Лифт: все, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить. Добро пожаловать в лифтовый ад

Факт: в «Положении о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов» говорится, что работы по аварийно-техническому обслуживанию выполняются в течение согласованного с организацией-владельцем лифта интервалом времени. При этом время освобождения пассажира не должно превышать 30 минутПоложение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов. .

В теории в лифте можно застрять не более, чем на полчаса. Но на практике встречаются разные случаи. Известна история о погибшей в лифте китайской женщине. 30 января механики отключили лифт, а через месяц достали из него мёртвое тело. Однако вероятность быстрого прихода спасателей всё же намного выше.

В большинстве случаев длительность нахождения в лифте определяется человеческим фактором. Это может быть халатность персонала или объективные проблемы. Например, на участке работает один механик, который одновременно получает вызов из нескольких домов.

2. Если прыгать в лифте, он упадёт

Факт: лифт удерживает множество металлических кабелей. Каждый может выдержать вес больший, чем у автомобиля. Поэтому даже перегруженный лифт не упадёт.

3. Двери лифта могут открыться между этажами

Факт: лифт спроектирован таким образом, что открывается он в результате взаимодействия внутренней двери с внешней стационарной дверью. Самостоятельно распахнуть двери в неположенном месте ему не удастся.

4. Если лифт застрял, следует прыгать, бить по стенам, нажимать на все кнопки

Факт: если вы застряли в лифте, помочь себе вы можете только одним способом: и связаться с диспетчером. После этого расслабьтесь и получайте удовольствие, ведь Вселенная подарила вам несколько минут свободного времени.

Если связь с диспетчером не устанавливается, вам поможет мобильный телефон. Если в лифте написан телефон аварийной службы, звоните по нему. Если же нет, свяжитесь с близкими.

Если телефон не ловит, наберите в лёгкие побольше воздуха и громко покричите. Люди снаружи могут вас услышать и помочь.

Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно выбраться из лифта - это смертельно опасно.

5. Если лифт застрял между этажами, он может упасть

Факт: от места застревания лифта вероятность его падения не повышается, потому что связи между технической неполадкой и прочностью металлического троса нет.

6. Если порвался трос, падение лифта неизбежно

Факт: даже если по какой-то причине трос порвётся, в лифте есть ограничитель скорости, который активирует тормоза, когда лифт начинает двигаться слишком быстро.

7. Двери лифта, если из него выйти, всегда закрываются автоматически

Факт: во многих грузовых лифтах между дверями есть металлическая створка. Подняв рычаг над ней и сдвинув створку, вы зафиксируете лифт в открытом положении.

Кроме того, открыть двери лифта может кнопка «Отмена». Чтобы двери не закрывались, её следует подержать нажатой от 8 до 15 секунд (зависит от модели лифта). Поэтому, когда вносите в кабину много вещей, необязательно подпирать двери ногой.

Также современные лифты оснащены оптическими датчиками помех. Заклеив датчик , вы предотвратите закрытие дверей.

8. Предотвратить закрытие дверей можно, вставив между ними какой-нибудь предмет

Факт: за открытие дверей отвечает специальный датчик помех, которым оснащён лифт. Вещь эта надёжная, но теоретически она может сломаться. Тогда никакой предмет не поможет предотвратить закрытие дверей.

9. В лифтах с отсутствующей кнопкой для ускоренного закрытия дверей нужно довольствоваться стандартной скоростью

Факт: во-первых, сама кнопка не увеличивает скорость закрытия дверей, а лишь приближает момент их закрытия. Во-вторых, во многих лифтах ускорить закрытие дверей можно, нажав на кнопку этажа, на который вы едете. В-третьих, во многих лифтах эту кнопку можно активизировать лишь в аварийных ситуациях.

10. Большинство несчастных случаев в лифте происходит из-за падения кабины

Факт: первый в истории случай смерти по причине падения лифта случился лишь в 2012 году в ТаиландеElevator safety . .

