Тест (1 класс) на тему: тест на определение особенностей латерализации. Методы исследования латеральных предпочтений

В научной литературе существует значительное количество анкет, проб для определения латеральных предпочтений. Это тест Аннет, обследование с помощью системы М. Озьяс, М.М. Безруких, Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеевой, Я.Л . Меерсон и других.

С точки зрения Н.Я. Семаго в процессе практической работы целесообразно использовать небольшой набор наиболее показательных и простых проб для получения значимых данных о специфике латеральных предпочтений ребенка

Предлагается использовать следующие процедуры.

Для исследования ведущей руки пробы:

    переплетение пальцев рук;

    поза «наполеона» (для детей после 7 лет);

    «телефонная трубка»; - «подзорная труба» (калейдоскоп).

Для исследования ведущей ноги пробы:

    «попрыгай на одной ноге»;

    «ударь мяч».

Для исследования сенсорных предпочтений пробы:

    «телефонная трубка» (ведущее ухо);

    «подзорная труба» (калейдоскоп) (ведущий глаз)

Анализ результатов:

    Наличие более 2-3 неправосторонних предпочтений будет свидетельствовать (и тем более чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодействий, что может рассматриваться, с сточки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие (интропунитивный тип развития), парциальная несформированность когнитивного и регуляторного компонентов познавательной деятельности).

    Демонстрация 1-2 левосторонних предпочтений в пробах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно правосторонними предпочтениями, т.е. «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок

«Условно» неблагоприятными можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки и, наоборот, ведущего правого глаза и ведущей левой руки. Эти данные должны быть включены в оценку прогноза дальнейшего развития и обучения ребенка

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

1. Ребёнку предлагается несколько спичечных коробков.

Инструкция: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

2. Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками.

Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырёк.

3. Проба «Телефонная трубка»

Инструкция «Позвони по телефону».

Ведущей считается та рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии.

4. Ребёнка просят протереть доску (игрушку, стол, стул и т.д.) тряпкой.

Инструкция «Протри стол».

5. Ребёнку предлагается поймать мяч одной рукой.

Инструкция «Лови мяч».

Активные действия выполняет ведущая рука.

6. Ребёнку предлагается раздать карты.

Инструкция «Раздай карты».

Ведущая рука раскладывает карты.

    Проба «Посмотри в подзорную трубу» (калейдоскоп)

Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп».

Ребенку дается свернутая из листа бумаги трубочка. Ведущей считается та рука, которая потянется к калейдоскопу, лежащего строго по средней линии.

8. Хлопать в ладоши.

Инструкция «Похлопай в ладоши».

Ведущая рука сверху.

9. Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

Инструкция «Нарисуй круг на ладошке» .

Ведущая рука рисует круги на ладошке другой руки.

10. Завести часы.

Инструкция «Заведи часы».

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы.

11. Переплетение пальцев рук.

Инструкция «Переплети пальчики».

Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

12. Скрещивание рук - «поза Наполеона»

Инструкция «Покажи, как ты скрещиваешь руки».

Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

13. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5см.друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определённое время (например, одна минута).

Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. правой рукой». Рисуем 30 секунд». После того, как ребёнок выполнит эту инструкцию предлагается это же самое сделать левой рукой в течении 30 секунд. Большее количество линий проводится ведущей рукой.

Анализ результатов: Каждый тест оценивается в 1 бал. Максимальное количество баллов -13.

Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них.

Для определения скрытых признаков левшества, которые чаще всего неизвестны самому испытуемому и не подвержены влиянию научения, используются пробы «переплетения пальцев рук», «поза Наполеона», и «аплодирование»

В сокращённой батарее тестов нет графических тестов. Это в основном бытовые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребёнка не привычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

Для успешного обучения ребёнка необходимо знать, какой глаз и нога являются ведущими, так как переучивание или навязанная необходимость действовать не ведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект переучивания

1. Проба с калейдоскопом

Перед ребёнком на стол на равном расстоянии между обеими руками кладётся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребёнок это делает.

2. Проба с прицеливанием (проба Розенбаха)

Ребёнку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь отдалённый предмет, не прищуривая глаз. Затем психолог прикрывает один глаз ребёнка листом бумаги и предлагает скорректировать прицел. Затем процедура повторяется, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке прицела ребёнок обычно несколько смещает руку с карандашом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого, смещение руки при корректировке прицела было наибольшим

3. Тест «карта с дырой»

В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1x1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз (30-40 см.), ребёнок рассматривает предмет, находящийся в 2-3 см. от него. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом. При закрывании ведущего глаза, предмет смещается

    В тёмной комнате ребёнка просят зафиксировать взглядом зажжённую свечку, а затем прикрыть пламени указательным пальцем вытянутой руки

Находясь с боку, психолог видит глаза ребёнка и определяет, на какой из них падает тень от пальца. Она падает на ведущий глаз. Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста

5. Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием

Психолог просит держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. Взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребёнка

6. Проба Литинского

При выполнении пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2-3 см. к переносице ребёнка. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её, а не ведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА

1. Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом

Отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными

ушами.

Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. Например, без часов: «Проверим

ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и

представьте, что слышите, как они тикают».

2. Проба «шепот»

Ребёнку психолог говорит что-то шёпотом.

Обычно ребёнок подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное.

    . Проба «Телефонная трубка»

Инструкция: «Позвони по телефону» .

Отмечается, к какому уху он подносит трубку. Для прислушивания ребенок использует ведущее ухо.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ

1. Ребёнку предлагается попрыгать на одной ноге, сделать шаг вперёд и шаг назад, встать на стул на колени

Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. На ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей.

2. Ребёнку предлагается прыгнуть в длину

Ведущая нога является толчковой.

3. Сесть и закинуть ногу на ногу

Сверху оказывается функционально преобладающая нога.

