Что нужно знать о колоннах. Какие существуют виды колонн в архитектуре

Колонна Траяна

Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии. Колоссальная добыча, однако, не могла компенсировать обеднение

Италии, разорение ее земледельцев. При Траяне усилился сенат, с которым император стремился не вступать в конфликты, и вся ориентация культуры стала республиканской.

В 100 году нашей эры Плиний Младший писал в панегирике Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце». Однако здесь образ оказался точнее слова.

На мраморном портрете Траяна из Остии гениальная рука мастера в каждой черте оставляет печать громадного ума, воли, силы духа. Старый ветеран, каким нередко изображали Траяна, превращается в императора, властелина - и не спасает ни внешняя простота стиля, ни мнимое возвращение к наружной скромности республиканцев (характерна короткая прическа с челкой). Можно утверждать совсем другое: никогда прежде образ императора не поднимался на такую высоту. Но никогда и Рим не был так могуч, как при Траяне. При нем он приобрел самые обширные границы в своей истории. Впоследствии их могли только удерживать и сохранять, но не расширять.

Траян много строил. Возможно, при нем были сооружены два прекрасных моста в Испании - акведук в Сеговии и мост в Алькантаре. Эти мосты, очень пропорциональные, основанные на точном инженерном расчете, несмотря на свою суровость, овеяны поэзией, тонким чувством природы. У моста в Алькантаре был найден храмик и обломок надписи архитектора: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим».

Но в самом Риме лучшим памятником эпохи Траяна остался его Форум - последний императорский форум. Сооружался он по проекту выдающегося архитектора, судя по имени, сирийца - Аполлодора Дамасского.

Форум Траяна разительно отличается от старого римского. Официально-строгий, симметричный, парадный, он прославлял военные подвиги императора. На Форум входили через триумфальную арку, что сразу настраивало на торжественный лад, и попадали на окруженный колоннадой квадратный двор. В центре его стояла позолоченная конная статуя императора. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой: весь двор был выложен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора. Сзади площадь замыкалась не простым портиком, а боковой стеной базилики Ульпия. На Форуме не было храма в честь высших богов. Почитался, как бог, сам Траян. Статуи пленных даков, в виде атлантов, среди бронзовых щитов, оружия и прочих трофеев, напоминали о неземном величии правителя Рима.

Напоминала об этом и посвященная ему колонна, сооруженная в 113 году. Ее верхушка с позолоченным орлом, позднее замененная шестиметровой статуей Траяна, и цветными рельефами виднелась над золоченой кровлей базилики между зданиями двух библиотек - латинской и греческой. Колонна, древний образ «мировой оси», обособляется от стен и выходит на форум. Римский правитель и есть та ось, на которой держится мир, - могучая, пестрая, разноязыкая империя.

Подобно арке Тита, колонна Траяна была и гробницей - в ее Цоколе стояла золотая урна с его прахом, и его надгробием, и летописью его эпохи. На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию.

На колонне Траян фигурирует 90 раз, и везде он - в гуще народа. Колонна - это подробный и точный рассказ о военных подвигах императора. На спирально развернутом вокруг ствола большой триумфальной колонны фризе, как на гигантской ленте, последовательно представлены эпизоды двух военных кампаний по завоеванию Дакии. На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. Непрерывность рассказа о событиях первой и второй войны в Дакии нарушается одной-единственной паузой - фигурой крылатой Победы со щитом, на котором она пишет имя победителя. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Если греческая Ника представляла собой крылатого гения, вестника благорасположения богов, то римская Победа изображалась в виде задумчивой, пишущей женщины. Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков.

Скульптор изображает события войны, не подразделяя их на эпизоды, не заостряя внимания на кульминационных моментах. Быть может, у него нет определенного плана, и он изображает происшедшее так, как оно приходит ему на ум. На высоком цилиндрическом стволе колонны, символизирующей прочность и величие империи, разворачивается оживленное, но не резкое движение света и тени. События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Слишком пристальное внимание к отдельным фигурам, возможно, замедлило бы ход повествования. В намерения художника, по-видимому, как раз и входило не отвлекать внимание зрителя на детали, чтобы сделать сразу понятным реальный смысл этого военного дневника, через который красной нитью проходит не столько тема военной славы, сколько бесконечная смена дней с их мучениями и надеждой.

Обобщенная пластика отвечает требованиям скорей психологического, чем визуального восприятия: ведь для обозрения колонны требуется немало времени. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Это одновременно и земля для изображенных сверху, и небеса для изображенных снизу событий. Скульптор неослабно следит за их непрерывным движением, определяющим пространственные и световые константы. Повествование в свою очередь развивается волнообразно. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. Художник ставит своей целью не изображение того, что он видел или видит, а того, что он знает или о чем слышал.

