Шумерская письменность. Большой дворец Мари

В 1849 году английский археолог и исследователь сэр Генри Остин Лейард посетил руины древнего Вавилона в южной Месопотамии (территория между реками Тигр и Ефрат). Именно там он обнаружил первые экземпляры клинописных табличек, ставших одной из самых спорных загадок археологии.

В этих невероятно древних текстах записаны сказания, которые имеют сходство с библейскими рассказами, сказания о создании божеств и ссылку на потоп и гигантский ковчег. Специалисты провели десятилетия, пытаясь расшифровать эти сложные символы древнейшей цивилизации шумеров. Одним из наиболее интересных аспектов клинописи является переход от оригинальных пиктограмм и иероглифов шумерского языка к клиновидным письменным формам аккадского и ассирийского языка.

Американский исследователь и автор книг Захария Ситчин на основе своих переводов клинописи выдвинул идею, что древняя цивилизация шумеров контактировала с внеземными цивилизациями с далёких звёздных систем. Так Ситчин приписывает начало Месопотамии событиям, связанным с посещением Земли человекоподобной расой Аннунаками (пришедшие с небес). Когда, согласно теории большого удара, 12-я планета Нибиру столкнулась с планетой Тиамат, образовались Земля, Луна и множество астероидов. Аннунаки с Нибиру выжили и посетили Землю.

За время раскопок было найдено множество табличек с клинописью, относящихся к шумерской цивилизации

Боги среди нас

Один из элементов на глиняных клинописных табличках, который горячо обсуждается в археологии, это природа аннунаков. Мифы и рассказы об аннунаках можно найти во многих других текстах, таких как книга Бытия в иудейской и Библия в христианской религии. Там имеются схожие метафоры, но только изменены имена и названия. Создание «неба и земли» из «водной бездны», «Адам и Ева», созданные по образу и подобию высшего существа, «Ноев ковчег» — все эти истории могут быть метафорами, поддерживающими такую теорию о происхождении нашего вида. Но, если эти глиняные клинописные таблички, написанные более 3000 лет до н. э., старше Библии, то насколько правдивы эти мифы?

Существует целая теория, что планета Нибиру была реальностью, и аннунаки были могущественной расой инопланетян, обладавшей знаниями и возможностями для генетического экспериментирования и манипулирования. Они и создали людей путём генной инженерии для своих целей. Одним из аргументов выдвигается тот факт, что около 10 000 лет назад вполне вероятной была глобальная катастрофа (возможно ядерная). Это привело к значительной потере человеческого населения, как будто кто-то нажал кнопку сброса для всей цивилизации, и человеческие существа вынуждены были снова начать своё развитие с нуля. Возможно «Ковчег» был космическим кораблём, на котором смогли сохранить небольшой процент населения для последующего восстановления общества. Был ли «Ковчег» метафорой инопланетного корабля или фактической деревянной лодкой? Сторонники идей Ситчина придерживаются мнения, что это были метафоры, которыми древние люди смогли описать неизвестные им технологии, используемые могущественными существами.

Многие артефакты Шумер демонстрируют сверхсуществ с крыльями

Так где же они теперь?

Возникает вопрос: «Если наш вид был результатом генетических экспериментов инопланетных существ, то где же они сейчас?». Почти 31 000 древнейших глиняных табличек и их фрагментов в настоящее время размещены в Британском музее. Многие из них до сих пор расшифровываются и переводятся. Тексты, нанесённые на них, носят фрагментарный характер, имеют неполный смысл, вырванный из контекста, и поэтому, имеют неоднозначное трактование.

Клинопись является примером того, как в течение нескольких тысяч лет изменялась письменность цивилизаций, живших в Месопотамии. От клиновидных углублений до пиктограмм и иероглифов. Сложно даже сказать было ли это орнаментом или несло смысловую нагрузку. Непонятно в какую сторону это читать и где начинается и оканчивается слово. Существует множество неоднозначных трактовок и правил для перевода.