4. Ребёнку предлагается сделать несколько скачков через скакалку

Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.

5. Измерение длины шага

Ребёнку предлагается пройти вперёд 5-10 шагов каждой ногой. Психолог измеряет длину шагов, вычисляет среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей.

6. Проба «Ударь мяч»

Активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Леворукость веками остается загадкой, притягивающей внимание. Существуют различные предположения о возникновении предрассудка, связанного с явлением леворукости. Леворукие люди существовали всегда, но лишь сейчас, в последние годы, за ними оставляют право быть собой, сохранить свою индивидуальность. Но еще двадцать лет назад отношение учителей к левшам было резко негативным, педагоги стремились, во что бы то ни стало, переучить детей на правую руку, порой прибегая к самым жестким методам. Но на сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей.

На сегодняшний день проблемам особенностей в развитии детей с левшеством,становится все более актуальной. При очевидной необходимости разработки проблемы левшества, психологические особенности левшей все еще продолжают оставаться мало изученными. Недостаточная теоретическая изученность этой проблемы во многом определяет отсутствие в практике обучения и воспитания леворуких детей научно-обоснованныхспецифических методических приемов их обучения. Особенности в развитии леворуких детей проявляются в ряде трудностей, которые испытывают дети в процессе обучения.Природа трудностей, которые дети начальной школы испытывают в процессе обучения, может быть объяснена самыми различными факторами. В этой связи с чем, углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется с позициипедагогической психологии,психофизиологии, прежде всего с позиции детской нейропсихологии.

Рассматривая проблемы, которые ребенок испытывает в процессе обучения, особое внимание следует уделить фундаментальным нейропсихологическим закономерностям, а именно межполушарной асимметрии строения головного мозга.

Содержание учебной деятельности начального образования почти целиком построено на развитии вербально-логического мышления, ориентируясь на левосторонний профиль латеральной организации, осуществляющий последовательную рациональную обработку информации. При правостороннем профиле латеральной организации стратегия переработки информации состоит в целостном, комплексном восприятии, в одновременной обработке многих параметров и явлений. У многих левшей отмечается часто встречающиеся нарушения или недостатки развития зрительно-моторной координации (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова), зрительной памяти (В.Л.Бианки, Е.Б.Филлипова, В.А.Шрам, К.Б.Магницкая, Е.В.Харитонов, И.В.Ефимова, А.В.Семенович) и зрительно-пространственного восприятия (Э.А.Костадантов, В.В.Суворова, Д.Леви), а так же мелкой моторики рук. .

В настоящее время психологами в области образования разработаны теоретические рекомендации по социальной адаптации леворуких детей к школе, учителям известно о трудностях, которые возникают у леворуких детей при поступлении в школу, однако до сих пор нет концепции (научно-обоснованной программы) психологического сопровождения детей с наличием левшества, недостаточно разработаны исследования проблемы психологического сопровождения детей с наличием левшества в системе общеобразовательной школы.

Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга, которая в большой степени определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Специалисты утверждают, что в Европе и России люди, у которых доминирующим является левое полушарие головного мозга, составляют 40-42% (левополушарные), правое - 6-8% (правополушарные), около 50% имеют одинаковое развитие полушарий (равнополушарные) .

Учет закономерностей развития психических функций - основное положение индивидуализации процесса обучения с ориентацией на сохранение здоровья детей и подростков. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве, они оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.

Специалисты выделяют четыре основные причины школьной неуспеваемости:

1. Предъявляемые школьнику требования не совпадают со стадией функционального развития его мозга, опережая возрастную готовность к выполнению поставленных задач.

2. Отдельные структуры мозга отстают в анатомическом развитии и, следовательно, в формировании функциональных систем психики ребенка.

3. Не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.

4. Предлагаемые методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов школьника .

Нарушения межполушарного взаимодействия, блокирование активности ведущего и перегрузка менее активного полушария приводят не только к снижению обучаемости, худшим результатам в деятельности (главным образом учебной), но и к невротизации детей. Дифференцированное обучение и воспитание, учитывающие возрастные и физиологические особенности ребенка, способствуют устранению дисбаланса в работе мозга, снижению и профилактике утомляемости.

Довольно часто у младших школьников, особенно неуспешных, возникают навязчивые опасения сделать что-то не так, неуверенность, а затем и болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерная требовательность к себе нередко усугубляется давлением гиперсоциализированных родителей. Все это создает запредельный режим работы левого полушария, ответственного за деятельность, регламентируемую нормами и правилами. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому интеллектуальному стрессу, что проявляется в нарастающем чувстве усталости, отвлекаемости, снижении работоспособности, головных болях.

При всех неврозах, по мнению специалистов, происходят нарушения межполушарного взаимодействия . Их возникновению способствует чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при активном торможении правого. Следовательно, важно знать о стадиях созревания головного мозга и помнить, что способность к левополушарному мышлению у правши формируется к 7-9 годам, а у левши - к 10-12 годам.

Относительно детей с наличием левшества М.К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), отмечает «у этих детей развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”, ее все время “запихивают” в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение; одновременно тормозится развитие тонких движений в ведущей левой руке, ведущем левом глазе, который следит за движением левой руки» М.К. Бурлакова призывает: «Берегите левшу, пусть он будет леворуким, но таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях» . Как считает, Николаева Е.И., «родителям ни в коей мере не следует подчеркивать леворукость ребенка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить» . Явление левшества дало миру многих гениев в самых разных, главным образом гуманитарных областях (Леонардо да Винчи, Микеланджело, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ч. Чаплин и др.). К равнополушарным относится М.В. Ломоносов.

Школьному психологу, зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети потом обязательно догонят сверстников, а став взрослыми, утверждают специалисты, будут иметь более высокий интеллект.

