Растения лугов и полей. Культурные растения поля

Татьяна Щербак
Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»).

Группа : старшая.

Задача НОД : Формирование грамматического строя речи.

Тема НОД : «Предстают поля пред взором (Беседа на тему «Полевые растения Рассказывание на тему скороговорок .)

Цель НОД : закрепить знания детей о сельскохозяйственных культурах, лекарственных растениях полевых цветах ; познакомить с сорняками; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных; закреплять умение заканчивать предложение подходящим по смыслу словом; закреплять знания детей об обобщающих словах; упражнять в подборе слов с задуманным звуком; закреплять навыки правильного произношения звуков (п, (л, (р) и умении выделять их из связной речи; учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.

Оборудование НОД : макеты полей с пшеницей , рожью, подсолнечником, кукурузой, горохом, свеклой; полевые цветы из бумаги ; картинки с изображением лекарственных растений и сорняков .

Ход проведения НОД.

На столах расставлены макеты полей : на одном поле пшеница , на другом рожь, подсолнечник, кукуруза, горох, свекла. Вокруг макетов полевые цветы .

С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется, как море.

Необъятное кругом.

А на небе голубом

Солнце весело сияет

Всё живёт и оживает,

Словно глазки из межи

Глазки девочки-малютки

Кротко смотрят незабудки

И среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки

Да кузнечики играют

Взгляд приветливый бросают

Голубые васильки.

У кого, что получилось представить , когда я читала стихотворение?

У меня получилось представить , как волнуется рожь.

А я представил солнышко и небо

Я увидела незабудки.

А я васильки.

Вам понравилось в поле ?

Что может расти в поле ?

(сельскохозяйственные культуры, травы, лекарственные растения , полевые цветы , сорняки.)

Подойдите сюда. (Дети подходят к макету с полем пшеницы .)

Что растёт на этом поле ?

Пшеница. Много пшеницы.

А как ещё мы можем сказать об этом?

Цело поле пшеницы .

(Подходят к другому макету с полем ржи ) .

Что растёт на этом поле ?

Рожь. Много ржи.

Как ещё можно сказать об этом?

Целое поле ржи .

(Аналогично поле подсолнечника , поле свеклы , поле кукурузы , поле гороха .)

Как вы можете назвать одним словом растения , растущие на этих полях ?

Сельскохозяйственные культуры.

Они выросли сами?

Нет, их посадили люди.

А кто посадил полевые цветы ?

Сами выросли.

Какую пользу приносят полевые цветы ?

(Среди них, есть лекарственные растения . Цветы радуют нас своей красотой.)

-Полевые цветы , кроме пользы приносят вред. Они мешают расти сельскохозяйственным культурам.

Играем в игру «Подскажи слово» .

Белая рубашка

Желтенький платок.

Как зовут?

(Ромашка.)

Цветик-невеличка,

Алый, огонёк.

Как зовут?

(Гвоздичка.)

Желтый сарафанчик,

Прямо как желток!

(Одуванчик.)

Дети, давайте понюхаем полевые цветы . (Глубоко и медленно вдохнуть через нос 3 раза.)

Ребята, а названия лекарственных растений вы знаете ?

Я буду бросать мяч. Тот, кому я бросила - называет лекарственное растение . (Подорожник, пастушья сумка, зверобой.)

Ещё в поле растут сорняки . Они наносят большой вред сельскому хозяйству. Сорняки ухудшают рост и развитие культурных растений . Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.

(Воспитатель показывает картинки) .

Это – амброзия. (осот, сурепка)

Играем в игру «Назови, одним словом» . Я буду говорить слова, а вы скажите, как можно это назвать одним словом.

Амброзия, осот, сурепка – сорняки.

Подорожник. Пастушья сумка, зверобой – лекарственные растения .

Ромашка, незабудка, василёк – лекарственные растения .

Кукуруза, рожь, горох, свекла – сельскохозяйственные культуры.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать - не захотел. (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел . (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)

О чём мы говорили сегодня на занятии?

О поле .

Какой первый звук в слове поле ?

Звук (п) .

