Чем покрыть крышу гаража. Материалы для покрытия крыши гаража

Прежде чем приступить к подсчету количества строительных материалов для возведения крыши, необходимо определиться с .

Эта величина зависит от максимального количества осадков, высоты снежного покрова и эксплуатационных возможностей кровельного материала.

В регионах с обильными снегопадами и резкими перепадами температур, наклон скатов составляет 45–600 градусов. Такой уклон не позволит осадкам задержаться на поверхности и своей тяжестью повредить покровный слой.

Напротив, в климатических зонах с постоянными ветрами , скаты крыши устанавливают с минимальным углом наклона от 12 градусов до 200 градусов, чтобы уменьшить парусность кровельных поверхностей.

Для средней полосы России угол наклона плоскости крыши составляет 20–300 .

Определение угла наклона

Минимальный уклон для различных кровельных покрытий определяют по способу его крепления, жесткости материала, его веса и размеров отдельных элементов. При критически низких значениях угла наклона происходит затекание осадков под кровельные листы.

Минимальный угол крепления для популярных кровельных материалов:

  • Для шифера и керамической черепицы – 220 градусов;
  • Для профнастила – 120 градусов;
  • Для – 60 градусов;
  • Для металлочерепицы – 140 градусов.

Важно! При уменьшении уклона крыши воздушные потоки свободно проникают под кровельный материал и могут его сорвать.

При увеличении угла наклона, увеличивается ветровая нагрузка на плоскость крыши и расход кровельных материалов.

Из чего лучше делать крышу для гаража

Традиционные и современные кровельные материалы отличаются прочностью, долговечностью и презентабельным внешним видом.

Преимущества и недостатки основных видов покрытий:

А именно:

  • Полимерное покрытие создает защиту от коррозии;
  • Скрытое крепление с помощью z-образных замков защищает от протекания;
  • Высокий профиль обеспечивает уникальную прочность листа ;
  • Легкость монтажа и транспортировки обусловлена небольшим весом и оптимальным размером листов.

Количество листов кровельного покрытия рассчитывают после возведения стропильной конструкции, по площади скатов крыши. К общей площади прибавляют 15–20% , так как отдельные элементы покрытия укладывают внахлест .

Основные элементы конструкции крыши и их монтаж

Конструкция двускатной крыши состоит из:

  • Стропильных арок треугольной формы;
  • Мауэрлата (основание конструкции) на который опираются стропила;
  • Фронтальных стен ;
  • Обрешетки ;
  • Изоляционного и кровельного материала.

Основание стропильной конструкции

Мауэрлат – деревянная неразрывная конструкция, которая служит основанием для стропильных арок. Выполняют мауэрлат из хорошо высушенного бруса с торцевым размером 15х15 см . Если длина гаража превышает размер бруса, то элементы мауэрлата соединяют в центре стены.

Под брусья прокладывают рубероид для гидроизоляции. При этом брус укладывают по внутреннему краю или по осевой линии ограждающей конструкции. Деревянное основание жестко закрепляют по всему периметру на наружных стенах анкерными болтами или закладными скобами. Затем размечают гнезда для стропильных ног.

Совет! Мауэрлат можно выполнить из досок, соответствующих размеров. Первую доску крепят к кладке анкерными болтами, а две верхние прибивают длинными гвоздями к нижней доске.

Монтаж несущей конструкции кровли

Стропильные конструкции выполняют из наслонных или висячих стропил. При ширине гаража до 6 м , двускатную крышу монтируют из висячих стропил, то есть без дополнительных опор.

Брусья опирают друг на друга в верхней части конструкции и скрепляют затяжкой их нижние части, завершая треугольную конструкцию. Затяжка не позволяет конструкции «расползаться» и оказывать давление на несущие стены.

Стропильную арку можно выполнить с верхней затяжкой . Стропильные ноги крепят к мауэрлату с помощью ползунов. Затяжку поднимают выше, увеличивая нагрузку на растяжение. Система уравновешивается и получается более устойчивой. При этом края стропил выступают за стены гаража.

Сборка и установка стропильных арок

Стропильные арки с нижней или верхней затяжкой собирают внизу на ровной поверхности, а затем поднимают на крышу гаража и крепят к мауэрлату. Во время сборки стропила стыкуют с упором друг на друга и закрепляют деревянными или металлическими накладками.

Вначале устанавливают фронтальные стропильные конструкции, натягивают между верхними точками шпагат, который используют, как ориентир для установки остальных арок. Вертикальное положение арок проверяют отвесом и фиксируют временными опорами.

После закрепления всех стропил к мауэрлату с помощью скоб, устанавливают коньковый брус . Дальше производят монтаж обрешетки под кровельный материал.

Совет! Если длины стропил не хватает для устройства карнизного свеса, его можно выполнить с помощью «кобылок» из досок меньшего сечения.

Обрешетка

Обрешетка крыши - это своего рода конструкция, назначение которой - равномерное распределение нагрузки кровельного материала на стропильную систему.

В зависимости от уклона ската, обрешетка может быть :

  • Сплошной . Выполняют из листов фанеры или досок. Если уклон крыши меньше 100 градусов , то обрешетку выполняют сплошным методом из листов фанеры или досок. Расчет количества материалов производится по площади скатов с запасом на устройство конька и карниза. Для закупки пиломатериалов обычно прибавляют 10% от расчетной величины. Зазор между плитами сплошной обрешетки – 1 см . Укладку начинают с нижнего ряда. Крепление к стропилам выполняют саморезами, что позволяет корректировать расположение элементов обрешетки после диагональной проверки;
  • Пошаговой . Для такой обрешетки используют брус размерами 40х50 , 50х50 , 50х60 мм или откалиброванную по толщине доску сечением не менее 25 мм из хвойных пород дерева, которые меньше подвержены гниению и плесни.