Учителям, в особенности начальных классов, когда доминирование правого полушария очень сильно и у правшей (это определено возрастными стадиями созревания структур головного мозга), следует помнить, что левшам свойственна большая впечатлительность. Из различных видов памяти для такого ребенка более характерна зрительная, образная. Восприятие материала на слух у него затруднено, и новый материал должен сопровождаться схемами, рисунками, иллюстрациями.

Но и для ребенка-правши школа таит множество серьезных моментов, препятствующих нормальному, спокойному, безболезненному процессу адаптации и обучения. И причина порой не столько в его личностных особенностях, сколько в психологической безграмотности учителей и родителей. Следовательно, знания из области нейропсихологии совершенно необходимы современному педагогу, психологу, логопеду, дефектологу.

Несмотря на обоснованные рекомендации психологов, работающих в области образования, не проводить тестирование для детей, поступающих в 1 класс, тем не менее,различного рода тестирования проводятся. Следует отметить, что оценка уровня готовности к обучению в школе проводиться без учета латеральных предпочтений детей поступающих в школу, а ведь дети с наличием левшества могут иметь особенности в пространственной ориентировке, скорости выполнения заданий и.т.д. Следовательно, результаты тестирования могут оказаться элементарно недостоверными.

В рамках данной статьи мы попытались обратить внимание специалистов на проблему учета индивидуальности маленьких левшей, практика нашей работы показывает, что дети - левши обладают, как бы пафосно не звучало, огромным творческим потенциалом. Творчества, индивидуальности, нетрадиционных подходов в решении любых задач так будутнеобходимы в их взрослой жизни.

Хотелось бы отметить, что проявление индивидуальности во взаимосвязи с латеральными предпочтениями не зависит от этнической принадлежности детей, феномены «левшества» являются, по нашему мнению «культурно-свободными», актуальным является развитие этой индивидуальности в социокультурном пространстве.

Библиографический список:

1. Бурлакова М.К. Речь и афазия. - М.: «Медицина», 1997. -с. 280

2. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение коррекция. Учебно-методическое пособие. Санкт Петербург. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 127с.

3. Проблемалеворукости вдифференциальной психофизиологии. Нейропсихология ипсихофизиологияиндивидуальных различий. Кол. монографияпод ред. Е.Д. Хомскойи В.А. Москвина.М., Оренбург:Изд-во ООИПКРО, 2000.с.23-25.

4. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. - М.: МГПУ, 1998. - 32 с.

5. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей: Уч. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 95 с.

СХЕМА

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как параклиническая дисциплина, т. е. метод психологического анализа нарушения психической деятельности детей, связанных с той или иной мозговой недостаточностью органического или функционального генеза.

Широкое внедрение нейропсихологического Луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются л психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э.Г. Симерницкой, авторских коллективов под руководством Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой, Л.С. Цветковой.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и «автономное» развитие определенного психологического фактора при том, что другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий - на этапе» консолидации с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности ребенка, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ему окружающий мир.

Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозможными или искаженными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли созрел соответствующий мозговой субстрат. При этом следует иметь в виду, что мозг это не только известные всем кора и подкорковые образования, но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и др. системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию различных психических функций.

Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка, в первую очередь, необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует - наблюдается искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущее за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Более того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

Нейропсихологический метод является единственным на сегодняшний день валидным аппаратом для оценки и описания всей этой многоликой реальности, поскольку изначально разработан А.Р.Лурия и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как взаимообусловливающего единства.

Опыт нейропсихологического консультирования детей с отклоняющимся развитием доказал адекватность и информативность именно такого подхода к данному контингенту. Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково - «двойка по русскому». Во-вторых, только Нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Подчеркнем это непременное условие: важен именно синдромный подход, иначе, как показывает опыт, неизбежны искажения, односторонность результатов, обилие артефактов.

Первая часть работы посвящена проблеме сбора анамнестических данных, описанию наиболее валидных методов исследования латеральных предпочтений (А.Р.Лурия, 1969, Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988, А.В.Семенович, 1991, Е.Д.Хомская, 1997 и др.) и методов нейропсихологического обследования в детской популяции. Понятно, что базируется оно на тех классических тестовых программах, которые традиционно применяются в нейропсихологии и широко известны по соответствующим публикациям, выходившим под редакцией А.Р.Лурия, Е.Д. Хомской, Л.С.Цветковой, но дополнены рядом сенсибилизированных «детских» проб. Вся совокупность предлагаемых методов многократно апробирована на моделях нормального, субнормального, субпатологического и патологического развития.

Менее подробно представлены тесты, заимствованные из патопсихологического репертуара. Они являются необходимой, дополняющей процедурой и подробно изложены в соответствующей учебно-методической литературе (Б.В.Зейгарник, В.В.Лебединский, В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.Спиваковская и др.).

Вторая часть предлагаемой работы посвящена краткому описанию основных, наиболее часто встречающихся нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития. Здесь намеренно отсутствует их нозологическая дифференциация, поскольку эмпирические данные убеждают, что с точки зрения нарушения формирования мозговой организации психических процессов, различные клинические случаи и варианты, например, школьной дезадаптации (т.е. нижненормативного, строго говоря, типа развития) могут иметь аналогичные нейропсихологические механизмы. За этим стоят единые закономерности церебрального обеспечения психической деятельности в онтогенезе, которые актуализируются универсально. Хотя очевидно, что в каждом конкретном случае будет иметь место специфическая именно для данной нозологической единицы совокупность сопутствующих синдромообразующих черт.

