своего герба изображение двуглавого орла (смотрящего на Запад и Восток).
Надежды Пап на унию освежились по поводу брака Иоанна III с Софиею Палеолог (1472). Воспитанная в Риме, на попечении латинского духовенства, перешедшая здесь в католичество, София (Зоя), казалось, открывала путь латинской пропаганде при дворе московского князя. Дала ли она Риму какие-либо обещания - неизвестно; но, едва вступив на русскую территорию, она сразу зарекомендовала себя безупречной православною. Состязание в вере приехавшего с ней папского легата Антонио Бонумбре с русским духовенством не привело ни к чему. С этих пор между Римом и Москвою устанавливаются дипломатические сношения. Таковы посольства Толбузина (1475), бр. Ралевых (1488), Д. Paлева и М. Карачарова (1500), Ю. Траханиота. Хотя они преследовали цели преимущественно культурные (вызов иноземных, мастеров), но папы охотно видели в них выражение сочувствия к папству. Этому способствовали, может быть, делла Вольпе и другие посланцы московские, которым было выгодно по тем или другим соображениям обеспечить себе расположение римск. правительства. Впрочем, и сама Москва в эту пору еще не так нетерпимо относилась к К., как, например, двумя столетиями позже. При бракосочетании Софии присутствует А. Бонумбре со свитой; самая мысль взять жену, хотя бы и православную, из рук римского первосвященника еще не казалась опасною; тот же Иоанн III выдает дочь свою Елену за Александра Литовского, католика.

До 1472 г. Андрей Васильевич Большой в хороших отношениях со своим старшим братом Иваном Васильевичем III. В 1472 г. умер Юрий Васильевич, князь Дмитровский, бездетным, не упомянув в завещании о своем уделе, и великий князь присвоил себе удел покойного, не дав ничего братьям. Андрей Большой, более других добивался раздела. Тогда мать, очень любившая Андрея, дала ему свою куплю - Романов Городок на Волге. Борис через два года был примирен с братом тоже благодаря вмешательству матери, уговорившей Иоанна дать ему Вышгород и Сопкову слободу.

Смуты и постоянная борьба претендентов за престол привели Орду к упадку и затем к распадению на царства крымское, казанское и кипчакское; вместе с тем фактически прекратилась и зависимость М. княжества от татар. Иван III не только не поехал за ярлыком и на поклон хану, но не платил ему и выхода. Подстрекаемый польским королем Казимиром, хан Ахмат предпринял было в 1472 г. поход на Москву, но, сжегши некоторые города по Оке воротился назад - не мог перейти Оки, за которой собралось сильное войско Ивана Васильевича.

Наконец мы дошли до самого знаменитого из старинных государей наших - до великого князя Иоанна III. Он освободил нас от власти татар, он возвратил отечеству нашему прежнюю славу его, наконец он воплотил великую мысль об объединении всех удельных областей под властью одного государя. Сделавшись на двадцать втором году великим князем, наследником отца своего Василия Темного, Иоанн при самом вступлении на престол уже показывал необыкновенную твердость, ум, осторожность в делах государственных. В 1464 году было первое знаменитое дело его он усмирил гордого царя казанского Ибрагима и, окружив войском Казань, принудил его заключить мир.

В 1470 году началась и два года продолжалась война с Новгородом, беспокойные жители которого все еще искали случая освободиться от власти великих князей. Здесь вы, милые читатели, увидите явление, дотоле невиданное на Руси. Женщина вздумала быть защитницей своей родины - Новгорода - и устроить судьбу его! Это была пылкая, гордая, честолюбивая Марфа, жена бывшего посадника Исаака Борецкого и мать двух взрослых сыновей. Дом ее был самый богатый в Новгороде; все уважали ее как вдову знаменитого посадника; великий князь в знак особой милости пожаловал старшему сыну ее чин боярина московского, - но всего этого было ей мало: она хотела управлять всем Новгородом и, так как это было невозможно под властью государя московского, начала уверять всех новгородцев, что они напрасно считают себя подданными князей московских, что Новгород сам себе господин, что жители его - вольные люди, что им нужен только покровитель и что этим покровителем надобно выбрать не Иоанна, а Казимира, короля польского и князя литовского. Марфа хотела в это время выйти замуж за какого-то литовского вельможу и вместе с ним от имени Казимира управлять своим отечеством. Однако намерения этой честолюбивой женщины не исполнились, и, хотя послы ее уже отправились к Казимиру, великий князь вовремя пришел с войском к Новгороду и усмирил Марфу и всех друзей ее, изменивших России. Главные изменники, в том числе и старший сын Марфы, были казнены. С нею же Иоанн поступил снисходительно: оставил ее, как слабую женщину, без наказания. Прочие новгородцы внесли за вину свою 15 500 рублей, или около 80 пудов серебра, и, благодаря милость Иоанна, остались со своими прежними законами, со своими правами, с некоторою свободой: великий князь, защищая владения свои то от хана Ахмата, то от польского и литовского короля Казимира, еще не мог иметь столько сил и войска, чтобы совершенно уничтожить вольность новгородскую, и благоразумно отложил это трудное дело.

