Виды подвижных игр. Конспект проведения подвижной игры «Охотники и звери

татьяна кумилина
Конспект проведения подвижной игры «Охотники и звери»

Цель : развитие двигательных умений и навыков дошкольников посредством подвижных игр .

Задачи :

Образовательные : Закрепить упражнение «метание в цель» ; изучение русского фольклора на примере считалок.

Развивающие : Развивать способности детей старшего дошкольного возраста к самостоятельному выполнению физических упражнений согласно словесной инструкции; развивать умение детей действовать коллективно, строго соблюдая правила игры ; продолжать развивать двигательные навыки и физические качества, необходимые в дальнейшей жизни, творческое воображение; повышение активности и общей работоспособности.

Воспитательные задачи : Воспитать интерес к занятиям физической культуры и спортом; воспитать дружеские отношения детей в группе.

Ход выполнения

Разминка : воспитатель предлагает детям проверить свое внимание . Проводится игра «Живое – неживое» . Сидя на месте, дети согласно правилу игры хлопают в ладоши и топают ногами.

Воспитатель. Теперь мы готовы узнать, получатся ли из вас настоящие охотники . А для этого сыграем в игру «Охотники и звери » . Правила игры такие . Сейчас мы посчитаемся и определим, кто же из нас будет охотниками . Остальные детки будут лисичками и зайчиками. Охотники должны ловить зверей , а для этого вместо ружей у охотников будут мячи . Если охотник попадет в зверюшку – она поймана . Выиграет та команда, в которой будет меньше пойманных зверюшек .

Воспитатель раздает мягкие мячики «охотникам » . По команде воспитателя : «Звери вышли погулять по лесу!» , «лисички» и «зайчики» выбегают на середину площадки и бегают, прыгают. По команде воспитателя : «Охотники вышли на охоту ! Берегитесь!» «охотники » пытаются попасть мячиками в «лисичек» и «зайчиков» , те убегают, уворачиваются от них. Воспитатель следит за количеством попаданий. Детей, в которых попали мячиком, выводят из игры , усаживают на скамейку. В конце игры воспитатель объявляет – какая команда выиграла и какой «охотник » - самый меткий. Игру можно повторить. Воспитатели собирают мячики, следят за выполнением правил. После окончания игры дети с воспитателями садятся на скамейки.

Примечание. Перед началом игры надо объяснить детям, что целиться необходимо в ноги. Следить, чтобы дети выполняли бросок мяча из-за спины через плечо. Убегать с площадки и бросать мяч можно лишь по сигналу воспитателя.

Варианты усложнения игры

В старшей группе воспитатель первоначально сам играет роли. Например, в игре «Охотники и звери » он берет на себя роль «охотника » Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры , воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В старшей группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору с помощью «стрелки» , считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей : «Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?». И т. д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

Существуют различные варианты подвижных игр . Вариантность позволяет использовать их более целесообразным, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянно. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний, или вводить новые движения (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек» , количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное.) Другой пример : в одном варианте дети помогают воспитателю ловить «зверей » , в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль «охотника » .

К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

Болоее сложные варианты игры «Охотники и звери »

1. Выбирается один «охотник » . Остальные дети-»звери ».

Звери потихоньку от «охотника » договариваются, каких зверей они будут изображать : зайцев, медведей, белочек и т. п.

«Звери » и «охотник » встают напротив друг друга на расстоянии 2-3 метров. У «охотника » в руках небольшой резиновый мяч.

«Звери » говорят «охотнику » :

Что за звери , угадай?

Догадаешься, стреляй!

И начинают изображать то животное, о котором заранее договорились. Если «охотник » долго не может угадать, выбирают другого, и игра начинается сначала.

Когда «охотник » угадывает, кого изображают остальные, он громко выкрикивает ответ. Если «звери » отвечают «да!» , «охотник » в них «стреляет» -бросает мяч. Задача детей - увернуться от мяча.

Случается, что «охотник » ни в кого не попадает. Тогда выбирают другого. Если же попал, ему даются следующие попытки, пока он не промахнется. Кто больше «зверушек » настреляет, тот лучший «охотник » .

Если игра повторяется многократно и дети затрудняются с выбором животных, каждый может изображать кого угодно.

Дети, прогуливаясь перед «охотником » говорят :

Вот животные гуляют,

И о том они не знают,

Что охотник ждет в кустах . Бах!

Тогда «Охотник » ничего не угадывая, «стреляет» сразу после слова «бах!» . Дети разбегаются, стараясь, чтобы в них не попали.

Эта игра способствует развитию меткости, точности броска. Учит детей передавать в движении образ животного.

2. Для этой игры используется специальная считалочка для выбора водящего :

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями , кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу» , и делает движения, как при косьбе.

«Звери » переговариваются с ним :

Иван-косарь, что ты делаешь?

Траву кошу.

А зачем косишь?

Коров кормить.

А зачем коровы?

Молочко давать.

А зачем молочко?

Сырцы делать.

А зачем сырцы?

- Охотников кормить .

А зачем охотников кормить ?

В лесу зверей ловить !

