О чем ежик в тумане краткое содержание. «Ёжик в тумане» и его папа Юрий Норштейн

Применили технологии, которые в наше время могут показаться наивными. Однако получившийся в итоге шедевр в 2003 году был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов.

Ежик, говорят, был срисован с писательницы Людмилы Петрушевской , которая работала вместе с Юрием Норштейном над сценарием «Сказки сказок». По мнению Норштейна, чтобы сделать персонаж с живым объемным характером, нужен реальный прототип.

Весь фильм был нарисован художником Франческой Ярбусовой — женой Юрия Норштейна. Для «создания» и придания выразительности и фактурности главному герою, приходилось накладывать друг на друга несколько слоёв прозрачной пленки.

Мелкие детали — глазки, лапки, узелок крепились отдельно, а иголки были нарисованы белилами и акварелью.

«Филин — это тот же Ежик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной», — поясняет Юрий Норштейн.

Для создания сцены с отражением Филина в луже пришлось сначала отснять отражение всех движений Филина в воде, а лапу снять отдельно (ей же и плескали воду в тазу с водой).

Схема кинозаготовки "Отражение филина в воде", 1975 г., 2003 г., Юрий Норштейн.

Запись отражения спроецировали на нарисованную лужу, а затем покадрово двигали Филина в соответствии с его отражением. Для точности совпадения движений все съёмки вели с секундомером.

«А интересно, — подумал Ежик, — если Лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?»

Пожалуй, это единственная фраза из оригинальной сказки Козлова, которая осталась не тронутой. Козлов и Норштейн практически с нуля переписали весь сценарий.

«Эффект тумана является главным изобразительным и драматургическим средством фильма», — утверждает автор.

Для создания тумана был использован принцип древнекитайского марионеточного театра — на прозрачную пленку наносилась пыль, а на нижем слое находился персонаж. Чтобы погрузить Ёжика в туман, стекло с ним просто отодвигалось от туманного яруса.

В сцене, где Ежик крутит листик в лапах, кладет его на землю и скрывается в тумане, его погружение в туман сделано за счет движения яруса с Ежиком в глубину кадра.

Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане", 1975 г., Франческа Ярбусова.

Для каждой сцены покадрово снимали движения настоящего листа — для этого его закрепили на проволоке и двигали в соответствии с обычным движением листа: лист отрывается от ветки, кружится в воздухе, падает на землю.

Дерево же было разделено на несколько отдельных частей. С определенного положения камера снимала стеклянные ярусы, на которых были нарисованы ствол и ветки дерева.

Схема кинозаготовки "Дерево", 1975 г., 2003 г., Юрий Норштейн.

Чтобы получился эффект вращающегося дерева, нужно было вращать стекла с ветвями, при том, что плоский ствол оставался неподвижен.

Музыка к мультфильму писалась с набросков режиссера, практически покадрово. И на запись шести минут звука ушло два месяца.

«Строение музыки шло от состояния персонажа: любопытство, тайна, тайна, сменившаяся облегчением, тайна непонятности, тайна, переходящая в первый страх, потом этот ужас усугубляется следующим, переходит в конструкцию дерева, первый собор, как первый взгляд на небо, потом опять ужас, но в еще более высокой степени, и опять Ежик будто внутри собора, под куполом, и дальше пошла крутня, нарезка подробностей, фантазий, перемешанных с реальностью» — поясняет Норштейн.

Собака появляется из тумана и возвращает Ёжику потерянный узелок с вареньем. В этой сцене Собака олицетворяет напряжение, сложившееся у зрителя, — она добродушно зевает во всю пасть.

«Ёжик погружается в реку Лету». Лета — река забвения в царства мертвых в греческой мифологии. Так появилось русское выражение «кануть в Лету», т.е. исчезнуть бесследно и навсегда.

Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане", 1975 г., Франческа Ярбусова.

Рыба была «слеплена» из кусков полупрозрачной плёнки, соединенных шарнирами. Эта техника часто использовалась в китайском и индонезийском кукольном театрах. Китайская кукла дракона, соединённая шарнирами, держалась на тонких тростях и могла управляться несколькими кукольниками.

Мотыльков же снимали по другой схеме. Источник света направлялся отдельно на то место, где летают мотыльки, а свет поставлен так мягко, что вылетая из светового круга, они «растворялись» в тени.

Норштейна не раз упрекали за кривой монтаж — при смене плана в финальной сцене с Медвежонком, когда мы видим их со спины, они меняются местами. Однако это было сделано нарочно, чтобы при резкой смене кадров не нарушать пластику статичного кадра.

Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане", 1975 г., Франческа Ярбусова.

«Я смотрел на ситуацию, происходящую в „Ежике“, как на абсолютную реальность, которая могла бы произойти со мной. Происходит преображение мира. И происходит перемена философии этого маленького персонажа. Бегало веселое, живое существо, и вот оно попадает в ситуацию абсолютно неадекватную и выходит из этой ситуации совершенно другим человеком. Это собственно то, что происходит с нами и в жизни...» Юрий Норштейн.
По материалам: kinoart.ru 15 декабря 2015

Всех посмотревших этот культовый мульт Ю.Норштейна можно разделить на две категории: тех, кому он решительно понравился и навсегда запал в душу, и тех, кто счёл тусклые кадры белибердой, а посредственных по исполнению героев подстать их непонятному миру, затянутому блёклой плёнкой туманности смысла. Примечательно, что все, кому ёжик НЕ понравился НЕ понимают, собственно говоря, о чём он, и, следовательно, не считают необходимым разбираться в том, что на их взгляд находится на грани детской наивной изобразительности и вычурного эстетства мультипликаторов. Не раз замечал, что после толкования смысла Ёжика, отношение этих людей к нему меняется на противоположное.

