Вегетативное размножение мхов. Зеленые мхи размножаются спорами а также

Чтобы разобраться, что такое мхи, нужно изучить древнейшую эта - высшего типа, обособленная и многочисленная. В наше время на всей планете существует почти 30 тысяч разновидностей мхов.

Классификация

Ботаники открыли и исследовали все известные виды классификация которых базируется на различиях в морфологическом строении, способах распространения и строении споровых коробочек. условно можно подразделить на такие классы: лиственные, печёночные и антоцеротовые мхи.

Лиственные мхи

Что такое мхи лиственные? Их иначе называют бриопсидами. Это многочисленный класс, насчитывающий около 15 тысяч видов. Представители данной группы признаны самыми высокоразвитыми из всех растений этого отдела. Бриопсиды очень разнообразны, причем как по форме, так и по габаритам. Иногда они достигают значительных размеров. Наиболее жизнеспособный этап их существования - гаметофит. Выглядит растение как стебель с однослойными листьями, расположенными по спирали. Размножаются бриопсиды спорами. Распространены они в тундре, болотистых и влажных местностях. Представители: кукушкин лен,

Печеночные мхи

Что такое мхи печеночные (печеночники)? Они насчитывают около 8,5 тыс. видов и подразделяются на два подкласса: маршанциевые и юнгерманниевые печёночники. Преобладающая жизнеспособная стадия - гаметофит. Внешне растение напоминает уплощенный "стебель" с листьями, расположенными вдоль. Размножается спорами при помощи элатеры (специальной пружинки). Печеночники распространены в тропическом и умеренно-влажном климате. Типичные представители: блефарострома волосолистная, маршанция полиморфная, барбилофозия плауновидная, птилидиум реснитчатый.

Антоцеротовые мхи

Что такое мхи антоцеротовые? Этот класс мхов специалисты часто расценивают как подкласс печеночных мхов. Он включает в себя почти 300 видов.

В преобладает стадия спорофит. Внешне растение выглядит как розеткоподобное или лопастное слоевище. Эти мхи встречаются в климатических зонах умеренного влажного и тропического типа. Представитель класса - антоцерос.

Обобщенная характеристика мхов

Итак, что такое мхи? Это - низкорослые растения, высота которых может варьироваться от 1 мм до 60 сантиметров. Растут они на стволах деревьев, на стенах домов, на земле, в пресных водоемах и болотах. По причине непереносимости соли растения не встречаются в морях и на засоленных почвах. Чаще всего строение мхов весьма простое - стебли и листья. А вот корни у рассматриваемых растений отсутствуют вовсе. Воду и полезные вещества они впитывают ризоидами или всем телом. Адаптация к наземному существованию привела к тому, что у мхов появились покровные и механические ткани, а также новые клетки, выполняющие проводящую функцию. Растение это многолетнее, чаще всего небольшого размера (высотой всего несколько мм), реже крупное (до 60 см). Тело его выглядит как слоевище (антоцеротовые или отдельные печеночники) или же разделяется на “стебель” и “листья”. Прикрепление к субстрату и всасывание воды осуществляется выростами клеток, так называемыми ризоидами (у них, как правило, отсутствует проводящая система).

Также не отличается замысловатостью. Это крупные светло-зеленые или немного красноватые куртинки. У них прямостоячие “стебли”, с расположенными пучковидно олиственными “ветвями”. Без ризоидов стебель мха прямостоячий (постепенно отмирающий снизу), облиственный в несколько рядов, с многочисленными облиственными боковыми отростками, которые собраны на верхушке стебля в плотную головку. На протяжении остального стебля ветви собраны пучками. Последние состоят из 3-13 ветвей, свисающих и отстоящих от стебля. На верхушке “ветки” укорачиваются и собираются в плотную головку. Бесцветные водоносные клетки с порами составляют наружный слой “стебля”.

Однослойные “листья” сфагнума включают клетки двух видов: фотосинтезирующие и водоносные. Первые имеют червеобразную форму и содержат хлоропласты, расположенные между водоносными клетками. Таких клеток много, что позволяет сфагнуму всасывать большой объем воды. Спорофит сфагнума представляет собой коробочку округлой формы, в которой появляются споры, с крышечкой. Когда споры созревают, увеличивается давление внутри коробочки, вследствие чего крышечка открывается, и созревшие споры выбрасываются наружу. Этот процесс протекает в теплую погоду для лучшего распространения спор.