«Звери » быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» их бросает в них мяч. Задев кого-нибудь из «зверей » мячом, он должен отгадать, какой это «зверь » . Если отгадает, пойманный выбывает из игры , а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей » .

Систематическое использование различных вариантов игр содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на
каком-либо движении, способствует усвоению и совершенствованию этого движения,
ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию
быстрой и осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр и упражнений
содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию
организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам.
Маленькие дети (третьего года жизни) довольно медленно усваивают необходимые
навыки. Поэтому воспитатель может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им
наскучат. Постепенное усвоение содержания игры, ее правил и в результате возрастающая
самостоятельность доставляют малышам радость, поддерживают интерес к игре. С детьми
третьего года жизни целесообразно повторять новую игру 3-4 раза подряд, после чего
переключаться на какую-либо другую из числа уже известных им, а затем следует снова
вернуться к повторению разучиваемой игры.
Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усилится, если при
повторении их несколько видоизменять и усложнять. Это можно достичь разными
путями. Игру можно усложнить, немного изменив правила, повысив требования к их
выполнению, включив в нее новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или
пролезть), изменив их темп, потребовав более точного выполнения двигательного
задания. Количество детей, одновременно действующих в игре, форма их
взаимоотношений между собой и воспитателем также придают игре разный характер.
Например, в небольшом коллективе маленькому ребенку легче ориентироваться, он легче
находит свое место; игра проходит интереснее, если роль водящего выполняет
воспитатель.
Особенно важно немного изменять игры при их повторении в группах детей
четвертого года жизни. Опыт детей этого возраста, их возможности значительно шире,
поэтому они быстрее усваивают содержание и правила предлагаемых им игр, овладевают
движениями, смелее действуют в коллективе сверстников. В этом возрасте малышам уже
знакомы многие игры. К играм, повторяемым часто и без изменений, они быстро теряют
интерес.
Создание вариантов подвижных игр для детей четвертого года жизни возможно за
счет некоторых изменений условий проведения их, внесения дополнений в двигательные
задания. Например, при повторении подвижных игр "Птички в гнездышках", "Воробушки
и кот" можно внести такие изменения: вначале можно разместить детей на стульях (в
гнездышках), поставленных в один ряд; через некоторое время при повторении игры
гнезда для птичек устраиваются из тех же стульев, но расставленных по 4-5 в разных
местах зала. Это дает возможность увеличить расстояние для бега, усложняет
ориентировку детей в пространстве. Если в первом варианте малыши, выполняющие роль
птичек, воробушков, после сигнала о грозящей им опасности убегают все в одном
направлении, то во втором им надо будет запомнить расположение своих домиков и после
сигнала бежать в разных направлениях, стараясь не перепутать домики и не быть
пойманными. В следующих вариантах этих игр для обозначения домиков, гнездышек
могут быть применены другие пособия: обручи, невысокие скамеечки, кубы, шнуры и т. п.
Новые пособия сами по себе привлекают внимание детей и вызывают у них желание
играть; кроме того, использование их в играх позволяет усложнять движения, изменить их
характер. Если в первых вариантах игры "Воробушки и кот" дети поднимаются со стульев
и выбегают на середину комнаты, зала, имитируя полет птиц, то при использовании в
качестве гнездышек больших или малых обручей они выпрыгивают из них, а затем
летают. Применение невысоких скамеечек дает возможность упражнять малышей в
спрыгивании, приучать их при этом мягко приземляться ("Спрыгивать надо тихо, как
птички"). Таким образом, замена оборудования повышает эффективность знакомых детям
игр.
Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и
правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к
большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества,
выдумки. Так, в игру "Поезд" могут быть внесены следующие дополнения: сначала дети
просто двигаются друг за другом в колонне по одному - едут на поезде, поезд делает
остановки по звуковому сигналу или при взмахе воспитателя красным флажком; затем по
указанию воспитателя поезд может двигаться то быстрее, то медленнее; при следующих
повторениях игры педагог предлагает детям во время остановки поезда выйти погулять на
лужайку, собирать цветы, ягоды и т. п. Имитируя эти действия, малыши проделывают ряд
движений: бегают, наклоняются, приседают, подпрыгивают и т. д. Часто дети сами
дополняют и расширяют сюжет игры. Собирая воображаемые цветы, ягоды, они приносят
их воспитателю и говорят: "Как будто у вас корзина. Мы сейчас полную наберем и поедем
домой". Так выдумка, сообразительность играющих могут иногда подсказать взрослому
интересное направление в руководстве игрой. В следующий раз при повторении игры
воспитатель предлагает детям на остановке попрыгать через канавку (положенные на пол
веревочки), поиграть в мяч и т. п. Таким образом, благодаря некоторым дополнениям
хорошо знакомые малышам простые игры можно повторять многократно в течение всего
учебного года, добиваясь от них более четкого выполнения движений и правил. Это
позволяет ограничиться сравнительно небольшим количеством игр.
При проведении подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста важно
следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались.
В процессе игры физическая нагрузка постоянно изменяется. Структура игр, их
правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с
отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и
правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить
длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность
движений. На усиление физической нагрузки влияет и количество повторений игры или
упражнения за одно проведение.
