Стиль бидермейер в интерьере: описание и фото. Основные черты стиля бидермайер в интерьере

Бидермейер сложился, в основном, как художественный стиль интерьера, мебели, живописи, графики и почти не коснулся архитектуры. Становление этого стиля произошло первоначально в немецком и австрийском искусстве, начиная с середины 1810 г. Этот новый стиль продержался до буржуазно-демократической революции 1848 г. и позже получил весьма ироничное название Бидермейер , буквально бравый господин Майер (нем. - игра слов от Bidermann - бравый и Meier ). Термин Бидермейер впервые был введен в искусствознание в 1894 г. Г. Бёттихером в статье Будущее орнамента на примере развития обойного дела, а также был использован в 1922 г. П. Шмидтом в его книге Живопись Бидермейера.

Название этого стилевого направления случайно. Немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал в 1848 г. два стихотворения: Сетования праздного Майера и Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана, а другой поэт - Л. Айхродт - стал публиковать свои произведения под псевдонимом, составленным из Bidermann и Meier . Стали регулярно выходить в печати произведения, пародирующие любительские стихи некоего школьного учителя и подписанные г. Бидермайером - скромным обывателем, любителем спокойной жизни и уюта, а также стилизованные под них стихотворные пародии Л. Айхродта и А. Кузмауля. Например, в 1869 г. вышел сборник стихов с ироническим названием Комические песни Бидермайера, мировоззрение героя которых отражало интересы и вкусы немецкого обывателя.

Начало Бидермейера лежит в русле немецкого романтизма, однако позже этот новый стиль выродился в своеобразный натурализм. Стиль Бидермейер явно провинциален по сравнению с великолепием и торжественностью столичного ампира. Для него характерно стремление к простоте и практичности, к уюту и комфорту, к интимным сентиментальным образам, поэтизация мира вещей. Для этого стиля характерным является также почти полное соответствие форм искусства внутреннему миру и быту широких масс людей, что было обусловлено, в первую очередь, их естественным стремлением к спокойной и упорядоченной жизни после длительного времени войн и революций. Последний раз в истории европейских больших стилей наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. Бидермейер , прежде всего, стиль бытового интерьера, поэтому такое внимание в это время уделяется его практической организации и обустройству. Именно тогда возник обычай содержать в буржуазных домах т.н. чистую комнату, предназначенную для приема гостей и проведения торжественных домашних мероприятий (своеобразное подражание светским салонам). Такая комната обставлялась с особой заботой. Большой популярностью пользовалась мебель светлых пород дерева: груши, клена, вишни, берёзы, ореха, ясеня, а также красного дерева. Для обивки предпочитался однотонный или полосатый репс или ситец с мелким цветочным узором. Стены декорировались обоями или тканью. Занавеси и драпировки, обычно светлых тонов, подвешивались на бронзовых карнизах. Существовали также скользящие шторы, в т.ч. из тюля, которые крепились у самой оконной рамы.

Популярный ещё в ампире обычай драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, сохраняется и в это время. Стиль Бидермейер унаследовал от ампира также панорамные обои и изображения пейзажей на отдельных предметах. В интерьерах, которые упростились и уменьшились в своих габаритах, наблюдается стремление добиться максимального уюта, добротности и целесообразности, а не только лишь некоего художественного эффекта. Комнаты постепенно заполняются гарнитурами, состоящими из широких, мягких диванов, соф, пуфов, дополненных стульями, креслами и столами, модными ширмами, сувенирами и украшениями в виде миниатюр, гравюр и акварелей на стенах, цветами на окнах, музыкальными часами, дешевым фарфором, вышивкой и т.д. Меблировку дополняют шкафы-витрины, угловые шкафчики, комоды, этажерки, шкафы, секретеры, трюмо, рабочие столики и т.д. Критерием полезности всех бытовых вещей, в т.ч. и мебели, теперь считается удобство исполнения и прочность. Мебель освобождается от архитектурных принципов построения и лишнего декора.

Приблизительно к 1830 г. в последней стадии развития стиля Бидермейер наблюдается увеличение количества декора, в т.ч. и на мебели, и увлечение восточной обстановкой. Появляются т.н. турецкие, японские, китайские комнаты, персидские курительные комнаты и гостиные и соответствующим образом стилизованная обстановка.

Стиль Бидермейер - как буржуазный вариант классицизма и ампира - был широко распространен, особенно после падения Наполеона, во всех странах Европы, в первую очередь, в Германии, Австрии, Дании, Англии и России. Во Франции этот стиль получил название стиля Карла X . Бидермейер продержался в Европе до середины XIX в. Но уже во второй трети этого века наблюдается усложнение и большее разнообразие предметных форм в соединении с некоторыми элементами декора, позаимствованными от стиля рококо. Это второе рококо, которое зародилось в период реставрации Бурбонов во Франции после падения Наполеона, держалось и в период июльской монархии под названием стиль Луи-Филиппа. В Англии этот стиль называется ранним стилем королевы Виктории или ранним викторианским стилем.

