Основных императивов античной философии. Античная философия

Тема 2 Античная философия

1. Основные характеристики.

2. Досократическая философия.

3. Классическая античная философия.

Основные характеристики

Античная (античность – древность) охватывает примерно 7 века до нашей эры и 5 века нашей эры.

Особенности античной философии:

а)космоцентризм – понимание мира, как космоса, упорядоченного и целесообразного целого (в противоположность хаосу);

б)диалектика – представление о непрерывной изменчивости Космоса, которая однако ничего нового не порождает. (идея круговорота);

в)аисторизм – не понимание исторического развития;

г) гелозоизм – одушевление всего Космоса.

Досократическая философия

Античная философия проходит 3 стадии своего развития: досократическая (зарождение), классическая (рассвет), эллино-римская (закат).

Досократические школы: Пифагорейская, Милетская, Элейская.

Пифагорейская школа – это закрытая организация полувоенного типа. Основоположник Пифогор. Его ученики: Метродар, Филолай. Они за первооснову мира брали число. «Все есть число». Число – это самостоятельная сущность, Субстанция. Числовые соотношения лежат в основе всех свойств вещей.

Милетская школа (6 в. до н.э., г. Милет). Основоположник - Фалес. Другие представители: Анаксимен, Анаксимандр. Эти философы понимали субстанцию как первоматериал, из которого все возникло. То есть под субстанцией понималось вещество. По Фалесу, субстанция – это вода, по Анаксимену – воздух. По Анаксимандру – апейрон - вещество особое, не наблюдаемое, неопределенное.

Впервые идеи того, что явление и сущность суть не одно и то же, высказали элеты (6-5 в. до н.э., г. Элея). Представители: Ксенофан (основоположник), Парменид, Зенон Элейский. Поэтому они считаются первыми философами, учение которых имеет глубоко философский характер. Элеаты полагали, что основание чувственно воспринимаемого мира (непосредственно данного в опыте) лишь умопостигаемо (постижимо разумом). То, что нам является и то, что есть на самом деле - различны. Они ввели в философию категории бытия и небытия. Под бытием понимали то, что существует (все сущее), а под небытием – все, что не существует. Они полагали, что ытие едино и неподвижно. Бытие есть Мысль (бытие=мышление). В доказательство того, что бытие неподвижно, Зенона разработал апории (неразрешимые противоречия) – рассуждения, с помощью которых обнаруживается несостоятельность разума в деле доказательство движения в мире. Это такие апории как “Стрела”, “Дихтомия”, “Ахиллес и черепаха”. Они призваны доказать, что попытка мыслить движение ведет к противоречию. Следовательно, движение –это только видимость. Субстанция неподвижна. Именно поэтому элеатов называли “неподвижниками”.Они положили начало познавательному подходу, основанному на принципе неизменности мира. Этот подход называется метафизическим. В Древней Греции идеи элеатов все хотели опровергнуть, но никто не мог.

Противоположгый метод познания – диалектика. Ее основоположник Гераклит. “Космос и планеты – это куски застывшей лавы, на них возникла жизнь. Этот космос возник после очередной катастрофы. Когда-нибудь огонь вернется к самомму себе. «Этот космос, единый для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами потухающим”. Таким образом, сущность субсианции (огня) – это вечное движение. “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”. Его ученик Кратил утверждал, что и однажды нельзя войти в одну и ту же воду.

Модель подвижной субстанции была разработана в рамках античного атомизма. Представители: Левкипп, Демокрит. Они за первооснову мира брали атомы – неделимые, мельчайщие материальные частицы, основными свойствами которых являются величина и форма. Демокрит: ”Атомы вечны, неизменны, внутри них нет пустотоы, но пустота их разделяет”. Между атомами тела человека находятся “шарики” души. Атомы отличаются порядком и положением (поворотом). Число атомов и разнообразие их бесконечно. Вечное свойство атомов – движение. Движение – внутренний источник. Атомы парят в пустоте. Сталкиваясь, они изменяют направление. Соединяясь, образуют тела. Свойства тел зависят от вида и соединения атомов. Т.к. движение атомов происходит по строгим законам, все в мире предопределяется необходимостью. В мире нет никаких случайностей (детерминизм).

В период эллинизма атомизм получил развитие в учении Эпикура, который основал в Афинах школу “Сад Эпикура”. Эпикур определял атомы, как предел деления всякого существующего. Число атомов бесконечно, но число их форм не бесконечно, хотя и велико. В начале времен происходило свободное падение атомов в пустоте. При отклонении их от вертикального падения они сталкиваются, в результате чего возникает мир. Эпикур вводит понятие “клинамен” – самопроизвольное отклонение атомов от первоначальной тректории в неопределенном месте и в неопределенное время. Он тем самым допускал существование случайностей, что для человека означает свобода и возможность выбора. Боги пребывают в межзвездном пространстве и не вмешиваются в дела людей. Античный атомизм лежит в основе формирования классической науки.