При проведении игры воспитатель должен стремиться к тому, чтобы повысить ее
эффективность и в то же время следить за тем, чтобы не допустить чрезмерной
физической нагрузки, отрицательно влияющей на еще не окрепший детский организм.
Сильное покраснение лица у детей (а у некоторых, наоборот, излишняя бледность),
выделение пота, резко учащенное дыхание, излишняя возбудимость, рассеянное внимание
свидетельствуют о том, что игру надо прекратить или приостановить, чтобы дети могли
отдохнуть. Во время пауз можно побеседовать с малышами, уточнить правила, повторить
текст и т. п. Как показывает опыт, подвижные игры с детьми четвертого года жизни могут
быть проведены от 4 до 6 раз подряд.
Повторение одной и той же игры в течение года должно проходить в разных
условиях: в групповой комнате, в зале, на групповой площадке, на полянке. Необходимо
шире использовать природные условия. Это также способствует повышению
эффективности воздействия подвижных игр на всестороннее развитие ребенка.
Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем
игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты.
Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней. В этом случае
дети снова проявляют к ним интерес.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши
полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них
самостоятельно. Создание условий для проведения игр и
упражнений
Для проведения подвижных игр и упражнений в каждом дошкольном учреждении
необходимо иметь разнообразное физкультурное оборудование, которое может быть
установлено как на участке (на групповых площадках), так и в групповых комнатах. Оно
широко применяется при проведении организованных физкультурных занятий и
подвижных игр, а также стимулирует самостоятельную двигательную деятельность детей.
Для упражнений в ходьбе и беге, в ходьбе с сохранением равновесия надо иметь
такие пособия: площадку с лесенками с двух сторон, площадку с лесенкой и скатом,
гимнастические скамейки, бревна (круглые либо со стесанным верхом), доски простые и с
зацепами для прикрепления их к гимнастическим стенкам, трибункам, ящики, деревянные
бруски высотой не более 20 см, качели и качалки разных конструкций, стойки (высотой
130-140 см), планки или веревочки с грузами на концах для подвешивания их на стойки.
На площадке и в помещении должны быть пособия для упражнений в лазании.
Поскольку эти упражнения довольно однообразны, важно, чтобы пособия были разными;
выполнение упражнений на разных пособиях сделает их более интересными и полезными
для малышей. Пособия для лазания: гимнастическая стенка, лесенки-стремянки,
приставная лесенка с зацепами, скат приставной с зацепами.
Для ползания и переползания используют дуги, обручи, гимнастические скамейки,
бревна, деревянные ящики, горизонтальные и наклонные доски и т. п.
Для бросания, перекатывания, ловли, попадания в цель дети пользуются мячами
разных размеров, деревянными и целлулоидными шариками, мешочками с песком (вес
150-200 г), а также шишками, камешками и другими предметами. В качестве мишеней
можно использовать обручи, корзины, различные сетки.
При проведении прыжков нужны шнуры, плоские обручи, невысокие скамеечки
или ящики.
В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, сооружаются
невысокие снежные валы, небольшие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные
фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).
Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях детей необходимо
использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки,
поваленные деревья, пеньки, ручейки, деревья, кустики являются прекрасными
"пособиями" для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных
движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или
упражнений. Малыши приучаются правильно двигаться в различной обстановке: ловко
пробегать между деревьями, сохраняя равновесие; проходить по узким тропинкам в лесу и
в поле; наклонившись пробираться между кустами; взбираться на пеньки; перешагивать
через кочки; переползать через бревна и т. д. Двигательный опыт детей обогащается,
совершенствуются функциональные возможности детского организма.
На свежем воздухе важно проводить игры с такими движениями, как бег,
перебрасывание мячей, бросание камешков, шишек и т. п., т. е. таких, для которых нужен
простор.
В помещении, так же как и на участке, желательно иметь пособия для упражнения
в разных видах основных движений. Кроме того, для игр в помещении можно
использовать и различную мебель: столы, стулья, табуреты, диванчики. Так, через
положенную на сиденья стульчиков рейку дети могут перешагивать или подлезать под
нее, между ножками стула прокатывать мячи, шарики и т. д.
Помимо перечисленных выше пособий и предметов, для проведения игр и игровых
упражнений необходимо иметь достаточное количество разных мелких пособий и
игрушек, которые можно использовать как в помещении, так и на участке. Это наборы
флажков, погремушек, мячей разных размеров, шариков, цветных лент, скакалок, шнуров
длинных и коротких, вожжей, обручей, небольших колечек, фанерных или картонных
кружков, кубиков, палок, кеглей.
Все это позволяет разнообразить игровые упражнения, изменять условия
выполнения двигательных заданий в играх.
Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соответствующие
каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы малыши
сами могли взять из них нужное для игры и положить обратно по ее окончании. Это
важно для воспитания у детей самостоятельности, бережного отношения к пособиям,
соблюдения определенного порядка.
При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка,
выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка, петуха и др.) водящего, можно
использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности
персонажей. Остальным детям, принимающим участие в качестве мышек, птичек, цыплят,
шапочки не обязательны. Но если игра проводится на праздничном утреннике или на
вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное
праздничное настроение.
Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования,
пособий являются необходимыми условиями для правильной организации проведения
подвижных игр.