Итак, сначала начнём с ответа на вопрос, так почему же именно этот из тысяч советских мультиков покорил весь мир и встал в зал мультипликационной славы на вечное пристанище. Ответ прост. Дело в том, что картина Норштейна заключает в себе несколько наиболее важных общечеловеческих архетипов, которые представляются нам в виде символов. Поэтому люди с определенном мироощущением и складом ума чувствуют в Ёжике что-то очень близкое их персональному человеческому бытию. Вот и сам Юнг говорит нам об архетипе, как об особенно глубоком уровне бессознательного, выходящего за пределы личности. В мультфильме эти архетипы выражаются посредством символов загробного и потустороннего мира. Они соотнесены с образами и персонажами и вполне укладываются в традиционную трактовку мифологии мультфильма.

Поэтому если попробовать интерпретировать сказочную семантику исходя из её мифологических истоков, мы сразу можем сказать, что картина Норштейна представляет собой картину путешествия главного героя сказки сквозь границу двух миров – реального и потустороннего. Я говорю о сказке, так как мульт был основан на основе сказки С. Козлова с одноимённым названием, однако концепт Норштейна существенно превосходит текст в плане образов-символов, восходящих к древнейшим архетипическим образам, которые выявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы, наконец, снах и бредовых фантазиях.

Осью мультфильма является как бы переправа в иное царство. Эта переправа – один из самых ярких моментов пространственного движения героя. Если внимательно присмотреться к композиции, то вся земля, по которой идёт ёжик имеет ощутимую округлость, в связи с чем, по мере продвижения героя движется и сама почва под ним. Такая космогоническая точность необычайно важна в нашем контексте.

Всё действие происходит осенью, во время, когда всё земное умирает. Ёжик по замыслу тоже должен умереть, но не в прямом смысле, а как бы символически, совершив путешествие в царство смерти для постижения главной своей истины. После этого почти экстатического откровения его ждёт перерождение и новая жизнь. Это ли не символ циклотационности природы, смены её состояний на нашей планете?
Именно из-за необходимости показать именно ПРИРОДНУЮ сторону и были выбраны звери в качестве героев. Отсюда возникает вопрос: ведь во многих религиях и верованиях путешествие в царство мертвых уготовано только человеку, да и вообще, как звери могут сознавать высшие откровения? В данном случае, Ёжик, ну и все остальные – суть – символы сочетания природного начала и духовного самосознания. А таким качеством обладает только одно существо на земле – человек.

Итак, осень, вечер, сумерки. Окружающее бытие выражает внутреннее состояние героя – такое же серое, сумеречное и предсмертное. Почти сразу после того, как ёжик отправился к Медвежонку, он видит разлитое вещество тумана и чарующие силуэты лошади в нём.

Лошадь – и есть то самое откровение, которое уготовано для нашего туманного путешественника. Без колебаний он спускается всё ниже и ниже, в долину, чтобы посмотреть, что там внутри. Откровение в виде лошади ещё слишком неуловимо, но чисто человеческое любопытство движет вперед. По жанру этот мультфильм можно смело назвать визионерским, но понимание пространства после смерти имеет отношение скорее к самым древним культурам, нежели средневековым или христианским. Так что в отличие от Данте, который тоже решил совершить похожую прогулку, Ёжик не попадает в ад в традиционном его понимании. Этот хронотоп представляется нам через место, где всё земное и привычное вдруг меняет свои характеристики.

Скажем, сова – символ мудрости – ведет себя как сумасшедшая (Ёжик даже говорит ей «псих»). Рыба – существо безмолвное – приобретает способность говорить. Огонь – соединение тепла и света – трансформируется в туманном потустороннем мире в холодный свет светлячков.

Самое главное откровение Ёжика, которое ему предстоит пережить, предстает нам в образе лошади. Она белая – намёк на то, что откровение божественно. Да и сама лошадь по себе – в мифологии символ солярный. Этот солярный конь-огонь становится ночным лунным конем, то есть, природа в нашей сказке тоже меняет знак на противоположный. Стремление Ёжика узнать, что же происходит с лошадью в тумане можно оценивать как внутреннюю необходимость духовного перерождения. Но наш герой ещё не понимает, что рационального познания Лошади как откровения не хватит. И просто «узнать» о ней что-то не будет соответствовать его сверхзадачи. Поэтому-то он и подходит к огромному дубу.

Это не просто дерево, это Древо Жизни, Мировое Древо, в котором соединены все три мира – подземный, земной и небесный. Топографически дерево также проходит сквозь границы трёх миров – хтонического, земного и небесного. Эта «троица» применима и к методам познания. Ёжик находится глубоко потрясённым строением гиганта-дуба, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание. Безбрежность познания (в том числе и абсолюта) показана режиссером Ю. Норштейном в противопоставлении маленького существа – Ёжика, огромному – Дубу, который рассматривается зрительно во вращении (символ движения Вселенной). Рядом с такой альфой и омегой Вселенной он вспоминает об оставленном где-то мешочке с баночкой малинового варения – вещью, взятой из того, земного мира. Этот по всем канонам сказочный предмет приносит ему собака. Собака – существо, являющееся одновременно добрым сказочным животным и помощником, проводником в царство мёртвых (можно сравнить с египетским Анубисом).