Классическая античная философия

Классическая античная философия охватывает 5-4 века до нашей эры. В этот период возникает великие философские учения, которые определили дальнейший ход философской мысли Запада. Представители: Сократ – основоположник, Платон, Аристотель.

Философская школа Платона в Афинах называлась «Академия», т.к. находилась около храма Акадэма. Его концепция: существует два мира – чувственно воспринимаемый мир вещей и умопостигаемый мир идей – эйдосов. В земной реальности мы видим эйдосы только воплощенными в вещах. В идеальном мире они существуют в чистом виде. Высшая идея – идея Блага. Существование вещей вторично по отношению к эйдосу. Вещь образуется соединением эйдоса с некоторым количеством вещества. Вещественное первоначало Платон называл «хора» - материя. Это пассивное мертвое вещество, которому не присуща внутренняя организация. Так было положено начало идеализму.

Аристотель – философ энциклопедического ума. Он впервые систематизировал все научное знание того времени. В то время все научное знание принято было называть философией. Аристотель науку делит на теоретическую, практическую и творческую. Теоретические науки – философия, физика, математика. Именно они и, в первую очередь философия, обнаруживают неизменные начала сущего. Философии он отводит особую роль. Она занимается познанием первоначал, первопринципов мира, проблемы познания человека и самого познания (проблема различения истинного и ложного знания).

Аристотель не сомневался в реальности мира. «Мир един и сомнения в его реальности не имеют оснований». Аристотель: «Платон мне друг, а истина дороже».

Принципиальное место в философии Аристотеля занимает учение о материи и форме. «Я называю материей то, из чего возникает какая-нибудь вещь, т.е. материя – это материал вещи». Материя неуничтожима и не исчезает, но она только материал. До принятия определенной формы она находится в состоянии небытия, она без формы лишена жизни, целостности, энергии. Без формы материя – это возможность, с формой она становится действительностью. Аристотель учил, что возможен и обратный переход формы в материю. Аристотель пришел к выводу, что существует и первая форма - форма форм, что и является Богом.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Условная дата начала античной философии - 585 до н. э., когда греческий и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата - 529 н. э., когда эдиктом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах-последняя философская школа античности. Условность этих дат заключается в том, что в первом случае Фалес оказывается “родоначальником философии” (впервые так его назвал Аристотель в “Метафизике”, 983Ь20) задолго до появления слова “философия”, а во втором случае история античной философии считается завершенной, хотя несколько выдающихся ее представителей (Дамаский , Симпликий, Олимпиодор) продолжали свою научную работу. Тем не менее эти даты позволяют определить то , внутри которого возможно схематичное изложение разнообразного и разнородного наследия, объединяемого в понятии “античная философия”.

Источники изучения. 1. Корпус философских текстов античности, сохранившийся в средневековых рукописях на греческом языке. Лучше всего сохранились тексты Платона, Аристотеля и неоплатоников-философов, представлявших наибольший для христианской культуры. 2. Тексты, ставшие известными ученым только в Новое время благодаря археологическим раскопкам; наиболее важные находки-эпикурейская библиотека папирусных свитков из Геркуланума (см. Филодем из Годары}, каменная стелла с высеченным на ней эпикурейским текстом (см. Диоген из Эноанды), папирусы с “Афинской политией” Аристотеля, найденные в Египте, анонимный 2 в. н. э. к платоновскому “Теэтету”, папирус из Дервени 5 в. с толкованием Гомера. 3. Античные тексты, сохранившиеся только в переводе на другое языки: латынь, сирийский, арабский и еврейский. Отдельно можно упомянуть античные историко-философские тексты, которые одновременно являются и перво- и второисточниками по античной философии. Наиболее распространенные жанры античной историко-философской литературы: философские биографии, компендии мнений, в которых учения философов группировались тематически, и школьные “преемства”, совмещавшие первые два метода в рамках строгой схемы “от учителя К ученику” (см. Доксографы). В целом от античности до нас дошла сравнительно небольшая часть текстов, и та выборка, которая сохранилась в силу исторических обстоятельств, может быть признана репрезентативной с оговорками. Исследователям часто приходится обращаться к методам реконструкции источников для восстановления более полной картины философской мысли древности.