Западноевропейская мебель Бидермейера

После падения Наполеона мебельное искусство европейских стран начинает перестраиваться в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Если ампир со своими пышными торжественными формами изначально предназначался для императорского двора и аристократии, то буржуазное мебельное искусство Германии, Австрии и Англии шло своим, более демократическим путем. Заимствуя от аристократического ампира лишь его основные принципы построения и лаконизм, Бидермейер отказался в мебели от четких тектонических членений, архитектурное её формообразования и разнообразных шаблонов, ввел мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов, скруглил жесткие очертания профилей и углов. В этом стиле основное внимание обращается на удобство пользованием мебельным объектом и высокое качество его исполнения. Мебель теперь уже не предмет украшения - своими эстетическими качествами она обязана, прежде всего, хорошим пропорциям, цвету и текстуре открытого дерева и удачно подобранным цвету и рисунку обивочных тканей. Отдельные типы мебели Бидермейера часто имеют оригинальную конструкцию. По примеру англичан, мастера других стран в это время производят многофункциональную (комбинированную) и трансформируемую мебель: столы с откидными и выдвижными столешницами, раздвижные столы, стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы и шкафы с различными техническими устройствами и т.д. На мебели Бидермейера продолжает существовать резной декор, правда, в ограниченном количестве, заимствованный из арсенала ампира: лебеди с вытянутыми шеями, грифоны, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки, розетки и др. Эти резные украшения обычно золотятся или покрываются черным лаком. В мебели Бидермейера широко применяется фанеровка различными светлыми породами дерева. В это время нередко фанеровались даже ножки и локотники кресел и диванов. Техника фанерования достигла тогда весьма высокого уровня. Иногда встречается инкрустация, в т.ч. интарсия в виде небольших вставок дерева разных пород.

Письменный стол эрцгерцогини Софии. Дерево (вишня), маркетри. 1825 г. Вена

Бюро-кабинет. Дерево (красное и лимонное), бронзовые накладки, золочение, резьба. Ок. 1815 г. Вена

Главное достоинство стиля Бидермейер состоит в красоте форм мебельного объекта, красоте использованного материала и великолепной столярной работе. Например, весьма простые по форме объекты мебели для сидения часто имеют обивочную яркую ткань, которая шла также на драпировку стен или на портьеры дверей и окон. Распространению стиля Бидермейер в европейских странах способствовали многочисленные издания модных журналов, где приводились проекты образцовой мебели и интерьеров, в которых отражалось представление буржуа и мелкого чиновничества о рациональном, комфортабельном и уютном жилище и практичной мебели.

Теперь центральным местом в доме становится не парадное помещение с парадной мебелью, а уютная гостиная, обставленная практичной и удобной мебелью, в оформлении которой преобладают английские традиции XVIII в.: простота, легкость пропорций, округлые очертания. Бидермейер и его развитие в мебельном искусстве хорошо проследить на мебели английской, формообразование которой почти не было затронуто французским ампиром и постепенно отходило от изящных форм Шератона к более грубым и простым формам по проектам Хопа и Д. Смита. В периодическом издании Repository of Arts Р.А. Керманна, которое выходило с 1808 г., приводились цветные изображения не только дорогих интерьеров, но и давались примеры того, как можно организовать и украсить свое жилище англичанам среднего достатка. Здесь видно, как постепенно в обиход вводятся изогнутые и точеные формы, свойственные стилю Бидермейер, широко распространенному в то время в Германии и Австрии. На мебели мало украшений, её поверхность обычно гладка и покрыта фанерой с красивой текстурой.

Мягкая древесина и твёрдая древесина, облицованная с грецким орехом, частично цельным грецким орехом. Австро-Венгрия, около 1830 г., 85x45x50 см

Мягкая древесина, облицованная с белым грецким орехом, инкрустирована клёном, французский лак. Австро-Венгрия, около 1830 г., 90x43x50 см

Стол из библиотеки. Грецкий орех с инкрустацией клёна. Чехия, Северная Богемия, около 1830 г.

В мебели для сидения ножки делаются четырехгранными в сечении, прямыми или слегка изогнутыми или точеными, суживающимися книзу. Спинки слегка изгибаются и имеют характерную форму пространственной рамы, в которую вставлены продольные и поперечные планки различной конфигурации. Сиденья выполняются жесткими, мягкими или плетеными. Характерное для Бидермейера стремление к комфорту привело к появлению большого количества типов диванов с изогнутыми спинками и локотниками. Для набивки мягких сидений и спинок используется конский волос. Обивочные ткани иногда прибиваются к деревянной основе гвоздями, украшенными белыми фарфоровыми шляпками. Центрами производства мебели в эту эпоху были Лондон, Берлин и Вена. Например, видный представитель венского Бидермейера художник-живописец Дангаузер проектировал мебель, которая выпускалась мебельной фабрикой, принадлежащей его отцу. Помимо мебели для сидения наиболее распространенными объектами бытовой мебели были разнообразные типы шкафов, в т.ч. секретеры, комоды, угловые шкафчики, буфеты и т.д. Простые формы корпусов таких предметов позволяли выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Боковые стенки корпусной мебели выполнялись в виде сплошного гладкого щита или щита рамочно-филёночной конструкции, где сами рамки почти не профилировались и делались прямоугольными или трапециевидными в сечении. Тем не менее в такой мебели подчас встречаются некоторые архитектурные классические шаблоны: карнизы, колонки, пилястры, тимпаны, массивные цоколи и т.д. Типичной формой корпусной мебели немецкого или австрийского Бидермейера являются однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью и маркетри ящичками, в т.ч. потайными. Формы таких шкафов варьируются в широких пределах - от простых, выполненных в виде параллелепипеда, до весьма сложных, как бы состоящих из нескольких самостоятельных геометрических форм.