На пути в тумане Ёжику встречается Река – важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. Река выступает в ряде мифологий в качестве некоего стержня Вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры и имеет пограничную функцию, являясь рубежом между этими пространствами. С погружением в реку символизируется познание, с переправой - завершение важного дела, обретение нового статуса, новой жизни. Ёжика несёт вниз по течению, и в самой воде обнаруживается добрый дух, помощник, «безмолвно-говорящая» невидимая рыба. Рыба выносит Ёжика на противоположный берег, на землю, или даже «средний мир», «центр космоса» и «начало жизни». Кстати, если проводить аналогию с традиционной архитектоникой ада и рая, то наша река может походить на знаменитую реку Лету, реку Забвения. Она протекает возле Эдема (Райского Сада), а её воды уносят память о грехах, омывая очистившиеся души. Для Ёжика, это своеобразный порог, ступень в его развитии, когда все старое отброшено и поняты сакральные истины. Помните, Ёжик говорит Рыбе «спасибо», на что она ему отвечает «не за что». Это довольно многозначительный момент мультфильма. Словом «не за что» имелось в виду отрицание благодарения Ёжика, так как он САМ выполнил довольно трудную часть работы по собственной подготовке к пониманию истины.

Целью путешествия Ёжика до вхождения в туман была встреча с Медвежонком – они вместе считали звезды или в нашем понимании, символы верхнего мира в архаической мифологии. Этот счёт звезд тоже можно рассматривать как мотив познания. Правда, в сюжете есть также и символическое подтверждение другого сакрального знания – о бессмертии. И ярким образом такого знания является повторяющееся на протяжении всего мультипликационного действия упоминание о сгорании в огне можжевеловых веточках, на которых Медвежонок ставит самовар. С можжевельником, а равно как и с кедром и кипарисом, в мифологических представлениях связаны представления о красоте, бессмертии, неразрушимости и величии. А ещё с ними устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. Ёжик настолько потрясен открывшейся для него огромной картиной Вселенной, что практически безучастен к словам и действиям Медвежонка. Ёжик смотрит на огонь и продолжает размышлять об участи белой Лошади в тумане. «Как она там, в тумане?»

Итак, подведём итоги. Мы, прежде всего имеем, как уже выяснилось, не просто ежа в качестве главного героя, но аллегорию на человека, как соединение природного и рационального. Наш герой находится на определённом пороге своей жизни, когда для его сознания уже наступила глубокая осень (не путать со старостью), а он так и не познал божественной Истины. Его сумеречное состояние души стало подстать прохладному вечеру, в который он задумал поход в гости. Но на пути ему встречается глубокое облако густого тумана, символа неизвестности. Чисто человеческое любопытство, ну и желание приблизиться к Откровению (белая Лошадь) движет нашим существом и он делает первый шаг в пелену, то есть, в другой мир. В этом мире всё пугает и кажется фантасмагорически неизвестным сознанию Ёжика. Отчасти – потому что знакомые существа ведут себя наоборот, отчасти – потому что у него нет духовного ориентира, ну или светлого лучика познания. Тропинка приводит его к Дубу – месту единения всех частей Вселенной и месту сочетания всех степеней познания. Ёжик потрясён открывшейся перед ним Истиной мироздания и его цель – уже Откровение (Лошадь), к которому путешественник стал подготовлен. Это ещё один шаг по направлению к преодолению крайнего момента его прежнего бытия, его осенней жизни.

Река Забвения (Лета) смывает с него всё старое и переносит его (с помощью духовного посредника – Рыбы) на другой берег. Так он и выбирается ОТТУДА, но уже преображенным. «Постойте! – скажете вы – а где же то самое Откровение в виде Лошади, познанное Ёжиком?» Отвечаю: это самое Откровение в мультфильме не показано, так как, во-первых, его слишком сложно передать средствами изобразительности, а во-вторых, это самое настоящее таинство, которое может существовать только для одного существа и больше никого. Это таинство отчасти познанное Ёжиком (отчасти – так как полное познание абсолюта невозможно) настолько цепляет его, что он безучастен к словам своего друга Медвежонка, так как продолжает размышление о Лошади. Кстати, наш герой не задаётся вопросом, что это за Лошадь, где она находится и зачем пришла сюда. В первый раз его интересует, «потонет ли Лошадь в тумане?», то есть сможет ли его разум вместить или лучше сказать, объять Откровение или нет. А второй раз (уже после перерождения) Ёжика заботит вопрос, «как она там, в тумане?», то есть, познана лишь часть, а остальное находится за рамкой его рациональной стороны.

В качестве заключения могу сказать, что мультфильм Ю.Норштейна практически напрямую обращается к глубинам человеческого мировосприятия, балансирующим на грани сознания и бессознательного. Для такого мощного посыла, режиссёром был избран эффект несовершенства формы, то есть, её жертвование в пользу содержания. Так что если кто-то говорит, что просто напросто не понимает этот мульт, то он ещё не заходил дальше формы, в туманное пространство архитектоники мироздания.

Ежик сказал Медвежонку:

Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
Медвежонок кивнул.
- Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
- А ты где?
- А меня нет.
- Так не бывает, - сказал Медвежонок.
- Я тоже так думаю, - сказал Ежик. - Но вдруг вот - меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?
- Пойду к тебе.
- Вот глупый! Меня же нет?
- Тогда ты сидишь на реке и смотришь на месяц.
- И на реке нет.
- Тогда ты пошел куда-нибудь и еще не вернулся. Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду!
- Нет, - сказал Ежик. - Меня ни капельки нет. Понимаешь?
- Что ты ко мне пристал? - рассердился Медвежонок. -Если тебя нет, то и меня нет. Понял?

