Гвоздь - фунда­ментальное изобретение человечества! Значение слова гвоздь.

В истории человечества есть такие простые предметы, что, казалось бы, и разговор заводить о них не стоит. Ну что может быть интересного в истории, к примеру, тряпки для мытья пола? Или в истории горшка для цветов? Или гвоздя? Но вот относительно последнего предмета утверждение, что он прост и неинтересен, в корне неверно, хотя мы, не задумываясь, вбиваем гвоздь в стену и считаем, что уж этим-то предметом нас точно не удивить. А ведь гвозди человек использует с незапамятных времен, а значит, история их как минимум длинная - десятки тысяч лет, и что-то любопытное в ней непременно есть. Пока первобытный человек еще не умел пользоваться железом, а также бронзой и другими металлами, он все равно был вынужден строить себе жилища, а при строительстве без скрепляющих элементов никак не обойтись. Поэтому первые гвозди делались из подручных средств - из шипов растений, и костей рыб и животных, из щепок, осколков кремния, твердых пород дерева. Использовали их не только для строительства жилищ и лодок, но и в качестве примитивных вешалок, для прибивания шкур в дверных проемах, чтобы они служили защитой от ветра и снега. Деревянные гвозди, конечно, назвать гвоздями в прямом смысле слова сложно - они выглядели скорее как клинья, а не как привычный для нас стерженек со шляпкой, но и они, тем не менее, служили человеку верой и правдой. В основном, деревянные гвозди использовались в постройке судов. Такие гвозди получили название барочных - если речь шла о речных судах, и корабельных - если о морских. В зависимости от области их применения, их делали из разных пород деревьев. Например, для корабельных гвоздей использовали наиболее стойкие породы: дуб, сосну, клен и акацию. Такие гвозди сначала выстругивали, а затем обрабатывали смолой для увеличения срока их службы. Но все равно деревянные гвозди большим сроком службы не отличались - они усыхали и деформировались. И все-таки применялись очень долго, даже тогда, когда в обиход вошли железные гвозди. Деревянные гвозди продолжали применять в строительстве, для прикрепления деревянной черепицы. Длина их составляла один дюйм. Отдельная область применения деревянных гвоздей - это сапожное ремесло. Интересно, что сапожники их использовали и гораздо позже того, как были изобретены гвозди металлические. В обуви ручной работы их используют и сейчас, например, при изготовлении ковбойских сапог, а также ботинок и мужских туфель известных фирм, производящих эксклюзивный товар. Кстати, изнашиваются они примерно с той же скоростью, что и подошва, сделанная в таких изделиях из натуральной свиной, как правило, кожи.

Металлические гвозди появились сразу же, когда человек познакомился с обработкой металлов - в бронзовом веке, примерно пять тысяч лет назад. Изготавливались они путем ковки, позже иногда - методом отливки в форме. Гвозди на тот момент были товаром редким, ценились очень высоко, буквально на вес золота, поэтому и употреблять их могли только очень богатые люди. Огромным уважением пользовались мастера, которые умели изготавливать эти ценные и нужные в хозяйстве предметы. Например, об этом нам поведало множество глиняных табличек, найденных в древнем месопотамском городе Ур. В них содержалось много чисто бытовых сведений, в том числе и о строительстве и строительных материалах. Датируются эти таблички примерно III тысячелетием до н.э. По всему выходит, что в Месопотамии гвозди в тот период уже широко использовались. Упоминаются бронзовые гвозди и в свитках Древнего Египта и в письменных источниках других древних культур. Множество бронзовых гвоздей найдено и при раскопках античных городов Средиземноморья. Зная, как выглядели гвозди в тот или иной промежуток времени и из чего их тогда делали, археологи даже определяют с их помощью время постройки зданий. К сожалению, гвозди не всегда использовались лишь в мирных целях строительства или обустройства жилищ. В Римской империи, например, металлическими гвоздями прибивали преступников к деревянным крестам во время казни. Такая казнь считалась позорной и применялась исключительно к простому люду. После снятия с креста гвозди вытаскивались и применялись повторно.

