Как распространяются с помощью ветра семена. Способы распространения плодов и семян

» Это, конечно, сказка. Но она верно объясняет, для чего семенам нужно бродяжничать. И как важно этим непоседам иметь друзей, которые помогали бы им переселяться на новые места. А поскольку у друзей свои привычки и повадки, растениям приходится к ним приспосабливаться. Многие растения «придумали» для этого своим семенам разные хитрые устройства и приманки. И стали семена не простыми семенами, а плодами. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений. Я решила узнать, как же растения переселяются на новые места. Для этого провела своё исследование… Целью моего исследования стал вопрос - как растения расселяются на новые места. Следовательно, я перед собой поставила ряд задач: 1. Изучить литературу по данной теме; 2. Получить информацию об особенностях распространения плодов и семян в природе; 3. Выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком. Предмет исследования: особенности распространения плодов и семян в природе; Методы исследования: сбор информации, наблюдение, выводы. Гипотеза: если я узнаю об особенностях распространения семян и плодов в природе, то я смогу, объяснить своим одноклассникам как растения расселяются на новые места.

Хотя такие фрукты как бананы, киви или ананасы не растут в умеренном климате, они все же всем известны и не считаются особой экзотикой. Однако есть множество других удивительных и, вероятно, незнакомых вам фруктов, которые выращивают на Земле.

20. Сахарное яблоко (Аннона чешуйчатая)


Этот фрукт родом из тропической Америки, но его также выращивают в Пакистане, Индии и Филиппинах. Фрукты чем-то похожи на сосновую шишку, диаметр их около 10 сантиметров.


У плода, имеющего легкий вкус заварного крема, белая плоть внутри и небольшое количество семян.

19. Маммея американская (американский абрикос)


Маммея американская - это вечнозеленое дерево родом из Южной Америки, искусственным образом высаженное в других регионах мира, включая Западную Африку и Юго-Восточную Азию. Американский абрикос - это на самом деле ягоды, которые в диаметре имеют около 20 сантиметров.

У ягоды толстая внешняя кожура и мягкая оранжевая мякоть внутри. Как правило, в центре находится одно большое семя, однако у крупных ягод их около 4. Мякоть сладкая и ароматная.

18. Черимойя

Черимойя, или кремовое яблоко, является лиственным растением, произрастающим в высоких горных районах Южной Америки. Плод дерева имеет округлую форму с 3 типами поверхности (бугорчатая, гладкая или смешанная). Мякоть плода кремовой консистенции очень ароматная, белая и сочная.

Говорят, что вкус плода похож на сочетание банана, маракуйи, папайи и ананаса. Марк Твен в 1866 году сказал: «Черимойя - самый вкусный из всех известных фруктов».

17. Платония замечательная


Платония - это большое дерево (достигает в высоту до 40 метров), растущее в тропических лесах Бразилии и Парагвая. Фрукты вырастают до размеров апельсина, при нажатии из них начинает сочиться желтая жидкость.


Внутри фрукта присутствует белая мякоть, обволакивающая несколько черных семян, которая обладает приятным кисло-сладким вкусом.

16. Кокона


Кокона - это еще один тропический фрукт, который можно найти в горных районах Южной Америки. Он растет на небольших кустарниках, причем вырастает очень быстро: за 9 месяцев из семян можно получить фрукты, а еще через 2 месяца они окончательно созреют.


Плоды очень похожи на ягоды, и бывают красного, оранжевого и желтого цветов. Внешне они очень похожи на помидоры, а на вкус представляют собой нечто среднее между помидором и лимоном.

15. Хлебное дерево


Хлебное дерево принадлежит семейству тутовых, а родом оно с Филиппин и с островов Юго-Восточной Азии. Плоды по вкусу напоминают банан. Сырыми их можно есть, когда они полностью созрели, а в недозрелом виде их можно употреблять в пищу только приготовленными.


Спелый плод мягкий и сладкий, незрелый - плотный и крахмалистый, название же свое он получил из-за того, что при приготовлении недозрелого плода он по вкусу очень напоминает свежеиспеченный хлеб.

14. Лангсат


Лангсат или дуку - это два очень похожих фрукта, которые можно найти во всей Азии. Они являются выходцами одной и той же семьи, почти одинаковы по внешнему виду и вкусу, с одним лишь отличием. Кожура лангсата содержит латексное вещество, оно не ядовито, но из-за него трудно ее удалять, а кожура дуку легко отделяется.


Внутри плода есть 5 сегментов, некоторые из которых содержат несколько горьких семян. Это очень сладкий фрукт, который может быть приготовлен различными способами.

13. Дакриодес съедобный


Дакриодес - это вечнозеленое дерево, произрастающее во влажных тропических лесах Африки, на севере Нигерии и на юге Анголы. Плоды, цвет которых варьируется от темно-синего до фиолетового, также известны как африканские груши, они имеют продолговатую форму и бледно-зеленую мякоть внутри.


Эти жирные плоды, как утверждалось, могут положить конец голоду в Африке, поскольку на 48% фрукты состоят из незаменимых жирных кислот, аминокислот, витаминов и триглицеридов. Подсчитали, что с одного гектара, засаженного этими деревьями, можно получить 7-8 тонн масла, при этом могут быть использованы все части растения.

12. Джаботикаба


Бразильское виноградное дерево, или жаботикаба, - это очень странное растение родом из юго-восточной части Бразилии. Странность этого дерева заключается в том, как на нем растут фрукты. Первоначально желтовато-белые цветы появляются на всем стволе и крупных ветках, затем цветы превращаются в плоды, в диаметре составляющие 3-4 сантиметра.


Внутри фиолетовых фруктов круглой формы содержится мягкая желатиновая плоть с 1-4 черными семенами. Плод очень сладкий, его можно есть просто так, однако чаще всего его используют для изготовления вина или ликера.

11. Рамбутан


Рамбутан - это странного вида фрукт, который выглядит, как пушистая клубника. Его родина - Юго-Восточная Азия, но он широко распространен и в других регионах, особенно в Коста-Рике, где его называют «китайской присоской» .


Плоды диаметром 3-6 сантиметров имеют овальную форму. Плоть немного жесткая, но легко отделяется от кожуры, на вкус рамбутан кисло-сладкий.

10. Нони


Этот фрукт известен многими названиями, в том числе большая моринда, индийская шелковица и т. д., его родиной является вся Юго-Восточная Азия и Австралия, он также повсеместно возделывается в тропиках.


Дерево плодоносит круглый год, но, как правило, когда плоды созревают, фрукты имеют очень резкий запах. Однако, несмотря на запах, плод богат высоким содержанием клетчатки, витаминами, белками, железом и кальцием, а также является основной пищей во многих странах Тихого океана. Его можно употреблять в пищу приготовленным или же в сыром виде с солью.

9. Марула


Марула - это лиственное дерево родом из стран Южной и Восточной Африки. Сейчас оно растет на всей территории Африки, поскольку его плоды являются важным источником пищи народов банту, а деревья появлялись на всей территории их миграционного пути. Зеленый фрукт созревает и становится желтым, а белая мякоть внутри очень сочная и обладает приятным ароматом.


После падения с дерева плоды почти сразу же начинают бродить, поэтому слоны и бабуины в этих регионах часто пребывают в легком алкогольном опьянении. Плоды также используются для изготовления популярного ликера Amarula, который можно найти в любом магазине Duty-free.

8. Морошка


Морошка - это ягода западной Сибири. Она встречается в лесах и растет густыми зарослями. Плод похож на малину, однако в его окрасе больше оранжевого цвета.


Они очень сладкие, их употребляют в пищу как сырыми, так и перерабатывают в сок, вино и варенье.

7. Салак (Змеиный фрукт)


Змеиный фрукт родом из Индонезии. Они растут гроздьями, а прозвище свое получили из-за красно-коричневой чешуйчатой кожуры, которая легко снимается.


Внутри находятся 3 белых сладких «сегмента», каждый из которых содержит небольшие черные несъедобные семена. Фрукты обладают кисло-сладким вкусом, по консистенции напоминают яблоки. .

8.Баиль


Баиль, или каменное яблоко, родом из Индии, однако его можно найти на всей территории Юго-Восточной Азии. Баиль - это гладкий фрукт с древесной кожурой, которая бывает окрашенной в желтый, зеленый или серый цвета. Жесткая внешняя кожура настолько твердая, что до фрукта можно добраться только с помощью молотка.


Внутри находится желтая мякоть с несколькими волосатыми семенами, которую можно употреблять в пищу свежей или сушеной. Из спелых фруктов часто готовят напиток под названием шарбат, в состав которого также входят вода, сахар и сок лайма с мякотью. Необходим всего лишь один крупный фрукт для того, чтобы приготовить 6 литров шарбата.

7. Дангсат


Лангсат или дуку — это два очень похожих фрукта, которые можно найти во всей Азии. Они являются выходцами той же семьи, почти одинаковы по внешнему виду и вкусу, с одним лишь отличием.


Кожура лангсата содержит латексное вещество, оно не ядовито, но из-за него трудно ее удалять, кожура же дуку легко отделяется. Внутри плода есть 5 сегментов, некоторые из которых содержат несколько горьких семян. Это очень сладкий фрукт, который может быть приготовлен различными способами.

6. Хризофиллум (Звездное яблоко)


Этот фрукт родом из низменных районов Центральной Америки и Вест-Индии. Нижняя сторона листьев этого вечнозеленого дерева сияет золотистым цветом, заметным даже на расстоянии, а белые или сиреневые цветы, произрастающие на дереве, обладают сладким ароматом.


Плоды круглой формы и фиолетового оттенка, кожура у них плотная. Если плод разрезать горизонтально, то четко прослеживается форма звезды в мякоти. Свежие плоды обладают очень сладким и приятным вкусом.

5. Карамбола (звездный фрукт)


Карамбола - это плодовое дерево родом из Филиппин, но произрастающее на всей территории Юго-Восточной Азии, Восточной Азии, Южной Америке. Оболочка фрукта содержит пять «хребтов», из-за этого фрукт при продольном разрезе становится похожим на звезду.


Поэтому, собственно, плод и получил такое название. Фрукт богат витамином С и антиоксидантами. При созревании плод становится ярко-желтым, а на вкус он очень сочный и хрустящий.

4. Кивано (рогатая дыня)

Рогатая дыня, также известная как африканский огурец, родом из Африки, но в настоящее время ее выращивают также в Австралии, Новой Зеландии и Чили.


При созревании оболочка дыни покрывается плотными остроконечными желтыми шипами, а мякоть, подобная желе, обретает ярко-зеленый цвет. Часто вкус фрукта сравнивают с бананом. Плод является хорошим источником витамина С и клетчатки.

2. Питайя (род Hylocereus)

Питайя (питахайя), или кактусовый фрукт, который можно найти по всей Азии, Австралии, Северной и Южной Америке, изначально считался жителем Мексики.


Существует два типа питайи: кислая, как правило, употребляемая в пищу в Америке, и сладкая, произрастающий во всей Азии. Фрукты бывают красные, желтые и пурпурные, они обладают очень приятным ароматом, а сладкий вид по вкусу очень похож на киви.

1. Магический фрукт


Чудо-фрукт, или сладкие ягоды, - это очень странные ягоды родом из Западной Африки. Плоды в больших количествах содержат заменитель сахара миракулин в сочетании с гликопротеином.


Сам по себе плод не обладает очень сладким вкусом, но после того, как человек его съедает, гликопротеин связывает вкусовые рецепторы, расположенные на языке человека, и примерно в течение часа превращает вкус любого продукта в сладкий. Таким образом, Вы можете съесть целый лимон, а на вкус он будет, как сладкий сироп.


В 70-х годах были предприняты попытки серийной продажи фрукта как диетического товара, поскольку он любую еду способен превращать в сладость, при этом не влияя на количество потребляемых калорий. Однако добиться успеха на этом поприще не удалось.

Семена довольно редко, но прорастают непосредственно в растении. К примеру, разрезав спелую тыкву, мы можем наблюдать в ней уже проросшие семена. Однако в основном они прорастают не там, где созревают, а в совершенно другом месте. Каковы они - способы распространения плодов и семян растений? Как это происходит и почему? Давайте узнаем!

Что такое плод

Перед тем как мы подробно рассмотрим способы распространения плодов и семян, следует изучить эти самые понятия. Ведь без элементарных знаний нам будет трудно понять весь процесс и механизм «путешествия» семян и плодов по всему миру. Итак, начнем. Не секрет, что груша, слива, яблоко, земляника, вишня - это плоды фруктовых растений и деревьев, содержащие в себе семена. Считается, что они развиваются из завязей и прочих частей растений, однако не все ботаники согласны с этим.

Некоторые из них уверены, что настоящими плодами можно назвать только те, которые образовываются исключительно на завязях, например, у вишни, сливы, томатов, мака и т.д. Плоды, которые развиваются из других частей цветков и растений, принято называть ложными. К примеру, земляника вообще образована разросшимся цветоложем. О какой завязи здесь вообще можно говорить! В итоге ученые решили рассматривать плоды как результат видоизменения всего цветка. При этом если в начале своего «жизненного пути» они еще как-то могут сохранить некоторые признаки цветка, то уже после созревания совсем теряют или сильно видоизменяют их.

Как устроены плоды растений

Снаружи каждый плод окружен так называемым околоплодником, защищающим от повреждений и высыханий зреющие внутри семена. В свою очередь, околоплодники делятся на сочные и сухие. Например, сочным околоплодником можно назвать мякоть спелого арбуза, дыни или персика. Незрелый же околоплодник - вяжущий, горький, кислый, невкусный. В этот период он предохраняет сам плод от несвоевременного поедания, а его еще незрелые семена - от скорой порчи.

Виды плодов

Чтобы понять, как распространяются семена и плоды тех или иных растений и деревьев, необходимо знать, что к сочным плодам ботаники относят:

  • многосеменные (тыква, ягода, яблоко, гранат);
  • односеменные (персик, абрикос, манго, вишня, черемуха, чернослив).

Как следует из названия плода, в односеменных имеется одна косточка. Еще их называют костянками. Однако и здесь есть свое исключение: например, ягода ежевики - это многокостянка, но является односеменным плодом.

Способы распространения плодов и семян напрямую зависят от их размеров, веса и формы. Как уже было сказано выше, плоды бывают сочными и сухими. Сухие, в свою очередь, делятся на вскрывающиеся и невскрывающиеся. Например, вскрываются (лопаются) после своего созревания околоплодники спелых бобов, стручков, а также коробочки мака. Но вот, к примеру, околоплодник лещины очень твердый и одеревенелый. Сам он ни за что на свете не вскроется. Он имеет одно единственное семя, которое мы прекрасно знаем: орешек.

Еще одним видом плода является коробочка. Обычно она имеет от 3 до 5 гнезд с семенами. Когда эти семена созревают, то их «домик» начинает лопаться. Например, коробочки зверобоя или табака дают трещины вдоль своих перегородок, после чего распадаются на отдельные части. В то же время у «домиков» лилий, гиацинтов, тюльпанов и хлопчатников растрескиваются лишь стенки, а у тополя и ивы коробочки вообще трещат по швам. Самой известной коробочкой является стручок, который во время созревания с треском распадается на две створки.

Считается ли плодом ягода

Да. Это своеобразный плод, имеющий в своем составе множество семян, но не имеющий косточек. Если ягода спелая, то у нее появляется сочный и мясистый околоплодник (виноград, клубника, брусника, клюква, черника). Именно поэтому, с точки зрения ученых-ботаников, вишня не является ягодой, а помидоры являются! Сюда же можно отнести и цитрусовые плоды, которые тоже являются ягодами:

  • мандарины;
  • апельсины;
  • лимоны;
  • померанцы;
  • грейпфруты.

Дело в том, что гнезда с семенами, расположенными внутри вышеупомянутых плодов, заполнены ароматным экзотическим соком. Ягодами можно назвать и плоды :

  • дыни;
  • арбузы;
  • огурцы.

Простому обывателю это, конечно же, режет слух, а вот профессиональные ботаники уже давно свыклись с той мыслью, что формально арбуз и огурец не только ягоды, но и родственники.

Как выглядит семя изнутри

Распространение плодов и семян (2 класс, ознакомление на уроках биологии учащихся с теми или иными способами «путешествия» семян и плодов различных растений) немыслимо без участия в этом человека, животных и, конечно же, воды и ветра. Но чтобы понять, как такое маленькое семя может «путешествовать» по свету, необходимо кратко ознакомиться с его строением. Так, любое семя покрыто кожурой. На гладких семенах виден рубчик, образующийся на тех местах, где он отделяется от семяножки.

Если хорошо присмотреться, то рядом с таким рубчиком можно увидеть микрополярное отверстие, именуемое в научной среде микропиле. Где-то поблизости имеется и кончик корня. Именно он при прорастании семени самым первым появляется наружу. Плотная кожура защищает семя от различных повреждений и в то же время пропускает влагу, не мешая прорастанию зародыша - главной части всех семян. Он образуется лишь после оплодотворения яйцеклетки и состоит обычно из стебелька, корешка и почечки.

Как распространяются семена растений в природе

Ну вот мы и подошли к главному. Как уже было сказано выше, редко проросшие семена дают жизнь новым растениям, поскольку в подавляющем большинстве случаев произрастают не там, где они созревали. Почему это происходит? Все просто: на новые места они «путешествуют» посредством людей, животных и самой матушки-природы! Если условия для новой жизни окажутся вполне подходящими, эти семена начнут прорастать, а если нет - погибнут.

  1. Прекрасным способом их распространения является перекрестное благодаря которому могут образовываться новые виды представителей флоры. Это тот минимум, который дает жизнь новым растениям. Конечно же, способы распространения плодов и семян растений не ограничиваются лишь опылением.
  2. Неприятные человеку на вкус или вовсе ядовитые плоды и семена являются весьма привлекательной пищей для птиц. При этом семена, имеющие твердую оболочку, просто не способны перевариться в их желудках. В итоге они вместе с птичьим пометом (гуано) переносятся на дальние расстояния от места своего первоначального «рождения». Но этим роль птиц в распространении новой жизни растений не ограничивается!
  3. Многие птицы, устраивая себе запасы на зиму, тащат семена и плоды различных растений в гнезда. Часть их просто теряется во время перелетов пернатых, падая на новые места. Например, постоянно запасаются желудями, часть из которых теряется и прорастает со временем.
  4. Еще одни помощники в прорастании семян и плодов - это муравьи. Эти маленькие, но полезные в природе существа уносят к себе в гнезда семена самых разных растений, в особенности богатых эфирными маслами (василек, чистотел, медуница, кислица, фиалка). Как и птицы, муравьи львиную долю собранных семян теряют в пути. Кстати говоря, этим маленьким пронырам в основном доступны именно семена трав.

Как еще «путешествуют» плоды и семена растений

В основном они распространяются с помощью ветра. Семена при этом разлетаются гораздо лучше, чем уже сформировавшиеся плоды. Но об этом позже. Как известно, в природе есть и так называемые «живые» плоды, которые самостоятельно цепляются за шерсть животных, случайно пробегавших мимо, а также прилипают к одежде человека. К примеру, таковыми являются плоды репейника, череды, дурнишника и лопуха.

Здесь ученые-ботаники особенно отмечают пизонию - кустарник или дерево, произрастающее на островах Тихого океана. Плод этого заключен в специальную чашечку, усаженную рядами различных липких волосков. Именно они позволяют плодам пизонии легко приклеиваться к любому животному или предмету. Нередко в природе можно заметить рептилий и мелких птиц, полностью облепленных такими плодами. К сожалению, в этом случае животные не могут полноценно двигаться и погибают.

«Путешествие» по воздуху

Вы знаете, что плоды и семена могут распространяться с помощью ветра, т.е. по воздуху? Например, это происходит в высокогорных степях, в саваннах и пустынях, где постоянно гуляют сильные ветра. В этом случае семена просто разлетаются в разные стороны и на огромные расстояния. Особенно хорошо приходится семенам, имеющим плоскую форму и малые размеры (колокольчик, хмель, вереск, заразиха, эвкалипт).

Крылатые семена и плоды

Интересным будет узнать, как распространяются с помощью ветра семена, имеющие так называемые крылья. Они появились у тех растений, которые произрастают исключительно на открытых местностях. Этими «крыльями» являются специфические волоски, которыми сплошь покрыты семена (например, у ветреницы). У тополей и ив семена вообще снабжены хохолками, состоящими из тончайших волосков.

У лещины, граба, ольхи и березы плоды - это маленькие орешки, снабженные крыльями. По одному крылу имеют плоды ясеней и кленов. Кстати говоря, именно поэтому они кружатся при падении. Распространяются с помощью ветра семена и плоды осоки вздутой, пузырника, астрагалов. Любопытно, что у этих растений они путешествуют в воздушных шарах, которые образуются при помощи воздушных мешочков, покрывающих их.

Перекати-поле

Наверное, каждый хотя бы раз слышал о таком причудливом растении. Научное название ему - качим метельчатый. В осеннее время оно имеет свойство полностью отрываться от своего корня. Рыхлые и шаровидные кусты этого растения с созревшими плодами распространяются с помощью ветра. Семена у качима метельчатого спрятаны в коробочках, зубцы которых имеют загнутую внутрь форму. Это позволяет семенам высыпаться наружу лишь во время довольно сильных порывов ветра, уносящего их на большие расстояния.

«Путешествие» по воде

Не всегда плоды и семена растений распространяются с помощью ветра. Семена нередко «путешествуют» по ручьям и рекам, переносятся морскими течениями и потоками дождя. Например, кокосовый орех может оставаться на плаву в открытом море годами, не теряя при этом своей всхожести. Нередко от берега может отламываться целый участок суши с произрастающими на нем пальмами и кустарниками, а также с обитающими там животными. Такие островки начинают плыть по течению, распространяя семена своих деревьев на тысячи километров.

Е. Линник

Маленький коралловый островок, затерянный в безбрежных просторах Тихого океана. Узкая полоска суши окружает небольшую лагуну с прозрачной зеленоватой водой. Пенистые волны окутывают островок тучами водяной пыли.
На островке растет несколько кокосовых пальм. Как попали семена на заброшенный клочок земли, отделенный океаном от других островов и материка сотнями километров? Где их родина?
Распространяясь по земному шару, семена растений переплывают океаны, перелетают по воздуху тысячи километров, преодолевают высокие горные хребты и безводные пустыни.
О таких путешествиях мы и расскажем в нашей статье.

ПО ВОЗДУХУ И ВОДЕ

Середина мая. Распускаются листья на деревьях и кустарниках. Зацветает черемуха. Нежная щетинка молодой травы становится с каждым днем все гуще и зеленее.
Что это? Откуда летят тучи белых пушинок?
Возьмем одну из них. Внутри – семечко. Его окружает легчайший пушок.

Семена ивы

Такие пушистые планеры образуются у тополя, ивы, ольхи, осины и некоторых других древесных и травянистых растений. Иногда их семена пролетают несколько сотен метров, пока не упадут на землю. И если условия окажутся подходящими, из них вырастают новые растения.
Несколько лет назад во Франции на высоте 1 500 метров в воздухе были обнаружены семена некоторых африканских растений из семейства сложноцветных.
Для таких планеров действительно не страшны ни моря, ни горные хребты!..


ПЛОДЫ-КОЛЮЧКИ. Якорцы – однолетнее ползучее растение со стелющимся ветвистым стеблем и желтыми одиночными цветками. Плоды якорцев снабжены чрезвычайно острыми и крепкими шипами. Их родина – Центральная Азия. Отсюда они распространились по теплым странам почти всего света.
Колючки запутываются в овечьей шерсти, и растение расселяется по новым местам.
Попав в США, якорцы были развезены по стране на автопокрышках. Это вредное растение наносит большой ущерб автомобильному транспорту. Колючки прокалывают и портят автомобильные покрышки. В США даже было объявлено, что будет выдана премия нашедшему эффективное средство борьбы с якорцами на дорогах.

Другие виды растений расселяются с помощью воды. Весенние паводки уносят семена полевых сорняков иногда на значительные расстояния. Конечно, во время дальних плаваний по ручьям и рекам некоторые семена теряют всхожесть и гибнут, но многие, попав в благоприятные условия, начинают прорастать.
Растения, встречающиеся в сырых и топких местах, распространяются главным образом водой. Плоды-коробочки вероники в сухую погоду плотно закрыты и раскрываются только тогда, когда попадают в сырое место. Вода вымывает семена и сносит их в болотистые низины.
Однажды известный шведский ботаник Карл Линней прогуливался по небольшой отмели в глухом уголке Северной Норвегии. Был отлив, и на крупной гальке остались скользкие ржаво-коричневые узловатые водоросли. Линней стал внимательно рассматривать их.
В куче водорослей виднелись темные шарики. Ученый поднял один из них. Да ведь это морские бобы! Это растение встречается в тропиках, на берегах Антильских островов. Как же попали морские бобы в Скандинавию? Линней понял, что они принесены сюда теплым морским течением Гольфстримом. Тысячи километров проплыли бобы по океанским волнам, пока прибой не выбросил их на берега Норвегии.

Ризофора

В заливах, устьях рек, лагунах, отгороженных от океана коралловыми рифами и песчаными отмелями, раскинулись мангровые заросли, приспособленные к жизни на неустойчивом илистом грунте.
Над водой колышется плотная стена деревьев – ризофоры с блестящими кожистыми листьями. В листве видны какие-то дубины, свисающие толстыми концами вниз. Это не что иное, как проростки. Ризофора – живородящее дерево. Семена у нее начинают прорастать, находясь еще в плодах, висящих на дереве. Семя развивается в длинную (до метра) тяжелую палку, висящую до тех пор, пока плод не раскроется. Тогда проросток срывается и падает толстым концом в ил. Вонзившись в вязкий грунт, он быстро разрастается в новое дерево. Не всегда удается проростку укрепиться в иле. Иногда течение подхватывает его и уносит за многие сотни километров. Долгие месяцы носится он по волнам, пока не зацепится где-нибудь в защищенном уголке.


Плоды кокосовых пальм

Зрелые плоды кокосовых пальм, попавшие в море, сохраняют свою жизнеспособность до полугода. Непроницаемый для воды кожистый слой надежно защищает семена, спрятанные внутри ореха, а волокнистый воздухоносный слой придает плоду плавучесть.
Когда начинается ураган, ветер срывает орехи с дерева. Они падают в воду, и волны уносят их к далеким берегам.
У семян некоторых растений, например тропического дерева моринды, есть даже специальные плавательные пузыри.

ЖИВЫЕ СЕЯЛКИ

Зреют на горячем июльском солнце ягоды земляники и малины, наливаются сладким соком вишни, в ясные сентябрьские дни среди перистых листьев рябины появляются оранжево-красные кисти терпких плодов.
Яркие съедобные плоды привлекают птиц. Они поедают ягоды, но семена проходят через пищеварительную систему неповрежденными, так как защищены прочным покровом.


Сойка с желудем

Перелетая с места на место, птицы иногда совершают путь в сотни километров. Вместе с ними путешествуют по воздуху и семена.
В 19 веке в Новую Зеландию были привезены скворцы. Предполагалось, что эта полезная птица будет уничтожать вредителей полей и огородов. Но скворцы перенесли в Новую Зеландию семена ежевики, и густые заросли этого колючего кустарника покрыли во многих местах пастбища. От этого стало страдать животноводство.
Семена странствуют не только в желудках птиц. Они попадаются в комочках грязи, которые птицы часто переносят на лапках.


ГУСИНАЯ ЯГОДА. Много разнообразных деревьев, кустарников и лиан с вкусными, питательными плодами растет в тропических странах. На Антильских островах и во Флориде встречается невысокое вечнозеленое дерево, известное в ботанике под названием "филлантус ацидус". Местное население называет это дерево "гусиной ягодой".
Сочные желтые плоды "гусиной ягоды" собраны в плотные кисти. Эти небольшие плоды клюют птицы, растаскивают и разбрасывают обезьяны.

Иногда семена совершают весьма сложные путешествия. Пресноводные рыбы поедают семена некоторых водяных растений. Рыб, в свою очередь, поедают птицы, и семена путешествуют под водой и по воздуху и оказываются иной раз в очень отдаленном от своей родины районе.
Когда-то южноафриканские степи были покрыты пышной растительностью. На них паслись многочисленные стада антилоп. Постепенно европейцы истребили большую часть этих животных, и степи стали превращаться в пустыню. Оказалось, что антилопы, поедая траву, способствовали расселению ее семян на обширных пространствах.
Жители Южной Африки нашли способ спасти пастбища. В корм овцам они стали подсыпать семена трав.
При помощи этих "живых сеялок" была восстановлена травянистая растительность в степях Южной Африки.

НЕПРОШЕННЫЕ ГОСТИ

Флотилия тяжело нагруженных испанских каравелл входит в гавань Монтевидео. Окончено долгое, утомительное плавание через обширный океан. Корабли бросают якоря и один за другим пришвартовываются к деревянной пристани. Колонисты с надеждой смотрят на пустынные берега и синеющую вдали цепь гор. Что ожидает их здесь?
Начинается выгрузка. На скрипучих блоках спускают на бревенчатый настил причала бочонки с порохом, тяжелые ящики с мушкетами, ножами, гвоздями. Перетаскивают мешки с пшеницей, ячменем, овсом.
С одного из кораблей выгружают скот. Испуганных мычащих коров сводят по шатким мосткам. Сбившихся в кучу овец просто берут за ноги и выносят на плечах, как мешки с мукой.
В стойлах на кораблях остались вороха соломы и сена. Юнга сгребает их и выбрасывает за борт, вскоре прибой выносит сено на берег. Вместе с ним на новую землю попадают и семена.
Так вместе с колонистами приплывали в Америку многие дикие европейские растения. Обыкновенный чертополох настолько освоился на новой родине, что стал теснить местные растения.

Ширица

В зале крупного аэропорта царит оживление, какое обычно бывает после прибытия самолета международной авиалинии. Один за другим подходят пассажиры к столу таможенного инспектора и предъявляют для просмотра свой багаж. Инспектор быстро просматривает чемоданы и саквояжи, наклеивает ярлыки.
Одна из прибывших женщин держит в руках небольшой букет.
Инспектор просматривает ее чемодан, ставит в паспорте штамп. Но тут его внимание привлекают цветы. Он осматривает букетик и находит в нем случайно попавшие туда сорняки с семенами.
Во многих государствах организована карантинная служба по борьбе с сорняками. Нелегко охранять границы от таких "нарушителей". Мелкие семена сорняков скрываются в штабелях леса, прячутся в кипах хлопка и даже в почтовых бандеролях.


Элодея канадская

Особенно легко удается "переходить границы" семенам, снабженным крючочками, шипами или зацепками.
В 19 столетии через черноморские порты в Россию "нелегально" прибыл злостный сорняк щирица. Эта невысокая трава с цветками-метелками чрезвычайно плодовита. Один экземпляр щирицы дает в год до полумиллиона семян. Борьба с ним очень трудна.
В начале девятнадцатого века в Европе появилась канадская элодея. Ее часто разводят в аквариумах. Условия для развития элодеи в водоемах Европы оказались чрезвычайно благоприятными. Она распространилась настолько быстро, что ее прозвали "водяной чумой". Рыхлым, зеленоватым облаком она заволакивает прозрачную глубь озер и иногда размножается так, что даже препятствует движению судов.

* * *
Мы рассказали о некоторых естественных путях распространения растений. Однако, преобразуя природу, человек не может не вмешиваться и в эту сферу ее жизни. Он заставляет растения путешествовать и по своему усмотрению переселяет их из одного района в другой сообразно своим хозяйственным нуждам и целям.


Исследовательская проектная задача «Как путешествуют семена растений»
Цель: создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.
Задачи:
-способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.
Оборудование
На столах: табличка с номером (или названием) группы, документы в конверте с номером группы (заготовки таблиц для продукта – на каждого участника, картинки плодов и семян). Пробная таблица (одуванчик) лежит рядом с конвертом. Все необходимые принадлежности дети готовят сами (пеналы с карандашами и фломастерами, клей-карандаш).
На отдельном столе: коробочки с различными плодами и семенами для каждой группы (семена огурцов, акации, соплодия ольхи, крылатки клёна, репьи лопуха).
На доске: схемы-опоры «6 П проекта» + опора для поиска информации.
У учителя: конспект мероприятия, стикеры 4-х цветов, магниты для крепления продуктов проекта, список класса по группам, листы самооценки (21 шт.). Грамоты (1, 2, два третьих места) и сертификаты (на каждого).
У наблюдателей: карта эксперта (по числу групп), итоговый экспертный лист, ручка.
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты эксперта приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному-два человека на каждую группу. Функции наблюдателей: заполнение карты эксперта и наблюдение за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами и пройти инструктаж. Проект выполняется малой группой из 4-х – 5-ти учеников. Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5) или именем. У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Подробный план
Проблема.
Беседа по вопросам: Кто такие путешественники? Как и на чём можно путешествовать?
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.
- Подумайте, кто бы это мог быть? (Выставляет на стол каждой группы коробочки).
Давайте посмотрим, что там лежит. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.
- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Возникли ли у вас вопросы? Какие? Задайте по одному вопросу, используя слова подсказки: Как….Куда….На чём…Зачем… Все ли… (можно написать на карточках и показать детям). У нас появились вопросы – по другому ПРОБЛЕМА (вывесить карточку на доску).
Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу и читает описание проектной задачи.
Планирование.
Проектная задача обсуждается (что же мы должны сделать?)
Рассматривается заготовка будущего продукта – пробная таблица для одуванчика, затем из конверта достаются несколько продуктов-таблиц по числу участников группы.
Итоги рассматривания: Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). В таблице пока не заполнен столбец с названием растения и приспособлением для путешествия семян и плодов.
К таблице есть приложение – разрезные картинки с изображением семян и плодов растений.
- Давайте составим план нашей работы. С чего бы вы начали? (Вспомните, о чём говорилось в проектной задаче). Как бы вы распределили обязанности? Каждой группе нужно заполнить таблицу. Писать мы ещё не умеем, но у нас есть картинки.
Учитель объясняет, что работать нужно в группе, распределяя обязанности на всех. Даёт детям время, для того чтобы договориться (разделить таблицы-продукты по одной на каждого участника группы, картинки с изображением семян пока в середине стола).
Когда таблицы распределены, учитель подводит итог: сейчас мы составили ПЛАН работы.
III. Поиск информации.
Учитель вывешивает табличку ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, выясняется, что информацию можно искать разными способами (вывесить рисунки-подсказки ТЕЛЕВИЗОР, ИНТЕРНЕТ, ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ, СПРОСИТЬ У ВЗРОСЛЫХ, КНИГИ).
- У нас в кабинете нет телевизора, выхода в интернет, мы ещё не умеем читать специальные книги-энциклопедии. Что остаётся? Правильно, спросить у взрослых и провести опыты и наблюдения. Это в наших силах. Сегодня мы будем учиться искать нужную нам информацию с помощью опытов и наблюдений.
IV. Получение Продукта. Работа в группах.
Учитель вывешивает табличку ПРОДУКТ, задаёт порядок изучения семян: называет, какие семена надо рассмотреть, какие опыты и наблюдения с ними провести.
Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?
Загадка: Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - И остался стебелек. (Одуванчик).
-Кто из вас видел одуванчик? Кто знает игру «Дед или баба»? В чём она заключается? Как же путешествуют семена одуванчика? С помощью какого приспособления? Находим в приложении картинку «Одуванчик» и приклеиваем её в таблицу-образец, напротив картинки «Ветер».
ВОТ ТАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ, но теперь – каждый в своей таблице!
Исследование семян клена.
Загадка: Хоть совсем не птица, а с крылом родится.
С веточки сорвётся и на крыльях вьётся (крылатка клёна).
- Найдите среди семян отгадку. Покажите – это семена клёна.
-Подбросьте крылатки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Подбросьте крылатки клёна ещё раз и одновременно помашите веером (листом бумаги). Что произошло?
Дети делают вывод: крылатки клёна кружатся, как вертолётики. Если на них подует ветер, они отлетят далеко в сторону.
- Какие же приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Найдите подходящую картинку и заполните следующую таблицу.
Исследование семян лопуха – репьёв.
Загадка: Растение видное, А имя обидное. (Лопух)
Рассмотрите семена лопуха – репьи. Соедините вместе два репья. Что произошло? Почему? Возьмите кусочки ткани (меха), попробуйте прицепить репей к нему. Что произошло? Почему?
Дети делают вывод: репьи имеют цепкие усики, которые цепляются за ткань. Значит, семена лопуха может разнести человек, на чью одежду репей прицепится, или животное.
Я репей, у меня Цепкие колючки.
Третий день катаюсь я На хвосте у Жучки.
Заполнение таблицы.
-А знаете ли вы, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
Исследование плодов ольхи.
Загадка: Есть серёжки, да не девчонка. Есть и шишки, да не сосёнка.
А живет в низинке, около лозинки. (Ольха)
Учитель читает отрывок и демонстрирует фотографию ольхи на берегу водоёма: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
- Рассмотрите соплодия ольхи. Какие они? Как об этом говорилось в тексте? Почему же вдоль берега нашей речки так много ольхи? Заполнение таблицы.
Исследование семян акации (стручков).
Загадка: На сучке - арканчик Держит чемоданчик.
Крышка открылась- все раскатилось. (Стручки акации).
Учитель читает отрывок из дополнительного материала:
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян акации.
Семена гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
- Найдите среди семян стручки акации. Внимательно рассмотрите их. О каком способе путешествия семян вы сейчас узнали?
Заполнение таблицы.
Исследование семян огурца.
Загадка:
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).
- Вы много раз видели, как мама весной сеет семена огурцов. Есть ли у них какие-то приспособления для путешествия? Нет. Как же вырастет новое растение огурец? (Показать картинку семенного огурца: или человек соберёт семена и посеет их, или они перезимуют и прорастут сами на том же месте). Заполнение таблицы.
V. Подготовка к защите проекта
Учащиеся 1 класса дорабатывают свой продукт: раскрашивают картинки и обложку, которую выдаёт учитель; устно составляют предложения о том, как путешествуют те или иные семена и с помощью каких приспособлений).
Карточки-подсказки: КАК ПУТЕШЕСТВУЮТ? ЧТО ПОМОГАЕТ?
VI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - защита проекта: коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений.
Каждый участник команды демонстрирует свой ПРОДУКТ. Участники говорят по одному-два предложения (Семена клёна путешествуют с помощью ветра. У них есть крылышки. Семена ольхи путешествуют с водой, потому что они лёгкие и плавучие. Семена лопуха имеют цепкие усики, поэтому могут путешествовать с животными и человеком. Семена акации разбрасываются с помощью самого стручка, когда он растрескивается. А некоторые семена вообще не имеют приспособлений для путешествия, поэтому их сеет человек или они растут рядом с растением).
Учитель скрепляет отдельные листы-продукты в книжечку.
На полочке доски выстраиваются 4 книжки – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Учитель подводит итог: «Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен».
VII. Оценка продуктов проекта каждым учащимся с помощью стикеров. Заполнение детьми листов самооценки и передача их экспертам. Оценка работы групп экспертами.
VIII. Объявление экспертами результатов. Награждение команд. Выдача сертификатов.
Таблица для учащихся 2-4 классов может иметь следующий вид.
Способ распространения Названия растений Приспособления
Ветром Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле Парашютики, крылатки лёгкие
Водой Осока, ива, ольха, кокосовая пальма Имеют воздушные полости, лёгкие, плавучие
Животными и человеком Дуб Белки, мыши
Череда, лопух, чертополох Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин
Самораспространение
(саморазбрасывание) Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» Воздушные полости, яркая окраска.
Растрескивание плодов
Памятка «Ход проектной задачи»
Учащиеся Организатор
Изучение проектной задачи.
Планирование работы.
Проведение исследований учащимися.
Запись выводов по результатам исследований (заполнение таблицы).
Следит за ходом работы.
Организует деятельность детей по плану, обозначенному на доске с помощью схем-опор (открывает схемы по очереди).
Проводит хронометраж (например:
изучение проектной задачи – 3-5 минут, планирование работы – 5 минут,
проведение исследований и запись выводов –
10 – 15 минут,
Изготовление продукта – 10 минут,
репетиция выступления в группе – 5 минут,
защита проекта – не более 5 минут).
Помощники организатора (наблюдатели) заполняют карты наблюдений.
Изготовление продукта
Заполнение шаблона защиты проекта. Репетиция выступления (защиты проекта) в группе. Защита проекта по заполненной таблице и шаблону перед классом. Каждый участник может рассказать об одном «открытии» или озвучить часть шаблона защиты проекта.
В результате должен получиться коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений. Все продукты прикрепляются на доску под номером группы (или под продуктом поставить номер группы). Каждый участник имеет право прикрепить свой стикер на понравившуюся работу. Учитель проводит подсчёт голосов, отданных за каждую команду.
Самооценка (заполнение листа самооценки каждым участником группы). Организаторы подводят итоги наблюдений по экспертным листам.
Собирает листы самооценки для последующего анализа.
Вместе с помощниками проводит анализ.
По итогам наблюдений формируется команда из 5-ти учащихся для участия в третьем туре проектной недели «Времена года: осень» (кроме 1 класса).