Осенняя ярмарка в детском саду на улице. Сценарий фольклорного развлечения в ДОУ "Ярмарка чудес" (старший дошкольный возраст)

Ведущий. С давних времен на Руси по окончании полевых работ, сбора урожая с полей и огородов в городах и селах устраивали ярмарки, куда свозили на продажу плоды своего труда. На ярмарках было шумно, весело, проходили народные гуляния с хороводами, скоморохами, устраивались различные состязания.

И мы сегодня побываем на такой ярмарке.

Тот, кто песне и пляске рад,

Тот нам словно милый брат.

А кто с нами споет и спляшет

Будет во сто крат и милей и краше.

1. На ярмарку, на ярмарку

Спешите все сюда!

Здесь песни, шутки, сладости

Давно вас ждут, друзья!

2. Внимание, внимание!

Открывается веселое гуляние

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

3. Ждет вас множество затей,

В игры можно поиграть.

Силу, ловкость показать,

От души повеселиться

Сладкого чайку напиться.

4. И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли.

Народ собирается,

Наша ярмарка открывается.

Фома и Ерема.

Здорово, брат Ерема!
Здорово, брат Фома!
Куда путь держишь?
На ярмарку иду.
На работу — так позади последних, а как на ярмарку — впереди первых. А кто же тебе про ярмарку сказал?
Кума сказала.
А кума откуда знает?
Кума все знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Бывал.
Велика?
Не мерил.
Сильна?
Не боролся.
А кого на ярмарке видел?
Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у ней узенькие, а лоб широкий.
Это ведь медведь был!
Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он же не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Да это волк!
Все ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал: волк маленький, глаза косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от собак убегает.
Это же заяц!
Какой там заяц. Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетает да почирикивает.
Да ведь это горностай! И байки, брат Фома, сказывать перестань.

Солнце яркое встает.

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары,

Пышут жаром самовары.

(Столы с разными товарами, за ними продавцы в русских народных костюмах.)

1.Тары бары — растабары,

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Забирайте нарасхват.

Подходи, дружок Вавила!

Заворачивай, Гаврила!

Заворачивай, Матрена!

Набивай карман Ерема!

2. Яблочки садовые,

Яблочки медовые,

Все наливчатые,

Все рассыпчатые.

Грушевые и ананас

Набирайте про запас.

3. Ай да пирог, этот пирог

Сам Иванушка пек!

Сколь горячий — губки жжет

Одно масло — к ручкам льнет.

С сахарным примесом

С полпуда весом.

4. Становитесь в ряд.

Выбирайте подряд.

Дудки, хлопушки. Красиво, приятно,

Для детей занятно.

5. Вот блинчики — блины,

Во печах испечены.

И сочные, и молочные,

И крупинчатые,

И рассыпчатые.

С дымом, с паром,

С головным угаром.

Инсценирование «Как старик корову продавал».

На рынке корову старик продавал, никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровенка нужна, но видно не нравилась людям она.

Хозяин, продашь нам корову свою?
Продам. Я с утра с ней на рынке стою.
Не много ли просишь, старик, за нее?
Да где наживаться! Вернуть бы свое.
Уж больно твоя коровенка худа.
Болеет проклятая, прямо беда.

Да мы молока не видали пока.

Весь день на базаре старик торговал. Никто за корову цены не давал. Один

паренек пожалел старика:

Папаша, рука у тебя не легка! Я возле коровы твоей постою, авось

продадим мы корову твою.

Идет покупатель с тугим кошельком, и вот уж торгуется он с пареньком:

Корову продашь?
Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
Да так ли? Уж выглядит больно худой!
Не очень жирна, но хороший удой!
А много ль корова дает молока?
Не выдоишь за день, устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою

Зачем я, Буренка, тебя продаю? Корову свою не продам никому, такая скотина нужна самому!

Поводырь с медведем.

Расступись, народ честной.

Идет медведюшка со мной. (медведь кланяется)

Много знает он потех.

Будет шутка, будет смех.

Медведюшка, ты петь умеешь?

(дает гармошку, тот играет, ревет. Поводырь отступает, закрыв уши. Медведь идет на него, тот отмахивается руками, забирает гармонь. Медведь кланяется).

— А теперь покажи- ка нам, Мишенька, как девицы румянятся,

В зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

— А как бабушка блины пекла,

Да руки обожгла.

— А как бабы на работу идут? (еле — еле)

— А с работы домой бегут?

— Покажи- ка всем,

как Дуняша в круг заходит,

лихо пляс заводит. (медведь надевает косынку, берется за концы и под музыку «Из-под дуба»

1. вперевалочку идет

2. припадая на ногу, кружится

3. попеременно выбрасывает ноги вперед

4. кружится в другую сторону

5 садится на пол

— Уж Мишутка утомился (встает)

И народу поклонился (кланяется).