Кровати делаются с одинаковыми по высоте головными и ножными спинками с гладкими малорасчлененными поверхностями. Балдахины, которые ещё недавно были в моде, теперь выходят из употребления. В это время выросло количество различных типов столов. Широкое распространение получают письменные столы и столы-бюро. Предпочтение отдается круглым столам, предназначенным для различных целей. Помимо обеденных, делаются читальные столы, курительные, рабочие, подцветочные, карточные (ломберные) и другие игральные столы. Ножки, столешницы и подстолья почти не имеют декора в виде резьбы или инкрустации. Иногда опоры делаются в виде прямых, не суживающихся книзу пилонов или в виде центральной опоры, многоугольной в сечении, установленной, в свою очередь, на массивной широкой доске-подставке. Делаются столы, стоящие на трёх-четырёх ножках. Продолжают существовать столики под стенными зеркалами в виде весьма упрощенных вариантов ранее применявшихся роскошных столов-консолей. Распространение получают различные складные и раздвижные столы. Обстановку бюргерского дома дополняют также шкафы-витрины, этажерки, трюмо, комнатные растения в корзинах и вазах, установленные на жардиньерках и, непременно, клавесины небольших размеров - т.н. спинеты. Помимо резного орнамента, его частичного золочения или подкрашивания, инкрустации, а иногда и маркетри, поверхности мебельных предметов декорируются также металлическими (бронзовыми или латунными) тягами или небольшими вставками. Основную декоративную нагрузку в интерьере несут обои, как правило, с растительным орнаментом или в полоску, различные драпировки, занавеси, цветастые покрывала и скатерти. Обивочные ткани мебели, скатерти и покрывала часто украшаются вышивкой (petit point). Целям декора служат также различные тематические коллекции, фарфор, стоящий на столах или в горках, картины и гравюры на стенах и др.

Некоторые из выработанных в стиле Бидермейер форм служат образцом практичной, целесообразной и удобной мебели, которая не утратила своей актуальности и по сей день.

Русская мебель Бидермейера

Бидермейер, зародившийся в Германии, Австрии и Англии, не обошел стороной и Россию. Бидермейер в России - это пушкинское время. С бидермейером связана и живопись П.А. Федотова. Распространение в европейских странах стиля Бидермейер вместо величественного ампира свидетельствовало о возросшей силе буржуазии и всего среднего класса, которые навязали свои вкусы всему обществу. В искусстве интерьера этот стиль поначалу был своеобразной попыткой приспособить ампир к масштабам весьма скромных помещений кабинетов, гостиных, спален небогатых городских частных домов и помещичьих усадеб.

Интерьеры в стиле бидермейер - живопись

К.А. Зеленцов. «В комнатах», акварель, 1820-е гг.

К.А. Зеленцов. «Гостиная в городском доме», 1820-е гг.

Ф.П. Толстой. «Семейный портрет», холст, масло, 1830-е гг.

Н.И. Тихобразов. «Интерьер в имении Лопухиных», акварель, 1844 г. Гос. Третьяковская галерея

Русский интерьер в стиле Бидермейер в полной мере отвечал желаниям хозяев иметь уютное, недорогое, но комфортабельное жилье. Комнаты в таком доме делаются просторными, светлыми, с хорошо выдержанными пропорциями, как правило, анфиладные и проходные. Потолки часто выполняются сводчатыми и окрашиваются в белый цвет, а оконные проёмы - глубокие. Белой краской окрашиваются также наличники дверных коробок, а иногда и двери, рамы окон, потолочные карнизы. Полы, как правило, настилаются паркетом простого рисунка, а иногда простой доской. В углу гостиной помещается, как правило, белая изразцовая печь. Стены оклеиваются обоями с растительным орнаментом или в полоску. Обивка мягкой мебели обязательно должна была гармонировать с цветом обоев. Начиная со времени Бидермейера, комнатные цветы являются неотъемлемым элементом русского жилого интерьера и находятся практически во всех помещениях. В гостиных и кабинетах развешиваются портреты родственников и близких друзей хозяев, гравюры с картин известных художников, пейзажи, часто выполненные в технике акварели, миниатюры, плакетки и т.д. Именно в это время кабинет хозяина дома становится его своеобразной визитной карточкой. Это место для уединения, работы, деловых встреч и встреч с близкими друзьями. Интерьеры других помещений не служат целям репрезентации и обозначения достатка, роли и места в обществе проживающей в доме семьи, а дают представление об уюте, комфорте и целесообразности той среды, в которой удобно жить, принимать гостей, читать книги, писать, заниматься рукоделием и т.д. В произведениях живописи и графики художников Бидермейера запечатлены эти уютные интерьеры, сцены семейной жизни, сентиментальные и семейные портреты на фоне обстановки своего дома, сельские пейзажи в романтическом духе и т.п.