Люди погибают в лифтах по другим причинам: проваливающийся пол, попытка выбраться из застрявшего лифта самостоятельно, потребность застрявшего в лифте человека в скорой медицинской помощи.

Вышедший срок эксплуатации может стать причиной неисправности дверей, готовности лифта ехать с открытыми дверями, возгорания внутренней обшивки лифта из-за короткого замыкания. Лифт требует постоянных осмотров и смазки узлов безопасности. На одного рабочего приходится обслуживание более 100 лифтов в месяц.

11. Из лифта можно выбраться через аварийный люк

Факт: в большинстве случаев аварийные люки прикручены болтами. Да и делать этого не нужно: что бы ни происходило с лифтом, пассажирам безопаснее всего оставаться внутри.

12. Если подпрыгнуть в падающем лифте в момент соприкосновения с землёй, можно выжить

Факт: человек не способен прыгнуть с такой скоростью, которая нужна для компенсации скорости падения. Кроме того, узнать момент приземления невозможно. Увеличить шансы на выживание можно, повиснув на поручнях (если такие есть). Также рекомендуется лечь на пол, распределив вес тела максимально широко.

13. В лифте можно задохнуться

Факт: в лифтах есть вентиляция. К тому же коробки старых лифтов негерметичны, в них есть множество щелей, которые обеспечивают дополнительный приток воздуха.

14. Лифты опасны

Факт: по статистике лифт - самый безопасный вид транспорта.

Лифты прочно вошли в нашу повседневность, и выбираться оттуда не собираются. Они значительно облегчают нам жизнь: вряд ли вы будете довольны, если с полными пакетами и сумками вам придется топать на девятый или шестнадцатый этаж.

Да и с ребенком-грудничком по лестницам сильно не набегаешься.

Но нет-нет, и в голову закрадывается мысль: а насколько безопасны современные лифты?

Не оборвется ли трос, не поедет ли лифт с открытыми дверями… Вопросов может быть много. Ответ на все эти вопросы один: современные лифты - безопасны, они изготавливаются в строгом соответствии с регламентами и правилами. Современный лифт не может упасть, тросы не могут оборваться, с открытыми дверями он не поедет, электричеством не убьет. Но это касается только современных лифтов, и при условии надлежащего обслуживания. От старых советских монстров можно ожидать чего угодно. Вплоть до того, что там провалится пол. Но мы поговорим о современных.

Разрыв троса

Самый распространенный страх: порвется трос лифта, кабина упадет в шахту, и все пассажиры умрут. В каждом лифте, грузовом или пассажирском, трос не один. Их как минимум три. Каждый из них имеет огромный запас прочности. Даже если от чрезмерной изношенности один из тросов лопнул, то остальные остались целыми. И кабина опуститься на ближайший посадочный этаж.

Даже если лопнули все тросы, которые предусмотрены конструкцией (что очень и очень маловероятно), в работу тут же включится ограничитель скорости. Сработают уловители, и кабина лифта застопориться в шахте. Как только страх пройдет, звоните в аварийку.

Есть много случаев, когда кабина падала в шахту. Тут может быть несколько вариантов, которые являются исключением из правил. Регулярные проверки и техосмотры нивелируют шансы такой ситуации. Почти полсотни устройств обеспечивают безопасность пассажира внутри кабины лифта.

Открытие дверей шахты

Еще один популярный миф: вы вызвали лифт, двери шахты открылись, а самого лифта нет. И невнимательный человек либо упадет на крышу кабины лифта, если тот находится ниже, либо упадет в приямок на буфера, если лифт находится выше.

Этот миф из разряда фантастики, придумали его, вероятно, те люди, которые вообще не понимают, как устроен лифт.

Если не вдаваться в технические подробности и сложную терминологию, то можно сказать следующее. Сами по себе двери шахты открыться не могут. Они пассивны. Открываются они только вместе с дверями кабины. Именно там располагается привод, отвечающий за открытие обеих пар дверей.

Другие страшилки и мифы

Выше мы рассмотрели два самых распространенных страха пассажиров. В новых лифтах такие ситуации исключены. Что касается старого фонда, то от таких лифтов можно ожидать чего угодно.

