Ликвидация прбелов в знаниях учащихся.docx - "Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся". Организация работы по устранению пробелов

Откуда берутся пробелы в знаниях учащихся?
Из-за пропусков уроков — ответите вы! И будете правы лишь на 20%. Если бы все было так просто! Если подумать над этой проблемой, то можно вспомнить случаи, когда ученик, пропустивший новую тему, но освоивший ее дома самостоятельно или с родителями, репетитором или др., знает ее лучше тех, кто БЫЛ в школе и ПРИСУТСТВОВАЛ на уроке. Как же так получилось? Попробуем разобраться.
Учитель объясняет новую тему. Как правило – учащиеся внимательно слушают. После одного объяснения учителя тему понимают немногие (имеется в виду ключевая тема программы). Опытный учитель объясняет тему еще раз, используя слова-синонимы. К первым понявшим новую тему добавляются еще несколько учащихся, но, к сожалению, не весь класс. Понявшие тему (напоминаю: их пока немного, но они — лидеры) поторапливают учителя: «Давайте решать примеры (задачи)!» Что делает учитель? Правильно – «сдается». Ведь урок не «резиновый», и нужно закрепить тему примерами. Начали решать. В процессе применения новых теоретических знаний на практике еще несколько учащихся «прониклись» новой темой, но, скорее всего, знания, приобретенные последней группой учащихся, будут формальными: они смогут решать только аналогичные примеры, т.е. уже эти знания могут остаться формальными и пропадут сразу после прохождения темы. А ведь остались еще те учащиеся, которые не поняли тему ни сразу, ни на последующих примерах. Если они не получат дома помощи, то вот он – пробел в их знаниях. А что же те «благополучные» дети, которые все поняли на уроке? Они застрахованы от пробелов в знаниях по этой теме? Да нет, они будут в «зоне риска» до тех пор, пока не выполнят САМОСТОЯТЕЛЬНО письменную домашнюю работу и не заучат формулы (правила). Если на данную тему отводится хотя бы три урока, то опытный учитель способен организовать работу на уроках так, чтобы в «зоне риска» не осталось ни одного ребенка. Тогда все хорошо? Да, но только на какое-то время. Не зря ведь говорят: повторение – мать учения. И учителя готовы повторять старый материал и объяснять новый, а потом его закреплять и все опять повторять, чтобы исключить пробелы в знаниях учащихся, но надо помнить, что все наши усилия будут оправданы лишь при желании учиться самих учащихся. Поэтому, дорогие ребята, не стесняйтесь задавать вопросы учителю на уроке, требуйте повторного объяснения, пока не поймете суть темы. Обязательно учите все новые формулы, ведь после каждого урока их не так много! Не копите проблемы, решайте их по мере поступления. Не пренебрегайте домашними заданиями: учитель знает, что и сколько следует задать на дом, чтобы вы получили прочные знания. УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

“Время выбрало нас…”

Школа, как часть общества, претерпевает те же трудности и проблемы сегодняшнего времени, возможно, даже в усиленном варианте, т.к. главными героями этого учреждения являются три, а то и четыре поколения россиян. Проблема пробелов в знаниях учащихся, к сожалению хроническая и стара как мир. К общим и вечным причинам возникновения этих пробелов добавляются еще и реалии времени, усугубляющие этот процесс. Нельзя не согласиться с анализом, сложившейся в преподавании химии ситуации, сделанным Г.М.Чернобельской , выделившей шесть основных факторов, влияющих на школьное химическое образование:

  • резкое сокращение учебного времени на изучение предмета химии в школе,
  • профильные и “непрофильные” классы,
  • новые стандарты, программы и учебники,
  • внедрение в учебный процесс ИКТ,
  • кадровый вопрос – подготовкам учителей химии.

Список проблем можно продолжать бесконечно, а если на эти проблемы посмотреть глазами учащихся и их родителей в ситуации, когда ученик продолжительное время болел или пришлось поменять школу – становится страшно…

Можно много говорить на эту тему, осуждать, предлагать, негодовать, но наша задача – помочь ученику здесь и сейчас, в тех условиях, которые есть.

