Надежда Шелестова
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Цель : Развивать умение детей вычленять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложения.
Образовательные задачи :
1. Познакомить детей с понятием «ударение» .
2. Закрепить знания о гласных; согласных : твердых и мягких звуках, умение проводить звуковой анализ слов.
Развивающие задачи : 1. Упражнять в умении называть антонимы.
2. Продолжать развивать умение делить слова на слоги.
3. Закрепить умение самостоятельно составлять предложение по предложенной схеме : из трех и четырех слов.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать активное отношение к собственной деятельности.
2. Уметь проводить реальную самооценку.
3. Проявлять доброжелательное отношение к товарищам.
Индивидуальная работа :
1. Обратить внимание на Илью Ф., Максима П. – добиваться четких ответов на вопросы.
2. Активизировать Степу М., Ваню С., Софию З., Аню М.
Предшествующая работа : закрепление пройденного материала в дидактических играх : «Назови пару» (твердые и мягкие согласные, «Сколько в слове слогов?» , «Назови слово» , составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Проведение звукового анализа слов, упражнения на подбор слов-антонимов.
Демонстрационный материал : фишки : красные, синие, зеленые; схемы предложений; кроссворд, фломастер.
Раздаточный материал : полоски (желтые, фишки : красные, синие, зеленые; кроссворд, простой карандаш; карточка, на которой изображена предметная картинка, под ней пять кругов для закрашивания, фломастер; оценочные карточки-смайлики.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает отрывок из стихотворения :
Кто вас, дети, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит?
Мама дорогая.
Воспитатель : «Какое самое любимое слово всех детей в мире?»
Дети : «Мама» .
Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова «мама» . (У доски работает один ребенок) .
После анализа слова воспитатель задает вопросы :
Сколько звуков в слове «мама» ?
Сколько гласных в этом слове? Назовите их.
Сколько слогов в слове «мама» ? Какие?
Назовите первый слог. Какой второй слог?
Воспитатель : Слоги в слове «мама» одинаковые. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Воспитатель предлагает 3-4 детям произнести слово) .
Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог – «ма-маа» .
Так говорят? (Нет) .
Воспитатель сообщает, что слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении :
Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром…
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоток – стучит, стучит.
И – четко речь моя звучит!
2. Игра «Поищи слово» .
Воспитатель : Ребята, в русском языке есть короткие слова, которые прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Какие слова спрятались в слове :
Песок – сок, рыбак – бак, кулак – лак, фасоль – соль, Борис – рис, пирог – рог,
Король – роль,
3. Физкультминутка.
Воспитатель : Ребята, я буду называть слова со звуком «л» , если в слове слышится твердый звук «л» - вы будете топать, а если в слове слышится мягкий звук «ль» - вы будете хлопать.
Лиса – лопата – облепиха - лук – лейка – уголь - Лиза – бокал – белить - лоб – пол – палитра - локоть – лень – велосипед - лист – лак – мел - липа – ластик
4. Работа с карточками.
Воспитатель : Ребята, возьмите карточку, посмотрите, что на ней нарисовано, посчитайте, сколько слогов в этом слове и закрасьте столько же кружочков. (Дети выполняют задание) . Поднимите карточку те дети, у кого слово состоит из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.
5. Задание : «Придумай предложение» .
Воспитатель : Ребята, придумайте предложение со своим словом, которое у вас на карточке по схеме. (Воспитатель предлагает детям схемы. Дети составляют предложения по схеме из двух слов, затем - предложения из трех слов).
6. Решение кроссворда на тему : «Если знаешь зверей, назови их скорей» .
Первое слово : Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок
От собак матерый… (волк) .
Второе слово : Шел я осенью с охоты,
Вдруг тревожно свистнул кто-то.
Оглянулся я – зверек
Встал у норки, как пенек.
Я не стал взводить курок –
Пусть живет себе … (сурок) .
Третье слово : Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживится
Любит шустрая … (лисица) .
Четвертое слово : Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (рысь) .
Дети вписывают слова в клетки по горизонтали, после чего читают слово в выделенных клетках по вертикали : «рысь» .
7. Игра «Скажи наоборот» . Дети называют слова антонимы.