Всех посмотревших этот культовый мульт Ю.Норштейна можно разделить на две категории: тех, кому он решительно понравился и навсегда запал в душу, и тех, кто счёл тусклые кадры белибердой, а посредственных по исполнению героев подстать их непонятному миру, затянутому блёклой плёнкой туманности смысла. Примечательно, что все, кому ёжик НЕ понравился НЕ понимают, собственно говоря, о чём он, и, следовательно, не считают необходимым разбираться в том, что на их взгляд находится на грани детской наивной изобразительности и вычурного эстетства мультипликаторов. Не раз замечал, что после толкования смысла Ёжика, отношение этих людей к нему меняется на противоположное.

Итак, сначала начнём с ответа на вопрос, так почему же именно этот из тысяч советских мультиков покорил весь мир и встал в зал мультипликационной славы на вечное пристанище. Ответ прост. Дело в том, что картина Норштейна заключает в себе несколько наиболее важных общечеловеческих архетипов, которые представляются нам в виде символов. Поэтому люди с определенном мироощущением и складом ума чувствуют в Ёжике что-то очень близкое их персональному человеческому бытию. Вот и сам Юнг говорит нам об архетипе, как об особенно глубоком уровне бессознательного, выходящего за пределы личности. В мультфильме эти архетипы выражаются посредством символов загробного и потустороннего мира. Они соотнесены с образами и персонажами и вполне укладываются в традиционную трактовку мифологии мультфильма.

Поэтому если попробовать интерпретировать сказочную семантику исходя из её мифологических истоков, мы сразу можем сказать, что картина Норштейна представляет собой картину путешествия главного героя сказки сквозь границу двух миров - реального и потустороннего. Я говорю о сказке, так как мульт был основан на основе сказки С. Козлова с одноимённым названием, однако концепт Норштейна существенно превосходит текст в плане образов-символов, восходящих к древнейшим архетипическим образам, которые выявляются в мифах и верованиях, произведениях литературы, наконец, снах и бредовых фантазиях.

Осью мультфильма является как бы переправа в иное царство. Эта переправа - один из самых ярких моментов пространственного движения героя. Если внимательно присмотреться к композиции, то вся земля, по которой идёт ёжик имеет ощутимую округлость, в связи с чем, по мере продвижения героя движется и сама почва под ним. Такая космогоническая точность необычайно важна в нашем контексте.


Всё действие происходит осенью, во время, когда всё земное умирает. Ёжик по замыслу тоже должен умереть, но не в прямом смысле, а как бы символически, совершив путешествие в царство смерти для постижения главной своей истины. После этого почти экстатического откровения его ждёт перерождение и новая жизнь. Это ли не символ циклотационности природы, смены её состояний на нашей планете?
Именно из-за необходимости показать именно ПРИРОДНУЮ сторону и были выбраны звери в качестве героев. Отсюда возникает вопрос: ведь во многих религиях и верованиях путешествие в царство мертвых уготовано только человеку, да и вообще, как звери могут сознавать высшие откровения? В данном случае, Ёжик, ну и все остальные - суть - символы сочетания природного начала и духовного самосознания. А таким качеством обладает только одно существо на земле - человек.

Итак, осень, вечер, сумерки. Окружающее бытие выражает внутреннее состояние героя - такое же серое, сумеречное и предсмертное. Почти сразу после того, как ёжик отправился к Медвежонку, он видит разлитое вещество тумана и чарующие силуэты лошади в нём.

Лошадь - и есть то самое откровение, которое уготовано для нашего туманного путешественника. Без колебаний он спускается всё ниже и ниже, в долину, чтобы посмотреть, что там внутри. Откровение в виде лошади ещё слишком неуловимо, но чисто человеческое любопытство движет вперед. По жанру этот мультфильм можно смело назвать визионерским, но понимание пространства после смерти имеет отношение скорее к самым древним культурам, нежели средневековым или христианским. Так что в отличие от Данте, который тоже решил совершить похожую прогулку, Ёжик не попадает в ад в традиционном его понимании. Этот хронотоп представляется нам через место, где всё земное и привычное вдруг меняет свои характеристики.

Скажем, сова - символ мудрости - ведет себя как сумасшедшая (Ёжик даже говорит ей «псих»). Рыба - существо безмолвное - приобретает способность говорить. Огонь - соединение тепла и света - трансформируется в туманном потустороннем мире в холодный свет светлячков.

Самое главное откровение Ёжика, которое ему предстоит пережить, предстает нам в образе лошади. Она белая - намёк на то, что откровение божественно. Да и сама лошадь по себе - в мифологии символ солярный. Этот солярный конь-огонь становится ночным лунным конем, то есть, природа в нашей сказке тоже меняет знак на противоположный. Стремление Ёжика узнать, что же происходит с лошадью в тумане можно оценивать как внутреннюю необходимость духовного перерождения. Но наш герой ещё не понимает, что рационального познания Лошади как откровения не хватит. И просто «узнать» о ней что-то не будет соответствовать его сверхзадачи. Поэтому-то он и подходит к огромному дубу.

