Новогодний декор из борщевика в витебском театре удивил чиновников. Диджериду из обычного борщевика

Музыка дождя.

Ох,как я давно хотела такую флейту себе.И вот,наткнулась на замечательный мастер-класс с оооочень подробным процессом изготовления от Александра Шустова Leto .+Вы можете посмотреть видео,как это красиво звучит .Спасибо ей большое.Еще не поздно собрать борщевик(только сухой!),не зеленый,и сделать себе волшебный инструмент.

Материалы и инструменты: сухой стебель борщевика, ножовка, зубочистки, шкурка, столовый нож, масса папье-маше (упаковка от яиц), клей ПВА (можно строительный), акриловые краски, акриловый лак, морилки двух цветов (у меня на водной основе), дешевая туалетная бумага, жесткая щетка,шило, блендер, крупа.

Сборы:

Для начала нам нужно добыть сам стебель растения. Это достаточно легко сделать, ведь борщевики растут вдоль дорог и в большом количестве вблизи деревень. Собирать борщевик можно с середины октября, всю зиму и в начале весны. Самое главное нам нужен именно полностью высушенный ствол. В нем не остается ядовитых соков, и никто не пострадает от ожогов. Очень вас прошу никогда не трогать это растение в зелёном виде. Оно очень ядовито! При попадании сока растения на кожу - образуются очень сильные ожоги. А вот в сухом виде оно безвредно.

Проще всего борщевик спилить ножовкой. Лучше выбрать ствол подлинней и потолще. От этого зависит звучание нашей флейты дождя.

Вот с такими, грязными палочками иногда приходится работать. Но я не смогла её оставить. Нет трещин, длинная и широкая. Будем брать:)


Чистка:

Итак, мы запаслись несколькими палочками - основами наших будущих флейт. Теперь нам необходимо их очистить. Берём наш столовый нож с закругленным концом и поддеваем верхнюю, ненужную нам, "шкурку" растения. Не расстраивайтесь если не получится счистить все сразу. Остальное мы смоем водой.



Отправляюсь в ванную и под струей воды, жесткой щеткой счищаю остатки:


У нас получилась очень красивого цвета соломки фактурная палочка. Теперь нам её нужно просушить, так что оставляем нашу будущую флейту в сторонку не меньше, чем на сутки. И идём готовить массу папье-маше.

Для этого берем бумажную упаковку для яиц, разрываем её на мелкие кусочки и погружаем все в воду, лучше теплую. На этом наши сегодняшние подвиги закончены и можно отдохнуть до завтра.

Готовим папье-маше:

Хорошенько промешиваем руками наше будущее папье-маше и достаем все содержимое из воды на полотенце, заворачиваем и отжимаем. Выкладываем получившуюся отжатую бумагу в глубокую тару. Я использую металлическую кастрюльку. Разделяем на более мелкие кусочки и заливаем все клеем ПВА. Берём блендер и превращаем все в однородную массу. После перекладываем в контейнер с плотной крышкой. Если мы хорошо отжали, то эта масса будет нам служить ещё очень долго. Она не будет высыхать и портится. ПВА сохранит её надолго.

Создаем перегородки:

Нам понадобится шило и наша просохшая палочка.

Нам необходимо сделать проколы шилом по всей длине флейты, спускаясь по спирали. Для равномерности перегородок, у любого края, привяжем нитку и накрутим её по спирали в несколько витков по нашему стволу и в конце закрепим её.


Распределим витки равномерно и начнем делать проколы с небольшим шагом. Когда мы дойдем до конца, снимаем нитку и вооружаемся зубочистками. Теперь нам нужно воткнуть зубочистки в каждую дырку от шила и утопить все зубочистки в противоположной стенке, так что бы кончик зубочистки вышел наружу.


Когда работа закончена, обламываем все точащие части зубочисток. Пока получается не очень изящно. Берём кусочек шкурки и зашлифовываем каждую зубочистку, так что бы она была вровень с поверхностью.