Современник софистов Сократ близок к ним своим интересом к “социальной философии” и педагогике, но отличался иным пониманием своего учительства. Он говорил, что “ничего не знает” и потому не может никого учить, больше любил не отвечать на вопросы, а задавать их (см. майевтика), призывал не добиваться успеха и не искать выгоды, но заботиться прежде всего о своей душе, он не судил о вопросах религии (ср. зачин книги Протагора “О богах”, где говорится, что о существовании богов Слишком темен), но говорил, что (“демоиий”) есть в каждом и что он иногда слышит его голос. Сократ полагал, что проверить, нашли мы истину или нет, можно, если посмотреть после всех рассуждений на себя самих: если мы рассуждали о том, чтотакое , но сами добрее не стали, значит, мы не узнали главного; если же мы стали лучше и добрее (ср. Калокагатия), значит, мы достоверно узнали истину. В Афинах Сократ собрал вокруг себя кружок постоянных слушателей, которые не составляли школы; однако некоторые из них (Антисфен , Евклид, Аристшт, Федоп) основали собственные школы после его трагической смерти (см. Сократические школы , киники, Мегарская школа, Киренская школа , Элидо-эретрийская школа). Для всей последующей истории Сократ стал философом как таковым, одиноко противостоящим “софистам” в своем стремлении к истинной мудрости.

Существенно изменился характер философского преподавания: вместо школы как общины единомышленников, с единым укладом жизни и постоянной близостью учителя и ученика, ведущих устный , школа становится профессиональным институтом, а философию начинают преподавать профессиональные педагоги, получающие жалованье от государства (императора). В 176 н. э. император Марк Аврелий учреждает (выделяет государственные субсидии) в Афинах четыре философские кафедры: платоническую, перипатетическую, стоическую и эпикурейскую, чточетко ограничивает главные философские течения периода. Основное внимание в разных школах уделялось одному-восстановлению авторитетного корпуса текстов для той или иной традиции (ср. издание Андроником текстов Аристотеля, Чрасиляом- текстов Платона). Начало эпохи систематического комментирования: если предыдущий период можно обозначить как эпоху диалога, то этот и следующий этап в истории античной философии-период комментария, т. е. текста, созданного по поводу и в соотнесении с другим, авторитетным, текстом. Платоники комментируют Платона, перипатетики-Аристотеля, стоики-Хрисиппа (ср. Эпиктет, “Руководство” § 49; “Беседы” 110, 8 -о стоической школьной экзегезе, в отличие от платонической и перипатетической, представленной сохранившимися текстами, мы можем судить только по намекам). По замечанию перипатетика Александра Афродисийского (2 в. н. э.) обсуждение “тезисов” было в обычае у древних философов, “они давали уроки свои именно таким образом-не комментируя книги, как это делают ныне (тогда еще не было книг такого рода), а выставляя тезис и приводя доводы за и против, тем самым они упражняли свою находить доказательства, основанные на посылках, принимаемых всеми” (Alex. Aphrod. In Top., 27, 13 Wallies).

Разумеется, устные упражнения не могли быть отброшены,-но теперь это упражнения по объяснению письменных текстов. Разница хорошо видна в новой школьной постановке вопроса исследования (не о предмете, ао том, как понимали предмет Платон или Аристотель): напр., не “вечен ли мир?”, а “можно ли считать, что по Платону мир вечен, если в “Тимее” он признает демиурга мира?” (ср. “Платоновские вопросы” Плутарха из Херонеи).

Стремление к систематизации и упорядочиванию наследия прошлого проявилось также и в огромном количестве доксографических компендиев и биографических историй, созданных как раз в этот период с 1 в. до н. э. (наиболее известный-компендий Ария Дидима) до нач. 3 в. (наиболее известные -Диогена Лаэртия и Секста Эмпирика), и в широком распространении школьных учебников, предназначенных корректно и доходчиво посвящать как учащихся, так и широкую публику в учение великих философов (ср. особенно платонические учебники Апулея и АлКиНОЯ).

Плотин считается основателем неоплатонизма, потому что в корпусе его сочинений (“Эннеады”} содержатся все неоплатонической философии, которые выстроены им в стройную онтологическую иерархию: сверхбытийное начало - Единое-блзго, вторая ипостась- Ум-нус, третья-Мировая Душа и чувственный Космос. Единое недоступно мысли и постигаемо только в сверхумном экстатическом единении с ним, выразимом не обычными языковыми средствами, а негативно, через (ср. ). Переход от единого к другим уровням бытия описывается в терминах “излучение”, “раскрытие”, позднее основной термин - “исхождение” (проодос), см. Эманация- Каждая нижняя существует благодаря обращенности к высшему началу и подражает высшему тем, что творит следующее за собой (так выступает как начало для души, адуша -для космоса). В дальнейшем эта схема будет подвергнута уточнению и тщательной разработке. В целом для позднего (пост-ямвлиховского) неоплатонизма чрезвычайно характерны систематизм, схоластицизм, и магия (теургия). Примечательно отсутствие социально-политической проблематики, так важной для самого Платона; неоплатонизм - это всецело и теология.

