ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь

Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников

Цель: дифференциация звуков З-Зь.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки З-Зь в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Кто поет?

Сейчас большой и маленький комары будут петь поочередно свои песни, а ты попробуй определить, кто поет: большой или маленький. Если поет большой комар - хлопни в ладоши, а если маленький - топни ножкой.

За, зо, зя, зу, зё, зю, зы, зи, зо, аза, озё, узю, узу и т. д.

"Угадай-ка"
Задание направленно на дифференциацию звуков З и Зь на слух.
Слушай внимательно и угадай!
Если звук твердый,
Руку вверх поднимай!
А если звук мягкий,
То вниз опускай!

Забор, заяц, зима, зубы, зебра, зеленый, мазать, розы, козел, зеркало, коза, завод, газета, ваза, береза, резина, возят, Лиза, бензин, друзья, нельзя.

"Доскажи предложение"
Данная игра формирует у ребенка не только правильное звукопроизношение, но и развивает лексико-грамматический строй языка.

Сегодня мороз. Сегодня день... (морозный).
- Осенью мы надеваем осеннюю одежду. А зимой... (зимнюю).
- Осенью листья на деревьях желтые. А летом... (зеленые).
- Зимой на окнах от мороза появляются... (узоры).
- Когда идет дождь, мы берем с собой... (зонтик).
- Чтобы пойти в лес за грибами, надо взять с собой... (корзину).
- Летом можно купаться в море, в реке, в... (озере).

Пальчиковая игра "Подарки"
Дед Мороз на Новый год
(хлопаем в ладоши)
Всем подарочки принес!
Все с подарками друзья!
Рад за них сегодня я!
Зебра - у Зины,
В ритме каждой строчки большой палец соединяем с указательным, средним, безымянным, мизинчиком.
Зайка - у Зарины,
У Захара - грузовик,
А у Зои - Мурзик!
Все с подарками друзья!
Рад за них сегодня я!

Игра "Путаница"
Эта игра используется на этапе дифференциации звуков З-Зь в предложениях. Взрослый сажает игрушку Петрушку (или любую другую) и говорит, что он пришел развеселить детей. Он сейчас будет говорить очень смешные неправильные предложения, которые надо исправить.
- Зеленая травка ест козу.
- Газета читает тетю Зою.
- Зебра ходила в зоопарк смотреть Лизу.
- Зеркало смотрит в Зарину.
- Корзина с земляникой несет Лизу.
- Зефир любит есть Захара.

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе Тема: "В гости к звукам и буквам" (звуки -з-, -зь-, буква З)

