«Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений

Плоды путешествуют

Вопрос: попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Ответ: если бы плоды не путешествовали, то не было бы расселения растений по Земле. Каждый вид растений рос бы только в одном месте, а это плохо для растений, потому что если в одном месте вдруг исчезли растения одного вида, то больше нигде их не будет. Для природных сообществ это плохо. (пример: если бы пшеница росла только в одной стране и нигде больше, то и хлеба в других странах бы не знали. Картофель в России не был известен до Петра Великого, а когда клубни припутешествовали в Россию, картофель стал самым любимым продуктом питания)

Обсудим!

1. Вопрос: семя – это живое или неживое тело?

Ответ: семя это живое тело, оно дышит, содержит в себе будущее растение.

2.Вопрос: семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Ответ: семена в пакетиках хранят обычно в сухом месте, а для прорастания семян нужна влага.

3. Вопрос: весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

Ответ: пчелы с цветов собирают нектар, при этом опыляют цветы, растение получает возможность завязать плоды и образовать смена.

Проверь себя.

1. Вопрос: как происходит опыление у растений?

Ответ: в цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на его тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, насекомое невольно переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок

2. Вопрос: что образуется на месте цветков после опыления?

Ответ: после опыления на месте цветков образуется завязь, из которой потом развивается плод с семенами.

3. Вопрос: как распространяются плоды растений?

Ответ: плоды «путешествуют»:

С помощью ветра (плоды клена, ясеня, одуванчика);

При помощи животных и человека (прикрепляются к шерсти одежде специальными крючками – репейник, череда);

При помощи птиц (птица съевшая плоды, не переваренные семена может оставить вместе с пометом за много километров от того места где съела плод);

Культурные плоды путешествует по воле человека.

4. Вопрос: какие условия нужны для прорастания семян?

Ответ: для прорастания семян нужны: воздух, влага и тепло.

5. Вопрос: как развивается растение из семени?

Ответ: Этапы развития растений: семя - зародыш - проросток с корешком - проросток со стебельком и листочками - взрослое растение с цветками - взрослое растение с плодами и семенами.

Задание для домашней работы:

Задание 3. Приготовь рассказ о том как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).

Животные играют важную роль в распространении пыльцы, спор, семян, плодов растений, влияя при этом на их размножение и расселение. Деятельность животных обычно мотивирована пищевыми потребностями, но использование ими в пищу семян, плодов и пыльцы для растений полезно, так как способствует их распространению.

Во флоре Земли господствующее положение занимают цветковые растения, а цветки большинства видов опыляются животными (чаще насекомыми, реже - птицами и млекопитающими). К цветкам животных привлекает пища, которую они здесь находят (пыльца, нектар), у растений, приспособившихся к опылению животными, яркие лепестки или чашелистики, привлекательный запах, содержится нектар.

На следующем уроке

Вопрос: вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесенные в Красную книгу России. Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Ответ: растения для животных и человека источник пищи и кислорода, без которых жизнь невозможна.

Растения Красной книги России: подснежник плосколистный, володушка Мартьянова, безвременник веселый, рододендрон Фори, лотос орехоносный, пион горный и др.

Растения Красной книги Челябинской области: астрагал, венерин башмачок, пострел раскрытый

Пион уклоняющийся (лекарственный), фиалка Морица и др.

МАОУ «Красноярская СОШ имени Героя Советского Союза

Григория Никифоровича Кошкарова

ученик 1 класса Руководитель: Преснецова Альфия Дмитриевна

с. Красный Яр – 2013

    Введение ……………………………………………………………….3

    Основная часть. ………………………………………………………..5

2.1. Распространение плодов и семян в природе………………………

2.2. Отличительные признаки распространения плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком………………………..8

2.3. Мои исследования………………………………………………………9

3. Заключение …………………………………………………………………..11

4. Список литературы…………………………………………………………9

5. Приложение………………………………………………………………… 10

  1. Введение

Семя - основа существования современного растительного и животного мира. Без семени на планете не было бы хвойной тайги, лиственных лесов, цветущих лугов, степей, хлебных полей, не было бы птиц и муравьев, пчел и бабочек, человека и других млекопитающих. Все это появилось лишь после того, как у растений в ходе эволюции возникли семена, внутри которых жизнь может, никак не заявляя о себе, сохраняться неделями, месяцами и даже на протяжении многих лет. Миниатюрный растительный зародыш в семени способен путешествовать на далекие расстояния; он не привязан к земле корнями, как его родители; не нуждается ни в воде, ни в кислороде; он ждет своего часа, чтобы, попав в подходящее место и дождавшись благоприятных условий, начать развитие.

