Курортный город сен-мало. Галопом по европе

Наши дни в Окситании пролетели быстро, потому что были очень насыщенными. 19 октября рано утром Ив проводил нас на вокзал, откуда на электричке мы должны были доехать до Тулузы, а затем уже на скоростном поезде до Нанта.

С Ивом прощались, как с родным человеком, Рая сказала, что у него чисто славянская внешность, а имя его, это производное от нашего – Иван. От части я с ней согласна)).

Мы все были безмерно ему благодарны, что эти дни он провел с нами, и хотелось бы верить в будущую встречу с ним. Ведь мы с вами обязательно вернемся туда, правда? Маша нас приглашает!

Скажу честно, что французская электричка произвела на меня впечатление! От увиденного создавалось ощущение, что мы на борту звездного корабля)). Всё было новейшим, никелированным, блестящим, чистым, свежим (ездившие часто на электричках, поймут — о чем это я). А какая туалетная комната!! У нас не в каждом поезде есть что-то подобное. И вообще, от всего во Франции у меня осталось впечатление, что оно всё или было создано или запущено в использование, буквально, вчера или неделю назад. Когда я поделилась своим впечатлением с Машей, то услышала в ответ: Да? Ты тоже это заметила?

За все дни нашего путешествия, мы ни разу не видели ремонтных работ на дорогах или в городах и поселениях. Дороги здесь без заплат и ям, как будто их стелили в один день и все сразу. Почему? Кто мне ответит? Я уже не говорю об автобанах, т.е. платных дорогах, там можно спокойно пить кофе, не боясь, что тебя тряхнет или водитель резко затормозит. Поведение на дорогах такое, что нам и не снилось!! Никто не устраивает друг с другом соревнований на тему – кто круче? Все уступают друг другу скоростную полосу, даже сигналить не надо. И опять я буду говорить о самоуважении себя и окружающих!

В Тулузе мы пересели на поезд до Нанта, он мчался со скоростью 250 км в час, мы уже знаем, что здесь в поездах нет спальных мест, все они сидячие, необычно то, что над каждым местом был размещен талон, с указанием до какого места пассажир следует. Это для контролеров, каждый сидел строго на своем месте, не зависимо от того – есть свободные места или нет? И ещё, мы узнали, билеты продаются за три месяца и действует гибкая система скидок.

С нами в вагоне ехала молодая мамочка с двумя детишками, примерно 2 и 5 лет. У детей места в одном ряду, у неё в другом. Боже! Что они вытворяли за эти шесть часов поездки!!! Никто из пассажиров даже «ухом» не повел, все делали вид, что всё нормально. Или это мы делали вид, а для них это норма поведения?)) Мамочка ни разу не повысила голоса, она терпеливо сносила все безобразия детей, безконечно поднимала игрушки с пола, выполняла все их капризы. Было видно, как ей тяжело это дается, но она ни разу не сорвалась. Поразительная выдержка!

За время пути, мы успели и поспать и перекусить, а в Нанте нас встречал Тири, друг Марии. Я хочу сделать небольшое отступление, если кто из вас знает или слышал о Школе Первоистока из Риги, где руководителем является Бирута Камолова, так вот, Тири организатор и экскурсовод семинаров Бируты во Франции, по местам Марии Магдалины. Они сотрудничают уже два года, и я считаю, что нам несказанно повезло, что через Машу, нам дали такого водителя и сопровождающего. Тири сразу узнал нас в толпе, хотя мы до этого не встречались, что значит намётанный глаз профессионала!)). Все последующие дни мы ездили по платным дорогам с Тири и вы можете увидеть с какой скоростью мы передвигались.


Встреча с Машей была волнительной и для нас и, думаю, для неё. Когда-то, уже в далеком 2012 году, мы были с ней Хранителями одного кристалла – Альтомир, который активировали первым в небольшом уральском городке Трехгорный. А потом состоялась наша первая поездка с РОДом на Аркаим.

Машенька встретила нас тепло и радушно, всех расселила по комнатам, переодевшись, мы поехали на побережье Атлантики, всем не терпелось по скорее увидеть Атлантический океан. Слово — то какое – ОКЕАН! Я давно об этом мечтала, хотелось испытать, ощутить, вкусить его энергетику! И он нас не подвел))

Вид потрясающий, в этот день были волны, но Маша сказала, что это ещё спокойное состояние, а вот когда штормит, то намного сильнее и мощнее. Короче говоря, нам повезло, мы и силищу его увидели и даже искупались в нем. На Средиземном море тоже были волны, но это не идет ни в какое сравнение с волнами океана, мощь такая, что на ногах устоять трудно.