Описание подвижных игр и игровых
упражнений
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

Создаются, организуются и ведутся одним ребенком. В этом случае ребенок может сам определять смысл и содержание игры, временные правила для самого себя, которые может видоизменять по ходу игры, ради более эффективного достижения цели, обусловленной собственным смыслом игровых действий. Эта разновидность игры свойственна детям преимущественно младшего дошкольного возраста, а также детям, ограниченным в коллективном общении по тем или иным причинам.

Дети младшего, дошкольного и реже младшего школьного возраста предпочитают так называемые свободные, или вольные игры. Они заключаются в том, что дети сами спонтанно придумывают игру, с обязательным наличием цели и ее достижением. Такие игры носят преимущественно сюжетный характер, с распределением ролей в соответствии с сюжетом и часто применяются педагогами для расширения психологических задач, включая реабилитационные. В этой связи такие игры носят название ролевых.

Коллективные подвижные игры называются так по признаку одновременного участия в игре определенного количества играющих. Эта разновидность игр наиболее популярна среди детей и отличается большим многообразием. Коллективные игры подразделяются на командные и некомандные.

Некомандные игры проводятся с водящим и без водящего участника. По функциональному признаку для некомандных игр без водящих характерно индивидуальное соперничество играющих за свое, обусловленное правилами место на игровой площадке или в построении играющих, а также индивидуальное проявление соблюдения порядка в коллективных действиях. Особенностью некомандных игр с водящим является по ролевым функциям игроков противоборство с водящими и противодействие игроков одной команды водящим из другой путем взаимодействия с партнерами по команде или при их поддержке и непосредственной физической помощи.

Командные игры подразделяются на игры, в ходе которых участники в соответствии с содержанием игры и правилами не вступают в физический контакт с соперником, и на игры с наличием физического противоборствующего контакта игроков-соперников в процессе игровых действий.

В играх без физического контакта соперников по функциональному признаку игроков наличествует: проявление единоборства за свою команду; проявление борьбы за свою команду путем взаимоподдержки и физической взаимопомощи игроков одной команды.

Подвижные игры с контактным взаимодействием игроков противоборствующих команд по функциям играющих подразделяются: на индивидуальное единоборство за свою команду; борьбу за интересы своей команды, но при совокупности всех единоборных действий, поддержке партнеров по команде и их физической помощи.

Ряд командных игр имеют ярко выраженный предспортивный , или полуспортивный характер, в содержание которых вносятся простые элементы, приемы определенных спортивных игр, не требующие специально направленной технической подготовки и подготовленности игроков. Эти игры характерны распределением среди участвующих игровых функций, амплуа. Полуспортивные игры проводятся по специальным правилам и стимулируют игроков на проявления элементарной технической и физической подготовленности.

Некомандные и командные подвижные игры характеризуются рядом обобщенных для этих групп игр типичных двигательных действий:

— выполнением ритмических движений — проявлением творчества, а также подражания животным в их специфических движениях;

— перебежками на короткие дистанции с проявлением скорости перемещения и ловкости;

— скоростного действия выраженно координированного характера с различными инвентарными предметами;

— прыжками, связанными с преодолением препятствий, силовым сопротивлением;

— проявлением ранее сформированных двигательных навыков, основанных на умении ориентироваться в пространстве, улавливании и различении звуков и наблюдательности.

Подвижные игры с водящим и без водящего проводятся играющими разных возрастных групп, однако вариант игры с водящим целесообразно применять в соответствии с возрастными двигательными возможностями детей, без чрезмерного усложнения содержания и правил игры.

В музыкальных подвижных играх применяются преимущественно два варианта музыки. Первый основан на музыкальном оформлении сюжетной стороны подвижной игры, например жанра сказки. В этом случае от преподавателя требуется проявление элементарной музыкальной подготовленности, по возможности — привлечения к созданию игровой двигательной композиции специалистов — музыкантов. Второй вариант основан на применении музыки в игре как музыкального фона для двигательного содержания игры с целью повышения ее эмоциональности. Причем этот фон может быть или нейтральным по характеру, или определять темпо-ритмовую картину развития игры. Во всех вариантах применения музыки в процессе подвижной игры от преподавателя требуется проявление профессионального творчества и желание доставить детям эстетическое наслаждение.

Подвижные игры с физическим контактом с соперником подразделяются на игры, где контакт носит опосредованный характер, например в перетягивании каната, или случайный, который трудно избежать, не нарушая содержание игры и ее сущность. При подборе игр или при спонтанном определении их содержания рекомендуется избегать игр с потенциально травмоопасным содержанием, где целенаправленный физический контакт играющих может привести к нежелательным и опасным последствиям для их здоровья.