Семена и плоды распространяются воздушными течениями – анемохория водой - гидрохория, животными - зоохория, людьми – антропохория, активным разбрасыванием - автомеханохория.

В процессе эволюции у плодов и семян возникло множество приспособлений, способствующих распространению определенным способом: крылатые выросты, волоски, воздушные полости, крючки и другие. Сочные плоды поедают животные, но семена не перевариваются и выбрасываются с испражнениями. У некоторых растений плоды при вскрывании разбрасывают семена.

Многообразие плодов и семян и их широкое распространение обусловливают существование и процветание вида.

Цель исследования: узнать и описать необычные способы распространения растениями плодов и семян

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Получить информацию об особенностях распространения плодов и семян в природе.

3. Выяснить отличительные признаки плодов исемян, распространяемых ветром, животными, человеком.

4 . Проанализировать результаты выращивания семян, полученных разными способами;

Предмет исследования: способы распространения растениями плодов и семян.

Объект исследования: приспособления, способствующие распространению плодов и семян растений определенным способом.

Гипотеза : я предполагаю, что у растений существует множество необычных способов распространения плодов и семян. Если я узнаю об особенностях распространения семян и плодов в природе, то я смогу, объяснить своим одноклассникам как растения расселяются на новые места.

    Основная часть.

    1. Распространение плодов и семян в природе.

Жизнеспособность и разнообразие растительного мира зависят от способности видов к расселению. Родительское растение всю жизнь прикреплено корнями к одному месту, следовательно, его потомству надо найти другое. Эта задача по освоению нового пространства была возложена на семена.

Одна из любимых детских забав летом - подуть на одуванчик в белой шапочке, чтобы крохотные парашютики разлетелись во все стороны. Иногда, перед тем как подуть, спрашивают "Дед или баба?" Можно даже желание загадать, а потом подуть изо всех сил. Если на "макушке" одуванчика не осталось ни одного семечка, это "дед", он совсем лысый. А если каким-то семечкам-волосинкам удалось удержаться, значит, получился одуванчик-"баба". Если угадал, желание исполнится. Нехитрая, казалось бы, забава, но таким образом мы помогаем семенам одуванчика разлететься как можно дальше и освоить новые пространства.

По воздуху путешествуют семена и многих других растений. Для удобства передвижения они даже имеют "крылышки". Поэтому иногда их так и называют – крылатки. Если подбросить семена платана, ясеня или вяза вверх, они будут медленно падать, вращаясь, как малюсенькие вертолеты. За это время ветер может отнести их далеко от дерева. В высокогорных степях, пустынях, саван­нах, где бывают сильные ветры, семена раз­летаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Семена с крыльями образовались у расте­ний, которые живут на открытых местах. Се­мена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хо­холком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, бе­резы, ольхи и граба - маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу - у пло­дов клена и ясеня. По­этому они и кружатся при падении. В тропиках и субтропиках растет держидерево. Так его называют из-за шипов на ветках. В каждой паре один из них загнут книзу, другой - косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом и подвешен на тонкой плодоножке. Настоящая "летающая тарелка". Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название - качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые растения расселяются по воздуху при помощи ветра.

Плоды гороха, фасоли и бобовых растений, созревая, вытрескиваются, просыпая свои семена, фасолины и горошины. Некоторые научились саморазбрасываться, если случайно задеть созревшие семена кислицы, они мгновенно «взорвутся» разлетятся в разные стороны. В Южной Европе встречается сорняк - бешеный огурец. Стоит только слегка прикоснуться к его созревшему плоду, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном бьёт струя семян со слизью. Бешеный огурец может стрелять более чем на 12 метров.