Предлагаемое в настоящем описании деление на «синдромы несформированности» и «синдромы дефицитарности» связано (методологически) с тем, что субкортикальные образования к концу первого года жизни ребенка практически завершают свое структурно-морфологическое развитие. Следовательно, строго говоря, начиная с этого возраста, их состояние может обозначаться как «препатологическое», «субпатологическое», «патологическое»; но никак не «несформированное». С точки зрения нейропсихологического языка описания «функциональная несформированность» может иметь место только там, где продолжается морфогенез той или иной мозговой структуры (например, для лобных долей мозга этот период продолжается до 12-15 лет).

Главной задачей, которой руководствовались авторы при таком изложении, было стремление установить определенные ориентиры для тех, кто применяет нейропсихологическое обследование в своей повседневной деятельности. Опора на них позволяет (особенно на первых этапах такого рода опыта) более точно провести дифференциально-диагностическую работу, установить базовый, первичный дефект, препятствующий полноценной адаптации ребенка и, что самое важное, смоделировать иерархию и этапы психолого-педагогического воздействия.

Перед тем, как приступить к описанию схемы нейропсихологического обследования, отметим в самом общем виде несколько моментов, принципиальных для квалификации имеющейся у ребенка недостаточности.

1. Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:

Гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезий, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки;

Пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе любого действия, истощаемость, утомляемость; аффективные эксцессы;

Наличие выраженных вегетативных реакций, аллергий, энуреза; ритмичность дыхания или его сбои вплоть до шумных «преддыханий», соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п..;

- полноценность конвергенции глаз и полей зрительного восприятия.

Различные патофеномены такого круга, как и ряд иных, аналогичных, всегда свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга, что с необходимостью требует направленной коррекции. Ведь перечисленное, по сути, является отражением базального уровня саморегуляции человека. Причем уровня непроизвольного, во многом жестко генетически запрограммированного, то есть функционирующего помимо воли и желания ребенка. Между тем полноценный его статус предопределяет во многом весь последующий путь развития высших психических функций (ВПФ). Это обусловлено тем, что к концу первого года жизни названные структуры практически достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для онтогенеза в целом.

2. Необходимо отмечать, насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; легко ли переключается он от одного теста к другому. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется? Как часто отвлекается он на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования? Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого, или задание доступно ему только после наводящих вопросов и подсказок экспериментатора - то есть после того, как изначальная задача будет раздроблена на подпрограммы. Наконец, способен ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание и проверить его выполнение? Ответы на эти вопросы, наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить) свидетельствует об уровне его произвольной саморегуляции, то есть в максимальной степени отражает степень его социализации в отличие от тех базальных процессов, о которых говорилось выше.

Достаточность перечисленных параметров психической деятельности свидетельствует о функциональной активности префронтальных (лобных) отделов мозга. И. хотя окончательное созревание этих мозговых структур растягивается по нейробиологическим законам до 12-15 лет, к 7-8 годам в норме уже имеются все необходимые предпосылки для их оптимального в соответствующих возрастных рамках статуса.

3. Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии. В этой связи в настоящем описании предлагается краткий обзор возрастной динамики «коэффициентов развития» наиболее важных психологических факторов. Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет. Обследование проводилось по тестовым программам «Альбома (нейропсихология детского возраста)» .

При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4-5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).

Тактильные функции достигают своей зрелости к 4-5 годам, в то время как соматогностические - к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса не вызывают затруднений к 4-5 годам;

естественно, что позднее (6 лет) полностью формируется восприятие наложенных фигур Поппельрейтера и интерпретация сюжетных (особенно серийных) картин.

В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6-7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности, к 8 и 9 годам соответственно.

Объем как зрительной, так и слухо-речевой памяти (то есть удержание всех шести эталонных слов или фигурок после трех предъявлении) достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов, вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности. Так в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, качественно искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т.е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухо-речевой памяти: вплоть до 7 лет даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами близкими по звучанию или значению.

Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка фонематический слух (7 лет), квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания (8-9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций как письмо, решение смысловых задач, изложение и т.п.

Отразив некоторые особенности развития нейропсихологических факторов в норме, нельзя не представить традиционную для нейропсихологии систему оценок продуктивности психической деятельности, В онтогенетическом ракурсе она прямо связана с понятием зоны ближайшего развития:

«0» - выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу;

«1» - если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком без участия экспериментатора; по сути - «1» - это нижняя нормативная граница;

«2» - ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов экспериментатора;

«3» - задание недоступно даже после развернутой помощи со стороны экспериментатора.

4. Последнее замечание связано с необходимостью включения в нейропсихологическое обследование сенсибилизированных условий для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности, К таковым относятся, например:

Увеличение скорости выполнения задания;

Исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля.

Успешность выполнения любого задания в сенсибилизированных условиях, в первую очередь, свидетельствует о том, что изучаемый процесс у ребенка автоматизирован, а, следовательно, помимо прочих преимуществ, может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий.

Необходимым условием является также выполнение любых мануальных проб не только каждой рукой в отдельности, но и бимануально. В дальнейшем описании это оговаривается особо, но здесь хотелось бы подчеркнуть, что использование бимануальных проб приближается по информативности к дихотическому прослушиванию, тахистоскопическому эксперименту и т.п., а пренебрежение ими - к неадекватной квалификации имеющейся феноменологии.

Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой руки ребенка, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать его выполнение. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную информацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содержится в «языке жестов»: исследователь обязательно должен отмечать, какая рука «помогает» ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.

5. Большинство проб, представленных в «Альбоме» даны в нескольких вариантах. Это позволяет, с одной стороны, использовать ряд из них для динамического исследования, а с другой - подобрать тестовый вариант, адекватный возрасту ребенка.

Задания должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание 2 групп по 3 слова и 6 слов) эксперимента не следовали один за другим.