Фиксация:

Нужно закрепить зубочистки в нашей флейте. Многие мастера проливают внутрь все тот же клей ПВА. Я обклеиваю поверхность флейты бумагой в два слоя. Получается очень прочно.

Создание "дна":


Все, работа на сегодня закончена. Да и на завтра тоже. Теперь будем ждать полного высыхания нашей пробки. Зимой я сушу флейты облокотив их на батарею, а сейчас воспользуюсь обогревателем. Оставляем нашу флейту и набираемся терпения. В следующий раз она зазвучит. И это будет волшебство. Осталось только дождаться.

(после двух - трёхдневного перерыва) Не долгий, но очень приятный:

Сегодня мы сделаем не очень много, но уже сможем насладится звучанием нашей флейты.

Наша пробка полностью высохла и сегодня будет служить нам дном.


Готовим крупу, ставим нашу флейту дождя вертикально и начинаем засыпать. Я использую разную крупу: рис, гречка, чечевица, иногда горох. Каждое зернышко дает своё звучание. Рис шуршит по перегородкам, чечевица постукивает, и все в сумме даёт неповторимое журчание дождя. По объему обычно хватает от половины до полтора стакана крупы - все зависит от толщины и длины флейты дождя.



После того, как мы вдоволь насладимся звуком нашего дождика, мы делаем пробку с другой стороны и опять оставляем сушить на 2-3 дня.

После окончательной просушки флейты нам остается ошкурить её и нанести узор. Сегодня все время работы мы будем слушать, как перекатываются капельки дождя. Моя работа будет дольше на пару дней, так как я ещё вылепливаю лица хранителей дождя из той же массы папье-маше, и они должны просохнуть.

Теперь необходимо подобрать цвет. В этой флейте я использую две морилки на водной основе: цвета махагон и дуб. Делаем разметку на флейте простым карандашом. Стараемся проводить только одну линию. После того как разметка сделана, я покрываю всю поверхность флейты светлым цветом морилки. Морилка на водной основе сохнет очень быстро и это дает нам возможность закончить нашу флейту уже сегодня. После высыхания, белее темным цветом прорисовываем элементы.

После высыхания краски, покрываем флейту лаком. Просушиваем и наслаждаемся звуком дождя, радуем гостей и всю семью.


Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего мат

Выполнила учитель технологии Савельева Т.В.

Участники проекта ученицы 9класса:

Дудко Дарья

Щедрова Александра

Обоснование

Использование природного материала в качестве объекта труда дает уникальные возможности: использование экологически чистого сырья, к тому же удивительно красивого и что немало важно, не требующего материальных затрат. Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым.

Цель .

Организация самостоятельной творческой работы.

Научиться применять природный материал (борщевик) в народном творчестве. . Сделать оригинальную вазу из борщевика и прочих украшений. Такая вазочка станет приятным подарком для знакомых, родственников и друзей.

Задачи

Совершенствовать свои знания о природных материалах для поделок.

Выработать навыки работы с борщевиком.
- Изучить стадии развития борщевика Сосновского и определить наиболее безопасный для сборки материала период.
- Научиться обрабатывать собранный материал.

Предполагаемей результат
Формирование у учащихся дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества при организации и работе над проектом

Сроки выполнения
март2014г.
Содержание

Банк идей и предложений.

Выявление основных требований к изделию.

Сбор информации по тематике проекта.

  1. Технологический этап

Подбор материалов, инструментов и

приспособлений

  1. Заключительный этап

Изготовление вазочки.

  1. Организационно-подготовительный этап

Банк идей и предложении

Для начала нужно выбрать образец поделки из борщевика. Пересмотрев много литературы и сайтов в Интернете, мы не нашли много вариантов. Поэтому предлагаемые варианты мы придумали сами. Предварительно остановились на двух вариантах.

Первый это карандашница и второй - вазочки. Решили остановиться на вазочках, он показался наиболее интересным, а карандашницу оставить для другого раза.

Выявление основных требований к изделию.