Вывод: существуют растения, которые саморазбрасываются своими семенами.

Если после прогулки на вашей одежде остались колючие шарики репейника, то не стоит их сразу выбрасывать. Конечно, их придется отлепить. Если рассмотреть их через лупу, то можно увидеть, что колючий шарик состоит из множества крохотных крючков - именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных. Таким образом, семена, которые находятся внутри шариков, попадают в новые места, где и прорастают. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, ло­шадь, одежду человека), и таким образом, «проезжают» нема­лое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Следовательно, вывод: некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками.

Мы знаем, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про за­пас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняеет также, чтоь. 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочка­ми и потому не перевариваются в желудках, выходят с поме­том неповрежденными. А птицы за это время могут перенес­ти их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.

Значит, птицы тоже помогают семенам путешествовать.

Великий учёный Чарльз Дарвин однажды привёз с Галапагосских островов странные семена. Оболочка этих семян была настолько твёрдой, что их было совершенно невозможно прорастить. Тогда двух привезённых с тех же островов гигантских черепах накормили неуступчивыми «каменными» семенами галапагосских «помидоров». Выйдя из кишечника черепах, семена проросли.

Многие дети любят есть груши, а вот как распространяются её семена, знают не все. Груша - одно из наиболее распространенных плодовых деревьев, выращиваемое во многих странах с теплым климатом. Груша живет от 150 до 300 лет. Семена этого дерева путешествуют в желудках птиц и млекопитающих. На Кавказе, например, грушу распространяют кабаны и медведи.

Но семена распространяют не только млекопитающие, но и насекомые. Например, муравьи. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу, муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся му­сором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фи­алки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Вывод: растения путешествуют с помощью животных.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями и даже животными… Плоды и семена неко­торых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Есть растения, которым помогают расселять­ся водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водо­еме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместят­ся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц. Следовательно, можно сделать вывод: семена расселяются на новые места по воде.

А как еще могут путешествовать семена? Оказывается, на подошвах нашей обуви. Если после прогулки тщательно соскрести грязь с подошв и положите ее во влажный пластиковый пакет. Через неделю мы увидим зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения.

Значит: семена путешествуют на подошвах людей.

2. 2. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Если проанализировать все перечисленные выше семена и плоды, то можно их разделить на определённые группы:

    плоды с парашютами

    цепкие плоды

    плоды, разбрасывающие семена

    сочные плоды

    крылатые плоды

При помощи ветра по воздуху распространяются в основном плоды с парашютами и крылатые плоды. Наиболее характерные приспособления плодов и семян к распространению ветром – различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски.

Цепкие и сочные плоды распространяются при помощи человека и животных. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, шипиков. С помощью животных распространяются семена со съедобными плодами.

Все ли семена прорастут на новых местах? Нет, часть се­мян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щет­ку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться - застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решет­ки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все про­растут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победите­лями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

2.3. Мои исследования.

Моё первое исследование я провёл с помощью семян цветов «Бархатцы». Я взял семена, положил их на листок бумаги и слегка дунул на них. В результате семена полетели.

Второе исследование я провёл при помощи плодов клёна. Я их подбросил вверх и увидел, что они медленно парят над полом. А если будет ветер, то он их сможет унести далеко.

Таким образом, я ещё раз убедился в том, что семена и плоды могут путешествовать при помощи ветра.

Следующее - третье исследование , я провёл дома, и мне помогла моя кошка. Я на её шерсть кинул колючку. Моя кошка с ней прошла весь дом, несколько метров. Этот опыт можно провести и с человеком. Если к нашей одежде прилепить колючку, то мы её сможем перенести на другое место, тем самым поможем растению проделать своё путешествие.

Значит, и животные, и люди помогают растениям расселяться на новые места.

Для четвёртого моего опыта мне пришлось проделать длительное наблюдение. Я соскрёб грязь с подошв обуви, положил ее в полиэтиленовый

па­кет, пакет закрыл и оставил на неделю в теплом месте. Через неделю я увидел зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения. Таким образом, я смог доказать, что семена могут путешествовать на подошвах нашей обуви.