Спортивные игры представляют собой высшую форму подвижных игр как средства и метода физического воспитания. Универсальность спортивных игр заключается в том, что этой форме двигательной активности все возрасты людей покорны, с той лишь оговоркой, что в возрастном аспекте продвижение к применению спортивных игр осуществляется через постепенное внедрение физического воспитания предспортивных и спортивных игр. Спортивные игры по своей целевой установке подразделяются на игры популярного массового применения в рамках общего физического развития и совершенствования как средства спорта для всех. Высшая форма спортивных игр — игры спорта высших достижений и профессионального спорта, которые являются ценным и незаменимым средством развития у детей способности восприятия и осознания эстетических ценностей физической культуры на примере спортивных игр с высоким исполнительским уровнем игроков. В разные возрастные периоды созерцание спортивных игр с высоким исполнительским уровнем оказывает безусловное благотворное влияние на образованность детей в этой сфере, на формирование личностной телесно-двигательной культуры. Применение спортивных игр с направленностью массового характера, а также созерцание реальных игр по телевидению способствуют возможной спортивной ориентации ребенка, его выбору для осуществления профессиональной спортивной карьеры.

Дворкина Н.И., Лубышева Л.И. Физическое воспитание детей 5–6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств [Текст]: методическое пособие / Н.И. Дворкина, Л.И. Лубышева. – М.: Советский спорт, 2007. – 80 с.

В книге собраны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. В отличие от предыдущих изданий подобного рода, игры классифицированы по видам развиваемых физических качеств детей. Даны подробные методические указания по выбору игры, объяснению правил для детей данной возрастной группы, распределению ролей, судейству. Также представлены облегченные и усложненные варианты игр. Приведены планконспекты отдельных игровых занятий для старших дошкольников.
Книга будет интересна не только инструкторам по физической культуре дет­ских садов, но и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, работникам детских оздоровительных лагерей.

Классификация подвижных игр

Для удобства практического использования игры классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др.

Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается прежде всего к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.

Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать погодные условия. Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные игры. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду такие соревнования лучше не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые.

Создание интереса к игре

Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно, например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!..»

Огромный эффект имеет использование атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть!» – или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» – говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших группах приемы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолеты»: «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир. – Воспитательница надевает фуражку: – Готовьтесь к полету!» Или игра «Воробушки и кот»: «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и полетели искать зернышки…»

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению, распространена такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребенка на главную роль, и когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не удается. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям раздают атрибуты.

Нужно использовать следующую последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Распределение ролей в игре

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случиться разные конфликты.

Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница…» Или: «Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т.д.

Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить», – или: «Дети, смотрите, какая Света молодчина: и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Пусть теперь она будет волком…»

Руководство ходом игры

В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).

Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога, который чаще всего сам выполняет главную роль; в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. Руководство детьми старшего возраста опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
– усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
– усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).

Таблица 1

Примерный план-конспект игровых занятий для старших дошкольников

Время проведения: первая половина дня.
Место проведения: физкультурный зал.
Одежда и обувь: короткая спортивная форма.
Физкультурный инвентарь: 3 волейбольных мяча, шнур длиной 6 м, маски для «щуки» и «зайцев».
Основные задачи:

1) воспитывать физические качества – ловкость и быстроту;
2) обучать подвижным играм «Ежик» и «Охотники и зайцы» для закрепления навыка метания в движущуюся цель;
3) совершенствовать бег врассыпную с увертыванием в подвижной игре «Караси и щука».

Время проведения, мин.

Организационно­методические указания

Подготовительная часть (10 мин.)

Построение в шеренгу. Равнение. Сообщение задач урока

Проверить интервал и построение в шеренгу точно по линии. Следить за осанкой

Поворот налево. Поворот кругом

Выполнять поворот точно по команде

Ходьба на месте, колени высоко подняты

Спину держать прямо, колени поднимать выше

Ходьба (обычная) в колонне по одному

Руки точно в стороны

Ходьба на носках, руки в стороны

Дыхание не задерживать

Ходьба на пятках, руки за спину

Ходьба с ускорением

Бег в чередовании с ходьбой

Бежать, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая дистанцию

Перестроение в полукруг

Основная часть (25 мин.)

Подвижная игра «Запрещенное движение»

Играющие встают в полукруг, руководитель находится перед ними. Он показывает движения, которые выполняют на зарядке, дети повторяют за ним. Перед игрой условливаются об одном или двух «запрещенных» движениях, которые занимающиеся не должны делать. Кто ошибется, делает один шаг вперед. Перестроение в круг

Следить за правильным выполнением упражнений. По окончании игры отметить детей, которые ни разу не ошиблись

Положить веревку по кругу

Подвижная игра «Ежик»

Дети произвольно располагаются на площадке и свободно перемещаются, увертываясь от мяча, который метает водящий. Если мяч коснется ноги какоголибо игрока, тот становится «ежиком» и вместе с водящим старается осалить остальных путем передачи мяча. Игру можно закончить, когда все, кроме двухтрех самых ловких игроков, окажутся «ежиками»

Бросать мяч в голову запрещено – можно только от плеча и изза головы

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Начертить или выложить шнуром круг диаметром 5–6 м. Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это «зайцы», другая равномерно распределяется за кругом – это «охотники». У одного из «охотников» мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в «зайцев». Тот, в кого попали мячом, выходит из круга

Бросать мяч можно только в туловище и в ноги. Как только «охотники» попадут мячом во всех «зайцев», дети меняются ролями.