Проектируя объект, следует учитывать последовательность сборки, красоту, органичность и целостность внешней формы, гармоничность. Необходимо все операции выполнять с большой аккуратностью. Обязательным условием является использование экологичных материалов.

Моё изделие должно отвечать следующим требованиям:

эстетические -вазочка должна быть красивой и яркой. Дизайн изделия должен отличаться оригинальностью.

экологические - изделие должно быть выполнено из экологически чистых материалов, при изготовлении её должно быть как можно меньше отходов.

экономические - изделие должно быть изготовлено из доступных, бросовых недорогих материалов и иметь невысокую себестоимость;

эксплуатационные - вазочка должна соответствовать назначению;

технологические - технологические операции по изготовлению изделия должны быть рациональны, безопасны, доступны.

Сбор информации

Из истории

Переселение растений и животных в результате хозяйственной деятельности человека давняя и серьезная экологическая проблема. Когда в 1960-е годы борщевик Сосновского завозили в нашу страну для выращивания в качестве кормовой культуры, никто и не предполагал, что этот чужестранец с Кавказа поведет себя настолько агрессивно и превратится в настоящее экологическое бедствие. Он настойчиво угрожает не только естественным экосистемам, но и здоровью людей. Но можно применять этот материал для поделок.
Попробуем выяснить как можно использовать борщевик в творчестве наиболее эффективно.

  1. Технологический этап

Подбор материалов, инструментов и приспособлений

Для изготовления вазочки из борщевика нам понадобится:

Бутылка пластиковая;

Борщевик;

Ракушки разной формы

Аквариумный песок

Клей «Титан»

Лак по дереву

Организация рабочего места и техника безопасности.

При работе над вазочкой и в целях сохранения жизни и здоровья мы выполняли и соблюдаливсе необходимые правила техники безопасности и охраны труда.

При выполнении ручных работ.

1.До начала работы: приготовить все необходимые материалы и приспособления; канцелярский нож, кухонный нож, наждачную бумагу, ножницы, инструменты и приспособления положить в отдельное для них место.

  1. Во время работы: быть внимательным к работе; нож и ножницы класть справа от себя с сомкнутыми лезвиями; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед, а нож ручкой вперед.
  2. По окончании работы: убрать рабочее место.

Сбор и обработка материала

Срезка борщевика в молодом возрасте опасна из-за ядовитого сока, попадающего на кожу и вызывающего ожоги, но эффективна, если работу проводить осенью (в сентябре-ноябре), когда растение уже сухое. Борщевик срезается уже сухой, режется на определенные отрезки или пластинки и шлифуется.

Экономическое обоснование

Предмет

Стоимость

Борщевик

____

Бутылка из-под лимонада

0 рублей

Ракушки разной формы

____

Бечёвка

20 р

Аквариумный песок

20р

Клей «Титан»

60 р.

Лак по дереву

80 р.(1/6часть-13р)

Итог:73 рубля.


  1. Заключительный этап

Изготовление поделки

Разрезаем и шлифуем борщевик.

Отрезаем от бутылки горло. Затем приставляем борщевик к бутылке, придерживая руками.

Обматываем бечевкой или резинкой и оставляем до высыхания.

Намазать клеем промежутки между борщевиком и наклеить ракушки длинной формы.

Промежутки между ракушками украшаем аквариумным песком.

Тем же аквариумным песком обрабатываем края.

Начинаем украшать вазу. При помощи ракушек делаем цветы и бабочек.

Вот таким образом мы получили отличную вазу, которую можно подарить на какой-либо праздник!

Ресурсное обеспечение

1. Губанов И. А. и др. Иллюстрированный определитель растений Средней России. 2. Майденова И.П. Кавказские виды рода Heracleum, Тб., 1950.
4. Сказка о борщевике. Часть 1, 2008 Канашева Л.
5. сайт www.myjane.ru

Белорусский театр «Лялька» в Витебске впервые украсили к новогодним праздникам в экостиле — минимум мишуры и венки из веток. А еще здесь изобрели новый способ борьбы с борщевиком — высушенное растение разобрали на декоративные элементы, пишет «Віцебскі зялёны партал» . Удивились не только маленькие гости театра, но и взрослые, в том числе чиновники.