Среди авторитетных для неоплатоников текстов помимо текстов Платона (комментарии на платоновские диалоги составляют основную часть наследия этой традиции) были сочинения Аристотеля, Гомер и “Халдейские оракулы”. Комментарии на Аристотеля - вторая по объему часть сохранившегося наследия неоплатонизма; ключевой для комментаторов-неоплатоников стала согласования учений Платона и Аристотеля (см. подробнее Аристотеля комментаторы). В целом курс философии Аристотеля рассматривался как (“малые мистерии”) к изучению Платона (“большим мистериям”).

В 529 эдиктом императора Юстиниана Афинская Академия была закрыта, и философы вынуждены были прекратить преподавание. Эта дата принимается как символическое завершение истории ангинной философии, хотя изгнанные из Афин философы продолжали работать на окраинах империи (напр., комментарии Симпликия, ставшие для нас одним из главнейших источников по истории античной философии, были написаны им уже в изгнании). ФИЛОСОФИЯ-?ΙΛΙΑ ΣΟΦΙΑΣ. О том, что такое философия, сами античные философы говорили столь же часто, сколь часто им приходилось приступать к начальному философскому курсу. Подобный курс в неоплатонических школах открывался чтением Аристотеля.

Аристотель начинался с логики, логика-с “Категорий”. Сохранилось несколько “введений в философию” и “введений к Аристотелю”, предваряющих школьные комментарии к “Категориям”. Порфирий, впервые предложивший рассматривать сочинения Аристотеля как пропедевтику к платоновским, в свое время написал специальное “Введение к Категориям” (“Исагог”), которое стало базовьм учебником для неоплатоников. Комментируя Порфирия, неоплатоник Аммоний перечисляет несколько традиционных определений, в которых можно различить платоновские, аристотелевские и стоические темы: 1) “познание сущего поскольку сущее”; 2) “знание дел божественных и человеческих”; 3) “уподобление Богу, насколько это возможно для человека”; 4) “подготовка к смерти”; 5) “искусство искусств и наук”; 6) “любовь к мудрости” (Airtmonius. In Porph. Isagogen, 2, 22-9, 24). Наилучшим образом прояснить этих поздних школьных определений, в которых продемонстрированы и вместительность традиции, скрепившей собой разнообразные учения более чем тысячелетнего периода в одну “историю античной философии”, могли бы все имеющиеся в нашем распоряжении античные философские тексты.

Энциклопедии и словари: Pauly A., Wssowa G; Kroll W. (hrsg.). Realencyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft, 83 Bände. Stuttg., 1894-1980; Der Neue Pauly. Enzyklopaedie der Antike. Das klassische Altertum und seine Rezeptionsgeschichte in 15 Bänden, hrsg. v. H. Cancik und H. Schneider. Stuttg., 1996-99; Goulet S. (ed.). Dictionnaire des philosophes antiques, v. 1-2. P., 1989-94; 2e.”"/ D. J. (ed.). Encyclopedia of Classical Philosophy. Westport, 1997.

Подробные изложения истории античной философии: Лосев А. Ф, История античной эстетики в 8 т. М., 1963-93; Guthlie W. К. С. A History of Greek Philosophy in б vols. Cambr., 1962-81; Algra К., Bames J; Mansfeld f.. Schoßeid M. (eus.). The Cambridge History of Hellenistic Philosophy. Cambr., 1999; Armstrong A. B. (ed.). The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambr., 1967; Grundriss der Geschichte der Philosophie, begr. v. Fr. Ueberweg: Die Philosophie des Altertunis, hrsg. v. K. Prächter, völlig neubearbeitete Ausgabe: Die Philosophie der Antike, hrsg. v. H. Raschar, Bd. 3-4. Basel-Stuttg., 1983-94 (тома l-2 готовятся к печати); Reale G. Storia délia filosofia antica, v. 1-5. Mil., 1975-87 (англ. пер.: A History of Ancient Philosophy. Albany, 1985); Zeller £. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, 3 Teile in 6 Bänden. Lpz., 1879-1922 (3-6 Aufl.; Neudruck Hildesheim, 1963).

Учебные пособия: Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1912 (переизд. 1996); Чанышев А. Н. Курс лекций подревней философии. М., 1981; Он же. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991; Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985; Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность (пер. с итал.). СПб., 1994; Лосев А. Ф. Словарь античной философии. М., 1995; История философии: Запад -Россия-Восток, кн. 1: Философия древности и средневековья, под ред. Н. В. Мотрошиловой. М., 1995; Адо Пьер. Что такое античная философия? (пер. с .). М., 1999; Canto-Sperber M., Barnes J; ßrisson L., £runschwig J., Viaslos G. (eds.). Philosophie grecque. P., 1997.

Хрестоматии: Переверзенцев С. В. Практикум по истории западноевропейской философии (Античность , Средневековье, Эпоха Возрождения). М., 1997; tbgel С. de (ed.). Greek Philosophy. A collection f texts selected and supplied with some notes and explanations, vol. 1-3. Leiden, 1963-67; Long A. A., Sedley D. Χ (eds. and trs.). The Hellenistic Philosophers, 2 ν. Cambr., 1987.