Вдоль ярмарки во конец

Шел удалый молодец

Не товар продавать,

Себя людям показать.

Коробейник:

Ой, полным полна моя коробушка,

Есть и ситец и парча.

Пожалей, душа зазнобушка,

Молодецкого плеча.

Дам вам ситцу штуку целую,

Ленту алую для кос.

Поясок — рубашку белую

Подпоясать в сенокос.

Подбегают девочки, разбирают, примеряют, водят хоровод, поют песню.

Петрушка. (Кукла на ширме).

Здравствуйте, ребятишки!

Здравствуйте, парнишки.

Славные девчушки,

Быстроглазые вострушки.

Пожалуйста, подходите,

Петрушку посмотрите.

Парень и весельчак

Это знает всяк.

Я пришел вас позабавить,

С праздником поздравить.

Ну что тут толковать,

Пора спектакль начинать.

Все садитесь вкруг меня,

Кто на пенек, а кто на лавку,

Да не делайте давку!

Уля и Филя. (Кукольный спектакль).

Здорово, Филя!
Здорово, Уля!
Где ты был?
У матушки.
Что, мать гостинцев прислала?
Мать прислала оладушек.
А где же они?
Я их под лавку положил.
Экий, Филя, ты чудак.
А ты бы, Уля, как?
Я бы в печку положила, ты бы пришел и поел.

(расходятся под музыку, потом снова сходятся)

Мать прислала сарафан.
А где же он?
Я его в печку положил.
Экий, Филя, ты чудак.
А ты бы, Уля, как?
Я бы его повесила в шкаф.

Мать прислала барана.
А где же он?
Я его повесил в шкаф.
Экий, Филя, ты чудак.
А ты бы, Уля, как?
Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Мать прислала Настюшку.
А где же она?
Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Экий, Филя, ты чудак.
А ты бы, Уля, как?
Я бы ее за стол посадила, да чаем напоила

Мать прислала свинью.
А где же она?
Я ее за стол посадил, чаем напоил.
Ах ты, Филя, какой ты простофиля!

Ведущий Внимание, внимание!

Открываем веселое гуляние!

Торопись, честной народ!

Тебя ярмарка зовет!

Состязания в силе, ловкости.

Петушиные бои. (на полу начерчен круг. Двое ребят на одной ноге, другую держат рукой, вторая рука за спиной, стараются вытолкать друг друга из круга)
Меткие стрелки (попасть маленьким мячом в корзину или нарисованное на картоне чучело)
Стенка на стенку. (две команды мальчиков становятся лицом друг к другу и сцепляют руки в локтях через одного. Каждая команда тянет вперед, чья команда окажется сильнее)
Сбор урожая. (на некотором расстоянии от детей разбросаны разные овощи. Можно носить только по одному предмету и складывать в корзину)
Перетягивание каната.

Снова продавцы за столами

Подходи, мальчишки,

Пряники, коврижки,

Вкусные на меду,

Давай в шапку накладу.

Платки, гребешки,

Расписные петушки.

Небольшой расход

Подходи честной народ.

Стою на краю

Чуть не даром отдаю.

За загадки и шутки,

За песни, прибаутки!

Ну что за товар!

И тот хорош, и другой хорош.

Выбирай который хошь.

Всех они зазывают,

Всех приглашают.

Они товар не продают,

Только даром отдают

За загадки и шутки,

За песни и прибаутки.

Отдают с потехой,

С шуткой и со смехом.

Дети подходят к столам и «покупают» понравившийся товар, рассказав пословицу, загадку, считалку, потешку и т.д.)

Каждый год в нашем детском саду традиционно проходит Осеняя ярмарка. Это такое хитрое комбинированное мероприятие - праздник, стилизованный под народное гуляние, со сбором денег в пользу садика:).

Дети водят хороводы, играют в народные игры, участвуют в разных конкурсах. Каждая группа готовит маленькое выступление - стихи, танцы, загадки.

А завершается праздник собственно ярмаркой, где продаются разные сладости и поделки, сделанные детьми и родителями.

Все собранные деньги идут на покупку какого-нибудь дополнительного оснащения для детского сада: костюмов, реквизита для театрализованных представлений и т. д.. В прошлом году, например, был куплен переносной микрофон с динамиком.

Чтобы потешить детей, в некоторых играх участвуют взрослые. Пап заставляют перетягивать канат или прыгать через скакалку, мамы танцуют барыню.

Меня обычно назначают на роль продавца на ярмарке, поэтому самое интересное проходит мимо меня. Зато, пользуясь служебным положением, я могу первая выбрать и купить поделку, которя мне нравится:).

