Чертежи мотодельтаплана для самостоятельной постройки. Модель с П-образным килем


По опыту знаем, что внешний вид дельталета «Жук-42» порождает много эмоций и, естественно, вопросов. Эмоции опустим, а из всего множества вопросов оставим один, самый существенный: почему у него не трех-, а четырехколесное шасси? Прежде чем ответить, вспомним, что наземные транспортные средства с трехколесным шасси и передним управляемым колесом неустойчивы на поворотах и неровном грунте и склонны к опрокидыванию.

То же самое можно наблюдать и у трехколесных дельталетов на наиболее ответственных режимах работы - взлетно-посадочных. И особенно на неподготовленных площадках. Как показывает практика, от опрокидывания там не застрахован никто: ни новичок, ни мастер. В чем же причина? А причина в том, что традиционное трехколесное или, как говорят, классическое шасси дельталета весьма чувствительно к продольным и боковым опрокидывающим моментам, вызываемым инерцией высокорасположенного крыла значительной массы при движении машины по неровному грунту.

Эти моменты действуют вокруг осей опрокидывания, которые соединяют центр переднего колеса с центрами задних. При прямолинейном движении дельталета по ровной земле силы, стремящиеся накренить его вправо или влево, находятся в равновесии и гасят друг друга. Однако при малейшей кочке, попавшей под переднее колесо не строго по продольной оси машины, зыбкое равновесие нарушается и образуется нескомпенсированный момент вокруг одной из боковых осей опрокидывания.

Пилоты трехколесных дельталетов знают, что опасной в этом отношении становится уже скорость 45 - 50 км/ч. Один из самых эффективных способов повышения устойчивости дельталета на взлете и посадке - это применение четвертого колеса. У четырехколесного шасси, которое движется по неровному грунту, опрокидывающие моменты от сил инерции высокорасположенного крыла не столь опасны, поскольку оси опрокидывания далеки от центра тяжести.

На ровном же грунте такие моменты не возникают вообще. Конечно, новая схема не лишена недостатков. Например, усложняется конструкция мототележки, увеличивается ее масса. Насколько же? Подсчет показывает, что рулевой механизм, телескопическая колонка с карданными шарнирами, редуктор с тягами и четвертое колесо с узлом крепления добавляют «Жуку» 5% от его взлетной массы. Это незначительно, учитывая, что на другой чаше весов - возросшая устойчивость и, следовательно, безопасность.

Что еще? Передний мост повышает лобовое сопротивление, а это приводит к дополнительному расходу топлива. Однако с этим можно смириться при учете плюсов новой схемы шасси. Вот один из них. В отличие от дельталета классической схемы с одним передним колесом, практически не защищающим экипаж при столкновении, например, с деревом, «Жук» имеет передний мост, который способен выполнить (и один раз было - выполнил!) роль бампера, приняв удар на себя.

Кроме того, схема позволяет удачно разместить сиденья рядом и на одном уровне. Низко расположенный центр тяжести экипажа - еще один фактор повышения устойчивости аппарата. Это позволяет использовать его в качестве учебного. Если внимательно присмотреться к начинающим пилотам, то выяснится, что большинство обладают навыками вождения автомобиля и педальное управление передним колесом дельталета классической схемы представляет для них определенную трудность.

Причем не только на стадии обучения. Поэтому при проектировании шасси «Жука» был применен автомобильный подход: предусмотрены развал и схождение колес, рулевой механизм и педальный (поскольку ноги пилота освободились), привод управления газом и тормозом. Все это позволило приблизить ощущения ученика к привычным «автомобильным», резко сократило время его адаптации к аппарату на земле, облегчило самые опасные режимы полета - взлет и посадку.

Тем более что рулевой редуктор значительно снижает усилия на «баранке» по сравнению с классической схемой. Мало того, благодаря тому же редуктору передние колеса в воздухе всегда ориентированы по полету, что тоже способствует благополучной посадке. И последнее. Руль совмещен с трапецией крыла. Поэтому на взлете, когда колеса отрываются от земли и пилот переходит на управление крылом, ему не приходится перемещать руки с одних органов управления на другие.

Четыре года летает «Жук-42», и ни одно конструкторское решение, заложенное в него, не подверглось пока сомнению. Теперь более подробно о том, как устроен дельталет. «Жук-42» состоит из крыла, двигателя и мототележки. Крыло - типа «Апогей-16М». Конструкция его здесь рассматриваться не будет, поскольку крыло куплено готовым в дельтаклубе города Мелеуз (Башкортостан).

Приведем для сведения лишь основные его характеристики: размах - 10,2 м, площадь - 16 кв.м, удлинение - 6,5, стреловидность - 30 градусов, длина корневой хорды - 2,25 м, двойная обшивка - 75%. Двигатель - типа РМЗ-640 от снегохода «Буран». Подвергся настолько серьезной переделке, что рассказать о ней в данной публикации не представляется возможным. Полное описание модернизации двигателя будет изложено в отдельной статье, которая выйдет в одном из последующих номеров журнала.

Здесь же мы остановимся на конструкции мототележки. Она состоит из рамы прямоугольной формы, на которой размещены: носовой обтекатель с приборной доской, сиденья пилота и пассажира, органы управления, подвески передних и задних колес, бензобаки, аккумуляторы, мачта стыковки с моторной рамой и крылом. Рама мототележки собрана в основном из дюралюминиевых труб различного диаметра (от 22 до 60 мм) с толщиной стенок 1,5 мм.

Состоит из переднего и заднего мостов и лонжеронов. Между собой трубы мостов и лонжеронов соединены перемычками из титана, а также уголками и трубчатыми заклепками из нержавеющей стали. Наиболее нагруженные места усилены дополнительными трубами и титановыми накладками. Все поперечные элементы рамы, а это в основном трубы, присоединены к лонжеронам болтами М8 с фигурными шайбами, один торец которых имеет плоскую, другой - вогнутую цилиндрическую поверхность.

Подчеркнем важную особенность конструкции дельталета: все без исключения болты на «Жуке-42» - шплинтуемые. Сзади на раму установлена мачта, с помощью которой мототележка подвешивается под крыло. Составлена мачта из двух подкосов, мощного верхнего пилона и соединяющего их замка. В рабочем, слегка наклонном положении она удерживается передним пилоном и трубами рамы сидений. При необходимости высоту мачты можно уменьшить, сняв передний пилон и рассоединив замок.

Подкосы мачты длинные и чрезвычайно нагружены двигателем, поэтому в середине они усилены наружными трубами большего диаметра. Верхний пилон тоже нагружен, поэтому представляет собой сдвоенную трубу, усиленную изнутри (в середине) отрезком третьей. Кроме того, он имеет дополнительное оснащение (на рисунках не показано).

Во-первых, это страховочный тросик, пропущенный сквозь пилон: нижний конец его зацеплен за средний болт замка, а верхний перебрасывается через килевую трубу крыла во время присоединения ее к мототележке.

Во-вторых, стальной блок диаметром 45 мм, прикрепленный к пилону снаружи коротким отрезком такого же тросика: через него переброшен и протянут к двигателю поводок с пусковой рукояткой. К крылу пилон крепится отдельным узлом, конструкция которого будет рассмотрена ниже.

Середина мототележки предназначена для пилота и пассажира. Они располагаются на мягких (из поролона, обшитого кожзаменителем) сиденьях, покоящихся на ремнях рамы. Под сиденьями на таких же ремнях размещаются два алюминиевых бака (размер каждого - 400x220x180мм) с-топливом общей емкостью 34 л. Они приторочены резиновыми жгутами к задней поперечине и мосту.

Такая установка баков позволяет за счет амортизации безопасно эксплуатировать их на всех режимах полета с перегрузкой до трех «жэ». Перед пилотом, слева по борту, расположены педали газа и тормоза, а также комплекс управления, включающий в себя «баранку», рулевой механизм, телескопическую колонку, редуктор с тягами и стойку (последняя используется на мототележке без крыла, то есть в вариантах «аэромобиль», «аэросани», «аэрокатамаран»).

В варианте «дельталет», когда пристыковано крыло, стойка снимается, и рулевой механизм переносится на трапецию крыла. Телескопическая колонка с карданами надежно, без заеданий, передает колесам малейший поворот «баранки» в широком диапазоне отклонений рулевой трапеции. Во время движения дельталета ноги пассажира находятся на широкой подножке, а руки - на подлокотнике. К сиденью он, как и пилот, пристегнут ремнями безопасности (на рисунках не показаны).

Рулевой механизм и телескопическая колонка конструктивно не очень сложны, поэтому задерживаться на них не будем. Остановимся подробнее лишь на тросовом редукторе. Он состоит из трубы, поворачивающейся в двух капролоновых втулках-подшипниках, на которую туго намотан в несколько витков трос диаметром 2,4 мм. Концы последнего закреплены в двух отверстиях центральной рулевой тяги, отстоящих друг от-друга на расстоянии 280 мм.

Гайки на концах троса служат для поддержания требуемого натяжения. Такой редуктор позволяет подобрать необходимое передаточное отношение, работает практически бесшумно и, главное, очень надежно. От редуктора усилие тягами передается поворотным шкворням, а от них - колесам. Геометрия тяг, шкворней и поворотных кулаков выбрана такой, чтобы обеспечить нормальное «автомобильное» управление движением по земле, причем на довольно ощутимых скоростях.

ЛЕТНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДЕЛЬТАЛЕТА «ЖУК -42 » :
Вместимость, чел..................................................2
Дальность полета, км........................................250
Скорость, км/ч:
. максимальная................................................90
крейсерская...................................................80
взлетная.........................................................60
Скороподъемность, м/с.........................................2
Взлетная масса, кг............................................370
Масса дельталета/аэросаней, кг...............165/115
Емкость топливных баков, л................................34
Полезная нагрузка, кг........................................170
Двигатель................модернизированный РМЗ-640
Длина разбега/пробега, м..............................50/30
Скорость в азросанном варианте (макс), км/ч.. 80

«Жук-42» в вариантах: 1 - дельталета с колесным, лыжным и поплавковым шасси, 2 - аэромобипя, 3 - аэросаней, 4 - аэрокатамарана.

Вид мототележки для дельталета сбоку (носовой обтекатель, лобовое стекло, сиденья, двигатель и его системы не показаны) и сзади (мачта условно показана в вертикальном положении, моторная рама и ее тяги сняты): 1, 24- верхний пилон мачты, 2- замок, 3, 30 - передний пилон, 4 - рулевое колесо, 5 - ступица рулевого механизма, 6 - телескопическая рулевая колонка, 7 - стойка пилона, 8 - переднее колесо, 9 - трубы усиления лонжерона, 10 - подлокотник сиденья пассажира, 11, 31 - ремни для сидений, 12 - рама сидений, 13 - заднее колесо, 14, 25 - правый подкос мачты, 15 - моторная рама, 16 - тяга моторной рамы, 17, 28 - труба усиления подкоса, 18 - фигурная шайба, 19 - труба усиления верхнего пилона, 20 - проушина крепления, 21,38 - болты М8, 22 - втулка-заклепка, 23 - отверстие для крепления узла стыковки с крылом, 26, 29 - отверстия для крепления моторной рамы и ее тяг, 27 - планка замка, 32 - поручень сиденья пассажира, 33 - стойка руля, 34 - заглушка, 35 - втулки-заклепки, 36 - фигурные шайбы, 37 - труба замка, 39 - проушина крепления подкоса, 40 - труба усиления (длина 250 мм).

Вид мототележки для дельталета сверху (мачта, передний пилой и моторная рама не показаны): 1, 2 - трубы рамы сидений, 3 - стойка руля, 4 - телескопическая рулевая колонка, 5 - труба-ограничитель хода педалей, 6 - поворотный шкворень, 7 - боковая рулевая тяга, 8 - центральная рулевая тяга, 9 - педаль тормоза, 10 - пята крепления стойки руля, 11 - педаль газа, 12 - передняя поперечина, 13 - тросовая намотка рулевого редуктора, 14 - левая подвеска переднего колеса, 15 - передний мост, 16 - стойки переднего пилона, 17,27 - передний и задний раскосы, 18 - несущая труба подножки, 19- подножка, 20 - рулевой механизм, 21 - задняя поперечина, 22 - ремни подвески бензобаков, 23,25 - отверстия крепления подкосов мачты, 24 - задний мост, 26 - правая подвеска заднего колеса, 28 - ступица рулевого колеса, 29 - винт М6 (3 шт.), 30 - болт М6 крепления ступицы рулевого механизма (2 шт.), 31 -крышка ступицы, 32 - поворотная ось (болт Мб, 2 шт.), 33 -корпус ступицы, 34 - фторопластовая втулка-подшипник (2 шт.), 35 - болт Мб (8 шт.), 36 - петля стыковки с телескопической рулевой колонкой, 37 - кардан, 38 - стакан стойки руля, 39 - верхняя труба лонжерона, 40 - нижняя труба лонжерона, 41 -фторопластовая втулка-подшипник, 42 - винт М4 (4 шт.), 43 - перемычка лонжерона, 44 - уголок, 45 - перемычки переднего моста, 46 - накладка, 47 - рессора, 48 - прижимные шайбы, 49 - тросик рулевого редуктора, 50 - трубчатые заклепки.

Телескопическая рулевая колонка: 1 - петли стыковки с рулевым редуктором, 2,3,4 - трубы колонки, 5 - трубчатая заклепка с усиливающей втулкой (4 шт.), 6 - петли стыковки с рулевым механизмом, 7 - фторопластовый вкладыш-подшипник (4 шт.), 8 - заклепка (8 шт.).

Тросовый редуктор: 1 - телескопическая рулевая колонка, 2 - кардан, 3 - передняя поперечина, 4 - капролотовые подшипники, 5 - ось редуктора, 6,14 - болты М8 (8 шт.), 7 - трубы переднего моста, 8 - шплинт, 9 - кронштейны оси редуктора, 10 - прижимные шайбы, 11 -центральная рулевая тяга, 12 - тросик редуктора, 13 - гайки натяжения тросика.

Безмоторные аппараты тяжелее воздуха дают ни с чем не сравнимое ощущение полета. К таким устройствам относятся парашют-крыло, планер и дельтаплан. Первые два приспособления для полетов сложны в изготовлении. Построить дельтаплан своими руками вполне по силам при наличии оборудованной мастерской, специального инструмента и материалов. Главное для такого дела - большое желание, а опыт придет во время работы.

Для того чтобы получить точный ответ на вопрос о том, как сделать дельтаплан своими руками, придется изучить некоторые разделы аэродинамики и материаловедения. Начинать следует с определения и его назначения. Классический дельтаплан представляет собой устройство, состоящее из крыла особой формы и специальной подвесной системы для пилота.

Устройство дельтаплана

Основу конструкции летательного аппарата составляет несущий трубчатый каркас, изготовленный из дюралюминиевых труб разных диаметров. Для обеспечения необходимой жесткости крыла используется система тросовых растяжек. На каркас натягивается прочная и легкая ткань. До появления полимерных нитей использовался парашютный шелк. Подвес обеспечивает оптимальное положение пилота в полете и управление дельтапланом.

Несущая конструкция строится вокруг килевой трубы, с нею в передней части соединяются две боковины. В центральной части перпендикулярно к килевой балке установлена поперечина, которая обеспечивает прочность крылу. Тем, кто делает дельтаплан своими руками, известно, что место стыковки основной трубки и поперечины находится в центре масс устройства. В этой же точке устанавливается и вертикальная распорка, и управляющая трапеция.

Она представляет собой дюралевую трубку нужного диаметра с системой крепления тросовых растяжек. Шнуры натягиваются не только в верхней плоскости аппарата от мест соединения несущих элементов, но и в нижней части. Здесь растяжки крепятся к Такая схема позволяет при сохранении минимального веса достичь необходимой жесткости всей конструкции планера.

Особенности изготовления и применения дельтапланов

К материалам, используемым для выделки летательных аппаратов, предъявляются повышенные требования. Для того чтобы сделать качественный дельтаплан своими руками, в дополнение к уже перечисленным трубам и ткани понадобятся специально сконструированные и изготовленные соединительные устройства. Центральный узел - наиболее ответственная деталь, которая обеспечивает соединение несущих элементов.

Он проектируется таким образом, чтобы обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление аппарату. Изготавливая этому узлу следует уделить особое внимание. Для сборки аппарата во всех применяется пара болт с самоконтрящейся гайкой, в остальных случаях крепеж должен фиксироваться шпилькой. Это делается для исключения разрушения конструкции.

Полетать на дельтаплане собственного изготовления - значит получить максимум наслаждения. И удовольствие это будет не только от полета, но и от хорошо выполненной работы.

Человека всегда манило небо. В 70 годы прошлого столетия людей заинтересовал дельтапланеризм.

Полеты на дельтапланах, то есть легких безмоторных летательных средствах, получили любовь людей, склонных к экстремальным видам спорта и отдыха.

Буквально через 10 лет, дельтапланеристы стали участниками Олимпийских игр. Но человеку всегда мало. Дельтаплан подразумевает лишь парение в воздушных потоках. Желание расширить возможности безмоторного летательного аппарата привели к созданию новых видов дельтапланов, которые бы оборудовались двигателями.

Настольная книга конструктора и пилота

Расцвет исследований и экспериментов в области дельтапланов в СССР пришелся на 70-е годы. Что дало толчок бурному развитию в начале 80-х моторных сверхлегких летательных аппаратов. Книга «Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета » была написана Клименко А.П. и Никитиным И.В. - непосредственными участниками тех легендарных событий.

Не смотря на прошедшие годы, большая часть информации в этой книге не утратила актуальность. Она до сих пор считается настольной книгой конструктора и летчика мотодельтаплана. И, хотя эта книга не переиздается в наше время, благодаря развитию информационных технологий, мы можем предложить всем желающим электронную версию книги в формате PDF . Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета

Мотодельтапланы

Сверхлегкие летательные конструкции развиваются по двум направлениям:

  1. Управление рулевыми аэродинамическими поверхностями, к которым относится элерон, интерцептор и т.д.
  2. Балансирное управление

Дельтапланы относятся к летательным аппаратам с балансирным управлением. Были успешные попытки сделать крыло с рулевыми поверхностями, но это слишком усложняет конструкцию и снижает ее надежность.

Телегу от дельталета используют и для полетов с парапланом. Об этом рассказано в другом нашем материале.

Появился новый вид летательной конструкции, которой дали название мотодельтаплан (МД). Существует несколько групп сверхлегкого летательного аппарата (СЛА).

I группа - СЛА, которые стартуют за счет силы разбега пилота, и имеют следующие преимущества:

  • Маленькая масса;
  • Возможность установления двигателя с малой мощностью;
  • Использование для старта площадок с неровной поверхностью.

СЛА первой группы имеют минусы: их нельзя использовать при транспортировке необходимого груза. Кроме того, авиаторам приходится выполнять более серьезные физические нагрузки по сравнению с мотодельтапланами второй группы. Самый популярный вид компоновки двигателя является вариант, когда он находится под крылом МД.

II группа СЛА - имеет шасси, которое бывает колесным или поплавковым. Второй вариант используется для старта с водной поверхности. Вторая группа МД имеет возможность перевозки полезного груза. Аппараты более безопасны, чем из первой категории, так как пилот жестко зафиксирован ремнями и огражден конструкцией; просты в плане взлета и посадки.

При посадке часто происходят ситуации, когда мотодельтаплан сталкивается с поверхностью земли, если его траектория сильно наклонена. Тогда пилот, находящийся под наклоном вперед, может сильно удариться головой или грудью о землю. Единственное защитное действие, которое может предпринять пилот, это завершить полет на СЛА, ногами «поймав» поверхность земли.

Не замерзнуть занимаясь зимними видами спорта вам поможет термобелье. Особенно если вы прочитаете нашу статью и подберете именно то, что вам нужно.

Если вы ищите новые места для покатушек на горных лыжах, смотрите материал о горнолыжном курорте Шерегеш: pro-extrim.com/moutains/alpine-skiing/sheregesh-skiing.html

Компоновка двигателей

Различают несколько категорий закрепления двигателя:

  • Под крылом ЛА. Преимущества компоновки № 2 - установка двигателя на крыло происходит быстро. К тому же, винт находится далеко от пилота, что повышает уровень безопасности и комфортности. За рубежом МД с компоновкой № 2 пользуются наибольшим спросом и поставлены на поток.
  • На мачте. Категория № 3 использовалась, когда мотодельтапланы только начали конструироваться. Недостаток компоновки, что конструкция склонна к потере управляемости и устойчивости.
  • Два мотора: либо на крыле, либо на подкосах. Аппарат с двумя двигателями не имел ожидаемого успеха из-за усложнения конструкции и наименьшей степени комфортности по сравнению с другими МД.
  • На мототележке. Компоновка в подвеске пилота имеет массу преимуществ. Мототележка предназначена для транспортировки груза и пассажиров. Ее закрепляют на крыле летательного средства. К ней непосредственно крепятся шасси, кресло пилота и другие элементы. МД с компоновкой № 5 имеют несложную конструкцию, доступны по цене, обладают отличными эксплуатационными качествами. Выгодно отличаются от других МД усиленным каркасом. Разбора и сборка занимает немного времени, также как и замена крыла. Управление ими напоминает управление спортивным видом дельтаплана.
  • На крыле и подкосах. Встречается реже всего. При небольшой массе имеют существенный минус - невозможность управлять ЛА, когда аппарат накреняется или совершает угловое движение по отношению к главной поперечной оси (тангаж).
  • На фюзеляже. Не эффективная в целом компоновка, которая разрабатывалась на начальном этапе развития мотодельтапланеризма. Используются только в случае рулевой поверхности больших размеров.
  • Два или больше двигателей, на мототележке. Аналог № 5. Различие их в количестве двигателей. ЛА с 2-х моторными тележками изготавливают только, как экспериментальный вариант. Некоторое преимущество перед № 5 и другими аналогиями тележек в том, что балансировать и лететь можно, даже когда работает только один двигатель.
  • Желающим научиться паркуру посвящена наша статья об этом новом виде экстремального спорта.

    Схемы мототележек

    Вантовая

    Легкая мототележка, быстро складывается, хранение ее занимает мало места. Модель - МД типа «Космос». Недостатки - не так прочна и надежна, как другие схемы.

    Преимущества: минимум силовых элементов. По массе немного тяжелее, чем вантовая схема, но производственные и эксплуатационные качества на уровне вантовой. Реже ломается, отличается высокой прочностью и надежностью, что при аварийных ситуациях положительно сказывается на ударных нагрузках. Используется для эксплуатации в жестких условиях. Модель панельного МД - МАИ-2, который построил А.Русак.

    Схема мало используется, хотя и обладает высокой прочностью. Более того, при поломке одного из силовых элементов, вся система остается работоспособной. Минусами схемы являются: множество соединительных элементов и невозможность ее сложить.

    Самая сложная из всех существующих систем. Это полая балка с обшивкой из стеклопластика. Она имеет маленькое аэродинамическое сопротивление. Но невозможность ее сложить усложняет процесс транспортировки. Пример балочной схемы МД - Т-4 на базе спортивного дельтаплана «Славутич-Спорт».

    Дельталеты

    Этот летательный аппарат имеет корпус, колесное, лыжное или поплавковое шасси, мотор с толкающим винтом и крылом управления (как у дельтаплана, но большей площади). Взлетная масса дельталета не должна превышать 495 кг с земли, 500 кг - с воды (по классификации Международной авиационной федерации).

    В основном их делают с трехколесными шасси, которые в зимнюю пору заменяют на лыжи. Если планируется полет с водной поверхности, то дельталет снабжается поплавками. Бывает, когда у ЛА вместо модуля стоит корпус-лодка. Такой вид подразумевает полеты только с воды.

    Крыло дельталета представляет собой дюралевый каркас, который разделен стальными тросами и обтянут мягкой дакроновой обшивкой. Он закрепляется при помощи шарнира к модулю (мототележке).

    Помните, что такое азимут? Здесь вы можете прочитать о том как правильно ориентироваться с помощью компаса.

    Любой дельталет дает авиатору больше возможностей, так как он не ограничивается полетами в воздушных потоках, а зависит от объема топливного бака и наличия в нем топлива. На дельталете можно осуществлять полеты при разных погодных условиях. Плюсами дельталета являются:

    • малый вес в собраном виде;
    • простая сборка и разборка;
    • удобная эксплуатация и обслуживание;
    • универсальность (использование в качестве глиссера или аэросаней);
    • практически не ломается;
    • неприхотливость в отношении скорости и направления ветра.

    Аэродинамические качества ДЛ ниже, чем у дельтаплана. Тем не менее пилот дельталета в случае отказа двигателя может легко спланировать на землю на «крыле».

    Для взлета необходим ровный укатанный участок поверхности, который имел бы в длину от 150 до 250 м; для посадки - от 100 до 150 м. Тележка при разбеге не должна подпрыгивать. Большинство полетов на дельталете происходят на высоте 150-500 метров, хотя при желании можно подняться и до 5000.

    Собираем мотодельтаплан своими руками

    Дельтапланеризм в России имеет довольно солидную историю. Полетам на дельтаплане обучали еще в ДОСААФ. Тем не менее, нельзя сказать, что дельтапланерный спорт находится в пике своего развития. Производство мотодельтапланов с международным уровнем качества практически отсутствует. С другой стороны, у энтузиастов, желающих научиться летать на мотодельтаплане зачастую не хватает средств на приобретение нового аппарата (новый мотодельтаплан стоит не менее 250 тысяч рублей). Частичным решением проблемы является организация региональных клубов дельтапланеристов. Где можно купить мотодельтаплан или дельталет вскладчину. Расходы на содержание и обслуживание аппарата также распределяются на участников клуба. Кроме того каждый вносит посильную помощь в ведении аэроклубного хозяйства (взлетно-посадочная полоса должна поддерживаться в надлежащем состоянии, ангары, где хранятся аппараты тоже требуют ухода и т.п.) Новичкам такие аэроклубы могут предложить обучение полетам на мотодельтаплане.

    Кроме того, многие мастера успешно собирают дельтаплан с мотором своими руками. Для этого по-отдельности приобретаются различные модули. Вот к примеру перечень деталей, которые необходимо купить для того, чтобы сделать мотодельтаплан своими руками:

    • Крыло дельтаплана - новое будет стоить от 50 тыс. рублей
    • Модуль или «тележка» - готовая к эксплуатации стоит примерно 75 тыс. рублей
    • Двигатель - часто используют от небольших иномарок. Например Suzuki G13BB - 50-60 тыс. рублей

    Конечно же, могут быть различные варианты. Например телегу вы можете спректировать и собрать по чертежам, тогда вам нужно будет купить лишь шасси и приборную панель.

    Перед постройкой мотодельтаплана мы старались собрать и классифицировать технические данные всех аппаратов подобного типа, созданных в СССР и за рубежом. Но информация оказалась чрезвычайно скудной. Опыт использования ранцевых аэродвижителей дельтапланеристам не очень подходил; расположение воздушного винта за спиной спортсмена заметно снижает его КПД по сравнению с работой в открытом потоке: сказывается так называемое «затенение».

    Для решения поставленной задачи пришлось спроектировать жесткую платформу из дюралюминиевых труб, несущую пилон крепления купола, подмоторную раму, сиденье пилота, стойки шасси, органы управления и трубчатый каркас крепления рулей поворота и высоты. Мы знали, что установка на дельтаплан рулей и элеронов, расположенных по традиционной самолетной схеме непосредственно на куполе, не дает положительных результатов.

    Это обстоятельство объясняется реакцией мягкого крыла (так называемым «реверсом») на изменение положения рулей в потоке. Поэтому мы решили выдвинуть рули вперед, в зону невозмущенного потока. В результате получился аппарат, напоминающий самолет типа утка» (рис. 1). Расположенный под передним узлом треугольного купола руль направления площадью 0,5 м и передняя стойка шасси управляются ножными педалями, руль высоты площадью 1,1 м - ручкой самолетного типа.

    Проводка - тросовая, через обычные блоки на руль направления и через дифференциальный механизм - на руль высоты. Для управления по крену задняя кромка купола подтягивается уздечками и выполняет функции элеронов. Пилотское сиденье - облегченного типа от спортивного самолета. Оно снабжено привязными ремнями с одним поясным и двумя плечевыми обхватами, оклеено пенорезиной для смягчения толчков при взлете и посадке.

    Каркас купола и поддерживающая его конструкция должны иметь значительный избыток прочности по сравнению с аналогичными элементами обычного дельтаплана, так как мотодельтаплан подвергается значительно большим нагрузкам. Купол следует изготовить из высоко прочного и воздухонепроницаемого материала - дакрона, лавсана или в крайнем случае - ткани АЗТ.

    Желательно отдать предпочтение современным, заранее профилированным типам куполов, например, дельтаплана «Альбатрос» А. Рябцева (см. «М-К» № 5, 1979 г.). Двигатель от мотоцикла Иж-Планета« Спорт» 350 см3, номинальной мощностью около 20 л. с. при 3800 об/мин. Никаких доводок или форсировки не делалось, чтобы сохранить моторесурс. Топливо подается самотеком из прозрачного (удобство контроля!) пятилитрового бачка, расположенного на пилоне над двигателем. Винт - толкающий диаметром 1000 мм.

    Приборное оборудование состоит из указателей высоты и скорости (УС-250, переделанный для малых скоростей полета) и вариометра планерного типа. Последний может быть заменен термисторным вариометром конструкции С. Казанцева. Полеты без приборов на мотодельтаплане НЕДОПУСТИМЫ. Для контроля работы мотора желательно иметь тахометр и указатель температуры головки цилиндра. Первые же полеты позволили выявить своеобразные особенности построенного нами аппарата. Их следует учитывать всем» кто решит повторить наш эксперимент.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОЛЕТОВ НА
    МОТОДЕЛЬТАПЛАНЕ БС-3

    Первое, о чем следует твердо помнить: летать на мотодельтаплане БС-3 можно только тем пилотам, - которые закончили обучение в аэроклубе ДОСААФ (на самолете или планере) и умеют летать на обычных дельтапланах.

    Второе - успешные полеты на мотодельтаплане могут быть гарантированы только при последовательном выполнении следующих подготовительных упражнений:

    1 - руление на различных скоростях;
    2 - подлеты,
    3 - полеты по прямой;
    4 - полеты с разворотами на 45-90°;
    5 - полеты над площадкой по прямоугольному маршруту, с разворотами на 90°, с выполнением взлета и посадки строго против ветра.

    Наиболее благоприятные метеорологические условия для выполнения всех этих упражнений - ровный ветер постоянного направления, силой не более 5 м/с. Упражнения должны выполняться на ровной площадке или аэродроме длиной не менее 800 м с хорошими подходами, то есть без высоких заборов, деревьев или строений в направлении взлета и посадки.

    1. Руление. Установив аппарат строго против ветра и выбрав на краю площадки хорошо заметный ориентир (для этого можно поставить флаг), начать движение плавной дачей газа мотору. Выдерживать направление на ориентир своевременным Нажимом на педаль: при отклонении влево - правой педалью, при отклонении вправо - левой. Повторять упражнение до тех пор, пока не будет усвоено движение строго по прямой на выбранный ориентир.

    Ручка удерживается в нейтральном положении (руль высоты при этом расположен горизонтально). После этого можно понемногу увеличивать скорость пробежек, доводя аппарат до состояния «невесомости», когда подъемная сила купола приближается к весу аппарата. С этого момента начинается освоение подлетов.

    2. Подлеты. Момент отрыва от земли, хорошо знакомый пилотам-дельтапланеристам, на мотодельтаплане определяется по прекращению тряски и толчков, передаваемых на конструкцию от шасси. Аппарат как бы зависает на мгновение в воздухе. Скорость отрыва (по прибору) лежит в пределах 40-45 км/ч. В этот момент надо придерживать рычаг управления газом, а ручку немного отдать от себя, чтобы не дать аппарату набирать высоту и удерживать его на высоте не более 0,5-0,8 м от земли.

    Во пикающие крены парируются небольшими отклонениями ручки вправо и влево, хотя необходимость в таких действиях возникает редко - аппарат на взлете очень устойчив. По мере освоения упражнения высоту подлета можно увеличивать сначала до 1 м, а затем - если позволяет длина площадки - до 2-3 м, но с таким расчетом, чтобы после посадки мотодельтаплан останавливался не ближе 30-50 м от препятствий в конце площадки. Руление обратно, к месту старта, надо выполнять на минимальной скорости.

    Приземление после подлета выполняют путем подвода аппарата к земле на скорости 40- 45 км/ч по прибору непродолжительного выдерживания на высоте 0,3-0,5 м и посадки с энергичным движением ручки на себя, чтобы перевести купол на большие углы и не дать аппарату грубо удариться о землю. Посадку с поднятым носовым колесом, на два основных колеса шасси, не следует считать ошибкой - такие посадки свойственны пилота м-дельтапланеристам. Трехточечные посадки более близки самолетным летчикам.

    Скорость вертикального снижения аппарата в момент посадки очень мала, и пробег практически не превышает 5-10 м. В зависимости от формы и размеров площадки после освоения подлетов можно переходить к полетам змейкой, с разворотами на 45° и 90° на высоте до 25 м, для освоения поведения мотодельтаплана в криволинейном полете. По сравнению с известными летательными аппаратами, такими, как самолеты и планеры, мотодельтаплан более инертен, и развороты на нем выполняются с небольшими кренами, «блинчиком».

    Рис. I. Схема мотодельтаплана.

    Рис. 2. Общий вид мотодельтаплана БС-3 конструкции С. Беликова: 1 - купол, 2 - аэродинамический руль поворота, 3 - аэродинамический руль высоты, 4 - подкосы передней части фермы, 5 - педали ножного управления, 6 - носовое колесо шасси, 7 - ручка управления, 8 - спинка сиденья пилота, 9 - основная стойка фермы, 10 - подкосы поперечной трубы каркаса, 11 - продольная труба каркаса, 12 - поперечная труба каркаса, 13 - боковые трубы каркаса, 14 - ВМГ 15 - подкосы подмоторной рамы, 16 - подкосы рамы (основания), 17 - боковое колесо шасси, 18 - рама основании. Килевой и боковые карманы условно не показаны.

    Рис. 3. Чертеж воздушного винта.

    На данный момент такой вид отдыха, как дельтапланеризм, постепенно набирает популярность в России. Сейчас появилось множество магазинов, занимающихся продажей данной техники, и инструкторов, обучающих управлению таким агрегатом. Однако стоимость подобного рода удовольствий порой слишком велика, поэтому сегодня мы рассмотрим вопрос «как сделать мотодельтаплан своими руками».

    Материалы

    Все, что вам необходимо подготовить в первую очередь, это обшивка, тросовая растяжка и каркас. Кстати, о тросах. Когда вы будете собирать мотодельтаплан своими руками, не экономьте на этих инструментах, так как от качества и надежности собранной вами конструкции зависит ваше здоровье и даже жизнь. Поэтому трос должен соответствовать всем нормам и требованиям, обладать высокой прочностью и защитой от внезапного отцепления карабина. Безусловно, он не должен рваться, поэтому приобретайте только то оборудование, на которое есть все необходимые документы и сертификаты, и по возможности совершайте покупки в специализированных магазинах, а не на рынке.

    Что касается обшивки, данный материал также должен отличаться повышенной прочностью. Однако здесь под этим понятием подразумевается ее стойкость к аэродинамической нагрузке, которой подвергается каркас при полете. А лучше всего приобретать специальную парусную ткань: она-то уж точно не порвется в самый непредвиденный момент. Металлическая конструкция должна быть легкой и в то же время прочной. Слишком утяжелять мотодельтаплан (своими руками сделанный) не следует, так как это лишь усугубит его управляемость и маневренность в целом.

    Разъемы

    На этом моменте также необходимо заострить внимание. При проектировке конструкции грамотно рассчитывайте количество мест для разъемов. От того, насколько правильно вы продумаете их расположение, будет зависеть прочность и вес всего агрегата.

    На что еще необходимо обратить внимание?

    Боковая и килевая труба должны соединяться в передней части устройства. Это сделает ваш дельтаплан с мотором более обтекаемым, а соответственно, и аэродинамичным. При этом на верхнюю часть конструкции необходимо прикрепить мачту, которая послужит опорой для закрепленных тросов. Боковые механизмы следует закрепить на вильчатой основе конструкции дельтаплана. Помните, что все эти узлы должны быть размещены отдельно от труб. Иначе в дальнейшем это приведет к образованию лишних стыков, что чревато ухудшением аэродинамики при полете. Рулевой механизм также следует надежно закрепить в мотодельтаплане, передвижение его ручки должно легко осуществляться одной рукой. На заключительном этапе произведите натяжку обшивки на конструкцию.

    Напоследок ответим на немаловажный вопрос: "Сколько стоит мотодельтаплан в магазинах?" В зависимости от производителя и технических характеристик двигателя, его цена может варьироваться в пределах от 50 до 160 тысяч рублей. По сути, собирая мотодельтаплан своими руками, вы экономите до половины этой стоимости.