Мечети мира. Самые знаменитые мечети мира

Мечети – это не только поразительной красоты памятники архитектуры, оставленные в наследство предками, они играют важную религиозную, социальную и культурную роль в мусульманском мире. Самые большие мечети в мире – предлагаем читателям ознакомиться с поражающими воображение своими размерами и величием религиозными сооружениями последователей ислама.

Вместительность 25 тыс. человек

На 10 месте среди самых больших мечетей в мире находится, или Джами-Масджид. Началось возведение здания во время правления Шаха Джахана I, падишаха империи Великих Моголов. Его имя вошло в историю благодаря возведению по приказу Джахана великолепного мавзолея-мечети Тадж-Махала.

Строительство Соборной мечети было закончено в 1656 году. Одновременно она может вместить около 25 тысяч человек.

Вместительность 40 тыс. человек

(Объединенные Арабские Эмираты) занимает 9 место среди самых больших мечетей в мире. Славится она не только своими размерами, но и потрясающей красотой. Она является одним из главных украшений города Абу-Даби. Одновременно в ней может находиться около 40 тысяч человек.

Мечеть поражает своим внутренним убранством: для украшения зданий использовался цветной мрамор и полудрагоценные камни. Кроме того, здесь находится самая большая и роскошная люстра в мире.

Площадь мечети – 22 тысячи кв. метров.

Мечеть Аль-Салех Вместительность 44 тыс. человек

Восьмое место среди самых больших мечетей в мире принадлежит мечети Аль-Салех , расположенной в Йемене. Официальное открытие главной достопримечательности страны состоялось в 2008 году. Строительство мечети финансировалось президентом Йемена. Обошлась она стране в огромную сумму – 60 млн долларов.

Мечеть Аль-Салех – это современное здание, в котором разместились учебные классы и несколько библиотек. В главном зале могут поместиться до 44 тысяч человек.

Мечеть Бадшахи Вместительность 60 тыс. человек

Расположенная в пакистанском городе Лахоре занимает 7 место в списке самых больших религиозных сооружений мусульманского мира. Она была построена в середине XVII века по приказу последнего правителя из династии Великих Моголов. Одновременно в мечети может находиться до 60 тысяч человек.

Мавзолей Имама Резы Вместительность 100 тыс. человек

Шестое место среди самых больших мечетей в мире занимает архитектурно-религиозный комплекс . Расположен он в Иране, в городе Мешхед. Включает в себя усыпальницу имама, а также другие гробницы почитаемых религиозных деятелей ислама, мечеть, кладбище, библиотеку и музей. Мавзолей – главная туристическая достопримечательность Ирана, которую ежегодно посещают до 20 миллионов посетителей.

Когда в 818 году имам Реза, имевший большую популярность в народе, был убит, его похоронили рядом с гробницей великого Харун ар-Рашида. Вскоре вокруг усыпальницы вырос город Мешхед. Строительство комплекса началось в XIII веке, во времена правления династии Тимуридов. Первая мечеть на месте захоронения имама был построен в XI веке, но вскоре его разрушили.

Площадь комплекса – около 331 тысячи кв. метров. Вмещает мавзолей 100 тысяч человек.

Вместительность 105 тыс. человек

– на 5 месте среди самых больших религиозных сооружений мусульманского мира. Расположенная в городе Касабланка мечеть Хассана Второго поражает не только своими огромными размерами, но красотой – прямо из огромного стеклянного зала храма открывается великолепный вид на Атлантический океан. Вмещает мечеть 105 тысяч человек.

Площадь храма – около 9 га.

Интересный факт : все 800 млн долларов, потраченных на строительство мечети – это добровольные пожертвования.

Мечеть Независимости Вместительность 120 тыс. человек

Мечеть Независимости или Истикляль , расположенная в Индонезии в городе Джакарте, занимает 4 место среди самых больших мечетей в мире. Когда страна приобрела независимость в 1949 году, это великое событие было решено увековечить постройкой самого большого религиозного сооружения в Юго-Восточной Азии. Строительство мечети началось в 1961 году. Вмещает храм около 120 тысяч посетителей одновременно.

Площадь мечети – 10 га.

Мечеть Фейсала Вместительность 300 тыс. человек

Третье место среди самых больших мечетей в мире принадлежит мечети Фейсала , расположенной в Исламабаде. Финансировалось ее строительство правительством Саудовской Аравии. Расположено здание мечети в живописной местности. Примечательно, что ее конструкция сильно отличается от традиционной архитектуры мусульманских храмов. Больше всего по форме здание напоминает палатку бедуина-кочевника. Дизайн мечети во время ее возведения вызывал большое недовольство, но после окончания строительства критики признали, что были неправы. Вмещает мечеть Фейсала примерно 300 тысяч человек.

Площадь мечети – 5 тысяч кв. метров.

Мечеть пророка Вместительность 1 млн человек

Вторая по величине и своей значимости для верующих мечеть в мире находится в Медине. Это , или Масджид ан-Набави. Принято считать, что строительство храма началось в 622 году, и в нем принимал участие сам пророк Мухаммад. Он погребен под Зеленым куполом. В обычное время мечеть пророка вмещает около 600 тысяч человек. Во время паломничества в ней можно разместить до 1 миллиона верующих.

Площадь мечети – около 400 тысяч кв. метров.

Вместительность 2 млн человек

На первом месте среди самых больших мечетей в мире находится , по-другому называемая Аль-Харам. Расположена она в Мекке, в Саудовской Аравии. Здесь хранится главная ценность мусульманского мира – Кааба. По преданиям, первыми строителями этой реликвии были небесные ангелы. Впервые мечеть упоминается в 638 году. Что касается современного храма, то о нем известно с 1570 года. За долгие столетия своего существования главная мечеть последователей ислама неоднократно перестраивалась, чтобы вместить как можно больше посетителей. Сейчас Запретная мечеть может вместить около 1 миллиона человек. Если принимать в расчет и прилегающие к храму территории, то количество посетителей мечети может достигать более 2 миллионов человек.

Площадь религиозного комплекса – 357 тысяч кв. метров, но нужно учитывать, что мечеть постоянно расширяется.

Мечети – это не только места для успокоения души и сердца любого мусульманина, а также бесподобные по своей красоте памятники архитектуры. Мечети играют очень важную роль в жизни мусульман:религиозной, социальной, культурной. В данной статье предлагаем Вам увидеть ТОП 10 самых больших мечетей в мире, которые поражают воображение и позволяют открыть что-то новое для себя из жизни мусульманского народа.

Вместительность 25 тыс. человек

10 место в нашем рейтинге занимает Соборная мечеть Дели или Джами-Масджид. Джами-Масджид - самая главная и самая большая мечеть в Индии. Её строительство началось в 1650 году во времена правления Шаха Джахана I, падишаха империи Великих Моголов. Окончательное завершение работ было зарегистрировано в 1656 году. Над строительством мечети трудились свыше 5000 человек. Внутренний двор мечети вмещает в себя до 25 тысяч верующих мусульман.

9 Вместительность 40 тыс. человек

На 9 месте расположилась Мечеть шейха Зайда в Абу-Даби (ОАЭ). Это одно из самых молодых строений для верующих. Строительство белоснежной красавицы длилось 11 лет. Она известна всему миру не только своими впечатляющими размерами, но и своей нис чем не сравнимой красотой. Мечеть поражает своим уранством: полудрагоценные камни,разноцветный мрамор. Славится эта мечеть ещё и тем, что в ней находится самый большой в мире ковёр и самая большая и роскошная люстра. На территории мечети может одновременно разместиться 40 тысяч человек.

8 Мечеть Аль-Салех Вместительность 44 тыс. человек

На 8 месте "Нациоальное чудо" Йемена - мечеть Аль-Салех. Открытие главной достопримечательности Йемена состоялось в ноябре 2008 года. Строительство мечети большей частью было профинансировано президентом страны Али-Абдула Салех. На террирории мечети есть современное 3-х этажное здание в котором есть школа, где изучают Коран и большая библиотека. Также стоит отметить, что мечеть оснащена современной системой кондиционирования воздуха, звуковой системой, а также очень сложной схемой освещения, которая позволяет особым образом освещать мечеть всю ночь. Вместимость территории главного зала - 44 тысячи верующих человек.