I этап этой деятельности условно, можно назвать адаптационным. Как показало время, наиболее действенный и безболезненный способ – самостоятельная работа с текстом учебника или специально подготовленным учителем текстом по данной теме. В большинстве случаев эту работу организую во время первых уроков, как только ученик появился в школе после продолжительного отсутствия. Это целесообразно делать, т.к. у большинства учащихся после долгого отсутствия наступает паника и опускаются руки от осознания того как много пропущено или от непонимания того, что уже изучено одноклассниками, поэтому на данном этапе чем меньше отвлекается на работу класса – тем лучше. Примером такой работы может служить составление конспекта § 14.(Приложение 1 .)

Если материал параграфа сложен или очень объемен, то в такой ситуации лучше использовать адаптированные тексты старых учебников, пособий, справочников или специально составленные учителем по конкретной теме, например, текст составленный учителем для организации самостоятельной работы при изучении специфических свойств серной кислоты. (Приложение 2 .)

II этап я называю корректировка, который проходит в режиме консультации. В зависимости от коммуникативных особенностей отстающего ученика консультацию проводит учитель или подготовленные одноклассники. Здесь главное – диалог, в процессе которого выявляются и ликвидируются пробелы в понимании изучаемого самостоятельно перед этим учащимся учебного материала.

III этап – тренинг и диагностирование в процессе самостоятельного выполнения задач, упражнений, тестов и т.п. по данной теме с установкой, что у ученика есть несколько (2 – 3) попытки выполнить задание без оценки, т.е. работа оценивается, но в журнал выставляется по желанию ученика. Но в конечном итоге оценка должна быть в журнале. При такой организации работы, кроме того, что ликвидируется отставание от учебной программы еще и экономится время учителя и ученика, снимается психологическое напряжение и конфликтность подростков.

Наиболее продолжительным (для учителя) является II этап, т.к. это зависит от способностей ученика и сложности темы.

III этап осуществляется по материалам, которые, как правило, есть у любого учителя в большом количестве и выбирается согласно методики, которой придерживается педагог. Предлагаю тестовый вариант по теме “Общая характеристика подгруппы азота”, выполнение заданий одного варианта рассчитано на 10 – 15 минут. (Приложение 3 .)

При целенаправленной работе учителя в данном направлении – помощь в ликвидации пробелов знаний учащихся – накапливается необходимый материал по всем темам и в разных вариантах: тексты, схемы, справочные таблицы, которые собираются в специальную папку и используются в разных классах с 8 по 11.

Любая работа учителя требует много времени, но данное направление позволяет рационально распределять силы и время и при этом отдача существенная, по нынешним временам это очень важно. Попробуйте и Вы получите удовлетворение от работы!

Использованная литература:

  1. Чернобельская Г.М. , Некоторые факторы, влияющие на школьное химическое образование в России. “Химия” №24, 2009, ИД “Первое сентября”, с.3 – 5.
  2. Корощенко А.С ., ГИА 2009. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). 9 класс. Типовые тестовые задания / А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009.
  3. Рудзитис Г.Е. , Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с.39 – 42.
  4. Ковалевская Н.Б. , Химия. 9 класс (в таблицах) – М.: Издательство “Издат-Школа”, 1996.
  5. Журнал “Химия в школе”, Издательство “Центрхимпресс” разных лет.
  6. http://festival.1september.ru

Индивидуальная работа учителя

по ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Гносеология познавательной деятельности человека обусловлена тем, что человек, как и любое высокоразвитое существо, обладает инстинктом самосохранения, сопровождаемое чувством тревоги и страха исторически являющиеся главной движущей силой к познанию окружающего мира, общества и самого себя. Самообучающая функция организма человека ответственна за накопление опыта обеспечивающего функционирование этого организма. Используя накопленные знания умения и навыки, человек преобразует окружающую его действительность и тем самым расширяет свои жизнеобеспечивающие возможности необходимые для его существования в природе и в обществе. Все дети с рождения обладают способностью и естественной потребностью учиться - самообучаться. Но вопреки этому существующая педагогическая система с устаревшей авторитарной идеологией, методиками и организацией учебного процесса умудряется убить у многих учащихся естественную потребность в образовании.