Всего этого можно избежать, если регулярно проводить . Это, как-никак, сложная конструкция, и требует постоянного наблюдения. Именно его отсутствие порождает мифы, страхи, а в некоторых случаях - несчастные случаи. Поэтому если вы не довольны работой , не стесняйтесь об этом заявлять. Желательно в письменной форме в двух экземплярах.


Боязнь высоты и замкнутого пространства - весьма распространенные фобии. Если они коснулись и вас, лучше не читайте эту статью, ведь разговор в ней пойдет о самых необычных лифтах планеты.

Самый высокий стеклянный горный лифт.



Самый высотный в мире свободно движущийся горный лифт, получивший название "Байлонг-лифт", смонтирован в 2001 году в красивейшем парке-заповеднике Китая (район Вулингиан, провинция Хунан). Двухэтажная кабина лифта вмещает 50 человек. Она доставляет посетителей на смотровую площадку, расположенную на высоте 360 м.



В комплекс входит 3 таких лифта грузоподъемностью 3750 кг каждый. Пикантности добавляет факт, что стенки лифта прозрачны, поэтому сильные духом пассажиры вместе с небольшой дозой адреналина могут получать удовольствие от созерцания открывающихся им горных пейзажей.



О том, что в это время происходит с остальными, упоминать не будем. Интересно также, что примерно на треть лифт находится внутри горы, в то время как остальная, большая часть, располагается снаружи.

Подъемник Elevador de Santa Justa в Лиссабоне.



Этот стариный городской 45 метровый лифт был построен аж в 1900 году. Elevador de Santa Justa доставляет пассажиров из нижней части Лиссабона, от улицы Rua de Santa Justa, в квартале Baixa в верхнюю часть, до Largo do Carmo в районе Bairro Alto.



На протяжении многих лет Elevador de Santa Justa является излюбленным местом паломничества туристов, ведь с него открывается великолепный вид на Лиссабон.



Если вы не боитесь наделать в штаны от страха, покатайтесь на лифте новозеландского небоскреба Sky Tower, только обязательно станьте на прозрачную секцию пола и смотрите под ноги.



Даже люди с самыми крепкими нервами не в состоянии безболезненно пережить ощущение стремительного падения в бездну, ведь высота небоскреба Sky Tower "всего" 328 метров.



Как и лифт из Лиссабона, этот подъемник из Сальвадора перевозит публику с одного уровня города на другой, по дороге давая возможноть полюбоваться восхитительным морским видом.



Поездка на подъемнике длится примерно 38 секунд. В день лифт перевозит порядка 28 тысяч пассажиров, каждый из которых платит за поездку 5 центов.

Лифт в Лувре




Рассказывая о разнообразных лифтах, мы не могли обойти своим вниманием Лувр, и его необычный футуристичный лифт, который как бы вырастает из пола, перевозя туристов вверх, на следующий этаж музея.



Швейцарский лифт Hammetschwand высотой 152 метра 101 год назад был самым высоким лифтом Европы. И хотя сейчас его время прошло, пенсионер по прежнему находится в отличной рабочй форме.



Hammetschwand регулярно поднимает туристов на гору, чтобы те могли полюбоваться незабываемым видом на Альпы и окрестные озера. Швейцарский лифт напоминает своего китайского брата, хотя и короче чем он в два с лишним раза.



Лифт в Эйфелевой башне позволяет туристам не переступать по тысячям ступенек, а с комфортом подняться на несколько минут на оптимальную для панорамного обзора Парижа высоту.





Пожалуй, каждый человек, посетивший Париж, обязательно прокатился на этом лифте.

Лифт небоскреба Taipei 101, Тайвань.

Современное высотное здание просто невозможно представить без лифта. Это полезное техническое изобретение позволяет людям экономить и свои силы, и время. Особенно трудно без этого механизма пришлось бы инвалидам, пенсионерам и мамам с маленькими детишками.

Что такое лифт? Когда и кем он был изобретен? Где производят самые качественные лифты в мире? Обо всем этом расскажет наша статья.

Короткий экскурс в историю лифта

Лифт в доме - это вовсе не привилегия, а вынужденная необходимость. Особенно если речь идет о многоэтажном здании. Ведь современные строительные технологии позволяют возводить жилые дома в сто и более этажей. Лифт в таком случае существенно упрощает жизнь. Представьте, как долго вы бы «топали» на свой 91-й этаж пешком?

Итак, что такое лифт? Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаем немного углубиться в историю.

Кто и когда изобрел первый лифт - доподлинно неизвестно. По одной из версий изобретателем этого «транспортного средства» был известный русский механик Иван Кулибин. Согласно другой, первый лифт появился во Франции, во дворе Людовика XV. С его помощью французский король поднимался в покои своей любовницы, которые были расположены этажом выше. По другим сведениям самый первый лифт был изобретен Архимедом еще в третьем веке до нашей эры. Об этом писал в своей книге древнеримский архитектор Марк Витрувий. Конструкция этого устройства была предельно простой: обычная веревка и вращающийся шпиндель.

В середине XIX века американский инженер Элиш Грейвс Отис презентовал свое изобретение - так называемые ловители. При помощи этого нехитрого приспособления кабина лифта автоматически останавливалась в случае аварийной ситуации и удерживалась в шахте. Первый лифт с такими уловителями был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Э. Г. Отис также является основателем компании Otis Elevator Company, которая существует и сегодня.

Что такое лифт?

Лифт - довольно сложное техническое устройство. Это разновидность подъемной машины, которая предназначена для вертикального перемещения пассажиров и грузов с этажа на этаж. Лифт - слово английское. Оно происходит от глагола to lift, что значит «поднимать».

Груз или пассажиры перемещаются в закрытых кабинах по жестким вертикальным направляющим. Лифт, как правило, обустроен в специальной шахте, которая может быть кирпичной, железобетонной или металлокаркасной. При этом все посадочные площадки оснащены автоматически запираемыми дверьми.

Основные технические параметры лифтов:

  • Масса.
  • Номинальная скорость.
  • Грузоподъемность.
  • Вместимость кабины.
  • Высота подъема.
  • Количество остановок.

Обычный лифт движется со скоростью 0,5-4 м/сек. Скоростные подъемные машины могут «разгоняться» до 15 м/сек. Грузоподъемность лифта - это тот вес, на перемещение которого рассчитана конкретная модель. Сегодня существуют различные модификации, позволяющие перевозить до 30 человек. Грузовые лифты способны транспортировать до десяти тонн веса.

Лифт: другие значения слова

Лифт - понятие широкоупотребительное. Его применяют в нескольких смыслах и значениях. Так, существует такое понятие, как социальный лифт. Это особый механизм, позволяющий человеку быстро повысить (или понизить) свой социальный статус в обществе. Классический пример такого «лифта» - история Золушки.

Опытным автомобилистам знаком такой термин, как лифт-комплект. Это набор дополнительных проставок, с помощью которых кузов подымается над рамой внедорожника. Тем самым увеличивается пространство в колесных арках автомобиля.

Данное слово употребляется и в спортивной аналитике. Что такое лифт в футболе? Этим специфическим термином обозначают тот случай, когда футбольный клуб вылетает из более высокой в низшую лигу, но уже через сезон возвращается обратно.

Космический лифт - это концепция безракетного запуска грузов в открытый космос (при помощи троса, натянутого между поверхностью планеты и орбитальной станцией). Впервые такую мысль высказал еще Циолковский. Однако разработки реальных проектов начались лишь в 2000 годах.

Как устроены лифты?

Многие жители больших городов ежедневно пользуются этим транспортным средством, но даже не задумываются о том, как оно устроено. В целом разобраться с принципом работы данного подъемного устройства совсем несложно.

Кабина лифта приводится в движение при помощи стальных тросов, которые перекинуты через шкив привода. Этот механизм находится в специальном машинном отделении, расположенном, как правило, в верхней части шахты. Туда из лифтовой кабины отправляется сигнал (по кабелю), и машина отправляется на тот или иной этаж. Внутри кабины закреплена кнопочная панель управления.

На противоположных концах стальных тросов расположены так называемые противовесы, цель которых - уравновешивать кабину. Когда она движется вверх, то грузы спускаются вниз. И наоборот, противовесы поднимаются, когда лифтовая кабина начинает движение вниз. Стоит отметить, что противовесы не используются в том случае, если устройство оснащено гидравлическим или пневматическим приводом.

Аппарат управления лифтом чаще всего расположен в отдельном закрытом помещении. В некоторых моделях он находится непосредственно в лифтовой кабине.

Основные элементы лифта

Перечислим главные составные части любого лифта. К ним относятся:

  • Кабина. Она бывает трех видов - каркасная, самонесущая или же панорамная. Верхняя часть любой кабины оснащена «ловушками торможения» - специальными устройствами безопасности.
  • Стальные тросы. С их помощью кабина крепится к приводному механизму лифта.
  • Лебедка. Она установлена в машинном отделении и обеспечивает движение лифтовой кабины вверх или вниз.
  • Противовесы. Обеспечивают балансировку кабины во время ее движения в шахте.
  • Ловители. Это устройства, предназначенные для экстренного удержания кабины лифта в шахте в случае обрыва тросов или каких-либо других аварийных ситуаций.
  • Ограничители скорости. Это один из основных элементов безопасности в конструкции. Если скорость движения кабины превышает установленную, то лифт автоматически останавливается.
  • Направляющие. Они имеют вид рельс, по которым движется кабина и противовесы лифта.
  • Амортизационные буфера. Их задача - смягчать удары во время остановки кабины.

Помимо этого, любой лифт оснащен разнообразным электрооборудованием и станцией управления, которая контролирует работу всех механизмов машины.

Классификации лифтов

Данные устройства классифицируются по функциональному назначению, типу конструкции и привода, расположению машинного отделения, типу и форме шахты и т. д. Прежде всего, по функциональному назначению все лифты делятся на четыре группы:

  1. Грузовые.
  2. Пассажирские.
  3. Грузопассажирские.
  4. Промышленные.

По конструкционным особенностям лифты бывают:

  • Выжимные (тросы поддерживают кабину снизу).
  • Тротуарные (когда кабина лифта выезжает из пола).
  • Пневматические (работают за счет разреженного воздуха).
  • Гидравлические.

По месту применения их делят на домашние (устанавливаются в многоквартирных жилых зданиях), больничные, панорамные, строительные, коттеджные. Существуют также особые лифты для кораблей. Они перебрасывают судна через плотины крупных гидроэлектростанций. Такие устройства действуют в Канаде, России, Германии и некоторых других странах.

По типу привода лифты могут быть с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом.

Обслуживание лифтов

Проектный срок эксплуатации пассажирского лифта (по ГОСТу) составляет 25 лет. По истечении данного срока ходовая часть устройства тщательно проверяется соответствующей службой технического контроля. После диагностики делается заключение о дальнейшем сроке эксплуатации лифта. Чаще всего он не превышает трех лет.

Помимо этого, раз в два года каждый лифт должен проходить процедуру технического освидетельствования. Эксплуатация изношенной ходовой части противоречит правилам техники безопасности и чревата небезопасными инцидентами для пассажиров. Несмотря на это, многие коммунальные службы в нашей стране игнорируют этот пункт, подвергая жильцов многоквартирных домов большой опасности.

Перечислим основные признаки изношенности ходовой части лифта:

  • Металлический скрежет во время движения.
  • Неравномерно движение лифтовой кабины.
  • Наклон кабины в сторону от вертикального положения.
  • Вибрации во время спуска или подъема.
  • Неточность остановки платформы (допускается «разбег» до 35 мм).

Главные производители лифтов

На современном рынке лифтового оборудования можно выделить три лидирующие марки:

  • Otis (США).
  • Kone (Финляндия).
  • Kleemann (Греция).

Расскажем о каждой из них поподробнее.

Otis Elevator Company - старейший производитель лифтов в мире. Компания была основана Э. Г. Отисом еще в 1853 году. Сегодня она занимается производством широкого спектра оборудования - пассажирских лифтов, промышленных подъемников, эскалаторов и т. п. При этом компания Otis производит самые надежные и качественные лифты для небоскребов.

Kone - финская торговая марка, которая совсем недавно отметила свой 100-летний юбилей. Компания производит не только классические лифты, но и краны, эскалаторы, траволаторы. Фирма Kone ориентирована, прежде всего, на экономичность своих машин.

Kleemann - крупнейший производитель лифтовых систем в Европе. Компания работает с 1983 года. Сегодня ее продукция экспортируется более чем в 60 стран мира. Компания выпускает лифты, в том числе и по индивидуальным расчетам. Благодаря этому машины Kleemann можно «вписать» в любое, даже самое нестандартное архитектурное пространство.

В России лифты производятся на Щербинском лифтостроительном и Карачаровском машиностроительном заводах.

Какой лифт самый большой в мире? А какой самый быстрый? Об этом читайте далее.

  • Самое большое и мощное подобное устройство в мире работает в Китае. Это лифт Байлонг в провинции Хунань (см. фото ниже). Он поднимает туристов на вершину живописной скалы высотой в 360 метров и состоит из трех подъемников, грузоподъемность каждого из которых - 3750 кг! Лифт за один раз может поднять до 50 человек.
  • Самый быстрый лифт функционирует в Тайване, в небоскребе Тайбэй-101. Его максимальная скорость - 16,8 м/с.
  • Самое большое количество лифтов в одном здании зафиксировано в чикагском небоскребе Уиллис-Тауэр. Их общее число - 106. Причем 16 из них являются двухэтажными.
  • В 1999 году работник редакции журнала BusinessWeek Николас Вайт застрял в лифте на 41 час. Причиной стал резкий скачок напряжения в системе. Это было самое длительное в истории пребывание человека в лифте.
  • Пожалуй, самый экстремальный и самый живописный лифт находится в Швейцарии. Его высота - 160 метров. Он поднимает туристов на крохотную обзорную платформу, с которой открываются великолепные виды на озеро Люцерн.

Лифт в кинематографе

Подобные устройства нередко фигурируют в киноискусстве, и иногда в довольно неожиданных образах. Так, в голландском фильме De Lift 1983 года главную роль играет именно лифт. Причем он запрограммирован каким-то злым гением на убийство людей.

Ограниченное пространство лифтовой кабины - отличный «фон» для всякого рода триллеров и ужастиков. Именно там происходит все действие мистической киноленты М. Найта Шьямалана под названием «Дьявол». Именно в лифте происходят ключевые сцены довольно жуткого российского триллера «Поклонник».

Однако не стоит думать, что лифт в кинематографе фигурирует исключительно в триллерах. Появляется он и в комедиях. Самый яркий пример - американская молодежная комедия «100 девчонок, и одна в лифте» (100 Girls) 2000 года.

Напоследок еще один любопытный факт: в 1971 году студия «Союзмультфильм» выпустила рисованный мультфильм «Три банана». По его сюжету мальчик Петрик садится в нерабочую лифтовую кабину и отправляется на ней прямо в Космос. Мультфильм был создан по мотивам сказки чешского писателя Зденека Слабого. Чем не «космический лифт», над созданием которого в нынешнем веке трудятся лучшие умы современности?

В заключение…

Лифт - универсальная подъемная машина, способная транспортировать как грузы, так и пассажиров. Изобретателем этого чуда техники принято считать Элиша Грейвса Отиса. Именно он первым разработал конструкцию, безопасную для людей. Отис также основал одноименную компанию, которая до сегодняшнего дня остается крупнейшим производителем лифтов и лифтового оборудования в мире.