7 Мечеть Бадшахи Вместительность 60 тыс. человек

На 7 месте мечеть Бадшахи. Расположилась она в Пакистане, в прекрасном городе Лахор. Возведена она была в 17 веке. А в 18 веке мечеть была практически рарушена, и в таком состоянии она простояла до середины 19 века. За это время она была использована как оборонительное сооружение, в качестве складского помещения, казармой, и даже как конюшня. За реставрацию прекрасной некогда мечети появилась возможность приняться лишь в 1947 году, в тот год когда Пакистан был признан независимым государством. Территория мечети может вместить до 60 тысяч человек.

6 Мавзолей Имама Резы Вместительность 100 тыс. человек

6 место занимает одна из главнейших святынь - мавзолей Имама Резы. Он расположен он в Иране, в городе Мешхед. На территории святыни находится гробница имама, мечети, минареты, музей и библиотека. Ежегодно главную достопримечательность Ирана посещают 15-20 миллионов посетителей. И это неудивительно, т.к. мавзолей является шедевром иранского искусства. Возведение комплекса началось ещё в 14 веке, во времена правления династии Тимуридов. Завершили строительство в 19 веке. Площадь комплекса занимает примерно 331 тысячи кв. метров. Вмещает мавзолей 100 тысяч человек.

5 Вместительность 105 тыс. человек

5 место принадлежит великой мечети Хасана Второго. Эта мечеть расположена на берегу Атлантического океана в прекрасном городе Марокко - Касабланке. Строительство мечети длилось 13 лет. Открытие состоялось в августе 1993 года. Над данным соружением трудились около 20000 тысяч людей самых различных направлений:от простых ремесленников до художников, инженеров и строителей. Это одно из самых красивейших и грандиозных сооружений человечества. Мечеть Хасана Второго поражает своей красотой, величием, богатством, масштабностью, а также технологичными новшествами. В этот храм красоты и величия может войти любой желающий. Большая территория может вместить в себя более 105 тысяч человек. Площадь храма – около 9 гектаров.

4 Мечеть Независимости Вместительность 120 тыс. человек

4 место занимает Мечеть Независимости или Истикляль. Данная мечеть была построена в честь обретения Индонезией независимости от Нидерландов. "Истикляль" в переводе с арабского означает "назависимость". Территориально она находится в Джакарте, и является самой большой в Юго-Востоной Азии. Строительство мечети началось в 1961 году и продлилось вплоть до 1978 года. На данный момент мечеть Истикляль является центральным местом духовной, культурной и научной жизни страны, где часто проводятся различные мероприятия, семинары, конференции. Территория храма позволяет принять около 120 тысяч посетителей одновременно. Площадь мечети – 10 гектаров.

3 Мечеть Фейсала Вместительность 300 тыс. человек

3 место принадлежит мечети Фейсала, расположенной в столице Пакистана- Исламабаде. Данная обитель получила своё название в честь короля Фейсала. Именно король Фейсал поспособствовал её строительству. Мечеть расположена в живописной местности: рядом холмы Марголла Хилс и Гималаи. Стоит отметить архитектуру мечети Фесала, ведь она не похожа на традиционные мечети ислама. Она по своей форме напоминает палатку бедуина-кочевника. Изначально дизайнерское решение не вызвало восторга, и лишь по окончанию строительства, люди критиковавшие данный объект признались в том, что были не правы. Территория мечети расположена на 5000 квадратных метрах и позволяет вместить примерно 300 тысяч человек.

2 Мечеть пророка Вместительность 1 млн человек

2 место занимает Медина. Находится она в Саудовской Аравии. Это мечеть пророка Муххамада, или Масджид ан-Набави. Строительство храма началось в 622 году, и в его строительстве принимал участие сам пророк Мухаммад. После смерти его погребли под Зелёным куполом. Медина играет важную социальную роль в жизни мусульман. Это место общественного и просветительского назначения, ведь именно здесь решаются бытовые, финансовые и политические проблемы страны. Территория храма насчитывает 400 тысяч квадратных метров и в вмещает в обычное время около 600 тысяч мусульман, а во время паломничества 1 миллион верующих.

1 Вместительность 2 млн человек

Итак, на первом месте среди самых больших мечетей в мире находится Запретная мечеть или мечеть Аль-Харам. Также как и мечеть Медина, она находится в Саудовской Аравии. Это самый первый и самый древний храм, построенный для верующих, чтобы служить Всевышнему. По преданиям, первыми строителями этой реликвии были небесные ангелы. Со времени основания в 638 году мечеть не раз меняла свой внешний вид, всё время достраивалась и перестраивалась. На данный момент это самое величественное сооружение, которое вмещает в себя главную ценность мусульман -Кааб, минареты, специальные помещения для молитв и омовений. Помимо всех перечисленных ценностей мечети, на её территории расположены различные технологичные блага, такие как эскалаторы, кондиционеры, сложное электрическое освещение. Территория религиозного комплекса расположена на 357 тысячах квадратных километров и может вместить в себя более 700 тысяч человек. Если задействовать ещё и прилегающие территории к храму, то вместимость верующих увеличится до 2-х миллионов.


Мечеть ‒ священное место для всех мусульман, место для молитв и душевного очищения. По мере распространения ислама красивые мечети появляются во всём мире. Они удивительны не только внешне, но и интерьер их поражает своей красотой. Предлагаем обзор самых фантастических мечетей в мире.




Мечеть аль-Харам (Заповедная мечеть) расположена в Мекке. Это самая большая мечеть в мире, окружающая одну больших святынь в исламе ‒ Каабу. Площадь здания 400800 квадратных метров, включая внутренние и внешние места для молитв. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа. Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. В трёх углах сооружения возвышаются три пары минаретов, обозначая входы в мечеть. Четвёртый и пятый углы соединены крытой галереей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Не забыты и современные новшества - там есть и 7 эскалаторов и кондиционеры.




Масджид ан-Набави ‒ вторая святыня в исламе, которую ещё называют мечетью пророка, поскольку её построил пророк Мухаммед. По размеру она тоже занимает второе место после мечети аль-Харам. В центре мечети расположен Зелёный купол, где находится могила пророка. Первый купол над могилой построили в 1279 году, после чего много раз реконструировали, а в 1837 его покрасили в зелёный цвет, таким он остался и поныне. Планировка именно этой мечети была принята как канон для других мечетей во всем мире. В сооружении были заложены основные элементы композиции колонной мечети: открытый прямоугольный двор и прототип будущего колонного зала, ориентированного первоначально к Иерусалиму, а позднее - к Мекке. Главный молитвенный зал занимает весь первый этаж. Мечеть способна вместить в себя до 500 тысяч верующих. В мечети 10 минаретов, высота каждого 105 м.



Большая мечеть Шейха Зайеда – настоящий шедевр архитектурного искусства, это одна из самых больших мечетей в мире. На её строительство было потрачено примерно $545 миллионов и понадобилось 12 лет, на протяжении которых над воплощением грандиозного проекта трудилось 3500 рабочих из 38 компаний мира. Она способна вместить до 41 000 молящихся. Мечеть украшена 82 куполами, тысячей колонн, люстрами, позолоченными сусальным золотом, и самым большим в мире ковром ручной работы. Главный молельный зал освещается одной из самых грандиозных люстр мира (10 метров в диаметре, 15 метров в высоту, масса 12 тонн). Окружающие мечеть сверкающие бассейны подчеркивают ее красоту. Днем здание блестит на солнце белым и золотым, а ночью оно залито искусственным светом.

4. Великая мечеть Хассана II, Касабланка (Марокко)



Великая мечеть Хассана II, построенная в 1993, расположена в марокканском городе Касабланка. Это самая большая мечеть в стране и седьмая по величине мечеть в мире. Её минарет самый высокий в мире ‒ 210 метров, выше пирамиды Хеопса. На верху минарета установлен лазер, свет от которого направлен на Мекку. Автор проекта ‒ французский архитектор Michel Pinseau. На строительство потрачено по приблизительным подсчётам 500-800 миллионов долларов. Здание стоит на выступе, омываемом Атлантическим океаном, через стеклянный пол можно рассмотреть морское дно. Мечеть рассчитана максимум на 105 тысяч совместно молящихся прихожан: 25 тысяч внутри и 80 тысяч снаружи.



Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина ‒ королевская мечеть, расположенная в столице Султаната Бруней. Она считается самой красивой мечетью в Тихоокеанском регионе, привлекая тысячи туристов. Здание построили в 1958 в искусственной лагуне на берегу реки Бруней, это яркий пример современной исламской архитектуры, объединивший могольский и итальянский стили. Невозможно оторвать взгляд от мраморных минаретов высотой 44 метра и золотых куполов, огромных внутренних дворов и роскошных садов с фонтанами. Мечеть окружена огромными садами, символизирующими рай. Интерьер не менее роскошен чем экстерьер: полы и стены выполнены из лучшего итальянского мрамора, витражи и люстры привезены из Британии, роскошные ковры сотканы в Саудовской Аравии и Бельгии, фантастическую мозаику из 3,5 миллионов кусочков привезли из Венеции.




Мечеть Захир расположена в столице малазийского штата Кедах. Это одна из самых старых и больших мечетей страны. Построенная ещё в 1912 она занимает территорию примерно 11500 квадратных метров. У мечети 5 больших куполов, символизирующих пять основных принципов ислама. Площадь её центрального зала 350 квадратных метров, он окружён верандами с мезонинами.




Мечеть Фейсал в Исламабаде ‒ самая большая мечеть в юго-восточной и южной Азии и четвёртая по величине мечеть в мире. Автор проекта ‒ турецкий архитектор Видат Далокай (Vidat Dalokay), который вместо традиционных куполов создал конструкцию, напоминающую бедуинскую палатку. Он победил в конкурсе, на котором было представлено 43 предложения из 17 стран. С четырёх сторон главного зала построены минареты высотой 90 метров. На входе в мечеть расположен небольшой внутренний двор с маленьким круглым водоёмом и фонтанами. По лестнице с левой стороны можно попасть в главный внутренний двор и пройти к другому большому водоёму с фонтанами. Внутри стены покрыты белым мрамором и украшены мозаикой, каллиграфией пакистанского художника Sadeqain и удивительными люстрами в турецком стиле. Молитвенный зал способен вместить 10000 верующих. Есть дополнительный зал для 24 000, ещё 40000 могут разместиться во внутреннем дворе.




Мечеть Тадж-ул, название которой переводится как «Венец мечетей, расположена в городе Бхопал в центральной Индии. Это одна из самых больших мечетей Азии. Строительство началось ещё во время правления могольского хана Бахадура Шах Зафара, потом продолжилась при его дочери. Но из-за нехватки средств строительство возобновилось только в 1971 и завершилось в 1985. Восточные ворота были реконструированы с использованием древних мотивов из 1250 сирийских мечетей при помощи кувейтского эмира, который так увековечил память о своей жене. Внутри мечети Тадж-ул оборудован большой внутренний двор с резервуаром для воды в центре.




Мечеть Бадшахи в пакистанском городе Лахоре построили в 1673 году. Это вторая по величине мечеть в стране и южной Азии и пятая по величине мечеть в мире. Она способна вместить 55000 верующих в главном зале и 95000 во внутреннем дворе. Главный зал делится на семь секций с помощью орнаментированных арок, поддерживаемых мощными колоннами, три из которых несут двойные купола, украшенные снаружи белым мрамором. Интерьер главного молитвенного зала богато украшен ажурным орнаментом, фресками и мрамором. Внешне мечеть украшена резным камнем, мраморными рисунками по красному песчанику.




Мечеть Султана Хуссейна, построенная ещё в 1928 году, до сих пор считается главным культовым сооружением Сингапура. Со времен завершения строительства она практически не изменилась, только в 1960 и 1993 провели некоторые реконструкции. Автор проекта – британский архитектор Дэнис Сэнтри. Площадь двухэтажной мечети 4100 квадратных метров, она рассчитана на 5000 верующих.
Культовые сооружения любой религии, символизирующие веру и надежду людей, всегда выглядят величественно и роскошно. Для их строительства выбирались самые лучшие места, пусть даже такие отдалённые . Чтобы прийти к Богу оказывается нужно приложить не только душевные, но и физические силы.

Подробнейший энциклопедический материал из первоисточника в предлагаемой публикации.

Знаменитые мечети - от главных в Мекке и Медине до модернистской мечети Хасана Второго в Касабланке - самом высоком культовом здании планеты, от каирских и стамбульских мечетей до мечети в Риме. Устройство мечети и ее роль в жизни мусульман. Истории из жизни Пророка, связанные с мечетями, исторический контекст. Все это в цикле программ «Голоса Исламской Республики Иран» из Тегерана, прозвучавшем на русском языке в прошлом году.

Каждая программа представлена в виде одного раздела нашей публикации. Этому разделу предшествует заголовок, показывающий тему. Однако обычно в каждой из программ, а соответственно и в каждом разделе, присутствовало не только описание одной из знаменитых мечетей, но и рассматривалась еще одна какая-либо тема из истории или устройства этих культовых зданий.

Мы выделили для удобства чтения жирным шрифтом главные вопросы в каждой части.

Прочитавший все разделы этой объемной энциклопедичной статьи получит полное представление по рассматриваемой теме. Каждый из разделов очерка относительно независим друг от друга (учитывая их выход в радиоэфире с недельным интервалом), их можно изучать в отдельности.

Политические трактовки остаются на совести тегеранских авторов цикла, оригинальная стилистика почти везде сохранена. сайт снабдил тегеранский текст несколькими подписанными примечаниями, включая два подробных об истории мечетей в Мекке и Иерусалиме.

Мечеть в Мекке «Масджид аль-Харам» с камнем Каабы - главная мечеть мусульман мира. Современное состояние. На илл. видна грандиозная архитектура и тысячи молящихся.

Все

про мечети мира

Так выглядела мекканская мечеть «Масджид аль-Харам» с камнем Каабы еще несколько десятилетий назад, до того как сооружение было перестроено в ходе масштабной стройки, затеянной разбогатевшим на нефти Саудовским королевством, на чьей территории и находится эта главная мечеть мусульман мира.

Архивная илл. Саудовского пресс-агентства.

Мечеть в Мекке

Масджид аль-Харам» и Кааба

Примечание: сайт:

Арабское слово «масджид», от которого происходит и принятое в русском слово «мечеть», переводится как «место, где простираются ниц».

На снимке из архива видна панорама Мекки с главной мечетью мусульман мира «Масджид аль-Харам» (букв. «Запретная Мечеть ») с камнем Каабы в центре ее открытого двора.

Как утверждают исследователи, Кааба — это метеорит. К этому камню приблизительно квадратной формы (отсюда и происхождение его названия от арабского «куб») с древнейших времен совершались поклонения.

По арабской легенде, первое святилище здесь воздвиг соответственно первый человек Адам. Святилище после всемирного потопа по велению бога восстановил пророк Авраам (у арабов почитаемый под именем Ибрагим). До возникновения ислама на этом месте существовало языческое святилище богов племени курейш. Позднее пророк Мохаммед повелел считать Каабу святым местом мусульман — киблой , куда обращены молитвы (в свою очередь, — ниша в мечетях по всему миру и отмечает направление на Мекканскую мечеть, куда следует поворачиваться во время молитвы).

Сейчас Запретная мечеть представляет огромное сооружение. Халифы, османские султаны, а теперь и саудовские короли постоянно расширяют и реконструируют мечеть . Покойный саудовский король Фахд и его приемник считали и считают одним из своих почетнейших титулов — титул «Служитель двух мечетей» (имеются ввиду Мекканская и Мединская мечети, находящиеся на территории королевства). Ежегодно Запретную Мечеть посещают сотни тысяч мусульман со всего мира. Мечеть входит в обязательную программу хаджа. Вокруг мечети вспыхивают и разногласия. Например, по мере износа тканевый покров для Каабы раньше всегда жертвовал турецкий султан, а потом ее присылали от египетского хедива, а сейчас на это право претендуют саудовские короли. Больше о Запретной мечети в Мекке, но с исламской точки зрения,

Также подробнее о Каабе смотрите в др. материале на нашем сайте . В упомянутом материале также можно послушать записи русского вещания из Тегерана и Каира о Каабе.