Маша предложила прогуляться по побережью и повела нас на своё любимое место в скалах, где можно купаться без посторонних глаз. На песке мы увидели очень крупную медузу, очевидно, её волнами выкинуло на берег. Я не спросила у Маши, возможно, на побережье насыпной песок, как у нас в Евпатории, потому что само дно океана напоминало застывшую лаву после извержения.


Мы старались купаться в небольших лагунах между камнями, потому что волны сшибали с ног и выносили на берег. До сих пор у меня в ушах шум прибоя… Океан дышал и ворчал на нас, людей, одновременно… Явно, он был чем-то недоволен.))




А вечером мы наблюдали закат солнца в Атлантике. Зрелище потрясающее, смотрите сами.

На следующий день у нас была запланирована поездка в Мон-Сен- Мишель, для тех, кто не знает – это обитель Архангела Михаила.

Остров Мон-Сен-Мишель расположен в Нормандии. В начале гора находилась на суше, окружённая лесами, и была местом обитания племён кельтов, на которой друиды (жрецы) совершали свои обряды. Согласно легенде, в 708 году здесь Архангел Михаил трижды являлся к епископу с заданием построить на скале церковь. Но тот не был уверен, правильно ли он истолковал знамение. И только после того, как по одной версии архангел Михаил постучал ему по голове перстом, а по другой прожёг епископу мечом рясу - тот приказал монахам начать строительство.

Два раза в лунные сутки (через 24 часа 50 минут) в бухте наблюдаются приливы и отливы, самые сильные на побережье Европы, и гора становится островом.

Первый раз о Мон-Сен-Мишеле я узнала четыре года назад от Василия Кучинина, он нам всем разослал фотографии из интернета с этого острова, от увиденной красоты я, буквально, заболела и у меня возникло сильнейшее желание когда-нибудь побывать на нем.


Мы увидели его издалека, так как мы выехали в облачную погоду, то замок вдали был виден, как в тумане. Маша воскликнула: Ну, Ирина, теперь я вижу, что твои желания исполняются!

Я засмеялась, это, как мне казалось, было одно из самых неисполнимых моих желаний, но и оно свершилось. Благодарю всех, кто мне в этом помог.


К замку Архангела Михаила применимы только самые сильные эпитеты: потрясающий, удивительный, великолепный, могущественный!!!


Мы вошли в городок, там, до сих пор проживают несколько десятков жителей, ходили по его узким брустчатым улочкам, а у меня в ушах стоял цокот подков лошадей и в голове мелькали видения рыцарей, сидящих на этих лошадях…




Моего словарного запаса явно не хватит, чтобы описать всех тех чувств и ощущений, которые я там испытала. Я решила, что выложу фотографии и короткие комментарии к ним.


Здесь, как я писала раньше, здесь тоже есть макеты строительства замка в разных веках. Я выложила только две фотографии: строительство в 11 и 20 веках. Хорошо видно, как вид горы менялся, застраивался от века к веку.


В центральном зале Аббатства я решила посидеть в одном из кресел, закрыла глаза и «улетела»… я увидела голубое свечение, потом на этом месте возник белый светящийся столб, пошла спираль и вот, я уже летела над замком. Неожиданно я услышала пение, это было хоровое пение одной из молитв, акустика в храме такая удивительная!! Перед глазами пошли сферы, у меня закружилась голова и я пришла в себя. Оказывается пела группа немцев, они сидели в центре зала. Я подошла к Светлане с Машей, они пожаловались на головокружение, значит, такое состояние было не у меня одной?


Мы с Машей сфотографировались в каминном зале, здесь принимали трапезу монахи, до сих пор сохранились дымоходы, а на следующем снимке — рыцарский зал.


А это современное кладбище на острове. Представляете — быть упокоенным в обители Архангела Михаила?


Мы поприсутствовали в храме на мессе, а это изображение Архангела Михаила, убивающего Змея. А у нас подобный подвиг совершает Георгий Победоносец)). Я заметила, что во всех храмах, которые мы посетили во Франции, изображены только несколько фигур святых — это Иисус, Мария Магдалина, Архангел Михаил и кое-где, св.Петр. И всё. А у нас в церквях значительно больше святых, одной Богоматери только сколько изображений существует! В каждом городе своя. Почему?

Уезжали мы уже в солнечную погоду, как сказала Маша: Архангел Михаил своим шпилем небо расчистил!)) Наш путь лежал дальше, мы переехав мостик, соединяющий две провинции во Франции, последний раз взглянули на обитель Мон-Сен-Мишель и переехали из Нормандии в провинцию Британь. Тири решил показать нам свой родной город Сан-Моло.

Сан-Моло, это город корсаров, построенный в начале 12 века, в 1944 году он был почти полностью уничтожен во время бомбежек, но потом восстановлен из руин. Мы въехали по дороге лежащей вдоль порта.