Русская мебель Бидермейер - это уютные мягкие стулья, кресла, банкетки и диваны с немного изгибающимися ножками, спинками и локотниками, небольшие письменные столы и столы-бюро, застекленные секретеры, книжные шкафы, угловые шкафчики, горки для домашних коллекций, этажерки, жардиньерки, трюмо и консоли, обеденные и игровые столы, комоды, буфеты и т.д. Мебель, как правило, фанерована деревом светлых пород. Для декора используется резьба слабого рельефа или небольшие вставки инкрустации.

Одной из лучших в эту эпоху была мебель фирмы г. Гамбса, который был поставщиком императорского двора.

Стиль Бидермейер пришел в Россию на смену ампира в период правления Николая I (1825- 1855 гг.), развивался не столь ярко как в Германии и Австрии и продержался до середины 50-х гг. XIX в. - почти до конца николаевского правления, хотя в это время уже существовали параллельно иные стилевые предпочтения.

Этот поздний русский Бидермейер служил как бы фоном, на котором весьма импозантно выглядели романтические попытки создания интерьера и мебели в стиле высокой готики, помпеянском стиле и стиле рококо. Уже в 20-30 гг. XIX в. увлечение романтизмом сказывается и на мебели, которая делается в неоготическом стиле с массой элементов готического декора. В мебели Бидермейер можно отметить весьма изысканную столярную и фанерованную работу по красному дереву. Сравнение этой мебели с неоготической мебелью второй половины XIX в., тоже сделанной в России, но из ореха с наклеенным резным орнаментом, весьма формальным по рисунку и композиции, идет явно не на пользу последней.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели - Москва: Архитектура-С, 2007

Стиль бидермейер, распространившийся по Европе в начале XIX века, имеет немецкое происхождение. Сам термин образован от слова «bieder» (обывательский, простой), и это говорящее название.
Интерьер помещения, оформленного в этом стиле, удобен и по-домашнему уютен. Он – отражение мировоззрения представителей буржуазного класса, стремления человека жить в практично обставленном и комфортабельном доме.

Особенности стиля Бидермейер в интерьере

Внимание уделяется не только функциональности, но и красоте каждого элемента интерьера.

Характерные черты стиля:

  1. Много свободного пространства, хорошо продуманное освещение.
  2. Все предметы обстановки подбираются в контексте максимального комфорта и уюта.
  3. Основная цветовая гамма: насыщенный багровый, глубокий коричневый, теплый желтый.
  4. Мебель выполнена из светлых пород дерева. Обивка украшена простенькими узорами (полосы, цветы). Мебельная группа размещена в центре помещения. Особенности комнаты (ниши, пустоты) подчеркиваются разнообразным декором.
  5. Главный мотив в оформлении – круг. В комнате не должно быть острых углов, только плавные линии, мягкие переходы.
  6. Обилие декоративных элементов, придающих помещению уют: подушки, картины, ручная вышивка, фарфоровая посуда, многочисленные светильники, настенные и напольные часы, пледы, покрывала.
  7. Текстиль имеет красочную расцветку. На обивке мебели могут быть мелкие узоры, цветочные мотивы, орнаменты, изображения птиц.


Материалы и отделка

Стены, потолок и пол не привлекают внимание, отделаны максимально просто.

Стены

В качестве отделочных материалов используют традиционные: бумажные обои, краску для стен, штукатурку. А также возможен декор стен тканью.

Для оформления стен предпочтительны спокойные и теплые оттенки: розовый, сливочный, коричневый, молочный или голубой. Обои могут быть однотонными или иметь незатейливый орнамент.

Потолок

Отделка потолка также очень скромна: гладкая поверхность без резных элементов, многоярусных конструкций или рисунков. Допустимо умеренное использование лепнины.

В современном варианте при оформлении помещения в стиле бидермейер можно использовать натяжные потолки светлых оттенков.

Пол

Самый подходящий вариант отделки пола – паркет. Поскольку он отличается достаточно высокой стоимостью, используют бюджетный аналог – ламинат. При этом важно, чтобы покрытие имитировало натуральное дерево.

Двери и окна


Современная гостиная в стиле бидермейер фото

Оконные проемы в помещении должны быть крупными, впускающими внутрь большое количество солнечного света.

Вместо дверей, обычно, используют двустворчатые конструкции, именуемые «болтушками».

Стилевая мебель

Предметы обстановки отличаются добротностью. Выполнены из массива дерева светлых пород (черешни, клена, ясеня, березы, груши).

Центральный элемент комнаты – большой стол. По стенам располагают шкафы для посуды или серванты, комоды, бюро. Дополняют обстановку этажерки, витрины, трюмо, угловые шкафчики.

Места отдыха – широкие диваны, низкие мягкие кресла с удобными подлокотниками, стулья с мягкой набивкой. Также используют создающие комфорт мелочи: скамеечки для ног, мягкие пуфы, кресла-качалки.

Основные признаки мебели в стиле бидермейер:

  • мягкие линии;
  • плавные изгибы спинки кресел и диванов;
  • гнутые ножки;
  • обивка выполнена из яркого ситца или репса с растительным или полосатым узором.

Кровати из гладкого дерева, без украшений; балдахины отходят в прошлое, их почти не используют.


Детали и декор


Основные декоративные элементы для стен – гравюры, настенные тарелки, вышивки ручной работы, старинные акварели. В деревянных рамках развешивают семейные фотографии.

Фарфоровую посуду выставляют на всеобщее обозрение, размещая ее в посудных шкафах и сервантах. На полки этажерок ставят книги, статуэтки, изящные шкатулки.
Столики покрывают скатертями с вышивкой ручной работы, ажурными салфетками, на них ставят вазы с живыми цветами, настольные лампы.

Кстати украшение живыми цветами в стиле бидермейер – распространенная практика; их размещают повсюду: на этажерках, столиках, на полу в кадках.

Текстиль

Скромность обстановки компенсируется декором. Уют привносят с помощью текстиля – его в интерьере бидермейер используют активно.

Ковер – обязательный элемент. Мягкий, с длинным ворсом, он не должен занимать всю поверхность пола – его устилают в центре комнаты.

Для штор используют дорогие качественные ткани – бархат или муслин, украшают кисточками, благодаря чему декор окна приобретает черты сентиментального романтизма.

Стиль Бидермайер. Biedermeier.

Немного о самом стиле.

Стиль Бидермайер (Biedermeier) — первый самодостаточный стиль среднего класса, возник в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Вена становится ведущим городом в Европе в области моды и искусства, а обыватели становятся законодателями стиля. Стиль Бидермайер выражает образ жизни типичного бюргера — сентиментальность, чистоплотность, функциональность быта и умеренность во внешних проявлениях. Biedermeier — имя типичного австро-немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust — «увеселительные песенки Славного Мейера») (нем. Biedеrmеiеr — игра слов: «Славный (добрый, честный) Майер» от Biedеmiann и Mеiеr). Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ему свойственны безопасность, интимность, комфорт и умеренность.

Бидермайер начался как течение немецкого Романтизма, но очень скоро выродился в ограниченный, мещанский и слащавый натурализм, сводивший на нет романтическую мечтательность, идеалистичность и взволнованность «бытовщиной» и мелочностью. Искусство Бидермайера провинциально. Вместо показной пышности и величия столичного Ампира, оно выдвинуло идею простоты и практичности, стремления к уюту и комфорту.

В оформлении интерьера особо ценились тщательность отделки и выявление естественных свойств материала. В живописи — выписанность мельчайших, самых незначительных деталей так, чтобы было «точь-в-точь как в жизни». В живописных и графических произведениях художников Бидермайера на первое место выступали «незначительные» бытовые подробности, показанные либо в юмористическом, либо в сентиментальном плане. Семейные сцены, портреты на фоне интерьера, сцены с детьми, вызывающие умиление, превратились в отдельный жанр живописи.В 1848г. немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпровождение Бидермана» и «Сетования праздного Майера», а в 1850г. другой немецкий поэт Л. Айхродт (L. Eiohrodt) из существительного «Biеdеrmann» и имени «Mеiеr» составил псевдоним, под которым стал публиковать свои стихотворения.

Вскоре под вымышленным именем Готтлиба Бидермайера начали регулярно появляться произведения, пародирующие любительские стихи некого С.Заутера, провинциального школьного учителя, стилизованные под них пародии самого Л. Айхродта и его друга А. Кузмауля (1854 —1857). В 1869г. вышел сборник стихов «Комические песни Бидермайера» (Biedermaiers Liederlust), переизданный в 1911г. под названием «Книга Бидермайера» (Das Buch Biedermeier). Эти названия носили ироничный характер, так как герой Айхродта отличался мещанскими вкусами и интересами. По его собственным словам, он был образцом «скромного бидермайера, который, довольствуясь своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом местечке, умудрялся отыскать и в участи непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного счастья». Для художественного стиля Бидермайер действительно было характерно ограниченное восприятие действительности, тяготение к интимным, сентиментальным образам и сюжетам, камерность, поэтизация мира вещей, уюта домашнего интерьера, выражающие мировоззрение немецкого бюргерства, среднего класса, обывателя и мещанина (бюргерский стиль). В искусствознании термин Biedermeier впервые был применен в 1894г. в статье «Будущее орнамента на примере развития обойного дела» и в книге П. Шмидта «Живопись Бидермайера» (1922).