Названия, каких растений , растущих в поле , начинаются на звук (п) . (Подорожник, пшеница, подсолнечник.)

Послушайте, я прочитаю вам скороговорку :

«Поле-то не полото ,

Поле- то не полито

Просит полюшко попить

Нужно полюшко полить».

Какие звуки в скороговорке чаще всего встречаются?

(п) и (л) .

Послушайте ещё одну скороговорку :

«В поле полет Фрося просо , сорняки выносит Фрося» .

Какие звуки мы слышим чаще других?

Звуки (п) и (р) .

Составьте маленький рассказ о поле . О чём оно просит?

Кто хочет рассказать?

А кто хочет рассказать о Фросе и сорняках?

Ребята, я приготовила для вас цветы. Сейчас, пожалуйста, выберите себе красные маки те дети, которые хорошо работали на занятии. Ромашки выберите те, у кого что-то не получилось. И синие, если вы считаете,что совсем не справились.

Публикации по теме:

Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники». Раиса Антонова Конспект НОД для подготовительной группы на тему.

Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе раннего возраста с 2 до 3 лет «Лапушка» на тему: «Колобок». Воспитатель: Селезнева.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Комнатные растения» в средне – старшей группе Задачи:.

Тема: «Насекомые». Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Коррекционно – образовательные: учить детей читать.

Цель: создать условия для развития представлений о домашних животных и их детенышей. Программное содержание: 1. Углубить знание детей о.

Глядя на поле, полностью покрытое зелёным покрывалом, многие люди даже не догадываются, сколько различных видов растений они видят. На бескрайних просторах растёт более 40 видов цветов и трав. При этом все растения полей и лугов имеют не только свои названия, но и особенности.

Адонис

Растение является однолетним. Может вырастать в высоту до 40 см. Имеет богатую листву. Больше всего листья адониса напоминают укроп. Поэтому незнающие люди их часто путают. Окрас цветка может быть жёлтым или красным. Тычинки радуют глаз насыщенной тёмно-фиолетовой палитрой.

Белена

В большинстве случаев растение живёт два года, создавая после прорастания прикорневую розетку из листьев. В высоту белена может достигать 80 см. Она очень ядовитая, причем наиболее токсичными являются семена. Когда растение цветёт, оно издаёт неприятный аромат. Даже животные стараются обходить стороной белену.

Бодяк и василёк

Какие ещё существуют растения полей? Конечно же, это бодяк. Это считается сорняковым и одним из самых трудноискоренимых. Заросли бодяка могут разрастись по всему полю. При этом высота каждого из них может достигать полутора метров. Что касается василька, то он, наоборот, очень красивый. Это известен, наверное, каждому человеку с раннего детства. Высокий тонкий стебель и яркий окрас позволяют увидеть растение с далёкого расстояния.

Вьюнок

Рассказывая про растения полей, опишем вьюнок. Подобно бодяку, его трудно искоренить, так как корни способны уйти вглубь земли на 5 метров. Отличительной чертой является тонкий, вьющийся и закручивающийся стебель. Цветки растения могут быть окрашены в бледно-розовый или ярко-розовый цвет.

Горчица и льнянка

Горчица - довольно содержащее в себя вещества, способные губительно воздействовать на микроорганизмы. Размножается оно семенами, которые появляются после цветения ярко-жёлтых, небольших по размеру цветов.

Растения полей часто бывают необычными. Именно такой является льнянка. Такое название растение получило благодаря схожести своих листьев с льняными. Высота у него небольшая. Как правило, это 15 см. Но при имеют очень интересный вид. Внутренняя часть губки окрашена в ярко-оранжевый цвет, а сама чашечка изящно изогнута.

Лютик

Высота растения может достигать 40 см. Стебель тонкий и прямостоящий. Цветки у лютика мелкие. Они окрашены в с зеленоватым оттенком. Растение ядовито для животных. Всего через полчаса после попадания внутрь организма, оно провоцирует сильное отравление, а после и смерть зверька.