Что такое мхи зеленые? К ярким их представителям можно отнести кукушкин лен. Его “стебель” покрывают жесткие, темно-зеленые шиловидные “листья”. Он имеет ризоиды и вырастает до 30-40 см. Листья мха отогнутые и прямоотстоящие, с удлиненным пленчатым влагалищем и жилкой, выступающей из верхушки. “Стебель” обладает примитивной проводящей системой и раздельнополыми гаметофитами. Верхушка "стеблей" завершается антеридиями и архегониями. Из зиготы после оплодотворения развивается спорофит, который представляет собой коробочку на длинной ножке для созревания в ней гаплоидных спор. Коробочка прикрыта опадающим колпачком с тоненькими, опущенными волосками, подобными льняной пряже. Коробочка мха подразделяется на крышечку, шейку и урночку. Внутри коробочки "спрятана" колонка, наполненная бесплодными клетками. Вокруг колонки располагается спорангий. Урночка и крышечка граничат с кольцом, состоящим из клеток с утолщенными стенками. Это кольцо отвечает за сбрасывание урночки и ее отделение от крышечки.

Способы размножения мхов

Половое поколение в преобладает над бесполым. Органы размножения мха образуются непосредственно на его теле. Это упомянутые выше архегонии и антеридии. Архегонии ответственны за формирование и развитие одной неподвижной женской гаметы, а антеридии - за множество гамет мужских. В оплодотворенной женской гамете (условие - наличие воды) начинает развиваться бесполое поколение мха - спорофит. Это своеобразная коробка на ножке, прикрепленная к телу мха. Она содержит много спор, которые способны прорастать при благоприятных условиях, образуя новое растение. Некоторые виды способны размножаться вегетативным способом. При этом от взрослого организма отделяется таллома, которая прикрепляется в непосредственной близости к растению, и начинает самостоятельное существование и размножение.

Распространение мхов

Сложнее определить, где нет мха, чем рассказать, где растет мох. Этот представитель флоры распространен почти везде - от тропиков до полярных областей. В тропических регионах мох растет преимущественно в гористой местности и в лесах, т. е. там, где преобладает повышенная влажность воздуха. Иногда почва, покрытая мхами, встречается и на засушливой территории, так как растение это обладает способностью временно останавливать свою жизнедеятельность в сухой период, а с появлением влаги возобновлять ее. В основном же, мхи преобладают в умеренном и субарктическом поясах северного полушария.

Мох и его значение

Значение мхов в природе огромно. Во-первых, благодаря этим представителям растительного мира регулируется ландшафтный водный баланс, ведь они способны аккумулировать в талломе большие запасы влаги. Во-вторых, растение мох создаёт особый биоценоз, особенно на таких территориях, где оно полностью покрывает почву. Кроме того, данная группа обладает свойством накапливать и удерживать радиацию. Значение мхов для животных также велико, ведь мохообразные являются основным видом корма для некоторых особей. Да и в жизнедеятельности человека это растение также играет немаловажную роль. Так, многие виды эффективно применяются в фармакологии. А торф, образующийся после отмирания мхов, используется в качестве топлива.

Размножаются спорами. Попав во влажную почву, спора прорастает, образуя едва видную зелёную нить. Это первонить, или протонема. Протонема начинает расти, на ней образуются ризоиды, прикрепляющие её к земле, и почки. Из почек прорастают молодые растения. Это гаметофиты, образующие органы () - мужские (антеридии) и женские (архегонии). У некоторых мхов на одном растении находятся и антеридии, и архегонии. Такие растения называются однодомными.

У двудомных мхов побеги с мужскими гаметангиями растут отдельно от женских. Гаметангии у мхов обычно располагаются группами. Они либо окружены листовидными выростами и располагаются на верхушке гаметофита, как у мхов, либо, как у печёночников, например у маршанции многообразной, находятся на специальных подставках - выростах слоевища. В архегониях образуются женские - яйцеклетки, в антеридиях мужские гаметы - сперматозоиды (антерозоиды). Чтобы произошло оплодотворение, необходима вода. Капля дождевой воды, падая с мужского растения на соседнее женское, помогает сперматозоиду попасть к яйцеклетке. Происходит оплодотворение, и внутри архегония образуется зигота*. Из зиготы, прямо на верхушке женского гаметофита, спустя некоторое время (обычно год) развивается спорофит - бесполое растение, получающее питание от гаметофита. Если вы обратите внимание на мох в конце весны - в начале лета, то заметите рыжевато-бурые булавочки спорофитов. Спорофит представляет собой крошечную коробочку на длинной ножке. В «коробочке» - споры. Созревшая коробочка раскрывается, и споры разлетаются в разные стороны. Из спор прорастет протонить, и все начнётся сначала.

Примерно так же происходит процесс размножения у печёночников. В мужских подставках находятся сперматозоиды, в женских - яйцеклетки. Кроме того, на слоевищах маршанции появляются крошечные корзиночки, вместилища выводковых телец. Это органы вегетативного размножения. Выпав из корзиночки, миниатюрный зелёный шарик выводкового тельца прорастает в новое растение.

Листостебельные мхи также приспособлены к вегетативному . Кусочек стебелька с листьями, оторванный ветром от старого растения, попав на влажную почву, укрепляется ризоидами и прорастает.

Особенно важно вегетативное размножение, например, для сарконеурума ледяного, облюбовавшего для поселения Антарктиду. Покрытый большую часть года снегом, этот мох не успевает обзавестись спорами. Размножаться ему помогают… пингвины. Прохаживаясь по мху, они уносят на лапках и перьях частички мха. Путешествуя на пингвинах, мох расселяется на большие расстояния. Сарконеурум ледяной - не единственный пример мха, полностью отказавшегося от размножения спорами. Обычно мужские и женские растения у мхов растут рядом, в одной «подушке». Но вот одному из видов мха тортулы не повезло. Мужские растения этой тортулы живут только в Европе. а женские - в Северной Америке. Встретиться им невозможно, поэтому приходится размножаться вегетативно, а о спорах забыть.

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами, они основали отдельную ботаническую отрасль, посвященную мохообразным – бриологию. Бриология – наука о мхах, изучает строение, размножение и развитие моховидных (собственно мхов, печеночников, антоцеротовых).

Общая характеристика мхов

Мох — общие характеристики

Моховидные – одни из древнейших растений, населяющих нашу планету. Остатки найдены в окаменелостях конца палеозойской эры. Распространение мхов связано с предпочтением влажной среды и затенённой местности, поэтому большинство населяют северную часть Земли. Плохо приживаются на засоленных территориях и пустынях.

Классы моховидных

Листостебельные мхи – самый многочисленный класс. Растения состоят из стебля, листьев и ризоидов.

Стебель может расти вертикально или горизонтально, разделен на кору и основную ткань (содержит воду, крахмал, хлоропласты для фотосинтеза).

Клетки стебля могут давать нитевидные отростки – ризоиды , необходимы для крепления к почве и поглощения воды. Они чаще находятся у основания стебля, но могут покрывать его по всей длине.

Листья простые, часто крепятся к стеблю под прямым углом, по спирали. Листовые пластинки оснащены хлоропластами, в центре располагается жилка (служит для проведения питательных веществ).

Лиственные мхи могут размножаться стеблями, почками, ветвями, которые дают побег, так формируются сплошные ковры из мхов, устилающие землю. К классу листостебельных относятся сфагновые (имеют разнообразный окрас стебля — светло-зелёный, желтый, красный), андреевые и бриевые мхи.


Печеночники встречаются на побережьях, болотах, скалистой местности. Отличительные черты: листья не имеют жилки, дорсовентральное строение, особый механизм раскрытия спорофита.

Листья расположены рядами, имеют две лопасти (нижняя лопасть, часто, завёрнутая и служит как резервуар для воды), ризоидные отростки – одноклеточные. Во время высыпания спор, спорофитовая коробочка раскрывается на отдельные створки, а рассеиванию клеток способствуют элатеры (пружинные образования).

Размножение может осуществляться с помощью почек (вегетативно), которые образуются на верхнем полюсе листьев. Представители класса пеллия эндиевлистная, милия аномальная, мох маршанция и др.


Антоцеротовые мхи населяют тропическую зону. Многоядерное тело (таллом) имеет розетковидную форму, состоит из однотипных клеток. В верхних шарах клеток находятся хроматофоры (содержат темно-зеленый пигмент). Нижняя часть таллома дает отростки, ризоиды, само тело образует полости, заполненные вязкой жидкостью, которая поддерживает постоянную влагу.

На поверхности таллома при неблагоприятных условиях образуются клубни, устойчивые к низкой влажности, после периода засухи формируют новое поколение. Растения однодомные, органы размножения развиваются в толще таллома, стадия спорофита преобладающая. К антоцеротовым относятся фолиоцерос, антоцерос, нототилас и др.

Как размножаются мхи?

Идет чередование бесполого и полового способа размножение в жизненном цикле мхов. Бесполый период начинается с образования спор и прорастания их на влажной почве (формируется предросток, тонкая нить, которая дает жизнь мужским и женским особям). Существует два вида мхов:

Однодомные – мужские и женские органы размножения находятся на одном растении.

Двудомные – органы размножения находятся у разных представителей пола.

После прорастания споры, жизненный цикл мха переходит в половую фазу. Органы полового размножения – антеридии (мужские) и архегонии (женские). Представители мужских особей слабее женских, меньших размеров, после формирования антеридиев отмирают.


Сперматозоиды образуются на мужских растениях, яйцеклетки – на женских, после их слияния формируется зигота (находится на женской особи, она питает незрелый спорофит), которая в дальнейшем развивается в спорангий. После созревания спорангия, он раскрывается, из него высыпаются споры – начинается снова бесполый период размножения мхов.

Воспроизведение потомства возможно вегетативным способом, мхи образуют талломы (зеленые ответвления), почки, клубни, которые на влажной почве хорошо приживаются.

Каково значение спор в жизни мхов?

Споры – это клетки, необходимые для размножения мхов. Моховые растения не цветут, не имеют корней, поэтому для продолжения рода у них сформировался спорофит со спорангиями (место созревания спор).

Спорофит имеет короткий жизненный цикл, после высыхания споры рассеиваются вокруг, при попадании на влажную почву быстро приживаются. Могут при неблагоприятных условиях долго сохраняться, не прорастая, устойчивые к низким и высоким температурам, длительным засухам.

Значение мхов в природе и жизни человека

Мхи – это пища для многих беспозвоночных животных.

После отмирания дают залежи торфа, который необходим в производстве пластмасс, смол, карболовой кислоты, используется как топливо или удобрение.

Мох полностью укрывает землю в местах роста, что приводит к накоплению влаги и заболачиванию территории. Таким образом, прорастание другой растительности становится невозможным. В то же время они предотвращают эрозию, разрушение почв поверхностными водами и ветрами. Когда мхи отмирают, берут участие в образовании почвы.

Способны расти на местах пожаров, стойкие и выносливые, они населяют территорию тундры (основной растительный фон, так как другие растения не могут выжить в таких условиях).

В военное время сфагновый мох использовали, как перевязочный материал из-за его бактерицидных свойств, и способности впитывать влагу.

С помощью мхов можно ориентироваться на местности: они не любят света, поэтому располагаются с теневой стороны камней, деревьев. Мох указывает человеку на север.

В строительстве используют как утеплительный, изоляционный материал.

Тема урока : Размножение мхов

Вид урока : изучение нового материала

Место урока в учебном плане : данный урок является вторым при изучении отдела Мхи.

Учащимся предстоит познакомиться с новым научными биологическими понятиями в ходе изучения размножения мхов.

Тема изучается после знакомства со строением мхов.

Метод : поисково-репродуктивной: комментированное чтение, работа с терминами,

составление схем.

Цель урока : формирование умений учащихся работать с научным текстом и научными терминами в ходе изучения темы «Размножение мхов»

Задачи урока:

Образовательная: - раскрыть особенности размножения моховидных на примере представителей зеленых мхов, через работу с научными терминами данной темы

Развивающая: . развитие способностей быстро читать и понимать текст;

развитие произвольного внимания при работе с текстом,;

развитие навыков работы с различными видами информации (научными терминами) через использование работы с текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями, слайдами, карточками

формирование критического мышления через представление и выражение учениками собственных мыслей и мнений, а также мнений своих одноклассников;

развитие логического и образного мышления при работе с опорной схемой, используя ранее полученные знания, с помощью текста;

Воспитательная: формирование и развитие самостоятельности в выполнении определенной работы, стремления к самообразованию.

    Повторение пройденного материала.

Какой отдел растений мы изучаем?

К какой группе растений по строению они относятся?

Докажите это?

Какие группы мхов вам известны?

Среди листостебельных мхов, какие мхи вам известны?

Мхи – это живые растения? Как любой живой организм, какими свойствами или признаками они обладают.

Питание – докажите как?

Дыхание – как?

Размножение – как?

А где образуются споры, а как?

Вот этим мы займемся с вами на уроке сегодня.

Запись в тетради – Размножение мхов. слайд 1

Сегодня, при изучении данной темы, вы попробуете сами открыть для себя новые знания через вашу самостоятельную работу с текстом учебника, дополнительным научным текстом,карточками, который есть у каждого из вас на парте.

Итак, приступаем к работе.

Работаем с карточкой №1.

Карточка №1

Гаметы, половое размножение, бесполое размножение, бесполое поколение, половое поколение, гаметофит, спорофит, сперматозоид, яйцеклетка, половые органы, антеридии, архегонии, протонема, оплодотворение, зигота.

Прежде всего, прочитаем, что написано в данной карточке. Как бы одним словом вы назвали все слова этой карточки?

Это научные термины. А зачем они нам сегодня будут нужны на уроке?

Подчеркните знакомые вам термины. Какие? Что они означают?

Обратите внимание, много непонятных и наверно пока даже для произношения трудных слов, но ведь мы с вами изучаем науку биология, это значит, что мы должны пользоваться научными биологическими терминами.

Большая часть биологических понятий вам не известна. Значит, что нам предстоит сегодня - их разобрать, рассматривая размножение мхов на примере зеленого мха кукушкиного льна.

Начинаем работу. Откроем учебник на стр 66. ст Листостебельные мхи Найдите ответ на вопрос –какие растения есть у кукушкиного льна? последний абзац 1 предложение

У кукушкина льна есть мужские и женские растения слайд 2

Запись в тетрадь – женское растение –Знак

мужское растение – знак

Как вы думаете, почему они так называются?

Продолжаем работу но уже с дополнительным текстом на карточке «Развитие мхов»

На верхушках мужских и женских растений располагаются органы полового размножения - мужские - антеридии и женские - архегонии .

Возьмите в руки «Толковый словарик» найдите от каких слов, какого языка они образовались?

Антеридий (от греч.(греческий) antherós - цветущий), слайд 3

Архегоний (от греч.(греческий) arche - начало и gone - рождение, материнская утроба) слайд 4

Запись в тетради. попробуем составить схему

половые органы: антеридии – мужские, архегонии женские.

Работаем с учебником стр 66-67.

Найдите ответ на вопрос – Что развивается в антеридиях? Что развивается в архегониях? зачитайте по учебнику.

Что напишем в тетради под антеридиями, под архегониями.? слайд 5,6,7

Итак, сперматозойды и яйцеклетки являются для данного растения чем? половыми клетками или гаметами.

Вернемся к карточке №1 , какие понятия мы сейчас разобрали?

Что подчеркнем, объясните данные понятия.

Растения, на которых образуются половые органы с гаметами принято называть гаметофитами, или половым поколением. Зеленое фотосинтезирующее растение у мхов женское или мужское - это половое поколение или гаметофитное поколение. слайд 8

Есть в этом отрывке новый научный термин?

Вновь обращаемся к Толковому словарику

Гаметофит - (от гаметы и греч . phyton - растение )

Запись в тетради – гаметофит – половое поколение, растение, на котором образуются половые органы с гаметами.

Что происходит с гаметами, после того как они образовались на гаметофите в половых органах?

Продолжаем работу с дополнительным текстом

Во время дождя или по капле росы сперматозоиды, имеющие жгутик для передвижения, подплывают к неподвижной яйцеклетке, осуществляется оплодотворение. Оплодотворение невозможно без воды. При слиянии гамет образуется зигота. слайд 9

Какое определение вы бы дали процессу оплодотворения? Посмотрите в Толковый словарик.

В каких условиях это должно произойти?

Запись в тетради Оплодотворение

Оплодотворение – слияние половых клеток женской и мужской. (от греч. syngamos-соединенный браком),

Что такое зигота? Словарик

Оплодотваренная яйцеклетка. Зигота (от греч.(греческий) zygotós - соединённый вместе)

Запись в тетради - зигота.

А теперь вспомним, где находится яйцеклетка? Где будет находиться зигота? Почему?