АНАМНЕЗ

Дата обследования___________

Ф.И.О ребенка__________________________________________________

Число, месяц, год рождения_______________________________________

Жалобы родителей (законных представителей)____________________________

Состав семьи (члены семьи): ___________________________________

Место работы родителей (образование, проф. статус)__________________________ Мать________________________________________________________ Отец________________________________________________________

Социальная среда: (ребенок воспитывается лома, мамой, бабушкой, д/с, ясли, дет/дом)

Семейный анамнез: хронические заболевания (органы дыхания, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, аллергические, эндокринные, онкологические, нервно-психические и др. заболевания), алкоголизм, профессиональные вредности интоксикации, наркомания, склонность к депрессивным реакциям:

Мать (материнская линия)_______________________________________

Отец (отцовская линия)_________________________________________

Течение беременности : какая по счету ___

возраст матери _____________________ отца _____ в начале данной беременности.

Предыдущие беременности закончились (мед/аборт, выкидыш ранний, поздний, смерть ребенка, роды (лет назад)_________________________________________

Течение беременности - токсикоз (слабый или выраженный), анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус конфликт, отеки, повышенное А.Д., кровотечения, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед/лечение (амб., стационар):

1 пол. беременности_______________________________________________

2 пол. беременности ____________________________________________

Роды : какие по счету _____на каком сроке_____ (в срок, преждевременные, запоздалые)

Самостоятельные, вызваны, оперативные (плановые, вынужденные).

Родовая деятельность началась с: отхождения вод, схватки ___________

Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум, кесарево сечение, наркоз___________________________________

Длительность родов ______(стремительные, быстрые, затяжные, длительные,).

Длительность безводного периода ___.

Шкала Апгар__________

Ребенок родился в головном, ягодичном, ножном предлежании_____________

Вес, рост ребенка ___.

Ребенок закричал (сразу, после отсасывания слизи,

после похлопывания, проводилась реанимация____________________________

Характер крика:(громкий, слабый, запищал)_____________________________

Цвет кожи (розовым, цианотичный, синюшный, белый)________________________

Имели место: обвитие пуповины вокруг шеи. короткая пуповина, узловая пуповина.

кефалогематома, перелом ключицы, зеленые околоплодные воды_________________

Диагноз при рождении (родовая травма, асфиксия в ротах (степень), перинатальная

энцефалопатия, гипертензионно-гидроцефальный синдром, гипотрофия (степень))______

1 кормление: на __ сутки, грудь взял активно, вяло __________________________;

Выписаны из роддома на ____ сутки, позже из-за матери, ребенка, переведен в

отделение недоношенных, больницу

Стационарное лечение: заключение после стационара(лежал вместе с матерью, отдельно)

Вскармливание до года, грудное, до _____ мес., искусственное с ____ мес..

смешанное с ___ мес.

Развитие ребенка до гола: характерно для ребенка: двигательное беспокойство, срыгивания (часто, редко), нарушение сна и бодрствования, др_________________________________

Отмечались: гипер- или гипотонус, вздрагивания, тремор ручек, подбородка, «тянул голову назад» ______________________________________________________

Моторные функции: голову держит с __мес., сидит с __ мес., ползает с ____мес., ходит с ___ мес., ходит самостоятельно с _____мес.

Речевое развитие : гуление с __мес., лепет с __мес., слова с __мес., фраза

С _____ мес.

До года переболел (простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции и др.

Лечение (амбул., стац. с матерью или отдельно)__________________________

Спец. лечение - массаж, седативное, микстура, др._________________________

Наблюдались ли трудности в овладении следующими навыками: пользование горшком, самостоятельная ходьба, самостоятельная еда, самостоятельное одевание/раздевание, автономное засыпание__________________________________________

Причины трудностей: госпитализация, переезд, развод, рождение второго ребенка, смерть близких_____________ в возрасте ________________________________________

Наблюдались ли энурез, энкопрез, специфические пищевые предпочтения, нарушения в двигательной сфере, расстройства сна _____ в возрасте_____________________

Перенесенные заболевания в течение жизни______________________________

Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение - стад., амбул. (в возрасте

Операции ____________________в возрасте________________________

Наблюдался у_______________________________ с диагнозом_________

Снят с учета в_______

Состоит до н/времени_________________________________

Детские учреждения посещает с______ лет.

В н/вр. посещает__________________

Посещение спец. д/с____________________________________________

При адаптации имели место - повышенная возбудимость, протестные реакции (активные, пассивные), стал часто болеть, др._______________________________________

Игровая деятельность: не любил играть с игрушками.

Любимые игрушки, игры:________

К школе был готов: не знал букв, читал по слогам, хорошо читал.

Счет: до 3,5,10, больше, не/выполнял арифметические действия.

Рисовал: не/умел, плохо, хор., не/любил.

Не хотел идти в школу __________________________._______________________

Программа обуч., 1-4,1-З.корр., вспом. шк., реч. шк., др.________________________

Адаптация к школе__________________________________

Интерес к учебе: не/имеется, безразлично._______________________________

Методы исследования латеральных предпочтений

Вопросник

1) Какой рукой ты складываешь башню из кубиков, собираешь пирамидку?

2) В какой руке держишь ложку во время еды?

3) Какой рукой размешиваешь сахар в чае?

4) Какой рукой держишь зубную щетку?

5) Какой рукой причесываешься?

6) Какой рукой рисуешь?

7) Какой рукой режешь ножницами?

8) Какой рукой пишешь?

9) Какой рукой пользуешься ластиком?

10) Какой рукой бросаешь камень, мяч?

11) Какой рукой бьешь молотком?

12) Какой рукой держишь ракетку при игре в теннис» бадминтон?

Экспериментатор просит ребенка продемонстрировать каждый раз манеру исполнения. Общий результат подсчитывается по приведенной далее формуле.