В этом году торговля поделками шла плохо. Заведующая не стала произносить пламенную речь, как необходимы нам эти деньги и на что мы их потратим, и родители не прониклись желанием раскошелиться. А некоторые дети стояли возле своих поделок и ждали, когда же их кто-нибудь купит. Так мне их было жалко, хотелось все самой купить:).

Наши поделки - чайный домик с эльфами и - воспитатели заранее отложили для себя. Но пообещали, что внесут деньги в общую кассу:).

Хорошо раскупили сладости, причем были среди них и настоящие самодельные: вафельные трубочки с вареной сгущенкой, хворост, цветные пряники в форме дубовых листьев. Мы купили мешок домашнего хвороста и домик из тыквы. Цены на все символические, можно торговаться, можно давать больше.

После сладостей главным объектом внимания детей стали лошади. Как нет свадьбы без баяна, так и ярмарки не может быть без лошадей! Вот администрация садика и пригласила двух лошадок катать детей.

Раньше наша Лена боялась таких больших, каталась только на пони, но тут смело взгромоздилась на тяжеловоза. Потом мы еще с интересом посмотрели, как коней заводят в специальную машину для транспортировки.

На этом праздник и закончился. Вырученные деньги считали уже без нас, но думаю, что-то стоящее приобрести в этот раз не получится. Зато повеселились!

Цель: привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи:

— развивать интерес и любовь к русскому народному творчеству;

— знакомить с разными видами игрового и потешного фольклора;

— обогащать знания о своеобразии и красоте русского фольклора;

— создавать условия для понимания национального колорита музыки, танцев, песен русского народа;

— знакомить родителей с приемами работы и сотрудничества;

— формировать положительное отношение к творческим встречам, участию в совместных мероприятиях и выполнении творческих заданий;

— способствовать созданию атмосферы единства и сплочения семьи.

Предварительная работа: ознакомление с традициями русского народа, сезонными обычаями через слушание музыки, беседы, разучивание народных игр, потешек, загадок, частушек и т.д.; составление сценария ярмарки, подбор атрибутов к играм; разучивание музыкального и литературного материала; обсуждение с педагогами группы предложенного сценария, внесение дополнений, исправлений; оформление альбома с рисунками «Моя любимая потешка, загадка, частушка»; просмотр видеоматериала «Оркестр народных инструментов»; дидактическая игра «Узнай по голосу»; разучивание танцев «Самовар», «Прялица»; изготовление пригласительных билетов для родителей; обсуждение с воспитателями группы мастер-класса; оформление музыкального зала, похожего на ярмарочную площадь (столы с товарами, карусель, ширма для показа театра «Петрушки»).

Оборудование: костюмы героев развлечения, конфеты, картофелины, ложки, народные игрушки.

Под русскую народную мелодию в музыкальный зал входит ведущий.

Ведущий. Вот и весь народ уж в сборе. Здравствуйте, гости дорогие! Давно встречи с вами ждали, а повод у нас сегодня есть. Осень- матушка пришла, ярмарочные гуляния на двор привела. Каждый мастер свой товар выкладывает да покупателей зазывает. Приглашаю всех на шумную, веселую осеннюю ярмарку.

Под русскую народную мелодию входят дети и встают перед гостями.

Ребенок

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ.

Сел сверчок на шесток, таракан в уголок,

Сели, посидели, песенку запели.

Дети поют на мотив песни «Во кузнице».

Дети

На я, на ярмарку,

На я, на ярмарку,

Как на ярмарку народу собралось,

Как на ярмарку народу собралось.

Играет музыка, играет музыка,

Здесь народное гулянье началось, Здесь народное гулянье началось.

Товар лежит горой, товар лежит горой, Подходи, смотри и выбирай любой, Подходи, смотри и выбирай любой.

Ребенок

Подходите, граждане, угостим каждого.

Сообщим, пока не поздно, мы условие одно:

Сегодня быть серьезными у нас запрещено.

Дети занимают места на стульях, за столами.

Ведущий. А товару на ярмарке — глаза разбегаются. Вот этого продавца спросим, чем он торгует.

1-й ребенок-продавец

Ко мне подходите, млад и стар,

Выбирай любой товар.

Товар отменный: вот самовар медный.

А вот чашки для пшенной кашки,

А вот блюдца, никогда не бьются.

Дети исполняют танец «Самовар».

Ведущий. Посуды на ярмарке, конечно, много, а вот игрушек, кажется, еще больше.

Подходит к следующему столу.

Любезный продавец, расскажи нам о своем товаре.

2-й ребенок-продавец

Возле Вятки есть Дымково поселок,

Окружен лесами уголок веселый.

Эти игрушки я привез оттуда,

Полюбуйтесь все на дымковское чудо.

(Показывает игрушку.)

Индюк, индюк,

Ты похож на сундук,

Сундук не простой:

Красный, белый, золотой.