Сведения о первых металлических гвоздях можно почерпнуть и из ветхозаветных текстов, а также из раритетных библейских энциклопедий. Так, в них сообщается, что в те времена гвозди использовались не только при строительстве, но и в других современных качествах: "гвозди и костыли, необходимые для вешания платья, занавесей и других разных потребностей, выделываются из железа или дерева вместе с самою стеною во время сооружения оной...". Иными словами, гвозди в стену не вбивали, а сразу, при строительстве, замуровывали их туда, а поскольку первые гвозди были существенно длиннее современных, они в стену входили очень глубоко и поэтому извлечь их оттуда, не повредив стены, не было никакой возможности - разве только отпилить. В Ветхом же Завете содержится информация, что легендарный царь Давид приказал своим приближенным осуществить закупку большой партии железа для изготовления из него гвоздей для нужд своего дворца. Гвозди не всегда были круглыми в сечении. Еще древние греки и римляне делали длинные гвоздики из медного сплава четырехгранной формы, такая форма сохранялась очень долго из-за более удобного процесса изготовления гвоздей: выковать круглый в сечении гвоздь было гораздо сложнее, чем четырехгранный. Производство гвоздей осуществлялось следующим образом: брали металлический прут, накаливали его в горне, затем ударами молота оттягивали его на наковальне. Получался стержень-заготовка. С одного конца такой стержень заостряли, с другого делали утолщение для головки. После этого прут помещался в гвоздильню - специальный брусок с отверстием, где головка расплющивалась под ударами молотка. Другим способом изготовления железных гвоздей было использование так называемых костыльков. В этом случае железные полосы нарезали сначала на поперечные полосы шириной в предполагаемую длину костылька, а затем вдоль на отдельные куски по диагонали, чтобы один конец был заостренным. Затем в гвоздильне загибалась тупая сторона, образуя шляпку. Костыльки, с их узкими головками, применяются в столярном деле и поныне. Да и не только там. Например, при прокладке железнодорожного полотна применяются железные костыли, которые являются ни чем иным, как очень большими квадратными в сечении гвоздями. Позже гвозди ковали из холодного или накаленного железа машинным способом. Литые гвозди производили из чугуна с последующим отжигом. Все эти процессы были очень трудоемкими, требовавшими не только больших временных затрат, но и людских ресурсов. Только в Англии в 1741 году на производстве гвоздей работало около 60 000 работников. Параллельно с железными в средние века продолжали существовать и медные гвозди. Их делали преимущественно из медной проволоки, потому что медь - металл по сравнению с железом гораздо более мягкий и изготовить проволоку даже ручным способом гораздо легче. Профессия кузнеца, изготовлявшего гвозди, по-прежнему была в почете. Такой специалист назывался кузнецом-гвоздарем. Некоторые кузнецы вообще специализировались только на производстве гвоздей. Особым уважением пользовался мастер, умевший изготовить гвозди для лошадиных подков. Они должны были сгибаться до того момента, пока находятся еще в копыте - чтобы не травмировать лошадь, случайно дойдя до живого тела. Сделать такие гвозди и так подковать лошадь умел не каждый кузнец. Поначалу у гвоздей не было каких-либо стандартов на размеры - каждый гвоздарь делал гвозди такой длины, какой считал нужным. Но вот цены на гвозди оставались постоянными или почти постоянными очень долгое время. Поэтому позже стандарт размера гвоздей сформировался на основе цен на них. Гвозди продавали не поштучно, а ящиками, коробками и бочонками. Существовали малые отделочные гвозди, специальные гвозди, гвозди 8 и 16 пенсов. Кстати, понятие "пенс" применительно к гвоздям сохранилось в некоторых европейских странах, особенно в Англии, по сей день. Считается, что это название появилось в Англии в XVII веке, когда денежной единицей там был фунт стерлингов. Фунт стерлингов делился на шиллинги и пенсы. В то время сто маленьких гвоздей стоили один пенс, гвозди размером побольше стоили 4 пенса, а сто больших гвоздей стоили 8 пенсов, 16 и т.