Учитель-логопед: Харькина А.Н.
Цель:
- развивать фонематическое восприятие;
-упражнять детей в узнавании звука среди двух звуков;
- определять линейную последовательность звуков в слове;
- тренировать детей в делении слов на части;
-закреплять умение детей производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
-упражнять детей в составлении предложений из данных слов;
-коррекция мышления на основе операции распознавания;
-тренинг речевого общения.
Оборудование:
Незнайка - кукла, наборное полотно, шапка-невидимка, телевизор, предметные картинки, кубики с буквами, карточки с буквами и словами, пеналы, карандаш, лист бумаги.
Ход занятия:
Организационный момент.
Загадка:
Этот сказочный герой
Ходит в шляпе голубой,
Перепробовал много дел:
На луну слетать хотел.
Ты подумай, отгадай-ка,
Как зовут его?
Введение в тему.
Незнайка как-то раз решил стать поэтом и стал сочинять стихи:-Стужа. Снег. Метут метели.Темной ночью бродят двери.-
Правильно Незнайка подобрал слова в стихотворении? Какое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Какой первый звук в слове -звери-?
Вот, ребята, что случилось,
В слове звуки заблудились.
Заскочили в чей-то дом
И хозяйничают в нем.
"Подбери символы-картинки"
Уточнение артикуляции звука -з-, характеристика звука.
Можно ли этот звук произнести мягко? Как он будет звучать?
Придумайте слова с мягким звуком -зь-.
"Угадай звук" (волшебная шляпа).
Мы с Незнайкой будем прятать звук -з- среди других звуков, а вы будете включать синий сигнал светофора, если его услышите.
"Телеграф"
Незнайка решил отправить Деду Морозу телеграмму. Расшифруем: - первый звук, -второй звук. Отстучим телеграмму.
Угадай, в каком слове Незнайка спрятал звук -з-?
-Дюймовочка, Снегурочка, Золушка-
"Поможем Золушке навести порядок" - определить место звука -з- и разложить в определенные коробочки.
Физкультминутка
Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь. Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали. Вы, надеюсь, не устали,
Надо вам свободней стать и спокойнее дышать.
"Незнайкин телевиз ор"
У Незнайки сломался телевизор, не переключается, на экране одно и то же изображение (заяц, индюк, медведь, апельсин). Для того, чтобы помочь Незнайке необходимо составить слово по первым звукам в названии каждой картинки (на экране появится картинка "зимы").
Работа с пенала ми.
-назовите по порядку звуки, из которых состоит это слово;
-какой звук стоит 1-ым, 2-ым, 3-им, 4-ым? (характеристика каждого звука) ;
-сколько гласных звуков в слове? Назовите их.
Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игра "Отгадай слово" (чем звук отличается от буквы?)
В конверте буквы разного размера, чтобы получилось слово - надо буквы расставить по росту:
-з о н т-
Подвижная игра-эстафета
Преодолеть препятствия и перенести кубики.
Кубики-то не простые, на них буковки цветные.
Если кубики сложить, слово можно получить.
Составление и чтение слов --"замок" - ударение в слове на разные слоги полностью изменяют значение слова, "зонты" (картинки).
"Загадка для Незнайки
Если Незнайка правильно отгадает Знайкины загадки, то его возьмут в новое путешествие на Луну. О каком времени года загадки?
Упражнение "Расскажи стихи руками" ("Снег").
Дети садятся за столы.
Игра "Буквы рассыпались" (задание для Незнайки от Синеглазки).
Работа с деформированной фразой. Надо расставить по порядку слова и прочитать предложение.
-Сколько слов в предложении? Назови их по порядку.
Закрепление правила заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Незнайка дарит на память детям свои фотографии.

Ирина Артамонова

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков

Тема : Звук [З]

Цель : автоматизации звука [З] в слогах , словах и предложениях.

Образовательные задачи :формирование понятия о механизме образования звука [З] и его акустических особенностях; закрепление правильного произношения звука [З] в речевом материале (слоги, слова, предложения) .

Коррекционные задачи :развитие и совершенствование артикуляционной моторики;развитие фонематического слуха и восприятия; развитие лексико- грамматического строя речи; развитие психических процессов - внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи : развитие умения слушать педагога, повышение самооценки ребёнка, улучшение его эмоционального благополучия.

Оборудование : зеркало, артикуляционная гимнастика в картинках, картинка - символ звука [З] , схема артикуляционного уклада звука [З] , схема-характеристика звука [З] , игрушка Зайка, счётные палочки, одинаковые картинки на значках, звёздах и кубиках (арбузы, коза, роза, ваза, зонт, заяц, грузовик, кукуруза, берёза, звезда, мнемодорожки для составления предложений.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : Я хочу начать наше занятие с пожелания .

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говори,

И, конечно, не спеши!

2. Введение в тему.

Логопед :

Зазвенел комарик звонкий.

Звон пронзительный и тонкий.

Звук запомню , не забуду.

Как комар, звенеть я буду.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З.

Логопед : Какой звук ты слышишь , когда звенит Комар? (звук [З] ) .

3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай комарика» .

Ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит звук [З] .

Звуки : М, З, Р, Л, З, Б, Д, З, Н, П, З.

Слоги : МО, ЗУ, РЫ, ЛА, ЗА, БУ, ДА, ЗО.

Слова : ЛУК, КОЗА, РАК, КОТ, РОЗА, ОКНО, РАМА, ЗОНТ.

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Хочешь научиться звенеть так же звонко, как Комарик? (Да) . Тогда надо сделать гимнастику для язычка.

Упражнения «Забор» , «Окошко» , «Лопатка» , «Киска лакает молоко» , «Почистим зубы» , «Качели» , «Киска сердится» , «Загоним мяч в ворота» .