А вот еще игрушки:

Уточки, лошадки, барышни, козлятки.

Подходите, покупайте,

Весь товар разбирайте.

Ведущий. Спасибо, мастер, за рассказ. Куплю я игрушку, только чуть позже, а пока мне горшок нужен под маслице и сметану.

Народная игра «Горшки»

Играющие разделяются на две группы. Дети-«горшки», встав на колени, образуют круг. За каждым «горшком» стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок, продай горшок!

— Покупай.

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать «горшок» его хозяин, но не более пяти рублей) касается рукой хозяина «горшка», и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают два раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает его, а отставший становится водящим.

Ведущий. Пока вы, ребята, горшки выбирали, я чудеса видела.

Чудо, чудо, чудеса:

На пеньке стоит лиса,

Палочкою машет,

А зайчата пляшут.

1-й ребенок.

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

2-й ребенок . Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю.

На болоте да на мху

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

3-й ребенок. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю.

Черный с удочкой,

Белый с дудочкой.

Черный рыбку ел,

Белый песню пел.

Ведущий . Стойте, стойте, дайте мне про особое чудо рассказать. В некотором царстве, в российском государстве недалеко от Москвы средь лесов и полей жили-были мастера смелые и умелые. Собрались они стали и думать, как бы край свой прославить, и вот что придумали. Нашли в родной стороне глину белую-пребелую и стали лепить из нее посуду такую, какой белый свет не видывал. Расписали мастера посуду синей краской. Рисовали узоры из сеточек, полосок, цветов. Полюбилась людям посуда, и стали они ее называть нежно «голубое чудо». А городок так и по сей день стоит недалеко от Москвы, и, как прежде, работают там мастера, делая на радость людям необыкновенной красоты посуду — «гжельскую красоту».

Девочки танцуют в костюмах с гжельскими узорами танец «Прялица».

Ярмарка! Ярмарка! Веселая ярмарка, а что за ярмарка без веселых потешниц? Да вот и они пожаловали.

Роли потешниц исполняют родители (мамы).

1-я потешница . Здравствуйте, люди добрые!

2-я потешница. Здравствуйте, детишки милые.

1-я потешница . Ты слыхала, что на улице две курицы с петухом дерутся, а две девицы-красавицы смотрят и смеются.

2-я потешница

Ха-ха-ха, ха-ха-ха,

Как нам жалко петуха.

1-я потешница (обращается к ребенку). Скажи «медь».

Ребенок. Медь.

1-я потешница. А твой сосед медведь.

2-я потешница. А ты скажи «двести».

Ребенок. Двести.

2-я потешница. У тебя голова в тесте.

Обе (вместе). А вам всем поклон прислала Глаша. (Кланяются.)

Ведущий . Какая Глаша?

Обе (вместе). Да свинья наша.

Ведущий. Ой, веселые потешницы повеселили народ на ярмарке. А теперь для вас загадка.

Тарин,барин,

Пощипай ехали на лодке,

Тарин, барин утонул,

Кто остался в лодке?

Потешницы. Пощипай.

Ведущий. Пощипай? Да, пожалуйста. (Бежитзапотешницами, а потом к детям и пощипывает их.)

Ой, какой красивый да ладный парень идет. Как звать-величать тебя, хлопец?

Мальчик. Зовут меня Иваном, но можно звать Иванушка. Ведущий. А где же ты был, Иванушка?

Дети исполняют русскую народную песню «Где был, Иванушка?»

Сколько всего накупил Иванушка на ярмарке! Домашние очень будут рады подарочкам. А скажи, если не секрет, где ты столько денежек взял?

Иванушка. Картошку посадил, выкопал да на ярмарке продал.

Проводится игра «Перенеси картошку в ложке».

Ведущий. Какая ярмарка да без театра. Где это наш Петрушка, веселая игрушка? Он мальчишка хоть куда. Он шуткой, прибауткой развеселит всегда.

Кукольный театр

(за ширмой родители)

Петрушка (кукла)

А вот и я! Давно не виделись, друзья.

Эй, мальчишка с первого ряда,

Ты что, не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что это за игрушка,

А это я — Петрушка.

Здравствуйте, дорогие зрители,

Потягаться со мной не хотите ли?

Ведущий . Смотря в чем.

Петрушка. Например, кто громче кричать будет, или у кого язык длиннее.

Ведущий . Нет, не нужны нам такие соревнования. Расскажи лучше, с чем на ярмарку пожаловал.

Петрушка. Осенью свадьбы на Руси гуляли. Очень уж я хочу жениться и невесту сейчас выбирать буду. У вас так много красивых девчонок. Вон та, в синем платочке, нравится, а вот рядом еще лучше сидит. А можно мне всех посмотреть?