Естественное образование – это развитие идущее изнутри человека – самообразование - процесс учения.

Главную роль развития учащегося играет его личностная система управления познавательной деятельностью. Для этого

Во-первых, для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и учащимися,
даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала в виде:

· Баллом "5" оценивается ответ, показывающий глубокое понимание изученного материала.

· Баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала.

· Баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала.

· Баллом "2" оценивается ответ, обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала.

· Баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.

Причем правильный ответ лишь подразумевается, так как учащийся может, неверно восприняв материал, истолковать его как правильный. Поэтому контроль правильности воспринятого материала и дальнейшее становление учащихся на путь истины оставляем за педагогом. В этом плане возникает вопрос - «Как оценивать выполнение творческих заданий, например решение задачи?» Оценивать надо так же, но выполненные творческие задания нужно проверять во время корректирования знаний и умений определять правильность выполненного задания и по возможности не снижать оценку за не правильно выполненное задание.

Во-вторых, учебный материал (домашнее задание) разбиваем на части, на логические порции в соответствии с этапами формирования понятия (от 3 до 6). Домашнее задание, в виде частей нового учебного материала, записываем перед его объяснением. Практика показывает, что когда материал преподносится в виде конкретных структурных логических блоков, то появляется возможность значительно улучшить усвоение учащимися изучаемого материала при одновременном снижении нагрузки на них. В таком блоке, как правило, выделяется ведущая мысль, которая и показывается учащимся. Разбиение материала на блоки обостряет внимание учащихся во время объяснения нового. Учащиеся легче схватывают основную мысль, работают спокойно, подробно уясняют детали нового материала. Изучение материала блоками значительно упрощает ученикам самооценку своих знаний и умений и делает её конкретной и достоверной. Поскольку за усвоение каждого блока учащиеся будут выставлять себе оценку. Педагог в свою очередь будет видеть, какую порцию учебного материала и как её усвоил каждый учащийся.

Поэтому объяснение нового материала учителем выступает для учащихся пояснением выполнения домашнего задания. Тем самым автоматически стимулируется самообразование учащихся. Усвоение каждой части учебного материала или выполнение каких-то задач учащимися предлагаем оценивать ими по пятибалльной системе, а округленная средняя арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний учащегося конкретного учебного материала. Это оценка, на которую учащийся претендует и обязуется её защитить, если ему предоставят такую возможность. Тем самым стимулируем и практически вводим самооценку.

В-третьих, выдвигаются некие санкции.

Например, в случае значительного завышения самооценки, учащемуся предлагается на ближайшем занятии защитить одну-две предыдущие самооценки, или эта оценка в журнал вовсе не выставляется - что ещё более не желательно для учащегося и т.д.

Наряду со снижением оценки очень важно поощрять учащихся, в особенности "слабых", отмечая их успехи перед классом-аудиторией. Когда учащегося поддерживают, ободряют, говорят: «Мы в тебя верим, ты способный, ты мыслящий, талантливый, ты сильный, ты сможешь преодолеть себя, ты сможешь себя заставить, ты добьешься …, ты будешь лучшим», тем самым программируем его эффективную дальнейшую учебную деятельность. Естественно создаваемый сценарий взращивания победителя должен систематически развивать способности и упорство этого учащегося в преодолении учебных и жизненных трудностей.

При этом педагог должен следить за равномерной частотой защиты учащимися самооценок и чаще приглашать защищать свою оценку тех учащихся, которые по недобросовестности имели случаи значительного завышения самооценки. Ряду добросовестных учащихся можно предоставить полное доверие в этом вопросе и как показывает практика, это полностью оправдывается. Причём добросовестность учащихся не зависит от их успеваемости, это могут быть и отличники и слабоуспевающие.