Художники Бидермайера не создали принципиально новых, оригинальных форм, они использовали старые элементы Ампира, австрийского стиля цопф (Stil Zopf), английского Классицизма, соединив их с лиричностью Романтизма, учитывая при этом и привычный уклад жизни немецкого бюргерства. По сравнению с искусственно насаждаемым стилем Империи, Бидермайер возник как естественный отклик на стремление людей к спокойной и упорядоченной жизни после десятилетий революций и войн. Еще в конце XVIII столетия в моду стал входить «английский стиль», привлекавший своей рациональностью, скромностью и простотой. Состоятельные бюргеры стали заказывать мебель в стиле английского Регентства и короля Георга IV. От французского Ампира художники-декораторы и мебельщики взяли также лишь его конструктивность, смягчив при этом углы и прямые линии. Вновь после стиля Рококо стали привлекательными округлые формы, плавно изогнутые силуэты, изгибы ножек и ручек кресел и диванов. В стиле Бидермайер, может быть, в последний раз в истории «больших европейских художественных стилей» наблюдается полное соответствие обстоятельств жизненного уклада, быта широкого круга людей, их внутреннего мира формам искусства. Именно в это время возник обычай содержать так называемую «чистую комнату», обставленную с особой заботой и служащую для приема гостей и демонстрации «хорошего вкуса» хозяев. Такие комнаты заполнялись несколько наивными сувенирами и украшениями: часами, вышивками, миниатюрами, и акварелями на стенах, часто выполненными самими хозяевами, цветами на окнах. Была модна мебель светлых естественных тонов дерева: груши, клена, вишни, ореха; обивка — ситец с мелким цветочным узором или полосатый репс.

В Петербурге — начало Бидермайера — это пушкинское время. Его герои много читают и пишут. Это рождает спрос на новые формы небольших письменных столов, секретеров, бюро для хранения сентиментальных писем. Обстановку дополняют уютные мягкие кресла, диваны, этажерки, угловые шкафчики, подставки для цветов, витрины для домашних коллекций. В произведениях живописи и графики художников Бидермайера запечатлены эти интерьеры, сцены уютной семейной жизни, сентиментальные портреты и сельские пейзажи в романистическом духе. Наиболее известные художники Бидермайера: Карл Блехен (Carl Blechen), Ф. Вальдмюллер, Ф. Васманн. К. Зенфф, Г. Ф. Кёрстииг. К. Котгассер, Ф. Крюгер. Ф. фон Райский, Л. Рихтер, И. Данхаузер. Ф. О. Рунге, Карл Шпицвег (Carl Spitzweg).

Стиль ампир охватывал всю архитектуру, т. е. основы архитектоники, здания, фасады, интерьеры и мебель. Период бидермайера охватил только интерьер и мебель. В то время как ампир распространился почти на все страны Средней Европы и даже Восточной Европы, бидермайер развился в Австрии и Германии и почти совсем не привился во Франции.

Бидермайер явился реакцией на монументализм и неудобство ампира. Этот стиль полностью отвечал вкусам и наклонностям средней буржуазии. Интерьер и мебель этого периода характеризуются скромностью, удобством и упрощенными формами. В период полного развития бидермайера, который приходится на 1820—1830 гг., он не подвергался влиянию античной архитектуры или каких-либо других стилей. Это влияние стало проявляться в более позднее время.

Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния — погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях. Романтические устремления превращаются в реализм.

Основная черта бидермайера — идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Интерьер в стиле Бидермайер обычно украшен изящно расцвеченными и скомпонованными обоями. Дизайн предоставляет свободу воображению. Окна оформлены легкими муслиновыми занавесками и более тяжелыми занавесами с бахромой кисточками по краям. Большие ковры создают цветовые пятна, цветы используются всюду: в тканях, картинах и аксессуарах. Мебель характеризована геометрическими формами и изогнутыми линиями, компактными размерами, удобством, элегантностью, упрощенным декором. Задние ножки стульев, продолжение которых образовывало спинку, так же как ножки кушеток и диванов, были слегка выгнуты. Декорирование мебели сводилось к подбору дерева и фанеры по их цвету и текстуре, пропуску прокладок и умеренному применению искусной резьбы; поверхность отделывали до получения блеска. Для изготовления мебели использовали гораздо больше пород, чем раньше. Широко применяли вяз, красное дерево, черешню, ясень, дуб, орех.

В эпоху бидермайера производилось много мягкой мебели. Она была разнообразной и часто изготавливалась гарнитурами, в состав которых входили кресла, диван, стулья и стол. Однако мебель гарнитуров не всегда имела одинаковые формы, что являлось ее характерной особенностью. Монументальной формой отличался диван с высокой спинкой, подлокотниками и часто с боковыми валиками. Мебель бидермайера удобна в пользовании. Спинки диванов делали мягкими. Изменился вид кровати, прошла мода на балдахины. В этот период появились чехлы, которыми обтягивали мягкую мебель.

Серьезные изменения претерпела техника обойных работ. Изобретение пружины повысило уровень обойных работ и явилось началом так называемого «века мягкой мебели». Одновременно с этим было механизировано производство тканей, что, правда, вызвало обеднение их внешнего вида, но зато позволило увеличить количество и разнообразие. Декоративные материалы выпускали главным образом гладкими или в полоску. Только более дорогие ткани украшались вышитым, вытканным или нанесенным краской рисунком в виде разноцветных полосок, букетиков, цветов и геометрических фигур.

Другой типичный элемент бидермайера — маленькие стеклянные серванты для демонстрации безделушек, сувениров и фарфора. Столы маленькие, легкие, простые в передвижении. Этот стиль был очень популярен в северной Европе. Он оказал сильное влияние на мебель Скандинавии и России.

Эклектизм присущ бидермайеру, из различных эпох этот стиль отбирает черты, близкие по духу его заказчику. Приблизительно с 1830 года бидермайер развивается параллельно с историзмом и наблюдается увлечение восточной обстановкой. В буржуазных домах появляются курительные и турецкие комнаты, китайские и японские предметы обстановки.

