Жаворонки из ткани конспект старшая группа. Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной к школе группы «И жаворонки в небе…» в рамках реализации программы «Азбука духовности

Цели:

Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах, об особенностях крымского климата.
Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках.
Словарь: жаворонок, противень, земледельцы, сусiдка (украинский), «пернатые друзья», «превосходные летуны», фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна».
Упражнять детей в звукоподражании, рисовании и приемах раскрашивания.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

Оборудование:

Фотография хохлатого жаворонка, силуэт жаворонка на нитке; дидактическая игра «Времена года» (в виде наборного полотна); сплетенные из теста «птички», противень, смазанный маслом, миндальные орехи, изюм, столовые ножи; аудиозапись пения жаворонка, романса «Жаворонок» М. И. Глинки, пьесы «Песня жаворонка» П. И. Чайковского; колокольчик.

Жаворонок хохлатый

Жаворонок в полете

Жаворонок из теста

Ход занятия:

Идет Весна-красна!
Идет весна ясна!
С солнцем теплым,
С дождем обильным.
Принесет весна урожай
В наш счастливый край!

Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»? (Ответы детей). Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды.

А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Ответы детей). Правильно, перелетные. Назовите известных вам перелетных птиц. (Ответы детей). Ласточки, скворцы, грачи, малиновки, перепела, корольки, журавли, лебеди.

Сегодня мы с вами познакомимся с перелетной птицей. Зовут ее – жаворонок, певец весны. А вот и он сам. (Звучит аудиозапись пения жаворонка и поднимается вверх силуэт жаворонка на нитке).

Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? За что же? (Ответы детей). Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.

В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков.

Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.

А мамы пекли из теста булочки заплетушки, похожие на птичек. Мы с вами с утра уже заплели тесто. Сейчас оно подошло и нам осталось сделать клювики и глазки. Из чего мы сделаем глазки? Из изюма. А что такое изюм? Верно, сушеный виноград без косточек. А что мы используем в качестве клювика? Миндальный орех. И теперь нам осталось ножом вот так надрезать хвостики нашим птичкам. (Воспитатель сопровождает объяснения показом). Готовых жавороночков высаживайте на смазанный маслом противень – так называется доска для выпечки. Знакомо вам это слово? Если нет, то повторите его еще раз и постарайтесь запомнить. Попросим Татьяну Владимировну отнести противень с жавороночками на кухню и поставить выпекаться … куда? В духовку. (Дети работают под звуки «Песни жаворонка» П. И. Чайковского. Воспитатель объясняет, что композитору нравилось пение жаворонка и он постарался передать его звуками музыки).

А пока пекутся наши птички, познакомимся поближе с жаворонком.

Прилетают жаворонки в Крым маленькими стайками, не любят они шумных компаний. А прилететь стараются тогда, когда уже тепло. В связи с этим примета есть: «Жаворонок летит к теплу».

Весной у жаворонков, как и у всех птиц много забот. Что это за заботы, расскажите пожалуйста. (Ответы детей). Найти себе пару, обустроить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов. Свадьбы у жаворонков проходят в воздухе. Взлетев повыше, самцы поют своим невестам красивые, мелодичные песни, примерно так: «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Пальчиковая гимнастика «Жаворонки»

Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).

Жаворонки славятся своим пением. А еще какая птица считается превосходным певцом? (Ответы детей). Верно, соловей.

Улетают из Крыма жаворонки в середине осени, ночью, когда не беспокоят их пернатые хищники. Летуны жаворонки превосходные. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей). Действительно, жаворонки умеют быстро и долго летать. Правда, в непогоду они устают и вместе с другими пернатыми путешественниками садятся на корабли. И моряки не трогают их, так как есть морская примета: «Несчастье грозит тому кораблю, на котором была обижена попросившая приюта птица».

Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, конским волосом, перьями. А для чего жаворонки это делают? (Ответы детей). Мягкая подстилочка в гнезде нужна для того, чтобы отложенные туда яйца не повредить, да и птенцам на мягком удобнее. Самочка откладывает от трех до пяти яиц. По цвету они рыжевато-серенькие.