«Введение»

«Если вы — мусульманин и живете в исламской стране, или если вы — не мусульманин, но хотя бы раз в жизни посетили ту или иную мусульманскую страну, вам наверняка приходилось видеть на городских улицах строения особого архитектурного стиля — здания, состоящие из купола и 2 минаретов. Это — главный религиозный атрибут мусульман — мечеть. Ежедневно как правило 5 раз с высоты минаретов доносится голос муэдзина, призывающего мусульман к совершению намаза. Таким образом благостное звучание азана заполняет атмосферу городов, придавая особое успокоение душе слушателя.

Человек на протяжении тысяч лет своего существования на земном шаре неизменно старался найти ответы на свои нужды. Одновременно с усилиями по поиску надежного пристанища для житья и отдыха другая нужда также побудила его к строительству места для совершения богослужений и молитв; места, где он смог бы вдали от посторонних глаз и суеты мирской жизни провести несколько минут в покое, и своем глубоком и влюбленном уединении преклонить голову перед Создателем и умиротворить свое сознание и душу.

Привязанность человека к таким местам, сопровождавшаяся святостью и набожностью, привела к тому, что эти места богослужений в качестве важнейшей составляющей общественной архитектуры человека присвоили себе особый статус в жизни человека и культурах различных народов.

После того, как человек стал вести оседлый образ жизни, молельни неизменно претендовали на лучшее место в жизни человека. Этот вопрос в жизни людей, избравших для себя ислам в качестве своего вероисповедания, приобрел наиболее выраженный характер, так что мечети в исламской градостроительной системе неуклонно оставались самым важным и главным элементом внутри городов. Расширение городов осуществлялось с учетом осевой роли мечетей. Причиной стержневой позиции мечетей в исламских городах является их деятельность и социально-политическая роль, которую они играют в жизни мусульман. Для более полного знакомства с ролью мечетей в жизни мусульманских обществ давайте сначала рассмотрим словарное значение слова «мечеть».

Как вы знаете, слово «мечеть» означает название места, а с точки зрения лексикологии оно имеет несколько значений. Первоначальным смыслом, употребленным для него, было «наклоняться», «склонять голову к земле». В священном Коране можно найти разные значения слова «суджде» — «земной поклон» . К примеру, оно используется в значении покорности и смирения, которые осуществляются путем касания лбом земли. Оно также используется в значении подчинения приказам Всевышнего. В 34 аяте суры «Бакара» — «Корова» говорится: «И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». И все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался пасть ниц, возгордился и стал неверующим». Поклон, совершенный ангелами перед Адамом, не подразумевал поклонение Адаму и его восхваление, — поклон был совершен ради подчинения велению Создателя с целью выявить покорных и мятежников.

Суджде также является одним из столпов намаза. З емной поклон отражает предел покорности и смирения перед Творцом Сущего. В связи с этим слово «мечеть» означает место, где совершаются суджде — земные поклоны; место, где совершаются богослужения мусульманами. В Священном Коране слово «мечеть» и «мечети» упоминается 28 раз. Иногда указываются особенные мечети, такие как Масджид-аль-Харам — Заповедная мечеть и Масджид-аль-Акса — «Дальняя мечеть ». В остальных случаях при использовании выражения «Масаджид-Аллах» имеется ввиду общий смысл этих мест.

Обратим внимание на высказывания современного французского писателя и философа Роже Гароди, по-своему описавшего понятие «мечеть». Он пишет: «Посещая разные мечети, начиная от Кордовской соборной мечети в Испании и Каирскими мечетями с их изящными инкрустациями драгоценных камней, и кончая величественными и объемистыми мечетями Стамбула, райскими мечетями Исфагана и спиралевидным минаретом Самарской мечети, меня не покидало чувство, что все эти произведения созданы искусной рукой Единого мастера и в ответ на зов Единого Творца. Независимо от географического месторасположения этих памятников, человек чувствует, что в каждое из них вдохнули некую духовную жизнь».

«Слово «мечеть» означает название места, а с точки зрения лексикологии оно имеет несколько значений. Первоначальным смыслом, употребленным для него, было «наклоняться», «склонять голову к земле». В священном Коране можно найти разные значения слова «суджде» — «земной поклон». К примеру, оно используется в значении покорности и смирения, которые осуществляются путем касания лбом земли.

Оно также используется в значении подчинения приказам Всевышнего. В 34 аяте суры «Бакара» — «Корова» говорится: «И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». И все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался пасть ниц, возгордился и стал неверующим». Поклон, совершенный ангелами перед Адамом, не подразумевал поклонение Адаму и его восхваление, — поклон был совершен ради подчинения велению Создателя с целью выявить покорных и мятежников».

Знаете ли вы, как называется и кем была построена первая мечеть в истории ислама?

Первой мечетью в истории ислама, основоположником которой явился святой Посланник Божий, была мечеть Коба (Мечеть Коба не следует путать с Каабой в Мекке. Самая древняя в Саудовской Аравии и в мире мечеть — мечеть Коба, или иначе аль-Куба (Quba Mosque), расположена в пригороде современной Медины (Саудовская Аравия). Мечеть Коба представляет собой заново построенное современное здание. Прим. сайт) .

Слово «Коба» по сути являлось названием колодца и селения, в котором остановилось племя Бани-Амр ибн Оф во время переселения Пророка Ислама (ДБАР)(принятое сокращение благословения Аллаха — сайт) из Мекки в Медину. Пророк провел в этом месте несколько дней, ожидая нескольких из своих сподвижников. В это время его светлость, желая удовлетворить просьбу жителей селения Коба, вместе с группой из своих сподвижников, в числе которых были Салман Фарси и Макдад ибн Асуд, начали строительство мечети. Его Светлость Мухаммад (ДБАР) участвовал в возведении мечети наравне со своими сподвижниками и прочими мусульманами. Друзья и соратники Пророка были впечатлены этим, но попросили его светлость отдыхать и предоставить им выполнение дальнейших работ по строительству мечети. Однако Его Светлость отклонил их просьбу и произнес: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нем Коран стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды».

Таким образом остановка Пророка в местечке Коба послужила предпосылкой для сооружения первой в истории Ислама мечети. Очень многие толкователи Корана утверждают, что 108 аят суры «Покаяние» был ниспослан в честь мечети Коба. Всевышний изрек в этом аяте: «Тебе более подобает совершать салат в той мечети, которая с первого дня зиждилась на набожности. В этой мечети (совершают молитву) мужи, которые хотят очиститься от грехов. Воистину, Аллах любит очищающихся от грехов».

Существует много повествований и хадисов относительно мечети Коба. К примеру, есть предание, что Посланник Божий (ДБАР) на протяжении своей благословенной и плодотворной жизни часто посещал мечеть Коба и совершал в ней намаз. С самого начального этапа зарождения ислама по сегодняшний день красивый купол мечети Коба, высящийся над кронами зеленых деревьев, является одним из излюбленных мест людей, приезжающих в Медину, которые совершают намаз в этой мечети.

Масджид аль-Хара м

(в Мекке, Саудовская Аравия)

(Также смотрите на и иллюстрациях в начале материала . Прим. сайт);

«Господь Велик. Свидетельствую, что нет бога, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад (ДБАР) — посланник Божий»

Это — благозвучный призыв к молитве — азан , который несколько раз в день доносится с верхушек минаретов мечетей в исламских и не исламских странах. Он несет с собой знакомое послание для мусульман. Умиротворяющие звуки азана означают наступление времени для совершения намаза. Каждый раз при звуках азана в исламских странах можно видеть женщин и мужчин, пожилых и молодых людей, готовящихся к совершению намаза. В одиночку и группами они направляются к мечети, чтобы вместе с другими исполнить предписанный им религиозный обряд.

Наверняка вам, также как и нам, при восторженных возгласах паломников Божьего Дома вспоминается Заповедная мечеть — Масджид аль-Харам. Каждый мусульман мечтает увидеть эту мечеть и совершить в ней намаз.