Каждая из нижеприведенных проб выполняется с промежутками в течение нейропсихологического обследования 5-6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле (П-Л)/(П+Л)х100, где П - правая (рука, глаз и т.д.); Л - левая. От (-10) до (+10) результаты оцениваются как амбилатеральность; меньше (-10) как левостороннее предпочтение (соответственно, доминантность в данной сфере правого полушария);

больше (+10) - как правостороннее (доминантность левого полушария). Неоднократное тестирование необходимо, во-первых, для того, чтобы получить более достоверные результаты. Но главное, наши исследования показали, что различные нагрузки могут приводить у ребенка к флуктуациям моторного и сенсорного предпочтения, что свидетельствует о недостаточной сформированное у него доминантности по руке, глазу и т.д.

Моторные асимметрии.

1.1 Функциональная асимметрия рук

а) Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. И: «Сделай, пожалуйста, так». Экспериментатор в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука оказывается сверху; робе «переплетение пальцев» соответственно, большой палец ведущей руки.

б) Измерение силы кисти каждой руки с помощью динамометра. Ведущая рука - сильнее.

в) Измерение скорости выполнения любых мануальных заданий каждой рукой. Ведущая рука - быстрее.

г) Проба Чернашека. Может проводиться не ранее 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руку дается по карандашу.

И: «Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно: правой рукой (касание к правой руке) - квадрат, а левой (касание) - круг. Еще раз: (касание) - квадрат, (касание) - круг. Запомнил?»

Затем под первой парой рисунков предлагается по аналогичной инструкции следующая, например, «треугольник -квадрат», «круг -квадрат» и т.д. до восьми раз. При этом психолог достаточно громко приговаривает: «Быстрей, быстрей» и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал одновременно и, желательно, с зафиксированным языком. Субдоминантная рука в этой пробе или повторяет движение ведущей, или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.

1. 2 Функциональная асимметрия ног и тела

а) И: «Попрыгай на одной ноге». Используется ведущая нога.

б) И: «Какой ногой ты забиваешь гол в футболе?» Активная (в том числе, толчковая) нога - ведущая.

в) И: «Закинь ногу на ногу». Ведущая нога сверху.

г) И: «Повертись, покрутись несколько раз». При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.

Сенсорные асимметрии.

2.1. Функциональная слухо-речевая асимметрии

а) И: «Послушай, идут ли мои часы?» Ребенку прямо, по средней линии даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Для прислушивания используется ведущее ухо.

б) И: «Повтори, что я скажу». Экспериментатор шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.

в) Дихотическое прослушивание.

Этот широко распространенный и многократно описанный (Э.Г.Симерницкая, 1978, Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988, Б.Котик, 1992) метод, к сожалению, доступен не всем. Поэтому ограничимся представлением разработанной нами системой записи (протокола) и оценки получаемых результатов.

Наушники меняются местами.

Помимо общепринятых критериев предлагается:

1) Наряду с традиционными Кпу и Кэфф, вводить коэффициент продуктивности (Кпр =Ев.с./ ОКС х 100 %,

где Ев.с - сумма верно воспроизведенных слов, а ОКС -общее количество тестовых слов.

2) Подсчет (с каждого уха) тех или иных ошибок:

Литеральных и вербальных парафазий,

Контаминации,

Персевераций,

Реминисценций,

Привнесений (конфабуляций) новых слов,

Порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами).

3) Анализ динамических (процессуальных) характеристик ДП


количество 4

воспроизводимых 3

Правое ухо 1 2 3 4 5 т.д. N группы

Левое ухо

2.2 Функциональная зрительная асимметрия

а) И: «Прищурься одним глазом». Первым прищуривается неведущий глаз.

б) И: «Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу). Ребенку прямо, по средней линии дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.

в) И: «Загороди линейкой лампу». Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Современные методы исследования латерализации

Для каждого вопроса, касающиегося предпочтительно используемых Вами руки, ноги, глаза и уха выбирете один из ответов: "всегда правая", "предпочтительно правая", "любая", "предпочтительно левая", "всегда левая". Скорость ответов в данном исследовании не важна.

А. Предпочтение руки

1. Какой рукой Вы пишете письмо?

2. Какой рукой Вы пишете на доске?

3. Какой рукой Вы рисуете?

4. В какой руке Вы держите теннисную ракетку?

5. В какой руке Вы держите спичку, чтобы зажечь ее?

6. Какой рукой Вы держите ножницы при работе с ними?

7. В какой руке Вы держите молоток, когда забиваете гвоздь?

8. В какой руке Вы держите отвертку?

9. Какой рукой Вы чистите зубы?

10. В какой руке нитка, когда Вы вдеваете ее в иголку?

11. Какой рукой Вы шьете?

12. Какой рукой Вы чистите яблоко?

13. В какой руке Вы держите штопор, открывая бутылку?

14. Какой рукой Вы пилите бревно?

15. Какой рукой Вы держите губку, когда моете посуду?

16. Какой рукой Вы наливаете в чашку кофе?

17. Какой рукой Вы устанавливаете время на часах?

18. Какой рукой Вы расчесываетесь?

19. Когда Вы копаете лапатой, какая рука сверху?

20. Какой рукой Вы печатаете (если почему-либо пользуетесь одной рукой) ?

21. Какой рукой Вы нажимаете на кнопки калькулятора?

22. Какой рукой Вы наливаете воду из кувшина?

23. Какой рукой Вы отбиваете ритм музыки?

24. Какой рукой Вы укажете на кого-либо вдали?

25. Какой рукой Вы кидаете монету (чтобы сделать какой-то выбор)?

26. Когда Вы щелкаете пальцами, то какой рукой?

27. Какой рукой Вы вкручиваете винт?

28. Какой рукой Вы заводите часы?

29. Какой рукой Вы набираете номер на телефоне с диском?