Это не просто дерево, это Древо Жизни, Мировое Древо, в котором соединены все три мира - подземный, земной и небесный. Топографически дерево также проходит сквозь границы трёх миров - хтонического, земного и небесного. Эта «троица» применима и к методам познания. Ёжик находится глубоко потрясённым строением гиганта-дуба, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание. Безбрежность познания (в том числе и абсолюта) показана режиссером Ю. Норштейном в противопоставлении маленького существа - Ёжика, огромному - Дубу, который рассматривается зрительно во вращении (символ движения Вселенной). Рядом с такой альфой и омегой Вселенной он вспоминает об оставленном где-то мешочке с баночкой малинового варения - вещью, взятой из того, земного мира. Этот по всем канонам сказочный предмет приносит ему собака. Собака - существо, являющееся одновременно добрым сказочным животным и помощником, проводником в царство мёртвых (можно сравнить с египетским Анубисом).


На пути в тумане Ёжику встречается Река - важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. Река выступает в ряде мифологий в качестве некоего стержня Вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры и имеет пограничную функцию, являясь рубежом между этими пространствами. С погружением в реку символизируется познание, с переправой - завершение важного дела, обретение нового статуса, новой жизни. Ёжика несёт вниз по течению, и в самой воде обнаруживается добрый дух, помощник, «безмолвно-говорящая» невидимая рыба. Рыба выносит Ёжика на противоположный берег, на землю, или даже «средний мир», «центр космоса» и «начало жизни». Кстати, если проводить аналогию с традиционной архитектоникой ада и рая, то наша река может походить на знаменитую реку Лету, реку Забвения. Она протекает возле Эдема (Райского Сада), а её воды уносят память о грехах, омывая очистившиеся души. Для Ёжика, это своеобразный порог, ступень в его развитии, когда все старое отброшено и поняты сакральные истины. Помните, Ёжик говорит Рыбе «спасибо», на что она ему отвечает «не за что». Это довольно многозначительный момент мультфильма. Словом «не за что» имелось в виду отрицание благодарения Ёжика, так как он САМ выполнил довольно трудную часть работы по собственной подготовке к пониманию истины.

Целью путешествия Ёжика до вхождения в туман была встреча с Медвежонком - они вместе считали звезды или в нашем понимании, символы верхнего мира в архаической мифологии. Этот счёт звезд тоже можно рассматривать как мотив познания. Правда, в сюжете есть также и символическое подтверждение другого сакрального знания - о бессмертии. И ярким образом такого знания является повторяющееся на протяжении всего мультипликационного действия упоминание о сгорании в огне можжевеловых веточках, на которых Медвежонок ставит самовар. С можжевельником, а равно как и с кедром и кипарисом, в мифологических представлениях связаны представления о красоте, бессмертии, неразрушимости и величии. А ещё с ними устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. Ёжик настолько потрясен открывшейся для него огромной картиной Вселенной, что практически безучастен к словам и действиям Медвежонка. Ёжик смотрит на огонь и продолжает размышлять об участи белой Лошади в тумане. «Как она там, в тумане?»

Итак, подведём итоги. Мы, прежде всего имеем, как уже выяснилось, не просто ежа в качестве главного героя, но аллегорию на человека, как соединение природного и рационального. Наш герой находится на определённом пороге своей жизни, когда для его сознания уже наступила глубокая осень (не путать со старостью), а он так и не познал божественной Истины. Его сумеречное состояние души стало подстать прохладному вечеру, в который он задумал поход в гости. Но на пути ему встречается глубокое облако густого тумана, символа неизвестности. Чисто человеческое любопытство, ну и желание приблизиться к Откровению (белая Лошадь) движет нашим существом и он делает первый шаг в пелену, то есть, в другой мир. В этом мире всё пугает и кажется фантасмагорически неизвестным сознанию Ёжика. Отчасти - потому что знакомые существа ведут себя наоборот, отчасти - потому что у него нет духовного ориентира, ну или светлого лучика познания. Тропинка приводит его к Дубу - месту единения всех частей Вселенной и месту сочетания всех степеней познания. Ёжик потрясён открывшейся перед ним Истиной мироздания и его цель - уже Откровение (Лошадь), к которому путешественник стал подготовлен. Это ещё один шаг по направлению к преодолению крайнего момента его прежнего бытия, его осенней жизни.

Река Забвения (Лета) смывает с него всё старое и переносит его (с помощью духовного посредника - Рыбы) на другой берег. Так он и выбирается ОТТУДА, но уже преображенным. «Постойте! - скажете вы - а где же то самое Откровение в виде Лошади, познанное Ёжиком?» Отвечаю: это самое Откровение в мультфильме не показано, так как, во-первых, его слишком сложно передать средствами изобразительности, а во-вторых, это самое настоящее таинство, которое может существовать только для одного существа и больше никого. Это таинство отчасти познанное Ёжиком (отчасти - так как полное познание абсолюта невозможно) настолько цепляет его, что он безучастен к словам своего друга Медвежонка, так как продолжает размышление о Лошади. Кстати, наш герой не задаётся вопросом, что это за Лошадь, где она находится и зачем пришла сюда. В первый раз его интересует, «потонет ли Лошадь в тумане?», то есть сможет ли его разум вместить или лучше сказать, объять Откровение или нет. А второй раз (уже после перерождения) Ёжика заботит вопрос, «как она там, в тумане?», то есть, познана лишь часть, а остальное находится за рамкой его рациональной стороны.

В качестве заключения могу сказать, что мультфильм Ю.Норштейна практически напрямую обращается к глубинам человеческого мировосприятия, балансирующим на грани сознания и бессознательного. Для такого мощного посыла, режиссёром был избран эффект несовершенства формы, то есть, её жертвование в пользу содержания. Так что если кто-то говорит, что просто напросто не понимает этот мульт, то он ещё не заходил дальше формы, в туманное пространство архитектоники мироздания.