Такие мероприятия позволяют поддерживать самооценки учащихся, а для учителя обратную связь на достаточно высоко достоверном уровне.

Для того чтобы у учащихся не было пробелов в знаниях и умениях, для этого у каждого учащегося на каждом занятии в журнале должна стоять его опосредованная самооценка за конкретное понятие. Если в какой-то клетке журнала оценки нет, или стоит весьма низкая оценка, то это является сигналом педагогу и учащемуся о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного учащегося.

Поскольку самооценка знаний, умений производится на каждом уроке, то выдвигается стимул для учащихся по ликвидации прогулов, а значит и пробелов в знаниях. А именно: за четверть, за полугодие (семестр) учащиеся выставляют себе округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных занятий в четверти или полугодии (семестре) по данному предмету. В этом случае сами учащиеся просчитывают свою итоговую оценку и прилагают максимум усилий, чтобы ликвидировать допущенные пробелы в знаниях и умениях и стараются не допускать прогулы на данные предметы даже по уважительным причинам. Просят принять зачёт по пропущенному материалу с целью, чтобы не было пробелов в знаниях, и чтобы итоговая оценка была высокой.

В традиционной системе обучения, когда учитель ведёт опрос, проверяет знания, то естественно, своё не знание ученик старается спрятать, скрыть. В нашей технологии учебного процесса ученик старается сам ликвидировать своё не знание, свои ошибки. Задаёт вопросы учителю, спрашивает у учащихся, то есть сам проявляет инициативу. Учащиеся понимают, страшна не сама ошибка, а её припрятанность, которая может проявится на итоговом контроле. Ошибки естественны в учебном процессе это средство обучения. На ошибках учится всё человечество. Поэтому сами ученики стараются уточнить, понять, выяснить либо с помощью одноклассников, либо с помощью учителя то, что им не далось в самостоятельной домашней работе скрывать пробелы в знаниях и умениях им просто не выгодно. Тем более, что в будущем им предстоит отчитываться либо на тематической, либо на итоговой проверке знаний и умений.

Тщательно выверенные на большом учебном материале данные практической педагогической работы в этой системе учения показали, что активное включение ученика в анализ и оценку своей учебной деятельности формируют у него добросовестное отношение к самообучению к достоверности выставления самооценки своих знаний и умений. Систематическая самооценка знаний и умений имеет большое воспитательное значение для учащихся, воспитывает у них такие важнейшие личностные качества, как самокритичность и требовательность к себе, дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку, выполнять своевременно и добросовестно задания. У учащихся начинает эффективно функционировать двуединая система управления внутри одной личности это контролирующая и исполнительная система являющиеся одновременно формированием механизма самосознания самоконтроля и самооценки. Самоконтроль учащихся придаёт им самоуверенность в своих силах. Наличие навыков самоконтроля говорит о высоком уровне самостоятельности.

Ученик, получающий неудовлетворительную оценку в традиционном обучении, воспринимает это как наказание, а всякое наказание не оказывает положительного воздействия на учебную деятельность и взаимоотношения с учителем. Выставление себе самому не удовлетворительной оценки не является для ученика формой наказания, а выступает лишь сигналом для учителя о своей не достаточно успешной учебной работе на данном этапе и предполагает продолжение сотрудничества с педагогом по данной теме.

Во время учебного процесса проводящегося на основе демократической идеологии сотрудничества автоматически создаётся спокойная обстановка, доброжелательности и взаимопомощи, появляется чувство коллективизма являющиеся слагаемыми эффективности обучения. Обратная связь на основе самооценок знаний и умений, учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени позволяют, как самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу позволяет своевременно оказывать помощь учащимся.