Пространство у него никогда не выступает в виде пейзажа, запечатленного во всем разнообразии и пестроте. Это просто место, где происходят те или иные события. Зрителю важно знать, что перед легионами разлилась река, которую надо перейти вброд, что дальше высится крепость, которую предстоит взять, или растет лес, который надо срубить, чтобы сделать частокол для лагеря. Но скульптор изображает не течение реки или ее берега, а волну, захлестывающую легионеров, не крепость, а часть стены, с которой осажденные взирают на нападающих. Обычные пропорции здесь уже ни к чему. Для правдоподобия штурм крепости следовало бы изобразить с высокой стеной, с копошащимися у ее подножия и выглядывающими сверху фигурками. Скульптор же пренебрегает подлинными пропорциями и изображает стену в виде чуть более высокой, чем сами фигуры, ограды. Сражающиеся выглядят гигантами на фоне ее, потому что роль их в повествовании гораздо важнее.

Свет также поставлен в зависимость от повествования: словно луч фонаря скользит по поверхности фигур, выхватывая или сглаживая те или иные подробности. В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладкость, шероховатость, неровность и т. д.), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок. Элемент колоризма, хотя и не выраженный в красочном разнообразии, включается таким образом в пластическую структуру формы. Подобное, в том числе и колористическое, выявление образа становится тем более необходимым, что художник не представляет визуальную действительность, а передает в зрительных образах услышанный им рассказ. При этом он использует весь богатый опыт работы с натуры эллинистического искусства, не потому что он помогает ему видеть, а потому, что помогает сделать наглядными изображаемые факты, повысить их доходчивость.

Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры? Это был явно не римлянин, и происходил он не из Греции и не из Малой Азии, откуда приезжали многие мастера, работавшие в Риме. Р. Бьянки Бандинелли, воссоздавший образ этого мастера, дал глубокий анализ атмосферы, пронизывающей созданную им художественную историю эпохи Траяна. «Новой и высоко поэтической особенностью этого повествования явилось человеческое, почти простонародное, так сказать, сострадание к побежденным, понимание постигшего их несчастья, ибо им больше всего симпатизирует сам художник - достигший наибольшего совершенства и новизны именно в сценах несения и оплакивания убитых или раненых предводителей варваров, а также бегства населения, изгоняемого из родных и насиженных мест».

«Во времена Траяна, - подчеркивает все тот же Бьянки Бандинелли, - великий художник, унаследовавший лучшие традиции эллинистического искусства, впитывает и переплавляет в горниле своих художественных поисков некоторые особенности древнеримского провинциального искусства и создает новый художественный язык, который отождествляется нами с наиболее типичными проявлениями искусства того времени и который, должно быть, представлял, с одной стороны, завершение более чем вековых мучительных исканий, а с другой - начало нового периода. Этот период, отличающийся от предшествующего, получил в истории Древнего Рима название позднеантичного. Этим названием обычно обозначают искусство, начинающееся с конца II века нашей эры и просуществовавшее до эпохи императора Константина и даже более позднего времени. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина. Но колонна Антонина ведет свое происхождение непосредственно от колонны Траяна, и та по праву может считаться памятником, возвещающим начало позднеантичного периода в истории Древнего Рима».

В сущности, демократизм и республиканские идеалы времени Траяна тоже были видимостью, оболочкой. Траян опирался не на народ как таковой, а в основном на армию. И его Форум, и колонна ясно говорят, что в лице Траяна правитель Рима резко возвысил себя над остальными, создал вокруг себя ореол непобедимой, божественной силы. Но его сила была не мания величия вроде Нероновой, а сила дальновидного и мудрого полководца.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

БЕЛЫЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ ХОСРОВА ВЕЛИКОГО Захват города Ктесифона. Барельеф с колонны Траяна Если в ясный солнечный день поехать из Багдада на юг страны, то в 35 километрах от иракской столицы перед глазами путешественников откроется удивительная картина - возвышающаяся в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЯ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Пятая колонна С испанского: Quinta columna.Принято считать, что это выражение из выступления по радио (осень, 1936) испанского генерала Эмилио Мола (1887-1937), который в годы гражданской войны в Испании (1936-1939) возглавлял наступление мятежников-франкистов на республиканский Мадрид.

Из книги автора

Из книги автора

Железная колонна Сторонники теорий, по которым земляне неоднократно контактировали с инопланетянами, в качестве одного из примеров, подтверждающих их правоту, часто упоминают колонну V века из чистого железа, стоящую в индийской столице. Они утверждают, что, используя

Из книги автора

Колонна Фоки Последним античным памятником Форума традиционно считается Колонна Фоки - хотя год ее возведения, 608-й, можно уже отнести к раннему средневековью. Эта одиноко стоящая коринфская колонна всегда была заметным ориентиром на Форуме, даже когда он служил

Из книги автора

Форум Траяна В 357 году н. э. Констанций II, к тому моменту единовластный повелитель Западной и Восточной Римской империи, вступил в Рим. Сорокалетний император, уроженец Сирмия (ныне это город Сремска Митровица в Сербии), оказался в Вечном городе впервые. Рим уже утратил

Из книги автора

Колонна Траяна Зато колонна Траяна хорошо сохранилась и стала одной из главных достопримечательностей Рима. Она представляет собой гигантский двухчастный комикс, посвященный завоеванию Дакии - причерноморской области в нижнем течении Дуная, что примерно

Колонна Колонна

(франц. colonne, от лат. columna - столб), архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент здания, несущей конструкции здания и ордеров архитектурных. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны - ствол, обычно утончается кверху, иногда получая при этом криволинейные очертания или "припухлость" (энтазис), и обрабатывается вертикальными желобками - каннелюрами. Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонна применяется в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; её художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. В ряде случаев колонна используется в качестве опоры для арок или сводов. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (например, Александровская колонна). В каркасных зданиях колонна (каменная, железобетонная, металлическая, деревянная) - один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикреплённых к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей, ферм).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

коло́нна

(франц. colonne, от лат. columna – круглый столб), архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечении; главный элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров (см. ст. Ордер архитектурный ). Прототипами колонн были деревянные (из стволов деревьев) или каменные круглые столбы, на которые опирались крыши древнейших построек, созданных на основе простейшей стоечно-балочной конструкции . Колонна состоит из гладкого или с вертикальными желобками-каннелюрами ствола, завершается пластически обработанной капителью (от позднелат. capitellum – головка), обычно опирается на базу. Ствол колонны может иметь утолщение в середине – энтазис, зримо выражающий образ упругого несения тяжести опорой.

Художественную выразительность колонны определяют её пропорции: соотношение длины к диаметру, длины и диаметра к интерколумнию (расстоянию между колоннами) и к размерам всего сооружения. В Древнем Египте избыточно мощные, тесно поставленные колонны напоминали огромные связки папируса или цветущего лотоса, рядом с которыми человек казался маленьким и ничтожным (Луксор, Карнак ). В крито-микенской архитектуре деревянные колонны утончались книзу, уподобляясь сталактитам, свисающим со сводов пещер (т. н. Колонный зал Кносского дворца на о. Крит, 17–16 в. до н. э.). Особое совершенство, соразмерность человеку отличает древнегреческие колонны (Парфенон, 447–438 гг. до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат, храм Ники Аптерос на афинском Акрополе , 442–420 гг. до н. э., архитектор Калликрат). В Древнем Риме колонны часто утрачивают конструктивное значение, становясь элементом архитектурного декора (Колизей , 75–80 гг.). В Средневековье и последующие эпохи колонны становятся опорами не только для балочных перекрытий, но и для арок и сводов.


Отдельно стоящие колонны обычно служат памятниками: колонна римского императора Траяна на форуме Траяна в Риме, 113 г., воздвигнутая в честь победы римлян над даками; Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге (1830–34, архитектор А. А. Монферран) – монумент в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 г. Колонны, украшенные носами кораблей, называют ростральными.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Колонна" в других словарях:

    Колоннада … Русское словесное ударение

    - (фр. colonne столб). 1) столб, поддерживающий или украшающий какую нибудь часть здания. 2) памятник в виде столба. 3) известный строй войска. 4) корабли, построенные в несколько линий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    КОЛОННА, колонны, жен. (итал. colonna) (архит.). 1. Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий. Портик с колоннами. «Я… дом построил, с колоннами, огромный…»… … Толковый словарь Ушакова

    Колонна - – вертикальная опора здания, сооружения, воспринимающая вертикальные нагрузки от других элементов (балок, ферм, арок, сводов и т. п.) [Новый политехнический словарь, Москва, Научное издательство, 2000 г.] Колонна – (фр. colonne от лат … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    КОЛОННА, жен., лат. столб, столп, стояк; подставка, подпорка; одинокая колонна, в виде памятника, стойло. Украшение столпов или колонн определяются в зодчестве орденами, условным порядком, к которому они относятся. | Конная, пешая колонна,… … Толковый словарь Даля

    Вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение. Колонна предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени горизонтальных) нагрузок.

КОЛОННА (лат. Columna – круглый столб) – вертикальная опора, архитектурно оформленный столб, несущий на себе тяжесть вышележащих частей, обычно круглая в поперечном сечении (редко другой формы), наделенный капителью и в большинстве случаев базой.

Виды колонн. К вертикальным опорам можно отнести колонну, столб, пилястр, атланта, кариатиду, а также колонну вотивную, гаторическую, канделябровую, ростральную, триумфальную колонну, связанную, служебную, ордерный столб, трехчетвертную колонну.

Пилястр (фр. piastre, от лат. pila – столб) – плоский вертикальный выступ стены, повторяющий колонну в основных пропорциях и формах.

Атлант (греч. Atlas – мифологический герой-носитель небесного свода) – мужская фигура (полуфигура), держащая тяжесть антаблемента. Применяется как замена колонн в дорическом ордере (портик атлантов Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, 1844–1849, скульптор А.И.Теребенёв) или как кронштейны, несущие балкон (ратуша в Тулоне, 1656–1657, скульптор Пьер Пюже).

Кариатида (греч. karyatis, букв. – жрица храма Артемиды в Кариях в Древней Греции) – скульптура, изображающая женскую фигуру, которая поддерживает перекрытие здания. Заменяет ионическую или коринфскую колонну или пилястр (портик кариатид храма Эрехтейона на Акрополе, ок. 421–406 до н.э.).

Вотивная колонна (лат. columna votivus – связанный с обетом, votum – обет) – отдельно стоящая колонна с изображением вотивных предметов, т.е. посвященных божествам, для исцеления, удовлетворения просьбы. Устанавливались на священном участке у античных храмов.

Канделябровая колонна – имеет различное сечение: то увеличивается, то суживается. Появилась в эпоху Ренессанса.

Ростральная колонна (лат. columna rostrata – украшенная частями трофейных кораблей) – отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. Воздвигались в честь морских побед или как символ могущества страны. Возникла в Древнем Риме в честь победы над Карфагеном и установлена на Римском форуме.

Триумфальная колонна – отдельно стоящая колонна, ствол которой часто украшен рельефом и, которую обычно венчает статуя. Встречаются в искусстве Древнего Рима (колонна Траяна в Риме, 111–114). В средних веках на них устанавливали крест или скульптуру святого. Колонны в Венеции: на одной (1293) – фигура крылатого льва, символа св. Марка, на другой (1329) – скульптура св. Федора Стратилата, покровителя Венеции. На Вандомской площади Парижа установлена колонна в честь Наполеона (1806–1810) (архитекторы Ж.Гондуэн и Ж.-Б.Леперо), в Санкт-Петербурге – Александровская колонна (1830–1834), воздвигнутая в память победы в Отечественной войне 1812 (архитектор Огюст Монферран, скульптор Б.И.Орловский).

Связанная колонна – выступающая из плоскости стены только на часть своего диаметра. Является несущей опорой или декоративным элементом. Связанная колонна, к которой относятся полуколонна и трехчетвертная колонна, известна уже в архитектуре классической Греции (храм Афины Алеи в Тегее, 350–340 до н.э., архитектор Скопас), но широкое распространение в архитектуре получает позже.

Служебная колонна (приставная, полуколонна), поддерживает пяту свода или нервюру и идет во всю высоту стены.

Ордерный столб – модификация ордерной колонны, имеющей в поперечном сечении форму многоугольника, чаще всего квадрата.

Трехчетвертная колонна – связанная колонна, выступающая из стены более чем наполовину своей предполагаемой толщины.

Колонны Древнего Египта можно разделить на две группы: геометрически правильные и «изобразительные» колонны.

Геометрически правильные колонны, появившиеся в период Древнего царства, встречаются нескольких типов.

Протодорическая колонна, названная так по внешнему сходству с более поздними дорическими колоннами Древней Греции, имеет невысокую, круглую базу, каннелированный ствол, без капители. Каннелюры (фр. cannelure – желобок, от гр. «прут, лоза») – вертикальные желобки на стволе колонны появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 – начало 2 тыс. до н.э.) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Протодорические колонны впервые встречаются в ансамбле Джосера, ок. 2800 до н.э.

Столб квадратного сечения, покрытый рельефами, часто не имевший капители.

Колонна в виде граненого цилиндра с 8 или 16 плоскостями и каннелюрами.

Колонна в виде суживающегося кверху цилиндра, обычно с канеллюрами.

«Изобразительные» колонны Древнего Египта воспроизводили природу Египта: папирусовидные с открытым и закрытым бутоном (основной тип колонн Нового Царства), лотосообразные , пальмообразные , со сложной (композитной) капителью (эллинистический период), с гаторической капителью, с капителью в виде перевернутого колокола (редко встречается).

В Южных и Северных дворцах фараона Джосера представлены колонны с капителями в виде крупных листьев, спадающих по обе стороны ствола, капители в виде раскрытого цветка папируса. В храме Луксора (15 в. до н.э.) колонны выполнены в виде связок стеблей папируса, капитель – в форме нераспустившегося цветка, а также колонны со стволом почти цилиндрической формы с немного обозначенными гранями, с капителями в форме расцветшего папируса. В храме Карнака (16 в. до н.э.) капители колонн – в виде открытых цветков папируса. В эллинистический период (332–330 до н.э.) традиционные по форме капители комбинируются, сливаются, образуя пышные букеты (храм Исиды на о. Филе). Наиболее распространенный в Позднем Египте тип колонн, называемый гаторический , напоминал стилизованный музыкальный инструмент – систр, употреблявшийся в культе богини Гатор. Колонна состоит из ствола, который соответствовал ручке этого инструмента, и высокой капители, с 4 сторон украшенной рельефным изображением головы Гатор (богиня с лицом женщины и ушами коровы). Над изображением головы часто помещался куб.

В храме Луксора впервые в архитектуру вводится колоннада, получившая дальнейшее распространение во всей мировой архитектуре.

В архитектуре Эгейского мира колонны играли большую роль. Величественные деревянные колонны Кносского дворца (16 в. до н.э.), получившие название иррациональные, утолщаются кверху. Завершаются капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты.

В древней Греции в 8 в. до н.э. в храмах, которые строились из деревянных брусьев большого сечения и кирпича-сырца, складываются основные элементы будущей ордерной системы. В дальнейшем произошел перенос деревянного каркаса здания в другой строительный материал – камень, преимущественно мрамор. Отсюда происходят двухскатная крыша, балочные перекрытия храмов. В результате эволюции складывается архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера. Ордер (лат. оrdo – ряд, порядок) – вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. В классической архитектуре различают ордера : дорический , ионический, коринфский (греческие) и их модификации – тосканский , композитный (римские). Ордер мог быть полным, содержащим три основные части (антамблемент, колонну, пьедестал), или неполным, не имеющим пьедестала. Колонны состоят из трех частей: базы (опорной части), ствола (фуста), и капители, на которую опирается антаблемент, имеют энтазис (утолщение ствола колонны, расположенной на высоте 1/3 ее высоты для устранения оптической вогнутости ствола).

В архаическую эпоху складывается ордера двух вариантов – дорический , возникший на материковой Греции, и ионический , появившийся на островной и в малоазийской Греции. Важнейшей частью ордера была колонна, стволы которых суживаются кверху.

В дорическом ордере колонна не имеет базы, приземисты, мощны, имеют энтазис. Колонна состоит из ствола, прорезанного каннелюрами, чье число обычно состоит не более 20, и капители, состоящей из эхина – круглая каменная подушка и абаки – невысокая квадратная плита, принимающая давление антаблемента. Храм Геры в Пестуме (5 в. до н.э.), храм Зевса в Олимпии (460-е до н.э.), Парфенон (447–432 до н.э.).

Ионическая колонна выше и тоньше по пропорциям, чем дорическая. Она имеет профилированную базу, число каннелюр увеличено до 24, а сами желобки разделяются срезами, эхин ее капители имеет два завитка, которые называются волюты. Храм Артемиды в Эфесе, храм Эрехтейон (Афины, ок. 421–406 до н.э.).

Позднее, в эпоху классики, появляется третий ордер – коринфский , близкий к ионическому, но отличающийся от него большей стройностью и легкостью колонн, увенчанных пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента – листьев аканта. Храм Аполлона в Бассах (5 в. до н.э.), Башня ветров на Агоре Афин (сер. 1 в. до н.э.) ().

В древнегреческом искусстве 7–6 вв. до н.э., а также в искусстве эллинистического Востока встречается скульптурно оформленная капитель колонны, изображающая переднюю часть тела животного или мифологического существа, которая называется протома (греч. protome – передняя часть тела, морда, голова).

В зодчестве Древнего Рима, которое восприняло греческие архитектурные формы, присоединяется композитный ордер, капители которого сочетают черты ионической и коринфской капители, и тосканский , унаследованный римлянами от этрусков. Но если в Древней Греции ордер играл конструктивную роль, то в Риме он часто использовался в декоративных целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Значительную роль в архитектуре Древнего Рима играла арка, которая опиралась на массивные столбы или колонны. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Композитный ордер по форме и пропорциям близок к коринфскому. Отличается лишь формой капители, в которой к коринфскому колоколу с листьями добавлены ионические эхин и подушка с волютами.

Тосканский ордер – самый прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Часто рассматривается как вариант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Отличается от него большей толщиной колонны, наличием особой, предельно простой базы, гладким фустом. Символизировал физическую мощь и силу, а потому часто применялся в хозяйственных и военных постройках. Капитель колонны тосканского ордера близка по форме дорической капители, но не допускает орнамента.

Возникшая в архитектуре Древнего Египта колоннада получила развитие в античном искусстве. Колоннада (фр. colonnade) – ряд колонн без пьедесталов, объединенных горизонтальным перекрытием. Колонны устанавливаются на горизонтальную плоскость подножия, которое или расширяется книзу уступами в виде высоких ступеней, или имеет вид общего пьедестала. В наружной композиции здания колоннады применялись в виде портиков, галерей, в оформлении интерьеров – для украшения парадных залов. Иногда колоннады являются самостоятельными сооружениями (стоя Аттала, Агора г. Афин, 159–138 до н.э.) (), могли быть двухъярусными.

В архитектуре Византии, воспринявшей многие образцы римской архитектуры, появляется новая система аркад на высоких колоннах, которая перейдет в более поздние стили. В базиликах арки перекрывают пролеты между колоннами, пяты арок опираются на промежуточные элементы (пульваны), расположенные на капителях колонн. Изменились формы капителей. Особенностью византийской архитектуры является наличие импоста (ит. imposta, фр. imposte) – квадратного в плане столбика, находящегося над капителью колонны. С четырех сторон он профилирован подобно антаблементу, который он заменяет. Служит опорой для пяты арки, также употребляется в тех случаях, когда надо увеличить высоту вертикальной опоры, не искажая пропорций колонны. В 5–6 вв. античные традиции постепенно утрачиваются: пропорции колонн нарушаются, ликвидируется энтазис.

В романской архитектуре колонна лишается своего назначения в качестве одного из главных конструктивных элементов, но применяется как декоративный элемент в аркадах, порталах, при членении оконных проемов. Романская колонна не имеет устойчивых типов ордеров, разнообразна по пропорциям и отличается множественностью форм капителей, которые часто напоминали коринфскую или византийскую. В ранний период встречаются капители близкие по форме к усеченному шару или к усеченной пирамиде. Капители покрывались орнаментом со стилизованными мотивами, изображающими растения, фантастических животных. В период зрелости романского искусства возникает особый вид скульптурной капители с изображением святых.

В готической архитектуре колонны или столбы, которые разделяли нефы в храмах, постепенно утончаются, превращаясь в пучки колонн. Они являются одним из основных элементов каркаса и воспринимают главную нагрузку. Пучок колонн возник как логическое развитие конструкции романского опорного столба. В соборах 12 в. стволы колонок, не доходя до пола, обрывались на абаке цилиндрического столба. В отдельных случаях четыре главные колонки, несущие подпружные арки центрального нефа, достигали пола и составляли единое целое с телом цилиндрического столба (собор Нотр-Дам в Париже, Реймский собор). Позже пучок колонн был продолжен до пола (Сен-Дени, ок. 1240). С 14 в. стали использовать для каждой нервюры три колонки, сгруппированные в виде трилистника (церковь Сен-Назер в Каркассоне). В 15–16 вв. происходит упразднение капители опорного столба.

В эпоху Ренессанса архитектура вновь обращается к традициям античной ордерной системы. Колонны становятся все более далекими от романской тяжеловесности и от готической устремленности вверх, приходят к классическим пропорциями в соответствии с античными образцами. Архитекторы используют колонны, пилястры всех ордеров, аркады на небольших колонках (пяты арок опираются на капители). Баптистерий Сан Джованни во Флоренции (11–13 вв.) (), собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции ().

Стиль барокко, основным признаком которого была подчеркнутая монументальность, часто применяет грандиозные колоннады: колоннады тосканского ордера на площади перед собором св. Петра в Риме, архитектора Бернини; колоннада второго, парадного, этажа дворца Версаля, архитектора Лево (); колоннада восточного фасада Лувра архитектора Клода Перро, представляющая собой коринфский портик.

Классицизм вновь обращается к традициям древнегреческой архитектуры: церковь св. Женевьевы в Париже (1756, архитектор Жак Жермен Суффло), позже перестроенная в Пантеон, украшена коринфским портиком; южный фасад Британского музея в Лондоне (1823–1847, архитектор Роберт Смерк), оформлен ионической колоннадой.