д. Поэтому-то размер гвоздей за границей до сих пор принято считать в пенсах. Стоимость гвоздей немного снизилась во второй половине XVIII века, когда их перестали изготавливать вручную. Был изобретен первый агрегат для промышленного производства гвоздей и назывался он "резальная машина". К примеру, англичанин Томас Джефферсон открыл гвоздильный завод на своей плантации Монтиселло, повысив тем самым доходность этого фермерского хозяйства. Эти гвозди в отличие от гвоздей ручной ковки стали называться резаными гвоздями. Они по-прежнему делались четырехгранными. И хотя механизация процесса ускорила время на изготовление одного гвоздя и существенно сократила его стоимость, этот товар все равно продолжал оставаться довольно дорогим, потому что на фабрике, где их делали, было занято много рабочих и обслуживающего персонала для каждой машины, и процесс все равно оставался трудоемким. К тому же на этих заводах было очень шумно, что не сильно привлекало туда рабочих. Поэтому гвозди не только покупали, но и искали, например, после пожара просеивая пепел от зданий в надежде отыскать хотя какие-то гвозди. В Америке, например, так поступали вплоть до XIX века. Найденные гвозди несли кузнецу, который легко мог их выпрямить. Что касается названия "резаные гвозди", то правильно их было бы назвать "выстриженными", потому что они не резались, а как бы выстригались из листовой стали. Толщина стального листа становилась толщиной гвоздя. В отличие от кованых гвоздей, которые сужались к концу и были как бы очень сильно вытянутой пирамидкой, резаные гвозди имели две параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали, из которого они были выстрижены. Поэтому второе их название - квадратные гвозди. Резальная машина, к сожалению, пока не была такой совершенной, чтобы совместить в себе все процессы, она делала только стержень гвоздя, шляпку необходимо было формировать на другой машине. Своего расцвета "резальная промышленность" достигла к 1820 году, когда появилась профессия пильщика, стали строить лесопилки и в строительстве применять лесоматериалы различных размеров. Разнообразие гвоздей тут же значительно увеличилось. Параллельно с резаными гвоздями продолжали существовать и кованые, особенно в сельской местности, где процветало кустарное производство; профессия кузнеца- гвоздаря продолжала оставаться популярной и почетной. Некоторые мастера-гвоздари в изготовлении гвоздей достигали значительной скорости, успевая выковать два гвоздя за то время, пока остывает прут, а некий Джеймс Лейстон из Бирмингема за две недели выковал 17 тысяч гвоздей. Резаные гвозди перестали изготавливать только к началу XX века, когда для использования гвоздей стали применять проволоку, равную в сечении по всей длине, хотя первая машина, на которой можно было производить проволоку, появилась в начале XIX века, а запатентована была аж в 1790 году. Но та проволока была тонкой и для изготовления гвоздей не годилась. Проволоку достаточно большого сечения, и к тому же прочную, из стали, придумали только в 1910 году. Это изобретение дало возможность делать круглые в сечении проволочные гвозди. Для производства требовался всего один человек, который закладывал стальную проволоку в машину, машина отрезала гвоздь, делала ему шляпку и заостряла кончик за одну операцию. Весь процесс был полностью механизирован, нужно было лишь включать и выключать машину. Такие машины производили тысячи гвоздей за одну минуту, и гвозди стали дешевыми и доступными и почти сразу появились в каждом доме. Сырьем для изготовления гвоздей служила и служит стальная низкоуглеродистая проволока. Но смогли ли проволочные гвозди заменить резаные? Нет, резаные гвозди продолжали использовать в строительстве. Пусть проволочные гвозди дешевле, но резаные превосходили их по прочности крепления в четыре раза, поэтому-то и не утратили своего значения.