Здесь я встретила свою тёзку, что вызвало у меня неописуемый восторг!)))

На побережье было много гуляющих семей с детьми, наш приезд совпал с каникулами, поэтому везде было много отдыхающих родителей с детьми.


Тири с большим удовольствием вызвался сопровождать нас в экскурсии по городу. Сначала мы прошлись по набережной.


Потом по крепостному валу обошли город и посмотрели на него сверху.


Затем спустились в город и продолжили знакомство с ним. По совету Тири попробовали жаренные домашние колбаски с гречневыми блинами…мы были такими голодными, что мне показалось, что ничего вкуснее в своей жизни я не ела))


Город был полон туристов, мне запомнилось множество сувенирных лавок, и весь он какой-то уютный.

Кто сказал, что в сутках 24 часа? Ничего подобного!)) На этом наше путешествие не закончилось, посетив два таких замечательных места, вечером нас ждал ещё один сюрприз — мы были приглашены в гости на ужин к Даниэлю. Опять француз, и опять учитель электроники)). По нашему — информатики.

Это бывший муж Марии, у них совместный сын Александр и, они поддерживают дружеские отношения.

Надеюсь, что Машенька на меня не обидится за такие подробности.

Как сказала о нем Маша — он, как всякий француз, очень хорошо готовит и любит это делать. А ещё это добрый, гостеприимный человек. Это уже наше мнение о нем))


Даниэль раньше работал учителем, но вот уже несколько лет он занимается частной практикой с детьми дауна. Все мы знаем, что это дети необыкновенные, правильно сказать — они обыкновенные, но у них на одну хромосому больше, чем у нас. Это солнечные дети. Им генетически не знакомо чувство агрессии, они видят мир в ярких красках. Часто вы видите таких детей на улице? Правильно — не часто, потому что у нас это считается болезнью, а во Франции государство платит таким, как Даниэль, чтобы эти дети были социально адаптированы и не считали себя изгоями. У Даниэля небольшая мастерская на 6-8 человек и он занимается с ними, они что-то там творят…Даниэлю нравится проявлять о них заботу. Почему у нас не так? От кого это зависит?

Я опять о своем, о наболевшем…)

Со слов Марии, Даниэль любит и хорошо знает историю Франции, поэтому, когда он поинтересовался о цели нашего приезда, я рассказала ему о королеве Анне. Он переспросил: Анна? Ничего о такой не слышал. А в каком веке это было?

Я ответила: В начале XI

Даниэль засмеялся и заахал рукой: Нет, это не возможно, у нас тогда не было королей. Тем более русских.

Тут уже Рая пошла в наступление: А вы слышали кто такие катары? А Знаете почему юг Франции имеет название Руссильон?

Даниэль ничего этого не знал, а про Руссильон сказал, что это случайное название.

Мы дружно засмеялись. А Рая продолжала: А кто такие готы, норманны?

Даниэль уже не так уверенно, пожав плечами, ответил: Народы Севера.

Вообщем, нам удалось посеять в нем сомнения. Когда мы возвращались домой по ночному городку, Маша сказала: Он теперь ночь не уснет, будет в интернете сидеть, искать.

А нам только этого и надо было, ведь у нас цель поездки — активировать и распространять энергии РОДа)).

А завтра нас ждал Париж с его историческими местами…, Эйфелевой башней и прочими чудесами.

Ирина Говорушко

Эзне — Мон-Сен-Мишель — Сан-Моло



August 7th, 2013

Под аббревиатурой «С.-М.» наверняка скрывается город Сен-Мало. Это был главный французский порт эпохи. Там обитали богатейшие судовладельцы-арматоры, отважные капитаны и свирепые корсары, наводившие страх на английских купцов... (Б.Акунин «Сокол и Ласточка» )

Сен-Мало (Saint Malo) нам повезло увидеть разным: и дождливым, и солнечным. В дождь он был угрюм и холоден, как неприступная крепость, на солнце он «играл» иначе, кажется, что каменные стены города становились из серых чуть желтее, солнечнее.)) Интра-Мурос — город внутри крепостных стен — самая интересная часть программы. Если бы можно было бы говорить о стиле города, как о стиле одежды, то Сен-Мало морской и пиратский. Ведь не зря второе имя Сен-Мало - «город корсаров».Пиратское прошлое создает особенную атмосферу и даже интригу. Об этом Вам, конечно, же лучше всего рассказал бы Борис Акунин, тот, что пишет детективы. У него здесь дом, а в прессе его называют «самым знаменитым российским писателем Бретани».)))Из интервью Акунина: « В здешнем воздухе есть нечто творческое. Ветер, дождь.. .» (с) И уж, конечно, его пиратский роман «Сокол и Ласточка» во многом навеян пребыванием в Сен-Мало. Насчет ветра и дождя, все, как говорил Акунин.)) Не знаю, что можно найти творческого в затянутом тучами небе и мелком дожде, но каждому свое.)))


