Ландшафтный дизайн: основные стили. Основы и принципы ландшафтного проектирования участка

Мало построить хороший дом: функциональный внутри и красивый снаружи. Важно благоустроить прилегающую территорию - создать привлекательный ландшафтный дизайн на участке. Именно в таком случае вам пригодятся основы ландшафтного дизайна.

Прежде чем вести речь об основах садово-паркового исскуства и нюансах проектирования, разберемся с понятиями.

Что такое ландшафтный дизайн

Под панорамным проектированием подразумевается область инструменты управления которой направлены на создание благоустроенной территории на участке с небольшой площадью. В этом и есть главное отличие науки от проектирования, которое по своей природе является более трудоемким и затратным процессом. Реализовать проект с рельефом приусадебной территории намного проще.

Основы ландшафтного дизайна гармонично сочетают в себе искусство и науку. Благодаря такой композиции мастеру удается воплотить в реальность эскиз, повлияв на его функциональность и внеся эстетическую составляющую в проект.

Благоустройство территории - это непросто. Здесь важно создать естественную гармонию между окружающей природой и современными модерновыми строениями. Чтобы добиться желаемого эффекта, дизайнер должен уметь работать с главными инструментами искусства и понимать, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна.

основные элементы искусства

К широко применяемым инструментам относят:

  • масштабирование;
  • цветовую коррекцию;
  • текстуризацию;
  • формирование.

Каждый видит оформление своего участка по-своему, каждый выставляет свои требования к оформлению, каждый делает все возможное, чтобы реализовать визуально сложившуюся в голове картинку в рамках своего бюджета. В руках заказчика дизайнер является инструментом, способным творить, и от того, насколько точно они поймут друг друга, зависит результат работы.

Важно не только красиво обустроить территорию, но и сделать садово-парковый дизайн максимально полезным и функциональным.

Понятие "дизайн интерьера" знакомо многим, некоторые даже пробовали обустроить свое жилище согласно последним тенденциям и у них это получалось, а вот основы ландшафтного дизайна для некоторых людей становятся настоящим открытием, но для большинства остаются загадкой. Кроме этого, не у каждого есть талант к визуализации своих идей, поэтому представить, как бы выглядел приусадебный участок, еще и имея дефицит знаний в области панорамных разработок, может далеко не каждый.

Конечно, вы можете смоделировать то, что видите, благодаря специальным программам (некоторые из них даже просты в использовании), а если такие разработки привлекают вас всерьез - записаться курсы ландшафтного дизайна не составит труда. Это востребованная услуга в любом городе.

Что главное в оформлении участка

Что может быть лучше приятного вида из окна, когда вы лежите на шезлонге у террасы или пьете чай в кресле-качалке? Созданный вами рельеф прилегающей к дому территории. Занимаясь оформлением участка, главное позаботиться о том, чтобы каждый из элементов дизайна сочетался с другими, тем самым создавая единую, гармонично выглядящую картину.

Стилевое оформление ландшафта

Каждый из представленных в панорамном искусстве стилей обладает своими особенностями.

Сегодня из широкого ряда стилей ландшафтные дизайнеры выделяют 6 основных:

  • английский;
  • кантри;
  • восточный;
  • естественный;
  • японский;
  • комбинированный.

В каком направлении работать, решает сам владелец, давая почву для раздумий дизайнеру, но, несмотря на пожелания хозяина, выбор стиля оформления зависит и от общих характеристик участка. Неважно, это кантри или английский стиль в ландшафтном дизайне, с каждым из них интересно работать.

Законы и правила садово-паркового искусства

Ландшафтные дизайны на земельных участках создаются не просто так - это не игра воображения или полет фантазии модулирующего панораму человека, весь секрет в существующих законах и правилах.

Каждый дизайнер, работая с клиентом, опирается на основы ландшафтного дизайна. Обустройство сада - правило дизайна, которому подчиняются. Всего выделяют 5 основных законов, по правилам которых работают дизайнеры.

Доминанта

Закон доминанты заключается в подчинении. Элементы ландшафтного дизайна подразделяются на основные и второстепенные, что позволяет сделать на одном элементе яркую точку акцента и дополнить его вспомогательными.

Простота

Закон простоты диктует украшение участка без использования большого количества элементов. Такой подход идеален для небольших участков, где используется один стиль, а большое количество растений излишне.

Четкость форм

Закон треугольника . По закону использование разных форм, цветов или размеров запрещено. Например, трехцветная клумба не может подразделяться на равные части. Один из цветов должен преобладать над другим. Те, кто посещал курсы ландшафтного дизайна, знают, что оформление по этому закону выполняется по правилу золотого сечения, пропорции которого рассчитываются по специальной схеме.

Закон круга поможет дизайнеру без ошибок сочетать цвета и смело смешивать их. Координатная сетка выступает полотном, а основные цвета - материалом. Нанеся их на полотно, вы увидите, что все они условно подразделяются на сегменты, а оттенки в рамках сегмента зовутся родственными цветами, использование которых уместно на одной клумбе. Можно высаживать материал с изобилием цветов в рамках одной четверти, так «пейзаж» будет выглядеть ярче.

Закон квадрата основан на четырех сторонах света. Это прямая подсказка для дизайнера - каждому растению свое место и условия. Одни цветы или кусты любят больше света, другим нравится влага. Правило квадрата помогает создать не только красивый вид для хозяина, но и комфортные условия для растений.

Именно соблюдение правил и точность в расчетах помогают работникам создавать необычные и оригинальные проекты с нуля. Изучая ландшафтный дизайн, основы и принципы знать обязательно, иначе вы не сможете проявить себя как дизайнер и создать стоящий проект.

Основы композиции в садово-парковом искусстве

Соблюдая в ландшафтном дизайне, вы сможете создать уникальный проект по грамотно организованной схеме.

Главное - разделять пространство, но делать это не в ущерб целостности участка. Зонирование должно быть уместным и гармоничным, с плавно перетекающими элементами рельефа участка. Добиться такого результата проще, чем вы бы подумали. Просто разместите в разных уголках сада схожие элементы или используйте в каждой зоне схожие по гамме цвета.

Простота в оформлении также играет не последнюю роль. Не усложняйте то, что можно сделать попроще. Такой подход поможет избежать наличия лишних деталей и сохранит часть вашего бюджета. Делайте акценты, но украшайте участок в меру.

Немаловажный шаг к созданию естественного и эксклюзивного сада - выбор баланса. Придерживайтесь симметрии в оформлении или создавайте причудливые ассиметричные формы. Такого эффекта легко добиться, высаживая деревья и цветы разной высоты, цвета и формы.

Учитесь играть со светом и цветовой гаммой - это едва ли не главный принцип садово-паркового искусства.

Помните, что природа - пластичный материал в ваших руках. Не забывайте о плавности переходов не только в цветовой палитре, но и между формами и размерами растений. Играя всего лишь с закрытой, вам удастся визуально увеличить сад, высадив деревья равномерно по спадающей: от высоких к низким.

Не забывайте о последнем принципе, диктующем основы композиции, - пропорциях.

Обустройство приусадебной территории

Каждый приусадебный участок заслуживает внимания своего хозяина. По тому, насколько ухожена территория, можно судить о хозяйственности владельца. Уникальный практичный и уютный задний двор у дома можно создать даже собственноручно. Для этого не нужно ходить на специальные курсы или брать уроки у мастеров. Изучите базовый курс основ садово-паркового искусства и принимайтесь творить.

Вы можете создать живой уголок в саду, сделав искусственный водоем или небольшой фонтанчик. В таком месте легко расслабиться и сконцентрироваться на своих мыслях.

Можете высадить экзотические деревья и оформить двор в восточном стиле, украсить газон гравийными дорожками с причудливыми орнаментами или зонировать место отдыха при помощи плитки и декоративного камня.

Обсаженная невысокими кустами беседка придаст саду утонченности, вы сможете любоваться красивым видом и отдыхать в уютном месте, не отходя далеко от дома. Организация зоны отдыха на площадке частного дома - неоценимая возможность, блаженство, которое никогда не сможет себе позволить житель городской многоэтажки. Во своем дворе, в комфортных условиях у пруда, беседки или костра, семья может собраться вместе, чтобы обсудить планы или поужинать вместе.

Грамотная организация дизайна ландшафта не заканчивается на благоустройстве территории и высаживании цветов. Дизайн считается завершенным, когда парковая мебель находится на местах, а двор внушает чувство покоя и родного дома.

На личном участке можно разместить небольшие архитектурные скульптуры, дополняющие композицию. Причем стандартные розовые фламинго и гномики уже давно вышли из моды. Сегодня в тренде ручная кладка, причудливые и иногда бесформенные изделия из различных типов материалов, скомбинированные воедино.

Приусадебный ландшафтный дизайн - возможность создания уникальной в своем роде личной территории, где бы человек чувствовал себя комфортно и умиротворенно.

Основные правила ландшафтного дизайна должны учитывать соотношение форм и объектов при их грамотном размещении. Мы предлагаем вам для ознакомления правила ландшафтного дизайна, которые помогут вам создать эстетически привлекательный участок. Для проведения качественной работы необходимо знать правила ландшафтного проектирования, в которые закладывается не только удачное сочетание цветов, но и выбор растений.

Профессиональные озеленители обычно стремятся к простоте в своих проектах, но, несмотря на их консультации, вычурные сады превосходят численностью сдержанные. Прежде чем принять решение заполнить ваш участок всеми видами форм и функций, стоит посмотреть на преимущества простого подхода.

Прежде всего, работы в чрезмерно сложном саду может быть огромное количество. Кошение - квалифицированная операция, когда нужно лавировать среди комплекса цветников, в то время как обрамление и пропалывание клумб могут быть бесконечными задачами.

Удалением отцветших соцветий нельзя пренебрегать, и полив всех тех однолетних растений, которые вы насажали, является важной работой в сухую погоду. Во-вторых, нагромождение несвязанных элементов заставит ваш сад выглядеть меньше, и он не будет создавать ощущение спокойствия, как сад, который имеет простые линии.

Специалисты правы, это не очень хорошая идея - заполнить большой сад коллекцией бордюров, клумб, дорожек и т. д., не связанных между собой, но мы не должны принимать это понятие слишком буквально. Многие люди с крошечными участками выбирают более сложные дизайны, чтобы у них была возможность возиться на открытом воздухе в течение нескольких часов.

Сад должен быть сбалансированным. Это не означает, что ландшафтный баланс должен быть строго симметричен, и правая сторона должна являться зеркальным отражением левой. На самом деле четкая симметрия, как правило, не очень хорошо смотрится в домашнем саду, и там должны быть заметные различия в дизайне между двумя половинами. Но он по-прежнему должен быть уравновешенным, и самый простой способ сделать это - представить себе левую и правую стороны сада на огромных весах - если одна из сторон будет явно перевешивать другую, то сад несбалансирован. Это не так просто, как кажется, - плотные вечнозеленые растения, такие как кипарисовик Лавсона «тяжелее», чем более высокие деревья, но с более открытой раскидистой кроной, такие как береза.

Единство — это слово используется дизайнерами сада, чтобы описать способ, который позволяет убедиться, что различные части сада соединяются в гармоничное целое. Это не означает, что результат должен быть скучным или неинтересным. Доступный способ прийти к единству состоит в том, чтобы удостовериться: материалы, используемые для строительства забора и подпорных стен, принадлежат тому же самому типу, что и стены дома. Они не обязательно должны быть одинаковыми по форме или цвету, но выветренные кирпичные стены в сочетании со старым кирпичным домом, дадут чувство единства. Отказ от использования слишком многих типов дорожного покрытия также важен - смешение искусственных каменных плит, кирпичей, мощения грубым природным камнем, и гравия, конечно, создало бы чувство дисгармонии!

Должно казаться странным - иметь и единство, и контраст в списке основных принципов хорошего дизайна. Они ведь являются прямыми противоположностями. Единство означает, что должно быть чувство гармонии в саду, контраст означает, что должны быть заметные различия между его элементами. Но на самом деле так нет никакой проблемы - каждый из них играет свою роль. Как описано выше, вы должны стремиться придать общему замыслу базовое ощущение единства, не используя элементы, которые противоречат выбранной концепции. В пределах принятой схемы есть место для контраста, и он особенно применяется к растениям на клумбах и в бордюрах. Не стремитесь просто обеспечить привлекательность контрастирующей цветочной окраской - желтой рядом с фиолетовой, оранжевой около синей и т.д. Должен также быть контраст в форме растения и листа - перистая листва рядом с широколистными растениями и вертикальные кустарники рядом с раскидистыми.

Гармония ландшафтного дизайна

Гармония ландшафтного дизайна закладывается на этапе проектирования размещения различных растений и форм. Соразмерность - понятие, употребляемое дизайнерами для того, чтобы обеспечить пропорциональное сочетание высоты, ширины и длины различных живых и неживых элементов сада. Удостоверьтесь, что в зрелом состоянии высота любого дерева или кустарника, которые вы покупаете, будет соответствовать размеру сада - основной совет, который продолжают давать и продолжают игнорировать. Главная проблема - импульсивная покупка. Плакучая ива или японская лиственница покупаются в садовом центре, потому что они «выглядят так хорошо». Через несколько лет возникает постоянная потребность в сильной обрезке, поскольку гигант пытается достичь своей естественной высоты.

Не менее важно избегать элементов, которые слишком малы. Крошечный внутренний дворик, примыкающий к большому и внушительному дому, будет выглядеть неправильным, так же как и маленькая клумба на большом газоне.

Интересные объекты ландшафтного дизайна

Это очень простой принцип - в саду должны присутствовать интересные объекты ландшафтного дизайна, которые заставят наблюдателя подойти, чтобы рассмотреть их. Эта деталь может быть особенно привлекательным цветком или растением, которое посетитель никогда не видел прежде, скульптурой или водоемом с карпами кои. Точка интереса может стать очевидной, как только вы заходите в сад, но ваше мастерство как дизайнера в том, чтобы, по крайней мере, некоторые из этих интересных пунктов не попадали в поле зрения немедленно.

В дизайнерских решениях должна присутствовать «тайна» по мере приближения к точке интереса, «напряженность», когда вы оказываетесь рядом, и наконец, «сюрприз», когда вы, наконец, достигаете скрытого фокуса.

Для нас это гораздо проще - просто убедитесь, что у вас есть несколько видовых точек в саду, которые бросаются в глаза и, что вы не можете увидеть их все, когда стоите на террасе или у входа в сад.

Формы для ландшафтного дизайна

Формы для ландшафтного дизайна должны быть уравновешенными и выдержанными в едином стиле. Введение в эту главу подчеркивало мысль, что это - ваш сад, и в пределах разумного единственное, что важно, - это то, что дизайн должен нравиться именно вам. Важно, однако, чтобы вы приняли во внимание размер и форму участка, поскольку они действительно ограничивают ваши возможности сделать его привлекательным.

Основа сада, конечно, газон, сарай, цветники и т.д. А затем идет все остальное-розарий, водоем с рыбами, огород, игровая площадка, солнечные часы и… Если у вас есть полгектара или гектар, то это не составит никаких проблем, но на небольшом участке, на самом деле об этом не может быть и речи. Что-то должно уйти из списка - некоторое открытое пространство жизненно важно в стандартном саду среднего размера, если вы не хотите страдать от давления садоводческого излишества.

Долгий и узкий участок должен быть разделен на несколько зон, чтобы не быть похожим на длинный проход. Квадратный сад может иметь вид скучной коробки. Помогут избежать этого ощущения изогнутые очертания бордюров в углах участка, ломающие прямые линии, а также круглые клумбы или садовые сооружения.

Гармония цвета в дизайне

Гармония цвета в ландшафтном дизайне — это базовый принцип проектирования. В некоторых учебниках вы найдете подробные перечни того, что можно и чего нельзя делать при планировании, какой цвет в ландшафтном дизайне предполагается использоваться в саду. Но в действительности вам не придется изучать длинный список правил о том, что с чем сочетается, и как избежать неудачных сочетаний - «никогда не помещают розовый рядом с оранжевым или темно-малиновым» и так далее. Эти жесткие правила менее важны в саду, чем часто предполагается. Причина довольно проста. Сплошная поверхность одного цвета, помещенного непосредственно рядом с другим, с которым он не гармонирует, может вызывать неприятные ощущения, и это важно в интерьере, одежде и т.д. В саду различные оттенки, тона и нюансы разбавлены зеленой листвой и земляными тенями, которые смягчают так называемые цветовые противоречия.

Белый и серый играют особую роль в цветовых схемах в вашем саду. Белый сам по себе оказывает успокаивающее действие и выделяется в облачные дни и в сумерках, когда фиолетовые и красный цвета теряют свою выразительность. Главная цель серого и белого цвета, однако, состоит в том, чтобы выявить лучшее в других цветах. Монохроматические и пастельные схемы становятся интереснее, а резкость сверх ярких контрастных схем снижается.

Ваш сад станет еще красивее, если в нем будут элементы разной высоты. До некоторой степени это может быть достигнуто путем посадки растений разнообразных форм и размеров - колонновидных хвойных, раскидистых кустарников, низкорослых и ковровых почвопокровных растений. Помните, что высокая разновидность, посаженная достаточно близко к дому, заставит сад выглядеть более длинным. Посадка лиан около стены дома почти всегда оказывается хорошей идеей - сад приобретает дополнительную высоту.

Кадки с растениями - старый и, как всегда, ценный способ для оживления цветом пространства около дома. Альпийская горка - другой способ поднять посадки растений над уровнем земли. Стелющиеся многолетние растения для каменистого сада можно сажать прямо на стенках этих террас, чтобы смягчить линии стен ниспадающими каскадом растениями.

На ровной территории можно соорудить один или несколько приподнятых цветников. Они помогут уменьшить монотонность плоского сада, но есть и другие важные преимущества - лучший дренаж, более легкое пропалывание и посадка и т.д.

Подпорные стенки могут быть построены из множества материалов - камня, кирпича, дерева и т.д.

Украшения для ландшафтного дизайна

Можно использовать различные украшения для ландшафтного дизайна, которые создадут боле привлекательный внешний вид. Декоративная стена, забор, покрытый диким виноградом, плющом или плетистыми розами, или ряд быстро растущих хвойных растений - эти методы создания экрана не единственные способы скрыть неприглядный вид. Фактически, у плоского экрана могут быть свои проблемы - если он большой и привлекательный, то может послужить фокусом, который привлекает внимание к частично скрытому некрасивому предмету. Иногда лучше прикрыть его трехмерным объектом неправильной формы, таким как широко разрастающийся кустарник между окном и нежелательным видом.

Сад должен содержать неподвижную круглогодичную структуру, чтобы не быть похожим на огромный балконный ящик для цветов. Должно быть определенное чувство завершенности, а это требует наличия постоянных объектов. Украшения полезны - арки, солнечные часы, фонтаны, обнесенные стеной участки и остальное, но основной скелет обеспечивают деревья и кустарники. Недостаток места не является оправданием - есть компактные древесные растения, которые могут обеспечить разнообразие зимнего облика сада, когда однолетние растения и стебли бордюрных растений исчезли.

Используйте вечнозеленые и листопадные древесные растения. Книги по устройству сада изобилуют фотографиями, снятыми в разгаре лета, но виды в середине зимы в значительной степени проигнорированы. Во многих случаях, однако, мы вынуждены смотреть на сад в течение нескольких месяцев, когда все листья и цветы исчезли. В этом случае, конечно, необходимы некоторые вечнозеленые растения с серыми, желтыми, зелеными или пурпурными листьями, но листопадные кустарники и деревья играют не менее важную роль. Большинству красивоцветущих разновидностей место здесь, вместе с их сезонными изменениями.

Берегитесь ловушек — не будьте слишком амбициозны. Перед тем как составить дизайн-план, вы должны быть готовы встретиться лицом к лицу с вашими ограничениями по времени, деньгам, способностям, знанию сада и здоровью. Нет смысла в планировании отапливаемой теплицы, если вы не готовы принять на себя ежегодные расходы на ее обогрев зимой и круглогодичную работу, связанную с поливом, вентиляцией и так далее.

Укладка тротуарной плитки, кирпичная кладка, бетонирование и вырубка больших деревьев - работы, к которым не следует относиться легкомысленно, если вы никогда не делали их раньше. Поручите эту работу профессионалу, если вы можете себе это позволить. Если это невозможно, то почитайте о технике, поговорите со знающими друзьями и попросите их помочь.

Немногие аспекты садоводства доставляют больше удовольствия, чем успешное выращивание овощей… и немногие занимают больше времени. Если у вас мало свободного времени, не включайте большой огород в дизайн-проект.

Газон: ошибки обустройства


При обустройстве газона ошибки допускают в основном неопытные ландшафтные дизайнеры, которые не предполагают, каким образом все это будет выглядеть в готовом виде.

Первая ошибка заключается в расширении газона до лишенных солнечного света участков.

Вторая ошибка состоит в расширении газона вплоть до стены или дорожки - полоса без травы для внешних колес косилки должна быть повсюду вокруг газона, чтобы облегчить обработку краев.

Третья ошибка-дорожка, которая ведет непосредственно на газон и заканчивается на его краю. Регулярное движение в этом месте вызовет чрезмерное изнашивание и уплотнение дерна.

Четвертая ошибка в создании узких полос травы между грядками и/или бордюрами - полоса должна составлять не менее 75 см, чтобы облегчить проход косилки.

Выбор растений для сада

При составлении вашего плана посадки проверяйте особенности каждого дерева, кустарника и бордюрного многолетника прежде, чем сделать выбор растений для сада. Для этого ищите информацию в книгах, каталогах или в интернете. Вы захотите знать ожидаемую высоту растения во взрослом состоянии, срок цветения и окраску цветков, но вы должны также узнать ожидаемую ширину дерева или кустарника и его требования к освещенности и типу почвы.

Почти все клумбовые растения и многолетники для каменистого сада предпочитают расти на полном солнце, но многочисленные кустарники и бордюрные растения будут процветать в частичной тени. Убедитесь, что ваш список растений соответствует условиям, при которых эти растения должны будут вырасти. Нежелание сделать это может привести к неприятности - например, некоторые растения прекрасно чувствуют себя на меловой почве, но многие в таких условиях вообще не выживают. Проверяйте потребности растений прежде, чем добавить их к плану.

Как и любое дело, концепция ландшафтного дизайна базируется на определенных постулатах. Нарушая их, можно разрушить уже существую природную композицию и взамен не создать ничего стоящего, соорудив некое подобие несовместимых по стилю нагромождений.

Поэтому перед тем как оформить ландшафтный дизайн на своем участке, следует опираться на определенные правила – своего рода «свод законов» искусства, находящегося на стыке четырех направлений (архитектуры, растениеводства, истории и философии).

Универсальные приемы ландшафтного дизайна

Существует несколько универсальных дизайнерских приемов, которые помогут сделать ваш сад красивее и одновременно решить многие проблемы.

Их можно использовать без предварительной подготовки, «здесь и сейчас».

«Эскимосский дизайн» . Сад можно сделать визуально больше, применив прием, известный как «эскимосский дизайн». Считается, что эскимосы пользовались этой небольшой хитростью, чтобы зрительно раздвинуть границы своих скромных по размерам жилищ. Метод состоит в разбиении пространства на множество мелких ярких деталей, превращении его в своеобразную «мозаику».

«Ситцевый эффект» . Применяя его, можно растворить границы забора или любого другого нежелательного объекта. Рядом высаживают растения с цветками определенного цвета, скажем, красного, и с пестрыми цветками, но такими, в расцветке которых присутствует цвет первой группы растений. Пример: сочетания флоксов с малиновыми цветками и флоксов с пестрыми, бело-малиновыми цветками.

«Папуасский дизайн» . Если нужно сделать большой объект менее заметным, используйте «папуасский дизайн» - технологию, которая позволит сделать большое пространство цельным и уютным. Она включает множество приемов, но основной - это сочетание темного фона с яркими акцентами. Выберите для забора и других строений темную краску, а затем высадите вокруг растения с яркими цветками, лучше - красными, желтыми и оранжевыми. Посадите несколько растений с темными цветками и листвой, чтобы поддержать композицию.

Прием ландшафтного дизайна под названием «отзеркаливание» позволяет саду выглядеть особенно гармонично. Обратите внимание на виды за пределами вашего сада. Повторите определенные элементы того, что вы видите, на своем участке. Если вдалеке вы видите озеро, особенно хорош на участке будет пруд, если речку - ручей, если березовую рощу - посадки берез, если холмистый пейзаж - альпинарий. Принцип таков: окружающая природа должна отражаться на вашем участке, как в зеркале.

«Пограничный» метод ландшафтного дизайна

У всех садовых зон должны быть границы. Не всегда нужны плотные ширмы, экраны. «Пограничный» метод ландшафтного дизайна диктует следующие правила: на маленьких участках сплошные перегородки выглядят тяжело, и намного лучше подойдут ажурные, легкие - ведь нужно только обозначить границу. Отметить начало новой зоны можно даже при помощи отдельного крупного декоративного предмета или даже огромного валуна. В роли «пограничника» часто выступают необычное дерево или кустарник.

Любые границы должны быть правильно расположены - в местах перехода от одной зоны участка к другой, в местах их «стыковки». Но таких мест может быть много, и чтобы выбрать «стратегическую» точку, проверьте несколько моментов. Во-первых, это место должно хорошо «прочитываться» из различных частей сада. Во-вторых,- удовлетворять практическим требованиям: перегородка должна стоять там, где ее присутствие создает уют и формирует хороший микроклимат, а значит, ее расположение зависит от того, как спланировано место отдыха в данной зоне, какими объектами и посадками она наполнена. В-третьих, перегородка не должна закрывать красивый вид, открывающийся с территории конкретной зоны сада. Если вы используете в качестве средства зонирования контейнер, лучше всего выполнить его в том же цвете, что и цветки растения, растущего в нем.

Приемы дизайна: дорожки и углы

Проектируйте конфигурацию дорожек с небольшим расширением в начале и конце. Это зрительно расширяет границы участка.

Задействуйте углы участка - это красиво и практично, к тому же, позволяет визуально увеличить участок. Этот метод также известен как «метод кошек», т.к. действует по принципу: «в каждом углу по кошке, напротив каждой кошки - по три кошки». Метод великолепно работает на любых малых объемах, высвобождая максимальное количество пространства.

Интересное стоит подчеркнуть. Если в саду присутствуют интересные геометрические формы и линии, постарайтесь подчеркнуть их.

Как оформить входную зону в ландшафтном дизайне

Особое внимание следует уделить оформлению входной зоны. Первое впечатление - самое сильное.

Не показывайте весь сад сразу. В саду должна быть интрига. Надо стараться, чтобы нельзя было увидеть весь участок - его красота должна раскрываться постепенно, пейзаж - неторопливо разворачиваться. В каждом уголке непременно надо поместить что-то: скамеечку, необычное или ароматное растение, скульптуру и т.д. , ведущие к ним, должны быть извилистыми.

Причудливые формы на участке выглядят плохо. Размещая сложные объекты, вы рискуете тем, что их невозможно будет подробно рассмотреть - часть экспоната будет скрыта от глаз, к тому же, экстравагантность отдаляет нас от естественных, природных форм и может выглядеть «с перебором». Всегда выбирайте простоту и естественность: слегка изогнутую в одной - двух точках форму, лучше всего овальную - слегка вытянутую, расширенную или суженную.

Основные правила ландшафтного дизайна

При оформлении вашего садового участка, опирайтесь на основные правила ландшафтного дизайна:

1. Используйте объемные оптические эффекты. Для того чтобы участок зрительно казался больше, садовый водоем нужно наполнять водой не доверху, а чуть ниже бортиков (на 2-3 см). Сделайте границу пруда визуально уже, отсыпав ее камнем или галькой.

2. Для некоторых объектов сада существуют идеальные пропорции. Так, водоем не должен занимать меньше 1/5 площади зоны участка, которую вы видите одновременно с ним. Учтите, что один и тот же объект может просматриваться из различных зон одновременно, поэтому сбалансируйте композицию, ориентируясь по самой большой «картинке».

3. Используйте метод противоположного. Этот метод поможет уравновесить нестандартные участки - например, слишком узкие и длинные. Если ваш участок имеет прямоугольную форму, выбирайте угловую, диагональную планировку, в качестве правильной формы лучше подойдет не квадрат, а ромб, и т. д. Подойдет и вариант с мягкими формами: проектируйте извилистые дорожки, площадки отдыха овальной или же текучей, неправильной, волнистой формы. Все вышесказанное относится к , любым объектам участка. За счет их мягких форм и диагонального расположения на участке можно визуально «скруглить» острые углы. Этот метод можно применять локально: например, если на вашем участке есть отдельные неудобные зоны с острыми углами или суженные.

4. Используйте метод подобного. Если ваш участок имеет сложную, неправильную планировку, причудливую форму с множеством резких сужений и расширений, исправить эти недостатки можно применив метод подобного. Постарайтесь, чтобы все линии вашей планировки повторяли очертания вашего участка, были созвучны им. Так, если ваш участок имеет «волнистую» или закругленную форму, прямые линии дорожек вызовут чувство диссонанса. Наоборот, извилистые линии поддержат композицию, и она будет выглядеть гармонично - ведь и в природе нет идеально правильных форм. Планировка участка в целом задает закономерность, системность, «объясняет» конфигурацию сада. Идеальное решение для рассмотренного выше варианта - беседка круглой формы, овальное мощение и тому подобное. Если же вам по стилю требуется присутствие геометрически правильных объектов, введите элемент, который свяжет два типа формы (например, квадрат можно вписать в круг и т. д.).

5. Используйте забор для зрительного расширения узких проходов. Часто бывает так, что на участке узкие проходы соседствуют с забором, и это зрительно уменьшает участок, создает впечатление тесноты. Чтобы избежать этого, во-первых, не проектируйте дорожки перпендикулярно к таким тупикам. Во-вторых, покрасьте забор в светлый цвет и декорируйте его большим количеством как можно более разнообразных растений, лучше всего с пестрой светлой листвой и цветами. Посадите белые цветы, сделайте сетчатые вставки в забор, укрепите в некоторых участках забора светлые арки и пустите по ним вьющиеся растения, лучше всего цветущие. Один из самых «сильнодействующих» приемов - укрепить на стене или заборе в некоторых местах зеркала большого или среднего размера, но можно и группу маленьких, причем закреплять их нужно не плоско, а слегка под углом, наклонно.

Правила освещения в ландшафтном дизайне

Освещайте сад правильно - это существенная часть его имиджа Правила освещения в ландшафтном дизайне гласят: лучше освещать сад отдельными «островками», а не равномерно. Должна быть некая тайна, игра, контраст света и тени. Выделите, подчеркните светом все самые красивые места сада, красивые конструкции, подпорные стенки, подиумы, водоемы, композиции из камней, и, конечно, самые эффектные растения. Одним словом, вы должны определить, какие объекты должны привлекать наибольшее внимание.

Свет должен падать со стороны наблюдателя - так, чтобы он не раздражал глаза и не искажал ландшафт.

Если вы хотите организовать спецэффекты с растениями, используйте цветной свет, а чтобы подчеркнуть их естественную красоту - белый или желтый.

Дерево или высокий кустарник освещают полностью.

Если вы хотите выделить не только уголок ландшафта, но и его конкретные детали, используйте не слишком яркий прожектор и точечную подсветку совместно.

Если вы хотите подчеркнуть глубину пространства, используйте яркий свет на переднем плане, и рассеянный - на заднем.

В плане дизайна самый лучший вариант - иметь светильники различных типов. Чем разнообразнее освещение, тем «богаче» впечатление от участка.

Кроме того, самое выигрышное решение - размещать светильники на разных уровнях. Идеально, если они будут разнообразными: различной высоты, классические и встроенные, «напольные» для мощений, подвесные и настенные. Чем больше «измерений» света, тем лучше.

Если вы хотите осветить , источник света должен находиться сзади. Поток света направьте так, чтобы струи падающей воды красиво блестели. Подчеркните красивую линию дорожки или площадки цепочкой светильников.

Концепция маскировки в ландшафтном дизайне

Активно используйте в ландшафтном дизайне концепцию маскировки. На садовом участке маскировка - одна из самых актуальных проблем при работе с любым ландшафтом. Даже если вы приступаете к созданию композиции на только что приобретенном участке, найдутся зоны, которые хотелось бы скрыть. Что и говорить об уже обжитых пространствах!

На любом участке найдется множество объектов, которые досадно сводят на нет все хорошее впечатление, не соответствуют композиции и стилю сада, производят впечатление неаккуратности, запущенности, недоделанности. Старые фундаменты, массивные монотонные заборы, временные постройки, сараи, - это лишь малая часть из возможных «неприглядных» объектов. Однако не всегда возможно отказаться от объектов хозяйственного назначения - лучше их замаскировать.

Приемы садовой маскировки позволят вам, как совсем скрыть объекты, так и декорировать их, чтобы затем «вписать» в общую концепцию участка.

Конечно, залежи мусора и различного лома однозначно нуждаются в расчистке. Беспорядку не место на участке! Рассортируйте все, что хотите оставить, а остальное выбрасывайте без сожаления.

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношение форм по геометрическому строению.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения - шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Соотношение форм по величине.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий - низкий, большой - маленький, пирамидальныйшаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

При оформлении небольшого сада лучше всего остановиться на какой-нибудь одной плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяемости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круглую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же круглого газона, не менее интересной может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.

Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они отчетливо просматриваются - в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, поверхности газона или пруда.

Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:

  • грубая (дуб),
  • средняя (вяз, липа),
  • тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Соотношения форм по положению в пространстве.

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его "сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами". При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии , которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).

Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.

Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый - розовый - ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый - зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные).

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.

Волшебник из всем знакомого фильма «Обыкновенное чудо» утверждал: высший пилотаж чародейства заключается в том, чтобы сделать живое еще более живым. Похожую задачу ставит перед собой ландшафтный дизайнер, ведь он создает из природных материалов — рельефа, растений, дальний видов — по сути, новый пейзаж. Но, как известно, «волшебство» по заказу — услуга достаточно дорогая, и далеко не все могут пригласить ландшафтного архитектора для устройства сада своей мечты. Унывать, однако, не стоит. Зная некоторые основные принципы планировки, вы сможете неузнаваемо преобразить невыразительный участок земли.

Выбираем стиль

Приступая к планировке сада, следует подумать о его назначении: будете ли вы использовать его постоянно или он станет местом проведения уик-эндов и летнего отпуска. В зависимости от функции формируется и пространство.

«Эдемы» первого типа должны быть тщательно продуманы с инженерной точки зрения. Ландшафты временного пребывания могут быть ближе к природе, органически с ней сливаясь. Здесь главная задача — создать условия для максимального пребывания человека на солнце и воздухе. Но в обоих случаях сад должен подчиняться определенному стилю. Иначе он будет выглядеть малоэстетичным нагромождением случайных элементов, очень далеким от понятия «благоустроенный ландшафт».

Например, если вы сторонник строгого порядка, остановите свой выбор на регулярном стиле. Вам будет по душе симметричная планировка и геометрические формы: прямые дорожки и аллеи, стриженные зеленые стены, партерные цветники, прямоугольные водоемы.

Любителям уютной простоты подойдут сельские мотивы: самые распространенные неприхотливые растения, извилистые травяные дорожки, декоративные элементы из дерева, увитые зеленью и цветами стены и ограды.

Архитектурный стиль подходит урбанистически настроенным владельцам. Здесь делается акцент на строительные конструкции в саду: арки, беседки, перголы, мощеные площадки, а в случае ярко выраженного рельефа обязательно наличие подпорных стенок и садовых лестниц. В посадках подчеркивается прежде всего архитектоника, то есть особенности строения деревьев и кустарников. Среди цветов, как правило, предпочитаются крупнолистные, высокие растения.

Сегодня появляется все больше сторонников и у японских садов с их гравийными или песчаными площадками, живописными валунами, водоемами с мостиком, каменными фонарями и карликовыми деревьями.

Немало разновидностей у пейзажного стиля, причем особо популярны в последнее время сады в духе «дикий лес». В их создании используются листопадные деревья с подлеском из рододендронов, папоротников или лесных цветов. Ощущение нетронутой природы дополняют высокие травы, пруды неправильных очертаний с болотными растениями, густая живая изгородь и таинственные гроты, сложенные из натурального камня.

Главная стилевая черта средиземноморского сада — декоративное мощение и устройство патио (внутреннего двора жилого дома). Обязательным дополнением являются массивные вазоны, статуи, приподнятый водоем с каменными бортами и пристенный фонтан с рельефной доской. В садах такого типа растения высаживаются в контейнеры и у стен дома.

Сад для ленивых

Оформив края газона камнями, вы избавитесь от хлопот по обработке кромок. Не делайте клумб посреди газона.

Если сад замостить и посадить карликовые хвойные, верески, медленно растущие кустарники и луковичные, уход за ними сведется к минимуму.

В маленьком саду или палисаднике всю траву можно заменить покрытием из гравия.

Количество сорняков будет гораздо меньше, если посадить в саду почвопокровные растения.

Бумага все стерпит

Если вы определились со стилем своего будущего сада, приступайте к следующему этапу — измерению участка с помощью рулетки. Вам нужно установить его конфигурацию (прямоугольный, трапециевидный или неправильной формы), а также отметить все неровности и перепады рельефа. Обратите внимание, как в течение дня освещается участок и как скользит тень. Кроме того, важно решить, какие детали рельефа вы оставляете (например, взрослые деревья и кустарники), а от чего лучше избавиться (старые пни, горы щебня или полуразрушенный сарай).

Пользуясь полученными данными, начертите на миллиметровке схему с соблюдением масштаба (1:100 или 1:50). Кроме размеров покажите на плане стрелкой направление север — юг. Если у вас уже есть чертежи дома и других строений, их следует вычертить в том же масштабе и аккуратно вырезать по внешним контурам (это касается и деревьев, которые вы желаете сохранить на участке). Передвигая полученные макеты по плану, подберите несколько удачных, на ваш взгляд, вариантов размещения дома и построек, причем каждый желательно зафиксировать на бумаге, например, цветными карандашами.

Прикидывая, где лучше разместить строение, плодовый сад, огород, цветники, дорожки и водоемы, непременно учитывайте расположение домов на соседних территориях, ориентацию по сторонам света всех элементов сада и, наконец, рельеф участка и его грунты. Если ваша усадьба невелика, не старайтесь втиснуть в ее пространство слишком много клумбы, беседки, садовые скульптуры и прочее. Помните, что газон почти во всю ширину участка делает маленький сад зрительно обширнее — как палас на весь пол в небольшой комнате. Ограниченность площади часто заставляет прибегать к приемам, иллюзорно раздвигающим пространство. Например, ведущую к дому дорожку можно проложить по диагонали или зигзагообразно, раскрывая то один, то другой уголок сада, а границы участка прикрыть цветущими кустарниками, многолетниками и деревьями. Рисунок покрытия дорожек, декоративные решетки, отбрасывающие узорную тень, небольшие водоемы — все эти детали украшают сад, не перегружая пространство излишествами.

Что делает сад красивым?

Продуманные декоративные акценты — солнечные часы, крупный камень, необычное дерево — делают сад особенно привлекательным. Если на дальнем плане открывается красивая панорама, обрамление из листвы (например, смыкающиеся кроны) поможет создать эффектную видовую картину.

Сад можно спланировать так, чтобы нельзя было определить его границы (в этом случае площадь участка будет казаться больше). Достичь этого эффекта можно, частично перекрыв обзор шпалерной решеткой, высокими кустами или аркой.

Даже если участок плоский, посадки будут выглядеть привлекательнее на разных уровнях. Травянистые растения располагают на фоне более высоких кустарников, далее — вьющиеся растения и деревья.

Очень важно использовать возможности контрастов. Стриженый газон особенно красив рядом с пышной клумбой, мощеное покрытие подчеркивает нежность цветов, водная гладь делает выразительной грубую поверхность камней.

У каждой зоны свой характер

Составляя план, желательно разбить площадь участка на несколько частей — достаточно четко разграниченных функциональных зон. Такая разбивка способствует, во-первых, более полному использованию территории, во-вторых, создает удобство в ее эксплуатации. Можно выделить следующие основные зоны: общественная — она включает в себя входную площадку перед крыльцом дома и патио, палисадник с цветником или газон, детскую и спортивную площадки; жилая зона — собственно дом, уголок для тихого отдыха, бассейн, площадка для барбекю под навесом; садово-огородная, а также хозяйственная зона, которая состоит из подсобных построек различного назначения. Это могут быть помещения для инвентаря, сарай или мастерская, баня, гараж и прочее. Большинство хозпостроек размещают в глубине участка, у его дальней границы, — это делается из санитарных, эксплуатационных и эстетических соображений. Лучше всего, если постройки будут расположены не как попало, «россыпью», а сгруппированы вокруг мощеной площадки — хозяйственного двора. При этом неплохо совместить несколько строений в один — два объема и сэкономить при этом как площадь, так и строительные материалы. Размещение всех построек компактной группой, в одном месте, всегда улучшает санитарное состояние участка и его эстетические качества.

Разметка на натуре

После того как план составлен и вычерчен на листе, его необходимо перенести на «натуру», то есть отметить на земле расположение основных элементов планировки. Для этого вам понадобится рулетка и мерный шнур. С их помощью линии плана перенесите на землю и отметьте бечевкой, закрепленной вбитыми колышками. Под бечевкой выкопайте узкую канавку и плотно заполните ее мелкой щебенкой, фиксируя таким образом разметку участка.

По ходу дела проверяйте, «работает» ли ваш «бумажный» проект на местности. Например, не забывайте, что клумбам нужно много солнца. Это же касается и пруда, который лучше не прятать под деревьями. Газону тоже необходим солнечный свет хотя бы на несколько часов в день, но, в крайнем случае, траву можно заменить теневыносливыми почвопокровными растениями. В самых тенистых уголках сада посадите тенелюбивые кустарники, стелющиеся растения, разместите там хозблок и компостную яму, замаскировав их посадками или декоративными решетками, увитыми лианами.

Декоративный камуфляж

Даже мертвое дерево можно превратить в интересную деталь композиции. Посадите вокруг него клематисы или жимолость и соорудите круговую скамью. А можно, спилив верхнюю часть ствола, устроить на дереве кормушку для птиц.

Некрасивые бетонные стены построек прикройте деревянными щитами. К балкам прикрепите горизонтальную проволоку и посадите вечнозеленую жимолость, плющ или клематис. Растения очень быстро замаскируют и стены, и крышу.

Если в бетонных стенах имеются трещины, заполните разломы субстратом и посадите неприхотливые альпийские растения — получится эффектная «цветочная стенка».

Прямые бетонные дорожки — нерадостное зрелище в саду. Можно сделать их более живописными, высадив по краям низкорослые ползучие растения.