Сделать тонкое стекло. Из чего делают стекло? Для пасты из плавиковой кислоты необходимы

Матовое стекло в обиходе не менее распространено чем обычное. Получаемая бархатная поверхность имеет свою красоту и неповторимость. Светильники, зеркала, стеклянные вставки с матовым рисунком в фасады мебели и дверное полотно, посуда и многое другое встречается повсеместно. Как сделать стекло матовым можно узнать из этой статьи.

Процесс получения матового стекла возможен несколькими способами:

  • с помощью пескоструйного аппарата;
  • с применением химических средств;
  • механическим воздействием на стекло.

Первый способ чаще всего используется в промышленном производстве.

Читайте в этой статье:

Матирование с помощью песка

Для придания стеклу матовой поверхности понадобится специальный пескоструйный аппарат или станок. На станке с помощью песка мелкой фракции и воды получается долго хранящее свою фактуру матовое стекло. Пескоструйный пистолет работает только с помощью сухого песка, вылетаемого из сопла под давлением.

Для обработки подойдет стекло не менее 5 мм толщиной, так как матирование снимает 3 мм верхнего слоя.

Этот способ наиболее затратный и требует специального помещения и защиты мастера от попадания пыли. Пескоструйные аппараты требуют больших затрат электроэнергии и в основном работают от трехфазного тока, напряжением в 380 Вт. Кроме этого нужен песок одинакового размера песчинок, случайно попавшееся включение большего размера оставит заметное повреждение или вовсе разобьет стекло.

Химический способ

Процесс химического матирования часто называют травлением из-за того, что в результате применения специальных средств, верхний слой стекла приобретает непрозрачный оттенок. Этот способ наиболее доступен.

Процесс матирования можно провести в домашних условиях, но только с помощью нетоксичных паст и растворов, так как при этом не возникает пыли и посторонних запахов.

Для матирования используют различные химические составы на основе 40% раствора фтороводородной кислоты, в основном это высокотоксичная ядовитая паста. Химический способ позволяет получить наилучший результат при нанесении растворов и паст равномерно. Использование химического матирования позволяет создать разную степень прозрачности.

Этот способ самый распространенный, так как матовое стекло своими руками может сделать любой. Для этого нужно приобрести специальное средство - пасту. На нужную поверхность с помощью шпателя нанесите средство. Подождите необходимое время, оно указывается на упаковке. Паста способна матировать с разной степенью. Этим способом можно получить матовый рисунок на прозрачном стекле или наоборот. Паста легко снимается.

Простой способ создания матового эффекта возможен с помощью нанесения белой или полупрозрачной краски с полиуретановыми частичками маленького размера. После нанесения стекло сушится в специальной камере. Недостаток такого покрытия быстрая истираемость.

Механическое матирование

Этот процесс заключается в шлифовании и гравировке, воздействием абразивного материала. Этот способ самый эффективный, так как получаемое матированное стекло более долговечно и эстетично. Шлифуют поверхность с помощью шлифовальных кругов, поверхность которых мелкие частички песка.

Матирование не обходится без воды, так как в процессе получается много пыли, в том числе и мелкое стекло.

Гравировка же осуществляется с помощью специальной насадки, которая приводится в движения и в процессе придавливания к стеклу оставляет шероховатую поверхность. Данный способ используют для нанесения надписей и рисунков.

Самый простой способ матирования - нанесение на стекло специальной пленки. Этот способ доступен в домашних условиях, то только для плоских или слегка скругленных поверхностей.

В интернете и специальной литературе можно найти множество инструкций и советов по теме как сделать матовое стекло. Если вы сомневаетесь в своих возможностях, всегда можно обратиться к специалистам, которые помогут вам.

Уход за матовым стеклом

Матовое стекло требует большего ухода, чем обычное. Это связано с тем, что при матировании появляется большое количество мелких сколов на поверхности. Любая грязь, или жидкость засохшая на поверхности оставляют следы, которые достаточно тяжело удалить. Для чистки нельзя использовать средства содержащие фтор и силикон. Протирать стекло следует салфетками из замши или микрофибры.

Значки, броши, различные украшения и многие предметы обихода покрывают эмалью - стеклом, нанесенным на металл. Вот и мы попробуем приготовить стекло. Для этих опытов необходима специальная печь. Уже по этой причине изготовлением стекла нельзя заниматься дома. Но, кроме того, нужны и навыки в работе с горячими расплавами, так что опыты, безусловно, надо проводить в присутствии старших.