Мы с вами уже нарисовали гнезда, а сейчас дорисуем в них яйца. Сколько яиц может быть в гнезде жаворонка? (Ответы детей). Вы можете нарисовать в гнезде не меньше трех, но не больше пяти яиц. А каким способом мы добьемся получения рыжевато-серой окраски яиц? (Ответы детей). Сначала с легким нажимом карандаша закрасим яйца оранжевым карандашом, а затем поверх оранжевого закрасим черным карандашом, едва нажимая на него. Вот так и получится у яиц рыжевато-серая окраска. (Дети работают под звуки романса М. И. Глинки «Жаворонок»).

Подвижная игра «Жаворонок»

Пришло время поиграть. Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

Мы с вами живем на чудесном полуострове, который называется … как? (Ответы детей). Верно, Крым. У нас в Крыму живет особый жаворонок. Взгляните на него. (Показ фотографии). Нигде больше на всей огромной планете Земля не встретишь эту птицу. Она живет только в Крыму. Зовут ее хохлатый жаворонок. Как вы думаете, почему этот жаворонок зовется хохлатым? (Ответы детей). Молодцы, вы заметили хохолок на голове у этого жаворонка и догадались, что свое имя он получил именно за свой хохолок. А не припомните ли вы еще одну птицу, которая как и хохлатый жаворонок живет только в Крыму и тоже зовется хохлатой? (Ответы детей). Это хохлатый баклан.

Наш хохлатый жаворонок в воздух поднимается не часто. Он неутомимо бегает по земле, иногда перелетая на короткие расстояния. За это получил он прозвище «земляной жаворонок». Зимовать он остается в Крыму, никуда не улетает. Если зима бывает снежная, то тяжело ему приходится. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Под снегом не найти птице корма. Вот и приходится хохлатому жаворонку бродить вдоль дорог, возле домов и копаться в мусорных кучах в поисках пищи. Есть у хохлатого жаворонка еще одно название-имя – сусiдка. Это украинское слово. Знаете ли вы, как оно переводится на русский язык? (Ответы детей). Соседка. А жаворонка называют так за то, что в голодную зиму он селится и кормится по соседству с человеком. Повторите украинское слово «сусiдка» и постарайтесь запомнить.
Хохлатый жаворонок поет даже зимой, а еще умеет передразнивать других птиц. Невесту себе он выбирает один раз на всю жизнь.

Гнездо хохлатый жаворонок устраивает в степи, на пустырях, даже на пригородных свалках. Птенцы появляются на свет слепые, без перьев. Родители кормят их. Как вы думаете, чем? (Ответы детей). Как и другие птицы, жаворонки выкармливают своих птенцов насекомыми. Аппетит у птенцов отличный, растут они так быстро, что родители не нарадуются. Подросшие птенцы выбираются из гнезда и бродят возле него, верещат чуть слышными детскими голосами. Если доведется вам повстречать таких птичьих малышей, не трогайте их, не тревожьте. И не думайте, что птенцы выпали из гнезда или потерялись. Родители их рядом. Учат птенцов затаиваться, отыскивать корм, отличать съедобное от несъедобного. Скоро птенцы становятся похожими на родителей, переходят на зерновой корм, но и от насекомых не отказываются. Поедая насекомых и выклевывая семена диких трав-сорняков, жаворонки издавна считались друзьями земледельцев. Кто такие земледельцы? (Ответы детей). Люди, обрабатывающие землю и выращивающие растения. Что касается зерен пшеницы, то птицы не трогают зерна в колосе, а подбирают упавшие на землю пшеничные зернышки.

Ну что же, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали.

Вопросы:

1. Как называется жаворонок, который живет только в Крыму?
2. Почему его называют земляным жаворонком?
3. Улетает ли хохлатый жаворонок на зиму в теплые края? Почему?
4. Каким украинским словом называют хохлатого жаворонка и за что?
5. Как жаворонки устраивают гнезда?
6. Как растят птенцов?
7. За что жаворонков называют друзьями земледельцев?
8. Какие приметы связаны с жаворонками? (О тепле, у моряков).
9. Почему жаворонки считаются певчими птицами?