Для пятого исследования мне понадобилось два стакана воды. В один я положил плод растения и перелил воду из стакана в стакан. Я увидел, что этот плод вместе с водой перешёл в другой стакан. Что доказывает способность плодов не тонуть в воде, а путешествовать.

    Заключение

Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящими, семена прорастают. Так растения-путешественники расселяются повсюду, занимают новые территории. Там благодаря перекрестному опылению могут образоваться новые виды растений.


Список литературы:

    Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн Э. Современная ботаника, тт. 1–2. - М.: 1990

    Смык И.А. Домашняя лаборатория Опыты с воздухом, растениями и на кухне, - М.: 1998

    Ты ещё не видел чуда. /Журнал «Лиза. Мой ребёнок», апрель, 2004.

    Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника 2 изд., - М.: Агропромиздат,1988

    Энциклопедия для детей. Том 10. Биология. – М.: 2001

    Я садовником родился./Журнал "Аистенок", июнь, 2005

    http://www.travinka.net

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Исследовательская проектная задача «Как путешествуют семена растений»
Цель: создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.
Задачи:
-способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.
Оборудование
На столах: табличка с номером (или названием) группы, документы в конверте с номером группы (заготовки таблиц для продукта – на каждого участника, картинки плодов и семян). Пробная таблица (одуванчик) лежит рядом с конвертом. Все необходимые принадлежности дети готовят сами (пеналы с карандашами и фломастерами, клей-карандаш).
На отдельном столе: коробочки с различными плодами и семенами для каждой группы (семена огурцов, акации, соплодия ольхи, крылатки клёна, репьи лопуха).
На доске: схемы-опоры «6 П проекта» + опора для поиска информации.
У учителя: конспект мероприятия, стикеры 4-х цветов, магниты для крепления продуктов проекта, список класса по группам, листы самооценки (21 шт.). Грамоты (1, 2, два третьих места) и сертификаты (на каждого).
У наблюдателей: карта эксперта (по числу групп), итоговый экспертный лист, ручка.
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты эксперта приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному-два человека на каждую группу. Функции наблюдателей: заполнение карты эксперта и наблюдение за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами и пройти инструктаж. Проект выполняется малой группой из 4-х – 5-ти учеников. Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5) или именем. У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Подробный план
Проблема.
Беседа по вопросам: Кто такие путешественники? Как и на чём можно путешествовать?
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.
- Подумайте, кто бы это мог быть? (Выставляет на стол каждой группы коробочки).
Давайте посмотрим, что там лежит. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.
- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Возникли ли у вас вопросы? Какие? Задайте по одному вопросу, используя слова подсказки: Как….Куда….На чём…Зачем… Все ли… (можно написать на карточках и показать детям). У нас появились вопросы – по другому ПРОБЛЕМА (вывесить карточку на доску).
Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу и читает описание проектной задачи.
Планирование.
Проектная задача обсуждается (что же мы должны сделать?)
Рассматривается заготовка будущего продукта – пробная таблица для одуванчика, затем из конверта достаются несколько продуктов-таблиц по числу участников группы.
Итоги рассматривания: Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). В таблице пока не заполнен столбец с названием растения и приспособлением для путешествия семян и плодов.
К таблице есть приложение – разрезные картинки с изображением семян и плодов растений.