Одним из особых имен, употребленных в Священном Коране в сочетании со словом «мечеть», является Масджид аль-Харам — Заповедная мечеть . Словосочетание Масджид аль-Харам упоминается в Коране 15 раз. Заповедная мечеть имеет древнюю историю. Согласно пересказам некоторых историков, Заповедная мечеть по возрасту — более древняя, чем мечеть Бейт аль-Мукаддас в Палестине. Заповедная мечеть имеет весьма большое значение в силу расположения в ней Дома Единобожия — Каабы. Кааба на протяжении долгого времени была признана центральным местом богослужений, и поэтому весьма сильно почиталась. Сооружение первоначального здания Каабы относят к его светлости Адаму. В последствии по приказу Всевышнего его светлость Авраам вместе со своим сыном Исмаилом (мир им!) перестроил Каабу.

На протяжении истории З аповедная мечеть многократно подвергалась реконструкции и ремонту, вследствие чего она была расширена. И сегодня эта мечеть вмещает 330 тысяч молящихся. Масджид аль-Харам включает в себя 9 минаретов высотой в 89 метров, 11 лестниц и 7 эскалаторов. С учетом крыши Заповедной мечети, поверхность которой обделана мраморными плитами, и которая используется в качестве места для совершения намаза, Заповедная мечеть состоит из трех этажей. А если учесть и новые подземные крытые галереи в окрестностях Каабы, которые преимущественно открываются для людей в выходные дни, то вместо трех получится четыре этажа. Мощное освещение этого комплекса осуществляется посредством двух электростанций. Мечеть оснащена радио- и телестудиями, модернизированными камерами и кондиционерами. Однако несмотря на перечисленные характеристики, секрет величия Каабы следует искать в ее простоте. Говорят, в предместьях Каабы похоронено более 70 Божьих пророков и святых .

Масджид аль-Харам обладает двумя особенностями , выделяющими ее среди различных мечетей в исламском мире. Как мы знаем, ежегодно десятки тысяч мусульман со всего мира собираются вокруг Каабы, чтобы участвовать в церемонии хаджа. Тысячи мусульман разных национальностей и народностей, молодые и пожилые, богатые и бедные, устремляются к Каабе. Собравшись вокруг Божьего Дома, они наряду с тем, что демонстрируют свое единство и солидарность, осведомляются о положении друг друга и благодаря единомыслии и консультациям решают проблемы друг друга. Это собрание организовывается ежегодно после ухода Пророка ислама из бренного мира до сегодняшнего дня. Еще одна особенность Заповедной мечети, отличающая ее от прочих мечетей исламского мира, заключается в том, что эта мечеть является святыней и киблой всех мусульман.

После переселения святого Пророка ислама из Мекки в Медину Масджид аль-Харам была признана в качестве киблы мусульман.

После провозглашения своей пророческой миссии Его Светлость Мухаммад (ДБАР) на протяжении своего пребывания в Мекке, то есть тринадцати лет, совершал намаз в сторону Бейт аль-Мукаддаса (Иерусалима — Прим.сайт).

После переселения его светлости это продолжалось до определенного времени. Мусульмане, следуя Пророку, совершали намаз в сторону Бейт аль-Мукаддаса. В эту же сторону совершали молитвы и евреи. Этот факт мог бы способствовать сближению последователей двух религий, ибо увеличивавшее с каждым днем продвижение мусульман внушало иудеям страх и ужас. Успехи мусульман свидетельствовали о распространении исламского учения по всему аравийскому полуострову за короткий промежуток времени. Поэтому евреи приступили к обструкциям. Различными путями и под пустыми предлогами они начали придираться к мусульманам и Пророку ислама и доставлять им неприятности. В частности евреи придрались к тому, что мусульмане совершают намаз в сторону Бейт аль-Мукаддаса (т.е. Иерусалима. Прим.сайт). (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт) .

Мединские евреи говорили: «Мухаммад утверждает, что проповедует свободное учение, в то время как у него до сих пор нет своей определенной киблы, и он совершает намаз в сторону единой киблы иудеев». Эти слова удручали Пророка. Ночью он выходил из дома и вглядывался в небо. Он ждал откровений, ждал приказа от Создателя в этой связи. Тогда был ниспослан 144 аят суры «Бакара» — «Корова». В этом аяте Создатель обращается к своему последнему пророку со словами: «Мы видели, как ты (, о Мухаммад,) обращался к небу (в поисках киблы), и Мы обращаем тебя к кибле, которая тебя обрадует. Так поверни же свое лицо к Запретной мечети. И где бы вы ни были, поворачивайтесь лицами к ней. Воистину, те, которым дано Писание, непременно знают, что изменение киблы — истина от Господа. И Аллах ведает о том, что они творят».

Принимая во внимание аяты Корана, в перемене киблы, помимо протестов иудеев, была также сокрыта другая суть — испытание правоверных и отделение искренних людей с твердой верой от притворяющихся правоверными. Наконец 17 мухаррама (месяца, последовавшего переселению Пророка из Мекки в Медину) во время совершения полуденного намаза в мечети Бани Салим Пророку посредством божественных откровений было предписано повернуться лицом к Заповедной мечети. Откровение было ниспослано в тот момент, когда совершавшие намаз прочитали уже 2 риката. Но несмотря на это, когда Пророк (ДБАР) повернул свое лицо к Заповедной мечети, мужчины и женщины, присутствовавшие в мечети, также последовали Пророку и повернусь к Заповедной мечети. Т аким образом Кааба стала свободной киблой мусульман .

Сегодня более одного миллиарда мусульман во время совершения ежедневных намазов обращаются лицом к этому Дому, возносят молитвы Единому Творцу и изливают Ему душу.

Мечеть

Аль-Акса

Мечеть Куббат

ас Сахра — Купол скалы

и Дальняя мечеть — Аль-Акса,

она же мечеть Омара в Иерусалиме

Мечеть Куббат ас Сахра - Купол скалы с куполом из позолоченной меди и Дальняя мечеть - Аль-Акса, она же мечеть Омара (с серым куполом) в Иерусалиме.

Примечание: сайт:

Купол Скалы (араб. Масджид Qubbat Как-Sakhrah, иврит. Кипат Hasela; по русски Куббат ас-Сахра) является исламским храмом, расположенным на месте, которое также священно и в иудаизме.

Мечеть «Купол скалы»- Куббат ас-Сахра расположена на Храмовой горе в Иерусалиме. Строительство мечети было завершено в 691 году. Ее значение обусловлено убеждениями верующих о святости каменной глыбы, на которой расположен религиозный комплекс.

«Купол Скалы» был построен между 685 и 691 годами. Имена двух инженеров во главе проекта известны как Yazid Ibn Salam из Иерусалима и Raja Ibn Haywah из Бисана в Палестине. Начал строительство омейядский халиф Абд аль-Малик ибн Марван . (Омейяды -Умайяды (в русском также иногда пишут Омейады) — одна из двух вселенских династий арабских правителей (наряду с Абассидами), правивших арабско-исламским миром после пророка Мухаммеда и до постепенного развала единого арабского государства. Позднее титул халифа — духовного и светского повелителя мусульманских «правоверных» перешел к турецкому султану).

Итак, А бд-аль Малик, который начал строительство этого культового здания на месте иудейского святилища, надеялся, что оно будет «домом мусульман». Арабский историк аль-Maqdisi пишет, что халиф «пытался построить для мусульман мечеть, которая должна быть уникальной и удивительной во всем мире... ослеплять умы мусульман», конкурируя с храмом гроба господня.


Мечеть «Аль-Акса» «Дальняя мечеть», составляющая вместе с мечетью «Купол Скалом» религиозный исламский комплекс на Храмовой горе, была построена при втором арабо-мусульманском халифе Омаре (Умаре) как маленький молитвенный дом несколько позже 637 года, после завоевания арабо-мусульманскими войсками Иерусалима. «Аль-Акса» старше мечети «Купол Скалы».