30. Какой рукой Вы ловите мяч (если это надо сделать одной рукой)?

31. Какой рукой Вы раздаете карты?

32. Какой рукой Вы набираете номер на кнопочном телефоне?

33. При рубке дров топором, с какой стороны Вы замахиваетесь?

34. Какой рукой Вы вкручиваете лампу в люстру?

35. Какой рукой Вы машете, прощаясь?

36. В какой руке Вы держите ложку во время еды?

37. Какой рукой Вы поднимаете тяжелый чемодан?

38. В какой руке Вы держите платок, сморкаясь?

39. Какой рукой Вы достаете деньги из кошелька?

40. В какой руке Вы держите нож при заточке карандаша?

41. Какой рукой Вы перелистываете страницы книги?

42. Когда аплодируете, какая рука находится сверху?

43. Какой рукой Вы поднимете упавшую монету с пола?

44. Какой рукой Вы пользуетесь пинцетом?



45. Какой рукой Вы включаете свет на стене?

46. Какой рукой Вы вставляете ключ в замок?

47. Какой рукой Вы гладите животных?

48. Если Вы ударяете кого-нибудь, то какой рукой?

49. Какой рукой Вы открываете крепко закрытую винтовую крышку на банке?

50. В какой руке Вы держите тряпку, когда вытираете пыль?

51. Какой рукой Вы возьмете скрепку со стола?

52. Какой рукой Вы воткнете булавку в материал?

53. Какой рукой Вы возьмете лист бумаги со стола?

54. рукой Вы возьмете стакан с водой?

55. Какой рукой Вы поднимете камушек с земли?

56. Какой рукой Вы поднимете упавшую книгу?

57. Какой рукой Вы поднимете упавшую булавку?

58. Какой рукой Вы извлечете предмет из узкого пространства?

59. Какой рукой Вы бьете по мячу в баскетболе?

60. Какой рукой Вы бросите мяч, чтобы попасть в цель?

B. Предпочтение ноги.

1. Какой ногой Вы ударите по мячу?

2. Какой ногой Вы можете поднять камушек?

3. Какую ногу Вы поставите первой на стул, если нужно встать на него?

4. Когда садитесь "ногу-на ногу", какая нога находится сверху?

С. Предпочтение уха

1. Какое ухо Вы прислоните к двери, если захотите подслушать разговор?

2. Какое ухо Вы прислоните к чьей-либо груди, если захотите прослушать удары сердца?

3. Какое ухо Вы прислоните к радио, прислущиваясь?

D. Предпочтение глаза

1. Каким глазом Вы подсматриваете в замочную скважину?

2. Каким глазом Вы посмотрите в темную бутылку, чтобы определить насколько она полна?

3. Каким глазом Вы пользуетесь, прицеливаясь при стрельбе из винтовки?

E. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы сами себя Правшой, Левшой, Амбидекстром?

2. Переучивали ли Вас в детстве с левой руки на правую? Да, Нет, Сведений не имею.

3. Ваш отец считается Правшой, Левшой, Амбидекстром?

4. Ваша мать считается Правшой, Левшой, Амбидекстром?

5. Ваши браться (если они есть) считаются Правшами, Левшами, Амбидекстрами? (сколько из них?)

6. Ваши сестры (если они есть) считаются Правшами, Левшами, Амбидекстрами? (сколько из них?)

7. Другие члены Вашей семьи (дедушки, бабушки, тети, дяди и т.д.) считаются Правшами, Левшами, Амбидекстрами? (кто именно?)

8. Под каким углом Вы кладете бумагу при письме?

a) слегка наклоняю влево

b) примерно 45° налево

c) слегка наклоняю вправо

e) практически переворачиваю вверх ногами

f) не наклоняю ее вообще

9. Не меняется ли предпочтение Вами определенной руки время от времени? Если да, то от чего это зависит?

10. Есть ли что-то еще, касающееся Ваших латеральных предпочтений, что Вы считаете необычным, интересным или важным, что не нашло отражения в опроснике? Если "да", пожалуйста, укажите это сейчас.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК

· Мяч расположен перед человеком, которого просят бросить его в экспериментатора

· Человека просят указать на нос экспериментатора

· Человека просят взять карандаш и нарисовать мяч

· Человека просят дотронуться до собственного носа

· Человека просят показать как:

o забить гвоздь

o открыть дверь за ручку

o использовать ножницы

o использовать резинку

· Человека просят написать свое имя:

o рукой, используемой обычно ___________ сек.

o другой рукой _____________ сек.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

· Мяч находится на некотором расстоянии между ногами человека и его просят ударить по нему

· Копия насекомого находится на полу и человека просят наступить на жука

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УХА

· Небольшой ящик, издающий разной громкости тоны расположен на столе, и человека просят прислонится к нему ухом и сообщать когда громкость снижена до такого уровня когда невозможно услышать тон

· Приведенный пример повторяется при использовании гудков

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

· Человек смотрит в телескоп

· Человек смотрит в непрозрачную бутылку и сообщает о ее содержимом

· Человек смотрит в калейдоскоп

Начиная работу с детьми каждому учителю неплохо было бы узнать особенности латерализации.
Есть такой забавный анекдот по этому поводу, звучит он так:
- Марь Иванна, а Вы знаете, что Петров амбидекстер!

Петров!)))))))))

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ

(ДОМИНАНТНОСТИ ПАРНЫХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ)

В научной литературе существует значительное количество анкет, проб для определения латеральных предпочтений. Это тест Аннет, обследование с помощью системы М. Озьяс, М.М. Безруких, Л.И. Васссерман, С.А. Дорофеевой, Я.Л . Меерсон и других.

С точки зрения Н.Я. Семаго в процессе практической работы целесообразно использовать небольшой набор наиболее показательных и простых проб для получения значимых данных о специфике латеральных предпочтений ребенка

Предлагается использовать следующие процедуры.