Мак и молочай

Возможность одного растения давать до 50 тысяч семян, объясняет столь великое распространение маков. Когда они цветут, то может показаться, что всё поле покрыто красным покрывалом. Стебель у растения тонкий. После цветения на нём образуется шишечка, в которой и находится огромное количество семян.

Какие ещё есть растения полей? Например, молочай. Он живёт один год и поднимается над землёй максимум на 40 см. Соцветие молочая выглядит по-особому. Пять сросшихся между собой прицветников образуют чашевидный околоцветник с нектарниками разного вида.

Осот полевой

Многолетнее и стойкое растение, главный корень которого уходит в землю на 50 см. В высоту же осот может вырасти до 120 см. Его стебель прямо возвышается над полем. Листья у осота голые и крупнозубчатые, а окрашены в жёлтый цвет. Осот, а также мак, василёк, лютик и другие цветы - популярные растения полей и лугов. Фото и названия их в нашей статье вы найдёте. Надеемся, что информация была вам полезна.

Учитель: Егорова Ольга Павловна, г. Торжок, Тверская обл.

МБОУ Средняя школа №8

Программа: « Школа 21 века» проф. Виноградовой Н.Ф.

Предмет: Окружающий мир

Тема: Какие бывают поля. Растения поля .

1.Обучающие:


  • Создать условия для формирования первичного представления младших школьников о большом разнообразии полевых культур ;

  • Раскрыть значение и роль полевых культур для жизнедеятельности человека
2.Развивающие:

  • Продолжить развитие и становление интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, классификация, анализ);практических умений (работа с гербарием, справочной литературой)
3.Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию растительного мира, учить видеть и ценить прекрасное.
Оборудование:

Учителю- предметные картинки с надписями, гербарные экземпляры зерновых культур, прядильных культур, таблички с опорными понятиями ; репродукция картины Мясоедова «Косцы».

Ученикам- учебник, рабочая тетрадь, сообщение о растении луга+ рисунок, сигнальные карточки.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Какие виды лугов существуют? Чем они отличаются?

Послушаем, какие сообщения вы приготовили. О каких растениях луга?

3.Основная часть.

Логическая задача:

На доске записаны названия растений. Ваша задача перечислить только растения луга.

Кто сможет ответить, где растут оставшиеся растения?

Давайте зададим этот вопрос Егору и Даше, сравним ответы. (учебник стр.141)

- Кто из детей прав? Как вы считаете?

О чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Мы будем изучать разновидности полей, растения, которые там растут.

б)Рассказ учителя.

Пальчиками покидать.

Раз-два, раз-два-

Урожай собрать пора.


  • Вот на поле лён растёт,
Только жаль, что не цветёт.

Зато до неба он дорос,

Даёт он масло для волос.

Раз-два


нажимай,

Льняное масло выжимай.


  • Здесь стоит ржаное поле,
Колосков на нём не счесть,

Как приятно хлеба с солью

Нам за завтраком поесть.

Раз-два приседай, -

Колосочки собирай.


  • Поле капустное.
Капуста очень вкусная.

Наклоняйся, не ленись,

Лист капустный оторвись.

Раз-два, раз-два,

Ешь капусту детвора.


  • Поле в белом снеге всё,
Что это за диво?

Хлопок здесь растёт, ребята,

Смотрите, как красиво!

Раз-два покружись,

Пушинкой хлопка обернись.


  • Красна ягодка блестит,
На солнце улыбается.

В кузовок залезть спешит,

Клубникой называется.

Раз-два не зевай,

Клубнику быстро собирай.

д) Практическая работа

Мы сказали, что все культуры имеют своё назначение. Вместе на одном поле произрастать не могут.

Почему пшеницу, рожь и кукурузу мы отнесли к зерновым культурам? (у них имеются зёрнышки)

Чтобы правильным научным языком ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с колосками этих растений.

Работа с гербарными образцами

Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 141.

Рассмотрите изображения полевых растений. Сравните их между собой.

Расскажите о растении (в гербарном варианте) в группах, по плану:

1.Название растения

2. Части растения (соцветие, соломина, корень)

3.Вид соцветия.