- Давайте составим план нашей работы. С чего бы вы начали? (Вспомните, о чём говорилось в проектной задаче). Как бы вы распределили обязанности? Каждой группе нужно заполнить таблицу. Писать мы ещё не умеем, но у нас есть картинки.
Учитель объясняет, что работать нужно в группе, распределяя обязанности на всех. Даёт детям время, для того чтобы договориться (разделить таблицы-продукты по одной на каждого участника группы, картинки с изображением семян пока в середине стола).
Когда таблицы распределены, учитель подводит итог: сейчас мы составили ПЛАН работы.
III. Поиск информации.
Учитель вывешивает табличку ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, выясняется, что информацию можно искать разными способами (вывесить рисунки-подсказки ТЕЛЕВИЗОР, ИНТЕРНЕТ, ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ, СПРОСИТЬ У ВЗРОСЛЫХ, КНИГИ).
- У нас в кабинете нет телевизора, выхода в интернет, мы ещё не умеем читать специальные книги-энциклопедии. Что остаётся? Правильно, спросить у взрослых и провести опыты и наблюдения. Это в наших силах. Сегодня мы будем учиться искать нужную нам информацию с помощью опытов и наблюдений.
IV. Получение Продукта. Работа в группах.
Учитель вывешивает табличку ПРОДУКТ, задаёт порядок изучения семян: называет, какие семена надо рассмотреть, какие опыты и наблюдения с ними провести.
Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?
Загадка: Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - И остался стебелек. (Одуванчик).
-Кто из вас видел одуванчик? Кто знает игру «Дед или баба»? В чём она заключается? Как же путешествуют семена одуванчика? С помощью какого приспособления? Находим в приложении картинку «Одуванчик» и приклеиваем её в таблицу-образец, напротив картинки «Ветер».
ВОТ ТАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ, но теперь – каждый в своей таблице!
Исследование семян клена.
Загадка: Хоть совсем не птица, а с крылом родится.
С веточки сорвётся и на крыльях вьётся (крылатка клёна).
- Найдите среди семян отгадку. Покажите – это семена клёна.
-Подбросьте крылатки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Подбросьте крылатки клёна ещё раз и одновременно помашите веером (листом бумаги). Что произошло?
Дети делают вывод: крылатки клёна кружатся, как вертолётики. Если на них подует ветер, они отлетят далеко в сторону.
- Какие же приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Найдите подходящую картинку и заполните следующую таблицу.
Исследование семян лопуха – репьёв.
Загадка: Растение видное, А имя обидное. (Лопух)
Рассмотрите семена лопуха – репьи. Соедините вместе два репья. Что произошло? Почему? Возьмите кусочки ткани (меха), попробуйте прицепить репей к нему. Что произошло? Почему?
Дети делают вывод: репьи имеют цепкие усики, которые цепляются за ткань. Значит, семена лопуха может разнести человек, на чью одежду репей прицепится, или животное.
Я репей, у меня Цепкие колючки.
Третий день катаюсь я На хвосте у Жучки.
Заполнение таблицы.
-А знаете ли вы, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
Исследование плодов ольхи.
Загадка: Есть серёжки, да не девчонка. Есть и шишки, да не сосёнка.
А живет в низинке, около лозинки. (Ольха)
Учитель читает отрывок и демонстрирует фотографию ольхи на берегу водоёма: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
- Рассмотрите соплодия ольхи. Какие они? Как об этом говорилось в тексте? Почему же вдоль берега нашей речки так много ольхи? Заполнение таблицы.
Исследование семян акации (стручков).
Загадка: На сучке - арканчик Держит чемоданчик.
Крышка открылась- все раскатилось. (Стручки акации).
Учитель читает отрывок из дополнительного материала:
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян акации.
Семена гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
- Найдите среди семян стручки акации. Внимательно рассмотрите их. О каком способе путешествия семян вы сейчас узнали?
Заполнение таблицы.
Исследование семян огурца.
Загадка:
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).