На заводах и в химических лабораториях стекла получают из шихты - тщательно перемешанной сухой смеси порошкообразных солей, оксидов и других соединений. При нагревании в печах до очень высокой температуры, нередко выше 1500°С, соли разлагаются до оксидов, которые, взаимодействуя между собой, образуют силикаты, бораты, фосфаты и другие устойчивые при высоких температурах соединения. Вместе они и составляют стекло .

Мы будем готовить так называемые легкоплавкие стекла, для которых достаточно лабораторной электрической печи с температурой нагрева до 1000°С. Еще понадобятся тигли, тигельные щипцы (чтобы не обжечься) и небольшая ровная плита, стальная или чугунная. Сначала мы сварим стекло, а потом найдем ему применение.

Перемешайте шпателем на листе бумаги 10 г тетрабората натрия (буры), 20 г оксида свинца и 1,5 г оксида кобальта, просеянных через сито. Это и есть наша шихта. Пересыпьте ее в небольшой тигель и уплотните шпателем так, чтобы получился конус с вершиной в центре тигля. Уплотненная шихта должна занять в тигле не более трех четвертей объема, тогда стекло не будет проливаться. Щипцами поставьте тигель в электропечь (тигельную или муфельную), нагретую до 800-900 °С, и подождите, пока шихта не сплавится. Об этом судят по выделению пузырьков: как только оно прекратилось, стекло готово. Достаньте тигель щипцами из печи и сразу же вылейте расплавленное стекло на стальную или чугунную плиту с чистой поверхностью. Остывая на плите, стекло образует слиток сине-фиолетового цвета.

Чтобы получить стекла других цветов, замените оксид кобальта другими окрашивающими оксидами. Оксид железа(III) (1-1,5 г) окрасит стекло в коричневый, оксид меди(II) (0,5-1 г)-в зеленый, смесь 0,3 г оксида меди с 1 г оксида кобальта и 1 г оксида железа (III)-в черный цвет. Если же взять только борную кислоту и оксид свинца, то стекло останется бесцветным и прозрачным. Поэкспериментируйте сами с другими оксидами, например, хрома, марганца, никеля, олова.

Стекло измельчите пестиком в фарфоровой ступке, Чтобы не пораниться осколками, обязательно обмотайте руку полотенцем, а ступку с пестиком прикройте чистой тряпкой.

Ссыпьте мелкий стеклянный порошок на толстое стекло, добавьте немного воды и разотрите до сметанообразного состояния курантом - стеклянным или фарфоровым диском с ручкой. Вместо куранта можно взять маленькую плоскодонную ступку или полированный кусок гранита - так поступали старые мастера, когда растирали краски. Полученную массу называют шликером . Его мы будем наносить на поверхность алюминия примерно так же, как это делают, изготовляя украшения.

Очистите поверхность алюминия наждачной бумагой и обезжирьте кипячением в содовом растворе. На чистой поверхности прочертите скальпелем или иглой контур рисунка. Поверхность с помощью обычной кисточки покройте шликером, просушите над пламенем, а потом нагревайте в том же пламени до тех пор, пока стекло не наплавится на металл. У вас получится эмаль. Если значок невелик, его можно покрывать слоем стекла и нагревать в пламени целиком. Если же изделие более крупное (скажем, табличка с надписью), то надо разбить его на участки и наносить стекло на них поочередно. Чтобы цвет эмали был более интенсивным, нанесите стекло повторно. Таким способом можно получать не только украшения, но и надежные эмалевые покрытия для защиты алюминиевых деталей во всевозможных приборах и моделях. Так как в этом случае эмаль несет дополнительную нагрузку, металлическую поверхность после обезжиривания и промывки желательно покрыть плотной оксидной пленкой; для этого достаточно подержать деталь 5-10 мин в печи с температурой чуть ниже 600°С.

Разумеется, на большую деталь шликер удобнее наносить не кисточкой, а из пульверизатора или просто поливом (но слой должен быть тонким). Подсушите деталь в сушильном шкафу при 50-60°С, а затем перенесите в электропечь, нагретую до 700-800°С.