В отличии от мечети «Купол скалы» — «Куббат ас-Сахра», имеющей блестящий золотистый купол, мечеть «Аль- Акса» не такая броская со своим серым и визуально небольшим куполом. При этом именно мечеть «Аль-Акса» является третьей в мире мусульманской святыней, после мечетей в Мекке и Медине.

Иногда ошибочно называют более заметную, с золотистым куполом мечеть «Купол Скалы» мечетью «Аль -Акса» (Дальняя мечеть — Аль-Акса, она же мечеть Омара), хотя последняя расположена рядом .

Обе мечети находятся на видимой невооруженном глазом древней естественной каменной платформе, известной как Храмовая гора, а у мусульман под названием Харам аль-Шариф (Благородное святилище) . Также первоначально, да и сейчас гора называется «Мориа», что с древнехаананского языка — «Господь усмотрит». Но название «Мориа» связано не с арабами, а с древними евреями и о нем немного позднее.

Для арабов «Аль-Акса» стала исламской святыней в связи с чудесным путешествием из Мекки в Иерусалим пророка Мухаммеда на белоснежном коне Бурак (блистающий) и при помощи архангела Джабраила (Джибрила). На горе Мориа, согласно исламскому преданию, Мухаммеда встретили ранние пророки Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей) и Иса (Иисус), а затем Мухаммед разговаривал с Богом . Также в провоглашении священной этой горы для арабов сыграла свое значение и доарабская атмосфера святости, окружающая это место. Современный израильский автор Роман Гершзон пишет об этом, а также о том, почему гора «Мориа» ,она же «Храмовая гора», она же «Харам аль-Шариф» имеет плоскую форму:

«Более полутора тысяч лет назад было сказано (надо полагать, не впервые), что камень мироздания находится на Храмовой горе, она же гора Мориа, в Иерусалиме .

В первых строках Торы, где говорится о сотворении мира, нет конкретного упоминания о камне мироздания,- краеугольном камне Земли: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма была над бездною и дух Божий витал над водою» (Бытие 1,2). Однако в Устной Торе неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, — камне мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли — Храмовая гора (гора Мориа) в городе Иерусалиме.

Как записано в Торе, место это было указано Всевышним людям и первым увидел его наш праотец Авраам. И вот первое упоминание в Танахе этого места: «...Возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека...И взял Авраам дрова для всесожжения... и пошли оба вместе» (Бытие 22:4). Это место предназначалось для жертвоприношения Ицхака, сына Авраама. После счастливого спасения Ицхака «...нарек Авраам имя месту тому: «Господь усмотрит» (иврит. «иръе»).

«Посему ныне говорится: «На горе Господней усмотрится» (Бытие 22:14). Здесь впервые прозвучало название места — «иръе», которое позднее, как представляется, трансформировалось в «Мориа».

Наш праотец Яаков говорил: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал...Как страшно место это..«(Бытие 28:16-17). А камень мироздания, как говорят предания, служил самому Яакову изголовьем, когда на этом месте приснился ему сон.

По преданиям, из этого камня были вырезаны для Моше Рабейну (Моисея) Скрижали Завета и здесь, возле камня, согласно Торе, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм.

Над фундаментом камня мироздания были построены Первый и Второй Иерусалимский Храмы, здесь первосвященники непосредственно обращались ко Всевышнему, здесь было место божественного присутствия — Шхина.

Через много лет место это было указано еврейскими мудрецами как центр мироздания, краеугольный камень Земли: «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).

Интересно что, уже в 5 веке н.э. говорилось о фундаменте горы, а не о самой горе. Почему? Да потому, что задолго до этого времени наши праотцы священную гору уничтожили во время строительства Иерусалимского Храма, остался только фундамент. По преданиям, краеугольный камень возвышался одиноким утесом на местности и мешал строителям Иерусалимского Храма. И тогда древние строители решили пожертвовать святым камнем ради святого места и попросту разрушили выступавшую над поверхностью часть горы». Конец цитаты.

Платформа для еврейского храма была существенно расширена при правлении Ирода Великого (еврейского правителя, управлявшего еврейским государством под протекторатом римлян), тогда скала являлась местом нахождения второго еврейского храма, который был разрушен во время римской осады Иерусалима в 70 году н.э..

В 637 году н.э., Иерусалим был завоеван армией халифата во время вторжения мусульман в пределы Византийской империи. После этого на скале и до нашего времени возвышаются исламские святыни-мечети «Купол скалы» — «Куббат ас-Сахра» «Аль — Акса» — «Дальняя мечеть», которые при крестоносцах в Иерусалиме приостанавливали свое функционирование .

Больше о Мечети Куббат ас Сахра — Купол скалы и Дальней мечети— Аль-Акса, она же мечеть Омара, но с исламской точки зрения,


Здесь отметим только, что в Иерусалиме, кроме мечети «Аль-Акса», чье второе название «Мечеть Омара», есть и еще одна «Мечеть Омара», расположенная неподалеку от Храмовой горы, рядом с христианским храмом «Гроба Господня». Эта мечеть была открыта на месте, где все-тот же халиф Омар (Умар) молился при взятии арабо-мусульманскими войсками Иерусалима. — Прим сайт

«Бейтульмукаддас»

Название «Бейтульмукаддас» знакомо для всех приверженцев монотеистических религий мира. («Бейтульмукаддас» — так в очерке Радио «Голос Исламской Республики Иран» из Тегерана, русское вещание. Арабское наименование Иерусалима звучит как Бейт аль-Мукаддас (Священный дом). Мусульмане (арабы и иранцы) часто избегают называть (из-за своей нелюбви к Израилю) город названием, принятым у израильтян и во всем мире — Иерусалим («Город мира»). Прим. сайт). Это — название города, в котором расположены священные мечети Аль-Акса и Гобато-Сахре («Дальняя мечеть» и одно из написаний названия мечети «Купол скалы» в Иерусалиме- ред.).

Один из известных писателей 15 века (11 после РХ) Насер Хосров назвал причиной святости этого города наличие в нем могил таких великих пророков как его светлость Давид и его светлость Иосиф (мир им!). в этом городе можно также увидеть следы некоторых других Божьих пророков, к примеру его светлости Ибрахима (Авраама), его светлости Сулеймана (Соломона), его светлости Йаакуба (Йакова), алтарь его светлости Захарии и колыбель его светлости Иисуса (мир им!). И, наконец, в силу того, что ночное вознесение пророка ислама его светлости Мухаммада (ДБАР) произошло именно в этом месте — в этом городе, оно считается священным для более, чем одного миллиарда мусульман. Дорогие друзья, нашу сегодняшнюю передачу мы посвятим знакомству с одним из священных мест города Бейтульмукаддас — мечетью Аль-Акса; мечетью, которая была первой киблой мусульман мира, и мусульмане в начальный период ислама более 14 лет совершали намаз в сторону этого священного места .

Слово «акса» означает «дальний». Мечеть Аль-Акса была названа так по той причине, что указывает на расстояние между ней и Масджид аль-Харам — Заповедной мечетью, находящейся в Мекке. В повествованиях об истории мечети Аль-Акса говорится: «Мечеть Аль-Акса высится на Храмовой горе, расположенной в Бейт-аль-Мукаддасе. Она была сооружена его светлостью Сулейманом (Соломоном). Во время строительства мечети были использованы архитектурные тонкости и нюансы того времени. Впоследствии мечеть была разрушена вавилонским царем Навуходоносором. И несмотря на то, что, согласно историческим источникам, здание мечети впоследствии было реконструировано, однако оно уже не было восстановлено в ее изначальную форму с точки зрения архитектуры. История свидетельствует о том, что этот скалистый город Бейтульмукаддас на протяжении нескольких веков разрушался, после чего подвергался реконструкции и восстановлению. (Все-таки Соломон сооружал не мечеть, а еврейский храм, хотя и был монотеистом. Трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт).

В Священном Коране в тех, аятах, которые повествуют о ночном вознесении святого Пророка Ислама, выражением «баракна хаулоху» (ее окрестностям мы даровали благословение) подчеркивается величие и святость мечети Аль-Акса. Важность и величие Бейт аль-Мукаддаса обусловливаются двумя аспектами: духовным и материальным. Исходя из материального аспекта, изобилие и многочисленные блага окрестностей города объясняются плодородностью его почвы. А причина духовных милостей и благ Бейтульмукаддаса кроется в том, что этот город является местом появления на свет божественных пророков и местом их выступления с посланнической миссией. Поэтому Бейтульмукаддас считается обителью единобожия, веры, благочестия и справедливости.