Пособия по истории греческой культуры и образования: Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей, 3-е изд. Пг., 1916; Он же. Религия эллинизма. Пг., 1922; Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция), пер. с франц.. М., 1998; Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека, пер. с нем. М., 1997.

Лит.: Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927 (переизд. 1993); Он же. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930 (переизд. 1993); Он же. Эллинистически-римская 1-11 вв. н. э. М., 1979; Рожачсшй И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Богомолов А. С. Диалектический логос. Становление античной . М., 1982; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980; Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-VI вв. до н. э.. Л., 1985; Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986; Anton J. Р., Kustos G. L. (eds.). Essays in Ancient Greek Philosophy. Albany, 1971; Haase W., lèmporini Я. (eds.), Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. Geschichte und Kultur Roms ün Spiegel der neueren Forschung, Teil II, Bd. 36, 1-7. В.- N. Y., 1987-98; Mansfeid ]. Questions to be settled before the study of anauthororatext.Leiden-N.Y.-Koln, 1994; Irwin T. (ed.). Classical Philosophy: Collected Papers, vol. 1-8. N. Y., 1995; The Cambridge Companoin to early Greek philosophy, ed. by A. A. Long. N. Y, 1999. Продолжающиеся издания: Entretiens sur l"Antiquité classique, t. 1-43. Vandoevres-Gen., 1952-97; Oxford Studies in Ancient Philosophy, ed. J. Annas et al., v. 1-17. Oxf., 1983-99.

Библиографии: Marouwau J. (ed.), L"Année philologique. Bibliographie critique et analytique de l"antiquité gréco-latine. P., 1924-99; Bell A. А. Resources in Ancient Philosophy: An Annotated Bibliography of Scholarship in English. 1965-1989. Metuchen-N. J., 1991.

Средства Internet: http://callimac.yjf.cnrs.fr (разнообразная по классической античности, в т. ч. последние выпуски Марузо); http://www.perseus.tufts.edu (классические тексты в оригинале и переводе на англ.); http;//www.gnomon.kueichsiaett. de/Gnomon (библиографии работ по античной культуре и философии); http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr (Bryn Mawr Classical Reviewобзоры литературы по античности).

М. А. Солопова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


    Комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. и характеризующихся определенным проблемно содержательным и стилевым единством. Является продуктом нетрадиционного типа культуры … Новейший философский словарь

    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ - (букв. древняя философия) первая по времени форма бытия европейской философии, элемент духовной культуры грекоримского мира. Термин фило(любомудрие) и употреблявшееся наряду с ним слово софос(мудрость) обозначали у самих древних знания весьма… … Современный философский словарь

    Комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. и характеризующихся определенным проблемно содержательным и стилевым единством. Является продуктом нетрадиционного типа… … История Философии: Энциклопедия

    античная философия (генезис) - Философия как создание эллинского гения Философия, как некая целостность (и как термин, и как понятие), признается учеными порождением эллинского гения. Действительно, если остальным компонентам греческой культуры можно найти аналоги у других …

    античная философия (понятие и цель) - Отличительные особенности античной философии Традиция приписывает введение термина философия Пифагору: это если и не очевидно исторически, то, во всяком случае, правдоподобно. Термин определенно отмечен религиозным духом: лишь для Бога… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Философия химии раздел философии, изучающий фундаментальные понятия, проблемы развития и методологию химии как части науки. В философии науки химические проблемы занимают более скромное место, нежели философия физики и философия математики … Википедия

    - (от фил... и греческого sophia мудрость), мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основываясь на… … Современная энциклопедия Подробнее


Античная культура по праву считается одной из величайших в мире. Именно в Древней Греции зародились многие современные науки, несмотря на рабовладельческий устрой, древние греки были крайне прогрессивными и существенно опередили в развитии все цивилизации, существовавшие параллельно с ними.

Античная философия, если вкратце, охватывает весь период существования Древней Греции и Древнего Рима. Первым античным философом считается Фалес, а последним – Боэций. Именно греки ввели термин «философия». Буквальный перевод его с древнегреческого — «любовь к мудрости». Философия отделялась и от мифов и от науки. Она была чем-то средним, одновременно объединяющим эти понятия и полностью отторгающим их.

Принято выделять такие основные периоды в античной философии:

Натурфилософский период. Основная проблематика это проблема первоначала, устройства мира. В этот период существовало несколько философских школ, которые соперничали между собой в попытках доказать свою точку зрения, как единственно верную.

Позже произошёл так называемый «гуманистический поворот». Внимание философов переключилось от основ мироздания к теме более приземленной – к человеку и обществу. Главной школой этого периода были софисты с Сократом. Они разработали концепцию действующего человека. Он был центром культуры, а главной целью его существования было познание и творение добра.