А еще из легкоплавких стекол можно приготовить окрашенные пластинки для мозаичных работ. Куски битой фарфоровой посуды (их вам всегда дадут в посудном магазине) облейте тонким слоем шликера, просушите при комнатной температуре или в сушильном шкафу и наплавьте стекло на пластинки, выдерживая их в электропечи при температуре не ниже 700°С.

Освоив работу со стеклом, вы можете помочь своим коллегам из биологического кружка: там нередко изготовляют чучела животных, а для чучел нужны разноцветные глаза...

В стальной плите толщиной около 1,5 см высверлите несколько углублений разных размеров с коническим или сферическим дном. Тем же способом, что и прежде, сплавьте разноцветные стекла. Гаммы, пожалуй, хватит, а чтобы изменить интенсивность, чуть увеличьте или уменьшите содержание окрашивающей добавки.

Небольшую каплю яркого расплавленного стекла поместите в углубление стальной плиты, затем налейте стекло цвета радужной оболочки. Капля войдет в основную массу, но не смешается с ней, - так будут воспроизведены и зрачок, и радужная оболочка. Охлаждайте изделия медленно, не допуская резких перепадов температур. Для этого затвердевшие, но еще горячие «глаза» достаньте из формы подогретым пинцетом, положите в рыхлый асбест и уже в нем охладите до комнатной температуры.

Конечно, легкоплавким стеклам можно найти и другие применения. Но не лучше ли будет, если вы поищете их сами?

И в завершение опытов со стеклом, пользуясь все той же электропечью, попытаемся превратить обыкновенное стекло в цветное. Естественный вопрос: нельзя ли таким способом сделать солнечные очки? Можно, но вряд ли это удастся вам с первого раза, потому что процесс капризен и требует некоторых навыков. Поэтому беритесь за очки только после того, как потренируетесь на кусочках стекла и убедитесь, что результат соответствует ожиданиям.

Основой краски для стекла будет канифоль. Из резинатов, солей кислот, входящих в состав канифоли, вы ранее готовили сиккативы для масляных красок. Вновь обратимся к резинатам, потому что они способны образовывать на стекле тонкую ровную пленку и служить носителями красящего вещества,

В растворе едкого натра концентрацией около 20% растворяйте при помешивании и помня, конечно, об осторожности, кусочки канифоли до тех пор, пока жидкость не станет темно-желтой. Отфильтровав, добавьте немного раствора хлорида железа FeCl 3 или другой соли трехвалентного железа. Имейте в виду, что концентрация раствора должна быть небольшой, соль нельзя брать в избытке - осадок гидроксида железа, который в этом случае образуется, нам помешает. Если же концентрация соли невелика, то образуется красный осадок резината железа - он-то там и нужен.

Отфильтруйте красный осадок и высушите его па воздухе, а затем растворите до насыщения в чистом бензине (не автомобильном, а бензине-растворителе) еще лучше было бы взять гексан или петролейный эфир. Кисточкой или пульверизатором окрасьте поверхность стекла тонким слоем, дайте подсохнуть и положите на 5-10 мин в печь, нагретую примерно до 600°С. Но канифоль относится к органическим веществам, а им такую температуру не выдержать! Правильно, но именно это и нужно - пусть органическая основа выгорит. Тогда на стекле останется тончайшая пленка оксида железа, хорошо сцепленная с поверхностью. И хотя оксид в общем-то непрозрачен, в столь тонком слое он пропускает часть световых лучей, т. е. может служить светофильтром.

Возможно, светозащитный слой покажется вам слишком темным или, напротив, излишне светлым. В таком случае поварьируйте условия опыта - чуть увеличьте или уменьшите концентрацию раствора канифоли, измените время и температуру обжига. Если же вас не устраивает цвет, в который скрашено стекло, замените хлорид железа хлоридом другого металла, но непременно такого, оксид которого ярко окрашен, например хлоридом меди или кобальта.

А когда технология тщательно отработана на кусочках стекла, можно без особого риска совершить превращение обычных очков в солнечные. Не забудьте только вынуть стекла из оправы - пластмассовая оправа не выдержит нагревания в печи точно так же, как канифольная основа...

О. Ольгин. "Опыты без взрывов"
М., "Химия", 1986

Для придания матовости стеклу используют импортные или отечественные самоклеящиеся пленки.