Девочки обходят зал.

Нет, не могу выбрать, все мне улыбаются, что я застеснялся даже.

Ведущий . Петрушка, рановато нашим девочкам о замужестве думать.

Петрушка. Ладно, повеселил вас, а теперь вы меня частушками порадуйте да на музыкальных инструментах поиграйте.

Дети исполняют частушки.

1-й ребенок

Мы — веселые ребята,

Мы — ребята-дошколята,

Пропоем сейчас для вас

Мы частушки высший класс.

2-й ребенок

Всю неделю не пилось,

Не пилось, не елось.

Мне на ярмарке у вас

Плясать захотелось.

3-й ребенок

Я мальчишка сладенький,

Тонкая фигурочка.

Неужели не полюбит

Никакая дурочка.

4-й ребенок

Мыла пол, мыла пол,

Замочила весь подол,

Меня мама утюгом,

А я на улицу бегом.

5-й ребенок

Мы на ярмарке сегодня

Веселились от души,

Хороши мальчишки наши

И девчонки хороши.

Ведущий. Целый день можно по ярмарке ходить, но время пришло что-нибудь на память купить. Не бойтесь, денег на нашей ярмарке ни копеечки не потратите. На нашей осенней ярмарке весь товар можно купить за конфеты. Подходите, не стесняйтесь, с продавцами пообщайтесь.

Гости покупают сувениры за конфеты.

Ой, а этот прилавок пустой, товар не лежит никакой. Я знаю, где мастер. Пойдемте все к нему в мастерскую, и научит нас мастер делать игрушки своими руками.

Мастер-класс проводит или воспитатель, или родители.

Вот и игрушки сделаны, и сувениры куплены, пора на карусели.

Игра «Карусели»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

В конце развлечения проводится чаепитие.

Любовь Елисеева

Сегодня в ДОУ № 16 города Камышлова прошла пышная развеселая «Осенняя ярмарка » .

"Ярмарка , ярмарка , золотая ярмарка . " - такими словами начался тематический праздник в подготовительной группе "Лучики" нашего детского сада . На ярмарку были приглашены родители воспитанников. Идея ее проведения у нас родилась неспроста. В нашем городе стало хорошей традицией проведение подобных мероприятий осенью и весной . Люди с нетерпением ждут ярмарку , чтобы прикупить что-либо для себя и своих родных, порой даже просто погулять и развлечься.

Именно поэтому в сотрудничестве с музыкальным руководителем, учителем-логопедом и родителями мы создали радостную и комфортную атмосферу для детей. Ярмарку открывают плясуны-скоморохи (воспитатели Елисеева Л. А. и Титова Е. А.) и начинается наш праздник танцем "Веселая карусель".


Ну, а какая же ярмарка без представления ? Знаменитый веселый Петрушка в шутках и прибаутках рассказывает, как он побывал на большой ярмарке и какие подарочки там купил. Весь праздник дети пели русские народные песни.





Никого из присутствующих равнодушным не оставили зажигательные танцы «Цыганочка» и «Кадриль» . Огромный восторг и отличное настроение подарила осенняя ярмарка всем !

Публикации по теме:

30 сентября в нашем детском саду проводилась ярмарка. Зал был по осеннему украшен разноцветными листьями, цветами а также шарами. Выступали.

В нашем детском саду "Росинка", уже стало ежегодной традицией проведение осенней ярмарки,в которой принимают участие все возрастные группы.

«Осенняя ярмарка» (Участники праздника - воспитатель, дети и родители. Дети стоят парами возле открытых дверей. Родители сидят на столами,.

Фотоотчет «Осенняя ярмарка» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет «Осенняя ярмарка». Это одно из самых ярких, красочных.

Добрый день, коллеги и друзья! Хочу предложить вашему вниманию не большой фотоотчет «Осенняя ярмарка в гостях у ребят!». В нашем саду,.

Осенняя пора, очей очарованье… В эту самую очаровательную пору в нашем учреждении ежегодно проводится одно из ежегодных любимых детьми и.

Осенний праздник в старшей - подготовительной группе ДОУ

Звучит фонограмма русской народной песни «Барыня». В зал входят дети в русских костюмах. Мальчики держат в руках музыкальные шумовые инструменты - трещотки, деревянные ложки, бубны. Музыканты обращаются к зрителям.

1-й ребёнок.

Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!

Здравствуйте, гости и гостьюшки!

2-й ребёнок . Вот и мы пришли к вам на ярмарку сюда.

3-й ребёнок . На товар посмотреть и себя показать!

4-й ребёнок. Извините нас в том, что мы в платье худом!

5-й ребёнок.

Подходите ближе, подходите!

И товары наши поглядите!