В России первые упоминания о мастерах-гвоздарях датируются XIII веком, хотя есть сведения, что ковать гвозди там начали еще с Х века. Это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. Впрочем, на Руси очень часто многое было не так, как везде. Например, высшим пилотажем считалось построить здание без единого гвоздя. Таким зданием стал знаменитый на весь мир деревянный собор в Кижах. Со временем размеры гвоздей, а также форма и размер их шляпок постоянно менялись, люди все время стремились гвоздь как-то усовершенствовать. Так появились гвозди с поперечными и продольными насечками, как у напильников - чтобы лучше держались, с винтовыми нарезками - как у шурупов. Довольно оригинальной идеей было сначала срезать у гвоздя бока, чтобы получилось квадратное сечение, а затем скрутить его в бараний рог. В результате получается винтовая линия на поверхности. Забить такой гвоздь трудновато, зато держит он лучше всяких шурупов. Когда возникла необходимость прочно и на длительное время соединить сильно вибрирующие детали, придумали обвивать стержень гвоздя заостренными стальными пружинками. При забивании такого гвоздя пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Появилась и усовершенствованная модель железнодорожного костыля, которым крепят рельсы. Изобретатели предложили просверлить в костыле отверстие под углом и вставить в него обычный банальный гвоздь. При забивании костыля этот гвоздь, искривляясь, влезает в шпалу наподобие крюка. Химики тоже не обошли гвозди своим вниманием. В Германии, например, выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной "обложке". Они нашли широкое применение в производстве мебели, особенно эксклюзивной - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии придумали гвозди из стеклопластика. Как выяснилось, они совершенно не уступают в прочности металлическим. Используются такие гвозди тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно "живет" в сырости. Самым, пожалуй, оригинальным можно признать гвоздь, изобретенный в 1972 году одним англичанином. Видимо, англичанин этот был не очень умелым мастером, потому что гвоздь в его руках, когда надо было забить его в стену, постоянно выпадал. Да оно, в общем, и неудивительно, так часто бывает: забивать гвоздь в самом начале всегда трудно, его приходится удерживать пальцами и стараться ударить молотком очень точно, чтобы дать верное направление. Вот англичанин и придумал пустотелый гвоздь, сквозь отверстие которого ходит, как поршень, основной тонкий "насадочный" гвоздь, который и необходимо забить. В отверстии шляпки находится боек, а центральная часть гвоздя заполнена... взрывчаткой. При ударе по шляпке, а точнее, по бойку, взрывчатка воспламеняется и тонкий гвоздь выстреливается в дерево. Нужный внутренний гвоздь насажен, внешний снимается и внутренний теперь можно заколачивать, не боясь повредить пальцы. Это изобретение можно сравнить с патроном, и подобное "военное" сопоставление не будет единственным. Ведь сейчас, когда производство тары поставлено на поток, каждый гвоздезабивочный агрегат "заряжен" лентой с гвоздями, уложенной параллельно или закрученной в спираль. Прямые ассоциации с лентой какого-нибудь пулемета "Максим"! В последнее время стали делать гвозди из металлической стружки. Раньше ее отправляли на переплавку, но теперь нашли ей другое применение: в специальных прессах стружка превращается в плотную, почти неотличимую от сплошного металла массу. Из этой массы получают довольно неплохие гвозди. Тот же результат достигается, если взять старые консервные банки. Напоминает старые времена, когда сдавали макулатуру, чтобы выпустить новые книги из вторсырья. Некоторые особо предприимчивые граждане наладились даже использовать гвозди в качестве сувениров. Так, например, поступил один хитрый делец с древнеримскими гвоздями, обнаруженным в наши дни в Шотландии. В I веке до н.