Давайте сделаем вывод:

Соцветие зерновых культур называется колосом , у проса, риса и овса цветок- метёлка, у злаков стебель пустой, он называется соломиной (опорные слова на доске)

Для чего же люди занимаются выращиванием этих растений? (чтобы получать продукты питания)

Мы остановились на этих растениях, т. к. из них получают хлеб.

е) Картинная галерея

(Мясоедов Г.Г. «Косцы»)

Ребята, посмотрите на картину на доске. Как вы думаете, подходит ли эта картина к теме нашего урока? Почему?

Что делают люди?

Эту картину написал примерно 140 лет назад художник Григорий Григорьевич Мясоедов.

Что изображено на картине, что пытался передать художник, прочитаем в учебнике на стр . 144

Как вы понимаете выражение «помахивают усатыми головками»? «благодарят солнце за свет и тепло, тучки- за дождик, а человека – за руки золотые»?

Рассказ учителя о ржи

В России рожь выращивают в больших количествах, т. к. культура морозоустойчивая, не требовательна к почве, даёт хорошие урожаи даже на бедных почвах. Рано созревает, не боится сорняков, т.к. быстрым ростом перебивает рост сорняков. Поэтому её называют санитаром полей. Рожь не заменима там, где капризная пшеница расти не может.

ж) Путешествие в прошлое

Давайте обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» и поговорим ещё об одной зерновой культуре «Кукурузе» , учебник, стр 145

Как же раньше называли кукурузу? (еловая шишка, маис)

Рассмотрите «Чудо-дерево». Что получают из кукурузы , для чего её выращивают?

з) Закрепление

1) Откройте тетради №1 стр. 55, найдите №103.

Кто сможет сделать этот номер самостоятельно?

Остальные работаем коллективно; назовите виды полей по культурным растениям.

2)- Посмотрите фрагмент известного всем мультфильма «Ну погоди!».Ваша задача определить виды полевых культур, которые там встретятся

Кроссворд «Поле»

По вертикали:

1.как надела сто рубах- захрустела на зубах (капуста)

2.в огороде у дорожки стоит солнышко на ножке,

Только жёлтые лучи у него не горячи. (подсолнух)

3.на стебельках белеют чашки,

В них и нитки , и рубашки (хлопок)

4. в поле росла,

Под жерновами была,

Из печки на стол- караваем пришёл (пшеница)

По горизонтали получается слово ПОЛЕ

4.Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

Какие виды культур вы знаете?

Что особенно понравилось на уроке?

5. Домашнее задание

Нарисовать «Чудо-дерево-КУКУРУЗА»,

Сообщения о понравивш. культурах


Поле — это экосистема, созданная человеком.

Значит, поле — это искусственная экосистема. Подумайте, чем оно отличается от природных экосистем?

Отличием будет являться — небольшое число видов растений. Например, на поле растёт пшеница и растут несколько видов сорняков.

Мы знаем, что обитатели экосистемы всё, что им нужно получают друг от друга. На поле человек выращивает только один вид растений. Кто же поможет полю?

Представьте поле ржи. Осенью созреет рожь. Справятся ли разрушители с соломой на поле? Ведь на следующий год она будет мешать взойти многим новым проросткам. А те, что взойдут, не дадут колоса: ведь запас минеральных веществ истощился, его никто не восполнил.

Птиц нет, а значит кто будет бороться с болезнями и вредителями ржи?

Так кто помогает полю?…….. Верно, человек.

Если не ухаживать за полем, оно со временем превратиться в природную экосистему. Как ухаживает человек за полем?

  • удобряет землю
  • вспахивают землю
  • пропалывают от сорняков — избавляются от сорняков

Кстати, вы знаете, что для облегчения борьбы с сорняками и непрошеными потребителями урожая (насекомыми и грызунами) человек изобрёл особые ядовитые вещества — ядохимикаты.

Да вот беда, эти яды не только убивают насекомых- вредителей,

Зачем человеку ухаживать за полем? На поле он выращивает культурные растения .

Культурные растения — это растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и других целей.