(Открывается дверь, входит помощник воспитателя с готовыми булочками «жаворонками» и передает их воспитателю).

Попало ваше тесто в горячее место.
Попало – не пропало! Жаворонками стало.

Ребята, берите «жавороночков» в руки и проходите на ковер. (Каждый ребенок получает в салфетке булочку-жаворонка). Прежде чем съесть жавороночков, поиграем с ними немного. Вспоминайте песенку из игры «Жаворонок». (Дети выполняют движения соответственно тексту, держа в руке булочки-жавороночки).
Наше занятие закончено, поставьте своих жавороночков на столы, помойте ручки и попробуйте их на вкус.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 г.Орла»
Конспект ОДД
В старшей логопедической группе
(организованного в ППРС «Мини-музей»)
На тему: «Жаворонки прилетите, весну – красну принесите»

Воспитатель
Яшина Е.С.
Орел, 2015 г.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
1.Дать детям представление о праздновании встречи весны.
2.Продолжать знакомить детей с песенками-закличками, обрядами, загадками.
3.Вызвать у детей эмоциональный подъем, радостное настроение.
Коррекционные задачи:
1.Закреплять представления детей о весенних явлениях, о жизни перелетных птиц.
2.Обогащать словарь по теме: «Весна. Перелетные птицы».
3.Развиваьб общие речевые навыки:
-следить за правильным речевым дыханием при рассказывании закличек;
-продолжать развивать интонационную выразительность речи;
-совершенствовать четкость дикции.
Предварительная работа:
-беседа о весне, рассматривание иллюстраций, картинок, изображающих времена года, перелетных птиц;
-разучивание закличек, русских народных игр, хороводов.
Материалы к занятию:
Фланелеграф, картинки с изображением перелетных птиц; столы, дощечки для лепки, салфетки, стеки, тарелочки с тестом, изюм; магнитофон, записи с «голосами весеннего леса».План занятия:
1.Вступительная часть.
1.1.Организационный момент.
2.Основная часть.
2.1.Беседа о весне.
2.2.Чтение весенних закличек.
2.3.Игра «Солнышко» (координация речи с движением).
2.4.Отгадывание загадок о птицах.
2.5.Беседа о птицах.
2.6.Пальчиковая гимнастика «Жаворонок».
2.7.Изготовление из теста печенья – жаворонков.
2.8.Чтение закличек.
3.Заключительная часть.
3.1.Хоровод «Веснянка» (координация речи с движением).
Ход:
Хозяюшка встречает детей в избе:
-Здравствуйте, ребятишки и взрослые. Я рада гостям, как добрым вестям. Собрались мы сегодня в нашей избе, чтобы поговорить о весне, и ее праздниках.
-Когда приходит весна? (после зимы).
-Вы хотите, чтобы пришла настоящая весна? Только как мы ее узнаем, по каким приметам? (дети называют приметы и признаки весны).
-Давайте расскажем какая весна?(подбор определений).
-Знаете ли вы весенние месяцы? Какой первый месяц? Правильно, март – первый весенний месяц. В народе его называют «утром весны», «солнечником», «зимобором», «водотеком», «ветроносом», «грачевником». Вот у него сколько названий. Как вы думаете, почему его так называют?
С нарастанием солнечного света начинается обильное снеготаяние, текут ручьи, а с прилетом грачей зима и вовсе отступает. В марте солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Март борется с зимой и приносит теплые ветры.
-Какой недавно мы отмечали праздник? (масленицу).
-После масленицы, считали в народе, весна уже на пороге. Весну не просто ждали, ее зазывали, закликали песнями-закличками, песнями-веснянками и встречали хлебом, как самую дорогую гостью. Давайте мы с вами позовем, покликаем весну. Кто из вас знает заклички?
1. Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
2.Весна, приди! Три угодья принеси!
Первое угодье – в реках половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье – зеленое раздолье!
3.Ой, весна, красна!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем нас озари!
4.Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад.
Апрель, апрель – откроет дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Хозяйка: -Ау, ау, аукаем! Зовем, зовем мы весну, а она что-то не торопится. Видно где-то задержалась. А так хочется тепла. Давайте-ка мы солнышко позовем. Оно лучами землю обогреет, снег растопит – весна быстрее придет.
Проводится игра «Солнышко» (координация речи с движениями)
Солнышко, (дети стоят в маленьком кругу, шагают назад,Колоколнышко, расширяя круг, держась за руки).Ты пораньше взойди, (руки вверх, тянутся на носочках)
Нас пораньше разбуди. (опускают руки)
Нам в поле бежать, (бегут по кругу, взявшись за руки)
Нам весну встречать.