Применяют несколько типов:

  1. Тонирующие. Такие пленочные покрытия предназначены для задержки ультрафиолетового излучения.
  2. Декоративные пленки применяют для художественного декорирования стекол. Активно применяются при создании различных стеклянных панно, для создания необычного дизайна помещения;
  3. Зеркальные – создают эффект односторонней видимости.
  4. Матирующие – используются для повышения декоративности стеклянных изделий, перегородок, дверей.

Технология нанесения пленок весьма проста. Сначала поверхность очищают с помощью моющего средства, затем вырезают необходимые элементы из пленки. Обращаться с ней необходимо предельно осторожно, чтобы избежать появления дыр и царапин, убрать которые будет уже невозможно. Затем отслаивают защитную часть покрытия и смачивают пленку и декорируемое стекло мыльным раствором из распылителя.

На влажную поверхность стекла прикладывают декоративные элементы и разглаживают их с помощью шпателя, удаляя лишнюю воду и пузырьки воздуха. Через 30 мин декоративные элементы прочно приклеятся.

Гравировка


Механический способ гравировки, доступный для самостоятельного производства, подразумевает деформацию верхнего слоя стекла для получения рисунка или надписи. В работе используют или специальный инструмент – гравер, или мини-дрель с насадками. Маркером рисуют на внешней стороне узор и работают инструментами.

При работе обязателен респиратор и очки. Работать нужно по увлажненной поверхности с целью уменьшения пылеобразования.

Особый вид механической обработки – пескоструйная гравировка. С помощью этого вида можно обработать большие площади, сделать более глубокое или многоуровневое матирование. Для работы используют специальный прибор – пескоструйный аппарат и мелкий очищенный песок.

Обязательно используются средства индивидуальной защиты.

Для начала работы необходимо подготовить трафарет с выбранным рисунком, обычно его делают на монтажной пленке. На декорируемую поверхность приклеивают трафарет и начинают обработку с помощью аппарата.

Песчинки, вылетающие под большим давлением, будут выбивать верхний слой стеклянной поверхности. Если повторять обработку одного участка несколько раз, то выборка получится многоуровневой с разной плотностью. Затем трафарет снимают и отмывают задекорированную поверхность от песка. Красивый узор готов.

Травление

Этот способ основывается на воздействии с помощью различных реагентов, которые разрушают соединения кремния в стекле. При контакте с плавиковой кислотой, которая используется в специальных составах для травления, получаются нерастворимые соединения, которые делают поверхность матовой.

Рецепты составов для декора

Обычно в декорировании используются специальные пасты, гели, которые продаются в магазинах или изготавливаются в домашних условиях.

Способы самостоятельного получения пасты:


  1. Делают смесь: к десяти частям жидкого стекла добавляют пятнадцать частей дистиллированной воды, одну часть кремнекислоты и восемь частей сернокислого бария.
  2. Одну часть желатина оставляют набухать в двадцати пяти частях дистиллированной воды, затем добавляют две части фтористого калия или натрия. Масса наносится на стекло, затем заливается соляной кислотой 6 %. Оставляют на одну минуту, затем поверхность хорошо промывают водой,
  3. Двенадцать частей плавиковой кислоты смешивают с десятью частями сернокислого бария и таким же количеством фтористого аммония. Масса наносится на обрабатываемую поверхность тонким слоем. После ее высыхания стекло промывают раствором соды и воды.

Технология химического травления специальными составами

Рекомендуется работать с пастами в хорошо проветриваемом помещении и в резиновых перчатках. Выбираем узор для матирования с замкнутыми контурами и переводим его на монтажную пленку. Затем обрабатываем поверхность стекла спиртом для ее обезжиривания. Затем клеим трафарет на декорируемую поверхность.

Важно максимально качественно приклеить трафарет. Разглаживаем его с помощью резинового шпателя. Далее аккуратно наносим небольшое количество пасты на участки трафареты, которые находятся вблизи открытых участков. Когда паста нанесена, быстро размазываем ее по всей поверхности и оставляем на пятнадцать минут.

Пасту можно использовать многократно, поэтому излишки убирайте шпателем назад в баночку. Остатки матирующей смеси смываем водой.

Удаляем трафарет и высушиваем декорируемый предмет. Процесс матирования завершен.

Особенности ухода за декорированными стеклянными поверхностями

Декоративные матированные предметы требуют деликатного ухода. Чтобы покрытие прослужило долго, не рекомендуется использовать в процессе очистки жесткие щетки, средства с абразивными частицами, растворители и другие агрессивные вещества.

Для удаления загрязнений нужно использовать влажные тряпки из хлопка или микрофибры, применять специальные моющие средства для стекол.

  1. Декоративные узоры можно получить с помощью смеси цинковых белил со скипидаром и лаком на масляной основе. Смесь разводят до полупрозрачного состояния. Состав наносят кистью, затем для обработки используют торцовку или тампон из ваты;
  2. Матирование с применением кругов для шлифования. На гладкий и ровный стол нужно положить обрабатываемое изделие. Затем наносят слой песка и распыляют воду. По этому слою проходят шлифовальным кругом на низкой скорости. Фактурность матирования изделий будет меняться в соответствии с величиной используемых песчинок;
  3. При создании морозных узоров можно воспользоваться столярным клеем. Для начала поверхность обрабатывают песком вручную либо пескоструйным аппаратом. Затем подготавливают состав для матирования. Столярный клей соединяют с водой и оставляют на 24 часа. Перед началом обработки лишнюю воду сливают, а состав подогревают на пару. На обрабатываемый предмет наносится трехмиллиметровый слой подготовленного раствора. После высыхания клея его убирают щеткой. Со слоем столярного клея с обрабатываемой поверхности частично удалится верхний слой, образуя затейливые декоративные элементы. Такое декорирование рекомендуется осуществлять только для изделий толщиной свыше пяти миллиметров.

Сегодня мы поговорим о том, как самому в домашних условиях изготовить стекло своими руками. Так же рассмотрим методики и технологии самостоятельного изготовления стекла и стеклянных изделий, а именно печи, приспособления и инструменты для плавки стекла

На заводах и в химических лабораториях стекла получают из шихты — тщательно перемешанной сухой смеси порошкообразных солей, оксидов и других соединений. При нагревании в печах до очень высокой температуры, нередко выше 1500°С, соли разлагаются до оксидов, которые, взаимодействуя между собой, образуют силикаты, бораты, фосфаты и другие устойчивые при высоких температурах соединения. Вместе они и составляют стекло.

Мы будем готовить так называемые легкоплавкие стекла, для которых достаточно лабораторной электрической печи с температурой нагрева до 1000°С. Еще понадобятся тигли, тигельные щипцы (чтобы не обжечься) и небольшая ровная плита, стальная или чугунная. Сначала мы сварим стекло, а потом найдем ему применение.

Перемешайте шпателем на листе бумаги 10 г тетрабората натрия (буры), 20 г оксида свинца и 1,5 г оксида кобальта, просеянных через сито. Это и есть наша шихта. Пересыпьте ее в небольшой тигель и уплотните шпателем так, чтобы получился конус с вершиной в центре тигля. Уплотненная шихта должна занять в тигле не более трех четвертей объема, тогда стекло не будет проливаться.

Щипцами поставьте тигель в электропечь (тигельную или муфельную), нагретую до 800—900 °С, и подождите, пока шихта не сплавится. Об этом судят по выделению пузырьков: как только оно прекратилось, стекло готово. Достаньте тигель щипцами из печи и сразу же вылейте расплавленное стекло на стальную или чугунную плиту с чистой поверхностью. Остывая на плите, стекло образует слиток сине-фиолетового цвета.

Чтобы получить стекла других цветов, замените оксид кобальта другими окрашивающими оксидами. Оксид железа(III) (1—1,5 г) окрасит стекло в коричневый, оксид меди(II) (0,5—1 г)—в зеленый, смесь 0,3 г оксида меди с 1 г оксида кобальта и 1 г оксида железа (III)—в черный цвет. Если же взять только борную кислоту и оксид свинца, то стекло останется бесцветным и прозрачным. Поэкспериментируйте сами с другими оксидами, например, хрома, марганца, никеля, олова.

Стекло измельчите пестиком в фарфоровой ступке, Чтобы не пораниться осколками, обязательно обмотайте руку полотенцем, а ступку с пестиком прикройте чистой тряпкой.

Ссыпьте мелкий стеклянный порошок на толстое стекло, добавьте немного воды и разотрите до сметанообразного состояния курантом — стеклянным или фарфоровым диском с ручкой. Вместо куранта можно взять маленькую плоскодонную ступку или полированный кусок гранита — так поступали старые мастера, когда растирали краски. Полученную массу называют шликером. Его мы будем наносить на поверхность алюминия примерно так же, как это делают, изготовляя украшения.