Данная технология создаёт у учащихся мотивацию систематически повышать качество своего образования, в результате практически внедряется в жизнь концепция непрерывного образования. Чем чаще тот или иной ученик участвует в самооценке различных видов заданий, тем лучше он усваивает программный материал. Учащиеся раскованны, не чувствуют никакого страха в ожидании вызова, поскольку независимы от оценочного произвола учителя, они знают что ту оценку которую себе поставили её уверено защитят, поэтому работают активно и с удовольствием, внимание педагога доброжелательно сосредоточено на исправлении ошибок и промахов учеников, на стимулировании их удач, в усвоении учебного материала. На таком занятии сотрудничества, учащиеся овладевают саморегуляцией своей учебной деятельности у всех всё получается, все всё понимают рождается чувство успеха в учении.

Когда успех становится в некоторой степени устойчивым, постоянным в той или иной мере, начинается своего рода «цепная реакция», высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности учащихся в силу вполне естественного стремления избегания неудачи, у них меняется уровень самооценки, самоуважения, степень внутреннего и внешнего признания их достижений даже самых незначительных. Заметно улучшилась дисциплина, на занятиях прекратилась болтливость бывших так называемых «слабых» повысилась внимание, сосредоточенность учащихся.

Естественно полагать, что предложенный способ включения ученика в процесс анализа и оценки собственной работы не означает исключение из этого процесса педагога. У педагога всегда остаётся возможность регулировать величину как текущих, так и итоговых оценок. Но педагогическая оценка при этом условии поступает к учащимся не извне, они сами активно участвуют в процессе самооценки. Успех в труде учащихся – показатель успешности учительского труда, основа становления личности учащегося, это его внутренний комфорт, его радостный настрой, основа взаимопонимания между педагогом и учащимися, основа положительной мотивации к учению. Появляется желание у учащихся решать все более и более трудные учебные задачи.

Именно на это и настроена наша организация учебного процесса. За счёт повышения КПД учебного процесса учебная программа предмета усваивается учащимися гораздо быстрее. Поэтому появляется дополнительное время на последующее повторение, обобщение, решение творческих задач и конечно на корректирование знаний и умений учащихся.

Результат введения данной идеологии и организации обучения превосходит все ожидания её эффективности. Педагогу как бы открывается третий глаз, он видит гораздо больше в реальной картине познавательного процесса учащихся и открывающихся конкретных проблем более высокого порядка для его педагогической деятельности. Наряду с высоким качеством формирования знаний, умений и навыков, автоматически формируются у учащихся организационная, коммуникативная, волевая и мотивационная компоненты. Происходит самопроизвольный переход от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения. Практически создаётся отход ориентации образования от усредненного ученика к индивидуализированному подходу к каждому учащемуся. Тем самым, создаётся абсолютно бесконфликтная высокоэффективная организация учебного процесса, достигающая благоприятное соотношение между коммуникативной деятельностью учащегося и педагога, обеспечивающая эффективность деятельности каждого учащегося, что является главным при определении объема и качества, решаемых на уроках учебно-воспитательных задач.

В описанной технологии учебного процесса наглядно проявляется ведущая тенденция развития образования, заключающаяся в том, что усвоение программного материала из цели обучения становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Причины неуспеваемости учащихся: слабое развитие интеллекта, особенности высшей нервной системы, отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение, пробелы в знаниях, не развиты навыки учебного труда, отрицательное влияние внешкольной среды (семьи, сверстников), недостатки воспитательного влияния педколлектива и класса.

Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, преподаватель, родители.

Ученик должен уметь четко представлять зрительный облик слова, поэтому главным помощником в обретении этого умения является чтение. Ученикам 9-11 классов необходимо ежедневно читать до 10 страниц печатного текста.

Ведите специальный рукописный справочник с опорными схемами, таблицами, конспектами. Записывайте или подчеркивайте примеры разными цветами. Выделенное цветом лучше запоминается.

Регулярно работайте с лингвистическими словарями, пусть они станут для вас настольными книгами.

Систематически и качественно выполняйте заданные учителем на дом задания: они способствуют закреплению знаний, умений и развивают орфографическую и пунктуационную грамотность.