Сен-Мало возник в середине XII века на месте поселения монахов. Своим названием город обязан английскому монаху Мало, проповедовавшему здесь христианство еще в VI веке. Прежде чем обосноваться здесь, этот монах семь лет путешествовал по северным землям в поисках рая. И, по-видимому, нашел.))

В Сен-Мало самые большие приливы и отливы Европы. Французы, кстати, были первыми в мире, кто додумался использовать энергию приливов и отливов для получения электричества. В Сен-Мало есть такая электростанция Ране (Barrage de la Ranee), открытая в 1966 году в присутствии президента де Голля.

Приливы здесь, действительно, ой-ой-ой, какие. Когда мы приехали, вода отступала метров на 20 от набережной, через часа 3 или 4, волны уже были у самого берега, так что мы засыпали под шум волн, как под музыку релаксации.

Сен-Мало всегда был автономной территорией, эдакой ничьей землей. В 1490-1493 годах он даже официально провозгласил полную независимость, не подчиняясь ни Англии, ни Франции. Жители города даже избрали своим девизом фразу- "Я не француз, я не бретонец, я малуанец " (« Ni Français, ni Breton, Malouin suis »), который подчеркивает независимость города.

И везде вы встретите флаг города, который представляет собой ещё несколько ссылок на историю Сен-Мало: красный фон - привет от пиратов, ибо те использовали при нападении красные флаги. Горностай с золотым ошенйником намекает на принадлежность города к герцогству Бретань. Ну а серебряный крест на синем фоне «выдал» всем военным портам Людовик XIV.

Пиратская тема в городе пиратов чуть ли не основная...

Не говорю уже про многочисленные пиратские сувениры, которыми кишат сувенирные лавки...

А также пиратские конфеты, макароны и т.п. Вот такой вот шоколадный Капитан Крюк))))

Тут даже бомжи и попрошайки соответствующие... в образе.)))

Ну, и, конечно, как в любом приморском городке, внегласный дресс-код именно такой....

Полоски самых разных размеров и цветов, на любой вкус.)))

Корсарские привычки и страсть к покорению морей сыграли свою роль: именно в Сен-Мало родился и умер Жак Картье, открывший Канаду в 1534 году и составивший карту залива и устья реки Святого Лаврентия. И отплывал он отсюда же, в крепости Сен-Мало на Голландском бастионе находится его статуя, а в на полу Кафедрального собора памятная плита и могильная плита Жака Картье.

Город в целом делится на три части: Интра-Мурос (Intra-Muros) — город внутри крепостных стен, Сен-Серван (St-Servan)— квартал на материковой части, и Ротнёф (Rotheneuf)— восточное предместье.

Старый город стоит на острове, во время приливов морская вода подступает к самым стенам, а в отлив оголяет маленькие острова вблизи берега, так что до них легко можно добраться по твердому песку.

От железнодорожного вокзала в Старый город, обозначенный на картах и указателях как Intra-Muros, можно пройти по av. Louis Martin, которая перейдет в Esplanade St-Vincent.

В Старый город ведут пара ворот Гран-Порт (Grande Porte) и Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан), в двух минутах хотьбы друг от друга.

Самые старые в городе. Были частью средневековой стены и добраться до них можно было только на лодке.

Защищены двумя круглыми башнями, которые были возведены в конце XVI Века. До 1793 года их венчали колокольни, а у их подножия кипел оживленный рынок - именно возле этих башен парковались все торговые судна. Над воротами, лицом к городу, возвышалась копия статуи Девы Марии (XV век). Именно от Больших ворот открывается красивая перспектива на Grand rue и колокольню собора Сен-Венсан.

Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан) - главный вход в Старый город.

Двойные ворота, украшенные снаружи изображениями бретонского оружия и девизами «Potius mori quam foedari» («лучше смерть, чем оковы») и «Semper Fidelis» («Всегда верен»). На гербе изображена решётка, знаменующая способность обороны города, и горностай - аллегорическое животное герцогов Бретани, символ чистоты и верности. Эти ворота были подняты в 1708-10 году при Людовике XIV, о чем напоминает надпись в нижней части лестницы.

Кстати, знакомство со Старым городом можно начать отсюда, воспользовавшись туристическим паровозиком .

Недалеко от ворот (практически напротив) находится туристический офис города (Office de Tourisme de Saint-Malo): Esplanade Saint-Vincent.