Автор необычного оформления — заведующая художественно-постановочной частью театра Оксана Никеенко . Источником вдохновения для нее стали работы участников второго урбан-арт-форума «Прастора» в витебском парке имени Фрунзе, который прошел нынешним летом.

— Это было очень эффектно, — вспоминает Оксана. — Впечатления отложились до зимы — чтобы в фойе театра появилось вот такое оформление.

Стиль рустик (использование в интерьере природных материалов без обработки или с минимальной обработкой) сегодня активно используют для отделки помещений. Оксанину идею «впустить» рустик в театр поддержала режиссер-постановщик Дарья Зимницкая . И творческий тандем создал уникальный, не похожий на предыдущие, образ детского праздника.

— Для тех, кому все-таки нужен яркий блеск, мы повесили немного шаров, — продолжает Оксана Никеенко. — Но в целом для оформления практически ничего не покупали: в парке я выбрала ветки — подходящие по форме и размерам, собрали еловые шишки. Найти борщевик в нашем регионе — тоже не проблема (около 70% занятых этим растением площадей Беларуси в Витебской области. — Прим. TUT.BY). И вот, декорации готовы!

Оформление театра без лишней мишуры оценили и работники, и зрители, и гости.

— На экскурсию к нам пришли руководители отделов культуры из разных регионов области. И такую реакцию я наблюдала впервые, было даже немного странно: больше всего внимания досталось не эксклюзивным куклам, изготовленным нашими художниками, а борщевику. Настолько этот декор оказался неожиданным, — говорит заведующая литературно-драматической частью «Ляльки» Людмила Симоненок .

К следующему Новому году Оксана Никеенко снова планирует украсить театр природными материалами. А пока советует, как оформить к празднику эффектными и экологичными материалами свой дом:

— Сходите под березу, она скидывает к зиме ветки. Считается, что для плетения хороша ива. Но береза — тоже очень благодатный материал. Из него можно сплести веночки, положить туда подкрашенные шишки. Такой декор сделать несложно, а смотреться он будет эффектно.

Хорош для новогодних фантазий и сухой борщевик. Зимой растение не выделяет опасный сок и становится вполне пригодным для творчества:

— Борщевик по фактуре напоминает бамбук. К тому же его рифленый стебель очень легко красить или покрывать лаком.

Александр Ветошкин изготовил аналог австралийского музыкального инструмента

Артист Национального музыкально-драматического театра Коми Александр Ветошкин уже много лет мастерит коми традиционные музыкальные инструменты. Помимо этого он изобретает и авторские инструменты. Например, из сухого стебля борщевика он сделал аналог диджериду (музыкальный инструмент австралийских аборигенов) и представил его сыктывкарцам на открывшейся только что выставке «Рождение музыки».

– Идея использовать борщевик в качестве трубы пришла спонтанно, – рассказал «Республике» Александр Ветошкин. – Это, конечно, очень похоже на дидж, но звук немножко слабее из-за рыхлой структуры стебля борщевика. Да и мы пока еще не владеем той техникой игры, которая используется при игре на диджериду. Я из борщевика уже делал «посох дождя», калюки, а тут вот такое. Звук отличается от настоящего диджа, но ведь у нас и не было претензий на создание «коми диджериду». А вообще аналогов этого инструмента довольно много, в том числе и среди финно-угров: у мари, например, это пуч, у мордвы – торома. Честно говоря, мне бы хотелось быть ближе к финно-угорской культуре, нежели к австралийской.

По словам Александра Ветошкина, ему интересно использовать природный материал для создания каких-либо музыкальных инструментов, как это всегда было в традиционной культуре коми. В Австралии диджериду изготавливаются самой природой. В засушливый период термиты выедают мягкую сердцевину эвкалипта, и внутри ствола образуется полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска.