Следует целиться точнее

Подвижная игра «Караси и щука»

Одного ребенка выбирают «щукой». Остальные играющие распределяются на две подгруппы: одна из них образует круг – это «камушки», другая – «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. По сигналу воспитателя «щука» вбегает в круг и старается поймать «карасей». «Караси» прячутся за «камушки» – приседают за кем­нибудь из играющих, стоящих по кругу. «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2–3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается

Для повторения игры выбирают новую «щуку» и меняют местами детей, стоящих в кругу и образующих круг

Заключительная часть занятия (5 мин.)

Ребята становятся в круг вместе с руководителем, в центр круга выходит водящий, который закрывает глаза. Играющие идут по кругу, выполняя движения, которые им показывает руководитель, и говорят: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: “Скок, скок, скок”, – эти три слова произносит только тот ребенок, на которого указал руководитель, – угадай, чей голосок?» Водящий должен угадать, кто сказал: «Скок, скок, скок». Если он угадал, узнанный становится ведущим

Игра малой подвижности на восстановление дыхания. Следить, чтобы дети точно выполняли движения в такт словам. Обязательно отметить детей, которые сразу отгадали … по голосу. Воспитывать чувство товарищества и коллективизма

Подведение итогов занятия

Задание на дом: повторить подвижные игры «Ежик», «Охотники и зайцы» дома (на прогулке) с друзьями, родителями

Поблагодарить детей за активность в игре. Кратко отметить успехи каждого ребенка

Подвижная игра является незаме-нимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способ-ностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

Ныне все педагоги отмечают сниже-ние интереса у детей к подвижным иг-рам. Происходит это, на наш взгляд, по следующим причинам.

Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информа-ции о мире. Современному ребенку до-ступны различные источники инфор-мации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных иг-рах.

Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап — совершенствова-ние движений в подвижной игре.

В-третьих, педагоги часто рассмат-ривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничивают принци-пом «Движение ради движения».

Количество подвижных игр практи-чески во всех программах для ДОУ невелико, за исключением, пожалуй, Про-граммы воспитания и обучения детей (М.: Издательский дом «Воспитание до-школьника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разу-чить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.

Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные иг-ры, но, как правило, варианты их проведе-ния отсутствуют. В пособии В.А. Шишки-ной, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998) на приме-ре малоподвижных игр («Найди и про-молчи», «Не упади» и т.д.) даны рекоменда-ции, как избежать однообразия в игре. Ав-торы предлагают каждый раз искать раз-ные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д.

Игра «Поезд»

Различные варианты проведения по-движной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивиду-альных особенностей. Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменить ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не дер-жась друг за друга»), введя роль кондук-тора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с зани-женной самооценкой. Возможны и дру-гие варианты игры «Поезд».

1. Паровоз объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.

2. Паровоз едет через туннель - дети пролезают под дугами.

3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны ос-тановиться; желтый — идти; зеленый — бе-жать.

Целесообразно ввести в игру разно-образные движения детей на «станции».

1. Дети изображают, как они собира-ют грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по коч-кам (приставной шаг) и т.д.

2. Дети имитируют повадки обитате-лей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким под-ниманием колен, руки скрещены над головой), зайца (прыжки с продвиже-нием вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).

3. На поезде дети могут приехать в зоо-парк - изображают тигра (ходьба с движением рук перед собой), крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой), жирафа (ходьба на коленях, руки в замок за спиной), слона (ходьба с опо-рой на кисти и стопы), удава (продвиже-ние вперед, сгибая и разгибая ноги в ко-ленях, опора сзади на руки) и т.д.; в страну загадок - отгадывают загадку и «изобра-жают ответ»; в страну любимых сказок — изображают героев той или иной сказки.

4. Дети двигаются под текст стихотво-рения Т. Волгиной «Паровозик».

Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Чух-чух! Чух-чух!
У-у-у-у-у!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу!
У-у-у-у-у!
(Увеличивается скорость движения.)

Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?

— Зверюшек. Зайчиков (дети оста-навливаются и выполняют имитаци-онные движения).

Загудел паровоз
И вагончики повез:
Чух-чу! Чух-чу!
Далеко укачу (дети садятся в паро-воз).

Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».

Далее предлагаются варианты прове-дения подвижных игр (см.: Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упраж-нения для детей 5-7 лет. - М: ВЛАДОС, 2001. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М: Просвещение, 1984. Чистякова М.И. Пси-хогимнастика. - М.: Просвещение, 1995).

Варианты прове-дения подвижных игр

«Найди свое место»

Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамей-ку и др. По сигналу воспитателя дети вы-бегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.

1. Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широ-ким шагом с отмашкой), на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туло-вище наклонено, руки за спиной), ле-пим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - мета-ние), согреваемся (бег); летом мы плава-ем (бег с движением рук - «брасс»), ны-ряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, ката-емся на велосипеде.

2. Детей можно разделить на две ко-манды.