Музыка звучит громче, в зал гурьбой входят дети старшей и подготовительной группы, гуляют врассыпную и парами. У некоторых детей в руках лотки с «товарами». Они ходят и зазывают «покупателей».

1-й зазывала.

Вот орешки! Хороши орешки!

Вкусные, на меду,

Давай в шапку накладу!

2-й зазывала.

Вот ниточки, есть иголочки,

Подходите покупать, девицы-душечки!

3-й зазывала.

Сами мы рязанские, сельди астраханские,

Давай покупай. Забирай - выбирай!

4-й зазывала.

Кому пирожки, горячие пирожки?

С пылу, с жару, гривенник за пару!

Нажарила-напекла Акулина для Петра!

Давай наскакивай!

5-й зазывала.

Ай да квас! С медком, с ледком,

И густой, и забористый!

6-й зазывала.

Иголки не ломки, нитки, тесёмки,

Румяна, помада, кому что надо!

7-й зазывала.

У дядюшки Якова

Товару хватит всякого.

Хором.

Тары-бары-растабары,

Расторгуем все товары!

Дети подходят к столам, берут атрибуты к пляскам, садятся на места. Двое детей выходят к центральной стене.

1-й ребёнок.

Кукушечка, кукушечка, птичка серая рябушечка,

К нам осень пришла, нам добра принесла:

2-й ребёнок. В короба - холста, на гумно - зерна!

Звучит русская народная песня «Лебёдушка» в записи.

В зал, кружась в вальсе, входит Осень.

Осень.

Я - Осень золотая,

На праздник к вам пришла.

И овощей, и фруктов

Всем людям принесла!

На ярмарку с собою

Я приглашаю всех!

Пусть дольше не смолкают

Веселье, шутки, смех!

Стихи С. Ю. Подшибякиной

Звучит музыка в записи «Как под яблонькой» (русская народная песня). Дети с деревянными ложками выходят вперёд.

Осень.

Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары: продаются самовары,

Продаются вилы, санки, конфеты и баранки.

(Обращаясь к детям.)

Вы на ярмарку ходили, что же там вы накупили?

Ребёнок.

Ложки деревянные, расписные, разные.

Сами пляшут, и играют, и народ потешают!

Мальчики «играют» на ложках под русскую народную.мелодию «Полянка» (аудиозапись).

Дети танцуют.

Девочка показывает матрёшку.

Вот матрёшки деревянны - разноцветны да румяны.

Щёчки алые, платочек, по подолу - цветики,

Весело кружатся в пляске яркие букетики!

Дети поют песню «Матрёшки», музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой.

Затем исполняется «Танец матрёшек» под мелодию «Ах ты, береза» (аудиозапись русской народной песни).

Выходят дети с товарами: куском разноцветной материи, серьгами, лентами.

Дети . Мы по ярмарке ходили!

Осень . Что же вы там накупили?

1-й ребёнок. Байки-побайки, матери - китайки (показывает материю).

2-й ребёнок . Тётушке - серёжки, бабушке - лукошко!

3-й ребёнок . Л сестрёнке - ленту по самые коленки!

4-й ребёнок . А Ванюшка-Ванюшка купил всем по подушке.

Ни подушки, ни перинки -

Я купил себе скотинки!

Дети инсценируют песню «Где был, Иванушка?» (русская народная песня).

Осень. Ребята, а загадки вы отгадывать любите? (Дети отвечают.)

Тогда загадаю я вам свои загадки, но не простые, а осенние. Слушайте:

Кафтан на мне зелёный,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

На вид похож на мяч. (Арбуз)

Золотое решето чёрных домиков полно,

Сколько чёрненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

Стоит матрёшка на одной ножке,

Закутана, запутана. (Капуста.)

Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали.

Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

Осень. Молодцы, отгадали! А вот и отгадки! (Надевает шапочки с изображениями овощей детям.)

Давайте поиграем в игру «Найди свой овощ».

Осень.

Как при сказочном царе при Горохе

Шли весёлою гурьбой скоморохи.

А какая же ярмарка без скоморохов? Да вот и они к нам пожаловали!

Вместе . Здравствуйте, ребятишки - девчонки и мальчишки!

Осень.

Здравствуйте, скоморохи! (Кланяется.)

С чем к нам пожаловали?

Скоморохи . С новостями да небылицами, слушайте все!

1-й скоморох.

Как у бабушки козёл у Варварушки седой,

Что за умный был:

Сам и по воду ходил, сам и печку топил,

Сам и кашу варил, деда с бабой кормил!

Осень. Чудеса!

2-й скоморох.

За бабушкиным двором лёг пирог с творогом.

Кабы был бы топорок, пересёк бы поперёк.

Кабы было с кем, пополам бы съел!

Осень. Ну и ну!

1-й скоморох.

Тётушка Арина кашу варила -

Егор да Борис из-за каши подрались!