- Вы много раз видели, как мама весной сеет семена огурцов. Есть ли у них какие-то приспособления для путешествия? Нет. Как же вырастет новое растение огурец? (Показать картинку семенного огурца: или человек соберёт семена и посеет их, или они перезимуют и прорастут сами на том же месте). Заполнение таблицы.
V. Подготовка к защите проекта
Учащиеся 1 класса дорабатывают свой продукт: раскрашивают картинки и обложку, которую выдаёт учитель; устно составляют предложения о том, как путешествуют те или иные семена и с помощью каких приспособлений).
Карточки-подсказки: КАК ПУТЕШЕСТВУЮТ? ЧТО ПОМОГАЕТ?
VI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - защита проекта: коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений.
Каждый участник команды демонстрирует свой ПРОДУКТ. Участники говорят по одному-два предложения (Семена клёна путешествуют с помощью ветра. У них есть крылышки. Семена ольхи путешествуют с водой, потому что они лёгкие и плавучие. Семена лопуха имеют цепкие усики, поэтому могут путешествовать с животными и человеком. Семена акации разбрасываются с помощью самого стручка, когда он растрескивается. А некоторые семена вообще не имеют приспособлений для путешествия, поэтому их сеет человек или они растут рядом с растением).
Учитель скрепляет отдельные листы-продукты в книжечку.
На полочке доски выстраиваются 4 книжки – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Учитель подводит итог: «Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен».
VII. Оценка продуктов проекта каждым учащимся с помощью стикеров. Заполнение детьми листов самооценки и передача их экспертам. Оценка работы групп экспертами.
VIII. Объявление экспертами результатов. Награждение команд. Выдача сертификатов.
Таблица для учащихся 2-4 классов может иметь следующий вид.
Способ распространения Названия растений Приспособления
Ветром Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле Парашютики, крылатки лёгкие
Водой Осока, ива, ольха, кокосовая пальма Имеют воздушные полости, лёгкие, плавучие
Животными и человеком Дуб Белки, мыши
Череда, лопух, чертополох Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин
Самораспространение
(саморазбрасывание) Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» Воздушные полости, яркая окраска.
Растрескивание плодов
Памятка «Ход проектной задачи»
Учащиеся Организатор
Изучение проектной задачи.
Планирование работы.
Проведение исследований учащимися.
Запись выводов по результатам исследований (заполнение таблицы).
Следит за ходом работы.
Организует деятельность детей по плану, обозначенному на доске с помощью схем-опор (открывает схемы по очереди).
Проводит хронометраж (например:
изучение проектной задачи – 3-5 минут, планирование работы – 5 минут,
проведение исследований и запись выводов –
10 – 15 минут,
Изготовление продукта – 10 минут,
репетиция выступления в группе – 5 минут,
защита проекта – не более 5 минут).
Помощники организатора (наблюдатели) заполняют карты наблюдений.
Изготовление продукта
Заполнение шаблона защиты проекта. Репетиция выступления (защиты проекта) в группе. Защита проекта по заполненной таблице и шаблону перед классом. Каждый участник может рассказать об одном «открытии» или озвучить часть шаблона защиты проекта.
В результате должен получиться коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений. Все продукты прикрепляются на доску под номером группы (или под продуктом поставить номер группы). Каждый участник имеет право прикрепить свой стикер на понравившуюся работу. Учитель проводит подсчёт голосов, отданных за каждую команду.
Самооценка (заполнение листа самооценки каждым участником группы). Организаторы подводят итоги наблюдений по экспертным листам.
Собирает листы самооценки для последующего анализа.
Вместе с помощниками проводит анализ.
По итогам наблюдений формируется команда из 5-ти учащихся для участия в третьем туре проектной недели «Времена года: осень» (кроме 1 класса).