Широкий – (узкий, высоко – (низко, быстро – (медленно, зима – (лето,
Пол – (потолок, темный – (светлый, глубоко – (мелко, бросать – (ловить,
больной – (здоровый, работа – (отдых, мягкий – (твердый,
покупать – (продавать, веселый – (грустный, белый – (черный) .
8. Самооценка (дети выбирают и показывают смайлик) .
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и математике в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений полученных.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте и письму в подготовительной группе Тема: Путешествие по стране «Пиши-Читай» Программные задачи: 1. Продолжать учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры Буквоеда» Занятие - обучение грамоте в подготовительной группе Тема:«Игры Буквоеда» Цель: Формировать запас знаний и умений, которые станут базой.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь» Цель: закрепить назначение буквы Ь. Совершенствовать звуко – слоговой анализ слов. Упражнять в чтении. Закрепить умение печатать слова под.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Образовательные цели:
продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
Учить называть слова по заданной модели.
Развивающие цели:
развивать связную речь (монологические и диалогические формы);
закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;
вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;
развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);
развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;
развивать умение называть слова на заданный звук.
Воспитательные цели:
воспитание навыка самостоятельной деятельности;
воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;
воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Материал демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; указка.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; карточка со схемой (домики для звуков).
Ход занятия
I. Организационный этап.
II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.
III. Основной этап.
Игра «Кто больше?»;
Игровое упражнение «Докончи слово»;
Игра «Малышки-коротышки»;
Игровое упражнение «Превращение слов – волшебная цепочка»;
Словесная игра «Скажи правильно»;
Игра «Назови братца»;
Игра «Узнай звук»;
Словесная игра «Заблудился звук»;
Игра «Кто внимательный?»;
Проведение звукового анализа слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв;
Игра «Исправь ошибку»;
Игра «Назови слова».
IV. Заключительный этап.
Ход занятия
(Дети входят в группу, здороваются с гостями)
Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)
— Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?
(Звонит звонок, дети становятся в круг)
Воспитатель:
— Ребята, вы знаете что мы говорим словами. И сейчас мы покажем сколько много слов мы знаем. Поиграем в игру «Кто больше?». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука).
— Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Докончи слово». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.)
— Замечательно, а теперь игра «Малышки-коротышки»:
Мы – малышки-коротышки.
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и концы.
(Борис, носорог, пирог, занос, водолей, зоопарк, пароль, забор)
— Хорошо, а сейчас игра «Превращение слов – волшебная цепочка»(Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет слово, тот изменяет один звук и называет новое слово: дом – том –ком – лом – сом, мел – сел – пел, жук – сук – лук)
— Молодцы, и так игра «Скажи правильно» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).
— Ребята, до сих пор мы говорили о словах. Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)
— Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)
— А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)
— Хорошо, играем в игру «Назови братца» (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет твердый или мягкий согласный звук, ребенок, возвращая мяч, называет противоположный).
— Молодцы, вы уже многое рассказали. А теперь покажите как вы узнаете звук, игра «Узнай звук»(Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук р, з).
— А вы знаете, что звуки могут заблудится, игра «Заблудился звук»:
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку).
— Замечательно, вы отлично справились с игрой. А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят за столы)
— Выложите перед собой красную, синюю, зеленую фишки из своих шкатулочек. Игра «Кто внимательный?» (Воспитатель называет по одному звуку, дети подымают ту фишку, которой он обозначается. В течение игры педагог спрашивает по отдельности детей: «Почему ты поднял именно эту фишку?», ребенок объясняет).
— Молодцы, уберите фишки. Пододвиньте к себе схему, проводим звуковой анализ слова «Роза», а у доски разбирает слово Кирилл. (Дети разбирают слово самостоятельно,а Кирилл — с обратной стороны доски. Когда он закончил и большее число детей, доска разворачивается, и Кирилл объясняет, почему он составил именно эту модель слова).
— Первый звук в слове «Роза» звук «р»,твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.
— А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась, проверьте и своего соседа.
— Умница, правильно все сделал.