Третий период – классический. Именно тогда были сформированы первые философские системы, которые охватывали весь круг философских проблем. Этот период подарил нам таких выдающихся философов, как Аристотель и Платон.

Эллинистический период перенес центр философской мысли из Греции в Рим. Основными школами того времени были стоики, последователи Эпикура и скептики.

Религиозный период понемногу начинает подводить философскую мысль античности к христианской. Здесь активно развивается неоплатонизм и проблема религии потихоньку выходит на первый план.

Последним периодом античной философии является зарождение христианской мысли.

Античная философия вкратце – это бесконечный спор. Когда одна школа не могла более противостоять другой, появлялась новая проблема, а где проблема, там и разные мнения. Именно разница мнений породила столь обширный круг различных школ и направлений.

Античные системы философии стали основой, породившей многие последующие концепции. Главное противостояние на арене философии – борьба идеализма с материализмом. Хорошее изучение позиций древнегреческих и древнеримских философов касательно этих крайностей дает очень насыщенную картину мира.

Философия античного периода более прямолинейна и непосредственна, чем более поздние школы. Здесь гораздо ярче показано противостояние точек зрения. Философия была неотъемлемой частью жизни античного общества. Она пронизывала всю жизнь античного социума, именно философия была интегральным фактором античной культуры.

Античная философия – неисчерпаемый источник философской мысли. Богатство мышления, постановка проблематики и бесконечные поиски лучших путей их решения – кладезь, который не опустеет ещё очень долго.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Философия античности делится на две формы: древнегреческую и древнеримскую (конец $7$ в. до н. э. - $6$ в. н. э.).

Древнегреческая философия

В античной философии нет места анонимности. Всегда будет обращение к той или иной философской фигуре.

Она включает в себя $12$ веков выдающихся имен и непревзойденных личностей - основоположников многих естественно-научных и гуманитарных дисциплин и философов.

Замечание 1

Открывает античную философию Фалес, завершает её Боэций.

Понимание античной философии строится на взаимодействии двух подходов: формировании осознания модели появления и построения античной философии, и разработки понятий и концепций философами, на основе которых можно охватить одним взглядом их миропонимание.

В отсутствии барьеров между своим и чужим, греческая мысль заимствует «занятие философией» у варваров: персов, вавилонян, индийцев. Таким образом, античная философия впитывает в себя восточную мудрость.

Древнегреческую философию делят на три периода:

  1. Зарождение: $7-5$ вв. до н. э. (Ранняя классика, Натурфилософия)
  2. Расцвет: $5-6$ вв. до н. э. (Классика, Сократ, сократики, платоники)
  3. Закат: $4-1$ вв. до н. э. (Эллинистическая философия)

Философия Античности зарождается в форме житейской мудрости. Это учение о Бытии. За эти рамки, философия, как правило, не выходила. Функция философии было нацелена на мудрость и поиск познания сущего.

Одним из центральных понятий античной философии является понятие «природа», которое на протяжении данного периода поддавалось различным интерпретациям.

Греческий концепт природы включает в себя понятие естества и мира в целом. Она неотделима от человека.

Космоцентризм - как основополагающее понятие древнегреческой философии, связано с постижением реальности, космоса, гармонии, бытия, для этого течения важен мир в целом. Также в это время рассматриваются различные версии происхождения бытия, и сущности мира вещей. Например, Демокрит считал, что мир состоит из неделимых частиц - атомов.

Ранние философы были собраны в одном общем сочинении «Фрагменты досократиков», автором которых был Герман Дильс.

Центром греческой цивилизации выступала Малая Азия. Колония Милет, родина Фалеса, становится ключевой для всей античной философии, где возникает первая школа философии.

Пифагора именуют родоначальником понятия философии, которое мы сейчас используем для описания этого мыслительного и духовного процесса. Философия - любовь к мудрости.

Основные имена и философские школы

К раннеклассической, натурфилософской древнегреческой традиции относятся следующие школы:

  • Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)
  • Пифагорейская школа (Пифагор, Архит, Тимей, Филоллай)
  • Элеаты (Парменид, Зенон)
  • Гераклитовская школа (Гераклит, Кратил)
  • Школа Анаксагора (Анаксагор, Архелай, Метродор)
  • Атомисты (Демокрит, Левкипп)

Первый этап античной философии завершается Платоном. Эллинистическая философия продвигается вперед.

Выделяются четыре ведущих философских школы античности - Академии, Перипата, Портика и Сада, которые имеют до известной степени представительное положение в эпоху эллинизма.