э. там стояла римская крепость, которую легионеры однажды срочно покинули. И поскольку они не хотели оставлять врагу ценности, то зарыли их на глубину трех метров. Ценностями был имевшийся у них запас гвоздей - ни много ни мало 7 тонн. Этот клад случайно откопали строители. Да, по тем временам это был именно клад! Потому что стоили те гвозди на вес золота. Велико было удивление сначала рабочих, а потом и ученых, когда увидели, что гвозди сохранились в идеальнейшем состоянии! На них не было ни единого пятнышка ржавчины, хотя все ящики давно сгнили. И тогда эти гвозди предприниматель разложил в целлофановые мешочки с надписью "Гвоздь, аналогичный тем, которыми был распят Иисус Христос" и пустил в продажу. Раскупается на ура! Современные гвозди, конечно, не похожи на эти доисторические, хоть и сохранившиеся в идеальном состоянии. Нынешние гвозди делаются при помощи ротационных прессов, большинство этапов процесса изготовления, вплоть до снятия заусениц и нанесения противокоррозионного покрытия, полностью автоматизированы, а размеры приведены к единому стандарту. Начиная с 80-х годов прошлого века длина фабричных гвоздей начала составлять от 6 до 250 миллиметров, а толщина от 0,8 до 8 миллиметров. Гвозди стали применяться в самых разных областях и получили в связи с этим разные названия. Например, гвозди, которые используются для крепления деревянных деталей - доски, брус - получили название строительных. Это, пожалуй, самые распространенные гвозди. Еще в строительстве применяются финишные гвозди - когда нужно произвести отделочные работы, например, прикрепить декоративную вагонку. Такие гвозди имеют небольшую овальную шляпку, что позволяет им быть практически невидимыми. Гвозди, которые используются при покрытии крыш мягким материалом, стали называться толевыми, а для скрепления металлочерепицы - кровельными. Винтовые гвозди широко применяются для крепления поддонов при морских перевозках и грузоперевозках транспортом. Имеется очень много вариантов различных гвоздей и областей их применения. Например, дюкерт-гвоздь, дюбель-гвоздь, гребенчатый (ершеный) гвоздь, шиферный, обойный, декоративный, штукатурный, тарный, формовочный, баржевый, корабельный, подковный - ухналь, сапожный, нагель - деревянный гвоздь и т.д. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, длиной, толщиной. Размер самых маленьких - 5 миллиметров, но есть и гиганты - до полуметра. В основном гвозди делают из мягкой стали, что не всегда хорошо. Считается, что сталь, идущая на бытовые гвозди, весьма невысокого качества. Корабельные и баржевые гвозди, которые соприкасаются с водой, делают из меди и латуни. Встречаются гвозди из бронзы и даже золота и серебра. Последние, правда, имеют чисто декоративную функцию, например, при изготовлении эксклюзивной мебели. Точнее, золотыми и серебряными в них являются только шляпки. Встречаются гвозди самого разного сечения - от круглого до овального, от четырехгранного до трехгранного. ХХI век подарил нам жидкие гвозди, что идеально скрепят конструкцию, которую нельзя соединить обычным гвоздем и молотком. Хотя это, строго говоря, вообще не гвозди, а клей. Продаются современные гвозди на вес, как, в принципе, и раньше. Гвозди были таким важным инструментом в жизни человека, что их даже стали изображать художники на своих полотнах и гравюрах. Одной из известных работ стала гравюра конца XV века под названием "Мастер, изготовляющий гвозди". Гвоздям и ситуациям, связанным с их использованием, посвящали свои произведения писатели. Самым известным произведением стал роман Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки". Дядюшка Поджер стал практически нарицательным героем. Когда хотят упрекнуть кого-то в том, что у него "руки не из того места растут", что он простого гвоздя вбить не может, сразу же вспоминают этого незадачливого дядюшку. Помните, как он решил повестить картину? Начал, ясное дело, с гвоздей. "Он посылает горничную купить на шесть пенсов гвоздей, а за нею следом - одного из мальчиков, чтобы передать ей, какого размера должны быть гвозди". В итоге "стена на несколько ярдов вокруг выглядит так, будто по ней палили картечью". Но дело сделано, а ведь все началось с обыкновенного гвоздя...