Очистите поверхность алюминия наждачной бумагой и обезжирьте кипячением в содовом растворе. На чистой поверхности прочертите скальпелем или иглой контур рисунка. Поверхность с помощью обычной кисточки покройте шликером, просушите над пламенем, а потом нагревайте в том же пламени до тех пор, пока стекло не наплавится на металл. У вас получится эмаль.

Если значок невелик, его можно покрывать слоем стекла и нагревать в пламени целиком. Если же изделие более крупное (скажем, табличка с надписью), то надо разбить его на участки и наносить стекло на них поочередно. Чтобы цвет эмали был более интенсивным, нанесите стекло повторно. Таким способом можно получать не только украшения, но и надежные эмалевые покрытия для защиты алюминиевых деталей во всевозможных приборах и моделях. Так как в этом случае эмаль несет дополнительную нагрузку, металлическую поверхность после обезжиривания и промывки желательно покрыть плотной оксидной пленкой; для этого достаточно подержать деталь 5—10 мин в печи с температурой чуть ниже 600°С.

Разумеется, на большую деталь шликер удобнее наносить не кисточкой, а из пульверизатора или просто поливом (но слой должен быть тонким). Подсушите деталь в сушильном шкафу при 50—60°С, а затем перенесите в электропечь, нагретую до 700—800°С.

А еще из легкоплавких стекол можно приготовить окрашенные пластинки для мозаичных работ. Куски битой фарфоровой посуды (их вам всегда дадут в посудном магазине) облейте тонким слоем шликера, просушите при комнатной температуре или в сушильном шкафу и наплавьте стекло на пластинки, выдерживая их в электропечи при температуре не ниже 700°С.

Освоив работу со стеклом, вы можете помочь своим коллегам из биологического кружка: там нередко изготовляют чучела животных, а для чучел нужны разноцветные глаза...

В стальной плите толщиной около 1,5 см высверлите несколько углублений разных размеров с коническим или сферическим дном. Тем же способом, что и прежде, сплавьте разноцветные стекла. Гаммы, пожалуй, хватит, а чтобы изменить интенсивность, чуть увеличьте или уменьшите содержание окрашивающей добавки.

Небольшую каплю яркого расплавленного стекла поместите в углубление стальной плиты, затем налейте стекло цвета радужной оболочки. Капля войдет в основную массу, но не смешается с ней, — так будут воспроизведены и зрачок, и радужная оболочка. Охлаждайте изделия медленно, не допуская резких перепадов температур. Для этого затвердевшие, но еще горячие «глаза» достаньте из формы подогретым пинцетом, положите в рыхлый асбест и уже в нем охладите до комнатной температуры. .

Конечно, легкоплавким стеклам можно найти и другие применения. Но не лучше ли будет, если вы поищете их сами?

И в завершение опытов со стеклом, пользуясь все той же электропечью, попытаемся превратить обыкновенное стекло в цветное. Естественный вопрос: нельзя ли таким способом сделать солнечные очки? Можно, но вряд ли это удастся вам с первого раза, потому что процесс капризен и требует некоторых навыков. Поэтому беритесь за очки только после того, как потренируетесь на кусочках стекла и убедитесь, что результат соответствует ожиданиям.

Основой краски для стекла будет канифоль. Из резинатов, солей кислот, входящих в состав канифоли, вы ранее готовили сиккативы для масляных красок. Вновь обратимся к резинатам, потому что они способны образовывать на стекле тонкую ровную пленку и служить носителями красящего вещества,

В растворе едкого натра концентрацией около 20% растворяйте при помешивании и помня, конечно, об осторожности, кусочки канифоли до тех пор, пока жидкость не станет темно-желтой. Отфильтровав, добавьте немного раствора хлорида железа FeCl3 или другой соли трехвалентного железа. Имейте в виду, что концентрация раствора должна быть небольшой, соль нельзя брать в избытке — осадок гидроксида железа, который в этом случае образуется, нам помешает. Если же концентрация соли невелика, то образуется красный осадок резината железа — он-то там и нужен.