Пример шумерской клинописи

На примере клиновидной письменности видно, что пишущий эффективно использовал инструмент, и быстро нажимал по мягкой глиняной табличке справа налево. С развитием языков, развивалась и система письменности. Между 4 000 лет до н.э. и 500 г. до н.э. менялись значения слов, что отражало влияние семитских народов, которые завоёвывали Месопотамию. В пиктографическом письме, в зависимости от контекста, любой символ мог иметь несколько различных значений. Со временем количество символов было снижено с 1500 до примерно 600 знаков.

И почему именно Земля?

Ситчин исследовал возможные причины присутствия здесь на Земле расы аннунаков. Он пришёл к выводу, что эти существа впервые посетили Землю, вероятно, 450 000 лет назад, когда Нибиру вошла в солнечную систему. В Африке они нашли полезные ископаемые, в частности золото. Аннунаки были экспедицией на Землю с планеты Нибиру, а люди нужны были им в качестве рядовых работников.

Захария Ситчин с макетом одной из табличек Шумеров, на которой изображена солнечная система включая планету Нибиру

После того как Ситчиным была предложена эта теория, она была признана многими учёными, как просто нелепая. Теоретики отказывались признавать идею Ситчина из-за отсутствия эмпирических доказательств, и с его переводами клинописи на глиняных табличках многие эксперты были не согласны. Некоторые же учёные считают, что переводы Ситчина можно использовать для других табличек, в контексте имён и историй древних людей. Исследователь Майкл Теллингер считает, что на самом деле есть доказательства добычи древними людьми золота в Южной Африке. А в переводах Ситчиным шумерских текстов есть ссылки на достопримечательности и мегалитические сооружения, которые не могли построить люди при древних технологиях.

Шумер фактически стал одной из первых цивилизаций древности, о существовании которой современные исследователи узнали после обнаружения её письменных источников и их расшифровки. Например, о том, что в Древнем Египте существовала древняя и весьма могущественная цивилизация, можно было сказать и до момента расшифровки древнеегипетских иероглифов - достаточно было взглянуть на пирамиды. А вот от Шумера подобных монументальных памятников практически не осталось, так что клинопись шумеров стала одним из важнейших исторических открытий.

Когда цифры нужно записывать…

Учёные смогли реконструировать процесс возникновения клинописи шумеров, которая на долгие столетия и даже тысячелетия стала официальной административной и культовой письменностью для многих цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока. Первая найденная табличка с нанесёнными символами на территории шумерской цивилизации относится примерно к 3500 году до нашей эры. К тому моменту Шумер уже был бурно развивавшейся цивилизацией, хозяйственно-экономическая жизнь которой становилась всё сложнее. Шумеры строили сложные ирригационные системы, развивали земледелие и скотоводство, вели активную торговлю как между собственными городами-государствами, так и с соседями. Всё это требовало создания системы учёта и подсчёта различных продуктов и материалов.

Первоначально шумеры пошли по пути создания своеобразных шаров-символов из глины - каждый шар с нанесённым на них знаков означал одну единицу какого-либо товара или ресурса: например, одну корову или одну корзину с определёнными плодами. Эти шары хранились в цилиндрической ёмкости, однако, чтобы подсчитать количество имеющихся товаров, требовалось разбивать эти ёмкости. Поэтому с определённого момента на внешнюю сторону этих ёмкостей наносили символы, обозначавшие их содержимое - количество шаров и то, что они обозначали. Появились новые символы-картинки, сделавшие шары ненужными.

Теперь появились плоские таблички, на которых наносились символы. Постепенно эти символы, обозначавшие конкретный предмет, стали слогами, из которых можно было складывать самые различные слова, не имевшие прямого отношения к изначальным объектам. Да и сами символы из скорее рисунков-пиктограмм превратились в схематические обозначения из нескольких чёрточек, наносимых чем-то острым и по форме напоминавших клинья (отсюда и название системы письменности - клинопись). Со временем клинопись совершенствовалась, появлялись всё новые знаки для обозначения различных слогов и слов, что в итоге создало сложную систему шумерской письменности, которая могла отображать не только хозяйственные записи, но и исторические сообщения и литературные произведения.

Особенности шумерской клинописи

Особенностью изучения клинописи является то обстоятельство, что данную изобретённую шумерами систему письменности впоследствии использовали другие цивилизации, которые вносили в неё свои изменения как стилистического, так и графического свойства. Поэтому приходится прилагать немало усилий для выявления собственно шумерских, а не, например, аккадских или нововавилонских памятников клинописи. Характерно, что клинописный знак использует все четыре основных направления света и направления между ними, кроме юго-восточного направления. Изначально шумеры наносили клинописные символы вертикальными столбцами, но затем перешли на запись строками слева направо.

Характер шумерской клинописи был словесно слоговым, то есть основанным на идеограммах, передающих не слово как таковое, а понятие или даже ряд ассоциативно связанных понятий. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало тысячи, но сократилось до шестисот, а наиболее часто употребляемыми были триста символов. В каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил определённое слово, и идеограмма превращалась в логограмму, знак для слова с его конкретным звучанием.

Шумеры развивали использование логограмм двумя способами. Первый заключался в том, что сочетание из двух знаков использовалось для обозначения одного слова. Например, знак «женщина» в сочетании со знаком «чужая страна» составляли «рабыня». Два знака, в таком случае могли быть написаны или рядом друг с другом или, если была такая графическая возможность, один внутри другого. Таким образом, к примеру, был составлен знак «кушать» - внутри знака «рот» был помещён знак «хлеб».

Второй способ: один и тот же знак передавал два и более близких по значению слов - один знак для слов «плуг» и «пахарь». В результате создавалась своеобразная полифония. С другой стороны, было большое количество омонимичных слов, различавшихся лишь музыкальными тонами, которые нельзя было отобразить графически. Для передачи одной и той же последовательности согласных и гласных может иметься несколько различных знаков. Это привело в древности к созданию своеобразных словарей шумерского языка, в которых содержались распространённые подобные случаи. Эти словари получили особенное распространение уже в последующих цивилизациях, когда шумерский язык стал преимущественно письменным языком, подобием средневековой латыни.


Шумерская клинопись - часть того немногочисленного наследия, что осталось после этой К сожалению, большинство архитектурных памятников было утрачено. Остались только глиняные таблички с уникальными письменами, на которых писали шумеры - клинопись. Долгое время она оставалась неразгаданной тайной, однако стараниями ученых у человечества теперь есть данные о том, что представляла собой цивилизация Междуречья.

Шумеры: кто они такие

Шумерская цивилизация (дословный перевод «черноголовые») - одна из самых первых, возникших на нашей планете. Само происхождение народа в истории является одним из острейших вопросов: споры ученых ведутся до сих пор. Этому явлению даже дано обозначение «шумерский вопрос». Поиски археологических данных мало к чему привели, поэтому основным источником изучения стала область лингвистики. Шумеры, клинопись которых сохранилась лучше всего, начали изучаться с точки зрения языкового родства.

Примерно 5 тысяч лет до нашей эры в долине и Ефрат в южной части Месопотамии появились поселения, позже выросшие в могучую цивилизацию. Находки археологов говорят о том, насколько развиты в хозяйственном плане были шумеры. Клинопись на многочисленных глиняных табличках рассказывает об этом.

Раскопки в древнейшем городе Шумеров Урук позволяют сделать однозначный вывод о том, что шумерские города были достаточно урбанизированы: там имелись классы ремесленников, торговцев, управляющих. Вне городов обитали пастухи и крестьяне.

Язык шумеров

Шумерский язык - весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого.

К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

Эволюция клинописи

Возникновение клинописи шумеров совпадает с началом хозяйственной деятельности. Связано оно с тем, что необходимо было фиксировать элементы административной деятельности или торговли. Следует сказать, что шумерская клинопись считается первым появившимся письмом, давшим базис другим системам письменности Междуречья.

Изначально фиксировались цифровые значения, пока они были далеки от письменности. Определенную сумму обозначали специальными глиняными фигурками - токенами. Один токен - один предмет.

С развитием хозяйственности это стало неудобно, поэтому на каждой фигурке стали делать специальные обозначения. Хранились токены в специальном контейнере, на котором изображалась печать владельца. К сожалению, чтобы сосчитать наименования, приходилось разбивать хранилище, а потом запечатывать снова. Для удобства рядом с печатью стали изображать информацию о содержимом, а после физически фигурки исчезли вовсе - остались одни оттиски. Так и появились первые глиняные таблички. То, что изображалось на них, было не чем иным, как пиктограммами: конкретными обозначениями конкретных цифр и предметов.

Позднее пиктограммы стали отражать и абстрактные символы. К примеру, птица и изображенное рядом яйцо указывали уже на плодовитость. Такое письмо уже было идеографическим (знаки-символы).

Следующий этап - фонетическое оформление пиктограмм и идеограмм. Следует сказать, что каждому знаку стало соответствовать определенное звуковое оформление, не имеющее отношения к изображенному объекту. Стилистика также меняется, она упрощается (как - расскажем далее). Кроме того, символы для удобства разворачиваются, становятся горизонтально ориентированными.

Возникновение клинописи дало толчок для пополнения словаря начертаний, которое происходит весьма активно.

Клинопись: основные принципы

Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было

На начертание во многом повлиял материал, на котором писали - глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия - район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами.

Заготовка для письма представляла собой глиняную лепешку, она имела форму круга либо прямоугольника. Наносились знаки специальной палочкой, именуемой капама. Она изготавливалась из твердого материала, например, из кости. Наконечник у капамы был треугольный. Процесс письма заключался в том, чтобы погрузить палочку в мягкую глину и оставить определенный рисунок. Когда капама вытаскивалась из глины, удлиненная часть треугольника оставляла след похожий на клин, поэтому и название - «клинопись». Чтобы сохранить написанное, табличку обжигали в печи.

Зарождение слогового письма

Как писалось выше, перед тем как появилась клинопись, у шумеров существовал другой тип начертания - пиктография, затем идеография. Позже знаки стали упрощенными, например, вместо целой птицы изображалась только лапа. Да и количество используемых знаков постепенно сокращается - они становятся более универсальными, начинают означать не только прямые понятия, но и отвлеченные - для этого достаточно изобразить рядом другую идеограмму. Так, стоящие рядом «другая страна» и «женщина» обозначали понятие «рабыня». Таким образом, значение конкретных знаков становилось понятным из общего контекста. Этот способ выражения называется логография.

Все же изображать на глине идеограммы было сложно, поэтому со временем каждую из них заменили определенной комбинацией черточек-клиньев. Это толкнуло процесс письменности дальше, позволив применять соответствие слогов определенным звукам. Таким образом, начало развиваться слоговое письмо, которое просуществовало достаточно долго.

Расшифровка и значение для других языков

Середина XIX века ознаменовалась попытками вникнуть в суть клинописи шумеров. Большие успехи в этом сделал Гротефенд. Однако найденная позволила окончательно расшифровать многие тексты. Высеченные на скале тексты содержали примеры древнеперсидского, эламского и аккадского начертания. Расшифровать тексты смог Роулинс.

Возникновение клинописи шумеров повлияло на письменность других стран Междуречья. Распространяясь, цивилизация несла с собой и словесно-слоговой тип письма, который перенимали другие народы. Особо явно видно вхождение клинописи шумеров в эламское, хурритское, хеттское и урартское письмо.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, и весьма любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись , Это система письма, употреблявшаяся в рабовладельческий период древними обитателями Месопотамии (долина между Тигром и Евфратом), а позднее распространившаяся по всей Передней Азии. Клинопись иногда называют письменами на глине, исходя из того, что материалом для этого письма служили глиняные плитки, на которых при помощи деревянного или тростникового резца выдавливались нужные графические знаки. У писца всегда под руками находилась мягкая сырая глина в форме дощечки. Писец, слегка наклонив плитку от себя, делал резцом легкий нажим, и на мягкой глине оставалось характерное углубление, утолщенное вверху, в месте нажима, и все более заостренное и менее глубокое внизу, по следу оттягивания резца. (По направлению строки письмо данного типа было первоначально письмом сверху вниз и справа налево.) Углубления подобного рода по своему внешнему виду напоминали клинья. Отсюда и название такой системы письма - клинопись}

Глиняные дощечки с нанесенными на них графическими знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составлялись целые библиотеки, часть из которых была обнаружена при археологических раскопках на территории и .

Возникновение клинописного письма относится к первым тысячелетиям до н. э.

Первыми начали писать клинописью шумеры, древний и культурный народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата. Но клинопись не была изначальным письмом шумеров. На первых порах шумеры, как, например, и египтяне, использовали пиктографическое письмо, пиктограммы которого во многом напоминали аналогичные фигурные знаки древних египтян. Правда, древнешумерские письменные знаки отличались от древнейших египетских фигурных начертаний, тщательно высекавшихся на камнях и арках и выполняемых иногда в несколько красок, своей схематичной, линейной формой. Объяснение этому исследователи находят в своеобразии материала (глины), который шумеры использовали для письма.

Со временем шумерские писцы для удобства и быстроты письма все более и более упрощали начертание знаков, превращая их из пиктограмм в условные значки клинообразной формы (идеограммы). Как полагают, процесс превращения пиктограмм в условные комбинации горизонтально и вертикально расположенных клинообразных знаков в основном завершается в шумерской письменности к началу III тысячелетия до н. э.

Изменение рисуночного шумерского письма шло не только по линии преобразования его в клинопись, но и в сторону изменения самого характера письма. Первоначально шумерская клинопись имела, видимо, только идеографический характер. Позднее для передачи служебных слов, грамматических показателей,иноязычных имен собственных и т. п. шумеры стали составлять из односложных слов многосложные. Это привело к тому, что многие односложные слова, в частности выполняющие роль грамматических показателей, стали выступать в составе многосложных слов на правах отдельных слогов, а иероглифы, их обозначающие,- в качестве письменных слоговых знаков. Так, в шумерской клинописи наряду с идеографическими написаниями появились элементы слогового письма. Причем письменные знаки не отличались постоянством своего употребления. Один и тот же знак в различных случаях мог быть либо идеограммой, либо знаком, обозначающим слог,- силла- бемой. Более того, один и тот же слоговой письменный знак мог быть полифоничным, т. е. выступал с несколькими совершенно различными слоговыми значениями (18). Кроме этого, допускалось изображение на письме одного и того же слова то идеографически, то при помощи слоговых знаков, то смешанным путем при помощи идеограмм, которые обозначали основу слова, и силлабем, обозначающих окончания (19).

Большую роль в шумерской клинописи играли детерминативы (определители). Они стояли, как правило, перед определяемым словом, указывая, к какой группе названий (мужчин, женщин, городов, деревьев и т. д.) оно относится. Шумерская клинопись была заимствована целым рядом соседних народов. Около середины III тысячелетия до н. э. клинопись у шумеров позаимствовали аккадцы (вавилоняне) и ассирийцы, которые приспособили ее для своего семитского флективного языка.

Аккадцы сократили число особенно употребительных знаков с 600 (как это было у шумеров) до 300. Сохранившиеся шумерские знаки для обозначения определенного предмета или понятия стали произноситься у вавилонян по-аккадски, соответственно семитскому звучанию слова (см. 17).

Шумеры писали сверху вниз и справа налево. Ассиро-вавилоняне же изменили направление строки, начав писать горизонтально и слева направо.

Наряду с использованием глины в качестве материала для письма вавилоняне и ассирийцы часто выдалбливали клинописные письмена на каменных столбах, скалах, крепостных стенах. Эти письмена содержали рассказы об удачных походах, прославления деяний ассиро-вавилонских царей и т. д.

Ассиро-вавилонская система клинописи широко распространилась за пределы Месопотамии. Около 2600 г. до н. э. ее приспособили для своих целей, а затем и усовершенствовали эламы (эламиты), народ, проживавший в Юго-Западном Иране. Эламское клинописное письмо впоследствии под влиянием персидского звукового письма (около середины I тысячелетия до н. э.) подверглось сильному изменению. Позднее эламская клинопись, как и эламский язык, исчезла бесследно, уступив место персидскому письму и языку.

От ассиро-вавилонян клинопись восприняли хур- риты, поселившиеся около 2000 г. до н. э. на территории Северо-Западной Месопотамии. Они приспособили аккадскую клинопись к своему языку, который, по мнению И. Фридриха, не был ни семитским, ни индоевропейским. Ассиро-вавилонскую клинопись заимствовали также хетты, народ индоевропейского происхождения, которые вскоре заменили ее письмом собственным, построенным на фонетическом принципе.

Из других народов, принявших вавилонское клинописное письмо в начале I тысячелетия до н. э., следует указать на обитателей Армянского нагорья, живших на территории и называвших себя урартами. Урарты, заимствовав ассиро-вавилонскую клинопись, применяли ее в двух формах: письмо на камне и письмо на глине. Надписи на урартском языке, выполненные ассиро-вавилонской клинописью, обнаруживают и теперь при археологических раскопках в Восточной Анатолии, Северо-Западном Иране и в Закавказье, на территории Советской Армении.

На основе ассиро-вавилонской клинописи возникли также угаритская буквенная система (около середины II тысячелетия до н. э.) и древнеперсидское полуслоговое-полубуквенное письмо (середина I тысячелетия до н. э.). Последнее с падением династии Ахеменидов (330 г. до н. э.) уступило место более удобному народному письму, сформировавшемуся на основе арамейского алфавита.

Дрсвнеперсидская клинопись часто привлекает внимание тем, что дешифровка ее положила начало дешифровке клинописи вообще, о которой долгое время ничего не было известно.

Первые сведения о клинообразной письменности стали проникать в Европу в начале XVII в. в связи с находками непонятных надписей на стенах Персепольского дворца в Персии. Образец такой надписи, содержащей знаки в форме клинышков, впервые был прислан в 1621 г. из персидского города Шираза в Неаполь итальянским путешественником Пьетро делла Балле своему другу в качестве подарка. Этой надписью заинтересовались ученые-специалисты. Но никто не знал, на каком языке написан текст. А без этого невозможно было приступать к разгадыванию и чтению клинообразных знаков. Только в конце XVIII в., после того как молодому датскому ученому Карстену Нибуру удалось сделать ряд интересных наблюдений над персепольскими текстами, скопированными им собственноручно на месте, а также благодаря работам Олава Герхарда Тихсена и Фредрика Мюнтера стали возможны некоторые выводы относительно персеполь- ских надписей. Так, например, было установлено, что надписи на стенах Персепольского дворца в Персии, о которых мир узнал благодаря Пьетро делла Балле, написаны на трех языках, причем первая выполнена алфавитным письмом, вторая-слогами, а третья - целыми словами, что читать надписи следует слева направо.

Фредриком Мюнтером было высказано также предположение, что три версии надписи совпадают по содержанию. Но никому по- прежнему не удавалось расшифровать и прочесть эти надписи. И лишь в 1802 г. одаренному молодому учителю геттингенской гимназии Георгу Гротефенду, увлекавшемуся расшифровкой письменностей, удалось разобрать верхнюю версию надписи, написанную буквенно-звуковыми знаками. Опираясь на результаты предшествующих исследователей, Гротефенд установил, что эта часть надписи выполнена на древнеперсидском языке. Он разгадал ее, определив ряд древнеперсидских букв. Но дальше этого Г. Гротефенд, как ни бился, не Мог пойти. Сказалось незнание восточных языков и слабая подготовка по лингвистике вообще.

Значительно больших успехов в дешифровке клинописи достиг молодой английский офицер Генри Раулинсон, служивший военным советником в Иране. Имея возможность свободно разъезжать по Персии, Г. Раулинсон уделял много внимания древне- лерсидским надписям на скалах, стенах дворцов, крепостей и т. д. Особенно большой интерес вызвала у Г. Раулинсона обнаруженная им надпись на Бехистунской скале. На высоте около с^а метров на огромных каменных плитах, прикрепленных к отвесной скале, были высечены тысячи клинописных знаков. Как потом выяснилось, это была трехъязычная надпись (на древнеперсидском, эламском и аккадском языках) царя Дария в честь победы в междоусобных войнах. Г. Раулинсон с большим риском для жизни собственноручно скопировал Бехистунскую надпись, потратив на это более десяти лет. По возвращении в Англию Г. Раулинсон продолжал работу над Бехистунской надписью, расшифровав к 1850 г. версию надписи буквенно-звуковыми знаками на древнеперсидском языке.

После того как был установлен буквенно-звуковой характер древнеперсидской клинописи и была прочитана и переведена древ- неперсидская версия надписи на Бехистунской скале, стала возможной дешифровка второй версии этой же надписи. Последнее удалось сделать лондонскому профессору Нориссу. Норисс, установив слоговой характер письменности, чтение слоговых знаков, прочел весь текст второй версии. Это оказался текст на эламском языке, идентичный тексту надписи на древнеперсидском языке.

Оставалось еще расшифровать третью версию надписи, содержавшую несколько сот разнообразных знаков. Эта надпись доставила исследователям немало хлопот. (Мы не приводим здес всех подробностей дешифровки третьей версии надписи на Бехи- стунской скале.)

При сравнении третьей надписи на Бехистунской скале с надписями на глиняных плитках, найденных при раскопках в Вавилонии, учеными (датчанином Мюнтером и шведом Лёвенстерном) было установлено, что эти надписи выполнены одними и теми же знаками, которые передают как целые слова, так и слоги. Но надписи на глиняных плитках представляли собой ассиро-вавилонскую клинопись. Отсюда Лёвенстерном был сделан правильный вывод, что третья надпись царя Дария на Бехистунской скале также написана ассиро-вавилонской клинописью на аккадском языке.

Последнее открытие в дешифровке вавилонской версии Бехистунской надписи сделал Г. Раулинсон. Установив явление звуковой полифонии ассиро-вавилонских клинописных знаков, он окончательно прочитал надпись. С расшифровкой вавилонской версии Бехистунской надписи была создана, по словам И. Фридриха, твердая основа для чтения и интерпретации аккадского языка.

Но многие исследователи не верили в окончательную расшифровку клинописи. Чтобы убедиться, правильно ли дешифрована клинопись, Королевское азиатское общество в Лондоне прибегло к необычному приему. Однажды в сентябре 1857 г., когда четверо ученых, читавших клинопись (Генри Раулинсон, Эдуард Хинкс, Фокс Тальбот и Жюль Опперт), случайно собрались в Лондоне, каждому из них была вручена копия только что найденного клинописного текста с просьбой сделать самостоятельный перевод. Ученые, уединившись, приступили к работе. Письма с их ответами были вскрыты в торжественной обстановке на заседании Общества. Каково же было изумление присутствующих, когда оказалось, что все четыре перевода в основном совпали. Так окончательно было установлено, что тайна клинописного письма разгадана. Этот день 1857 г. принято считать днем рождения новой науки - ассирологии.1

Выше говорилось о том, как происходило формирование иероглифической письменности у древних народов Египта и Месопотамии, как она развивалась, совершенствовалась, приближаясь к буквенно-звуко- вому письму, пока, наконец, совсем не была заменена последним. Но не все идеографические системы претерпевали подобные изменения. Весьма устойчивой и жизнеспособной оказалась, например, китай-

екая идеографическая письменность, которая дошла до нас с древнейших пор без сколько-нибудь существенных изменений. Объясняется это, по мнению ученых, своеобразием языка и особенностями исторического развития китайского народа.