Для исследования ведущей руки пробы:

  1. переплетение пальцев рук;
  2. поза «наполеона» (для детей после 7 лет);
  3. «телефонная трубка»; -«подзорная труба» (калейдоскоп).

Для исследования ведущей ноги пробы:

  1. «попрыгай на одной ноге»;
  2. «ударь мяч».

Для исследования сенсорных предпочтений пробы:

  1. «телефонная трубка» (ведущее ухо);
  2. «подзорная труба» (калейдоскоп) (ведущий глаз)

Анализ результатов:

  1. Наличие более 2-3 неправосторонних предпочтений будет свидетельствовать (и тем более чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодействий, что может рассматриваться, с сточки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие (интропунитивный тип развития), парциальная несформированность когнитивного и регуляторного компонентов познавательной деятельности).
  2. Демонстрация 1-2 левосторонних предпочтений в пробах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно правосторонними предпочтениями, т.е. «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок

«Условно» неблагоприятными можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки и, наоборот, ведущего правого глаза и ведущей левой руки. Эти данные должны быть включены в оценку прогноза дальнейшего развития и обучения ребенка

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

1. Ребёнку предлагается несколько спичечных коробков.

Инструкция: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

2. Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками.

Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырёк.

3. Проба «Телефонная трубка»

Инструкция «Позвони по телефону».

Ведущей считается та рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии.

4. Ребёнка просят протереть доску (игрушку, стол, стул и т.д.) тряпкой.

Инструкция «Протри стол».

5. Ребёнку предлагается поймать мяч одной рукой.

Инструкция «Лови мяч».

Активные действия выполняет ведущая рука.

6. Ребёнку предлагается раздать карты.

Инструкция «Раздай карты».

Ведущая рука раскладывает карты.

  1. Проба «Посмотри в подзорную трубу» (калейдоскоп)

Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп».

Ребенку дается свернутая из листа бумаги трубочка. Ведущей считается та рука, которая потянется к калейдоскопу, лежащего строго по средней линии.

8. Хлопать в ладоши.

Инструкция «Похлопай в ладоши».

Ведущая рука сверху.

9. Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

Инструкция «Нарисуй круг на ладошке» .

Ведущая рука рисует круги на ладошке другой руки.

10. Завести часы.

Инструкция «Заведи часы».

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы.

11. Переплетение пальцев рук.

Инструкция «Переплети пальчики».

Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

12. Скрещивание рук - «поза Наполеона»

Инструкция «Покажи, как ты скрещиваешь руки».

Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

13. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. друг от
друга сначала правой, а затем левой рукой за определённое время (например, одна минута).

Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. правой рукой». Рисуем 30 секунд». После того, как ребёнок выполнит эту инструкцию предлагается это же самое сделать левой рукой в течении 30 секунд. Большее количество линий проводится ведущей рукой.

Анализ результатов: Каждый тест оценивается в 1 бал. Максимальное количество баллов -13.

Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них.

Для определения скрытых признаков левшества, которые чаще всего неизвестны самому испытуемому и не подвержены влиянию научения, используются пробы «переплетения пальцев рук», «поза Наполеона», и «аплодирование»

В сокращённой батарее тестов нет графических тестов. Это в основном бытовые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребёнка не привычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

Для успешного обучения ребёнка необходимо знать, какой глаз и нога являются ведущими, так как переучивание или навязанная необходимость действовать не ведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект переучивания

1. Проба с калейдоскопом

Перед ребёнком на стол на равном расстоянии между обеими руками кладётся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребёнок это делает.

2. Проба с прицеливанием (проба Розенбаха)

Ребёнку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь отдалённый предмет, не прищуривая глаз. Затем психолог прикрывает один глаз ребёнка листом бумаги и предлагает скорректировать прицел. Затем процедура повторяется, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке прицела ребёнок обычно несколько смещает руку с карандашом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого, смещение руки при корректировке прицела было наибольшим

3. Тест «карта с дырой»

В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1x1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз (30-40 см.), ребёнок рассматривает предмет, находящийся в 2-3 см. от него. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом. При закрывании ведущего глаза, предмет смещается

  1. В тёмной комнате ребёнка просят зафиксировать взглядом зажжённую свечку, а затем
    прикрыть пламени указательным пальцем вытянутой руки

Находясь с боку, психолог видит глаза ребёнка и определяет, на какой из них падает тень от пальца. Она падает на ведущий глаз. Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста

5. Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием

Психолог просит держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. Взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребёнка

6. Проба Литинского

При выполнении пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2-3 см. к переносице ребёнка. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её, а не ведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА

1. Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом

Отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными

ушами.

Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. Например, без часов: «Проверим

ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и

представьте, что слышите, как они тикают».

2. Проба «шепот»

Ребёнку психолог говорит что-то шёпотом.

Обычно ребёнок подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное.

  1. . Проба «Телефонная трубка»

Инструкция: «Позвони по телефону» .

Отмечается, к какому уху он подносит трубку. Для прислушивания ребенок использует ведущее ухо.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ

1. Ребёнку предлагается попрыгать на одной ноге, сделать шаг вперёд и шаг назад, встать на стул
на колени

Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. На ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей.

2. Ребёнку предлагается прыгнуть в длину

Ведущая нога является толчковой.

3. Сесть и закинуть ногу на ногу

Сверху оказывается функционально преобладающая нога.

4. Ребёнку предлагается сделать несколько скачков через скакалку

Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.

5. Измерение длины шага

Ребёнку предлагается пройти вперёд 5-10 шагов каждой ногой. Психолог измеряет длину шагов, вычисляет среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей.

6. Проба «Ударь мяч»

Активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей.