Необычные дома народов мира. Старинные традиционные жилища разных народов

Главный вопрос для молодых семей - квартирный. Если подойти к этому делу с фантазией, то ипотеку брать будет совсем необязательно. Вот как решают свой жилищный вопрос разные народы мира.

Юрта

Старинное переносное жилище кочевников. Удобно тем, что на его сбор и установку уходит несколько часов, можно остановиться в любом удобном месте. Такой дом легко перевозится на лошади. Войлочное покрытие, надежная защита от холода, дождя и ветра.

Эти удивительные куполообразные жилища в современном исполнении можно найти на северо-востоке Азии, в Гренландии, на канадском острове Баффинова Земля. Жилье сложено из снежных блоков. Для входа прорывают специальный туннель в снегу. Рядом стоящие иглу соединяют между собой отдельными снежными коридорами, чтобы можно было ходить в гости, не выходя на мороз.

Дом в пещере

На юге Туниса есть карьеры с песчаными породами. Этим залежам песка не одна тысяча лет. За все годы он стал достаточно прочным, чтобы прорубать в этих песках практически целые отели для туристов. Стены таких пещер защищают от неимоверной жары и песчаных бурь.

Рондавель в переводе - круглый дом. Такие дома из камня строят на юге Африки. Вместо цемента при возведении стен используется смесь земли, песка и навоза. Пол жилища также выравнивается навозом и сушится. Круглые очертания дома и тростниковая крыша придают ему немного сказочный вид. Задуманы эти постройки были как охотничьи домики, но сейчас их все чаще используют для постоянного жилья.

Дома на сваях

Эти экзотические и практичные жилища можно найти в Юго-Восточной Азии, . В местном климате, где преобладают дождливые дни, местные жители придумали строить дома на сваях. Не удивляйтесь, что сваи такие высокие. На такой высоте дом становится недоступен для змей и москитов.

Крохотные домики в США

В штате Орегон появилась мода на вот такие крошечные домики. Главное их преимущество - наличие колес. Построение столь недорогого и оригинального жилья стало началом целого направления.

Дома под землей

Подземные дома в - это не прихоть пресытившихся богачей. Это острая необходимость защититься от ежедневной жары, вплоть до 45°С, от бурь с песком. Из-за столь непростых погодных условий добрая половина городка Кубер-Педи перебралась в квартиры, вырытые под землей. Теперь этот город славится не только опалами, но и сетью подземных жилых помещений.

Дома из саманного кирпича

Саман - это по сути глинобетон. Именно из таких блоков вот уже много столетий возводят дома индейцы из резервации Акома-Пуэбло в американском штате Нью-Мексико. Саман -смесь глины, воды, песка и рубленной соломы. Также туда добавляют известь и навоз.

Цветные домики на острове Мартас-Виньярд

Похоже жители этого американского острова очень любят пряничный домики. Впервые такие дома разных цветов начали строить еще в конце XIX века.

Дом в лодке

Помните, как у классика - «Им овладела охота к перемене мест». Если с вами случилось то же самое, приезжайте в Лондон. Некоторому количеству англичан надоело наземное жилище, и они перебрались жить в лодки. На водном канале длинной в 14 километров устроены стоянки для небольших яхт и лодок. На них и живет неугомонная часть английского общества. Однако следует учесть одну «маленькую» особенность. Каждая лодка имеет право находится на одном стояночном месте не более 14 часов. Так что, приятного плавания.

1. Запиши, какими приветствиями встречают гостя по обычаям народов твоего края:

"Хлебом-солью", "Чем богаты - тем и рады". Принимают ласково: за обе руки берут и в красный угол ведут.

2. Запиши, как провожают гостя по обычаям народов твоего края:

Конного гостя провожают до коня, пешего - до ворот.

3. Приклей фотографию или сделай рисунок внешнего вида традиционного жилища народов твоего края.

4. Приклей фотографии или сделай рисунок внутреннего устройства традиционного жилища народов твоего края.

5. Проект "Юный краевед". Сравни между собой важнейшие черты старинного традиционного жилища разных народов. Заполни таблицу №1 с помощью текста учебника.

Таблица №1

Жилище ханты и манси. Жилище кавказских народов.
Строительный материал

Чум на каркасе из жердей, крытый оленьими шкурами.

Землянки,

Шашаш из ветвей.

Дом-крепость, дом-башня из камня.
Порог

Особенное место.

Около него - обувь и дымокур (для отпугивания комаров).

Останавливаться и сидеть не положено.

Порог высокий, на него нельзя наступать. Кто перешагнет порог - тот уже гость.
Мужская половина Передняя сторона напротив входа. Задня половина - за очагом. Здесь принимают гостей.
Женская половина Правый угол - домашнего огня сторона. Передняя половина перед очагом.
Священное и почётное место Передняя сторона напротив входа. Здесь хранят домашние святыни. Центральный столб жилого этажа, очаг.

Исследуй важнейшие черты традиционного жилища одного из народов твоего края (по выбору). Запиши результаты в таблицу №2. Сравни результаты обеих таблиц. Определи общие и различные черты.

Таблица №2

Название народа и жилища Монгольская юрта
Строительный материал Кереге/канат (решетчатые складные стенки), уук/уык (жерди составляющие купол), тундюк/шанырак (круг на вершине купола скпрепляющий жерди), кошма покрывающая все сооружение.
Гость не здововается через порог. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину.
Мужская половина Запад - мужская. На мужской половине - ближе к двери, то есть ближе к земле - находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы.
Женская половина Восток - женская. На женской - девичьей - постель невесты - дочери хозяина.
Священное и почётное место Почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов, находится на севере.

Запиши вывод:

Жилища имеют как общие черты, так и разные. В каждом жилище есть священное место, дом обычно делится на мужскую и женскую части. Порог дома - всегда особенное место в жилище всех народов, с ним связано много поверий и обычаев.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените работу друг друга.

Как и все живые существа, обладающие способностью передвижения, человек нуждается во временном или постоянном убежище или жилище для сна, отдыха, защиты от непогоды и нападения зверей или других людей. Поэтому заботы о жилище, наравне с заботами о пище и одежде, должны были, прежде всего, волновать ум первобытного человека. В очерках первобытной культуры мы говорили, что уже в каменном веке человек пользовался не только пещерами, дуплами деревьев, расселинами скал и т. п. естественными убежищами, но и выработал разнообразные типы построек, которые мы можем видеть у современных народов на всех ступенях культуры. С тех времен, когда человек получил способности добывать металлы, его строительная деятельность быстро пошла вперед, облегчая и обеспечивая другие культурные достижения.

«Если подумать о гнездах птиц, о плотинах бобров, о помостах на деревьях, делаемых обезьянами, то вряд ли окажется возможным предполагать, что человек был когда-либо неспособен устраивать себе приют того или иного рода» (Э. Б. Тейлор, «Антропология»). Если он не всегда его устраивал, то потому, что, переходя с места на место, мог найти пещеру, дупло или другое естественное убежище. Южно-африканские бушмены живут и в горных пещерах, и устраивают себе временные шалаши. В отличие от животных, способных только к одному виду построек, человек создает, в зависимости от местных условий, постройки различного типа и постепенно их совершенствует.

Так как прародина человека находилась в тропической области, то там и появилась первая человеческая постройка. Это был даже не шалаш, а навес или ширма из двух воткнутых в землю кольев с поперечной перекладиной, к которой прислонялись с наветренной стороны древесные ветви и громадные листья тропических пальм. С подветренной стороны навеса горит костер, на котором готовится пища, и около которой греется семья в холодную погоду. Такие жилища устраивают себе ходящие совершенно голыми туземцы центральной Бразилии и австралийцы, а иногда и современные охотники в северных лесах. Следующим шагом в устройстве жилища является круглый шалаш из воткнутых в землю веток с густой листвою, связанных или переплетенных верхушками, образующими над головою род крыши. Наши круглые садовые беседки, крытые ветвями, имеют большое сходство с таким шалашом дикарей.

Некоторые из бразильских индейцев вкладывают в работу уже больше искусства, так как делают из связанных верхушками молодых деревьев или воткнутых в землю шестов остов, который затем покрывают большими пальмовыми листьями. Такие же шалаши устраивают и австралийцы в случае продолжительной стоянки, покрывая остов из ветвей корой, листьями, травой, иногда даже накладывают дерн или обмазывают шалаш снаружи глиной.

Таким образом, изобретение и постройка круглого шалаша - дело нехитрое и доступное для самых отсталых народов. Если бродячие охотники переносят с собой шесты и покрышку шалаша, то он превращается в палатку, которую более культурные народы покрывают шкурами, войлоком или парусиной.

Круглый шалаш так тесен, что в нем приходится только лежать или сидеть на корточках. Важным усовершенствованием явилась постановка шалаша на столбы или стены из переплетенных ветвей и земли, т. е. постройка круглых хижин, какие в древние времена были в Европе, встречаются и теперь в Африке и других частях света. Чтобы увеличить вместимость круглой хижины, внутри ее выкапывали яму. Это копание внутренней ямы надоумило устраивать стены шалаша из земли, и он превратился в землянку с конической плоской крышей из древесных стволов, хвороста, дерна и даже камней, которые накладывались сверху для защиты от порывов ветра.

Крупным шагом в строительном искусстве была замена круглых хижин четырехугольными деревянными домами, стены которых были гораздо прочнее земляных стен, легко размываемых дождями. Но сплошные деревянные стены из горизонтально положенных бревен появились не сразу и не везде; их постройка стала возможной только при наличности металлических топоров и пилы. Долгое время стены их делались из вертикальных столбов, промежутки между которыми заполнялись дерном или переплетенными прутьями, иногда промазанными глиною. С целью защиты от людей, зверей и разливов рек, стали появляться знакомые уже читателям постройки на столбах или на сваях, какие и теперь встречаются на о-вах Малайского архипелага и во многих других местах.

Далее, усовершенствованием человеческого жилья явились двери и окна. Дверь долго остается единственным отверстием первобытного жилища; позже появляются световые отверстия или окна, в которых и теперь во многих местах применяется вместо стекла бычачий пузырь, слюда, даже лед и т. п., а иногда они только затыкаются на ночь или в дурную погоду. Очень важным усовершенствованием было внесение очага или печи внутрь дома, так как очаг не только позволяет поддерживать в жилище желательную температуру, но сушит и вентилирует, делая жилище более гигиеничным.

Типы жилищ культурных народов: 1) дом древнего германца; 2) жилище франков; 3) японский дом; 4) египетский дом; 5) этрусский дом; 6) древнегреческий дом; 7) древнеримский дом; 8) старинный французский дом; 9) арабский дом; 10) английский особняк.

Типы деревянных построек разных времен и народов чрезвычайно разнообразны. Не меньшим разнообразием и еще большим распространением отличаются постройки из глины и камня. Деревянный шалаш или хижину построить легче, чем каменную, и, вероятно, каменная архитектура возникла из более простой деревянной. Стропила, балки и колонны каменных зданий, несомненно, скопированы с соответствующих деревянных форм, но, разумеется, на этом основании нельзя отрицать самостоятельного развития каменной архитектуры и все в ней объяснять подражанием.

Первобытный человек пользовался для жилья естественными пещерами, а затем стал устраивать себе искусственные пещеры там, где залегали мягкие горные породы. В южной Палестине сохранились целые древние пещерные города, высеченные в толще скал.

Искусственные пещерные жилища до сих пор служат приютом для человека в Китае, северной Африке и др. местах. Но такие жилища имеют ограниченную область распространения и появляются там, где человек уже обладал довольно высокой техникой.

Вероятно, первое каменное жилище было такое же, какие встречаются у австралийцев и в некоторых других местах. Австралийцы строят стены своих хижин из подобранных на земле камней, ничем не связанных между собою. Так как не везде можно найти подходящий материал из необделанных камней в виде плит слоистых горных пород, то человек стал скреплять камни глиною. Круглые хижины из необтесанных камней, скрепленных глиною, и теперь встречаются в северной Сирии. Такие хижины из необделанных камней, а также слепленные из глины, речного ила и грязи вместе с тростником и были началом всех последующих каменных построек.

С течением времени камни стали обтесывать, чтобы их можно было приладить один к другому. Очень важным и крупным шагом в строительном деле была обтеска камней в виде прямоугольных каменных плит, которые укладывались правильными рядами. Высшего совершенства такая обтеска каменных глыб достигла в древнем Египте. Цемент для скрепления каменных плит долго не употреблялся, да и не был нужен, настолько хорошо эти плиты прилегали друг к другу. Цемент, однако, давно стал известен и древнему миру. Римляне употребляли не только обыкновенный цемент из извести и песка, но и водоупорный цемент, к которому прибавлялся вулканический пепел.

В странах, где было мало камня, и был сухой климат, очень распространены постройки из глины или грязи, смешанной с соломою, так как они дешевле и даже лучше деревянных. Высушенные на солнце кирпичи из жирной глины, смешанной с соломою, известны были на Востоке со времен глубокой древности. Постройки из таких кирпичей и теперь широко распространены в сухих областях Старого Света и в Мексике. Обожженные кирпичи и черепица, необходимые для стран с дождливым климатом, были позднейшим изобретением, усовершенствованным древними римлянами.

Каменные постройки покрывались первоначально тростником, соломою, деревом, остов крыши и теперь делается из дерева, деревянные балки только в наше время стали заменять металлическими. Но уже давно люди додумались до устройства сперва ложных, а затем истинных сводов, В ложном своде каменные плиты или кирпичи кладутся в виде двух лестниц до тех пор, пока верхи этих лестниц не сойдутся настолько, что их можно покрыть одним кирпичом; такие ложные своды делают дети из деревянных кубиков. Подобие ложных сводов можно видеть в египетских пирамидах в развалинах зданий Центральной Америки и в храмах Индии. Время и место изобретения истинного свода неизвестно; древние греки его ни употребляли. Его ввели в употребление и довели до совершенства римляне: от римских мостов, куполов и зал со сводами произошли все позднейшие постройки этого рода. Жилище человека служит дополнением к одежде и так же, как и одежда, зависит от климата и географической среды. Поэтому в различных областях земного шара мы находим преобладание различных типов жилища.

В областях с жарким и сырым климатом, населенных голыми, полуголыми или одетыми в легкую одежду людьми, жилище предназначается не столько для тепла, оно играет роль защиты от тропических ливней. Поэтому жилищем здесь служат легкие шалаши или хижины, крытые соломой, бамбуком, тростником и пальмовыми листьями. В жарких и сухих областях пустынь и полупустынь оседлое население живет в глиняных домах с плоской земляной крышей, хорошо защищающих от солнечного зноя, а кочевники в Африке и Аравии живут в шатрах или палатках.

В более или менее влажных местностях со средней годовой температурой от 10° до + 20°Ц. в Европе и Америке преобладают тонкие стенные каменные дома, крытые соломой, камышом, черепицей и железом, в Корее, Китае и Японии - тонкостенные деревянные дома, крытые большею частью бамбуком. Интересной разновидностью последней области являются японские дома с подвижными внутренними перегородками и наружными стенами из циновок и рам, которые могут отодвигаться, открывая доступ воздуху и свету и предоставляя возможность обитателям выпрыгнуть на улицу в случае землетрясения. В тонкостенных домах европейско-американского типа рамы одиночные, печи отсутствуют или заменяются каминами, а на китайско-японском востоке - грелками и жаровнями. В сухих местностях этой области оседлое население живет в таких же каменных домах с плоскими крышами, как и в сухих тропических странах. Шалаши здесь применяются весной, летом и осенью. Кочевники живут здесь зимой в землянках, а летом в войлочных кибитках или юртах, остов которых делается из дерева.

В областях со средней годовой температурой от 0° до +10° Ц поддержание теплоты в жилище играет решающую роль; поэтому кирпичные и деревянные дома здесь толстостенные, на фундаменте, с печами и двойными рамами, с засыпкой потолка сверху слоем песка или глины и с двойным полом. Крыши кроются соломой, тесом и дранкой (гонт), толем, черепицей и железом. Область толстостенных домов с железными крышами является также областью городских многоэтажных домов, крайним выражением которых служат американские «небоскребы» в десятки этажей. Кочевники полупустынь и пустынь здесь живут в землянках и войлочных юртах, а бродячие охотники северных лесов в шалашах, крытых оленьими шкурами или берестой.

Полоса с более низкой годовой температурой характеризуется на юге теплыми зимними деревянными домами, крытыми тесом, а севернее, в области тундр, у полярных кочевников и рыболовов - переносными шатрами или чумами, крытыми оленьими, рыбьими и тюленьими шкурами. Некоторые полярные народы, напр., коряки, зимой живут в вырытых в земле и обложенных внутри бревнами ямах, над которыми возводится крыша с отверстием, которое служит для выхода дыма и для входа и выхода в жилище по постоянной или приставной лестнице.

Кроме жилья, человек возводит разнообразные постройки для хранения запасов, для помещения домашних животных, для своей трудовой деятельности, для различных собраний и т. п. Типы этих сооружений чрезвычайно разнообразны, в зависимости от географических, хозяйственных и бытовых условий.

Жилища кочевников и бродячих охотников ничем не ограждаются, но с переходом к оседлости появляются заграждения около усадьбы, около участков, занятых культурными растениями или предназначающимися для загона или пастьбы скота.

Типы этих заграждений зависят от наличности того или иного материала. Они бывают земляные (валы, рвы и канавы), плетеные, жердевые, досчатые, каменные, из колючих кустарников и, наконец, из колючей проволоки. В гористых местностях, напр., в Крыму и на Кавказе, преобладают каменные стенки, в лесостепной полосе - плетни; в лесистых местностях с небольшими распаханными пространствами, ограждения устраиваются из жердей и кольев, а местами из валунов. К заграждениям относятся не только усадебные или сельские заборы, но и деревянные и каменные стены старинных городов, а также длинные укрепления, которые в былые времена воздвигались для защиты целых государств. Таковы были русские «сторожевые черты» (общее протяжение 3600 км), которые строились в XVI-XVII веках для защиты от татарских набегов, и знаменитая Китайская стена (закончена в V веке новой эры), длиною в 3300 км, защищавшая Китай со стороны Монголии.

Выбор места для человеческого жилья определяется, с одной стороны, природными условиями, т. е. рельефом, свойствами грунта и близостью в достаточном количестве пресной воды, а с другой - возможностью добывать в избранном месте средства к существованию.

Населенные пункты (отдельные дома и группы домов) располагаются обыкновенно не в низинах или котловинах, а на возвышениях, имеющих горизонтальную поверхность. Так, напр., в горных селениях и городах отдельные улицы по возможности располагаются в одной плоскости, чтобы избегнуть лишних подъемов и спусков; поэтому линии домов имеют дугообразную форму и соответствуют изогипсам, т. е. линиям равной высоты. В одной и той же горной долине гораздо больше поселений на том склоне, который лучше освещается солнцем, чем на противоположном. На очень крутых склонах (свыше 45°) человеческие жилища, за исключением пещерных, совсем не встречаются. Для человеческого жилья лучше всего супесчанная или легкая суглинистая почва. При устройстве жилья избегают почвы заболоченной, глинистой или слишком рыхлой (сыпучий песок, чернозем). В многолюдных поселениях недостатки почвы, препятствующие передвижению, устраняются посредством мостков, тротуаров и различного устройства мостовых.

Главной причиной, определяющей возникновение и распределение человеческих поселений, является пресная вода. Речные долины и берега озер бывают наиболее населены, а в междуречных пространствах жилища появляются там, где грунтовые воды имеют неглубокое залегание, и устройство колодцев и водоемов не представляет непреодолимых затруднений. Безводные пространства безлюдны, но быстро заселяются с устройством искусственного орошения. Из других причин, притягивающих человеческие поселения, важная роль принадлежит месторождениям полезных ископаемых и дорогам, в особенности железным. Всякое скопление человеческих жилищ, селение или город, возникает только там, где завязывается узел человеческих сношений, где сходятся дороги или происходит перегрузка товаров или пересадка.

В человеческих поселениях дома или бывают разбросаны без всякого порядка, как в украинских селах, или выпячиваются рядами, образуя улицы, как это мы видим в великорусских деревнях и селах. С увеличением числа жителей, село или город растет или в ширь, увеличивая число домов, или в высоту, т. е. превращая одноэтажные дома в многоэтажные; но чаще этот рост происходит одновременно в обоих направлениях.

К постройке нового дома славяне относились очень серьезно, ведь в нем предстояло жить многие годы. Заранее подбирали место для будущего жилища и деревья для строительства. Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже. Если поблизости не было хвойного леса, то рубили дуб или лиственницу. Стройка начиналась поздней осенью. Мужики со всей деревни валили лес и прямо на опушке строили бревенчатый сруб без окон и дверей, который так и оставался стоять до ранней весны. Делалось это для того, чтобы бревна за зиму «улеглись», притерлись друг к другу.

Ранней весной сруб разбирали и переносили на выбранное место. Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

При строительстве дома имело значение даже количество бревен в стенах, оно было различно, в зависимости от принятых в данной местности обычаев. Существовало много способов скрепления бревен по углам, но наиболее распространенными были два – сруб «в обло» и «в лапу». При первом способе по углам дома оставались неровные выступы, которые назывались остатком. Такие домики нам знакомы с детства по иллюстрациям к русским народным сказкам. Но выступающие части бревен в избах имели особое значение – предохраняли углы дома от промерзания морозной зимой. Зато сруб «в лапу» позволял расширить пространство дома. При этом способе бревна соединялись друг с другом на самых концах, это было намного сложнее, так что этот способ использовался реже. В любом случае бревна очень плотно прилегали друг к другу, а для большей теплоизоляции щели протыкали мхом и конопатили.

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед. Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через него нечистая сила должна вылететь из дома. Пол застилали половинками бревен от двери к окну. Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот. Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом, окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи.
Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. От комнаты он был отгорожен занавеской и назывался «кут» или «закут». Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.

По старой традиции первой в дом пускали кошку, а уж потом входили сами. Кроме того, из старого дома забирали горячие угли в горшке, как символ домашнего очага, приносили домового в лапте или валенке, иконы и хлеб.

Простые крестьяне жили бревенчатых избах, а бояре и князья строили для себя дома побольше и украшали их побогаче – терема и палаты. Теремом называлось высокое и светлое жилое помещение, построенное над сенями или просто на высокой подклети. В терем вела лестница с высоким крыльцом, украшенная резьбой и опирающаяся на резные же деревянные столбики.
Само помещение часто расписывалось и также украшалось резьбой, в большие окна вставляли кованые решетки, а высокая крыша даже покрывалась настоящей позолотой. В тереме находились горницы и светлицы, в которых, согласно народным сказкам, жили девицы-красавицы и все свое время проводили за рукоделием. Но были в тереме, конечно, и другие помещения, соединявшиеся переходами и лестницами.

Вплоть до XVI века дома в Древней Руси были деревянными, они часто горели, так что от построек тех времен практически ничего не осталось. В XVI веке появляются каменные здания, а потом и кирпичные. Они строятся по тому же принципу, что и деревянные дома, даже резьба по камню повторяет мотивы, характерные для деревянного зодчества, но простой народ еще несколько веков предпочитал жить в бревенчатых избах. Так было и привычнее, и здоровее, и дешевле.

Гренландия: Строение из блоков плотного снега. Иглу - жилище эскимосов

Грузия: Каменное здание с хозяйственными постройками и оборонительной башней. Сакля - жилище кавказских горцев

Россия: Здание с обязательной «русской» печью и погребом. Крыша - двускатная (на юге - четырехскатная). Изба - традиционное жилище русских

Конак - двух- или трехэтажный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Это выразительная постройка под широкой тяжелой черепичной крышей, создающей глубокую тень. Часто такие «особняки» напоминают букву «г» в плане. Выступающий объем верхней комнаты делает постройку асимметричной. Строения ориентируют на восток (дань мусульманству). При каждой спальне есть крытый вместительный балкон и паровая баня асам. Жизнь здесь всецело изолирована от улицы, а большое количество помещений удовлетворяет все нужды хозяев, потому надворные постройки не нужны.

Северная Америка: жилище индейцев Северной Америки, шалаш на каркасе, изготовленном из тонких стволов, покрытом циновкой, корой или ветками. Имеет куполообразную форму, в отличие от типи, жилищ конической формы. Вигвамы строят североамериканские индейцы

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

Жилища троглодитов в пустыне Сахаре представляют собой глубокие земляные ямы, в которых сделаны внутренние помещения и двор. На склонах холмов и в пустыне вокруг них расположены около семисот пещер, в некоторых из них и по сей день живут троглодиты (берберы). Кратеры достигают десяти метров в диаметре и в высоту. Вокруг внутреннего двора (хауша) расположены комнаты до двадцати метров в длину. Нередко жилища троглодитов имеют несколько этажей, лестницами между которыми служат завязанные веревки. Кровати - небольшие альковы в стенах. Если берберской хозяйке нужна полочка, она просто выкапывает ее в стене. Впрочем, возле некоторых ям можно увидеть телеантенны, а иные превращены в рестораны или мини-гостиницы. Подземные жилища хорошо спасают от жары - в этих меловых пещерах прохладно. Так решают в Сахаре квартирный вопрос.

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

Южная Индия: Традиционное жилище Tодов (этнос в Южной Индии), бочкообразная хижина, сделанная из бамбука и тростника, без окон, с одним маленьким входом.

Испания: из камня, высотой 4-5 метров, круглого или овального сечения, диаметром от 10 до 20 метров, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие. Пальясо.