-Кажется стало теплее, пригревает солнышко. Скоро птицы прилетят. Какая птица первой в наших краях появляется? (грач).
В народе говорят: «Грач на горе – весна на дворе».
А не прилетел ли грач? (на фланелеграфе ищут грача)
Вслед за грачами собираются и другие птицы. Какие попробуйте отгадать.
Стоит ствол, на стволе кол,
На колу дворец, во дворце певец.
А зовут его? (скворец)
-Посмотрите, нет ли среди птиц скворца?
-А теплее станет, прилетит такая птичка:
Угадайте, что за птичка, темненькая невеличка,
Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.
Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)
-Что это за птица?
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет, поет. (жаворонок)
-Какие птицы остались? (зимующие)
-Как можно назвать всех этих птиц одним словом? (перелетные)
-Давайте поиграем в игру. Я буду говорить предложение, а вы добавлять слово.
-В наш двор прилетела стая… (воробьев).
На рябине сидело много красногрудых…(снегирей).
К кормушке подлетела маленькая… (синица).
В наши края вернулись …(скворцы).
-В старину крестьяне встречали прилет птиц из дальних краев закличками, песнями. Совсем скоро, 22 марта, будет еще один народный праздник – Сороки. По приметам, именно с этого времени, сорока начинает вить гнездо и кладет в него 40 палочек, с юга возвращаются в родные края 40 разных пташек и наступает весна. А еще пекли из теста печенье – жаворонки. Их форма могла быть различной, смотря по вкусу и умению хозяйки. Но важным считалось – расправленные крылья- птички всегда изображались летящими. Чтобы печенье было лакомым, глаза птичкам делали из изюминок, орехов или других ягод. Потом печеных жаворят давали детям. Ребятишки выбегали на улицу, подбрасывали их высоко к небу, да просили, чтобы птицы прилетели, да весну с собой несли. Давайте и мы попробуем вылепить из теста жаворонков и еще раз позвать весну.
Дети рассаживаются за столы.
-Как я вам уже сказала, фигурки жаворят могли быть разной формы: летящий жаворонок, жаворонок с птенцом, завивали спиралью, завязывали узелком.
(показываются картинки).
-Мы с вами попробуем сделать вот такого жаворонка – завязанного узелком. Для начала разомнем пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Жаворонок, жаворонок, (на каждую строчку большой палецМилый жаворонушек, здоровается дважды с одним
Ты где был? пальчиком, начиная сТы с чем пришел? указательного, сначала на
-За морем бывал, правой, потом на левой руке).Весну добывал.
Несу, несу
Весну-красну.
-Что это? (тесто), какое оно? Потрогайте, помните. (мягкое, податливое).
Катаем колбаску, колбаска завязывается узелком. С одной стороны колбаски, торчащей из узелка, вытягиваем клювик жаворонка, с другой – конец расплющивается и делаются надрезы, напоминающие перышки на хвосте. Глазки – изюминки.
(Дети повторяют по цепочке последовательность).
Птичек высаживаем на противень.
- Вот таких жаворят пекли в старину. А пока вы ко мне в гости шли, я для вас тоже испекла жаворонков. Давайте мы по обычаю наших предков позовем весну. Берем в ладони, сложенные лодочкой, жаворонка, поднимаем его вверх к солнышку и попробуем покликать.
1.Жаворонки, прилетите,
Весну – красну принесите,
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
Принесите весну
На своем хвосту.
2.Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
- Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну –
Теплое лето.
3.Жаворонки, жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите кус здоровья,
Мы вам посошочек,
А вы нам денег – мешочек!
4.Жаворонки прилетали,
Весну – красну отмыкали.
Серы снеги покатились,
В речках воды появились.
Вы не троньте песок,
Не тупите свой носок.
Пригодится ваш носок
На овсяный колосок.
- Слышите, ребята?(грамзапись «Голоса весеннего леса»)
- Весна, весна, красная, пришла весна ясная.
Птицы громко поют. Долго спать не дают.
Весеннее солнце глянуло в оконце,
Избу осветило, всех развеселило.
- Давайте веселиться, хоровод водить, да гостей угощать.
Проводится хоровод «Веснянка»
А уж ясно солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки,Припекло, припекло. медленно поднимают руки)
И повсюду золото (идут по кругу за руки, медленноРазлило, разлило. опускают руки)
Ручейки по улице (бегут по кругу, в противоположнуюВсе журчат, все журчат сторону на носочках, руки на поясе)Журавли курлыкают (идут по кругу в противоположнуюИ летят, и летят. сторону, высоко поднимая колени,
взмахивая руками.)