Сегодня сионистским режимом осуществляется множество строительных работ и раскопок в окрестностях аль-Харам аш-Шариф — священного храма под предлогом возрождения храма пророка Сулеймана (царя Соломона), находящегося, предположительно, под мечетью Аль-Акса. Несмотря на то, что сионисты провели множественные раскопки под мечетью, однако до сих пор исторические утверждения иудеев относительно нахождения в этой местности храма его светлости Сулеймана не подтвердились. Из всех открыто предпринятых сионистским режимом мер для разрушения культурного облика города Бейтульмукаддас, ни одно не было столь потрясающим и антигуманным, как сожжение мечети Аль-Акса. (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт) .

Поджог в мечети Аль-Акса был устроен в 1969 году религиозным евреем-фанатиком из Австралии Денисом Микаэлем Роханом. Пожар длился 6 часов. При этом был нанесен серьезный ущерб мечети Гобато-Сахре, расположенной неподалеку от мечети Аль-Акса. Были уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восемь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина. Несмотря на то, что после инцидента был созван мусульманский комитет, и поврежденные части священных мест были в определенной мере реконструированы и восстановлены, однако горечь этого события никогда не забудется. Между тем в оккупированной Палестине все еще остаются экстремистские элементы, подобные Рохану, которые ждут подходящего случая для разрушения мечети Аль-Акса. Примером таких лиц могут служить члены таких экстремистских организаций, как «Движение за восстановление храма» и «Хай ва Кийам». Организатор последней является одним из бывших членов подземной сионистской организации, которая разработала план уничтожения мечети Аль-Акса в начале 80-ых годов.

Заговоры сионистов по разрушению исламских святынь в Бейтульмукаддасе, в том числе мечеть Аль-Акса, и сооружение еврейских храмов на их руинах неизменно продолжаются на протяжении минувшего полвека. 19 сентября 2000 года бывший премьер-министр сионистского режима Ариэль Шарон вместе с группой сионистских экстремистов своим присутствием в мечети Аль-Акса вызвали волну гнева и ненависти среди мусульман мира, особенно палестинцев. Протесты палестинского народа в ответ на это оскорбительное действие Шарона постепенно обрели более широкие масштабы. Таким образом началась интифада мечети Аль-Акса — движение, которое сегодня, спустя несколько лет, все также продолжается, вызывая серьезную тревогу сионистского режима и его покровителей. (Внимание: Политические трактовки очерка остаются на совести тегеранских авторов этого цикла из Радио «Голос Исламской Республики Иран», оригинальная стилистика текста почти везде сохранена. Прим. сайт) .

В любом случае присутствие тысяч палестинских мусульман в мечети Аль-Акса для совершения намаза, особенно в благословенный месяц рамадан, свидетельствует о той действительности, что до тех пор, пока существует мечеть Аль-Акса, молодые и набожные палестинские борцы будут защищать свою религиозную суть и свою святую землю.

Мечети

— центр солидарности

Среди всех божественных религий ислам является единственным вероучением, которое не ограничивается исключительно богослужениями. Сфера влияния его предписаний и законов охватывает все области жизни его последователей — социальную, политическую, культурную и экономическую. Так что мечеть в качестве самого выдающегося символа и атрибута исламского общества в начальный этап возникновения ислама являлась главным ядром концентрации всех видов деятельности и движений.

В период Пророка Ислама (ДБАР) мечеть представляла собой центр средоточия мусульман и различных видов деятельности , к примеру политической, социальной, культурной и даже юридической. В этом священном месте Посланник Божий (ДБАР) общался с людьми и знакомил их с живительным учением ислама. Мусульмане совершали в мечети свои пятикратные намазы в коллективной форме. В то время мечети наряду с тем, что являлись центром обучения и знакомства людей с морально-этическими и религиозными принципами, они также служили местом судейства и призыва людей к сотрудничеству в деятельности новопостроенного исламского общества, а также — решения его проблем.

Еще одной особенностью мечетей в то время была их политическая роль. На начальном этапе основания ислама, во время благословенной жизни Пророка ислама (ДБАР) мечеть являлась базой для политической деятельности. Посланник Божий (ДБАР) встречался в мечети с представителями и главами разных племен и проводил с ними переговоры . При священной войне с безбожниками мечеть служила центром всеобщей мобилизации и концентрации сил. Таким образом становится понятно, что мечети в первоначальный период зарождения ислама играли гораздо более широкую роль в жизни мусульман, чем просто место для богослужений. В последствии, с течением времени, а также расширением и проникновением ислама в различные земли, в каждом месте, где строилась мечеть, в той или иной степени осуществлялись подобные виды деятельности в знак подражания традициям Пророка Ислама (ДБАР).

Несмотря на то, что сегодня вслед за реформами и преобразованиями в муниципальной системе и структуре управления исламским обществом функции мечети также изменились, однако это священное место все также продолжает играть стержневую роль в жизни мусульман. Сегодня мечети воспринимаются в качестве центра сборов и солидарности мусульман. Собираясь в мечетях, мусульмане наряду с тем, что участвуют в совершении богослужений, обретают также возможность обмена мнениями и вовлечения в процесс решения вопросов и проблем, имеющихся в их обществе и исламском мире в целом. Проведение собраний и выступлений, учебных курсов и знакомство молодого поколения с богатой культурой ислама входят в число культурных программ, реализующихся в мечетях. Наряду с просветительской ролью и пробуждающей функцией мечетей можно указать на их общеполезную деятельность. Добродетельные мусульмане, участвуя в подобных видах деятельности, стараются прийти на помощь нуждающимся и неимущим слоям общества.

Друзья, как вы знаете, мечеть в исламской культуре наделена высоким смыслом. В исламских повествованиях говорится, что мечеть является обителью благочестивого человека, и самыми излюбленными точками внутри городов для Всевышнего являются именно мечети. Поэтому в исламских источниках ради сохранения священного статуса мечети приводится ряд предписаний и обрядов, выполнение которых обязательно для каждого мусульманина. Одним из этих предписаний является настоятельная рекомендация для соблюдения чистоты и порядка в мечети .

В исламе соблюдение чистоты считается показателем веры. Подобно тому, как правоверным предписано являться в мечеть в чистом и опрятном виде, также они призваны усердствовать для соблюдения чистоты и порядка в священной среде мечети, являющейся местом богослужений особых рабов Божьих. Ценность выполнения этого предписания так велика, что Посланник Божий (ДБАР) изрек в этой связи: «Каждому, кто подметет в мечети, Всевышний Создатель воздаст такую же награду, какую он дарует человеку, освободившему раба. И каждого, кто очистит мечеть хотя бы от малейшей грязи, равной соринке, попадающей в глаз, Господь облагодетельствует своей милостью.»

Поэтому старания для соблюдения чистоты в мечети и очищения ее от загрязнения весьма ценно для Создателя, даже если результатом этих стараний будет устранение самой маленькой грязи в мечети.

Мечеть Имама (г. Исфахан, Иран)

Дорогие друзья, в продолжении знакомства с известными мечетями в мире мы представим вам мечеть Имама, расположенную в живописном иранском городе Исфаган (Исфахан) и славящуюся своей красивой архитектурой. (До революции 1979 года в Иране эта мечеть называлась Мечеть Шаха. Затем была переименована в честь имама Хомейни, лидера исламской революции. Прим. сайт).

В южной части исторической площади «Накши Джахан» города Исфаган находится одна из важнейших мечетей периода Сефевидов — мечеть Имама. Эта мечеть представляет собой извечный шедевр архитектуры, мозаичной инкрустации и барельефа.

