Как сделать витражные окна своими руками? Изготовление витражей или как делать витражи своими руками.

Многие считают, что украсить комнату своими руками, витражными красками – сложно. На самом деле, занятие может стать увлекательной игрой как для взрослого, так и для ребенка. Главное, не бояться фантазировать и не опускать рук, допуская первые ошибки. Если вы привыкли все делать своими руками, то витражное остекление не доставит вам больших хлопот.

Виды витражей

Прежде чем приступать к созданию витражей своими руками, давайте рассмотрим основные виды витражного искусства и техники.

Фьюзинг

Одна из самых сложных техник создания витражей – фьюзинг. Витраж изготовляется из цельного стекла с нанесением на него цветных элементов. Между фрагментами нет скрепляющей металлической нити, а готовое полотно прокаливают в раскаленной печи несколько часов.

Детали этих витражей могут иметь четкие границы, могут сливаться и наслаиваться друг на друга, а могут принимать фактурные очертания. Все зависит от задумки мастера и от температуры плавильной печи. Витражи создаются на производстве, в домашних условиях повторить технику затруднительно.

Рыбка. Стекло. Фьюзинг. Мастер Елена Ярошенко

Конечно, с маленьким ребенком повторить технику фьюзинга будет затруднительно, но с ребенком старшего возраста можно записаться на мастер класс по изготовлению витражей. Впечатления от нестандартного урока останутся на долгие годы.

Мастер Лилия Горбач

Тиффани

В витражах, создаваемых по технологии “Тиффани”, работа со стеклом подразумевает скрепление отдельных частей с помощью металлической полосы и пайки. Причудливые формы, замысловатые сюжеты и яркие цвета – основная составляющая любого изделия в технике “тиффани”. От светильника, и абажура у настольной лампы, до домика для кукол – все это можно украсить витражной техникой “Тиффани”.

Создание витражей в технике “Тиффани” своими руками может вызвать следующие затруднения:

  • стекло придется резать на мелкие детали и отшлифовывать края;
  • металлическая нить не всегда поддается пайке с первого раза;
  • с ребенком эту технику осваивать категорически не рекомендуется.

Вера Юрьева, Санкт-Петербург

“Фея”, Витраж в технике Тиффани. Мастер Ольга Лисицына, Воронежская обл.

Светильник из цветного стекла и стеклянных капель в технике Тиффани.
Мастер Надя Безрукова, Самара

Пленочные витражи

Особую популярность приобретают витражи, выполненные в английской технике, которая предполагает сборку картины на стекле из частей самоклеющейся пленки. Для этого витража своими руками потребуется:

  • самоклеющаяся витражная пленка разных цветов;
  • самоклеющаяся свинцовая лента;
  • резиновый валик;
  • малярный нож;
  • стекло.

Такую технику можно осваивать с детьми старшего возраста, предварительно проведя инструктаж работы с материалами.

Суть английского метода заключается в переносе на стекло контура картины. Заготовку можно распечатать из шаблонов, выложенных в интернете, а можно создать самому. Сначала наносим на стекло контур черным маркером, потом проклеиваем по контуру свинцовой самоклейкой и переворачиваем стекло. Наклеиваем цветную витражную пленку и наносим второй контур свинцовой ленты. Осталось закрепить свинцовый контур резиновым валиком.

Пленочный витраж на дверце шкафа. Мастерская “Чудо стекла”

Витражные пленки бывают однотонные и многоцветные, гладкие и с рельефными эффектами, с вкраплением частиц различных форм и оттенков.

Роспись по стеклу витражными красками

Самый доступный способ создания витражей своими руками – витражные краски. Этот вариант витража понравится и взрослому и ребенку. В его основе: нанесение контура и рисунка будущего витража специальными красками.

Картина, созданная витражными красками должна полностью высохнуть после изготовления, поэтому нанеся контур или картинку, изделие придется оставить в покое минимум на 24 часа.

Зато рисовать витражными красками можно вместе с ребенком разного возраста. Младшие могут копировать контуры через пленку – основу, старшие переносить рисунок сразу на стекло.

Интерьерная тарелка с витражной росписью в африканском стиле.
Мастерская 3dogsdesign, Санкт-Петербург

Фонарик с витражной росписью.
Декоратор Мария Нетт, Челябинск

Роспись витражными красками по стеклу.
Мария Кириллова, Нижний Новгород

Техника создания витражей по своему эскизу

Если вы всерьез задумались о создании витража своими руками, витражными красками, не спешите осваивать окна и остекленные двери. Сначала стоит попробовать нарисовать витраж на малой площади. Например, декорировать ночник или вазу, стеклянную тарелку или кружку.

Витражные краски

Чтобы создавать витражи своими руками, необходимо определиться с тем, какие краски вы предпочитаете использовать. Все краски для витража можно разделить на обжигаемые и не обжигаемые. Обжигаемые позволяют прокаливать готовое изделие в печи, то есть продлить срок эксплуатации готового витража.

Но, не смотря на явный плюс обжигаемых материалов, у таких витражных красок присутствуют недостатки. Во-первых, после обжига изделия краска становится матовой, утрачивая былую яркость. Во-вторых, некоторые оттенки после отжига могут изменить свой цвет. Может появиться мутность.

У не обжигаемых красок таких особенностей нет. Готовое изделие имеет яркие, сочные цвета, гладкую,глянцевую структуру. Единственное “но”, мыть это изделие придется вручную, используя мягкие моющие средства.

Краски и контуры для стекла без обжига Idea

Контуры для витражных красок продаются в специальных тюбиках. Очень часто новички покупают черный контур. Это не правильно. Работать с черным контуром сложнее, чем кажется на первый взгляд. Линии могут быть неоправданно широкими, а контур может бросаться в глаза. Затмевая весь рисунок.

Новичку в витражном украшении и декоре лучше использовать контуры серебристых или белых цветов. Не бойтесь, сначала линия будет больше, чем вы планировали, но с опытом придет понимание как выдавливать контурную краску нужной ширины.

Чтобы кончик насадки не засыхал и не обрастал остатками краски, рядом с изделием всегда кладите влажную губку, о которую вытрете все излишки.

Этапы работы

Перед работой со стеклом, его нужно избавить от грязи и лишнего жира. Для этого промойте основу под проточной водой с моющим средством.

Теперь о эскизе. Если вы не хотите повторять растиражированные картинки и мечтаете создать что-то необычное, то рисунок можно сделать при помощи специальных программ или в простом Paint, который есть на каждом компьютере.

Создав и распечатав эскиз, приступаем к переносу его на стеклянное изделие. Если это ночник для декора, то лист с рисунком мы аккуратно вправляем внутрь стеклянного абажура, закрепляем его клейкой лентой.

Теперь берем черный маркер для работ по стеклу (его контур стирается очень легко), и наносим очертания рисунка на наш абажур. Следующий этап: наносим витражный контур и оставляем изделие высыхать.

В создании витражей своими руками важно правильно работать с витражными красками. Перед использованием каждый тюбик необходимо встряхнуть, но не взбалтывать, чтобы не поднять кучу пузырьков.

Витражные краски наносятся густым слоем на каждую деталь рисунка. Каждой стороне нужно дать полностью высохнуть. Готовое изделие можно вскрыть акриловым лаком, чтобы закрепить детали, а можно прокалить в печи. Во втором случае обратите внимание на жаростойкость стекла-основы.

Витражные краски как забава малыша

Чтобы не разориться на дорогостоящих витражных красках, забаву для малыша можно изобрести самим. Для этого возьмите тюбик клея ПВА и несколько пакетов с пищевым красителем. Смешиваете краситель с клеем пока не получите однородную, густую массу.
Под емкости можно использовать пустые тюбики от гуаши, или баночки из-под детского питания. Такой материал идеально подойдет для работы даже маленькому ребенку.

Следующим этапом будет нанесение рисунка на пленку. Витражные краски, созданные своими руками, наносятся на лист файла, в который вложена нужная картинка. Ребенок старше трех лет справится с обведением контура и нанесением рисунка по шаблону под пленкой. Малышу нужно предоставить простор для творчества.

После полного высыхания, пленка с росписью отделяется от шаблона и наклеивается на стекло.

Моя дочь любит рисовать солнышко и цветочки, домики и человечков. Если раньше ее искусство заставляло меня часами смывать краску с окон, то теперь акриловые картинки легко крепятся к стеклу. Они также легко снимаются, и это здорово!

Вот так интересно, дружно и творчески мы создаем витражи своими руками витражными красками, чего и вам желаем!

Сегодня мы расскажем о создании витражей: как выбрать рисунок для витража, способы переноса рисунка на витражное стекло, материалы и инструменты для самостоятельного изготовления витража, два способа создания рисованного витража, самостоятельное изготовление витражной краски, как получить матовую поверхность стекла.

Среди множества различных способов украшения помещений витражи выделяются особенной яркостью и нестандартным видом. Игра солнечных лучей или особая подсветка придадут особое очарование помещению, где установлены витражные изделия. К слову, если классический витраж — это орнамент из цветных стёкол, через которые пропущен естественный свет, то современное понятие витражей гораздо шире. Витражи художественные могут быть размещены в любом помещении — даже в таком, где естественное освещение полностью отсутствует.

Традиционно витражные композиции создавались из фрагментов цветных стёкол, скреплённых свинцовыми прокладками (свинец достаточно мягкий). При создании витражей из бесцветного стекла, роспись по нему выполнялась красками на силикатной основе.

Современные витражи соединены свинцовыми и латунными профилями (латунными со стальной вставкой), их можно установить как в оконные проёмы, так и в качестве плафонов для внутренних светильников в здании, для устройства подвесных потолков , формирования внутренних перегородок, создания витринных композиций и панно. Декоративные изделия, такие как витражи Тиффани, являются самостоятельными элементами декора.

Витражи художественные — технология создания

— создаётся по классической витражной технике, с той лишь разницей, что края некоторых (или всех) витражных элементов подвергаются огранке (снимается фацет). Благодаря этой операции достигается большая игра солнечного света в созданных гранях, что увеличивает красоту витражной композиции.

— создаётся путём сплавления разноцветных стёкол в высокотемпературных печах. При этом цветные элементы витража тщательно вырезаются и шлифуются, после чего помещаются на лист стекла (подложку), образуя законченную композицию. Далее — обработка в печи, после чего подложка и цветные элементы спаиваются в одно целое. Ещё одной отличительной чертой фьюзинговых витражей является их волнистая поверхность.

Существует другая технология создания фьюзинговых витражей — наклейка элементов витражного рисунка на подложку из закалённого стекла с помощью прозрачных клеев, предварительно подвергнув цветное стекло высокотемпературной обработке. Дело в том, что использовать подложку из закалённого стекла, необходимого при создании полностью стеклянных дверей и застекления оконных проёмов большой площади, для создания фьюзингового витража нельзя — в ходе температурной обработки оно станет хрупким. Наклеивание элементов позволит получить крепкую, высокохудожественную витражную композицию, причём её можно установить даже на потолок — если в силу каких-то причин такой витраж разобьётся, то никого не порежет, т. к. осколков не будет.

— на стекло силикатными красками наносится рисунок, затем стекло подвергают температурной обработке в печи. Рисованная композиция выполняется кистью или аэрографом.

— выполняется витражная композиция по одной из приведённых технологий, затем на её тыльную сторону наносится тонким слоем нитрид титана. При этом степень отражения можно повысить, понизить или получить односторонне прозрачное зеркало.

Гравированный витраж — рисунок создаётся только вручную, с использованием гравировального оборудования или ручным инструментом. Цветное стекло — основа для таких витражей — создаётся при смешивании стёкол разного цвета, которые нагреваются до жидкого состояния, затем несколько жидких стёкол разных цветов выливаются на стол и раскатываются. Полученное этим способом стекло имеет уникальный цвет и рисунок — получить два листа такого витражного стекла с идентичным рисунком и окрасом невозможно.

— методика, особенно популярная сегодня. Для получения матового витража применяется пескоструйная технология: подаваемая под высоким давлением струя песка царапает поверхность прозрачного стекла, выбивая микрочастицы и превращая одну сторону стекла в матовую. Для создания рисунка по этой технологии понадобиться трафарет — его закрепляют на стекле и помещают в пескоструйную камеру. После обработки места, закрытые трафаретом, остаются прозрачными, всё остальное становится матовым.

Особый интерес вызывает техника создания витражей по методу глубокой выработки — получение объёмных рисунков на стекле. Для этого используется пескоструйная машина и более сложный, многослойный трафарет. Технология создания следующая: все слои трафарета укладываются на листовое стекло и подвергаются пескоструйной обработке (снимается слой стекла около 1 мм), затем один трафаретный слой снимается и проводится новая обработка струёй песка (снимается слой в 1,5 мм) и т. д., до получения требуемой композиции. Создавать витражи таким способом можно только на стекле толщиной от 6 мм, причём сам процесс достаточно кропотлив и трудоёмок.

— внешне похож на классический, хотя создаётся более простым способом. Элементы рисунка для пакетного витража вырезаются на станке, управляемом компьютерной программой. Свинцовые прокладки, которыми скреплены фрагменты классического витража, здесь заменены современными материалами, внешне похожими на свинцовые. После формирования готовой витражной композиции, она наклеивается с помощью особого прозрачного клея на лист стекла — готовый витраж, изготовленный по данной технологии, легче и прочнее классического. Зачастую такой витраж зажимается между двумя листами прозрачного стекла.

— наиболее дешёвый способ создания витражной композиции. На рынке в большом ассортименте представлена плёнка разных цветов, из неё вручную или с помощью плоттера вырезаются элементы витражного рисунка и наклеиваются на листовое стекло. Полученный таким образом витраж будет недолговечен, но его легко заменить.

Рисунки для витражей

Важным моментом в подборе темы эскиза для витражной композиции будет назначение помещения. Если предполагается некая абстракция, то её лучше исполнить в единой цветовой гамме с помещением. Следует придавать значение смыслу, заключённому в витражной композиции — так она будет лучше смотреться в общем дизайне.

Важно учитывать, что витражные рисунки не должны оставлять чрезмерно много пустого места на стекле, равно как и слишком перегружать его. В первом случае можно составить витраж из небольшого центрального рисунка (узора), дополнив картину декоративными элементами по углам стекла, покрыв остальное свободное пространство лаком.

Учтите, что исправить пустоты в готовой витражной композиции много проще, чем скорректировать чрезмерно заполненный рисунок витража после его завершения (такое желание часто возникает при большом количестве мелких элементов).

Тщательно продумайте эскизный рисунок витража, поэкспериментируйте с размерами отдельных элементов композиции. Лучше всего вносить новые детали рисунка постепенно. Не менее важна цветовая палитра витражного рисунка — испробуйте несколько вариантов цветовых решений.

Как изготовить витраж своими руками

В домашних условиях создание витражей по промышленным методикам невозможно. Например, для фьюзингового витража требуется особая стекольная печь и температура в 900 °С.

Какие же виды витражей можно сделать в домашних условиях? Это витраж Тиффани, расписной витраж (обжиг заменён лакированием) и плёночный витраж. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Изготавливаем витраж Тиффани самостоятельно

Потребуется отдельное помещение для работы (достаточно кропотливой).

Из материалов: цветные стёкла, специальная медная фольга (продаётся в рулонах, её ширина 4,7 мм), прозрачный клей (не силикатный), паяльная кислота, припой для спайки элементов витража (содержание олова/свинца 50/50 или 60/40), любое средство для мытья посуды, патина.

Из инструментов: алмазный стеклорез (лучше именно алмазный), плоскогубцы, малые кусачки, малый станок для обточки кромки стёкол или точильный брусок, тонкий паяльник.

Создаём эскиз будущего витража — вначале на обычной бумаге (лучше в клетку), затем переносим окончательный вариант на более плотную бумагу (картон или ватман). Нужно разрезать эскиз на элементы, наложить их на цветные стёкла подходящего окраса и обвести по контуру маркером.

С помощью стеклореза вырезаем из стекла элементы будущего витража тиффани. Аккуратно обламываем стекло по линии разреза, образовавшиеся неровности нужно отломить малыми кусачками: для этого берём картонную коробку подходящего размера, стеклянный элемент держим (сильно не зажимая!) плоскогубцами, берём малые кусачки в другую руку и отламываем (без коробки кусочки стекла разлетятся по всему помещению).

Следующий этап — обточка кромки. Если есть специальный станок — работаем на нём, если же нет — нужно набрать воду в миску (лучше металлическую), положить туда точильный брусок (он должен быть утоплен в воде) и стачивать острые выступы на стекле об него. Качество проверяем на общем эскизе, если все стеклянные элементы идеально подходят друг к другу, то можно переходить к следующему этапу — обёртыванию кромки медной фольгой.

Используем специальную медную фольгу в виде ленты, имеющей одну клейкую сторону. Оборачиваем ею кромку: расположив середину медной ленты по центру кромки, загибаем её по двум сторонам. Важно, чтобы края загиба были одинаковы с обеих сторон стеклянного элемента витража Тиффани. Тщательно приглаживаем фольгу к стеклу, воспользовавшись лопаткой из дерева (не металлическую — поцарапает). Когда все стеклянные фрагменты витража будут обёрнуты фольгой, сложите их в композицию — проверьте прилегание ещё раз.

Далее потребуется обработать кромку, покрытую медной фольгой, паяльной кислотой — она выполнит роль флюса при пайке. Для нанесения паяльной кислоты воспользуйтесь ватным тампоном, закреплённым на палочке. Очередь пайки : разогреваем паяльник, набираем на него капли олова и пропаиваем элементы витража тиффани по кромкам, соединяя их между собой. Шов из олова должен быть непрерывным и напоминать небольшой валик — так будет красиво и аккуратно. Олово должно полностью покрыть всю видимую часть медной фольги — как между витражными элементами, так и по их внешним краям. Сразу у вас вряд ли получиться, поэтому тренируйтесь. Если изготавливаемый вами витраж тиффани предполагается подвешивать, то припаяйте к нему проволочную петлю.

По завершении пайки очередь за помывкой спаянного витража — если эту операцию пропустить, то остатки паяльной кислоты вызовут появление на оловянном шве образований, похожих на мох. Для мойки витража Тиффани вполне подойдёт обычное моющее средство для посуды и губка.

Дайте просохнуть витражу, затем покройте оловянные швы патиной (чёрной или медного цвета — на ваш вкус). Патину следует наносить палочкой с ватным тампоном: нанесите немного патины на тампон, затем с силой вотрите её в поверхность оловянного шва. Завершив эту операцию, требуется вновь вымыть витраж. Вот и всё, работа закончена!

Витраж, рисованный красками — одна из старейших методик. Предлагаем вам два способа создания расписного витража: в первом из них рисунок формируется путём нанесения его кистью и красками, во втором — краска заливается на рисунок.

Первым делом нужно подобрать рисунок для витража, подготовить его эскиз, пропорционально увеличив изображение (при необходимости).

После подготовить витражное стекло к нанесению рисунка — тщательно протереть его ватным тампоном или чистой тряпочкой, смочив в спирте. Эта простая операция окажет большое влияние на долговечность будущей витражной росписи.

Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Кстати, рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. Проще всего переносить эскиз рисунка, наклеив его скотчем на обратную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — вначале с помощью маркера, затем — особой витражной краской, нанесённой на тонкую кисть (см. ниже способы её изготовления).

Приступайте к окрашиванию рисунка, первыми нужно покрасить фрагменты, разделённые между собой (т. е. не смежные), в этом случае можно будет корректировать выход краски за пределы контура и она не смешается с краской другого цвета из соседнего фрагмента рисунка.

Существует другой способ окрашивания фрагментов витража. Для его исполнения потребуется вырезать на бумажном эскизе только тот фрагмент, который вы предполагаете окрашивать в этот раз. Совместите его по контуру с аналогичным участком на стекле и прокрасьте кистью или из распылителя. После высыхания краски, подготовьте новый фрагмент — и так далее, до полного завершения окраски витражного рисунка.

Для полного высыхания окрашенных фрагментов потребуется трое суток. После этого нанесите краску на оставшиеся участки и дайте ей просохнуть. Затем нанесите поверх окрашенных участков рисунка контур, воспользовавшись тонкой беличьей кистью и витражной краской — так вы сможете придать изображению чёткость, скрыть мелкие просветы и потёки. Будьте внимательны и неторопливы!

Через трое суток нужно выполнить завершающую операцию — нанести на витраж слой лака, воспользовавшись широкой кистью или распылителем краски . Покройте лаком весь витраж, включая те участки стекла, на которых нет рисунка. В этот раз срок сушки — неделя. На всё время сушки поместите стекло с витражным рисунком в чистое, сухое и хорошо проветриваемое помещение, не трогайте его, исключите возможность доступа к нему детей и домашних животных. По прошествии семи суток витраж готов, его можно вставить в раму или, к примеру, в межкомнатную дверь.

Рисованный витраж методом заливки краски

Начало работ по созданию такого витража — в выборе витражного рисунка и переносе его контура на стекло. Далее требуется сделать контур выпуклым (объёмным) для создания границ, препятствующих разливу краски за пределы положенного ей участка.

Здесь потребуется изготовить особую контурную краску, для этого нужны:

  • 50 мл клея ПВА, подходящего для склеивания фарфора и стекла;
  • чёрная тушь — 20-30 мл;
  • серебрянка (алюминиевая пудра) — около 30-40 г.

Контурная краска создаётся так — берём небольшую стеклянную баночку, наливаем в неё клей ПВА, добавляем чёрную тушь, перемешиваем и в процессе помешивания подсыпаем серебрянку. По консистенции полученная таким образом краска должна напоминать жидкую сметану свинцового цвета.

Сразу отметим — если в процессе нанесения объёмного контура на стекло краска в банке загустеет, то, добавив в неё некоторое количество тёплой воды и немного чёрной туши (для желаемого цвета), она вернётся в необходимое вам состояние.

Контур, образованный такой самодельной краской, будет устойчиво держаться на стекле, внешне будет похож на свинцовые прокладки, соединяющие элементы классического витража. Причём вы можете импровизировать с шириной контура при его нанесении — это придаст вашему витражу оригинальность. Итак, вооружаемся беличьей или колонковой кистью и приступаем к рисованию контура — он должен получиться объёмным (выпуклым) в достаточной степени, поэтому на краске особо не экономьте, но наносить её нужно осторожно и аккуратно. В процессе создания объёмного контура требуется периодически помешивать краску, т. к. более лёгкие частицы серебрянки начнут скапливаться на её поверхности. Не тяните с контурными работами — чем дольше будет стоять приготовленная вами краска, тем больше будет меняться её цвет, а значит, утратится однообразие контурных линий.

После прорисовки контура витражного рисунка — 3 часа ждём полного высыхания краски.

Как изготовить краски для витражей

Продолжение материала по созданию витражного рисунка по методу заливки краски будет ниже, а пока самое время привести здесь несколько способов создания в домашних условиях витражной краски.

Первый способ. Потребуется нитролак НЦ-218 (можно использовать 222 или 2141), 647-й растворитель и масляные краски для художественных работ. Наливаем в баночку около трети нитролака, добавляем растворитель (примерно до 40% от количества нитролака), перемешиваем до получения состава, похожего на воду. Затем вводим каплю (размером с горошину) художественной краски, перемешиваем, добавляем ещё краски, если цвет не достаточно ярок (краски понадобится до 10% от количества нитролака). В итоге получаем хорошо растекающийся цветной лак, который отлично подойдёт для заливки рисунка витража.

Второй способ. Понадобится светлый клей БФ-2, ацетон, растворимая в спирте краска (можно использовать пасту из шариковых ручек). В стеклянную баночку наливаем клей, разбавляем его ацетоном по соотношению 1:1, перемешиваем и добавляем краску до получения цвета нужной насыщенности.

Третий способ. Понадобится желатин, тёплая вода, сухие красители для х/б, шерстяных или шёлковых тканей. Около 6 г желатина нужно развести в 200 г тёплой воды, перемешать. Отдельно в тёплой воде развести сухие краски. В новую стеклянную баночку отлить немного раствора воды с желатином, добавить туда необходимое количество раствора краски, перемешать. После нанесения этой краски на витраж и её высыхания, нужно будет поверху покрыть рисунок бесцветным нитролаком.

Важно: все приведённые ниже рецептуры витражных красок требуется смешивать исключительно в стеклянной посуде (идеально подойдут стеклянные баночки из-под детского питания).

Продолжаем создавать витраж методом залива краски

Итак — контурная краска на витраже высохла, а краска для заливки готова. Прежде чем приступить к окрашиванию витража, убедитесь в строго горизонтальном положении листа стекла — любой, даже незначительный перекос вызовет стекание и утолщение слоя краски в самой нижней точке раскрашиваемого фрагмента.

Вооружаемся круглой большой кистью (беличьей или колонковой), набираем на неё большое количество краски и наносим её на заданные фрагменты витража. В этом деле главное — не пересечь границу контура и полностью залить каждый из фрагментов краской определённого цвета. Если же вы попадёте краской на сам контур — ничего страшного, напротив — это даже хорошо, т. к. полностью исключит любые непрокрашенные участки близ контура. Боритесь с появлением воздушных пузырьков — следите за их появлением и быстро убирайте их движением кисти. Завершив окраску, выдерживаем паузу в 3-4 часа — даём краске полностью высохнуть.

Следующий этап заключается в повторной прорисовке контура. Старайтесь повторить предыдущие контурные линии, наносите краску так же обильно, как и при первой прорисовке контура. Теперь вы меже быть уверены в полном устранении любых неровностей и изъянов. Очередной этап работ — через 2-3 часа после высыхания нанесённого контура.

В завершении работ над витражом нужно нанести на него 3-4 слоя прозрачного нитролака, покрыв тонким слоем всю поверхность стекла. Эта мера защитит рисунок от царапин и влаги, продлит срок его службы. Нитролак лучше всего наносить не кистью, а распылителем, выдерживая перед каждым новым слоем не менее 10 мин для просушки предыдущего слоя.

Работа по созданию витража завершена — нужно только вставить его в раму. Такой рисованный витраж прослужит вам не менее 10 лет.

Дополнительные витражные работы

Приводить детальный метод создания плёночного витража считаем здесь ненужным — работа здесь самая простая, нужно подготовить эскиз, нанести его на стекло и на тонировочную плёнку, вырезать необходимые фрагменты и приложить к стеклу. Плёнка пристанет к стеклу сама.

В некоторых случаях требуется, чтобы витражные стёкла в дверях были непрозрачными, особенно, если эти двери ведут в ванную или спальню. Чтобы решить этот вопрос, необходимо придать стороне стекла, обратной витражному рисунку, матовое покрытие или наклеить на него тонировочную плёнку. Существует два способа создания матовой поверхности: используя составы на основе жидкого стекла или воспользовавшись составами, основанными на плавиковой кислоте.

Составы, основанные на жидком стекле:

  1. Необходимо немного развести жидкое стекло дистиллированной водой, затем добавить в него небольшое количество зубного порошка и тщательно перемешать.
  2. 10 частей жидкого стекла смешать с 15-ю частями дистиллированной воды, добавить в этот раствор 8 частей бария сернокислого и 1 часть кремнекислоты. Последний ингредиент можно получить, смешав жидкое стекло со значительным количеством серной или соляной кислоты — кремнекислота выпадет в виде осадка, её нужно выделить, высушить и перетереть в порошок.

Перед нанесением любого из этих составов стекло нужно тщательно вымыть мыльным раствором и высушить. Для нанесения использовать ровный валик — его обмакивают в состав, прикатывают и аккуратно покрывают раствором всю поверхность стекла. После просушки стекло следует промыть под водой.

Необходимо учитывать, что при работах с растворами, основанными на жидком стекле, нужно наносить покрытие как можно аккуратнее — матовая поверхность, созданная этим составом, проявит все дефекты.

Составы, основанные на плавиковой кислоте:

  1. 12 частей плавиковой кислоты, 10 частей бария сернокислого и 10 частей фтористого аммония смешиваются вместе, затем заливаются тонким слоем на поверхность стекла. После высыхания обработанную поверхность нужно промыть раствором соды (5%-ным), после — водой.
  2. 50% плавиковая кислота наносится тонким слоем на предварительно подготовленное стекло. Подготовка следующая — стекло помещается в деревянную рамку, с обратной стороны затянутую двумя слоями пвх-пленки, по краю стекла (вдоль деревянной рамки) делается бортик из пластилина. Слой плавиковой кислоты выдерживается на поверхности стекла в течение 10 с, температура раствора кислоты должна быть 30-40 °С. По истечении срока выдержки промойте обработанную поверхность раствором пищевой соды 5%-ной, после — водой.

В отличие от составов на жидком стекле, применение плавиковой кислоты даёт более ровную матовую поверхность, вне зависимости от допущенных ошибок при нанесении.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Врать не буду – я частенько люблю «пропасть» из городской жизни и провести пару недель на дачном участке.

Обустройством сего места я особо не заморачивался, но недавно захотелось что-то изменить во внешнем виде.

Начать я решил с окон. И знаете, результат мне очень понравился. Теперь мой домик ярко выделяется на фоне других.

Сейчас расскажу, как сделать витраж на стекле своими руками. Также поведаю о том, какие материалы могут для этого понадобиться.

Витраж на стекле – отличный способ украсить интерьер, придать окнам и вставкам межкомнатных дверей благородства и изысканности. И если раньше это был очень трудоемкой и дорогостоящий процесс, доступный только единичным мастерам, то сегодня это реально сделать своими руками.

Подобного эффекта несложно достичь, благодаря применению наклеек или техники росписи по стеклу специальными красками.

Использование витражей в интерьере

Прошло много веков с тех пор, как изобрели стекло для витража, а человечество до сих пор восхищается узкими и длинными окнами храмов и соборов, дворцов и домов богатой знати Позднего Средневековья. В те времена любые стекла были дорогой роскошью, тем более – витражные. Их делали на основе ячеечного металлического узора, в который вставляли точно соответствующие узору отрезки смальты и цветного муранского стекла.

Слово «витраж» латинского происхождения, где vitrum – в переводе «стекло», но теперь оно используется для обозначения цветных рисунков на стекле. До сих пор многочисленных паломников и экскурсантов исторических памятников впечатляют изображения святых на стекле, пропускающем свет через цветные ячейки.

Разбить витражное стекло с библейскими сюжетами в православном храме или католическом соборе считалось кощунствам, тем более что создавались они десятилетиями.

Витражная живопись давно вышла за рамки культовых сооружений. Сегодня снова в моде витраж на стекле, при этом сюжеты используются самые разнообразные. Художники, специализирующиеся на витражной живописи, предлагают все новые и новые техники, удешевляющие процесс создания сияющих красками стеклянных вставок.

Этот особый высокохудожественный декор способен придать интерьеру квартиры более дорогой и респектабельный облик.

И сегодня витражи широко применяется везде, где только уместны:

  • оконные стекла;
  • большие плафоны потолочных светильников;
  • фальш-окна с подсветкой;
  • межкомнатные двери;
  • стеклянные перегородки для зонирования больших площадей;
  • изящные столешницы небольших столиков в гостиной;
  • безрамное остекление внутренних помещений;
  • светопроницаемые ширмы между 2-мя смежными комнатами;
  • многоуровневые и подвесные потолки;
  • раздвижные дверцы шкафов;
  • каминные экраны;
  • настольные, напольные и настенные светильники;
  • *светопроницаемые вставки в потолках;
  • вставки на стенных нишах;
  • арт-объекты и сувениры.

Обратите внимание!

Можно выбрать прозрачные или непроницаемые витражные стекла, в зависимости от общей задачи.

Если важно, чтобы свет частично проникал в помещение, но не было видно в подробностях происходящее за перегородкой, избирают непрозрачное стекло для витража:

  • витражная ширма в ванной комнате (в душевой);
  • стеклянная перегородка между кухней и ванной;
  • непроницаемые межкомнатные двери со вставкой в спальне;
  • перегородка между туалетом и ванной.

Внимание: Стоит учитывать, что цветной непроницаемый витраж только частично пропускает свет, поэтому он неуместен в квартире, где и без того недостаточное освещение.

Но на южной стороне сделанный своими руками витраж станет уместным светофильтром, например, витражи на стекле, фото:

Достоинства и недостатки витражных вставок

Освоить искусство витражной живописи под силу каждому, что желает делать витражи на стекле своими руками. Технологию росписи по стеклу полезно освоить для оформления личного пространства, а потом можно использовать как дополнительный заработок.

И хотя красивый витраж – настоящее искусство, не обязательно быть художником, многие мастера используются готовые эскизы для замысловатых рисунков с четкими границами на стекле.

Самостоятельное изготовление витража – увлекательный процесс, напоминает детские «разукрашки», где в пределах готовых контуров каждую ячейку рисунка заполняют определенным цветом. И еще это напоминает детский калейдоскоп с цветными стекляшками между зеркалами, где так увлекательно наблюдать восхитительные узоры.

Важное преимущество – каждый витраж уникален, даже если использовали готовый эскиз. Любое изображение получается в результате выбора той или иной техники, способа нанесения и подбора красителей и границ ячеек.

Получение выбранной картинки витражей на стекле – интересное занятие, которое способен освоить даже школьник. Его интересно делать всей семей, соблюдая осторожность в работе со стеклом, край которого можно временно оклеить малярным скотчем.

Если работать акриловыми красками, то не нужно каких-то особых приспособлений. Традиционная техника изготовления витражей из стекла и металла требует отдельной мастерской. А некоторые способы травления стекла предполагают использование химреактивов.

Полезный совет!

Рисунок на стекле, при грамотной организации работ и при наличии готового эскиза, можно завершить довольно быстро. А если есть художественные навыки и тонкий вкус, то изготовление трафаретов и витражей на стекле своими руками – отличное хобби или способ творческой самореализации.

В таком случае можно попробовать, какие витражи будут наиболее интересны:

  • рисованные;
  • резанные;
  • клееные;
  • паянные.

Самые простые способы нанесения рисунок имеют свои недостатки – рисунок может оказаться нестойким. Самое простое незакрепленное изображение приходится делать между 2-я стеклами в рамке, сохранив в качестве сувенира, чтобы не смывалось.

Но это больше относится к детскому творчеству. А если решено украсить квартиру настоящим произведениями искусства, используя специальные краски по стеклу, витраж должен быть изящным и привлекательным.

Вряд ли выйдет с первого раза «нечто» особенное, придется несколько раз потренироваться, чтобы потренироваться для освоения техники.

Внимание: Помните, что любое стекло может разбиться, в том числе и витражное. Поэтому желательно сначала подумать, есть ли вероятность, что вставки будет разбита. В некоторых случаях лучше использовать готовую виражную пленку, которая не даст разлететься осколкам, например, если не осторожно хлопнуть стеклянной дверью.

Разновидности техник для выполнения витражной живописи

Витраж на стекле раньше выполнялся самым трудоемким методом, когда делали металлический узор, состоящий из ячеек. Потом в каждый свободный промежуток вставляли кусок стекла определенного цвета, вырезанного точно по форме каждой ячейки.

Сложнее всего было делать симметричные изображения – металлическая узорная сетка могла не совпадать по очертаниям, и каждый фрагмент резался отдельно. Стекла нужно было закрепить, да еще и так, чтобы не было щелей, пропускающих воздух и воду.

Классический паяный метод используется и сегодня, но в бытовых условиях применимы менее дорогие, трудоемкие и недорогие техники витражной росписи стекла.

К наиболее популярным техникам сегодня относятся:

  • матированный витраж;
  • «Тиффани»;
  • в технике «кастнг»;
  • в технике «фьюзинг»;
  • в технике Plastic Lead;
  • матированные витражи;
  • пленочные витражи SGO;
  • фацетная техника;
  • техника «травления»;
  • техника «моллирования»;
  • лазерная гравировка;
  • роспись акриловыми красками;
  • комбинированные витражи.

О том, как сделать витраж на стекле своими руками наиболее доступными методами, стоит разобраться подробнее.

1. Складываем кусочки вырезанных цветных стекол, которые образуют мозаичное полотно. Каждый фрагмент композиции вставляют в металлическую рамку-трафарет, сделанный из жести или листовой меди.

Металлические части придется спаять, но это приходится делать без стекла поэтому важно продумать, как закрепить стекла в этих ячейках. Готовый рисунок будет напоминать настоящее дорогостоящее витражное стекло.

2. Отрезки цветной полупрозрачной пленки выкладываются на стекле, как аппликация, продуманным заранее узором – по контурам, нарисованным специальным исчезающим маркером.

Далее по границам тюбиком наносится специальная краска в виде темного бордюра, или любым смолистым раствором, который быстро схватывается. Готовое изображение закрывается другим стеклом, точно такого же формата и осторожно склеивается по краям.

Двойное стекло с внутренним рисунком довольно практично, его вставляют в рамку или деревянную оконную раму.

Подобный метод – вставки из тонкого цветного стекла (прозрачного, матового или пескоструйного) тоже вставляют между двумя стеклами. Такие двойные или тройные цветные стекла для витражей получаются наиболее тяжелыми, поэтому для дверок мебели не рекомендуются.

3. В продаже можно найти готовую цветную смальту, которую в виде нарезанных и ошлифованных по краям фрагментов просто наклеивают на стекло. Подойдут также пластиковые кристаллы или искусственные «камешки» для вышивки с плоской тыльной стороной, а также мелкие самоцветы или плоские бусины.

Их можно посадить на стекло «жидкими гвоздями», например, в виде виноградной лозы. Таким способом несложно отделать вазы, стеклянную посуду и сувениры.

Подойдет метод для тех вставок, которые не нужно часть чистить – камешки и смальту можно случайно соскоблить. Тем не менее, такой сверкающий кристаллами Hand-made витраж на стекле выглядит роскошно, особенно с подсветкой.

4. Рисунок на гладком или пескоструйном стекле наносят специальными красками, которые предполагают термическую обработку. После обжига в печи получается стойкий витражный рисунок, которые не боится чистки.

Подобный метод – имитация витражной росписи, где используются акриловые краски без обработки в печи. Рисунок получится стойкий, но мыть такие стекла не стоит. Подобные витражи с успехом используются в окнах с двойными рамами рисунком во внутрь, где стекла не моют часто, как снаружи.

Где взять трафареты для витражей?

Красота первоначального эскиза определяет конечный результат. И если попытаться самостоятельно «что-то там» нарисовать, вряд ли такой витраж будет высокохудожественным. Даже если взять выигрышнее сюжеты – розы, павлины или рыбки, важно соблюдение пропорций рисунка, цветовой баланс и общая композиция.

Выбор сюжета должен быть оправдан функциональностью помещения. Для спальни подойдут фантазийные цветы, ангелы, красивые полуобнаженные девы, амазонки, леопарды. В гостиную подойдет изящная абстракция, симметричные орнаменты, которые гармонируют с общей темой помещения.

Если подыскивают подходящие для ванной витражи на стекле, трафареты подбирают с аквариумными рыбками, что-то на морскую тематику.

Обратите внимание!

Для перегородки проходного коридора подойдет любое абстрактное изображение или нейтральная тематика, например, жар-птица.

Изображение для определенной стилистики интерьеров подбирается в соответствии с характерной тематикой для такого дизайна:

  • ветка сакуры – для японского стиля;
  • завитки «рокалии» – для рококо;
  • росчерк хлыста – типичен для модерна;
  • замысловатая абстракция – Арт-деко и пр.

Лучше всего использовать готовые трафареты, которые можно приобрести:

  • в магазинах для художественного творчества;
  • у художников, владеющих этой техникой;
  • распечатать популярные «картинки» из интернета (пострадает уникальность ваших витражей).

Для тех, кто умеет рисовать, лучше всего взять за основу понравившиеся иллюстрации, выбрать подходящий сюжет и разработать свой эскиз.

Внимание: Важно учитывать масштабирование изображений, поскольку при переносе мелкого эскиза на большое стекло получится искажение пропорций и много пустого пространства. Поэтому небольшой эскиз предварительно расчерчивают на квадратики – для более качественного увеличения рисунка.

Иногда на этапе завершения приходится дорисовывать элементы для заполнения пустот. Готовые трафареты для витражей в натуральную величину не требуют доработки. Традиционно, красиво смотрятся витражные рисунки, где сочетаются тонкая графическая рамка и растительный орнамент.

Совет: Не спешите трафаретный рисунок заполнять красками. Если есть выбор – поэкспериментируйте с цветом на черновиках. Иногда замена фона или центральных элементов не только меняет общее впечатление от рисунка, но и формирует ауру в помещении с витражами. Например, холодные синие или фиолетовые цветы стоит поменять на оттенки теплой гаммы для гостиной или на холодные – для ванной.

Какие использовать краски для витражей?

1. Раствор на основе нитролака НЦ-2141 (или аналогичный, другой маркировки). Понадобятся художественные масляные краски и растворитель. В отдельной емкости разводят нитролак с добавлением растворителя (меньше половины).

В готовую эмульсию добавляются величиной с горошину художественной краски или каплю пигмента для строительных работ. Интенсивность краски поверяем на стекле, если мало – добавляем еще.

Стекло нужно предварительно обезжирить, протирая растворителем типа ацетон. Качественный лак для виража должен быть прозрачный, хорошо растекающийся, не сворачивающийся на стекле проплешинами.

2. Раствор на основе клея БФ-2. Эмульсию разводят на основе растворителя и любой краситель, растворимая на спирту. Например, используют пасту из стержней шариковой ручки – синюю, фиолетовую, зеленую и красную.

Клей и растворитель размешивается в стеклянной баночке, куда по капле вводят краситель до требуемой насыщенности. Пробуем кисточкой на контрольном стекле.

3. На желатиновой основе и красителей для тканей. Желатин (5-6 гр.) в виде клейстера заваривают горячей водой, куда понемногу вводят разведенную жидкую краску.

Можно сначала нанести изображение, потом очертить границы, но лучше сначала сделать сетку «разукрашку». Такой рисунок требует закрепления – после высыхания виража стекло покрывают бесцветным нитролаком.

Полезный совет!

Витражная роспись силикатными красками используется художниками для термообработки. Специальными химическим компонентами создают на витражах зеркальную или матовую поверхность. Некоторые техники недоступны при домашней росписи, например, гравированный витраж, который создается на специальном оборудовании.

Простейший метод – использовать готовую витражную или зеркальную самоклейку.
источник: http://strport.ru/mebel-i-predmety-interera/vitrazh-na-stekle-svoimi-rukami

Витражи своими руками. Создай свой витраж в домашних условиях

Эта страничка посвящена тем, кто решил попробовать изготовить витражи своими руками. Здесь вы найдете описание технологий изготовления, используемые материалы и инструменты.

Ниже приведена иллюстрированная пошаговая инструкция, которая позволит Вам своими руками изготовить витраж по выбранной технологии.

Витражи тиффани изготавливаются из фрагментов цветного стекла.

Заливной витраж. Вы создаете свой шедевр используя краски по стеклу и контурную.

Первый шаг к изготовлению витражей своими руками

Чтобы изготовить витражи своими руками, необходимо определиться с технологией. Затем изучить материалы и инструменты, которые Вам потребуются. И, наконец приступить к изготовлению.

Выбор технологии

Тиффани

Настоящие витражи изготавливаются из кусочков цветного стекла. Они как самые красивые, так и самые сложные в изготовлении. В настоящее время самая популярная технология изготовления из цветного стекла – это технология «тиффани».

Витражи, изготовленные своими руками, по технологии тиффани превзойдут все самые смелые ожидания. Подробное описание.

Пленочные витражи

Пленочный витраж – это своего рода аппликация. Только вместо цветной бумаги используется пленка. Лидерами по качеству, продающимися у нас, являются пленки английских производителей Decra Led и Rega Led.

Для имитации шва между фрагментами наклеивается самоклеящаяся оловянная лента. Работы, выполненные руками профессионалов, получаются очень красивые, несмотря на то, что пленка уступает по внешнему виду стеклу.

Заливные витражи

Заливной витраж представляет собой стекло, на котором густой краской нанесен контур рисунка и шириной и высотой 1-2 мм. Контур образует области, в которые в последствие заливается более жидкая краска.

Изготовление витража Тиффани своими руками

Необходимые инструменты и оборудование:

  • Стеклорез роликовый. Головка вращающаяся, ролик с автоматическим смачиванием.
  • Кусачки, как минимум двух типов, для отламывания небольших и длинных деталей.
  • Машинка для обработки кромки стекла. Мы остановили свой выбор на Kristall 2000.
  • Световой стол. Высота 80 см. Столешница – стекло, лампы под столешницей по всей площади. Для небольших изделий необязательно.
  • Паяльник
  • Черный фломастер с тонким стержнем
  • Защитные очки
  • Умелые руки

Необходимые для работы материалы:

  • Стекло, подобранное в соответствие с эскизом. Обычно на 1 м2 витража, с деталями, имеющими криволинейную форму уходит не менее 2-х м2 стекла.
  • Специальная медная или латунная фольга.
  • Олово ПОС-61.
  • Паяльная кислота.
  • Патина. В зависимости от желаемого цвета швов – черная или медная. Для получения медного шва можно использовать водный раствор медного купороса.

Разработка эскиза и чертежа

При разработке эскиза следует помнить, что стекло довольно хрупкий материал, из чего следует – довольно капризен к обработке. Например, с помощью стеклореза невозможно вырезать деталь с внутренним углом. Для таких деталей необходим специальный лобзик, но ввиду его высокой стоимости он здесь не рассматривается.

После того, как эскиз готов следует изготовить чертеж, который некоторые называют «картон». Он представляет собой лист бумаги или пленки с нанесенным контуром рисунка витража в натуральную величину.

Если Вы будете работать на световом столе, бумага должна быть достаточно прозрачной, чтоб контур рисунка был хорошо виден сквозь художественное стекло, при включении ламп под столешницей. Если контуры деталей будут переносится на стекло другим способом, прозрачность бумаги не имеет значения.

При самостоятельной сборке обязательно соблюдайте все правила безопасности. Работайте только в защитных очках.

Нарезка фрагментов из художественного стекла

При вырезании детали, если она имеет криволинейные формы исходные куски стекла выбирают таким образом, если Вы не профессионал, чтоб они заступали за контур детали не менее 4-х мм с каждой стороны.

Проведя по стеклу роликом стеклореза, Вы делаете царапину, по которой предполагается разлом стекла. Нажим при резке не должен быть слишком сильным. Если линия, по которой предполагается разрезать стекло имеет один или несколько изгибов следует слегка постучать под царапиной, оставленной стеклорезом.

По возможности деталь, которую необходимо получить следует жестко фиксировать на поверхности стола, при этом вероятность того, что она останется целой будет больше. Внутренний радиус в деталях вырезается в несколько этапов. Чтобы соблюсти размеры и не получить изделие, в итоге не помещающееся в приготовленное для него место, начинать следует с периметра изделия.

Внутренние детали будущего витража следует разбить на фрагменты. Каждый фрагмент также следует начинать с периметра. Детали, расположенные внутри фрагментов вырезаются по месту, после спайки внешних.

Обработка деталей

Обработка кромки деталиПосле того, как деталь вырезана ее необходимо обработать на машинке Kristall. Обработке подвергается край детали, для того, чтоб острые углы не повредили медную ленту. При данной процедуре можно подкорректировать форму детали.

Перед спайкой торец каждой детали, по всему периметру, следует обмотать медной или латунной лентой.

Готовые, обточенные и обмотанные детали выкладывают в соответствие с рисунком и для начала прихватывают в нескольких местах оловом. Перед спайкой швы протираются паяльной кислотой.

Сборка

После того как последняя деталь подготовлена к спайке и уложена на свое место в общей композиции можно приступать к пропайке витража. Старайтесь равномерно распределять олово по швам, добиваясь гладкого выпуклого шва. Пропаивать необходимо с двух сторон.

Витраж тиффани, изготовленный Вашими руками готов.

Заливные витражи своими руками

Хочу напомнить — классический витраж это художественное произведение изобразительного характера, выполненное из кусочков цветного стекла. Заливные витражи — имитация, но при правильном подходе, выглядящая очень достойно.

Основными преимуществами заливных витражей являются относительная простота изготовления и практически любая форма деталей.

Для изготовления заливного витража Вам понабится:

Разрабатывается самостоятельно на непрозрачной бумаге.

2. Контур.

Контур используется для имитации шва между деталями витража. В качестве контура используется специальная контурная краска, обладающая густой консистенцией, или специальная контурная лента. Контурные краски выпускаются различных цветов. Таких как: черный, медь, золото и т.д.

3. Основа.

Заливной витраж может быть выполнен на любой твердой поверхности. Но основной поверхностью является, естественно – стекло. Основой может служить как простой кусок стекла, так и стакан или ваза.

4. Витражные краски и лаки.

При выборе краски важно учитывать, как Вы будете наносить витражную краску. На горизонтально расположенную поверхность можно лить как густые витражные краски, так и лаки для стекла. С поверхности, расположенной под углом к горизонту, жидкие краски и лаки могут растечься.

Обратите внимание!

Лаки для стекла используются в случае, когда изделие должно оставаться в большей степени прозрачным. Такие краски как Gallery Glade, производимые компанией Plaid, гораздо гуще, чем лаки, и дают возможность работать даже с вертикальными поверхностями. Густыми красками можно добиваться эффекта рельефности стекла и делать разноцветные разводы.

5. Распределитель краски.

Так как любая жидкость имеет свое поверхностное натяжение, краску часто приходиться принудительно распределять по поверхности заливаемой детали. Распределитель имеет вид карандаша, с наконечником достаточно острым, чтобы иметь возможность загнать краску в самый острый угол заливаемого фрагмента.
источник: http://www.aghouse.ru/vitraji_svoimi_rukami/

Как сделать витраж своими руками, рисуем на стекле

Раньше витражами украшали только соборы, театры, особняки богатых людей, но времена меняются и на сегодняшний день данный вид искусства доступен каждому.

Витражами можно украшать двери, лоджии и балконы и различные предметы интерьера. В качестве материала для витражей используют цветное стекло и различные краски.

Существует несколько способов изготовления витражей:

Первый способ

Используют кусочки, вырезанные из цельного цветного листа стекла. Каждый кусочек – это часть вашей композиции. Вырезанные кусочки стекла закрепляют в предварительно изготовленный металлический трафарет, после прикрепления трафареты спаивают вследствие чего, образуется витражное изображение.

Второй способ

Витраж изготавливают из стеклянной цветной смальты и двух листов прозрачного стекла. Из смальты на прозрачном листе стекла выкладывают рисунок, а сверху накрывают вторым прозрачным стеклом. Витраж закрепляют в рамки из дерева или металла.

Третий способ

Витраж выкладывают из деталей орнамента (литых стекол), затем фрагменты скрепляют смолой между собой.

Четвертый способ

Прозрачное стекло расписывают красками. После нанесения рисунка обжигают стекло в печи при температуре 540 – 5600С.

Пятый способ

На прозрачный лист укладывают разноцветную смальту, прикрепляя их к поверхности стекла с помощью синтетического клея.

Шестой способ

Имитация витража — роспись по стеклу красками, к-рые не требуют температурной обработки.

Но, к сожалению, большинство этих способов не совсем подходят для домашних условий, и в основном используются в специализированных витражных мастерских.

Для создания витража в домашних условиях подойдет шестой способ с использованием красок для росписи по стеклу.

Так как же сделать витраж дома своими руками?

Для этого нам понадобятся краски, которыми можно рисовать по стеклу. К счастью, многообразие товаров для декоративного оформления настолько велико, что найти такие краски не составит труда.

Ниже мы привели лишь несколько адресов магазинов, где можно приобрести краски для росписи по стеклу. Не так давно появились краски для росписи по стеклу, при использовании которых не требуется высокотемпературная обработка.

Достаточно нанести их на поверхность и подождать пока они высохнут.

Нам понадобится:

  • рисунок;
  • лист стекла;
  • стеклограф;
  • контурная паста в тюбике (она имитирует свинцовую ленту, используемую в
  • витражах, и позволяет определить четкие контуры для рисунка);
  • краски для росписи по стеклу;
  • кисти (мягкие высоко качества, желательно предварительно их промыть, чтобы в процессе работы не вылезал ворс)

Процесс росписи по стеклу

Очищаем расписываемую поверхность, с помощью теплой воды с мылом, или спиртосодержащим очистителем.

С помощью карандаша по стеклу (стеклографа), наносится рисунок на предварительно высушенную поверхность, если вам трудно наносить рисунок сразу на стеклянную поверхность, можно выполнить понравившийся вам рисунок на белой бумаге, которую потом подкладываем под стекло.

Полезный совет!

Контурной пастой имитирующей свинец (для удобства она обычно выпускается в тюбиках), разделяем участки рисунка, которые различны по цвету

Ждем, пока полностью высохнет наш контур

Аккуратными, легкими движениями кисти наносим краску, если нужен более интенсивный цвет, то краску накладываем в несколько слоев. Предварительно подождав, пока высохнет предыдущий.

Древнейший образец витражного искусства, сохранившийся до наших дней, датируется VII веком до нашей эры. Как бы странно это ни звучало, но процесс создания цветных стекол настолько прост, что даже дети могут научиться создавать витражи своими руками.

Стили витража

За долгое время существования данного вида творчества технология создания стеклянных рисунков своими руками значительно усовершенствовалась. Появились новые виды и технологические особенности.

Изучив все техники, вы сможете выбирать нужную, каждый раз планируя новые интересные витражи.

Классический способ

Классическая технология создания витражей своими руками сохранилась и до наших дней. Мастер рисует на основном стекле эскизы, вырезает их, и по данным заготовкам подготавливает детали будущей композиции из цветного стекла. Частички вставляются в заранее подготовленный кованый каркас.

После завершения постановки цветных стекол железная перегородка запаивается для большей прочности. Готовое изделие представляет собой красивую картину из крупных геометрических элементов с четко очерченным металлическим контуром.

Таким способом в древности украшали широкие проемы зданий. Особенно часто витражи применялись для оформления окон в христианских и мусульманских храмах — идеи рисунков брали из библейских и коранских мотивов.

Прелесть классического способа в том, что он позволяет соединить детали крупных размеров своими руками. К сожалению, конструкция получается довольно объемной и тяжелой, поэтому ее не рекомендуют использовать для украшения потолка. К тому же, грубый металл не дает возможности составить рисунок из мелких изогнутых деталей.

Витражи Тиффани

Усовершенствованная технология была разработана основателем ювелирной компании «Tiffany» Луисом Тиффани на стыке XIX и XX веков.

Он предложил довольно простое решение, благодаря которому витражи стали выглядеть иначе. Вместо свинцовых прутьев Луис стал оборачивать стеклянные детали тонкими медными полосками своими руками. Как правило, полоска чуть выступает над плоскостью части.

После составления рисунка детали обрабатываются флюсом во избежание появления ржавчины и спаиваются друг с другом. Выступающий край медной ленты разравнивают над поверхностью стекла, создавая дополнительную защиту от выпадения частей из каркаса.

Благодаря технике Тиффани витражи превратились в настоящие произведения искусства! Тонкие филигранные узоры, состоящие из маленьких частичек, позволяют добиться более плавного цветового перехода и натуральности изображения.

Витражи Тиффани можно использовать для создания практически любого изделия благодаря их легкости и красоте.

Фьюзинг-стекла

Удивительная техника фьюзинга позволяет создавать самые разные изделия — от стеклянных вставок в дверях и мебели до расписной посуды. Но такой способ слишком трудоемкий, чтобы изготовить своими руками витражи больших размеров.

Особенность техники в том, что цветные элементы выкладывают поверх основного прозрачного стекла. Заготовку отправляют в печь, где под действием высокой температуры детали вплавляются друг в друга. Таким образом вы получаете цветное стекло без железной перегородки.

Минус фьюзинга еще и в том, что тяжело найти печь для обжига, в которой можно поместить крупные изделия.

Псевдовитраж

Современные технологии подарили людям возможность создания витражей своими руками без обучения трудоемкому процессу ковки, обработки металла и резки по стеклу.

Все, что вам понадобится — кусок прозрачного стекла определенного размера и специальная пленка с цветными узорами, пропускающая свет. Есть несколько разновидностей пленки:

  • самоклеящаяся — на одну из сторон материала нанесен липкий слой;
  • пленка, которую нужно крепить к стеклу при помощи специального бесцветного клея.

Пленочные витражи помогают сэкономить на декорировании интерьера, сохраняя при этом интересный внешний вид стекол.

Кроме способа с пленкой также широко применяется использование специальных витражных красок. Прозрачные гелеобразные смеси наносятся на заготовку в форме определенного рисунка. После их застывания стекло получает вид прозрачного витражного изделия.

Данная технология настолько проста, что в последнее время стали появляться детские наборы для творчества, позволяющие создавать расписные витражи своими руками.

Витражи Тиффани: мастер-класс

Витраж Тиффани очень легко создать даже в домашних условиях. Подготовьте цветные стеклянные осколки, нож для резки стекла, тонкую медную фольгу — фолию, паяльник, шлифовальную машину, флюс, паяльное олово.

  • Создайте эскиз-заготовку — чем больше в рисунке будет Т-образных соединительных линий, тем крепче будут держаться детали витража.

  • Распечатайте 2 экземпляра зарисовки в натуральную величину. Пронумеруйте детали на каждом эскизе и разрежьте один из них по линиям стыка.
  • Второй целый эскиз оклеивается скотчем и вставляется в деревянную рабочую рамку.

После работы над эскизом можно приступить к заготовке деталей.

  • Вырезанные части первого эскиза приложите к осколкам определенного цвета.
  • Возьмите стеклорез и начните вырезать цветной элемент, держа инструмент под углом в 45 градусов относительно поверхности. Старайтесь обрезать деталь одной непрерывной линией, соблюдая постоянную силу нажима, иначе у вас могут появиться сколы и трещины.

  • После стеклореза в стекле образовались микротрещины. Едва постукивая по нему, вы сможете отделить свою деталь.
  • Используйте шлифовальную машину, чтобы подравнять края стекла и придать им шероховатую фактуру перед последующими этапами.

  • Теперь оберните деталь медной проволокой. Воспользуйтесь фолией — специальным тонким длинным медным материалом с одной клейкой стороной.

  • Загните и разгладьте на изделии выступающие края фолии.

  • Готовый элемент установите на общем рисунке с помощью вбитых вокруг гвоздей.

  • Когда все детали станут на свои места, удалите гвозди и обработайте флюсом щели между ними.

Подготовительный этап завершен — можно приступать к пайке!

  • Положите кончик оловянной проволоки к месту стыка и пригрейте его сверху паяльником. Таким образом постепенно обработайте все швы своими руками. Не держите долго паяльник на одном месте — вы можете перегреть фолию и стекло, а также расплавить слишком много олова.

  • После завершения пайки узора уберите деревянную рамку и поднесите железные заготовки к сторонам картины.
  • При помощи олова спаяйте их с изображением в местах соприкосновения со швами.

Оставьте изделие остывать в сухом проветриваемом помещении на час-два. Когда его температура достигнет комнатной, хорошо промойте картину с помощью губки, воды и обезжиривающих моющих средств.

Теперь ваше творение можно повесить на стену или поставить на полку.

Заливной витраж: мастер-класс

Попробуйте изготовить заливные витражи вместе со своим ребенком — малышу наверняка понравится процесс нестандартного рисования. Главное — соблюдайте правила техники безопасности: все-таки, ваш главный материал — стекло — может привести к травмам и порезам.

Подготовьте витражные краски — их легко найти в больших канцелярских магазинах — и небольшой квадратный кусочек стекла. Предварительно вставьте его в рамку с закругленными углами, чтобы оградить ребенка от острых краев.

Краской темного цвета нарисуйте тонкие линии эскиза на стекле своими руками. Чаще всего используется черный цвет. У вас образовались очерченные полые области. Возле черного цвета, но не на него, несколько раз капните цветным оттенком — он должен самостоятельно растечься по ячейке.

Создать красивые заливные витражи своими руками для декора подсвечника вы сможете, посмотрев следующее видео.

С помощью данной техники можно украсить стеклянную рамку для фотографии , дверь шкафчика или окно в детской.

В этой статье: реальный взгляд на изготовление витражей в домашних условиях:

  • какие виды витражей подходят для изготовления в домашних условиях
  • какие инструменты и материалы нужны для работы
  • каким обучающим курсам можно доверять, узнать отзывы о курсах и посмотреть работы начинающих
  • посмотреть видео уроки по изготовлению витражей в домашних условиях
  • узнать с чего начинать

Создание витражей — древнее искусство, которое раньше было доступно только избранным мастерам, однако в наше время сделать красивый витраж самому очень даже реально у себя дома. Конечно, вы не изготовите витраж по средневековой технологии таким способом, но современные материалы и современные технологии позволяют создавать очень красивые композиции, которые внешне мало отличаются от тех самых древних витражей.

Способы создания витражей, какие подходят.

Существует немало способов, позволяющих сделать витраж. В некоторых случаях изготовление витражей является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим обязательного наличия специального оборудования, а другие способы позволяют сделать витраж своими руками у себя дома относительно просто. Слово относительно — ключевое. Витраж не получиться сделать без затрат и усилий.

Как правило, витражи классифицируют по способу их изготовления и применяемым материалам. Некоторые техники не особо отличаются друг от друга, однако есть различия в используемых материалах.

Это самая первая витражная техника, известная еще со времен Средневековья. Такие витражи собираются из кусочков стекла, удерживаемых при помощи металлических перегородок. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, требующая специального оборудования и умения, к тому же подобные витражи дорогостоящие. А еще они получаются достаточно тяжелыми, поэтому нельзя устанавливать подобный витраж на какую-то хрупкую конструкцию. Однако, как говориться «охота пуще неволи», и такие мелочи не могут встать на пути к созиданию прекрасного.

Сейчас можно купить в специализированных магазинах готовые стекла для витража. Выбор дело увлекательное, так как разнообразие цвета и фактур может разбудить воображение даже самого консервативного человека.

Однако, стоимость таких стекол очень высокая, а для изготовления 1кв.м витражной поверхности требуется, как правило, 1,5 – 2 кв.м. стекла. Для изготовления ламп, торшеров, люстр используется стекло толщиной 3-4 мм, а толщина у разных видов стекол может колебаться в пределах одного листа стекла , поэтому рассчитать нужное количество стекла на изделие трудно. Наверняка останутся невостребованные кусочки дорогостоящего материала.

Как легко и просто делают классический витраж Светлана Романова и Марат Ка можно посмотреть на этом видео.

Совет от бывалого витражиста:

«- Вам пока не нужно покупать шлифовальную машинку для стекла, — сказал продавец в магазине, — на первых порах просто возьмите оселок и обточите осткрые края. Потом, когда приобретете навыки, купите машинку.

Совет казался разумным, а довольно высокая цена машинки так и подталкивала отложить ее покупку на потом. И мы этому совету последовали.

Так вот господа, если вам когда-нибудь кто-нибудь будет советовать подобное, посылайте советчика куда подальше. Самое первое, что должен купить начинающий витражист — это шлифовальная машинка для обточки стекла.

Без нее работа превратится в мучение. Особенно на первых порах, когда вы еще не научились резать стекло точно по контурам и вам придется снимать очень много лишнего, чтобы придать кривым линиям деталей точную форму.»

К витражам этого вида относится и технология Тиффани, которая предполагает собирание кусочков стекла на медную ленту.

В домашних условиях можно изготовить витраж по технологии Тиффани, однако для этого так же потребуется умение работать со стеклом.

  • Работа по созданию витража начинается с эскиза. Детали также не должны быть слишком маленькими, иначе их просто не получится нормально вырезать из стекла.
  • Эскиз разрезается на части, каждая часть прикладывается к листу цветного стекла нужного цвета, после чего, при помощи стеклореза вырезается деталь.
  • Затем кромку деталей нужно будет ровно обточить и обернуть медной фольгой. Когда все готово, детали нужно сложить в композицию, плотно прижав друг к другу.
  • Кромку фольги нужно покрыть паяльной кислотой, а затем соединять швы при помощи олова и паяльника. По окончанию работы нужно будет вымыть витраж, чтобы на швах не остался налет. Сделать это можно при помощи обычного моющего средства.
  • Швы нужно будет покрыть патиной, а после снова промыть, тем самым завершив работу.

Посмотрите на видео, как в мастерской художника Романа Зорина делают свои первые работы его ученики.

Пленочный витраж

Изготовление витражей такого типа лучше всего подходит для домашних условий , поскольку здесь не не нужно покупать специальное оборудование и дорогостоящие материалы. Это витраж на стекле, но на цельном куске, стекло не надо разрезать на кусочки, не надо обтачивать, не надо тратиться на лейкопластыри , потому, что порезов на пальцах не будет . Весь рисунок крепится на цельном стекле. Это может быть оконное стекло, дверное или декоративное панно во всю стену или крохотный декоративный элемент.

Чтобы сделать пленочный витраж , Вам понадобится специальная пленка. Лидерами по качеству из имеющихся на наших рынках, являются английские пленки от Regalead. Это не обычная самоклеющаяся пленка, это удивительно технологичная имитация стекла, пленка состоит из красителя находящегося между двумя прочными слоями, не пропускающими ультрафиолет,и защищающими краски от выгорания, а также, выдерживающими температуру от -45 градусов до +135градусов по Цельсию. Пленки имеют невероятную гамму цветов и фактур, а также различаются по степени прозрачности.

Для резки пленки не нужно специальных станков или других приспособлений, хотя на предприятиях, или частных мастерских, где работают с большим количеством заказов используют плоттеры, цифровые приборы для точной резки по нанесенному рисунку. В домашних же условиях достаточно иметь ножницы.

И, конечно, свинцовая специальная лента, для соединения кусочков пленки. И, разумеется, хороший учитель. К таким относится художник Ирина Киселева, расскажет и покажет, научит где что брать и как делать, выпускает электронный журнал в помощь начинающим, занимается созданием витражей и обучению создания витражей профессионально.

Фьюзинг

По-другому эту технику называют спеканием. На бесцветную стеклянную основу раскладываются заранее вырезанные куски разноцветного стекла, помещаются в печь и под воздействием температуры стекла спекаются вместе. Также для создания рисунка могут использоваться и другие предметы, например, цветной песок, которым выкладывают узоры, или проволока. Конечно, контурных изображений этим методом не получить, но абстракции получаются причудливые и красивые. Техника привлекательная, изделия завораживающе красивые, но посмотрите на видео, какое оборудование используется для изготовления таких вещиц.

Пескоструйные витражи

Техника изготовления витражей подобного типа заключается в применении воздушного потока и песка. Существует три подвида витражей данного вида, которые отличаются способами использования воздушной струи и окрашенного песка.

Травление

Витражи делаются при помощи кислоты. На стекло наносится специальная защитная пленка, а также трафарет с контурами рисунка, по которым выплавляется изображение. Подобные витражи получаются рельефными, с объемными рисунками. Стоит отметить, что техника работы с кислотой очень опасна и поэтому применяется редко. Чтобы не отравиться парами кислоты, художники надевают респираторы и специальную одежду. Для дома совершенно не годится.

Литые витражи

Сложная техника, при которой каждый стеклянный модуль отливается или выдувается вручную, при этом стеклу придается особая фактура, которая усиливает преломление света и придает выразительности витражу. Стекла скрепляют между собой при помощи металлической арматуры и цементного раствора.

Расписной витраж

Данная техника подразумевает обязательное применение росписи. И витражем такое изделие можно назвать с большой натяжкой, но тем не менее. Поверхность стекла расписывают либо акриловыми непрозрачными красками и потом, после высыхания покрывают лаком, либо расписывают дорогостоящими силиконовыми прозрачными витражными красками, а затем обжигают стекло в специальной печи. Разумеется дома никому не захочется ничего обжигать. А вот как прелестно расписали стекло и заодно, поделились секретами, дизайнеры в телевизионной программе «Дача»:

Заливной контурный витраж

По сути, это лишь имитация классического витража, поскольку здесь не требуется какая-либо обработка стекла. Изготовление витражей такого вида выполняется с применением специальной краски. Сначала наносится контур, который имитирует витражное обрамление, а затем в область, ограниченную контуром, заливается еще один слой краски.

С чего начать?

Выбрать рисунок, или нарисовать самому, пойти в магазин, по совету веселого продавца накупить кучу ненужных материалов и… ЗАВАЛИТЬ ВСЕ ДЕЛО?

Создание витражей, все же, не самое простое дело. Даже самый легкий способ, пленочный, требует определенных знаний и навыков. Ведь, что такое профессия — это знание нюансов! Поэтому если хотите узнать, как делать витражи своими руками , обратитесь к профессионалам, владеющими профессиональными нюансами, не введитесь на заявления о легкости процесса, не требующего подготовки, этого нет.

Идите на курсы в своем городе в мастерские к художникам, покупайте специальную литературу, смотрите видео уроки. Хотя в интернете достаточно нелепых рекомендаций по изделию витражных красок своими руками, например.

Поэтому фраза «обращайтесь к профессионалам» не потеряет своей актуальности никогда. Обращайтес к профессионалам, это сбережет Вам Ваше Время и Ваши Деньги.

Художница Ирина Киселева давно занимается витражами. Ее профессиональная деятельность началась с работы в компании по изготовлению витражей. Художница ведет электронный журнал, где делится советами с читателями, а еще у нее есть обучающий видео-курс, который создан специально для тех, кто хочет научиться создавать витражи.

Обучающий курс Ирины Киселевой отзывы

Ирина Терехова представила фото своих работ и слова благодарности автору курса (источник информации vse-v-tvoih-rukah.ru):

Мне понравились стихи М.Цветаевой:

Успехов в начинаниях, Всегда с Вами,