Современные художники тоже не оставляют гвоздь своим вниманием. Помнится, мне в 1987 году удалось побывать на выставке замечательного... нет, не художника, даже не знаю, как его назвать... мастера инсталляций Гюнтера Юкера. "Главными героями" его произведений были гвозди. Огромное количество мощных 10-15-сантиметровых гвоздей. Они были вбиты в большие метровые диски, на которые падал направленный свет, и гвозди создавали причудливый рисунок тени, который постоянно менялся, потому что диск вращался. Гвоздями было обито... старое потертое фортепиано, да не все, а только одна ножка и бок. Создавалось ощущение какого-то нашествия, какой-то экспансии, которую начали гвозди, наступая на музыкальный инструмент. Гвозди словно ползли, захватывая все больше и больше пространства. Глядя на несчастное фортепиано, становилось по-настоящему страшно! Еще одним объектом была старинная ножная швейная машинка. Под лапкой машинки швея словно забыла белую сорочку, и вот эта сорочка была прибита большим количеством таких же огромных гвоздей. Вместительный зал ЦДХ, буквально забитый подобными инсталляциями, многие из которых двигались, оставлял очень сильное впечатление. А ведь казалось бы - простые гвозди! Не такие уж они простые, если никакому другому строительному инструменту не посвящено столько пословиц и поговорок, сколько гвоздю - по крайней мере, в русском языке. Судите сами: "Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит", "Засел, как гвоздь в стене" или "Неотвязчив, как гвоздь в сапоге", "На одном гвозде всего не повесишь", "Гвоздем моря не нагреешь", "Гвозди на столе, и пиру конец!", "Лычком не привяжешь, так после и гвоздем не прибьешь", "Гвозди из бочек - знак, что пиво все". "В одной дырке и гвоздь ржавеет", "Попал гвоздь под молот как шея под кулак". Есть, есть что-то такое в этом гвозде, раз оставил он такой след в нашей жизни!