5. Произношение изолированного звука [З] . Упражнение «Комарик звенит» .

Ребёнок проводит пальчиком по спирали, в центре которой изображён комарик, и длительно произносит звук [З] .

6. Уточнение произношения звука [З] с использованием схемы артикуляционного уклада звука .

7. Автоматизация звука [З] в слогах .

Логопед : К нам в гости прибежал Зайка. Ему очень грустно. Лиса выгнала его из избушки. Давай поможем Зайке и построим ему новый дом. Сначала нужно построить забор.

Ребёнок выкладывает разноцветные счётные палочки по образцу и произносит слоги : за-зы-зо-зу, за-зы-зо-зу, за-зы-зо-зу, за-зы-зо-зу.

8. Автоматизация звука [З] в словах .

1). Логопед : Надо построить Зайке прочный дом из кубиков. Выбирай кубики с картинками, в названии которых слышится звук [З] .

Ребёнок строит из кубиков домик и называет картинки со звуком [З] .

2). Логопед : Зайка хочет показать нам коллекцию значков, которые он собирает. На значках картинки. Назови их.

Ребёнок достаёт из коробки значки и называет картинки.

Логопед : Давай посчитаем значки.

Ребёнок : Один значок, два значка, три значка, четыре значка, пять значков и т. д.

Логопед : А теперь назови домашнее животное, дерево, цветок, транспорт, посуду.

3). Логопед : Поможем Зайке украсить его новый дом. Подарим эти звёздочки с картинками. Будем говорить так : Эта звезда с арбузами, эта звезда с зонтом и т. д.

Ребёнок выкладывает на столе звёздочки с картинками и называет их.

9. Автоматизация звука [З] в предложениях с использованием мнемодорожек.

Логопед : А теперь расскажи про Зайку и его дом. Эти дорожки с картинками тебе помогут.

Ребёнок : У Зайки новый дом. Вокруг дома забор. За забором берёза. Около забора огород. На огороде арбузы и кукуруза. Зайка любит арбузы.

10. Итог занятия .

Наглядный материал к занятию .

Е.В. Данилевская, учитель-логопед

г.Барнаул

Звуки [З], [Зь]. Буква З.

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний о звуках З-Зь, знакомство с буквой З;
  • закрепить знания детей о твердости – мягкости звуков;
  • совершенствовать навык выделения звуков З-Зь из состава слова;
  • учить составлять предложения, используя две картинки;
  • совершенствовать навык чтения закрытых и открытых слогов;

развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать навык чтения закрытых и открытых слогов;
  • развивать мышление, тонкую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • упражнять детей в согласовании числительных с существительными;

воспитательные:

  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Образовательная область:

Коммуникация.

Материал:

панно со съемными схемами, звуковые сигналы синего и зеленого цвета, цветные карандаши синего и зеленого цвета, картинки со схемами слов, гласные буквы и буква З; картинки для составления предложений по теме «Домашние животные».

Предварительная работа:

развитие звукового анализа и синтеза, упражнение в выделении места звука в слове, развитие лексико-грамматических категорий.

Ход образовательной деятельности

I.Организационный этап

У каждого ребенка на столе лежат карточки с изображением от 1 до 5 домашних животных.

Логопед. Ребята, назовите изображенных перед вами животных и скажите, со сколькими животными у каждого из вас карточки. (У меня карточка с тремя козами. У меня карточка с двумя свиньями и т.д.) Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные.)

II.Основная часть

1.Объявление темы.

Логопед. Звукоед украл звуки из названий домашних животных «ко..а», «ко..ёл» (выставляются картинки) . Какие звуки украл Звукоед? (Звуки З, Зь).

Сегодня мы постараемся вернуть звуки З и Зь, продолжим с ними знакомство и познакомимся с буквой З.

2.Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед. Звукоед оставил нам письмо, в котором предлагает вам выполнить задания для возвращения украденных звуков.

В первом задании говорится, что вам необходимо определить, как произносятся звуки З и Зь и дать им характеристику.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика артикуляции звуков З, Зь:

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3.Дифференциация звуков по твердости-мягкости в слогах.