2-й скоморох.

На крайчике, на сарайчике

Две вороны сидят, обе врозь глядят.

Вдвоём. Из-за дохлого жука перессорились!

Осень. Ну и набрали новостей! Лучше послушайте, как наши ребята частушки поют!

1-й скоморох.

Да с удовольствием!

2-й скоморох.

А мы им подыграем! (Берёт балалайку.)

1-й скоморох.

Уж как сядем мы играть, слушает вся улица:

Петух и курица, кот и кошка, мой друг Ермошка

2-й скоморох.

Да я немножко!

Скоморохи «играют» на балалайках, а дети поют частушки.

1-й скоморох.

Да, мастера вы подпевать! А давайте-ка играть!

Только сначала посчитаемся!

Скоморохи.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сороки прилетели

И тебе водить велели!

Проводится народная игра «Перелизы» (скоморохи в центре круга).

1-й скоморох.

В старину на ярмарках устраивали петушиные бои.

2-й скоморох . Но поскольку у нас нет настоящих петухов, выберем мы своих самых петушистых!

2-й скоморох.

Трух-тух, трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

На весь двор кричит,

Кто услышит - тот бежит!

Проводится игра «Петушки» (условие - вытолкнуть противника из круга).

Осень. Пока вы играли, к нам на ярмарку коробейник пожаловал!

Входит под весёлую музыку коробейник с коробушкой, полной товара.

Коробейник.

Ох, полным-полна моя коробушка,

Есть и ситец, и парча.

Пожалей, душа-зазнобушка,

Молодецкого плеча!

Дети исполняют танец коробейников под русскую народную мелодию «Коробейники».

1-й скоморох.

Песни русские рекой прямо в душу льются,

2-й скоморох.

Не найти душе покой, ноги в пляску рвутся!

Скоморохи пляшут русскую пляску под магнитофонную запись «Деревенской польки», музыка Е. Дербенко. Из-за дверей слышится рычание зверя.

Скоморохи. Да это же вожак Федя ведёт с собой медведя! Пойдём их встречать! (Убегают из зала.)

Под аудиозапись цыганской песни «Ай, нэ-нэ-нэ» в исп. Софии Ротару в зал входит цыган Федя, ведя на цепи «Медведя» (переодетые воспитатели), следом цыганка Аза (ребёнок старшей группы) с картами. Федя идёт по кругу в одну сторону, Аза - в другую, предлагая детям и зрителям «позолотить ручку» и погадать.

Федя. Здравствуйте, ромалэ!

Аза . Здравствуйте!

Осень . Здравствуйте, уважаемые! Здравствуй, Михал Потапыч!

Федя. Ну, мишка, поклонись почтенной публике! (Медведь кланяется.)

Осень . А что ещё умеет твой медведь?

Осень . Да ну?

Федя. А смотрите сами! Мишка, ну-ка скажи, сколько будет один прибавить один? (Медведь стучит два раза в бубен. Федя даёт медведю сахар.)

Осень . Мишка, а сколько будет один прибавить два? (Медведь стучит два раза.)

Федя. Думай, мишка, думай! (Медведь раскачивается в стороны и стучит три раза.)

Молодец, молодец! (Даёт сахар.)

Ну, а сколько будет один прибавить три? (Медведь ревет, хлопает себя по голове, раскачивается.)

Федя. Не знаешь? (Медведь кивает головой.) Ну, ничего, ничего!

А кто-нибудь из вас видал, чтобы мишка танцевал?

Не видали? Ничего, мы покажем вам его!

Федя.

Он немного неуклюжий и стеснительный к тому же,

Но не может устоять, очень любит танцевать!

(Медведю.) Давай, черноголовый! (Берёт гитару.)

Пляска Медведя с Азой под народную цыганскую мелодию, зрители хлопают. После пляски Аза идёт собирать гонорар.

Осень .

То по кругу косолапый

На передних ходит лапах,

То вприсядку, то вприпрыжку,

Ай да мишка! Ай топтыжка!

Хорошо! И даже очень!

Эх и мастер ты плясать!

Косолапый мишка очень

Хочет цирковым артистом стать!

Цыгане и Медведь кланяются и уходят под русскую народную музыку «Бирюзовые колечки» (запись).

Осень (детям). Ну что ж вы приуныли? На ярмарке так не годится!

Выходите, добры молодцы, да зовите красных девушек!

Ребёнок.

Вы, подруженьки любимые,

Вы, красавицы-забавницы,

Сходитесь на лужок

Да встанем все в кружок!

Ребёнок.

Вы сцепитесь все за рученьки

И примите молодчиков с собой!

Ребёнок.

Уж вы девки-девушки, веселые лебёдушки,

Выйдем ли на улицу, ударим ли в ладоши!