Нехитрый предмет, а необходим в каждом хозяйстве. Помните у Маршака: "Лошадь захромала и командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город пленных не щадя, всё оттого что в кузнице не было гвоздя". Казалось бы, поэтическое преувеличение. Ничуть! История донесла до нас случаи, когда такого рода неурядицы становились причиной неудач великих полководцев, к примеру, Наполеона и Александра Македонского. Да и в обычной, повседневной жизни легко убедиться, что этот нехитрый предмет необходим в каж­дом хозяйстве. Получается, что гвоздь - одно из фундаментальных изобретений человечества.
А появились гвозди ещё у древних людей. Ведь и тог­да надо было как-то скреплять части построек, лодок, укреплять шкуры на каркасе жилища, защищаясь от ветра и снега... Гвозди, понятно, были не металличес­кие. Древние люди использовали острые кости круп­ных рыб, щепки, шипы деревьев и кустов.
Между прочим, деревянные гвозди использовали во все века. Спросите у своих дедушек, они вспомнят, как сапожники ловко заколачивали в подошвы острые ма­ленькие берёзовые стерженьки размером с полспички. Дерево разбухало от влаги, прочно держало подмётки.
Первые металлические гвозди были медными. Оно и понятно, ведь медь - первый металл, который начал ис­пользовать человек. Это произошло очень-очень давно - в V тысячелетии до нашей эры.
При плавке меди люди заметили, что, если к ней доба­вить немного олова, изделие получается более твёрдым, лег­коплавким и красивым. Таким образом был открыт сплав бронзы. И с III - II тысячелетия до нашей эры гвозди стали бронзовыми, а затем и же­лезными.
Особенно в те времена процветало кузнечное дело. Вам, может, кажется, что выковать гвоздь - дело нехитрое. Но конечно же всё не так легко и просто. Сначала надо отформовать заготовку нужного размера, вытянуть остриё, наконец, сформировать шляпку.
Особое мастерство требовалось при изготовлении специальных - подковных - гвоздей. Их исхитрялись делать такими, что, входя в копыто, они изгибались. Поэтому до живого тела не доходили, и при этом прочно держали подкову.
Вплоть до начала XX века, когда придумали машины для изго­товления кованых гвоздей, их делали вручную. Сейчас гвозди из­готавливают из проволоки на специальной машине. Сначала проволока определённым образом режется. Потом один конец отрезанного кусочка приминается, образуя шляпку, а другой, наоборот, заостряется. Такие машины производят до нескольких сотен гвоздей в минуту.
Некоторые гвозди выбиваются из стальных листов. Поэтому они не круглые в сечении, а прямоугольные.
Вообще-то гвозди бывают самыми разными, поскольку применяются они для самых разных целей. У отделочных гвоздей, используемых в производстве мебели, шляпки очень маленькие - их же не должно быть видно.
Кровельные, наоборот, отличаются очень большой шляпкой. С помощью таких гвоздей крышу покрывают толем. Большие шляпки плотно прижимают толь, чтобы его не унесло ветром. У некоторых не одна, а сразу две шляпки: друг над другом. Такой гвоздь вбивается до первой шляпки, а вторая выступает наружу, чтобы легче было потом его выдернуть. Двухшляпковые гвозди удобны для строительства лесов и других временных сооружений.
Бывают специальные обойные гвозди, штукатурные, шиферные, обувные, корабельные и даже отдельно - баржевые. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, длиной и толщиной. Самые маленькие - пять миллиметров, но бывают и гиганты в полметра! Их ещё называют костыльными.
Про обыкновенные на первый взгляд гвозди можно рассказывать долго. Слышали, например, что моряки изобрели такой особенный гвоздь, который забивают раз и навсегда - вытащить его невозможно. И дали ему специальное название: ёрш. Ершами крепят палубные доски.
Для прочного соединения вибрирующих деталей применяют гвозди с заострёнными стальными пружинками. При забивании пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями.
Почти все гвозди делают из стали. И даже из особо прочной стали - для бетонных строений и каменных кладок. А корабельные и баржевые, которые соприкасаются с водой, - из меди и латуни. Кровельные гвозди оцинковывают, чтобы не ржавели. В Германии выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной «одёжке». Они удобны для изготовления мебели - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии решили делать гвозди из... стеклопластика и оказалось, что по прочности они не уступают металлическим. Используют их тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно «живёт» в сырости.
Вот уже много лет японская фирма «Котоко» выпускает гвозди из пластмассы. Они легко входят не только в дерево, даже в дубовые доски. А вот вытащить забитый пластмассовый гвоздь сложнее, чем такой же по размеру железный.
Эти гвозди не испортят пилу или лобзик, поскольку отлично распиливаются вместе с досками, в которые забиты. Любопытно и то, что их шляпки трудно заметить на готовом изделии: гвозди из пластика легко окрашиваются в любой цвет.
А о солёных гвоздях вам что-нибудь известно?
Оказывается, если самый обыкновенный гвоздь выдержать в солёной воде, а после забить в стену, он будет куда прочнее сидеть в штукатурке.
Перед нами сегодня большой выбор крепежа. Шурупы и болты с гайками, многообразие клеев... Но если приходит время починить табурет или деревянную раму, и мы без сомнения берёмся за гвоздь и молоток.