По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермайера увлекались и конструированием многофункциональной мебели, мебели с механизмами — раздвижных столов, столов с выдвижными или откидными столешницами, стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу; в каждом доме того времени обязательно есть секретеры и трельяжи с выдвижными ящичками.

В период бидермайера существовало три основных центра производства мебели в этом стиле — Вена (Австрия), Мюнхен (Бавария), Берлин (Пруссия). В 1816 году в Вене насчитывалось 875 мастеров, имеющих свои производства. Самый известный мастер — мебельщик Иосиф Дангаузер, владел фабрикой с 130 рабочими. В его работах, пластичных и объемных, чувствуется, что Дангаузер был скульптором, до 1838 года на фабрике существовало комплексное производство предметов интерьера, здесь делали и светильники, и ковры, и драпировки.

В Мюнхене в 1816 году создается объединение ремесленников-мебельщиков. Цель — единая художественная политика и политика в области сбыта. Кстати, все столяры должны были пройти обучение в рисовальных классах - это была попытка преодолеть падение художественного вкуса.

Известные немецкие архитекторы того времени — Карл Фридрих Шинкель и Франц Карл Лео фон Кленце — также проектировали мебель в стиле бидермайер. Шинкель - архитектор, опередивший свое время и создавший постройки, которые стали прообразами архитектуры XX века, - делал новаторские вещи, включая в мебель сложные механизмы.



Характерным примером особняка в стиле бидермайер можно считать замок Тегель (Schloss Tegel, 1824 г.) в Берлине, выстроенный К.Ф. Шинкелем (Karl Friedrich Schinkel) по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта, известного немецкого учёного и государственного деятеля, основателя Берлинского университета. Небольшой двухэтажный замок Тегель скромен и строг снаружи. Внутри Шинкель использует формы эллинской архитектуры. Дорические колонны, античные рельефы на стенах и скульптура относит нас к стилю ампир. В соответствии с буржуазной любовью к комфорту обставлена «голубая гостиная», где у стен на фоне голубых обоев были расставлены обтянутые голубой тканью софа, кресла и стулья. В особняках бидермайера подобные комнаты, где происходили встречи семьи и гостей, оформлялись с особой заботливостью. Здесь же на небольших этажерках и витринах для коллекций, на небольших столиках располагались альбомы для записей гостей или с видами, семейные реликвии. Но главным критерием в интерьерах такого стиля стали не роскошь и официальность ампира, а функциональность бытовых предметов, соответствовавших бюргерскому быту.

Производство изделий домашнего обихода стало массовым, общедоступным, их уникальность утрачивала своё значение. Декоративная живопись уступала место обоям, которые были гораздо дешевле. В их орнаментах превалировали рисунок в полоску, горошек, арабесковый орнамент. По стенам развешивались картины, акварели, гравюры, вошедшие в моду «силуэты».

После периода бидермайера наступает период стилевой пустоты. Архитектура отличается смешением различных стилей и эпох. В моду входит композиция стилей, называемая стилевым эклектизмом. Такое состояние продолжалось до конца XIX в., когда произошел один из последних стилевых срывов — так называемая сецессия.

Название «бидермайер» может показаться благозвучным разве что только немцам. Но сам стиль, очень милый и душевный, наверняка придется по вкусу многим.

Он воплощает мировоззрение типичного представителя среднего класса первой половины XIX века, а именно тягу к простоте, семейному уюту и отрицание показательности.

Такая обстановка олицетворяет стабильность и неспешность бюргерского бытия. В доме каждый день проходит по одному сценарию.

Кому-то такое положение вещей покажется скучным, но в этом есть и свои маленькие радости, которые умели видеть и ценить обыватели небольших городишек.

Истоки стиля бидермайер

Бидермайер в интерьере появился еще во время существования стиля ампир . Поначалу на него смотрели с улыбкой и уж точно не воспринимали как образец красоты или хорошего вкуса.

Ампир затенял его своей величественностью и помпезностью. Но со временем большинство квартир бюргеров стали обустраивать именно в духе бидермайер, ввиду его практичности и доступности.

Данный стиль причисляют к романтизму. Он переполнен наивностью и нежностью, насколько это возможно у немцев. Бидермайер – стиль счастливых людей, часто жителей провинции, которые находят радость в малом, ценят семейный очаг и умеренный уклад жизни.

Само название можно перевести, как «простодушный господин Майер». Оно взято из псевдонима некого Людвига Эйхродта, писавшего эпиграммы для журналов.

В то время появилась мода на изображение повседневной жизни и в прозе, и в художестве. На полотнах можно увидеть довольного мужчину, занятого выращиванием кактусов, или женщину, пишущую любовное послание за маленьким столиком.

Эти произведения интересны тем, что в самых подробных деталях показывают нам интерьер в стиле бидермайер.

Основные черты стиля бидермайер в интерьере

Итак, что же мы увидим, рассматривая такой интерьер? В первую очередь бросается в глаза чистота и практичность обстановки – как раз те качества, которые мы привыкли приписывать немецкому народу.