Логопед. Чтобы вернуть звуки З, Зь в слова, нам нужно уметь эти звуки слышать и различать. Возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый. Я буду произносить слоги со звуками З, Зь. Если в слоге услышите звук З, сигнал какого цвета поднимите? (Сигнал синего цвета, потому что звук З – согласный, твердый.) Если услышите звук Зь? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук Зь – согласный, мягкий.)

Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

(дети показывают соответствующие звуковые сигналы)

4.Формирование звукового анализа (выделение звуков З, Зь из состава слова).

Логопед. Для вас есть еще одно задание от Звукоеда. На ваших столах лежат картинки, под которыми изображены схемы слов. Нужно определить место звука в слове. (Если заданный звук слышится самым первым, то нужно закрасить первый квадратик; если звук слышится последним, то закрасим последний квадратик; если звук слышим в середине слова, то закрасим средний квадрат.)

(Дети выполняют задание. Осуществляется взаимопроверка.)

5.Развитие умения согласовывать речь с движением. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям отдохнуть после выполнения нескольких заданий.

Дети повторяют слова, выполняют движения в соответствии с текстом.

За-за-за – в саду бегает коза. Показывают рожки, бегут на месте.

Зу-зу-зу – в саду видели козу. Смотрят в даль по сторонам.

Зы-зы-зы – у козы усы. Изображают усы с помощью рук.

6.Составление предложений с помощью двух картинок.

Логопед. Пришло время разгадать последнюю загадку Звукоеда. Мы с вами подружим картинки и составим предложения. Вот предложение, которое составила я по моим картинкам (выставляются картинки с изображением луга и коз): На лугу пасутся козы.

(Дети составляют предложения и озвучивают их.)

Логопед. Мы разгадали все загадки Звукоеда. Теперь он вернет нам звуки З и Зь, которые украл!

7.Знакомство с буквой З.

Логопед выставляет на доску букву З, объясняет детям, что звуки З, Зь обозначаются буквой З, читает стихотворение о букве З:

На эту букву посмотри –

Она совсем, как цифра три!

(Дети внимательно смотрят на доску, обводят пальчиком в воздухе букву З.)

8.Развитие навыков чтения.

Логопед. С помощью букв что мы можем делать? (Мы можем читать, писать.) Теперь, когда мы познакомились с буквой З, мы можем прочитать слоги с этой новой буквой. (Дети по цепочке читают слоги: АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.)

А теперь давайте вставим букву З в слова «ко..а», «ко..ёл» и прочитаем их.

III. Итоговая часть

1.Повторение пройденных букв.

Логопед предлагает каждому ребенку по очереди подойти к доске, взять одну из уже знакомых букв, назвать и подарить соседу.

2.Ответы на обобщающие вопросы по теме.

С какими звуками продолжили знакомство? Дать характеристику звукам.

С какой буквой познакомились?

Что запомнилось больше всего?

А какое задание было самым трудным?


Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [зь] и буква З»

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звуки [з] , [з,] и буква З »

Программное содержание : закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах , совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова , продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование : предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты, буква З , схемы для определения позиции звука в словах , фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н , а затем те, которые назовут слова со звуком нь .

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь .

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах .

2. Работа со звуками .

Произнесение звуков З , Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З , Зь :

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

Дети произносят эти звуки сначала тихо , затем громко.

Дети дают характеристику звукам З , Зь :

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З , Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

Как вы определили, что звуки З , Зь – звонкие? (Во время произнесения

звуков З , Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки ? (Звук З – твердый , звук Зь – мягкий .)

3. Развитие фонематического слуха :

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал , а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки , слоги, слова со звуками З , Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З , сигнал зеленого цвета на звук Зь )

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах .

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах . Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места :

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками : в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки :

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з , зь.

9. Обучение грамоте :

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,]. Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З , а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец, чтобы получилось слово таз.

в) Звуко- буквенный анализ слова ТАЗ . (состоит из трех звуков , одного

слога, дают характеристику каждому звуку ). Отмечает, что звук [з] в

конце слова «оглушается» и звучит как [с].

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.

2. С какой буквой мы сегодня познакомились?

3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.