Возведение исфаганской мечети Имама началось в 1021 году по лунной хиджре. Строительство продолжалось около 20 лет. Мечеть Имама имеет четыре веранды и столько же минаретов. Высота двух минаретов составляет 42 метра, а высота двух других внутренних минаретов — 48 метров. Главная дверь мечети разукрашена превосходными стихами в виде барельефа, а также изразцами и мозаикой из золота и серебра. Она считается одним из произведений искусства времен династии Сефевидов. Надпись на величественной арке мечети сделана знаменитым мастером клинописи эпохи Сефевидов Али-Резой Аббаси. Эта арка с точки зрения архитектуры и мозаичных украшений является одним из шедевров иранской архитектуры. Каждый из ее листов, сделанных путем инкрустации плитками, подобен превосходной картине.

Мечеть построена фасадом к кибле. Во входной части мечети никто не замечает отклонения ее входной двери и михраба (ниша во внутренней стене мечети, указывающая направление к Мекке) . Кроме того внешний вид со стороны площади также кажется не гармоничным и асимметричным. Архитекторы весьма мастерски осуществили это осущесвили корректировку архитектурой мечети. В восточной и западной частях мечети виднеются два одинаковых красивых помещения с навесом — шабестан, предусмотренных для ночных молений. Веранды, купола и алтарные ниши — михрабы каждого из этих помещений украшены необычайно красивыми мозаичными инкрустациями... Внутренняя часть мечети украшена глянцевой плиткой разных цветов, выложенной в виде различных узоров.

Большой и величественный купол, высящийся над просторной средой южной молельни мечети, является одним из самых высоких куполов среди мечетей Ирана. С точки зрения архитектуры также он считается самым важным и красивым куполом мечети имама. Этот купол обладает двумя покрытиями, установленными на расстоянии 12 метров друг от друга. Внешний 25 метровый купол, покрытый красивейшей мозаикой бирюзового цвета, по особенному блистает и привлекает глаз с самых отдаленных мест города. Благодаря тому, что купол мечети Имама имеет два покрытия, голос оратора, произносящего речь перед михрабом, в чистом и естественном виде доносится во всем закрытом пространстве мечети. Большие монолиты мрамора и редкие и ценные каменные сосуды для воды, особенно изящный сосуд в западном шабестане большого купола, относящийся к 1095 году по лунной хиджре, являются достопримечательностями этой бесподобной мечети.

Продолжение на .

Мусульманский мир очень интересен и загадочен для европейского обывателя. Религия и вера в бога и сейчас в эпоху кардинальных изменений в мировоззрении миллионов людей во всем мире остается символом всех мусульман. Святыми местами для мусульман являются мечети, где они могут остаться наедине с аллахом и поговорить с ним о самом сокровенном. Какие же они главные мечети в исламе и где же расположены святые места?

Запретная мечеть, Мекка, Саудовская Аравия


Главная святыня всех мусульман. Самое грандиозное и неповторимое сооружение, которое когда-либо было возведено в исламском мире, называется Запретная мечеть или Масджид Аль-Харам. В этой мечети находится Кааба – главная реликвия и ценность ислама. Первое упоминание о мечети датировано еще 638 годом, в современном виде храм существует с 1570 года. На протяжении всего времени реконструируется и увеличивается, что бы вместить всех желающих посетить это святое место. В исламе принято, что каждый верующий должен совершить паломничество на святую землю в Мекку.

Сооружение поражает своими размерами его площадь около 400 тыс. кв. метров, 9 минаретов, высотой 89 метров. Мечеть имеет 48 входов, что бы все желающие могли попасть в здание без давки. Одновременно в ней могут находиться до 1 миллиона человек , а с прилегающими территориями до 3,5-4 миллионов паломников. Это сердце всего ислама. Ежедневно десятки миллионов верующих со всего земного шара, где бы они не находились, поворачиваются в сторону Запретной мечети, что бы произнести молитву.

Мечеть пророка, Медина, Саудовская Аравия


Вторая по значимости святыня в исламе после Мекки. По своим размерам Масджид ан-Набави также уступает только Запретной мечети. Возведение мечети началось в 622 году, непосредственное участие в нем принимал пророк Мухаммад. Со временем мечеть реконструировали и улучшили. Сейчас территория мечети раскинулась на 400500 кв. метров , 10 минаретов каждые 105 метров высотой. Мечеть пророка способна принять около 700 тысяч верующих одновременно, во время паломничества (хаджа) эта цифра достигает 1 миллиона паломников. Под Куполом Пророка в Медине покоятся останки пророка Мухаммада.

Мечеть Фейсал, Исламабад, Пакистан


Крупнейший храм Пакистана мечеть Фейсал построена в 1986 году. Названа в честь правителя Саудовской Аравии того времени Фейсала ибн Абдул-Азиза который являлся инициатором и спонсором возведения этого храма божьего в Пакистане. Мечеть Фейсал, выделяется своей архитектурой, которая снаружи больше напоминает палатку бедуинов, чем традиционную мечеть. Общая площадь территории 19 гектаров, а площадь мечети 5000 кв. метров . Над храмом возвышаются 4 минарета высотой 90 метров. В любое время мечеть готова принять до 300 тысяч гостей. Мечеть Фейсал является национальной мечетью Пакистана.

Мечеть Независимости, Джакарта, Индонезия


Мечеть Истикляль крупнейшая в своем регионе, построена в честь независимости Индонезией от Голландии. Строительство этого архитектурного гиганта заняло 17 лет, и было завершено в 1978 году. Основными материалами при возведении мечети использовались мрамор и нержавеющая сталь. Общая площадь территории составляет 10 гектар . Над основным зданием мечети возвышается огромный купол диаметром 45 метров, а рядом расположено здание с куполом 10 метров. Храм имеет один минарет, который возвышается над мечетью на высоте 96,66 метров. Мечеть Независимости символ Индонезии и является национальной мечетью страны.

Мечеть Хасана II, Касабланка, Марокко


Мечеть Хасана II относительно молодое сооружение было построено в 1993 году. Ее с уверенностью можно назвать национальной гордостью и памятником марокканскому народу. Все средства на возведения мечети были собраны на пожертвования марокканцев. Практически все ресурсы для стройки за исключением белого гранита и огромных стеклянных люстр были добыты в Марокко. Территория храма занимает 9 гектаров. Одновременно 105 тысяч человек может принять мечеть в Касабланке. Мечеть Хасана II самое высокое религиозное сооружение в мире, высота минарета составляет 210 метров. Вход в мечеть открыт не только мусульманам, что является редкостью в исламском мире. Возле мечети расположен чудесный сад, в который чудесным образом вписывается 41 фонтан.

Мечеть Бадшахи, Лахор, Пакистан


Долгое время Мечеть Бадшахи являлась крупнейшим храмом Пакистана, пока не была построена мечеть Фейсал. Мечеть в Лахоре была воздвигнута еще в 1674 году. Архитектурный ансамбль храма включает в себя сочетание персидской и исламской культуры древних времен. За время своего существования в здании мечети располагались склад, пороховой погреб и даже казармы солдат. И только после 1856 года мечеть Бадшахи окончательно стала храмом мусульман. 100 тысяч верующих могут одновременно посещать мечеть Бадшахи. Размеры двора равны 159 на 527 метров . Восемь минаретов и три купола украшают мечеть. Высота наружных минаретов 62 метра. В храме хранятся святые реликвии для мусульман: тюрбан пророка Мухаммеда, платки Фатимы и другие ценности. Мечеть Бадшахи претендует на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, ОАЭ


Самая юная из списка наибольших мечетей мира, мечеть шейха Зайда в ОАЭ носит имя первого президента страны шейха Зайда. Возвели мечеть относительно недавно в 2007 году. Мечеть готова принять до 40 тысяч верующих . Основной зал вмещает 7 тысяч человек. Рядом с ним расположены две комнаты, в которых совершать молитву могут только женщины. Площадь двора составляет 17400 кв. метра, она полностью покрыта мраморными плитами. Крыша храма украшена 82 куполами и 4 минаретами высотой 107 метров. Вся площадь пола укрыта огромным ковром, который внесен в книгу рекордов Гиннеса его размер поражает воображение 5627 кв.метра. Также мечеть шейха Зайда может похвастаться величественной люстрой, вес которой просто пугает 12 тонн. Посетить храм может любой желающий вне зависимости от религиозных соображений.