В 1472 году случилось в России происшествие, которое заставило все европейские государства с любопытством посмотреть на неизвестную им отдаленную страну.

Это была свадьба великого князя, и надобно сказать правду - не столько жених, сколько невеста делала эту свадьбу примечательной для Европы. Это и не удивительно. Тогда Россия была не то, что теперь. Тогда царь ее был еще подданным татар. Это отдаляло чужеземных принцев от родства с русскими князьями и вынуждало государей наших жениться на княжнах из удельных княжеств, а потом - на своих подданных: такое обыкновение продолжалось до времен Петра Великого.

Но для Иоанна III, в судьбе которого приметно было с самых молодых лет какое-то необыкновенное величие, назначено было и в этом случае нечто особенное. Вскоре после кончины первой супруги его, тверской княжны Марии Борисовны, Папа Павел II предложил ему через посла своего, какого-то грека, руку греческой царевны Софии, дочери Фомы Палеолога, брата последнего императора, при котором Греция была завоевана турецким султаном Магометом II. После разорения отечества несчастное семейство царей греческих жило в Риме, где пользовалось всеобщим уважением и покровительством Папы.

Папа имел особенную причину благодетельствовать этому знаменитому семейству: боясь, чтобы жестокость и ужасная сила Магомета II не разорили и его владения, он полагал, что будущий супруг царевны Софии, получив вместе с рукой ее право на константинопольский престол, захочет освободить Грецию от власти турок и тем избавит Италию от страшных соседей.

Эта причина заставляла Папу искать жениха для царевны между знаменитыми государями европейскими, и он выбрал Иоанна, самого близкого к грекам по закону. Вероятно, послы польские и литовские и духовенство греческое, жившее после разорения империи в Риме, рассказывали Папе о той славе, какую обещали России великие достоинства молодого государя ее.

Иоанн обрадовался предложенной ему чести и вместе со своей матерью, духовенством, боярами и всем народом думал, что знаменитая невеста - последняя ветвь императоров греческих, имевших одну веру с русскими, - послана ему от самого Бога. Прекрасный портрет, где изображено было умное и привлекательное лицо молодой царевны, еще более увеличил радость и благодарность Иоанна Папе.

17 января 1472 года отправлены были послы за невестой. С большими почестями приняли их в Риме, и 1 июня царевна в церкви Святого Петра была обручена с государем Белой России которого представлял главный посол его. Папа дал за царевной богатое приданое и отправил с ней в Россию легата, т.е. посла, которому поручено было охранять ее во время дороги 24 июня она выехала со всем двором своим из Рима, 1 сентября приехала в Любек, а потом на корабле отправилась в Ревель. Здесь богато угощали ее ливонские рыцари, а в Дерпте встретил посол московский с поздравлениями от имени государя и всей России.

Первая русская область, в которую надобно было въехать царевне, была Псковская. Если бы вы знали, какая суматоха происходила тогда в этой области! Всякий только и думал, как бы показать свое усердие. Правители городов приготовляли для будущей государыни подарки, столовые запасы, мед и вина. Вы знаете, что предки наши были очень гостеприимны и любили угощать, и потому не удивляйтесь, что они прежде всего позаботились о вкусных кушаньях и напитках для царевны. Потом они украсили разноцветными флагами и лентами все суда и лодки свои: ведь им надобно было встретить Софию и потом везти ее на судах по Чудскому озеру, потому что тут начинались границы русских владений. С восхищением дождались они наконец этой встречи и показали столько усердия и любви, что царевна была тронута до слез. С удовольствием провела она пять дней во Пскове и, уезжая, ласково сказала жителям: «Спешу к моему и вашему государю, благодарю бояр и весь Великий Псков за угощение и рада при всяком случае просить за вас в Москве». Псковитяне, прощаясь с Софией, поднесли ей в подарок пятьдесят, а послу Иоаннову десять рублей деньгами.