Коми диджериду и другие свои интересные музыкальные инструменты Александр Ветошкин представил публике в минувший четверг на открывшейся в Сыктывкаре выставке музыкальных инструментов «Рождение музыки». Выставка посвящена двадцатилетию республиканского творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов. В зале Финно-угорского культурного центра России представлены духовые, струнно-смычковые, клавишные инструменты, а также традиционные коми музыкальные инструменты, отреставрированные или созданные мастерами союза.

Мастера по изготовлению коми народных музыкальных инструментов Александр Ветошкин и Александр Забоев рассказали посетителям выставки об истории, технике изготовления некоторых духовых и струнных коми народных музыкальных инструментов и показали их в действии. Мастера делали уклон не столько на самих инструментах, сколько на материалах, из которых они изготовлены. Александр Ветошкин и его коллега по театру Анна Попова исполнили вокально-инструментальную композицию на тему частушки-страдания «Мича пуясса ме борйи» под аккомпанемент коми инструментов – сигудöк и öтика пöлян.

В экспозиции также представлена коллекция музыкальных инструментов известного мастера Владимира Павлова из фондов Музея культуры и истории Сыктывдинского района. На выставке можно увидеть и работы его дочери – Татьяны Павловой, мастера, члена Союза художников Российской Федерации. Также показаны работы председателя союза Валерия Остроухова. Профессиональный музыкант-скрипач, педагог, мастер музыкальных инструментов, он уже более тридцати лет занимается изготовлением и реставрацией скрипок.


Как же здорово, когда столько мастериц собираются вместе! Новые творческие идеи, оригинальные решения, удовольствие от процесса, и как результат, столько необыкновенной красоты сразу!

Сначала было непросто. Многие из вас впервые попробовали технику кимекоми, и возникали сложности в изготовлении шариков, иногда не удавалось найти необходимые материалы, или просто не было возможности выбраться в магазин. Но если уж мы захотели сделать что-то чудесное, ничего нас не остановит, ведь правда? И очень интересно было читать ваши рассказы о том, как не имея возможности выбраться в магазин, вы делали шары из запасов лент, и даже из кусочков одежды, как непросто было фотографировать шары, так как солнышко нас не балует в это время года, как вы переживали из-за того, что не могли найти следующий этап проекта. С удовольствием читала рассказ Ольги Helga-Cat о том, как у нее получилось закончить набор до того, как был опубликован последний мастер-класс. А еще очень радостно было читать отчеты о том, как дети осваивают эту диковинную технику.

Скажу, что и мне было непросто. За время проекта я получила от вас более 200 писем, почти на все ответила:)) И каждый раз с нетерпением ждала новые фотографии с вашими работами, и вы не переставали удивлять:)

Подумайте только, все вместе вы сделали около 170 шаров - и это только те, о которых вы мне написали, в действительности, уверена, что их гораздо больше!

И, конечно, мне нравятся ВСЕ ваши шары! Невероятно сложно выбрать лучшие, потому, что все они хороши по-своему:) Кто-то любит блестящее и нарядное, кто-то яркое и сочное, а кому-то по душе сдержанное и элегантное. На вкус и цвет.. сами знаете)))

И я выбирала на свой вкус, конечно:) Но так и не смогла выбрать одного победителя, поэтому первое место разделили наборы




Победительницы получат от меня в подарок отрезы новогодних тканей, пенопластовые заготовки, ленты, бусины, пуговки, бубенцы.

Для Натальи я приготовила свою книгу с автографом.

Также хочется выделить шары Кати Окатавы - чудесное цветовое решение, изумительно элегантный набор Марии Кокиной, изысканные шары Татьяны Борк и Вероники. Очень интересные шары с картинками получились у Инны Яакколы и Татьяны Труханович.

Понравились необычные шары Натальи Slonik, выполненные в технике калейдоскоп по второму мастер-классу. А яркие наборы Елены Малининой и Евгении поднимают настроение.