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Жаворонки прилетели» (интегрированное занятие) Воспитатель:
Чернышева Анна Валерьевна
Музыкальный.руководитель:
Петухова Татьяна Алексеевна
Таёжный, 2013г.

Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.

Программные задачи:
Образовательные:
 Учить детей внимательно вслушиваться в музыку, понимать содержание произведения;
 Учить эмоционально отзываться на веселый, живой характер песни;
 Учить детей менять движение в соответствии с изменением характера музыки;
 Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей;
 Учить детей рисовать птицу в движении, показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.
Развивающие:
 Развивать эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку;
 Развивать умение ориентироваться в пространстве;
 Расширять словарный запас;
 Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом, навык рисования восковыми мелками;
 Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
 Воспитывать у детей любовь к народному фольклору, стремление к достижению результата;
 Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Оздоровительные:
 Следить за осанкой детей во время работы.
Методические приёмы:
 Показ и объяснение воспитателя;
 Игровая ситуация, с использованием художественного слова;
 Художественное слово;
 Наблюдение за работой детей;
 Анализ работ воспитателем и детьми;
 Поощрение.
Словарная работа: переливчатые трели, обряд, заклички, надоскучила, проталины, «теплые ноги у весны», набросок.
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации с изображением жаворонков, алгоритм «Последовательность рисования птиц»
Раздаточный: Белые листы бумаги, простые карандаши, восковые мелки.
Музыкальный ряд: Музыкальные композиции: русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой; «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского; «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки; «Весна идет» муз. В Герчик; «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
Зрительный ряд: использование ИКТ(презентация слайдов «Весенняя рапсодия»).