С такою же радостью встречали царевну и во всех других областях. Наконец 12 ноября рано утром она въехала в Москву. Митрополит ожидал ее в церкви. Получив благословение его, она пошла к матери Иоанна и там в первый раз увиделась с женихом. В тот же день отпразднована была и свадьба.

Так совершился во второй раз союз государей наших с греческими императорами . С того времени Иоанн принял и герб их - двуглавого орла и соединил его на печати своей с гербом московским.

Примечания:

Иоанн III начал первым называть государство свое Белою Русью. Слово «белая», по смыслу языков восточных, значит «великая».

Верно, читатели мои помнят царевну Анну супругу Владимира Святого.

Присоединение Пермской земли к Московскому великому княжеству.

Иван Васильевич первым браком женат был на Марии Борисовне Тверской, от которой имел сына Иоанна, прозванного Молодым; сына этого он назвал вел. князем, стремясь упрочить за ним престол. Марья Борисовна † в 1467 г., а в 1469 г. папа Павел II предложил Ивану руку Зои, или, как она стала называться в России, Софьи Фоминишны Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Посол вел. кн. - Иван Фрязин, как его называют русские летописи, или Жан-Баттиста делла Вольпе, как было его имя в действительности, - окончательно устроил это дело, и 12 ноября 1472 г. Софья въехала в Москву и обвенчалась с Иваном. Вместе с этим браком сильно изменились и обычаи московского двора: византийская принцесса сообщила своему мужу более высокие представления о его власти, внешним образом выразившиеся в увеличении пышности, в введении сложных придворных церемоний, и отдалившие вел. кн. от бояр. 25 ноября 1472 года великий князь Иван III принял в качестве своего герба изображение двуглавого орла (смотрящего на Запад и Восток).
Надежды Пап на унию освежились по поводу брака Иоанна III с Софиею Палеолог (1472). Воспитанная в Риме, на попечении латинского духовенства, перешедшая здесь в католичество, София (Зоя), казалось, открывала путь латинской пропаганде при дворе московского князя. Дала ли она Риму какие-либо обещания - неизвестно; но, едва вступив на русскую территорию, она сразу зарекомендовала себя безупречной православною. Состязание в вере приехавшего с ней папского легата Антонио Бонумбре с русским духовенством не привело ни к чему. С этих пор между Римом и Москвою устанавливаются дипломатические сношения. Таковы посольства Толбузина (1475), бр. Ралевых (1488), Д. Paлева и М. Карачарова (1500), Ю. Траханиота. Хотя они преследовали цели преимущественно культурные (вызов иноземных, мастеров), но папы охотно видели в них выражение сочувствия к папству. Этому способствовали, может быть, делла Вольпе и другие посланцы московские, которым было выгодно по тем или другим соображениям обеспечить себе расположение римск. правительства. Впрочем, и сама Москва в эту пору еще не так нетерпимо относилась к К., как, например, двумя столетиями позже. При бракосочетании Софии присутствует А. Бонумбре со свитой; самая мысль взять жену, хотя бы и православную, из рук римского первосвященника еще не казалась опасною; тот же Иоанн III выдает дочь свою Елену за Александра Литовского, католика.

До 1472 г. Андрей Васильевич Большой в хороших отношениях со своим старшим братом Иваном Васильевичем III. В 1472 г. умер Юрий Васильевич, князь Дмитровский, бездетным, не упомянув в завещании о своем уделе, и великий князь присвоил себе удел покойного, не дав ничего братьям. Андрей Большой, более других добивался раздела. Тогда мать, очень любившая Андрея, дала ему свою куплю - Романов Городок на Волге. Борис через два года был примирен с братом тоже благодаря вмешательству матери, уговорившей Иоанна дать ему Вышгород и Сопкову слободу.

Смуты и постоянная борьба претендентов за престол привели Орду к упадку и затем к распадению на царства крымское, казанское и кипчакское; вместе с тем фактически прекратилась и зависимость М. княжества от татар. Иван III не только не поехал за ярлыком и на поклон хану, но не платил ему и выхода. Подстрекаемый польским королем Казимиром, хан Ахмат предпринял было в 1472 г. поход на Москву, но, сжегши некоторые города по Оке воротился назад - не мог перейти Оки, за которой собралось сильное войско Ивана Васильевича.