От семантики – к грамматике. Осмысливайте, сопоставляйте, учитесь анализировать, синтезировать, устанавливать закономерности, выстраивать ассоциативные ряды, заставляя работать образную память.

Интенсивная работа мысли и силы воли – необходимое условие повышения качества успеваемости.
Регулярно посещайте дополнительные занятия по совершенствованию знаний, умений и навыков. Не отказывайтесь от услуг репетиторства.

На уроках учителя используют контрольно-измерительные материалы по подготовке к ЕГЭ предыдущих лет, а также демонстрационные материалы 2009 года. Просматривается практическая направленность работы учителей: выработать прочные ЗУН с целью подготовки учащихся к ЕГЭ. Проводится текущая проверка знаний в форме тестового опроса. Но используются задания в основном двух уровней сложности (типа А и В материалов ЕГЭ), исходя из учебных возможностей большинства учащихся класса. На уроке обществознания учащиеся учатся писать эссе, отвечая на проблемный вопрос, виды деятельности и формы заданий на уроке английского языка соответствуют требованиям экзаменационных билетов, на уроках истории России используются тестовые задания, на уроках всеобщей истории учащиеся готовятся к устным ответам на вопросы билетов, для чего ведется работа по развитию речи, учащиеся дают аргументированные ответы, выражают собственное мнение, основанное на фактах. Таким образом, содержание учебного материала уроков, организация самостоятельной деятельности учащихся, оптимальное сочетание форм организации познавательной деятельности учащихся, текущий и итоговый контроль ЗУН учащихся – все это способствует формированию прочных ЗУН, подготовке к экзаменам.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к протоколу №4

Докладчик: Вардашева Т.Н.

Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.



Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что такие учащиеся в школах существуют. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Я хотела бы остановиться на работе с отстающими учащимися по русскому языку.
В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Неуспеваемость учащихся порождается многочисленными и разнообразными причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием которых является неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия всех учителей. Предупреждение неуспеваемости осуществляется постановкой занятий в целом.
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся. Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики. Например, небольшая карточка из дидактического материала.
В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают большие трудности в работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя и на уроке, и вне занятий. Только при этом условии такие учащиеся могут ликвидировать пробелы в знаниях и подняться до уровня всего класса.
Первое, с чего начинается индивидуальная работа, - это изучение учащихся, пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических особенностей и т. д.
Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи медлительны в работе.
У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих - моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие дисциплиной умственного труда. Это проявляется и во время изложения или повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной работы. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов, необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется, неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего, постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.
Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых исключительных случаях.
Такие группы должны быть небольшими по количеству занимающихся в них учащихся. Это, в основном, те учащиеся, которые пропустили занятия по какой – либо причине или тот, кому что – нибудь непонятно.
Как я организую индивидуальную работу с учащимися?
Прежде всего, стараюсь выявить слабые и сильные стороны каждого ученика, веду учёт, какие ученики в чём отстают, на какое правило делают ошибки.
При выполнении письменных упражнений, при проверке домашних заданий особое внимание уделяю отстающим: даю им индивидуальные задания, работаю с каждым учеником по допущенным ошибкам. При разборе ошибок главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у многих учеников в контрольных диктантах. Эти ошибки разбираем в классе.
Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Для учёта ошибок по русскому языку завожу специальную тетрадь, в которой отводится страница, где фиксируется тема урока (которая детям трудно даётся и ставится + или – около каждой фамилией).Установив, какие ошибки допускает тот или иной ученик, даю задание по учебнику или по карточке на данное правило. После каждого контрольного диктанта слова на те правила, которые учащимися уже усвоены, в его карточке вычёркиваются, а новые слова, в правописании которых в диктанте допущены ошибки, вносятся в карточку. Ценным в этой форме организации индивидуальной домашней работы учащихся по русскому языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой работе также не является трудоёмкой для учителя. В своей работе я применяю и индивидуальные карточки. Индивидуальная дополнительная работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а учителю – проверять.
Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 контрольных диктантов с их объяснением. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова, в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с ошибками.
Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны. При подготовке к уроку я намечаю, кому из учащихся во время опроса дать для подготовки больше времени, а кому – поменьше, кого спросить у стола, у доски, кому дать карточку.
При опросе 1 ученика делаю упор на практическую часть материала, на умение применять правило, от другого требую разъяснения смысла правила, от 3 – добиться чёткого, последовательного пересказа по плану. В качестве дополнительного материала 1 – разбор по составу, 2 – объяснение правописания слов, 3 – склонение или спряжение слов.
Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним учащимся обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю тоже с учётом их индивидуальных особенностей.
Если учащийся отличается неустойчивостью внимания, т. е. невнимательный, к нему я обращаюсь с вопросами, привлекаю его к анализу примеров, предлагаю повторить соответствующие положение, учащимся, которые запоминают материал механически, предлагаю подобрать свои примеры, объяснить орфограммы или знаки препинания, пересказать правило своими словами.
В качестве дидактического материала во время изложения использую примеры, в которых учащиеся допустили ошибки в письменных работах.
Усвоение правописания – сложный процесс. Пути овладения орфографией многообразны. Они вытекают не только из специфики учебного материала, но и из психологических особенностей детей. Учитель должен учитывать эти особенности и, прежде всего, все виды памяти учащихся.
Практически это означает, что в процессе объяснения учитель должен сочетать слово с наглядностью, рассказ с элементами беседы, анализ примеров, записанных на доске, с разбором примеров, подобранных учащимися, т. к. память у детей разная: зрительная, слуховая, моторная. Закрепление орфографического материала – один из наиболее ответственных этапов урока.
Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя классную или домашнюю работу, учащиеся обычно воспринимают орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не удивительно поэтому, что даже учащиеся успевающие допускают ошибки в слуховых диктантах на данное правило. Объясняется это просто: в процессе работы над материалом учащиеся были ориентированы на зрительное и моторное восприятие орфограмм, а во время диктанта – на слуховое, то есть на тот вид памяти, который в работе над материалом не участвовал. Отсюда видно: работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти учащихся. С этой целью я практикую предварительное проговаривание отдельных слов (слов с непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными, и др.) Провожу предупредительные, объяснительные диктанты.
Индивидуальный подход к учащимся осуществляю и при подготовке к контрольной работе. Подготовку к диктанту я начинаю за несколько дней до его проведения. Перед диктантом сообщаю, что нужно конкретно повторить. Даю для запоминания слова, которые трудны и могут встретиться в диктанте, провожу тренировку в постановке знаков препинания, разбираем слова по составу. Когда диктанты написаны, учащиеся их проверяют. Проверку проводят целенаправленно, под моим руководством. Например, предлагаю им сначала найти и проверить написание всех, имён существительных, затем найти прилагательных и глаголы. После такой проверки ещё раз читают текст и сдают тетради. Иногда, когда работы сданы, спрашиваю, что показалось наиболее трудным. Затем записываю трудные орфограммы на доску. По свежим следам правильные написания лучше закрепляются в памяти учащихся.
К индивидуальной работе с учащимися я приступаю с самого начала учебного года. А занятия после уроков провожу только тогда, когда ученик много пропустил или не понял материала. Если же ученик недобросовестно отнёсся к выполнению задания, от такого требую вторичного его выполнения, иногда оставляю после уроков. В остальных случаях работу провожу индивидуально с каждым отстающим учащимся. Практикую ведение тетрадей для дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в тетрадь ученика карточку с заданием. Не следует давать сразу несколько карточек – чтобы не обременять учащихся работой. Учащиеся охотно работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за контрольные работы.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ» УЧЕНИКАМИ


1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.
4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.
6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.
7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получите и результат обучения.
8. Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.
9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к «слабым», и пусть продолжается учеба.

1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.


Как ликвидировать пробелы в знаниях.

Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд, следующие:

1) отставание в умственном развитии от своих сверстников;

2) невнимательность па уроках, непонимание до конца излагаемого материала;

3) большое количество пропусков по болезни;

4) мастерство учителя - преподавателя и педагога;

5) перегрузка домашним заданием.