О первых кованых гвоздях известно еще с библейских времен. А в то время как в строительстве использовались габаритные тесаные камни и бревна, в роли гвоздей люди использовали клинья. После появления деревянной черепицы широкую популярность дюймовые гвозди. С появлением лесопилок, когда для сооружения зданий начали использоваться самые разнообразные лесоматериалы, ассортимент гвоздей существенно увеличился. В связи с чем делаем вывод, что размеры этих полезных приспособлений, равно как и параметры шляпок, все время менялись. Итак, сегодня мы выясним, когда появились гвозди и как они видоизменялись до наших времен.

Возможно, вас заинтересует история появления отвертки? Если да, то написана специально для вас!

Все время гвозди пользовались большой популярностью. Были даже такие люди – гвоздари, – специализирующиеся на изготовлении гвоздей. Изделия были в дефиците, из-за чего, к примеру, в Америке в 19-м веке даже просеивался пепел, оставшийся от сожженных зданий, дабы их найти. Найденные «богатства» они носили кузнецам, которые с легкостью выпрямляли их.

Обратите внимание! Иностранцы и по сей день по отношению к гвоздям используют слово «пенс». Принято считать, что термин появился в Англии 3 столетия назад, т. к. именно там в обиходе были фунты стерлингов, которые делились на пенсы и шиллинги. Тогда сотня небольших гвоздей стояла 1 пенс, а аналогичное количество больших гвоздей стояло 16 пенсов. Именно поэтому размеры гвоздей «измеряются» пенсами.

Ранее никаких стандартов в размерах изделий не существовало, хотя стоимость на них долго была постоянной. По этой причине стандартные размеры определили вскоре на основании стоимости. Продавали их в ящиках, бочонках или коробках. Сами гвозди были следующих типов:

  • мелкие отделочные;
  • специальные;
  • 16-пенсовые;
  • 8-пенсовые.

В 18-м веке стоимость приспособлений заметно упала. Так, даже Т. Джефферсон на одной из плантаций основал завод по изготовлению гвоздей, причем производимая продукция называлась резаной, чем и отличалась от прежней ручной ковки. Спустя век резаные изделия уже доминировали на рынке, пусть на самом деле их и не резали, а выстригали из стальных листов. Для этого использовалась специальная резательная машина, в результате чего появлялись квадратные гвозди, толщина которых равнялась толщине используемых листов. Еще один аппарат использовался для создания шляпок.

Для изготовления резаных гвоздей требовалось намного меньше времени, чем при ручном производстве, ведь все этапы процесса были механизированы. Но все же он был достаточно трудоемким, ведь на фабрике были задействованы многочисленные операторы и рабочие, обслуживающие механизмы. Да и шумно было.

В начале прошлого столетия (а именно в 1920-м) впервые появилась гвоздильная проволока, что положило начало производству круглых изделий. Проволока подавалась в режущий механизм, который еще и заострял один конец и формировал шляпку на втором. Для обслуживания требовался всего один рабочий, а производительность одной машины достигала нескольких тысяч экземпляров за минуту.

На железной дороге .

История

Первые гвозди изготавливались из природных материалов, таких, как рыбьи кости и шипы растений, или вытёсывались из твёрдых пород дерева.

Современные гвозди изготавливаются преимущественно из стали. В отдельных случаях они делаются из латуни , меди, бронзы , цинка , пластика и других материалов.

Технология производства

Те же операции впоследствии стали производиться и машинами. Гвозди отковывались из накалённого железа и из холодного. Литые гвозди делались из чугуна и отжигались .

В современном гвоздильном производстве обычно применяются ротационные прессы; большинство этапов процесса изготовления, вплоть до снятия заусениц и противокоррозионного покрытия, автоматизировано. В 1980-е годы длина гвоздей фабричного производства варьировалась от 6 до 250 миллиметров , а толщина от 0,8 до 8 миллиметров .

Гвозди для нейлеров

С появлением гвоздезабивных пистолетов (нейлеров) появился и новый формат гвоздей - в кассете. Несколько десятков строительных гвоздей собирались вместе на бумажной или пластиковой ленте при помощи станка. Для удобства работы такие кассеты сделаны под наклоном в 21 или 34°. Это привело к тому, что в некоторых кассетах гвозди имеют срезанную (D-образную) шляпку.

Гвозди с небольшим сечением для отделочных работ склеиваются в кассеты на специальных станках при помощи клея или скотча. При таком производстве проволока для гвоздей сперва собирается в кассету, а затем рубится на пластины нужной длины.

Основные виды гвоздей

Типы гвоздей в зависимости от предназначения

  • Декоративные
  • Строительные
  • Кровельные (толевые)
  • Отделочные
  • Обойные
  • Тарные
  • Формовочные
  • Сапожные
  • Ухналь - подковный
  • Нагель - деревянный гвоздь

См. также

Напишите отзыв о статье "Гвоздь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гвоздь

– Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я.
– Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка.
Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое».
Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова...
Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца...
– Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка.
И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой...
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.
– А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет?
Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу.
– Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли...
– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?