Использованная литература (навести мышкой)

Есть несколько версий о смысле фильма, которые исходят от людей по интересам в жизни.

Первая версия от людей, чьё сознание затуманено

Те, кому близка тема алкоголизма и наркомании рассуждают о мультфильме со своей стороны, говоря, что в нём скрытый смысл того, что происходит с человеком, употребляющим определённые вещества.
Но с такие рассуждения можно напрямую оспаривать, так как в жизни много случаев, когда совершенно трезвый и нормальный человек, попав в густой туман начинает блуждать по территории и теряет ориентацию на местности, так как по сути туман ослепляет человека и дезориентирует.

Вторая версия со стороны философии

Одна из известных версий смысла мультика принадлежит перу Иосифа Боярского, который нашёл в заблудившемся Ёжике философский смысл.
Он рассуждает о герое мультфильма, что тот соприкоснулся с таинством не чего иного, а именно бытия. Во время того, как Ёжик ходит, заблудившись в тумане, он думает о загадочности сущего и о своей нелепой трагичности ситуации, в которую попал. В конце концов на выходе он встречает добро. Этот мультфильм, по мнению Боярского, весь напичкан тончайших психологических нюансов.

Третья версия со стороны простого зрителя

Но всё же самое широкое распространение смысла "Ёжика в тумане" получила версия от простых зрителей, которые не раз бывали в подобных ситуациях, т.е. пробирались сквозь туман. Да и эти люди ещё помнят своё детство, а может видят себя в маленьких девчонках и мальчишках, окружающих их.
Так вот, по мнению этой аудитории, сказка о Ёжике - это всего лишь детская, добрая сказка о том, как Ёжик ходил в гости к своему другу Медвежонку, живущему недалеко от его дома. Но по дороге он попал в туман и просто напросто не мог различить предметы в этом тумане. Именно из-за этого у Ёжика появился детский стах, но в последствии он всё же увидел, что это обычные предметы и животные, которые находятся и живут рядом с ним.
В конце мультика Ёжик не просто встречает Медвежонка, а именно его друг не стал дожидаться его и отправился на поиски, зная, как легко заблудится в тумане.
Вот и смысл мультика в том, что не надо бояться того, что только кажется, а ещё надо верить в дружбу, ведь настоящий друг никогда тебя не бросит!

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО,
ИЛИ
САМЫЙ СТРАННЫЙ (МУЛЬТ-)ФИЛЬМ


ЕЖИК В ТУМАНЕ
1975, СССР, 10 мин.
Режиссер: Юрий Норштейн

«По вечерам Ежик ходил к Медвежонку в гости.
Они усаживались на бревнышке и, прихлебывая чай, смотрели на звездное небо.
Оно висело над крышей - прямо за печной трубой.
Справа от трубы были звезды Медвежонка, а слева - Ежика…»
«Ежик в тумане»

Быть может вам приходилось когда-нибудь ловить себя на мысли о том, что вы понятия не имеете, что происходит, но это, тем не менее, вам безумно нравится? Если нет, то вашему непробиваемому рационализму остается лишь позавидовать (посочувствовать), а если да, то вы, возможно, принадлежите к тому самому исконно-русскому типу людей, которые всегда с радостью готовы положиться «на авось» и находят ни с чем не сравнимое удовольствие в весьма странных на первый взгляд мелочах. Например, в бесцельном блуждании посреди леса в густой дымке осеннего вечера, словно заблудившийся ежик в тумане. Тот самый Ежик, который еще в далеком 75 году отправился в гости к другу Медвежонку, чтобы попить чай с малиновым вареньем, а затем, аккуратно поделив небо пополам, считать звезды…

Если задуматься, то мультипликационная лента «Ежик в тумане» - это наше национальное все – психология и даже, если хотите, философия. Мультфильм, который, по мнению многих, является едва ли не самым странным из того, что удалось создать за всю историю отечественной мультипликации, оказался одновременно тем самым произведением искусства на века, интерес к которому с годами не исчез, а наоборот лишь преумножился. Поразительно, но отправившись на поиски информации по всемирной паутине, удивляешься тому количеству статей и просто зрительских отзывов (и даже мини-исследований), которые ему посвящены. Кроме того, у маленького десятиминутного «Ежика» немало всевозможных званий-регалий и наград на международных конкурсах и фестивалях, и в то же время далеко не каждый житель России может с уверенностью сказать, что действительно понимает этот мультфильм, не говоря уже о том, что просто любит его.

История о Ежике, думаю, известна каждому на постсоветском пространстве. Сюжет ее не отличается особой увлекательностью, цветовая палитра на многих действует крайне удручающе (все оттенки коричневого, желтовато-серого, ржавого). Диалоги, вернее их фактическое отсутствие, в совокупности с довольно странным поведением героя, в какой-то степени позволяют говорить о принадлежности этой анимационной ленты к немассовому кино-искусству, однако любители артхауса опять же не видят в нем ничего «этакого» и, пожав плечами, замечают: «Странный он, этот ежик…». Впрочем, для кого странный, а для кого самый что ни на есть понятный.

Так, психологи предлагают именно по реакции на этот мультфильм судить о характере и мироощущении ребенка. Если во время просмотра дитя нервничает, испытывает страх и слишком переживает за героев, то это, по мнению врачей, служит свидетельством того, что ребенок психически нестабилен, чрезвычайно раним и является типичным меланхоликом. Если же ребенок спокоен, то это указывает на то, что он уравновешен и прекрасно адаптируется к происходящему в реальности.