Тема урока: « Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Опыление. Плоды путешествуют. Как развивается растение из семян».

Цель урока: показать взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле. Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; дать представление о размножении и развитии растений из семян. Обобщить знания учащихся об условиях, необходимых для прорастания семян; формировать представления о развитии растений из семени.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.

Перечислить группы растений и дать им краткую характеристику.

Привести примеры различных видов растений.

2. Ч т е н и е т е к с т а.

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны или лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

О т в е т: 4 ошибки. У хвойных есть листья – это хвоинки. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.

3. Т е с т «Почвы».

1. Выберите правильное определение почвы:

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

б) верхний плодородный слой земли;

в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

2. Какая главная часть почвы?

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов, микроорганизмов?

а) соли;

б) воздух;

в) вода.

4. Что используют растения для питания?

а) перегной;

б) соли;

в) воду.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

II. Сообщение темы и цели урока.

Как слова «солнце», «растение», «человек» распределить на две группы?

Назовите признаки живой природы.

А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

III. Объяснение нового материала.

1. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы.

Подумайте: чем «позавтракали» комнатные растения?

Почему растениям необходимо питание?

Каким образом растения получают питание?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие в о п р о с ы:

Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?

В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?

Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?

Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух». Тогда еще не были известны науке слова «кислород», углекислый газ».

И только в начале XIX века ученые наконец установили, что зеленое растение, помимо воды и минеральных солей, поступающих из почвы, поглощает углекислый газ из воздуха, за счет чего и строит свое тело, растет, дает урожай.

Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу – сахар, крахмал. Но работает такая кухня только на свету.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Животные и человек едят эти растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества.

Ученые сделали и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения всего земного шара выделяют за год примерно 45 млн тонн кислорода! Вот почему надо бережно относиться к растениям.

2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

1) Р а с с м о т р е т ь с х е м у (с. 77).

Расскажите, что происходит.

2) П р о ч и т а т ь т е к с т (с. 78).

Какой вывод о значении растений вы можете сделать?

3) З а п о л н и т ь с х е м у в рабочей тетради: задание 1 (с. 32).

3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Опыление растений».

Существование цветковых растений зависит от насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок и обеспечивают образование плодов. Многие растения выработали специальные приспособления для привлечения насекомых. Именно для этого нужны яркие венчики цветков, причем на лепестках может быть узор, не видимый человеческому глазу, но заметный для насекомых. Как правило, линии и пятна на лепестках указывают на источник нектара.

Нектарники в цветках выделяют сладкую жидкость, но расположены они обычно в глубине цветка, так что насекомые, пытающиеся добраться до нектара, неминуемо заденут пыльники и перенесут пыльцу на другой цветок.

Не всем цветковым растениям для опыления и размножения нужны насекомые. Пыльца может переноситься ветром, как это происходит у лещины (показать растения из гербария ).

Ее сережки – едва ли не первые цветы в Европейской части России. Они распускаются, когда на деревьях еще не появились листья и пыльца может беспрепятственно летать по лесу. Хвойные растения тоже опыляются ветром.

В жизни папоротников, хвощей, мхов и водорослей – споровых растений – важную роль в размножении играет вода. У этих растений не бывает цветков, а таинственный цветок папоротника, который расцветает над зарытым кладом, – просто легенда.

4. Б е с е д а «Распространение семян».

После опыления на месте цветка образуется завязь, из которой со временем вырастает плод. Проходит еще время, и внутри плодов созревают семена.

А теперь подумаем: как же распространяются семена? Плоды растений – настоящие путешественники.

Рассмотрите коллекцию семян липы, клена, березы, одуванчика. Как вы думаете: как путешествуют эти плоды?

А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются?

Как вы думаете, для чего плодам необходимо путешествовать?

5. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 81–82).

1) Рассмотрите плоды растений на иллюстрации. Подумайте: с чьей помощью они путешествуют?

2) Прочитайте текст. Какое значение для растений имеет такой способ распространения семян?

Р а з г а д а т ь к р о с с в о р д «Части растений».

1. Орган, который образуется из цветка. В нем развиваются семена. (Плод .)

2. Орган растения, который растет вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель .)

3. Орган, который растет вниз, находится в почве. (Корень .)

4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. (Листья .)

5. Части растения, которые находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена .)

6. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок .)

Рассмотрите таблицу «Части растений». Покажите на ней все части растений.

Подумайте, можно ли выделить какую-нибудь самую важную часть растения. Почему?

Какая часть растения чаще всего спрятана в другой его части?

Расскажите, что вы знаете о семени.

Рассматривание проросших семян.

З а д а н и я. Разложите проростки в той последовательности, в какой происходит развитие растения.

Сравните проростки между собой.

Можно ли найти у проростков известные нам части растений?

Что появляется первым при прорастании семян? Почему?

Как развивается растение дальше?

Прочитайте текст (с. 82) со второго абзаца.

Правильные ли мы сделали умозаключения?

Семя – это живое или неживое тело? Почему?

Семена обычно хранят в пакетиках. Почему они не прорастают?

Условия прорастания семян.

Б е с е д а. Расскажите, как вы закладывали семена на прорастание.

Какие условия необходимы?

Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.

Весной почва согретая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу.

IV. Самостоятельная работа.

1. В ы п о л н и т ь з а д а н и е 4 в рабочей тетради (с. 36).

2. В с т а в и т ь п р о п у щ е н н ы е с л о в а:

Большинство растений размножаются _____ . Плоды с семенами образуются на месте _____ после _____ . Они распространяются с помощью _____ , _____ , _____ . Из семян в благоприятных условиях развиваются _____ .

IV. Итог урока.

Почему растения не могут жить без солнечного света?

Как размножается большая часть растений?

Какой вывод вы можете сделать, исходя из тех знаний, которые вы получили на уроке?

Домашнее задание: прочитать статью (с. 74–80);

КАК РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПЛОДЫ И СЕМЕНА?

Очень редко семена прорастают в самом растении. Если разрезать спелую тыкву, можно увидеть такие проросшие семена. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящими, они прорастают. Растения занимают новые территории. Там благодаря перекрестному опылению могут образоваться новые виды растений.

Плоды и семена, неприятные людям на вкус или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц. Но семена с твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания.

Делая запасы, птицы тащат плоды и семена к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть ее запасов прорастает. Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами: фиалок, ветреницы, медуницы, кислицы, чистотела, василька, молочая. Часть семян они теряют в пути. Но им в основном доступны семена трав.

Мы все знаем плоды, которые сами цепляются за шерсть проходящих мимо животных или за одежду людей. Это плоды дурнишника, череды или лопуха.

На островах Тихого океана растет пизония. Это дерево или кустарник. Плод пизонии заключен в чашечку, усаженную рядами липких волосков. Они легко приклеиваются к любому предмету. Пресмыкающиеся и мелкие птицы бывают настолько облеплены этими плодами, что не могут двигаться и погибают.

КАКИЕ СЕМЕНА ПУТЕШЕСТВУЮТ ПО ВОДЕ И ВОЗДУХУ?

В высокогорных степях, пустынях, саваннах, где бывают сильные ветры, семена разлетаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Мелкие семена -у вереска, росянки, заразихи, колокольчика, хмеля, из теплолюбивых растений - рододендрона и эвкалипта.

Семена с крыльями образовались у растений, которые живут на открытых местах. Семена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хохолком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, березы, ольхи и граба - маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу - у плодов тюльпанового дерева, клена и ясеня. Поэтому они и кружатся при падении.

В тропиках и субтропиках растет держидерево. Так его называют из-за шипов на ветках. В каждой паре один из них загнут книзу, другой - косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом и подвешен на тонкой плодоножке. Настоящая "летающая тарелка".

Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название - качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести.

Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями и даже животными.

КАК ПРОРАСТИТЬ СЕМЯ?

Есть семена, которые прорастают легко и быстро, например клена, хлебных злаков, подсолнечника, салата, сорняков. А вот почти у всех цветковых растений семена не способны прорастать сразу. Чтобы они дали ростки, их нужно поместить в особые условия. Бобовые и растения из засушливых областей нужно просто намочить перед посевом, так как у них твердая кожура, и поставить в теплое место.

Бывают семена, у которых зародыш полностью не развился. Такие семена нужно поместить в условия, в которых зародыш завершил бы свое развитие. Это семена ясеня, женьшеня, лимонника китайского. Для дозревания набухшие семена должны полежать во влаге и тепле.

Семена березы, салата, сельдерея чувствительны к свету, и если его достаточно, то они быстро всходят.

Многие семена быстро всходят, если их подержать при пониженной температуре - при О С или при +6 "С в песке, торфе или опилках. Этот процесс называется стратификацией. Семена калины и ландыша прорастают только после длительной холодной стратификации, причем ландыша - только на вторую весну.

Понятно, почему семена дыни или пальмы всходят при температуре +25 "С, кукурузы - +12 °С, а пшеницы даже при 0°. Ведь и взрослые растения привыкли к таким условиям.

Обычно семена, которые легко прорастают, теряют всхожесть через несколько недель. Сухие семена могут храниться несколько лет, а иногда - в течение десятков и даже сотен лет.

Благодаря семенам зародыш будущего растения в состоянии покоя сможет благополучно переждать трудные времена и прорасти в более благоприятных условиях.