Дети исполняют хоровод «Уж вы, девки-молодки» (русская народная песня). После хоровода дети остаются в кругу. Из-за дверей слышен голос: «Ой! Опоздала! Опоздала на ярмарку!»

Осень . Да это к нам на ярмарку Матрёша пожаловала!

В зал входит Матрёша (воспитатель) с подносом в руках. На нём - крынка, бутафорский пирог, платочек и вышитое полотенце. Матрёша пробирается в круг к детям.

Матрёша.

Ой, ребятушки хорошие, пропустите вы Матрёшу!

Пришла Мотя на базар, принесла сюда товар!

Осень. На торгу-торгу кругом ходит Мотя с пирогом! Мотя. Эй! Цена недорога! Вы купите пирога!

Дети . Пирога, пирога, кому надо пирога? (Обращаясь к друг другу.)

Осень. Целый месяц на пирог тесто квасила ты впрок!

Дети (испуганно). Пирога? Пирога? Нам не надо пирога!

Осень . На торгу-торгу кругом ходит Мотя с киселём.

Мотя . Эй! Купите киселя! Кушать будете, хваля!

Дети . Киселя? Киселя? Кому надо киселя?

Осень.

Ставить ты кисель пошла - из пруда воды взяла!

Пили мышки в том пруде - утопилися в воде!

Дети . Киселя? Киселя? Нам не надо киселя!

Мотя . Не хотите киселёчка, подарю я вам платочки.

Девочка.

Ты играй, гармонист, играй, не стесняйся,

Ты сегодня, гармонист, для нас постарайся!

Исполняется «Банковская кадриль» (русская народная мелодия). После танца дети садятся на места.

Девочка.

У Ивана-кудряша походочка хороша!

За походочку люблю и за рученьку беру.

По улице поведу, поцелуем подарю!

Дети с Осенью встают в круг, в центре круга - Матрёша с вышитым полотенцем на плече. Проводится «Поцелуйная игра» под мелодию «Ах вы, сены» (русская народная песня). После игры дети садятся на стульчики.

Ребёнок.

Ах, подруженьки-подружки,

Всё ж скучаю без Петрушки.

Надо нам его найти и на праздник привести.

Дили-дон! Дили-ли!

Вы Петрушку видели?

Ребёнок . Заглянули в огород - нет Петрушки у ворот.

Осень. Заходили в городище - нет Петрушки на игрище!

Ребёнок . Все гулянья обошли, а Петрушки не нашли!

Осень. Что же делать? Как же быть? Как ребят развеселить?

Матреша.

Я хочу всех удивить, вам Петрушку заменить.

Ну-ка хлопните в ладоши и скажите громко, вслух:

«Покажи его, Матреша!» Нy-ка дружно: «Раз, два, ух!»

Осень помогает Матреше - поднимается ширма, на ней появляется Петрушка.

Петрушка.

Здравствуйте, народ честной! (Поклон.)

Поздоровайтесь со мной! (Дети здороваются.)

Ну, как поживаете? Хороню ли пляшете, играете?

А я принес вам новостей со всех волостей!

Осень . Это каких же?

Петрушка.

А вот каких!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из подворотни

Лают ворота!

Лошадь ела кашу,

А мужик - овес.

Лошадь села в сани,

А мужик - повез!

Катя, Катя, Катюха

Оседлала петуха.

Петух заржал,

На базар побежал!

Осень . Вот так новости!

Петрушка .

А у меня и другие есть!

Сел сверчок на шесток,

Таракан - в уголок.

Сели - посидели,

Песенки запели!

Осень . Ну и ну!

Петрушка.

Услыхали ложки - вытянули ножки,

Услыхали калачи - попрыгали с печи,

Да давай подпевать, подпевать да танцевать!

Осень . А как?

Петрушка (пляшет). Эдак! Эдак! Да вот так! Эдак! Эдак! Да вот гак!

В записи звучит русская народная мелодия «Барыня», дети аплодируют.

Петрушка .

Не робей, народ честной,

Попляшите-ка со мной!

Дети и взрослые приплясывают, затем Матрёша опускает ширму.

Матрёша . Жили-были два гуся, вот и сказочка вся!

Осень.

Тут и сказочке - конец,

А кто слушал - молодец!

Матрёша.

Надо бы каждому молодцу

С огорода - по огурцу.

Осень.

Да пока вы Петрушку слушали,

Огурцы на огороде зайцы скушали.

Вместе.

Коль не вышло с огурцами -

Угостим вас леденцами!

Под весёлую русскую народную музыку в зал входят скоморохи с ложками и подыгрывают на них. Осень с Матрёшей угощают детей леденцами.

Взрослые (хором). Получили леденец, тут и ярмарке - конец!

Дети под музыку с леденцами выходят из зала.