О двух последних причинах достаточно сказано в педагогической литературе. Поэтому остановлюсь только на первых трех причинах неуспеваемости учащихся.

Отставание в умственном развитии от своих сверстников. К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием или со слабым умственным развитием. Что скрывать, с такими детьми приходится работать и обыкновенном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение по отношению к этим детям.

Предлагаю несколько методических приемов.

1) Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся - это карточки, перфокарты и т.д. Но при такой форме опроса необходимо дать еще ряд карточек и другим учащимся (задания, естественно, дифференцированные), чтобы у класса создалось впечатление, что проверяется по теме целая группа ребят.

2) Хороший стимулятор в работе с такими учащимися - коллективный урок в сменяющихся парах.

3) Помогают в работе с такими учащимися карточки взаимного контроля, который может быть проведен и по теоретическим вопросам, и по практической части. Например, для проверки умений и навыков работы с обыкновенными дробями класс разбивается на пять групп. Одна группа проверяет умение складывать, другая - вычитать, третья - умножать, четвертая - делить, пятая - решать примеры на все действия с дробями. Каждый учащийся группы получает от учителя карточку с заданием и контрольную карточку, в которой указываются фамилия ученика, номер его группы и его оценка за выполнение задания. Для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется решение заданий. Затем каждый ученик обязан проверить умение решать задание его карточки у четверых человек - у одного учащегося каждой из оставшихся групп (с учетом, чтобы фамилии не повторялись) - и оценить их знания.

Итак, каждый ученик получает по пять оценок - одну у учителя и четыре у товарищей. Заполненные контрольные карточки сдаются учителю, и результаты сводятся в общую ведомость для обзора,

4) Эффективна «цепочная» отработка практических навыков при изучении нового материала. Суть ее заключается в том, что решение новых примеров комментируется учениками по цепочке. При этом исправлять решение имеет право только учитель.

Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала. Одна из проверенных форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения эти темы.

Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующие формы работы с ними.

1) Парные диалоги с целью проверки теоретических знаний. В начале урока в течение пяти-семи минут учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знание изученного теоретического материала. Они отвечают на поставленные товарищем вопросы, исправляют друг друга и оценивают.

2) Коллективный контрольный урок в сменяющихся парах. Перед таким уроком дома учащиеся готовят карточки с заданием для товарищей по данной теме. Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. В классе каждый учащийся решает задания по карточкам товарищей, а те его проверяют и оценивают. При этом ставится цель - «обойти» как можно больше одноклассников.

3) Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные (по силе) группы. Работа ведется методом обсуждения. Если задания у группы одинаковые, то можно в конце урока провести общую консультацию по решению упражнений. Если задания разные, то для самопроверки учитель должен дать контрольную карту. В конце урока в группе обсуждается участие в работе каждого ученика и ему выставляется соответствующая оценка.

4) При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради.

Если отрабатываются сложные темы типа «Решение примеров с дробями на все действия». «Алгебраические преобразования дробных выражений», учащиеся оставляют широкие поля для рецензии ошибок. Если задание не получается, учащийся ставит знак вопроса, а учитель решает это задание прямо в тетради ученика. Эти работы проверяются ежедневно и у каждого ученика.

Большое количество пропусков по болезни. В данном случае необходимы послеурочные консультации.

Но я в обязательном порядке использую метод «контрольных карт». После болезни ученик получает контрольную карту с вопросами и заданиями по пропущенной теме. Кто-нибудь из товарищей обязательно согласится помочь ему ответить на теоретические вопросы и решить практические задания. Контрольная карта вывешивается в классе для того, чтобы все ребята видели, что пробел в знаниях их товарища ликвидирован.

Вообще бороться с пробелами и ребячьей ленью помогает наглядный графический учет знаний учащихся. И еще класс - должен быть единым рабочим коллективом, а не сборищем индивидуумов, болеющих только за свои личный успех.