«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собираются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» расходятся по комнате в раз-ные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соот-ветствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1. Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.

2. Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок.

3. Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.

4. Дети становятся в круг, у всех в ру-ках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг — это клумба. На ней цве-тут различные цветы» (выкладывает се-рединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответ-ствующего цвета и выкладывают цветок.

5. У детей ленточки красного, желто-го цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это сол-нышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки - «лучики солнца».

6. Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цве-та должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лентой.

«Самолеты»

Дети распределяются на три коман-ды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (ку-бик, кегля и т.д.). По команде педагога «К полету приготовиться» дети выпол-няют круговые движения согнутыми руками - заводят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлени-ях по всей площадке. По команде «На посадку» дети строятся в звенья и опу-скаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наи-более красиво.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1. Дети заправляют самолеты бензи-ном (движение рук).

2. «Парад» — дети бегают в разных на-правлениях парами.

«Цветные автомобили»

Дети стоят вдоль стен комнаты - это ав-томобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или картонный диск синего, желтого или зеленого цвета. Вос-питатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соот-ветствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цве-та, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавлива-ются и направляются в гаражи.

Варианты игры (средняя, старшая группа)

1. Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.

2. Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бегут в заранее отведен-ное место.

3. Воспитатель, опуская один из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля возвращаются в гараж с соответствующим указателем (синяя кегля).

4. У воспитателя два флажка - зелено-го и красного цвета. У детей рули разно-го цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами свето-фора: па зеленый цвет — бежать, на красный - остановиться.

5. «Автомобили» преодолевают пре-пятствия: объезжают кочки (кегли, ку-бики, мягкие модули и т.д.).

6. Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормо-зить, посигналить.

«У медведя во бору»

На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!

С последним словом медведь выбега-ет из берлоги и ловит (салит) играю-щих. Дети убегают в свой дом.

1. Изменение места водящего (в цент-ре зала, сбоку).

2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).

3- Дети имитируют движения: собира-ют грибы и ягоды (наклоняются, выпряхчляются), переступают через колю-чие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлеза-ние боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).

4. Перед берлогой препятствие: руче-ек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из бер-логи (подлезание под духу).

(Этот вариант приемлем для разновоз-растной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребенок)

«Совушка»

На площадке обозначено гнездо совушки (круг). Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки - располагают-ся по всему залу. По сигналу воспитате-ля «День» все ходят, бегают по площад-ке, передавая характер образа, стараясь не задеть друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь», и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День» совушка уле-тает, а мышки, жучки, бабочки снова на-чинают резвиться.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Воспитатель загадывает загадки, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа.

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)

Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
(Муха)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом, хоть и кроха,
Укусит — будет плохо!
(Пчела, оса)

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

2. Воспитатель предлагает детям вы-полнить логоритмические упражнения. Насекомые

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за ней шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.

Лягушка

Скачут по опушке
Две веселые лягушки
Прыг-скок, прыг-скок -
Прыгать весело, дружок.

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

«Ловля обезьян»

Детей делят на две группы: обезьяны и их ловцы. «Обезьян» размещают на одной стороне площадки, ловцов - на противоположной. Они договаривают-ся между собой о том, какие движения будут выполнять. Показав их, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений (деревья, пеньки) и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы» обезьяны бегут к своим местам, стараясь встать на возвышение, а ловцы пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или какой-либо другой предмет, и уводят к себе. При повторе-нии дети меняются ролями.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Охотник (воспитатель или ребе-нок) показывает движения, передаю-щие характер обезьяны.

. «Шалунья обезьянка». И.п. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Наклоны в стороны, вперед, прыжки (на месте и с продвижением вперед).

. «Обезьянка дразнится». Ип. - стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой. Имитация «носа».

. «Обезьянка спряталась». Ип. - о.с. Присесть, закрыть лицо руками.

. «Обезьянка умывается». Ип. - сед, руками захватить стопу. Имитация «умывания».

. «Обезьянка бегает». Бег по кругу.

2. Охотник (воспитатель или ребе-нок) под музыку показывает ритмич-ные движения, передающие характер обезьяны.

. «Обезьянка крутит хвостиком». И.п. - левая нога отставлена в сторону, пра-вая рука на поясе, левая с зажатым ку-лачком отведена в сторону. Круговые движения кистью левой руки — имита-ция кручения хвоста, ритмичные движения стопой, не отрывая пятку от пола.

. «Обезьянка шалит». Им. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Поднять и отвести ногу в сторону попытаться соединить колено с локтем.

. «Обезьянка танцует». Им. — ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Выставить ногу вперед в сторону на пятку, ритмичные движения в полу-приседе вокруг себя.

«Мяч водящему»

Играющие строятся в две-три колон-ны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с большим мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в ко-нец колонны, затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в колонне вновь окажется на своем месте, он поднимает руки вверх.

1. Использовать мячи разных разме-ров (малые - диаметр 100-120 мм, большие - диаметр 200-250 мм).

2. Водящий, бросая мяч игроку, назы-вает какое-нибудь обобщающее слово, например луг (река, лес, транспорт, иг-рушки, одежда, посуда и т.д.). Остальные дети, принимая мяч, должны произнес-ти слова, которые этим обобщающим словом объединяются, например расте-ние - это цветок, трава, ромашка и т.д.