Из зиготы на женском гаметофите развивается коробочка со спорами на длинной ножке, покрытая заостренным колпачком. Эта коробочка и будет бесполым поколением мха или спорофитом.

Обращаемя к словарику

С лово Спорофит произошло от греческого «выращивающий споры»

Запись в тетради

Спорофит – бесполое поколение, не имеет половых клеток.

Спорофит у мхов развивается на женском гаметофите.слайд 10

Возвращаемся к карточке №1

С какими научными понятиями, мы сейчас еще познакомились?

Продолжаем работу с карточкой №2

В коробочке споры созревают, а затем рассеиваются с помощью ветра. Когда спора попадает во влажное место, она развивается сначала в ветвистую многоклеточную нить - протонему, или проросток. Оставшиеся на поверхности веточки протонемы становятся зелеными и фотосинтезирующими, а проникшие в грунт - бесцветными ризоидами. На зеленых частях протонемы формируются боковые почки, из которых развиваются листостебельные побеги – гаметофиты.

Итак, что прорастает из споры? слайд 11

Работаем со словариком

Запись в тетради – протонема

Протонема (от прото первый... и греч.(греческий) nema - нить)

О чем может нам с вами сказать зеленая нитчатая стадия в процессе размножения водорослей?

Что образуется из боковых почек протонемы? А что такое гаметофиты?

А теперь вновь к катрточку №1. Все ли понятия мы разобрали? Еще раз пользуясь тетрадью их повторим.

Попробуем теперь составить схему жизненного цикла мха

спора – протонема – гаметофит мужской- антеридии - спетозоидырма– оплодотворение – зиго слайд 12.13

Рефлексия

С чем мы сегодня познакомились на уроке. было ли вам интересно? Что интересно?. Кому было трудно? Что? Кто считает, что разобрался со всеми научными терминами7 Главное, что знание этих терминов в дальнейшем вам помогут изучить размножение и других растений.

) растения. Корней у мхов нет — от основа-ния стебля отрастают тонкие выросты из одного ря-да клеток — ризоиды. Они служат для закрепления растений в почве. У большинства мхов есть по-бег — стебель с мелкими зелёными листьями.

Внутреннее строение мхов сравнительно простое: несколько слоёв прозрачных клеток стебля образует кору. Под корой находится основная ткань. Её клет-ки содержат хлоропласты.

Прочность стеблю придают клетки с толстыми стенками. На их поверхности образуются выросты, в которых запасается вода.

Проводящие и механические ткани у мхов разви-ты слабо, что, вероятно, и ограничивает их рост в вы-соту.

У печёночных мхов, на-пример маршанции, нет чётко выраженных вегетативных органов. Их тело представлено разветвлённым пластинчатым слоевищем. Внешне такие мхи напоминают многоклеточные во-доросли.

Мхи не цветут, не образуют плодов и семян. Размножение происходит путём че-редования бесполого и полового поколений.

Рассмотреть такой способ размножения можно на примере мха кукушкин лён.

Гаметофит

Кукушкин лён — дву-домное растение. В начале лета некоторые стебельки этого мха имеют красно-жёлтые верхушки. Здесь между листочками расположены многоклеточные мужские половые органы. В них образуются подвиж-ные мужские половые клетки — сперматозоиды . На верхушках женских экземпляров (они не имеют яр-ко окрашенных листьев) образуются многоклеточные женские половые органы. В них развивается непо-движная яйцеклетка .

Мужские и женские растения расположены ря-дом, так как мхи растут густыми дернинками. Кап-ля росы или дождевой воды помогает сперматозоидам попасть на верхушки женских растений. Здесь происходит оплодотворение — слияние половых клеток . В результате образуется зигота.

Спорофит

Представители

Сфагнум

Широко распространены на болотах сфагновые мхи. Стебель сфагнума, в отличие от стебля мха кукушкин лён, сильно ветвится. Его тонкие листья состоят из кле-ток двух типов. Одни из них мелкие, живые, содер-жат хлоропласты, в них идёт фотосинтез. Другие клетки — крупные, прозрачные. Они мёртвые, пус-тые и имеют стенки с порами. Через поры клетки впитывают огромное количество воды (в 20-25 раз больше собственного веса). Это свойство отражено в названии мхов (греч. sphagnos — губка). Сфаг-новые мхи не имеют ризоидов.