Понятие эллинистической философии появилось $XX$ веке. Оно было сформулировано Дройзеном, который написал труд по истории эллинизма. Традиционно эллинизм касается только греческой культуры и характеризует распространение греческой культуры и языка на более широкие территории. Само слово переводится как «жить по-гречески». Однако Рим, восприняв греческую культуру, сохранил латынь. Именно посредством перевода греческой философии сформировался латинский философский язык.

С $III$ в. ведущим направлением становится платонизм, который оседает в аристотелизме и стоицизме.

Для современников и последующих представителей европейской культуры философское знание и учение Платона стали важным событием. Привычное мировоззрение ставится под сомнение. Платон изменяет суть самой мудрости и философии, сам же он являлся учеником Сократа. Сократ оказал довольно сильное влияние на Платона, однако, его идеи пошли ещё дальше, в том числе они лежат в основе идеализма. Платон переоценивает вопросы о природе философского знания, человека, выдвигает свои идеи о сущности мира, истины, и блага. Отчасти его идеи продолжает Аристотель, являющийся учеником Платона, но во многих аспектах Аристотель не поддерживает идеи Платона, а выдвигает полностью противоположные. Учение Аристотеля в дальнейшем оказало огромное влияние на Александра Македонского.

Общей чертой эллинистической философии является выведение на первый план этики, которая связана с правильным и счастливым образом жизни. Каждая школа эпохи эллинизма вырабатывает свое представление о совершенстве и свой образ мудреца. Этот образ мудреца остается одним и тем же. Философ начинает ассоциироваться с фигурой «странной». Подлинное философствование в обыденной жизни приобретает специфический характер.

В истории стоицизма выделяют три периода:

  1. Древняя стоя ($III-II$ вв. до н.э.). Основатель Зенон Китийский ($336-264$).
  2. Средняя стоя ($II-I$ вв. до н.э.) Основатели римского стоицизма: Панетий Родосский ($180-110$), Посидоний ($135-51$).
  3. Поздняя стоя или римский стоицизм. Это явление сугубо этическое. В $I-II$ вв. н.э. он существовал одновременно с иудео-христианской традицией, что оказало влияние на формирование христианской доктрины.

Замечание 2

Наиболее яркими среди философов стоицизма являлись Сенека Луций Анней, Эпиктет, Марк Аврелий.

Стоицизм можно обозначить как «религию» римской аристократии. Он рассматривает вопросы о счастье, о его достижимости и соотношении с добродетелью.

С $1$ века до н.э. по $5$ век н.э. греческая философия пребывает под влиянием древнего Рима и раннего христианства.

Школа неоплатоников

Неоплатонизм является очень влиятельной концепцией.

Первая школа неоплатонизма оформилась в Риме в $III$ веке. Ее основателем был Плотин, он использовал многие идеи, которые выдвигал Платон. В $IV$ веке неоплатонизм вспыхнул в Сирии и Пергаме. В $V$ столетии центр неоплатонизма перемещается в Афины и Александрию Египетскую.

Известны римская, сирийская и пергамская школы.

Плотин, рассуждая о Едином, основывался на «Пармениде» Платона. Парменид был первым, кто в наиболее общих чертах понял, что значит «быть». Единое Плотина превосходит и бытие, и существование. Оно эманирует: первой ступенью является Ум. Природа Ума в том, чтобы мыслить, ибо без мышления нет сущего.

Античная философия породила множество гипотез и концепций, которые легли в основу всей дальнейшей философской традиции.

Благодаря этим специфическим идеям философствования, в европейской культуре возник интерес к мысли, бытию и сущности мироздания.

Античная философия - философия Древней Греции и Древнего Рима (VI в. до н.э. - V в.). Она внесла исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры, задала основные темы философствования последующих тысячелетий. В иде­ях Античности черпали вдохновение философы различных эпох. Именно Античность не только предложила сам термин «философия», но и определила особенности этого типа ду­ховной активности человека.

В античной философии выделяют следующие этапы.

Ранний, или архаический (VI в. - начало V в. до н.э.). Основными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорей­цы; элеаты (Парменид, Зенон); атомисты (Левкипп и Де­мокрит); Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне оп­ределенных школ. Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, физис, именно поэто­му первых греческих философов называют физиками, а философию - натурфилософией. В этот период формули­руется проблема первоначала или первоначал мира. В фи­лософии элеатов происходит постепенное освобождение от натурфилософских мотивов, но бытие и его строение по-прежнему остаются главными темами размышлений. Цент­ральной проблематикой раннего этапа античной филосо­фии является онтологическая.

Классический (V в. до н.э.). Основными школами этого периода являются софисты (Горгий, Гиппий, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классическо­го периода - сущность человека, особенности его позна­ния, синтез философского знания, построение универсаль­ной философии. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоретической философии и ее первичности по отношению к другим формам знания. Построенный на принципах теоретической философии образ жизни стал рассматриваться как наиболее отвечающий природе чело­века. Главная проблематика классического периода - он­тологическая, антропологическая и гносеологическая.