За последние два месяца в Москве произошло сразу несколько трагических инцидентов в лифтах. Так, 14 января в одном из корпусов жилого комплекса «Алые паруса» во время работы лифта отвалился пол, и в шахту с высоты седьмого этажа упала 36-летняя Ирина Володина, скончавшаяся на месте. А в декабре из-за неисправности лифта погиб грудной ребёнок: в доме по улице Островитянова оборвался лифтовый трос, когда внутрь заходила семейная пара с ребёнком в коляске. Лифт опустился, зажав детскую коляску, в результате ребёнок погиб.

После этих случаев Генпрокуратура поручила прокурорам в регионах безопасность лифтового оборудования, а депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект, который ужесточает требования к эксплуатации лифтов и срокам их капитального ремонта. The Village узнал у экспертов, безопасны ли московские лифты и как понять, что устройство неисправно.

Алексей Захаров

вице-президент Национального лифтового союза

Лифт сам по себе - безопасное устройство, но только если его правильно обслуживать и эксплуатировать. Существует два документа, по которым проверяют лифты: инструкция завода-изготовителя и технический регламент Таможенного союза. За безопасность лифта отвечает управляющая компания. В её обязанности входит организовать правильную эксплуатацию, нанять квалифицированную компанию по обслуживанию устройства и ежегодно проводить техническое освидетельствование. Кроме того, управляющая компания должна проверять качество работы подрядчиков. А проверять, делает всё это управляющая компания или нет, - задача жилищной инспекции.

Понять, что лифт неисправен, можно и самостоятельно. Есть несколько признаков поломки: двери не закрываются, уровень пола кабины отличается от уровня этажной площадки более чем на 35 миллиметров, слышен скрежет, ощущаются рывки при движении и наблюдается несанкционированный уход кабины с этажа. Любое отклонение от нормальной работы лифта квалифицируется как потенциальная опасность.

Если техническое устройство, за обслуживание которого жильцы платят деньги, работает не так, как нужно, стоит пожаловаться тому, кто производит обслуживание. В каждом лифте должны быть указаны координаты обслуживающей компании. Если она ничего не предпринимает, нужно обращаться в управляющую компанию. Если и после этого ситуация не меняется, надо писать жалобу в жилищную инспекцию, а в случае возникновения угрозы жизни и здоровью человека - в Ростехнадзор. Но, к сожалению, у Ростехнадзора есть полномочия на проверку только общих требований. Как проводится обслуживание, он проверять не вправе.

Сейчас наблюдается общая проблема, которую надо устранять, - это отсутствие утверждённого правительством порядка организации эксплуатации. В таком документе должны быть прописаны основные процедуры, которые необходимо проводить при проверке. Нужно назначить контролирующий орган и указать ответственность за невыполнение техрегламента.

Диспетчерская

обслуживающая один из домов в Рижском проезде

Обычный жилец точно не определит, исправен лифт или нет. Это может установить только специалист, который имеет доступ в машинное помещение. Он обязан раз в неделю по графику обслуживающей организации приходить и обследовать лифт. Можно, конечно, связаться с прорабом, который отвечает за ваш участок, и он вам детально объяснит, когда он проводит проверку конкретно вашего лифта.

Компания ОП «Лифт»

(занимается поставкой, монтажом и эксплуатацией лифтового оборудования)

В соответствии с техническим регламентом, раз в месяц лифты проверяет электромеханик. Есть определённый перечень работ, за которые он несёт ответственность. Такого случая, как в «Алых парусах», в других зданиях быть не может. В «Алых парусах» скорость движения лифта - четыре метра в секунду, а сам дом высотой 30 этажей. При этом в большинстве московских домов скорость движения в четыре раза меньше и этажность значительно ниже.

Чтобы обезопасить себя, выполняйте правила пользования: убедитесь, что кабина пришла, а её двери полностью открылись. В правилах всё записано: если вы застряли в лифте, вызывайте диспетчера или обслуживающий персонал, ждите их прибытия и выполняйте все команды. Если лифт не вызывается или застревает, он неисправен.