— Сколько звуков в слове «Роза»?(4). Сколько согласных звуков в слове «Роза»?(2). Назовите 1-й согласный, 2-й согласный («р», «з»). Какой ударный гласный звук в слове «Роза»? (о). Какой фишкой обозначается ударный гласный звук? (Черной).
(воспитатель предлагает детям выложить под словом «Роза» слово «Мясо». Дети разбирают слово на местах, а у доски уже перед ними разбирает ребенок, объясняя каждое свое действие)
— Какие одинаковые гласные звуки в словах «Роза» и «Мясо»? (О). После, каких согласных звуков стоят звуки «о»? (после твердых согласных).
(Воспитатель показывает детям букву «о» и они заменяют красные фишки буквами «о»).
— Молодцы, а сейчас уберите все фишки в шкатулку. Игра «Исправь ошибку» (Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней буквы «а», «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает закрыть глаза, переставляет местами сначала буквы, потом фишки. Дети находят и исправляют ошибку.).
— Умницы, исправили все ошибки. Теперь посмотрите, какую модель я выкладываю на доске: синяя, красная, синяя фишки. Игра «Назови слова». Назовите слова, которые можно прочитать по этой модели. Например: кот, лук,…..(том, дом, ком, рот, нос, сом, дым, мак, ток).
Молодцы!!!
Итог: — Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
— А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!
(Звонит звонок, занятие закончилось)
Воспитатель: Гусева А.П. МДОУ№60 «Родничок»
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
- Закреплять образ букв;
- Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- Уточнять понятия «звук» и «буква» ;
- Продолжать учить детей составлять предложения с заданным словом, анализировать их, делать графическую запись к ним c использованием правил написания;
- Закрепить умение работать в тетради и у доски;
- Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Материал к занятию: Карточка «Какая буква выглядывает из окошка» ; схема слова книга; ребусы; фишки (красные, зелёные, синие) ; буквы для составления слов; палочки; тетради; простые карандаши.
Ход занятия:
В. Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д. Хорошее, весёлое, радостное…
В. Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг, и ты- мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Подарите свои улыбки нашим гостям.
В. Дети, сегодня к нам в группу пришло интересное письмо из одной замечательной, волшебной страны – Грамматика. Там живут звуки, буквы, слова. Жители этой страны написали, что хотят найти себе друзей. А вы бы хотели с ними познакомиться?
В. В этой стране вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Ели вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт награда.
Ну, что ребята вы готовы отправиться в страну Грамматика?
В.У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в стране Грамматика. Закроем глаза. «Раз – два – три в страну Грамматика нас веди!»
В. Вот мы и в стране Грамматика, присаживайтесь за столы.
1. Итак, первое задание.
«Угадайте, какая буква выглядывает из окошка» .
Назовите звуки, которые они обозначают. Молодцы!
2. Из перепутанных букв вам нужно сложить слово и сделать звуко – буквенный анализ.
К И А Г Н
1 3 5 4 2
Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово книга. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Дети работают за столами, один у доски.
Р. В слове книга, два слога, ударный слог – первый. В этом слове пять звуков.
1 – й звук – к – согл., гл., тв., обозначается синим квадратом;
2 – й звук – н - согл., зв., мягк., обозначается зелёным квадратом;
3 – й звук – и - гл., уд., обозначается красным квадратом;
4 – й звук – г - согл., зв., тв., обозначается синим квадратом;
5 – й звук – а - гл., безуд., обозначается красным квадратом.
3. Физкультминутка: Игра с мячом «Скажи наоборот» .
4. В. Ребята, какое у нас сейчас время года?
В. Со словом весна придумайте предложения и запишите их графически на листочке.
В. Дети какие правила мы должны выполнять?
Д. Первое слово в предложении пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, восклицательный или вопросительный знак.
(Воспитатель спрашивает у детей, какое первое, второе, третье слово в предложении; сколько слов у тебя в предложении?)
5. Игра «Рассыпалось слово» .
Рассыпалось слово,
Как семечки в грядке.
Составить слова,
Помогите ребятки.
Дети работают в парах, составляют из букв слова и звуковую схему слова.
6. Гимнастика для глаз.
7. Задание в тетради «Уроки грамоты» . (Вписывают буквы) .