Ход занятия.
Зал оформлен в виде весенней полянки.
Звучит русская народная мелодия. Обработка Т. Ломовой. Дети входят в зал шагом с носочка и встают в круг.
Музыкальный руководитель:
Хорошо! Хорошо! Солнышко проснулось!
Хорошо! Хорошо! Детям улыбнулось!
Отправляемся на веселую прогулку!
Упражнение: «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки
(Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите вокруг, как хорошо! Природа просыпается от зимнего сна!
Видео-презентация: «Весенняя рапсодия»
Музыкальный руководитель: Бабочки проснулись, сладко потянулись!
Упражнение: «Бабочки» «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского
(Дети садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель:
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
Песня: «Весна идет» муз. В Герчик
Музыкальный руководитель: Ребята, какие птицы первыми возвращаются в родные края?
Ответы детей: Скворцы, грачи...
Музыкальный руководитель: В старину, больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляют природу пробуждаться от зимнего сна.
Слушание: «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
(беседа по содержанию произведения)
Музыкальный руководитель: Нежная, чистая, красивая музыка. Она очень тонко передает впечатление от песни жаворонка, чистой, звонкой, высокой.
Она так радует душу и согревает сердце.
Воспитатель: Чтобы приблизить приближение весны, тепла, люди придумали обряд – закликание жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам, и пели специальные песенки – заклички.
(Воспитатель с ребенком поют А-капелла)
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Воспитатель: Ребята, хотите нарисовать жаворонков?
Ответы детей: Да. Хотим научиться рисовать жаворонка.
Воспитатель: Присаживайтесь за столы.
(на доске висят изображения жаворонков)
Посмотрите на эти изображения. Тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких?
Ответы детей: Голова, туловище, хвост, крылья.
Воспитатель: Какой они формы?
Ответы детей: Голова – круглая. Туловище – овальное. Хвост, как треугольник. Крылья – овальные. Клюв – маленький, треугольный.
Воспитатель: Правильно. Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде - они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.
Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только постараться и правильно соединить эти части.
(Показ наброска рисунка мелом на доске)
Воспитатель: Сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку и маленький треугольный клюв. Нарисую овальные крылышки, у которых немного заострю концы - это самые длинные перья.
Остается хвост и лапки. Хвост напоминает треугольник, а лапки – две ломаные линии.
Жаворонок готов.
Вам понятна последовательность рисования?
Теперь попробуйте сами сделать набросок жаворонка.
Перед тем как начать работать давайте разомнем пальчики.
Физминутка:
Пой-ка, подпевай-ка: (встряхиваем кисти рук, чтобы их расслабить)
Десять птичек – стайка. (переворачиваем ручки ладошками вверх)
Эта птичка – соловей. (далее на каждую птичку берем один пальчик и слегка трясем его)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж,
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, - по домам! (кладем кисти за запястья, трясем, изображая птичек, и уводим руки за спину – прячем)
Воспитатель: Наши ручки и пальчики разогрелись. Берем простой карандаш и приступаем к работе.
(самостоятельная деятельность детей)
Во время работы звучит «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
Воспитатель: Итак, ваши рисунки готовы. Осталось раскрасить их оперение. А раскрашивать мы будем восковыми мелками.
Посмотрим, какое оперение у жаворонка…
(обратить внимание детей на иллюстрации)
Воспитатель: Начинайте работать. Раскрашивайте аккуратно, не выходя за контур.
В заключение - короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Используемая литература:
1.Захарова С.Н. « Праздники в детском саду». – М.: Гуманитарный.издательский.центр ВЛАДОС, 2007
2.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» подготовительная группа. - Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 2009
3.Мельникова Л.И. , Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ: Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс, 2000.
4.Шалаева Г.П. Учимся рисовать животных. – М.: Издательство АСТ, «СЛОВО», 2005.

Рассказ о весеннем Празднике для детей дошкольного возраста Жаворонки: история и обычаи

Данный материал полезен как для воспитателей, так и для учителей начальных классов. Можно использовать как для детей старшего дошкольного возраста, так и для детей младшего дошкольного возраста, с использованием иллюстраций.
Цель : Приобщение детей к истокам народной культуры
Задачи:
- познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.
- Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички,песни и приметы, заучить заклички о весне и песни "Веснянки".
- Предложить детям научиться лепить традиционные для этого праздника булочки – «жаворонки»
На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки


На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки,

А за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.
Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?
В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Обычаи праздника Жаворонки
Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.
На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.
Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.


Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков.

К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
***
Ой вы, жавороночки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.
Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.
Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.
Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.
Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.
На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».
Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.
Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.
Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

Что делали с «жаворонками». Песни-веснянки.

…Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись «жаворонки», не обгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье.
…Испечённых птичек раздавали детям, и те бежали «закликать/кликать/выкликать» Весну и её вестников - перелётных птиц.
…Праздник Сỏроки настолько широко отмечался, что дети (в деревнях) даже отказывались идти в школу, пока они «не закличут птичек».
...«Хлебных жаворонков» дети должны были разместить «высоко». Для этого их развешивали на рябины, березы, дубы, яблони, плетни; насаживали на длинную палочку; клали на голову; или привязывали нитками к шесту, чтобы их раскачивал ветер и они представлялись как бы «летящими».
…При этом дети пели лирические песни пробуждения природы, которые назывались «веснянками».

Ой, весна моя, ты, весняночка! Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари! Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Жаворонки прилетайте, Зиму белу прогоняйте.
Гули – гули Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Гули - гули Весну красну созывайте,
Землю нашу одевайте.
Гули – гули Землю нашу одевайте,
все поляны согревайте.
Гули - гули все поляны согревайте,
Солнце мило приглашайте.
Гули – гули Лето, Лето, пойди сюда!
А ты, Зима ступай за моря!…

Вот пришла Весна, Весна красная, ай, люли-люли, Весна красная.
Принесла Весна золотые ключи, ай, люли-люли, золотые ключи.
Ты замкни, Весна, Зиму лютую. Отомкни, Весна, тепло летечко,
Ай, люли-люли, тепло летечко.

В конце рассказа можно предложить детям слепить жаворонков из пластилина или из теста.

Цель : Продолжать знакомить детей с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками, учить понимать смысл пословиц и поговорок.

Задачи: Расширять представления о жизни в старину, знакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа, играми и развлечениями. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления в природе. Закреплять знания о перелетных птицах и образе жизни, о связи с окружающей средой. Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским народным творчеством. Активизировать познавательную деятельность.

Приоритетная область : речевое развитие.

Интеграция образовательной области : познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Материал: Русских костюмы для мальчиков и девочек, шапки-маски птиц, заготовки из бумаги для поделок птиц-жаворонков, Маска-шапочка солнышка, колокольчик.

Ход НОД:

Организационный момент : дети в русских костюмах, в шапочках-масках птиц стоят свободно на ковре, с ними-ведущая в русском костюме.

Звучит веселая русская мелодия.

Здравствуйте, ребятишки! Я-Авдотья-Плющиха. Зимой Земля- матушка. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он сел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна, решаю весну пускать или непускать.

А ведь люди ждут весну, кличут её, зазывают.

А вы дети, рады весне?

В народе издавна гоаорят:

«На Авдотью солнышко-лето погожее»

«Если на Авдотью снег-будет урожай»

«Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.»

А праздник мой отмечали в конце марта, чтобы стало тепло, побежали дружно ручьи нужно, чтобы светило яркое солнышко. Все, и стар и млад, ждали солнышко, называли ласково, уважительно- «Ярило-солнышко»

Красны девицы,

Да добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь

В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.

(Дети встают в круг, говорят заклички о солнце)

Приди, приди солнышко,

Загляни в окошечко,

Засвети щедрее

Всех согрей скорее.

Солнышко-ведрышко

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покатись!

Солнышко, солнышко,

Красное солнышко!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Выходит солнышко (девочка в маске-шапочке)

Я-Ярило красное,

Солнышко ясное,

Ждали меня детки,

Детки-малолетки.

Авдотья: Завести, Ярило, чтоб тепло всем было!

Хоровод «Солнышко »

(дети ходят по кругу, солнышко в центре, приговаривают)

Солнышко, покажись, красное, снарядись!

Чтобы год от года давала нам погода-

Теплое леточко, грибы в берестечке,

Ягоды в лукошко, зеленого горошка.

Ребенок: Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Авдотья: А хотите поиграть с солнышком?

П/игра «Солнышко и дождик»

Пока светит солнышко, дети гуляют возле солнышка, тогда скажу «Дождик»-все бегут ко мне под зонтик.

Дети садятся на стульчики.

Авдотья: Ребята, но не только яркое теплое солнышко и бегущие ручьи радуют нас весной, а радуют нас прилет птиц из теплых стран, их веселое щебетание и пение.

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонков, или еще его называли «День птиц». Звался этот день «Сороки», говорят, что в этот день прилетало 40 птиц, сорока начинала строить себе гнездо и клала в него 40 палочек (веточек). На сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равнодействия, начинается настоящая весна..

Но без прилета жаворонков все-же весна наступит, поэтому люди пели заклички, звали жаваронков.

Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела

И дрова все пожгла,

Молоко все унесла.

Синички-сестрички

Чечетки-тетки

Куличики-мужички

Скворцы-молодцы

Из-за море к нам летите

Весену-красну несите!

С шелковой травой,

С жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

Авдотья: Жаворонок, одна из чистых божьих птиц, не любит сильного шума, гнездо вьет себя на земле, утепляет его перышками, конским волосом, высиживает своих птенцов.

Выходят дети в шапочках птиц:

Авдотья: Грачи-кулики из-за моря прилетели

И всене путь указали.

Вы ребятки, птиц встречайте,

Кричать закличку начинайте!

Жаворонки прилетели

На головку детям сели,

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко:

40 мученников

40утренников

40 заморозков.

Жаворонок, жаворонок,

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

Жаворонок, прилети!

Весну красну принеси!

Нам зима-то надоела,

И весь хлеб она поела!

Ты запой, запой жаворонок

Ты запой свою песню, песню звонкую

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая

Да про ту ли, про теплую сторонушку,

Да про те ли, про земли заморские.

Авдотья: А сейчас встают все дети в круг и будем говорить для всех птиц заклички.

«Грачи летят, на всю Русь кричат

Гу-гу-гу! Несем весену!

Синицы летят, на всю Русь кричат

Цверь-цверь-мы несем весну!

Воробьи летят, на всю Русь кричат

Чивить, чивить, мы хотим попить!

Жавонорки летят, на всю Русь кричат

Чувиль, виль, виль, мы несем весну!

П/игра «Жаворонок»

Дети становятся в кург, внутри круга ходит «Жаворонок» с колокольчиком, звенит.

Дети говорят слова и идут по кругу:

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в тишине

Спрятал песенку в траве.

С окончанеим слов, ведущий останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спиной друг другу. Все говорят: «Тот кто песенку найдет, будет счастлив целый год»

Двое детей бегут в разные стороны, кто первым возьмет колокольчик, становится «жаворонком» . (игра повторяется)

Дети садятся за столы.

Ребята, жаворонков ждут в каждом доме, вот и к нам прилетел такой долгожданный гость-жаворонок.

Мы сделаем жаворонков из бумаги и украсим нашу группу. Это будет традицией нашей группы.

Из каких частей состоит жаворонок? (голова, туловище, крылья)

Туловище птички у вас уже есть, вы будете делать только крылья, для этого нужно полоски бумаги, которая лежит у вас, сложить «гармошкой» и вставить ее в отверстие в туловище.

Показ, как вставить.

Дети самостоятельно делают жаворонков.

Ребята, после занятия мы развесим ваших птиц в группе. (дети делают птиц)

А еще в этот день мамы, бабушки пекли из теста булочки-завитушки, «жаворонки». Делали их из разного теста, пекли в русских печах.

Вот и сегодня ваши мамы и бабушки испекли «жаворонков» и принесли их вам. Жаворонков ели и дети и взрослые, а еще выносили их на улицу крошили в кормушки, угощали всех птиц.

(На подносе лежат булочки-жаворонки)

Давайте еще раз пригласим жаворонков:

Жаворонки, прилетите

Красавицу весну принесите!

Принесите весну принесите!

На соке, на бороне, на овсяном снопе.

(угощаться булочками будем после занятия).

Рефлексия: Праздник дома вспоминайте,

Маму с папой поздравляйте.

Нынче светлая весена,

Много солнца и тепла.

Вот и птички летят,

Угостить вас всех хотят!

Попало тесто, в горячее место,

Попало-непропало!

Жаворонками стало!