Хоть в основе построения композиции можно заметить штрихи ампира, но все формы очень упрощены и выглядят лаконично.

Стиль бидермайер причисляют к эклектическим, то есть объединяющим несколько других. Нередко в нем встречаются китайские или японские элементы декора, популярны также турецкие комнаты.

В общем, все, что мило сердцу среднестатистического городского жителя, вместилось в этот стиль.

Отделка комнат зачастую простая: плиточный или дощатый пол, покрашенный светлой краской потолок и стены. Иногда стены оклеены обоями в полоску или мелкие цветочки. Расцветку для мебельной обивки старались подобрать схожую с изображениями на обоях.

Цветы вообще занимают почетное место в интерьере в стиле бидермайер. И не удивительно, ведь они встречаются во всех ответвлениях романтизма. Букеты и вазоны обязательно украшают помещения.

Популярным становится создавать гербарии: засушенные цветы вставляют в рамку со стеклом, вешают на стены или просто ставят в вазы.

Декоративные предметы интерьера в стиле бидермайер

Вещи, сделанные собственными руками, стают предметом гордости. Их размещают в комнате для гостей, так называемой чистой комнате, которая появляется в квартирах как раз в тот период.

Очень популярны акварели и вышивка гладью или крестом.

Кроме самодельных декоративных предметов, на показ выставляются фарфоровые статуэтки и посуда, особенно сувениры, привезенные из других стран.

Для этого в гостевой комнате обязательно присутствует витрина – шкаф, стеклянный с трех сторон, с многочисленными полочками.

Бидермайер – стиль радушных хозяев.

Проведение времени с друзьями за вкусным обедом или чашкой чая – самое лучшее развлечение того времени, разве что после охоты. Поэтому обязательно имелся хороший дорогой фарфоровый сервиз, который также часто находил место на витрине.

Бидермайер в мебели

Очень примечательна мебель в стиле бидермайер.

После замысловатых аристократических гарнитуров, почитаемых ранее в Европе, она выглядит довольно просто, но впервые обладает исключительной функциональностью и удобством.

Эта мебель уже очень напоминает сегодняшние изделия.

Для ее изготовления выбирают древесину дешевых пород: фруктовые или хвойные деревья. Красные породы отошли на задний план из-за своей высокой стоимости.

Формы мебели в стиле бидермайер прямые и четкие, но все же с некоторыми закруглениями, вероятно, пришедшими со стиля рококо.

Особенно часто их можно проследить в изгибах ножек у стульев или в плавных линиях диванных спинок и подлокотников.

Неактуальным становится изготовление одиночных изделий, организовываются специализированные цехи.

От мебели уже не требуют украшать интерьер, а только выполнять как можно больше полезных функций: раздвижные и откидные столы, стулья, преобразовывающиеся в лестницы, секретеры с бесчисленным количеством выдвижных ящичков.

Что касается расположения мебели в комнате, то чаще всего она концентрируется в центре, например большой овальный стол с несколькими креслами или диваны вокруг небольшого столика.

Вдоль стен располагались шкафы или книжные полки. Пустот старались оставить как можно меньше.

Мягкая мебель получила большое распространение в рамках стиля бидермайер. На это повлияло введение машинного производства текстиля, что увеличило его ассортимент и количество. Стают популярными чехлы на мебель, а балдахины наоборот уходят в прошлое.

Стиль бидермайер в интерьере отличается гостеприимностью и теплой семейной обстановкой. Он подходит особенно для небольших квартир с низкими потолками, а в огромных особняках будет смотреться неуютно и даже нелепо.

Бидермайер – это воплощение немецкого качества и практичности, очень приятный комфортный стиль.

Стены чаще всего оклеиваются обоями светлых оттенков. Изначально обои были тканевые. В настоящее время обычно используются бумажные или флизелиновые с имитацией тканевых покрытий, например, под сукно или бархат. Узор на обоях предпочтительно мелкий и ненавязчивый.

Полы чаще всего паркетные, иногда дощатые, возможен вариант с однотонными половиками или коврами на них, особенно в гостиной. Потолки лаконичны, скромны и не предполагают многоярусных конструкций, резных элементов или рисунков. В очень небольших количествах допускается лепнина.

В практичных интерьерах стиля бидермейер стены были достаточно толстыми, и оконные проёмы были глубокими и вертикально вытянутыми, хотя это и не является требованием стиля. Для оформления стен предпочтительны спокойные и тёплые оттенки: розовый, сливочный, коричневый, молочный или голубой. Обои могут быть однотонными или иметь незатейливый орнамент.

Двери в гостиную чаще всего двустворчатые, возможно остеклённые, светлых оттенков. Рисунок на шторах должен был непременно сочетаться с обивкой мягкой мебели и стульев, а зачастую они вообще совпадали. Глубокие проёмы больших окон украшали воздушными гардинами из красивого муслина.

Один из символов стиля бидермейер — это большой камин с широкой мраморной доской. Простота форм мебели эпохи бидермейер компенсируется яркими и приятными взгляду узорами обивки, ковров, занавесей, обоев. Предпочтительны «романтические» узоры и расцветки — цветы, фрукты, птицы, орнаменты.