Сказочная история о дикорастущем или культурном растении к уроку «Окружающий мир.

Анютины глазки

Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделённой любви.

Во Франции трехцветные фиалки называли "цветами на память". В Англии они были "сердечной усладой", их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля - в День святого Валентина.


Астра

При раскопках в Крыму на гробнице, которой было около двух тысяч лет, археологи обнаружили изображение астры. Это свидетельствует о том, что растение известно людям уже очень давно.

Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далеких звезд, поэтому красивый цветок и получил название "астра" (лат.aster - "звезда"). Древнее поверье гласит - если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звездами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь.

Цветок астры является символом женщин, рожденных под астрологическим знаком Девы.


Бамбук

Наряду со сливой и сосной бамбук является символом Страны восходящего солнца. Согласно представлениям японцев бамбук олицетворяет преданность, правдивость и чистоту. Перед Новым годом на каждой входной двери в Японии появляются связки сосновых веток и бамбуковых побегов, которые должны в наступающем году привлечь в дом счастье. Для японцев бамбуковая палочка с изображением ласточки олицетворяет дружбу, а с журавлем - долгую жизнь и счастье. В Японии существует легенда о миниатюрной девушке Кагуйя-химэ, которую дровосек Такетори но Окина нашел в стволе срубленного им бамбука. Интересно, что цветение бамбука в некоторых культурах интерпретируется как предвестник голода. Это объясняется тем, что растение цветёт очень редко, а его семена употребляются в пищу, как правило, только в голодные времена.


белладонна

Русское название - Белладонна (красавка, красавица, сонная одурь, сонный дурман, бешеная вишня, бешеница).

С помощью белладонны женщины на протяжении многих сотен лет пытались стать красивее. Причем иногда даже с риском для своей жизни, ведь белладонна - растение ядовитое. Оно содержит яд атропин, который может вызвать тяжелейшее отравление. В результате у человека начинается сильное возбуждение, доходящее до бешенства, отчего в народе это растение и получило название "бешеница". Не случайно великий шведский систематик Карл Линней отнес белладонну к роду Atropa, названному так в честь греческой богини судьбы Атропы. Согласно мифу, Атропа обрывает нить человеческой жизни (греч. atropos - "неумолимый", "безвозвратный").

Однако уже в Древнем Риме женщины применяли сок белладонны для того, чтобы расширить зрачки, и тем самым сделать глаза выразительнее и привлекательнее.


берёза

Древние славяне писали на коре березы - бересте. В Древнем Новгороде, который прославился своей высокой культурой, было найдено множество посланий, процарапанных на бересте. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину.

Одна из легенд повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.

В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Например, по случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей.

Березовый сок, так почитаемый в начале весны и служащий основной причиной гибели березовых деревьев, считался соком живительным, омолаживающим и дающим силы. Однако, с точки зрения состава, в нем, кроме воды и небольшого количества сахара, ничего нет, а афродизиаком он на самом деле не является.


василёк

У славянских народов существовала традиция во время праздника, посвященного созреванию ржи, ячменя и пшеницы, украшать васильками первый сноп. Его называли именинником и с песнями приносили домой.

Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает "кентаврово".

Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.


ветреница

Научное название растения происходит от латинского anemos - "ветер". В русском языке растение по аналогии с латинским вариантом стали называть "ветреницей". В Палестине до сих пор существует поверье, что анемон рос под крестом, на котором распяли Иисуса. Поэтому в этой стране растение особо почитаемо.

В древнегреческой культуре о происхождении анемона существует миф, который повествует о трагической любви прекрасного земного юноши Адониса и богини любви Венеры. Когда возлюбленный Венеры погиб на охоте от клыков кабана, она горько оплакивала его, а на том месте, где падали ее слезы, вырастали нежные и прекрасные цветы - анемоны.


дербенник

Научное название дербенника в переводе с древнегреческого языка означает "пролитая, свернувшаяся кровь". Оно намекает на кровоостанавливающее свойство этого растения. Видовое название дербенника связано с ивой (от латинского salix - "ива"), поскольку оба растения имеют узкие вытянутые листья.

Русское название "дербенник" произошло от древнерусского диалектного слова "дерба", обозначавшего болотистые места или непаханую целину. Именно там чаще всего в природе и встречаются эти растения. В теплую и влажную погоду с листьев дербенника стекают капли воды, поэтому в быту его называют плакун-травой. Существует старинное предание о том, что в плакун-траву превратились слезы Богородицы, которая оплакивала Христа.


дуб

О долголетии дубов ходят легенды. В Запорожской Сечи сохранился дуб, под которым Богдан Хмельницкий напутствовал перед боем своих воинов, а в Санкт-Петербурге растут дубы, посаженные еще Петром Великим.

Согласно древнему славянскому мифу, еще до сотворения мира, когда не было ни Земли, ни Неба, в синем море находился огромный дуб, на котором сидели два голубя. Они спустились на дно моря и достали песок, камни и звезды. Из них и были созданы Земля и Небо.


женьшень

Женьшень - одно из самых древних лекарственных растений. Уже три тысячи лет назад народные целители использовали его в медицинских целях.

Научное название женьшеня - panax - с латинского переводится как "панацея" - то есть "лекарство от всех болезней". В китайская языке слово "женьшень" намекает на сходство корня этого растения с фигурой человека (кит. жень - "человек", шень - "корень").

Древние китайцы ценили женьшень на вес золота. Они верили, что во время цветения растение пылает волшебным светом, и если в это время добыть его целебный, светящийся в темноте корень, то им можно не только вылечить от всех хворей больных, но и воскресить мертвых. Однако, добыть цветущий женьшень чрезвычайно трудно, потому что по легенде его стерегут дракон и тигр.


календула

Благодаря своеобразной форме плодов в народе календулу называют ноготками.

В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу хворые. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес злыдень Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками


кипарис

С древних времен человек полюбил кипарис за его грациозность, приятный аромат, ценную древесину и целебные свойства. Кипарисами был украшен Иерусалимский храм.

С античных времен у одних народов кипарис ассоциировался со смертью и похоронами, а у других символизировал юность и грацию. Недаром о статном мужчине говорят, что он строен, как кипарис.

В греко-римской культуре существовал миф о сыне царя Кеоса - Кипарисе. Согласно этому мифу на острове Кеосе в Карфейской долине жил златорогий олень. Всем нравилось грациозное животное, но больше всех его любил Кипарис. Как-то в жаркий день олень спрятался от изнуряющего зноя в кустах. На беду в это время сын царя Кеоса решил поохотиться. Он не заметил своего лучшего друга, и метнул в ту сторону, где он лежал, копье. Отчаяние охватило юношу, когда он увидел, что убил своего любимого оленя. Горе Кипариса было неутешным, поэтому он попросил богов превратить его в дерево. Боги внемли молитвам, и он стал стройным вечнозеленым растением, которое стало символом скорби и траура.


кувшинка

Древнегреческий миф рассказывает о наяде Нимфее, которая напрасно ожидала своего любимого. По одной из версий легенды это был сам Геракл. Много дней и ночей провела безутешная Нимфея на берегу озера, пока от горя не превратилась в белый прелестный цветок - нимфею, или кувшинку.

В древние времена немцы называли кувшинки лебединым или русалочьим цветком, поскольку верили, что нимфеи иногда превращаются в птиц или русалок. Древние славяне называли белую кувшинку "одолень-травой". Собираясь в дальнюю дорогу, путешественники надевают на шею оберег - маленький мешочек с сушеными цветками этого растения, надеясь на то, что он поможет одолеть все трудности пути. Отсюда и произошло русское название - кувшинка.


купена

С корневищем связано простонародное название купены - "соломонова печать". Каждый год отмершие стебли купены оставляют на ее толстом корневище рубцы, которые отдаленно напоминают печати. Эти следы и дали повод назвать купену соломоновой печатью.

Дело в том, что согласно старинной восточной легенде израильский царь Соломон (Сулейман) носил на пальце драгоценный перстень с изображение!" шестиконечной звезды. Именно такой знак позже стали называть звездой Давида или печатью Соломона. Мифы рассказывают, что с помощью своей волшебной печати царь Израиля побеждая в многочисленных сражениях. Благодаря этому талисману Давид также обладал властью над добрыми и злыми духами - джиннами. Даже самый главный джинн - Асмодей - выполнял любые приказания царя. Демонов, которые не хотели ему повиноваться, израильский царь наказывал - заточал в медные сосуды, которые запечатывал Печатью Соломона. Однажды возгордившись своей властью над джиннами, Соломон предложил Асмодею померяться силой и опрометчиво отдал ему свой магический перстень. Асмодей тут же превратился в исполина и перенес Соломона в дальние края, а сам занял его место на троне.

Несколько лет царь Израиля скитался по разным странам, нищенствуя и бедствуя. Тем не менее, он добрался до родного Иерусалима и благодаря своей хитрости вновь завладел Печатью Соломона. Таким образом, Соломон вернул себе власть над страной и джиннами. Говорят, что однажды Соломон отметил своей Печатью целебное растение купену для того, чтобы при необходимости можно было ее легче отыскать. Следы от соломоновой печати до сих пор сохранились на ее корневище.


дурман

Жрицы в Древней Греции использовали это растение в обрядах для предсказания будущего. Точно так же поступали и первые ведьмы. Считается, что это растение было завезено в Европу в 15-м или 16-м столетии. К тому времени в Америке им пользовались уже на протяжении нескольких веков.

Американские индейцы, жившие на юго-западе, использовали дурман так же, как и колдуньи: для вызова видений и в качестве противодействия заговорам и злым чарам. Растение является настолько сильнодействующим ядом, что одного прикосновения к нему достаточно для развития воспаления кожи.


лавр

Лавр, как вечнозеленое дерево, символизирует бессмертие, но также и триумф, победу и успех. Лавр служит эмблемой Аполлона, греческого бога поэзии и музыки; на играх в его честь, которые включали соревнования как в атлетике, так и в искусствах, победителей венчали лавровыми венками. Римляне распространили эту традицию на военных победителей. Юлий Цезарь надевал лавровый венок на все официальные церемонии (предполагается, что это скорее было призвано скрыть его лысину, чем напомнить римлянам о его статусе бессмертного). На английских монетах Карл II, Георг I и Георг II, а через некоторое время и Елизавета II изображались с лавровыми венками. Как символ превосходства, лавровый венок часто включался в символы автомобильных компаний, таких, как "Альфа-Ромео", "Фиат" и " Мерседес".


папоротник

Папоротник на Руси часто называли разрыв-травой и верили что одного прикосновения его цветка достаточно, чтобы открыть любой замок, разорвать железные кандалы или путы.

Вот только как он цветет, не мог установить никто. Но считалось что цветущий папоротник стережет Жар-птица.

И вокруг загадочного папоротника начали возникать легенды.

Согласно одной из них, бог Солнца - Ярило - облагодетельствовал людей, даровав им огонь. Каждый год в ночь с 23 на 24 июня, он посылает на землю огонь, который разгорается в цветке папоротника. Человек, нашедший и сорвавший в Иванову ночь (ночь на Ивана Купала) «цвет-огонь папоротника» («царь-огонь»), сам становится невидимым и приобретает способность видеть сокрытые в земле клады, понимать язык всякого дерева и всякой травы, речь зверей и домашних животных. Однако сорвать, судя по преданиям, цветок папоротника трудно и опасно. Во-первых, распускался цветок в полночь лишь на одно мгновение и его тотчас обрывала рука невидимого злого духа. Во-вторых, духи мрака, хлада и смерти напускали ужасы на смельчака и могли увлечь его за собой в страну мрака и смерти...


подснежник

Некогда подснежники считались эмблемой надежды. Старинная легенда рассказывает, что, когда Бог изгнал из рая Адама и Еву, шел снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев были превращены в нежные белые цветки подснежника. Замерзшей Еве они как бы подали надежду, что скоро будет потепление. С тех пор подснежник считается предшественником тепла.

Есть и другая легенда, появления на Земле подснежников. Эту историю рассказывала известная писательница Анна Саксе. Богиня снега родила дочку и назвала ее Снежинкой. Отец решил выдать ее замуж за Северного Ветра - Южный же пригласил ее танцевать. Это не понравилось жениху, и Северный ветер заставил Снежинку плясать вместе с ним. Танцевал и дул холодом, от чего погибали розы, деревья в цвету, которые привез Южный брат. Снежинка распорола пуховые перины, приготовленные к свадьбе, и накрыла все белым покровом. Северный ветер разозлился пуще прежнего. Тогда Южный схватил Снежинку и спрятал ее под куст. По просьбе Снежинки Южный ветер поцеловал ее, и она растаяла, упав каплей на землю. В страшной злобе Северный ветер придавил ее ледяной плитой. С тех пор под ней и находится Снежинка. Находится все время и только весной, когда Южный ветер обходит свои владения, она, услыхав, смотрит на него из прогалины нежным взглядом.


белена

Съесть любую часть белены, особенно корень, и в самом деле очень опасно, полагали, что от этого может наступить бесплодие, помешательство или глубокий транс, из которого удается выйти только с большим трудом. Из этого последнего верования проистекает, вероятно, современное валлийское - о том, что если ребенок уснет близ растущей белены, он уже не проснется.

Если английское поверье трактует белену как сильно действующее снотворное, то в России, наоборот, белена считалась средством, возбуждающим нервную систему и могущим привести ко временному умопомешательству. От суда и поговорка: "Он белены объелся".

Греческие мифы это повествование о богах и героях, о жизни и смерти, о животных и цветах , пришедшие к нам из глубины веков. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Мифы древней Греции представляют собой куда более широкую область применения, чем мы привыкли считать. Они являются не только уникальным феноменом древней литературы, имеют близкую связь с историей и искусством, а так же показывают процесс развития человека. Внимательно исследовав мифологию, не сложно отследить эволюцию сознания человека, совершенствование его культуры, философии и даже прикладной ежедневной деятельности.

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Деметры в окружении цветов , о которых сложено множество мифов , Афины Паллады воительницы, относятся к древнейшему хтоническому периоду. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы гомеровской мифологии. В дальнейшем приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать ее географическое распространение (так называемая географическая мифология) и исторические особенности тех или иных местностей, к которым приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипа нельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене к Спарте и др. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора греческой мифологии получает то или иное оформление и использование.

Философы древности, понимая под богами те или иные философские категории, строили на них целую систему философии. Платон и Аристотель рассматривали греческую мифологию в качестве художественной формы или одной из форм наивного народного мышления. Для стоиков греческая мифология имела также аллегорический смысл. Для эпикурейцев боги особого рода существа, возникшие из атомов, не имеющие ни силы, ни желания воздействовать на мир и являющиеся идеалами спокойной, безоблачной жизни. Скептики, отрицая познаваемость всего существующего, доказывали непознаваемость и немыслимость мифологических существ.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов.

Будучи в течение тысячелетий формой осознания бытия и природы, мифология Древней Греции рассматривается современной наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, ее страданиях и радостях.

Если вашему ребенку задали придумать сказочную историю - не беда! Фантазия, вымысел спешат вам на помощь. Творческие задания сегодня актуальны как никогда. Министерство образования ввело очередной новый стандарт, которому вынуждены подчиняться как школы, так и учителя. Порой задания действительно интересные: ученику нужно подумать, порассуждать, но иногда встречаются в дневниках такие «удивительные» задания, что у родителей волосы встают дыбом на голове. Но не стоит отчаиваться, настройтесь на рабочий лад и вперед!

Литературная справка

Сказочная история о дикорастущем или культурном растении скоро будет в вашем распоряжении. Подобные тексты в литературе называют мифами или легендами. Литературная традиция Японии богата на подобные вещи. За основу можно взять восточный миф о хризантеме. Китайцы говорят, что если ты желаешь быть счастливым, то в твоем саду непременно должна расти хризантема.

Особым образом в Японии почитают 4 растения, их относят к благородным: хризантему, сакуру, бамбук и орхидею. Все они символизируют человеческие качества, такие как дружба, честность, молодость и мужество. И, соответственно, каждое из этих растений символизирует 4 времени года. Перечислять их не стоит, все и так знают. Древние восточные поэты в своих стихах или преданиях воспевали эти растения, поражаясь их красоте.

История № 1 - о Хризантеме

Наша легенда гласит о цветке по имени Хризантема. Люди Востока называют ее цветком Белого дракона. Однажды это злое и кровожадное чудовище решило принести людям очередное несчастье. В его белую чешуйчатую голову пришла мысль: а не украсть ли Солнце у этих жалких людишек? Без него они умрут от страха, ужаса и голода!

Просчитался Белый ужасный дракон, ведь добыча оказалась не по его силам и зубам! Вскочило чудовище, взмахнуло крыльями, поднялось высоко в небеса. Лучи Солнца обжигали его чешую, а он жадно своими когтистыми лапами рвал тело светила. Горячие и светящиеся искры разлетались в разные стороны, остывая, в падении они превращались в цветы Хризантемы. И устилали они городские улицы, деревенские тропки, сады и парки… Так Великое Солнце одарило человека этим цветком, с тех пор на стали изображать этот прекрасный цветок, а также на монетах и разных печатях. Мудрые японцы добавляют цветки этого растения в салаты и даже в кондитерские изделия!

История № 2 - о Крапиве

В одной деревне вырос кустик Крапивы. Кто бы к ней ни подошел - всех она жалила и обжигала! Народ стал обходить ее стороной. А она от обиды заливалась горькими слезами. Мальчишки поговаривали, что в соседнем поселке старый дед выпорол таким кустом своего внука за разбойничество.

Но в один прекрасный день все изменилось. Из дремучего леса вышла женщина-травница, она спросила у селян, не растет ли тут жгучий куст? Те рассмеялись в ответ, но рукой указали направление. Пришла травница к месту, оглянулась и приговаривает: «Ай, какая свежая и сочная! Ай, какая же полезная!» Старухи сбежались, глаза на лоб у них полезли, от зависти зубы так и свело! Кричат на нее: «Не лезь, дурная, ужалит тебя крапива!..» А травница лишь рассмеялась им в ответ и ушла в свою избушку в глубь леса.

Если вашему ребенку была задана сказочная история о дикорастущем или культурном растении, то смело можете использовать наши легенды.

Цветы выращивают с древнейших времен, для каждого народа они играли особую роль. Прекрасные бутоны вдохновляли людей на создание увлекательных легенд и мифов. Благодаря им каждое растение имеет свою неповторимую историю. К счастью, великое множество легенд сохранилось до нашего времени и у нас есть возможность ознакомиться с ними.

ФИАЛКА

Фиалка окутана огромным количеством легенд и историй. Мифы Древней Греции связывают происхождение цветка с богами Олимпа. Однажды к Зевсу обратилась за помощью одна из дочерей Атласа. Её преследовал Аполлон. Девушка просила Зевса спрятать и защитить её. Великий громовержец превратил её в цветок – прекрасную фиалку, и укрыл в тени кустов. Фиалка стала зацветать каждую весну и наполнять небесные леса благоуханием. И с тех пор стала символом весны и оживающей природы. Так бы она там и осталась, если бы не случай.

Попали фиалки на землю, когда в лесу дочь Зевса Персефону, собирающую их, похитил владыка царства мертвых. Вот как это было. Персефона обнаружила фиалки, растущие на склоне, и, поддавшись их очарованию, решила сорвать себе несколько цветков. Бог подземного царства мёртвых, Аид, проходя мимо, залюбовался красавицей Персефоной и против воли унес её в своё мрачное царство. Деметра, мать Персефоны, долго ждала свою дочь, и, не дождавшись, бросилась на поиски. Фиалки, которые уронила Персефона, найденные несчастной матерью у входа в подземное царство Аида, открыли ей тайну похищения дочери. Взмолилась Деметра, прося Зевса освободить дочь из царства мертвых, но Зевс не хотел ссориться с суровым Аидом и решил, что две трети года Персефона станет жить с матерью, наслаждаясь солнцем и светом, а оставшуюся треть, как царица мира мертвых, проводить со своим мужем.

После греков фиалка пользовалась популярностью у древних галлов, для которых она была символом невинности и скромности. Любовь перешла к потомкам галлов – французам. У них высшей наградой в поэтических соревнованиях была золотая фиалка.

ГИАЦИНТ

По древнегреческой легенде, юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что своей красотой затмевал богов Олимпа. Однажды он со своим другом Аполлоном состязался в метании диска. Аполлон метнул диск и случайно попал им в Гиацинта. А, может, и не случайно. Ведь это бог южного ветра Зефир так сильно подул, что диск отлетел в юношу Гиацинта. Удар оказался смертельным, и Аполлон, опечаленный трагической смертью друга, превратил капли его крови в прекрасные цветы – гиацинты. Есть более поздняя легенда, повествующая о временах Троянской войны, когда Аякс и Одиссей одновременно заявили свои права на обладание оружием Ахилла после его смерти. Совет старейшин несправедливо присудил оружие Одиссею, и это настолько поразило Аякса, что он заколол себя мечом. Из капель его крови вырос гиацинт, лепестки которого по форме напоминают первые буквы имени Аякса - альфу и ипсилон.

ОРХИДЕЯ

Легенда об орхидеях берет свое начало из Новой Зеландии. Там жили племена маори, которые были уверены в божественном происхождении этих цветов. Еще до появления людей, повествует легенда, единственными видимыми частями Земли были заснеженные пики гор. Снег таял от солнца, и вода бурным потоком спускалась с гор, образуя водопады. Водопады неслись бурным потоком в моря и океаны, испаряясь, образуя облака. Эти облака совсем заслонили солнцу вид на землю. Солнце решило разрушить эту облачную стену. Пошел дождь, после которого образовалась радуга. Бессмертные духи – обитатели Земли, слетались к радуге, каждый нашел себе местечко на этом разноцветном мостике. Под их тяжестью радуга рассыпалась на огромное количество искорок. Искры, которые на лету были пойманы деревьями, превратились в орхидеи.

РОЗА

В древнегреческой культуре роза являлась символом богини красоты и любви Афродиты. Из мифов следует, что Афродита появилась на свет из морской пены. Именно из этой пены возник цветок – роза с белоснежными лепестками. Боги обрызгали цветок нектаром, который придал лепесткам чудесный аромат. А как же появилась красная роза? Афродита узнала, что ее любимый Адонис ранен смертельно. Богиня побежала к нему и не заметила, что бежала по острым шипам роз. Капли ее крови сделали цветок красным.

Есть еще индуистская история, которая рассказывает о том, как спорили боги Вишну и Брама. Причиной их разногласий были цветы, – какой цветок самый красивый? Брама, никогда не видевший розу, восхищался лотосом, а Вишну – нежной розой. Но когда Брама увидел розу, он согласился, что прекраснее этого цветка нет на свете.

ГЕРАНЬ

Восточная легенда о герани гласит, что давным-давно герань была ничем не примечательным цветком. Люди ее не любили, считали, что она не приносит никакой пользы, и даже радости от герани нет. Но однажды пророк Магомед повесил на этот цветок свою мокрую накидку, а герань подставила ее под теплые лучи солнца и быстро высушила. В знак своей благодарности Магомед покрыл растение благоухающими и хрупкими цветками.

АНТУРИУМ

По легенде, красный антуриум – это юная красавица, которая превратилась в цветок. А дело было так. Когда люди жили племенами, ими правил жестокий вождь. И захотел он взять в жены молоденькую девушку, однако избранница ему отказала. Но правитель, не привыкший к отказам, напал на деревню, где жила девушка и силой привел ее к себе. В день торжества в своем свадебном красном платье девушка бросилась в костер. Боги пожалели несчастную невесту и превратили ее в красный цветок антуриума. А ее деревню – в непроходимый тропический лес.

КАКТУС ЛОФОФОРА

Честно скажу, это название слышу впервые, хотя по виду этот кактус многим знаком. О нем рассказывает легенда индейского племени Тарахумары из Мексики: «…одинокий человек шел через пустыню и изнывал от жары, жажды и усталости. Вдруг он услышал голос, исходящий от земли. Человек увидел пейотль (кактус Лофофора – прим. автора) и услышал: «Я твой Бог, возьми меня и съешь». Человек взял этот кактус, съел и почувствовал, что силы вернулись к нему, и он благополучно дошел до своего племени». Вот такой цветок-спаситель.

ЦИКЛАМЕН

Легенда о цикламене связана с царем Соломоном. После того, как царь построил храм, он долго раздумывал над тем, как будет выглядеть его корона. Ему предлагали самые различные формы, но ни одна из них не нравилась. Однажды Соломон, отправившись на прогулку, обратил внимание на розовый цикламен, который притаился среди скал. Царь был восхищен красотой и скромностью этого растения и заказал корону, подобную форме цикламена. «Он будет напоминать мне о мудрости и простоте – качествах, необходимых для того, чтобы править государством», - решил Соломон.

Творческие работы учеников 2 класса по окружающему миру.

Легенды о растениях.

Сорняки.

Сорняки – это растительные изгои, которые воровали деньги. Когда – то сорняки были похожи на прекрасные растения. Но попались на воровстве, а это ужасные действия. Из-за этого они были превращены в разные виды сорняков и сейчас крадут еду у других растений!

Нарцисс.

Давным – давно жил юноша по имени Нарцисс. Он себя очень любил, не замечал никого. Всё время он любовался своим отражением в озере. Многие люди обращались к немее за помощью, думая, что и душа у него такая же красивая как и лицо. Но он никому не помогал, потому что заботился только о себе. И когда мама попросила его о помощи, он её не услышал. Бог рассердился и превратил юношу в цветок – Нарцисс.

Роза.

У Розы и Кактуса был день рождения в один день. Кактус сказал Розе: «Ты так прекрасна и беззащитна. Чтобы тебя не обижали, я дарю тебе свои шипы». А роза подарила свой нежный цветок кактусу. С тех пор у розы есть шипы, а у кактуса – цветок.

Роза.

Жила на свете принцесса, необычайной красоты. Звали её Роза. Никто не мог отвести от неё глаза, любовались её глазами, очень прекрасными и очень добрыми. Однажды в саду у одного короля вырос необычайный цветок. И решили его назвать по имени этой девочки – «роза». Однажды принцесса пропала. Никто не смог найти её. Исчезла она без следа. А у цветка вдруг выросли шипы. Принцессу так и не нашли, а все розы во все времена теперь с шипами.

Гранат.

Бог подземного царства Плутон украл полюбившуюся ему красавицу Прозепину. Она была очень зла на него, Плутон совсем не нравился ей. Тогда бог дал съесть похищенной красавице Прозепине зёрна тогда неизвестного никому граната. Он сделал это не просто так. Плутон знал, что зёрна эти волшебные: если съест Прозепина их – она никогда не покинет его. Зёрна эти с тех пор считают символом крепкого брака. А зубчатый хвостик у граната стал символом царской власти. Похож он на корону.

Одуванчик.

Когда-то на землю с Солнца прилетел маленький золотистый огонёк. И там, где он приземлился, вырос необыкновенно красивый цветок, похожий на маленькое солнышко. Однажды его золотая головка стала пушистой и побелела. Весёлый ветерок решил поиграть с ним и унёс с цветка пушинка. Там, где приземлились эти пушинки, выросли цветы, похожие на солнце. Люди назвали этот цветок – одуванчик.

Одоникс.

В одном очень красивом лесу росло такое удивительное растение. Его имя – «одоникс». Растение это было очень красивое и очень полезное. Лечебная сила этого растения помогала и насекомым и зверям и даже людям. Этот цветок цвёл только 2 раза в 2 года. Злой волшебник захотел уничтожить цветок доброты. Много раз он заколдовывал его. Но в определённый день цветок зацветал и колдовство рассеивалось. Происходило это потому, что цветок одониса – это самый настоящий добрый волшебник, только он когда-то решил стать отшельником. С людьми он больше не общался, но пользу им приносил регулярно.