Отфильтруйте красный осадок и высушите его па воздухе, а затем растворите до насыщения в чистом бензине (не автомобильном, а бензине-растворителе) еще лучше было бы взять гексан или петролейный эфир. Кисточкой или пульверизатором окрасьте поверхность стекла тонким слоем, дайте подсохнуть и положите на 5—10 мин в печь, нагретую примерно до 600°С.

Но канифоль относится к органическим веществам, а им такую температуру не выдержать! Правильно, но именно это и нужно — пусть органическая основа выгорит. Тогда на стекле останется тончайшая пленка оксида железа, хорошо сцепленная с поверхностью. И хотя оксид в общем-то непрозрачен, в столь тонком слое он пропускает часть световых лучей, т. е. может служить светофильтром.
Возможно, светозащитный слой покажется вам слишком темным или, напротив, излишне светлым. В таком случае поварьируйте условия опыта — чуть увеличьте или уменьшите концентрацию раствора канифоли, измените время и температуру обжига. Если же вас не устраивает цвет, в который скрашено стекло, замените хлорид железа хлоридом другого металла, но непременно такого, оксид которого ярко окрашен, например хлоридом меди или кобальта.

А когда технология тщательно отработана на кусочках стекла, можно без особого риска совершить превращение обычных очков в солнечные. Не забудьте только вынуть стекла из оправы — пластмассовая оправа не выдержит нагревания в печи точно так же, как канифольная основа...
.
Чтобы получить стекло, песок необходимо расплавить. Вам наверняка приходилось ходить по раскаленному песку в солнечный день, поэтому вы догадываетесь, что для этого его нужно нагреть до очень высоких температур. Кубик льда тает при температуре около 0 С. Песок начинает плавиться при температуре не менее 1710 С, что превышает максимальную температуру нашей привычной духовки почти в семь раз.
Нагревание любого вещества до такой температуры требует больших затрат энергии, а следовательно, и денег. По этой причине при производстве стекла для повседневных нужд стекловары добавляют в песок вещество, помогающее песку плавиться при более низких температурах — примерно 815 С. Обычно этим веществом является кальцинированная сода.
Однако, если при расплаве использовать смесь только песка с кальцинированной содой, можно получить удивительный сорт стекла — стекло, растворяющееся в воде (прямо скажем, не самый лучший выбор для стаканов).


Чтобы стекло не растворялось, нужно добавлять третье вещество. Стекловары прибавляют к песку и соде измельченный известняк (вы наверняка видели этот красивый белый камень).

Стекло, из которого обычно делают окна, зеркала, стаканы, бутылки и лампочки, называется натриево-кальциево-силикатным. Такое стекло очень прочное, а в расплавленном виде ему легко придать нужную форму. Кроме песка, кальцинированной соды и известняка в эту смесь (специалисты говорят «шихту») входит немного окиси магния, окиси алюминия, борной кислоты, а также вещества, предотвращающие образование пузырьков воздуха в этой смеси.

Все эти ингредиенты соединяют и смесь (шихту помещают в гигантскую печь (самые большие из этих печей могут вмещать почти 1110000 кг жидкого стекла). .

Сильный огонь печи нагревает смесь, пока она не начнет плавиться и не превратится из твердого вещества в тягучую жидкость. Жидкое стекло продолжают прогревать при высоких температурах, пока из него не исчезнут все пузырьки и прожилки поскольку сделанная из него вещь должна быть абсолютно прозрачной. Когда масса стекла становится однородной и чистой, огонь уменьшают и ждут пока стекло превратится в вязкую тягучую массу — как горячий ирис. Затем стекло выливают из печи в отливную машину, где оно разливается по отливным формам и формуется.
Однако при производстве полых вещей, например бутылок, стекло приходится выдувать, как воздушный шарик. Раньше выдувание стекла можно было увидеть во время ярмарок и карнавалов, ныне этот процесс частенько показывают по телевизору. Вы, вероятно, видели, как стеклодувы дуют в кусок горячего стекла, висящего на конце трубки, и создают удивительные фигурки. Но выдувать стекло можно и с помощью машин. Основной принцип стеклодувов — дуть в стеклянную каплю, пока в середине не образуется воздушный пузырь, который станет полостью в готовой вещи.

После того как стеклу придана необходимая форма, его подстерегает новая опасность — оно может треснуть при охлаждении до комнатной температуры. Во избежание этого мастера стараются контролировать процесс охлаждения, подвергая застывающее стекло термообработке. Последний этап обработки — снятие лишних капелек стекла с ручек чашек или полировка тарелок с помощью специальных химикатов, делающих их идеально гладкими.