Все культурные растения можно разделить на:

  • Декоративные (роза);
  • Зерновые и хлебные злаки (рис, кукуруза, пшеница);
  • Бобовые (фасоль, соя);
  • Крахмалоносные (бататы, картофель);
  • Сахароносные (сахарная свёкла);
  • Масличные (подсолнух);
  • Волокнистые;
  • Бахчевые (арбузы);
  • Овощные (томаты,огурцы, укроп);
  • Плодовые растения (ананасы, кокосы);
  • Стимулирующие (чай, кофе).

Среди полевых культур наиболее важны злаки. Зерна этих злаков содержат главнейшие питательные вещества.

К ним относятся:

пшеница

Применяют для изготовления пшеничного «белого» хлеба.

рожь

Применяют для изготовления ржаного хлеба — «чёрного хлеба». Именно ржаной чёрный хлеб и приготовленный из него квас и были основной пищей русских крестьян. В ржаном хлебе есть всё, необходимое человеку для жизни.


овес

Во многих странах овсяная каша остаётся традиционной утренней пищей, здоровой и полезной.
В России из овса готовили кисель. Именно о нём — слова о «молочных реках и кисельных берегах» из сказок и пословиц (остывший, он такой плотный, что его можно резать ножом). В отличие от сладких фруктовых киселей он, дей­ствительно, кислый (отсюда и «кисель»). От него пошло и общее название всех прочих киселей.


ячмень

Кое-где в гор­ных районах из него пекут хлеб, который, правда, быстро черствеет. Более известны ячневая и перловая (из ячменя в виде ровных круглых зёрен) крупы, а также пиво. Пиво — очень древний напиток.

кукуруза

Древние жители Америки выращивали кукурузу более 7 тыс. лет. Она служила им основной пищей. Ей поклонялись как священному растению.


просо

Родина проса — Китай, где его выращивают около 5 тыс. лет. На территории России просо выращивает­ся уже более тысячелетия. Просо даёт пшённую крупу, а из его муки можно печь блины и лепёшки.


рис

Рис зовут «вторым хлебом чело­вечества», «кормильцем Востока». А вот рисовую солому используют для плетения шляп, циновок, производства писчей бумаги высшего ка­чества.


А вы знаете, что рис выращивают в воде…


Самый сладкий злак — сахарный тростник

Один из полководцев Александра Македонского писал: «В Индии есть тростник, который без пчёл дает мёд». А в начале на­шей эры путешественники в Индии пробовали уже на­стоящий сахар — «каменный мёд», «белый и похожий на соль, но очень сладкий». Сейчас две трети сахара в мире делается из тростника. Это могучий злак до 6 м высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака, чтобы не вытек сладкий сок. Измельчённые стебли (багасо) служат топливом для сахарных фабрик. Делают из них и бумагу.


Сбор сахарного тростника

А вот поля декоративными растениями — с тюльпанами

Поле с лавандой

Масленичное поле с подсолнухом

Поле с ананасами

Поле с арбузами называется бахча

Бахча с дынями


чайные плантации

Овощное поле с капустой

Поле с картофелем

На полях встречаются и сорные растения . Прочтите сказку Э. Шима «Кто работает зимой»:

Росли на поле злые сорняки — мохнатый Чертополох, серая Лебеда, жгучая Крапива.