Интересно другое, большинство детей среднего школьного возраста уже не могут воспринимать этот мультфильм адекватно. Он хорошо идет у дошколят, либо у тех, кто уже распрощался со школьной скамьей – однако воспринимается различными возрастными группами совершенно по-разному. Для детей – это добрая сказка о том, как Ежик шел в гости к другу и, преодолевая ряд препятствий, порой действительно страшных и опасных, он достигает своей цели. Выходит что история действительно весьма поучительная и простая. Взрослые же, активно пытающиеся наделить ее десятком скрытых смыслов, и подростки, пытающиеся высмеять и опошлить все вокруг, имеют на сей счет совершенно иное мнение.

Несмотря на то, что на вопрос «является ли «Ежик в тумане» Самым Лучшим Мультфильмом?» далеко не каждый россиянин ответит положительно, он все же был назван таковым на «Мультипликационном фестивале Лапута», проходившем в Токио в 2003 году. Японцы провели опрос среди ста сорока мультипликаторов и кинокритиков из разных стран и составили список 150 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. Интересно и то, что в топ лучших помимо «Ежика» попали еще пять работ Норштейна, в том числе и его знаменитая «Сказка сказок», оказавшаяся на втором месте. Это, разумеется, очень приятно, особенно если учесть, что японцы в анимации знают толк.

Вот список «наших» мультфильмов, также вошедших в топ:

1. «Ежик в тумане» Юрия Норштейна
2. «Сказка сказок» Юрия Норштейна
17. «Снежная королева» Льва Атаманова
42. «Чебурашка» Романа Качанова
45. «Старик и море» Александра Петрова
52. «Цапля и Журавль» Юрия Норштейна
65. «Жил-был пес» Эдуарда Назарова
70. «Лиса и заяц» Юрия Норштейна
81. «Спокойной ночи, малыши» Юрия Норштейна
92. «Шинель» (2 части) Юрия Норштейна
99. «Варежка» Романа Качанова
101. «Корова» Александра Петрова
149. «Каникулы Бонифация» Федора Хитрука

«А интересно, - подумал Ежик, - если Лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?»

Традиционно существует три точки зрения на этот мультфильм и соответственно на то, что происходит в нем.
1) перед вами философское приключение в глубины подсознания;
2) нечто сродни бреду сумасшедшего/алкоголика/наркомана (нужное подчеркнуть)
3) это просто мультфильм

В зависимости от того, какого именно мнения вы придерживаетесь, и будет зависеть зрительское восприятие действия. Первая, распространенная среди любителей покопаться в художественных произведениях, и зачастую находящих в них то, чего там на самом деле нет и быть не могло. Вторая точка зрения более популярна в наше время, напрямую связанная с этим циничным веком и вездесущей иронией. Третья, пожалуй, самая адекватная и вменяемая – «Ежик в тумане» это просто история о Ежике, заблудившемся в тумане, ничего более. Просто мультфильм, экранизация чудесной сказки Сергея Козлова.

Но вот тут как раз и возникает загвоздка, самая важная и спорная. Сколько в ленте осталось непосредственно от сказки? Сергей Козлов, ушедший в мир иной в январе этого года в возрасте 70 лет, был талантливейшим человеком: писал чудесные детские сказки, а так же сценарии к мультфильмам. Перечислю лишь некоторые мультфильмы, снятые по мотивам его сказок и вам все станет ясно: «Как львенок и черепаха пели песню», «Трям! Здравствуйте» - вот оно, наше счастливое детство. Тем, кому данные названия не скажут ровным счетом ничего (увы, в эпоху практически безраздельного властвования Пиксар и Дримворкс и такое возможно) сообщаю, что это истории, на которых выросло не одно поколение детей. Но вернемся к «Ежику». Небольшая сказка о его приключениях в тумане входит в сборник «Осенняя песня травы», героями которого как раз и являются помимо известных нам Ежика и Медвежонка, Заяц и другие жители леса. Легкость и безмятежность повествования успокаивают и взрослых и детей. Удивительно тонко подмечены детали, в каждой строчке ощущается любовь к окружающему миру, а главное, как просто и верно ему удается объяснить сложные понятия и чувства – все это выгодно выделяет сказки Козлова. Однако, читая сценарий, написанный Козловым для мультфильма, понимаешь, что это уже что-то другое, совсем другое. Исчезла куда-то безмятежность и простота, словно изменился весь мир героя. И не знаешь, хорошо это или плохо. Быть может, если бы Норштейн, снимая, оставил все как есть и сделал сказку красочной и более радостной, мы бы и не вспоминали ее сейчас. Но с другой стороны, судя по отзывам, его творению удалось в конечном итоге напугать не мало впечатлительных и ранимых детей.

Норштейн, ныне кавалер Ордена Восходящего Солнца, снял свою сказку, своего «Ежика». Кажется, что он наделил своего героя беспокойством, которого он до этого был лишен. Если сказка в какой-то степени воспевает жизнь, то мультфильм больше похож на своеобразное заигрывание с миром потусторонним. Многие увидели в самом путешествии Ежика завуалированный переход в загробный мир – падение в реку как фактическая смерть, а затем возрождение. Другие в свою очередь разобрали мультфильм по образам и каждый наделили символическим значением: филин – хаос, река – время, лошадь – свет. Тогда получается, что некто невидимый  это Бог, спасающий Ежика и дарующий ему жизнь. Такому толкованию способствует и сама форма мультфильма, цветовая гамма, внешний вид персонажей. Среди исследователей есть и такие, кто увидел в нем параллели и заимствования из «Соляриса» Тарковского, вышедшего тремя годами ранее, в котором тоже есть сцена, где герой блуждает в тумане и видит лошадь.

И наконец, образ Ежика очень похож на символ заблудшей души, которой помогают высшие силы. Маленький, потерянный, пугающийся шороха листьев и уханья филина, Ежик медленно, но уверенно продвигается к своей цели – своеобразный бунт маленького существа против враждебного ему окружающего мира, в конце концов, заканчивающийся его победой. Разумеется, все это лишено под собой какой-то научной основы, все строится на догадках, однако если задуматься, то что-то в этом все-таки есть. Страх перед одиночеством, неизведанным и одновременное желание познать это – так свойственны людям. Однако кроме дилетантских исследований есть и вполне серьезные. Так, например, в учебном пособии "Социология трансграничности" есть глава, посвященная этой работе Норштейна: "Трансграничность в символике образов по м/ф "Ежик в тумане".

«- Хе-хе-хе-хе-хе! - обрадовался Ежик … как вдруг из тумана, как из форточки, снова выскочил Филин.
- Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу!.. - закричал он.
«Псих», - подумал Ежик».

Современный взгляд на Ежика иной. Туман – это наркотический дурман, состояние героя – белая горячка, лошадь – типичный глюк, можжевеловые веточки – местный галлюциноген. Тогда мультфильм тут же теряет все серьезность, загадочность, поэтичность и становится более похож на бред сумасшедшего. Нервный Ежик, пугающийся уханья филина и падающего листа, давно стал предметом всевозможных фольклорных задумок, достаточно часто встречающихся на просторах интернета.

Так же рассматривают и взаимоотношения между Ежиком и Медвежонком, где Медвежонок обычно выступает как бездушный эксплуататор, чьим единственным эгоистическим чувством является желание не пить чай в одиночестве. К тому же, как мы помним, Ежик шел к нему не с пустыми руками, а с узелком с вареньем (потерянным и вновь приобретенным по дороге). Помимо «веселых картинок» на тему мультфильма существуют и анекдоты, и импровизированные трейлеры фильмов ужаса по мотивам, однако все это по большому счету говорит лишь об одном – о неугасающем с годами интересе. К слову, не так давно в Киеве открыли памятник Ежику. Он сидит на пеньке и держит в руках узелок с вареньем. Самое забавное, что памятник этот носит название «Лошадка» в честь той самой лошади, о судьбе которой так тревожился сам Ежик: «Как она там, в тумане?..»

Но что бы не выдумал извращенный мозг взрослого человека, «Ежик в тумане» это просто мультфильм. Мультфильм, нарисованный вручную, с использованием достаточно непростой техники. К примеру, вот как создавали эффект тумана – на белый фон помещалась фигурка Ежика, сверху – калька. Изображение проецировали на экран и при этом кальку приподнимали, тем самым регулируя интенсивность, густоту тумана. По одной из версий прототипом создания экранного ежика послужила писательница Людмила Петрушевская, и хотя некоторое «сходство» в чертах ее лица с ежиком найти можно, сам Норштейн утверждает, что это миф. Любопытно и то, что Ежик говорит голосом Марии Виноградовой, до этого дублировавшей саму Одри Хепберн, а также озвучивавшей дядю Федора из Простоквашино. Этот голос идеально лег на общую картинку, так что представить что-то иное уже сложно.


Эта трогательная и по-своему красивая история, лишенная ярких красок и зрелищного действия подкупает своей безыскусностью и простотой. Бытует мнение, что если любимым мультфильмом ребенка станет этот, то из него вырастет тонко чувствующий человек. Разумеется, это лишь мнение, но доля истины все же в нем есть. Однако сейчас все труднее представить себе детей, которые отдадут предпочтение простому и безыскусному Ежику, если придется выбирать из всего того многообразия западной анимации.

Но что же случится, когда некому будет входить и выходить из тумана? Когда анимационные леса будут населять лишь ужасные огры и странные принцессы, от пения которых бедных птичек будет разрывать на кусочки, а также безумная саблезубая белка, носящаяся по экрану со своим бесценным орехом? Что станет, когда анимация перестанет удивлять, а будет лишь веселить? Туман рассеется, и перед нами возникнет серая и унылая реальность. Никто не будет считать звезды, те самые, никто не станет задумываться, что это кому-нибудь нужно. Останется пустота и приторно-сладкие хлопья попкорна. Маленького колючего Ежика выбросят на помойку истории. Сказка закончится.

«Ежик в тумане». Награды:
I премия на IX Всесоюзном кинофестивале во Фрунзе, 1976 г.
«Гран-при» Большая золотая медаль на Х МКФ для детей и юношества, Тегеран, 1977 г.
Премия Лондонского фестиваля (фильм признан «выдающимся фильмом года»), 1977 г.
«Серебряный бумеранг» на МКФ в Сиднее (Австралия), 1978 г.
Приз за лучший короткометражный фильм для детей в Хихоне (Испания), 1977 г.
Третий приз «Бронзовый Хьюго» на МКФ в Чикаго (США), 1978 г.
I премия на МКФ в Эшпиньо (Португалия), 1978 г.
Государственная премия СССР, 1979 г.
В Токио на международном опросе кинокритиков и
режиссёров признан лучшим фильмом в мультипликации, 2003 г.

Алина Ермолаева