Кли́нопись - письменность , знаки которой состоят из комбинаций клинообразных черточек. Такие знаки выдавливались на сырой глине. Клинопись применялась древними народами Передней Азии , она возникла в начале третьего тысячелетия до н.э. в Шумере (Южная Месопотамия), позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского языков. По происхождению клинопись была идеографически-ребусным письмом, позже преобразовалась в словесно-слоговое письмо.

Ассиро-вавилонская клинопись

Клинопись

Развитие клинописи

Развитие клинописных знаков

Клинопись произошла от рисуночного письма , знаки которого представляли собой рисунки животных, предметов и людей и передавали понятия. По мере возникновения потребности записывать более сложные тексты, знаки начали употребляться в их звуковом значении и на письме стали отмечать грамматические показатели рода, падежа, лица, числа. С усложнением системы письма упрощалась форма знаков, и рисунки превращались в комбинации прямых и косых черточек. Именно использование клинописных знаков в их звуковом значении позволило приспособить клинопись для передачи других языков.
Изначально шумерийцы передавали изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Так, рисунок ноги стал передавать понятия «ходить» (шумерийское du-, ra-), «стоять» (gub-), «приносить» (tum-). Всего идеографических знаков было около тысячи. Они являлись заметками, закреплявшими основные моменты передаваемой мысли, а не связную речь. Так как знаки связывались с определенными словами, это позволило использовать их для обозначения звуковых комбинаций независимо от значения. Знак ноги мог употребляться уже не только для передачи глаголов движения, но также для слогов. Словесно-слоговая письменность сложилась в систему к середине третьего тысячелетия до н.э. Основа существительного или глагола выражалась идеограммой (знаком для понятия), а грамматические показатели и служебные слова - знаками в слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значения выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь несколько значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия ряда определенных категорий (например, птицы, рыбы, профессии), применялось небольшое число детерминативов - непроизносимых показателей. Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных.
С ускорением письма рисунки упрощались. Черточки знаков вдавливались прямоугольной тростниковой палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале вертикальными столбцами справа налево, позже - построчное, слева направо. Формы клинописных памятников разнообразны: призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты; наиболее распространены плитки из высохшей глины. Археологами открыто большое количество клинописных текстов: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, математические труды, научные сочинения, религиозно-магические записи.
Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) приспособили клинопись для своего семитского флективного языка в середине третьего тысячелетия до н.э., сократив число знаков до трехсот и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской фонетической системе. Тогда же стали употребляться чисто фонетические (силлабические) записи слов, однако шумерские идеограммы и написание отдельных слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система клинописи распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам эламскому, хурритскому, хетто-лувийским, урартскому. Начиная со второй половины первого тысячелетия до н.э. клинопись использовалась в религиозных и юридических целях лишь в отдельных городах Южного Двуречья для уже мертвых шумерского и аккадского языков. Последний клинописный документ на аккадском языке датируется 75 годом до н.э.
Угаритская алфавитная клинопись из города Угарита (Рас-Шамры) второго тысячелетия до н.э. стала приспособлением древнесемитского алфавита к письму на глине, с аккадской клинописью она сходна лишь способом нанесения знаков. В 6-4 веках до н.э. получила распространение древнеперсидская слоговая клинопись. Ее расшифровка была начата немецкому школьному учителю Георгу Гротефенду, которому в 1802 году удалось прочесть Бехистунскую надпись персидского царя Дария I. Наличие трехъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 1851 году британскому дипломату Генри Роулинсону приступить к расшифровке аккадских текстов. В дальнейшем эту работу продолжили британский ученый Э. Хинкс и французский ученый Ж. Опперту. В 1869 году Жюль Опперт высказал догадку о том, что изобретателями клинописи были шумеры. Собственно шумерская клинопись была расшифрована в конце 19 - начале 20 веков, угаритская - в 1930-1932 годах французским ученым Ш. Виролло, немецким ученым Х. Бауэром.