8. В. Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладывать только первые буквы каждого слова: Петух, абрикос, укроп, кролик. Прочитайте какое слово получилось (ПАУК) .
9. Ребусы.
В. Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это жители волшебной страны Грамматика дарят вам эти замечательные буквы.
Ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие, пора возвращаться в нашу группу.
Закрывайте глаза. «Раз – два – три в группу нашу нас веди!»
Тема занятия: «Спасаем Тома и Тима». Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа.
Задачи.
- Закрепить умение детей подбирать слова к 3-5 звуковой модели, проводить звуковой анализ слов.
- Совершенствовать умение делить предложение на слова и составлять его из набора слов, включая предлоги, союзы.
- Учить правила написания предложения (графически).
- Совершенствовать умение детей читать по слогам, развивать речевые умения, память, логическое мышление, разгадывая ребусы.
- Воспитывать стремление строить дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Материал и оборудование.
Детские стулья со звуковыми моделями имён детей, план-схема от детского сада до замка, игра,Весёлые ребусы”, плоскостная модель замка, отдельно вырезанные недостающие детали замка (дверь, замок, окна, труба, флаг и т. д. по количеству детей), звуковые модели деталей замка, карточка-ребус для отгадывания названия реки.
Нарисованные на ватмане 5 ёлочек, на которых в беспорядке написаны слова для составления предложений; изображение дождевых капелек с частями слов (слогами) внутри, таблица со слогами для чтения, силуэт нарисованной сороки, бумага, карандаши.
Предварительная работа:
- Д/игры «Цепочка слов», «Звук заблудился», «Подарки для Тома и Тима», «Цветочный магазин» (на количество слогов) «Слоговое лото», «Буква потерялась», лексическое упражнение «Весёлая рифма»,
- Игры Деда Буквоеда: «Плетёнка», «Анаграммы», «Занимательные модели», «Шарады», чтение по таблице со слогами, чтение ребусов, загадок по первым звукам нарисованных предметов, разгадывание перевёртышей, кроссвордов со словами.
- Разучивание детского фольклора, скороговорок, физминуток, комплексов пальчиковой гимнастики. Составление предложения и его графическая запись.
Ход занятия. Методические приёмы.
Этическая зарядка
Игра «Улыбнись друг другу».
Воспитатель интересуется у детей: «Из чего состоят слова?» (ребята отвечают). Каждому ребёнку предлагается произнести своё имя так, чтобы все чётко услышали, сколько слогов в нём.
Сюрпризный момент «Мобильный звонок»
Из «телефонного» разговора выясняется, что друзьям – мышатам Тому и Тиму срочно требуется помощь. Их заточил злой колдун в своём замке, который находится далеко от детского сада.
Дети решают найти друзей, освободить их. Так как дорога предстоит неизвестная, воспитатель предлагает план-схему от детского сада до замка с предполагаемыми препятствиями, чтобы лучше ориентироваться в дороге, не сбиться с пути.
Воспитатель выясняет у детей, на каком виде транспорта можно поехать? Предлагается выбор: трамвай, автобус, поезд, троллейбус (дети отвечают, объясняя выбор). В процессе беседы выясняется, что удобнее всего отправиться на автобусе. Воспитатель уточняет, что автобус необыкновенный, волшебный.
На спинке каждого стула можно увидеть разноцветные квадратики. В них зашифрованы имена детей. Каждый ребёнок сможет занять только то место в автобусе, которое соответствует звуковой модели его имени.
Дети находят свои места, рассаживаются. Назначается контролёр, проверяющий правильность посадки на место.
Воспитатель говорит, что в дорогу всегда берут всё самое необходимое и предлагает детям прочитать по таблице (найти слова из слогов), что взято в дальнюю дорогу.
ло | е |
кет | пор |
то | па |
та | да |
Ребята по таблице читают слова (пакет, еда, топор, лопата, лото).
Игра - путешествие.
Первая остановка – река. Воспитатель предлагает детям ребусы-картинки, разгадывая которые дети читают и называют всё то, что они могут встретить по дороге к реке: рыбак, колокольчик, трава, радуга, школа. Воспитатель обращается к плану, где видно, что дети находятся у реки.
Ребус "Колокольчик"
Ребус "Рыбак"
Ребус "Трава"
Ребус "Радуга"
Ребус "Школа"
Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух реки» (3-4 раза)
Название реки зашифровано. Воспитатель показывает картинку и по первым звукам нарисованных там предметов предлагает узнать, как река называется.
Дети выясняют, что у речки удивительное название «Крошка». Воспитатель предлагает перейти эту небольшую речку по тоненькому брёвнышку, взявшись за руки.
Вторая остановка – лес. На ватмане 5 ёлочек. На каждой видны слова в беспорядке: Том, ждут, и, Тим, вас). Детям предлагается из этих слов составить предложение. Ребята проговаривают свои варианты.
Оказывается, кто-то специально для нас оставил это сообщение. Чтобы подбодрить мышат, воспитатель предлагает детям написать письма друзьям и отправить их с сорокой.
Дети садятся за столы для написания писем. Воспитатель напоминает о правилах написания предложения (обговаривают вместе с детьми). Дети предлагают версии писем (5-6). Один ребёнок пишет на доске. Остальные проверяют, исправляют, дополняют.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Написанные детьми письма запечатываются в конверт и передаются сороке. Пока дети писали письма, неожиданно пошёл дождь.
Зрительная гимнастика «Капля».
Воспитатель предлагает детям прочитать и узнать, сколько капелек-слов выпало из тучи? В каждой капельке кусочек слова – слог. Чтение по каплям-слогам сверху вниз (Ку-ра-ки-но-сы-ро-). В волшебном лесу дождь волшебный прошёл. Мы смогли прочитать много слов.
Снова воспитатель обращается к плану. Дети видят, что очутились у самого замка. Подходят ближе и убеждаются, что перед ними действительно замок.
Ситуация-провокация.
На нарисованном замке нет окон, дверей. Воспитатель интересуется, смогут ли мышата увидеть того, кто пришёл их спасать? Можно ли войти в этот замок? Почему?
- Ребятам предлагается выбрать любую специально приготовленную заколдованную схему (звуковые модели) деталей замка, которых не достаёт: дверь, окна, флаг, труба, замок, ключ и т. д. (по количеству детей).
- Затем со своей звуковой схемой найти на другом столе картинки с недостающими деталями замка, соотнести со своей звуковой схемой и только потом прикрепить к изображению замка свою картинку-деталь. Так у замка постепенно появляются окна, двери, всё остальное. Ключ имитирует открывание замка.
Сюрпризный момент.
Появляются Том и Тим. Благодарят детей за освобождение.
Ребята возвращаются в детский сад на самолёте.
Динамическая пауза «Самолёт».
Рефлексия
Воспитатель привлекает к себе всех детей.
- Обнимая, даёт положительную оценку каждому ребёнку, интересуется, что запомнилось на занятии?
- Где побывали?
- Какие испытания пришлось преодолеть?
- Где было труднее всего?
- Почему справились со всеми трудностями?
Воспитатель говорит детям, что справляться со всеми препятствиями в дороге было легко, потому что все дети действовали дружно, сообща. Именно поэтому удалось спасти мышат.
Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»
Задачи:
Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Материал:
Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.
Ход НОД:
Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.
Логопед:
Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.
Загадки про буквы
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)
Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)
Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)
Логопед:
Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:
Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.
Игра «Немые звуки»
Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.
Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.
Логопед:
Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.
Буквоежка:
Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.
Логопед:
Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!
Задание 1: подбор слов со звуком А
Буквоежка:
Отгадайте-ка загадку:
Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.
Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.
Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!
Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.
Логопед:
К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.
Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.
Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.
Логопед:
Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.
Задание 2: изменение существительных по падежу
Буквоежка:
А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).
Логопед:
Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.
Шар – шары
Стол – столы и т.д.
Буквоежка:
Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.
Задание 3: дыхательная гимнастика
Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.
Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.
Логопед:
Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.
Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.
Буквоежка:
Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.
Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»
Буквоежка:
Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».
Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
Логопед:
Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.
Задание 5: определение количества слогов в словах
Буквоежка:
По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).
Логопед:
Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.
Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.
Буквоежка:
Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.
Логопед:
Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.
Буквоежка:
А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).
Логопед:
Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.
Буквоежка возвращает последнюю букву.
Логопед:
Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.
Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.
Буквоежка:
Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.