Росли и воевали с культурными растениями. Растолка­ли всех, лучшие места себе захватили, соки из земли тя­нут. Совсем развеселились!
Пришли колхозники, стали их пропалывать. А сорняки хитрые — их сразу не выведешь!
Чертополох говорит:
Меня с поля сгонят, а я под забор! Там и схоронюсь. Лебеда говорит:
Меня сгонят, а я — в канаву. Там и уцелею. Крапива говорит:
Меня сгонят, а я — в кусты. Там и продержусь.
Много раз пропалывали поле колхозники, осенью ло­патами перекопали, всю землю перевернули. А сорняки-то — вон они! Выжили! Кто в придорожной канаве сидит, кто под забором схоронился, кто в кустах спрятался. А одна серая Лебеда на крышу сарая забралась. Растет, цветет! Посмеивается — всех вокруг листика обвела.
Осенью созрели у сорняков семена — великое мно­жество. У Чертополоха, наверное, тыщи, у Крапивы — ты­сячи тысяч, а у Лебеды и вовсе тьма тьмущая!
Обрадовались сорняки, загордились!
Чертополох говорит:
Весною рассею семена, все грядки заполоню! Уж тогда-то со мною никто не справится.
Крапива говорит:
Весною рассею семена, все огороды заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Лебеда говорит:
Весною рассею семена, все поля, дороги и тропин­ки заполоню. Уж тогда-то со мною никто не справится!
Да только — не вышло.
Едва первый снег землю укрыл, появились на полях и огородах новые работники. А ну пропалывать сорняки! Ни одного не пропускают! Повыдергали семена и у Чертопо­лоха, который под заб ором сидел, и у Крапивы, что в кустах пряталась. И даже Лебеду, что на крыше росла, и ту обчис­тили до зернышка.
Не расти теперь сорнякам, не засорять землю! Доб­рый будет в новом году урожай.
А кто помог?
Да птички-невелички: щеглы, снегири, чечетки. Ведь они и зимой на полях трудятся.

Пырей — трудно истребимый сорняк. У него длинное ползучее корневище, небольшая часть которого способна давать новое растение.

Не­легко искоренить сурепицу: одно растение дает до 10 000 семян.

Вьюнок, или березка, оплетает рожь так, что ей трудно расти. В таком случае она хуже разви­вается, ее труднее убирать.

Сорняк куколь имеет ядови­тые семена. Хлеб, испеченный из зерна, засоренного куко­лем, может вызвать у человека отравление.

Какие животные встречаются на поле?

На пол­ях поселяются звери и птицы, которые кормятся семенами и зелеными частями культурных растений, сорняками, мелки­ми насекомыми. Среди них и враги, и друзья человека.

Суслик . Суслик живёт в поле. Длина тела 40 см. Суслик повреждает зерновые культуры, поедая и запасая много зерна.

Хомяк. Хомяк грызун. Длина тела от 5 до 36 см. Хвост короткий. Тоже вредитель хлебных растений.

Полевая мышь или полёвка . Тоже вредитель поля, так как питается зерном.

Крот. Под землей у крота гнездо, выстланное мягкими листьями, соло­мой. Питается насекомыми, червями, слизнями. Очень про­жорливое животное. Зрение у крота плохое, но слух и обоняние прекрасные. Он не впадает в зимнюю спячку.

Крот полезен тем, что истребляет личинок многих вредных жуков, и в то же время вреден, так как поедает в огромном количестве полезных дождевых червей, портит корни растений. В подземной кладовой крот держит про запас 100 — 300 дождевых червей. Вот почему в сказках его изображают сытым, скупым богатеем.

Птицы оказывают неоценимую помощь людям в деле защиты полей от вредителей. Птицы на полях только кормятся, а гнездятся редко из-за частых агротехнических мероприятий.

Весной и в начале лета на полях обитают и размножа­ются жаворонок, полевой конек, серая куропатка, перепел, полевой лунь. Зато с созреванием урожая и особенно после его уборки сюда летят кормиться многие виды лесных, болотных и луговых птиц. Зимой на поле птицы питаются сорняками, торчащими из-под снега. Совы и сычи круглый год унич­тожают здесь мышей и других вредных грызунов.

Грач полезная птица. Грач поедает много вредных насекомых и тем самым способствует сохранению урожая хлебных растений.

Жаворонки являются типичными обитателями по­лей. Увидеть пти­цу близко трудно. Гнездится на земле. Питается насеко­мыми и семенами растений. Полевой жаворонок — перелетная птица, на зимовку улетает в сентябре — октябре, возвращается в марте.

Серая куропатка на полях выращивает потомство. Она похожа на курицу, кормится семенами сорных расте­ний, опавшими зернами хлебов, зелеными растениями. Когда семян еще нет, поедает насекомых, уничтожая злос­тного вредителя картофеля — колорадского жука, чем приносит большую пользу. Осенью куропатки собираются в стаи по 15 — 30 особей и так зимуют.