Эллинистический (IV в. до н.э. - V в.). Основными школами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы (Лукреций Кар); стоики (Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний и др.); неостоики (Сенека, Эпиктет и др.); скептики (Пиррон, Секст Эмпирик и др.); киники (Диоген и др.); неоплатоники (Плотин, Ямвлих и др.). Ос­новными темами этого периода античной философии явля­ются проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, структуры космоса, мистического взаимодействия человека и мира. Главная проблематика эл­линизма - аксиологическая.

Основной характеристикой античной философии, неза­висимо от этапа ее развития, является космо- и логоцентризм. Логос - центральное понятие древней философии. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, та­ким же упорядоченным и гармоничным предстает античный человек. Проблема зла и неполноты человеческой природы интерпретируется как проблема недостатка подлинного знания, который можно восполнить с помощью философии. В эллинистический период идея гармоничности, зако­носообразности мироздания и разумности человека была переинтерпретирована в релятивистском духе, но не утра­тила значимости, определяя мировоззрение и поздней Ан­тичности. Можно сказать, что древние мыслители «загово­рили» мир, убрав из него хаос и небытие, а универсальным средством для этого выступила философия.

8. Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.

1) Милетцы.

Фалес Милетский (625–547 г до н.э.). Уникальная личность,купец, много путешествовал (знаком с математикой, и принципами астрономических наблюдений, построил первый каменный водопровод, построил первую обсерва-торию; солнечные часы для публичного пользования). Вода по Фалесу – первопричина всего сущего (нет воды – нет жизни). Вода – субстанция, из которой все проистекает, и все в нее возвращается. Этот круговорот подчиняется Логосу (закону). Богам в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использовать понятие воды в философском смысле (абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева. Родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он - автор многих технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте.

Анаксимандр - преемник Фалеса (около 610–540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек.

Анаксимен (ок. 585–525 до н.э.) полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир (воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжа-ясь, превращаются в огненные небесные светила,и, наоборот, твердые вещества – земля, камни есть не что иное как сгустившийся и застывший воздух). Наивная, банальная философия.

2) Пифагорейцы.

Пифагор (580-500 г до н.э.) отвергал матереализм милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Мысль о том, что все в природе подчинено определенным числовым соотношениям, благодаря абсолютизации чисел приводила Пифагора к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.

3) Гераклит.

Гераклит (ок.530–470 до н.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойство – изменчивость (его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать? (Основа всего – огонь, это и образ вечного движения). Получается, что ничего нет, все лишь становится. Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что всеедино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

4) Элеаты.

Ксенофан (около 565–473 до н.э.). Его философские воззрения особо значимы для нас по­тому, что он стоял во главе монотеистов (единобожие) и во главе скептиков (подвергается критике возможность познания знания мира). Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов зна­ния, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно», утверждает мыслитель.

Парменид (конец VII–VI в. до н.э.) – философ и политичес­кий деятель, центральная фигура Элейской школы. В центре его учения – неизменная, непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Движение в мире отсутствует, оно нам только кажется. Все системы миропонимания базируются на 3 посылках: 1. Есть только бытие, небытия нет. 2. Есть и то и другое. 3. Бытие = небытие.

Бытие для него истинно суще, т.к. неизменно. Изменчивость, текучесть – удел мнимого. Нет пустого пространства, все наполнено бытием. Бытие бесконечно во времени (не возникало и не уничтожалось), ограничено в пространстве (шарообразно). Многообразие мира сводит к двум началам: первое (активное) –Эфирный огонь, чистый свет, теплое; второе (инертное) – густая тьма, ночь, земля, холод. Из смешения этих двух начал происходит многообразие видимого мира.

Зенон Элейский (около 490–430 до н.э.) – любимый ученик и последователь Парменида. Он развивал логику как диалектику. Наиболее известные опровержения возможности движения – знаменитые апории Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Он отрицал возможность мыслить движение, анализировать, а то, что мыслить нельзя–не существует. Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитой апории «Ахиллес»: быстроногий Ахиллес никогда не может догнать чере­пахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своей делимости на промежутки и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время. И Зенон, и мы прекрасно знаем, что не только Ахиллес быстроногий, но и любой хромоногий тут же догонит черепаху. Но для философа вопрос ставился не в плоскости эмпирического существования дви­жения, а в плане мыслимости его противоречивости в системе по­нятий, в диалектике его соотношения с пространством и временем. Апория «Дихотомия»: предмет, движущийся к цели, вначале должен пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти ее половину и т.д., до бесконечности. Стало быть, тело не достигнет цели, т.к. путь его бесконечен.

Таким образом, основное свойство окружающего мира для элеатов – не вещество, а качество (неизменная вечность, можно мыслить) – таков вывод элеатов.