В 19 в. в архитектуре стали широко применяться новые материалы (металлы, железобетон), которые существенно изменили вид колонн. Уменьшаются размеры их сечения, но зачастую сохраняются античные ордерные традиции. Новые материалы позволили строить здания с грандиозными внутренними пространствами без опорных колонн, увеличивали пролеты перекрытий. Впервые использование в архитектуре металлического каркаса здания было осуществлено в читальном зале библиотеки св. Женевьевы в Париже (1843–1850, архитектор Анри Лабруст), перекрытие которого образовано плоскими куполами, покоящимися на тонких чугунных колонках, сделанных в виде античных колонн с коринфскими капителями.

Колонна является одним из древнейших элементов архитектуры, сопровождающих постройки человека на протяжении тысячелетий и находящих самое разнообразное применение как снаружи, так и внутри сооружений. Утилитарная функция колонны как опорной конструкции со временем плавно перешла к роли декоративного элемента. Обычно колонны бывают цилиндрической формы, но встречаются виды колонн в архитектуре квадратной, многогранной, а также прямоугольной. Архитектурная колонна состоит из трёх деталей:

  1. Нижней части или базы (основания), на которой лежит основная нагрузка. Основание иногда декорируется горизонтальными желобками и используется не на каждой колонне.
  2. Основной части или ствола, который бывает гладким или украшенным канелюрами (вертикальными желобками).
  3. Верхней части или капители, которая украшается барельефами, волютой или пальметтой. Капитель также может отсутствовать в колонне.

Виды архитектурных колонн

Колонны представлены 5 типами:

  1. Дорические. Дата появления этого типа колонн относится к VI веку до нашей эры. Колонны отличались монументальным, лаконичным видом и состояли из ствола с канелюрами и капители без украшений.
  2. Ионические. Эти колонны античных времен выглядели более утонченно и изысканно, отличались декоративными украшениями всех составных частей колонны. Капитель обычно оформлялась в виде противоположно расположенных двух завитков.
  3. Коринфские. Колонны характеризовались насыщенным декорированием, обязательным наличием канелюр, декора и украшений, особенно капители с листьями аканта.
  4. Тосканские. Вид колонн, возникших в Древнем Риме, выглядит легким и воздушным, с простым основанием и столбом без канелюр.
  5. Композитные. Разновидность колонн, сочетавшая элементы ионической и коринфской моделей, у которой капитель выделялась украшениями в виде фигур птиц, животных или листьев аканта.

Колонны в интерьере современных помещений

Элемент, являющийся одним из символов античной архитектуры, сегодня вновь стал применяться в интерьерах помещений, в том числе квартир, домов, общественных зданий. В последнее время колонны в интерьере больше используются для украшения, но могут быть использованы в качестве несущего элемента в просторных помещениях, при перепланировке жилых квартир или для замены стены (несущей).

Декор колонны в квартире позволяет зонировать пространство, расставлять определенные акценты и подчеркивать значение определенных элементов (камина и т.д.). Зонирование пространства является наиболее распространенной функцией вертикальных колонн в интерьере квартир, подразумевающим огромное множество вариантов. С помощью колонн можно подчеркнуть определенную часть помещения или отделить гостиную от обеденной зоны, холл от гостиной комнаты, столовую от кухни.

Актуально применение простых по конструкции колонн в конструкциях с низкими потолками – можно зрительно их приподнять. Колонны чаще устанавливают в качестве оформления для арки и у винтовых лестниц. Можно использовать части колонн: пилястры или колонны без капители.

Порой колонны используют вместо маленьких шкафов или полочек. Подобные пустые внутри фальшколонны из гипсокартона или полиуретана выполняют практическую функцию в комнате. На барной стойке невысокая колонна может преобразоваться в мини-бар, а соединив между собой низкие колонны можно сделать, например, нишу для подсветки.

Необычны колонны в интерьере ванной комнаты, если колоннами окружена ванна или выделено место для зеркала. Иногда в гостиной или на кухне встречается неудачное размещение коммуникационных сооружений. Такие детали могут быть оригинально обыграны с помощью колонн и скрыты.

Материалы для изготовления колонн

Архитектурные колонны для интерьера производятся из декоративной штукатурки, камня, мрамора, металла, полиуретана, а также дерева. Привычные классические мраморные или каменные столбы встречаются редко по причине дороговизны. Если от колонны не требуется опорная функция, то можно использовать гипсокартон или полиуретан. Популярны деревянные колонны, служащие опорой и декоративным украшением помещения. Порой колонны инкрустируют полудрагоценными камнями или окрашивают в разные цвета, покрывают декоративной штукатуркой или мозаикой.

Различные виды колонн в архитектуре больших помещений загородных домов и небольших комнат типовых квартир могут прекрасно вписаться. Правильный подбор размера и расположения этих элементов позволит создать гармоничный дизайн жилища.