Конечно, на полях больше всего обитают насекомых. Тля — очень мелкие, обычно 2—3 мм длиной, насе­комые-вредители. Живут колониями, быстро размножа­ются. Они угнетают и ослабляют растения.


С тлей нужно вести активную борьбу. Установлено, что, если бы вся тля выживала, она облепила бы сплошным слоем весь земной шар всего за один год.

Божья коровка и ее личинки приносят большую пользу, уничтожая тлю, листоблошек и других растительноядных насекомых.


Жуки-щелкуны живут на поле и в саду. Стоит жука повернуть на спину, как он тут же резко изгиба­ется, издает короткий щелчок, напоминающий выстрел из детского пистолета, и снова становится на свои шесть ла­пок. Личинки и жуки питаются растениями. Они многоядны, повреждают зерновые злаки, овощные, плодовые и другие культурные растения.


На поле, где растут зерновые злаки, много вредите­лей. Прежде всего это хлебные жуки. Особенно опасным является жук-кузька.

Их личинки питаются перегноем и мелкими корнями различных растений, а сами жуки могут повреждать всхо­ды злаков, свеклы и др., перегрызая корни и другие под­земные части растений.

Колорадский жук опасный вредитель картофе­ля, томатов, баклажанов, перца.


Много лет назад жук жил на западе Северной Америки в штате Колорадо. Но однажды человек распахал поле и посадил рядом с местом обитания жука картофель. Тот попробовал новую пищу и сразу оценил ее. С тех пор он водится только на картофельных полях.
Зимуют жуки в земле. Весной, когда почва прогрева­ется до 14 — 15 °С, они выбираются на поверхность.
Может ли поле превратиться в другую экосистему?….. Да. Если за культурными растениями не ухаживать поле может превратиться в луг.

Огромные пространства занимают поля. На полях сеют и выращивают культурные растения.

К хлебным культурам относятся пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза. Пшеница - главная зерновая хлебная культура. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. Из этих зёрен изготовляют муку, а из пшеничной муки можно приготовить тысячи разных изделий. В нашей стране под посевами пшеницы заняты большие площади земли.

Пожалуй, самой распространённой культурой на земле после зерновых является картофель. Это очень ценная и урожайная культура. Картофель питателен. В нём много крахмала, витаминов и различных солей, нужных для организма. На полях вместе с культурными растениями можно встретить и сорняки. Злейшим сорняком является пырей, который размножается с необыкновенной быстротой. Некоторые сорняки настолько похожи на культурные растения, что их трудно различить. Например, овсюг похож на овёс. Этот сорняк приносит большой вред культурным растениям, так как берёт из почвы в полтора раза больше воды, чем пшеница. Вьюнок полевой часто так густо оплетает стебли пшеницы, что та ложится под его тяжестью на землю. Такую пшеницу трудно убирать комбайном.

Куколь - сорняк с крупными тёмно-розовыми цветами и узкими листьями. Если же хлебное поле засорено было куколем, то при молотьбе ядовитые семена его могут смешаться с зерном. Хлеб, испечённый из такой муки, вызывает у человека отравление. Труженики наших полей ведут упорную борьбу с сорняками: пропалывают посадки до цветения культурных растений, вовремя обрабатывают поля. В прополке большую помощь оказывают школьники.

На полях можно встретить хомяков, мышей, полёвок, а в южных районах нашей страны - и сусликов. Эти животные питаются растениями поля, на зиму заготовляют зерно, многие из них живут в норах. Пройдите по полю. Вы встретите кучки обгрызенных колосков и соломинок: здесь хозяйничали полёвки.

Хомяки нагибают колосок и срезают его своими острыми резцами, зёрнами набивают рот, прячут их за щёки и переносят в свои норы, создавая там запасы на зиму. Иногда в норах хомяков находят до 30-40 кг отборной пшеницы. Суслики поедают молодые стебли злаков и их сочную сердцевину. Когда же появляются колосья, суслики срезают их своими острыми зубами, а зёрна съедают. На зиму суслики впадают в спячку.

Среди животных много друзей ноля. Это - птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они поедают огромное количество мышей и других грызунов. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.