За воротами перед вами предстанет средневековый город-крепость с узкими улочками и невысокими домами. И врядли кто-то догадается, если не знает, что во время Второй мировой войны, в 1944 году, почти весь город был уничтожен в результате бомбардировок. Помимо крепости сохранились еще и некоторые другие старинные постройки: это арка Реколетт и дом №5 на улице Пелико. При помощи энтузиазма и стараний местных жителей город был восстановлен с максимальной исторической точностью.

Отреставрирован был и собор Сен-Винсент на pl.des Freres Lammenais, постройка которого началась еще в XII веке, своды которого считаются самыми древними из сохранившихся в Бретани.

Памятная плита на полу почти у самого входа сообщает о дате прибытия Жака Картье в Канаду.

Здесь же и могильная плита великого путешественника....

Внимание в соборе также привлекают витражи, выполненные Жаном Лемоалем.

Обратите внимание на современный бронзовый алтарь, в декоре которого явно заметно влияние кельтской культуры.

Установленный в 1980 году орган "Кениг" собирает летом любителей классической музыки.

Правее собора высится Дворец Юстиции и памятник, погибшим в Первую мировую ...

Помимо этого памятника архитектуры интерес вызывает и дом герцогини Анны Бретонской. Эта женщина многое сделала для города и всю свою жизнь боролась за его независимость.

Еще один интересный исторический объект города - замок Шато-Гайяр (Chateau Gaillard) . Он был построен в XV-XVII веках. Сегодня в этом замке располагаются исторический музей (Musee de la Ville) и городская мэрия. Если вы вошли в город через Ворота Сен-Венсан, то вам правее.

Интересным будет прогулка по крепостным стенам и бастионам. От Grande Porte (Большие ворота) можно проследовать налево и начать обход всех бастионов.

Первый из них — бастион Сен- Луи (Le Bastion Saint Louis ) с памятником. Этот бастион в честь короля Людовика XIV называют «домом гильотины», т.к. во время Французской революции она здесь располагалась.

Le Bastion Saint Philippe (Бастион Сен-Филипп) назван в честь Филиппа II Орлеанского. Он граничит с домами, которые в XVIII веке были известны как группа отелей «Калифорния». С него можно полюбоваться видами на порт с множествои лодок и кораблей, маяк с пирсом и соседний городок - Динар.

С Голландского бастиона (Le Bastion de la Hollande) открывается прекрасный вид на залив и устье реки Ранс до мыса Frehel, на форт острова Ile Harbour перед Динаром. Бастион украшен пушками XVIII века и статуей Жака Картье.

На одном из следующих бастионов крепости установлен памятник корсару Роберу Сюркуфу - своим пальцем он указывает на Англию. Если Сюркуф и не почетный гражданин города, то уж точно самый известный. О лихих корсарских набегах молодого дворянина сложено немало легенд. Сюркуф стал одним из первых кавалеров ордена Почетного легиона.

Кстати, напротив входа в Старый Город (напротив ворот Сен-Венсан) стоит пиратское судно, такле же, как было у этого "героя своего времени".))) Сейчас почувствовать себя настоящим пиратом можно любому желающему....

Или отчаянной пираткой)))

Отдельная «песня» - маленькие острова близ Сен-Мало. Почти на каждом из них можно обнаружить форты.

Один из них, Фор Насьональ (Fort National ), был построен в 1685 году Вобаном. Раньше в форте находилась тюрьма. В Средние века Форт был ориентиром для судов. В 1689 году Людовик XIV приказал укрепить город, чем занялись архитектор Вобан, разработавший планы, и инженер Симон Гаранжо (Garangeau), воплотивший их в жизнь. Во время Французской революции форт переименовали в Республиканский, а Наполеон приказал дать ему имя «Императорский». Времена Реставрации оставили свой след в названии - «Королевский», затем он опять стал «Императорским» с 1852 года. В 1870м он, наконец, обрёл нынешнее имя. С 1906 года является историческим памятником.

Во время отлива сюда можно добраться по песку...

На острове Гран-Бе (lie du Grand-Be) находится могила французского писателя-романетика Франсуа Рене де Шатобриана (кстати, здесь он и родился в 1768 году, и около Казино Barriere стоит ему памятник....

(похоже, семейство Barriere, владельцы дорогих отелей и казино, «оккупировали» все Атлантическое побережье Франции... и в Довиле в Нормандии, и в Биаррице на французской стороне Берега Басков значится их присутствие))) ) , стоит его памятник...недалеко от Ворот Сен-Венсан).

Любопытно прогуляться н а северо-восток от Старого города по перешейку Сийон (Le Sillon). Берег перешейка, обращенный к морю, Grande Plage, оборудован деревянными волнорезами.

Вдоль берега множество вилл и отелей. Один из них, в котором мы жили...

Променад по набережной, протяженностью несколько км, отличный! Плюс именно здесь во всей красе вам откроется масштабность приливов и отливов.)))) Так что не случайно Сен-Мало называют еще бальнеологическим курортом. Водные процедуры здесь можно проводить в группе единомышленников в гидрокостюмах...))) Вот такие «группы товарищей» ходят по дну вдоль берега Большого Пляжа...

Остальные предпочитают прогулки по песку...

Или строительство песочных замков)))

Опять же, каждому свое.))))

Для любителей морских аквариумов, сообщаю, что в Сен-Мало есть Большой Аквариум (Le Grande Aquarium) http://www.aquarium-st-malo.com/

Он, правда, находится далеко от центра, на пересечении дорог из города, в сторону г. Динан или Мон-Сен-Мишель. Доехать можно на автобусе до остановки Aquarium (например, на автобусе до Динана, остановка около туристического офиса Esplanade Saint-Vincent).Здесь же есть большой коммерческий центр, что-то вроде нашего МЕГА Молла.

— это портовый город в , на берегу Ла-Манша. Когда-то укрепленная база пиратов, позже Сен-Мало был укреплен от атак норманнов и англичан. Теперь это один из главных туристических центров . Летом за счет туристов население города увеличивается с обычных 50 до 200 тысяч человек.

Главной достопримечательностью Сен-Мало считается крепость, сохранившаяся на берегу моря — . Укрепленный центр города, ограничиваемый крепостными стенами (intramuros ), очень сильно пострадал во время Второй мировой войны, но был старательно восстановлен.

В начале июля здесь проводится Festival des Folklores du Monde — фестиваль фольклора, когда город наполняют музыкальные и танцевальные представления.

Погода в Сен-Мало:

Путеводитель по Сен-Мало:

Добраться в Сен-Мало:

На машине :

  • (расстояние, время в пути, стоимость платных дорог, парковки).
  • из Парижа шоссе A11, затем RN 137.
  • из — шоссе A84.

На самолете:

  • ближайший аэропорт — Dinard-Pleurtuit-St-Malo Airport — в 13 км (авиакомпания Ryanair).
  • Из аэропорта только на такси (€22 до вокзала, €25 до центра), обществ. транспорта из аэропорта нет.

  • 3 прямых поезда в (вокзал Gare de Montparnasse, ок. 3 часов в пути, €50),
  • ежечасные поезда из (50 мин в пути, €15).

На автобусе : дешевле, но медленнее поездов.

  • 2 автобуса/день в Pontorson (маршрут 17, 1 час в пути, €2,5), отправление от вокзала, остановка у старого города.
  • Прямые автобусы до (€22).
  • Автобусы в Dinard (направление , €4.70), Titeniac (напраление на Illenoo, €6.80).

На пароме : из Великобритании есть несколько паромов в Сен-Мало:

  • Из портов Poole и Weymouth, компания Condor Ferries.
  • Из Portsmouth — компания Brittany Ferries.
  • Из Jersey & Guernsey — компания Condor Ferries.

По городу:

  • исторический центр — крепость Сен-Мало — проще посмотреть пешком, можно на туристическом мини-поезде (€5.50).
  • до центра — можно доехать на (€1.5), вечером автобусов нет.
  • от парковки Park & Ride — бесплатный шаттл (каждые 15 минут, в высокий сезон)

История Сен-Мало

В 6 веке здесь жили монахи. В честь одного из них — святого Мало — город и получил свое название. Сам город возник только в середине 12 века, к Средневековью превратившись в крепость. В 1590-94 гг Сен-Мало даже успел побывать независимой республикой. Позже он превратился в убежище для разных пиратов и каперов.

Город сильно пострадал во Второй мировой войне при высадке союзников в 1944 году, он был старательно восстановлен.

  • Укрепленный город внутри стен (La Ville Intra-Muros)
  • Замок
  • Вид на укрепленный город с «Мемориала 39-45»
  • Первая в мире приливная электростанция — ежегодно около 200,000 посетителей. Автобусы C1 и C2, затем примерно 1 км пешком.

Музеи Сен-Мало:

  • Musée d’histoire — исторический музей, расположенный в музее и башне Солидор (Château et Tour Solidor) — посвящен истории и мореплаванию Saint-Malo
  • Musée Long Cours Cap Hornier — международный музей дальней навигации, в том числе вокруг мыса Горн. Музей занимает 4 этажа башни Солидор (tour Solidor). История открытия мыса Горн, модели кораблей и др.
    • Адрес: Tour Solidor Quai Sébastopol Saint-Servan 35400 Saint-Malo
    • Время работы:
    • апрель — сентябрь 10:00 — 12:30 и 14:00 — 18:00 (кроме 1 мая)
    • октябрь — март: вт — вск 10 — 12 и 14-18
  • Manoir Jacques Cartier — www.musee-jacques-cartier.fr — единственный особняк Картье (Cartier) — первооткрывателю французских территорий в Северной Америке. После открытия территории вдоль реки Saint-Lawrence вплоть до Монреаля, Картье обосновался в этом особняке, между Saint-Malo и Cancale.
    • Адрес: Jacques Cartier Manor House Rue David MacDonald Stewart 35400 Saint-Malo
    • Проезд: автобусы 3 и 8, остановка Sainte Famille
    • Время работы:
    • июль — август — ежедневно
    • с сентября до июня — кроме вск.
    • 1 июня — 30 сентября: 10:00 — 11:30 и 14:30 — 18:00.
    • 1 октября — 31 мая: 10:00 — 15:00

Вход в музеи:

  • Билет в 1 музей : 6.00€, семейный билет (2 взрослых +2 ребенка) — 15.00€, 8 — 18 лет — 3.00€, до 8 лет — бесплатно.
  • Билет в 2 музея (Musée d’histoire – Musée Long Cours Cap Hornier – Mémorial — Manoir Jacques Cartier): 9,00€, семейный — 20,00€, 8 — 18 лет — 4.50€.
  • Билет в 3 музея : 10.00€, семейный — 25.00€, 8 — 18 лет — 5.00€

Карта Сен-Мало

Туристический маршрут по Сен-Мало

Главной достопримечательностью Сен-Мало считается укрепленный центр города — крепость .

Туристический маршрут проведет вас по так называемому La Ville Intra-Muros — городу внутри крепостных стен. На маршруте отмечены главные достопримечательности Сен-Мало.

Остановившись в , я планирую маршрут на день так, чтобы с утра заехать в уже упомянутый Мон Сен Мишель, потом мы заскочить ненадолго в Доль-Бретань, ланч у нас запланирован в Канкале, а вечер - в Сен Мало. По-моему, очень логично. Этот день – один из кульминационных дней нашего путешествия из Версаля через долину Лауры в Бретань. Все же Мон Сан Мишель и Сен Мало в одной корзине… Это реально круто.

План был выполнен безукоризненно. В Сен Мало въезжаем под вечер. В центр города не едем по «шкурным» соображениям – не хотим платить за парковку (ну есть у нас слабость парковаться бесплатно, где это разрешено), поэтому машину оставляем на одной из многочисленных улочек в курортной зоне города Сен-Серван возле морского променада.

Скажу, что решение было не просто архиправильным с точки зрения выгоды – не припаркуйся мы на окраине - такого Сен Мало могли бы и не увидеть, отправившись прямо в центр, и это было бы печально! Респектабельная курортная зона города – самое сильное впечатление от бывшей обители пиратов. Хотелось остаться и впитывать воздух, наслаждаясь архитектурой.

Не верится, что мы во Франции. Англия. Просто Англия – тот же стиль особняков. Та же погода. В принципе, ничего удивительного. Именно англичане развивали и Динар и Сен Мало как морские курорты. Конечно, они строили дома в своем вкусе и духе. Т.е. вполне такие английские дома.

Сен Мало известен самыми мощными в мире приливами и отливами, суровыми видами старого города, бесконечными пляжами.
Так выглядит пляж во время прилива. Фото не мое, конечно.

Название город получил в честь Святого Мало - в VI веке Сен-Мало был местожительством монахов. Потом, в середине XII века тут возник город. В 1590—1594 гг. на территории города существовала самостоятельная республика.
Пока мы идем к центру, самое время поговорить об истории. Тут километра 3 шагать точно. Сен-Мало - родина многих известных путешественников-мореплавателей: Жак Картье, который положил начало французской колонизации Северной Америки. Он был первым европейцем, который описал и нанёс на карту залив Святого Лаврентия и берега реки Св. Лаврентия и землю, которую он назвал «Страной Канад». Наряду с Каботом и Шампленом считается одним из главных первооткрывателей Канады. Исследователь Огненной Земли и Фолклендов Жак-Гуэн Бошен (обогнул мыс Горн), Бертран Франсуа Маэ де Лабурдонне, Марк-Жозеф Марион дю Фресн, Робер Сюркуф.

Сен-Мало также - родина писателя Франсуа де Шатобриана (и место его захоронения). Сен-Мало, кстати, сильно поднялся после открытия Канады – шла успешная торговля мехами, моряки ловили там у побережья Ньюфаундленда треску.
Конечно, развитие Франции, как морской державы, не могло не раздражать Англию, носившей тогда титул «владычицей морей». Поэтому, чтобы максимально обезопасить западное побережье страны, министр финансов при Людовике XIV Ж.-Б. Кольбер в 17 веке поручил Вобану укрепить оборону Сен-Мало. Именно Вобану город обязан нынешним обликом.

Где-то в это время Сен-Мало стал убежищем разного рода пиратов и каперов (Жан Барт, Жан Кассар, Турин), доставлявших серьезное беспокойство английским мореплавателям, так же промышлявшим пиратством, кстати, а еще он являлся центром работорговли.
С конца XVI века многие местные судовладельцы начали строить из дерева красивые дома, поднявшись на канадских деньгах. Но в XVII в. деревянный Сен-Мало сильно пострадал от пожара и при восстановлении города жители использовали уже гранит. А эти строят из песка и гальки))


Сегодня город состоит из нескольких обособленных районов: Сен-Серван (St-Servan), Сен-Мало (St-Malo), Парам (Parame) и Ротенёф (Rotheneuf). До 1967 года это были отдельные города на побережье, сейчас объединенные в один. Вот тут можно увидеть, насколько Сен Мало состоит из разных кусков, фото не мое.

И карта центральной части заодно, для использования:

Я почти не буду писать про достопримечательности. Мы их не искали, честно. Да и самые большие ценности этого города, на мой взгляд, это именно замок, крепостные стены и общая архитектура.

Сен Мало сильно пострадал во время второй мировой войны. Он был разрушен почти на 80%! Вообще, в Европе много городов, которым от войны досталось: Дрезден, Нюрнберг, Руан, Ренн… Молчу уже про Берлин… А нам кажется, что была разрушена только наша территория…
Но, надо отдать должное, во многих городах восстановили все, что смогли. Сен Мало не исключение – находясь тут, даже и не догадываешься, что война по нему прошлась. Это - памятник погибшим в Первую мировую...

В городе есть замок Сен-Мало, который, строился для охраны города от вторжений между XV и XVIII столетиями герцогами Бретани. Как раз в 1395 году Сен-Мало, был возвращен Бретани Францией и вскоре началось строительство замка.

А с крепостных валов вокруг старого города, открываются живописные виды на сам город, на море.

Подняться на крепостные стены можно через ворота Porte de Dinan, Grande Porte, Porte St-Vincent (сегодня это – главный вход в Старый город), Porte des Bes, Porte St-Pierre. Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан) – это главный вход в Старый город.

В центре - гранитные стены, мансарды, мощные дымоходы (их конструкция специально приспособлена для того, чтобы выдерживать сильные западные ветра) суровы и неприветливы.

Интересны ансамбли зданий, сохранившихся на ул. Динан, и фасады домов, обращенные к крепостным стенам. Только здесь чудом сохранилось несколько деревянных построек, переживших не только пожар 1661 г., но и бомбардировки 1944 г.

Даже суровый Сен Мало украшен цветами, клумбами, вывесками

В центре находится кафедральный собор Сен-Венсан. Строительство было начато в XI в., а закончено в 1160 г. Его своды анжевенского типа считаются самыми древними из сохранившихся в Бретани. Опять таки, большая часть сводов обрушилась во время Второй мировой войны. При реставрации, читай строительстве, они были восстановлены в граните.

Да, кстати, с едой в Сен Мало все более чем хорошо - много мест для перекуса, цены более чем гуманные. И туристов тут в разы больше, чем в соседнем Динаре. Что еще можно сделать в Сен Мало - прогуляться к крепости на Ile du Grand Bé ou Bey (Остров Бе), расположенной на одноименном острове в 400 м от стен города, Выход из города на пляж Bon Secours возле крепости - через ворота Porte des Bes. Кстати, так и не поняла - вот эта крепость Националь - это уже на острове Бе? Или Бе все же еще дальше? Короче, запуталась)

В кельтском языке слово bé, кстати, означает «могила» На этом острове похоронен Шатобриан, который за двадцать лет до этого выразил желание быть погребенным на этом клочке земли, чтобы иметь возможность «продолжить разговор с морем».

Что еще любопытно: жители города избрали своим девизом фразу "Я не француз, я не бретонец, я – малуанец", который подчеркивает независимость города. А флаг представляет собой ещё несколько ссылок на историю Сен-Мало: красный фон – пиратская тема, т.к. они использовали при нападении красные флаги (а не черные флаги с костями), горностай с золотым ошейником – это дань принадлежности к герцогству Бретань, а серебряный крест на синем фоне означает военный порт.

В принципе, это все, что я могу рассказать и показать.
В Сен Мало можно провести целый день. Элементарно. По самому городу гулять не особо интересно, он однотипен. Но посмотреть разные районы и дышать, дышать пляжем - самое то!