Видео: Водно-пузырьковая колонна в квартире

27 сентября, 2017
Специализация: отделка фасадов, внутренняя отделка, строительство дач, гаражей. Опыт любителя-огородника и садовода. Также имеется опыт ремонта автомобилей и мотоциклов. Хобби: игра ни гитаре и много чего еще, на что не хватает времени:)

Что такое колонна, каких видов бывает это сооружение и, вообще, какую функцию выполняет? Предлагаю разобраться со всеми этими моментами. Данная информация наверняка будет вам полезной в частном строительстве.

Общие сведения

Колонны, по сути, представляют собой опоры, которые выполняют несущую функцию, т.е. придают строению жесткость по вертикали. Кроме того, очень часто они служат еще и декоративным элементом, который может украшать как фасад здания, так и интерьер помещения.

Надо сказать, что иногда колонны применяют исключительно в декоративных целях. К примеру, для украшения интерьера применяют колонны из полиуретана или даже гипсокартона. Соответственно, никакую несущую функцию они выполнять не могут.

Существуют еще обсадные колонны, которые к опорным не имеют никакого отношения, так как представляют собой трубу, предназначенную для укрепления стенок буровых скважин. Кроме того, в нефтяной и спиртовой промышленности используются еще ректификационные колонны. Они представляют собой цилиндрообразную емкость, в которой происходит деление жидкости на фракции.

Разновидности колонн

Колоны различаются по следующим параметрам:

  • Материалу, из которого сделаны;
  • Форме.

Материалы

В наше время чаще всего опоры делают из следующих материалов:

  • Металла . Как правило, металлические колонны используются при строительстве различных металлоконструкций;
  • Бетона . Железобетонные конструкции являются наиболее распространенными, так как отличаются высокой прочностью и надежностью;
  • Кирпичные . Чаще всего применяются в частном строительстве;
  • Деревянные . Используются при строительстве деревянных домов.

Надо сказать, что бетонные опоры в свою очередь делятся на два типа:

  • Монолитные . Возводятся непосредственно на объекте, как и любые другие бетонные конструкции, т.е. устанавливается опалубка, выполняется армирование, и затем опалубка заливается бетоном. Главное их достоинство заключается в высокой прочности и низкой стоимости, однако подвергать нагрузкам такую конструкцию можно только спустя 28 дней после заливки;
  • Сборные . Собираются из отдельных элементов, выполненных на заводе ЖБИ. Главный плюс таких колонн заключается в том, что возводятся они гораздо быстрее, чем монолитные. Правда, стоимость этих изделий получается выше, поэтому применять их имеет смысл в том случае, если важна скорость строительства.

Форма

Что касается формы, то чаще всего встречаются следующие их виды:

  • Круглые;
  • Прямоугольные или квадратные.

Надо сказать, что существуют еще так называемые полуколонны, который представляют опоры, выступающие из стены. Как и вышеописанные конструкции, они могут выполнять две функции одновременно – несущую и декоративную.

Строительство

Напоследок я расскажу как выполняется установка монолитных колонн. Как обычно, прежде чем приступить к строительству, нужно подготовит проект.

Так как колонны выполняют несущую функцию, крайне важно правильно выполнить расчет, чтобы несущая способность соответствовала нагрузке, которой они будут подвергаться. На этом этапе определяется количество колонн, их размер, а также шаг между ними.

Что касается монтажа, то эту операцию можно разбить на три основных этапа:

Подготовка основания

Так как колонны сами по себе имеют достаточно большой вес, к тому же выполняет несущую функцию, устанавливаются они на фундамент. Наиболее простой и быстрый вариант – это вкопать в грунт специальный стакан под колонну, т.е. готовый фундамент, выполненный на заводе ЖБИ.

Если же вы хотите сделать фундамент своими руками, нужно выполнить следующие действия:

Иллюстрации Описание действий

Подготовка:
  • Под фундамент надо выкопать яму на глубину промерзания грунта;
  • Затем дно нужно засыпать слоем песка и щебня.

Армирование:
  • Для заливки подошвы укладывается армировочная сетка;
  • К сетке привязываются вертикальные пруты арматуры под основание колонны, как показано на фото.

Монтаж опалубки:
  • По периметру подошвы выполняется бортик из досок или ОСБ;
  • Далее выполняется монтаж опалубки под основание колонны в виде прямоугольного короба.

    Так как опалубка это, по сути, форма конструкции, ее внутренние размеры должны строго соответствовать размерам колонны.


Заливка:
  • Опалубка заливается бетоном М200-250;
  • В процессе заливки бетон трамбуется.

Подготовка опалубки и заливка