«Построй шеренгу, круг, колонну»

Дети, разделившись на две группы, строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг к другу. По сигналу воспитателя ходят или бегают (в зависимости от темпа и ритма, которые задаются удара-ми в бубен) по всей площадке. Прекратив ударять в бубен, воспитатель командует: «Построй шеренгу (круг, колонну)!» - и дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает группа, быс-трее и правильнее построившаяся.

Варианты игры (старшая, подгото-вительная к школе группы)

1. Воспитатель до начала игры сооб-щает: под бубен надо ходить, под колокольчик - бегать медленно, под звуки погремушки - быстро бегать.

2. После сигнала нужно встать точно на свое место.

3. Каждая группа строится у кегли оп-ределенного цвета.

4. Воспитатель подает сигнал, пока-зывая карточку с изображением колон-ны (шеренги, круга).

5. Воспитатель подает сигнал, показы-вая карточку с изображением шеренги, колонны (по росту, в обратном порядке).

«Тропинка»

Дети делятся на две команды с равным количеством участвующих. Участники каждой команды берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. Затем ве-дущий дает задание обеим командам. По команде «Тропинка» участники каждой ко-манды становятся друг за другом, кладут ру-ки на плечи впереди стоящего, приседают, чуть наклоняя голову. По команде «Копна» все участники игры направляются к центру своего круга и соединяют руки. По команде «Кочки» приседают, положив руки на голо-ву. Эти задания чередуются. Кто быстрее их выполнит, тот получает очко.

Варианты игры (старшая, подгото-вительная к школе группы)

1. Дети образуют один или три круга.

2. Дети могут идти в колонне по одно-му, парами.

3. «Яблоневый сад» - участники игры встают в круг.

И.п. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, разведены в сто-роны, пальцы соединены. «Дубрава» - участники встают врассыпную.

И.п. - ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх и разведены в стороны. «Ель-ник» - участники встают в колонну.

И.п. - пятки вместе, носки врозь, руки опу-щены, но не прижаты к туловищу, ладо-ни отведены в стороны, пальцы вместе.

4. Дети идут в колонне парами. «Сосна»

Встать спиной друг к другу. И.п. — пятки вместе, носки врозь, руки опущены, но не прижаты к туловищу. Ладони отведе-ны в стороны, пальцы вместе. «Ива» - встать боком друг к другу. И.п. — ноги вме-сте, одна рука (у одного ребенка левая, у другого правая) отведена в сторону и со-гнута в локте, пальцы опущены. «Береза»

Встать лицом друг к другу. Им. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, раз-ведены в стороны, пальцы соединены. «Дом» - встать в круг и взяться за руки. «Забор!» - встать в шеренгу. «Ворота!» -встать парами напротив друг друга.

«Три стихии: земля, воздух, вода»

Площадка разделена на три зоны - зем-ля, воздух, вода. Ведущий называет предмет: самолет - играющие бегут в зону, обо-значающую «воздух»; «пароход» — в зону «вода»; «дерево» — в зону «земля». Игрок, на-рушивший правила, выбывает из игры.

Варианты игры

1. Стихии могут быть разные: «Река,

болото, море», «Рыбы, птицы, звери» и т.д.

2. Ведущий не дает команду, а показы-вает карточку с изображением представителя той или иной стихии.

3. Ведущий загадывает загадки о пред-ставителях каждой стихии.

Колюч, да не еж. Кто это?

(Ерш.)

Весной за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит.

(Грач.)

4. Заняв место в той или иной стихии, детям следует изобразить то, что было названо.

Игры-эстафеты

Разнообразить можно и игры-эста-феты. Главное в них не только совершенствование двигательных умений де-тей, но и развитие познавательных, сен-сорных, творческих способностей. По-этому в содержание игр-соревнований желательно включать проблемные зада-ния, которые активизируют психичес-кие процессы (внимание, мышление, память, воображение).

Варианты игр-эстафет

1. Выложить фигуру из физкультурно-го инвентаря (флажков, кубиков, кеглей, обручей, гимнастических палок и др.).

2. Выложить физкультурный инвен-тарь в соответствии с образцом.

3. Выбрать один кубик (с буквой) в со-ответствии со словом на карточке.

4. Выбрать из множества геометриче-ских фигур (квадрат, треугольник, круг) одну фигуру - не квадратную и не тре-угольную.

5. Выбрать из множества кубиков (желтого, красного, синего цвета) кубик не желтого и не синего цвета.

6. Выбрать из нескольких карточек с изображением диких и домашних животных карточку с изображением жи-вотного Африки.

Перед тем как предложить игру, детей нужно настроить на нее, снять психоэмоциональное напряжение. Если воспита-тель использует разнообразные варианты подвижных игр, то это способствует раз-витию у детей инициативы и творчества.

С. ПРИЩЕПА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО.

Прищепа С. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать весело, дружок. (Как разнообразить подвижные игры) // Дошкольное воспитание, 2005 . № 6. С. 23-28.