Монтаж обрешетки осуществляется следующим образом:

  • Гидроизоляционный слой укладывают внахлест и пристреливают его к стропилам с помощью степлера;
  • Карниз выполняют из бруса большего сечения и крепят его к нижнему краю стропил;
  • Следующую после карниза линию обрешетки устанавливают через 30 см ;
  • Последующие элементы обрешетки крепят параллельно карнизу с соответствующим шагом (при угле наклона до 150 градусов – 450 мм ; свыше 150 градусов – 600 мм );
  • Брусья по длине соединяют на пересечении со стропилами, загоняя саморез под углом в 450;
  • Дополнительную обрешетку на венце кровли устанавливают на 10 см ниже оси конька;
  • Ветровые доски закрепляют на торцевых стропилах на 3–4 см выше уровня обрешетки;
  • Диагональными измерениями проверяют геометрию обрешетки и корректируют при необходимости расположение отдельных элементов.

Кровельное покрытие

Крепление, выбранного материала, к обрешетке производят саморезами . Начинают монтаж с нижнего ряда. Кровельные листы укладывают внахлест по горизонтали и вертикали.

После изучения схем и инструкций по строительству нужно закупить материалы и инструменты. Вам понадобятся:

  • Доска необрезная (сухая);
  • Деревянные бруски длиной от 12 до 15 см;
  • Рулоны гидропароизоляции;
  • Пила или ножовка;
  • Топор;
  • Строительный степлер с комплектом скоб;
  • Молоток.

Устройство крыши для гаража

Конструкция состоит из:

  • Стропильной системы;
  • Мауэрлата;
  • Изоляционного слоя, который защищает от проникновения холода и влаги;
  • Обрешетки;
  • Внешнего кровельного покрытия.

Виды крыш для гаража

Крыша на Вашем гараже может быть односкатной и двухскатной . Односкатная конструкция крыши гаража может быть почти без уклона или иметь один скат. У двухскатной, понятно, их будет два.

Дерево во многих регионах дорого стоит, поэтому можно обустроить односкатную крышу, куда пойдет его намного меньше. Когда ветер постоянно дует в одном направлении, также рекомендовано создать один скат, делать который намного дешевле и проще. Такой вид конструкции можно самостоятельно выполнить за один-два дня.

Двухскатная крыша для гаража более сложна по своему устройству, но у хозяина гаража появляется чердачное помещение, которое можно использовать для хранения различных вещей. Также вентиляция будет намного лучше. Но материалы для покрытия двухскатной конструкции будут дороже, чем рубероид, например. В то же время, покрытие из металлочерепицы — долговечнее. Часто в пользу двухскатной конструкции говорит ее более эстетичный вид.

Важно : выбрать вид нужно на этапе проектирования, ведь для возведения односкатной крыши для гаража стены должны быть разной высоты, чтобы обеспечить нужный уклон, а для двухскатной конструкции высота стен — одинаковая.

Как сделать односкатную крышу на гараж своими руками?

Определитесь с видом покрытия, ведь от него зависит уклон определенной крыши. Нужно произвести угловой расчет величины наклона ската, чтобы крыша могла полноценно освобождаться от воды и снега. Для черепицы нужен минимальный угол в 30 градусов, для шиферной кровли – 20, а рулонным кровельным материалам (рубероиду) достаточно 5-10 градусов.

Важно : чем сильнее дуют ветра, тем меньше должен быть угол уклона ската.

Чтобы узнать, насколько одна из стен должна быть выше , чем вторая, используют формулу: величину тангенса угла наклона умножают на расстояние между стенами.

Стропильная система односкатной крыши гаража

Односкатную крышу для гаража начинают монтировать с установки мауэрлата – деревянных балок, которые закрепляют в гаражных стенах специальными анкерными болтами большой длины. Важно условие – сухая доска, покрытая специальным составом, чтобы предотвратить развитие гнили и плесневых грибов, а также порчу насекомыми. На мауэрлат крепят изготовленную из дерева стропильную систему.

Устройство стропильной системы односкатной крыши гаража:

  • Сразу нужно положить на стропила доски, по которым Вы будете передвигаться;
  • Наклонные балки располагают на расстоянии от 75 до 80 см. Чтобы закрепить в мауэрлате стропила, используют гвозди (100мм), а для бетонных поверхностей анкерные болты. Места креплений также обрабатывают защитным составом;
  • Обрешетку выполняют из брусков размером 50 на 50 мм. Важно: прибивайте к стропилам деревянные рейки под углом в 90 градусов;
  • Нужно крепить рейки так, чтобы выступы кровельного материала были не менее 20 см;

Для чего нужна обрешетка? Она дает конструкции необходимую жесткость и является основой для укладки кровельного покрытия.

Строительство односкатной крыши гаража

Последовательность работ следующая:

  • Крепление мауэрлата с соблюдением строго горизонтального уровня;
  • Установка стропил в гнезда, обработанные средствами для защиты от воздействия влаги;
  • Изоляционный слой, который представляет собой мембранную пленку, располагают поверх стропил. Заход соседних листов — не менее 20см. Специальный скотч или стропильный степлер поможет надежно закрепить края материала;
  • Следующий этап: настил деревянных планок, на которые будет крепиться кровельное покрытие;
  • Важно правильно выбрать вид обрешетки: для рулонных материалов – сплошная, с расстоянием между соседними планками не более 10мм. Для листовой кровли расстояние между рейками допускается до 50см;
  • Заключительный этап: монтаж кровельного покрытия.

Фото-пример гаража с односкатной плоской крышей.

Здесь видео с советами как делать крышу гаража своими руками.

Гараж с двухскатной крышей

Конструкция такого вида имеет стропильную систему, обрешетку, гидроизоляционный слой и непосредственно кровельное покрытие. Система стропил двухскатной крыши отличается от односкатной. Она состоит из определенного количества равнобедренных треугольников, размеры которых полностью совпадают.

Самостоятельное строительство двухскатной крыши гаража чуть сложнее, но при желании у Вас все получится.

Порядок выполнения работ:

  1. Вначале крепят мауэрлат. Брусья желательно брать с сечением, размер которого не менее 15 на 15 мм. Достаточную прочность обеспечит арматура, имеющая имеет резьбу с одной стороны. Вторая часть бетонируется в стену почти на 1 метр;
  2. На мауэрлат опирается вся конструкция и сами стропила, поэтому выбор материала нужной толщины очень важен;
  3. Иногда в условиях повышенной влажности необходим слой рубероида между мауэрлатом и стеной для лучшей гидроизоляции;
  4. Далее стропила крепят с нужным уклоном и фиксируют шурупами;
  5. Между собой стропила закрепляют при помощи растяжек;
  6. Наверху после укладки пароизоляционного слоя нужно будет установить два конька.

Важно : чем толще снежный покров, тем больше угол наклона должен быть. В регионах, где снегопады – частое явление, рекомендован угол не менее 45 градусов.

На этих фото вы можете видеть, как можно построить двускатную крышу гаража своими руками.

Какой материал выбрать для кровли

Кровельные материалы подбирают с учетом нескольких факторов:

  • Типа конструкции (односкатная или двухскатная);
  • Предполагаемого срока службы;
  • Климатических условий (рубероид не рекомендовано использовать в жарком или очень холодном климате);
  • Финансовых возможностей.

Широко применяются следующие материалы для кровли крыши:

  • Рубероид или еврорубероид . Рулонный материал, который имеет невысокую стоимость. Служит до 8 лет. Укладка проходит быстро и без особых сложностей;
  • Шифер . Материал довольно прочный, недорогой, немного долговечнее– до 10 лет. Монтаж производится быстро. Листы шифера тяжелые и не очень удобные в работе. Используется все реже из-за появления новых покрытий с улучшенными характеристиками;
  • Профнастил и металлочерепица . Современные, надежные, качественные материалы с покрытием, которое защищает от коррозии. Долговечны, практичны, не боятся резких смен температуры. Имеют малый вес, монтаж проходит быстро, ремонт участков довольно прост. Дороже, чем рубероид, но эксплуатационные качества и срок пигодности покрытия оправдывают затраты.

Чтобы сориентироваться , сможете ли Вы самостоятельно выполнить строительство крыши гаража, изучите предложенные рекомендации, посмотрите видеоинструкции по каждому виду работ. Советы специалистов и пошаговое руководство помогут сделать крышу Вашего гаража надежной, прочной и устойчивой к воздействию атмосферных факторов.

Если ведется строительство гаража, то обязательно возникнет вопрос – какую крышу практичнее всего сделать. Ведь существует три разновидности такого сооружения: плоская, односкатная и двухскатная крыши, поэтому к выбору чего-то конкретного нужно подойти основательно.

  1. Плоская кровля – нужно будет заливать бетонное перекрытие, либо использовать уже готовые плиты, для чего понадобится привлечение к работе спецтехники и рабочих.
  2. Односкатная кровля – делается просто, поэтому чаще всего и выбирается при возведении гаража своими руками.
  3. Двухскатная кровля – потребует не только большего расхода строительного материала, но и наличия хотя бы простых навыков в строительном деле.

От того, какого типа кровля будет выбрана, будет зависеть и качество утепления всего сооружения :

  • плоская кровля — ее утепляют непосредственно сверху по бетонной плите;
  • односкатная кровля – теплоизоляционный материал укладывается между стропилами;
  • двухскатная кровля – утепляется по принципу этих же работ с односкатной крышей, но можно проложить теплоизоляционный материал и в горизонтальном перекрытии гаража.

Обратите внимание: выбор типа кровли гаража нужно осуществлять еще до начала строительных работ, на стадии проектирования. В зависимости от того, чему отдается предпочтение, нужно будет подбирать и тип фундамента.

Рекомендуем прочитать:

Можно выполнить работы по возведению плоской кровли самостоятельно, но все-таки целесообразным будет пригласить специалистов. Во-первых, если планируется использовать для перекрытия заводские плиты, то без крана и рабочих их поднять и установить невозможно. Во-вторых, даже если бетонное перекрытие заливается своими руками, то понадобится не только большое количество бетона, но и специфические инструменты и приспособления.

Если осуществляется заливка бетонной плиты непосредственно на гараже, то ее делают абсолютно горизонтальной. Необходимый уклон создают уже во время прокладки теплоизоляционного слоя. А если укладываются заводские плиты перекрытия, то уклон делают сразу, для чего при возведении стен одну делают несколько выше – в норме уклон должен составлять не менее 2 см на 1 метр строения.

Односкатная кровля

Это самый простой и доступный вариант возведения крыши для гаража – с ним справятся даже новички в строительном деле. В качестве стропил (несущие конструкции) можно использовать скрепленные под две доски или металлические/деревянные балки.


Пошаговая инструкция возведения односкатной крыши для гаража :

  1. Подготовленные стропила укладывают вдоль гаража, при этом они должны опираться на деревянный брус сечением 10х10. Не забудьте под эти деревянные бруски уложить слой гидроизоляционного материала – это может быть обычный рубероид в 2 слоя.
  2. Сверху по стропилам крепится влагозащитная мембрана – это делается строительным степлером.
  3. Далее вдоль стропил (непосредственно по ним) крепят контробрешетку из дерева, а уже на нее крепится деревянная обрешетка в перпендикулярном направлении. Обрешетка может быть сплошной, или располагаться с определенным шагом – тут уж выбор делается в индивидуальном порядке.
  4. Укладывается кровельный материал – это делается строго по технологии, которую разработал производитель материала.
  5. Утепление кровли делается либо внутри гаража (теплоизоляционный материал «подбивается» на потолок), либо между стропилами. Если выбран первый вариант, то обязательно гидроизоляционный материал покрывается парозащитной пленкой.


Видео-инструкция по монтажу односкатной крыши:

Двухскатная кровля

Для того чтобы выставить двухскатную крышу на гараж, нужно будет обустроить более сложный вариант стропильной системы. Учтите, что если предполагается сделать большой уклон кровли, то лучше оборудовать в верхнем отсеке крыши не чердачное помещение, а мансарду. Она, кстати, станет дополнительным помещением в гараже, но вход в нее нужно будет сделать с улицы – так практичнее.

Крыша гаража односкатная, собранная своими руками - отличный вариант для частного строительства. Она дешевле в производстве, чем двухскатная или плоская. Конструкцию можно собрать вдвоем, без опыта и навыков, всего за два дня. Обслуживание такого каркаса значительно проще и рассчитан он на больший срок службы. Давайте рассмотрим некоторые нюансы в проектировании и пошаговое описание как построить односкатную крышу для гаража.

Несмотря на внешнюю простоту односкатной крыши для гаража, существует несколько разновидностей конструкции. В некоторых случаях такая кровля идет, как продолжение от жилого дома. Но чаще всего гараж является отдельным строением.

Иногда делают единую крышу сразу для нескольких объектов: бани, гаража, летней кухни. Основой для монтажа стропильных балок могут быть стены разной высоты или специальный короб, установленный на плоскость одного уровня.

Главной особенностью, отличающей односкатную от других, является то, что стропильные балки имеют опоры с обеих сторон. Несущие элементы укладываются на мауэрлат или каркас, просто наслоняются. Поэтому в технической литературе они называются «наслонными».

Определение угла ската

При проектировании односкатной крыши гаража важно соблюсти уклон ската, чтобы дождевая вода могла свободна стекать на землю. Поэтому делают опорные стены на разном уровне. На то насколько крутой будет уклон влияет несколько факторов:

  1. Климатическая зона. В местностях с небольшим количеством осадков и сильным ветром достаточно сделать уклон в 5-7°. А там, где наоборот, слабые ветра и выпадает много снега, делают уклон в 20-25°. При этом если перепутать уклоны, тогда в первом случае крышу может снести, во втором - будет перерасход ресурсов.
  2. Вид кровельного покрытия. Применяя рулонные кровельные материалы, например, 3х-слойные битумно-полимерные рулоны, делают уклон ската до 8°. Увеличив уклон до 10°, количество слоев можно уменьшить до двух. Используя волновой шифер или листовую сталь, угол делают в районе 15-20°. Более современные материалы, такие как профнастил и металлочерепица укладываются на крышу, наклоненную на 25°.
  3. Архитектурный дизайн участка. Для сохранения единого вида всех строений рекомендуется сохранить примерно одинаковый угол крыш.

На фото ниже хорошо показано что уклон кровли может быть сделан и на стенах одного уровня. Для этого достраивают специальный несущий каркас.

Длина стропильных балок

Размеры стропильной ноги не ограничиваются расстоянием между опорными стенами. Тем, кто строит гараж важно знать следующие требования:

Временами, архитектурный план может подразумевать увеличенный свес. Обычно его делают чтобы защитить дорожку или вход от дождя. В таком случае понадобятся дополнительные опоры с фундаментом.

Расчет стропильного каркаса

Новичкам в проектировании проще всего воспользоваться строительными калькуляторами и специальными программами в интернете. Достаточно внести основные данные гаража с односкатной крышей и чертеж будет готов автоматически. Правда, для этого по-прежнему нужно рассчитать некоторые показатели:

  1. какой ожидается вес у кровельного пирога на площади в 1 м²;
  2. если уклон ската меньше 25°, устраивают сплошную обрешетку, нужно рассчитать ее вес;
  3. для отапливаемого гаража важен вес утеплителя;
  4. справочные данные о массе снежного покрова.

Найти информацию о толщине и массе снежного покрова зимой, можно в библиотеке или интернете. Еще один вариант - обратиться в метеорологическую службу вашей местности.

Уровень сложности стропильной системы

Строя крышу на гараж своими руками, прочность односкатной конструкции должна быть достаточной. На необходимость использовать дополнительные усиливающие узлы влияют следующие факторы:

  • Самый простой каркас у гаражей с пролетом до 4,5 метра. Все что требуется - уложить параллельно балки на стены с мауэрлатом.
  • У более широких строений, с расстоянием между опорными стенами до 6 метров стропилины могут провисать. Укрепить систему помогают подкосы, обычно с одной стороны они крепятся к высокой части стены, а другой - к стропиле.
  • Если гараж на несколько автомобилей и пролет достигает 6-14 метров, тогда потребуются промежуточные опоры. На некотором расстоянии друг от друга укладывают несколько прогонов. Они могут опираться на несущие перегородки внутри гаража или на колонны.

Классический вариант устройства односкатной крыши гаража для одного легкового автомобиля подразумевает габариты 3,5х5,2 метра. Такой проект подразумевает первый или второй уровень сложности каркаса односкатной крыши, в зависимости от направленности уклона.

Сборка односкатной крыши для гаража

После того как были сделаны все расчеты и закуплен материал можно приступить к строительству. Сделать крышу на гараж своими руками несложно, особенно односкатную, для этого выполните семь этапов:

  1. На опорные стены настелите слой рубероида, он выполняет роль гидроизоляции. Поверх него укладывает мауэрлатный брус, минимальное сечение которого составляет 100х100 мм. Чем больше будет уклон, тем большее сечение требуется брусу. Для крепления используйте анкерные болты с шагом в 1-1,5 метра. При монтаже следите за горизонтальностью уложенного элемента.
  2. Теперь нужно в мауэрлате сделать пазы для установки стропилин. Для этого отметьте карандашом места крепления и сделайте пропилы. Следите за углом вреза, он должен соответствовать наклону ската. Делайте паз немного шире толщины балки, тогда установка пойдет легче. Расстояние между стропилами выбирайте в соответствии с кровельным материалом. Под металлочерепицу и профнастил достаточно 1500 мм, а под керамическую черепицу или шифер - 1000-1200 мм.
  3. Далее, установите крайние стропила так, чтобы их уклон соответствовал проектному. Натяните бечевка по нижнему и верхнему краю, она будет ориентиром. Последующие балки монтируйте так, чтобы они точно подходили к проектному углу. Для крепления к мауэрлату применяют большие гвозди, длиной от 12 см.
  4. В том случае, если пролет слишком большой, сделайте подкосы. Они усилят конструкцию и не дадут стропилам прогибаться под снеговой нагрузкой.
  5. Этот и следующий пункт относятся к отапливаемым гаражам. К нижней части стропил прикрепите пароизоляционную пленку так, чтобы она немного провисала. Это убережет материал от повреждения, если стропила будут разъезжаться под нагрузкой. Далее, прибейте рейки для укладки теплоизоляционного материала. Укладывая утеплитель, следите за тем, чтобы расстояние между балками и матом было не больше 5 мм. Толщина изоляционного слоя - 20 см.
  6. К стропилинам сверху, при помощи степлера, прикрепите гидроизоляционную пленку. Расстелите ее поперек направления ската, сделайте нахлест между рулонами в 10-15 см. Для надежности каждый стык соедините строительным скотчем. Затем, на каждую стропильную ногу своими руками прибейте контробрешетку. Она обеспечит хорошую вентиляцию, что сохранит каркас от разрушения.
  7. Теперь осталось набить обрешетку, сплошную или разряженную, в зависимости от выбранного кровельного материала. Достаточно использовать бруски сечением 50х50 мм. Сверху смонтируйте финишное покрытие и односкатная крыша будет готова.

Обычная односкатная крыша способна без труда выдержать нагрузку до 100 кг/м². Если вы заметили, что конструкция начала прогибаться, тогда нужно сделать дополнительное усиление.

Крепить паро- и гидроизоляционные слои можно не только строительным степлером. Разрешается использовать специальные гвозди с широкой шляпкой. Промежуток между точками крепления выдерживайте в районе 15-20 см. Нижний ряд гидроизоляции должен свешиваться с края ската на 20 см. Его загибают под свес и прибивают гвоздями или крепят скобами.

В народе часто используют край гидроизоляции прибивают рейкой. Это гарантирует что ветер не будет задувать под пленку.

Выполнив эти простые шаги, вы односкатную крышу гаража построите своими руками. Главное, не отступать от советов, иначе, конструкция может обрушиться на автомобиль. Если сомневаетесь в собственных силах, тогда обратитесь к профессионалам.

Можно только позавидовать тем автовладельцам, которые имеют или получили возможность возвести собственный настоящий гараж. Зная менталитет наших мужчин, можно с высокой долей достоверности утверждать, что подавляющее большинство «счастливчиков» примется за собственноручное строительства «дома» для своей машины. В наше время предоставляется немало возможностей по выбору материалов для строительства гаража – как с позиций простоты самостоятельного возведения, так и с точки зрения максимальной экономичности.

Любую постройку всегда венчает крыша, и если, опять же, ориентироваться на минимальные затраты, то оптимальным вариантом становится односкатная ее конструкция. Кроме того, проблемы какой-то особой декоративности, как правило, отступают на второй план, уступая место надежности конструкции и скорости ее монтажа. Именно такими качествами и обладает упомянутый вариант. Итак, односкатная крыша для : от проведения необходимых расчётов до особенностей монтажа – в настоящей публикации.

Итак, гараж в большинстве случаев рассматривается именно как подсобное техническое помещение, поэтому при его проектировании и строительстве обычно господствует утилитарный подход – простота, надежность, создание эффективной защиты автомобиля от попадания атмосферных осадков. Именно поэтому такую популярность в данном случае имеют односкатные кровли.

  • Такая конструкция – несложна для самостоятельных расчетов. В основе ее лежит треугольник – самая «жесткая» изо всех двухмерных фигур, которая описывается простыми и понятными геометрическими соотношениями.

  • Стоимость материалов и комплектующих всегда значительно ниже, чем для даже самой простой двускатной крыши. Важно, что экономия пиломатериалов в данном случае ни в коей мере не сказывается на надежности конструкции.
  • Монтаж односкатной кровельной системы – прост и интуитивно понятен. Для самостоятельного возведения такой конструкции вовсе не обязательно быть квалифицированным мастером – при соблюдении технологических рекомендаций с подобной задачей способен справиться любой владелец гаража. Это ещё один «плюс» в плане экономичности строительства – нет нужды прибегать к найму специалистов.
  • Еще одно достоинство – скорость выполнения работ. Перекрыть гараж односкатной крышей можно в считанные дни, тогда как при выборе более сложной стропильной системы и времени потребуется значительно больше.

Правда, хозяину гаража при выборе односкатной крыши придется смириться с некоторыми ее недостатками:

  • Односкатная крыша в большей степени подвержена снеговой нагрузке –за счет небольшого уклона на ее поверхности могут образовываться сугробы. Это обязательно следует учесть при проведении расчетов.
  • Такая конструкция или вовсе не предполагает чердачного помещения, или же его эксплуатационные возможности будут существенно ограничены.

  • Существуют определенные сложности с обеспечением качественной термоизоляции такого гаража, особенно в том случае, если проектом не предполагается наличие хотя бы небольшого чердачного помещения.
  • Наконец, не всем нравится внешний вид односкатной кровли, не предполагающий каких-либо декоративных изысков. Впрочем, это дело вкуса, да и при желании односкатную кровлю вполне можно вписать в общий «архитектурный ансамбль» своих загородных владений. Для многих этот недостаток вообще не является существенным.

Варианты односкатной крыши гаража

Система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельно друг другу , расположенных таким образом, что один их конец поднят относительно другого на определенную высоту, для создания уклона. Стропила становятся основание для монтажа необходимой обрешетки, а уже она, в свою очередь – для настила выбранного кровельного покрытия.

Превышение одного края стропил на другим может обеспечиваться несколькими способами:

  • Еще в процессе проектирования гаража одна из стенок планируется выше противоположной, на величину (о расчете такого превышения будет рассказано чуть ниже). Двум другим стенам в этом случае придается форма трапеции.

Такой подход очень часто практикуется в каркасном строительстве. Еще при составлении чертежей предусматривается, что высота опорных вертикальных стоек каркаса с одно стороны будет выше. Таким образом, на разной высоте, с соблюдением необходимой ΔН окажутся и брусья верхней обвязки, который будут играть роль мауэрлата. В итоге сразу закладывается готовая система односкатной крыши, на которую останется только смонтировать стропила, а затем — нужную обрешетку.

Какие стены станут различаться по высоте, безусловно, будет зависеть от выбранного направления ската.

— Это может быть поперечный уклон, в сторону одной из боковых сторон гаража. Такой способ привлекает тем, что стропила получаются короче, и часто можно обойтись простейшей схемой, без создания для них дополнительных опор.

— Другой вариант, когда фасадная стена строения выше задней, и тогда уклон ската организуется назад. Длина строил в таком случае, применительно к гаражу, уже достигает 5÷6 и даже более метров, и без их усиления уже не обойтись.

  • Если по проекту обе стены здания – одинаковой высоты, или же односкатная крыша возводится на ранее сооруженную постройку, то организовать уклон стропил можно подстановкой под них в одной стороны стоек той же высоты ΔН. Стойки поверху обычно объединяются брусом обвязки, который и станет выполнять функцию

В этом случае фасадную часть кровельной конструкции и остающиеся открытыми фронтонные треугольники после монтажа стропильной системы просто зашивают деревом или иным материалом, по своему усмотрению.

Такой подход нередко позволяет достичь экономии при возведении капитальных стен гаража – меньше уйдет кирпича или блоков, а сам процесс кладки пройдет быстрее – нет нужды выводить дополнительные боковые трапециевидные стенки фронтонов.

  • Если стенки одинаковой высоты, то прибегают и к другому приему – на «земле» монтируют стропильные фермы, а затем уже устанавливают их с определенным шагов на мауэрлат.

Обычно в ходе работы изготавливается одна такая ферма, тщательно примеряется и подгоняется к месту. Ну а затем она становится шаблоном для «клонирования» — по ее образцу изготавливаются остальные, в удобных условиях на земле. Когда все фермы готовы – переходят к окончательному монтажу. Нижние углы ферм крепятся к мауэрлату, верхние – обвязываются между собой брусом, создавая единую жесткую конструкцию.

Такой подход особенно удобен, когда большое расстояние между стенами обязывает строителя усиливать стропила. А ферма уже сама по себе является жестким конструктивным элементом, так как сочетает в себе и своеобразную балку перекрытия, и стропильную ногу, с установленными между ними усиливающими перемычками – стойками или подкосами.

Еще одно очевидное удобство – в таком гараже намного проще будет подшить потолок, при необходимости еще и утеплив его – горизонтальные балки ферм предоставляют для этого все возможности.

Еще один вариант – когда гараж пристраивается к готовой сплошной стене уже ранее возведенного капитального здания.

В этом случае один конец стропил опирается на установленные на стене на определенной высоте кронштейны или опорный брус, а второй – на вертикальные стойки с обвязкой – в случае каркасной конструкции, или на мауэрлат пристроенной рядом стены. В любом случае, эта точка опоры опять же расположена с расчетным перепадом высоты ΔН.

При необходимости, вместо стропил с стене дома могут крепиться и стропильные фермы, по аналогии с ранее рассмотренным случаем.

Основные параметры односкатной крыши гаража, проведение их расчетов

Итак, если принято решение возводить над гаражом односкатную крышу, то необходимо определиться с ее основными параметрами.

Из исходных данных, как правило, имеются только размеры «коробки» гаража – его длина и ширина. Отсюда и начнем «плясать».

Направление уклона кровли

В первую очередь, следует определить заранее направление уклона ската, руководствуясь при этом не только соображениями удобности и простоты монтажа стропильной системы, но и принимая в расчет преобладающее направление ветра на участке строительства.

Уклон крыши рекомендуется выполнять именно на наветренную сторону, чтобы движение воздуха не создавало подъемной силы, а наоборот, прижимало кровельную конструкцию вниз. Хотя гараж, как правило, невысокое сооружение, и может практически полностью зарываться от воздействия ветра другими зданиями, тем не менее, преобладание ветра может быть вызвано особенностями местности или соседней застройки – открытые пространства, лесные просеки и т.п. Ну и, конечно, определенную роль в выборе направления ската может играть и специфика участка – общий «фон» дизайна территории, расположение элементов системы ливневой канализации или иные факторы.

Определение крутизны ската

Следующий шаг – необходимо определиться с крутизной ската, то есть с величиной угла α.

Для односкатных кровель этот угол обычно не превышает 25, максимум — 30°. При слишком большой крутизне само строение выглядит нелепо, а самое главное – кровля становится весьма уязвимой к ветровой нагрузке. Слишком маленькие уклоны, менее 10°, также нежелательны, так как в этом случае резко возрастает значимость снеговой нагрузки на скат, затрудняется отток воды, особенно в период оттепелей или начала массового таяния снега.

На угол ската серьезно влияет и . Если хозяин гаража заранее отдает предпочтение тому или иному материалу для кровли, например, чтобы выдержать общий дизайн территории, то он должен руководствоваться определенными правилами при расчетах крутизны односкатной крыши.

Ниже приведена схема, показывающая допустимые типы кровельных покрытий для различных углов крутизны ската крыши.

Обратите внимание, что крутизны ската на диаграмме показана в трех различных вариантах – в градусах и в соотношении высоты подъема (ΔН) к базовой длине (D или L), которая, в свою очередь, может быть выражена в дробном соотношении или в процентах. Имея под рукой такую схему, несложно будет перевести одни единицы измерения в другие.

Числами в кружках обозначены типы кровельного покрытия, а стрелка, идущая от них, указывает на минимально допустимую величину уклона кровли, при которых их можно использовать.

Обозначение на схеме Допустимый тип кровельного покрытия
Покрытие из дранки, щепы, натурального гонта.
Натуральная штучная черепица, сланцевые и битумно-полимерные плитки.
Плоская крыша: не менее четырёх слоев рулонного покрытия на битумной основе, с внешней посыпкой из мелкофракционного гравия, утопленного в расплавленную мастику.
То же самое, но достаточно трех слоев материала с обязательно посыпкой.
То же самое, но без обязательной гравийной засыпки.
При использовании рулонного материала – два слоя, нанесенных на мастику «горячим» способом. Допускается применение металлочерепицы или некоторых типов профнастила.
Асбестоцементные шиферные волнистые листы усиленного профиля.
Глиняная черепица.
Листы плоского шифера усиленного профи
Листовая сталь кровельная, с фальцевыми соединениями листов.
Шифер асбестоцементный волнистый обычного профиля.

Как придать скату заданный угол уклона?

Следующий вопрос – как придать скату нужный угол наклона.

Если с величиной α и с направлением уклона ската определились, то, зная исходный параметр длины или ширины гаража (), несложно определить и тот искомый перепад высоты ΔН , о котором уже не раз упоминалось.

Если стены имеют определенную толщину (например, выложены из блоков или кирпича), то промер линейных параметров постройки D и L проводим по внешним их краям.

Для расчета воспользуемся известной тригонометрической формулой:

H = L (D ) × tg α

Чтобы не заставлять читателя искать значения тангенса и проводить самостоятельные вычисления, ниже размещен калькулятор, который позволит выполнить расчет в считанные секунды. При желании можно «поиграть» значениями, чтобы найти оптимальный допустимый вариант.

Калькулятор расчета превышения стены для обеспечения необходимой крутизны односкатной кровли

Укажите запрашиваемые значения и нажмите кнопку "Показать величину превышения ΔH"

Базовая длина (D или L), вдоль которой организуется скат кровли (метров)

Планируемый угол уклона кровли α (градусов)

Определяемся с длиной стропил

Следующим шагом необходимо определить длину стропил

Найти ее несложно – по тригонометрической формуле

S = Δ H / sin α

или с использованием всем известной теоремы Пифагора:

S = √ (L ²(D ²) + Δ H ²)

При расчёте будет благоразумным сразу увеличить длину стропил для получения необходимого карнизного свеса кровли, который предотвратит прямое попадание атмосферных осадков на стены гаража.

Величину карнизного свеса обычно увязывают с материалом стен постройки. В таблице ниже приведены значения минимальной ширины свеса в зависимости от типа стен:

Впрочем, карнизный свес может образовываться и иначе – удлинением стропил с помощью так называемых кобылок. В этом случае дину стропила рассчитывают только между точками крепления.

Ниже представлен калькулятор, который позволит быстро рассчитать длину стропильных ног как для одного, так и для второго варианта

Калькулятор расчета длины стропил для односкатной крыши

Введите запрашиваемые значения и нажмите кнопку "Рассчитать длину стропила"

Величина превышения ΔН (метров)

Базовая длина D или L (метров)

Условия расчета:

Требуемая ширина карнизного свеса (метров)

Количество свесов:

В любом случае, если предоставляется возможность выбора, следует отдавать предпочтение минимальной длине стропильных ног (между точками опоры). В таком случае появляется возможность использования материала меньшего сечения (об этом будет рассказано ниже), что уже само по себе дает немалую экономию средств. Кроме того, упрощается и сама конструкция.

Стропила длиной до 4,5 метров могут опираться на две точки, не требуя при этом дополнительный усиливающих элементов. При длине стропил порядка 5 ÷ 6 метров уже необходимо их усиление подкосами (подстропильными ногами). Еще сложнее будет, если пролет более 6 метров – здесь потребуется установка стоек, опирающихся на мощные балки перекрытия или на капитальное основание, и нескольких подкосов.

1 – брус мауэрлата;

2 – стропильная нога;

3 – опорный брус (лежень);

4 – подкос (подстропильная нога);

5 – балка перекрытия (опора может быть и на капитальную стенку);

6 – вертикальная стойка

Сечение стропил, шаг установки

Следующий вопрос, наверное, относится к числу наиболее важным и сложных – это сечение или бревна, из которого будут изготавливаться стропильные ноги, и шаг их установки.

Поперечное сечение пиломатериалов, подходящих для изготовления стропильных ног, зависит от выпадающей на них нагрузки. Суммарные нагрузки, которые должны быть способны выдержать стропила, складываются из нескольких величин:

  • Вес самих стропил, обрешетки, контробрешетки, утеплителя, гидроизоляции. Эту величину можно рассчитать, но она, как правило, вкладывается в показатель 30÷40 кг/м² – не будет большой ошибкой оперировать таким значением.
  • Вес кровельного покрытия. Здесь различия могут быть достаточно существенными. Усредненные значения удельной массы различных типов кровли приведены в таблице:
Тип кровельного покрытия Удельный вес, кг/м ²
Асбесто-цементный шифер усредненного профиля 11
то же - усиленного профиля 18
Целлюлозно-битумные листы ("еврошифер, "ондулин") 6
Кровельное железо (оцинкованная сталь) 6 ÷ 8
Мягкая черепица 11
Металлочерепица, профнастил 8 ÷10
Керамическая черепица 40 ÷50
Черепица на цементной основе 60
Полимер-песчаная черепица 22
Мягкая кровля - рубероид на битумной мастике в два слоя 15
  • Наконец, нагрузки природного характера. Это, в первую очередь, давление снежных масс, накапливающихся на кровле с небольшим уклоном, к которым в полной мере относятся все односкатные крыши. Второй фактор – это ветровая нагрузка, правда, для низкопрофильных односкатных кровель она выражена несущественно. Тем не менее, можно принять в расчет и ее.

Для проведения вычислений указанных нагрузок пользуются результатами многолетних метеорологических наблюдений. Вся территория России разделена на зоны по уровню среднестатистической снеговой нагрузки на единицу площади, и по силе преобладающих ветров.

На схеме ниже представлена карта распределения зон по снеговой нагрузке:

Значения нагрузки по зонам указаны в таблице:

Значения даны в килопаскалях в килограммах на квадратный метр, так как в различных источникам могут применяться и те, и другие величины. Для перевода можно пользоваться примерным соотношением:

1 кПа ≈ 100 кг/м²

на кровля вычисляется формулой:

Рсн = Рсн.т × μ, где

Рсн.т – табличное значение для данной зоны;

μ – коэффициент, учитывающий угол уклона ската кровли:

— при крутизне скатов до 25° коэффициент равен единице, так как снег практически полностью остается на кровле;

— если угол свыше 25°, коэффициент равен 0,7.

Ветровая нагрузка также вычисляется на основе табличных значений. Ниже приведена схема зонирования территории РФ по уровню ветрового давления:

Значения ветрового давления для каждой из зон ведены в таблицу:

Значение ветрового давления для конкретного здания вычисляется по формуле:

Рв = Рвт × k × n, где

Рвт – табличное значение для конкретной зоны;

k – коэффициент учитывающий высоту здания и место его расположения.

n – коэффициент, учитывающий крутизну ската и преобладающее направление ветра.

Коэффициент k рассчитан для зданий различный высот, но так как у нас идет речь о гараже, то можно привести таблицу в «усеченном» виде, так как высота постройки заведомо не будет слишком большой.

На всякий случай приведены две строки, хотя обычно достаточно только первой, с высотой до 5 метров.

В таблице фигурируют три зоны – это общая характеристика расположения постройки:

Возводимое сооружение можно отнести к той или иной зоне, если указанные характерные особенности местности расположены не далее, чем в радиусе 30× h , где h — это высота здания. Таким образом, например, для гаража высотой 4,5 м очерчивается круг радиусом 135 м.

Следующий коэффициент – n , учитывает зависимость ветровой нагрузки от направления ветра и угла ската кровли. Соотношение это – достаточно сложное, и все многочисленные значения коэффициента распределяются на несколько таблиц, в зависимости от участка кровли и преобладающих ветров – во фронтальную часть или в скат. В наше случае, при расчете односкатной крыше невысокого строения (гаража) приводить все таблицы — просто не имеет смысла. Примем допущение, что направление ската, как рекомендовалось выше, выбрано в наветренную сторону, а крутизна не превышает 30°. В ряде случаев коэффициент даже принимает отрицательные значения, так как ветер оказывает не прижимающие, а наоборот, подъемное воздействие на кровлю.

Теперь, зная все необходимые величины, можно вычислить суммарное внешнее давление на кровлю для самых неблагоприятных обстоятельств – просто просуммировав все возможные воздействия. Это значение будет получено в килопаскалях или в килограммах на квадратный метр. Но нас больше должна интересовать величина распределенной нагрузки на погонный метр стропила – это поможет определиться с его сечением. А этот показатель уже зависит от выбранного шага установки стропильных ног.

Понятно, что чем чаще установлены стропила, тем меньше выпадает нагрузка на каждое из них. Единообразных рекомендаций по выбору шага установки нет – это во многом зависит еще и от типа выдранной кровли –для разных материалов могут быть свои рекомендованные значения. Но обычно для односкатной крыши стропила широко не разносят – шаг выдерживается в примерном диапазоне от 500 до 1000 мм.

Чтобы оценить выпадающую на погонные метр стропила нагрузку необходимо суммарное значение, рассчитанное на единицу площади, умножить на шаг, выраженный в метрах. Например, расчеты показал, что на кровлю в имеющихся условиях может оказываться нагрузка 190 кг/м². Шаг установки стропил выбран 600 мм. В итоге получаем нагрузку на стропильную ногу 190 × 0,6 = 114 кг/погонный метр.

Имея «на руках» это значение, уже несложно будет найти и оптимальное сечение стропила – воспользовавшись таблицей, размещенной ниже.

Сечение стропил Величина удельной нагрузки на 1 погонный метр длины стропил, кг
ИЗ БРЕВНА ИЗ БРУСА (ДОСКИ) 75 100 125 150 175
диаметр, мм толщина бруса, мм
40 50 60 70 80 90 100
высота бруса, мм допустимая длина стропил между точками опоры, м
120 180 170 160 150 140 130 120 4.5 4 3.5 3 2.5
140 200 190 180 170 160 150 140 5 4.5 4 3.5 3
160 - 210 200 190 180 170 160 5.5 5 4.5 4 3.5
180 - - 220 210 200 190 180 6 5.5 5 4.5 4
200 - - - 230 220 210 200 6.5 6 5.5 5 4.5
220 - - - - 240 230 220 - 6.5 6 5.5 5

Рассмотрим на том же примере:

Расчетная нагрузка на погонный метр стропильной ноги 114 кг – округляем до табличных 125 кг. Проведенные ранее вычисления показали, что длина стропила между точками опоры должна составлять 4.4 м – приводим к табличным 4,5 м. Находим соответствующие значения в таблице (выделено желтой областью.

Слева в разделе «сечение стропил» в соответствующей строке (выделено зеленой областью), показаны все допустимые в данном случае размеры: бревно диаметром 160 мм, или брус сечением 50×210; 60×200; 70×190; 80×180; 90×170 и 100×160.

Если рассчитанная нагрузка выходит за пределы указанных значений (более 175 кг/пог. м), или если существует необходимость применения свести к минимуму сечение пиломатериала, ничего не остается кроме того, как уменьшить шаг установки стропил и тем самым ввести расчетные показатели в «нужные рамки».

Чтобы упростить читателю задачу, ниже размещен калькулятор расчета распределенной нагрузки на стропила. Он, кстати, дает возможность проследить, как будут изменяться параметры нагрузки при увеличении или уменьшении планируемого шага установки стропил – так проще прийти к оптимальному решению.