Ученые до сих пор спорят, чем следует считать стекло — твердым веществом или очень вязкой (сиропообразной) жидкостью. Поскольку стекла окон старых домов внизу толще, а вверху тоньше, некоторые заявляют, что стекло со временем стекает. Однако на это можно возразить, что раньше оконные стекла делали не идеально ровными и люди просто вставляли их в рамы более толстым краем вниз. Даже изделия из стекла времен Древнего Рима не демонстрируют никаких признаков «текучести». Таким образом, пример со старым оконным стеклом не поможет разрешить вопрос, является ли стекло в действительности жидкостью высокой вязкости.

Состав (сырье) для получения стекла в домашних условиях:
Кварцевый песок;
Кальцинированная сода;
Таламит;
Известняк;
Нефелиновый сиенит;
Сульфат натрия.

Как изготавливают стекло в домашних условиях (процесс производства)

Обычно используют в качестве ингредиентов стеклянный лом (битое стекло) плюс вышеперечисленные компоненты.

1) Составные элементы будущего стекла поступают в печь, где все это плавится при температуре 1500 градусов, образуя однородную жидкую массу.

2) Жидкое стекло поступает в гомогенизатор (аппарат для создания стабильных смесей), где оно перемешивается до массы с единой температурой.

3) Горячей массе дают отстояться несколько часов.

Вот так и делают стекло!

На тему, как сделать стекло (а хорошо бы и закаленное стекло ) своими руками подвиг случай. Другу давно хотелось, как- то сделать боковое стекло в старенький, почти ретро, автомобиль. Поиск технологий, вывел вот на такое пособие.

Сырье для изготовления стекла

Конечно, большинство знают, что делают стекло из кварцевого песка. Кварцевый песок- основной ингредиент для производства таких изделий. Стекло представляет собой сочетание песка, кремния, шпата, или какого-либо другого кремниевого вещества с одним или другим компонентом из щелочей, а в некоторых случаях с оксидом металла.

Чтобы стекло было прозрачным, а не зеленоватым (как для бутылок), в нем не должно быть примесей железа. Для прозрачности при его изготовлении добавляют небольшие количества диоксида марганца. А далее с готовым стеклом можно делать все, что душа желает, например, покрыть их суперсовременными декоративными пленками, как предлагает вот этот сайт — globalfilms.com.ua/products/decorative-films .

Чтобы изготовить или сделать стекло, первоначально в кварцевый песок добавляется карбонат натрия (сода) и негашеная известь. Карбонат натрия понижает температуру, необходимую для изготовления изделия для промышленного производства.

Для прочности в массу добавляют не более, чем 26-30% окиси магния и (или) алюминия.

Изготовим декоративное стекло

А как сделать стекло декоративное? Для получения декоративного стекла в смесь добавляется до 33% окиси свинца, которая обеспечивает искристось кристаллической структуры стеклянной посуды, а так же ее мягкость, и понижение точки плавления. Однако, чем больше в смести окиси свинца, тем труднее сделать литое стекло.

Цвет зависит от специальных примесей в нем. Как уже отмечалось, зеленоватый оттенок придает примесь к песку из кварца железа, сера придает желтоватый оттенок, янтарный, коричневатый или даже черноватый оттенок, в зависимости от того, сколько углерода или железа также добавлено к смеси вместе с серой. Мышьяк придает стеклу молочный цвет, бура- улучшает зеркальность, свинец придает желтый оттенок, который можно устранить добавлением селитры.

Эту смесь расплавляют, при промышленном производстве в печи на газе, в ряде случаев в электрических печах или горшках.

Кварцевый песок без добавок становится стеклом при температуре 2300 градусов Цельсия. Добавление карбоната натрия (соды) уменьшает температуру до 1500 градусов Цельсия.

В стекле будут присутствовать пузыри. Чтобы их удалить в состав добавляют, размешивая, сульфат натрия, поваренную соль или окись сурьмы.

Стекло литое

Литое стекло формируется одним из способов. Расплавленная масса заливается в форму, и медленно остывает. Так делали стекло египтяне, включая изготовление линз, что используется и в современных технологиях. (Далее, перейти на следующую страницу, нумерация — ниже )